Всемирная история. Политические мероприятия якобинцев Мероприятия якобинцев

Была разработана новая «Декларация прав человека и гражданина» и новая Конституция. Декларация закрепляла равенство, свободу, безопасность и собственность. Право на пересмотр Конституции принадлежало только народу. Конституция 1793 года провозглашала Францию республикой, где верховная власть принадлежала народу. Создавался Законодательный корпус, который был законодательным органом, а исполнительная власть принадлежала Исполнительному совету из 24 человек. Совет формировался законодательным корпусом из кандидатов, выдвинутых департаментами. На основе выборов формировались и местные органы управления.

Конституция провозглашала равенство, свободу, свободу вероисповедания, всеобщее образование, государственное обеспечение, неограниченное право печати, право петиций. Однако дальнейшее развитие событий, ухудшение внутренней и внешней обстановки заставило якобинцев изменить планы государственного переустройства Франции. Для защиты революции нужен был действенный государственный механизм, каким стала система якобинской диктатуры – Революционное правительство якобинцев. Центром управления стал Национальный конвент, который сосредоточил в своих руках всю полноту власти. В системе якобинской диктатуры не было разделения властей. Конвент издавал законы, через комитеты и комиссии осуществлял государственное руководство, проводил в жизнь собственные декреты. Наибольшее значение в управлении имели 2 комитета:

    Комитет общественного спасения , который ведал обороной страны и осуществлял непосредственное управление страной. Фактически это было правительство и комитет, контролирующий деятельность всех государственных органов.

    Комитет общественной безопасности , который руководил борьбой с внутренней контрреволюцией.

Еще одним органом революционной борьбы являлся революционный трибунал , где единственным наказанием была смертная казнь. На местах решения конвента проводил комиссары, наделенные чрезвычайными полномочиями. Была реорганизована армия, были объединены добровольческие и кадровые части.

Экономические мероприятия якобинцев.

Земли дворян- иммигрантов поступили в продажу мелкими участками, окончательно упразднились феодальные права. Таким образом якобинцы ликвидировали остатки феодализма в стране.

Однако в условиях того времени дальнейшее развитие революции объективно было невозможным. 27 июля 1794 года был переворот, в результате которого к власти пришла крупная буржуазия. Видные деятели якобинцев были казнены. Таким образом, этим переворотом заканчивается революция во Франции, хотя некоторые ученые считают, что она продолжалась до 19 века.

После переворота Конвент в 1795 году утверждает новую Конституцию, которая включала декларацию прав и свобод человека и гражданина. И хотя Франция оставалась республикой, ее политический облик изменился. Законодательная власть по Конституции принадлежала двухпалатному Законодательному корпусу. Исполнительная власть вручалась директории, состоящей из 5 человек, которые назначались Законодательным корпусом. Политика директории не отличалась стабильностью и последовательностью, вызывала возмущение как народа, так и буржуазии. В это время продолжались войны с феодальными государствами Европы, и в ходе этих войн благородя своему таланту выдвигается Наполеон Бонапарт. В ноябре 1799 года он распускает законодательный корпус и директорию, то есть совершает государственный переворот.

В 1799 году принимается Конституция, которая оформила режим консульства. Период директории (1794 - 1799) закончился.

По Конституции высшая власть передавалась трем консулам, первым из которых был Наполеон. Первый консул наделялся особыми полномочиями. Он обладал правом законодательной инициативы, назначал и смещал министров, членов госсовета, послов, генералов, чиновников и судей. По Конституции создавались: Госсовет , Трибунат , Законодательный корпус и Охранительный Сенат , которые должны были осуществлять законодательную власть. Законопроекты проходили через все эти звенья, но вступали в силу только после подписания первым консулом. Охранительный Сенат состоял из пожизненно назначаемых членов, а законодательный корпус и трибунат назначались Сенатом.

В 1800 году ликвидируется система выборного местного самоуправления. Во главе департаментов были поставлены префекты, а во главе округа – супрефекты, назначаемые правительством. Правительство назначало также мэров городов. Устанавливалась строгая система подчинения всех должностных лиц первому консулу. В 1802 году Наполеон делает полномочия первого консула пожизненными и расширяет их. Власть Наполеона принимает монархический характер и в 1804 году Наполеон провозглашается императором. К нему переходит не только исполнительная, но и законодательная власть. Империя Наполеона получила название первой империи и просуществовала до 1814 года. В это время окончательно утверждается буржуазный государственный строй и были сформированы основные положения буржуазного права.

Земли дворян- иммигрантов поступили в продажу мелкими участками, окончательно упразднились феодальные права. Таким образом якобинцы ликвидировали остатки феодализма в стране.

Однако в условиях того времени дальнейшее развитие революции объективно было невозможным. 27 июля 1794 года был переворот, в результате которого к власти пришла крупная буржуазия. Видные деятели якобинцев были казнены. Таким образом, этим переворотом заканчивается революция во Франции, хотя некоторые ученые считают, что она продолжалась до 19 века.

После переворота Конвент в 1795 году утверждает новую Конституцию, которая включала декларацию прав и свобод человека и гражданина. И хотя Франция оставалась республикой, ее политический облик изменился. Законодательная власть по Конституции принадлежала двухпалатному Законодательному корпусу. Исполнительная власть вручалась директории, состоящей из 5 человек, которые назначались Законодательным корпусом. Политика директории не отличалась стабильностью и последовательностью, вызывала возмущение как народа, так и буржуазии. В это время продолжались войны с феодальными государствами Европы, и в ходе этих войн благородя своему таланту выдвигается Наполеон Бонапарт. В ноябре 1799 года он распускает законодательный корпус и директорию, то есть совершает государственный переворот.

В 1799 году принимается Конституция, которая оформила режим консульства. Период директории (1794 - 1799) закончился.

По Конституции высшая власть передавалась трем консулам, первым из которых был Наполеон. Первый консул наделялся особыми полномочиями. Он обладал правом законодательной инициативы, назначал и смещал министров, членов госсовета, послов, генералов, чиновников и судей. По Конституции создавались:Госсовет , Трибунат , Законодательный корпус и Охранительный Сенат , которые должны были осуществлять законодательную власть. Законопроекты проходили через все эти звенья, но вступали в силу только после подписания первым консулом. Охранительный Сенат состоял из пожизненно назначаемых членов, а законодательный корпус и трибунат назначались Сенатом.

В 1800 году ликвидируется система выборного местного самоуправления. Во главе департаментов были поставлены префекты, а во главе округа – супрефекты, назначаемые правительством. Правительство назначало также мэров городов. Устанавливалась строгая система подчинения всех должностных лиц первому консулу. В 1802 году Наполеон делает полномочия первого консула пожизненными и расширяет их. Власть Наполеона принимает монархический характер и в 1804 году Наполеон провозглашается императором. К нему переходит не только исполнительная, но и законодательная власть. Империя Наполеона получила название первой империи и просуществовала до 1814 года. В это время окончательно утверждается буржуазный государственный строй и были сформированы основные положения буржуазного права.

53. Консульство и империя Наполеона Бонапарта: государственный строй и политический режим.

Наполеон Бонапарт после государственного переворота поспешил юридически оформить свою власть. Он продиктовал новую конституцию, согласно которой вся полнота власти сосредоточивалась в руках первого консула. Четыре законодательных органа - сенат, государственный совет, трибунат и законодательный корпус имели чисто декоративное значение. Наполеон покончил с парламентским режимом и избирательным правом, даже в том урезанном виде, в каком оно существовало при Директории. Вместо права выбирать депутатов граждане Франции получили лишь право намечать кандидатов, из числа которых правительство само назначало членов законодательных органов. Созданная революцией система выборного местного и областного (департаментского) самоуправления была также уничтожена. Ее заменила полицейско-чиновничья система префектур: министр внутренних дел назначал префекта департамента, префект назначал мэров и членов муниципальных советов городов и коммун. Вся Франция была теперь сверху донизу охвачена строго централизованным административным аппаратом, нити управления которым в конечном счете сосредоточивались в руках Наполеона. Могущественное и разветвленное ведомство полиции опутывало густой сетью всю общественную и личную жизнь французов: ничто не ускользало от его наблюдения. С особой беспощадностью полиция, как и вся правительственная власть, подвергала преследованиям и репрессиям демократические круги. Наполеон стремился полностью искоренить якобинство и самый его дух. Ренегат Фуше в качестве министра полиции с особым усердием помогал ему в этом. Одной из первых мер Наполеона, проведенных в начале 1800 г., было закрытие независимых газет; он сохранил лишь те органы печати, которые всецело подчинялись правительству. Была установлена строжайшая цензура. Из литературы, театра, преподавания исключали все, что напоминало о революции и о ее деятелях. Наполеон ликвидировал прогрессивное законодательство революции в вопросах религии и церкви. В 1801 г. был заключен, а в 1802 г. введен в действие конкордат (соглашение) с папой Пием VII. В силу конкордата католицизм признавался «религией огромного большинства французских граждан»; государство выплачивало духовенству жалованье; римский папа отказывался от претензий на конфискованные во время революции церковные земли и признавал контроль французского государства над деятельностью священников и епископов. Этим соглашением с папой Наполеон стремился поставить католическую церковь на службу новому, буржуазному строю. Наполеоновский режим защищал и охранял то перераспределение собственности, которое произошло за годы революции, когда в руки буржуазии и крестьянства перешли земли церкви и дворян-эмигрантов. В то же время Наполеон открыл двери Франции тем эмигрантам, которые отказались от поддержки монархии Бурбонов и готовы были служить ему. Некоторым из них были возвращены непроданные имения. Впрочем, за всеми бывшими эмигрантами полиция установила надзор. Наполеон последовательно поддерживал и поощрял предпринимательскую деятельность и инициативу промышленников, банкиров, торговцев. В 1800 г. был основан Французский банк. Особым покровительством Наполеона пользовалась промышленность, для развития которой он не скупился на правительственные заказы, государственные субсидия, экспортные премии. Правительство ограждало внутренний рынок от иностранной, в первую очередь английской, конкуренции. В интересах крупных собственников и в ущерб широким слоям трудового народа были сокращены прямые налоги и в два - два с половиной раза увеличены косвенные. Современники говорили о Наполеоне, что он боялся малейших волнений рабочих больше, чем проигранного сражения. Поощряя развитие промышленности, организуя общественные работы, правительство старалось не допустить безработицы, которая могла вызвать революционные вспышки. Вместе с тем рабочие подвергались особенно тщательному наблюдению полиции. Отменив многие из законов революционных лет, Наполеон сохранил закон Ле Шапелье, лишавший рабочих права организованной защиты своих интересов и предоставлявший предпринимателям неограниченную возможность их эксплуатации. В 1803 г. были введены рабочие книжки, что давало предпринимателям и властям дополнительное средство контроля и полицейской опеки над рабочими. Политика наполеоновского правительства отвечала до определенного времени не только интересам промышленной и торговой буржуазии, но и интересам крестьян-собственников. Маркс писал: «После того как первая революция превратила полукрепостных крестьян в свободных земельных собственников, Наполеон упрочил и Урегулировал условия, при которых крестьяне беспрепятственно могли пользоваться только что доставшейся им французской землей и удовлетворить свою юношескую страсть к собственности».

Якобинцы и их роль в революции. Первая часть.


Клуб получил своё название от места проведения заседаний клуба в доминиканском монастыре святого Якова на улице Сен-Жак в Париже.

Партия якобинцев включала:

Правое крыло, лидером которого был Жорж Жак Дантон

Центр, возглавляемый Робеспьером

Левое крыло, во главе с Жан-Поль Маратом.

(а после его смерти Эбером и Шометтом).

Зарождение

-----------------

Якобинский клуб имел громадное влияние на ход французской революции 1789 г. Не без основания было сказано, что революция росла и развивалась, падала и исчезла в связи с судьбой этого клуба. Колыбелью Якобинского клуба был Бретонский клуб, (Bretagne) - так называется ,)т о есть совещания, устроенные несколькими депутатами третьего сословия Бретани по прибытии их в Версаль на генеральные штаты ещё до открытия их.

Инициатива этих совещаний приписывается д’Эннебону и де Понтиви, принадлежавшим к числу наиболее радикальных депутатов своей провинции. Вскоре в этих совещаниях приняли участие депутаты бретонского духовенства и депутаты других провинций, державшиеся разных направлений. Тут были Сиейс и Мирабо, герцог д"Эгильон и Робеспьер, аббат Грегуар, Петион и

Барнав


Первоначально якобинский клуб практически полностью состоял из депутатов от Бретани, и его собрания проводились в обстановке строгой секретности. Затем в его состав вошли депутаты от других регионов. Вскоре состав клуба уже не ограничивался депутатами Национального собрания. Благодаря широкому членству якобинский клуб стал выразителем мнений самых разных групп населения Франции, в нем состояли даже граждане других государств.
Вскоре воззрения большинства членов клуба стали обретать более радикальный характер. В выступлениях звучали призывы к переходу к республиканской форме государственного управления, к введению всеобщего избирательного права, отделению церкви от государства. Среди задач якобинского клуба, сформулированных в феврале 1790-го, были предварительное обсуждение вопросов, которые предстояло рассмотреть Национальному собранию, совершенствование конституции,принятия устава, поддержание контактов с аналогичными клубами, создававшимися во Франции.

Руководство клуба приняло решение о включении в его состав сходных по взглядам и структуре обществ, находившихся в других районах Франции. Это решение определило дальнейшую судьбу якобинского клуба. Уже через несколько месяцев он имел более 150 отделений в разных регионах Франции, сохраняя при этом жесткую систему централизованного руководства. К июлю 1790-го столичное отделение клуба насчитывало 1 200 членов и проводило собрания четыре раза в неделю. Клуб представлял собой мощную политическую силу. Любой член якобинского клуба, словом или делом выражавший свое несогласие с конституцией и "Декларацией прав человека и гражданина", подлежал исключению из его рядов. Это правило впоследствии способствовало проведению "чисток" с исключением тех членов клуба, которые придерживались более умеренных взглядов. Одной из задач, сформулированных в феврале 1790-го, было просветить народ и уберечь его от заблуждений. Сущность этих заблуждений была предметом множества споров.

Когда число членов разрослось, организация клуба значительно усложнилась.

Во главе стоял председатель, избиравшийся на месяц; при нём было 4 секретаря, 12 инспекторов, и, что особенно характерно для этого клуба, 4 цензора; все эти должностные лица избирались на 3 месяца: при клубе было образовано 5 комитетов, указывающих на то, что клуб принял на себя как бы роль политического цензора по отношению к национальному собранию и Франции — комитеты по представлению (цензуре) членов, по надзору (Surveillance), по администрации, по докладам и по переписке.

Заседания стали происходить ежедневно; публика стала допускаться на заседания лишь с 12 октября 1791 г., то есть уже при законодательном собрании.


В это время число членов клуба достигло 1211 (по голосованию в заседании 11 ноября).

Вследствие наплыва не депутатов изменился состав клуба: он стал органом того общественного слоя, который французы называют la bourgeoisie lettréе («интеллигенция»); большинство состояло из адвокатов, врачей, учителей, учёных, литераторов, живописцев, к которым примыкали и лица из купечества.

Некоторые из этих членов носили известные имена: врач Кабаний, учёный Ласепед, литератор Мари-Жозеф Шенье, Шодерло де Лакло, живописцы Давид и К. Верне, Ла Гарп, Фабр д"Эглантин, Мерсье. Хотя с большим наплывом членов умственный уровень и образовательный ценз прибывающих понижался, однако парижский якобинский клуб до конца сохранил две первоначальные свои черты: докторальность и некоторую чопорность по отношению к образовательному цензу. Это выразилось в антагонизме по отношению к клубу Кордельеров, куда принимались люди без образования, даже безграмотные, а также в том, что самое вступление в Якобинский клуб обусловливалось довольно высоким членским взносом (24 ливра ежегодно, кроме того при вступлении ещё 12 ливров).

Впоследствии при Якобинском клубе было организовано особое отделение, под названием «братское общество для политического воспитания народа», куда допускались и женщины; но это не изменило общего характера клуба.

Клуб обзавелся собственной газетой; редакция её была поручена Шодерло де Лакло, находившемуся в близких отношениях к герцогу Орлеанскому; самую газету стали называть «Монитёром» орлеанизма. В этом обнаружилась известная оппозиция против Людовика XVI; тем не менее Якобинский клуб сохранял верность провозглашенному в его названии политическому принципу .


На происходивших в начале сентября 1791 г. выборах в законодательное собрание якобинцы смогли в число 23 депутатов Парижа провести только пятерых вождей клуба; но влияние его росло, и на выборах в парижский муниципалитет, в ноябре, якобинцы одержали верх. «Парижская коммуна» с этого времени становится орудием Якобинского клуба.

Якобинцы принялись в конце 1791 г. непосредственно влиять на народ; с этою целью видные члены клуба — Петион, Колло д"Эрбуа и сам Робеспьер — посвятили себя «благородному призванию поучать детей народа в конституции», то есть преподавать в народных школах «катехизис конституции». Более практическое значение имела другая мера — вербовка агентов, которые должны были на площадях или на галереях клуба и национального собрания заниматься политическим воспитанием взрослых и привлекать их на сторону якобинцев. Этих агентов набирали из военных дезертиров, которые толпами направлялись в Париж, а также из рабочих, предварительно посвященных в идеи якобинцев.

В начале 1792 г. таких агентов было около 750; они состояли под начальством бывшего офицера, получавшего приказания от тайного комитета Якобинского клуба. Агенты получали по 5 ливров в день, но вследствие большого наплыва цена эта спустилась до 20 су. Большое воспитательное значение в смысле якобинском имели галереи Якобинского клуба, куда набивалась толпа в 1 500 человек; места занимались с 2 часов, хота заседания начинались только в 6 часов вечера. Клубные ораторы старались держать эту толпу в постоянной экзальтации. Ещё более важным средством для приобретения влияния был захват галерей в законодательном собрании через агентов и руководимую ими толпу; этим путем Якобинский клуб мог производить непосредственное давление на ораторов законодательного собрания и на голосование. Все это стоило очень дорого и не покрывалось членскими взносами; но Якобинский клуб пользовался крупными субсидиями герцога Орлеанского, или обращался к «патриотизму» своих состоятельных членов; один из таких сборов доставил 750 000 ливров.


Хотя якобинская диктатура продлилась недолго, но она стала наивысшим этапом революции. Якобинцы смогли пробудить в народе неудержимую энергию, отвагу, мужество, самопожертвование, дерзание и смелость. Но не смотря на все непревзойденное величие, на всю историческую прогрессивность, в якобинской диктатуре все-таки присутствовала ограниченность, которая присуща любой буржуазной революции.

Якобинская диктатура, как в своей основе, так и в проводимой политике, имела огромные внутренние противоречия. Целью якобинцев были свобода, демократия, равенство, но именно в таком виде, какими эти идеи представляли себе великие буржуазные революционеры-демократы XVIII века. Они сокрушали и выкорчевывали феодализм, и, по высказыванию Маркса, выметали «исполинской метлой» все средневековое и феодальное, расчищая тем самым почву для формирования новых капиталистических отношений. В итоге якобинцы создали все условия для смены феодального строя капиталистическим.

Якобинская диктатура строго вмешивалась в сферу продажи и распределения основных продуктов и товаров, на гильотину отправлялись спекулянты и те, кто нарушал законы о максимуме.

Но так, как государство в период диктатуры регламентировало лишь в сферу распределения и не затрагивало способа производства, поэтому экономическую мощь новой буржуазии не смогли ослабить ни политика репрессий якобинского правительства, ни государственная регламентация.

К тому же, в этот период значительно выросла экономическая сила буржуазии, благодаря ликвидации феодального землевладения и продажи национальных имуществ. Экономические связи были разрушены войной, в это время предъявлялись большие требования ко всем экономическим областям жизни. Но, несмотря на ограничительные мероприятия, проводимые якобинцами, были созданы все условия для обогащения предприимчивых дельцов. Отовсюду, после освобождения от феодализма, появлялась энергичная, смелая, рвущаяся к богатству новая буржуазия. Ее ряды постоянно ряды росли за счет выходцев из городских мелкобуржуазных слоев и состоятельных крестьян. Источниками стремительного сказочного роста богатства новой буржуазии стали спекуляция дефицитных товаров, продажа земельных участков, разница курса денег, огромные поставки в армию, сопровождавшиеся различными махинациями и мошенничествами. Проводимая якобинским правительством политика репрессий не могла повлиять на этот процесс. Не боясь быть обезглавленными, богачи, появившиеся в период революции, получили возможность в короткое время сделать себе огромное состояние, они безудержно рвались к обогащению и всячески обходили законы о максимуме, о запрете спекуляции и другие меры революционного правительства.

Конвент в июне 1793 года принял совершенно новую конституцию, в соответствии с которой и объявлялась Франция нераздельной и единой Республикой, и также закреплялось все верховенство народа, равенство в правах людей, наиболее широкие демократические свободы. Полностью отменялся весь имущественный ценз при участии в выборах во все государственные органы, все мужчины, что достигли 21 года, также получили избирательные права. Полностью осуждались все завоевательные войны. Данная конституция была наиболее демократичной из всех французских конституций, но вот введение ее отсрочено было именно из-за чрезвычайного положения, что было на тот момент в стране.

Комитет общественного спасения провел целый ряд наиболее важных мер по реорганизации и также по укреплению армии, и именно благодаря этому в кратчайшие сроки и удалось Республике создать не только лишь многочисленную армию, но и хорошо выраженную армию. И вот, к началу 1794 году, полностью была перенесена война именно ан территорию неприятеля. Революционное правительство якобинцев, возглавив и немного мобилизовав народ, обеспечило победу над своим внешним врагом, то есть всеми войсками европейских монархических государств – Австрии, Пруссии.

Конвент в октябре 1793 года ввел специальный революционный календарь. Началом новой эры объявлено было 22 сентября 1792 года, то есть первый день существования новой Республики. Месяц весь делился ровно на три декады, и получили месяцы название по погоде, для них характерной, по растительности, по сельскохозяйственным работам и по плодам. Все воскресные дни упразднялись. Вместо многочисленных католических праздников водились именно революционные праздники.

Весь союз якобинцев держался именно надобностью совместной борьбы против всей иностранной коалиции, и также всех контрреволюционных мятежей внутри самой страны. Когда одержана была на фронтах победа и были подавлены все мятежи, то вся опасность реставрации монархии значительно уменьшилась, и начался откат всего революционного движения. Среди якобинцев также обострились и внутренние какие-то разногласия. Так вот, с осени 1793 года Дантон требовал послабления всей революционной диктатуры, и также возврата к конституционному порядку, отказа именно от политики террора. Он казнен был в итоге. Все низы требовали значительного углубления реформ. Большая часть всей буржуазии, которая была недовольна всей политикой якобинцев, которые проводили ограничительный режим и все диктаторские методы, перешла просто на позиции контрреволюции, за собой увлекая просто целые массы крестьян. На сайте http://tmd77.ru добавлена в продажу не дорогая

Экономические мероприятия якобинцев.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Экономические мероприятия якобинцев.
Рубрика (тематическая категория) Государство

Политические мероприятия якобинцев.

Была разработана новая ʼʼДекларация прав человека и гражданинаʼʼ и новая Конституция. Декларация закрепляла равенство, свободу, безопасность и собственность. Право на пересмотр Конституции принадлежало только народу. Конституция 1793 года провозглашала Францию республикой, где верховная власть принадлежала народу. Создавался Законодательный корпус, который был законодательным органом, а исполнительная власть принадлежала Исполнительному совету из 24 человек. Совет формировался законодательным корпусом из кандидатов, выдвинутых департаментами. На базе выборов формировались и местные органы управления.

Конституция провозглашала равенство, свободу, свободу вероисповедания, всœеобщее образование, государственное обеспечение, неограниченное право печати, право петиций. При этом дальнейшее развитие событий, ухудшение внутренней и внешней обстановки заставило якобинцев изменить планы государственного переустройства Франции. Для защиты революции нужен был действенный государственный механизм, каким стала система якобинской диктатуры – Революционное правительство якобинцев. Центром управления стал Национальный конвент, который сосредоточил в своих руках всю полноту власти. В системе якобинской диктатуры не было разделœения властей. Конвент издавал законы, через комитеты и комиссии осуществлял государственное руководство, проводил в жизнь собственные декреты. Наибольшее значение в управлении имели 2 комитета:

  1. Комитет общественного спасения , который ведал обороной страны и осуществлял непосредственное управление страной. Фактически это было правительство и комитет, контролирующий деятельность всœех государственных органов.
  2. Комитет общественной безопасности , который руководил борьбой с внутренней контрреволюцией.

Еще одним органом революционной борьбы являлся революционный трибунал , где единственным наказанием была смертная казнь. На местах решения конвента проводил комиссары, наделœенные чрезвычайными полномочиями. Была реорганизована армия, были объединœены добровольческие и кадровые части.

Земли дворян- иммигрантов поступили в продажу мелкими участками, окончательно упразднились феодальные права. Таким образом якобинцы ликвидировали остатки феодализма в стране.

При этом в условиях того времени дальнейшее развитие революции объективно было невозможным. 27 июля 1794 года был переворот, в результате которого к власти пришла крупная буржуазия. Видные деятели якобинцев были казнены. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, этим переворотом заканчивается революция во Франции, хотя некоторые ученые считают, что она продолжалась до 19 века.

После переворота Конвент в 1795 году утверждает новую Конституцию, которая включала декларацию прав и свобод человека и гражданина. И хотя Франция оставалась республикой, ее политический облик изменился. Законодательная власть по Конституции принадлежала двухпалатному Законодательному корпусу. Исполнительная власть вручалась директории, состоящей из 5 человек, которые назначались Законодательным корпусом. Политика директории не отличалась стабильностью и последовательностью, вызывала возмущение как народа, так и буржуазии. В это время продолжались войны с феодальными государствами Европы, и в ходе этих войн благородя своему таланту выдвигается Наполеон Бонапарт. В ноябре 1799 года он распускает законодательный корпус и директорию, то есть совершает государственный переворот.

В 1799 году принимается Конституция, которая оформила режим консульства. Период директории (1794 - 1799) закончился.

По Конституции высшая власть передавалась трем консулам, первым из которых был Наполеон. Первый консул наделялся особыми полномочиями. Он обладал правом законодательной инициативы, назначал и смещал министров, членов госсовета͵ послов, генералов, чиновников и судей. По Конституции создавались: Госсовет , Трибунат , Законодательный корпус и Охранительный Сенат , которые должны были осуществлять законодательную власть. Законопроекты проходили через всœе эти звенья, но вступали в силу только после подписания первым консулом. Охранительный Сенат состоял из пожизненно назначаемых членов, а законодательный корпус и трибунат назначались Сенатом.

В 1800 году ликвидируется система выборного местного самоуправления. Во главе департаментов были поставлены префекты, а во главе округа – супрефекты, назначаемые правительством. Правительство назначало также мэров городов. Устанавливалась строгая система подчинœения всœех должностных лиц первому консулу. В 1802 году Наполеон делает полномочия первого консула пожизненными и расширяет их. Власть Наполеона принимает монархический характер и в 1804 году Наполеон провозглашается императором. К нему переходит не только исполнительная, но и законодательная власть. Империя Наполеона получила название первой империи и просуществовала до 1814 года. В это время окончательно утверждается буржуазный государственный строй и были сформированы основные положения буржуазного права.

Гражданский кодекс Франции 1804 года (кодекс Наполеона).

Кодекс делился на 3 части:

  1. О лицах, куда были включены разделы о гражданских правах вообще, актах гражданского состояния, семейном праве.
  2. Об имуществах и о различных видоизменениях собственности, куда вошли институты вещного права.
  3. О различных способах, которыми приобретали собственность. Эта часть включала в себя наследственное право, обращение имущества в семье, договоры и иные обязательства.

Многие статьи кодекса были объясняющими и не регулировали правовых ситуаций, то есть шло объяснение, что такое движимое и недвижимое имущество, что такое договор и т.д., в связи с этим Кодекс был громоздким, но зато такое построение делало его понятным. В Кодексе устанавливалось единое понятие французского гражданства и связанного с ним единства прав. При этом равенство правоспособности не было абсолютным, так как правоспособность женщин, к примеру, была ограничена семейным правом. Гражданство можно было не только приобрести, но и утратить, однако ГК устанавливал только частноправовые, то есть неполитические, основания к утрате гражданства. Права иностранных граждан во Франции были отличны от французов. Οʜᴎ определялись соглашением с какой-либо стороной.

Гражданская дееспособность наступала в 21 год, после чего ее ограничение было возможно только в рамках брачно-семейных отношений или вследствие опеки. Предоставлялась возможность полного лишения дееспособности.

Центральным институтом вещного права было право собственности. Согласно доктринœе Кодекса, собственность имела, во первых, абсолютный характер, т.е права владельца практически ничем не ограничивались, во вторых, Кодекс закрепил неприкосновенность и неотчуждаемость собственности. Учитывая зависимость отсубъекта права выделялось 3 вида собственности:

  1. Индивидуальная.
  2. Государственная.
  3. Общинно-коммунальная.

При этом главное внимание уделялось частной собственности, но оговаривалось, что некоторые объекты бывают только государственными (порты, крепости) или только в коммунальной собственности.

Все вещи делились на 4 группы:

  1. Недвижимая собственность (земля, дом).
  2. Принадлежащие недвижимости в силу своего предназначения, к примеру мебель в доме или скот для обработки земли.
  3. Прочие движимые вещи.
  4. Особо ценные движимые вещи (деньги, драгоценности, частные бумаги, коллекции).

Такое делœение вещей было существенным для разных требований в отношении отчуждения и различных операций с ними.

Особое место в Кодексе принадлежало договорному праву. Основным принципом договорного права являлась свобода договора, что означало:

  • Никто не должна быть принужден к заключению соглашения, не соответствующего его намерениям.
  • Содержание соглашения определяется только по воле сторон.

Другим принципом договорного права являлось положение об обязательной силе соглашений, что означало: соглашение не должна быть расторгнуто односторонними действиями. Эти принципы способствовали развитию частной капиталистической инициативы и предпринимательства.

В Кодексе предусматривались распространенные виды договоров: продажа, мена, найм вещей, работы или услуг, товарищества, ссуда, хранение, залоᴦ.

Вторым источником обязательств являлось причинœение ущерба.

В области семейного права важным новшеством было закрепление института только гражданского брака, который заключался государственными административными органами по правилам регистрации актов гражданского состояния. Брачный возраст для мужчин был 18 лет, для женщин – 15. Но до 25 лет мужчины и до 21 года женщины могли вступить в брак только при согласии родителœей или семейного совета. Кодекс признавал право на развод, который допускался в случае супружеской измены, грубого обращения. При этом в брачно-семейном праве сохранились некоторые пережитки феодального права. Закреплялась власть отца и мужа в семье. Мужчина мог пользоваться имуществом жены или доходами с него. За непослушание члены семьи могли быть помещены в тюрьму или исправительный дом, а жену, уличенную в супружеской измене муж мог по личному усмотрению поместить на несколько дней в тюрьму.

Наследование оставалось по закону и по завещанию, однако завещатель мог распорядиться лишь от 1/3 до 3/4 принадлежащей ему собственности.

Экономические мероприятия якобинцев. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Экономические мероприятия якобинцев." 2017, 2018.