История создания трифонова монастыря в кратце. Свято-Успенский Трифонов монастырь в Кирове: история, фотографии. Монастырский архитектурный комплекс


Вятский Успенский Трифонов монастырь, 2 класса, в городе Вятке. Основан в 1580 году бывшим в нем первым архимандритом преподобным Трифоном (см 8 октября), мощи которого почивают под спудом в здешнем Успенском храме. Здесь же покоятся под спудом мощи преподобного Прокопия Христа ради юродивого (см. 21 декабря). В монастыре сохраняется деревянный посох преподобного Трифона и железные вериги. В 1896 году освящен обновленный соборный храм Успения Пресвятой Богородицы. При монастыре школа.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».

Мужской монастырь во имя Успения Богородицы был основан в XVI столетии. По жалованной грамоте царя Ивана Грозного и с разрешения патриарха к югу от кремлёвских укреплений за речкою Сорою в 1580 году под монастырские постройки было отведено место старого городского кладбища с двумя ветхими деревянными церквами. Строителем монастыря и первым его настоятелем является инок Пыскорского монастыря - известный просветитель малых народов прикамских и вятских земель Преподобный Трифон.

Первые постройки - «клетскую с трапезою» церковь Благовещения и «малые клетицы» Трифон соорудил на средства горожан. Также благодаря пожертвованиям местных жителей в 1588 году новую обитель украсил шестишатровый деревянный собор, заменивший ветхую Успенскую церковь. Человек недюжинного ума и огромной энергии, Трифон не только расположил к новому делу непритязательных хлыновцев, но сумел завоевать покровительство царей и знатных вельмож. Ростом своего благосостояния монастырь обязан неустанным заботам отца Трифона, который нередко навещал Москву, где проводил время в хлопотах о царских милостях, патриаршеских, вельможеских и других благотворительных деяниях «для монастырских потреб».

Труды настоятеля не прошли даром - сберегательные грамоты, земли, денежные подаяния и богатые вклады в дар вятской обители вносили представители древнейших боярских родов. Крупные земельные владения и привилегии, которыми монастырь обладал уже к концу XVI века, его активная хозяйственная и просветительская деятельность способствовали росту престижа монастыря, постепенно набиравшего силу и власть. Большой доход, приносимый с вотчинных земель, позволял активно вести на его территории строительные работы. Из маленькой обители вырос живописный деревянный ансамбль. Четыре храма, часовня над источником, которую по легенде строил сам Трифон, шатровая звонница на столбах с восемью колоколами, кельи и многочисленные хозяйственные постройки, окружённые деревянным заплотом со святыми вратами, составляли эффектную композицию.

Согласно древнерусским традициям, новые храмы строились на местах старых, поэтому последующие перестройки не изменили исторически сложившийся комплекс. Первое каменное здание ансамбля - Успенский собор, было заложено архиепископом Ионой Барановым в 1684 году. В 1690-е годы к северо-западу от него был возведён Никольский надвратный храм. При архимандрите Александре, с разрешения Петра I, были выстроены в камне колокольня (1714), церковь Александрийских Чудотворцев Афанасия и Кирилла при больничных кельях (1711 -1717). Несколько позже в монастыре «выросли» каменные настоятельские палаты (1719), Благовещенский храм (1728) и братский корпус (1742).

Большой урон монастырским строениям был нанесён пожаром 1752 года. Восстановительные работы и строительство каменной ограды с башнями, прерванные в 1770 году новым пожаром, были окончены только к 1799 году. Испытывая большие материальные затруднения после реформы 1764 года, монастырские власти стали широко прибегать к сбору пожертвований и купеческому меценатству, что позволило не только содержать в порядке постройки монастыря, но и вести новое строительство. В 50-е -60-е годы XVIII столетия были восстановлены пострадавшие во время пожаров завершения Никольской надвратной церкви и колокольни, отремонтирован храм Афанасия и Кирилла, переименованный в честь Московских святителей Петра, Алексея и Ионы. Пристрой к северному фасаду братского корпуса в 1823 году и переделка настоятельских палат в начале XIX столетия завершили формирование монастырского комплекса.

Значительная часть доходов, которые приносила казне сдача монастырских построек и угодий в аренду светским властям и частным лицам, вошедшая в практику хозяйственной жизни монастыря середины XIX столетия, использовалась на ремонт и реконструкцию монастырских зданий, благоустройство территории. В начале XX века Трифонов монастырь удивлял паломников своей чистотой и порядком. Чугунный тротуар, асфальтовые дорожки, старинный сад с беседками, липами, малиной, смородиной, цветочные клумбы, пруды, мостики, ухоженное кладбище с белокаменными надгробиями, рыбные садки, бассейн, деревянная часовенка над источником вносили в ансамбль культовых сооружений черты интимности и уюта.

Собранная Трифоном коллекция из 150 книг легла в основу богатой монастырской библиотеки, позднее здесь был организован музей церковных древностей. С 1744 года в стенах монастыря располагалась славяно-греко-латинская школа.

В 1612 году в своей келье почил старый Трифон, мощи которого впоследствии были захоронены в Успенском соборе.После 1917 года храмы Успенского Трифонова монастыря были переданы по договору религиозной общине, в братском корпусе и настоятельских палатах разместилась губсовпартшкола. Однако в 1929 году общине было отказано в пользовании храмами: Успенский собор стал использоваться как книгохранилище губернского архивного бюро, остальные здания отвели под жильё. В годы Великой Отечественной войны часть монастырских сооружений была утрачена. Работы по реконструкции монастыря начались в 1980 году. Силами Кировских специальных научно-реставрационных производственных мастерских был разработан проект реставрации монастырского комплекса, восстановлен внешний облик Трёхсвятительской церкви, юго-восточной башни, воссоздан южный участок ограды с воротами, затем производство работ повели фирма «Арсо» и Кировская епархия.

Сейчас монастырём вновь ведает русская православная церковь, и работы по его реконструкции продолжаются с учётом потребностей современного владельца.

Мужской Вятский Трифонов монастырь в честь Успения Божией Матери Вятской епархии

Становление и первый расцвет

Обитель стала одной из первых в Вятском крае. Ее основал выходец из архангельских крестьян преподобный Трифон Вятский . По его предложению жители 5 вятских городов написали царю Иоанну Васильевичу челобитную с просьбой о создании монастыря. В июне года царь дал преподобному грамоту на строительство обители и отвел для нее землю старого городского кладбища с двумя ветхими церквями. Также царь пожаловал вятский монастырь "безданно и безоброчно " селами и деревнями с людьми, пашнями, лугами и озерами. Его сын благоверный царь Феодор Иоаннович в знак особого благоволения отправил в дар вятской обители двенадцать подвод с иконами, книгами, ризами и разной церковной утварью. Даровал он монастырю и богатые земельные владения, в частности, Вобловицкую волость и незаселенные земли в Казанском уезде, где было впоследствии основано селение Полянки (Вятские Поляны). Пустующие земли монастырь заселял крестьянами из Вобловицкой волости, способствуя освоению обширного малозаселенного края.

Богатые пожертвования и доходы с земель позволили преподобному Трифону построить в монастыре 4 храма. Первый храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы был сплавлен по реке Вятке из города Слободского . Через некоторое время был построен второй, более вместительный, Успенский собор. Затем последовали Иоанно-Предтеченский и надвратный Никольский храмы. К началу XVII века были также построены 14 келий для монахов, колокольня , хозяйственные постройки - погреба, житницы, поварня с хлебней и квасоварня. Монастырь был обнесен деревянной оградой, имевшей с северной стороны два входа, один из которых назывался Святыми вратами. С восточной стороны Успенского собора стояла деревянная часовня над ключом. За монастырскими стенами располагались конюшенный и скотный дворы.

Преподобный Трифон ввел строгий общежительный устав, по которому у всех монахов была общая трапеза, имущество, запрещалось винопитие, никто не мог ходить в гости или приглашать к себе гостей. В монастыре ежедневно совершались службы. Такая строгость была не по нраву старшей братии и святого изгнали из обители - лишь в году, в конце жизни, он смог возвратиться и упокоиться в основанном им монастыре.

С года настоятели обители носили сан архимандритов . В XVII веке значение первого монастыря Вятской земли росло. Для управления вотчинами посылались старцы, которые основывали новые поселения, привлекали в них крестьян из соседних земель. Помимо хозяйственного освоения края, монастырь вел миссионерскую и просветительскую деятельность. На вотчинных землях строились храмы и часовни, монахи Трифоновой обители основывали новые обители в округе. Обитель стала также культурным и книжным центром Вятской земли - здесь послушники и монахи обучались грамоте, переписывали и составляли новые труды, уже в начале века сложилась богатая библиотека с более чем 140 книгами.

Значительные средства позволяли обители быстро восстанавливать постройки после пожаров и начать дорогостоящее каменное строительство. В - годах на месте деревянного был воздвигнут каменный Успенский собор. Главные работы по возведению каменного ансамбля пришлись на начало XVIII века - в камне были построены в - годах Святые ворота с надвратной Никольской церковью; в - годах Трехсвятительская церковь; в году колокольня; в - годах Братский корпус; в году Настоятельский корпус; в году Благовещенская церковь; в тот же период были возведены ограды с башнями.

Синодальный период

Обширная программа монастырского каменного строительства пришлась на переломный период реформ царя Петра I . Был резко ограничен доступ в монашество, обитель была обложена государственными повинностями (в частности, содержать за свой счет престарелых солдат и инвалидов), монастырь стал местом отбывания епитимии для мирян и духовного сословия. Доходы вотчин шли в государственную казну, монастырь пустел и беднел. В середине столетия по монастырским вотчинам прокатилась волна крестьянских восстаний. На исправление ветхостей часто не оставалось средств, что вынуждало монастырские власти не раз обращаться за помощью в правительство. При секуляризационной реформе в году монастырю была положена ежегодная выплата в 770 рублей за конфискованные государством земли, обитель была определена штатной второклассной . Вдобавок монастырь сильно пострадал от частых пожаров.

Состояние обители во второй половине XVIII века ухудшилось настолько, что пришлось при входных вратах и в церквях во время службы открыть сбор пожертвований на содержание штата. Чтобы поправить материальное положение, монастырские власти утвердили крестные ходы с чудотворными иконами Успения Божьей Матери и Николая Можайского . Это, вместе с купеческими вкладами, позволило не только содержать в порядке монастырские здания, но и оказывать помощь другим. С по год в монастыре размещалась славяно-латинская школа, преобразованная впоследствии в духовную семинарию . Затем, после переезда семинарии на Архиерейскую дачу, в стенах монастыря оставалось ее общежитие.

С воцарением императора Павла I монастырю были возвращены его лучшие земли, дарованы новые льготы. В середине XIX века архимандрит Амвросий (Красовский) ввел практику сдачи в аренду монастырских земель - это позволило ему улучшить материальное положение обители и построить в году пансион для воспитанников семинарии и духовного училища. Около того же времени при монастыре была организована школа для городских детей. Указом 23 января года настоятелями монастыря были определены викарные епископы Сарапульские , а с года - викарии Глазовские . В 1880-х годах в обители жил преподобный Стефан Филейский , что способствовало оживлению духовной жизни.

К началу века монастырь был благоустроен но немногочислен и небогат земельными угодьями, основные доходы получал от сдачи квартирантам домов в городе. В - годах были отремонтирован Успенский собор, в начале века - также Никольский надвратный, Трехсвятительский и Благовещенский храмы. К году монастыре было повсеместно проведен водопровод, перекрыты крыши, построены два новых дома под квартиры, для богомольцев устроена под братским корпусом "странноприимница".

21 сентября года по распоряжению советской власти монастырь был ликвидирован, причем иноки были высланы в Пермскую губернию еще в конце августа-начале сентября того года. В стенах обители разместились госпиталь, склад изъятых церковных ценностей, советско-партийная школа. Под угрозой закрытия оказались все монастырские храмы. Только благодаря активной деятельности Юлии Лавровской в декабре года была организована община, в ведение которой перешло имущество монастыря. На год в обители еще держалась православная община под руководством исповедника владыки Виктора (Островидова) . Но в году обновленцы при поддержке официальных властей захватили Успенский собор, а другие монастырские храмы были переданы различным организациям.

В году Успенский собор был окончательно отобран у верующих. Монастырские колокола были отданы на переплавку. Вещи и богослужебные предметы из храмов были проданы или переданы Губернскому музею и Архивбюро. Как "лом драгметаллов" была сдана государству серебряная рака святого Трифона. В церквях, за исключением Успенского собора, были уничтожены иконостасы . Та же участь постигла деревянную часовню над источником. Было осквернено и уничтожено монастырское кладбище. В году была разобрана колокольня и часть монастырской ограды. Началась перестройка монастырских храмов и зданий. В году были разобраны на кирпич угловые башни и южная стена.

В храмах и монастырских постройках разместились архивохранилище, прачечная, столовая, хлебопекарня, обувная мастерская, различные учебные заведения, общежитие, коммунальные квартиры. В послевоенные годы здесь, кроме того, находились проектная контора, планетарий, курсы повышения квалификации работников культуры, отдел краеведческого музея, реставрационные мастерские. Значительную часть территории монастыря занимали литейный и чугунный цеха Электромеханического завода.

Начиная с 1940-х годов верующие начали обращаться к властям с просьбой вернуть им Успенский собор. Они предлагали на собственные средства отреставрировать разрушающиеся храмы монастыря, а для архива купить другое здание и перенести в него все архивные дела. На все прошения верующих власти отвечали что "собор занят и о его передаче не может быть и речи ."

Монастырские постройки быстро разрушались. Восстановительные работы начались только в 1950-е годы, но до 1980-х годов эта работа велась фрагментарно. Так, здание Успенского собора не отапливалось, стекла были выбиты, архивные дела и стены покрывались слоем влаги и плесени, а зимой - изморозью и льдом. В 1980-е годы силами Кировских реставрационных мастерских была отреставрирована Трехсвятительская церковь, восстановлена Юго-восточная башня, воссозданы южный участок ограды с воротами, Северо-западная башня, поварня.

Возрождение

В году, после провозглашения политики перестройки и гласности, в обществе встал вопрос о дальнейшей судьбе монастырского ансамбля. В поддержку открытия собора было собрано более 12 тысяч подписей. В апреле году Успенский собор был передан Кировской епархии в безвозмездное пользование, а в августе года Кировский облисполком принял постановление о передаче всего ансамбля монастыря епархиальному управлению. Вскоре после этого был освящен Успенский собор, который стал кафедральным храмом епархии. Через месяц, 25 сентября года, Священный Синод благословил открытие Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря.

После передачи монастырского ансамбля в ведение епархии были отреставрированы палаты настоятеля и братский корпус (в котором разместились Епархиальное управление и Вятское духовное училище), восстановлена колокольня , срублена надкладезная часовня . К визиту патриарха Алексия в году был заново расписан Успенский собор, восстановлен иконостас , купола покрыты медью и т. д. Была восстановлена Никольская надвратная церковь, благоукрашен прилегающий участок, начались работы в Благовещенской и Трехсвятительской церквях. В году на пожертвования благотворителей был отлит колокол весом 3,5 тонны – в то время самый большой в епархии.

Статистика

Храмы, архитектура

Успенский собор

Из первоначальных четырех храмов обители собор в честь Успения Божией Матери отличался особой красотой. Современник, глядя на него, писал, что церковь та "велия и пречудна ," и по своей архитектуре подобных храмов "нигде не обретается ." Храм имел 6 шатров . Историки предполагают, что его идея была заимствована у собора Василия Блаженного в Москве , где неоднократно бывал преподобный.

В году собор был заново построен в камне. В году туда были торжественно перенесены мощи преподобного Трифона , над могилой установлена рака. Здесь же хранились рукописное Евангелие , посох и вериги преподобного.

В - годах под руководством губернского архитектора И. А. Чарушина были проведены работы по реконструкции и капитальному ремонту.

Храм был изъят у верующих в году, возвращен в году. Храм стал кафедральным для Вятской епархии , был вновь отреставрирован. На начало XXI века Успенский собор был древнейшим из сохранившихся вятских каменных храмов.

Храмы

  • Благовещенский
  • Никольский надвратный
  • Трехсвятительский

Прочие постройки

  • Часовня над источником преподобного Трифона
  • Колокольня
  • Братский корпус
  • Настоятельские палаты

Настоятели

  • Прп. Трифон (Подвизаев) (1580 - упом. 1601)
  • Иона (Мамин) (упом. 1608 - 1617/18)
  • Иона (Калязин?) (1617/18 - упом. 1627)
  • Александр (упом. 1628)
  • Герасим (Путников/Куница) (упом. апрель–июнь 1632)
  • Иосиф (упом. октябрь 1634)
  • Герасим (Путников/Куница), 2-й раз (1635 - упом. апрель 1636)
  • Александр (упом. апрель 1643 - упом. март 1646)
  • Иоаким (упом. 1648/49 – упом. октябрь 1650)
  • Александр (упом. 1653/54)
  • Моисей (упом. июнь 1654 – упом. 1657/58)
  • Парфений (1657 – 1658) (?)
  • Сергий (упом. март 1659 – упом. апрель 1670)
  • Иов (упом. март 1673 – упом. 1675/76)
  • Иоиль (упом. июль 1676 – июль 1679)
  • Александр (упом. март 1680 – 1715)
  • Парфений (Катаев) (1715 - 1731)
  • Пафнутий (1731 – 1733)
  • Александр (Корчемкин) (1733 - 1734)
  • Лаврентий (упом. 1734 – 1739?) (наместник?)
  • Даниил (упом. 1741 - 1744)

Мужской монастырь во имя Успения Богородицы был основан в XVI столетии. По жалованной грамоте царя Ивана Грозного и с разрешения патриарха к югу от кремлёвских укреплений за речкою Сорою в 1580 году под монастырские постройки было отведено место старого городского кладбища с двумя ветхими деревянными церквами.


Строителем монастыря и первым его настоятелем является инок Пыскорского монастыря - известный просветитель малых народов прикамских и вятских земель Преподобный Трифон.

Первые постройки - «клетскую с трапезою» церковь Благовещения и «малые клетицы» Трифон соорудил на средства горожан. Также благодаря пожертвованиям местных жителей в 1588 году новую обитель украсил шестишатровый деревянный собор, заменивший ветхую Успенскую церковь. Человек недюжинного ума и огромной энергии, Трифон не только расположил к новому делу непритязательных хлыновцев, но сумел завоевать покровительство царей и знатных вельмож. Ростом своего благосостояния монастырь обязан неустанным заботам отца Трифона, который нередко навещал Москву, где проводил время в хлопотах о царских милостях, патриаршеских, вельможеских и других благотворительных деяниях «для монастырских потреб».


Труды настоятеля не прошли даром - сберегательные грамоты, земли, денежные подаяния и богатые вклады в дар вятской обители вносили представители древнейших боярских родов. Крупные земельные владения и привилегии, которыми монастырь обладал уже к концу XVI века, его активная хозяйственная и просветительская деятельность способствовали росту престижа монастыря, постепенно набиравшего силу и власть. Большой доход, приносимый с вотчинных земель, позволял активно вести на его территории строительные работы. Из маленькой обители вырос живописный деревянный ансамбль. Четыре храма, часовня над источником, которую по легенде строил сам Трифон, шатровая звонница на столбах с восемью колоколами, кельи и многочисленные хозяйственные постройки, окружённые деревянным заплотом со святыми вратами, составляли эффектную композицию.

Согласно древнерусским традициям, новые храмы строились на местах старых, поэтому последующие перестройки не изменили исторически сложившийся комплекс. Первое каменное здание ансамбля - Успенский собор, было заложено архиепископом Ионой Барановым в 1684 году. В 1690-е годы к северо-западу от него был возведён Никольский надвратный храм. При архимандрите Александре, с разрешения Петра I, были выстроены в камне колокольня (1714), церковь Александрийских Чудотворцев Афанасия и Кирилла при больничных кельях (1711 -1717). Несколько позже в монастыре «выросли» каменные настоятельские палаты (1719), Благовещенский храм (1728) и братский корпус (1742).

Большой урон монастырским строениям был нанесён пожаром 1752 года. Восстановительные работы и строительство каменной ограды с башнями, прерванные в 1770 году новым пожаром, были окончены только к 1799 году. Испытывая большие материальные затруднения после реформы 1764 года, монастырские власти стали широко прибегать к сбору пожертвований и купеческому меценатству, что позволило не только содержать в порядке постройки монастыря, но и вести новое строительство. В 50-е -60-е годы XVIII столетия были восстановлены пострадавшие во время пожаров завершения Никольской надвратной церкви и колокольни, отремонтирован храм Афанасия и Кирилла, переименованный в честь Московских святителей Петра, Алексея и Ионы. Пристрой к северному фасаду братского корпуса в 1823 году и переделка настоятельских палат в начале XIX столетия завершили формирование монастырского комплекса.

Значительная часть доходов, которые приносила казне сдача монастырских построек и угодий в аренду светским властям и частным лицам, вошедшая в практику хозяйственной жизни монастыря середины XIX столетия, использовалась на ремонт и реконструкцию монастырских зданий, благоустройство территории. В начале XX века Трифонов монастырь удивлял паломников своей чистотой и порядком. Чугунный тротуар, асфальтовые дорожки, старинный сад с беседками, липами, малиной, смородиной, цветочные клумбы, пруды, мостики, ухоженное кладбище с белокаменными надгробиями, рыбные садки, бассейн, деревянная часовенка над источником вносили в ансамбль культовых сооружений черты интимности и уюта.

Собранная Трифоном коллекция из 150 книг легла в основу богатой монастырской библиотеки, позднее здесь был организован музей церковных древностей. С 1744 года в стенах монастыря располагалась славяно-греко-латинская школа.

В 1612 году в своей келье почил старый Трифон, мощи которого впоследствии были захоронены в Успенском соборе.После 1917 года храмы Успенского Трифонова монастыря были переданы по договору религиозной общине, в братском корпусе и настоятельских палатах разместилась губсовпартшкола. Однако в 1929 году общине было отказано в пользовании храмами: Успенский собор стал использоваться как книгохранилище губернского архивного бюро, остальные здания отвели под жильё. В годы Великой Отечественной войны часть монастырских сооружений была утрачена. Работы по реконструкции монастыря начались в 1980 году. Силами Кировских специальных научно-реставрационных производственных мастерских был разработан проект реставрации монастырского комплекса, восстановлен внешний облик Трёхсвятительской церкви, юго-восточной башни, воссоздан южный участок ограды с воротами, затем производство работ повели фирма «Арсо» и Кировская епархия.

Центром Трифонова монастыря и красивейшим зданием является Успенский кафедральный собор. Киров по праву гордится своим достоянием, и власти города оберегают его и поддерживают.

Так, администрация города подала в суд на застройщика, который без согласования начал строительство дома по улице Водопроводной вблизи монастыря. Мэр города Кирова Илья Шульгин заявил, что застройка незаконна, так как находится в зоне объектов культурного наследия и нарушает исторический архитектурный облик района.

История Трифонова монастыря

В XVI веке по указу Ивана Грозного за рекой Сорой у стен началось строительство мужского монастыря. Руководил работами инок Пыскорского монастыря Трифон, который стал первым настоятелем обители.

Первые постройки возводились на средства горожан. В 1589 году была возведена Успенская церковь. Построена она из дерева, с шестью шатрами и похожая на собор Василия Блаженного.

Трифон был человеком незаурядным: был образован и обладал огромной энергией. Он сумел заразить энтузиазмом простых хлыновцев и расположил к себе знатных и влиятельных бояр.

Он часто бывал в Москве, где встречался с богатыми вельможами, склоняя их к благотворительности и выпрашивая у них царских милостей. Благодаря неустанным заботам и энергичной деятельности отца Трифона монастырь быстро строился. Трифон занимался не только хозяйственной, но и просветительской деятельностью. Он собрал коллекцию из 150 книг, положив начало богатой библиотеки монастыря.

В дальнейшем, уже после смерти отца Трифона, монастырь стал центром духовной жизни и просвещения. В 1744 году здесь была открыта школа для детей и духовная семинария.

Престижу монастыря также способствовали большие земельные владения и богатые пожертвования знатных вельмож. Преподобный Трифон мирно ушел из жизни в своей келье в 1612 году.

Монастырский архитектурный комплекс

Трифонов монастырь приобрел современный облик в XIX веке. Архитектура его включает в себя (помимо Успенского собора) Никольский надвратный храм (1690), каменную колокольню (1714), церковь Чудотворцев Афанасия и Кирилла (1717).

В 1728 году построен Благовещенский храм, а в 1742 году - братский корпус. Новые храмы и соборы возводились (по давним традициям) на месте старых церквей. Поэтому новые застройки не нарушили первоначальный облик монастыря.

После революции, в 1929 году, религиозную общину лишили права пользования зданиями монастыря. Успенский собор превратили в книгохранилище, другие здания стали использовать как жилые помещения.

В 1980 году начались реставрационные и восстановительные работы. Реконструирован облик церкви Трех Святителей и других архитектурных памятников, среди которых и главное строение монастыря - построенный в 1689 году каменный Успенский собор.

Киров, как субъект федерации, располагает сегодня комплексом зданий, который получил статус Федерального памятника культуры, и привлекает своей красотой туристов со всего мира.

Успенский собор Трифонова мужского монастыря

Свято-Успенский собор в Кирове имеет богатую историю. В 1589 году это была деревянная Идея архитектуры этого здания была связана с обликом Храма Василия Блаженного в Москве.

Но когда в 1689 году на ее месте был воздвигнут новый каменный собор, то его облик своими разделенными фасадами уже стал напоминать Успенский собор в Москве.

Успенский собор в Кирове является древнейшим каменным зданием всего Вятского края и первой каменной постройкой монастырского комплекса. Его архитектурные особенности и внешний вид привлекают внимание туристов со всего света.

Это красивейший памятник русского зодчества. Он выполнен в традициях XVII столетия. Карнизы и наличники созданы в характерной для того времени манере: богатый орнамент и профилированность карнизов, наличники на окнах в виде кокошников.

Собор был изначально предназначен как главное строение. Его внешний вид подчеркивает его значимость: четырехстопный, пятиглавый. Внутри стены собора украшены росписью в стиле Палех, которые появились в конце XIX века стараниями иконописцев, приглашенных из Палеха.

На стенах сохранилась и часть первой росписи XVIII века, главной реликвией собора является резной пятиярусный иконостас.

Как добраться до монастыря

Можно доехать поездом из Москвы с Ярославского вокзала. На машине - по Ярославскому шоссе, в Ярославле свернуть на Кострому, в Костроме искать указатель на Шарью. От Шарьи до Кирова около 300 километров. Всего от Москвы до Кирова 1000 км.

Адрес: улица Горбачева, 4.

Православный приход Свято-Успенского монастыря

Сейчас монастырь и Успенский собор в Кирове вновь принадлежат Русской православной церкви. Собор был передан местной епархии в 1989 году.

В Успенском соборе есть религиозная община, там проходят богослужения, отмечаются религиозные праздники.

Православный приход в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Кирова живет активной жизнью: организуются крестные ходы, паломничество, миссионерская и благотворительная деятельность.

Итак мы начинаем экскурсию

Первые изображения Трифонова монастыря.

Трифонов монастырь в настоящее время.

Входя на территорию Трифоного монастыря,перед нами открывается изумительный вид архитектурного ансамбля Успенского собора. Он был основан в 1580 г. Преподобным Трифоном Вятским, пришедшим сюда из чусовских владений солепромышленников Строгановых. Зимой 1580 г. в Хлынов прибыл Преподобный Трифон, обратившийся к "земским судьям, старостам, целовальникам и всему православному христианству" города с просьбой доверить ему построение монастыря за речкой Засорой на месте городского кладбища, где стояли две ветхие церквушки. Горожане, уже давно думавшие об этом, согласились и составили челобитную к царю и митрополиту от имени жителей Слободского, Хлынова, Котельнича, Орлова, Шестакова. Весной 1580 г. с челобитной Трифон отправился в Москву, где был благосклонно принят царем, благословившим его быть строителем новой хлыновской обители, пожаловал ей в дар икону Божьей Матери Одигитрии и посвятил Преподобного в сан иеромонаха.Царь Иван Грозный грамотой от 2 (12) июня 1580 г. пожаловал обители земельные владения и приказал передать ей обе кладбищенские церкви с книгами и колоколами.Сначала, в 1581 году, он поставил деревянный храм во имя Благовещения и монастырь был обнесен деревянной оградой, а в1589 - уникальную деревянную Успенскую церковь с 6 разновысокими шатрами. Рядом с обителью уже вскоре выросли 2 монастырские слободки - малая, за монастырём, которую назвали Кикиморской, и большая, у самого монастыря, которую часто поэтому называли Заоградной. В течение первого века своего существования Успенский монастырь оставался деревянным и полностью сохранил свою первоначальную планировку, живописно дополняя силуэт города. В последующем столетии деревянные монастырские храмы, ограда, хозяйственные постройки и жилые здания постепенно были перестроены в камне.

Мудрость народная гласит: Земля без праведника не стоит

Икона Святого Трифона

Изображение Святого Трифона

Святой Трифон родился в 1546 году. В семье крестьян Подвизаемых в Архангельской губернии. В семье он был младшим сыном. До монашества его имя было Трофим. Был постриженником Пермского Песковского монастыря, знаменитым просветителем остяков и вогулов. В 1580 г. он был приглашен жителями города Хлынова, как тогда называлась Вятка, для основания монастыря. По грамоте царя Ивана Грозного преподобный Трифон основал в городе обитель во имя Успения Божией Матери. Вскоре количество иноков в обители увеличилось настолько, что материальных средств для ее содержания стало недостаточно. Поэтому преподобный Трифон был вынужден отправиться в Москву и обратиться к царю Федору Иоанновичу с просьбой о помощи. Преподобный был милостиво принят в Москве и щедро одарен благочестивым царем и другими именитыми людьми. Патриарх Иов возвел его в сан архимандрита. Возвратившись в обитель с богатыми дарами, преподобный Трифон продолжал трудиться для процветания созданной им обители вплоть до блаженной кончины в 1612 г. До него на Вятке не было ни одного монастыря. Монастырь быстро рос, превращаясь в крупное феодальное владение, а с ним и увеличивалось влияние Трифона в крае. Дозорная книга городового приказчика Федора Рязанцева, составленная в 1601 г. свидетельствует, что: «Монастырь имел четыре деревянных храма: 1. Соборный Успенский, шестиглавый, круглый седмипрестольный... 2. Благовещенский – четырехугольный, клецки, однопрестольный. 3. Иоана Предтечи и Преподобного Сергия четырехугольный с трапезою и келарскою, двуглавый с двумя престолами. 4. Никольский круглый, построенный на столбах над святыми монастырскими воротами, однопрестольный». С восточной стороны Успенского собора стояла деревянная часовня над ключом, которую строил сам старец.

Канонизация Святого Трифона

Икона"Трифон Вятский перед Богоматерью",1692-1695г.

Серебряная рака с мощами Святого Трифона

После смерти Трифона началось его прославление как святого. Уже во времена архимандрита Ионы Баранова, был написан образ «Трифона Вятского» (1692-1695), деталью которого является рисунок, изображающий кремль Хлынова с его храмами, палатами и стенами. Это единственный дошедший до нас вид города конца XVII столетия. Тогда же преподобный Трифон Вятский был канонизирован. По заказу архиепископа Вятского и Великопермского Ионы Баранова 26 мая 1684 г. был заложен каменный Успенский собор. Через 5 лет собор был освящен. В 1690 г. туда были торжественно перенесены мощи святого Трифона и над могилой установлено богатое надгробие – серебряная рака. Здесь же хранится рукописное евангелие, переписанное им самим, посох и вериги преподобного. До 1742 г. сформировался каменный архитектурный ансамбль монастыря, сохранившийся в основных своих чертах и по настоящее время.

К настоящему времени восстановлен первоначальный исторический облик монастыря

В 1912 г. историк К. Селивановский так описывал Успенский ансамбль: «Кто бывал в Монастыре, тот ныне приятно будет поражен тем благоустройством и порядком, какие ныне царствуют в обители преподобного Трифона. Здания монастырские реставрированы, перекрыты, а то и вновь покрыты железом. Монастырский двор своею чистотой и благоустройством производит самое приятное впечатление». Архитектурный ансамбль включает в себя:

Благовещенская церковь и колокольня.

Кельи Трифонова Монастыря.

– собор Успения Богородицы, 1698 г.;

– Никольская надвратная церковь, 1692–1695 гг.;

– церковь Трёх Святителей, 1711–1717 гг.;

– церковь Благовещения, 1728 г.;

– колокольня, 1714 г. (воссоздана в 2000 г.);

– палаты настоятеля, 1719 г.;

– корпус братских келий, 1717-1725 гг., 1742 г.;

Корпус братских келий (больничный),1764 г.;

– юго-восточная угловая башня, 1774–1775 гг.;

– монастырская пивоварня, 1759 г.;

Посетим "сердце" монастыря - главный храм Свято-Успенский кафедральный собор.

Свято-Успенский кафедральный собор.

Иконостас Свято-Успенского собора Трифонова монастыря.

Средоточие же монастыря, сердце его - собор, построенный в конце 16 столетия из дерева и освященный в честь Успения Божией Матери. Главный храм Вятского Трифонова монастыря - Свято-Успенский кафедральный собор. Он был построен в 1580 году и сначала был деревянным, а в 1689 году стал каменным,отразив в себе черты Успенского собора в Московском Кремле. Здание было заложено архиепископом Ионой Барановым в 1684 году. В его интерьере находится огромный пятиярусный иконостас с древними, отреставрированными в XIX в. иконами. Большинство этих икон были присланы из Москвы в дар монастырю от царя и патриарха. В соборе как реликвии хранились Евангелие, писанное по преданию самим преподобным Трифоном, его вериги и посох из черного дерева.

Никольский Надвратный храм расположен у северных границ монастыря.

Никольская надвратная церковь.

Деревянный Никольский надвратный храм был выстроен в конце XVI века московскими мастерами, наметив северную границу монастыря. Дозорная книга 1601 года повествует: «Никольский круглый, построенный на столбах над святыми монастырскими воротами, однопрестольный.» Отмечается стилевая общность с Успенским собором, но Надвратная церковь более нарядна. Над средней частью храма был устроен зал для монастырской библиотеки. Над проезжими вратами располагались образы преподобного Трифона, со стороны двора – Архистратига Михаила. Храм фланкируется корпусами настоятельской и братской келий, что придает торжественность главному въезду в монастырь. Широкая арка подклетного этажа ведет во внутренний парадный двор монастыря.

Благовещенский храм.

Благовещенская церковь.

Благовещенский храм располагается к юго-западу от главного собора монастыря. Выстроенный за центральной площадью ансамбля, он придает многоплановость и глубину всей живописной группе основных монастырских сооружений и как бы отделяет официальную парадную часть ансамбля от внутренней монастырской территории, занятой кладбищем и хозяйственными постройками. Своеобразной формы купол, венчавший Благовещенскую церковь, перекликался с кубоватым покрытием башни у Братского корпуса и луковичными главами Успенского собора, подхватывая мягкий рисунок диагональной перспективы, открывающейся с северо-востока..

В глубине монастырской территории - Трехсвятительская церковь.

Трехсвятительная церковь..

В глубине монастырской территории, на ее южном участке, среди густой зелени деревьев, таинственно шумевших над монастырским кладбищем, белеет скромное по размерам здание Трехсвятительской церкви. Словно ковром покрыты стены церкви кирпичным узором. Многообломный карниз отсекает от стен четверика крутые дуги скульптурных закомар; тройные полуколонки, разделенные уступчатым выступом, отмечают углы объема; каждый наличник имеет свою, только ему присущую композиционную «затею» Уступчатые рамы, пышные наличники, набранные из точеных балясинок, витых жгутиков, розеток, колонок, всевозможных валиков и полочек зрительно расширяют окна, заполняя всю плоскость стены.

Подойдем к Святому источнику Трифонова монастыря.

Святой источник.

Преподобным Трифоном проникнуто в монастыре все, начиная с выбранного им некогда удивительной красоты места и со святого источника, у которого, согласно преданию, являлась будущему святому Сама Пресвятая Богородица. Святой источник – находится на восточной окраине монастыря. Происхождение его следующее. В 1804 г. ремонтировалась часовня над колодцем, который рыл сам Трифон. Тогда к источнику «в часовенный кладез» были проведены выдолбленные из бревен трубы для незамерзания воды в зимнее время. Часовня представляла собой оригинальный комплекс из двух площадок, расположенных на разных уровнях и соединенных лестницей из 16 ступенек. К часовне примыкал крытый ход. В средине 1990-х гг. часовня была заботливо восстановлена. Трифонов ключ - поистине символ Вятского края.. Дарующую телесное и душевное здравие воду источника многие верующие постоянно берут для питья.