Игра - квест по русскому языку. Квест-урок: как разработать и где взять готовые образцы Название квестов по русскому языку и литературе

Тема: Повторение изученного в V-VI классах

Тип урока: обобщения и систематизации знаний

Форма урока: квест-игра

Класс: 7

Учитель Тюрина С.О.

Цели урока:

Формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции,
контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов;

Развитие творческих способностей обучающихся, интереса к русскому языку и литературе, как виду искусства;

Воспитание осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку.

Задачи:

- Формировать способности устного речевого общения с соблюдением основных правил и норм современного русского литературного языка и правил речевого этикета;

Формировать умение использовать ИКТ и справочные материалы;

Развивать способности создавать устные монологические и диалогические высказывания разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуации общения.

Повторить, обобщить, систематизировать теоретические знания;
- Показать взаимосвязь разных наук, дать целостное представление об окружающем мире.

Планируемый результат:

Предметные

Знает правила устного речевого общения, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка, знает правила речевого этикета. Умеет определить характер персонажа и понимает нравственные поступки литературных героев.

Личностные УУД

Осуществляет продуктивное взаимодействие со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умеет находить выходы из спорных ситуаций, не создавая конфликтов.

Метапредметные:

Познавательные УУД

Умеет находить и обрабатывать информацию с использованием ИКТ, осуществляет анализ информации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. Развивать логическое мышление: анализировать полученную информацию, уметь выделять главное развивать ассоциативное мышление

Регулятивные УУД

Умеет принимать и сохранять учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей и способов достижения с учетом конечного результата; вносит необходимые коррективы после анализа хода и способа действий решения поставленной задачи.

Коммуникативные УУД

Умеет выражать свои мысли, строить высказывание в соответствии с задачами коммуникации; готов признавать возможность существования разных точек зрения, аргументировать и излагать свое мнение. Развивать речь: обогащать и усложнять словарный запас

Оборудование:

проектор, экран (интерактивная доска), магнитная доска, картины, глобус, контурная карта,презентация

Организационный момент:

Условие игры: Ученики делятся на две команды, каждая отправляется по своему маршруту в поисках ключа. Разгадав код, отвечают на вопросы или выполняют задания, являющиеся промежуточным пунктом квеста, затем узнают дальнейший маршрут. У каждой команды есть куратор(учащиеся старших классов). На прохождение квеста дается 35 минут. Для проведения квеста нужно помещение разделить на 2 зоны, для того чтобы команды не мешали друг другу.

Ход занятия

Вступление ведущего:

Здравствуйте ребята. Рада приветствовать вас на сегодняшнем мероприятии, который будет проводиться в формате квест-игры. Хочу начать игру с детской загадки:

Звуки друг друга нашли,

Встали рядом и смысл обрели.

Много их, аж кругом голова...

Собираются звуки в... (слова)

Что такое слово, понимают все взрослые люди. В словарях можно найти такое толкование: слово - самостоятельная языковая единица, которая предназначена для называния различных явлений, живых и неживых предметов, отношений и свойств. Новый Завет начинается с фразы «Сначала было Слово». И слово здесь воспринимается не в простом и обычном своем значении, а приравнивается к Премудрости. Слова – это бриллианты наших мыслей, которые надо оттачивать и не раскидываться зря. « Всего приятнее для нас те слова, которые дают нам какое-нибудь знание»,-писал Аристотель.Сегодня вам предстоит увлекательное занятие - раскрыть тайну слов.

Ведущий показывает «рукопись» на старославянском языке.

Ребята, мне в руки попала старинная рукопись, но прочитать её не смогла. Многие слова не понятны, нужно разгадать их значение.

Надеюсь, вы поможете найти «ключи», с помощью которых сможем прочитать текст рукописи. Для этого вам надо разгадать код, найти слова- подсказки, с помощью которых можно будет прочитать текст на современном языке и узнать дальнейший маршрут.

Как говорится в народных сказках, пора отправиться в «Тридевятое царство, тридесятое государство». Какой код зашифрован в этих словах?

Ученикам надо подойти к стенду, где висит картина с изображением «Тридевятого царства», стрелка на картине указывает на стол, где лежат цифры 2,7,3,0 и 2 книги «Русские народные сказки».

Тридевятое царство -происхождение термина следующее: в старину считали по тройкам, отсюда тридевять (три раза по девять) - двадцать семь, тридесять - тридцать. Дети должны сложить 27 и 30 ответ-это номер страницы книги «Русские народные сказки». На этой странице для 1 команды вложен листок с отрывком из поэмы «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина: «У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том». Для 2 команды листок с отрывком из «Сказки о царе Салтане» : «Ветер весело шумит, Судно весело бежит Мимо острова Буяна , К царству славного Салтана»

Ведущий объявляет:

-Первая команда, вы должны найти «дуб зеленый».

-Вторая команда, знаете ли вы,где находится остров Буян? ( ученики сомневаются в ответе )

В кабинете висит портрет А.С.Пушкина, с обратной стороны прикреплен листок,на котором написаны координаты острова 60°04′ с. ш. 27°00′ в. д.

Дети переходят к географической карте и ищут остров. Это остров Гогланд . Куратор рассказывает команде об острове Гогланд.(см.приложение 1)

Для первой команды в углу кабинета нужно поставить макет дерева с висящей на ней цепью.На цепи висит ключ. В кабинете в разных углах спрятаны сундучки с замками. Дети должны догадаться, какой замок открывается этим ключом. В сундуке записка с фразой «Знания - это убежище и приют», на дне сундука написан шифр: Б2Г5 + А1Б5В3Г6. В этот момент на экране проецируется слайд №3

Ребята должны собрать словосочетание кот ученый, затем ищут игрушку кота, которая будет лежать на магнитофоне.

Ведущий спрашивает:

-Какое хобби ученого кота?

Дети должны догадаться, что продолжением пушкинских строк было: «…пойдет направо песнь заводит..», и им нужно включить магнитофон. Звучат отрывки песни « Богатырская сила». Куратор подсказывает ученикам, что не случайно над магнитофоном висит картина Васнецова « Три богатыря».С обратной стороны картины прикреплен конверт. В ней записка с фрагментом текста: « и если мы не посадим дерева» После того как ученики найдут подсказку, ведущий спрашивает:

- Ребята, а куда смотрят богатыри?

Картину надо повесить так, чтобы рядом можно было расположить магнитную доску. На ней магнитиками прикреплены кружки, имитирующие бильярдные шары.

-Вы должны разместить шары в пустые окружности, чтобы получилось верное равенство.

Молодцы, вы получили новый код, введите его на клавиатуре.(Компьютер поставить на пароль 11 13 6).На компьютере открывается файл с заданием:

В Древнем Риме часто использовали шифровальные таблицы, даже Юлий Цезарь обменивался со своими сторонниками письменными сообщениями исключительно в зашифрованном вид. Что здесь зашифровано?

17,16,12,1 ; 14,29 ; 14,16,13,16,5,19.

(Число –это порядковый номер буквы в алфавите)

Вторая команда, для дальнейшего маршрута вы должны за тридцать секунд выбрать рисунок с правильным ответом и расположить их в ячейки таблицы:

Заимствованные

слова

Исконно русские слова

историзмы

профессионализмы

неологизмы

Общеупотребительные слова

Не только вереница или очередь, но и травянистое лекарственное растение семейства сложноцветных. (Череда)

Не только астрономический прибор, но и порода золотой аквариумной рыбки. (Телескоп)

Не только приспособление для ношения двух ведер на плече, но и крупная хищная стрекоза. (Коромысло)

Не только шоколадные конфеты, но и грибы. (Трюфели)

Не только сторона грани многогранника, но и кость грудной клетки. (ребро)

Растение,которое дает лучший мед и так говорят о подделке(липа)

-Молодцы, вы получаете дополнительной время, за которое сможете решить кроссворд(см.приложение 2)

-Первая команда, молодцы. Вы расшифровали ещё один фрагмент текста: « пока мы молоды » . Далее вы следуете по данному маршруту:

От этого места пройдите вправо на одну косую сажень и пядь великую, поверните на север на аршина и на восток на локоток. Там спрятан клад.

Куратор рассказывает о старинных русских мерах длинны(см.приложение 3).Ученики с помощью линейки измеряют длину расстояния до «клада»: в коробке спрятан учебник русского языка.

Русский язык – это настоящий клад Кто им овладеет, станет самым богатым человеком, ибо как писал великий русский писатель К.Г.Паустовский: « С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».
-Благодаря нашему "гостеприимному" русскому языку мы, даже того не подозревая, знаем много слов из тех иностранных языков, изучением которых никогда не занимались. Так что без ложной скромности можем смело назвать себя полиглотами .

-Скажите по-французски « туз », если для нас это первоклассный лётчик или большой мастер своего дела. (Ас.)

-Скажите по-итальянски (по-французски) « господин », « владыка », если для нас это популярная настольная игра. (Домино.)

-Скажите по-итальянски « учитель », если мы так называем крупных музыкантов, живописцев и выдающихся шахматистов. (Маэстро.)

-Скажите по-английски « знаю как », если для нас это эффективная технологическая идея, изобретение. (Ноу-хау.)

-Скажите по-португальски « огонь », « пламя », если для нас это красивая розовая птица. (Фламинго.)

-Скажите по-немецки « змея », если этой «змеёй» садоводы поливают свои грядки. (Шланг.)

-Скажите по-китайски « молодой листок », если мы видим эти листки исключительно в сушёном виде. (Чай.)

-Скажите по латыни « шар », если для нас это школьное пособие для урока географии. (Глобус.)

Как называются такие слова?(заимствованные)

-Среди слов, которые вы назвали, прозвучала подсказка, в его недрах спрятан ключ.

Правильно – это глобус.

Ученики достают из глобуса записку, в которой написано: « чтобы укрыться от солнца», « « удобные и необходимые нам в преклонные годы».

Сейчас куратор раздаст фрагменты контуров материков, а вы должны будете собрать их, определить название географического объекта. ( см.приложение 5)

-Вторая команда, вы разгадали кроссворд, чтобы продолжить дальнейшие поиски,нужно отгадать загадку:

Первое можно из снега слепить,

Грязи кусок может тоже им быть.

Ну, а второе - мяча передача,

Важная это в футболе задача.

Целое люди в походы берут,

Ведь без него они путь не найдут.

(Ком + Пас = Компас.)

-Правильно. Он покажет, где спрятан код, если вы будете идти строго на север.

Дети должны найти мешок, в которой лежит рубахой и записка с вопросом:

Когда людям приходилось считать на пальцах очень большие совокупности чисел, к счету привлекали больше участников. Один считал единицы, второй - десятки, а третий - сотни, то есть десятки десятков. Он загибал один палец лишь после того, как у второго участника счета

оказывались загнутыми все пальцы обеих рук. Сначала говорили так: пять пальцев третьего человека, восемь пальцев второго и шесть пальцев первого. Но ведь это сколько времени надо произносить! Поэтому постепенно стали говорить короче. Вместо "палец второго человека" появилось слово "десять", а какое числительное употребляли вместо "палец третьего человека" ?

Ведущий задает вопросы:

-Что лежит в мешке. Что это значит? Где же код?

Куратор подсказывает, что рубаха и мешок в Древней Руси обозначали одно и то же число.(приложение4)

-Правильно, слова «мешок» и «рубаха» обозначают число 40 . Таким образом вы получаете цифровой код 40, 100,

В старославянском алфавите эти цифры значились за буквами Рцы- смысл которой заключается в словах «скажешь», «изречёшь» и Мыслете- корень "мысль" имени буквы Мыслете родственен мудрости, а также корню "-мн-": мнити - помнить, думать, понимать. Далее вам предстоит «понять и сказать» фразеологизмы: прописать ижицу, сидеть на азах, фертом ходить,

смотреть глаголем ,ротик фитою. А также найти в них буквы кириллической азбуки и выписать в алфавитном порядке. Справиться с заданием вам поможет алфавит:

Первая команда, давайте посмотрим, как вы справились с заданием.Контур какого географического объекта не нашел своего «места»? Как он называется? (Аппенинский полуостров)

-Какая Древняя цивилизация существовала на нем?

-Первая команда, как появился славянский алфавит?

-Ребята,почему наши пути сошлись здесь, что связывает историю нашей страны с историей Греции?

Правильно с принятием христианства, возникла потребность создания на Руси азбуки, и создателями её стали братья Кирилл и Мефодий. Азбука, которую он создали, впоследствии стала называться кириллицей. Теперь вы сможете прочитать, что написано в рукописи.

Первая команда, если вы соберете все фрагменты текста, то мы сможем прочитать то, что написано в рукописи, на современном языке.

Знания - это убежище и приют, удобные и необходимые нам в преклонные годы, и если мы не посадим дерева, пока мы молоды, то, когда мы состаримся, у нас не будет тени, чтобы укрыться от солнца.

Действительно,ребята, В знанье - величие и краса, знанье дороже, чем клад жемчужин. Сколько открытий помогли вам сделать слова. Сколько ещё предстоит, если вы будете любить русский язык и стремиться сделать его изучение увлекательным занятием.

В конце занятия учитель проводит рефлексию.

Приложение 1

Согласно легенде, именно о. Гогланд послужил прообразом острова Буян «Сказки о царе Салтане»А.С. Пушкина. Археологи говорят, что когда-то остров был крупным языческим центром: сегодня об это напоминают останки капищ и несколько десятков жертвенных камней. Некоторые местные жители – их всего пара десятков человек – уверены, что остров обладает невероятной силой и населен духами. А еще здесь, согласно легенде о Буяне, должен располагаться камень алатырь – центр мира. Говорят, у нашедшего этот камень все желания исполнятся. Вероятно, свой алатырь здесь нашел русский изобретатель Александр Попов, который в 1899 году применил на о. Гогланде первую в истории радиолинию в ходе спасательной операции броненосца «Генерал-адмирал Апраксин».Остров является территориальной единицей Ленинградской области РФ.

Приложение 2

Кроссворд на тему "Фонетика. Морфемика.Морфология. Лексика"

По горизонтали

3. Значимая часть слова

7. Часть слова без окончания

10. Слова, имеющие одно лексическое значение

14. Переносное значение

16. Слова, имеющие один и тот же корень с общим значением

18. Раздел языкознания, изучающий звуки речи

19. Часть речи, обозначающая предмет

23. слов, близкие по лексическому значению

По вертикали

1. разные слова, которые обозначают одно и тоже.

2. Словообразующая морфема, стоящая перед корнем

4. Слова одинаково слышатся, пишутся, но имеют разное лексическое значение

5. слова, употребляемые только в данной местности

6. Слова, имеющие несколько лексических значений

7. слово, имеющее одно лексическое значение

8. слово, имеющее несколько лексических значений.

9. омоним к слову молния разряд

11. Окончание, невыраженное звуком в устной речи и буквой в письменной речи

12. однокорневые слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значениях

13. устаревшие слова, обозначающие существующие предметы, явления

15. слова, употребляемые только в профессиональной речи

17. Слова, которые используются людьми той или иной профессии

19. Изменение глаголов по лицам и числам

20. говорящее окно,которое любят и взрослые и дети

21. Наука о языке

22. слова, противоположные по лексическому значению

Приложение 3

Древними русскими мерами длины, употреблявшимися уже в 11 – 12 веках были пядь, локоть, сажень. Пядь, пядень (или четверть) - одна из самых старинных мер длины. Название происходит от древнерусского слова"пясть", т.е. кулак или кисть руки. Различают пядь малую - расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев, что составляет около 18 см, и пядь великую - расстояние от конца вытянутого мизинца до конца большого пальца, 22-23 см.

Сажень - встречается с XI в. Название происходит от слова "сягать" т.е. доставать

до чего- либо. Отсюда слово "недосягаемый" - о месте, куда невозможно добраться, о человеке, достоинства которого невозможно повторить. Различали два вида сажени: маховая и косая. Маховая сажень-расстояние между концами пальцев распростертых рук, ее длина 3 аршина или 213 см. Косая сажень-расстояние от носка левой ноги до конца среднего пальца поднятой вверх правой руки; длина такой сажени примерно 248 см. «Косая сажень в плечах». Локоть древнейшая мера длины, которой пользовались во многих странах мира.

Локоть – расстояние от конца вытянутого среднего пальца руки или сжатого кулака до локтевого сгиба. Его длина колебалась от 38 см до 46 см или 11- 16 вершков. Как мера длины на Руси встречается с 11 века. Её применяли в крестьянском хозяйстве, когда нужно было измерить длину изготовленной в домашних условиях шерстяной пряжи или пеньковой верёвки (так

Говорят: «Близок локоть, да не укусишь» - о каком-нибудь простом, но невыполненном деле. Старой русской мерой длины был аршин (от персидского слова «арш»- «локоть») 71 см. В разных губерниях России были свои единицы измерения длины, поэтому купцы, продавая свой товар, как правило, мерили его своим аршином, обманывая при этом покупателей. Отсюда поговорка «Мерить на свой аршин». Аршин делился на 16 вершков. Когда говорили о росте человека, то указывали лишь, на сколько вершков он превышает 2 аршина. Поэтому слова «человек 12 вершков роста» означали, что его рост равен 2 аршинам 12 вершкам, то есть 196 см. 3 аршина составляли сажень, 500 саженей - версту, 7 вёрст – милю. Таким образом, при раздроблении и превращении приходилось умножать или соответственно делить на разные числа:16, 3, 500, 7, а это было не очень удобно.

Русские меры длины были уточнены в 18 веке указом Петра I:

1 миля = 7 вёрст  7,469км,

1 верста = 500 саженей  1,0668км,

1сажень = 3 аршина = 7 футов  2,1336м,

1аршин = 16 вершков  0,7112м,

1 фут = 12 дюймов  30,48см,

1 дюйм = 10 линий  2,54см,

1 линия = 10 точек  2,54мм.

Верста – русская путевая мера. Верста от слова вертеть. Первоначально –

расстояние от одного поворота плуга до другого во время пахоты. Длина версты -

1060 м. Верста, как мера длины, на Руси встречается с 11 века.

Приложение 4

Самая распространённая версия: числительное сорок произошло от слова «сорокъ» - «мешок», «ткань», в которую заворачивали шкурки пушных зверей. Чтобы сохранить шкуры в целости их заворачивали в особую ткань, которая и называлась "сорок". Это понятие на древнеславянском обозначало простую рубаху. Отсюда вероятно произошло слово "сорочка".

Один сорокъ - мешок с четырьмя десятками шкурок, которые шли на пошив одной шубы. Постепенно название «сорокъ» вытеснило из употребления более древнее «четыре десте».

Есть версия, что число 40 произошло от скандинавского слова «serkr».

Народы Скандинавии в качестве «денежной единицы» пользовались собольими шкурками. Единицей отсчёта считалось 200 шкурок, которые они вместе связывали, называлась такая вязанка меха «serkr». На Руси принято было продавать собольи шкурки по 40 штук – такое их количество необходимо на шубу, однако, саму связку меха русские стали называть «серкр», которое из-за неудобства произношения постепенно преобразовалось в «сорок». А постепенно этим словам стали пользоваться и для счёта не только меха, но и других предметов.

Приложение 5




Урок-игра для школьников 5-7 класса «Филологический квест»


Филологический квест - это одна из поисковых игровых форм внеурочной деятельности. Данный вид работы полезен тем, что развивает критическое мышление, умение сравнивать, анализировать, классифицировать информацию. У обучающихся повышается мотивация, они воспринимают задание как нечто «реальное» и «полезное», что ведет к повышению эффективности познавательного процесса и интеллектуального саморазвития.
Цель: повышение интереса учащихся к предмету; расширение и углубление языковедческих знаний; создание благоприятных условий для выявления знаний и умений участников в нестандартной игровой ситуации.
Задачи: усвоение изучаемого материала; установление межпредметных связей; развитие аналитических способностей; создание условий для проявления и развития индивидуальных исследовательских способностей; развитие умения работать в группе.
Данный квест предназначен для учащихся 5 – 7 классов.
Учащиеся делятся на три команды, затем команда №1 получает первый конверт. Далее каждое выполненное задание ведет учеников к следующей подсказке; в итоге последнее задание приводит их к призу. В случае невыполнения задания конверт переходит к следующей команде.
Материалы для оформления кабинета и буквы для задания №8 представлены в приложении.
Задание 1
Количество звуков в этом слове подскажет вам номер конверта со следующим заданием:
ЖУЖЖАНИЕ
Задание 2
В пьесе-сказке С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев» падчерицу послали в лес за этими чудесными цветами.
Задание 3
Какие слова лишены окончания? Подумайте, какие части речи не имеют окончания, посчитайте их количество и узнайте номер следующего конверта.
Задание 4
Отгадайте все слова кроссворда и узнаете ключевое слово.
Вопросы:
1. Морфема, которая располагается перед корнем и служит для образования новых слов.
2. Неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия.
3. Раздел науки о языке, который изучает звуки речи.
4. Раздел науки о языке, который изучает части речи.
5. Категория глагола, которая характеризуется наличием постфикса -ся и обозначает «перенос действия на себя».
Задание 5
Сумма всех морфем в слове «ВОДОПРОВОД» - номер следующего конверта.
Задание 6

По строкам из произведения угадайте автора. Его фамилия приведет вас к следующей подсказке:
«Да, были люди в наше время.
Могучее, лихое племя:
Богатыри – не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!»
Задание 7
Количество местоимений данного стихотворного фрагмента подскажет вам номер следующего конверта:
«Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой её гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла».
Задание 8
Составьте из букв слово. В слове зашифровано число. Сложите все цифры этого числа и получите ответ.
Подсказка:
Задание 9
Этот способ образования слов в русском языке называется «СУБСТАНТИВАЦИЕЙ». Так прилагательное в словосочетании «мороженое мясо» превращается в существительное. Какое это существительное?
Задание 10
Отгадайте загадку. Отгадка приведет вас к призу.
Он серьёзный, даже мрачный.
Спинка строгая пряма,
Но попробуй сесть иначе -
Как конёк, пускай он скачет.
Спинку к сердцу прижимай,
На него верхом сядь смело:
Вот теперь другое дело!
Ответы к заданиям:
Конверт №8;
Подснежники (на стене висит фотография, на ней спрятана цифра - конверт №5);
Конверт №3 (наречие, деепричастие; инфинитив);
Ключевое слово пчела (на стене размещен плакат, на нем спрятана цифра – конверт №6);
Конверт №4;
Портрет писателя М. Ю. Лермонтова содержит подсказку (конверт №2);
Конверт №7;
Конверт №1;
На стене размещена фотография (отгадка – мороженое); на фотографии спрятана цифра – номер следующего конверта 9;
Отгадка – стул; учащиеся находят приз.









Методическая разработка

внеклассного мероприятия по русскому языку

Сценарий игры - квеста

«Лингвистические раскопки»

Сценарий игры - квеста

«Лингвистические раскопки»

Цель: развивать познавательную активность школьников, прививать интерес к истории и особенностям русского языка, формирование информационной компетенции учащихся (самостоятельный поиск информации)

Задачи:

    углубление знаний о русском языке, формирование лингвистической компетенции;

    формирование коммуникативной культуры школьников;

    развитие и совершенствование психологических качеств личности школьника: любознательности, инициативности, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.

Оборудование: словари, справочники, энциклопедии, учебники русского языка, истории, биологии. Интернет, оборудование для мультимедиа.

Ход мероприятия

Музыка

Ведущий 1. Добрый день, уважаемые гости, любители русского языка!

Ведущий 2. Язык – это острое оружие дипломатов, политиков, деятелей искусств.

Ведущий 3. Одного из видов искусства – литературы – просто не могло бы быть без языка.

Ведущий 1. Войны могут начать с принятия законов о языке… Хотите мира, говорят дипломаты, берегите свой язык, уважайте чужой и при этом оставайтесь реалистами.

Ведущий 2. Знаменательно, что 2001 год объявлялся Советом Европы (в него входят 47 стран) Годом языка…

Ведущий 3. А 26 сентября 2001 года праздновалось как День языков. Правда, хотелось бы, чтобы такое пристальное внимание к языку было бы постоянным.

Ведущий 1. Нам повезло!

Ведущий 2. Мы владеем одним из пяти основных языков мира. (В мире насчитывается 6800 языков, среди них – 5 основных: английский, русский, испанский, китайский, хинди).

Ведущий 3. Это ли не повод, чтобы гордиться…

Ведущий 1. … как гордились русским языком Пушкин, Гоголь, Тургенев, Толстой …

Ведущий 2. …и многие другие русские и зарубежные классики.

Ведущий 3. (обращаясь к слайду, где отображены высказывания о русском языке) Вы видите цитаты, принадлежащие известным писателям. Мы не можем их прочесть, поскольку со временем стёрлись некоторые слова.


Не
замути Божественный родник ,
Великий Святорусский наш язык
Иеромонах Роман Языка нашего небесна красота не будет никогда попранна от скота.

Михаил Васильевич Ломоносов

Язык есть исповедь народа ,

Его душа и быт родной.

Пётр Андреевич Вяземский

Ведущий 1. Мы должны восстановить цитаты.

Ведущий 2. Для этого команды отправятся в путешествие и произведут «лингвистические раскопки». Каждая команда имеет название. Капитаны команд руководят «раскопками» в своей группе. На определённом этапе команда может выполнять сразу несколько заданий. По мере выполнения заданий (по результатам каждого этапа «раскопок») жюри выдаёт букву/буквы для расшифровки пропавших слов, которую вы прикрепляете к свободным ячейкам в табличке, расположенной на рабочих столах.

Ведущий 1. Так постепенно каждая команда найдёт исчезнувшие слова и продемонстрирует ход и результат своей работы через день после игры (презентации). При работе можно пользоваться любой справочной литературой, словарями, Интернетом.

Ведущий 2. Каждая команда имеет наставника (старшеклассники ), который может помочь найти путь решения поставленной задачи, дать дополнительную инструкцию, в случае необходимости, а в заключении -составить отчёт-презентацию.

Ведущий 3. Итак, мы отправляемся в лингвистическую экспедицию!

Сценка ""Три загадки"".

Поссорились на переменке ребята, один кричит:

    Я тебе покажу, где раки зимуют

А второй ему:

    Ишь, разошелся, прямо из кожи вон лезет!

Тут подбежал к ребятам дежурный. А они на него напустились:

    Все следишь! Наверное, и спишь с закрытыми глазами!

А дежурный вдруг как крикнет:

    Стойте, ребята! Разгадайте свои загадки!

    Какие еще загадки? – удивились ребята.

    А вот какие, слушайте. Где раки зимуют?

Кто из кожи вон лезет?

Кто спит с открытыми глазами.

Ведущий 1. Внимание! Задача первая: каждая команда должна объяснить происхождение одного из фразеологизмов.

После выполненного первого задания командам выдаются маршрутные карты (после каждого этапа) и буквы пропавших слов.

Маршрутная карта № 1

Родная речь - Отечеству основа.
Не
________ Божественный _____ ,
Храни себя: душа рождает слово -
Великий Святорусский наш язык
Иеромонах Роман

1 этап

Где раки зимуют

Буква

2 этап

заимствовано в первой трети XIX в. из франц. языка, одна часть переводится с греческого как «жизнь», другая – «слово».

Буква

3 этап

Расшифруйте запись

[дурной"эсловакаксмалапр"истан"итн"иатл"эп"иш]

Буква

4 этап

    пельмени

    длань, очи, ланиты ?

    Почему в старину ябедник был уважаемым человеком?

    Как называлась буква Д

Буква

5 этап

В чешуе, как жар горя,

Идут витязи четами,

И, блистая сединами,

Дядька впереди идёт

И ко граду их ведёт.

Буква

6 этап

Буква

Разгаданные слова

Маршрутная карта № 2

Языка нашего _______ красота не будет никогда ________ от ______.

Михаил Васильевич Ломоносов

1 этап

Из кожи вон лезет

Буква (выдаётся после выполненного задания)

2 этап

Этимология (происхождение) этого слова: заимствовано в XVIII в. из нем. яз. С греч. переводится как "любовь к слову, литературе", первая часть слова переводится "люблю" и вторая - "слово".

Определите слово – найдёте место, где прячется следующее задание.

Буква

3 этап

Расшифруйте запись

[жалаостраизыкастр"эй"таво]

Буква

4 этап
  1. Объясните этимологию (происхождение) слова помидор

    Что обозначают старославянские слова: чело, бры, перст ?

    Почему за яд , подаваемый к столу, в древности не только не казнили, но и благодарили?

    Как называлась буква З кириллицы – алфавита, придуманного в 10 веке для славянских языков братьями Кириллом и Мефодием?

Буква

5 этап

Найдите в приведённом ниже отрывке из сказки А.С.Пушкина устаревшие слова и грамматические формы

Там лес и дол видений полны,

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой.

Буква

6 этап

Объясните происхождение имён членов вашей команды

Буква

Разгаданные слова

Маршрутная карта № 3

Язык есть _______ _______ ,

Его душа и быт родной.

Пётр Андреевич Вяземский

1 этап

Спит с открытыми глазами

Буква (выдаётся после выполненного задания)

2 этап

Этимология (происхождение) этого слова: заимствовано в древнерусскую эпоху из греч. языка, переводится с греческого как «знание, знаток, свидетель»

Определите слово – найдёте место, где прячется следующее задание.

Буква

3 этап

Расшифруйте запись

[б"изрускаваизыкан"искалот"ишысапага]

Буква

Ответ: Без русского языка не сколотишь и сапога

4 этап
  1. Объясните этимологию (происхождение) слова шахматы

    Что обозначают старославянские слова: выя, стан, уста ?

    Какой день семидневки назывался на Руси неделей (в болгарском языке это название сохранилось до сих пор)?

    Как называлась буква Г кириллицы – алфавита, придуманного в 10 веке для славянских языков братьями Кириллом и Мефодием?

Буква

5 этап

Найдите в приведённом ниже отрывке из сказки А.С.Пушкина устаревшие слова и грамматические формы

Князь Гвидон тот город правит,

Всяк его усердно славит;

Он прислал тебе поклон,

Да тебе пеняет он:

К нам-де в гости обещался,

А доселе не собрался.

Буква

6 этап

Объясните происхождение имён членов вашей команды

Буква

Разгаданные слова

Заключение

В современном обществе очевидна успешность и востребованность человека эрудированного, имеющего творческий потенциал. Знания важно не только усваивать, но и преумножать, творчески перерабатывать, использовать их практически. Представленное внеклассное мероприятие по русскому языку – одна из форм подготовки учащихся к предметной олимпиаде, а также возможность окунуться в историю происхождения слов русского языка; подобная работа может помочь в объяснении трудных случаев написания слов.

Список использованной литературы

  1. Э.А.Вартаньян. Путешествие в слово. – М.: Просвещение, 1982

    С.В.Водолазькая. Предметная неделя русского языка в школе. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006

    М.М.Казбек – Казиева. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. М.: Айрис-пресс, 2010

    З.Н.Люстрова, Л.И.Скворцов, В.Я.Дерягин. Беседы о русском слове. – М.: «Знание», 1978

    Новые образовательные стандарты. Организация внеурочной деятельности по русскому языку. 5 -11 классы / Авт.-сост. Т.А.Чернова. М.: Планета, 2013

Квест-игра по русскому языку

«Путешествие по стране Грамматика»

Форма проведения мероприятия: игра - путешествие.

Аудитория: учащиеся 1 – 4 класса.

Цель: формирование интереса к русскому языку посредством игрового и занимательного материала.

Задачи:

обучающая : создать условия для развития навыков выполнения нестандартных заданий; формирования и обогащения словарного запаса обучающихся;

развивающая: развивать внимание, логическое мышление, познавательный интерес к русскому языку;

воспитывающая: способствовать воспитанию культуры общения, толерантного отношения, умения работать в команде.

Оборудование :

Ход игры .

II. Вступительное слово.

Язык, на котором мы с вами говорим, очень красив и богат. На русском языке говорят не только русские. Он понятен каждому человеку, живущему в России. Но чтобы увидеть, насколько красив и богат наш язык, надо его хорошо знать. Не секрет, что «Русский язык» считается одним из самых трудных школьных предметов. А мы постараемся доказать, что обучение русскому языку может быть интересным, увлекательным и занимательным.

Изучение русского языка Нелегко вам даётся пока.

Но идёт по земле новый век, Должен грамотным быть человек!

Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по стране Грамматика вместе с весёлым человечком- граматиком. Мы будем продвигаться от станции к станции и в итоге попадём в замок, где победителей игры ждут призы. На каждой станции вас ждут испытания на определённую тему. Готовы отправиться в путь? Начинаем наше путешествие.

Станция № 1 Разминка. «Звуки и буквы»

1. Сколько букв в русском алфавите? (33)

2. Сколько гласных букв в русском алфавите? (10)

3. Сколько согласных букв в русском алфавите? (21)

4. Сколько гласных звуков в русском алфавите? (6)

Станция №2 « Словарные слова».


Станция № 3 Я-исследователь

«Одна семья». В каждой строчке содержатся однокоренные слова, кроме одного. Найдите это лишнее слово и вычеркните его.

Маленький, малявка, маляр, малыш.

Гроза, грозный, гроздь, грозовой.

Конница, конник, подоконник, конюшня.

Лень, лентяй, лента, ленивец.

Станция №4 «За словом в карман»

У феи в шёлковом мешочке четыре волшебных слова: АРД, УГЛ, ОЛПК, КУАШТ. Вообще-то словами их трудно назвать. Однако каждое из них при колдовстве может превратиться в одно, а то и в два настоящих слова. Достаточно просто переставит буквы. А вы умеете колдовать? Тогда вперёд, мешочек для вас открыт и буквы ждут перестановки.

Ответ: (Дар, рад; Луг, гул; Полк, клоп; Шутка)

Станция №5. «Грамматическая арифметика». Решите примеры.

Ба + деревянный сосуд = летающее насекомое (бабочка)

До + зарытые в земле ценности = (доклад)

Станция №6. «Собрать цветок»

К вам, ребята, мы спешили,

Познакомиться решили.

Но вчера упали с кочки

И распались на кусочки.

Помогите, помогите!

Из кусочков нас сложите!

У каждой команды на столе лепестки из бумаги, на которых записаны слова: звонкий, глухой, твердый, мягкий, гласный, согласный, окончание, приставка, числительное, корень, суффикс, прилагательное, основа, предлог, глагол, существительное, местоимение, частица.
На сердцевине у первой команды: Части речи. Задание: возьмите только те слова, которые подойдут для вашей ромашки.

На сердцевине у другой ромашки: Слово. Возьмите только те слова, которые подойдут для сердцевины вашей ромашки.

А теперь назовите мне слова, которые оказались лишними.

Станция №7 Загадочная. Прочитайте загадку, назовите отгадку. (паук)

Станция №8 «Угадай-ка, не зевай-ка».

Слово имеет смысл. Перед вами пословицы-перевертыши. Вспомните, что такое антонимы? Каждое слово в пословице замените антонимом, подчеркнутые слова не меняйте.
Для команды «Слово»:

Новый враг хуже старых двух . (Старый друг, лучше новых двух.)
Для команды «Предложение»:

Все плохо, что плохо начинается. (Всё хорошо, что хорошо кончается)

Станция 9. «Парные согласные – самые опасные»

В каких словах согласным на конце слова можно доверять?

Команда Слово: Гриб, фарш, орех, огурец, суп, плащ, крем.

Команда Предложенье: Шум, столб, верх, зуб, лещ, терем, шарф.

Учащиеся объясняют, почему данным согласным на конце слова можно доверять.

Станция № 10. Грамотеи

Задание 1. Как правильно сказать?

У рыбов нет зубов?

У рыбей нет зубей?

У рыб нет зубов?

У рыб нет зуб?

Задание 2. Исправь речевые ошибки

Команде «Слово»

Повар посолил суп солью.

Мама подарила мне молодого щенка.

Команде «Предложение»

У нас в парке много деревянных деревьев.

Принцесса была красивой красавицей.

Вот и окончено наше путешествие по стране Грамматика. Трудный и интересный был путь в эту страну. Я надеюсь, что задания вам понравились и теперь вы с большим интересом начнёте изучать такой непростой, но очень интересный русский язык. Мы добрались с вами до волшебного замка, где и поселилась Весёлая грамматика.

Спасибо всем за увлекательное путешествие. Желаю вам получать только хорошие отметки по предмету «Русский язык».

Всего доброго! До новых встреч!

Интеллектуальный марафон

Игра-квест по русскому языку

Цель: выявить и обобщить знания учащихся по русскому языку по разным разделам языкознания; развивать память, смекалку, сообразительность, творческие способности, умения и навыки учащихся сплочённо работать в команде; воспитывать чувство коллективизма, сотрудничества, доброжелательности, интерес и любовь к русскому языку.

Оборудование: карточки с заданиями по станциям (7), «отправлялки»-загадки для команд на стации, маршрутные листы, тетрадные листы, ручки шариковые.

Ход мероприятия:

I Орг.момент

Команды в составе 6 человек выстраиваются на общую линейку. Каждая команда представляет свою команду: девиз, название. Потом получают у организатора мероприятия «отправлялки» - четверостишия, которые команды должны разгадать и отправиться на отгаданную станцию, где получают определённое задание, которое должны выполнить. Затем команды получают маршрутные листы и двигаются на следующую станцию.

II Проведение мероприятия

- Здравствуйте, ребята!Сегодня мы с вами проведем интеллектуальный марафон по языкознанию и посмотрим, кто лучше знает наш богатый и могучий русский язык!

А сейчас прошу капитанов представить свои команды.

Спасибо, команды представлены, а теперь за дело!!! (организатор раздаёт каждой команде «отправлялки»-загадки, и команды движутся на отгаданную ими станцию)

1 станция – «Теоретическая»

Ответить на предложенные вопросы. За каждый правильный ответ 1 балл

  1. Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)
  2. Сколько букв в кириллице было до Петра Первого? (43 буквы)
  3. Сколько букв стало в современной азбуке после революции? (33 буквы)
  4. Какой знак необходимо поставить в словах из сказки «12 месяцев», чтобы спасти человеку жизнь: «Казнить нельзя помиловать»? (Запятая.)
  5. Какая часть речи самая немногочисленная и включает в себя всего несколько десятков слов? (Числительное.)
  6. В каком слове букв больше, чем звуков?: Язык, маячить, объём, меньше (Меньше)
  7. Что такое звательный падеж? Чем он является в наше время?
  8. Определите одушевленными или неодушевленными являются существительные мертвец, покойник, труп, умерший. (Ставим в В.п и Р.п – если совпадают, то одушевл.

Мертвец –одуш, покойник – одуш, труп – неодуш, умерший – одуш)

  1. Каково происхождение слова мешок? (от слова мех+ суффикс ок, так как раньше мешки шили из кожи животных)
  2. 10. Назовите 3 глагола, которые не употребляются без -ся. (смеяться, рваться, стараться, бояться, слезится и др)

2 станция - «Корректорская»

Исправьте ошибки. Отредактируйте данные предложения и запишите. Каждое предложение - 1 балл:

1) Если я вас обидел, то извиняюсь.

2) Администрация колледжа решила наградить ценным призом кто займёт в соревнованиях первое место.

3) Ихний сад больше нашего.

4) Когда я выглянул в окно, то замечаю, что похолодало.

5) Николай предложил другу посмотреть его электронную книгу.

6) Я и не думал, что вдруг очутюсь в полной темноте.

1) Если я вас обидел, то извините.

2) Администрация колледжа решила наградить ценным призом того, кто займёт в соревнованиях первое место.

3) Их сад больше нашего.

4) Когда я выглянул в окно, то заметил, что похолодало.

5) Николай предложил другу посмотреть свою электронную книгу.

6) Я и не думал, что вдруг смогу очутиться в полной темноте.

3 станция – «Морфологическая»

Найдите среди четырёх слов, стоящих в одном ряду, одно лишнее. Объясните – почему. За каждый правильный ответ – 1 балл, за ответ и объяснение – 2 балла:

1) Ножницы, очки, башмаки, щипцы.

2) Шоссе, Сочи, фойе, кафе.

3) Баку, мозоль, георгин, помидор.

4) Дверцы, игры, брюки, чтецы.

5) Боль, вестибюль, кенгуру, шампунь.

6) Тюль, трель, капель, оттепель.

Ответы:

1) Ножницы, очки, башмаки, щипцы. (Башмак может стоять в единственном числе)

2) Шоссе, Сочи, фойе, кафе. (Сочи – мужского рода)

3) Баку, мозоль, георгин, помидор. (Мозоль – женского рода)

4) Дверцы, игры, брюки, чтецы. (Брюки не имеют единственного числа)

5) Боль, вестибюль, кенгуру, шампунь. (Боль – женского рода)

6) Тюль, трель, капель, оттепель. (Тюль – мужского рода)

4 станция – «Стихотворная»

Из предложенных карточек-слов составить отрывок из известного стихотворения. Назвать автора, название.(3 балла)+ собрать картинку по данному произведению (1 балл)

Ответ: М.Ю.Лермонтов «Бородино»

Забил заряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!

Постой-ка, брат мусью!

Что тут хитрить, пожалуй к бою;

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За родину свою!

5 станция – «Творческая»

За три минуты составить мини-рассказ на тему (по выбору)- 5 баллов:

Шел в городе слушок про мыльный порошок…

По реке плыла кастрюля…

6 станция - «Морфемно-синтаксическая»

Задание 1. Перед вами отрывок из стихотворения А.С.Пушкина «Осень»:

Сколько в нем имен прилагательных? Какую синтаксическую роль они выполняют?

(за каждый правильный ответ 1 балл)

Как лёгкий бег саней с подругой быстр и волен,

Когда под соболем, согрета и свежа,

Она вам руку жмёт, пылая и дрожа.

Ответ: 4 прилагательных

Легкий – определение

Быстр и волен, свежа - сказуемые

Задание 2. Сколько окончаний – О встретилось в следующем отрывке?

(За каждое правильное слово 1 балл)

Весло везло осла в село,

Седло свисало всем назло,

И, весело свистя, звало

Сто мух вокруг с собой в тепло.

Ответ: 8 (весло, везло, село, седло, свисало, звало, сто, тепло)

7станция - «Итоговая»

На этой станции командам предстоит пройти последнее испытание: написать рассказ, все слова которого начинаются на одну букву, например, С

IV Подведение итогов

После прохождения всеми командами семи станций организатор мероприятия (жюри) собирает задания с ответами команд по станциям, подсчитывает баллы, подводит итоги и определяет победителя игры.