Что предположил гассенди в 1947 году. Пьер гассенди - биография. Пьер Гассенди - цитаты

ГАССЕНДИ, ПЬЕР (Gassendi, Pierre) (1592–1655), французский философ и ученый, известный своей пропагандой эпикуреизма и атомизма и попыткой их примирения с христианством. Родился в Шантерсье близ Диня в Провансе 22 января 1592. Фамилия Гассенди – итальянская форма прованской фамилии Гассенд (Gassend). Занимал незначительные церковные должности в 1612, в 1614 стал доктором теологии в Авиньоне; также был настоятелем собора в Дине. По настоянию Мерсенна занялся философией, был профессором философии в коллеже Экс-ан-Прованса.

В 1624 опубликовал в Гренобле ряд очерков под названием Парадоксальные упражнения против аристотеликов (Exercitationes paradoxicae adversus Aristoteleos), где заявил, что, хотя он и обязан по своему положению преподавать аристотелевскую философию, его всегда занимал вопрос о ее слабостях. Прекратив полемику со схоластами, из-за которой у него могли появиться враги в церковных кругах, он обратился к изучению Эпикура. В 1626 у Гассенди появилась идея труда о жизни, моральных представлениях и учении Эпикура. Он был убежден, что учение античного философа может быть согласовано с современной ему теологией. В 1632 Гассенди опубликовал работу о прохождении планеты Меркурий, предсказанном Кеплером, а в 1641 пытался экспериментально доказать теорию падения тел Галилея. Однако главным вкладом Гассенди в историю культуры стала его философия.

В 1641 Гассенди привел в ответ на Размышления Декарта ряд возражений, суть которых заключалась в том, что философской спекуляции следует быть более скромной. В 1644 вышла его книга Исследование метафизики (Disquisitio Metaphysica). В 1645 Гассенди получил место профессора математики (астрономии) Коллеж-Руаяль в Париже. Лекция при вступлении в должность (Institutio astronomica, 1647), хотя открыто и не показывала приверженность идеям Галилея, свидетельствовала о симпатиях к ним. В 1647 появилась его работа О жизни и моральных взглядах Эпикура (De vita et moribus Epicuri), изменившая общее мнение об эпикуровской этике. В 1648, страдая от туберкулеза, Гассенди уехал в Прованс. В 1649 он опубликовал Замечания на десятую книгу Диогена Лаэрция (Animadversiones in decimum librum Diogenis Laertii) (об Эпикуре) вместе со Сводом философии Эпикура (Syntagma philosophiae Epicuri). В 1653 вернулся в Париж. Умер Гассенди в Париже 24 октября 1655.

Полное собрание его трудов было опубликовано в 1658. Первые два тома содержат Свод философии (Syntagma Philosophicum, опубл. посмертно в 1658), состоящий из трех частей: логики, физики (общего естествознания, космологии, физиологии, психологии) и этики. Логика – главным образом индуктивный метод исследования; однако в ней Гассенди пытается установить равновесие между опытом и рассудком. Физика посвящена описанию мира (состоящего из атомов и пустоты), созданного Богом, существование которого доказывается наличием мировой гармонии. Бог – первая причина; все вторичные причины относятся к движению, которое внутренне присуще атомам. Наиболее подвижные атомы составляют души животных, способных к ощущению и «чувствительному разуму». Человеческая душа нематериальна и способна постигать абстрактные идеи, опираясь на чувственные данные. Люди стремятся к счастью (душевному покою и отсутствию телесных страданий), которое можно достигнуть (в этом мире – лишь в несовершенной форме) благодаря добродетельному образу жизни и любви к Богу.

Гассенди относился с уважением к ортодоксальным церковным учениям, однако существенные черты его картины мира были взяты на вооружение деизмом 18 в. Он был главным соперником Р.Декарта как представителя «новой философии», оказал влияние на Р.Бойля и Д.Локка; его весьма почитал И.Ньютон.

Пьер Гассенди

(1592-1655)

«Любая благотворительность с благо, поскольку она доставляет беззаботность»

Войти в философской элиты своего времени П. Гассенди было труднее, чем его знаменитым современникам. Пьер родился в крестьянской семье, и только природная одаренность, ум и настойчивое обучения могли дать (и дали!). Парню возможность подняться до уровня самых образованных и уважаемых людей своего времени, выдающихся ученых, философов, начали и возглавили новые направления научных и мировоззренческих поисков. Семья рано заметила одаренность ребенка, нашла средства для устройства Пьера на обучение в колледже и в университете. Успехи молодого студента в обучении оказались настолько значительными, что его преподаватель философии и теологии патер Фезе однозначно заявил, что не может точно определить, кто из них является учеником, а кто - учителем. Фезе поручал П. Гассенди читать лекции в университете, воспитывал у юноши уверенность в собственном уме, поощрял к занятиям наукой.

Признание П. Гассенди получил сразу после публикации своих первых работ по астрономии, математике и философии. За честь общаться с ним считали Ф. Бэкон и Т. Гоббс, Гуго Гроций и Т. Кампанелла. С Т. Гоббсу, кстати, у П. Гассенди сложились глубоко дружеские отношения. Философы обменивались идеями и наблюдениями. Поэтому определить першоавторство концепции «общественного договора», с которой примерно одновременно вошли в социальной философии П. Гассенди и Гоббс, невозможно.

Среди философских трудов П. Гассенди ведущее место принадлежит таким трудам, как «Парадоксальные упражнения против аристотеликом» и «Свод философии Эпикура». Философ остро критикует схоластов и извращенного ними Аристотеля, анализирует проблемы достоверности познания, доказывает объективность пространства и времени, развивает онтологическое учение Эпикура и Лукреция, материалистически объясняет различные явления бытия и сознания. Он убежден в объективном существовании пространства и времени, которые являются несотворимимы и незнищивнимы. П. Гассенди продолжает и углубляет атомистическое учение древних мыслителей, размышляет о первоматерию, которая состоит из ограниченного количества атомов, имеющих различные формы и качества и могут перемещаться в пространстве и времени. В то же время, он считал Бога единственным создателем атомов. Показательно, что именно П. Гассенди первым ввел в научный оборот понятие «молекула».

Логику Гассенди использовал как средство борьбы с схоластами. Философ пытался занять компромиссную позицию между догматизмом и скептицизмом. В теории познания он придерживался принципов сенсуализма: чувство, считал философ, есть единственный источник и критерий истины или ложности наших знаний, погрешности возникают как результат неправильных «маневров» ума.

Свою социальную концепцию ученый освещает в третьей части «Возведение философии» - «Этике». При этом этику П. Гассенди считает центральной частью философии. «Что касается этики, или философии обычаев... то не без оснований было сказано, - писал он, - ... что ее следует считать главной частью философии ». Без рассмотрения этики, подчеркивает П. Гассенди дальше, размышления о природе (и другие философские проблемы) были бы лишними. Этическое учение, по его мнению, стоит выше философию природы, за что оно направляет всю последнюю и делает ее средством для достижения нравственной цели.

Социально-этическая концепция П. Гассенди основанная на учении о достижении человеком высшего блага - счастье. Под счастьем философ понимает беззаботный, спокойное состояние, но не в плане инертного (сонного, оцепенела) существование, а как жизнь с удовольствием. Счастье, писал П. Гассенди, - это освобождение от страданий, душевная уверенность, отсутствие страха перед смертью и ответственности перед богами, отсутствие упоминаний о прошлых блага и бесплодных мечтаний о благах будущие. Главным принципом счастья является удовлетворение, которое основывается на телесном здоровье и невозмутимости ума. Это - удовольствие особенное. Оно не масс ничего общего с «удовольствием бездельников», людей, утопающие в роскоши или развлечениях, - оно означает не что иное, как «отсутствие телесных страданий и беззаботность духовного мира».

Какой социальный смысл вкладывал П. Гассенди в «запоздалое возрождение» (Куно Фишер) Эпикура и эпикурейской этики? Возможно, здесь были только научные симпатии к осквернены схоластами-теологами большого атомистов? Думаем, что нет. Обращение к Эпикура давало П. Гассенди возможность, не вступая в непосредственный теоретический диспут с теологией, опровергнуть религиозные обоснования морали, рельефнее подчеркнуть ее земное, человеческое происхождение и функционирование. Его этика, подчеркивает Б. Быховский, порывала с главным церковным устройством-с религиозным обоснованием нравственности. В этом коренится загадка того, почему некоторые современные теологи осуждают гуманистическую этику П. Гассенди как эгоистическую.

П. Гассенди был сторонником твердой центральной власти. (Абсолютного монарха) он называл «хорошим хозяином государства», призвал раболепства ему жить благотворно и в согласии.

Значение социально-этической концепции П. Гассенди переоценить трудно. Она открывала для социального познания еще один, омрачен еще схоластикой, сторону общественного бытия - его нравственную составляющую. Поворотом морали к человеку и его реальной жизни П. Гассенди сделал к развитию социальной философии такой же фундаментальный вклад, как Н. Макиавелли - учением о материальный интерес, Ф. Бэкон - вниманием к опытным основ общественной жизни, Р. Декарт - обоснованием принципов осознания деятельной сущности социального.

Этическая концепция П. Гассенди имела не только теоретическое, но и широкое практическое значение. «Эпикурейской священник», как иногда называли П. Гассенди, пытался сформулировать на ее почве общие правила общественной жизни. Результатом этой попытки оказалась «договорная теория происхождения государства», теория, которую практически одновременно с П. Гассенди вынашивал Т. Гоббс. развивали позже Ж.-Ж. Руссо и Дидро, Дж. Мильтон, 0. Paдищев, Ф. Прокопович и много других выдающихся просветителей.

Человека П. Гассенди толковал как общественное существо (sociabile animal), а общество - как результат соглашения, заключенного людьми для удобства и безопасности взаимного существования. Соглашение основывается на «естественном праве» человека, отражает (и согласовывает между собой) поезда человеческой природы и законы разума. Существующее законодательство, размышлять II. Гассенди, не всегда адекватно воспроизводит «естественное право». Это приводит к несправедливости и общественных конфликтов, избежать которых можно лишь благодаря взвешенности в ведении государственных дел, умеренности граждан, т.е. благодаря экономической и социальной рассудительности. Основой «естественного права», согласно П. Гассенди, является частная собственность. Вокруг нее и имеют вращаться законы человеческого общежития. Главный среди них - «не вмешиваться в чужие права, не делать никому образ». Собственно говоря, это и должно обеспечить государство, управляемое «умным монархом». П. Гассенди был сторонником твердой централизованной власти, абсолютной монархии, обосновывал общественное значение порядка, организованности и согласия «гражданской рассудительности» и дисциплины.

Книга «Свод философии Эпикура» увидела свет уже после смерти автора - в 1658 году. Несколькими годами ранее опубликованные работы Т. Гоббса, где указаны сюжеты были изложены более широко и основательно. Именно поэтому основателем «договорной теории государства» считают Т. Гоббса. Однако это не совсем правильно. Оба мыслителя оттачивали исходные принципы этой теории практически одновременно. Поддерживая дружеские отношения, они обменивались идеями и наблюдениями, «подталкивали» друг друга к тем или иным выводам. Последнее дает основания для суждения о том, что основателями «договорной теории государства» следует считать обоих философов. Если же речь идет о разветвленность теории и обоснованность выводов, то «пальму первенства» следует отдать Т. Гоббсу.

> > Пьер Гассенди

Биография Пьера Гассенди (1592-1655 гг.)

Краткая биография:

Имя : Пьер Гассенди

Образование : Университет Экс-ан-Прованса

Место рождения : Шантерсье близ Диня в Провансе

Место смерти : Париж

Пьер Гассенди – французский астроном, философ, священник, математик: биография, фото, этика Эпикура, изучение пространства и времени, влияние на Локка, Ньютона.

Пьер Гассенди является французским философом, астрономом и математиком. Он также работал в области истории наук и механики. Занимался пропагандой этики и атомистики Эпикура, но, в отличие от которого, Пьер признавал создание атомов богом. С точки зрения сенсуализма Пьер Гассенди занимал позицию противника учения о врожденности идей. Основным сочинением является «Свод философии», которое опубликовали в 1658 году, посмертно.

Родился Пьер Гассенди 22 января 1592 года в коммуне Шантерсье в регионе Прованс. Будучи еще совсем маленьким, он проявлял большие способности к науке, в частности к языкознанию и математике. Образование получил в коллеже в Дине, а после – в университете Экс-ан-Прованса. За свою жизнь он успел побывать священником, профессором философии в Эксе, профессором теологии в Дине, профессором математики в парижском Королевском коллеже. Будучи преподавателем философии П. Гассенди помимо изложения учения Аристотеля еще и отвергал его. П. Гассенди пропагандировал этику и атомистику древнегреческого философа Эпикура, выступал против теории врожденности идей и метафизики Декарта в целом, находился на стороне материалистического сенсуализма, в своем специальном труде он критиковал схоластический аристотелизм.

Философская система Пьера Гассенди включает в себя логику (которая устанавливает признаки истины, а также пути, которые ведут к ее познанию), физику и этику (является учением о счастье). В соответствии с его учением, составляющим всего существующего являются пустота и атомы. Все существующее находится в пространстве и времени, имея при этом бесконечную возможность наполнения. Пространство и время никто не создавал и никто не может уничтожить, в отличие от атомов, которые, как считает Гассенди, создал бог, однако им присуще внутреннее стремление к движению; количество атомов хоть и огромно, но все же ограничено. Любая душа состоит из особенных атомов, которые рассредоточены по всему человеческому телу. Показания органов чувств служат основой познания.

Карл Маркс отмечал, что, освободив Эпикура «… от интердикта, который на него наложили отцы церкви и все средневековье…», в то же время, Пьер Гассенди старался «…примирить свое языческое знание со своей католической совестью, а Эпикура – с церковью».

Пьер Гассенди оказал большое влияние на основателя либерализма и английского философа Джона Локка; французского философа и публициста Пьера Бейля и английского механика, физика, математика и астронома, основателя классической механики, Исаака Ньютона. Согласно политическим воззрениям Пьер был заодно с французским политическим мыслителем, теоретиком естественного права, юристом Жаном Боденом, выступал за неограниченную монархию, но лишь в том случае, когда она не превращалась в тиранию.

Скончался Пьер Гассенди в Париже 24 октября 1655 года. Его сочинения были изданы в 1658 г. в городе Лионе, среди которых есть несколько сочинений по механике и астрономии.

Пьер Гассенди́
Pierre Gassendi
220px
Имя при рождении:
Псевдонимы:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:
Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Infocards на строке 164: attempt to perform arithmetic on local "unixDateOfDeath" (a nil value).

Место смерти:
Страна:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Учёная степень:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Учёное звание:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Альма-матер :

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Язык(и) произведений:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Школа/традиция:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Направление:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Период:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Основные интересы:
Значительные идеи:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Оказавшие влияние:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Испытавшие влияние:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Премии:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подпись:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Гассенди , или Гассенд (фр. Pierre Gassendi , 22 января , Шантерсье близ Диня в Провансе - 24 октября , Париж) - французский философ , математик , астроном и исследователь древних текстов. Преподавал риторику в Дине, а позднее стал профессором философии в Экс-ан-Провансе .

Биография

Свой курс Гассенди строил таким образом, что сначала излагал учение Аристотеля , а потом показывал его ошибочность. Открытия Коперника и сочинения Джордано Бруно , а также чтение сочинений Петра Рамуса и Людовика Вивеса окончательно убедили Гассенди в непригодности аристотелевской физики и астрономии . Плодом его занятий было скептическое сочинение «Exercitationes paradoxicae adversus Aristoteleos» (Гренобль , ). От окончания этого сочинения он должен был отказаться: нападать на Аристотеля и защищать Коперника было в то время небезопасно, как это доказала участь Этьена Долэ , Джордано Бруно и др. Ещё раньше издания своей книги Гассенди оставил кафедру и жил то в Дине, где был каноником кафедрального собора, то в Париже , откуда совершил поездку в Бельгию и Голландию . Во время этой поездки он познакомился с Гоббсом и издал () анализ мистического учения розенкрейцера Роберта Флудда («Epistolica dissertatio in qua praecipua principia philosophiae R. Fluddi deteguntur»). Позже он написал критический анализ Декартовских размышлений («Disquisitio ad v ersus Cartesium»), приведший к оживленной полемике между обоими философами. Гассенди был одним из немногих учёных XVII века , интересовавшихся историей науки .

Научная деятельность

Философская система Гассенди, изложенная в его «Syntagma philosophicum», - результат его исторических исследований. Эти исследования привели его (как позднее Лейбница) к тому выводу, что мнения различных философов, считающиеся совершенно несходными, часто различаются только по форме. Чаще всего Гассенди склоняется на сторону Эпикура, расходясь с ним только в теологических вопросах.

Относительно возможности познать истину он держится середины между скептиками и догматиками. Посредством разума мы можем познать не только видимость , но и саму сущность вещей; нельзя отрицать, однако, что есть тайны, недоступные человеческому уму. Гассенди подразделяет философию на физику , предмет которой - исследовать истинное значение вещей, и этику - науку быть счастливым и поступать согласно с добродетелью. Введением к ним служит логика , которая есть искусство правильно представлять (идея), правильно судить (предложение), правильно умозаключать (силлогизм) и правильно располагать выводы (метод).

Физика Гассенди стоит близко к динамистическому атомизму . Все явления природы совершаются в пространстве и времени . Это суть «вещи в своем роде», характеризующиеся отсутствием положительных атрибутов . Как пространство, так и время могут быть измерены только в связи с телами: первое измеряется объёмом, второе - движением тел.

Переводчики Гассенди на русский язык

Память

Напишите отзыв о статье "Гассенди, Пьер"

Примечания

Литература

Биографические сведения о Гассенди содержатся в статье Сорбьера «De vita et moribus Petri Gassendi», приложенной к собранию сочинений философа, и в надгробном слове преемника Гассенди по каноникату в Дине, Николая Таксиля.

Работы, посвященные философии Гассенди:

  • Зубов В. П. Пьер Гассенди // Вопросы истории естествознания и техники. Вып. 2. - М., 1956.
  • Быховский Б. Э. Гассенди. - М., 1974. - 204 с.
  • Дьяков А. В. Пьер Гассенди как историк философии // Вестник Самарской Гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология. 2013. № 2 (14). С. 119-127.
  • Колчинский И.Г., Корсунь А.А., Родригес М.Г. Астрономы: Биографический справочник. - 2-е изд., перераб. и доп.. - Киев: Наукова думка, 1986. - 512 с.
  • A. Martin, «Histoire de la vie et des écrits de Gassendi» (Париж , );
  • L. Mandon, «Etude sur le Syntagma philosophicum de Gassendi» (Монпелье , );
  • L. Mandon, «De la philosophie de Gassendi» ();
  • Jeannel, «Gassendi spiritualiste» (Монпелье, );
  • Ch. Barneaud, «Etude sur Gassendi» (в «Nouvelles Annales de philosophie catholique», );
  • F. Thomas, «La philosophie de Gassendi» (Париж, ).
  • Olivier Bloch, La Philosophie de Gassendi. Nominalisme, matérialisme et métaphysique, Martinus Nijhoff, La Haye 1971 (ISBN 9024750350)
  • Saul Fisher, Pierre Gassendi’s Philosophy and Science, Brill, Leyde/Boston, 2005 (ISBN 9789004119963)
  • Lynn Sumida Joy, Gassendi the Atomist: Advocate of History in an Age of Science, Cambridge University Press, Cambridge, UK / New York, 1987 (ISBN 0-521-52239-0)
  • Antonia Lolordo, Pierre Gassendi and the Birth of Early Modern Philosophy, Cambridge University Press, Cambridge, UK / New York, 2006 (ISBN 978-0-521-86613-2)
  • Forgie, William. Gassendi and Kant on Existence // Journal of the History of Philosophy - Volume 45, Number 4, October 2007, pp. 511-523
  • Gventsadze, Veronica. Aristotelian Influences in Gassendi’s Moral Philosophy // Journal of the History of Philosophy - Volume 45, Number 2, April 2007, pp. 223-242

Ссылки

  • Гассенди, Пьер // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Храмов Ю. А. Гассенди Пьер (Gassendi Pierre) // Физики: Биографический справочник / Под ред. А. И. Ахиезера . - Изд. 2-е, испр. и дополн. - М .: Наука , 1983. - С. 75. - 400 с. - 200 000 экз. (в пер.)
  • Stanford Encyclopedia of Philosophy:

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Гассенди, Пьер

– Доченька моя... Ты не видишь, потому, что совершенно измучена, милая. Вот Анна видит, я был у неё. И ты увидишь, родная. Только тебе нужно время, чтобы успокоиться.
Чистое, знакомое тепло разливалось по всему телу, окутывая меня радостью и светом...
– Как ты, отец!?. Скажи мне, как она выглядит, эта другая жизнь?.. Какая она?
– Она чудесна, милая!.. Только пока ещё непривычна. И так не похожа на нашу бывшую, земную!.. Здесь люди живут в своих мирах. И они так красивы, эти «миры»!.. Только у меня не получается ещё. Видимо, пока ещё рано мне... – голос на секунду умолк, как бы решая, говорить ли дальше.
– Меня встретил твой Джироламо, доченька... Он такой же живой и любящий, каким был на Земле... Он очень сильно скучает по тебе и тоскует. И просил передать тебе, что так же сильно любит тебя и там... И ждёт тебя, когда бы ты ни пришла... И твоя мама – она тоже с нами. Мы все любим и ждём тебя, родная. Нам очень не хватает тебя... Береги себя, доченька. Не давай Караффе радости издеваться над тобою.
– Ты ещё придёшь ко мне, отец? Я ещё услышу тебя? – боясь, что он вдруг исчезнет, молила я.
– Успокойся, доченька. Теперь это мой мир. И власть Караффы не простирается на него. Я никогда не оставлю ни тебя, ни Анну. Я буду приходить к вам, когда только позовёшь. Успокойся, родная.
– Что ты чувствуешь, отец? Чувствуешь ли ты что-либо?.. – чуть стесняясь своего наивного вопроса, всё же спросила я.
– Я чувствую всё то же, что чувствовал на Земле, только намного ярче. Представь рисунок карандашом, который вдруг заполняется красками – все мои чувства, все мысли намного сильнее и красочнее. И ещё... Чувство свободы потрясающе!.. Вроде бы я такой же, каким был всегда, но в то же время совершенно другой... Не знаю, как бы точнее объяснить тебе, милая... Будто я могу сразу объять весь мир, или просто улететь далеко, далеко, к звёздам... Всё кажется возможным, будто я могу сделать всё, что только пожелаю! Это очень сложно рассказать, передать словами... Но поверь мне, доченька – это чудесно! И ещё... Я теперь помню все свои жизни! Помню всё, что когда-то было со мною... Всё это потрясает. Не так уж и плоха, как оказалось, эта «другая» жизнь... Поэтому, не бойся, доченька, если тебе придётся придти сюда – мы все будем ждать тебя.
– Скажи мне отец... Неужели таких людей, как Караффа, тоже ждёт там прекрасная жизнь?.. Но ведь, в таком случае, это опять страшная несправедливость!.. Неужели опять всё будет, как на Земле?!.. Неужели он никогда не получит возмездие?!!
– О нет, моя радость, Караффе здесь не найдётся места. Я слышал, такие, как он, уходят в ужасный мир, только я пока ещё там не был. Говорят – это то, что они заслужили!.. Я хотел посмотреть, но ещё не успел пока. Не волнуйся, доченька, он получит своё, попав сюда.
– Можешь ли ты помочь мне оттуда, отец?– с затаённой надеждой спросила я.
– Не знаю, родная... Я пока ещё не понял этот мир. Я как дитя, делающее первые шаги... Мне предстоит сперва «научиться ходить», прежде чем я смогу ответить тебе... А теперь я уже должен идти. Прости, милая. Сперва я должен научиться жить среди наших двух миров. А потом я буду приходить к тебе чаще. Мужайся, Изидора, и ни за что не сдавайся Караффе. Он обязательно получит, что заслужил, ты уж поверь мне.
Голос отца становился всё тише, пока совсем истончился и исчез... Моя душа успокоилась. Это и правда был ОН!.. И он снова жил, только теперь уже в своём, ещё незнакомом мне, посмертном мире... Но он всё также думал и чувствовал, как он сам только что говорил – даже намного ярче, чем когда он жил на Земле. Я могла больше не бояться, что никогда не узнаю о нём... Что он ушёл от меня навсегда.
Но моя женская душа, несмотря ни на что, всё так же скорбела о нём... О том, что я не могла просто по-человечески его обнять, когда мне становилось одиноко... Что не могла спрятать свою тоску и страх на его широкой груди, желая покоя... Что его сильная, ласковая ладонь не могла больше погладить мою уставшую голову, этим как бы говоря, что всё уладится и всё обязательно будет хорошо... Мне безумно не хватало этих маленьких и вроде бы незначительных, но таких дорогих, чисто «человеческих» радостей, и душа голодала по ним, не в состоянии найти успокоения. Да, я была воином... Но ещё я была и женщиной. Его единственной дочерью, которая раньше всегда знала, что случись даже самое страшное – отец всегда будет рядом, всегда будет со мной... И я болезненно по всему этому тосковала...
Кое-как стряхнув нахлынувшую печаль, я заставила себя думать о Караффе. Подобные мысли тут же отрезвляли и заставляли внутренне собираться, так как я прекрасно понимала, что данный «покой» являлся всего лишь временной передышкой...
Но к моему величайшему удивлению – Караффа всё также не появлялся...
Проходили дни – тревога росла. Я пыталась придумать какие-то объяснения его отсутствию, но ничего серьёзного, к сожалению, в голову не приходило... Я чувствовала, что он что-то готовит, но никак не могла угадать – что. Измученные нервы сдавали. И чтобы окончательно не сойти с ума от ожидания, я начала каждодневно гулять по дворцу. Выходить мне не запрещалось, но и не одобрялось, поэтому, не желая далее сидеть взаперти, я для себя решила, что буду гулять... несмотря на то, что возможно это кому-то и не понравится. Дворец оказался огромным и необычайно богатым. Красота комнат поражала воображение, но лично я в такой бьющей в глаза роскоши никогда не смогла бы жить... Позолота стен и потолков давила, ущемляя мастерство изумительных фресок, задыхавшихся в сверкающем окружении золотых тонов. Я с наслаждением отдавала дань таланту художников, расписывавших это чудо-жилище, часами любуясь их творениями и искренне восхищаясь тончайшим мастерством. Пока что никто меня не беспокоил, никто ни разу не остановил. Хотя постоянно встречались какие-то люди, которые, встретив, с уважением кланялись и уходили дальше, спеша каждый по своим делам. Несмотря на такую ложную «свободу», всё это настораживало, и каждый новый день приносил всё большую и большую тревогу. Это «спокойствие» не могло продолжаться вечно. И я была почти уверена, что оно обязательно «разродится» какой-то жуткой и болезненной для меня бедой...
Чтобы как можно меньше думать о плохом, я каждый день заставляла себя всё глубже и внимательнее исследовать потрясающий Папский дворец. Меня интересовал предел моих возможностей... Должно ведь было где-то находиться «запрещённое» место, куда «чужым» входить не дозволялось?.. Но, как ни странно, пока что никакой «реакции» у охраны вызвать не удавалось... Мне беспрепятственно разрешалось гулять везде, где желалось, конечно же, не покидая пределов самого дворца.
Так, совершенно свободно разгуливая по жилищу святейшего Папы, я ломала голову, не представляя, что означал этот необъяснимый, длительный «перерыв». Я точно знала, Караффа очень часто находился у себя в покоях. Что означало только одно – в длительные путешествия он пока что не отправлялся. Но и меня он почему-то всё также не беспокоил, будто искренне позабыл, что я находилась в его плену, и что всё ещё была жива...
Во время моих «прогулок» мне встречалось множество разных-преразных приезжих, являвшихся на визит к святейшему Папе. Это были и кардиналы, и какие-то мне незнакомые, очень высокопоставленные лица (о чём я судила по их одежде и по тому, как гордо и независимо они держались с остальными). Но после того, как покидали покои Папы, все эти люди уже не выглядели такими уверенными и независимыми, какими были до посещения приёмной... Ведь для Караффы, как я уже говорила, не имело значения, кем был стоящий перед ним человек, единственно важным для Папы была ЕГО ВОЛЯ. А всё остальное не имело значения. Поэтому, мне очень часто приходилось видеть весьма «потрёпанных» визитёров, суетливо старавшихся как можно быстрее покинуть «кусачие» Папские покои...
В один из таких же, совершенно одинаковых «сумрачных» дней, я вдруг решилась осуществить то, что уже давно не давало мне покоя – навестить наконец-то зловещий Папский подвал... Я знала, что это наверняка было «чревато последствиями», но ожидание опасности было во сто раз хуже, чем сама опасность.
И я решилась...
Спустившись вниз по узким каменным ступенькам и открыв тяжёлую, печально-знакомую дверь, я попала в длинный, сырой коридор, в котором пахло плесенью и смертью... Освещения не было, но продвигаться дальше большого труда не доставляло, так как я всегда неплохо ориентировалась в темноте. Множество маленьких, очень тяжёлых дверей грустно чередовались одна за другой, полностью теряясь в глубине мрачного коридора... Я помнила эти серые стены, помнила ужас и боль, сопровождавшие меня каждый раз, когда приходилось оттуда возвращаться... Но я приказала себе быть сильной и не думать о прошлом. Приказала просто идти.
Наконец-то жуткий коридор закончился... Хорошенько всмотревшись в темноту, в самом его конце я сразу же узнала узкую железную дверь, за которой так зверски погиб когда-то мой ни в чём не повинный муж... бедный мой Джироламо. И за которой обычно слышались жуткие человеческие стоны и крики... Но в тот день привычных звуков почему-то не было слышно. Более того – за всеми дверьми стояла странная мёртвая тишина... Я чуть было не подумала – наконец-то Караффа опомнился! Но тут же себя одёрнула – Папа был не из тех, кто успокаивался или вдруг становился добрее. Просто, в начале зверски измучив, чтобы узнать желаемое, позже он видимо начисто забывал о своих жертвах, оставляя их (как отработанный материал!) на «милость» мучивших их палачей...
Осторожно приблизившись к одной из дверей, я тихонько нажала на ручку – дверь не поддавалась. Тогда я стала слепо её ощупывать, надеясь найти обычный засов. Рука наткнулась на огромный ключ. Повернув его, тяжёлая дверь со скрежетом поползла внутрь... Осторожно войдя в комнату пыток, я нащупала погасший факел. Огнива, к моему большому сожалению, не было.
– Посмотрите чуть левее... – раздался вдруг слабый, измученный голос.
Я вздрогнула от неожиданности – в комнате кто-то находился!.. Пошарив рукой по левой стене, наконец-то нащупала, что искала... При свете зажжённого факела, прямо передо мной сияли большие, широко распахнутые, васильковые глаза... Прислонившись к холодной каменной стене, сидел измученный, прикованный широкими железными цепями, человек... Не в состоянии хорошенько рассмотреть его лица, я поднесла огонь поближе и удивлённо отшатнулась – на грязной соломе, весь измазанный собственной кровью, сидел... кардинал! И по его сану я тут же поняла – он был одним из самых высокопоставленных, самых приближённых к Святейшему Папе. Что же побудило «святого отца» так жестоко поступить со своим возможным преемником?!.. Неужели даже к «своим» Караффа относился с той же жестокостью?..
– Вам очень плохо, Ваше преосвященство? Чем я могу помочь вам?– растерянно озираясь вокруг, спросила я.
Я искала хотя бы глоток воды, чтобы напоить несчастного, но воды нигде не было.
– Посмотрите в стене... Там дверца... Они держат там для себя вино... – как бы угадав мои мысли, тихо прошептал человек.
Я нашла указанный шкафчик – там и правда хранилась бутыль, пахнувшая плесенью и дешёвым, кисловатым вином. Человек не двигался, я осторожно подняла его за подбородок, пытаясь напоить. Незнакомец был ещё довольно молодым, лет сорока – сорока пяти. И очень необычным. Он напоминал грустного ангела, замученного зверьми, звавшими себя «человеками»... Лицо было очень худым и тонким, но очень правильным и приятным. А на этом странном лице, как две звезды, внутренней силой горели яркие васильковые глаза... Почему-то он показался мне знакомым, только я никак не могла вспомнить, где и когда могла его встречать.
Незнакомец тихо застонал.
– Кто вы, Монсеньёр? Чем я могу помочь вам? – ещё раз спросила я.
– Меня зовут Джованни... более знать вам ни к чему, мадонна... – хрипло произнёс человек. – А кто же вы? Как вы попали сюда?

, гносеология , математика , астрономия

Гассенди , или Гассенд (фр. Pierre Gassendi , 22 января , Шантерсье близ Диня в Провансе - 24 октября , Париж) - французский философ , математик , астроном и исследователь древних текстов. Преподавал риторику в Дине, а позднее стал профессором философии в Экс-ан-Провансе .

Биография

Научная деятельность

Философская система Гассенди, изложенная в его «Syntagma philosophicum», - результат его исторических исследований. Эти исследования привели его (как позднее Лейбница) к тому выводу, что мнения различных философов, считающиеся совершенно несходными, часто различаются только по форме. Чаще всего Гассенди склоняется на сторону Эпикура, расходясь с ним только в теологических вопросах.

Относительно возможности познать истину он держится середины между скептиками и догматиками. Посредством разума мы можем познать не только видимость , но и саму сущность вещей; нельзя отрицать, однако, что есть тайны, недоступные человеческому уму. Гассенди подразделяет философию на физику , предмет которой - исследовать истинное значение вещей, и этику - науку быть счастливым и поступать согласно с добродетелью. Введением к ним служит логика , которая есть искусство правильно представлять (идея), правильно судить (предложение), правильно умозаключать (силлогизм) и правильно располагать выводы (метод).

Физика Гассенди стоит близко к динамистическому атомизму . Все явления природы совершаются в пространстве и времени . Это суть «вещи в своем роде», характеризующиеся отсутствием положительных атрибутов . Как пространство, так и время могут быть измерены только в связи с телами: первое измеряется объёмом, второе - движением тел.

Переводчики Гассенди на русский язык

Литература

Биографические сведения о Гассенди содержатся в статье Сорбьера «De vita et moribus Petri Gassendi», приложенной к собранию сочинений философа, и в надгробном слове преемника Гассенди по каноникату в Дине, Николая Таксиля.

Работы, посвященные философии Гассенди:

  • A. Martin, «Histoire de la vie et des écrits de Gassendi» (Париж , );
  • L. Mandon, «Etude sur le Syntagma philosophicum de Gassendi» (Монпелье , );
  • L. Mandon, «De la philosophie de Gassendi» ();
  • Jeannel, «Gassendi spiritualiste» (Монпелье, );
  • Ch. Barneaud, «Etude sur Gassendi» (в «Nouvelles Annales de philosophie catholique», );
  • F. Thomas, «La philosophie de Gassendi» (Париж, ).
  • Зубов В. П. Пьер Гассенди // Вопросы истории естествознания и техники. Вып. 2. - М., 1956.
  • Быховский Б. Э. Гассенди. - М., 1974. - 204 с.
  • Olivier Bloch, La Philosophie de Gassendi. Nominalisme, matérialisme et métaphysique, Martinus Nijhoff, La Haye 1971 (ISBN 9024750350)
  • Saul Fisher, Pierre Gassendi"s Philosophy and Science, Brill, Leyde/Boston, 2005 (ISBN 9789004119963)
  • Lynn Sumida Joy, Gassendi the Atomist: Advocate of History in an Age of Science, Cambridge University Press, Cambridge, UK / New York, 1987 (ISBN 0521522390)
  • Antonia Lolordo, Pierre Gassendi and the Birth of Early Modern Philosophy, Cambridge University Press, Cambridge, UK / New York, 2006 (ISBN 9780521866132)
  • Forgie, William. Gassendi and Kant on Existence // Journal of the History of Philosophy - Volume 45, Number 4, October 2007, pp. 511-523
  • Gventsadze, Veronica. Aristotelian Influences in Gassendi"s Moral Philosophy // Journal of the History of Philosophy - Volume 45, Number 2, April 2007, pp. 223-242

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Stanford Encyclopedia of Philosophy: Pierre Gassendi

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 22 января
  • Родившиеся в 1592 году
  • Умершие 24 октября
  • Умершие в 1655 году
  • Философы по алфавиту
  • Философы Франции
  • Философы XVII века
  • Умершие в Париже
  • Астрономы по алфавиту
  • Астрономы Франции
  • Астрономы XVII века

Wikimedia Foundation . 2010 .