Тема урока: Скелет – опора организма. Конспект занятия «Скелет — опора тела и движения Опора организма

1. Каково значение скелета?

Как правило, опорные системы обеспечивают организму характерную форму тела, служат его каркасом, устойчивым к сжатию.

Кроме того, скелет предохраняет организм от различных повреждений. Например, грудная клетка позвоночных защищает лёгкие и сердце, а череп - мозг.

2. Обобщите материал о многообразии скелетов у животных. Составьте схему их классификации и сопроводите её примерами.

3. Сравните два варианта наружных скелетов - раковины моллюсков и панцирь членистоногих. Предварительно выделите критерии сравнения.


4. Какие преимущества даёт животным наличие внутреннего скелета?

Внутренний скелет не мешает росту и обеспечивает подвижность.

5. Какими структурами образован «скелет» растений? За счёт каких особенностей строения клетки эти ткани могут выполнять опорную функцию?

Растения тоже имеют особые опорные образования, с помощью которых они выносят листья к солнцу и поддерживают их в таком положении, чтобы листовые пластинки как можно лучше освещались. У древесных растений основной опорой служит механическая ткань. В сочетании с другими тканями она формирует своеобразный «скелет» растения, особенно развитый в стебле. Здесь механическая ткань часто образует некое подобие цилиндра, проходящего внутри стебля, или располагается вдоль него отдельными тяжами, обеспечивая его прочность на изгиб. В корне, напротив, механическая ткань сосредоточена в центре, повышая сопротивление корня на разрыв. Клетки механической ткани различны по строению, но имеют общие признаки - очень толстые стенки, придающие им особую прочность. Механическую роль играет также древесина, особенно хорошо развитая в стволах древесных растений.

6. Механическая ткань плохо развита у водных растений. Как вы думаете, почему?

Механическая ткань плохо развита у водных растений, т.к. они нуждаются во внутренней опоре в меньшей степени. Их тело в значительной степени поддерживается окружающей водой. Воздух на суше подобной поддержки не создает, так как по сравнению с водой имеет меньшую плотность. Именно по этой причине становится актуальным наличие специализированных механических тканей.

7. Что такое линька? Сравните, что называют линькой у млекопитающих и членистоногих.

Линька - процесс смены покровов животных, имеющий разнообразный характер.

У членистоногих это процесс образования в определённое время под старым панцирем рака нового тонкого хитинового покрова, а старый сбрасывается: животное линяет. Пока новый покров мягкий и эластичный, рак быстро растёт. Этот период для него очень опасен: слабый, малоподвижный, рак легко может стать добычей многочисленных хищников.

У млекопитающих, живущих в умеренных широтах, как правило, линька происходит два раза в год - весной, когда сбрасывается густая зимняя шерсть, и осенью, когда нарастает тёплый зимний покров. Зачастую меняется и цвет этого покрова, например, у зайцев, белок и др.

8. Есть ли опорные структуры у растений? Каково их значение?

Растения тоже имеют особые опорные образования, с помощью которых они выносят листья к солнцу и поддерживают их в таком положении, чтобы листовые пластинки как можно лучше освещались. У древесных растений основной опорой служит механическая ткань. В сочетании с другими тканями она формирует своеобразный «скелет» растения, особенно развитый в стебле.

9. Почему радиолярия, имея скелет из кремнёвых иголочек, не тонет?

Наружный слой цитоплазмы образует у радиолярий широкую зону. В этой зоне располагаются разнообразные включения, составляющие главную массу наружного слоя тела радиолярии. Цитоплазма представлена лишь тонкими прослойками между включениями. Основная масса этих включений - слизь, образующая в совокупности слой. Кроме слизи, в цитоплазме радиолярий имеются и другие включения, в частности очень часто капли жира. Все имеющиеся в радиолярии разнообразные включения уменьшают удельный вес животного и могут рассматриваться как одна из форм приспособления к «парению» в толще воды.

10. Используя дополнительные источники информации, ответьте на вопрос: скелетиками каких простейших образованы толщи таких осадочных пород, как «горная мука»?

Диатомит (кизельгур, горная мука, целит) - осадочная горная порода, состоящая преимущественно из кремнистых створок разного вида диатомовых водорослей в смеси с глинистым и кремнистым материалом.

Урок биологии 6класс

Скелет – опора организма

Учитель биологии Р.Л. Фостенко


Скелет –опора организма

Опорно-двигательная система


  • Что их объединяет?

Скелет опора организма.

На каркасе держится всё здание . Такой же крепкий каркас есть и в нашем теле, он называется – скелет


  • Опорно-двигательная система (синонимы: опорно-двигательный аппарат, костно-мышечная система, локомоторная система, скелетно-мышечная система) - комплекс структур, образующих каркас, придающий форму организму, дающий ему опору, обеспечивающий защиту внутренних органов и возможность передвижения в пространстве.

Значение опорной системы организма.

  • Образует каркас.
  • Придает форму организму.
  • Обеспечивает защиту

внутренних органов.

  • Дает возможность передвижения

в пространстве.


  • опорная - фиксация мышц и внутренних органов;
  • защитная - защита жизненно важных органов ( головной мозг и спинной мозг , сердце и др.);
  • двигательная - обеспечение простых движений, двигательных действий ( осанка , локомоции , манипуляции ) и двигательной деятельности ;
  • рессорная - смягчение толчков и сотрясений;
  • Функция кровотворения

Скелет простейших

Отличительной особенностью фораминиферов является наличие раковины – защитного образования, которое окружает тело животного снаружи. Это внешний скелет, его строение сложно, а форма разнообразна у разных видов. Раковина большинства фораминиферов известковая, иногда хитиноидная, реже состоит из песчинок, прилипших к слизи, покрывающей тело животного.


  • Радиоля́рии , или лучевики (лат. Radiolaria ) - одноклеточные планктонные организмы, обитающие преимущественно в тёплых океанических водах. Скелет состоит из хитина и диоксида кремния или сернокислого стронция (целестина ). У живой радиолярии скелет находится внутри клетки . Лучи служат для укрепления псевдоподий. Лучевики - сборная группа, которая содержит разные по происхождению формы простейших.

Выделяют два типа скелета:

  • Наружный скелет Внутренний скелет

состоит из трех отделов:

скелета головы,

скелета туловища, скелета конечностей

Некоторые простейшие

Моллюски

(фораминиферы)

Некоторые простейшие

Членистоногие

(улитки, прудовики, мидии, устрицы)

Головоногие моллюски

(радиолярии)

(раки, крабы, насекомые)

Позвоночные

(осьминог, каракатица)

(рыбы, амфибии, рептилии, птицы, млекопитающие)


Типы скелета

Наружный скелет

представители

Внутренний скелет

  • жук, рак, рыба, змеи, лягушка, улитка, птицы, простейшие; фораминиферы, радиолярии, головоногие моллюски .

Особенности наружного скелета.

состоит из хитина-вещества выделяемого клетками кожи, пропитывается минеральными солями и становится прочнее

Легкие, но прочные хитиновые покровы

состоит из извести и рогоподобного вещества

моллюски (раковина) рак(панцирь) жук


Особенности внутреннего скелета.

Осевой скелет

Периферический скелет

Скелет туловища

Скелет головы (череп)

Скелет конечностей

  • Внутренний скелет - это опорная основа тела позвоночного животного. Скелет участвует в движении тела, осуществляет защиту внутренних органов. К скелету прикрепляется мускулатура. В костях скелета располагаются кроветворные ткани - в частности, красный костный мозг. Также скелет служит как депо веществ - в нём хранятся запасы кальция и др. веществ

Внутренний скелет позвоночных.

Вывод:

1.Позвоночник рыб, состоит из двух отделов - туловищного и хвостового. 2.Тело змей удлинённое, без конечностей. Длина тела от 10 см до 14,4 м. Змеи отличаются большим количеством позвонков (от 200 до450) Грудины , как и грудной клетки , нет, при заглатывании пищи рёбра раздвигаются. Плечевой пояс отсутствует. Рудименты тазового пояса сохраняются у некоторых примитивных семейств змей. 3.В скелете птиц отчетливо выражены черты, связанные с приспособлением к полету. Плоские кости обычно очень тонкие, губчатые. В больших трубчатых костях хорошо развиты полости, заполненные или костным мозгом, или воздухом. Все это обеспечивает повышенную прочность скелета и заметно облегчает его. 4.Тело земноводных разделено на голову, туловище, хвост (у хвостатых) и пятипалые конечности. Голова подвижно соединена с туловищем. . У бесхвостых кости предплечья и голени сливаются. Все кости задней конечности сильно удлинены, образуя мощные рычаги для передвижения прыжками. 5. млекопитающие имеют внутренний скелет броненосцев есть и внешний скелет в виде панциря - как дополнение к внутреннему). Скелет включает череп , позвоночник , грудную клетку , пояса верхних и нижних конечностей и сами конечности


  • 1костей
  • 2.сухожилий
  • 3.связок

  • У растений основной опорой служит механическая ткань. В сочетании с другими тканями она формирует как бы скелет растения.

  • Гидростатический скелет (или гидроскелет ) - система поддержания формы тела (иногда также и движения) некоторых животных, основанная на сжатии полостной жидкости путём сокращения мышечных волокон.
  • Наличие гидроскелета характерно для мягкотелых животных (червей, актиний, медуз).
  • Сосредоточенная внутри мышечных стенок полостная жидкость оказывает давление на мышцы. Давление полостной жидкости и вызываемое им сокращение мышц, в свою очередь, способствуют поддержанию формы тела животного


  • Почему большинство моллюсков ведет неподвижный образ жизни?
  • Почему большинство насекомых хорошо летает?
  • Хитиновый покров у раков очень прочный, как же тогда раки растут?


1. Охарактеризуйте скелет организма (тип скелета, функции скелета.)


Охарактеризуйте скелет организма (тип скелета, функции скелета.)


Охарактеризуйте скелет организма (тип скелета, функции скелета.)


Ольга Языкова
Конспект занятия «Скелет - опора тела и движения»

Интегрированные цели :

Формировать элементарные знания об опорно - двигательном аппарате человека (скелете , мышцах)

Раскрыть значение и важность занятий физкультурой для укрепления и развития скелета и мышц .

Познакомить с правильной осанкой.

Формировать установку на здоровый образ жизни;

Познакомить с упражнениями, укрепляющими мышцы спины.

Активизация словаря : скелет , череп, позвоночник, мышцы, осанка.

Ход занятия :

1. Организационный момент.

Проходите, проходите

Очень рада видеть вас

С интересной новой темой

Познакомимся сейчас

На свои места садитесь

И друг другу улыбнитесь.

2. Определение темы занятия , постановка целей.

Сейчас мы проведём с вами небольшую разминку, а заодно узнаем тему нашего занятия

Кроссворд : (слайд №1)

1. Что приводит в движение кровь ?

2. Что течёт по венам?

3. Орган, который помогает переваривать пищу.

4. С помощью этих органов мы видим предметы, воспринимаем их форму, величину, цвет.

5. Орган дыхания.

6. Куда сначала попадает пища?

– Какое ключевое слово в нашем кроссворде? (скелет ) Правильно, ребята. И тема нашего занятия «Скелет - опора тела и движение » (слайд №2)

(слайд №3) Сегодня на занятии мы с вами узнаем что такое скелет , из каких частей он состоит; выясним, для чего служит каждая часть и весь скелет полностью ; узнаем, что приводит скелет в движение ; выясним как связаны скелет , осанка и наше здоровье.

3. Основная часть.

– Давайте с вами пофантазируем, что было бы, если бы у человека не было костей, на что могло быть похоже наше тело (желе, кисель, медуза, слизняк)

– Действительно, человек был бы бесформенным и некрасивым, если бы у него не было скелета . Скелет - это наша опора , благодаря которой мы сохраняем свою форму.

– Кости, составляющие скелет , поддерживают тело и обеспечивают защиту от ранений и ушибов.

- Послушай те стихотворение :

Чтоб на кисель не походить,

На скользкую медузу,

Скелет у всех нас должен быть,

И он нам не обуза.

Пусть нет его у червяка,

Какой-нибудь амебы,

У стрекозы и мотылька,

А нам он нужен, чтобы

Играть в футбол, ходить в кино

И плавать в речке летом,

Мы не смогли бы ничего,

Не будь у нас скелета .

Скелет опорой служит днем ,

А ночью отдыхает!

Н. Кнушевицкая.

- Скелет состоит из костей , больших и совсем крошечных. И у всех их одинаковое количество - более 200 штук.

Потрогайте свою руку, ногу, руку и ногу рядом стоящего товарища, что вы чувствуете? (кость)

(слайд №4) Ребята, кто назовет основные части скелета ? (череп, скелет верхних конечностей , позвоночник, грудная клетка, скелет нижних конечностей .)

– На вид скелет хрупкий , но на самом деле очень прочный. Скелет служит организму не только опорой , но и защищает внутренние органы.

Череп похож на шлем. Что он защищает? (мозг) (слайд №5)

Грудная клетка состоит из 12 пар ребер, которые прикреплены к позвоночнику. Что защищают ребра? (внутренние органы : сердце, легкие от повреждений) (слайд №6)

Позвоночник является основным стержнем туловища, на него приходится вес верхних частей тела , а сам он состоит из 33 позвонков, соединенных между собой, проходит посредине спины. (слайд №7)

Корень, ствол у дерева –

Жизни всей источник,

Жизни ствол у человека–

Это позвоночник.

Сделав выводы теперь,

Вы держитесь твердо.

Чтобы по земле шагать

Вам с осанкой гордой.

В состав скелета входят еще верхние и нижние конечности (слайды № 8) А вы знаете, что кости верхних и нижних конечностей очень хрупкие, особенно у детей. Поэтому нужно быть осторожным : не прыгать с высоких предметов, не лазать по деревьям, по обрывам, быть осторожными в гололед. Какую функцию выполняют верхние и нижние конечности? (с их помощью осуществляются разнообразные движения )

- О худых людях говорят : "У него только кожа да кости". Может ли такое быть на самом деле? (нет) . Если бы это было так, то человек не смог бы двигаться, бегать, ходить, поднимать грузы или даже моргать.

Мальчики, напрягите свои руки и покажите мускулы. Как вы думаете, почему у спортсменов такие широкие плечи, мощная грудь, крепкая шея, сильные руки и ноги? Почему они такие сильные и выносливые? Что им помогает поднимать тяжелые штанги, высоко прыгать, быстро бегать? Конечно, скелет , но еще и мышцы – это главные силачи. Они прикреплены к скелету и заставляют его двигаться. Человеку нужны мышцы (слайд №9) Без этих двигателей все большие и маленькие кости были бы неподвижны .

Вытяните руку, ваши мышцы находятся в свободном состоянии, согните руку в локте, а вот в это время наши мышцы сокращаются и приводят в движение вашу руку (показ, дети повторяют) . Попробуйте обхватить пальцами левой руки правый кулак и повертите его в разные стороны. Вот примерно так одна кость входит в другую и двигается в ней (слайд №910, а чтобы кости друг из друга не выскакивали, они крепко-накрепко связаны между собой, как бинтами, гибкими связками.

- Скелет и мышцы растут и развиваются - это опорно -двигательная система нашего организма (слайд №11)

Чтобы стать красивым, сильным и здоровым нужно тренировать свои мышцы. Что помогает это сделать? (физкультура и спорт) . Правильно, давайте и мы с вами проведем сейчас физминутку для здоровья.

Физминутка

Мы разминку начинаем,

Руки шире раздвигаем,

А потом их тянем вверх,

Отдохнет спина у всех.

Начинаем приседанья

Раз, два, три, четыре, пять

А теперь три раза нужно

как лягушки проскакать.

Мы разминку завершаем,

Руки шире раздвигаем,

А теперь их тянем вверх,

Отдохнет спина у всех.

Физкультура и спорт делают фигуру человека красивой, формируют правильную осанку (слайд №12) А кто знает, что такое осанка? (слайд №13)

Правильная осанка не только красива, но и полезна для здоровья. При плохой осанке человеку труднее дышать, начинают хуже работать внутренние органы.

- (слайд №14) Если ученик за партой сидит, согнувшись, если одно плечо держит выше другого или упирается грудной клеткой в парту, то у него может произойти искривление позвоночника, сдавливание грудной клетки. Он может остаться на всю жизнь сутулым, кособоким.

Кроме того, при неправильной посадке ученику трудно дышать, сдавленная грудная клетка мешает дыханию и правильной работе сердца.

Если он низко наклоняется над книгой или тетрадью, то это приводит к ухудшению зрения.

Осанка вырабатывается в детстве. Чтобы выработать хорошую осанку, быть здоровым, нужно выполнять правила, многие из которых вы уже знаете.

Давайте сначала подумаем, каким мы представляем здорового человека (слайд №15)

Выберите слова для описания здорового человека :

Стройный, сутулый, сильный, крепкий, толстый, неуклюжий, ловкий, бледный. (Ответы детей.)

(слайд №16) Это интересно!

Ученые провели наблюдения. Оказалось, что, если человек низкого роста, но держится прямо, он, кажется выше. А вот высокий, но сутулый – ниже. Ходите по комнате, положив на голову тетрадь или небольшую книгу. В тот момент, когда ваша осанка окажется неправильной, тетрадь упадет.

Каковы же причины плохой осанки? (ответы детей)

А как, по вашему мнению, выработать правильную осанку?

Правила сохранения правильной осанки : (Ответы детей) (слайд №17)

1. Правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не горбиться.

2. При переносе тяжести нужно равномерно нагружать руки. Если вы будете носить ранец или портфель в одной руке, одно плечо станет ниже другого.

3. Спать на жесткой постели с невысокой подушкой.

4. Сидеть с максимально выпрямленной спиной.

5. Избегать неудобных поз и каждый день смотреть на себя в зеркало, которое подскажет, какая у вас осанка если вы будете выполнять эти правила, то осанка у вас будет красивой и правильной.

4. Опытно-экспериментальная деятельность :

А сейчас мы с вами проведем эксперимен

Одному ребенку воспитатель помогает надеть ранец, другому дает в руку портфель и просит пройтись перед всей группой, а затем повернуться спиной к детям. Ребенок, который держит в руке тяжелый портфель, наклоняется в сторону, у другого ребенка спина не искривлена.

Какой можно сделать вывод? (Дети делают выводы о том, с чем лучше ходить в школу : с портфелем или с ранцем)

Третий ребенок держит небольшое детское ведёрко, наполненное водой. А четвертый берет 2 маленьких ведра. Казалось бы, очень легкое ведро, но подержав его в одной руке, ребенок устаёт и начинает наклоняться в сторону. Второй ребенок ровно держит спинку. На основе своих наблюдений дети делают вывод. Как лучше носить, например, сумки, помогая маме. (Лучше разложить все покупки в две сумочки и нести в двух руках.)

Хотите проверить, правильная ли у вас осанка?

– Встали, повернулись ко мне спиной, руки сложили вместе ладошками и приставили к позвоночнику. Ладошки не должны разомкнуться. У Никиты хорошая осанка, а вот Наташе надо поработать над своей осанкой.

– Можно по-другому проверить свою осанку.

Тренинг : Проводится игра «Пройди с мешочком на голове»

Я повторяю по утрам :

Мой позвоночник гибок, прям

Когда лежу, стою, сижу –

За позвоночником слежу

Я позвоночник сберегу

И от болезни убегу.

Существуют специальные упражнения по укреплению мышц туловища. Как мы уже говорили, наши мышцы становятся крепче благодаря физическим упражнениям. И поэтому у спортсменов и атлетом самые сильные мышцы. Что кроме упражнений может укрепить наш скелет , и позвоночник в том числе? Какие продукты нужно употреблять? Те, в которых в большом количестве соли кальция - творог, молоко. Также полезны овощи и фрукты - в них содержатся витамины.

А вы хотите быть сильными, ловкими, быстрыми? (да) . Что для этого нужно делать? (заниматься физкультурой, гимнастикой, играть в подвижные игры , обязательно делать по утрам зарядку) словом вести активный образ жизни.

У нас сегодня на занятии присутствует Ирина Этвиновна, специалист по лечебной физкультуре. Она покажет нам упражнения, которые помогут укрепить мышцы нашего туловища, чтобы наша осанка всегда была правильной и красивой, а мы были здоровы и полны сил и энергии.

5. Итог занятия : Ребята, вам интересно было сегодня на занятии ? О чём мы сегодня говорили? (о строении и функциях скелета человека и его мышц , узнали об их роли в нашем организме) Что такое осанка? От чего она зависит? Вспомните правила, которые помогут сохранить нашу осанку правильной.

А завершить наше занятие я бы хотела стихотворением :

Каждый твёрдо должен знать :

Здоровье надо сохранять.

Нужно правильно питаться,

Нужно спортом заниматься.

Руки мыть перед едой,

Зубы чистить, закаляться

И всегда дружить с водой.

И тогда все люди в мире

Долго-долго будут жить.

И запомни - ведь здоровье

В магазине не купить!

Спасибо вам за работу и доброго вам здоровья!

Повторение материала прошлой темы: «Обмен веществ и превращение энергии»Кислород
Работа органов.
Поддержание
температуры тела.
Вода и мин. соли
Белки, жиры, углеводы
Рост, развитие

Проверяем домашнее задание

Рабочая тетрадь, стр. 52, п. 91
Приведите примеры животных, которые относятся
к группам:
Теплокровные животные
Холоднокровные животные

Теплокровные и холоднокровные животные

Найди ошибки

Скелет – опора организма

Учебник: стр. 97- 102
Рабочая тетрадь: стр. 52 - 54

Что такое?
Опорные
системы
Какие бывают?
Значение?
Какие органы
образуют?
У растений?
У животных?

Скелет - от греч. Skeletos - высохший

Зачем нужен скелет для животных?

Значение скелета

1. Обеспечивает форму тела. Служит каркасом.
2. Защищает организм от повреждений
(череп – мозг, грудная клетка - легкие и сердце).
3. К скелету крепятся внутренние органы, а также мышцы с
помощью сухожилий.
4. Для движения организма.

Функции скелета

1. Форма тела
2. Каркас, устойчивый к
сжатию
3. Защита от повреждений
4. Опора для внутренних
органов
5. Движение
1. Выносят листья к свету
2. Каркас, устойчивый на
изгиб
3. Опора
4. Форма тела

Типы скелета

наружный
и
внутренний

Животные, имеющие наружный скелет

У фораминиферов - скелет наружный

Раковинные амебы - скелет тоже наружный

У всех членистоногих, скажу без промедления,
Конечности имеют членистое строение,
Скелет у них наружный - хитиновый покров,
Он защитить способен от всяческих врагов.

У насекомых- легкие и прочные наружные хитиновые скелеты

У крабов и раков- твердые и прочные хитиновые
панцири

Раковины моллюсков прочные, но тяжелые

Наутилусы - единственные головоногие моллюски,
имеющие наружную раковину.

Внутренний скелет
У радиолярий скелет находится внутри клетки.

Внутренний скелет
скелет
головы
скелет
туловища
скелет
конечностей

Опорные системы животных

Заполняем таблицу на стр. 53 рабочей тетради
Животные
Наружный
скелет
Внутренний
скелет

Дополнить предложения…

Рабочая тетрадь, стр.53, п. 94
К скелету крепятся ………….. ………..... .
При их сокращении части скелета приводятся в
………………. .
У позвоночных ………… ……… состоит из трёх
отделов - ……… ………,
……… ………, ……… ………… .

Отделы скелета лягушки

Рабочая тетрадь, стр.53, п. 95
1.
2.
3.

Закрепляем…

Задание в рабочей тетради, стр.53, п. 95

Опорные системы растений

Скелет растения

Опорные системы растений

Схема скелета растения
на основе текста учебника с.100
сопротивление
на разрыв
корень
Скелет
растения
Механическая
ткань
стебель
лист
в центре
в центре
прочность
на изгиб
жилки
каркас,
форма

РЕФЛЕКСИЯ Выберите правильный ответ

1. Функция, которую не выполняет скелет:
а) защитная б) двигательная в) опорная г) выделительная
2. Скелета нет:
а) у волка б) у карася в) у обыкновенной амебы г) у сверчка
3. Скелет есть:
а) у паука - крестовика б) у слизня в) у пиявки г) у гриба
4. Наружный скелет имеет:
а) гусь б) крокодил в) речной рак
г) бурый медведь
5. Внутренний скелет имеет:
а) таракан б) сверчок в) медоносная пчела
г) крот
6. Ткань, образующая скелет растения:
а) покровная б) образовательная в) механическая
г) проводящая.
Ответы: 1г, 2в, 3 а, 4в, 5г, 6в

Мы узнали на уроке
Что такое?
Опорные
системы
Какие бывают?
Значение?
Какие органы
образуют?
У растений?
У животных?

Домашнее задание:
§15
* «Состав скелета позвоночных
животных», с.101 учебника

Источники информации

Сонин. Н.И., Биология. Живой организм. 6 кл. – М; Дрофа, 2011
Интернет ресурсы:
http://chemistry-chemists.com/N3_2012/U3/img/Sr1.html
http://900igr.net/kartinki/biologija/Mezozojskaja-era/060-Mezozojskajaera.html
http://bio.1september.ru/2000/08/8.htm
http://sazhaemsad.ru/sozdanie-miksbordera-v-sadu.html
http://biolicey2vrn.ucoz.ru/Klet_str-6/2-4_Tkani.jpg
http://www.drofa.ru/files/presentations/visual/Contents/Biologiya/03_Bota
n/Pictures/2802.112_Mehanish.Tkan.jpg
http://www.klsch8.narod.ru/arhiv_2012-2013/znaete_logo.jpg
http://madagaskar-sochi.com/assets/images/3/zmeya_korolevskaya.jpg
http://www.kotsobaka.ru/upload/sobitie/Jaguar_053.jpg
http://affect.moy.su/news/prikladnaja_malakologija/2010-04-13-34
http://www.fermer.ru/files/vinogradnie6.jpg
http://aquashrimps.ru/images/bezzubka.jpg

Источники информации

http://aqua-room.com/wp-content/uploads/2011/07/prudovik.jpg
http://egov.yen.gr/fishery/03-forbid/02-permitsize/xtapodi.jpg
http://www.fotoregion.ru/data/media/2/PB260002.JPG
http://srub-srub.ru/uploads/posts/2011-03/1300121801_srub-sagenci68.jpg
http://693437.ucoz.ru/_pu/0/58796035.jpg
http://www.gazetairkutsk.ru/wpcontent/uploads/2011/06/derev_listvenni
ca.jpg
http://www.stihi.ru/pics/2011/03/30/640.jpg
http://static.newworldencyclopedia.org/thumb/e/ee/Bird_Skeleton.jpg/18
0px-Bird_Skeleton.jpg
http://yunus.hacettepe.edu.tr/~b0344601/Destek%20ve%20hareket%2
0Foto/Kemik%20&%20%DDskelet/25Iskelet%2520%28Koopek%29
_jpg.jpg http://enc-dic.com/biology/Skelet-5303/
http://www.mikrohamburg.de/Zeichnungen/Foram1.jpg
http://forum.hayastan.com/uploads/monthly_01_
2012/post-104623-1326041622.gif

Спасибо за внимание!

Учитель биологии МКОУ СОШ п. Кубово Шевченко З.Г.
29 января 2015 год

Тест по биологии Скелет — опора организма для учащихся 6 класса с ответами. Тест состоит из 2 вариантов в каждом по 8 заданий.

1 вариант

1. Скелет лягушки является частью системы

1) нервной
2) выделительной
3) опорной
4) дыхательной

2. Раковины простейших животных выполняют функцию

1) питания
2) размножения
3) опоры
4) дыхания

3. На протяжении всей жизни хрящевой скелет сохраняется у

1) голубя
2) жабы
3) гадюки
4) акулы

4. У древесных растений опорой стебля служит

1) сердцевина
2) камбий
3) механическая ткань
4) образовательная ткань

5. Кости скелета птицы образованы тканью

1) нервной
2) соединительной
3) эпителиальной
4) мышечной

6.

А. Скелет, как орган опоры, имеют только позвоночные животные.
Б. Части скелета позвоночных животных приводятся в движение мышцами.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) неверны оба суждения

7.

Опорные системы обеспечивают организму

1) питание
2) защиту от повреждений
3) сохранение формы тела
4) пищеварение
5) устойчивость к сжатию
6) раздражимость

8.

Животное

1. Рак
2. Тигр
3. Улитка
4. Сельдь
5. Жук

Тип скелета

А. Наружный
Б. Внутренний

2 вариант

1. Раковины моллюсков играют роль

1) скелета
2) почки
3) органа дыхания
4) кишечной полости

2. Наружный слой членистоногих животных состоит из

1) извести
2) кожи
3) костей
4) хитина

3. Функцию опоры выполняет внутренний скелет в организме

1) окуня
2) жука
3) улитки
4) рака

4. В стволах деревьев роль опоры играет

1) камбий
2) луб
3) кожица
4) древесина

5. Кости черепа позвоночных животных соединены с помо­щью

1) швов
2) хрящей
3) мышц
4) суставов

6. Верны ли следующие утверждения?

А. Животные организмы обладают наружным или внут­ренним скелетом.
Б. У моллюсков и раков функцию скелета выполняет раковина.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) неверны оба суждения

7. Выберите три верных утверждения.

Роль наружного скелета у беспозвоночных животных иг­рают

1) хитин
2) скелет
3) связочный аппарат
4) раковина
5) мускулатура
6) плотные покровы тела

8. Установите соответствие между животным и типом его скелета.

Животное

1. Ящерица
2. Коршун
3. Краб
4. Рысь
5. Устрица

Тип скелета

А. Наружный
Б. Внутренний

Ответ на тест по биологии Скелет — опора организма
1 вариант
1-3
2-3
3-4
4-3
5-2
6-2
7-235
8-АБАБА
2 вариант
1-1
2-4
3-1
4-4
5-1
6-1
7-146
8-ББАБА