Где служил николай мартынов. Мартынов о дуэли с Лермонтовым: «Каждый из нас имел право стрелять, когда ему вздумается. «Вот собственно причина, которая поставила нас на барьер - и она дает мне право считать себя вовсе не так виновным, как представляют мен

История успеха владельца обувного холдинга «Марко», или о том, как в Витебске делается большой бизнес

Владелец обувного холдинга «Марко» Николай Мартынов является одним из самых состоятельных и влиятельных людей Беларуси.

Как сообщают «Белорусские новости» , начинал бизнесмен с простым работником на витебской трикотажной фабрике «КИМ». Каким же был этот путь на вершину обувной империи? И кто помог парню из маленькой деревушки стать столь влиятельным человеком?

Справка. Николай Мартынов родился 1 августа 1957 года в деревне Гудово-Земянское Дубровенского района Витебской области. Окончил Институт политологии и социального управления КПБ (1991). Владелец холдинга «Белорусская кожевенно-обувная компания «Марко», крупный собственник недвижимости на Витебщине («Марко-Сити»). Входит в число и уверенно занимает в рейтинге первое место. Член Совета по развитию предпринимательства. Женат, имеет двух детей.

Истоки: отец – лучший шаповал в деревне

Деревня, в которой родился Николай Мартынов, никогда не была зажиточной, а сейчас и подавно: на зиму здесь остается всего несколько человек. Как рассказывает сестра бизнесмена Антонина Зайцева :

В Советском союзе самой бедной была Беларусь. В Беларуси самая бедная – Витебская область. Ну а на Витебщине самый нищий – Дубровенский район .

Отец семьи Василий Мартынов может по праву считаться родоначальником обувной династии, ведь он был лучшим в районе шаповалом и снабжал округу тёплыми валенками. По информации газеты «Наша Ніва », мартыновская обувь пользовалась высоким спросом: жители деревень кожаные берегли и надевали исключительно по праздникам, поэтому в повседневной жизни пользовались, преимущественно, валенками. Мама же работала в колхозе и свою сферу деятельности на протяжении жизни не меняла.

У Николая Мартынова есть три старшие сестры и младший брат, который, кстати, одно время работал менеджером в бизнес-империи «Марко», а потом занялся собственным бизнесом.

Родителей уже нет в живых. Николай отремонтировал родительский дом, и время от времени приезжает туда со своей семьей.

Несложившаяся судьба преподавателя и академика

Николай Мартынов учился в деревенской школе, после её окончания поступил в Витебский техникум. В армию его не призвали по состоянию здоровья.

В 1978 году будущий витебский бизнесмен начинает трудовую деятельность на должности помощника мастера на трикотажной . Последующие 10 лет ничем не были отмечены: Мартынов добросовестно работал на благо витебского легпрома, как и тысячи других трудяг.

Поговаривают, что становлению бизнесмена на ноги поспособствовали родители жены, которая сама родом из Толочинского района.

Только в 1991 году Мартынов получает высшее образование, когда заканчивает Институт политологии и социального управления КПБ. Впрочем, профессия политолога ему особо не пригодилась.

Среди «образовательных» достижений Николая Васильевича значится статус «члена-корреспондента Международной академии информационных технологий». Это ненаучная общественная организация, члены которой раздают друг другу фиктивные звания. К слову, в этом же учреждении «академиком» в свое время стал и бывший министр юстиции Виктор Голованов.

Первый шаг в обувном бизнесе

В 1980-е в Беларуси появились совместные иностранные предприятия: одним из пионеров на Витебщине стал , учредителями которого выступили местная обувная фабрика «Красный Октябрь» (55% акций) и немецкая компания Salamander (45%). Именно это предприятие дало старт мартыновскому восхождению: здесь предприниматель работал в качестве эксперта коммерческого отдела. Тогда и появились мысли о том, что нужно начинать что-то своё.

Мысль начать свое дело пришла на отдыхе в Абхазии , – рассказывает Николай Мартынов. – Поехали дикарями с детьми и, как многие, считали каждую копейку. Это были 1990-е годы, когда начали создаваться кооперативы. Мы торговали сахаром, производили пледы. Минимальная обработка меха давала 200-300% рентабельности. Грех было этим не заниматься .

Идею воплотили в жизнь – и в Витебске появилось еще одно обувное предприятие «ЛМ + МК» (партнером выступила немецкая фирма Evimex). Позже компанию будет ожидать множество изменений (в частности, смена имени на более произносимое «Марко»), однако что останется константой – это директорский пост, который займёт Николай Мартынов.

Вверх, к «обувным» звёздам

«Марко», чьё название состоит из первых букв слов «Мартынов» и «компания», понадобилось некоторое время для того, чтобы стать на ноги. Однако сейчас холдинг обгоняет многих конкурентов на белорусском рынке.

В его состав сейчас входит три предприятия, отличающихся друг от друга технологией производства обуви. «Марко» специализируется на женской обуви клеевым методом и на мужской литьевой обуви, «Сан-Марко» производит детскую и клеевую мужскую обувь, а «Красный Октябрь» занимается домашней обувью.

Изначально сырьё для производства закупали за рубежом, однако позже было решено отказаться от подобной практики. Предприятие наладило самостоятельный выпуск: компания «Викоп-Фабус» снабжает «Марко» колодками для обуви, а «Витма» – сумками и галантерейными изделиями.

Холдинг Мартынова ежегодно выпускает , и это рекордный показатель среди производителей в странах СНГ. Почти половина продукции идет на экспорт – главным заграничным покупателем витебского предприятия является Россия.

«Марко» прибирает государство

Долгое время являл собой пример частного бизнеса, однако тот размах, которого достигло предприятие за годы работы, привлек внимание государства. Обеспечение населения одеждой и обувью – стратегически важные сферы экономики, поэтому было решено укрупнять «Марко» и создавать на его базе производственный холдинг с полной технологической цепочкой.

Соответствующий указ появился на свет в конце 2013 года. На вопрос, кто же всё-таки был инициатором подобного «объединения» Мартынов отвечает следующим образом:

Это было встречное движение наших предприятий и государства .

Этот же указ пополнил список приватизированных Мартыновым предприятий на ещё одну единицу – в холдинг был включен , который достался бизнесмену за символическую цену (одна базовая величина).

Государство пообещало Мартынову поддержку для реализации инвестиционного проекта. Предполагалось, что в течение трёх лет холдинг наладит ежегодную переработку 300 тысяч овечьих шкур и 250 тысяч шкур пушного сырья, что в перспективе привело бы к снижению импортной составляющей при производстве обуви с 64% до 31%. После этого государство получило бы долю акций, пропорциональную вложенным средствам.

Поддержка должна была выразиться в том числе в виде от банков: 50 млн. долларов либо в белорусских рублях под ставку рефинансирования + 3%, либо в валюте под взятый за границей кредит + 2%. Однако финансовые учреждения страны проигнорировали пожелание государства, и благодаря настойчивости Мартынова, средства были выделены прямо из бюджета. Обувной холдинг получил кредит размером 200 миллиардов рублей под 3% годовых.

И бизнесмен, и меценат

Николай Мартынов вложил немало средств в благоустройство города Витебска. Так, он принял непосредственное «денежное» участие в восстановлении , выделил средства на отливку колоколов, за его счет были также реконструированы два исторических дома на улице Толстого. После этого, правда, один из домов перешёл в собственность бизнесмена: теперь на первом этаже здесь находится фирменный магазин «Марко», а над ним – несколько апартаментов.

Пятикомнатная квартира площадью под 250 кв. м досталась Николаю Мартынову, а четырехкомнатные – его брату Виктору и их партнеру по бизнесу Николаю Ковалькову.

Пирамида Мартынова

Нельзя не отметить еще один элемент благоустройства Витебска, появившийся с лёгкой руки Мартынова – возле Синего дома. У горожан это здание вызывает противоречивые чувства: кто-то восхищается его красотой и современностью, а кто-то удивляется безвкусием и пошлостью. К слову, похожая конструкция, только меньше, установлена при входе в Лувр.

Сам же Мартынов в восторге от пирамиды настолько, что решил оборудовать на её вершине свой кабинет.

Многопрофильный «марко-бизнес»

Кроме производства обуви, Мартынов занимается и бизнесом в сфере общепита: ему принадлежат бар «Двинский бровар» и ресторан «Золотой лев».

К слову, – это еще одно приватизированное предприятие Мартынова (бывший витебский пивзавод), которое по аналогии с меховым комбинатом досталось бизнесмену практически задаром. Отметим, что заметным игроком на рынке «Двинский бровар» так и не стал.

Среди других непрофильных активов «Марко» – база отдыха «Ходцы» на озере Соро в Сенненском районе.

По стопам отца и деда

У Николая Мартынова двое детей, и оба работают в семейном бизнесе, что совсем неудивительно.

Сын Павел , окончивший Витебский государственный технологический университет, сейчас возглавляет «Сан-Марко». У него двое детей.

Дочь Раиса также стала выпускницей ВГТУ и на данный момент работает на должности заместителя генерального директора. Ее специализация – внешнеэкономическая деятельность. Несколько лет назад она стала инициатором освоения рынка Евросоюза – так обувь «Марко» стали продавать в Латвии. В семье Раисы трое детей.

Под знаком счастливого Льва

По знаку Зодиака Николай Мартынов Лев. Упоминаем это неспроста, ведь царя зверей по праву можно назвать счастливым талисманом витебского бизнесмена. Львы красуются на гербе компании «Марко», попал лев и в название вышеупомянутого ресторана.

Символом долгое время был лев Ригус. После его смерти именно Николай Мартынов выделил 1200 евро на приобретение львенка, которого доставили в город над Двиной аж из Калининграда.

Нового обитателя зоопарка назвали Марком в честь обувной компании. Однако вскоре имя пришлось поменять: в Витебске поселился не лев, а львица! Любимицу публики теперь называют Маркуша.

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Николай Соломонович Мартынов
Н. С. Мартынов. Акварель Томаса Райта. 1843 г.
Н. С. Мартынов. Акварель Томаса Райта. 1843 г.

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род деятельности:

отставной майор

Дата рождения:
Гражданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подданство:

Российская империя 22x20px Российская империя

Страна:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Infocards на строке 164: attempt to perform arithmetic on local "unixDateOfDeath" (a nil value).

Место смерти:
Отец:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Мать:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруг:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруга:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дети:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды и премии:
Автограф:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сайт:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Разное:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке

Никола́й Соломо́нович Марты́нов (9 октября 1815 - 25 декабря 1875) - отставной майор , убивший на дуэли М. Ю. Лермонтова .

Биография

Представитель богатого рода Мартыновых , владевшего подмосковной усадьбой Мартыново-Знаменское (в дер. Иевлево, ныне Солнечногорского района). Сын статского советника Соломона Михайловича Мартынова (ум. 1839) и его жены Елизаветы Михайловны, урождённой Тарновской. Семья Мартыновых была большой, четыре сына и четыре дочери. Двоюродный брат Мартынова - автор исторических романов М. Н. Загоскин .

Николай Мартынов получил прекрасное образование, был человек весьма начитанный и с ранней молодости писал стихи. Он почти одновременно с Лермонтовым поступил в школу юнкеров , где был обычным партнёром поэта по фехтованию на эспадронах . Прослужив некоторое время в кавалергардском полку , Мартынов в 1837 году отправился добровольцем на Кавказ и участвовал в экспедиции кавказского отряда за Кубань. Был награждён орденом Св. Анны 3-й степени с бантом. К моменту ссоры с Лермонтовым имел чин майора в отставке.

Стихотворные и прозаические художественные произведения Мартынова немногочисленны: поэма «Герзель-аул», в которой усматривается подражание «Валерику» Лермонтова и вместе с тем полемика с ним, повесть «Гуаша» опять-таки с чертами полемики в адрес Лермонтова и его «Героя нашего времени», ряд стихотворений - оригинальных и переводных. «…Его стихи нашли бы место среди массы посредственных стихов, печатавшихся в то время… Писал он, по-видимому, легко, язык свободный, ритм и рифмы почти всегда безошибочны… Иногда Мартынов склонен и к серьёзным размышлениям», - писал исследователь О. П. Попов. Вместе с тем Мартынову присущи (и проявляются в его текстах) повышенное самолюбие, нетерпимость к иному мнению, определённая жестокость характера .

По воспоминаниям, Лермонтов в Пятигорске иронизировал над романтической «прозой» Мартынова и его стихами. Мартынов же с обидой считал себя (неизвестно, насколько обоснованно) прототипом Грушницкого в «Герое нашего времени ». Лермонтову приписывается два экспромта 1841 года , высмеивающих Мартынова: «Наш друг Мартыш не Соломон » и «Скинь бешмет, мой друг Мартыш », а Мартынову - подобная же эпиграмма «Mon cher Michel ». После этого, по мнению Мартынова, Лермонтов не раз выставлял его шутом и совершенно извёл насмешками.

Подобные, но более резкие взаимные колкости и случайная остановка музыки, из-за чего оскорбительное окончание реплики Лермонтова стало слышно всему залу, стали причиной вызова Мартыновым Лермонтова на дуэль (13 июля 1841 года в доме Верзилиных); в 6 часов вечера 15 (27) июля дуэль состоялась, и М. Ю. Лермонтов был смертельно ранен.

Подробности столкновения и дуэли были в значительной степени скрыты и мистифицированы Мартыновым и секундантами обоих дуэлянтов перед военным судом, и не все её детали реконструируются теперь надёжно. Есть серьёзные основания доверять рассказу о том, что Лермонтов отказался стрелять в Мартынова (или даже успел выстрелить в воздух) перед тем, как получил смертельную пулю Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]] . Версия о том, что поэт был сражён не им, а якобы скрывшимся в кустах стрелком (1950-1970-е) и основанная на не вполне обычном угле между входным и выходным отверстиями сквозной раны, не подтверждена.

За дуэль Мартынов был приговорён военно-полевым судом к разжалованию и лишению всех прав состояния, однако по окончательному приговору, конфирмованному Николаем I , приговорён к трёхмесячному аресту на гауптвахте и церковному покаянию и в течение нескольких лет отбывал епитимию в Киеве . Впоследствии написал воспоминания о дуэли.

Н. С. Мартынов умер в возрасте 60 лет и был похоронен в фамильном склепе рядом со Знаменской церковью в селе Иевлево . Его могила не сохранилась, так как в 1924 году в усадьбу переселилась Алексеевская школьная колония МОНО, ученики которой разорили склеп , а останки Мартынова утопили в ближайшем пруду .

В художественной литературе

  • Мартынов выведен в романе Б. А. Садовского «Пшеница и плевелы » . К моменту написания романа (1936-1941) Садовской пересмотрел своё ранее отрицательное отношение к Мартынову, и роман написан с симпатией к Мартынову, «скромные ценности „обывательского“ идеала становятся для Садовского по меньшей мере равнозначны и равновелики ценностям жизни не рядовой» .
  • Мартынов - персонаж романа Елены Хаецкой «Мишель»[[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]] .
  • Мартынов - главный герой повести Александра Родина «Каинова печать» (повесть написана от первого лица, то есть Мартынова) [значимость факта? ]

Напишите отзыв о статье "Мартынов, Николай Соломонович"

Примечания

Ссылки

Литература

  • Захаров В. А. Загадка последней дуэли. - М .: Русская панорама, 2000. - 352 с., 20 илл. - Тираж 3000 экз. - ISBN 5-93165-014-8.
  • Захаров В. А. Дуэль и смерть поручика Лермонтова. - Издательство М. и В. Котляровых. - Нальчик, 2006. - 536 c. (Рецензенты д.и.н, профессор В. Б. Виноградов, д.и.н., проф. В. В. Дегоев). - Тираж 1000 экз. - ISBN 5-93680-183-5.
  • Уманская М. М. Из истории литературных отношений Лермонтова и Мартынова. («Валерик» - «Герзель-аул»). - («Страницы истории русской литературы») - М ., 1971. - С. 401-413.

Отрывок, характеризующий Мартынов, Николай Соломонович

– Ведь даже своего бедного Бога люди сперва убили, а только потом уже стали ему молиться. Неужели нельзя настоящую правду увидеть ещё до того, когда уже бывает поздно?.. Неужели не лучше сберечь тех же самых героев, равняться на них и учиться у них?.. Неужели людям всегда нужен шоковый пример чужого мужества, чтобы они могли поверить в своё?.. Почему надо обязательно убить, чтобы потом можно было поставить памятник и славить? Честное слово, я бы предпочитала ставить памятники живым, если они этого стоят...
А что вы имеете в виду, говоря, что кто-то «распределяет вину»? Это – Бог что ли?.. Но ведь, не Бог наказывает... Мы сами наказываем себя. И сами за всё отвечаем.
– Ты не веришь в Бога, милая?.. – удивился, внимательно слушавший мою «эмоционально-возмущённую» речь, печальный человек.
– Я его не нашла пока... Но если он и вправду существует, то он должен быть добрым. А многие почему-то им пугают, его боятся... У нас в школе говорят: «Человек – звучит гордо!». Как же человек может быть гордым, если над ним будет всё время висеть страх?!.. Да и богов что-то слишком много разных – в каждой стране свой. И все стараются доказать, что их и есть самый лучший... Нет, мне ещё очень многое непонятно... А как же можно во что-то верить, не поняв?.. У нас в школе учат, что после смерти ничего нет... А как же я могу верить этому, если вижу совсем другое?.. Думаю, слепая вера просто убивает в людях надежду и увеличивает страх. Если бы они знали, что происходит по-настоящему, они вели бы себя намного осмотрительнее... Им не было бы всё равно, что будет дальше, после их смерти. Они бы знали, что опять будут жить, и за то, как они жили – им придётся ответить. Только не перед «грозным Богом», конечно же... А перед собой. И не придёт никто искупать их грехи, а придётся им искупать свои грехи самим... Я хотела об этом кому-то рассказать, но никто не хотел меня слушать. Наверное, так жить всем намного удобнее... Да и проще, наверное, тоже, – наконец-то закончила свою «убийственно-длинную» речь я.
Мне вдруг стало очень грустно. Каким-то образом этот человек сумел заставить меня говорить о том, что меня «грызло» внутри с того дня, когда я первый раз «прикоснулась» к миру мёртвых, и по своей наивности думала, что людям нужно «только лишь рассказать, и они сразу же поверят и даже обрадуются!... И, конечно, сразу же захотят творить только хорошее...». Каким же наивным надо быть ребёнком, чтобы в сердце родилась такая глупая и неосуществимая мечта?!! Людям не нравится знать, что «там» – после смерти – есть что-то ещё. Потому, что если это признать, то значит, что им за всё содеянное придётся отвечать. А вот именно этого-то никому и не хочется... Люди, как дети, они почему-то уверены, что если закрыть глаза и ничего не видеть, то ничего плохого с ними и не произойдёт... Или же свалить всё на сильные плечи этому же своему Богу, который все их грехи за них «искупит», и тут же всё будет хорошо... Но разве же это правильно?.. Я была всего лишь десятилетней девочкой, но многое уже тогда никак не помещалось у меня в мои простые, «детские» логические рамки. В книге про Бога (Библии), например, говорилось, что гордыня это большущий грех, а тот же Христос (сын человеческий!!!) говорит, что своей смертью он искупит «все грехи человеческие»... Какой же Гордыней нужно было обладать, чтобы приравнять себя ко всему роду людскому, вместе взятому?!. И какой человек посмел бы о себе такое подумать?.. Сын божий? Или сын Человеческий?.. А церкви?!.. Все красивее одна другой. Как будто древние зодчие сильно постарались друг друга «переплюнуть», строя Божий дом... Да, церкви и правда необыкновенно красивые, как музеи. Каждая из них являет собой настоящее произведение искусства... Но, если я правильно понимала, в церковь человек шёл разговаривать с богом, так ведь? В таком случае, как же он мог его найти во всей той потрясающей, бьющей в глаза золотом, роскоши, которая, меня например, не только не располагала открыть моё сердце, а наоборот – закрыть его, как можно скорее, чтобы не видеть того же самого, истекающего кровью, почти что обнажённого, зверски замученного Бога, распятого по середине всего того блестящего, сверкающего, давящего золота, как будто люди праздновали его смерть, а не верили и не радовались его жизни... Даже на кладбищах все мы сажаем живые цветы, чтобы они напоминали нам жизнь тех же умерших. Так почему же ни в одной церкви я не видела статую живого Христа, которому можно было бы молиться, говорить с ним, открыть свою душу?.. И разве Дом Бога – обозначает только лишь его смерть?.. Один раз я спросила у священника, почему мы не молимся живому Богу? Он посмотрел на меня, как на назойливую муху, и сказал, что «это для того, чтобы мы не забывали, что он (Бог) отдал свою жизнь за нас, искупая наши грехи, и теперь мы всегда должны помнить, что мы его не достойны (?!), и каяться в своих грехах, как можно больше»... Но если он их уже искупил, то в чём же нам тогда каяться?.. А если мы должны каяться – значит, всё это искупление – ложь? Священник очень рассердился, и сказал, что у меня еретические мысли и что я должна их искупить, читая двадцать раз вечером «отче наш» (!)... Комментарии, думаю, излишни...
Я могла бы продолжать ещё очень и очень долго, так как меня всё это в то время сильно раздражало, и я имела тысячи вопросов, на которые мне никто не давал ответов, а только советовали просто «верить», чего я никогда в своей жизни сделать не могла, так как перед тем, как верить, я должна была понять – почему, а если в той же самой «вере» не было логики, то это было для меня «исканием чёрной кошки в чёрной комнате», и такая вера не была нужна ни моему сердцу, ни моей душе. И не потому, что (как мне некоторые говорили) у меня была «тёмная» душа, которая не нуждалась в Боге... Наоборот – думаю, что душа у меня была достаточно светлая, чтобы понять и принять, только принимать-то было нечего... Да и что можно было объяснить, если люди сами же убили своего Бога, а потом вдруг решили, что будет «правильнее» поклоняться ему?.. Так, по-моему, лучше бы не убивали, а старались бы научиться у него как можно большему, если он, и правда, был настоящим Богом... Почему-то, намного ближе я чувствовала в то время наших «старых богов», резных статуй которых у нас в городе, да и во всей Литве, было поставлено великое множество. Это были забавные и тёплые, весёлые и сердитые, грустные и суровые боги, которые не были такими непонятно «трагичными», как тот же самый Христос, которому ставили потрясающе дорогие церкви, этим как бы и вправду стараясь искупить какие-то грехи...

«Старые» литовские Боги в моём родном городе Алитус, домашние и тёплые, как простая дружная семья...

Эти боги напоминали мне добрых персонажей из сказок, которые чем-то были похожи на наших родителей – были добрыми и ласковыми, но если это было нужно – могли и сурово наказать, когда мы слишком сильно проказничали. Они были намного ближе нашей душе, чем тот непонятный, далёкий, и так ужасно от людских рук погибший, Бог...

«Свирепый человек» Николай Мартынов

Они неразрывно связаны между собой, особенно в последние дни жизни Михаила Юрьевича. Тут они неотделимы друг от друга как свет и тень, черное и белое, плюс и минус. Лермонтов и Мартынов. Великий поэт и тот, кто лишил его жизни. Убийца… Наверное, нет в истории российской словесности другой фигуры, на которую обрушилось бы столько гнева и ненависти. Разве что Дантес… Известно, что даже могила Мартынова была разорена, и кости его разбросаны по округе. Правда, сотворили это поселенные после революции в барском имении несмышленыши-беспризорники. Но разве не смахивает их поступок на то, что пишут о Николае Соломоновиче некоторые высококультурные и досточтимые авторы? Ведь с их уст и перьев срывается порою чуть ли не площадная брань в адрес этого человека.

И права на защиту у него нет. «Интерпретация личности Мартынова отечественным литературоведением в сугубо негативном, обличительном свете обрела статус непререкаемой истины, усомниться в которой – значит автоматически обречь себя на заведомое заклание, оказаться в рядах антипатриотов, русофобов, сомнительных личностей, покушающихся на незыблемые святыни». Так совершенно справедливо заметил А. В. Очман, сам получивший язвительный ярлык «мартыновед» – только за то, что в своих работах старался объективно показать личность человека, вышедшего на поединок с поэтом, и сущность конфликта между ними. Именно ему принадлежит важнейший аргумент в оценке личности Мартынова: «Единственное неудобство в этой общепринятой концепции – сам Лермонтов, поставленный в положение более чем странное: отчего его, человека проницательного, принципиального, на дух не переносящего пошлости и фальши, предательства и вероломства, тянуло в течение минимум десяти лет к однокашнику по гвардейской школе… Чутье подвело или Лермонтов по каким-то причинам в упор не хотел воспринимать очевидного? Как можно было водить за нос длительное время умнейшего из русских людей?»

Не будем вслед за автором этих строк анализировать и опровергать весь тот ворох негатива, который содержат как биографические работы, так и беллетристические произведения о Лермонтове. Постараемся извлечь из них лишь то, что необходимо для понимания произошедшего в июльские дни 1841 года. Тут нужно сказать, что, в сравнении со многими другими лицами лермонтовского окружения тех дней, Мартынову очень повезло. Желание уязвить ненавистного убийцу заставляло исследователей как можно глубже, в поисках компрометирующих фактов, вникать во все к нему относящееся.

Благодаря этому в биографии Мартынова практически нет темных мест. Но не стоит углубляться в нее, поскольку она не столь уж выразительна и очень походит на биографии многих его сверстников-офицеров. Гораздо важнее рассмотреть некоторые черты личности Мартынова, а также историю его отношений с Лермонтовым.

Николай Соломонович Мартынов

Т. Райт

Попытку объективно оценить Мартынова предпринял лермонтовед О. Попов в работе «Лермонтов и Мартынов»:

«Н. Мартынову давалась простейшая характеристика: глуп, самолюбив, озлобленный неудачник, графоман, всегда под чьим-либо влиянием…» Но, удивляется Попов: «…какой же он неудачник, если в 25 лет имел чин майора и орден! Напомним, что лермонтовский Максим Максимыч, всю жизнь прослуживший на Кавказе, был лишь штабс-капитаном, сам Лермонтов – поручиком… Мартыновы были богаты и достаточно известны в Москве. О самом Н. Мартынове знавший его декабрист Лорер писал, что он имел блестящее светское образование».

Добавим к этому, что Николай Соломонович был человеком музыкальным, играл на рояле, пел приятным голосом русские песни и романсы. Был начитан и не чужд литературных занятий. Это, впрочем, позволяет разоблачителям именовать его графоманом, на что Попов резонно замечает: «Вряд ли справедливо называть его графоманом. Графоманы пишут постоянно и много, а Мартынов брался за перо редко, и все написанное им поместится в небольшую книжку. Не свидетельствует оно и о глупости автора, хотя и особой глубиной не отличается. Вероятно, писал Мартынов легко, а это создает у пишущего преувеличенное мнение о своих способностях… Желания и умения доводить начатое до конца, стремления к совершенствованию у Мартынова явно не было. Были способности – не было поэтической души. Но самолюбия и самоуверенности – достаточно…»

Тут самое время спросить: а у Лермонтова разве не было в достатке и самолюбия, и самоуверенности? А у других, окружавших его в Пятигорске, – тех же Арнольди, Тирана, Льва Пушкина, Дмитриевского? Несомненно, что каждый из них был и самолюбив, и достаточно высокого мнения о своей персоне. Но почему-то никого из них не записывают в потенциальные убийцы!

Показательно и прозвище, данное Мартынову в юнкерской школе – homme feroce, «свирепый человек». Но рассказ его однокашника Александра Тирана об эпизодах, с этим прозвищем связанных, говорит отнюдь не о свирепости, а, скорее, о простодушном стремлении быть «не хуже других».

Наверное, не столь уж великим грехом было и преувеличенное внимание Мартынова к своей внешности – мало ли встречалось подобных франтов среди столичных гвардейцев? Да и не только среди них. Думается, тут имеет место некий «эффект обратного результата». Зная, что ссору вызвала шутка Лермонтова по поводу внешности приятеля, современники и последующие авторы стали обращать на его франтовство особое внимание, добавляя это качество Мартынова к другим отрицательным чертам, во многом придуманным ими самими же, таким как тупость, мелочность, злобность и т. д. Нет, если уж искать истинную причину ссоры, то не столько в свойствах личности Мартынова, сколько в тонкостях его взаимоотношений с Лермонтовым.

Они между тем начались более чем за десять лет до пятигорской встречи. Три лета подряд юный Мишель отдыхал в усадьбе своих родственников – Середникове, рядом с которым находилось имение Мартыновых. Факт знакомства с этой семьей подтверждает стихотворение, посвященное старшей сестре Николая Соломоновича. Невозможно предположить, что, интересуясь барышнями Мартыновыми, Лермонтов не замечал их брата, который был всего на год моложе его самого. Так что в юнкерской школе произошло не знакомство, как обычно считают, а его дальнейшее развитие. Предполагают, например, что однажды Мартынов, рискуя подвергнуться строгому взысканию, оставил дежурство по эскадрону, чтобы навестить в госпитале Лермонтова, упавшего с лошади и повредившего ногу. Однокашники отмечают их дружеское соперничество в силе, ловкости, а также… в сочинительстве. Оба сотрудничали в школьном рукописном журнале, причем если Лермонтов помещал там стихи, то Мартынов – прозу.

Лейб-гвардейская служба в столице отдалила приятелей – разные полки, разная их дислокация, разный круг светских знакомств. Свел их Кавказ, на который оба попали в 1837 году: Мартынов – добровольно, Лермонтов – в ссылку. Еще по дороге туда, остановившись на две недели в Москве, они встречались почти ежедневно – завтракали у «Яра», посещали балы, ездили на пикники и загородные прогулки. Никаких конфликтов не было и в помине.

Повоевать вместе в том году не довелось – встреча произошла лишь осенью, в укреплении Ольгинском, куда Мартынов прибыл после участия в военной экспедиции, а Лермонтов – закончив лечение на Водах. К этому времени относится эпизод с письмами, которые Лермонтов взялся передать Мартынову от его родных из Пятигорска. Пропажу их вместе с украденными вещами впоследствии пытались объяснить тем, что Лермонтов якобы вскрыл и прочитал их, что выдавалось за истинную причину ссоры. Но все разговоры об этом возникли уже после дуэли. А тогда, на Кавказе, никаких конфликтов по этому поводу между приятелями не возникало, и добрые отношения их продолжались еще четыре года.

После возвращения с Кавказа вновь были не очень частые встречи в Петербурге. И спустя два года – новый выезд на Кавказ, в сущности повторивший ситуацию предыдущего: Лермонтов был опять отправлен туда в ссылку, а Мартынов снова поехал добровольно. Наверное, этот поступок должен характеризовать его не с самой худшей стороны. Что бы там ни говорили о карьерных соображениях Мартынова или его желании избежать чрезмерно строгой дисциплины в гвардейском полку, все же сменить столичное житье-бытье на полную тяжестей и невзгод службу в Кавказской армии решиться мог не каждый.

На сей раз они все-таки воевали вместе, правда, в кровопролитнейшем сражении на речке Валерик, где отличился Лермонтов, его приятель не участвовал, находился в отпуске. Но, штурмуя селение Шали, они сражались бок о бок. И оба были отмечены в журнале военных действий отряда под командованием генерала Галафеева. Новая разлука случилась в конце 1840 года. Лермонтов подал прошение об отпуске и получил его. Мартынов, как установил Д. Алексеев, вышел в отставку «…по семейным обстоятельствам». Незнание истинной причины этого поступка позволяло разоблачителям строить предположения насчет некоей темной истории с карточной игрой или желания Николая Соломоновича сберечь свою драгоценную жизнь. Однако архивные документы убедительно показывают: покинуть военную службу Мартынова заставила элементарная необходимость заняться расстроенными хозяйственными делами семьи, оставшейся без отца.

И вот – встреча в мае 1841 года в Пятигорске, где Мартынов лечился, ожидая, пока неторопливая служебная машина оформит документы на отставку. Многие пишущие о последних днях жизни Лермонтова верят показаниям Мартынова на следствии: «С самого приезда своего в Пятигорск Лермонтов не пропускал ни одного случая, где бы мог он сказать мне что-нибудь неприятное…» И делают вывод, что натянутые отношения у них сохранялись в течение всего лета. А ведь ничего подобного не было! Чтобы разобраться в отношениях двух приятелей, необходимо, прежде всего, четко уяснить, что Мартынов, приехавший в Пятигорск к концу апреля, принимал здесь ванны с первых чисел мая и 23 или 24 числа закончил курс. Как раз в это время в Пятигорск приехал Лермонтов и, согласно воспоминаниям П. Магденко, был очень рад тому, что увидит здесь давнишнего приятеля. И конечно же, едва ли сразу же начал говорить ему «что-нибудь неприятное». Что было им делить, из-за чего ссориться?

Тем более что очень скоро – 26 или 27 мая – Мартынов, согласно тогдашнему порядку лечения, выехал в Железноводск – продолжать там прием процедур, который завершился лишь к концу июня. Таким образом, практически весь следующий месяц они с Лермонтовым почти не виделись. Встречи, конечно, могли быть, но единичные и недолгие и едва ли давали повод для каких-то обид или размолвок.

Но, когда в конце июня, вернувшись в Пятигорск, Мартынов появился в доме Верзилиных, положение резко изменилось. Теперь, живя по соседству с «Розой Кавказа» и бывая постоянно в ее доме, Мартынов явно увлекся красавицей, хотя есть сведения, что его интересовала и сводная сестра Эмилии, юная Надя. Эмилия, конечно же, сразу обратила на него внимание…

В общем, все, что мы знаем о Мартынове, позволяет считать его самым обычным представителем российского офицерства – не самой лучшей, но и далеко не худшей его части. Застрели Лермонтова кто-нибудь другой – тот же его однокашник и сослуживец Тиран, не раз страдавший от острого языка поэта, или, скажем, Лисаневич, которого якобы провоцировали на дуэль, Николай Мартынов остался бы в истории как «Мартышка», «добрый малый», «хороший приятель Мишеля, ничем особым не блиставший». Но обстоятельства, сложившиеся летом 1841 года в Пятигорске, принесли ему поистине Геростратову славу и стали причиной истинной трагедии его жизни.

Из книги Спецназ ГРУ: Пятьдесят лет истории, двадцать лет войны... автора Козлов Сергей Владиславович

Свирепый отбор Спецназ ВМФ имел в своем составе всего лишь несколько частей (кстати, после раздела СССР наиболее боеготовая часть морского спецназа отошла к Украине). Отбор в эти части был очень строгий. Многие призывники до прибытия в часть даже не знали точно, куда они

Из книги Пять рассказов о знаменитых актерах (Дуэты, сотворчество, содружество) автора Альтшуллер А Я

Из книги Как уходили кумиры. Последние дни и часы народных любимцев автора Раззаков Федор

Из книги Во имя Родины. Рассказы о челябинцах - Героях и дважды Героях Советского Союза автора Ушаков Александр Прокопьевич

МАРТЫНОВ ЕВГЕНИЙ МАРТЫНОВ ЕВГЕНИЙ (певец, композитор: «Лебединая верность», «Аленушка», «Если сердцем молод» и др.; скончался 3 сентября 1990 года на 43-м году жизни).Здоровье стало подводить Мартынова с конца 80-х, когда в стране наступила перестройка и многие бывшие кумиры

Из книги Морозные узоры: Стихотворения и письма автора Садовской Борис Александрович

МАРТЫНОВ Владимир Кириллович Владимир Кириллович Мартынов родился в 1919 году в деревне Дальновидовке Залегощенского района Орловской области. Русский. В 1938 году работал слесарем на заводе имени Ленина Златоуста. В 1940 году призван в Советскую Армию. С июля 1941 года

Из книги Ленин. Человек - мыслитель - революционер автора Воспоминания и суждения современников

МАРТЫНОВ (Отрывок из поэмы «Лермонтов») Над кавказскими снегами В час вечерней иглы Величавыми кругами Плавают орлы. И, послушная приказу, Подступает рать К непокорному Кавказу - Славу собирать. Там среди блестящей свиты Проскакал Шамиль. Говорливые копыты Подымают

Из книги Нежность автора Раззаков Федор

А. С. МАРТЫНОВ ИЗ «ВОСПОМИНАНИИ РЕВОЛЮЦИОНЕРА» Особенно сокрушительный удар нанесла нам брошюра Ленина «Что делать?». Хотя автор меня избрал главной мишенью для своего нападения, брошюра вызвала у меня раздвоение чувства: те места брошюры, где автор для борьбы с

Из книги Сияние негаснущих звезд автора Раззаков Федор

Евгений МАРТЫНОВ Благодаря своей привлекательной внешности Евгений всегда пользовался успехом у женщин. Даже в школьные годы (когда еще жил в Артемовске) он обращал на себя внимание девушек и периодически «романил» с ними. Правда, поступив в Донецкий

Из книги Свет погасших звезд. Люди, которые всегда с нами автора Раззаков Федор

МАРТЫНОВ Евгений МАРТЫНОВ Евгений (эстрадный певец, композитор: «Лебединая верность», «Аленушка», «Яблони в цвету», «Если сердцем молод» и др.; скончался 3 сентября 1990 года на 43-м году жизни). Здоровье стало подводить Мартынова с конца 80-х, когда в стране наступила

Из книги Каменный пояс, 1989 автора Карпов Владимир Александрович

3 сентября – Евгений МАРТЫНОВ Этот композитор и певец был гордостью советской эстрады. Выходец из простой семьи, он сумел с отличием закончить музыкально-педагогический институт, где тамошние преподаватели дали ему прозвище Подарок за его уникальный талант. Спустя

Из книги Гении и злодейство. Новое мнение о нашей литературе автора Щербаков Алексей Юрьевич

Павел Мартынов МОНОЛОГ ВЕТЕРАНА В ДЕНЬ 9 МАЯ Ах, какой нынче день, ах, какой удивительный день-то!Показалось, что снова, я снова в строю.Причешите меня, причешите меня и наденьтеСо звездою за Днепр гимнастерку мою.Я вернусь хоть

Из книги Проклятие Лермонтова автора Паль Лин фон

Николай Гумилев. Человек, шедший поперек Да, я знаю, я вам не пара!Н.

Из книги Тайна гибели Лермонтова. Все версии автора Хачиков Вадим Александрович

Юнкер Лермонтов Столкновения с судьбой. «Свирепый человек» Некоторые биографы поэта убеждены, что школа подпрапорщиков и юнкеров в те времена соперничала по образовательной программе с Лицеем и обоими университетами. Якобы из-за замечательной учебной программы

Из книги Хрестоматия по истории русского театра XVIII и XIX веков автора Ашукин Николай Сергеевич

Следственное дело: Мартынов Если Глебов и Васильчиков считались соучастниками преступления, то главным обвиняемым в этом деле был Мартынов. По военному законодательству Российской империи, по статье 376 – «умышленный смертоубийца подлежит лишению всех прав состояния,

Из книги автора

Виноват Мартынов Перечитывая самые первые отклики на дуэль, мы видим, что авторы их представляют Мартынова не столько виновником конфликта, сколько жертвой насмешек его приятеля. Однако с течением времени, по мере того как начал выявляться масштаб личности Лермонтова и

Из книги автора

А. Е. Мартынов (1816–1860) 1От Александринского театра к Чернышеву мосту строился ряд домов, в которых должна была поместиться вся административная часть театра, театральная школа и квартиры артистам. Первоначальный фасад домов предполагался по плану Пале-Рояля в Париже. С

Мартынов, Николай Соломонович

(1816-76) - офицер, имевший несчастие убить на дуэли Лермонтова. Обычные представления об обстоятельствах, приведших к этой роковой дуэли, опровергаются бумагами М., нап. в "Рус. Архиве" 1893 г. № 8, и данными, собранными кн. Д. Д. Оболенским. М., родившийся в Нижнем Новгороде, получил прекрасное образование, был человек весьма начитанный и с ранней молодости писал стихи. Он почти одновременно с Лермонтовым поступил в Юнкерскую школу, где был обычным партнером поэта по фехтованию на эспадронах. Прослужив некоторое время в кавалергардском полку, М. в 1837 г. отправился волонтером на Кавказ и участвовал в экспедиции кавказского отряда за Кубанью. В том же году сестры М. жили в Пятигорске, и одна из них, Наталья Соломоновна (впоследствии графиня Латурдонне), была очень увлечена Лермонтовым. Поэту, уезжавшему из Пятигорска в экспедицию, они поручили передать брату пакет со своим дневником. В тот же пакет вложены были триста рублей ассигнациями. По словам одних, Лермонтову был вручен пакет с намеком прочесть дневник; по словам других, Лермонтов не имел права распечатывать это письмо. Как бы то ни было, Лермонтов прочел дневник и, найдя в пакете 300 р., передал их М., которому заявил, что по дороге он был ограблен, письмо похищено, деньги же возвращает из своих. Через эту передачу денег, о вложении которых Лермонтов знать не мог, если бы не вскрыл пакета, и обнаружилось впоследствии, что Лермонтов распечатал письмо Н. С. Мартыновой к ее брату. Это и послужило поводом к дуэли, ссора же на вечере у Верзилиных была, вероятно, лишь предлогом. К шуткам Лермонтова М. относился сперва добродушно, привыкнув к ним, но потом это ему, видимо, надоело. Установлено также, что М. не умел стрелять из пистолета; в поэта попала без прицела пущенная пуля. М. был приговорен к трехмесячному аресту и церковному покаянию; в течение нескольких лет он выдерживал довольно суровую епитимию в Киеве.

{Брокгауз}


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Мартынов, Николай Соломонович" в других словарях:

    - (1815 75), убийца Л. Сын пенз. помещика полк. С. М. Мартынова. Вместе с Л. учился в Школе юнкеров, выпущен в дек. 1835 корнетом в Кавалергард. полк (где тогда же служил Ж. Дантес). В 1837, командированный на Кавказ, М. останавливался в Москве и… … Лермонтовская энциклопедия

    Мартынов, Николай Соломонович офицер (1816 1876), имевший несчастье убить на дуэли Лермонтова. Получил прекрасное образование, был человек весьма начитанный и с ранней молодости писал стихи. Он почти одновременно с Лермонтовым поступил в… … Биографический словарь

    Н. С. Мартынов. Акварель Томаса Райта. Николай Соломонович Мартынов (1815 1875) офицер, убивший на дуэли М. Ю. Лермонтова. Получил прекрасное образование, был человек весьма начитанный, и с ранней молодости писал стихи.… … Википедия

    Н. С. Мартынов. Акварель Томаса Райта Николай Соломонович Мартынов (1816 1876) офицер, убивший на дуэли М. Ю. Лермонтова. Получил прекрасное образование, был человек весьма начитанный и с ранней молодости писал стихи. Он почти одновременно с… … Википедия

    - (1816 76) офицер, имевший несчастие убить на дуэли Лермонтова. Обычные представления об обстоятельствах, приведших к этой роковой дуэли, опровергаются бумагами М., нап. в “Рус. Архиве” 1893 г. № 8, и данными, собранными кн. Д. Д. Оболенским. М.,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Мартынов. Николай Мартынов: Мартынов, Николай Авксентьевич (р. 1936) советский композитор. Мартынов, Николай Васильевич (13 (26) апреля 1910 22 ноября 1998) советский… … Википедия