Авианосцы ссср. история и боевое применение (31 фото). Совсем малый авианосец

Слава нашему великому народу, народу-победителю!

Вечная слава героям, павшим в боях с врагом и отдавшим свою жизнь за свободу и счастье нашего народа!

27 августа 1942 года.
Москва, Кремль.

– Но ведь американские «Айовы», модернизированные с использованием ракетного оружия, были весьма удачными ударными кораблями, товарищ Кузнецов, согласитесь, – идущее вот уже два часа совещание по вопросу стратегии развития советского флота проходило пока не слишком результативно для наркома ВМФ. Пытаясь в очередной раз убедить вождя отказаться от линкоров в пользу авианосцев, он снова терпел неудачу. Уж очень нравились товарищу Сталину громадные артиллерийские корабли.

– Да, конечно. Но их реальные качества проверять в бою не пришлось. С другой стороны, американские же авианосцы выполнили большое количество важных операций. И именно авианесущие корабли имеют на данном этапе развития очевидное превосходство, – голос Николая Герасимовича не дрогнул. Он уверенно продолжал отстаивать свою позицию. – Кроме того, товарищ Сталин, мы же получим по условиям капитуляции от немцев большое количество кораблей: «Тирпиц», «Шарнхорст», «Гейзенау», «Адмирал Хиппер», «Принц Ойген». Это приличное число сильных артиллерийских кораблей.

– Не забывайте, что Совэтский Союз также получит почти достроенный «Граф Цеппелин» – и наша промышленность, я уверэн, с успехом сможет закончить этот авианосец, – Сталину ну очень хотелось достроить бронированного монстра проекта 23.

– Это да, но одного авианосца нам явно недостаточно. Кроме того, наличие авианесущих кораблей не означает отмену строительства всех остальных. Более того, я уверен, что именно сбалансированный состав – это то, что нужно Советскому флоту. И, как только в нашем распоряжении окажутся достаточно точные и надежные ракеты корабельного базирования, строительство сильных судов сможет быть продолжено – но уже на ином этапе развития!

– Ви, товарищ Кузнецов, во многом правы. Но товарищ Сталин все же считает необходимым рассмотреть этот вопрос с разных точек зрения. Вот ви, товарищ маршал, что думаете? – неожиданно обратился вождь к молчаливо сидящему за столом Ледникову.

Удивленно посмотрев на вождя, недавно повышенный в звании пришелец заметил:

– Я не специалист во флотских вопросах, товарищ Сталин. Конечно, у меня есть мнение, но оно не является экспертным и основано, скорее, на общих впечатлениях от чтения соответствующих статей аналитиков и встреч с морскими офицерами, – Ледников говорил медленно, тщательно обдумывая свои слова.

– Но все же мнэ было бы интэрэсно вас послушать.

– Конечно, товарищ Сталин. Стратегия строительства флота – это, несомненно, важная задача. Но нам надо все же определиться, для каких целей мы строим этот самый флот. Для защиты побережья, для крейсерских операций, для нападения на какого-либо противника, – после этих слов вождь довольно хмыкнул и принялся набивать трубку.

– Естественно, в случае выбора защиты побережья как основной и единственной цели существования флота, нам не понадобятся авианосцы, – после этих слов Ледникова Кузнецов недовольно поглядел на маршала. – В таковом случае нам вполне хватит береговой авиации, артиллерийских и, позже, ракетных батарей. Правда, в таковом варианте я также не вижу особых задач для тяжелых и сверхтяжелых артиллерийских кораблей, поскольку для решения задач защиты побережья они будут более чем избыточны, – пришла очередь недовольных взглядов вождя.

– В случае если основной задачей флота становятся крейсерские операции, то артиллерийские корабли могут иметь некоторый смысл. Однако, вполне очевидно, что в современной войне в открытом море они будут уязвимы для атаки с воздуха – что ярко доказала судьба «Бисмарка». Потому, как минимум, будут необходимы легкие авианосцы для воздушного прикрытия, – Кузнецов, уже было поникший, вскинул голову и с надеждой посмотрел в сторону Сталина. Тот задумчиво раскуривал трубку.

– И, наконец, последний вариант. Универсальный флот, способный решать любые задачи. Честно говоря, именно таким мне представляется наш путь. Просто потому, что война на море не выигрывается ни в крейсерстве, ни в обороне. Как, впрочем, и война на суше. Отмечу еще вот что. В будущем основным оружием на море были атомные подводные ракетоносцы и авианосные ударные группировки. Причем отмечу, что последние являли собою хорошо сбалансированные эскадры, фактически представляя собою целый флот в миниатюре.

Правда, сразу стоит заметить недостаток универсального флота – это его цена. Как мы все понимаем, она огромна. И именно поэтому мы не можем ошибиться сейчас в выборе стратегии.

– И что ви предлагаете, Лаврентий Георгиевич?

– Не торопиться. Очевидно, что нашим основным противником будут Штаты и Великобритания. И сейчас они заняты с японцами. Причем в ближайшее время они не закончат. Пусть пока наши конструкторы и проектировщики вдумчиво, с прицелом на будущее проектируют корабли всех необходимых классов. А немцы пускай построят нам еще некоторое количество кораблей – вроде «Цеппелина» и артиллерийских кораблей. В любом случае, наш флот будет в ближайшее время значительно усилен. Мы модернизируем систему ПВО на немецких и наших кораблях, несколько снизив угрозу с воздуха. А потом, когда товарищ Королев добьется, наконец, ожидаемых успехов, мы получим значительное преимущество хотя бы и качественного плана, имея спроектированные именно под ракетное оружие корабли.

В конце Второй мировой войны советский диктатор Иосиф Сталин, бесспорно, был самым могущественным человеком в Евразии. Его Красная армия разгромила нацистскую Германию — отразила вторжение и готовилась завершить изматывающую четырехлетнюю кампанию взятием Берлина. Сухопутные силы Сталина были, судя по всему, сильнее, чем армии Америки, Британии, Франции и прочих западных стран вместе взятых.

Однако всего этого ему было мало.

Советский лидер давно мечтал о сильном флоте, который позволил бы распространить советское влияние далеко за пределы Европы и Азии — и с максимально широким размахом.

Ему были нужны линкоры — как можно больше линкоров. Правда, такой флот был на деле нереалистичным проектом, существовал в большой степени только на бумаге и даже включал в себя какое-то количество грозных кораблей, которые были откровенными мистификациями.

Идея

Во время Второй мировой войны флот был для Советского Союза лишь третьим по значимости направлением. Основное бремя тяжелых боев и длительных кампаний против Германии несла Красная армия. Помогала ей красная авиация, которая, как и Люфтваффе, специализировалась на оказании тактической поддержки сухопутным силам. Флот же, со своей стороны, играл очень ограниченную роль, сопровождая торговые суда, которые привозили помощь из Америки по программе ленд-лиза, поддерживая сухопутные операции и беспокоя германские силы в черноморском и балтийском регионах.

Тем не менее, к середине 1945 года Сталину было понятно, что после победы над Германией его главными соперниками станут Соединенные Штаты и Великобритания, защищенные от его армий морями. То же самое относилось к Японии, которую Советскому Союзу не позволили оккупировать, и ко многим из бывших колоний, созревших для революций. Какой бы могучей ни была армия Сталина, но если он хотел, чтобы его страна оставалась в числе ведущих военных держав, ему требовался сильный флот.

Почему линкоры?

К концу Второй мировой войны стало очевидно, что линкоры устарели. Главным классом кораблей стали авианосцы, в чем Японской Империи пришлось убедиться на собственном горьком опыте в ходе десятков битв на Тихоокеанском театре военных действий. После войны западные союзники в основном отказались от линкоров, но сохранили свои авианосцы.

Однако Сталин все равно предпочитал авианосцам линкоры. На совещании советского руководства в сентябре 1945 года Сталин отверг предложение строить авианосцы и вместо этого решил достраивать линкор «Советская Россия», заложенный в 1940 году и построенный к концу войны меньше чем на 1 процент. Он также поручил флоту построить два линкора «проекта 24», водоизмещением в 75 тысяч тонн, и семь тяжелых крейсеров «проекта 82» (типа «Сталинград»), водоизмещением в 36500 тонн, оснащенных девятью 12-дюймовыми пушками. При этом Сталин одобрил строительство только двух малых авианосцев, что было бесполезно с учетом морского превосходства Америки и Британии.

Плохой план

Этот план был обречен на неудачу. Советский Союз никогда не обладал большими кораблестроительными возможностями, и вдобавок их развитие дополнительно затормозила Великая отечественная война. Более того, промышленные мощности страны за время войны сильно пострадали и требовали восстановления. Ресурсов едва хватало на самые насущные цели, и в результате от идеи большого надводного флота Москве пришлось постепенно отказаться. Линкоры водоизмещением в 75 тысяч тонн так и не были построены, а из семи тяжелых крейсеров строить начали только два — и ни одного не достроили. Окончательно мечта о мощном флоте из линкоров развеялась в 1953 году со смертью Сталина.

Контекст

Кто остановил суперлинкор Гитлера

Die Welt 27.03.2016

Космический линкор «Земля»

Foreign Policy 04.06.2012

Флот украинского моря

Крым.Реалии 11.11.2016
Тем временем, на Запад просачивалась информация о новом типе советских суперлинкоров. Некоторые издания, включая, как утверждается, даже Jane’s Fighting Ships, распространяли слухи о семи новых суперлинкорах, прозванных «типом K-1000», которые якобы строились на сибирских верфях.

Семь суперкораблей — «Страна Советов», «Советская Белоруссия», «Красная Бессарабия», «Красная Сибирь», «Советская Конституция», «Ленин» и «Советский Союз» — должны были иметь водоизмещение между 36 000 и 55 000 тонн, что, как ни странно, было меньше, чем у одобренных Сталиным проектов. По разным версиям, скорость их хода должна была составлять от 25 до 33 узлов, а в их вооружение должны были входить от девяти до двенадцати 16-дюймовых пушек и двенадцать 18-дюймовых пушек. Также предполагалось, что, кроме этого, они будут вооружены управляемыми ракетами.

Проблема заключалась в том, что это была мистификация. Исходно слухи возникли в западной прессе, однако Советский Союз, узнав о них, принялся поощрять их распространение. Некоторые из названий предполагаемых кораблей принадлежали кораблям более раннего типа «Советский Союз», строительство которых было отменено. Информация выглядела достаточно реалистичной, чтобы в нее верили, хотя у Советского Союза в то время не было управляемых ракет, которыми можно было вооружить корабль. В целом, такая шумиха была крайне выгодна Москве. Если бы страны НАТО поверили в скорое появление у СССР множества суперлинкоров, им пришлось бы разрабатывать средства для противодействия, на что уходили бы ресурсы, необходимые сухопутным силам, которые защищали Западную Европу.

Будучи по преимуществу сухопутной державой, Советский Союз был обречен тратить большую часть ресурсов на сухопутные силы. Морская мощь неминуемо оказывалась для него на третьем месте. Хотя СССР в 1980-х годах и принял на вооружение четыре тяжелых крейсера типа «Киров», мечты Сталина о великом красном флоте так и не воплотились в жизнь.


Кайл Мизоками живет в Сан-Франциско и пишет о проблемах обороны и национальной безопасности. Его статьи публиковались в Diplomat, Foreign Policy, War is Boring и Daily Beast. В 2009 году он основал посвященный проблемам обороны и безопасности блог Japan Security Watch.

В августе 1953 года главком ВМС Николай Кузнецов представил министру обороны СССР Николаю Булганину доклад, в котором изложил свои взгляды на задачи и развитие флота, а также сформулировал предложения по строительству новых боевых кораблей. В докладе подчеркивалось, что« в послевоенных условиях без наличия авианосцев в составе ВМС решение основных задач флота обеспечено быть не может».

Александр Грек

С того времени прошло более 50 лет, а в составе отечественного флота есть единственный недоукомплектованный авианосец «Адмирал Кузнецов», и время жизни российского военного флота в открытом море в случае настоящей войны исчисляется минутами. О трагической судьбе отечественного авианосного флота «Популярной механике» рассказал главный конструктор аванпроекта атомного авианосца проекта 1160, заместитель главного конструктора авианосца проекта 1153 и тяжелых авианесущих крейсеров Аркадий Морин.

Закат линкоров

Появившись в 20-х годах прошлого века, авианосцы поначалу рассматривались исключительно как средства обеспечения боевых действий основной ударной силы флота — линкоров. Так было до 7 декабря 1941 года, когда японский авианосный флот утопил американские линкоры в Перл-Харбор. Сразу после нападения американцы заложили серию из 24 авианосцев типа «Эссекс» — таких больших серий столь крупных боевых кораблей в истории мирового кораблестроения не было ни до, ни после. Семнадцать авианосцев из серии успели войти в строй еще во время войны и позволили США выиграть битву на Тихом океане. Примечательно, что самый мощный из когда-либо построенных линкоров, японский «Ямато» с девятью 457-мм орудиями, за всю войну так и не сумевший нанести серьезный ущерб кораблям противника, был потоплен в апреле 1945 года самолетами с американских авианосцев.


1927 год. Проект переоборудования учебного судна «Комсомолец» в авианосец. Еще в 1925 году командование Морских сил РККА выступило с предложением о переоборудовании недостроенных линейного крейсера «Измаил» и линкора «Полтава» в авианосцы. Однако для послевоенной страны это было не по силам. Корабль должен был нести в ангаре и на полетной палубе до 42 истребителей и бомбардировщиков.

После войны всем странам стало понятно, что на морских просторах появились новые безраздельные хозяева — авианосцы. Всем, кроме СССР. Впрочем, был и в нашей стране ярый приверженец нового вида кораблей — флагман флота 2-го ранга Николай Кузнецов, назначенный в апреле 1939 года наркомом ВМФ. Благодаря его стараниям в планах третьей пятилетки 1938−1942 годов значилась закладка двух авианосцев, по одному для Северного и Тихоокеанского флотов. Однако уже в январе 1940 года план ВМФ сократили наполовину, и авианосцев в нем не оказалось. Сталин питал необъяснимую страсть к огромным линкорам, и ему мало кто осмеливался возражать. Но Кузнецов не унимался — по его указанию в ЦКБ-17 под руководством В.В. Ашика продолжалась разработка авианосцев. Работа велась по двум направлениям: большой авианосец с двухъярусным ангаром на 62 самолета (проект 72) и малый, с одноярусным на 32 самолета (проект 71). Палубный истребитель планировалось заменить корабельной модификацией известного истребителя Яковлева Як-9К, ОКБ Туполева должно было разработать корабельные торпедоносцы ПТ-М71. Основным способом взлета самолетов с авианосцев был свободный разбег по полетной палубе, использование катапульт предусматривалось лишь при максимальной взлетной массе и неблагоприятных метеоусловиях.


1939 год. Проект авианосца 71а на базе легкого крейсера. В феврале 1938 года Главный штаб ВМФ утвердил требования к будущему советскому авианосцу для действия в открытом море и у берегов противника с разведывательными, бомбардировочными и противовоздушными целями. Он должен был нести 45 истребителей и легких бомбардировщиков, восемь 130-мм орудий и восемь спаренных зенитных автоматов. По этим ТТХ ЦНИИ-45 подготовило проект малого авианосца 71а.

Созданная Кузнецовым в начале 1945 года комиссия по выбору необходимых типов кораблей для послевоенного формирования флота пришла к необходимости создания в первую очередь авианосцев двух типов: эскадренных (больших) — для Северного и Тихоокеанского флотов и малых — для Балтийского и Черноморского. На основании выводов комиссии Главный морской штаб при разработке предложений по перспективному плану послевоенного развития ВМФ предусматривал строительство девяти больших авианосцев (шесть для Тихого и три для Северного флотов) и шести малых для Северного флота. При рассмотрении в правительстве количество авианосцев уменьшили до четырех, а Сталин подвел черту: «Хорошо, построим две штуки малых». Но из конечного варианта плана исчезли и они: руководители Наркомсудпрома заявили, что «пока не готовы строить такие принципиально новые корабли». Парадокс заключался в том, что без таких кораблей строительство других теряло всякий смысл. Так в СССР начали строить бессмысленный флот.

Бюджетный авианосец

По замыслу великого стратега в течение десяти послевоенных лет намечалось построить четыре тяжелых и 30 легких крейсеров, а в 1953—1956 годах заложить еще три тяжелых и семь легких крейсеров. Одновременно Сталин собирался продолжить строительство одного из трех заложенных еще до войны линкоров проекта 23 и начать в 1955 году постройку еще двух по более совершенному проекту 24. Во всем мире такие планы сочли бы идиотскими, в СССР их называли гениальными.

В связи с этим работы над проектом 72 эскадренного авианосца прекращались, а вместо него неугомонный Кузнецов утвердил новое техзадание на разработку малого эскадренного авианосца, который мог бы в прибрежной зоне выполнять задачи противовоздушной обороны соединения, участия в противолодочной обороне, проводки конвоев и поддержки высадки десанта.


Такой «бюджетный» авианосец должен был нести в ангарах 30−40 самолетов. Для облегчения старта в носовой оконечности планировалось установить одну катапульту. Как вариант рассматривался проект достройки в качестве авианосца тяжелого крейсера «Кронштадт» или достройки трофейного германского авианосца «Граф Цеппелин». «Кронштадт» находился в невысокой технической готовности (10−15%), его достройка требовала около пяти лет, и в итоге он ушел на слом. Германский авианосец возможно было бы достроить менее чем за три года, но союзники, в зоне ответственности которых оказалось много готового оборудования и вооружения для «Графа Цеппелина», всячески противились осуществлению этого плана и настаивали на уничтожении оборудования. Переговоры тройственной комиссии ни к чему не привели, и «Граф» был расстрелян как плавучая цель авиацией и флотом 16 августа 1947 года. Еще до этого, в январе 1947 года, Кузнецова по ложным доносам сняли с должности главкома ВМС, и работы по авианосцам в СССР снова прекратились.

Совсем малый авианосец

В 1951 году Кузнецова снова назначают военно-морским министром СССР и он снова реанимирует авианосную тему. Но все его доклады не имеют никакого успеха ни до, ни после смерти Сталина. Единственное, чего ему удалось добиться, — это сохранение легкого авианосца (проект 85) в плане проектирования кораблей на 1955−1960 годы.


Третий тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143 был заложен в 1975 году под названием «Баку», продолжая традицию наименования авианесущих кораблей в честь столиц союзных республик. Однако позже по предложению министра обороны Гречко крейсер был переименован в «Новороссийск» в честь книги Леонида Ильича «Малая земля». Корабль, создаваемый под новые самолеты Як-41, на момент сдачи вынуждены были комплектовать устаревшими Як-38. В 1983 году Як-38 был снят с производства, а новый Як-41 так и не появился. В итоге корабль дослуживал свой срок на Тихом океане в роли простого вертолетоносца. Последний выход «Новороссийска» в море состоялся в мае 1991 года.

Между тем наступила эра реактивной авиации. Проектируемый легкий авианосец должен был нести 40 реактивных истребителей, два вертолета, иметь стандартное водоизмещение в 24 000 т и дальность плавания от 5000 миль. Но создание такого корабля требовало объединения ресурсов не только Минсудпрома и Минтяжмаша, но и Минавиапрома, который саботировал проект. В апреле 1955 года Кузнецов напрямую обратился к Хрущеву с просьбой привлечь к проекту КБ Яковлева, Микояна и Сухого. Это была последняя попытка Кузнецова спасти авианосец — через месяц он слег с инфарктом, а затем был снят с должности министром обороны Жуковым «за неудовлетворительное руководство флотом» и понижен в должности. Лишь через 14 лет после смерти талантливому флотоводцу вернули звание Адмирала флота Советского Союза.

Авианосцы остались без защиты. Новый главком ВМФ адмирал Горшков был всецело поглощен единственной задачей — удержать собственное кресло (и это ему удалось — он оставался главкомом ровно тридцать лет), поэтому предпочитал ни с кем не сориться. А при Хрущеве в моду вошло ракетное оружие, которое и было призвано решать почти все задачи — от уничтожения кораблей противника до противовоздушной обороны. Работы по авианосцам были прерваны, а вместо этого ЦКБ-16 была поручена разработка ракетного корабля ПВО (проект 81), который, к слову, также построен не был. Разработанная Горшковым программа военного судостроения на 1958−1965 годы предусматривала защиту кораблей от авиации противника в океане исключительно ракетным оружием. Безграмотная с военной точки зрения программа была блестящей с точки зрения карьеры — Хрущев был без ума от ракет. Слово «авианосец» попало в разряд табу.


1942 год. Германский авианосец «Граф Цеппелин». Заложенный в конце 1938 года германский авианосец довольно сильно отличался от аналогов. Корабль имел «крейсерскую» броневую палубу со скосами, конструктивное включение полетной палубы в обеспечение общей прочности корпуса и протяженное вертикальное бронирование переменной по длине корпуса толщины. Старт палубных машин предполагалось осуществлять исключительно при помощи двух расположенных в носовой части полетной палубы полиспастно-пневматических катапульт. Самолеты перед стартом устанавливались на специальные взлетные тележки, которые после старта по монорельсам возвращались в ангар.

Подпольщики

Тем не менее были люди, которые понимали, что без авианосцев флоту никуда. В 1959—1960 годах ЦКБ-17 (ныне Невское ПКБ) по поручению Госкомитета по судостроению выполнило проектную проработку «плавучей базы истребительной авиации» (ПБИА), так как за употребление термина «авианосец» можно было легко лишиться работы. Действовать ПБИА должна была в паре с кораблем ПВО, взаимно дополняя друг друга. «База» водоизмещением около 30 000 т несла 30 истребителей, четыре самолета радиолокационного дозора и два вертолета и выполняла следующие задачи: поиск соединений кораблей противника, уничтожение вражеской авиации на дальних подступах, обнаружение низколетящих целей за горизонтом. Однако проработка не имела никакой поддержки со стороны смежных отраслей промышленности и выполняла скорее роль тренера конструкторских кадров для дальнейших работ по авианосцам, в появлении которых большинство флотских экспертов не сомневались. Но они недооценили Горшкова — этот выдающийся стратег в своих публикациях громил авианосцы как «оружие агрессии», раздувая, с одной стороны, их непомерную стоимость, а с другой — приписывая им мнимую уязвимость от ракетного оружия, в том числе баллистического. Основная ставка в его доктрине делалась на подводный стратегический флот и морскую стратегическую авиацию.


1944 год. Проект авианосца 72. Проект тяжелого авианосца разрабатывался ЦКБ-17 в середине войны, учитывая летно-технические характеристики серийных фронтовых машин 1943 года выпуска для истребителя и иностранных аналогов — для палубного торпедоносца-бомбардировщика. В роли истребителя намечалась модификация Як-9К, а корабельный торпедоносец ПТ-М71 должно было разработать КБ Туполева. Двухъярусный ангар позволил бы разместить на авианосце 62 самолета. Основной способ взлета — свободный разбег по взлетной палубе. Катапульты предусматривалось использовать только для взлета самолетов с предельной загрузкой или при плохих метеоусловиях.

Незадачливые охотники за лодками

15 ноября 1960 года на свое первое боевое патрулирование вышла атомная ракетная подводная лодка «Джордж Вашингтон», вооруженная 16 ядерными баллистическими ракетами «Поларис А1», — первая в одноименной серии американских подводных ракетоносцев. Учитывая небольшую дальность («Поларис А1» — 1200 миль, «Поларис А3» — 2500 миль) полета ракет, районы патрулирования находились в Северной Атлантике и Средиземном море. Для борьбы с ними по замыслу Горшкова создавались поисково-ударные группы, состоящие из сторожевых кораблей, охотников за подводными лодками, и ракетных эсминцев, задачей которых была защита сторожевиков. Особой гордостью Горшкова стали ракетные эсминцы 58-й серии — «Грозный», «Адмирал Фокин», «Адмирал Головко» и «Варяг», волевым решением главкома переименованные в «крейсеры», что дало право заявить о создании «первых и мире ракетных крейсеров, не имевших зарубежных аналогов». К слову, американские эсминцы 1970-х превосходили наши крейсеры по водоизмещению почти вдвое. Но это не главное — сторожевики со своей задачей хронически не справлялись.


1945 год. Переоборудование в авианосец тяжелого крейсера проекта 69. Еще в середине войны Военно-морская академия провела анализ действий флотов на море, высказав рекомендации по развитию отечественного кораблестроения. Исходя из них Научно-технический комитет предлагал достроить заложенные еще в 1939 году тяжелые крейсеры типа «Кронштадт» в качестве авианосцев. Предложение не встретило поддержки.

К этому времени Хрущева сменил Брежнев и министром обороны стал Андрей Гречко. Горшков тут же изменил свой курс на 180 градусов и вернулся к идеям Кузнецова по созданию океанского флота — правда, в своеобразно усеченном варианте. В 1967 году Черноморский флот пополнился очередным «не имеющим аналогов в мире» творением Горшкова — противолодочным крейсером (ПКР) «Москва», кораблем противолодочной обороны дальней зоны с групповым базированием вертолетов. Подпалубный ангар вмещал в себя 14 вертолетов, которые справлялись с задачами поиска субмарин гораздо эффективнее сторожевиков. Основной задачей «Москвы» был круглосуточный поиск лодок, для чего в воздухе, на удалении 50 км от корабля, непрерывно находилась четверка вертолетов. Через год был поднят флаг на однотипном ПКР «Ленинград». Первые же дальние походы «Москвы» и «Ленинграда» показали, что эти корабли не способны противодействовать американским подводным лодкам из-за возросших боевых качеств последних. К тому же американские авианосные группировки в Средиземном море вели себя крайне нагло, демонстративно выполняя полеты над самой палубой наших вертолетоносцев, а то и провоцируя прямые столкновения кораблей.


Один из самых интересных трофеев советских войск — практичеcки достроенный германский авианосец «Граф Цеппелин». При штурме Штеттина в апреле 1945 года, где на рейде стоял этот корабль, советским войскам не удалось предотвратить его подрыв немецкими саперами. Грамотно расположенные заряды сделали авианосец малопригодным к восстановлению.

Турболеты

В июле 1967 года на воздушном параде в аэропорту Домодедово был показан удивительный аппарат, который впервые увидели не только простые граждане, но и многие военные, — самолет вертикального взлета и посадки Як-36, наследник экспериментальных «турболетов» 1950-х. Изначально Як-36 разрабатывался как фронтовой штурмовик, который мог оказывать поддержку войскам в условиях разрушенных прифронтовых аэродромов, взлетая прямо с лесных просек. Армейскую авиацию самолет не удовлетворил, и Яковлев попытался пристроить его во флот, благо еще в 1963-м пилот Билл Брэлфорд совершил на английском экспериментальном Hawker Siddeley P.1127 (предшественнике Harrier) вертикальную посадку на палубу авианосца «Арк Ройал», бороздившего воды Ла-Манша. Яковлева поддержал Дмитрий Устинов (в то время зампред Совета министров СССР), и Горшков не смог устоять — постройка третьего корабля серии «Москва» (под него уже начали резать металл) в Николаеве была приостановлена. Взамен было принято решение о начале строительства ПКР серии 1143 «Киев» с самолетами вертикального взлета и посадки (СВВП). Мало того, для отпугивания американских авианосцев было предусмотрено шесть пусковых установок гигантских противокорабельных ракет П-500 «Базальт». Техпроект нового корабля сделали в кратчайшие сроки к апрелю 1970 года, а в декабре 1972-го «Киев» был спущен на воду. Новому кораблю Горшков придумал и новое название — тяжелый авианесущий крейсер, ТАВКР. Само собой, СССР создал первый в мире ТАВКР. А летом 1976 года этот ТАВКР с пятью боевыми серийными СВВП Як-З6М и одним учебным Як-З6МУ совершил переход вокруг Европы к месту своего базирования на Северном флоте. В Средиземном море у острова Крит состоялись первые за пределами СССР полеты Як-З6М. Американцы на этот раз держались от корабля подальше — их предупредили, что на нем могут быть специальные боевые части для «Базальтов».


Через три года на Тихий океан в обход Африки отправился близнец — ТАВКР «Минск» с более совершенными самолетами — Як-38. Полеты в тропиках окончательно развеяли мифы о самолетах СВВП — в условиях высокой температуры и влажности воздуха подъемные двигатели перестали запускаться. А даже когда они запускались, летать могли лишь при снятом вооружении и неполной заправке. Тем не менее строительство этих дорогостоящих кораблей продолжалось: в 1982 году был спущен на воду ТАВКР «Новороссийск», а в 1987-м — «Баку». Лишь смерть Устинова в 1984 году и последовавшая через год отставка великого флотоводца Горшкова привели к остановке производства ТАВКРов — советских чудо-кораблей.

Продолжение истории советских авианосцев читайте в следующем номере

20 ноября 1935 года в рамках проекта Звено лётчик-испытатель Пётр Стефановский впервые в мире поднял в небо тяжелый бомбардировщик ТБ-3 с пятью закрепленными на нем истребителями.

Проектирование воздушных авианосцев было начато Вахмистровым еще в 1931 году. Основной идеей при этом было сопровождение бомбардировщиков и их защита в воздушном бою. Поначалу конструктор разместил на крыльях двухмоторного бомбардировщика ТБ-1 два истребителя И-4. Система получила обозначение «Звено-1» и в течение 1931 года успешно прошла испытания. Продолжая развивать оригинальную конструкцию, Вахмистров разработал несколько вариантов летающих авианосцев на базе тяжелого четырехмоторного бомбардировщика ТБ-3 . Эти системы получили обозначение «Звено-2,-3,-4,-5» и в течение нескольких лет в различных сочетаниях истребителей И-5 и И-Z успешно прошли испытания. В 1934 году появилась наиболее удачная разработка соединения ТБ-3 с двумя истребителями И-16 , получившая первоначальное обозначение «Звено-6». При этом каждый И-16 для подцепления самостоятельно подруливал под крыло бомбардировщика, прямо под механизмы подвески. Крепились истребители тремя замками, два из которых находились на крыльях, а третий, фиксирующий, был расположен на «холке» фюзеляжа, за головой пилота. После зацепления пилоты И-16 убирали шасси и были готовы к совместному взлету. «Звено-6» испытывалось в течение двух лет и полностью оправдало ожидания конструктора — результаты были великолепны!


В 1935 году Вахмистров осуществил новую разработку, прицепив к ТБ-3 пять истребителей: два И-5 , два И-16 и один И-Z, причем И-Z осуществлял соединение с самолетом-носителем в воздухе! Вахмистров назвал это сложное сооружение «Авиаматка» и предлагал в будущем подвешивать под ТБ-3 до восьми И-16 . Два истребителя при этом предполагалось устанавливать сверху, на крыльях «Авиаматки», шесть И-16 должны были посменно по три самолета подцепляться снизу и питаться горючим от ТБ-3 . Вся эта «летающая этажерка» предназначалась для ПВО, продолжительность воздушного патрулирования предполагалась в 6,5 часов. Однако, в жизни, под ТБ-3 никогда не находилось более двух подвешенных И-16 , а что касается подцепления истребителей в воздухе, то работа не продвинулась дальше нескольких удачных опытов. Для этой цели под правым крылом ТБ-3 была оборудована специальная опускаемая ферма. И-16 имел соответствующее прицепное устройство, напоминающее внешне ухват с замком. Подцепка происходила на скорости 155-160 км/час, после чего экипаж бомбардировщика подтягивал истребитель вплотную к специальным упорам на нижней поверхности крыльев. Летом 1938 года было произведено несколько успешных подцепок в воздухе. Летали лучшие летчики-испытатели НИИ ВВС Степан Супрун и Петр Стефановский. Было признано, что система вполне жизнеспособна и достойна дальнейшего развития. Были и противники, мнение которых повлияло, очевидно, на то, что финансирование этой потрясающей работы продолжено не было.


В 1938 году Вахмистров переориентировал задачи для подвешиваемых истребителей — теперь он предлагал использовать их как пикирующие бомбардировщики. Каждый И-16 мог нести по две бомбы ФАБ-250, причем радиус действия истребителей увеличивался на 80%, так как в полете истребители питались горючим от самолета-носителя. Для этой цели крайние крыльевые баки ТБ-3 емкостью 600 литров заполнялись бензином Б-3 (двигатели М-34 бомбардировщика ТБ-3 работали на авиабензине Б-2). Максимальная дальность всей системы при этом могла составлять до 2500 км. При подходе к цели командир ТБ-3 подавал сигнал к отцеплению, для чего под крылом носителя зажигалось специальное световое табло, а на истребителях сигнал сброса дублировался сиреной. Пилоты И-16 освобождали хвостовые замки своих машин, затем давали ручку управления на себя, угол атаки при этом увеличивался и при повороте самолета на угол 3°30" крыльевые замки автоматически открывались. После отцепки пикировщики устремлялись к цели. С двумя двухсотпятидесятикилограммовыми бомбами машины типа 5 имели максимальную скорость 410 км/час, на высоте 2500 метров, практический потолок составлял 6800 метров. Пикирование осуществлялось на скорости 650 км/час. И-16 после сброса бомб оставался полноценным истребителем, способным вести воздушный бой.

Боевое крещение Звена-СПБ состоялось 26 июля 1941 года, когда после ряда неудач обычных бомбардировщиков, безуспешно пытавшихся разбомбить Мост Карла I на Дунае, было решено использовать авианосцы, и для проверки Звена-СПБ лётчикам было дано задание разбомбить нефтехранилище в Констанце.

Средь бела дня пара ТБ-3 подошла к румынскому берегу и на удалении 40 км освободилась от четверки И-16 . Командир группы капитан Шубиков, выйдя на город, на глазах у барражирующих в отдалении Мессершмитов дважды спокойно облетел цель – нефтеперегонный завод – затем произвел бомбометание. Попадания в гигантские нефтехранилища были точными. Вся четверка благополучно покинула место удара и на повышенной скорости ушла. Промежуточную посадку совершили в Одессе, затем, дозаправившись, перелетели в Евпаторию.

В связи с успешной демонстрацией возможностей Звена-СПБ , 10 августа 1941 был совершён авианалёт на основную цель – Чернаводский Мост Карла I на Дунае, через который помимо войск проходил так же и нефтяной трубопровод Плоешти-Констанца. Для этого истребители дополнительно оснастили 95 литровым топливным баком, чтобы получить дополнительные 35 минут полёта. Атака производилась тремя носителями, но в одном из них случилась поломка, и он был вынужден вернуться назад, остальные выпустили истребители-бомбардировщики в 15 км от румынского берега. Истребители-бомбардировщики совершили успешную атаку в пике с высоты 1800 м и вернулись назад без потерь. Повторный авиарейд состоялся через два дня – 13 августа 1941, в это раз поломки носителей не было и истребители-бомбардировщики смогли существенно повредить мост. Истребители нанеся на обратном пути удар по румынской пехоте возле Сулина, вернулись назад без потерь.

Позднее самолёты Звена-СПБ атаковали переправу через Днепр и немецкие колонны в боях на Перекопе. Бомбардировки в группе прекратились осенью 1941 года по причине высокой изношенности моторов бомбардировщиков «Звена» и постепенного возрастания количества Пе-2 . Оставшиеся ТБ-3 той же модификации, выпуск которых был прекращён ещё в 1937 году, посчитали целесообразным использовать в качестве транспортных.

18 июня 1945 года три самолёта ТБ-3 были включены в воздушную колонну Парада Победы, но пролёт колонны был отменён из-за сильного дождя и низкой облачности.

МакМерти называет второй авианосец «Сталин». По его утверждению, это был легкий крейсер «Адмирал Нахимов» водоизмещением 9000 тонн, заложенный в Николаеве в 1914 году. Его достройка была задержана до 1929 году, когда было решено переделать крейсер в авианосец. Предполагалось, что «Сталин» будет нести 22 самолета и иметь скорость 30 узлов. Ожидалось, что постройка корабля будет завершена в 1939 году.

Несмотря на все эти сообщения, ни один из проектов советского авианосца так и не пережил войны, даже костей не сохранилось. Но если бы авианосец или авианосцы и были заложены, Советы израсходовали металл для нужд промышленности в годы Второй Мировой войны. (Предложение строить советские корабли на американских верфях было отклонено, когда в августе 1939 года Советы подписали пакт с Гитлером.)

Тайна окутывает все попытки Советов построить авианосец. Немного приподняли эту завесу таинственности опубликованные в 1965 году мемуары адмирала Н.Г. Кузнецова, наркома ВМФ с 1935 по 1947 год. Описывая кораблестроительную программу, принятую в 1937 году, адмирал Кузнецов писал:

«Было решено строить линкоры, тяжелые крейсера и другие классы надводных кораблей, то есть большой надводный флот. Строилось и большое количество подводных лодок. Не исключалась и постройка авианосца, но она откладывалась на последний год пятилетки. Это объясняли, помню, сложностью создания кораблей этого класса и специальных для них самолетов».


Существовали признаки того, что предвоенная программа предусматривала постройку не менее 4 авианосцев, которые должны были войти в строй в 1948 году.

Фактически, один раз «Серп и молот» развевался на авианосце. В конце Второй Мировой войны затопленный немецкий авианосец «Граф Цеппелин» был захвачен русскими и нагружен трофеями. Его потащили на буксире через Балтийское море. От сильного волнения – возможно, во время шторма – его груз сместился. Авианосец перевернулся и затонул. Вопреки распространенным свидетельствам, он не был спасен и остался лежать в глубинах Балтики немым свидетельством недостатка знаний русских о конструкции авианосцев и теории остойчивости.

Советская военная стратегия на послевоенные годы была объявлена 28 июля 1945 года, когда Сталин заявил: «Советские люди хотят видеть свой флот растущим, еще более сильным и мощным. Наши люди строят новые линкоры и базы флота». Флотское руководство немедленно повторило призыв Сталина к созданию мощного флота. Типичным заявлением была следующая статья в журнале «Военная мысль».

«Условия современной войны на море настоятельно требуют участия в боевых операциях флотов мощных авианосных соединений, использования их для нанесения сокрушительных ударов по вражеским морским силам, а также для борьбы с вражеской авиацией. Эти задачи в море, а также возле вражеских баз, может решить только авианосная авиация».


Но опять оказалось, что Советы не заложили кораблей крупнее легких крейсеров. Начиная с конца 40-х годов, Советский Союз заложил кили 20 легких крейсеров, превосходивших по размерам более ранние «тяжелые». 17 этих кораблей (15450 тонн, 12 – 150-мм орудий) были спущены на воду, но только 14 были закончены. Некоторые их них позднее были перевооружены ракетами. Периодически появлялись слухи, что на незаконченных кораблях начались работы, чтобы достроить их в качестве авианосцев, но признаков подобных работ обнаружить не удалось. Когда один из этих крейсеров типа «Свердлов» в 1962 году был передан Индонезии, немедленно поползли слухи, что один из незаконченных кораблей достроен как авианосец для Индонезии.

Но не последовало даже простого возрождения постройки военных кораблей. Из 24 запланированных легких крейсеров типа «Свердлов» было закончено только 14. Преемник Сталина Никита Хрущев уволил адмирала Кузнецова, который в 1951 году снова стал командующим Советским ВМФ, за его поддержку артиллерийских кораблей. Хрущев заявил, что «Кузнецов пытается выиграть будущую войну оружием прошлой». В другом случае Хрущев сказал, что «крейсера хороши только для того, чтобы возить с визитами политических лидеров и стрелять из пушек на салютах».

Второй уход адмирала Кузнецова в отставку знаменовал конец перспектив большой кораблестроительной программы, в которую были включены авианосцы.

При режиме Хрущева в середине 50-х годов советский флот начал осуществлять новую большую кораблестроительную программу. Она основывалась на постройке большого количества эсминцев и подводных лодок и была олицетворением оборонительной стратегии. Первые из эсминцев были вооружены пушками, последующие получили зенитные и противолодочные ракеты. Эти корабли также имели газотурбинные двигатели и совершенное электронное оборудование.

Современные военные корабли, построенные при правлении Хрущева и его предшественника, обеспечили Советскому Союзу мощный современный флот. Однако пригодность этих кораблей для проведения наступательных или оборонительных операция была сомнительной. Решения, касающиеся типов, количества и характеристик этих кораблей, казалось, принимаются Коммунистической партией и Верховное Командование, которое контролировалось армией. Малый вес командующего флотом в Верховном Командовании, а также бюджетные ограничения делают маловероятным появление авианосцев в составе советского флота.

Кроме самих кораблей, для создания эффективного авианосного соединения Советы должны были построить специальные самолеты, собрать необходимые корабли прикрытия и снабжения, создать тактику, обучить пилотов и так далее. Все это делало стоимость авианосной программы для государства, которое до сих пор авианосцев не имело, просто астрономической. Поэтому увеличение боевой эффективности, достигнутое такой ценой, на данный момент для Советов было сомнительным.


Советы признавали роль морской авиации в основном для целей разведки, но не для противолодочной борьбы. В 1966 году советский флот имел около 850 самолетов, примерно 500 из них были бомбардировщиками, реактивными и турбовинтовыми разведчиками, штурмовиками. Ранее Советы отказались от большого количества истребителей, в том числе – от МиГов последних моделей, которые принадлежали морской авиации. Максимум численности самолетов в ней пришелся на 1957 год – 4000 машин.

Как ни странно, но именно в период резкого сокращения советской морской авиации и сведения ее в основном к разведывательным силам, на Запад поступила «точная» информация, что Советы наконец начали строить авианосцы. Сообщалось, что это будут 2 корабля с полетными палубами, предназначенные для базирования вертолетов. В это время Советы использовали несколько типов противолодочных вертолетов, но единственным специально спроектированным для этой цели был Камов Ка-20. Этот вертолет в войсках НАТО имел кодовое название «Харп» (Арфа). Машина имела 2 турбовинтовых двигателя, вращавших в разные стороны 2 соосных главных винта, носовой и хвостовой обтекатели для поисковой аппаратуры. Вертолет мог нести по бортам фюзеляжа ракеты «воздух – поверхность» или противолодочные торпеды.

Неспособность Советов создать большое соединение эффективных базовых противолодочных самолетов, таких как британский «Шэклтон» или американский Р-3 «Орион», могла дать толчок постройке кораблей авианосного типа, чтобы расширить радиус действия противолодочных вертолетов.

Советские «авианосцы», которые получили названия «Москва» и «Ленинград», напоминали по конструкции американские десантные корабли. На носу находилась большая надстройка, а корму занимала полетная палуба. Советские вертолетоносцы имели водоизмещение около 15000 тонн и длину 650 футов. Их полетная палуба имела длину около 300 футов. Такие корабли с успехом могли служить в роли десантных кораблей и в роли противолодочных вертолетоносцев.

Хотя Советы не делали серьезных попыток построить ударные авианосцы, они высоко оценивали эти корабли. В книге «Военная стратегия», изданной в 1962 году, маршал Василий Соколовский, анализируя современную войну, коснулся роли различных видов вооруженных сил в предстоящем конфликте. Он писал, что задачей ВМФ будет «уничтожение вражеских морских сил, в основном, истребление ударных авианосных соединений и уничтожение ракетных подводных лодок, а также нарушение вражеских морских коммуникаций». Интересен порядок приоритета целей. Маршал Соколовский выделил три главные цели для советского флота: 1). Ударные авианосцы; 2). Ракетные подводные лодки; 3). Морские коммуникации. Маршал Соколовский был компетентным военным лидером, он служил первым заместителем министра обороны СССР и начальником Генерального Штаба с 1949 по 1960 год.

Это мнение советских военных об авианосцах позднее было подтверждено шквалом нападок, которые коммунистическая пропаганда обрушила на эти корабли, частым преследованием английских и американских авианосцев «рыболовными траулерами» с явно разведывательными целями и интенсивными облетами американских авианосцев советскими самолетами. Когда появившиеся в середине 60-х годов атомные подводные лодки с ракетами «Поларис» на борту сменили ударные авианосцы в качестве главной ударной силы флота, советский интерес к этим кораблям поугас. Однако ударная мощь, мобильность и гибкость американских авианосных соединений все еще делает их объектом пристального внимания советских моряков.