Налоговый учет кратко. Как совместить бухгалтерский и налоговый учет. Круг лиц, для которых важно понимание терминологии

Все коммерческие организации, индивидуальные предприниматели и иные предприятия обязаны выплачивать государству налог на прибыль и некоторые другие сборы – в зависимости от типа деятельно.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Существенное влияние оказывает выбранная система налогообложения. Важно помнить о необходимости ведения налоговой отчетности.

Её организация – процесс не сложный, но имеющий множество различных особенностей. Все их необходимо знать и соблюдать.

Контролем за осуществление такой отчетности занимается специализированное учреждение – Федеральная налоговая служба.

Что нужно знать

Организации ведут налоговый учет по разному. При этом существует лишь небольшой перечень исключений (благотворительные учреждения и некоторые иные) на которые данное правило не распространяется.

Порядок ведения налоговой отчетности утверждается на законодательном уровне, Налоговым кодексом РФ и иными нормативно-правовыми документами

Как главному бухгалтеру, так и руководителю предприятия следует заранее ознакомиться со следующими основополагающими вопросами:

  • основные понятия;
  • какова цель;
  • законодательная база.

Основные понятия

Чтобы избежать всевозможных сложностей и нарушений при ведении налогового учета, потребуется ознакомиться с действующими законодательными нормами.

Для понимания наиболее важных моментов требуется разобраться с некоторыми терминами:

  • налоговый учет;
  • бухгалтерский учет;
  • налогоплательщик;
  • НДФЛ;
  • камеральная и выездная проверка.

НЧ – процедура сбора и формирования всех имеющейся данных для вычисления величины налоговой базы.

Все необходимые данные берутся из бухгалтерских документов. Они распределены по группам в порядке, обозначенном в НК РФ.

Бухгалтерский учет – процедура сбора и обобщения всей информации о имеющемся имуществе, его состоянии. При этом все данные обозначаются именно в денежном выражении.

Данный момент отражаются в специальных документах – под названием «бухгалтерский учет». В рамках бухгалтерского учета может осуществлять учет налоговый.

В случае расхождения правил учета бухгалтерского и налогового в специальных регистрах делаются определенные корректировки.

Налогоплательщик – в рассматриваемом случае под данным термином понимается предприятие, ИП, физическое лицо, занимающееся коммерческой деятельностью и отчисляющее налоговый сбор.

Правила ведения учета данного типа могут отличаться для предприятий в зависимости от формы собственности. .

Один из основных налогов, уплачивается предприятием (налоговым агентом) из заработной платы своих работников.

В первом случае все документы передаются в органы ФНС, во втором – проверка происходит на самом предприятии.

Какая основная цель

Модели организации учета рассматриваемого типа могут быть различными. Но основная цель всегда остается неизменной.

Это сбор полной и максимально достоверной информации о финансовом, имущественном состоянии конкретного предприятия.

Налоговый учет позволяет также реализовывать следующие важные задачи:

Внутренний контроль за соблюдением налогового законодательства и правил учета подобного рода должны осуществлять следующие лица:

  • главный бухгалтер;
  • руководитель;
  • учредитель.

Важно помнить о наказуемости допущения ошибок при ведении учет подобного типа. Причем в некоторых случаях ошибки грозят не просто штрафом, но также административным и даже уголовным наказанием.

Потому следует избегать подобного рода прецедентов, ответственно относиться к сдаче отчетности, ведению налогового и бухгалтерского учета.

Законодательная база

Осуществлять постановку на налоговый учет необходимо в соответствии с установленным регламентом. При этом следует соблюдать большое количество различных нормативов, правил.

Стоит ознакомиться с ними заранее. Каждый год налоговое законодательство реформируется – важно отслеживать все изменения.

При проведении камеральной или выездной проверки ФНС всегда в первую очередь обращает внимание на все, что связано с нововведениями в налоговой сфере.

Основополагающими нормативно-правовыми актами являются следующие:

Процесс устранения двойного налогообложения
Особые моменты налогообложения
Основные правила ведения налогового учета
Регистры аналитического характера данного вида учета
В каком порядке осуществляется составление данных для вычисления налогооблагаемой базы
Как формируется налоговый учет в случае учета доходов
Оглашается процедура учета для некоторых, особых типов доходов
Как допускается определять сумму расходов на реализацию
Как вычисляются затраты по операциям торгового характера

Для некоторых отдельных предприятий действуют специальные правила ведения учета. Отражаются они в следующих НПД:

Стоит уделить максимально пристальное внимание федеральному законодательству. Особенно это касается учета в коммерческих организациях нематериальных активов.

Различные поправки, реформы проводятся ежегодно. Вся информация публикуется на официальном сайте Федеральной налоговой службы – в интернете.

Порядок ведения налогового учета в организации

Модели организации учета могут быть различными. Но при этом принцип формирования налоговой отчетности и ведения самого учета един для всех предприятий – вне зависимости от формы собственности.

Именно поэтому стоит обязательно ознакомиться со всеми ними. Наиболее важными вопросами являются следующие:

  • какими принципами руководствоваться?
  • способы ведения на предприятии – ООО;
  • с какими проблемами сталкиваются;
  • доходы и расходы фирмы – финансовые результаты.

Какими принципами руководствоваться

Максимально подробного все принципы ведения налогового учета отражаются в .

Наиболее важными являются следующие:

Денежного измерения Вся информация в отчетности всегда отражается только в денежных единицах, без исключения
Обособленности имущества Находящееся в собственности предприятия имущество находится в обособленном положении в случае необходимости включения его в налоговый учет (затрагивает амортизацию имущества)
Непрерывность работы предприятия Процесс налогового учета в обязательном порядке должен вестись непрерывно, без каких-бы то ни было интервалов, исключений
Принцип начисления Представляет собой временную определенность, разбивку на отдельные отчетные периоды ( , )
Последовательность применения Все отраженные в законодательстве правила, принципы, иные условия в обязательном порядке должны применяться постоянно, от одного отчетного периода к другому
Равномерности доходов и расходов Подразумевает под собой отражение всех налогов в одном и том же периоде отчетности

Наиболее важным документом в сфере регулирования налогообложения является НК РФ. Стоит уделить рассмотрению данного документа максимальное количество времени.

Важно обязательно разобраться, в каком порядке производится учет всех налоговых сборов.

При обнаружении ошибок ФНС позволит осуществить доработку отчетной документации и сдать .

Но это приведет к потере времени, проведению повторной камеральной, выездной проверки.

Способы ведения на предприятии

Процедура ведения налогового учета может быть различной в ООО. Существует две методики:

  • ведение полностью независимого и автономного учета налогов;
  • налоговый учет на основе бухгалтерского.

Каждый способ имеет как свои достоинства, так и некоторые важные недостатки.

Независимый учет налогов, который никак не интегрируется с учетом бухгалтерским, требует внесения всех важных данных в специальные регистры.

Применение такой системы по сравнению с интеграцией с бухгалтерией требует некоторого увеличения расходов. Так как потребуется все операции, действия отражать дважды (в бухгалтерии, налоговом учете).

Видео: налоговое планирование и совместная деятельность

Куда более целесообразно использование интегрированной системы ведения бухгалтерского и налогового учета. Подобная схема гораздо менее трудоемка.

Большая часть принципов бухгалтерского и налогового учета совпадает. При этом вычисление налоговой базы допускается на основе данных бухгалтерского учета.

В каждом случае, применительно к отдельным ООО, должна обязательно разрабатываться индивидуальная система бухгалтерского учета. Для реализации данной операции:

Выполняется анализ деятельности предприятия Выбираются объекты учета (обязательно добиться совпадения правил бухгалтерского и налогового учета)
Определяется порядок применения Всех данных учета бухгалтерского для определения налоговой базы, иных обязательных действий
Разрабатывается формат Специальных аналитических регистров для ведения учета рассматриваемого формата
Определяются сферы ведения раздельного учета Налогового и бухгалтерского (в некоторых случаях правила осуществления его существенно различаются)
Определяются предметы раздельного учета

Варианты организации налогового учета могут быть различными. Но в некоторых случаях использование учета совместного типа невозможно.

В таком случае использование интеграции учета налогового и бухгалтерского невозможна – ввиду отсутствия последнего.

С какими проблемами сталкиваются

Формирование налоговой отчетности связано сопряженно с большим количеством сложных моментов. К наиболее существенным можно отнести следующее:

  • проведение взаимоотчета;
  • перевод долга на третье лицо, погашение задолженностей;
  • оплата векселем;
  • признание дохода при оплате на упрощенной системе налогообложения.

Если на предприятии используется кассовый метод осуществления расчётов, то все операции учитываются как при получении дохода, так и при оплате денежными средствами расходов.

Аналогичным образом обстоят дела при погашении долга другим способом – на основании . В случае проведения взаимоотчета допускается признание дохода.

Минфин допускает возможность учета в счет погашения задолженности передачу товаров. Данный момент отражается в

Схожим образом обстоят дела при переводе долга на третье лицо, в случае прощения за предоставленный товар. Такая ситуация рассматривается в

При возникновении такой ситуации требуется обязательно руководствоваться гражданским законодательством.

Законодательство данного типа позволяет оплатить задолженность просто . Но при этом необходимо помнить об отсутствии обусловленности оплаты подобного обещания.

Потому для отражения таких доходов в налоговом/бухгалтерском учете обязательно должна быть проведения оплата по векселю.

При отсутствии должного опыта некоторые трудности могут возникнуть в случае уплаты через электронные платежные системы. В последнее время такие способы ведения финансовых операций используются все чаще.

Их применяют практически все ИП, юридические и физические лица. Данный момент рассматривается

Датой получения дохода является день начисления оплаты приобретающим товары. Данный момент отражается в налоговой отчетности.

Доходы и расходы фирмы (финансовые результаты)

Финансовые результаты – доходы и расходы предприятия на конец отчетного периода. Под термином «доход» в данном контексте понимается повышение экономических выгод по причине поступления активов.

В налоговом учете доходы предприятия можно разделить на следующие категории:

  • от обычных видов деятельности;
  • все остальные.

Расходы организации – снижение экономической выгоды, дохода по причине уменьшения активов (количества средств).

В бухгалтерском и налоговом учете отражаются следующие расходы:

  • активы – предоставленные во временное пользование;
  • связанные с участием в уставном капитале другого предприятия;
  • разница валютных курсов;
  • возникшие по причине чрезвычайных обстоятельств.

Возникающие нюансы

Формирование налогового и бухгалтерского учета связано с множеством самых разных нюансов.

К наиболее существенным сегодня можно будет отнести следующие вопросы:
налог на прибыль;
налог на имущество;
особенности в торговых организациях.

Налог на прибыль

– сбор прямого типа, размер его напрямую зависит от результатов деятельности.

А.Н. Волошина,
советник налоговой службы II ранга, к.э.н.

1. Общие положения

Одним из новшеств, связанных с вводом в действие главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), является введение в организациях налогового учета. С 1 января 2002 года организации обязаны вести бухгалтерский учет для определения результата финансово-хозяйственной деятельности и составления бухгалтерской отчетности и налоговый учет с целью определения налоговой базы для расчета налога на прибыль.

Следует отметить, что организация налогового учета необходима также при определении налоговой базы по другим налогам. Так, в соответствии с нормами ст. 167 НК РФ организация должна разрабатывать учетную политику в целях исчисления НДС.

Глава 24 НК РФ не предусматривает обязательного ведения налогового учета для определения налоговой базы по единому социальному налогу, но он отнюдь не будет лишним ввиду особенностей формирования налоговой базы и необходимости вести раздельный учет платежей по единому социальному налогу и отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации по видам платежей и категориям страхователей.

Глава 23 НК РФ также не устанавливает правил обязательного ведения налогового учета в отношении налога на доходы физических лиц, однако особенности исчисления вышеуказанного налога обуславливают необходимость учета отдельных операций, по-разному отражаемых или не отражаемых в бухгалтерском учете.

Из вышеприведенного можно сделать вывод, что налоговый учет должен вестись применительно к тем налогам, налоговая база которых не может быть определена на основании данных бухгалтерского учета.

В ст. 313 НК РФ определено, что налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджет налога.

Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем (отчетном) периоде, сумму остатков расходов (убытков), подлежащих отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также суммы задолженности по расчетам с бюджетом.

Система налогового учета, в отличие от бухгалтерского учета, пока не регламентирована законодательно. В соответствии со ст. 313 НК РФ система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

Несмотря на требования вышеуказанных норм ст. 313 НК РФ, было бы неправильным вести налоговый учет только в случае, если он отличается от бухгалтерского. Для определения налоговой базы по НДС и налогу на прибыль необходима учетная информация о всех видах доходов и расходов организации, а не только выборочные данные, подлежащие корректировке в целях налогового учета.

Поскольку в отличие от бухгалтерского учета законодатель не предусмотрел обязательных форм документов налогового учета и порядка их ведения, то варианты ведения налогового учета могут быть различны.

Во многом порядок налогового учета зависит от вида деятельности организации, объема документооборота, используемых программных продуктов, от внутренней структуры учетной службы организации, от наличия в ее составе отделов налогового учета.

В зависимости от вышеуказанных обстоятельств можно предложить несколько вариантов порядка ведения налогового учета.

Для крупных организаций, которые могут себе позволить иметь внутренние налоговые службы (отделы или группы), занимающиеся разработкой аналитических регистров, систематизацией документооборота, его модернизацией, компьютеризацией учетного процесса, может применяться первый вариант порядка ведения налогового учета, который ведется параллельно бухгалтерскому.

Вариант параллельной системы учета можно представить следующим образом (см. схему 1).

Схема 1

Преимущество данного варианта налогового учета заключается в использовании для формирования регистров налогового учета непосредственно первичной учетной информации, что обеспечивает полноту учетных операций, их достоверность, а следовательно, исключение ошибок.

Вторым вариантом порядка ведения налогового учета может быть система учета, построенная полностью на данных бухгалтерского учета. При этом в необходимых случаях формы бухгалтерского учета предусматривают показатели, необходимые для расчета налоговой базы, то есть ведутся совместные регистры бухгалтерского и налогового учета.

Схематично вышеуказанный вариант учета может быть представлен следующим образом (см. схему 2).

Схема 2

Вышеприведенный вариант учета может использоваться в случае, если порядок учета объектов и хозяйственных операций в налоговом учете незначительно отличается от правил бухгалтерского учета и посредством внесения дополнительных реквизитов в учетные формы бухгалтерского учета позволяет формировать налоговую базу по прибыли. Например, в формах бухгалтерского учета расходов, связанных с производством, могут предусматриваться графы, отражающие расходы, не принимаемые для целей налогообложения.

Однако вышеуказанный вариант налогового учета не смогут применять организации, начисляющие амортизацию, учитывающие стоимость материальных запасов и основных средств, убытков от хозяйственных операций в бухгалтерском и налоговом учете по-разному.

Более рациональной представляется такая организация налогового учета, при которой учитываются результаты всех хозяйственных операций, но отдельные операции систематизируются не на основании первичных документов, а на основании налоговых аналитических регистров и сводных бухгалтерских справок, составленных по формам, принятым организацией и утвержденным приказом ее руководителя об учетной политике.

В третьем варианте учета могут быть использованы регистры бухгалтерского и налогового учета. Если порядок учета хозяйственных операций для целей налогообложения не отличается от порядка, установленного правилами бухгалтерского учета, могут применяться учетные формы бухгалтерского учета.

Например, при вышеуказанном варианте учета могут использоваться регистры учета доходов от реализации, так как и в бухгалтерском, и в налоговом учете порядок группировки доходов почти одинаков.

В случае необходимости корректировок данных бухгалтерского учета могут использоваться бухгалтерские справки, на основании которых формируются аналитические регистры налогового учета.

При различных правилах бухгалтерского и налогового учета наряду с формами бухгалтерского учета ведутся аналитические регистры налогового учета.

Данный вариант учета может выглядеть следующим образом (см. схему 3).

Схема 3

Вышеуказанный вариант налогового учета в значительной степени сближает оба вида учета, способствует минимизации трудозатрат на обработку информации, дает возможность переноса данных аналитических регистров налогового учета непосредственно в налоговую отчетность и обеспечивает последующий контроль за формированием налоговой базы.

Отличие данного вида налогового учета заключается в формировании аналитических налоговых регистров на основании не первичных учетных документов, а данных аналитического и синтетического бухгалтерского учета с помощью бухгалтерских справок.

Поскольку право разработки форм налогового учета (аналитических регистров налогового учета, бухгалтерских справок) предоставлено налогоплательщику, организации в зависимости от своих отраслевых особенностей, схемы бухгалтерского учета и документооборота разрабатывают формы бухгалтерских справок и аналитические регистры налогового учета, принимая во внимание факторы, определяющие состав показателей и способы их группировки.

Учетная информация группируется в бухгалтерских справках по однородным видам учетных операций, а аналитические регистры налогового учета составляются по группам доходов и расходов, формирующих налоговую базу по прибыли.
Согласно ст. 285 НК РФ отчетным периодом по налогу на прибыль является квартал. Однако в целях оперативности и достоверности налогового учета бухгалтерские справки и аналитические регистры налогового учета должны вестись ежемесячно.

2. Учетная политика в целях налогообложения

Согласно Положению по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденному приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н, под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета. Законодательное определение этого термина в целях налогообложения отсутствует, но согласно нормам главы 25 НК РФ, в которой раскрывается понятие налогового учета, учетная политика в целях налогообложения - это закрепляемые в случаях, предусмотренных НК РФ, в приказе (распоряжении) руководителя обязательные для организации правила, по которым налогоплательщик систематизирует и обобщает информацию о своих хозяйственных операциях в течение отчетного (налогового) периода для определения налоговой базы по налогу.

Согласно требованиям ПБУ 1/98 и нормам главы 25 НК РФ организации должны иметь две учетные политики: учетную политику в целях бухгалтерского учета и учетную политику в целях налогообложения. Причем учетная политика в целях налогообложения должна быть разработана для определения налоговой базы по налогу на прибыль и по НДС согласно п. 12 ст. 167 НК РФ и нормам главы 25 НК РФ.

Формируя учетную политику в целях налогообложения, необходимо руководствоваться и правилами ведения бухгалтерского учета, и требованиями НК РФ. При этом необходимо по возможности совместить требования бухгалтерского и налогового учета.

В первом разделе приказа об учетной политике организации следует отразить общие вопросы организации бухгалтерского и налогового учета:

Распределение функциональных обязанностей работников бухгалтерии с целью обеспечения правильного и оперативного бухгалтерского и налогового учета, назначение лиц, ответственных за ведение налогового учета, определение обязанностей этих лиц и руководителей смежных с бухгалтерией служб по вопросам, относящимся к налоговому учету;

Порядок документооборота в соответствии с Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденным Минфином СССР 29.07.1983 N 105;

Применение нетиповых форм документов первичного учета хозяйственных операций, разработанных организацией;

Применение аналитических регистров налогового учета согласно требованиям ст. 314 НК РФ;

Основные правила ведения бухгалтерского и налогового учета;

Порядок контроля за правильностью, полнотой и своевременностью отражения хозяйственных операций;

Порядок и сроки проведения инвентаризации материальных ценностей и обязательств.

Выполнив эту работу, целесообразно сопоставить требования, предъявляемые к учету доходов и расходов в целях бухгалтерского и налогового учета, что позволит более рационально и правильно подойти не только к построению системы налогового учета, но и в определенной мере к изменению системы бухгалтерского учета или к возможности объединения обеих систем учета.

Различия требований к учету доходов и расходов в целях бухгалтерского и налогового учета в разрезе элементов учетной политики отражены в нижеприведенной таблице.

Элементы учетной политики для целей бухгалтерского учета и налогообложения

Элементы учетной политики

Для целей бухгалтерского учета

Нормативный документ

Для целей налогового учета

Нормати- вный документ

Форма ведения учета

Учетные регистры синтетического и аналитического учета

Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденное приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н

Разрабатываемые формы аналитических регистров

ст. 314 НК РФ

Правило двойной записи

Обязательно

Необязательно

Методы определения доходов и расходов

Метод начисления - для всех организаций. Кассовый метод - для малых предприятий

Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденное приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", приказ Минфина России от 21.12.1998 N 64н "О типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства"

Применение кассового метода зависит от объема выручки. Метод начисления - для всех организаций, у которых в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж превысила 1 млн руб. за каждый квартал

ст. 271, 273 НК РФ

Классификация доходов и расходов

Доходы и расходы:
- по обычным видам деятельности;
- операционные;
- внереализационные;
- чрезвычайные

ПБУ 9/99,
ПБУ 10/99

Доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав. Внереализационные доходы.
Расходы, связанные с производством и реализацией. Внереализационные расходы

ст. 249, 250, 253, 265 НК РФ

Порядок признания доходов

Для всех групп доходов установлены единые критерии признания

ПБУ 9/99

Критерии признания установлены отдельно для доходов от реализации и внереализационных доходов

ст. 271, 273 НК РФ

Порядок признания расходов

Для всех групп расходов установлены единые критерии признания

ПБУ 10/99

Критерии признания установлены отдельно для разных групп расходов

ст. 272, 273 НК РФ

Группировка затрат

Критерии группировки затрат - по отношению к технологическому процессу:
основные и вспомогательные;
- по способу включения в себестоимость: прямые и косвенные;
- по элементам: материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация; прочие затраты

Отраслевые нормативные документы по учету и калькулированию себестоимости продукции, ПБУ 10/99

В зависимости от характера, условий осуществления и направления деятельности налогоплательщика расходы подразделяется на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.
Расходы, связанные с производством и реализацией, подразделяются на:
1) прямые;
2) косвенные

ст. 252, 253 НК РФ ст. 318 НК РФ

Состав прямых расходов

Прямые расходы зависят от вида продукции, работ, услуг

ПБУ 10/99

Прямые расходы не зависят ни от каких критериев.
Ст. 318 НК РФ установлен закрытый список прямых расходов:
- материальные затраты;
- расходы на оплату труда;
- суммы начисленной амортизации по основным средствам

ст. 318 НК РФ

Определение и классификация косвенных расходов

Косвенные расходы - это те расходы, которые нельзя сразу отнести на себестоимость продукции, работ, услуг. Они включают расходы по управлению подразделениями организации и административно-управленческие расходы организации. Подразделение на вышеуказанные группы зависит от структуры производства, особенностей технологического процесса. Косвенные расходы подразделяются на общепроизводственные и общехозяйственные

Методические нормативные документы,
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденный приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н

Критерии классификации косвенных расходов не установлены.
К косвенным относятся все расходы, которые не входят в состав прямых, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 НК РФ

ст. 318 НК РФ

Порядок списания косвенных расходов

Общепроизводственные расходы списываются на себестоимость продукции, работ, услуг (Д-т 20). Общехозяйственные расходы списываются на себестоимость продукции, работ, услуг (Д-т 20) или полностью на себестоимость реализованных продукции, работ, услуг (Д-т 90)

ПБУ 10/99

Установлен один способ списания косвенных расходов: сумма косвенных расходов относится к расходам текущего налогового периода с учетом требований НК РФ

п. 2 ст. 318 НК РФ

Оценка незавершенного производства

Оценка незавершенного производства осуществляется:

- по прямым статьям затрат;
- по стоимости сырья, материалов, полуфабрикатов

Пункт 64 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н

Оценка остатков незавершенного производства на конец текущего месяца производится на основании первичных документов о движении и остатках (в количественном выражении) сырья и материалов, готовой продукции по цехам и прочим производственным подразделениям налогоплательщика и данных налогового учета о сумме осуществленных в текущем месяце прямых расходов.
Для налогоплательщиков, производство которых связано с обработкой и переработкой сырья, сумма прямых расходов распределяется на остатки незавершенного производства в доле, соответствующей доле таких остатков в исходном сырье (в количественном выражении), за минусом технологических потерь.
Для налогоплательщиков, производство которых связано с выполнением работ (оказанием услуг), сумма прямых расходов распределяется на остатки незавершенного производства пропорционально доле незавершенных (или завершенных, но не принятых на конец текущего месяца) заказов на выполнение работ (оказание услуг) в общем объеме выполняемых в течение месяца заказов на выполнение работ (оказание услуг).
Для прочих налогоплательщиков сумма прямых расходов распределяется на остатки незавершенного производства пропорционально доле прямых затрат в плановой (нормативной) стоимости продукции

п. 1 ст. 319 НК РФ

Оценка остатков готовой продукции

Оценка остатков готовой продукции осуществляется:
- по фактической себестоимости;
- по нормативной (плановой) производственной себестоимости

Пункт 59 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации

Оценка остатков готовой продукции на складе на конец текущего месяца производится на основании данных первичных учетных документов о движении и остатках готовой продукции на складе (количественном выражении) и суммы прямых расходов, осуществленных в текущем месяце, уменьшенных на сумму прямых расходов, относящихся к остаткам незавершенного производства.
Оценка остатков готовой продукции на складе определяется как разница между суммой прямых затрат, приходящейся на остатки готовой продукции на начало текущего месяца, увеличенной на сумму прямых затрат, приходящуюся на выпуск продукции в текущем месяце (за минусом суммы прямых затрат, приходящейся на остаток незавершенного производства), и суммой прямых затрат, приходящейся на отгруженную в текущем месяце продукцию

п. 2 ст. 319 НК РФ

Оценка остатков отгруженной, но нереализованной продукции

Оценка остатков отгруженной, но нереализованной продукции осуществляется:
- по фактической себестоимости;
- по нормативной (плановой) полной себестоимости, включающей расходы по сбыту продукции

Пункт 61 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации

Оценка остатков отгруженной, но не реализованной на конец текущего месяца продукции производится на основании данных об отгрузке (в натуральных измерителях) и суммы прямых расходов, осуществленных в текущем месяце, уменьшенных на сумму прямых расходов, распределенных на остатки незавершенного производства и остатки готовой продукции на складе.
Оценка остатков отгруженной, но не реализованной на конец текущего месяца продукции определяется как разница между суммой прямых затрат, приходящейся на остатки отгруженной, но не реализованной готовой продукции на начало текущего месяца, увеличенной на сумму прямых затрат, приходящуюся на отгруженную продукцию в текущем месяце (за минусом суммы прямых затрат, приходящейся на остатки готовой продукции на складе), и суммой прямых затрат, приходящейся на реализованную в текущем месяце продукцию

п. 3 ст. 319 НК РФ

Создание резервов по сомнительным долгам

Резервы по сомнительным долгам создаются на конец отчетного периода по итогам инвентаризации дебиторской задолженности

Пункт 70 Положения по ведению бухгалтерского учета бухгалтерской отчетности в Российской Федерации

Сумма резерва определяется по результатам проведенной на последний день отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности в соответствии с п. 4 ст. 266 НК РФ.
При этом сумма создаваемого резерва не должна превышать 10 % от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ

ст. 266 НК РФ

Создание резерва на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание

Резерв на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание может создаваться ежемесячно исходя из принятой учетной политики

Пункты 71, 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации

Решение о создании резерва и его предельный размер отражаются налогоплательщиком в учетной политике. Резерв на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание создается в отношении только тех товаров, по которым в соответствии с условиями договора с покупателем предусмотрены обслуживание и ремонт в течение гарантийного срока.
Расходами признаются суммы отчислений в резерв на дату реализации вышеуказанных товаров (работ).
Размер резерва не может превышать предельного размера, определяемого как доля фактически осуществленных расходов по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию в объеме выручки от реализации вышеуказанных товаров (работ) за предыдущие три года, умноженная на сумму выручки от реализации вышеприведенных товаров (работ) за отчетный (налоговый) период. При реализации вышеуказанных товаров в течение менее трех лет для расчета предельного размера резерва учитывается выручка от реализации данных товаров за фактический период их реализации

ст. 267 НК РФ

Амортизация основных средств

Установлены четыре способа начисления амортизации основных средств по выбору организации:
- линейный способ;
- способ уменьшаемого остатка:
- способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
- способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ)

Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденное приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н

Установлены два метода амортизации основных средств по выбору организации:
- линейный метод;
- нелинейный метод.
К зданиям, сооружениям, передаточным устройствам, входящим в восьмую - десятую амортизационные группы, применяется линейный метод начисления амортизации независимо от срока ввода в эксплуатацию этих объектов

ст. 259 НК РФ

Ремонт основных средств

Расходы на ремонт основных средств списываются в соответствии с принятой учетной политикой

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, ПБУ 10/99

Расходы на ремонт основных средств рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат

ст. 260 НК РФ

В методологической части документа об учетной политике организации необходимо отразить выбранный вариант налогового учета, а также элементы учета, имеющие существенное значение для определения налоговой базы.

На основании данных настоящей таблицы организация должна отразить по каждому элементу учетной политики рациональные способы бухгалтерского и налогового учета:

1) определить наиболее приемлемый метод оценки сырья и материалов при списании на производство (изготовление) товаров (выполнение работ, оказание услуг) в соответствии со ст. 254 НК РФ:

По стоимости единицы запасов;

По средней стоимости;

По стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

Выбранный метод оценки сырья и материалов распространяется на бывшие малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, срок службы которых меньше года, отнесенные к материальным запасам с учетом условий п. 3 ст. 254 НК РФ. Стоимость таких предметов включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере их ввода в эксплуатацию.

В бухгалтерском учете установлены те же способы списания сырья и материалов (Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденное приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н), поэтому организациям целесообразно принять в учетной политике единый метод списания сырья и материалов на производство для налогового и бухгалтерского учета.

Разница в определении затрат для целей бухгалтерского учета и налогообложения состоит в периодах, за которые производится распределение затрат. Для целей бухгалтерского учета себестоимость готовой продукции (работ, услуг) определяется по состоянию на конец каждого отчетного месяца, а для целей налогообложения - на конец отчетного или налогового периода (квартала или календарного года). Кроме того, при определении себестоимости продукции (работ, услуг) для целей бухгалтерского учета главным является определение доли расходов в отношении отдельных видов продукции, а для целей налогообложения - правильное исчисление доли расходов на реализованную продукцию (работы, услуги);

2) определить порядок учета и списания нематериальных активов.

Согласно п. 2 ст. 258 НК РФ срок полезного использования нематериальных активов для целей налогового учета определяется исходя из срока действия патента или свидетельства, а также из срока полезного использования нематериальных активов, обусловленного соответствующими договорами. Если срок полезного использования нематериального актива установить нельзя, то нормы амортизации устанавливаются в расчете на 10 лет.

В налоговом учете нематериальные активы амортизируются одним из методов, предусмотренных ст. 259 НК РФ, - линейным или нелинейным.

Согласно нормам бухгалтерского учета (Положение по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000, утвержденное приказом Минфина России от 16.10.2000 N 91н) для целей бухгалтерского учета срок использования нематериальных активов определяется вышеуказанным способом. И только в случае, если срок полезного использования нематериального актива установить невозможно, то считается, что он прослужит 20 лет.

ПБУ 14/2000 предусматривает три способа начисления амортизации: линейный способ, способ уменьшаемого остатка и способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

В целях рационального ведения учетных операций по вышеуказанным объектам можно рекомендовать организациям предусмотреть в учетной политике для целей налогового и бухгалтерского учета единый способ начисления амортизации - линейный.

Но при этом следует иметь в виду, что согласно требованиям п. 15 ПБУ 14/2000 и п. 3 ст. 259 НК РФ выбранный метод начисления амортизации не может быть изменен в течение всего периода начисления амортизации по объекту амортизируемого имущества. Поэтому в случае применения до принятия учетной политики на отчетный период других методов начисления амортизации по нематериальным активам, приобретенным в 2002 году, начислять амортизацию придется тем же способом;

3) организовать раздельный учет амортизируемого имущества (основных средств и нематериальных активов) по критерию срока полезного использования в соответствии со ст. 256-258 НК РФ - по десяти группам.

Налогоплательщик должен определить амортизационную группу для каждого объекта и конкретный срок использования этого объекта в заданном интервале.

В бухгалтерском учете организация вправе самостоятельно определять амортизационную группу и срок полезного использования основных средств и амортизационную группу для каждого объекта (ПБУ 6/01). Для налогового учета эти критерии устанавливаются в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.

Для целей бухгалтерского учета также может быть использована вышеуказанная Классификация основных средств. При невозможности отнесения объекта к определенной группе срок его использования определяется по технической документации на объект.

В амортизационные группы не включается и не амортизируется следующее имущество:

Имущество бюджетных организаций;

Имущество некоммерческих организаций, полученное в качестве целевых поступлений и используемое для осуществления некоммерческой деятельности;

Имущество, приобретенное (созданное) с использованием бюджетных средств целевого финансирования. Вышеуказанная норма не применяется в отношении имущества, полученного налогоплательщиком при приватизации;

Объекты внешнего благоустройства (лесного, дорожного хозяйства, сооружения судоходной обстановки) и другие аналогичные объекты;

Продуктивный скот, буйволы, волы, яки, олени, другие одомашненные животные (кроме рабочего скота);

Приобретенные издания, книги, брошюры и иные подобные объекты, произведения искусства;

Имущество, приобретенное (созданное) за счет средств, поступивших в рамках целевого финансирования, поступившее безвозмездно, в виде стоимости мелиоративных и иных объектов сельхозназначения, построенных за счет бюджетных средств, в виде основных средств, полученных организациями, входящими в структуру РОСТО;

Приобретенные права на результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, если по договору на приобретение вышеуказанных прав оплата должна производиться периодическими платежами в течение срока действия указанного договора.

Из состава амортизируемого имущества исключаются основные средства:

Переданные (полученные) по договору в безвозмездное пользование;

Переведенные по решению руководства на консервацию продолжительностью свыше трех месяцев;

Находящиеся по решению руководства организации на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев.

При расконсервации объекта основных средств амортизация продолжает начисляться, а срок полезного использования продлевается на период нахождения объекта основных средств на консервации.

Исключение составляет имущество с первоначальной стоимостью до 10 тыс. руб. включительно;

4) организовать начисление амортизации основных средств согласно методам, определенным ст. 259 НК РФ:

Линейному;

Нелинейному.

Налогоплательщик самостоятельно устанавливает метод начисления амортизации в отношении основных средств первой - седьмой амортизационных групп.

Что касается зданий, сооружений, передаточных устройств, входящих в восьмую - десятую амортизационные группы, то независимо от сроков их ввода в эксплуатацию применяется линейный метод начисления амортизации.

При выборе метода начисления амортизации необходимо учитывать следующее:

Метод начисления амортизации объекта, входящего в состав соответствующей амортизационной группы, не может быть изменен в течение всего периода начисления амортизации по этому объекту;

Метод начисления амортизации может быть изменен только по объектам, в отношении которых применялся нелинейный метод и остаточная стоимость которых достигла 20 % от первоначальной (восстановительной) стоимости. В дальнейшем для этих объектов должен применяться линейный метод;

Организация, приобретающая объекты основных средств, бывшие в использовании, уменьшает их срок полезного использования на количество лет (месяцев) их эксплуатации предыдущими собственниками.

Если срок фактического использования основного средства предыдущими собственниками окажется равным или превысит срок его полезного использования, определяемый Классификацией основных средств, налогоплательщик имеет право самостоятельно определять срок полезного использования объекта с учетом требований техники безопасности и других факторов.

При рассмотрении вышеуказанного элемента учетной политики следует иметь в виду, что при использовании единой классификации основных средств и одинакового метода начисления амортизации для налогового и бухгалтерского учета амортизация не начисляется дважды, если речь идет об основных средствах, стоимость которых в налоговом и бухгалтерском учете одинакова;

5) предусмотреть применение специальных коэффициентов ускорения (понижения) норм начисления амортизации согласно п. 7-11 ст. 259 НК РФ, а также проведение переоценки основных средств:

Согласно п. 10 ст. 259 НК РФ организация должна отразить в учетной политике, будет ли принят ускоряющий (понижающий) коэффициент при начислении амортизации;

Организация должна отразить в учетной политике, будет ли она проводить переоценку основных средств согласно п. 15 ПБУ 6/01;

6) предусмотреть в учетной политике организации формирование резерва по сомнительным долгам в соответствии со ст. 266 НК РФ.

В целях налогового учета формирование резервов по сомнительным долгам осуществляется по результатам инвентаризации дебиторской задолженности, проведенной на последний день отчетного (налогового) периода.

Сумма резерва по сомнительным долгам исчисляется следующим образом.

По сомнительным долгам сроком:

До 45 дней - резерв не начисляется;

От 45 до 90 дней - сумма резерва составляет 50 % задолженности;

Свыше 90 дней - в сумму резерва включается полная сумма выявленной задолженности.

Согласно п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации резерв по сомнительным долгам может также создаваться и в бухгалтерском учете. Поэтому необходимо предусмотреть в учетной политике создание в налоговом и бухгалтерском учете резерва по сомнительным долгам согласно нормам ст. 266 НК РФ.

Согласно нормам налогового учета предельный размер резерва по сомнительным долгам не может превышать 10 % выручки отчетного (налогового) периода;

7) предусмотреть в учетной политике организации формирование резерва предстоящих расходов по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию и определить предельный размер отчислений в этот резерв согласно ст. 267 НК РФ.

Размер созданного резерва не должен превышать доли фактически осуществленных расходов по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию в объеме выручки от реализации вышеуказанных товаров (работ) за предыдущие три года, умноженной на сумму выручки от реализации данных товаров (работ) за отчетный (налоговый) период.

Создание этого резерва может предусматриваться в учетной политике только теми организациями, которые по условиям заключенного договора с покупателем обязаны производить гарантийное обслуживание и гарантийный ремонт реализованных товаров в течение гарантийного срока;

8) определить метод списания покупных товаров при их реализации согласно ст. 268 НК РФ:

По стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);

По стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО);

По средней стоимости;

По стоимости единицы товара.

Следовательно, метод списания покупных товаров в учетной политике может быть один для целей налогового и бухгалтерского учета в отношении покупных товаров и для других материально-производственных запасов (МПЗ).

Однако читателям журнала необходимо иметь в виду, что определение стоимости МПЗ, в том числе и покупных товаров, не одинаково согласно нормам налогового и бухгалтерского учета.

Так, в соответствии с п. 80 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н, товары учитываются по покупным или продажным ценам, что должно быть отражено в учетной политике организации.

В налоговом учете стоимость МПЗ, в том числе покупных товаров, складывается из фактических затрат организации на их приобретение. Иными словами, кроме цены приобретения, в их стоимость включаются посреднические возна-граждения, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы по хранению и перевозке.

Расходы на реализацию покупных товаров увеличиваются на сумму транспортных расходов, если они не включены в цену приобретения товаров. Транспортные расходы являются прямыми затратами и распределяются на реализованные товары и остаток товаров на складе по среднему проценту, определяемому согласно ст. 320 НК РФ.

Все прочие расходы, связанные с реализацией и приобретением товаров, считаются в налоговом учете косвенными затратами и в полном объеме уменьшают доходы от реализации товаров.

В бухгалтерском учете некоторые затраты могут включаться в фактическую стоимость материалов. Так, например, расходы на уплату процентов по займам и кредитам на приобретение товаров в бухгалтерском учете включаются в их стоимость. В налоговом учете они входят в состав внереализационных расходов на основании п. 1 ст. 265 НК РФ;

9) установить порядок списания общехозяйственных затрат.

При определении в учетной политике порядка списания общехозяйственных затрат необходимо иметь в виду следующее.

В состав общехозяйственных расходов включаются такие управленческие расходы, как зарплата администрации, амортизация офисных помещений и оборудования, расходы на связь, арендные платежи и т.д.

В целях налогового учета вышеуказанные расходы относятся к категории косвенных затрат и в соответствии с нормами ст. 318 НК РФ вычитаются из доходов отчетного периода;

10) предусмотреть порядок списания расходов будущих периодов.

Согласно п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации расходы будущих периодов представляют собой затраты текущего (отчетного) периода, но относящиеся к будущим периодам: затраты на оплату лицензий, на добровольное и личное страхование, освоение природных ресурсов и т.д.

В бухгалтерском учете вышеуказанные расходы могут списываться двумя способами:

Равномерно в течение периода, к которому эти расходы относятся;

Пропорционально объему продукции (работ, услуг).

Согласно п. 1 ст. 272 НК РФ расходы признаются в налоговом учете (при методе учета по начислению) в том периоде, в котором они возникают исходя из условий сделок и принципа равномерного и пропорционального формирования доходов и расходов [по сделкам, длящимся более одного отчетного (налогового) периода].

Исходя из этих требований в учетной политике рациональным будет закрепление единого метода списания расходов будущих периодов для налогового и бухгалтерского учета, а именно: метод равномерного

От налогового учета? Можно ли сблизить эти два вида учета, или это невозможно и не стоит даже пытаться? О соотношении бухгалтерского и налогового учета и их различиях расскажем в этом материале.

Особенности бухгалтерского и налогового учета

Исходя из названия, главное отличие бухгалтерского и налогового учета состоит в системе их нормативного регулирования. Бухгалтерский учет регламентируется Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и иным законодательством в области бухгалтерского учета, представляющим собой . В основе налогового учета, соответственно, лежит налоговое законодательство и, в первую очередь, Налоговый кодекс РФ.

Бухгалтерское и налоговое законодательство, как правило, в отношении отдельных объектов или операций представляет вариативность их учета. Это обуславливает необходимость выбора организацией конкретного варианта, что закрепляется в Учетной политике. К примеру, выбор для целей бухгалтерского учета и налогообложения способа начисления амортизации.

Для этих целей организацией разрабатываются и утверждаются и Учетная политика для целей налогообложения.

Необходимо иметь в виду, что в соответствии с НК РФ налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль (ст. 313 НК РФ). Однако в более широком смысле налоговый учет - это система определения налогооблагаемых показателей по всем налогам, а не только налогу на прибыль.

Разницы между бухгалтерским и налоговым учетом

Учитывая, что бОльшая часть различий между бухгалтерским и налоговым учетом образуется при определении бухгалтерской и налоговой прибыли, именно правила и требования главы 25 «Налог на прибыль» НК РФ рассматриваются через призму отличий бух и налогового учета.

Помимо способов начисления амортизации, которые в бухучете и налогообложении могут не совпадать, к основным различиям бухгалтерского и налогового учета можно отнести:

  • порядок классификации доходов и расходов;
  • методы признания доходов и расходов;
  • порядок учет амортизируемого имущества;
  • способы оценки МПЗ;
  • порядок определения прямых и косвенных расходов;
  • порядок создания резервов и т.д.

К примеру, в бухгалтерском учете амортизация основных средств может начисляться одним из следующих 4 способов (п. 18 ПБУ 6/01 ):

  • линейный способ;
  • способ уменьшаемого остатка;
  • способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
  • способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

А в налоговом учете применяются только 2 метода (п. 1 ст. 259 НК РФ):

  • линейный метод;
  • нелинейный метод.

В настоящее время взаимосвязь бухгалтерского и налогового учета в расчете налога на прибыль реализуется путем применения ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» .

В то же время сокращение существующих разниц в бухгалтерском и налоговом учете путем сближения двух учетных систем определена как одна из основных задач ФНС России на ближайшие годы.

Начинающие предприниматели, юридические и физические лица часто путают такие понятия как налоговый и бухгалтерский учет. Эти виды контроля во многом перекликаются, но имеют разные функции и задачи. Бизнесмену необходимо понимать эту разницу и организовать работу предприятия так, чтобы и налоговый, и бухгалтерский учет отражали реальное положение дел компании.

Определение налогового учета

Понятие «Налоговый учет» подразумевает сбор информации, а также ее обобщение с целью вычисления налоговой базы. Процесс основывается на анализе первичной документации, которая собрана и предоставлена согласно требованиям НК РФ – ст. 313. Саму систему налогообложения предприниматели, юридические или физические лица разрабатывают самостоятельно. Налоговый учет имеет ряд определенных целей и задач.

Цели

Цель сбора и обобщения информации определяется, прежде всего, интересами тех, кто этой информацией пользуется. Заинтересованных принято подразделять на две категории:

  • внешние пользователи информацией;
  • внутренние пользователи.

Первая категория – это непосредственно налоговые службы, консультанты по вопросам, касающимся налогообложения. Внешние пользователи осуществляют контроль над правильностью формирования налоговой базы, расчетов, а также поступлений налогов в бюджет. Консультанты помогают предпринимателям определиться с системой налогообложения, налоговой политикой в целом. Также проводятся консультации в отношении минимизации налоговой нагрузки предприятия.

Вторая категория – это сами бизнесмены, администрация компании. В этом случае налоговый учет нужен для анализа дел компании в целом. Руководителю может потребоваться анализ непроизводственных расходов, то есть тех, что не подлежат налогообложению. Это позволяет оптимизировать налогооблагаемую прибыль путем сокращения конкретных расходов.

Исходя из интересов тех и других пользователей, можно выделить несколько основных целей налогового учета:

  • Сбор информации о суммах доходов и расходов предприятий. Собирается достоверная и прозрачная информация, на основании которой определяется налоговая база.
  • Сбор и анализ информации для всех пользователей учета с целью контроля правильного исчисления налогов, их поступления в бюджет.
  • Сбор информации для администрации компаний с целью оптимизации налогооблагаемой прибыли.

ВАЖНО: Налоговый учет – это обобщение собранных данных. Процесс их сбора, регистрации и документирования подлежит бухгалтерскому учету. Эту разницу нужно четко понимать.

Учет отражает такие данные как порядок определения расходов и доходов, долей расходов, суммы создаваемых резервов, а также суммы задолженностей, если таковые имеются. Обращайте внимание на то, что информация налогового учета не отражается в бухгалтерском. Она формируется и подтверждается первичными документами, справкой бухгалтера, регистрами и расчетами налоговой базы.

В итоге, целью налогового учета считается обеспечение прозрачной и достоверной информации о расчетах между организациями и государством.

Функции

Налоговый учет осуществляет определенные функции, которые подразделяются на три основные категории:

  • фискальная функция;
  • контрольная;
  • информационная функция.

С помощью первой решается такая государственная задача как наполнение бюджета страны. Правила, а также принципы расчета поступлений основываются на интересах государства. Расчет сумм всегда отличается от данных, сформированных бухгалтерским учетом. Расходы и доходы, подлежащие налогообложению, отличаются.

С помощью второй функции налоговые органы контролируют выполнение предприятиями своих обязательств в отношении выплаты налогов. Контроль осуществляется посредством специально разработанных учетных документов, форм – декларации, счета-фактуры и другие.

С помощью информационной функции ведется учет налогооблагаемых показателей. Осуществляется сбор информации о своевременности выплат налогов, а также сроках погашения задолженностей. Информационная и фискальная функции во многом перекликаются, так как, по сути, предоставляют информацию о поступлениях в бюджет.

Постановка на учет в РФ

За постановку на учет несут ответственность налоговые органы. Регистрация происходит с момента поступления информации в ЕГРН, ЕГРЮЛ, ЕГРИП или на основании заявления. Вставать на учет необходимо по месту жительства или месту нахождения организации, ее имущества, филиалов. Процедура постановки занимает 5 дней независимо от того, какой статус имеет налогоплательщик – физическое это лицо или юридическое. На учет встают:

  • физ. лица, регистрирующие ИП;
  • физ. лица, ведущие нотариальную или адвокатскую частную практику;
  • лица, имеющие в собственности транспортное/недвижимое имущество;
  • организации, создающие обособленные учреждения;
  • организации, имеющие статус «крупнейший налогоплательщик»;
  • иностранные граждане и организации.

В случае расширения компании и открытии филиалов, налогоплательщик обязан поставить на учет обособленную структуру там, где она фактически находится. Процедура постановки организации на учет в целом одинаковая. Но имеется ряд отличий в документации для регистрации и после нее.

Физические лица

Граждане ставятся на учет автоматически с момента поступления сведений от соответствующих органов:

  • От служб, регистрирующих граждан по месту жительства или временного пребывания , а также от консульских учреждений, дипломатических представительств.
  • От органов, ставящих на государственный учет недвижимое имущество .
  • От органов, занимающихся выдачей паспортов и сменой документов .

Для того чтобы постановка на учет прошла быстрей, можно самостоятельно обратиться в налоговый орган с заявлением.

Граждане (не имеющие статус ИП), занимающиеся оказанием услуг, обязаны оповестить о своей деятельности налоговую службу и зарегистрироваться. Самозанятые физические лица работают по специальному режиму, часто патентному. После регистрации они не получают документ или уведомление о регистрации в налоговой. Во всех остальных случаях отправляется уведомление по почте.

После регистрации выдается специальный документ – ИНН, который по желанию налогоплательщика можно внести в паспорт. Учетная запись вносится в ЕГРН. Если физическое лицо регистрируется в качестве ИП, ему выдается свидетельство о регистрации, подтверждающее получение ИНН, данные вносятся в ЕГРИП. Регистрация ИП занимает пять дней. Если ИП прекращает свою деятельность, то налоговая служба снимает его с учета, делается выписка из ЕГРИП.

Юридические лица

Регистрация организаций в налоговом учете происходит по месту нахождения. То же правило касается и филиалов, и представительств, и имущества компании. Как только в ЕГРЮЛ делается запись о создании компании, НС в течение пяти дней ставит эту организацию на учет.

Если у предприятия работают обособленные структуры (например, филиалы), заниматься их регистрацией следует самостоятельно. То есть в этом случае нужно подать заявление в ту налоговую, где находится филиал или иная обособленная структура. Сделать это можно в течение месяца после открытия. Для постановки на учет потребуются:

  • Свидетельство о постановке на учет самой организации.
  • Необходимо предоставить выписку из ЮГРЮЛ, в которой предоставлены данные об обособленной структуре.
  • Документация, подтверждающая создание филиала или иной обособленной организации.

ВАЖНО: Филиалы могут находиться в пределах одного региона. В этом случае их можно зарегистрировать только в одной налоговой службе. Причем ее выбор остается на усмотрение организации.

Постановка учет обязательна в следующих случаях – создание компании, реорганизация уже существующей структуры, ликвидация компании или ее «переезд» в другое место. Все эти операции подлежат регистрации в НС в течение 10 дней. Для этого собирается определенный пакет документов:

  • свидетельство о государственной регистрации;
  • учредительные документы;
  • документация, подтверждающая создание предприятия.

Перед тем, как подавать заявление, сходите в местную налоговую службу и узнайте, какие именно понадобятся документы. Набор документации может варьироваться, в каждом регионе действуют свои, дополнительные требования. Если организация прекратила деятельность, налогоплательщик оповещает об этом НС, подает заявление. Процедура снятия состоит из выписки из ЕГРЮЛ и непосредственно снятия с учета.

Регистрация транспортного средства, а также недвижимости происходит автоматически. Соответствующие органы, ГИБДД или Федеральная регистрационная служба, отправляют сведения в налоговую. На их основании и происходит постановка на учет. Налоговая служба отправляет налогоплательщику соответствующий документ о регистрации.

Налоговый и бухгалтерский учет

Для многих начинающих предпринимателей понятия налогового и бухгалтерского учета мало чем отличаются. Они не понимают, в каких случаях нужен бухгалтерский отчет, а в каких налоговый. Разобраться в тонкостях отчетности сможет специалист. Однако предпринимателю следует все-таки понимать базовую разницу между бухгалтерским и налоговым учетом.

Целью бухгалтерского учета является сбор и документирование информации по всем хозяйственным операциям предприятия. То есть бухучет нужен для формирования отчетов, которые отражают реальное положение дел организации. Бухгалтерская отчетность нужна как внутренним, так и внешним пользователям – руководителям, инвесторам, банкам, налоговым органам и т. д.

Целью налогового учета является обобщение информации по доходам и расходам предприятий для корректного вычисления налоговой базы. То есть этот вид учета интересен, прежде всего, налоговым органам, которые контролируют исполнение налогоплательщиком обязательств по уплате налогов. Данные формируются на базе первичных документов, включая бухгалтерскую отчетность.

Бухгалтерский и налоговый учет тесно взаимосвязаны, но имеют разные цели и методы формирования. Так, бухучет ведется только юридическими лицами, налоговый же ведется любыми предприятиями и всеми гражданами РФ. В налоговом учете предусмотрено разделение расходов на косвенные и прямые, в бухучете его нет. В связи с этим и возникает путаница, особенно, у начинающих бизнесменов. Если хозяину организации нужен отчет о реальном положении дел, следует сформировать бухгалтерский отчет, а не налоговый. Именно он отражает реальную картину.

Налоговые регистры

Регистр представляет собой сводную таблицу, куда вносятся данные обо всех хозяйственных операциях организации. Наибольший интерес представляют бухгалтерские и налоговые регистры. Первые призваны собирать и документировать сведения о проведении финансовых операций. Они формируются на основании первичных документов, которые приносят бухгалтеру. Налоговый регистр – это, по сути, тот же бух. отчет. Разница лишь в том, что в налоговом регистре могут отсутствовать определенные строки или наоборот, дополнять бухгалтерскую отчетность. В НК не прописан тот факт, что налоговые регистры должны вестись по строго определенной форме. Это остается на усмотрение бухгалтера. Поэтому многие специалисты просто дополняют уже готовые бухгалтерские регистры теми, что необходимы для исчисления налоговой базы. Законом это не запрещено.

Налоговые регистры ведут в случае отчислений по налогу на прибыль – ст. 313, 314 НК РФ. В остальных случаях ведение налоговых регистров не предусмотрено. Существует 4 общих правила по ведению налоговой отчетности. Они касаются обязательного отражения следующей информации:


В налоговый регистр также входят:

  • наименование;
  • дата;
  • период;
  • название хозяйственной операции;
  • измерители операции в денежном или натуральном эквиваленте;
  • подпись человека, ответственного за документ.

Все эти информационные блоки отражены в НК РФ и должны быть внесены в регистры в обязательном порядке. Как показывает практика, бухгалтеры предпочитают дополнять бухгалтерскую отчетность дополнительными регистрами для отчетности перед налоговыми органами. Закон этого не запрещает.

Изменения в учете за прошедший год

За прошедший год произошло довольно много изменений как положительных, так и не очень. Все они, так или иначе, касаются налогового учета и налогов в целом. Краткое содержание основных значительных изменений:

  • Изменился лимит по стоимости основных средств. Сейчас он составляет 100 000 рублей.
  • Авансовые платежи по налогу на прибыль теперь можно выплачивать ежеквартально, в случае если сумма выручки не превышает 15 млн. рублей за квартал.
  • Введена новая форма по отчетности НДФЛ – 6-НДФЛ, форма 2-НДФЛ, а также отчетность по ней остается.
  • Теперь предусмотрен штраф за несвоевременное предоставление отчета за квартал по форме НДФЛ. Его размер варьируется – это от 500 до 1000 рублей в зависимости от ситуации.
  • Если в компании доход получили менее 25 человек, отчет по форме 2-НДФЛ можно сдавать на бумажном носителе.
  • Сейчас соц. вычеты по НДФЛ (обучение/лечение) представляются работодателем по заявлению сотрудника.
  • Начисление НДФЛ на материальную выгоду производится ежемесячно.
  • Расчеты НДФЛ, НДС для филиалов/представительств и других обособленных учреждений компании сдаются по месту нахождения филиала или иной обособленной структуры.
  • Введена передача данных по кассовым чекам в налоговую службу посредством электронной кассы.

Это основные новые положения в налоговом учете за прошедший год. Организациям и предпринимателям, а также физическим лицам необходимо постоянно следить за изменениями в налоговом учете. Они могут произойти в течение года, нововведения упраздняются и наоборот. Для успешного ведения бизнеса постоянно интересуйтесь последними и актуальными положениями не только в налоговом законодательстве, но и в отношении бухгалтерского учета.

50. Налоговая документация, ее состав. Сроки хранения налоговой документации. Налоговая тайна.

НАЛОГОВАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ - совокупность документов установленной формы, используемых в процессе налогообложения, где фиксируется последовательность начисления налога, сумма налога, а также размер налогового обязательства. К Н.д. относятся четыре разновидности документов: отчетно-расчетная Н.д.; сопутствующая Н.д.; учетно-налоговые регистры; извещения. Особенность Н.д. в отсутствии специальных первичных налоговых документов: основанием для ведения Н.д. являются, как правило, первичные бухгалтерско-учетные документы, фиксирующие факт совершения хозяйственной операции. Отчетно-расчетная документация (налоговые расчеты и декларации) - документация, в которой фиксируется сумма налогового

обязательства. Документация подписывается руководителем и главным бухгалтером (декларация о совокупном годовом доходе - физическим лицом) и сдается в налоговую инспекцию поместу нахождения (или жительства) налогоплательщика. За непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган расчетных документов предусмотрен штраф. Сопутствующая документация - документы, содержащие не основные данные, необходимые для исчисления налога, которые обосновывают и расшифровывают данные налоговых расчетов За некоторыми исключениями ответственность за непредставление сопутствующих документов налоговым законодательством не предусматривается. Учетно-налоговые регистры представляют собой сводные формы Н.д. на предприятии. Информация, содержащаяся в первичных документах бухгалтерского учета и необходимая для отражения в Н.д., должна накапливаться и систематизироваться в регистрах Н.д., разрабатываемых и утверждаемых МНС РФ, затем она обобщается за определенный налоговый период и переносится в налоговые расчеты. Примером налогового регистра может служить налоговая карточка физического лица, которую ведут в организациях в соответствии с Приложением № 7 к Инструкции МНС РФ № 35 от 29.06.95 г. по применению закона о подоходном налоге с физических лиц; книга доходов и расходов, которую ведут субъекты малого предпринимательства, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. Извещения налоговых органов (требования об уплате налога, уведомление) - документы, вручаемые (высылаемые) налоговыми органами налогоплательщикам и содержащие сведения о сроке и размере налога, который необходимо уплатить. Как правило, такие извещения направляются физическим лица. Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики обязаны обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в течение четырех лет. К ним относятся данные бухгалтерского и налогового учета, а также документы, подтверждающие получение доходов, осуществление расходов и уплату (удержание) налогов. Аналогичное требование установлено для налоговых агентов (подп. 5 п. 3 ст. 24 Налогового кодекса РФ). Налоговая тайна — право налогоплательщика на неразглашение информации, предоставленной налоговым органам, гарантированное ст. 102 НК. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений: разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; об идентификационном номере налогоплательщика; о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является РФ, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам). Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей. Поступившие в налоговые органы, органы государственных внебюджетных фондов или таможенные органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа. Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица по перечням, определяемым соответственно МНС, органами государственных внебюджетных фондов и ГТК. Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.