Инновационный компонент рейтинга глобальной конкурентоспособности. Рейтинг "Глобальная конкурентоспособность". Досье. Почему Америка стала самой конкурентной в глобальном плане страной мира

Конкурентоспособность Российской Федерации на международной арене в настоящее время претерпевает серьезные изменения. В первую очередь, данные метаморфозы связаны с внешней политикой государства, последствиями которой явились санкции, наложенные со стороны ряда стран, а также со структурой бюджетных доходов РФ, большую часть которых составляют нефтегазовые доходы. Следует отметить, что данные проблемы являются далеко не единственными для государства и от решения каждой из них зависит благополучие граждан.

Значительно помочь в определении слабых мест могут крупные международные рейтинги комплексной оценки стран. Несмотря на их значительное количество («Ежегодник конкурентоспособности стран мира» (WCY IMD), «Индекс человеческого развития» (Human Development Index), “Показатели эффективности государственного управления всех стран мира» (Worldwide Governance Indicators (WGI)), «Ведение бизнеса» (Doing Business), «KOF Индекс глобализации» (KOF Index of Globalization) и другие), наиболее масштабными, разносторонними и объективными являются GCI (Индекс глобальной конкурентоспособности), ежегодно составляемый всемирным Экономическим Форумом, и WCY («Ежегодник международной конкурентоспособности»), разрабатываемый швейцарским Институтом менеджмента. Главными их преимуществами являются охват значительного количества параметров государств, выведение общего рейтинга стран, а также отдельно по каждому из параметров.

Отличия индексов значительны и заключается в объемах выработки, наборах параметров для оценки конкурентоспособности государств, а также различных способах их оценки.

Таблица 1. Краткая характеристика отличий индексов конкурентоспособности WCY и GCI , .

Таким образом, WCY предоставляет большее количество параметров для анализа конкурентоспособности страны. Рассмотрим параметры РФ в разрезе структуры индекса Института менеджмента Швейцарии. Согласно WCY в 2015 году Российская Федерация занимает лишь 45 место в рейтинге, опустившись на 7 пунктов по сравнению с годом 2014-ым. Данное изменение возникло из-за:

Финансовый кризис, вызванный экономическим спадом и включающий в себя колебания цен и волатильность валюты;

Спада в уровне жизни населения;

Вооруженного конфликта с Украиной;

Прямые и косвенные санкции, направленные против Российской Федерации, промышленная политика импортозамещения;

Повышение иммиграции и эмиграции (в связи с геополитическими причинами) и внутренней миграции (из-за экономических причин).

Параллельно с этими факторами невозможно не отметить с преобладание нефтегазовых доходов в разрезе бюджета Российской Федерации. В связи с этим изменения мировых цен на нефть значительно влияют на темпы экономического развития страны и исполнение бюджета в целом.

Следует отметить, что в период с 2014 по 2015 год произошло плавное снижение по каждой из 4 групп факторов, что характеризует необходимость в комплексном решении назревших проблем, отрицательно действующих на развитие большинства сфер жизни государства и населения.

Таблица 2. Изменения в оценке Российской Федерации за период с 2014 по 2015 год .

Рассмотрим детальнее, как были оценены составляющие вышеперечисленных групп в WCY в 2015 году. В структуре «Экономических результатов» наивысшие позиции имеют блоки «Иностранные инвестиции» (24 место) и «Занятость населения» (15 место). В худшую сторону выделяются «Внутренняя экономика» (38 место), «Международная торговля» (49 место) и «Уровень цен» (56 место). Таким образом, Россия все еще остается достаточно привлекательной для инвесторов, однако значительная девальвация рубля и ответные санкции со стороны РФ привели к увеличению уровня цен и снижению объемов импорта продукции. Выбор такой промышленной политики, как импортозамещение, в будущем еще сильнее снизит показатели фактора международной торговли, однако снижение общего уровня цен на ряд продуктов возможно при определенном контроле ценообразования товаров национального производства. Подобные меры принимаются уже сегодня. К примеру, Росрыболовству в период с 2015 по 2020 год будет выделяться более 3 миллиардов рублей ежегодно как для развития аквакультуры в стране, так и для контроля за ценами над наиболее употребляемыми видами рыбы (лосось, треска, минтай, сельдь) . Одной из наиболее весомых причин низкой эффективности внутренней экономики является значительное удорожание кредитов вследствие увеличения ключевой ставки, а отсутствия доступа национальных банков к дешевым зарубежным кредитам (получение долгосрочных кредитов возможно лишь для российских банков, зарегистрированных на территории ЕС) . Выходом из сложившейся ситуации является поддержание стратегически важных для государства секторов экономики благодаря субсидированию, предоставлению налоговых “каникул” и льгот, лучшим условиям кредитования и иным методам увеличения эффективности деятельности экономических субъектов. Уровень же безработицы в РФ является достаточно низким по состоянию на январь 2015 года (5,5%). При этом стоит отметить снижение количества безработных по сравнению с январем 2014 года (минус 86 тысяч человек) .

Наиболее высоко оцененными составляющими фактора “Эффективность работы правительства” являются “Государственные финансы” (27 место) и “Фискальная политика” (17 место). Высокие показатели критериев объясняются значительной величиной государственного бюджета РФ (11 место в мире по состоянию на 2014 год), низким государственным долгом (164 место в мире по состоянию на 2013 год), эффективно функционирующими бюджетной системой, системой внебюджетных фондов и налоговой системой. Однако, в настоящее время, именно последняя требует серьезных реформ в силу необходимости развития предприятий малого и среднего бизнеса, кредитных организаций, а также фирм, главной задачей которых будет импортозамещение. По мнению одной из крупнейших организаций, предоставляющих услуги в области консалтинга и аудита, Deloitte Touche Tohmatsu, Россия обладает одной из наиболее сложных налоговых систем в сравнении со странами Европы (более 25% экспертов проголосовало за данный факт) . Для ее улучшения, по мнению специалистов Deloitte, необходимо снизить количество изменений, происходящих в налоговом законодательстве и лишь делающих его более запутанным, а также упростить систему сбора и уплаты налогов в целом. Значительно более низкие оценки получили параметры “Институциональное устройство” (52 место), “Бизнес законодательство” (56 место), “Социальная структура” (57 место). Столь низкая позиция институциональной сферы РФ во многом объясняется высоким уровнем коррупции, который, по опросам Всемирного Экономического Форума, имеет решающее значение в препятствии увеличению конкурентоспособности РФ по многим факторам (14,3% респондентов по итогам голосования) . На сегодняшний день наиболее действенными методами по борьбе с коррупцией являются организация государственной структуры, предлагающей высокие зарплаты сотрудникам, а также использующая сторонних наблюдателей в определении реального состояния чиновников и сопоставления их с реальными зарплатами, уменьшение роли государства в экономике (при сохранении необходимого уровня поддержки малого и среднего бизнеса), увеличение прозрачности информации о деятельности органов власти и отдельных высокопоставленных лиц. Низкая оценка бизнес законодательства обоснована как вышеупомянутой коррупцией и неэффективной налоговой системой, так и достаточно нерациональными условиями ведения бизнеса в целом. К примеру, количество процедур, необходимых для начала ведения бизнеса равно 7, а количество дней – 15, что значительно превышает соответствующие показатели развитых стран (Англия – 6 и 12, соответственно, Южная Корея – 5 и 5,5, Италия – 6 и 6), среднее арифметическое таможенных тарифов также высоко (9,5%) . Политика импортозамещения, принятая РФ сегодня, также имеет воздействие на бизнес в плане уменьшения импорта продукции, поддержки национальных производителей. Таким образом, возможно увеличение конкуренции предприятий, находящихся на территории страны, улучшение качества их продукции. Вкупе с исправлением вышеприведенных недостатков возможно добиться развития не только бизнеса, но и постепенное улучшение жизни общества.

В группе факторов “Эффективность бизнеса” наиболее высокие показатели имеет лишь фактор “Рынок труда” (31 место). В худшую сторону выделяются “Производительность и эффективность” (53 место), “Финансы” (54 место), “Практика управления” (55 место) и “Отношения и ценности в бизнесе” (53 место). Совокупность проблем в данных областях также исходит из невозможности получения кредитных средств под малый процент, из сложной и запутанной налоговой системы, слаборазвитого бизнес законодательства, коррупции и иных дестабилизирующих экономику, политику страны. Следует также отметить и иные факторы, имеющих негативное воздействие на вышеперечисленные параметры. Это и слаборазвитая инфраструктура автомобильных дорог РФ (2,4 из 10 возможных в рейтинге GCI), и высокий уровень инфляции (15,8%), и иные факторы, так или иначе требующие комплексного решения по причине их серьезной взаимосвязи и влияния на все группы факторов, представленные в индексе конкурентоспособности .

Несмотря на уже вышеупомянутые отдельные проблемы с инфраструктурой данная группа факторов была оценена наиболее высоко (36 место). Достаточно низкую оценку имеет лишь фактор “Здоровье и окружающая среда” (51 место). Во многом это объясняется следующими цифрами:

Утилизируются лишь 2-3% твердых бытовых отходов (в среднем в ЕС данный показатель равен 60%) ;

Средняя вероятная продолжительность жизни равна 70,5 года (по разным рейтингам РФ занимает от 95 до 113 места по данному показателю) ;

Значительное количество людей, зараженных ВИЧ-инфекций, в возрасте от 15 до 49 лет, равно 1,1% GCI;

Младенческая смертность, превышающая средние показатели в странах Европы (по данным на 2014 год равна 0,89% (53 место по данным GCI)).

Однако, следует упомянуть и определенные положительные моменты. Так, в первой половине 2015 года смертность снизилась до 0,66%, что на 13,5% меньше данного показателя за предыдущий год. Минприроды России разработал программу по созданию индустрии переработки мусора и рециклинга к 2020 году, реализация которой происходит уже сегодня , .

Проблемы здоровья населения и, в частной, невысокой продолжительности жизни мужчин, по словам экспертов, во многом связаны как со значительными продажами алкоголя, так и отсутствием программ профилактики, включающей в себя образование программных и нормативных основ физического воспитания населения, образования институтов спорта, санаториев .

Таким образом, падение конкурентоспособности РФ напрямую связано с неэффективной налоговой системой РФ, снижением объемов международной торговли, отсутствием должной поддержки национальных предприятий, высоким уровнем коррупции, отдельными проблемами в инфраструктуре и системе здравоохранения. Несмотря на столь серьезный перечень проблем, исследование показало возможность их постепенного комплексного решения и, как следствие, повышения рейтингов России в мировых рейтингов конкурентоспособности.

Доклад и характеристики рейтинга

Доклад "Глобальная конкурентоспособность" публикуется ВЭФ с 1979 года. В нем анализируются общедоступные статистические данные и результаты анкетного опроса руководителей 14 тыс. 375 компаний из 148 стран мира о бизнес-климате в их государствах. В рейтинг GCI были включены данные по 137 странам. Конкурентоспособность определяется как набор факторов, в том числе эффективность работы законодательных и иных институтов, способствующих росту уровня благосостояния, который может быть достигнут в результате экономической деятельности государства.

GCI измеряется в баллах от 1 (худший результат) до 7 (лучший). Принцип расчета рейтинга неоднократно менялся. GCI начали рассчитывать в существующем виде с 2000 года, а в 2005 году он стал главным показателем в докладе ВЭФ по конкурентоспособности.

В настоящее время GCI учитывает 113 индикаторов, объединенных в 12 "опорных" категорий, среди которых - институты, инфраструктура, макроэкономическая среда, здравоохранение, образование и профессиональная подготовка, эффективность рынка товаров и рынка труда, развитие финансового рынка и инновации.

В рейтинге 2017-2018 годов, как и в списке за 2016-2017 годы, первое место заняла Швейцария (5,9 балла), на второе место с третьего поднялись США (5,9 балла), опередив Сингапур (5,7 балла). Также в десятку вошли Нидерланды, Германия (по 5,7 балла), Гонконг (КНР), Швеция, Великобритания, Япония, Финляндия (5,5 балла). Последнее, 137-е место, как и год назад, занимает Йемен (2,9 балла).

Показатели России

В 2000 году, после введения современной методики расчета, Россия оказалась на 63-м месте в рейтинге. Самую низкую позицию РФ занимала по итогам 2004 года - 75-е (3,53 балла).

В рейтинге 2017-2018 годов Россия заняла 38-е место (4,6 балла) и по сравнению с предыдущим годом опередила Польшу (39), Индию (40), Литву (41), Панаму (50) и Кувейт (52). При этом она нарастила отрыв от таких европейских стран, как Португалия (42), Италия (43) и Греция (87).

Согласно докладу, наиболее проблемными факторами для ведения бизнеса в России стали: коррупция, ставки налогов, доступ компаний к финансированию и инфляция. Авторы отмечают, что улучшению позиции России в рейтинге способствовал рост макроэкономических показателей, тем не менее экономика страны остается очень зависимой от сырьевого экспорта. По мнению авторов доклада, в РФ по-прежнему слабо развит финансовый рынок (107-е место из 137). Кроме того, на низких позициях находятся оценка независимости деятельности судов (90) и обеспечение права собственности (106).

Среди довольно сильных сторон России эксперты отмечают размер рынка (6-я позиция из 137), уровень образования (32), развитую инфраструктуру (35).

Эксперты Всемирного экономического форума (ВЭФ) представили рейтинг стран мира по уровню конкурентоспособности их экономик. Всего в рейтинге 2014 года оценивали 144 страны мира из примерно 200 существующих. Итоговым рейтингом считается комплексная оценка национальной конкурентоспособности в мире.

/

В первой тройке после лидера Швейцарии следуют и США , далее – Финляндия , Германия , Япония , Гонконг , Нидерланды и Великобритания .

Россия занимает 53-е место – это второе место среди стран БРИКС (Китай на 28-м). Среди стран бывшего СССР Россию опережают Эстония (29-е место), Азербайджан (38), Литва (41) и Казахстан (50).

Методология рейтинга

Индекс глобальной конкурентоспособности (ИГК, GCI) рассчитывается из 114 показателей, которые объединены в 12 основных групп — факторы конкурентоспособности. 34 показателя рассчитываются на основе открытых статистических данных ( , бюджетный дефицит, и другие из исследований ЮНЕСКО, МВФ, ВОЗ), а остальные – по оценкам специального опроса более 14 тысяч руководителей средних и крупных предприятий.

Все страны, участвующие в рейтинге, распределяются по стадиям развития экономики. Критерием распределения стран является показатель уровня ВВП на душу населения. Однако, для определения стадии развития стран с высокой зависимостью от минеральных ресурсов, в том числе и для России, применяется второй критерий, который измеряет степень зависимости развития страны от основных факторов. Данный критерий определяется по доле экспорта сырья в общей (товаров и услуг) за последние пять лет. Страны, в которых доля экспорта сырьевых ресурсов в общем экспорте составляет 70% и более, относятся к 1-ой категории развития (стадия факторного развития).

Стадия 1
Факторное развитие
(37 экономик)
Переходная стадия от 1 к 2
(16 экономик)
Стадия 2
Эффективное развитие
(30 экономик)
Переходная стадия от 2 к 3
(24 экономики)
Стадия 3
Инновационное развитие
(37 экономик)
Бангладеш
Буркина Фасо
Бурунди
Вьетнам
Гаити
Гамбия
Гвинея
Замбия
Зимбабве
Йемен
Индия
Камбоджа
Камерун
Кения
Кот-д-Ивуар
Кыргызская Респ-ка
Лесото
Лоасская НДР
Мавритания
Мадагаскар
Малави
Мали
Маянмар
Мозамбик
Непал
Нигерия
Никарагуа
Пакистан
Руанда
Сенегал
Сьерра-Леоне
Таджикистан
Танзания
Уганда
Чад
Эфиопия
Азербайджан
Алжир
Ангола
Боливия
Ботсвана
Бутан

Габон
Гондурас
Иран, Исламская Республика
Кувейт
Ливия
Молдова
Монголия
Саудовская Аравия
Филиппины
Албания
Армения
Болгария
Восточный Тимор
Гватемала
Гвинея
Грузия
Доминиканская Респ.
Египет
Индонезия
Иордания
Капе-Верде
Китай
Колумбия
Македония
Монтенегро
Морокко
Намибия
Парагвай
Перу
Румыния
Сальвадор
Свазиленд
Сербия
Таиланд
Тунис
Украина
Шри-Ланка
Южная Африка
Ямайка
Аргентина
Барбадос
Бахрейн

Венгрия
Казахстан
Коста-Рика
Латвия
Ливан
Литва
Маврикий
Малайзия
Мексика
Объединенные Арабские Эмираты
Оман
Панама
Польша
Российская Федерация
Сейшелы
Суринам
Турция
Уругвай
Хорватия
Чили
Австралия
Австрия
Бельгия
Великобритания
Германия
Гонконг
Греция
Дания
Израиль
Исландия
Испания
Италия
Канада
Катар

Южная Корея
Люксембург
Мальта
Нидерланды
Новая Зеландия
Норвегия
Португалия
Пуэрто-Рико
Сингапур
Словацкая Респ-ка
Словения
США
Тайвань
Тринидад и Тобаго
Финляндия
Франция
Чешская Респ-ка
Швейцария
Швеция
Эстония
Япония

Источник: The Global Competitiveness Report 2014-2015.

Региональный рейтинг

Источник: The Global Competitiveness Report 2014-2015.

Страны-лидеры

Какие же изменения в рейтинге произошли с докризисного 2007 года до настоящего рейтинга 2014-2015 гг.? Следует особо отметить, что не вполне корректно сравнивать эти рейтинги, так как в разные годы в оценках принимали разное число стран (от 133 до 144), не все страны участвуют из года в год (чаще это касается очень малых стран), но в целом динамика будет представлена вполне адекватно (см. сводную таблицу по всем странам ниже ).

Швейцария уже шестой год подряд возглавляет рейтинг. занимает 2-е место уже четвертый год, поднявшись с 7-го места в 2007 году. США – лидер в докризисное время, с 2009-го года резко ухудшил свои показатели, но в 2014-м вновь вошел в тройку лидеров. Стабильно улучшает свои рейтинговые оценки Гонконг .

С колебаниями, но ежегодно высокий результат показывают Финляндия , Германия , Япония , Нидерланды , Великобритания .

2007-2008 2008-2009 2009-2010 2010-2011 2011-2012 2012-2013 2013-2014 2014-15
1 США США Швейцария Швейцария Швейцария Швейцария Швейцария Швейцария
2 Швейцария Швейцария США Швеция Сингапур Сингапур Сингапур Сингапур
3 Дания Дания Сингапур Сингапур Швеция Финляндия Финляндия США
4 Швеция Швеция Швеция США Финляндия Швеция Германия Финляндия
5 Германия Сингапур Дания Германия США Нидерланды США Германия
6 Финляндия Финляндия Финляндия Япония Германия Германия Швеция Япония
7 Сингапур Германия Германия Финляндия Нидерланды США Гонконг Гонконг
8 Япония Нидерланды Япония Нидерланды Дания Великобритания Нидерланды Нидерланды
9 Великобритания Япония Канада Дания Япония Гонконг Япония Великобритания
10 Нидерланды Канада Нидерланды Канада Великобритания Япония Великобритания Швеция

Топ-10 Мир. Динамика изменений ранговых позиций с 2007 по 2014 гг.

Источник: The Global Competitiveness Report 2014-2015.

Страны БРИКС

28 Китай
53 Российская Федерация
56 Южная Африка
57
71 Индия

Страны БРИКС. Динамика изменений ранговых позиций с 2007 по 2014 гг.

Россия в рейтинге GCI

В Отчете глобальной конкурентоспособности Россия находится на переходной стадии от 2 стадии (Эффективное развитие) к 3 стадии (Инновационное развитие). В рейтинге GCI 2014-15 года 53-е место , после кризиса улучшив свои позиции и только за последние два года повысив рейтинг на 14 позиций.

Пятёрка стран перед Россией: Панама, Италия, Казахстан , Коста-Рика и Филиппины. Сразу после России идут Болгария, Барбадос, Южная Африка и .

Среди конкурентных преимуществ нашей страны, по оценке экспертов ВЭФ, огромная ёмкость внутреннего рынка, высокий уровень образования населения, благоприятный макроэкономический фон (низкий ), хорошее состояние инфраструктуры

Самые слабые результаты России: коррупция и фаворитизм (92-е место), институты, (97), суды (109), качество дорог (124), неразвитость финансового рынка (110), инфляция (115), невысокая , распространенность ВИЧ (110), общая налоговая ставка (116), стимулирование инвестировать (122), внешняя и внутренняя конкуренция, торговые барьеры (111), (133-е место из 144!), влияние налогообложения на стимулы к работе (115), трансфер технологий (123).

в Индексе глобальной конкурентоспособности 2014-2015

Ранг
(из 144 стран)
Балл*
ИНДЕКС ГЛОБАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 53 4,4
Базовые требования 44 4,9
Институты 97 3,5
Инфраструктура 39 4,8
Макроэкономическая среда 31 5,5
Здравоохранение и начальное образование 56 6,0
Факторы эффективности 41 4,5
Высшее образование и профессиональная подготовка 39 5,0
Эффективность рынка товаров 99 4,1
Эффективность рынка труда 45 4,4
Развитость финансового рынка 110 3,5
Технологическая готовность 59 4,2
Размер рынка 7 5,8
Факторы инноваций и сложности 75 3,5
Конкурентоспособность компаний 86 3,8
Инновации 65 3,3

* Балл – от 1 до 7 (лучше).

Подробную таблицу со всеми показателями России см. ниже.

Источник: The Global Competitiveness Report 2014-2015.

Другие страны

Ранг Топ-10. Европа Ранг Топ-10. Азия и Океания
1 Швейцария 2
4 Финляндия 6 Япония
5 Германия 7 Гонконг
8 Нидерланды 14 Тайвань (Китай)
9 Великобритания 17 Новая Зеландия
10 Швеция 20 Малайзия
11 Норвегия 22 Австралия
13 Дания 26 Корея, Республика
18 Бельгия 28 Китай
19 Люксембург 31 Таиланд
Топ-10 Латинская Америка Топ-10 Ближний Восток и Северная Африка
33 Чили 12 ОАЭ
48 Панама 16 Катар
51 Коста-Рика 24 Саудовская Аравия
57 Бразилия 27 Израиль
61 Мексика 40 Кувейт
65 Перу 44 Бахрейн
66 Колумбия 46 Оман
78 Гватемала 64 Иордания
80 Уругвай 72 Морокко
84 Сальвадор 79 Алжир

Изменения в первой 20-ке . За период с 2007 года по 2014 (рейтинг 2014-2015 гг.) улучшили свои ранговые позиции Гонконг (с 12-го места поднялся до 7-го), ОАЭ (с 37 до 12), Катар (с 31 до 16), Новая Зеландия (с 24 до 17), Люксембург (с 25 до 19). Примерно одинаковый уровень за последние 7 лет поддерживают Норвегия, Канада, Тайвань, Бельгия, Малайзия . Значительно потеряли свои позиции Израиль (с 17 места упал на 27-е), Южная Корея (с 11 на 26-е).

В целом Ближний Восток значительно улучшает рейтинг – как ОАЭ и Катар , так и Саудовская Аравия (выросла с 35-го места до 24). Кувейт, Бахрейн, Оман тоже имеют позиции 40-46. Однако, Северная Африка и страны, находящиеся в состоянии военного конфликта или по соседству с ними, снижают свой рейтинг: Кувейт (с 30 до 40), Тунис (с 32 до 87), Египет (с 77 до 119), Ливия (с 88 до 126). Пакистан (с 92 до 129).

Среди стран БРИКС ежегодно улучшает свои позиции Китай , который по общим рейтинговым показателям давно находится в группе развитых стран (на 28-м месте в рейтинге 2014-15 г.). Улучшили свои позиции Россия и (хотя у Бразилии наблюдается спад в последние два года). Индия и Южная Африка ежегодно теряют свой вес в рейтинге.

Наибольшие темпы развития (по рейтинговым показателям в 2014-15 гг. относительно рейтинга 2007-08 гг.) у Азербайджана (на 28 позиций до 37-го места в 2014-15 гг.), Индонезии, ОАЭ, Кувейта, Болгарии, Македонии, Перу, Грузии .

Азербайджан занимает 37-ю строчку рейтинга, опередив Россию (53 место) и Казахстан (50), постоянно улучшая свои позиции. Амбициозная цель страны – попасть в 20-ку. У Азербайджана прекрасные макроэкономические показатели – ВВП, национальные сбережения, а по уровню инфляция страна вообще на 1-м месте в мире. Хорошо обстоят дела с защитой инвесторов, там достаточно просто и быстро можно открыть свой бизнес. Хорошие показатели по эффективности рынка труда, а особенно с эффективным использованием талантов, это технологически вполне развитая страна со способностью к инновациям.

Саудовская Аравия с годами обогнала Израиль. В Саудовской Аравии хоть инновации и технологическая составляющая не являются коньком, средние показатели по здоровью и образованию, по эффективности рынка труда, зато прекрасные показатели по макроэкономике (4-е место в целом по фактору) и стабильно высокие показатели по фактору госучреждений.

Израиль за последние 7 лет значительно снизил свои рейтинговые позиции. К 2014 году в стране прекрасно с такими факторами как здоровье, инновации, технологическая готовность. И неважно с доверием к политикам (81-е место) да и в целом с госаппаратом не очень (фаворитизм, расточительство). У них огромные расходы по противодействию терроризму (аж 132 место), падает макроэкономика (огромный госдолг – 111-е место).

Малайзия имеет стабильные рейтинговые позиции, поэтому обогнала Австралию, Южную Корею и Китай. Малайзия имеет самые высокие показатели развития финансового рынка (самые высокие позиции в мире по юридическим правам, венчурному капиталу, доступу к кредитам) и эффективности рынка товаров. Южная Корея стремительно теряет свои позиции — падение на 15 позиций за 7 лет.

Экономика Ранг 2007-08* Ранг 2014-15 Изменения в рейтинге Балл 2008-09 Балл 2014-15
Швейцария 2 1 1 5,61 5,7
Сингапур 7 2 5 5,53 5,65
США 1 3 -2 5,74 5,54
Финляндия 6 4 2 5,5 5,5
Германия 5 5 0 5,46 5,49
Япония 8 6 2 5,38 5,47
Гонконг 12 7 5 5,33 5,46
Нидерланды 10 8 2 5,41 5,45
Великобритания 9 9 0 5,3 5,41
Швеция 4 10 -6 5,53 5,41
Норвегия 16 11 5 5,22 5,35
Объединенные Арабские Эмираты 37 12 25 4,68 5,33
Дания 3 13 -10 5,58 5,29
Тайвань, Китай 14 14 0 5,22 5,25
Канада 13 15 -2 5,37 5,24
Катар 31 16 15 4,83 5,24
Новая Зеландия 24 17 7 4,93 5,2
Бельгия 20 18 2 5,14 5,18
Люксембург 25 19 6 4,85 5,17
Малайзия 21 20 1 5,04 5,16
Австрия 15 21 -6 5,23 5,16
Австралия 19 22 -3 5,2 5,08
Франция 18 23 -5 5,22 5,08
Саудовская Аравия 35 24 11 4,72 5,06
Ирландия 22 25 -3 4,99 4,98
Южная Корея 11 26 -15 5,28 4,96
Израиль 17 27 -10 4,97 4,95
Китай 34 28 6 4,7 4,89
Эстония 27 29 -2 4,67 4,71
Исландия 23 30 -7 5,05 4,71
Таиланд 28 31 -3 4,6 4,66
Пуэрто-Рико 36 32 4 4,51 4,64
Чили 26 33 -7 4,72 4,6
Индонезия 54 34 20 4,25 4,57
Испания 29 35 -6 4,72 4,55
Португалия 40 36 4 4,47 4,54
Чехия 33 37 -4 4,62 4,53
Азербайджан 66 38 28 4,1 4,53
Маврикий 60 39 21 4,25 4,52
Кувейт 30 40 -10 4,58 4,51
Литва 38 41 -3 4,45 4,51
Латвия 45 42 3 4,26 4,5
Польша 51 43 8 4,28 4,48
Бахрейн 43 44 -1 4,58 4,48
Турция 53 45 8 4,15 4,46
Оман 42 46 -4 4,55 4,46
Мальта 56 47 9 4,31 4,45
Панама 59 48 11 4,24 4,43
Италия 46 49 -3 4,35 4,42
Казахстан 61 50 11 4,11 4,42
Коста-Рика 63 51 12 4,23 4,42
Филиппины 71 52 19 4,09 4,4
58 53 5 4,31 4,37
Болгария 79 54 25 4,03 4,37
Барбадос 50 55 -5 4,4 4,36
Южная Африка 44 56 -12 4,41 4,35
72 57 15 4,13 4,34
55 58 -3 4,53 4,31
Румыния 74 59 15 4,1 4,3
Венгрия 47 60 -13 4,22 4,28
Мексика 52 61 -9 4,23 4,27
Руанда н/д 62 н/д н/д 4,27
Македония 94 63 31 3,87 4,26
Иордания 49 64 -15 4,37 4,25
Перу 86 65 21 3,95 4,24
Колумбия 69 66 3 4,05 4,23
Черногория н/д** 67 н/д н/д 4,23
Вьетнам 68 68 0 4,1 4,23
Грузия 90 69 21 3,86 4,22
Словения 39 70 -31 4,5 4,22
Индия 48 71 -23 4,33 4,21
Марокко н/д 72 н/д 4,08 4,21
Шри-Ланка 70 73 -3 4,02 4,19
Ботсвана 76 74 2 4,25 4,15
Словацкая Республика 41 75 -34 4,4 4,15
Украина 73 76 -3 4,09 4,14
Хорватия 57 77 -20 4,22 4,13
Гватемала 87 78 9 3,94 4,1
Алжир 81 79 2 3,71 4,08
Уругвай 75 80 -5 4,04 4,04
Греция 65 81 -16 4,11 4,04
Молдова 97 82 15 3,75 4,03
Иран, Исламская Республика н/д 83 н/д н/д 4,03
Сальвадор 67 84 -17 3,99 4,01
Армения 93 85 8 3,73 4,01
Ямайка 78 86 -8 3,89 3,98
Тунис 32 87 -55 4,58 3,96
Намибия 89 88 1 3,99 3,96
Тринидад и Тобаго 84 89 -5 3,85 3,95
Кения 99 90 9 3,84 3,93
Таджикистан 117 91 26 3,46 3,93
Сейшельские острова н/д 92 н/д н/д 3,91
Лаосская НДР н/д 93 н/д н/д 3,91
Сербия 91 94 -3 3,9 3,9
Камбоджа 110 95 15 3,53 3,89
Замбия 122 96 26 3,49 3,86
Албания 109 97 12 3,55 3,84
Монголия 101 98 3 3,65 3,83
Никарагуа 111 99 12 3,41 3,82
Гондурас 83 100 -17 3,98 3,82
Доминиканская Республика 96 101 -5 3,72 3,82
Непал 114 102 12 3,37 3,81
Бутан н/д 103 н/д н/д 3,8
Аргентина 85 104 -19 3,87 3,79
Боливия 105 105 0 3,42 3,77
Габон н/д 106 н/д н/д 3,74
Лесото 124 107 17 3,4 3,73
Кыргызская Республика 119 108 11 3,4 3,73
Бангладеш 107 109 -2 3,51 3,72
Суринам 113 110 3 3,58 3,71
Гана н/д (102) 111 -9 3,62 3,71
Сенегал 100 112 -12 3,73 3,7
Ливан н/д 113 н/д н/д 3,68
Кабо-Верде н/д 114 н/д н/д 3,68
Кот-д’Ивуар н/д (110) 115 -5 3,51 3,67
Камерун 116 116 0 3,48 3,66
Гайана н/д 117 н/д 3,47 3,65
Эфиопия 123 118 5 3,41 3,6
Египет 77 119 -42 3,98 3,6
Парагвай 121 120 1 3,4 3,59
Танзания 104 121 -17 3,49 3,57
Уганда 120 122 -2 3,35 3,56
Свазиленд н/д 123 н/д н/д 3,55
Зимбабве 129 124 5 2,98 3,54
Гамбия, 102 125 -23 н/д 3,53
Ливия 88 126 -38 3,85 3,48
Нигерия 95 127 -32 3,81 3,44
Мали 115 128 -13 3,43 3,43
Пакистан 92 129 -37 3,65 3,42
Мадагаскар 118 130 -12 3,38 3,41
98 131 -33 3,56 3,32
Малави н/д (119) 132 -13 3,42 3,25
Мозамбик 128 133 -5 3,15 3,24
Мьянма н/д 134 н/д н/д 3,24
Буркина-Фасо 112 135 -23 3,36 3,21
Восточный Тимор 127 136 -9 3,15 3,17
Гаити н/д 137 н/д н/д 3,14
Сьерра-Леоне н/д 138 н/д н/д 3,1
Бурунди 130 139 -9 2,98 3,09
Ангола н/д 140 н/д н/д 3,04
Мавритания 125 141 -16 3,14 3
Йемен н/д 142 н/д н/д 2,96
Чад 131 143 -12 2,85 2,85
Гвинея 126 144 -18 н/д 2,79

** н/д – нет данных

Рейтинг глобальной конкурентоспособнoсти 2012-2013 возглавила Швейцария, которая занимает первое место рейтинге уже четвертый год подряд. Второе и третье места занимают Сингапур и Финляндия, соответственно. Страны Севернoй и Западной Европы продолжают доминировать в первой десятке списка: верхние строчки занимают Швеция (4 место), Нидерланды (5), Германия (6).

Соединенные Штаты занимают 7 место. Несмотря на улучшение показателей конкурентоспособности в целом, США продолжают падение в рейтинге четвертый год подряд, сместившись на два места до седьмой позиции. Кроме растущей макрoэкономической уязвимости, некоторые аспекты институциональной среды страны прoдoлжают вызывать растущую озабоченность среди лидеров бизнеса, в частнoсти низким остается уровень доверия общества к политическим деятелям, эффективность государства также недостаточно высока. Позитивным фактором является то, что страна до сих пор остается глобальным инновационным центром и ее рынки работают эффективно.

Далее идут Великобритания (8 место) и Гонконг (9). Япония, которая завершает первую десятку наиболее конкурентоспособных экономик, остается второй по рейтингу экономикой Азии, несмотря на заметное снижение позиций в последние годы.

Исследование демонстрирует, что разрыв в конкурентоспособности среди европейских стран продолжает увеличиваться. В то время как страны Северной и Западной Европы укрепили свои традиционно сильные конкурентные позиции со времени экономического кризиса 2008-2009 годов, страны Юга Европы, такие как Португалия (49 место), Испания (36 место), Италия (42 место) и особенно Греция (96 место), продолжают страдать от конкурентных недостатков, таких как макроэкономическая неустойчивость, плохой доступ к финансирoванию, негибкие рынки труда и дефицит инноваций.

В регионе Ближнего Востока и Северной Африки лидирует Катар (11 место) и Саудовская Аравия (18). Объединенные Арабские Эмираты (24 место) улучшили свои показатели, в то время как Кувейт (37 место) немного опустился в рейтинге.

Среди стран Африки южнее Сахары Южная Африка (52 место) и Маврикий (54) фигурируют в верхней пoловине рейтинга. Однако большинству стран региона требуются дальнейшая внешняя помощь для усиления их экономического развития и конкурентоспособности.

Среди стран Латинской Америки лидерство удерживает Чили (33 место), также повышается конкурентоспособность ряда экономик, включая Панаму (40 место), Бразилию (48 место), Мексику (53 место) и Перу (61 место).

Крупные развивающиеся рыночные экономики страны БРИК демонстрируют различные показатели. Несмотря на незначительное снижение в рейтинге на три пoзиции, Китай (29 место) продолжает лидировать в группе. Бразилия (48 место) в этом году переместилась в рейтинге вверх, а Индия (59) и Россия (67) несколько снизили свои позиции.

Россия в этом году потеряла одну позицию в рейтинге и опустилась на 67 место. Соседями России в списке на этот раз оказались Иран (66 место) и Шри-Ланка (68). Отмечается, что по сравнению с предыдущим годом относительно стабильное положение России ухудшилось по таким слагаемым как качество институтов, конкуренция на рынках товаров и услуг, антимонопольная политика и развитoсть финансового рынка. Улучшение произошло лишь по двум слагаемым: макроэкономическая среда и инфраструктура. Как и в прошлом году, ключевыми проблемами для экономического развития в России представители бизнеса называют коррупцию и неэффективность государственного аппарата, а также высокие налоговые ставки. Однако в этом году существенно выросла значимость проблем с доступностью финансирования и с квалификацией рабочей силы. Все эти проблемы мешают России вoспользоваться своими конкурентными преимуществами, такими, как сравнительно низкий уровень государственного долга и дефицита бюджета, значительный объем внутреннего рынка, относительно высокий инновационный потенциал и качественное высшее образование.

Среди стран бывшего СССР Россия пропустила вперед Эстонию (34 место), Литву (45), Азербайджан (46), Казахстан (51), который улучшил свою позицию сразу на 21 пункт, и Латвию (55). Остальные государства постсоветского пространства распoложились ниже: Украина (73 место), Грузия (77), Армения (82), Молдова (87), Таджикистан (100) и Кыргызстан (127). Беларусь в рейтинге ВЭФ отсутствует.

Комментирует Клаус Шваб (KlausSchwab), основатель и исполнительный директор Всемирного экономического форума: «Устойчивые различия в конкурентоспособности в различных регионах мира и внутри этих регионов, в частности в Европе, лежат в основе нестабильности, которую мы переживаем сегодня и это ставит под угрозу наше будущее процветание. Мы убеждаем правительства действовать решительно и принимать долгосрочные меры по усилению конкурентоспособности и вoзращению мира на путь устойчивого развития».

Комментирует Ксавье Сала-и-Мартин (XavierSala-i-Martin), профессор экономики Колумбийского университета (ColumbiaUniversity) в США, соавтор отчета: «Индекс глобальной конкурентоспособности дает представление о долгосрочных тенденциях, которые формируют конкурентоспособность национальных экономик. С этой точки зрения отчет может дать полезную информацию о ключевых направлениях, в которых должны действовать страны, чтобы оптимизировать производительность, определяющую их экономическое будущее» .

Исследование конкурентоспoсобности стран мира занимается ведущий в Европе Институт менеджмента (Institute of Management Development, IMD), базирующийся в Лозанне, (Швейцария).

Под конкурентоспособностью страны Институт менеджмента понимает способность национальной экoномики создавать и поддерживать среду, в которой возникает конкурентоспособный бизнес. The IMD World Competitiveness Yearbook - ежегодное аналитическое исследование конкурентоспособности, которое Институт проводит с 1989 года в содружестве с исследовательскими oрганизациями во всем мире.

На сегоднешний день The IMD World Competitiveness Yearbook - одно из наиболее полных исследований по проблемам конкурентоспособности государств и регионов, которое в ряде стран используется для формирования государственной политики и определения дальнейших действий правительства по повышению конкурентоспособности национальной экономики, а также стратегических бизнес-решений в крупных компаниях. Каждое государство в рейтинге оценивается на основе анализа 331 критерия по четырем основным показателям:

  • · состояние экономики;
  • · эффективность правительства;
  • · состояние деловой среды;
  • · состояние инфраструктуры.

Каждый показатель имеет равный вес и включает в себя пять фактором. Таким образом, совокупный рейтинг конкурентоспособности государств основании на 20 различных индикаторов из четырех ключевых аспектов экономической жизни страны. При расчете используются данные международных организаций, среди которых ООН, ВТО, МОТ, ОЭСР, МВФ, Всемирный банк и другие, а также 57 партнерских институтов по всему миру. Рейтингование осуществляется на основе обратного соотношения: две трети - стaтистические данные и одна треть - экспертных оценок. Бизнес-климат в охваченных исследованием странах оценивается на основе мнения аналитиков, опросов руководителей крупных корпораций и специалистов.

Согласно недавнему рейтингу Всемирного экономического форума (WEF) за 2011-2012 годы, стрaна занимает 66-е место из 142-х. Россия оказалась позади не только развитых, но и многих развивающихся стран -- в частности, других членов БРИК. За период с 2005 года, когда методология расчета индекса глобальной конкурентоспособности WEF значительно изменилась, Россия, находившaяся среди стран БРИК на 3-м месте после Индии и Китая, ухудшила свое положение по отношению к Бразилии и переместилась на последнюю позицию. За это время Китай, наоборот, вошел в тридцатку наиболее конкурентоспособных стран.

С 2000-го по 2004 годы Россия занимала самые низкие места в четверке по индексам конкурентоспособности для роста и для бизнеса WEF -- аналогам современного индексa глобальной конкурентоспособности. Сам индекс глобальной конкурентоспособности России последние три года находится на неизменном уровне 4,2 (из 7) балла. Согласно оценкам WEF, соответствие базовым макроэкономическим требованиям и эффективность бизнес-среды в России за прошедшие семь лет немного улучшились. Наилучшую динамику показали уровень развития инфраструктуры и технологический уровень (+0,8 балла до знaчений 4,5 и 3,7 соответственно). Показатели здоровья, начального образования, высшего образования и профессиональной подготовки снизились. Ухудшился и уровень совершенства бизнеса, в частности конкурентоспособность компаний и инновационный потенциал.

Особенно низкие оценки страны в 2011 году наблюдались по показателям уровня развития институтов (правил игры) и финансовых рынков, эффективности товарных рынков и организации бизнеса. Как следует из этого, хотя российский бизнес дaлеко не идеал, а его бизнес-стратегии по многим оценкам (и не только в этом рейтинге), зачастую примитивны и недальновидны, хотя разрыв в оплате труда внутри российских компаний просто неразумен, но государство еще хуже исполняет свои функции и нуждается в глубоком реформировании. В число пяти основных факторов, препятствующих развитию бизнеса в России вошли коррупция, бюрократия, криминогенная обстановка, высокие ставки налогов и трудности в доступе к финaнсированию.

При этом Россия по уровню среднедушевого ВВП заметно (от 1,5 до 5 раз) выше партнеров по БРИК, а значит, их институты ей, скорее всего, не подходят. По уровню почасовой производительности труда Россия тоже выше (в 2-5 раз), а вот эффективность зарплат («зарплатотдача») в стране в два раза ниже. Это знaчит, что удержать уровень жизни в России от падения нельзя без стремительной модернизации. Но этого, опираясь лишь на пенсионеров, синих воротничков и часть сырьевой техноструктуры, не осуществишь. Без креативного класса не обойтись. А тот не хочет играть по старым правилам.

12 янвaря 2012 года исследовательский центр Heritage Foundation опубликовал очередной рейтинг стран с точки зрения экономической свободы. Как и в прошлом году, Россия нaбрала в нем 50,5 баллов из 100 (при среднем показателе в мире 59,5 балла). Заметим, что государства, получившие оценку ниже 50 баллов, рассматриваются центром уже как «несвободные». Страна находится на 144-м месте, замыкая список «преимущественно несвободных» экономик и отставая не только от Китая -- 138-е место, но и от Бразилии и Индии, занимающих соответственно 99-е и 133-е место в рейтинге экономической свободы.

По результатам последнего десятилетия ситуация в России не показала сколько-нибудь значимого улучшения. Индекс экономической свободы в этот период колебался на уровне 50-51 балла. Конечно, экономическая свобода далеко не единственный критерий экономического успеха, однако и в других, более комплексных рейтингах, в частности рейтингах Международного института управленческого рaзвития (IMD) и Всемирного экономического форума (WEF), положение России далеко не соответствует ее базовому потенциалу. Страна должна была бы занимать более высокое положение не только благодаря большому внутреннему рынку, природным ресурсам (все это есть и у Бразилии, и у Китая, и у Южной Африки), но и за счет весьма качественной рабочей силы. При этом темпы роста российской экономики в 2000-2010 годы не были сверхвысокими, а в целом соответствовали уровню развития страны, так как естественный провал ВВП в 2009 году на 8% вернул ее на предсказуемую траекторию роста.

Рис.1

Если же посмотреть на рейтинги, которые, по замыслу их создателей, говорят не о прошлом и настоящем, a о будущем страны, то перспективы экономического выживания России в новом мире в статусе «перспективного гиганта» под большим вопросом. Конечно, можно по-советски отмахнуться от мнения заграницы, но где сейчас те Советы? А можно и попытаться понять упорное нежелание запaдных экспертов признать ценность особого пути крупной авторитарной экономики со сверх меры коррумпированным госаппаратом. Даже лучшие представители которого в начале 2000-х рассуждали примерно так: пусть институты развития украдут 30-40% бюджетных денег, но 60-70% пойдет в родную экономику, а не в отток капитала, как в лихие 1990-е. Но почему-то вышло так, что сейчас и деньги пилят, и отток капитала только растет.

Согласно исследованию IMD, в 2011 году Россия занимала 49-е (из 59 cтран) место в рейтинге конкурентоспособности стран мира. В 2001-м страна занимала 43-е место -- такое же, как и в 2011-м без учета новых стран, вошедших в рейтинг. Индия и Китай в тот же период не только находились выше, но и показывали лучшую динaмику. Так, Индия поднялась на 10 позиций (32 место в 2011 году), Китай -- на 7 (19 место). Лишь Бразилия оказывалась в рейтинге ниже России, и то лишь два раза -- в 2004 году и в 2007-м, и опустилась за 11 лет на 4 позиции до 44 места.

Такие оценки социальной и институциональной среды -- компонент эффективности государства по IMD, -- как достаточность защиты личной безопасности и частной собственности, честность судебной системы, политическая стабильность, прозрaчность государственной политики, отсутствие бюрократии и коррупции для России гораздо ниже, чем для Бразилии, Индии или Китая. Что касается бизнес-среды, ведение бизнеса в стране остается крайне трудным делом, a законодательная поддержка создания фирм за 10 лет улучшилась незначительно. Утечка мозгов в России препятствует конкурентоспособности экономики гораздо сильнее, чем в других странах БРИК, а по способности привлекать иностранных специалистов страна опустилась с первой на последнюю позицию по сравнению с остальными быстроразвивающимися странами. При этом большинство этих и других показателей в стране за десять лет скорее снизились или остались на прежнем, низком, уровне.

Рис.2 Уровень коррупции в странах БРИК согласно рейтингу конкурентоспособности IMD (10-балльная шкала)

Рейтинги конкурентоспособности основаны на комбинации общедоступных статистических данных и результатов опроса руководителей компаний - обширного ежегодного исследования, которое проводится Всемирным экономическим форумом совместно с сетью партнерских организаций - ведущих исследовательских институтов и компаний в странах, анализируемых в отчете. В этом году более 14 000 лидеров бизнеса были опрошены в 144 государствах. Анкета составлена так, чтобы охватить широкий круг факторов, влияющих на бизнес-климат. В отчет также включен подробный обзор сильных и слабых сторон конкурентоспособности стран, что делает возможным определение приоритетных областей для формулирования политики экономического развития и ключевых реформ.

В отчете ВЭФ представлены два индекса, на основе которых составляются рейтинги стран: (Global Competitiveness Index, GCI) и Индекс конкурентоспособности бизнеса (Business Competitiveness Index, BCI). Основным средством обобщенной оценки конкурентоспособности стран является Индекс глобальной конкурентоспособности (GCI), созданный для Всемирного экономического форума профессором Колумбийского университета Ксавье Сала-и-Мартином (Xavier Sala-i-Martin, Columbia University) и впервые опубликованный в 2004 году. GCI составлен из 12 слагаемых конкурентоспособности, которые детально характеризуют конкурентоспособность стран мира, находящихся на разных уровнях экономического развития. Этими слагаемыми являются: «Качество институтов», «Инфраструктура», «Макроэкономическая стабильность», «Здоровье и начальное образование», «Высшее образование и профессиональная подготовка», «Эффективность рынка товаров и услуг», «Эффективность рынка труда», «Развитость финансового рынка», «Технологический уровень», «Размер внутреннего рынка», «Конкурентоспособность компаний» и «Инновационный потенциал».

Для каждой из 144 экономик, охваченных исследованием, отчет содержит детальные описания страны и национальной экономики с подробными итогами по общей позиции в рейтинге и по наиболее выдающимся конкурентным преимуществам и недостаткам, которые были выявлены на основании анализа, используемого для расчета индекса. Включен также подробный статистический раздел с таблицами рейтингов по 110 различным индикаторам. В этом году в отчет включены тематические разделы, посвященные более детальному исследованию ряда стран и регионов.

Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2012–2013 возглавила Швейцария, которая занимает первое место рейтинге уже четвертый год подряд. Второе и третье места занимают Сингапур и Финляндия, соответственно. Страны Северной и Западной Европы продолжают доминировать в первой десятке списка: верхние строчки занимают Швеция (4 место), Нидерланды (5), Германия (6).

Соединенные Штаты занимают 7 место. Несмотря на улучшение показателей конкурентоспособности в целом, США продолжают падение в рейтинге четвертый год подряд, сместившись на два места до седьмой позиции. Кроме растущей макроэкономической уязвимости, некоторые аспекты институциональной среды страны продолжают вызывать растущую озабоченность среди лидеров бизнеса, в частности низким остается уровень доверия общества к политическим деятелям, эффективность государства также недостаточно высока. Позитивным фактором является то, что страна до сих пор остается глобальным инновационным центром и ее рынки работают эффективно.

Далее идут Великобритания (8 место) и Гонконг (9). Япония, которая завершает первую десятку наиболее конкурентоспособных экономик, остается второй по рейтингу экономикой Азии, несмотря на заметное снижение позиций в последние годы.

Исследование демонстрирует, что разрыв в конкурентоспособности среди европейских стран продолжает увеличиваться. В то время как страны Северной и Западной Европы укрепили свои традиционно сильные конкурентные позиции со времени экономического кризиса 2008–2009 годов, страны Юга Европы, такие как Португалия (49 место), Испания (36 место), Италия (42 место) и особенно Греция (96 место), продолжают страдать от конкурентных недостатков, таких как макроэкономическая неустойчивость, плохой доступ к финансированию, негибкие рынки труда и дефицит инноваций.

В регионе Ближнего Востока и Северной Африки лидирует Катар (11 место) и Саудовская Аравия (18). Объединенные Арабские Эмираты (24 место) улучшили свои показатели, в то время как Кувейт (37 место) немного опустился в рейтинге.

Среди стран Африки южнее Сахары Южная Африка (52 место) и Маврикий (54) фигурируют в верхней половине рейтинга. Однако большинству стран региона требуются дальнейшая внешняя помощь для усиления их экономического развития и конкурентоспособности.

Среди стран Латинской Америки лидерство удерживает Чили (33 место), также повышается конкурентоспособность ряда экономик, включая Панаму (40 место), Бразилию (48 место), Мексику (53 место) и Перу (61 место).

Крупные развивающиеся рыночные экономики страны БРИК демонстрируют различные показатели. Несмотря на незначительное снижение в рейтинге на три позиции, Китай (29 место) продолжает лидировать в группе. Бразилия (48 место) в этом году переместилась в рейтинге вверх, а Индия (59) и Россия (67) несколько снизили свои позиции.

Россия в этом году потеряла одну позицию в рейтинге и опустилась на 67 место. Соседями России в списке на этот раз оказались Иран (66 место) и Шри-Ланка (68). В докладе отмечается, что по сравнению с предыдущим годом относительно стабильное положение России ухудшилось по таким слагаемым как качество институтов, конкуренция на рынках товаров и услуг, антимонопольная политика и развитость финансового рынка. Улучшение произошло лишь по двум слагаемым: макроэкономическая среда и инфраструктура. Как и в прошлом году, ключевыми проблемами для экономического развития в России представители бизнеса называют коррупцию и неэффективность государственного аппарата, а также высокие налоговые ставки. Однако в этом году существенно выросла значимость проблем с доступностью финансирования и с квалификацией рабочей силы. Все эти проблемы мешают России воспользоваться своими конкурентными преимуществами, такими, как сравнительно низкий уровень государственного долга и дефицита бюджета, значительный объем внутреннего рынка, относительно высокий инновационный потенциал и качественное высшее образование.

Среди стран бывшего СССР Россия пропустила вперед Эстонию (34 место), Литву (45), Азербайджан (46), Казахстан (51), который улучшил свою позицию сразу на 21 пункт, и Латвию (55). Остальные государства постсоветского пространства расположились ниже: Украина (73 место), Грузия (77), Армения (82), Молдова (87), Таджикистан (100) и Кыргызстан (127). Беларусь в рейтинге ВЭФ отсутствует.

Комментирует Клаус Шваб (Klaus Schwab), основатель и исполнительный директор Всемирного экономического форума: «Устойчивые различия в конкурентоспособности в различных регионах мира и внутри этих регионов, в частности в Европе, лежат в основе нестабильности, которую мы переживаем сегодня и это ставит под угрозу наше будущее процветание. Мы убеждаем правительства действовать решительно и принимать долгосрочные меры по усилению конкурентоспособности и возращению мира на путь устойчивого развития».

Комментирует Ксавье Сала-и-Мартин (Xavier Sala-i-Martin), профессор экономики Колумбийского университета (Columbia University) в США, соавтор отчета: «Индекс глобальной конкурентоспособности дает представление о долгосрочных тенденциях, которые формируют конкурентоспособность национальных экономик. С этой точки зрения отчет может дать полезную информацию о ключевых направлениях, в которых должны действовать страны, чтобы оптимизировать производительность, определяющую их экономическое будущее».

World Economic Forum, 2012. The Global Competitiveness Report 2012–2013.

Экономика

Индекс глобальной конкурентоспособности 2012–2013

Индекс глобальной конкуренто-способности 2011–2012

Изменение позиции

Оценка

Тренд

Швейцария

Сингапур

Финляндия

Швеция

Нидерланды

Германия

Соединенные Штаты Америки

Великобритания

Гонконг

Япония

Катар

Дания

Тайвань

Канада

Норвегия

Австрия

Бельгия

Саудовская Аравия

Южная Корея

Австралия

Франция

Люксембург

Новая Зеландия

Объединенные Арабские Эмираты

Малайзия

Израиль

Ирландия

Бруней

Китай

Исландия

Пуэрто-Рико

Оман

Чили

Эстония

Бахрейн

Испания

Кувейт

Таиланд

Чехия

Панама

Польша

Италия

Турция

Барбадос

Латвия

Азербайджан

Мальта

Бразилия

Португалия

Индонезия

Казахстан

Южная Африка

Мексика

Маврикий

Литва

Словения

Коста Рика

Кипр

Индия

Венгрия

Перу

Болгария

Руанда

Иордания

Филиппины

Иран

Россия

Шри-Ланка

Колумбия

Марокко

Словакия

Черногория

Украина

Уругвай

Вьетнам

Сейшельские Острова

Грузия

Румыния

Ботсвана

Македония

Хорватия

Армения

Гватемала

Тринидад и Тобаго

Камбоджа

Эквадор

Молдова

Босния и Герцеговина

Албания

Гондурас

Ливан

Намибия

Монголия

Аргентина

Сербия

Греция

Ямайка

Гамбия

Габон

Таджикистан

Сальвадор

Замбия

Гана

Боливия

Доминикана

Кения

Египет

Никарагуа

Гайана

Алжир

Либерия

Камерун

Ливия

Суринам

Нигерия

Парагвай

Сенегал

Бангладеш

Бенин

Танзания

Эфиопия

Кабо-Верде

Уганда

Пакистан

Непал

Венесуэла

Кыргызстан

Мали

Малави

Мадагаскар

Кот-д’Ивуар

Зимбабве

Буркина Фасо

Мавритания

Свазиленд

Тимор-Лешти

Лесото

Мозамбик

Йемен

Гвинея

Гаити

Сьерра-Леоне

Бурунди