Педагогическая диагностика детей по фгос до. Мониторинг с позиции фгос дошкольного образования Мониторинг диагностики фгос дошкольного образования

Работа с детьми требует постоянного совершенствования для выстраивания чёткой, логичной и действенной системы взаимодействия. И для этого не обойтись без мониторинга образовательной деятельности, исследующего уровень эффективности используемых методов и приёмов работы с малышами. В связи с этим педагогу важно знать все теоретические основы анализа учебно-воспитательного процесса и нюансы его осуществления на практике.

Мониторинг: что это и для чего?

В методической литературе довольно часто понятия мониторинг и диагностика отождествляются. По большому счёту, эти очень близкие термины, но для разговора о сути одного из них всё же важно разграничить, что есть что.

Педагогический мониторинг (от английского « monitor», что обозначает действие, призванное осуществлять задачу наблюдения, контроля и прогнозирования) – способ организации, сбора, анализа и презентации информации о работе педагогов в деле реализации учебной программы, призванный обеспечить наблюдение за состоянием учебно-воспитательного процесса, а также обеспечить основу для прогнозирования работы педагогической системы.

Это интересно. Педагогическая система включает в себя деятельность педагогов, детей, методику, средства и приёмы осуществления рабочей программы.

Мониторинг - это своего рода отчёт о результатах проделанной методической работе педагога

Педагогическая диагностика - практика оценивания уровня знаний, показателей сформированности умений и навыков у воспитанников по разным направлениям образовательной деятельности (речевое, познавательное, физическое, социально-коммуникативное и художественно-творческое развитие).

Таким образом, можно сформулировать вывод о том, что говоря об исследовании стадии (!) освоения знаний, умений и навыков в работе над программой, мы имеем дело с диагностикой, а имея в виду систематический (!) сбор и обработку информации, речь ведём о мониторинге. Первая - это изучение статики, второй - исследование динамики. При этом для проведения мониторинга необходимы специальные процедуры, которые в учреждениях образования носят название «диагностические карты».

Цели и задачи организации мониторинга

Миссия мониторинга в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) определена Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) на основании нормативных документов , определяющих стратегию работы государственной педагогической системы, и заключается в:

  • оценке результатов освоения программы всей группой, то есть выявление средних показателей, которые в методической литературе называются «интегративные качества» и предназначены для определения готовности малышей к школьному этапу образования (качества, определяющие эту готовность, формируются постепенно, например, развитие навыка регулировать своё поведение начинается с первой младшей группы и только к подготовительной достигает уровня, допустимого для перехода на следующую ступень обучения);
  • оценке интегративных качеств каждого ребёнка по всем образовательным областям;
  • определении качества учебно-воспитательного процесса (качественный уровень организации работы с воспитанниками, показатели эффективности координации самостоятельной деятельности малышей);
  • осуществлении выбора оптимального психолого-педагогического сопровождения процесса образования (то есть стратегии сотрудничества педагогов, психолога, медработников и семьи);
  • создании основы для выработки управленческих решений относительно уровня развития малышей, а также организации соответствующей материально-технической базы.

Это интересно. Под интегративными качествами подразумевается следующий набор характеристик ребёнка: физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками; любознательный, активный; эмоционально отзывчивый; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения; способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции и др.

ФГОС

http://edu.mari.ru/mouo-medvedevo/dou10/DocLib7/ФГОС%20ДО/ФГОС%20ДО.pdf

Методы и приёмы в работе подбираются под возраст малышей и уровень развития интегративных качеств у них

Задачами мониторинга по ФГОС является:

  • выявление комплекса показателей для обеспечения цельного представления об объекте (о ребёнке) относительно качественных изменений;
  • составление алгоритма сбора, анализа и хранения информации;
  • обобщение материалов, полученных для анализа состояния и развития детей;
  • обеспечение проведения анализа для составления прогноза относительно индивидуального развития детей;
  • мотивация на повышение профессионального уровня педкадров (успехи и неудачи малышей в работе над программой по разным направлениям учебно-воспитательного процесса на 70% зависят от методической грамотности педагога в изложении программного материала).

Объекты и субъекты педмониторинга

Объектом осуществления мониторинга, то есть тем, кто подвергается анализу, являются дети. К мониторинговым субъектам, то есть тем, кто участвует в организации анализа и влияет на его результаты, относятся:

  • воспитатели;
  • узкие специалисты ДОУ (логопед, психолог, муз руководитель, хореограф, инструктор по физвоспитанию);
  • семьи воспитанников.

Кто проводит мониторинг

Анализ психолого-педагогической деятельности проводит специально организованная группа специалистов ДОУ, куда входят:

  • завуч по учебно-воспитательной работе детского сада;
  • воспитатели всех групп;
  • психолог;
  • логопед.

Мониторинг организуется специалистами из разных областей взаимодействия с малышами

Семь принципов составления мониторинга

При организации мониторинга педагоги руководствуются семью принципами составления анализа.

  1. Полученная информация должна отражать реальное положение вещей. Поэтому, например, при прохождении тестов нельзя малышам подсказывать, участие педагога ограничивается только объяснением задания.
  2. Сравнивать данные можно только индивидуально по каждому объекту в рамках одного и того же аспекта анализа. Например, уровень познавательного развития у Вани К. в средней и старшей группах, а не в сравнении с результатами Маши А. в этих областях.
  3. Средства мониторинга должны соответствовать его целям и задачам. Например, в список заданий для мониторинга физического развития не нужно включать задачи на логику, а в перечне вопросов для исследования показателей речевого развития не должно быть заданий на создание рисунков.
  4. Расшифровка полученных данных должна давать базу для прогноза будущего состояния объекта изучения. Поэтому для проведения мониторинга следует пользоваться материалами, подготовленными и одобренными специалистами разных направлений работы с детьми (психологами, логопедами и др.).
  5. Сведения, полученные при анализе, должны быть объективными, поэтому проведение мониторинга нужно организовывать в соответствии с возрастом детей.
  6. Все этапы мониторинга должны быть обязательно выполнены.
  7. Методы сбора материалов должны соответствовать целям мониторинга. Так, если цель определение уровня художественно-творческого развития, то обязательным методом является анализ рисунков, поделок и аппликаций.

Мониторинг позволяет увидеть результаты педагогического взаимодействия с детьми

Классификация видов мониторинга

Существует несколько классификации видов мониторинга, каждый из которых определяет эффективность той или иной стороны организации процесса образования в ДОУ:

  • по охвату образовательных целей - стратегический, тактический, оперативный;
  • по стадии обучения - входной/отборочный, учебный/промежуточный;
  • по времени - ретроспективный, прогностический, текущий;
  • по частоте проведения - одноразовый, периодический, регулярный;
  • по степени охвата группы воспитанников - локальный, выборочный, общий;
  • по форме организации - индивидуальный, групповой, фронтальный;
  • по виду педагогических отношений - социальный, взаимоконтроль, самоанализ;
  • по подборке инструментов для анализа - стандартизированный, нестандартный, матричный.

На практике для составления объективной картины представлений об уровне развития малышей в детском саду применяется четыре вида мониторинга:

  • ежедневный (текущий), который проводится педагогом каждый день и позволяет оценить достижения малышей или выявить недостатки в освоении ими образовательного материала;
  • интервальный (промежуточный), позволяющий оценить текущий (!) уровень развития по образовательным областям на каждом возрастном этапе (организуется каждый год в мае);
  • итоговый, определяющий итоговую (!) оценку уровня развития по учебно-воспитательным направлениям и выявления начальной готовности малыша к следующему этапу образования (например, к обучению в школе для старшей и подготовительной групп);
  • самоанализ (вид мониторинга для повышения уровня педмастерства).

Наиболее полную картину уровня качества образовательного процесса даёт итоговый мониторинг.

Это интересно. Исследование уровня развития детей старшей группы (5–6 лет) следует проводить в октябре и мае текущего года, а также в октябре и марте того года, который предшествует поступлению в первый класс.

Итоговый мониторинг позволяет увидеть целостную картину динамики развития ребёнка

Два уровня подготовки мониторинга

Оценка психолого-педагогического уровня организации мониторинга предполагает две ступени его проведения:

  • наблюдение педагогом за детьми (эта ступень считается низкоформализованной, в некоторой степени субъективной);
  • организация специальной диагностики (тестов, подготовки проектов и пр.), которую осуществляет узкий специалист.

Методы сбора информации для мониторинга

Для любого вида мониторинга педагог подбирает те методы его организации, которые помогут получить наиболее полную информацию:

  • беседа (или опрос, интервью), дающая представление и личностных качествах малыша, возможных трудностях в работе над темой и пр.;
  • наблюдение (открытое и непосредственное) применяется для систематизации и доказательного формулирования выводов по результатам мониторинга;
  • опыты в лаборатории (часто используется для выявления уровня самостоятельности малыша);
  • проблемные ситуации (малышам, начиная со средней группы, предлагается находить ответы на вопросы, требующие размышлений, например, для старшей группы одной из задач на определение уровня речевого развития может быть задание найти сходства и различия жанров сказки и стихотворений);
  • выставление экспертных оценок (используется для выставления оценок за проявление личностных качеств);
  • социометрия (для исследования отношений между членами детского коллектива);
  • анализ результатов творческой деятельности (рисунков, выбора цветов в аппликации);
  • проектные задания (к примеру, тесты-рисунки «Моя семья», «Рисунок детского сада» и др.);
  • игры (дидактические, театрализованные - сюжетно-ролевые, подвижные по изучаемым темам).

Как фиксировать результат

Для записи результатов мониторинга применяют:

  • тетрадь индивидуальных встреч, куда фиксируются тезисы бесед с родителями, а также ситуативных разговоров с малышами по отдельности и в группе;
  • карту здоровья (отчёты по результатам осмотров, проведению прививок, а также фиксации физических показателей, таких, как вес, рост);
  • карту диагностики (аналитическую карту), то есть список заданий для мониторинга по образовательным областям, а также описание системы оценивания;
  • карту готовности ребёнка к школе (также сборник тестов, но опирающийся на задания для выявления познавательной, физической и эмоциональной зрелости для начала обучения в школе).

Игры явлюятся инструментом порведения мониторинга

Как проводить мониторинг в ДОУ

Согласно требованиям к проведению мониторинга, его содержание должно соответствовать целям и задачам исследования, то есть конкретизироваться в зависимости от рассматриваемого аспекта образовательного процесса (например, изучение уровня знаний или определение уровня сформированности самостоятельности). Однако при этом алгоритм организации мониторинга будет единым.

Таблица: этапы организации мониторинга

Этап Суть
Организационно-подготовительный Создание педагогами плана анализа для определения показателей овладения знаниями, умениями и навыками в рамках освоения программы.
Диагностический Осуществление сбора информации разными методами.
Аналитический Определение интегративных качеств, а также целей и задач индивидуальной работы с ребёнком.
Коррекционный Осуществление коррекции при выявлении отклонений в освоении программы, прослеживание динамики развития каждого малыша.
Результативный Выявление действенности выводов мониторинга и улучшение эффективности процедуры проведения анализа.

Видео: проведение мониторинга по образовательным областям

Анализ деятельности детей разного возраста по образовательным областям

Оценка знаний, умений и навыков по образовательным областям осуществляется по уровням, которые определяются выставленными за каждый исследуемый критерий оценками:

  • высокий уровень - 2 балла (все параметры малыш осваивает сам);
  • средний - 1 балл (для выполнения заданий ребёнок прибегает к помощи педагога), что говорит о проблемах в развитии и незначительных сложностях в организации работы в группе;
  • низкий уровень - 0 баллов (малыш сам с заданиями не справляется, или справляется лишь с некоторыми, помощь взрослого отвергает), то есть развитие малыша не соответствует возрасту, есть необходимость корректировать работу в группе по исследуемой образовательной области.

Ознакомиться с диагностическими картами для мониторинга по учебно-воспитательным областям для разных возрастных групп можно .

Выводы и аналитическая справка по результатам мониторинга

Выводы по результатам мониторинга составляются на основании формулировок параметров диагностической карты в той или иной образовательной области и выставленных баллов. Если речь идёт об отдельном ребёнке, то баллы имеет смысл перечислять в числовом эквиваленте, а если обо всей группе, то результаты должны указываться в процентах. На основании выводов педагог формулирует аналитическую справку. Ниже указаны примеры составления аналитических справок:

  • для первой младшей группы ;
  • для второй младшей группы ;
  • для средней группы ;
  • для старшей группы ;
  • для подготовительной группы .

Для составления аналитической справки важно выставить оценки за работу в каждой обрразовательной деятельности

Как провести анализ педагогической деятельности воспитателя

Деятельность педагога оценивается с разных сторон, что находит отражение в девяти формах анализа педагогической работы. Всесторонний, то есть комплексный, который практикуется чаще всего, включает параметры анализа всех других форм.

Таблица: содержание комплексного анализа

Анализ педдеятельности воспитателя помогает составить впечатление об уровне методической грамотности педагога

Мониторинг учебно-воспитательной деятельности имеет ключевое значение для выстраивания действенной системы подготовки дошкольников к следующей ступеньке образования. Для эффективной организации этого вида педагогической деятельности воспитателю и специалистам узкого профиля необходимо знать алгоритмы проведения анализа и составления аналитических справок для мониторинга по разным направлениям образовательной деятельности. А умение грамотно формулировать выводы по результатам мониторинга, в свою очередь, повышает показатели уровня мастерства педагога.

Поделитесь с друзьями!
Форма анализа Суть
Краткий или оценочный Оценка деятельности педагога на отдельном занятии в отношении методов и приёмов реализации обучающих, развивающих и воспитательных целей.
Структурный или поэтапный Определение и оценка целесообразности отдельных приёмов в развитии способностей малышей в разных образовательных областях.
Системный Рассмотрение урока с позиции единой системы, цель которой реализовать основную дидактическую задачу и в то же время решить ряд развивающих задач, тем самым помогая детям усваивать способы обучения.
Полный Оценка эффективности решения задач занятия по следующим характеристикам:
  • показатели уровня усвоения знаний;
  • развитие малышей;
  • реализация обучающих принципов.
Структурно-временной Оценка эффективности временных затрат на каждый из этапов урока.
Комбинированный Параллельная оценка обучающей цели и составляющих частей структуры.
Психологический Изучение соответствия психологических требований выбранным методам и приёмам работы.
Дидактический Оценка выбранных педагогом методов и приёмов для обработки учебного материала и презентации его детям, а также анализ уровня осуществления педагогического руководства интеллектуальной деятельностью дошкольников.

Педагогическая диагностика детей в соответствии с ФГОС ДО

(доклад подготовлен с использованием статьи из журнала «Старший воспитатель» № 5 от 29 апреля 2015)

В настоящее время формирование организационной структуры управления ДОУ, как и повышение качества образования, является важной задачей, стоящей перед каждым руководителем. Качество образования можно рассматривать как степень соответствия совокупности свойств и результатов образования детей дошкольного возраста прогнозируемым целям ДОУ на основе требований и стандартов, потребностей и ожиданий субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей).

С целью эффективной оценки качества образовательных услуг в сфере дошкольного образования широко используются такие способы оценивания как мониторинг и диагностика.

Традиционные методы сбора информации об объекте (наблюдение, беседа, анкетирование, анализ) характерны для мониторинга и диагностики.

Необходимо отметить, что диагностика и мониторинг дополняют друг друга. Например, мониторинг может включать диагностику как метод сбора информации. Только сочетание, взаимосвязь и взаимодополнение этих способов позволят получить разносторонние сведения о качестве образовательной деятельности ДОУ, а также отразить динамику развития воспитательно-образовательного процесса.

Постоянно систематизированная информация о результатах педагогического процесса позволяет:

    создать банк информации;

    подвести итоги;

    наметить перспективу;

    определить направление в деятельности педагогов.

Цель мониторинга: выявление степени соответствия результатов
деятельности ДОУ ФГОС дошкольного образования.

Необходимо постоянное изучение и оценка развития каждого воспитанника ДОУ на основе информации от всех специалистов: воспитателя, психолога, музыкального руководителя, логопеда, инструктора по физическому воспитанию и др. Данная информация заносится в индивидуальную карту развития ребенка, анализируется педагогами, и на ее основе оценивается развитие, выявляются проблемы и разрабатываются своевременные коррекционные действия.

К методам мониторинга качества образования в ДОУ относятся:

    изучение продуктов детской деятельности;

    игровые тестовые задания;

    проведение контрольно-оценочных занятий;

    собеседование с педагогами, родителями и детьми;

    анкетирование;

    анализ документации и хронометраж режима дня и др.

К методам мониторинга изучения образовательного процесса относятся:

в естественных условиях: наблюдение, беседа, анкетирование, анализ
документов, продуктов деятельности, опыта работы педагогов;
– в специально измененных условиях: эксперимент и опытная проверка выводов исследования;

качественный анализ и количественная обработка результатов;
– индивидуальная и групповая экспертная оценка.

Основные идеи педагогического мониторинга:

    выявление особенностей развития детей для последующего учета при
    планировании и проведении образовательного процесса;

    выявление негативных тенденций в развитии для определения необходимости последующего углубленного изучения;

    выявление изменений в развитии детей для определения эффективности педагогической деятельности.

Виды мониторинга

    Информационный мониторинг – предполагает накопление и распространение информации.

    Базовый мониторинг – выявляет проблемы, позволяет собрать информацию для проведения последующих исследований.

    Управленческий мониторинг – отслеживает и оценивает эффективность принятых управленческих решений.

    Комплексный мониторинг – ориентирован на всестороннее глубокое исследование.

Объектами мониторинга могут быть

    Качество образовательного процесса

    Качество ресурсообеспечения

    Качество управления

    Качество результатов работы образовательной системы ДОУ

Согласно п. 4.3 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО, Стандарт), целевые ориентиры (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования) не подлежат непосредственной оценке, в т. ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга), а также не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Таким образом, мониторинг относительно развития детей на сегодняшний день не предполагается и даже запрещен современными нормативными требованиями.

Однако, согласно п. 3.2.3 Стандарта, при реализации образовательной программы дошкольного образования в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (мониторинга). Проведение педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития детей предусматривается также авторами проектов примерных основных образовательных программ дошкольного образования, в частности в программах: «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой), «Истоки» (под ред. Л.А. Парамоновой), «Детство» (под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой) и др.

Такая оценка может быть связана с освоением воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования в связи с тем, что содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать определенные направления развития и образования (образовательные области). Таким образом, оценка индивидуального развития детей может заключаться в анализе освоения ими содержания образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Оценка индивидуального развития детей может проводиться педагогом в ходе внутреннего мониторинга становления показателей развития личности ребенка, результаты которого используются только для оптимизации образовательной работы с группой дошкольников и для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности.

Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственно образовательной деятельности с ними. Мониторинг в форме наблюдения проводится на протяжении всего учебного года во всех возрастных группах. Выявленные показатели развития каждого ребенка фиксируются педагогом. Подводить некие «реперные точки» предлагается в середине (декабрь) и конце учебного года (май).

Фиксация показателей развития выражается в словесной (опосредованной) форме: * не сформирован;

* находится в стадии становления;

*сформирован.

В качестве показателей оценки развития личности ребенка выделены внешние (наблюдаемые) проявления у него в поведении, деятельности, взаимодействии со сверстниками и взрослыми, которые отражают его развитие на каждом возрастном этапе и, следовательно, на протяжении всего дошкольного возраста.

Общая картина по группе позволит выделить детей, которые нуждаются в особом внимании педагога и в отношении которых необходимо скорректировать, изменить способы взаимодействия.

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-фз «Об образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) воспитанников имеют право знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей, получать информацию обо всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся.

Данные мониторинга должны отражать динамику становления показателей, которые развиваются у дошкольников на протяжении всего образовательного процесса. Прослеживая динамику развития ребенка по показателям, выявляя, имеет ли она неизменяющийся, прогрессивный или регрессивный характер, можно дать общую психолого-педагогическую оценку успешности воспитательных и образовательных воздействий взрослых на разных ступенях образовательного процесса, а также выделить направления развития, в которых ребенок нуждается в помощи.

Выделенные показатели отражают основные моменты развития дошкольников, те характеристики, которые складываются и развиваются в дошкольном детстве и обуславливают успешность перехода ребенка на следующий возрастной этап. Поэтому данные мониторинга – особенности динамики становления показателей развития личности ребенка в дошкольном образовании – окажут помощь и педагогу начального общего образования для построения более эффективного взаимодействия с ребенком в период его адаптации к новым условиям развития при поступлении в школу.

На наш взгляд, в случае отсутствия такого мониторинга, направленного на индивидуализацию образования, не будет отслеживаться динамика развития каждого воспитанника от 3 до 7 лет, не будет формироваться и пополняться портфолио детей с учетом их достижений, особенностей и способностей, что может привести к потере преемственности между дошкольным и начальным образованием.

В последнее время широкое распространение в системе дошкольного образования Российской Федерации получила практика проведения психолого-педагогической диагностики де тей дошкольного возраста. Само по себе использование диагностики является позитивным моментом образовательного процесса.

Диагностика развития детей дошкольного возраста, будучи включена в дошкольное образование, призвана помогать педагогам и родителям ребенка правильно строить с ним педагогическое общение.

Однако сегодняшнее состояние этой практики характеризуется рядом негативных тенденций (Кирьянова Р.А.) :

1. П ри диагностике детей педагоги используют технологически не проработанные, не апробированные, имеющие сомнительную на учную и практическую ценность методы диагностики .

2. П едагоги затрудняются в подборе дидактического материала, необходимого для обследования детей, формулировке заданий, предлагаемых детям для выполнения.

3. В процесс диагностирования вовлекаются специалисты, не им еющие соответствующей квалификации .

4. Педагоги затрудняются объяснить критерии оценки исследуемого качества.

5. Р езультаты диагностики не используются педагогами и специалистами в планировании и организации жизнедеятельности дошкольников.

Тенденции указанной негативной практики обследования, тестирования детей, вызваны целым рядом объективных причин, среди которых:

недостаточная обеспеченность ДОУ квалифицированными специалистами (социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог);

отсутствие информации, систематических знаний в области психодиагностики.

Известно, что наиболее информативные диагностические методики допускают наибольшую свободу в интерпретации их результатов. В руках квалифицированного психолога эти методики являются инструментом получения глубокой и точной информации об уровне развития и склонности ребенка. В то же время именно эти методики представляют наибольшую опасность, если они попадают в руки неквалифицированного исследователя (Информационное письмо МО РФ «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе ДО» от 01.01.00 №10/23-16).

Социально-коммуникативная компетентность ребенка

Вхождение ребёнка в современный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений, т. е. вне социализации (от лат. socialis - общий, общественный), а также вне его общения и активного взаимодействия с окружающим миром, т. е. вне коммуникации (от лат. communico - делаю общим, связываю, общаюсь).

Конкретизация социально-коммуникативного развития в примерной ООП ДО «От рождения до школы» представлена несколькими блоками:

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание;

Ребенок в семье и сообществе, патр. воспитание;

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание;

Формирование основ безопасности.

Социально-коммуникативное развитие в ДОУ направлено на формирование у детей социально-коммуникативной компетентности. Всего же выделяют три основные компетенции, которыми необходимо овладеть ребенку в рамках данного учреждения: технологическая, информационная и социально-коммуникативная.

Организация работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников предполагает также соблюдение следующих условий эффективного общения:

Желания вступать в контакт с окружающими;

Умения организовывать общение - слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации;

Знаний норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окру-

жающими.

Формы образовательной деятельности

по социально-коммуникативному развитию дошкольников

Формы организации деятельности детей

групповые

подгрупповые

индивидуальные

подгрупповые

Образовательная деятельность

в режиме дня

Самостоятельная деятельность детей

- интегрированные занятия;

Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические (словесные, настольно-печатные), подвижные, народные, шансовые), творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные);

Беседы, речевые ситуации, составление рассказов и сказок, творческие

пересказы, отгадывание загадок, ситуативные разговоры, ситуации морального выбора, речевые тренинги, совместные с взрослыми проекты и др .

индивидуальные и совместные творческие (сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские) игры; все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками; выполнение самостоятельных трудовых операций в природе, хозяйственно-бытовой

труд; самостоятельная деятельность в уголках уединения, зонированных сюжетных уголках, уголке ряжения, театральном уголке, автогородке;

Самостоятельное декламирование детьми коротких стихотворений, рассказывание сказок и историй, рассматривание книг и журналов; изготовление поделок, конструирование, раскрашивание; развивающие настольно-печатные игры, автодидактические игры (пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки); простейшие опыты и эксперименты; самостоятельная деятельность в сенсорном уголке, уголке книги, экологическом уголке, уголке песка и воды, детской лаборатории

Процесс реализации задач социально-коммуникативного развития дошкольников направлен на приобретение опыта в различных видах детской деятельности и каждый вид деятельности вносит свой особый вклад в этот процесс:

Игровая деятельность дает ребенку почувствовать себя равноправным членом общества. В процессе игры у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат;

Исследовательская деятельность дает возможность ребенку самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений;

Изобразительная деятельность позволяет ребенку с помощью элементарного труда в процессе создания продуктов детского творчества на основе воображения и фантазии познакомиться с миром взрослых, познать его и принять в нем участие;

Познавательная деятельность обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства;

Коммуникативная деятельность (общение) объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке;

Конструктивная деятельность дает возможность сформировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением;

Проектная деятельность активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.

В свою очередь, социально-коммуникативная компетентность включает в себя два аспекта: Социальный – соотношение собственных стремлений со стремлениями окружающих; продуктивное взаимодействие с членами группы, объединенными общей задачей. Коммуникативный – умение получать необходимую информацию в процессе диалога; готовность представлять и отстаивать собственную точку зрения при непосредственном уважении позиции других людей; умение использовать данный ресурс в процессе коммуникации для решения тех или иных задач.

Программа предоставляет организации право САМОСТОЯТЕЛЬНОГО выбора инструментов педагогической и психологической диагностики развития детей, в том числе, его динамики.

Поэтому используя материалы различной литературы, анализируя новые разработки в периодической печати, Интернет ресурсы и свой практический опыт, каждый ДОУ должен создать свою систему мониторинга в ДОУ.

Оценка индивидуального развития детей может заключаться в анализе освоения содержания социально-коммуникативной образовательной области с помощью методик:

Большой блок методик основан на лингводидактическом подходе к коммуникативной компетентности и большую роль уделяют речевому развитию и диалогическому общению ребенка со сверстниками и взрослыми. При этом работа может строиться в различных видах деятельности.

Д.Н. Дубина, Ю.А. Судаплатова (2013) за основу своей работы берут народную сказку. Они считают, что одним из способов расширения языкового поведения, формирования коммуникативных умений личности дошкольника является диалогическое общение на основе произведений устного народного творчества.

Н.К. Ледовских (2003), Н.А. Богданова (2010) как коммуникативный повод для общения педагога с детьми видят изобразительную деятельность. Авторы считают, что общение по поводу изобразительной деятельности - это эмоционально насыщенное общение, сближающее детей и взрослых. Изобразительная деятельность требует коммуникативного взаимодействия на всех этапах: на этапе обсуждения темы, выбора средств и техники изображения, в процессе непосредственно изобразительной деятельности и на этапе осмысления ее результатов.

Очень много проектов (Г.А. Саитова, 2012; Н.Н. Кулиш, 2011; С.С. Мальцева, 2012; С.А. Мурзина, 2011), связанных с игрой как средством формирования коммуникативной компетентности. При этом авторы решают насколько задач: формируют монологическую и диалогическую речь, учат сотрудничеству. И это очень обосновано, ведь игра представляет собой совместную деятельность детей. Общие интересы, цели, задания, совместные действия в игре способствуют воспитанию положительных взаимоотношений между сверстниками. Именно игра позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развивает умения и навыки, стимулирует развитие дошкольника в целом.

В качестве методического материала педагоги используют достаточно известные среди воспитателей детских садов пособия: Л. Дубининой «Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений»; К. Фопель «Как научить детей сотрудничать». (2008)

Существуют и более частные программы по формированию коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста. Среди них:

Т.А. Благовещенская (2003) – Развитие основ коммуникативной компетентности при изучении английского языка в подготовительной группе;

И.А. Лыкова (2008) - Развитие коммуникативной компетентности через диалог с искусством: смысловое общение на языке образов, знаков и символов культуры;

М.И. Лисина «Методика для выявления уровня развития коммуникативной деятельности для детей 3-7 лет»

Ю.А. Афонькина, Г.А. Урунтаева «Тест для изучения коммуникативных умений детей 4-7 лет»

А.М. Щетинина «Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу»

Е.О.Смирнова, Е.А. Калягина Тест «Картинки»

Методика Т.А.Репиной «Изучение особенностей социально-нравственного развития детей группы, характера взаимоотношений детей в коллективе сверстников»;

В.Н. Чиркова (2005) – Здоровьесберегающая коммуникативная среда.

Методика по изучению понимания нравственных норм:

Р.М. Калининой «Сюжетные картинки»;

Р.М. Калининой «Закончи историю» Методика «А это могло быть с тобой?» по изучению благополучия взаимоотношений старших дошкольников с педагогом группы;

Методика «Моя семья» по изучению представлений дошкольников о своей семье, характере отношений к близким;

Методика А.Б.Венгера по изучению сформированности образа «Я»;

Методика Е.И.Николаевой, М.Л.Поведенок по изучению этнотолерантности у старших дошкольников;

Методика по изучению особенностей представлений о родной стране;

Методика Е.О.Смирновой «Метод вербальных выборов» по изучению взаимоотношений детей со сверстниками.

В качестве примера в приложении представлены некоторые показатели развития личности ребенка по образовательной области социально-коммуникативное развитие по программе Веракса (Приложение № 1).

(Работа в группах )

Мне бы хотелось услышать достоинства и недостатки каждой из представленных диагностик.

Количественные уровни социально-коммуникативного развития дошкольников

В зависимости от степени сформированности навыков, определяющих социально-коммуникативное развитие по ФГОС, можно выделить: Сформирован , соответственно, имеет место при высокой степени развития рассмотренных выше параметров. При этом одним из благоприятствующих в данном случае является фактор отсутствия проблем в сфере общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Доминирующую же роль играет характер отношений в семье дошкольника.

Находится в стадии становления , отличается недостаточностью сформированности навыков по некоторым из выделенных показателей, порождающей, в свою очередь, сложности в сфере общения ребенка с окружающими. Однако данный недостаток развития ребенок может компенсировать самостоятельно, при незначительной помощи со стороны взрослого. В целом же процесс социализации проходит относительно гармонично.

Не сформирован , т.е. по некоторым из выделенных параметров может порождать значительные противоречия в сфере общения ребенка с семьей и окружающими. В данном случае дошкольник не в состоянии справиться с проблемой самостоятельно – требуется содействие со стороны взрослых, в том числе психологов и социальных педагогов.

В любом случае социализация детей дошкольного возраста требует постоянного сопровождения и периодического контроля со стороны как родителей ребенка, так и ОУ.

Вывод: подборка диагностических комплексов методик (акцентирует внимание Марцинковская Т.Д.) позволяют рассмотреть личность ребенка с разных сторон и составить целостное представление о его психике», в диагностике «…самое главное – это установить взаимосвязь между особенностями психики ребенка (познавательными способностями, личностными качествами, характером общения)» и способствуют:

    более успешной работе ДОУ, чье функционирование и развитие зависит от обмена информацией и от способности людей совместно решать проблемы;

    быстрой адаптации системы ДОУ к изменениям во внешней среде и повышению качества образовательных услуг;

    повышению эффективности управления на основе умения руководителя ДОУ работать не с отдельными личностями, а с группой подчиненных;

    профессиональному росту каждого члена коллектива ДОУ.

Проблеме повышения качества образования посвящено большое число работ, но она остается актуальной и в настоящее время. Необходимо найти метод, обеспечивающий достижение диагностично поставленных целей обучения. Одним из таких методов, с помощью которого можно отслеживать качество образования обучающихся, является педагогический мониторинг – длительное наблюдение за конкретными объектами, процессами, явлениями педагогической деятельности.
Педагогический мониторинг обеспечивает участников образовательного процесса, руководителей структур учебного заведения качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия решений по пересмотру (внесению корректив) в целевые, технологические, организационные, информационные, нормативные параметры педагогической деятельности, дает возможность обеспечить личностно-ориентированный подход.
Мониторинг является системой контролирующих и диагностирующих мероприятий, обусловленных целеполаганием процесса обучения и предусматривающих в динамике уровни усвоения учащимися учебного материала и его корректировку. Иными словами, мониторинг – регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе, которое обеспечивает учителя оперативной обратной связью об уровне усвоения учащимися обязательного учебного материала.

Федеральные образовательные стандарты второго поколения задают качественно новое представление о том, каким должно быть содержание начального образования и его образовательный результат. Меняется и понятие педагогического мониторинга (Приложение 1 ).

Модель мониторинга освоения основной образовательной программы начального общего образования в рамках новых ФГОС включает в себя следующие разделы:

Раздел 1. Психолого-педагогическое сопровождение
Раздел 2. Мониторинг предметных результатов
Раздел 3. Мониторинг сформированности универсальных учебных действий
Раздел 4. Мониторинг результативности внеурочной деятельности

Раздел 1. Психолого-педагогическое сопровождение

Введение нового стандарта существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организацииобразовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса.
Целью психологического сопровождения является создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.
Введение новых ФГОС влечет серьезные изменения в деятельности педагога-психолога образовательного учреждения.

Цель работы педагога-психолога – методическое обеспечение всех участников образовательного процесса в вопросах осуществления психологического сопровождения развития младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС.

Задачи психологов образования:

  • измерение результатов обучения,
  • определение уровня формирования компетенций учащихся;
  • учет особенностей развития каждого ребенка в процессе обучения, соответствие этого процесса его индивидуальным возможностям;
  • взаимодействие с участниками образовательного процесса для выстраивания индивидуальных образовательных траектории детей и развивающей траектории образовательного учреждения.

Раздел 2. Мониторинг предметных результатов

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: «предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира».
Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формируются в терминах «выпускник научится…», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться…», не достижение этих требований выпускником не может служить препятствие для перевода его на следующую степень образования.
Предметные результаты обучения представлены в содержании программы учебного предмета (литературное чтение, русский язык, математика и др.) по каждому классу.

Раздел 3. Мониторинг сформированности универсальных учебных действий.

Наиболее существенная особенность ФГОС начального общего образования состоит в его принципиальной ориентированности на образовательные результаты, причем на результаты нового типа. Наряду с предметными достижениями и личностным развитием, которое не подлежит инструментальной диагностике, была выделена такая группа достижений, как метапредметные результаты. Метапредметные результаты представляют собой универсальные учебные действия, которые могут быть применены на любом материале, в том числе в новых ситуациях, в которых может оказаться ребенок. На их достижение направлена вся учебная и внеурочная деятельность начальной школы.
Целенаправленное планомерное формирование УУД является ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса. Это во многом зависит от того, как устроена система оценки: насколько точную обратную связь она обеспечивает; насколько она информативна для управления системой образования. Поэтому одно из требований ФГОС – проведение мониторинга. Он позволяет фиксировать актуальное состояние уровня развития учащихся в целях составления прогноза его дальнейшего развития и обеспечивает функцию управления процессом обучения.
Ожидаемые результаты мониторинга УУД:

  • выявление уровня развития надпредметных умений у обучающихся и определение перспектив дальнейшей работы над данными умениями;
  • определение индивидуальных достижений учащихся, выявление проблем и коррекция по освоению УУД;
  • конструирование индивидуальных программ развития УУД у учащихся средствами предмета;
  • осуществление преемственности между начальной и средней школой в формировании и отслеживании метапредметных (УУД) результатов;
  • координация и согласование деятельности учителей разных предметов и образовательных областей в развитии и отслеживании универсальных учебных действий.

Раздел 4. Мониторинг результативности внеурочной деятельности

Стандарт предлагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности. Содержание занятий формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей, целью которых является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Оценку внеурочной деятельности следует осуществлять комплексно, по нескольким параметрам:

1. Анализ общего состояния внеурочной деятельности (включенность учащихся в систему внеурочной деятельности; ресурсная обеспеченность процесса функционирования системы внеурочной деятельности учащихся);
2. Эффективность внеурочной деятельности (личность школьника, детский коллектив, профессиональная позиция педагога);
3. Продуктивность внеурочной деятельности (уровень достижения ожидаемых результатов, достижения учащихся в выбранных видах внеурочной деятельности, рост мотивации к внеурочной деятельности);
4. Удовлетворенность участников деятельности ее организацией и результатами.

  • Графики проведения диагностических оценочных методик по каждому году обучения;
  • Технологические карты формирования УУД у младших школьников;
  • Банк методик и типичных задач, используемых для диагностики УУД;
  • КИМ стартового контроля на предметном материале; методические рекомендации и критерии анализа результатов предметных диагностик;
  • КИМ итоговой диагностики: комплексная и интегрированная проверочные работы;
  • Листы индивидуальных достижений личностных и метапредметных результатов (для ребёнка и на весь класс);
  • Методические рекомендации по организации деятельности учителя, способствующей формированию УУД младшего школьника.

Получаемая в ходе педагогического мониторинга информация, является основанием выявления индивидуальной динамики качества развития обучающегося, для прогнозирования деятельности педагога, для осуществления необходимой коррекции, а также инструментом оповещения родителей о состоянии и проблемах, имеющихся в образовании ребенка.

Система мониторинга не так сложна в применении, как кажется со стороны.
При проведении мониторинга учитываем:

  • Учебные возможности младших школьников;
  • Индивидуально-дифференцированный подход при его проведении;
  • Коррекционную работу на перспективу.

Безусловно, что такая четкая, целенаправленная, организованная система в большей степени способствует достижению желаемого результата – портрета выпускника , представленного новыми образовательными стандартами. Но для достижения более качественного конечного результата необходима чёткая диагностическая система изучения промежуточных результатов формирования метапредметных и личностных планируемых результатов. Именно в этом возникло множество вопросов при непосредственной организации образовательного процесса в школе.

Один из них: Как правильно организовать мониторинг формирования УУД?

К сожалению, новыми стандартами не предусмотрены материалы (таблицы, бланки, оценочные листы и т. д.) для фиксирования показателей диагностики формирования и развития метапредметных и личностных результатов. Что затрудняет отслеживание показателей развития школьника на протяжении всего обучения в начальной школе.
Проектирование и реализация процесса формирования универсальных учебных действий в рамках внедрения ФГОС нового поколения подвело к проблеме создания программы мониторинга уровня сформированности УУД как приложения к Программе развития универсальных учебных действий.Программа составлена на основе методического пособия под ред. А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе». Программа рекомендована для осуществления психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в условиях реализации ФГОС в начальной школе.

Мониторинг – это способ непрерывного научно-обоснованного слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора средств их решения.
Начинается эта работа с первых дней обучения в школе. Для выявления индивидуальной динамики необходимо знать стартовые возможности ребят, поступивших в школу.
Поэтому в начале сентября необходимо провести стартовую диагностику. Она основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе, результатах оценки их предметной готовности к обучению. Можно провести диагностику одаренности учащихся. Результаты диагностики позволяют поставить педагогические задачи на адаптационный период.

Далее мониторинг проводится 1 раз в год, в конце апреля каждого учебного года. В 1 классе проводится 2 диагностические процедуры: в декабре и в апреле.
По итогам диагностик проводится анализ полученных результатов, который отражается в характеристике обучающегося, и дает возможность педагогу, родителям и самому ученику видеть уровень его индивидуального развития и степень соответствия на данный период обучения портрету выпускника, который чётко определён новыми образовательными стандартами и программой духовно-нравственного развития и воспитания.
На основе анализа данных оценивается успешность работы за прошедший период и ставятся задачи работы с учащимися на предстоящий год.
Ежегодное отслеживание развития и формирования УУД дает педагогу неоценимую помощь в построении целенаправленной и эффективной работы по достижению качества образования для каждого ребенка.

Результаты диагностических работ заносятся в Карты индивидуального развития обучающихся, которые вкладываются в Портфолио учащихся.

Как же рациональнее организовать мониторинг в классе?

Такая организация мониторинга на уровне учреждения позволит отследить динамику показателей социальной успешности каждого ученика, каждого класса, параллели и в целом по ступени обучения. Позволит получить информацию для определения изменений в системе работы школы.

Внедрение ФГОС второго поколения – новый этап в развитии общего начального образования. Это обязывает современного учителя быть более ответственным, инициативным, творческим, способным удовлетворить запросы каждого ребенка, помочь ему найти себя в будущем, стать самостоятельным, творческим и уверенным в себе. Поэтому, актуальны слова руководителя проекта по разработке образовательных стандартов второго поколения Александра Кондакова: «Стандарты второго поколения невозможны без учителя «второго поколения».

Образец «Аналитической справки» педагогической диагностики

Ануфриева Ирина Викторовна, старший воспитатель МДОУ «Колокольчик» р. п. Духовницкое Саратовской области
Описание материала:
В связи с введением ФГОС ДО возникла необходимость оформления результатов педагогической диагностики (мониторинга) по-новому. Как это делать правильно никто не знает. Предлагаю коллегам, воспитателям ДОУ, образец «Аналитической справки», разработанной нами по итогам диагностики на примере одной группы. Буду очень рада, если кому-то пригодится данная разработка, а также с интересом выслушаю какие-либо замечания…

Аналитическая справка
по результатам педагогической диагностики
2015 – 2016 учебный год

Группа № ... ... (2 младшая)

Количество диагностируемых детей: 26
Дата проведения: сентябрь 2015 г.
Статус мониторинга: на начало учебного года
Цель мониторинга: 1) индивидуализация образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории);
2) оптимизации работы с группой детей.
Задачи: Изучение результатов усвоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования и детского развития.
Методы мониторинга: регулярные наблюдения педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, анализ продуктов детской деятельности, беседы, тесты, игровые ситуации.

Работа с детьми велась в соответствии с «Рабочей программой воспитателя», созданной на основе «Основной образовательной программы МДОУ «Детский сад «Колокольчик» р.п. Духовницкое Саратовской области».
В ДОУ реализуется «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детский сад-2100» под редакцией О.В. Чиндиловой.

В работе с детьми использовались следующие технологии:

1. здоровьесберегающие технологии;
2. технологии проектной деятельности;
3. технология исследовательской деятельности;
4. информационно-коммуникационные технологии;
5. личностно-ориентированные технологии;
6. игровые технологии.

Характеристика детей за анализируемый период:
Средний возраст детей: 2 года 10 месяцев
Всего детей в группе: 27 человек
Диагностируемые дети: 26 человек
Мальчиков: 7 человек
Девочек: 19 человек
Количество недиагностируемых детей: 1 ребенок, который не посещает детский сад более 3 месяцев.

Педагогическая диагностика за анализируемый период проводилась по двум направлениям:
педагогическая диагностика качества образования в группе (через реализацию образовательных областей);
педагогическая диагностика детского развития.

Диагностика оценивалась тремя уровнями: высокий, средний, низкий .
По итогам диагностики качества образования (через реализацию образовательных областей) «на начало учебного года» выявлены следующие результаты: трое детей имеют высокий уровень по направлениям:

Средний уровень по определённым Образовательным областям и направлениям имеют:
... И.Ф. ребёнка – образовательные области, разделы
Низкий уровень: по всем образовательным областям имеют:

Низкий уровень по определённым образовательным областям и направлениям имеют:
... И.Ф. ребёнка – образовательные области, разделы.
Вывод (примерный):
Анализируя итоги диагностики можно сделать вывод, что усвоили программный материал частично три ребёнка.
По образовательным областям и направлениям количественный состав детей со средним уровнем и низким практически равны:
средний уровень – 22 ребёнка
низкий уровень – 23 ребёнка
Преимущественно нужно обратить внимание на образовательные области «Речевое развитие» и «Познавательное развитие».
Чуть выше показатель в образовательных областях «Художественно-эстетическое развитие» - у детей достаточно сформированы навыки продуктивной деятельности, развита мелкая моторика рук воспитанников, но не в полном объёме развита аккуратность, последовательность действий и вариативности мышления. Отсутствует должное внимание со стороны родителей к образовательному процессу, также недостаточно развито слуховое и зрительное внимание и желание проявлять интерес к окружающей среде.

Приложение 1

2. Сформировать следующую подгруппу для оптимизации работы:
подгруппа № 2, направление работы – «Познавательное развитие»
... И.Ф. детей
По итогам диагностики детского развития «на начало учебного года» выявлены следующие результаты:
Высокий уровень:
... И.Ф. детей, направления.
Средний уровень:
...И.Ф. детей, направления.
Низкий уровень:
... И.Ф. детей, направления.

Сравнительные данные приведены в таблице Приложение 2

Вывод (примерный):
Анализируя итоги диагностики детского развития можно сделать вывод, что в основном преобладает средний уровень развития детей (17 детей) по шести направлениям. У детей сформированы основные культурные способы деятельности, они проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении.
С высоким уровнем – один ребёнок.
С низким уровнем – 8 детей. Это дети, которые не стремятся участвовать в совместной со взрослым практической и игровой деятельностити, испытывают неустойчивый интерес к действиям ровесников, не могут подчинять своё поведение правилам общения.
Объяснения таким низким результатам следующие: длительная адаптация некоторых детей, частые отсутствия по причине и без неё, из-за ограничения речевых контактов недостаточно сформированы социально–коммуникативные качества, нежелание подчиняться общим правилам.
Рекомендации:
Создать индивидуальную образовательную траекторию (маршрут) для следующих детей:
... И.Ф. детей, причина определения индивидуальной образовательной траектории

Мониторинг проводили: … Ф.И.О. воспитателей

Таблица. Приложение 1

Таблица. Приложение 2.

Мониторинг образовательного процесса в ДОУ.

В культурно-исторической концепции Л.С.Выготского понятие «возраста» основывается на ряде представлений, в том числе на представлении о социальной ситуации развития. Исходя из определения социальной ситуации развития как «особого сочетания внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа и обусловливает и динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, и новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу», необходимо вести речь об относительном характере социального портрета ребенка дошкольного возраста. Изменения, происходящие в жизни общества и государства, безусловно, будут влиять ина представление о том, каким общество и государство «видит» ребенка дошкольного возраста, получившего гарантированное Конституцией России дошкольное образование.

Результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы ДОУ включают в себя:

    промежуточную оценку как описание динамики формирования интегративных качеств воспитанников каждой возрастной группы по освоению ими основной общеобразовательной программы;

    итоговую оценку при выпуске ребенка из ДОУ в школу, которая включает описание интегративных качеств выпускника ДОУ.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы ДОУ (далее - система мониторинга) обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы , позволяет осу-ществлять оценку динамики достижений детей.

В процессе мониторинга исследуются физические, интеллекту-альные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребен-ком, бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных ме-тодик нетестового типа и критериально-ориентированного тестирова-ния и др. Всистеме мониторинга сочетаются низко формализованные (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализо-ванные методы (тесты, пробы, аппаратурные методы и др.), обеспе-чивающие объективность и точность получаемых данных.

Мониторинг достижения планируемых про-межуточных результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы ДОУ осуществляется, как правило, два раза в год (август – май). Он обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, характеризуется сбалансированностью методов, которые предупреждают переутомление воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса. Необхоимо отметить, что в групах с детьми раннего возраста целесообразно использовать диагностику нервно-психического развития детей 2-3-го года жизни (К.Л. Печоры и Г.В. Пантюхиной).

Мониторинг достижения итоговых результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы ДОУ проводится при выпуске ребенка из детского сада в школу и включает описание интегративных качеств выпускника ДОУ. Проводится ежегодно в подготовительной к школе группе. Портрет выпускника составляется педагогическим коллективом ДОУ с учетом нормативных документов и тесно связан с содержанием основной общеобразовательной программы учреждения.

Предлагаемые ниже 2 вида таблиц по каждой возрастной группе (мониторинг интегративных качеств личности и мониторинг образовательного процесса) разработаны Н.В. Верещагиной с целью оперативного отслеживания формирования интегративных качеств личности маленького человека по результатам образовательной деятельности и с целью оптимизации образовательного процесса в любом учреждении, работающем с детьми 1,5-7 лет с нормальным и нарушенным развитием.

Это достигается путем использования общепринятых критериев и уровневым подходом к оценке личности и достижений ребенка по принципу «Чем ниже балл, тем больше проблем в формировании полноценной личности ребенка». Количественная характеристика баллов представлена в приложении к мониторингу каждого вида.

Таблицы мониторинга интегративных качеств и результатов образовательного процесса заполняются дважды в год – в начале и конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов) для проведения сравнительной диагностики.

Технология работы с таблицами проста и включает два этапа.

    Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым потом считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение можно получить, если все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов формирования интегративных качеств личности и составления индивидуального образовательного маршрута детей.

    Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение можно получить, если все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций развития личности детей (в группах компенсирующей направленности – для подготовки к групповому медико- психолого-педагогическому совещанию), а также для ведения учета общегрупповых промежуточных результатов формирования интегративных качеств личности и результатов освоения детьми ООП ДОУ.

Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно выделять детей с проблемами в развитии личности, а также определять трудности в формировании определенных интегративных качеств и результатов освоения Программы в каждой конкретной группе, т.е. оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов. Нормативными вариантами развития личности можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии личности ребенка . Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития личности ребенка возрасту. (Указанные интервалы средних значений носят рекомендательный характер, так как получены с помощью применяемых в психолого-педагогических исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов детей данного возраста).

Полученные результаты изучения интегративных качеств личности детей соотносятся с результатами мониторинга уровней овладения детьми необходимыми навыками и умениями по образовательным областям: «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

Наличие математической обработки результатов мониторинга интегративных качеств личности детей обусловлено квалификационными требованиями к современному педагогу и необходимостью учета промежуточных результатов личностного развития каждого ребенка в соответствии с ФГТ.

Образцы таблиц мониторинга:

По итогам мониторинга на каждого воспитанника составляется карта индивидуального образовательного маршрута , где определяются цели и задачи образовательной работы по формированию тех интегративных качеств личности, а также умений и навыков по тем разделамООП ДОУ, по которым были выявлены наиболее низкие показатели. Например: в соответствии с низкими показателями по интегративному качеству «Овладевший способами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», а также в зависимости от поведения ребенка указывается следующее:«Затрудняется изменять стиль общения со взрослыми и сверстниками в зависимости от ситуации, реагирует агрессивно при возникающих конфликтах, не умеет договариваться со сверстниками, отрицательно относится к замечаниям взрослого» и т.п.

В графе «Используемые технологии и методики» указываются методические материалы (литература, дидактические пособия и игры), которые используются педагогами в своей работе.

Заполнение графы «Ожидаемые результаты» включает составляющие компоненты тех интегративных качеств, умений и навыков детей, при мониторинге которых были получены наиболее низкие показатели. Например: «Адекватное использование вербальных и невербальных средств общения, конструктивных способов взаимодействия с детьми и со взрослыми». Эту графу предпочтительно начинать с существительного, образованного от глагола, указанного в критериях мониторинга.

Графа «Примерные сроки достижения результатов» заполняется в зависимости от уровня развития ребенка сроком на 1 год.

При осуществлении повторного мониторинга в мае учебного года заполняется последняя графа «Критерии оценки эффективности проведенной работы», гдекратко описывается то, чего ребенок смог достичь за данный промежуток времени в результате проведенной педагогической работы. Например: «Эмоционально откликается на переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй, мультфильмов и художественных фильмов, кукольных спектаклей» и т.д.