Великий князь Константин Константинович Романов. Душевные терзания великого князя константина константиновича Князь константин константинович

Константин Константинович, Великий князь (1858-1915) - генерал-адъютант, генерал-от-инфантерии по гвардейской пехоте и по Оренбургскому казачьему войску, присутствующий правительствующего Сената, президент Императорской Российской Академии Наук (с 1889), поэт (стихи подписывал инициалами К.Р.). Командир лейб-гвардии Преображенского полка (1891-1900), главный начальник военно-учебных заведений (1900-1910), генерал-инспектор военно-учебных заведений (с 1910).

Константин Константинович (Костя), 1858-1915, Великий князь, внук Николая I, генераладъютант, генерал от инфантерии, генерал инспектор военно-учебных заведений, почетный президент Академии наук, известный поэт, писавший под инициалами “К.Р.”. С 1884г. женат на принцессе Саксен-Альтенбургской Елизавете Маврикиевне, от брака с которой имел 9 детей (трое из них убиты большевиками в Алапаевске, один погиб на войне).

Использованы материалы сайта RUS-SKY ®, 1999 г. Биографический справочник, в котором указаны имена всех лиц, которые были упомянуты в переписке императора.

Великий князь Константин Константинович.

Константин Константинович (К. Р.) (1858-1915), вел. князь, второй сын вел. кн. Константина Николаевича Романова. Состоял шефом 15-го гренадерского полка своего имени. Служил во флоте, затем в лейб-гвардейском Измайловском полку. В 1891-1900 командовал лейб-гвардейским Преображенским полком. В 1889 был избран президентом Академии наук, а в 1900 - главным начальником военно-учебных заведений. Состоял президентом: Императорского московского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, Общества спасения на водах, Православного Палестинского общества и Петербургского яхт-клуба. Константин Константинович еще при жизни издал несколько сборников своих стихотворений. В поэзии следовал классическим традициям. На его слова написаны известные романсы композиторами П. И. Чайковским, С. В. Рахманиновым, Р. М. Глиэром и др. Константин Константинович известен своими стихотворными переводами «Гамлета» Шекспира, «Марии Стюарт» Шиллера и др.

К.Р., великий князь Константин Константинович Романов (10.08.1858-2.06.1915), поэт, драматург. Получил разностороннее домашнее образование. С детства готовился к службе на флоте, был 2 года в дальнем плавании. Во время войны с Турцией (1877-78) состоял в экипаже фрегата «Светлана»; провел понтоны, под неприятельскими выстрелами, из устья р. Ольты к мосту у Зимницы. Затем служил в Измайловском полку. В 1891 назначен командиром лейб-гвардии Преображенского полка, В 1900 - главным начальником военно-учебных заведений, в 1910 - генерал-инспектором военно-учебных заведений. С 1889 президент Академии наук; с 1900 почетный академик по разряду изящной словесности.

Вел. князь Константин Константинович наследовал от отца артистические вкусы и способности: он пианист и выступал как актер в ролях: Гамлета, дона-Цезаря в «Мессинской невесте» Шиллера и Иосифа Аримафейского в своей трагедии «Царь Иудейский». Как поэт, он известен под инициалами К. Р.; дебютировал в «Вестнике Европы» (1882. № 8) стихотворением «Псалмопевец Давид». Сборник его стихотворений издан в 1886, но в продажу поступило лишь 2-е издание (СПб., 1889; 78 стихотворений, относящихся к 1879-85), одновременно с «Новыми стихотворениями К. Р., 1886-88» (СПб., 1889; 54 произведения). Здесь помещены, между прочим, лирические стихотворения, гекзаметры, стихотворения религиозного характера («Ты победил, Галилеянин», «Царь Саул», «Севастьян мученик», переложения из Апокалипсиса), послания, стихотворения из полковой жизни. 4-е издание вышло в 1902. В 1911 вышли стихотворения 1900-10. В 1913 вышел 1-й т. полного собрания всех стихотворений К. Р. 1879-1912. В 1914 двумя изданиями, обыкновенным и роскошным, вышла драма «Царь Иудейский». Главные переводы К. Р.: «Мессианская невеста» Шиллера, «Ифигения в Тавриде» Гете, «Гамлет» Шекспира (СПб., 1899; 2 тома, с обширным историко-литературным комментарием). Ряд отзывов К. Р. о представленных на соискание пушкинских премий стихотворных сборниках напечатан в «Отчетах о присуждении пушкинских наград» и «Трудах разряда изящных слов. Императорская Академия Наук». Оттиском из «Журнала Министерства народного просвещения» вышла брошюра «Памяти графа А. А. Голенищева-Кутузова» (1914). По направлению своему, муза К. Р. всецело примыкает к «поэзии чистого искусства». Оставшись совершенно в стороне от поэзии страстей и бурных переживаний, К. Р. вырос под обаянием поэзии А. Н. Майкова, Я. П. Полонского, А. А. Фета, которым он посвятил несколько восторженных посланий. Основные воззрения и стремления поэта всего ярче выражены в двух стихотворениях. В первом из них («Я баловень судьбы») поэт высказывает желание:

Но пусть не тем, что знатного я рода,
Что царская во мне струится кровь,
Родного православного народа
Я заслужу доверье и любовь.
Для этой высокой цели он избирает иной путь:
Пускай прольются звуки
Моих стихов в сердца толпы людской,
Пусть скорбного они врачуют муки,
И радуют счастливого душой!

Источники своего вдохновения К. Р. указывает в обращении к «Поэту»:

Лишь тем, что свято, безупречно,
Что полно чистой красоты,
Лишь тем, что светит правдой вечной
Певец, пленяться должен ты.
Любовь - твое да будет знанье:
Проникнись ей - и песнь твоя
В себе включит и все страданья,
И все блаженство бытия.

Одним из симпатичнейших отделов сборников К. Р. являются «Очерки полковой жизни». Они отличаются большой простотой, согреты искренней привязанностью к товарищам по службе и искрятся добродушной веселостью, которая подчас переходит в грусть, когда поэт рисует участь простого солдата (стихотворение «Умер»). В лирических стихотворениях своих К. Р. - поэт «живых и светлых упований» по преимуществу; он воспевает очарования весны, распустившейся черемухи, расцветшей сирени, белоснежного ландыша, пленительно-тихой летней ночи, улыбки утра. В этой светлой радости - главный источник его вдохновения: «опять томит очарованьем благоуханная весна, опять черемухи дыханьем ее краса напоена. Нежно зеленой, сквозистой оделись дымкой леса. Струей повеяло душистой, лаская, греют небеса. Мне запах милый и знакомый былое в сердце воскресил: объятый тайною истомой, прилив учуя свежих сил, дышу черемухи дыханьем, внимаю жадно соловью, весь отдаюсь весны лобзаньям и - очарованный - пою».

Ясные по настроению и певучие, лирические стихотворения К. Р. привлекают к себе особое внимание композиторов; более 50 из них положено на музыку. Из драматических произведений К. Р. особое внимание возбудила трагедия на евангельский сюжет «Царь Иудейский». Несмотря на высокое положение автора, трагедия эта могла быть только несколько раз поставлена при совершенно исключительных условиях, в придворном Эрмитажном театре, для высокопоставленной публики. Между тем в «Царе Иудейском» нет и намека на что-либо отступающее от канонического понимания и в какой бы то ни было степени напоминающее евангельскую историю в искажении ее Ренаном или в изображениях Мункачи и Ге. Для автора тут события не просто истории, а именно истории священной; «Царь Иудейский» - божественное явление. Это придает трагедии характер иконописный, но вместе с тем и стильный. Глубочайшее благочестие настолько органически пронизывает произведение, что дает возможность, не утомляя читателя и зрителя, все время держать его на высоте настроения и обходиться без обычных театральных эффектов и декораций.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Великий князь Константин Константинович.
Протрет работы И.Е.Репина

Константин Константинович - сын Константина Николаевича, внук Николая I . Женат на Елизавете Маврикиевне Саксен-Альтенбургской (1865-1927). От брака родились дети: Иоанн (1886-1918), Гавриил (1887-1955), Татьяна (1890-1970), Константин (1991?-1914), Олег (1892-1914), Игорь (1894-1918), Георгий (1903-1938), Наталья (умерла в младенчестве, 1905), Вера (р. 1906).

Вдова великого князя Константина Константиновича великая княгиня Елисавета Маврикиевна в начале революции жила у себя в Мраморном дворце со своими младшими детьми: князем Георгием Константиновичем и княжной Верой Константиновной. Когда большевики захватили власть, она принуждена была покинуть Мраморный дворец и поселилась на Дворцовой набережной, в доме Жеребцова. В ноябре 1918 года она уехала на пароходе в Стокгольм к шведским королю и королеве вместе с князем Георгием Константиновичем, княжной Верой Константиновной и детьми князя Иоанна Константиновича и княгини Елены Петровны: князем Всеволодом Иоанновичем и княжной Екатериной Иоанновной.
Из Стокгольма великая княгиня Елисавета Маврикиевна переехала в Брюссель с Георгием и Верой, а оттуда в Германию, на свою родину, в город Альтенбург близ Лейпцига, где и скончалась 24 марта 1927 г.

Использованы материалы кн.: Великий князь Гавриил Константинович. В Мраморном дворце. Воспоминания. М., 2005

Справа налево: Великий князь Константин Константинович и его жена Елизавета Маврикиевна. Их дети: Иоанн, Гавриил, Татиана, Константин, Олег и Игорь. Конец 90-х годов 19-го века

Свидетельство очевидца

Он был высокообразованным человеком и поэтом, его стихи высоко ценились российской публикой. Он подписывался инициалами «К. Р.»; этот псевдоним вызывал уважение у российских рецензентов. Жизнь его протекала мирно и патриархально. К концу жизни он достиг скромного поста заведующего военными училищами. Здесь он показал кое-какие способности к руководству. Он всегда держался в стороне от Большого двора, где не было никого, кто разделял бы его взгляды и вкусы.

Цитируется по кн.: Мосолов А.А. При дворе последнего царя. Воспоминания начальника дворцовой канцелярии. 1900-1916. М., 2006.

Фотография Великого князя

Константин Константинович Романов (10.8.1858, Стрельна Петербургской губернии - 2.6.1915, Павловск), великий князь, рус. генерал от инфантерии (6.12.1907), генерал-адъютант (1901), почетный член Петербургской Академии наук (1900). Сын великого князя Константина Николаевича, внук императора Николая I. В составе экипажа корвета «Светлана» участвовал в рус.-турецкой войне 1877-78. За отличия награжден орденом Св. Георгия 4-й степени. С 1880 командир роты гвардейского экипажа, с 1882 - роты Его Величества лейб-гвардии Измайловского полка, с 23.4.1891 - лейб-гвардии Преображенского полка. 4.3.1900 назначен главным начальником военно-учебных заведений, а 13.2.1910 генерал-инспектор военно-учебных заведений. Одновременно был президентом Петербургской Академии наук (с 3.5.1899). Проделал огромную работу по организации военного образования, прежде всего кадетских корпусов и военных училищ. Возглавлял Рус. Археологическое общество (с 1892), Палестинское общество (с 1905) и многие другие.

Использованы материалы кн.: Залесский К.А. Кто был кто во второй мировой войне. Союзники Германии. Москва, 2003

Дети Константина Константиновича к 1909 году (слева направо): Иоанн, Гавриил, Татиана, Константин, Олег, Игорь, Георгий, Вера.

Младшая дочь Вера Константиновна в 1988 году под портретом отца. Последняя из Романовых, родившихся в России, княжна Вера скончалась в США 11 января 2001 года в возрасте 94 лет. Она никогда не была замужем и наотрез отказалась принимать иностранное гражданство.

Взгляд родственника:

Перехожу к двоюродным дядям государя.

Их было одиннадцать. Это, во-первых, два сына великого князя Константина Николаевича. (Третий, Вячеслав, скончался в молодости, а четвертый, Николай, провел свою жизнь в ссылке в Туркестане.)

Старший из них, великий князь Константин Константинович, был талантливым поэтом и очень религиозным человеком, что, до известной степени, и сужало и расширяло его кругозор. Он был автором лучшего перевода шекспировского «Гамлета» на русский язык и любил театр, выступая в главных ролях на любительских спектаклях в Эрмитажном театре Зимнего дворца. Он с большим тактом нес обязанности президента Императорской Академии наук и был первым, кто признал гений биолога Павлова. Он писал поэмы, драматические произведения и рассказы, подписываясь псевдонимом К.Р., и его талант признавался даже органами печати, враждебными существовавшему в России строю. В л.-гв. Измайловском полку он создал свои знаменитые «Измайловские досуги» и таким образом заменил обычные кутежи офицерских собраний интересными вечерами, посвященными современной русской литературе. Хорошо разбираясь в тайниках души русского простолюдина, великий князь Константин Константинович значительно преобразовал методы воспитания молодых солдат. Для него не было большего удовольствия, как провести утро в казармах, где он занимался с ними словесностью. Будучи в течение многих лет начальником Главного управления военно-учебных заведений, он сделал многое, чтобы смягчить суровые методы нашей военной педагогики.

Все это следовало также приветствовать. Казалось бы, что такой гуманный и просвещенный человек, как великий князь Константин Константинович, был бы неоценимым помощником государя в делах управления империей. Но, к сожалению, Константин Константинович ненавидел политику и чуждался всяческого общения с политическими деятелями. Он искал прежде всего уединения в обществе книг, драматических произведений, ученых, солдат, кадет и своей счастливой семьи, состоявшей из жены, великой княгини Елизаветы Маврикиевны (принцессы Саксен-Веймарской), шести сыновей и двух дочерей. В этом отношении воля великого князя была непреклонна, и потому престол лишался в его лице ценной опоры.

Александр Михайлович [Романов]. Воспонинания Великого князя. Москва, 2001. (Книга 1, Глава IX Царская фамилия).

Сочинения:

Стихотворения. 1879-1912. Т. 1-3. СПб., 1913-15;

Избр. лирич. стихотворения. С биографией и портретом. П., 1915 (три изд.);

Полн. собр соч. / Под ред. и с предисл. А. А. Геринга. Т. 1-3. Париж, 1965-67 (750 экз.);

Избранное. М., 1991;

Стихотворения. М., 1991; [Стихи] // Поэты 1880-90;

Песни рус. поэтов. Т. 2. Л., 1989 (БПбс);

Из дневника Константина Романова. 1904-1906 / Публ. Н. Лапина // Красный архив. 1930. Т. 6; 1931. Т. 1-2.

Далее читайте:

Первая мировая война (хронологическая таблица)

Участники первой мировой войны (биографический справочник).

Династия Романовых (биографический указатель)

Романовы после Николая I (генеалогическая таблица)

Великие князья Михайловичи, их потомки (генеалогическая таблица)

Великий князь Константин Константинович, поэтический псевдоним К. Р. (10 августа 1858, Стрельна - 2 июня 1915, Павловск) - член Российского Императорского дома, генерал-адъютант (1901), генерал от инфантерии (1907), генерал-инспектор Военно-учебных заведений, президент Императорской Санкт-Петербургской академии наук (1889), поэт, переводчик и драматург.

Леонтовский Александр Михайлович. Главный начальник военно-учебных заведений генерал-лейтенант великий князь Константин Константинович в 1901 году.
Второй сын великого князя Константина Николаевича и великой княгини Александры Иосифовны, внук Николая I. При крещении пожалован орденами Св. Апостола Андрея Первозванного, Св. Александра Невского и Св. Анны 1-й степени, назначен шефом Тифлисского гренадерского полка и зачислен в списки лейб-гвардии Конного и Измайловского полков, лейб-гвардии батарейной № 5 батареи 3-й Гвардейской и гренадерской артиллерийской бригады (1-я батарея лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады) и Гвардейского экипажа. В 1859 году зачислен в списки лейб-гвардии 4-го стрелкового Императорской Фамилии батальона. В 1865 году произведён в прапорщики и пожалован орденами Белого Орла и Св. Станислава 1-й степени.


Великая княгиня Александра Иосифовна с детьми.



Александра Иосифовна и Константин Николаевич с дочерью Ольгой./ Константин Константинович в детстве.


Справа- Фотограф Ш. Бергамаско. Великий князь Константин Константинович в роли Моцарта. 1880-е гг.
Получил разностороннее домашнее образование. В его обучении и воспитании принимали участие известные историки С. М. Соловьев, К. Н. Бестужев-Рюмин, музыкальный критик Г. А. Ларош, виолончелист И. И. Зейферт, пианист Рудольф Кюндингер, писатели И. А. Гончаров и Ф. М. Достоевский. С детства великого князя готовили к службе на флоте. В 7 лет его воспитателем был назначен капитан 1-го ранга А. И. Зелёной, состоявший в этой должности до совершеннолетия великого князя. Занятия велись по программе Морского училища. В 1874 и 1876 годах гардемарином совершил дальнее плавание в Атлантический океан и Средиземное море на фрегате «Светлана». В августе 1876 года сдал экзамен по программе Морского училища и был произведён в чин мичмана.

Великий князь Константин Константинович.
Участник Русско-турецкой войны 1877-1878 годов. 17 октября 1877 года награждён орденом Св. Георгия 4-й степени: «В воздаяние за храбрость и распорядительность в деле с Турками на Дунае у Силистрии, 2 октября 1877 года, где лично был спущен Его Высочеством брандер против турецкого парохода.» В мае 1878 года произведён в лейтенанты флота. В августе 1878 года назначен флигель-адъютантом. В январе-сентябре 1880 года командовал ротой Гвардейского экипажа. В сентябре 1880 года назначен вахтенным начальником на корабль «Герцог Эдинбургский», на котором до января 1882 года находился в плавании по Средиземному морю. Во время этого плавания, летом 1881 года, Константин Константинович посетил Афон; в беседе со старцем он выразил желание «приносить великую пользу» в духовном сане, но старец сказал, что «пока ждет меня иная служба, иные обязанности, а со временем, быть может, Господь благословит намерение. Дай Бог, чтобы сбылись слова святого старца».

Слева- Фотограф А. Пазетти. Великий князь Константин Константинович в саду. 1880-е.
В 1882 году по болезни переведён в сухопутное ведомство и в августе произведён в штабс-капитаны гвардии. В декабре 1883 года Константин Константинович назначен командиром роты Его Величества лейб-гвардии Измайловского полка. До конца 1883 года находился в заграничном отпуске, во время которого познакомился со своей будущей женой- Елизаветой Августой Марией Агнесой, второй дочерью принца Саксен-Альтенбургского, герцога Саксонского Морица. Это знакомство стало решающим в выборе Константина, и он «изъявил желание» стать женихом принцессы Елизаветы. Однако родители принцессы были не согласны. Константин проявил завидную настойчивость, и родители дали согласие на их брак. К тому времени Великий князь уже уехал в Россию, и невеста послала ему шифрованную телеграмму: «Пианино куплено». Это означало, что Константин может приехать в Альтенбург официально просить её руки.

Великий князь Константин Константинович./ Елизавета и Константин. 1884-85 гг.

Принцесса Елизавета.
В 1884 году Константин Константинович женился на принцессе Елизавете (русское имя Елизавета Маврикиевна; православия не принимала). Супруга приходилась ему троюродной племянницей (оба были потомками императора Павла I). Романовы дали ей презрительную кличку – Мавра. Константину казалось, что с этой женщиной он найдёт семейное счастье, в их доме будет тепло и уютно. Он ласково называл её Лилинькой и грезил, что найдёт в жене душевного друга. Но великий князь жестоко ошибся. Мавра оказалась существом простым, приземлённым, была она немного глуповата и ничем, кроме будничных дел, сплетен и воспитания детей, не интересовалась. «Со мною у неё редко бывают настоящие разговоры. Она обыкновенно рассказывает мне общие места. Надо много терпения. Она считает меня гораздо выше себя и удивляется моей доверчивости. В ней есть общая Альтенбургскому семейству подозрительность, безграничная боязливость, пустота и приверженность к новостям, кажущимся мне не стоящими никакого внимания. Переделаю я её на свой лад когда-нибудь?» – вопрошал Константин. Он изо всех сил пытался увлечь жену высокими темами, поэзией, литературой вообще. Ни в пень колоду! Когда Константин однажды читал ей Достоевского (по-немецки, по-русски она не говорила и не понимала), стараясь донести до неё смысл «Преступления и наказания», он заметил, что она задремала. Для него это было потрясением. После этого случая просветительские занятия с Маврой закончились. Она не выказывала к ним никакого интереса, а он больше и не навязывался.



Леонтовский Александр Михайлович. Портрет Великой княгини Елизаветы Маврикиевны.


Браз Осип Эммануилович. Портрет Великой княгини Елизаветы Маврикиевны. 1912
В браке родилось девять детей:
*Иоанн (1886-1918), убит большевиками;
*Гавриил (1887-1955), был арестован, спасён от расстрела Максимом Горьким, уехал в Финляндию, а затем в Париж; автор воспоминаний;
*Татьяна (1890-1979), вышла замуж за Константина Багратион-Мухранского, погибшего в начале Первой мировой войны. В 1921 году вышла замуж за Александра Короченцова, умершего через год. Закончила жизнь в монастыре;
*Константин (1891-1918), поручик лейб-гвардии Измайловского полка, георгиевский кавалер, убит большевиками.
*Олег (1892-1914), погиб на фронте во время Первой мировой войны;
*Игорь (1894-1918), убит большевиками;
*Георгий (1903-1938), умер в Нью-Йорке в возрасте 35 лет после неудачной операции;
*Наталия (1905), умерла во младенчестве;
*Вера (1906-2001), никогда не состояла в браке. Умерла в Нью-Йорке.


Дети Константина Константиновича (почтовая открытка).


Фото 1890-х годов. Великий князь Константин Константинович Романов, его супруга Елизавета Маврикиевна и их старшие дети Иоанн, Гавриил, Татьяна, Константин, Олег и Игорь (Георгий).


Семья Великого Князя Константина Константиновича Романова. 1903




Семья Великого Князя Константина Константиновича Романова. 1905


Семья Великого Князя Константина Константиновича Романова. 1909
Дневниковые записи великого князя, переданные К. Р. в архив Российской академии наук с условием опубликования не ранее, чем через 90 лет после его смерти (опубликованы в 1994), содержат упоминания о гомосексуальных контактах Константина Константиновича: «Мой тайный порок совершенно овладел мною. Было время, и довольно продолжительное, что я почти победил его, от конца 1893-го до 1900-го. Но с тех пор, и в особенности с апреля текущего года (перед самым рождением нашего очаровательного Георгия), опять поскользнулся и покатился и до сих пор качусь, как по наклонной плоскости, всё ниже и ниже».


В 1887 году произведён в капитаны гвардии, а 23 апреля 1891 года - в полковники и назначен командующим лейб-гвардии Преображенским полком. В 1894 году произведён в генерал-майоры, с утверждением в должности командира полка. В 1898 году назначен в Свиту Его Величества. В 1887 году избран почётным членом Императорской Академии наук, а в 1889 году был назначен её Президентом («августейший президент»). По его инициативе при Отделении русского языка и словесности был учреждён Разряд изящной словесности, по которому в почётные академики избирались известные писатели - П. Д. Боборыкин (1900), И. А. Бунин (1909), В. Г. Короленко (1900), А. В. Сухово-Кобылин (1902), А. П. Чехов (1900) и другие. Возглавлял комитет по празднованию 100-летия со дня рождения А. С. Пушкина. При содействии великого князя было открыто новое здание Зоологического музея в Санкт-Петербурге.


Репин Илья Ефимович. Портрет Великого князя Константина Константиновича Романова. 1891
В 1889 году избран почётным попечителем Педагогических курсов при петербургских женских гимназиях. Состоял председателем Императорского Русского археологического общества (с 1892 года), Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, Императорского Российского общества спасания на водах, Императорского Православного Палестинского общества и Санкт-Петербургского яхт-клуба. Действительный член Императорского общества поощрения художеств, Императорского Русского музыкального общества. Почётный член Русского астрономического общества, Русского исторического общества, Русского общества Красного Креста, Русского общества содействия торговому судоходству. Великий князь, в юности сам бывший военным моряком, оказал покровительство снаряжаемой академией наук Русской полярной экспедиции барона Э. В. Толля.

Справа- Константин Константинович в сценическом костюме.
4 марта 1900 года назначен Главным начальником Военно-учебных заведений (с 13 марта 1910 года - генерал-инспектор Военно-учебных заведений), после чего объехал все вверенные ему заведения. По итогам инспекции появился приказ, в котором Великий князь высказался о задачах военного воспитания: «Закрытое заведение обязано, по мере нравственного роста своих воспитанников, постепенно поднимать в них сознание их человеческого достоинства и бережно устранять всё то, что может унизить или оскорбить это достоинство. Только при этом условии воспитанники старших классов могут стать ТЕМ, чем они должны быть, - цветом и гордостью своих заведений, друзьями своих воспитателей и разумными направителями общественного мнения всей массы воспитанников в добрую сторону».




Дважды посещал Одессу с целью наблюдения за строительством Кадетского корпуса, а 6 октября 1902 года присутствовал при освящении корпусный храма в память святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. На следующий день Великий князь знакомился со вновь поступившими в корпус. В зале 3-й роты в присутствии Великого князя состоялся музыкально-литературный вечер с участием хора певчих, духового корпусного оркестра и отдельных исполнителей-кадет. «Я выношу от Одесского Кадетского Корпуса, от освящения его храма и всего виденного мною самое приятное впечатление», - были слова Великого князя перед его отъездом. В память о тех событиях в 1999 году в Одессе, на территории бывшего Кадетского корпуса, был установлен бюст Великому князю Константину Константиновичу. В декабре 2015 года памятник был демонтирован.

Справа- памятник в Одессе.
В январе 1901 года Великий князь Константин Константинович произведён в генерал-лейтенанты и назначен генерал-адъютантом. В 1907 году произведён в генералы от инфантерии. 2 марта 1911 года назначен присутствующим в Правительствующем сенате (с оставлением в остальных должностях). В 1913 году за заслуги по службе награждён орденом Св. Владимира 1-й степени (4-я степень - 1883 год, 3-я степень - 1896 год, 2-я степень - 1903 год). Состоял также шефом 2-го батальона лейб-гвардии 4-го стрелкового Императорской Фамилии полка, в списках лейб-гвардии Преображенского полка, Павловского военного и Константиновского артиллерийского училищ, Пажеского корпуса и Оренбургского казачьего войска. Почётный член Николаевской инженерной академии (с 1904 г.), Императорской военно-медицинской академии и Михайловской артиллерийской академии.


Леонтовский Александр Михайлович. Портрет великого князя Константина Константиновича президента Императорской Академии наук. 1906
Константин Константинович питал слабость к подмосковным «дворянским гнёздам» и в 1903 году приобрёл на берегу реки Руза имение Осташёво, где когда-то тайно собирались декабристы. Он писал по этому поводу старшему сыну: «Мы с Мама очень тихо и приятно провели в Осташёве. Оно далеко превзошло ожидания Мама, к великой моей радости. И местность, и дом очень ей понравились, да и не ей одной - все в восторге от нового нашего имения». С тех пор великий князь подолгу жил на берегах Рузы и растил здесь детей; однажды вся семья совершила путешествие по «золотому кольцу» вплоть до Романова-Борисоглебска и Углича.


Браз Осип Эммануилович. Портрет Великого князя Константина Константиновича. 1912
Был известным русским поэтом, автором нескольких сборников. Первые стихотворные произведения были опубликованы в журнале «Вестник Европы» в 1882. Первый сборник, включавший стихотворения 1879-1885 годов, вышел в 1886. В 1888 издал первую поэму «Севастиан-мученик», затем сборники «Новые стихотворения К. Р.», «Третий сборник стихотворений К. Р.» (1900), «Стихотворения К. Р.» (1901). Принадлежал к так называемой старой школе, был продолжателем классических традиций. Первоклассным талантом поэт К. Р. не обладал, но занял своё место в истории русской литературы. Многие его стихотворения отличались мелодичностью и были положены на музыку (самое известное - романс «Растворил я окно…» с музыкой П. И. Чайковского, сочинившего музыку также на «Я сначала тебя не любила…», «Вот миновала разлука» и другие стихотворения К. Р.). К 100-летию со дня рождения А. С. Пушкина написал текст Торжественной кантаты в память поэта. Кантата была положена на музыку Александром Глазуновым и исполнена на торжественном чрезвычайном заседании Академии наук в честь юбилея. Пьесу К. Р. на евангельский сюжет «Царь Иудейский» и авторские примечания к ней М. А. Булгаков использовал как материал для романа «Мастер и Маргарита». Но особую, народную любовь снискали стихи К. Р. «Умер бедняга в больнице военной». Песня в исполнении Надежды Плевицкой на музыку Якова Пригожего, записанная на граммофоне и разошедшаяся в виде грампластинки по самым отдалённым уголкам Российской империи (а затем русские эмигранты разнесли её по всему миру), была популярной среди солдат Первой мировой войны не только из-за её особой проникновенности. Уже как должностное лицо Константин Константинович предпринял все меры для пересмотра положения о солдатских похоронах, и вскоре были утверждены новые правила погребения нижних чинов. В результате в 1909 году были приняты «Правила погребения нижних чинов» - пример уважительного отношения государства к усопшим вне зависимости от их социального статуса и служебного ранга.


К. Р. перевёл на русский язык трагедию Ф. Шиллера «Мессинская невеста», трагедию И. В. Гёте, шекспировского «Короля Генриха IV». Автор удачного перевода шекспировского «Гамлета» на русский язык, над которым работал с 1889 по 1898 год; перевод с обширными комментариями в 3-х томах был издан в 1899 и неоднократно переиздавался. В 1897 и 1899 годах в любительском театре были поставлены отрывки из пьесы, и сам К.Р. исполнил роль Гамлета. А полностью пьеса была поставлена в феврале 1900 года на сцене Эрмитажного театра, и осенью этого же года – в Александринке.


Софья Ивановна Юнкер-Крамская. Великий князь К.К. Романов в роли Гамлета. 1887
Владел Мраморным (Константиновским) дворцом и доходным домом (Спасская ул., д. 21) в Санкт-Петербурге, дворцом в Павловске, имением Осташёво в Можайском и Рузском у. Московской губернии, частью имения Уч-Дере в Сочинском округе Черноморской губернии, участками земли в районе рек Херати и Кудебти в Черноморской губернии (1287 дес, совместно с братом Дмитрием), двумя отдельными участками из состава Мирской казенной лесной дачи Серпуховского лесничества Подольского у. Моск. губ. Лето 1914 года Константин Константинович с женой и младшими детьми проводили в Германии, на родине жены, где их застало начало Первой мировой войны; были задержаны и выдворены за пределы Германии. Новое тяжелейшее потрясение великий князь испытал осенью 1914 года с гибелью сына, князя Олега. Эти испытания подорвали и без того некрепкое здоровье великого князя.


Великий князь Константин Константинович скончался 2 июня 1915 года, в своём кабинете во дворце в Павловске, в присутствии 9-летней дочери Веры, и был отпет в дворцовой церкви. Он был последним из Романовых, умершим до революции и погребённым в великокняжеской усыпальнице Петропавловской крепости.


Великий князь Константин Константинович Романов на смертном одре.
Воспоминания Князя Гавриила Константиновича.
«Отец завещал похоронить себя в форме 15-го Гренадерского полка. Приехав в Александровский дворец, я просил доложить о себе Государю. Он принял меня в своем кабинете и приказал одеть отца в китель. От Государя я заехал к обер-гофмаршалу гр. Бенкендорфу, тоже по поручению дяденьки, чтобы спросить, следует ли надевать на отца Георгиевский крест. Бенкендорф сказал, что Георгиевский крест надевать не надо. Отца бальзамировали в антресольном помещении, рядом с кабинетом Императора Павла. Доктора обнаружили в сердце язву. Теперь стали понятны слова отца, что иной раз он ощущает «раны в сердце». Впрочем, он редко жаловался на свои страдания и всё таил в себе. После одной из панихид в кабинете отца, дяденька, братья и я, и чины нашего двора, положили отца в гроб. Гроб перенесли во второй этаж, в великолепную ротонду. В изголовье отца поставили три флага: адмиральский, вице-адмиральский и контр-адмиральский, так как отец числился в Гвардейском экипаже. По обоим сторонам гроба стояло дежурство от Военно-учебных заведений, а также от частей, в которых отец числился. К сожалению, тело отца плохо набальзамировали и выражение его лица изменилось.
Он был покрыт золотым парчовым покрывалом, отороченным горностаем. Вокруг гроба стояли паникадила с зажжёнными свечами. Обстановка была очень торжественная. Во время одной из панихид конногвардеец, стоявший часовым у гроба с винтовкой за плечом, упал в обморок. На панихиды приезжало очень много народа. В самой ротонде стояло Семейство, а публика стояла рядом, в Греческой зале и на площадке лестницы. Вынос тела отца из Павловского дворца и перевезение его в Петроград, в Петропавловскую крепость, состоялся на восьмой день по его кончине. Вынос происходил после завтрака, часа в три. Приехал Государь, Павел Александрович и Георгий Михайлович. Другие члены Семейства встречали тело отца в Петрограде, на Царскосельском вокзале, на Царской ветке. Государь прошёл за гробом по двору дворца и затем уехал в Царское Село. Все же остальные провожали гроб до Павловского вокзала и вместе с ним поехали в Петроград, в специальном поезде.


По шоссе, по которому везли в Павловске гроб отца, стояло много народа. Когда мы подходили к вокзалу, оркестр, дававший в зале вокзала концерты, заиграл траурный марш. Наш поезд подошёл в Петрограде к платформе Царской ветки, на которой была приготовлена встреча. Государь стоял на платформе вместе с обеими Государынями. Они были в креповых чёрных платьях и Андреевских лентах. Под звуки «Коль славен», гроб вынесли из вагона и поставили на лафет Константиновского Артиллерийского училища, в котором отец числился. Ездовыми были юнкера училища. По сторонам гроба шли пажи с факелами. Императрицы и великие княгини ехали в парадных траурных каретах. Матушка и девятилетняя сестра Вера ехали в одной карете с Императрицей Александрой Фёдоровной. По пути следования печального шествия стояли войска. Иоанчик и я шли по сторонам дяденьки.
На следующий день по перевезении тела отца в Петропавловскую крепость было отпевание и похороны. Гроб стоял высоко под балдахином. Кругом него стояло дежурство. Справа от Семейства, рядом с великим князем Георгием Михайловичем, стоял английский посол Бьюкенен, тот самый, который способствовал нашей «великой и бескровной» революции.
Матушка держала себя спокойно и, как всегда, с большим достоинством. Когда медленно закрывали крышку гроба, матушка всё ниже и ниже наклонялась, чтобы видеть лицо усопшего до последнего мгновения. Похоронили отца в новой усыпальнице, там же, где похоронены дедушка и бабушка, и моя сестра Наталья. Гроб опустили в очень глубокий и узкий колодец. Слава Богу, камердинер отца, Фокин, который был при отце ещё с Русско-турецкой войны, вспомнил, что отец всегда возил с собой коробочку с землей Стрельны, где он родился. Он принёс её с собой в усыпальницу и эту землю насыпали на крышку гроба, когда его опустили на место упокоения. На крышке этой металлической коробочки были выгравированы, почерком матушки, слова Лермонтова: «О родине можно ль не помнить своей?».
Колодец закрыли плитой, такой же, какие были и на других могилах. До похорон отца я не думал, что гробы опускаются в такие глубокие и узкие колодцы. Надгробные плиты сделаны подлицо с каменным полом. Раньше всех лиц Династии хоронили в самом Петропавловском соборе, и над каждой могилой ставились высокие белого мрамора саркофаги с золотым крестом. Можно было стать перед саркофагом на колени, опереться о него и так помолиться. Таким образом, вы чувствовали себя вблизи дорогого вам усопшего. А в усыпальнице дорогие вам усопшие были где-то под ногами. Как к ним подойти и как почувствовать себя вблизи них?».


Елизавета Маврикиевна овдовев в 1915 году, после Февральской революции 1917 года сначала уехала в Швецию, а оттуда в Германию, в свой родной Альтенбург, где и умерла в 1927 году.
В 2014 году при содействии членов Императорского Православного Палестинского Общества в Орле установлена мемориальная доска Великому князю Константину Константиновичу, неоднократно посещавшему Орловский Бахтина кадетский корпус.

К. Р. (1858—1915)

К. Р. — литературный псевдоним великого князя Констан-тина Константиновича Романова . Впервые этот псевдоним появился в 1882 г. в «Вестнике Европы» под стихотворени-ем «Псалмопевец Давид», чтобы затем на три десятилетия войти в русскую поэзию. В трехтомник поэта, вышедший в год его смерти, вошли сотни лирических произведений, поэмы «Возрожденный Манфред» и «Севастиан-Мученик», перево-ды «Гамлета» Шекспира и «Мессинской невесты» Шиллера. Романсы на его стихотворения писали П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, А. К. Глазунов, Р. М. Глиэр и другие компо-зиторы. Более четверти века стоял он во главе Император-ской академии наук. Под его председательством было орга-низовано празднование столетия со дня рождения Пушкина и проведены связанные с ним мероприятия. Он был избран почетным членом Стокгольмской академии наук. Вся его жизнь была неразрывно связана и с военной деятельностью. Он командовал ротой Измайловского полка, затем Преобра-женским полком, был главным начальником военно-учебных заведений России и шефом 15-го гренадерского полка. В нем гармонично соединялись три основные ипостаси его лично-сти: поэт, президент Академии наук и военный.

Великий князь Константин Константинович, внук Николая I и двоюродный дядя Николая II, родился 10 августа 1858 г. в Стрельне под Петербургом. Отцом его был младший брат Александра II Константин Николаевич — генерал-адмирал, управляющий флотом и морским ведомством на правах ми-нистра, много сделавший для реформы русского флота, дип-ломат, широко образованный и покровительствовавший ис-кусствам деятель. Мать — Александра Иосифовна (урожден-ная принцесса Саксен-Кобургская). Будущий поэт жил в атмо-сфере родительской любви, безмятежности и комфорта. Дет-ство и вся последующая жизнь Константина Константинови-ча были связаны с Мраморным дворцом, принадлежавшим его отцу. Первоначальное образование К. Р. получил в семье. Он много и регулярно занимался различными науками, му-зыкой, учил языки. В числе его преподавателей были извест-ные историки, музыканты, художники. С одиннадцати лет мальчик принимал участие в учебных плаваниях и дальних морских походах русских военных кораблей.

Глубокая душевная симпатия связывала Константина Кон-стантиновича с его старшей сестрой — «королевой эллинов» Ольгой Константиновной, женой греческого короля Георга I. Именно к ней он обращается за поддержкой в своих первых поэтических опытах. Ей посвящено немало проникновенных лирических стихотворений. В одном из стихотворений 1888 г. отражается характер их взаимоотношений:

Завтра вот эти стихи тебе показать принесу я.

Сядем мы рядом; опять разовью заветный я свиток;

Голову нежно ко мне на плечо ты снова приклонишь,

Почерк затейливый мой на свитке с трудом разбирая..,-

В августе 1876 г. Константин был произведен в мичманы и отправился в дальний поход на фрегате «Светлана». В 1877 г. он участвует в боевых действиях на Дунае, награжден Геор-гиевским крестом 4-й степени. В 1887 г. в связи с совершен-нолетием Константин принимает воинскую присягу.

Дружеские связи устанавливаются у живо интересую-щегося искусством великого князя с Ф. М. Достоевским, И. С. Тургеневым, П. И. Чайковским. Тургенев становится для него непререкаемым авторитетом в области искусства.

В 1882 г. появляются в печати первые произведения по-эта К. Р.; к этому времени Константин Романов уже осозна-ет себя поэтом. В одном из стихотворений 1882 г. он пишет:

Я всю любовь, все лучшие стремленья,

Все, что волнует грудь в ночной тиши,

И все порывы пламенной души

Излил в стихотворенья...

В 1884 г. он женится на Елизавете Саксен-Альтенбург-ской, герцогине Саксонской, с которой был помолвлен в мае 1883 г. От этого брака родились девять детей — шесть сыновей и три дочери. Супруге великого князя-поэта по-святил стихотворение А. А. Фет:

Две незабудки, два сапфира

Ее очей приветный взгляд,

И тайны горнего эфира

В живой лазури их скользят.

Ее кудрей руно златое

В таком свету, какой один,

Изображая неземное,

Сводил на землю Перу джин.

Военная карьера К. Р. с 1884 г. продолжается в армии. Он назначен командиром роты Измайловского полка, командует им более семи лет, затем девять лет — Преображенским пол-ком. Врожденная доброжелательность, верность долгу снис-кали ему уважение в армии, помогли построить его взаимо-отношения с подчиненными. В полку по его замыслам и ини-циативе устраивались литературно-музыкальные вечера — «Измайловские досуги», в которых принимали участие известные поэты и писатели, в том числе И. А. Гончаров, Я. П. Полонский, А. Н. Майков. В стихотворении «На 25-ле-тне Измайловского досуга» он вспоминает:

Лиру и меч мы сплетали цветами

И не гадали о том,

Как наш алтарь разгорится с годами

Светлым и жарким огнем.

Для чтения на этих литературных вечерах К. Р. написал много стихотворений и начал сочинять поэму «Возвращен-ный Манфред». Специальные вечера посвящались творче-ству русских писателей и поэтов. Наряду с литераторами в «досугах» участвовали музыканты, актеры, ученые.

Судьба предоставила Константину Константиновичу воз-можность много путешествовать, видеть мир. Много време-ни он проводил за границей и из-за слабого здоровья. Но его мысли всегда возвращались к России. В 1887 г. из Аль-тенбурга он писал:

Но не могу я дня дождаться,

Когда вернусь отсюда к вам,

К занятьям, к службе и трудам.

Константин Константинович сторонился политики, предпо-читая ей занятия поэзией. «Как бы мне хотелось быть в состо-янии писать стихи постоянно, беспрерывно», — записал он в дневнике от 8 мая 1885 г. Константин Константинович был знаком, а подчас и дружен со многими замечательными рус-скими писателями и поэтами. Мраморный дворец был все-гда открыт для писателей, поэтов, художников, композито-ров — деятелей искусства. Среди его посетителей — И. А. Гон-чаров, А. Н. Майков, А. А. Фет, Я.П. Полонский, А. Н. Апухтин, художник К. Маковский, композитор А. Г. Рубинштейн; К. Р. состоял в дружеских отношениях с П. И. Чайковским.

Летом 1886 г. вышел первый сборник стихотворений К. Р.; издан он был небольшим тиражом и в продажу не поступал. В конце 1887 г. К. Р. присвоено звание почетного члена Им-ператорской академии наук, а 3 мая 1889 г. указом императо-ра он был назначен ее президентом. В том же году выходят в свет сразу два сборника его стихов — «Стихотворения К. Р.» (1879-1885) и «Новые стихотворения К. Р.» (1886-1888), весьма положительно встреченные публикой. Необхо-димо было обладать незаурядной энергией, чтобы сочетать военную службу, большую научно-общественную работу и одновременно писать и издавать стихотворения. При этом великий князь не имел права пренебрегать и многочислен-ными светскими обязанностями, зачастую не вызывавшими у него ничего, кроме раздражения.-

В 1889 г. Константин Константинович начинает перево-дить шекспировского «Гамлета», и его поистине гигантский " труд продолжается почти двенадцать лет. Тяжелым был для поэта 1892 г.: 13 января умирает его отец, а осенью — любимый учитель и друг А. А. Фет. В течение нескольких последующих лет Константин Константинович почти не пи-шет оригинальных стихов, занимаясь преимущественно

переводами.

В 1897 и 1899 гг. появляются первые постановки отрыв-ков из «Гамлета» в переводе К. Р. Роль Гамлета исполнял сам Константин Константинович. Полностью трагедия была поставлена впервые на сцене Эрмитажного театра в феврале 1900 г., а осенью состоялась премьера в Александрийском

театре.

Активное участие принял Константин Константинович в подготовке празднования столетнего юбилея Пушкина. Он возглавил специальную комиссию по проведению торжеств. По его инициативе и при его непосредственном участии было подготовлено академическое издание произведений Пушкина, основан фонд Пушкина, учрежден разряд изящ-ной словесности при отделении русского языка и словес-ности Академии наук, осуществлено избрание в 1900 г. в члены Академии наиболее известных русских литерато-ров, приобретено в казну имение Михайловское, а также проведены другие юбилейные акции.

В 1900 г. вышли в свет еще два сборника стихотворений К. Р., он много печатается в журналах «Русская старина», «Русский вестник», «Русское обозрение». В этом же году он оставляет Преображенский полк в связи с назначением глав-ным начальником военно-учебных заведений. В 1901 г. он был произведен в генерал-лейтенанты и назначен генерал-адъютантом к императору.

События русско-японской войны и революционные вол-нения 1905 г. оставили глубокий след в душе Константина Константиновича. Осознавая тяжелое положение России, он тем не менее не верил в реальность надвигающейся катаст-рофы, сохраняя веру в самодержавие, достоинство дома Ро-мановых. Опору для себя в эти трудные годы он находит в деятельности, связанной с именем Пушкина. В 1907 г. при непосредственном участии Константина Константиновича было утверждено «Положение о Пушкинском Доме» при Академии наук. В эти тревожные смутные годы К. Р. не писал стихов. Константин Константинович неприязнь к себе как члену императорской семьи остро ощущает, что и нахо-дит отражение в его дневниковых записях. Ухудшается и здоровье великого князя, продолжавшего тем не менее свою общественную и служебную деятельность.

В грозно-тревожные последние годы жизни К. Р. един-ственным его убежищем, утешением и средством служения людям остается искусство. В 1910 г. он заканчивает перевод «Ифигении в Тавриде» Гете с обширным исследовательским очерком о Гете и его творчестве. Вскоре он начинает работу над своим последним оригинальным драма тическим произве-дением — «Царь Иудейский», вызвавшим впоследствии ос-трую полемику в обществе и нападки правых во главе с Пуришкевичем. Премьера состоялась в 1914 г. в Эрмитажном

театре.

Начало первой мировой войны застало великого князя в Германии, откуда он срочно выехал в Россию. Пятеро стар-ших сыновей отправились на фронт, а в сентябре был тяже-ло ранен и скончался на руках родителей его любимец Олег. Эта рана, нанесенная ему судьбой, стала для Константина Константиновича смертельной. Болезнь его прогрессирова-ла, и 2 июня 1915 г. великий князь Константин Константи; нович скончался в Павловске в своем кабинете.

Едва ли не главную роль в поэтической судьбе К. Р. сыг-рал Афанасий Афанасьевич Фет, высоко оценивший его поэтические опыты. Он стал его учителем, которому К. Р. следовал, а порой и откровенно подражал: «Ни один поэт не пленяет меня сильнее Фета; вот истинная поэзия, чис-тая, прекрасная, неуловимая» (17 августа 1888 г., письмо

П. И. Чайковскому).

В определенной степени творчество К. Р. стоит особня-ком. В нем отсутствует гражданственность, но нет и преоб-ладавшего в восьмидесятых годах пессимизма, свойственно-го творчеству кумиров читающей публики — Апухтина и Надсона. Нигилизм, пессимизм, цинизм, столь распространен-ные в русском обществе к концу прошлого века, были абсо-лютно чужды миросозерцанию К. Р. — поэта светлого жизне-утверждающего чувства. Для К. Р. поэзия была особым, со-творенным миром, возвышенным и лишенным непременной достоверности, материальности, житейской прозы. Он ценил в поэзии смысловую емкость, тонкость передачи стихами всех оттенков человеческих эмоций.

Первенствующее значение К. Р. придавал совершенству поэтической формы, звучанию слова. «Я стал находить осо-бенное удовольствие б старании жертвовать многими удач-ными стихами для соблюдения формы и положительно предпочитаю слабые по содержанию стихи, но безукоризнен-ные по форме стихам хотя и глубокомысленным, но рас-плывчатым, растянутым, утомительным по длине».

Во многом под влиянием П. И. Чайковского К. Р. стремит-ся постичь синтетический характер русской художествен-ной культуры, особенно соотношение музыки и поэзии, общ-ность и различие их творческих миров.

К. Р. считал себя продолжателем пушкинской традиции в русской поэзии, таковым его называли и Гончаров, и Фет, и многие другие. Перекличка поэтических мотивов, восхожде-ние художественного восприятия к христианскому приятию мира и ладу с ним — вот то, что объединяет двух поэтов.

Развивавшееся в русле традиционной классической рус-ской поэзии лирическое дарование К. Р. примечательно своей задушевностью, певучестью, музыкальностью. Автор наполненных светлой жизнеутверждающей силой произведе-ний, К. Р. занимает достойное место в ряду таких поэтов-лириков, как Фет, Майков, Полонский, служителей «чистого искусства».

Автор - A-delina . Это цитата этого сообщения

Великий князь Константин Константинович Романов.


Великий князь Константин Константинович, поэтический псевдоним К. Р. (10 августа 1858, Стрельна - 2 июня 1915, Павловск) - член Российского Императорского дома, генерал-адъютант (1901), генерал от инфантерии (1907), генерал-инспектор Военно-учебных заведений, президент Императорской Санкт-Петербургской академии наук (1889), поэт, переводчик и драматург.

Леонтовский Александр Михайлович. Главный начальник военно-учебных заведений генерал-лейтенант великий князь Константин Константинович в 1901 году.

Второй сын великого князя Константина Николаевича и великой княгини Александры Иосифовны, внук Николая I. При крещении пожалован орденами Св. Апостола Андрея Первозванного, Св. Александра Невского и Св. Анны 1-й степени, назначен шефом Тифлисского гренадерского полка и зачислен в списки лейб-гвардии Конного и Измайловского полков, лейб-гвардии батарейной № 5 батареи 3-й Гвардейской и гренадерской артиллерийской бригады (1-я батарея лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады) и Гвардейского экипажа. В 1859 году зачислен в списки лейб-гвардии 4-го стрелкового Императорской Фамилии батальона. В 1865 году произведён в прапорщики и пожалован орденами Белого Орла и Св. Станислава 1-й степени.


Великая княгиня Александра Иосифовна с детьми.



Александра Иосифовна и Константин Николаевич с дочерью Ольгой./ Константин Константинович в детстве.


Справа- Фотограф Ш. Бергамаско. Великий князь Константин Константинович в роли Моцарта. 1880-е гг.

Получил разностороннее домашнее образование. В его обучении и воспитании принимали участие известные историки С. М. Соловьев, К. Н. Бестужев-Рюмин, музыкальный критик Г. А. Ларош, виолончелист И. И. Зейферт, пианист Рудольф Кюндингер, писатели И. А. Гончаров и Ф. М. Достоевский. С детства великого князя готовили к службе на флоте. В 7 лет его воспитателем был назначен капитан 1-го ранга А. И. Зелёной, состоявший в этой должности до совершеннолетия великого князя. Занятия велись по программе Морского училища. В 1874 и 1876 годах гардемарином совершил дальнее плавание в Атлантический океан и Средиземное море на фрегате «Светлана». В августе 1876 года сдал экзамен по программе Морского училища и был произведён в чин мичмана.


Великий князь Константин Константинович.

Участник Русско-турецкой войны 1877-1878 годов. 17 октября 1877 года награждён орденом Св. Георгия 4-й степени: «В воздаяние за храбрость и распорядительность в деле с Турками на Дунае у Силистрии, 2 октября 1877 года, где лично был спущен Его Высочеством брандер против турецкого парохода.» В мае 1878 года произведён в лейтенанты флота. В августе 1878 года назначен флигель-адъютантом. В январе-сентябре 1880 года командовал ротой Гвардейского экипажа. В сентябре 1880 года назначен вахтенным начальником на корабль «Герцог Эдинбургский», на котором до января 1882 года находился в плавании по Средиземному морю. Во время этого плавания, летом 1881 года, Константин Константинович посетил Афон; в беседе со старцем он выразил желание «приносить великую пользу» в духовном сане, но старец сказал, что «пока ждет меня иная служба, иные обязанности, а со временем, быть может, Господь благословит намерение. Дай Бог, чтобы сбылись слова святого старца».


Слева- Фотограф А. Пазетти. Великий князь Константин Константинович в саду. 1880-е.

В 1882 году по болезни переведён в сухопутное ведомство и в августе произведён в штабс-капитаны гвардии. В декабре 1883 года Константин Константинович назначен командиром роты Его Величества лейб-гвардии Измайловского полка. До конца 1883 года находился в заграничном отпуске, во время которого познакомился со своей будущей женой- Елизаветой Августой Марией Агнесой, второй дочерью принца Саксен-Альтенбургского, герцога Саксонского Морица. Это знакомство стало решающим в выборе Константина, и он «изъявил желание» стать женихом принцессы Елизаветы. Однако родители принцессы были не согласны. Константин проявил завидную настойчивость, и родители дали согласие на их брак. К тому времени Великий князь уже уехал в Россию, и невеста послала ему шифрованную телеграмму: «Пианино куплено». Это означало, что Константин может приехать в Альтенбург официально просить её руки.


Великий князь Константин Константинович./ Елизавета и Константин. 1884-85 гг.


Принцесса Елизавета.

В 1884 году Константин Константинович женился на принцессе Елизавете (русское имя Елизавета Маврикиевна; православия не принимала). Супруга приходилась ему троюродной племянницей (оба были потомками императора Павла I). Романовы дали ей презрительную кличку – Мавра. Константину казалось, что с этой женщиной он найдёт семейное счастье, в их доме будет тепло и уютно. Он ласково называл её Лилинькой и грезил, что найдёт в жене душевного друга. Но великий князь жестоко ошибся. Мавра оказалась существом простым, приземлённым, была она немного глуповата и ничем, кроме будничных дел, сплетен и воспитания детей, не интересовалась. «Со мною у неё редко бывают настоящие разговоры. Она обыкновенно рассказывает мне общие места. Надо много терпения. Она считает меня гораздо выше себя и удивляется моей доверчивости. В ней есть общая Альтенбургскому семейству подозрительность, безграничная боязливость, пустота и приверженность к новостям, кажущимся мне не стоящими никакого внимания. Переделаю я её на свой лад когда-нибудь?» – вопрошал Константин. Он изо всех сил пытался увлечь жену высокими темами, поэзией, литературой вообще. Ни в пень колоду! Когда Константин однажды читал ей Достоевского (по-немецки, по-русски она не говорила и не понимала), стараясь донести до неё смысл «Преступления и наказания», он заметил, что она задремала. Для него это было потрясением. После этого случая просветительские занятия с Маврой закончились. Она не выказывала к ним никакого интереса, а он больше и не навязывался.


Леонтовский Александр Михайлович. Портрет Великой княгини Елизаветы Маврикиевны.


Браз Осип Эммануилович. Портрет Великой княгини Елизаветы Маврикиевны. 1912

В браке родилось девять детей:
*Иоанн (1886-1918), убит большевиками;
*Гавриил (1887-1955), был арестован, спасён от расстрела Максимом Горьким, уехал в Финляндию, а затем в Париж; автор воспоминаний;
*Татьяна (1890-1979), вышла замуж за Константина Багратион-Мухранского, погибшего в начале Первой мировой войны. В 1921 году вышла замуж за Александра Короченцова, умершего через год. Закончила жизнь в монастыре;
*Константин (1891-1918), поручик лейб-гвардии Измайловского полка, георгиевский кавалер, убит большевиками.
*Олег (1892-1914), погиб на фронте во время Первой мировой войны;
*Игорь (1894-1918), убит большевиками;
*Георгий (1903-1938), умер в Нью-Йорке в возрасте 35 лет после неудачной операции;
*Наталия (1905), умерла во младенчестве;
*Вера (1906-2001), никогда не состояла в браке. Умерла в Нью-Йорке.


Дети Константина Константиновича (почтовая открытка).


Фото 1890-х годов. Великий князь Константин Константинович Романов, его супруга Елизавета Маврикиевна и их старшие дети Иоанн, Гавриил, Татьяна, Константин, Олег и Игорь (Георгий).


Семья Великого Князя Константина Коннстантиновича Романова. 1903



Семья Великого Князя Константина Коннстантиновича Романова. 1905


Семья Великого Князя Константина Коннстантиновича Романова. 1909

Дневниковые записи великого князя, переданные К. Р. в архив Российской академии наук с условием опубликования не ранее, чем через 90 лет после его смерти (опубликованы в 1994), содержат упоминания о гомосексуальных контактах Константина Константиновича: «Мой тайный порок совершенно овладел мною. Было время, и довольно продолжительное, что я почти победил его, от конца 1893-го до 1900-го. Но с тех пор, и в особенности с апреля текущего года (перед самым рождением нашего очаровательного Георгия), опять поскользнулся и покатился и до сих пор качусь, как по наклонной плоскости, всё ниже и ниже».

В 1887 году произведён в капитаны гвардии, а 23 апреля 1891 года - в полковники и назначен командующим лейб-гвардии Преображенским полком. В 1894 году произведён в генерал-майоры, с утверждением в должности командира полка. В 1898 году назначен в Свиту Его Величества. В 1887 году избран почётным членом Императорской Академии наук, а в 1889 году был назначен её Президентом («августейший президент»). По его инициативе при Отделении русского языка и словесности был учреждён Разряд изящной словесности, по которому в почётные академики избирались известные писатели - П. Д. Боборыкин (1900), И. А. Бунин (1909), В. Г. Короленко (1900), А. В. Сухово-Кобылин (1902), А. П. Чехов (1900) и другие. Возглавлял комитет по празднованию 100-летия со дня рождения А. С. Пушкина. При содействии великого князя было открыто новое здание Зоологического музея в Санкт-Петербурге.


Репин Илья Ефимович. Портрет Великого князя Константина Константиновича Романова. 1891

В 1889 году избран почётным попечителем Педагогических курсов при петербургских женских гимназиях. Состоял председателем Императорского Русского археологического общества (с 1892 года), Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, Императорского Российского общества спасания на водах, Императорского Православного Палестинского общества и Санкт-Петербургского яхт-клуба. Действительный член Императорского общества поощрения художеств, Императорского Русского музыкального общества. Почётный член Русского астрономического общества, Русского исторического общества, Русского общества Красного Креста, Русского общества содействия торговому судоходству. Великий князь, в юности сам бывший военным моряком, оказал покровительство снаряжаемой академией наук Русской полярной экспедиции барона Э. В. Толля.


Справа- Константин Константинович в сценическом костюме.

4 марта 1900 года назначен Главным начальником Военно-учебных заведений (с 13 марта 1910 года - генерал-инспектор Военно-учебных заведений), после чего объехал все вверенные ему заведения. По итогам инспекции появился приказ, в котором Великий князь высказался о задачах военного воспитания: «Закрытое заведение обязано, по мере нравственного роста своих воспитанников, постепенно поднимать в них сознание их человеческого достоинства и бережно устранять всё то, что может унизить или оскорбить это достоинство. Только при этом условии воспитанники старших классов могут стать ТЕМ, чем они должны быть, - цветом и гордостью своих заведений, друзьями своих воспитателей и разумными направителями общественного мнения всей массы воспитанников в добрую сторону».

Дважды посещал Одессу с целью наблюдения за строительством Кадетского корпуса, а 6 октября 1902 года присутствовал при освящении корпусный храма в память святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. На следующий день Великий князь знакомился со вновь поступившими в корпус. В зале 3-й роты в присутствии Великого князя состоялся музыкально-литературный вечер с участием хора певчих, духового корпусного оркестра и отдельных исполнителей-кадет. «Я выношу от Одесского Кадетского Корпуса, от освящения его храма и всего виденного мною самое приятное впечатление», - были слова Великого князя перед его отъездом. В память о тех событиях в 1999 году в Одессе, на территории бывшего Кадетского корпуса, был установлен бюст Великому князю Константину Константиновичу. В декабре 2015 года памятник был демонтирован.


Справа- памятник в Одессе.

В январе 1901 года Великий князь Константин Константинович произведён в генерал-лейтенанты и назначен генерал-адъютантом. В 1907 году произведён в генералы от инфантерии. 2 марта 1911 года назначен присутствующим в Правительствующем сенате (с оставлением в остальных должностях). В 1913 году за заслуги по службе награждён орденом Св. Владимира 1-й степени (4-я степень - 1883 год, 3-я степень - 1896 год, 2-я степень - 1903 год). Состоял также шефом 2-го батальона лейб-гвардии 4-го стрелкового Императорской Фамилии полка, в списках лейб-гвардии Преображенского полка, Павловского военного и Константиновского артиллерийского училищ, Пажеского корпуса и Оренбургского казачьего войска. Почётный член Николаевской инженерной академии (с 1904 г.), Императорской военно-медицинской академии и Михайловской артиллерийской академии.


Леонтовский Александр Михайлович. Портрет великого князя Константина Константиновича президента Императорской Академии наук. 1906

Константин Константинович питал слабость к подмосковным «дворянским гнёздам» и в 1903 году приобрёл на берегу реки Руза имение Осташёво, где когда-то тайно собирались декабристы. Он писал по этому поводу старшему сыну: «Мы с Мама очень тихо и приятно провели в Осташёве. Оно далеко превзошло ожидания Мама, к великой моей радости. И местность, и дом очень ей понравились, да и не ей одной - все в восторге от нового нашего имения». С тех пор великий князь подолгу жил на берегах Рузы и растил здесь детей; однажды вся семья совершила путешествие по «золотому кольцу» вплоть до Романова-Борисоглебска и Углича.


Браз Осип Эммануилович. Портрет Великого князя Константина Константиновича. 1912

Был известным русским поэтом, автором нескольких сборников. Первые стихотворные произведения были опубликованы в журнале «Вестник Европы» в 1882. Первый сборник, включавший стихотворения 1879-1885 годов, вышел в 1886. В 1888 издал первую поэму «Севастиан-мученик», затем сборники «Новые стихотворения К. Р.», «Третий сборник стихотворений К. Р.» (1900), «Стихотворения К. Р.» (1901). Принадлежал к так называемой старой школе, был продолжателем классических традиций. Первоклассным талантом поэт К. Р. не обладал, но занял своё место в истории русской литературы. Многие его стихотворения отличались мелодичностью и были положены на музыку (самое известное - романс «Растворил я окно…» с музыкой П. И. Чайковского, сочинившего музыку также на «Я сначала тебя не любила…», «Вот миновала разлука» и другие стихотворения К. Р.). К 100-летию со дня рождения А. С. Пушкина написал текст Торжественной кантаты в память поэта. Кантата была положена на музыку Александром Глазуновым и исполнена на торжественном чрезвычайном заседании Академии наук в честь юбилея. Пьесу К. Р. на евангельский сюжет «Царь Иудейский» и авторские примечания к ней М. А. Булгаков использовал как материал для романа «Мастер и Маргарита». Но особую, народную любовь снискали стихи К. Р. «Умер бедняга в больнице военной». Песня в исполнении Надежды Плевицкой на музыку Якова Пригожего, записанная на граммофоне и разошедшаяся в виде грампластинки по самым отдалённым уголкам Российской империи (а затем русские эмигранты разнесли её по всему миру), была популярной среди солдат Первой мировой войны не только из-за её особой проникновенности. Уже как должностное лицо Константин Константинович предпринял все меры для пересмотра положения о солдатских похоронах, и вскоре были утверждены новые правила погребения нижних чинов. В результате в 1909 году были приняты «Правила погребения нижних чинов» - пример уважительного отношения государства к усопшим вне зависимости от их социального статуса и служебного ранга.

К. Р. перевёл на русский язык трагедию Ф. Шиллера «Мессинская невеста», трагедию И. В. Гёте, шекспировского «Короля Генриха IV». Автор удачного перевода шекспировского «Гамлета» на русский язык, над которым работал с 1889 по 1898 год; перевод с обширными комментариями в 3-х томах был издан в 1899 и неоднократно переиздавался. В 1897 и 1899 годах в любительском театре были поставлены отрывки из пьесы, и сам К.Р. исполнил роль Гамлета. А полностью пьеса была поставлена в феврале 1900 года на сцене Эрмитажного театра, и осенью этого же года – в Александринке.


Софья Ивановна Юнкер-Крамская. Великий князь К.К. Романов в роли Гамлета. 1887

Владел Мраморным (Константиновским) дворцом и доходным домом (Спасская ул., д. 21) в Санкт-Петербурге, дворцом в Павловске, имением Осташёво в Можайском и Рузском у. Московской губернии, частью имения Уч-Дере в Сочинском округе Черноморской губернии, участками земли в районе рек Херати и Кудебти в Черноморской губернии (1287 дес, совместно с братом Дмитрием), двумя отдельными участками из состава Мирской казенной лесной дачи Серпуховского лесничества Подольского у. Моск. губ. Лето 1914 года Константин Константинович с женой и младшими детьми проводили в Германии, на родине жены, где их застало начало Первой мировой войны; были задержаны и выдворены за пределы Германии. Новое тяжелейшее потрясение великий князь испытал осенью 1914 года с гибелью сына, князя Олега. Эти испытания подорвали и без того некрепкое здоровье великого князя.

Великий князь Константин Константинович скончался 2 июня 1915 года, в своём кабинете во дворце в Павловске, в присутствии 9-летней дочери Веры, и был отпет в дворцовой церкви. Он был последним из Романовых, умершим до революции и погребённым в великокняжеской усыпальнице Петропавловской крепости.

Воспоминания Князя Гавриила Константиновича.

«Отец завещал похоронить себя в форме 15-го Гренадерского полка. Приехав в Александровский дворец, я просил доложить о себе Государю. Он принял меня в своем кабинете и приказал одеть отца в китель. От Государя я заехал к обер-гофмаршалу гр. Бенкендорфу, тоже по поручению дяденьки, чтобы спросить, следует ли надевать на отца Георгиевский крест. Бенкендорф сказал, что Георгиевский крест надевать не надо. Отца бальзамировали в антресольном помещении, рядом с кабинетом Императора Павла. Доктора обнаружили в сердце язву. Теперь стали понятны слова отца, что иной раз он ощущает «раны в сердце». Впрочем, он редко жаловался на свои страдания и всё таил в себе. После одной из панихид в кабинете отца, дяденька, братья и я, и чины нашего двора, положили отца в гроб. Гроб перенесли во второй этаж, в великолепную ротонду. В изголовье отца поставили три флага: адмиральский, вице-адмиральский и контр-адмиральский, так как отец числился в Гвардейском экипаже. По обоим сторонам гроба стояло дежурство от Военно-учебных заведений, а также от частей, в которых отец числился. К сожалению, тело отца плохо набальзамировали и выражение его лица изменилось.

Он был покрыт золотым парчовым покрывалом, отороченным горностаем. Вокруг гроба стояли паникадила с зажжёнными свечами. Обстановка была очень торжественная. Во время одной из панихид конногвардеец, стоявший часовым у гроба с винтовкой за плечом, упал в обморок. На панихиды приезжало очень много народа. В самой ротонде стояло Семейство, а публика стояла рядом, в Греческой зале и на площадке лестницы. Вынос тела отца из Павловского дворца и перевезение его в Петроград, в Петропавловскую крепость, состоялся на восьмой день по его кончине. Вынос происходил после завтрака, часа в три. Приехал Государь, Павел Александрович и Георгий Михайлович. Другие члены Семейства встречали тело отца в Петрограде, на Царскосельском вокзале, на Царской ветке. Государь прошёл за гробом по двору дворца и затем уехал в Царское Село. Все же остальные провожали гроб до Павловского вокзала и вместе с ним поехали в Петроград, в специальном поезде.

По шоссе, по которому везли в Павловске гроб отца, стояло много народа. Когда мы подходили к вокзалу, оркестр, дававший в зале вокзала концерты, заиграл траурный марш. Наш поезд подошёл в Петрограде к платформе Царской ветки, на которой была приготовлена встреча. Государь стоял на платформе вместе с обеими Государынями. Они были в креповых чёрных платьях и Андреевских лентах. Под звуки «Коль славен», гроб вынесли из вагона и поставили на лафет Константиновского Артиллерийского училища, в котором отец числился. Ездовыми были юнкера училища. По сторонам гроба шли пажи с факелами. Императрицы и великие княгини ехали в парадных траурных каретах. Матушка и девятилетняя сестра Вера ехали в одной карете с Императрицей Александрой Фёдоровной. По пути следования печального шествия стояли войска. Иоанчик и я шли по сторонам дяденьки.

На следующий день по перевезении тела отца в Петропавловскую крепость было отпевание и похороны. Гроб стоял высоко под балдахином. Кругом него стояло дежурство. Справа от Семейства, рядом с великим князем Георгием Михайловичем, стоял английский посол Бьюкенен, тот самый, который способствовал нашей «великой и бескровной» революции.

Матушка держала себя спокойно и, как всегда, с большим достоинством. Когда медленно закрывали крышку гроба, матушка всё ниже и ниже наклонялась, чтобы видеть лицо усопшего до последнего мгновения. Похоронили отца в новой усыпальнице, там же, где похоронены дедушка и бабушка, и моя сестра Наталья. Гроб опустили в очень глубокий и узкий колодец. Слава Богу, камердинер отца, Фокин, который был при отце ещё с Русско-турецкой войны, вспомнил, что отец всегда возил с собой коробочку с землей Стрельны, где он родился. Он принёс её с собой в усыпальницу и эту землю насыпали на крышку гроба, когда его опустили на место упокоения. На крышке этой металлической коробочки были выгравированы, почерком матушки, слова Лермонтова: «О родине можно ль не помнить своей?».

Колодец закрыли плитой, такой же, какие были и на других могилах. До похорон отца я не думал, что гробы опускаются в такие глубокие и узкие колодцы. Надгробные плиты сделаны подлицо с каменным полом. Раньше всех лиц Династии хоронили в самом Петропавловском соборе, и над каждой могилой ставились высокие белого мрамора саркофаги с золотым крестом. Можно было стать перед саркофагом на колени, опереться о него и так помолиться. Таким образом, вы чувствовали себя вблизи дорогого вам усопшего. А в усыпальнице дорогие вам усопшие были где-то под ногами. Как к ним подойти и как почувствовать себя вблизи них?».

Елизавета Маврикиевна овдовев в 1915 году, после Февральской революции 1917 года сначала уехала в Швецию, а оттуда в Германию, в свой родной Альтенбург, где и умерла в 1927 году.

В 2014 году при содействии членов Императорского Православного Палестинского Общества в Орле установлена мемориальная доска Великому князю Константину Константиновичу, неоднократно посещавшему Орловский Бахтина кадетский корпус.

Романов Константин Константинович - поэтический псевдоним К. Р. (10 (22) августа 1858, Стрельна — 2 (15) июня 1915, Павловск) — великий князь, президент Императорской Санкт-Петербургской академии наук, поэт, переводчик и драматург.

Второй сын великого князя Константина Николаевича и великой княгини Александры Иосифовны, внук Николая I. Получил разностороннее домашнее образование. В его обучении и воспитании принимали участие известные историки С. М. Соловьев, К. И. Бестужев-Рюмин, музыкальный критик Г. А. Ларош, виолончелист И. И. Зейферт, писатели И. А. Гончаров и Ф. М. Достоевский. С детства великого князя готовили к службе на флоте. В 7 лет его воспитателем был назначен капитан 1-го ранга И. А. Зеленой, состоявший в этой должности до совершеннолетия великого князя. Занятия велись по программе Морского училища. В 1874 и 1876 годах гардемарином совершил дальнее плавание в Атлантический океан и Средиземное море на фрегате «Светлана». В августе 1876 года сдал экзамен по программе Морского училища и был произведён в чин мичмана.

С 1877 по 1898 годы Константин Константинович служил в различных морских и сухопутных частях, участвовал в Русско-турецкой войне 1877—1878 годов. С 1898 назначен в Свиту Его Величества. В 1887 году великому князю Константину Константиновичу было присвоено звание почётного члена Императорской Академии наук, а в 1889 году был назначен её Президентом («августейший президент»). Это был первый и единственный в истории России случай, когда Академию наук возглавлял член царствующего дома.

С 1900 - Главный начальник Военно-учебных заведений. Под руководством великого князя Константина Константиновича была произведена большая работа по развитию и улучшению обучения в военно-учебных заведениях. Почётный член Николаевской инженерной академии (с 1904 г.), Императорской военно-медицинской академии и Михайловской артиллерийской академии и мн. др.

Константин Константинович Романов был также известным русским поэтом, переводчиком и драматургом, печатавший свои стихотворения под инициалами К. Р. Подписывать свои произведения полным именем ему было нельзя выступать в качестве профессионального поэта, актера или музыканта одному из членов царствующего дома было «не по чину».

Первые стихотворные произведения были опубликованы в журнале «Вестник Европы» в 1882. Первая книга «Стихотворения К. Р.» (1886) в продажу не поступала, была разослана тем, кого поэт считал близким себе по духу (в том числе Фету, Ап. Майкову, Полонскому). Она вызвала стихотворные посвящения и отклики в письмах - восторженные и не вполне объективные. Поверив в свой талант, великий князь стал печатать все, что выходило из-под пера: любовную, пейзажную лирику, салонные стихи, переводы и вскоре занял прочное место в литературе. В 1888 К. Р. издал первую поэму «Севастиан-мученик», затем сборники «Новые стихотворения К. Р.», «Третий сборник стихотворений К. Р.» (1900), «Стихотворения К. Р.» (1901).

Мелодичные строфы поэзии Константина Константиновича легко превращались в романсы (самый известный — романс «Растворил я окно...» с музыкой П. И. Чайковского). Они удержались в вокальном репертуаре, так как музыку к ним писали Чайковский, Рахманинов, Глазунов, Глиэр. Популярной песней стало стихотворение «Умер бедняга в больнице военной». Самое значительное произведение К. Р. - мистерия «Царь Иудейский» (1913) была запрещена к постановке Синодом, не допустившим низведения евангельской истории Страстей Господних на театральные подмостки. По разрешению царя пьеса была поставлена любительским придворным театром, где автор исполнил одну из ролей.

С великим князем вели переписку И. А. Гончаров, Я. П. Полонский, А. А. Фет, ценивший его вкус и даже поручавший ему исправлять свои стихи. К. Р. также много переводил на русский язык: трагедию Ф. Шиллера «Мессинская невеста», трагедию И. В. Гёте, шекспировского «Короля Генриха IV». К. Р. - автор удачного перевода шекспировского «Гамлета» на русский язык, над которым работал с 1889 по 1898 год; перевод с обширными комментариями в 3-х томах был издан в 1899 и неоднократно переиздавался.

Великий князь Константин Константинович скончался 2 июня 1915 года. Был последним из Романовых, умершим до революции и погребённым в великокняжеской усыпальнице Петропавловской крепости.