Целомудрие и «развороченность» души в православии. Целомудрие Соблюдение детей от соблазнов мира

О целомудрии

Павел Александрович Флоренский писал, «…А так как очищение духом святым являет целомудрие и смиренную непорочность, то София есть Девство… Носительница же Девства - Дева в собственном и исключительном смысле слова - есть Мариам, Дева Благодатная, Облагодатствованная... Духом Святым, Исполненная Его дарами».

При соединении 7 цветов радуги образуется белый цвет – цвет целомудрия, чистоты и мудрости: не случайно в немецком, языке сокоренны weiss («белый»), ich weiss («я знаю»), Weise («мудрец»), Gewissen («совесть»), wissen («знать»); Wesen («сущность» в значении «существо»).
Гармоничное сочетание цветов даёт так называемый «белый свет».
По словам святого двадцатого столетия Павла Александровича Флоренского, «целомудрие ... по своему этимологическому составу указывает на цельность, здравость, неповреждённость, единство и вообще нормальное состояние личности, свежесть духовных сил, духовную устремлённость внутреннего человека. Целомудрие... – почти то же, что цело-мысленность (разумея «мысль» в отеческом слово-употреблении, т.е. в смысле вообще духовной жизни), цело-мыслие, цело-умие, цело-разумие, здраво-умие, здраво-мудрие... Целомудрие – это простота, т.е. органическое единство, ... цельность личности » .
Слова «исцеление» («выздоровление»), «целый», «цельность» наполнены общим смыслом, который можно в определённой мере выразить понятиями «полноценный» и «правильно собранный».

Белые кровяные тельца – лейкоциты – отвечают за иммунную систему, деятельность которой в первую очередь зависит от чистоты сознания, космичности мышления.
Болезнь есть ни что иное, как последствие какого-то греха, потеря сознанием целостности, которое открывает физическое тело для воздействия на него существ, несущих болезни. Любая инфекция и другие виды болезней есть не что иное, как проявление дисгармоничных энергий, входящих лишь в ту среду, где для них уже созданы соответствующие условия.
Одним словом, от цельности, целостности сознания зависит и сопротивляемость души и её производного – тела, – воздействию негативных энергий, являющихся причиной, началом всех болезней.


Лебедь - символ целомудрия и верности


Единорог - символ чистоты, целомудрия, очищения

Флоренский писал, что «Грех − частичность, раздробленность, отпадение, он противоположен целостности, целомудрию…»
Целомудрие естественный путь человека к здоровью, внутренней целостности, гармонии и высшему предназначению, необходимое условие для личного и духовного развития.
Целомудрие – образ жизни человека, который стремится к внутренней и внешней чистоте, нравственности, хранит свою честь, достоинство, не причиняет вред себе и другим.

Целомудрие – достойный образ жизни человека в любом возрасте .
Сохранение целомудрия в самом начале жизненного пути особенно важно.
У наших предков было трепетное отношение к девичьей чистоте, потому что перед их глазами были примеры рождения плохого потомства от гулящей девушки. Нравственно падшую девушку презирали, считали испорченной, недостойной замужества.
Подросток должен быть занят наполнением себя мировой культурой, приобретением знаний, умений и трудовых навыков... Юноша должен уважать чистоту девушки, пытаться не нарушить её даже словом. Важно не переступить эту грань. Потому что один неосторожный шаг – и всё начнёт рушиться: внутри образуется пустота, угасает какая-то искорка. Уходит трепет, он заменяется страстью, которой, как известно, свойственно исчезать со временем. Можно сказать, что любовь, которая могла бы зародиться, растаптывают.
В масштабе общества потеря юношами и девушками чистоты приводит к катастрофическому росту числа людей с негативной наследственностью – с психическими отклонениями, со склонностью к насилию, извращениям, алкоголизму, наркомании, самоубийствам; к развращению и растлению детей и молодёжи. То есть приводит общество к духовно-нравственному кризису, который грозит самоуничтожению человечества.
Целомудрие, которое сохраняет и поддерживает человек, - прекрасно. Люди, хранящие свою чистоту, светятся! Светятся какой-то радостью, каким-то внутренним светом. И они счастливы, как и любой человек с чистой совестью.
Целомудрие – это определённое состояние человека, его организма, гормональный фон, которые позволяют иметь возвышенные мечты и цели, стремится к серьёзным и светлым отношениям, создают условия для прихода безусловной Любви...

Чистота есть признак здравия души, источник духовной радости. Кто желает стяжать любовь к Богу, должен иметь попечение о чистоте своей души.
"В чистоте, - говорит преподобный Ефрем Сирин, - обитают великий свет, и радость, и мир, и терпение; а в блуде обитают печаль, уныние, ненасытный сон и густая тьма". Прекрасно сказано древними подвижниками,что "блуд есть ложь (обман), а целомудрие есть истина и истинное удовольствие".
Приятность ("сладость") чистоты целомудрия нельзя словами объяснить тому, кто не удостоился достичь высоты сей добродетели. Дивное дело Божие! Человек плотяный, находясь во плоти, отвергает плотские страсти и при великом разнообразии жизненных обстоятельств, вражеских нападений и соблазнов пребывает непоколебимым в чистоте силою Божиею. Кто достигнет этого состояния добродетели, по особой благодати, сам изумляясь, с искренним расположением сердца будет взывать: чудна дела Твоя, и душа моя знает зело (Пс 138:14).

Целомудренный получает постоянное душевное удовольствие от сознания победы над порывами страстей, от увеселения и спокойствия совести, от уважения к самому себе. В страсти же - волнение, неистовство, умоисступление, телесное расслабление, болезни. Удовольствие в страсти кратковременное, а после - угрызения совести, помрачение разума, скорбь, ревность, ссоры, опасения, постоянные неудовольствия, раздражительность и душевное смятение, а при смерти великая скорбь и тяжесть души (свят. Иоанн Златоуст).

Преподобный Ефрем Сирин в похвале чистоте целомудрия говорит:
«Чистота гнушается роскошью, негою, изысканным убранством одежд.
Чистота - ненавистница дорогих яств, бегающая пьянства.
Чистота - узда для очей, она изводит все тело из тьмы в свет.
Чистота порабощает плоть, проникает взором в небесное.
Чистота - родоначальница любви и ангельского жития. У чистоты чисто сердце, гортань сладостна и лицо светло.
Чистота - дар Божий, исполненный доброты, назидания и ведения.
Чистота радует сердце, приобретшее ее, и окрыляет душу к небесному.
Чистота порождает духовную радость и умерщвляет печаль.
Чистота умерщвляет страсти и производит бесстрастие.
Чистота просвещает праведных, омрачает диавола, течет к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе (Флп. 3:14).
Чистота отгоняет уныние, внушает терпение.
Чистота - легкое бремя, не тонущее на водах, и вечное богатство, скрытое в душе христолюбивого человека, которое владеющего им отыщет и во время нужды.
Чистота - прекрасное имение, которого звери не опустошают и огонь не поджигает.
Чистота - духовная колесница, которая владеющего ею возводит на высоту.
Чистота упокоевается в душах кротких и смиренных и производит Божиих человеков.
Чистота расцветает, как роза, среди души и тела и наполняет весь дом благоуханием.
Чистота - предшественница и собирательница Святого Духа. О любящем чистоту радуется Святой Дух и подает ему терпение.
Чистота умилостивляет Бога, достигает Его обетовании и у всех людей обретает себе благодать.
Чистота приобретает почести не только приснодевственникам, но и живущим в супружестве. Ее возлюбим всем сердцем и мы, благословенные последователи Христа Спасителя, чтобы возрадовать Духа Божия, живущего в нас».

ОБ ОТНОШЕНИИ К ТЕЛУ
Свт. Феофан Затворник

Резче всего, очевиднее и нагляднее отличие истинного христианина от человека, преданного греху, выражается в том, как поступают они с телом своим. Возьмите житие какого угодно святого и найдете, что начало его обращения к Богу или первые действия Богоугождения означаются умучением, истомлением и истощанием плоти. Человек же, живущий во грехе, пространно питает и греет плоть свою и не может принять смелости отказать ей в чем-нибудь или ее чем-нибудь озлобить. Таков общий вид отношения к телу у того и другого. В полной картине оно таково: тело есть ближайшее орудие души и единственный способ обнаружения ее вовне в настоящем мире. Это первоначальное его назначение. Посему самым устройством оно совершенно приспособлено к силам души. При всем том, однако ж, тело все же есть нечто внешнее для души, нечто такое, что она должна отделять от себя и, почитая своим, не сливать с собою.
Когда человек пал, душа расслабела, потеряла власть над собою, ниспала в плоть и слилась с нею, слилась до того, что как бы и сознавать себя стала не иначе, как в плоти и чрез плоть. Когда произошло такое слияние сознания с плотию, неминуемым следствием сего было сознание своими и всех потребностей тела и всех инстинктуальных влечений, возникающих в животной жизни, а вместе, забвение потребностей духа, ибо плоть и плотское осязаемее. Лишь только потребности тела сочтены своими, надлежало их удовлетворять с заботою, не заботясь о духе. Частое удовлетворение рождало склонность плотскую и погашало соответственное по противоположности совершенство духа. Так как инстинктуальных влечений у нас столько, сколько есть отправлений в теле, а этих последних можно считать главным образом пять, именно: отправление органов чувств, движения, слова, питания и половых, - то по сим последним можно расположить и самые склонности, образующиеся в душе от неразумного удовлетворения их требований. Так: органы чувств дают инстинкт, или потребность употребления их. Удовлетворение сей потребности рождает следующие склонности: жажду впечатлений, глазерство, услаждение чувств, рассеянность. Эти склонности, окрепши, уничтожают в духе внимание и самособранность.
Из органов движения развивается потребность движения, а из нее потом - наклонность к независимой деятельности, желание внешней свободы, своеволие, разгульность. Ими отнимается свобода у духа.
У органов слова есть потребность, чтоб их приводили в движение, или раздражали. Отсюда болтливость, смехотворство, празднословие, шутки. Они налагают молчание на внутреннее слово духа - молитву.
Из инстинкта питания развиваются сластолюбие, нега, обжорство, леность, праздность. Это отнимает всякое движение духовной деятельности.
Вследствие недолжного удовлетворения половых отправлений происходят: желание нравиться, щегольство, волокитство и самые страсти бесчестия. Они отнимают свойственные духу чистоту и бесстрастие.
Все это тотчас найдет и сознает в себе всякий беспристрастный наблюдатель за собою, тем больше - человек, обративший на себя взоры под действием Божией благодати. Он ясно видит и чувствует, что обложен, как узами, плотскими страстями и склонностями, которые не дают свободы его духу действовать соответственно своей природе, а приникая ближе, находит, что они от плоти, и именно от неразумного удовлетворения ее потребностей. Решившись исправиться во всем и, следовательно, возвратить свойственную духу свободу, он и хотел бы ограничить сии потребности благоразумною мерою их удовлетворения, например, умеренною пищею, сном и проч., но образовавшиеся склонности до того сроднились, или в такую чувствительную пришли связь с органами своими, что легкое движение сих органов приводит в силу склонность и злодействует духу; например, от легкого движения чувств - расхищение мыслей и потеря самособранности, от употребления пищи вдоволь - холодность духа и вялость, и проч. Посему с первого раза он полагает для себя законом - связать органы тела, чтоб не возбуждались ими образовавшиеся чрез них склонности и дух имел свободу восстановлять свойственные себе совершенства. Так налагаются узы:
на органы чувств - чрез уединение, чтоб утвердить и сохранить внимание и самособранность, в коей сила духа;
на движение - чрез регулярный труд и послушание, чтоб восстановить в духе свободу;
на органы слова - молчанием, чтоб воскресить внутреннее слово, или возношение ума к Богу в молитве;
на органы питания - постом, неспанием, долулеганием, чтоб сохранить живость в духе;
на органы половые - целомудрием и безбрачием, чтоб водворить в себе бесстрастие.
Вот основание, почему святые Божии все без исключения проходили жестокое житие! Без сего нельзя очистить духа, нельзя восстановить его и явить во всей свойственной ему силе. Это необходимый путь к его свободе. Только по мере истомления плоти он высвобождается из нее. Посему кто льстит себя надеждою достигать совершенства в духе без сурового обхождения с телом, тот походит на того, кто бы хотел носить воду решетом, или ловить ветер руками, или писать слова на воде. Это - напрасный и неразумный труд, в коем стяжаемое в одну минуту рас точается в другую. У святых Божиих тело действительно становилось орудием для высших целей. Они чрез трение тела оттирали онемелый дух. Замечательно в сем отношении, что они тело, или животную жизнь, считали как бы лицом сторонним, почему, отходя ко сну, говорили: поди, осел... это значит, что тело у них отделялось от их личности и сорастворение сознания с ним прекращалось.
Как очевидна теперь необходимость тесного, скорбного и крестного пути ко спасению! Мы встречаем ее на всех степенях своей жизни. Тело должно стеснить телесными подвигами, иначе бесполезны все труды. Следующую за ним внутри деятельность воображения, пожеланий и страстей, эту мятущуюся беспорядочную деятельность должно подавить внутреннею напряженною бдительностию. Стоящую выше сего деятельность душевных сил должно исправить душевными трудами: чтением и рассуждением, добрыми делами и Богослужением. Наконец, восстановить или воспитать дух надо Богомыслием, молитвою, приобщением таинств. Все это трудные, потовые занятия! Следовательно, неотъемлемый характер жизни истинно христианской есть трудничество, подвижничество, потовое и напряженное делание.

ДЕВСТВО И ЦЕЛОМУДРИЕ ВТОРОЙ ОСНОВНОЙ ОБЕТ МОНАШЕСТВА
Схиархимандрит Софроний (Сахаров)

Девство и целомудрие, понимаемые в христианском смысле, весьма существенно отличаются от того, что вне христианства разумели и доныне многие разумеют под этими словами. Понятия «девство и целомудрие» близки, но не тождественны. В порядке словоупотребления при постриге лицами, пришедшими к монашеству после брака или после внебрачного общения, дается обет целомудрия, т.е. дальнейшего полного воздержания; для лиц же, не познавших акта общения с другим телом, он становится обетом девства.
Целомудрие, как показывает и самое слово, понимается как целостность, или полнота мудрости. В Церкви с ним связано представление не только преодоления плотского влечения и вообще «комплекса плоти» и в этом смысле «победы над естеством», но и достижение совокупности совершенств, свойственных мудрости, что выльется в постоянное пребывание в Боге «всем умом, всем сердцем». В своем более полном осуществлении подвиг целомудрия восстанавливает девственное состояние человека по духу, не изменяя факта потери девства по телу.
Девство же подлинное святыми отцами определяется как состояние вышеестественное. В своей совершенной форме оно понимается как непрерывное пребывание в Божественной любви , как осуществление заповеди Христа - любить Бога «всем сердцем, всем умом, всей душой, всею крепостью». При свете этого критерия, всякое отступление ума и сердца от любви Божией рассматриваются как духовное «прелюбодеяние», т.е. преступление против любви.
Девство не есть наивное неведение естественной и вполне нормальной человеческой жизни.
Нерастленность по плоти - не есть еще девство. Один из величайших святых нашей Церкви, Василий Великий, с горечью говорил о себе: «Хоть жены и не познал, но я не девственник», т.е. в более совершенном смысле этого слова. Помимо актов общения с другим телом, есть немало иных форм растления и саморастления, о которых у нас, в Православной Церкви, не принято говорить «по виду», чтобы не порождать в уме говорящего или слушающего каких-либо образов греха. И не познавший физического акта, если только умом поползнется и будет мечтательно желать такового, уже не вполне девственник.
По церковному представлению - есть три степени духовного состояния человека: вышеестественное, естественное и, наконец, ниже,- или противоестественное. К первому относится девство и монашеское целомудрие, понимаемые как дар благодати; вторым является благословенный брак; всякая же иная форма плотской жизни - духовно будет или ниже, или даже противоестественною. Сказано у отцов: «Не посягай на вышеестественное, чтобы не попасть в противоестественное». Отсюда правило: никого не должно допускать к монашеству без предварительного испытания. Монах, не хранящий целомудрия, в порядках спасения стоит много ниже благочестного брака, почитаемого в Церкви спасительным путем. И если принять во внимание, что принесший обеты лишается права на освященный Церковью брак, то всякое нарушение монахом целомудрия рассматривается как падение, и притом падение в нижеестественное. Нормальный, неизвращенный брак сохраняет человека и физически, и нравственно, тогда как всякий иной образ плотского удовлетворения, хотя бы и в форме только мечтания о нем, разлагающе действует на всего человека, т.е. и на психику, и на тело...
Монашеское целомудрие, как воистину «человеческая» жизнь по образу совершенного Человека-Христа, не может быть основано на отрицании половой жизни, на осуждении благословенного Богом и Церковью брака, на отвращении или унижении того акта, посредством которого «человек рождается в мир» (Ин. 16, 21). Церковь в Своих соборных постановлениях отвергает тех, кто ищет монашества по гнушению браком или гордостному уничижению его. Поэтому всякого, ищущего монашества, отцы испытывали - имеет ли он подлинное призвание к нему. Различны степени такого призвания. Некоторым дано было познать состояние благодатного богообщения такой меры, когда и ум их и тело ясно ощущали свое освящение. Для таковых совершенное воздержание от плотской жизни, не только в форме физических актов, но и в самой мысли становится категорическим императивом духа.
Опыт тысячелетий показал, что любовь Божия возможна и в браке, но любовь умеренная . Когда же эта любовь переходит некую грань и достигает большей силы, тогда душа человека интуитивно отходит от всего того, что как-то не согласуется с этой любовью. Не мне найти рациональное объяснение этому замечательному явлению в области религиозной психологии, повторяющемуся в веках с удивительной закономерностью. Быть может, оно и вообще не подлежит рациональному определению. Я лично исхожу из данных святоотеческих творений и отчасти из тех наблюдений, возможность которых мне была дана как духовнику. Из многих бесед с подвижниками я вынес крепкое убеждение, что когда душа в опыте своем познает любовь Христову, тогда, от сладости любви сей, порождается в ней неудержимое влечение к Богу, непрестающее «скучание» о Нем и, вместе, необъяснимая печаль о мире, следствием чего является совершенно беструдное и как бы естественное отстранение всяких чувственных услаждений, от которых эта Божественная любовь остывает и гаснет. Таково свойство большой любви Христовой, что она не терпит снижения до плотских услаждений вообще, и тем более полового, как наиболее сильного из них. Ум человеческий от действия любви Божией совлекается земли и очищается от всякого образа; половое же общение слишком глубоко поражает душу именно земными образами. Мы знаем, что многие к этому относятся совершенно иначе; но не к ним ли применимы слова Писания: «Не имать Дух Мой пребывали в человецех сих во век, зане суть плоть» (Быт. 6, 3)?
Самый опыт жизни показывает подвижнику, что всякого рода чувственные услаждения, будь то зрительные, вкусовые, слуховые, осязания или обоняния, отвлекают душу от того, что безмерно выше и несоизмеримо драгоценнее, лишая ее дерзновения в молитве; тогда как страдательное состояние плоти, наоборот, очень часто содействует очищению ума и восхождению его к созерцанию.
Целомудрие, когда оно является глубокой потребностью духа, естественно приводит к тому, что называют «суровым образом жизни», или «постническим житием». Все, что не является совершенно необходимым для существования, отстраняется, чтобы дух имел наибольшую свободу в созерцании.
Грех не в том или ином естественном отправлении человека, а в страстях. При. Пимен Великий сказал: «Мы не телоубийцы, а страстеубийцы». Борьба православного подвижника - не против тела, а против страстей и «духов злобы поднебесных» (Еф. 6, 12), ибо от Бога нас удаляет не тело, призванное быть сосудом или «храмом живущего в нас Духа Святого» (1 Кор. 6, 19), а сладострастие, т.е. страсти с их услаждениями.
Православное подвижничество утверждено на догматическом сознании, что жизнь разумной твари составляется из соединения двух воль, двух действий: Божественного и человеческого. В силу этого и девство и целомудрие суть не только дар благодати, но и следствие разумного подвига. Всякий дар благодати неизбежно в мире сем сопрягается с великим подвигом разумного хранения ее. То, чему научает благодать во время своего пребывания с человеком, в том должен он оставаться и во время отступлений ее в форме ощутимого действия, сохраняя себя в том же строе жизни, как если бы благодать не отступала от него. Здесь получает начало волевое усилие подвижника и необходимость аскетического воспитания. Свт. Григорий Нисский в своем слове «О девстве» (Гл. 4) говорит так: «Подвиг девства есть некое искусство и сила божественной жизни, научающая живущих во плоти уподобляться бесплотному естеству». И в той части, где действует разумная человеческая воля, хранение девства и целомудрия становится аскетической культурой и искусством. Сегодня мы не имеем цели подробнее остановиться на этом предмете. Скажу только, что самым существенным моментом в этом «искусстве» является «хранение ума». Важнейшее правило в этом подвиге - не отдать ума. Без этого - никакие телесные подвиги не достигают искомой цели, тогда как аскетически воспитанный ум может сохранить не только свою чистоту и свободу, но и покой тела, и даже в таких условиях, при которых другим это дело покажется невозможным.
И снова, для большего утверждения, скажем, что нашей Церкви глубоко свойственно сознание исключительности этого пути, вытекающее не только из опыта, но и из слов Самого Христа, сказавшего: «Не все вмещают слово об этом» (Мф. 19, 11). Отсюда - предварительное внимательное испытание ищущих монашеского пострига; отсюда и отказ от безбрачного клира в миру, за редкими и в большинстве случаев вынужденными исключениями. В этом, впрочем, проявилось и благоволение Церкви к чистому браку, настолько большое, что последний вовсе не рассматривается как препятствие к совершению даже божественнейшего таинства Евхаристии.
Великий Иоанн Лествичник свое поразительное слово «О целомудрии» (15-е) заканчивает так: «Кто, будучи во плоти, получил и здесь победную почесть, тот умер и воскрес, и здесь познал начало будущего нетления».

Целомудрие можно было бы занести в Красную книгу добродетели, если бы таковая существовала.

В современном обществе такие понятия, как благородство, невинность, целомудрие воспринимают, скорее, как пережитки прошлого, и только христианство поддерживает ценность чистоты души и целостность разума, которые не запачкались страстями.

Целомудрие в современном обществе

Целомудрие является всеобъемлющим словом, в состав которого входит:

Русский язык, богатый синонимами, называет безукоризненных, безупречных, здравомыслящих людей целомудренными, если им присуща честность, непорочность и скромность. В это понятие входит и девственность, которую сравнивают с девичьим цветом, неиспорченностью.

В толковом словаре под редакцией Ушакова целомудренность приравнивается к добродетели и строгости в отношении нравов, это нравственная чистота.

На заметку! Более точное и приемлемое понятие в современном обществе дается в словаре Даля, где целомудренным назван человек, как мужчина, так и женщина, который сохранил девственность до вступления в брачные отношения и сумел жить чистой, непорочной семейной жизнью.

В здоровом обществе, где ценится понятие чистоты, достоинства и чести, целомудрие является положительной характеристикой человека, умеющего поставить в жизни рамки, самозапрещающие вхождение в нее всего, что может ослабить противостояние злу.

Что такое целомудрие в православии

В массовом сознании целомудренность связывают с отказом от сексуальных отношений вообще, это уход в монашество , или же хранением чистоты как до брака, так и во время него. В дохристианском периоде людей, согрешивших в блуде, привязывали за руки и ноги к земле и забрасывали камнями. Вспомним блудницу, которую привели к Иисусу для суда. Священники требовали казни, и только мудрое и милостивое повеление Христа спасло женщину от смерти.

Также читайте:

Многие родители и их дети заблудились, что означает, приняли блуд, как норму, в этом вопросе. Почему-то некоторые мамы позволяют сыновьям физически развлекаться на стороне, но в невестки они хотят принять только девственницу.

Вне брака целомудрие связано с хранением девства, а в браке – с хранением супружеской верности

Царство Небесное не приложится к тем, кто ограничивает себя только в еде, соблюдая посты, но не ведет целомудренной жизни, в основе которой находится стыд впасть в разврат.

Только укоренившееся понятие целомудренной жизни может защитить и укрепить душу христианина. Для воцерковленного христианина важно понимать, что «хочу» и «можно» не всегда применимы к целомудренным людям. Нельзя желать тела другого человека, перед которым у тебя нет никакой ответственности, отсутствует уважение, двигаясь одними инстинктами, тогда человек сравним со скотиной.

Нельзя только иметь человека, его надо любить! Блуд стирает все грани приличия, в мире признается право на демонстрацию чувств геями и лесбиянками, за этот грех были сожжены Богом города Содом и Гоморра.

Истинную любовь, которая всему верит и все покрывает (Кор.13) заменили похотливыми желаниями, убрав из жизни понятие целомудренности и невинности.

Учение Христово явило миру истинность девства на примере Пречистой Девы Марии, поведении святых. Жизнь по заповедям Божьим и исполнение указаний Христа становится целомудренной, защищенной от греховных мыслей и дел.

Важно! Каждый христианин может покаяться в блуде и прилепиться к девственной жизни истинного христианина.

Святые отцы о целомудрии

Многие люди слово «целомудрие» воспринимают, как понятие невинности. Однако, это слово описывает не просто физиологическое состояние человека, девственного, верного в супружестве, оно намного шире. Понять целомудренность без знания религиозных основ практически невозможно, только Библия дает четкое понимание греха и праведности, которое можно приобрести в послушании.

У католиков это понятие выражается в безбрачии священников - целибате.

Монахиня Нина, в мире известная как Крыгина, определила целомудрие, как целостное отношение к жизни, приправленное мудростью.

По словам Иоанна Лествичника, это слово объединило все добродетели.

В записях Святителя Игнатия Брянчанинова целомудренность является уклонением от всяких греховных помыслов и дел, куда входят сладострастные беседы, произношение скверных выражений.

Целомудрие – это строгая нравственная и телесная чистота, уклонение от блуда, разврата

В понятие добродетели входит хранение своих чувств, куда входит зрение, слух и осязание, в чистоте и скромности.

Чтобы стать целомудренным, человеку необходимо научиться:

  • молчанию и безмолвию;
  • пребыванию в размышлениях о рае и аде;
  • отказу от блудных фантазий;
  • служить бедным и сиротам.

В записках Святого Амвросия Медиоланского приводится три формы этой добродетели - целомудренности: вдовства, мужа и жены, девственности.

Святой Амвросий пишет, что это добродетель не для восхваления, а как дар богатства христианской дисциплины.

Высказывание священника РПЦ, архимандрита Иоанна Крестьянкина, покинувшего этот мир в 2006 году звучит гимном чистоте, он называет эту добродетель красотой души, наполненной правдой, духовным здоровьем, что выражается в благоразумии и мужестве противостоять злу мира.

Ныне правящий русский священнослужитель Павел Гумеров в проповедях призывает прихожан хранить в чистоте не только глаза, но и разум, ибо греховные помыслы и мысли покрывают грязью, как душу, так и сердце.

Помимо служителей о чистоте нравов писали и великие писатели, публицисты и драматурги. Представитель французской философии Альбер Камю, утверждал, что в разнузданности человек теряет смысл бытия, и только целомудрие способно вернуть человечеству смысл жизни.

Прекрасно выражение французского драматурга XVIII века Пьера Огюста Карон де Бомарше о том, Божьи Небеса всегда покровительствуют невинным, чистым душой людям.

Священное Писание призывает к целомудрию и чистоте

Как взрастить целомудрие

По словам Иоанна Кассиана, без жизненной позиции, основанной на смирении, находящемся в сердце, нельзя облачиться в целомудренность. Мы можем заставить себя усилием воли соблюдать посты, голодать, постоянно трудиться и пребывать в молитвах, но никогда нельзя приобрести чистоту, ибо она дается только Творцом по Его великой милости.

Только Спаситель может освободить от страстей, видя постоянное пребывание в подвиге веры и смирения. Для приобретения этой добродетели христиане должны жаждать чистоты, как жадный человек преодолевает все ради богатства, а влюбленный, который готов побороть все препятствия на пути к любимой. Также необходимо бороться и со страстями.

О страстях:

Только ненасытное желание стать непорочными в глазах Творца и Спасителя, готовность пожертвовать пищей, питьем и даже сном, отказаться от коварных обольщающих мыслей, может наполнить христианина целомудрием.

Этот подвиг можно совершить только по благодати милости Всевышнего Бога. Чтобы достичь целомудрия, нужна не строгость по отношению к себе, а любовь к Богу и способность наслаждаться собственной искренней чистотой.

О целомудрии.

Где обитает целомудрие, там никогда не должен возникать худой помысл в сердце человека праведного.

Пастырь Ерма

Воздержание и целомудрие состоит не в одной только непорочности тела, но и в скромности и благоприличии самого одеяния.

Сщмч. Киприан Карфагенский

Целомудренный из человекоугодия - не целомудрен. Он не за добродетелью гонится, но уловляет славу добродетели.

Свт. Василий Великий

Дело целомудрия есть бесстрастно смотреть на вещи, обыкновенно возбуждающие в нас неразумные мечты и желания.

Авва Евагрий

Если любишь целомудрие, воздерживай чрево.

Авва Евагрий

Нельзя приобрести добродетели целомудрия, если прежде не будут положены основания смирения в сердце.

Прп. Иоанн Кассиан

Для совершенства целомудрия не может быть достаточно одной чистоты телесного воздержания, если не будет к ней присоединена и непорочность духа.

Авва Херимон

Целомудрие сохраняется не пособием строгости (воздержания), а любовью к нему и удовольствием от собственной чистоты.

Авва Херимон

Усердно молись Господу, чтобы даровал тебе дух совершенного целомудрия. Чтоб и в ночных мечтаниях убегать тебе козней лукавого.

Прп. Ефрем Сирин

Целомудрие состоит не только в том, чтобы воздерживаться от блуда и от плотских удовольствий, но чтобы свободным быть и от прочих страстей.

Прп. Ефрем Сирин

Истинно целомудрен, кто не только тело хранит от блуда, но и каждый член телесный, когда, например, глаз и язык соблюдают целомудрие, каждый в собственной его деятельности, и во внутреннем человеке душевные помышления не входят в сочетание с прочими мыслями.

Прп. Ефрем Сирин

Дела целомудрия зависят не от возраста, но от душевного расположения.

Свт. Иоанн Златоуст

Дивно целомудрие, но оно гораздо удивительнее, когда соединяется с наружной красотой.

Свт. Иоанн Златоуст

Если кто научится целомудрию, то жену свою будет считать милее всех, станет смотреть на нее с великой любовью и иметь с ней большое согласие, а с миром и согласием войдут в его дом все блага.

Свт. Иоанн Златоуст

Ничто так не украшает юного возраста, как венец целомудрия и то, чтобы вступить в брак чистому от всякого распутства.

Свт. Иоанн Златоуст

Чист тот, кто плотскую любовь отражает любовью Божественной и телесный огнь угасил огнем невещественным.

Прп. Иоанн Лествичник

Целомудр тот, кто и в самом сне не ощущает никакого движения или изменения в том устроении, в котором он пребывает.

Прп. Иоанн Лествичник

Целомудр, кто навсегда стяжал совершенную нечувствительность к различию тел.

Прп. Иоанн Лествичник

Никто из обучившихся хранению чистоты да не вменяет себе приобретение ее, ибо невозможное дело, чтобы кто-нибудь победил свою природу, а где природа побеждена, там познается пришествие того, Кто выше естества, ибо без всякого прекословия меньшее упраздняется большим.

Прп. Иоанн Лествичник

Некоторые ублажают скопцов по естеству, как избавленных от мучительства плоти, а я ублажаю повседневных скопцов, которые разумом, как ножом, обучились оскоплять себя.

Прп. Иоанн Лествичник

Представь Господу немощь своего естества, сознавая во всем свое бессилие, и неощутительным образом получишь дарование целомудрия.

Прп. Иоанн Лествичник

Бесы ни о чем другом столько не веселятся, как о злосмрадии блуда, и никакой страсти не любят так, как оскверняющую тело.

Прп. Иоанн Лествичник

Ничто так не потрясает целомудрия, как навык к дерзости, к свободному обращению, отвергшему уставы скромности.

Прп. Иоанн Лествичник

О чистоте.

Телесное, избегающее пятна, позора и бесчестия, служит как бы вступлением к светлости душевной.

Свт. Кирилл Александрийский

Сердце чистое есть то, которое представило Богу память совершенно безвидную (чистую от впечатлений) и не имеющую образов и готово принять одни напечатления Божий, от которых оно обыкновенно делается светлым.

Прп. Марк Подвижник

Со всей осмотрительностью должны быть очищаемы сначала тайники нашего сердца. Ибо чего ветхозаветные желают достигнуть в чистоте тела, то мы должны иметь в тайниках совести, в которой пребывая, Господь - Советник и Подвигоположник - всегда смотрит на подвиг нашего течения и борьбы, чтобы тому, что боимся сделать открыто, мы не допустили возникнуть и внутри неосторожным помышлением, и что стыдимся обнаружить перед людьми, тем не должны оскверниться и тайным согласием.

Прп. Иоанн Кассиан

Никто не может достигнуть чистоты сердца и совершенства иначе, как истинным смирением, которое сначала должен человек оказывать братьям, также и Богу в сокровенности сердца, в полной уверенности, что без покровительства и помощи Его, оказываемой ему ежеминутно, он вовсе не может достигнуть совершенства.

Прп. Иоанн Кассиан

Авва Херимон

Что составляет нечистоту душевную? Нечистые помыслы, сладострастный взор, памятозлобие, обманы и тому подобное.

Прп. Ефрем Сирин

Что составляет нечистоту плотскую? Блуд, прелюбодеяние и всякое плотоугодие.

Прп. Ефрем Сирин

Чистая жизнь в состоянии с великой силой заградить уста и самого диавола.

Свт. Иоанн Златоуст

Предел чистоты состоит в том, чтобы ко всем иметь такое же чувство (плотское), как к предметам неодушевленным.

Прп. Иоанн Лествичник

Признак чистоты - веселиться с веселящимися и плакать с плачущими.

Прп. Исаак Сирин

Чистота жительствующих в супружестве состоит в верности супругов друг другу. Чистота дев и вдовиц, уневестившихся Христу, состоит в верности Христу.

Свт. Игнатий Брянчанинов

Чистота сердца зрит Бога, она воссиявает и цветет в душе не вследствие учения человеческого, но от невидения злобы человеческой.

В настоящее время, к сожалению, в обществе остаются неоцененными такие качества, как нравственная чистота, скромность. Молодежь желает быть раскрепощенной, независимой, зачастую такие желания носят вульгарный и пошлый оттенок.

Многие даже не знают, что такое целомудрие, под этим понятием подразумевается девственность, целомудрие до брака, то есть невступление девушки или парня в интимные отношения с противоположным полом. На самом деле это не совсем так. Что означает это понятие?

Добродетель целомудрия – это моральное качество, которым должен обладать каждый человек. Синонимами этого слова могут быть чистота, невинность, скромность, благоразумность, благородство.

Википедия говорит, что целомудрие – это обозначение телесной, духовной и душевной чистоты.

В православии это отречение от греховных поступков и мыслей, сохранение чистоты помыслов независимо от внешнего негативного воздействия.

Другой проповедник девятнадцатого века Игнатий Брянчанинов утверждает, что эта добродетель заключается в отказе от «блудных дел», сладострастия, двусмысленности в делах, разговорах, мечтах.

Он призывал всех христиан больше молчать, помогать немощным и калекам и самое главное – постоянно думать об адских муках и смерти, которые нас ожидают. По его мнению, стать целомудренным можно через послушание – Богу, родителям, закону, мужу.

Полезное видео: 14 причин хранить целомудрие

Подведем итоги

Целомудрие является даром Божьим, это неиссякаемый источник мира и радости. Человек не может только своими силами и стараниями приобрести ее, она подается по милости Божьей, поэтому будем неустанно просить об этом Всевышнего.

Вконтакте

Есть прекрасное русское слово – «целомудрие», которое очень точно выражает мысль о духовной и нравственной целостности личности человека. Целомудрие – это не просто девственное состояние тела, но чистота всех чувств тела и души и незапятнанность совести в отношении к семье, к другим людям, к обществу, к работе, к природе. Оно – естественное качество любого нравственно здорового человека, как не вступившего в брак, так и живущего в супружестве с рождением и воспитанием детей. Как сказал один из древних отцов святой Иоанн Лествичник (VI–VII вв.): «Целомудрие есть всеобъемлющее название всех добродетелей» . Целомудрие заложено в саму природу человека. Оно особенно присуще женщине. Оно достигает совершенства и покоряет своей красотой в истинно святых людях.

Целомудрие души и тела, и прежде всего добрачная девственность, является одним из главных условий сохранения нравственной свободы человека. Оно предполагает чистоту, свободу души от всякого рода дурных и грязных мыслей, желаний, слов и разговоров, от таких же фильмов, книг – и, конечно, соответствующее поведение, одежду. Ведь существует закон взаимосвязи внутреннего состояния души и внешней стороны жизни человека. Они взаимодействуют между собой на уровне как добрых чувств, намерений и дел (добродетелей), так и противоположных (грехов и страстей). Добродетели при этом находятся между собой в причинной взаимозависимости, или сродстве, и обуславливают друг друга. И так же взаимозависимы, родственны между собой грехи и страсти. «По причине этого сродства, – писал святитель Игнатий (Брянчанинов) , – произвольное подчинение одному греховному помыслу влечёт невольное подчинение другому; наличие одной греховной страсти влечёт в душу другую страсть, ей сродную; произвольное совершение одного греха влечёт к невольному впадению в другой грех, рождаемый первым. Злоба, сказали Отцы, не терпит пребывать бессупружной [одинокой] в сердце» .

Знание этого закона очень важно, поскольку иногда то, на что почти не обращается внимания, оказывается причиной самых серьёзных последствий. Так, многие не придают значения своим мыслям, а они, как добрые, так и злые, часто оказываются началом больших дел. Преподобный Марк Подвижник говорил: «Всё невольное происходит от произвольного» , то есть сознательное, например, принятие и развитие дурных мыслей в конечном счёте приводит человека, как раба, помимо его воли, к соответствующим поступкам, – к тому, на что он, как казалось, никогда бы не решился. А, например, святитель Игнатий указывает на закономерность, о которой мало кто знает: «По закону духовному, услаждающийся тщеславными и другими греховными помыслами и мечтаниями никогда не освободится от блудной страсти, сколько бы он против неё ни подвизался» .

Нарушение целомудрия, так называемое «сожительство по любви» и тому подобное, Церковь называет большим грехом. Но что же худого усматривает она в этом?

Здесь действует ещё один духовный закон, по которому, оказывается, в человеке происходит уничтожение самого ценного, что в нём есть, – любви! Внебрачное сожительство – это суицид души. Она уже не может иметь земного счастья, не говоря о посмертье. Причина этой духовной смерти заключается в том, что сожительствующих соединяет не любовь, а эгоистическое искание наслаждений. Ищущий наслаждений не может любить другого. Он любит только себя. Но эгоизм и любовь – явления взаимоисключающие.

Если действительная любовь к другому заставляет бороться со своим «я», отказываться от своих пристрастий и привычек во имя блага любимого, готова даже страдать ради него, жертвовать собой, то блуд жертвы не знает. В нём всё подчинено примитивному, грубому инстинкту и эгоизму. Не случайно священник Павел Флоренский , известный мыслитель, бывший до революции профессором Московской духовной академии, называл сожительство «по любви» (вне брака) переодетым эгоизмом . Блудник ради получения наслаждения принесёт в жертву кого угодно и что угодно, и прежде всего свою жену (мужа), детей, не говоря уже о родителях, родных, друзьях. Такой человек не способен быть верным. Он по самому духу своему изменник, ибо постоянно ищет чего-то лучшего и при первом же «удачном варианте» нарушает верность. И так всю жизнь, пока не окажется выброшенным на помойку. Действительно, точное слово, его характеризующее, – опустошённый . Поэтому так важно сохранить себя неосквернённым с юности своей!

Но полностью опустошить себя можно и не совершая греха делом – достаточно глаз, мыслей, мечтаний, внутренних ощущений и переживаний. Обычно всё начинается с малого – со взглядов, мыслей, фривольных шуток, свободы в обращении. Так что снаружи можно казаться целомудренным, а внутри быть грязным, не способным ни к какой духовной жизни.

Святой Исаак Сирин (VII в.) предупреждает: «Как погиб в потопе современный Ною род? Не за похотливость ли, когда люди с неистовством возжелали красоты дочерей Каиновых? За что отвержен Богом исполин Сампсон? Не за то ли, что осквернил себя сожитием с блудницею?»

Развращённость наступает постепенно, начинается с малого – сначала внутри, а потом выходит и наружу. Потому Христос предупреждает: Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом (Лк. 16, 10).

Само слово «разврат» является однокоренным с разворотить , извратить . Хирурги могут рассказать, как тяжело смотреть на человека после катастрофы, изувечившей его тело. Да и мы разве не отводим глаз, когда видим подобное? Разврат – это преступление, то есть переступление за границы человеческой природы, её естественной жизни, нарушение её целостности, целомудрия, закона меры. Он является развороченностью нормального состояния человека, извращением присущего ему порядка, его красоты. Поэтому и начинается он с подавления голоса совести и чувства стыда.

Ещё Казимир Малевич , нарисовавший свой пресловутый «Чёрный квадрат» и заявлявший: «Я Начало всего…», откровенно писал: «Самой высшей и сложной постройкой можно считать то произведение, которое в своём теле не имеет ни одной формы существующего [то есть Богом сотворённого – А.О.]» . Александр Бенуа , проницательно увидев в этом квадрате прямой вызов Самому Богу и Его творению, писал: «Чёрный квадрат – это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения и которое кончится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного приведёт всех к гибели» .

Но то, что происходит с одним человеком, может поразить и целую нацию, когда извращаются сами принципы общественной морали.

Это отчётливо проявилось, например, после отпадения Рима от Православия, особенно в эпоху Возрождения, когда католическая культура западных народов приобрела явно выраженный сексуальный характер. В ХХ веке, после Второй мировой войны, произошла резкая моральная деградация на Западе, а с 1980-х годов и в России, когда на людей обрушился настоящий идеологический смерч, разрушающий всё святое: насаждая бесстыжесть в поведении, в моде, в искусстве, прививая вместо совестливости страсть к деньгам, извращая красоту и гармонию уродливыми, неестественными и противоестественными формами, перемешивая правду с полуправдой и откровенной ложью.

В настоящее время по всем направлениям ведётся открытая и масштабная борьба с евангельскими нормами жизни, извращающая человечность в человеке. Всё отчётливее вырисовывается тёмное, демоническое зрелище (по-славянски – позор ) нравственного и духовного разложения людей. Об этом особенно ярко свидетельствует агрессия, которую осуществляют против человечества секс-меньшинства, захватившие власть на Западе, их гей-парады и разного рода публичные бесчинства.

Так перед молодым человеком, вступающим в период зрелости, встают два пути жизни. Евангелие называет их широким и узким путём.

О них всегда говорили мыслители, писатели, святые всех народов и эпох.


Иоанн Лествичник, прп. Лествица. Слово 15. §4.


Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание сочинений. М., 2014. Т. 4. С. 301.


Марк Подвижник, прп. Нравственно-подвижнические слова. М., 1858. Слово 2. § 104.


Игнатий (Брянчанинов), свт. Приношение современному монашеству // Полное собрание творений в 8-ми томах. М.: Паломник, 2003. Т. 5. Гл. 47. С. 313


Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. М., 1858. Сл. 62.


Малевич К. С. Собрание сочинений в 5-ти томах. М.: Гилея, 2004. Т. 5. C. 143.


Крусанов А. В. Русский авангард: 1907–1932. Исторический обзор. В 3-х томах. СПб.: Новое литературное обозрение, 1996. Т. 1. С. 262.