Классный час «Дети - герои Великой Отечественной войны. Парты на винтовки. Дети-герои ВОВ 9 мая дети герои

Накануне праздника Дня Победы 9 мая у всех на устах . Но редко кто вспоминает вклад подростков в великую победу. Между тем ребята, которые не вызывали подозрений у гитлеровцев, активно помогали советским партизанам и диверсантам. Дети Великой Отечественной войны занимают почетное место среди героев-фронтовиков.

Дети мира – дети войны

Школьники, только вчера сдавшие экзамены, записались в партизаны или ушли на фронт, приписав в личных документах два года. Видя ужасы войны и пример старших товарищей, совсем еще юные ребята также хотели служить Родине. Только в белорусских лесах воевали около 75 тысяч детей мира, которые в одночасье стали детьми войны.

Не счесть, сколько было "сынов полка", поскольку командиры скрывали нахождение в своих рядах детей. Их всячески берегли как символ будущего, но зачастую дети наравне со взрослыми участвовали в военных операциях. Узнаем, как дети-герои ВОВ ковали общую победу.

Марат Казей

Полноправный разведчик штаба партизанской бригады №200 имени Рокоссовского родился в 1929 году в Белоруссии. В 30-е годы большевики арестовали его отца по обвинению в "троцкизме". В 1941 году мать Марата расстреляли уже немцы за помощь партизанам. Озлобленный мальчик убежал в лес.

В годы войны он прослыл отчаянным разведчиком. Марат активно участвовал в рейдах, подрывал вражескую технику, эшелоны. В 1943 году его наградили медалью «За отвагу » за прорыв вражеского кольца. Год спустя в ходе разведки он вместе с командиром попал в засаду. Пока оставались патроны, 14-летний паренек отстреливался. Когда опустел магазин, он подорвал себя и окруживших его немцев гранатой. В 1965 году Марат Казей получил звание героя СССР.

Владимир Тарновский


15-летний герой Великой Отечественной войны попал в Красную армию в 1943 году. За годы войны он лишился матери, отчима и младшего брата. Ему хотелось отомстить, и должность посыльного его явно не привлекала. Вскоре ему доверили место в разведроте. Медаль «За отвагу » он получил за захват "языка".

Ранее Владимир вывел заблудившиеся в тылу "студебеккеры" прямо на передовую, чем завоевал уважение старших товарищей. Вместе с ними уроженец Славянска добрался до Берлина, где мелком оставил памятную надпись на Рейхстаге. Он прожил долгую жизнь и умер в 2013 году.

Леонид Голиков


Дети-герои ВОВ часто проявляли смекалку, живой ум и находчивость, помогая старшим братьям, но чтобы поймать вражеского генерала с важными документами – такого не было. По крайней мере, пока в Москве не узнали о Лёне Голикове.

В годы войны 16-летний разведчик-партизан устраивал диверсии на железной дороге, рушил мосты, поджигал вражескую технику и склады. Но был в биографии героя удивительный случай, когда от него с портфелем в руках убегал наутек немецкий генерал.

Дело было на проселочной дороге. Леня сидел в засаде, поджидая врага. Тут появился генеральский «мерседес». Ребенок-герой подорвал машину гранатой. Из нее выскочил офицер, бросившись в сторону леса с портфелем в руках. Леня за ним. Настигнув генерала, он убил его и забрал документы. Пакет спецрейсом отправили в Генштаб в Москву. Герой Советского Союза Леня Голиков погиб зимой 1943 года, участвуя в наступлении Красной армии.

Аркадий Каманин


Среди "сынов полка", как правило, были дети, лишившиеся крова и родителей. Но биография Аркадия Каманина стоит особняком. Сын боевого летчика-героя СССР Николая Каманина отправился на фронт вслед за отцом. В 1943 году 14-летний Каманин-младший стал механиком одного из авиакорпусов Калининского фронта. Вскоре ему доверили летать на «летунке» наряду со взрослыми.

Самый молодой летчик Великой Отечественной войны в один из боевых вылетов заметил подбитый Ил-2 на нейтральной полосе. Аркадий эвакуировал пилота с пакетом документов, за что получил Орден Красной Звезды. В 1945 году он уже вовсю летал за линию фронта, прокладывая маршруты. В его активе медали за взятие Вены, Будапешта, Германии. Скончался ребенок-герой ВОВ год спустя от менингита.

Зина Портнова


Член легендарной ячейки «Юные мстители » Зина Портнова сражалась с врагом в белорусских лесах, приехав перед войной навестить бабушку. Сама Зина была родом из Ленинграда. В 16 лет она вступила в состав «Юных мстителей », проводя смелые диверсии и агитацию среди населения.

В 1943 году она получила задание выяснить причины провальной деятельности «мстителей » и выйти на связь с подпольем в тылу врага. Но немцы арестовали Зину. На допросе она молчала, а когда сил не осталось вовсе, разведчица выхватила у немецкого офицера пистолет и застрелила его, а также двух охранников. Но ей не удалось спастись.

Пытали ее особенно изощренно, пытаясь узнать имена подпольщиков. Однажды она даже бросилась под колеса грузовика, чтобы быстрее умереть. Но палачи схватили ее и принялись пытать еще жестче. Девушку расстреляли в 1944 году в деревне Горяны Витебской области Белоруссии. Звезду Героя СССР Зина Портнова получила в 1958 году.


Дети войны 1941-1945 годов не по своей воле взяли в руки оружие и бросили учебу. Их вынудила война, голод, разруха. Не будем забывать их огромный вклад в победу над гитлеровцами. Это общая победа. Ее ковали все - от детей и тружеников тыла до солдат передовой.

Классный час по теме «Дети - герои Великой Отечественной войны»

Цель: - воспитание у учащихся чувства глубокого патриотизма, веру в людей, готовность встать на защиту мира, защищать свою Родину.

Задачи:

обогащать знания учащихся о героическом прошлом своего народа, страны;

вызвать интерес к прошлому и настоящему своего родного края;

показать, какой вклад вносили дети в победу над врагом, массовый героизм народа;

вызвать у школьников чувство гордости за свой народ;

воспитывать чувство ответственности за всё, что происходит в мире;

развивать у учащихся навыки и умения работы с поисковым материалом.

Оборудование: мультимедиа, компьютер, экран, плакат.

Ход классного часа.

Организационный момент

Здравствуйте ребята!

Повернитесь и поздоровайтесь с нашими гостями, которые пришли посмотреть, как вы сегодня будете работать.

Актуализация знаний учащихся.

Скажите, о чем объявил диктор Левитан? (ответы детей)

Звучит « Священная война»

- Как вы думаете, какой теме будет посвящен на сегодняшний классный час?

А для чего мы посвящаем этот классный час именно войне? Нужно ли это или нет?

Подумайте, что вы сегодня можете узнать?

Для чего вы должны это знать? Для чего вам это понадобится?

Важны ли эти знания?

А почему важно не забывать тех, кто победил в этой великой войне?

Михаил Ломоносов: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего»

Как вы понимаете эти слова?

Ранним воскресным утром 22 июня 1941 года фашистски полчища вероломно нарушили границы нашей Родины. Так началась Великая Отечественная война, которая длилась 4 года. (учитель вывешивает на доску карточку с датой 22 июня 1941 г.)

1 ученик:

Июнь клонился к вечеру закат

И белой ночи развевалось море,

И раздавался звонкий смех ребят

Не знающих, не ведающих горя.

2 ученик:

Июнь…Тогда ещё не знали мы,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится лишь в 45-м, в мае.

3 ученик:

Казалось было холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли,

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

4 ученик:

Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала казалось,

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких то 5 минут осталось.

Сколько лет прошло со дня великой победы?

Правильно. И сегодня, на классном часе мы будем говорить о Великой Отечественной войне, о её героях.

«В сердцах наших жить будут вечно

Герои минувшей войны.

Нам память о них дорога бесконечно,

И ею мы с вами сильны!»

Герои минувшей войны, кого вы считаете героями?

Как вы думаете, а дети могли быть героями?

Чтобы стать героями, что должны были они сделать?

Посмотрите на фотографии на доске. Как вы думаете кто это?

Вот об этом мы сегодня будем говорить, о героях, которые были ещё детьми, такими же как и вы. Тема нашего классного часа «Дети - герои».

(На доске появляется тема урока)

Ученик рассказывает стихотворение:

Они - маленькие очевидцы,

Последние из могикан,

Им до сих пор тревога снится,

И до сих пор отбой не дан.

Из теплой полной снов постели,

Из комнат, где цветы цвели,

В бомбоубежища и

Они ночами с бабушками шли.

Они слез тогда уже не лили,

Они знали вкус полынь - травы

И с взрослыми всю беду делили,

Как с ними хлеб делили вы.

Знакомство с новым материалом.

Война, рассказать можно о многом: о разных битвах, о блокадном Ленинграде, о партизанском движении, о концлагерях, о том, как в тылу ковалась победа. Дети рано стали взрослыми, они заменили взрослых на заводах, в полях. Воевали в действующей армии и в партизанских отрядах.

«Вчера мы писали диктанты,

Чертили на досках круги,

А утром уже интенданты,

Нам выдали сапоги…»

Дети сражались, совершали подвиги, и были награждены орденами и медалями, удостоены званиями героя Советского Союза. Многие из них награждены посмертно.

Сегодня мы узнаем о судьбах обыкновенных мальчишек и девчонок, которые бегали, прыгали, учились, играли, разбивали носы и коленки, их имена знали только близкие родственники да друзья. Но пришел час, и они показали, каким огромным может быть маленькое детское сердце, когда разгорается в нём священная любовь к Родине и ненависть к её врагам. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий и горя военных лет. И они не согнулись под этой тяжестью, а стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Маленькие герои большой войны сражались рядом со взрослыми: отцами и братьями, сражались повсюду: на море, как Боря Кулешин, в небе, как Аркадий Каманин, в партизанском отряде, как Лёня Голиков, в Брестской крепости, как Валя Зенкина, в Керченских катакомбах, как Володя Дубинин. Их повзрослевшее детство было наполнено испытаниями, что придумай их, даже самый талантливый писатель, трудно было бы поверить. Но это было в нашей истории страны, было в судьбах маленьких граждан. Поэтому люди называют их героями.

Детей-героев было много, обо всех мы вам не сможем рассказать.Но ссудьбами некоторых хотели бы вас познакомить.

Подготовленные ученики читают доклады.

ЛЁНЯ ГОЛИКОВ.

Он был, как и вы, школьником. Жил в деревне, в Новгородской области. В 1941 году стал партизаном, ходил в разведку, вместе с товарищами взрывал вражеские склады, мосты. Лёня собирал сведения о численности и вооружении врагов. Используя его данные, партизаны освободили свыше тысячи военнопленных, разгромили несколько фашистских гарнизонов, спасли многих советских людей от угона в Германию. Сам Лёня уничтожил 78 фашистских солдат и офицеров, участвовал в подрыве 27 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 8 автомашин с боеприпасами. Лёня подбил гранатой легковой автомобиль, в котором ехал фашистский генерал. Генерал бросился бежать, но Леня метким выстрелом уложил захватчика, забрал портфель с ценными документами и доставил в партизанский лагерь. 2 апреля 1944 года он погиб. Лене присвоено звание Героя Советского Союза.

Чтец.

Бесстрашное имя - награда герою

Он вашим ровесником был

Споёмте о том, как любимец отряда

Бесстрашно в разведку ходил.

Споемте о том, как летали с пути эшелоны,

Которые он подрывал.

Всем сердцем в победу грядущую верил,

В бою он отчаянным был.

Недаром однажды фашистского зверя

В чинах генеральских подбил.

Вернулся в отряд он с бесценным пакетом.

Уснул у костра на земле

Не снилось ему, что о подвиге этом

На утро узнают в Кремле.

Что будет герою Звезда золотая -

Награда за воинский труд.

Что люди, о подвиге славном мечтая,

На Лёньку равненье возьмут.

МАРАТ КАЗЕЙ.

Белорусский пионер Марат Казей начал свой боевой путь с первых дней войны. Он распознал фашистских десантников, переодетых в форму красноармейцев, и сообщил о них пограничникам. Вражеский десант был полностью уничтожен. Марат был разведчиком у партизан. Не было случая, чтобы он не выполнил задание. Марат был награжден медалями “За боевые заслуги” “За отвагу”.

Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя. За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.

Навстречу им в своё бессмертье

Он сделал несколько шагов…

И грохнул взрыв, и грозным смерчем

Смело озлобленных врагов.

ЗИНА ПОРТНОВА .

Война Зину застала в деревне, куда она приехала на каникулы. Она участвовала в дерзких операциях против врага, распространяла листовки.

Зина Портнова ходила в разведку, участвовала в диверсиях, уничтожила не один десяток фашистов. Её выдал предатель. Однажды, когда партизанка, выполнив очередное задание, возвращалась в отряд, она попала в руки к гитлеровцам. На допросе схватив лежащий на столе пистолет, она застрелила двух фашистов, но убежать ей не удалось. Её допрашивал четвёртый день подряд фашистский офицер, увешанный крестами, ей руки за спину выкручивал солдат, её хлестала плеть, её гноили в яме. Отважная юная патриотка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой. Зинаиде Портновой присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

ВАЛЯ КОТИК.

Он родился в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд. Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени.

Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник.

Чтец.

Мы вспоминаем о боях недавних,

В них совершен был подвиг не один.

Вошел в семью героев наших славных

Отважный мальчик - Котик Валентин.

Вы услышали одни из многих рассказов о ребятах, которые сражались за Родину. Они погибли до 9 мая 1945 года. Они не видели парада победы на Красной площади в Москве, не разделили общего народного счастья. Но своим подвигом маленькие герои приблизили победу. Сколько было таких героев, точно не знает никто.

Сколько храбрых сердец молодых

Беззаветно служили народу

Пионеры и тысячи их

Кто погиб за страну и свободу.

Их могилы ты всюду найдешь

На дорогах минувших пожарищ.

Если ты, юный друг, где-то рядом пройдешь

То сними свою шляпу, товарищ!

Их имена и лица мы должны помнить, и поэтому сегодня мы вместе создадим коллаж из фотографий детей-героев. Давайте вспомним, что такое коллаж, мы уже встречались с этим понятием. Давайте разместим фотографии героев о которых мы узнали сейчас.

IV. Закрепление.

Работа в парах.

- Наш коллаж, оказался заполненным не до конца. Поэтому, для того чтобы наш коллаж заполнить полностью, сейчас вы самостоятельно познакомитесь ещё с героями.

Будете работать в парах, каждая пара получает своё задание, с историей об одном герое. Затем, поделитесь со всеми полученной информацией. Расскажите о ком вы прочитали, какой подвиг совершил этот герой и разместите фотографию героя на нашем коллаже

(Каждая пара получает текст о герое. Ребята должны прочесть его про себя. Затем назвать героя, и сказать какой подвиг он совершил и размещают фото на плакат)

А вы бы смогли бы стать такими же героями, как эти ребята?

Каким нужно быть, чтобы стать героем?

За какие поступки и подвиги человека можно назвать героем в наше время?

В каждом городе в каждом селе поставлены памятники и обелиски солдатам, защищавшим свою Родину против фашистов. Среди них и много памятников детям-героям.

А как называется памятник расположенный у нас в Перелюбе?

В 1967 году в нашем селе Перелюб Саратовской области был открыт мемориал Советскому Воину-Освободителю Памятник поставлен в честь погибших солдат в годы Великой Отечественной войны.

А в Болгарии в городе Пловдив на «Холме Освободителей» расположен один самых известных памятников русскому солдату-освободителю и называется он памятник Алёше. Этому памятнику посвящено много стихов. Давайте послушаем песню о нём.

Песня «Алёша»(исполняют дети)

V. Итоги классного часа.

1. - В самом начале нашего мероприятия мы с вами перед собой поставили цели, ребята, достигли ли мы их?

Узнали ли вы для себя новое?

Что именно вам запомнилось?

Какие чувства возникли у вас во время классного часа? (ответы детей).

Практическая работа.

Они не даром это пережили, а для того, чтобы мы с вами жили под мирным небом, дышали чистым воздухом, ходили по свободной земле. В память о тех, кто отвоевал мирное небо для нас, горит Вечный огонь.

Давайте и мы с вам «зажжем» свой Вечный Огонь в память о героях Великой Отечественной войн. (Каждый ученик приклеивает язычки пламени на плакат)

На этом мы завершаем классный час. Ребята это не все герои, о которых вы услышали. Их очень много. Но я надеюсь, что эти имена останутся надолго в ваших сердцах. Они станут для вас настоящим примером мужества и отваги.

Есть такая традиция - почтить память героев минутой молчания.

(Минута молчания)

Стихотворение «Я никогда не видела войны…».

1ученик.

Я никогда не видела войны

И ужаса ее не представляю,

Но то, что мир наш хочет тишины,

Сегодня очень ясно понимаю.

Спасибо Вам, что нам не довелось

Представить и узнать такие муки.

На вашу долю все это пришлось-

Тревоги, голод, холод и разлуки.

2 ученик.

Страшнее слова нету, чем война,

Которая уносит все святое.

Когда зловеще давит тишина,

Когда не возвратился друг из боя…

3 ученик.

Спасибо Вам за солнца яркий свет,

за радость жизни в каждом миге нашем,

За трели соловья, и за рассвет,

И за поля цветущие ромашек.

4 ученик.

Да! Позади остался страшный час.

Мы о войне узнали лишь из книжек.

Спасибо Вам. Мы очень любим Вас,

Поклон Вам от девчонок и мальчишек!

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, разводили голубей, иногда даже участвовали в потасовках. Но пришел час тяжелых испытаний и они доказали, каким огромным может стать обыкновенное маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине, боль за судьбу своего народа и ненависть к врагам. И никто не ожидал, что именно эти мальчишки и девчонки способны совершить великий подвиг во славу свободы и независимости своей Родины!

Дети, оставшиеся в разрушенных городах и сёлах становились беспризорными, обречёнными на голодную смерть. Страшно и трудно было остаться на оккупированной врагом территории. Детей могли отправить в концлагерь, вывезти на работы в Германию, превратив в рабов, сделать донорами для немецких солдат и т.д.

Вот имена некоторых из них: Володя Казьмин, Юра Жданко, Леня Голиков, Марат Казей, Лара Михеенко, Валя Котик, Таня Морозова, Витя Коробков, Зина Портнова. Многие из них так воевали, что заслужили боевые ордена и медали, а четверо: Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова, Леня Голиков, стали Героями Советского Союза.

С первых дней оккупации мальчишки и девчонки начали действовать на свой страх и риск, который действительно был смертельным.

"Федя Самодуров. Феде 14 лет , он воспитанник мотострелковой части, которой командует гвардии капитан А. Чернавин. Подобран был Федя на своей родине, в разрушенном селе Воронежской области. Вместе с частью участвовал в боях за Тернополь, с пулемётным расчётом вышибал немцев из города. Когда почти весь расчёт погиб, подросток вместе с уцелевшим бойцом взялся за пулемёт, долго и упорно отстреливаясь, задержал врага. Федя был награждён медалью «За отвагу».

Ваня Козлов, 13 лет, он остался без родных и уже второй год находится в мотострелковой части. На фронте он доставляет пищу, газеты и письма бойцам в самых сложных условиях.

Петя Зуб. Не менее трудную специальность избрал себе Петя Зуб. Он давно решил стать разведчиком. Родители его убиты, и он знает, как можно рассчитаться с проклятым немцем. Вместе с опытными разведчиками добирается до врага, сообщает по радио его местонахождение, и артиллерия по их указке даёт огонь, сокрушая фашистов". («Аргументы и факты», №25, 2010, с. 42).

А шестнадцатилетняя школьница Оля Демеш со своей младшей сестрой Лидой на станции Орша в Белоруссии по заданию командира партизанской бригады С. Жулина взрывали с помощью магнитных мин цистерны с горючим. Конечно, девчонки привлекали к себе куда меньше внимания немецкой охраны и полицаев, чем мальчики-подростки или взрослые мужчины. Но ведь девочкам впору в куклы было играть, а они сражались с солдатами вермахта!

Тринадцатилетняя Лида часто брала корзину или сумку и уходила на железнодорожные пути собирать уголь, добывая разведданные о немецких военных эшелонах. Если ее останавливали часовые, она объясняла, что собирает уголь, чтобы отапливать комнату, в которой живут немцы. Маму Оли и младшую сестрёнку Лиду фашисты схватили и расстреляли, а Оля продолжала бесстрашно выполнять задания партизан.

За голову юной партизанки Оли Демеш фашисты обещали щедрую награду - землю, корову и 10 тысяч марок. Копии ее фотографии были розданы и разосланы всем патрульным службам, полицаям, старостам и тайным агентам. Захватить и доставить ее живьем - таков был приказ! Но поймать девочку не удалось. Ольга уничтожила 20 немецких солдат и офицеров, пустила под откос 7 вражеских эшелонов, вела разведку, участвовала в «рельсовой войне», в уничтожении немецких карательных подразделений.

Дети Великой Отечественной Войны


Что было с детьми в это страшное время? Во время войны?

Сутками трудились ребята на заводах, фабриках и производствах, встав за станки вместо ушедших на фронт братьев и отцов. Дети трудились и на оборонных предприятиях: делали взрыватели к минам, запалы к ручным гранатам, дымовые шашки, цветные сигнальные ракеты, собирали противогазы. Работали в сельском хозяйстве, выращивали овощи для госпиталей.

В школьных пошивочных мастерских пионеры шили для армии белье, гимнастерки. Девочки вязали теплые вещи для фронта: варежки, носки, шарфы, шили кисеты для табака. Ребята помогали раненым в госпиталях, писали под их диктовку письма родным, ставили для раненых спектакли, устраивали концерты, вызывая улыбку у измученных войной взрослых мужчин.

Ряд объективных причин: уход учителей в армию, эвакуация населения из западных районов в восточные, включение учащихся в трудовую деятельность в связи с уходом на войну кормильцев семьи, передача многих школ под госпитали и др., помешали развёртыванию в СССР во время войны всеобщего семилетного обязательного обучения, начатого в 30-е годы. В оставшихся учебных заведениях обучение велось в две-три, а иногда и четыре смены.

При этом дети вынуждены были сами запасать дрова для котельных. Учебников не было, а из-за нехватки бумаги писали на старых газетах между строчками. Тем не менее, открывались и новые школы, создавались дополнительные классы. Для эвакуированных детей создавались школы-интернаты. Для той молодежи, которая в начале войны оставила школу и была занята в промышленности или в сельском хозяйстве, в 1943 году были организованы школы рабочей и сельской молодежи.

В летописи Великой Отечественной войны до сих пор остаётся ещё много малоизвестных страниц, например, судьба детских садов. "Оказывается, в декабре 1941-го в осажденной Москве в бомбоубежищах работали детские сады. Когда враг был отброшен, они возобновили свою работу быстрее, чем многие вузы. К осени 1942 года в Москве открылись 258 садиков!

Из воспоминаний о военном детстве Лидии Ивановны Костылёвой:

«После смерти бабушки меня определили в детский сад, старшая сестра в школе, мама на работе. В детский сад я ездила одна, на трамвае, это в неполных пять лет. Как-то я тяжело заболела свинкой, лежала дома одна с высокой температурой, лекарств не было, в бреду мне чудился поросёнок, бегающий под столом, но всё обошлось.
С мамой виделись вечерами да в редкие выходные. Детей воспитывала улица, мы были дружные и вечно голодные. С ранней весны бегали на мхи, благо лес и болота рядом, собирали ягоды, грибы, разную раннюю траву. Бомбёжки постепенно прекратились, в нашем Архангельске были размещены резиденции союзников, это привносило в жизнь определённый колорит - нам, детям, иногда перепадали тёплая одежда, кое-какие продукты. В основном же мы ели чёрные шаньги, картошку, тюленье мясо, рыбу и рыбий жир, по праздникам - «мармелад» из водорослей, подкрашенный свёклой».

Более пятисот воспитателей и нянь осенью 1941-го рыли окопы на подступах к столице. Сотни работали на лесозаготовках. Воспитательницы, еще вчера водившие с детьми хоровод, сражались в московском ополчении. Под Можайском героически погибла воспитательница детскою сада Бауманского района Наташа Яновская. Воспитатели, оставшиеся с детьми, не совершали подвигов. Они просто спасали малышей, у которых отцы воевали, а матери стояли у станков.

Большинство детских садов во время войны стали интернатными, дети находились там днем и ночью. И чтобы накормить детей в полуголодное время, охранить их от холода, дать им хоть капельку уюта, занять их с пользой для ума и души - для такой работы необходимы были огромная любовь к детям, глубокая порядочность и безграничное терпение". (Д. Шеваров «Мир новостей», №27, 2010, с. 27).

У детей изменились игры, появилась "…новая игра - в госпиталь. В больницу играли и раньше, но не так. Теперь раненые для них - реальные люди. А вот в войну играют реже, потому что никто не хочет быть фашистом. Эту роль у них выполняют деревья. В них стреляют снежками. Научились оказывать помощь пострадавшим - упавшим, ушибленным".

Из письма мальчика фронтовику: "Мы раньше тоже часто играли в войну, а теперь гораздо реже - надоела война, скорее бы она кончилась, чтобы мы опять хорошо жили…" (Там же).

В связи с гибелью родителей в стране появилось много беспризорных детей. Советское государство, несмотря на тяжелое военное время, все же выполняло свои обязательства перед детьми, оставшимися без родителей. Для борьбы с безнадзорностью была организована и открыта сеть детских приемников и детских домов, организовано трудоустройство подростков.

Многие семьи советских граждан стали брать к себе на воспитание детей-сирот , где они обрели себе новых родителей. К сожалению, далеко не все воспитатели и руководители детских учреждений отличались честностью и порядочностью. Вот некоторые примеры.

"Осенью 1942 г. в Починковском районе Горьковской области были пойманы одетые в лохмотья дети, воровавшие картофель и зерно с колхозных полей. Выяснилось, что «урожай собирали» воспитанники районного детского дома. И делали они это отнюдь не от хорошей жизни. При проведении дальнейшего расследования местные милиционеры раскрыли преступную группу, а, по сути, банду, состоявшую из сотрудников данного учреждения.

Всего по делу были арестованы семь человек, в том числе директор детдома Новосельцев, бухгалтер Сдобнов, кладовщица Мухина и другие лица. При обысках у них были изъяты 14 детских пальто, семь костюмов, 30 метров сукна, 350 метров мануфактуры и другое незаконно присвоенное имущество, с большим трудом выделенное государством в это суровое военное время.

Следствие установило, что путем недодачи полагающейся нормы хлеба и продуктов указанные преступники только в течение 1942 г. расхитили семь тонн хлеба, полтонны мяса, 380 кг сахара, 180 кг печенья, 106 кг рыбы, 121 кг меда и т.д. Все эти дефицитные продукты работники детдома распродавали на рынке либо просто сами проедали.

Только один товарищ Новосельцев ежедневно получал на себя и членов своей семьи пятнадцать порций завтраков и обедов. За счет воспитанников неплохо питался и остальной обслуживающий персонал. Детей же кормили «блюдами», приготовленными из гнилья и овощей, ссылаясь при этом на плохое снабжение.

За весь 1942 г. им лишь один раз выдали по одной конфетке к 25-й годовщине Октябрьской революции… И что самое удивительное, директор детдома Новосельцев в том же 1942 г. получил от наркомата просвещения почетную грамоту за отличную воспитательную работу. Все эти фашисты заслуженно были приговорены к длительным срокам заключения". (Зефиров М.В., Дектярёв Д.М. «Всё для фронта? Как на самом деле ковалась победа», с. 388-391).

В такое время проявляется вся суть человека.. Каждый день стоять перед выбором - как поступить..И война нам показала примеры великого милосердия, великого героизма и великой жестокости, великой подлости.. Мы должны это помнить!! Ради будущего!!

И никакое время не сможет вылечить раны от войны, тем более детские. «Эти годы, что были когда-то, горечь детства забыть не дает…»

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая 71-ой годовщине со дня Победы в Великой Отечественной войне
для детей 6-7 лет

«ДЕТИ ВОЙНЫ»

Цели: : воспитание патриотизма, гордости за подвиги дедов и прадедов в годы Великой Отечественной войны, интереса и уважения к людям, пережившим военное время.
Задачи: : формировать патриотические чувства у детей, любовь к Родине; формировать у детей чувство патриотизма через приобщение к стихам и песням Великой Отечественной войны; организовать сотрудничество с родителями в подготовке мероприятия. Развивать чувство уверенности в выражении содержания материала и эмоций посредством стихов, вокальных и хореографических навыков.
Звучит музыка к песне «9 Мая» (музыка З. Роот). После вступления выходит ведущий.
Ведущий читает стихотворение:

Если не мы, то кто же?
Т. Саврова
Если не мы, то кто же
Детям понять поможет,
Что такое Победа?
Почему молодыми
Умирали их деды?
Если не мы, то кто же
Детям понять поможет,
Почему стороной их обходит беда?
Потому, что пришла она –
Наша Победа!
Танец под песню «А закаты алые»
Слова Н. Осошник
Музыка В. Осошник



(после танца девочки переодеваются,4 мальчики читают строки).
Военная форма Победы
Т. Саврова
Ребёнок первый:
Я надел военную форму
В такой воевал мой прадед.
Я надел со звездой пилотку
Ведь у прадеда нынче праздник!
Ребёнок второй:
В такой же военной форме
И в пилотке такой со звездой
Был он совсем мальчишкой
И мир защищал для нас с тобой
Ребёнок третий:
Я горжусь этой формой
И звездой на пилотке горжусь,
Я горжусь своим прадедом
И Победой тоже горжусь.
Ребёнок четвёртый:
Я хочу рассказать всем детям,
Всем детям на всей планете
Каким героем был прадед
Ведь у прадеда нынче праздник.
Песня «Мой дедушка герой»
2 куплета (вокальная группа мальчиков).
Музыка: Натальи Вайнер
Слова: Аркадия Вайнера
1куплет:

Мой дедушка герой!
Он защищал страну,
Не спит он ночь, порой,
Как вспомнит, ту войну.
2куплет:
Был дважды ранен он,
Поправился и в строй.
И вновь бои с врагом,
Мой дедушка, герой!
На проигрыш к мальчикам подходят 3 девочки и все читают отрывки из стихов.


1 ребёнок (девочка):
Л.Багрова
А мальчишки играют в войну
Далёкую, но не забытую.
Мальчишки играют в войну
Слезами и горем омытую.
Е. Кирилова
Вы смотрели в глаза тех детей
Знает кто о войне не по книжкам,
Потерявших отцов, матерей,
С умным взглядом невзрослых детишек.
Т. Саврова
«Дети войны Великой» -
Так называют этих детей.
Целое поколение –
Миллионы жизней,
Тысячи страшных дней
И ночей.
2 ребёнок:
Светлана Сирена

«Дети войны»
Дети войны, вы детства не знали.
Ужас тех лет от бомбёжек в глазах.
В страхе вы жили. Не все выживали.
Горечь-полынь и сейчас на губах.
3 ребёнок:
Слёзы в глазах от обид застывали.
Кровь и расстрелы. Горела страна...
Долго ее из руин поднимали,
Жить лучше мечтали... Снова война.
4 ребёнок:
Дети войны, как же вы голодали...
Как же хотелось собрать горсть зерна.
На зрелых полях колосья играли,
Их поджигали, топтали... Война...
5 ребёнок:
В детских глазах испуг все читали.
Как же понять, что такое война?..
Взрослые дяди в них просто стреляли,
Их убивали, сжигали дотла.
6 ребёнок:
Дети войны быстро взрослыми стали.
Их детство украли фашисты-враги,
Дети войны игрушек не знали,
Книг не читали, прожить не могли.
7 ребёнок:
Многих спасли, но другие пропали:
От голода, пуль они полегли...
Братья и сёстры друг друга теряли,
Кого-то в детдом поместить помогли.
Уходят все

Презентация «Дети войны»

Подготовила Т. Саврова
После презентации выходит девочка с медвежонком.
Девочка читает:

... Молчание. Ни голоса не слышно.
Победу нынче празднует страна...
А сколько их, девчонок и мальчишек,
Осиротила подлая война?!..
(Мальчик выносит пенёк, девочка садится). Выходит ведущий:
(Читают стихотворение взрослый и девочка по ролям)

Ой, Мишка, как же страшно мне!
Л. Тасси


Взрослый:
Оборванного мишку утешала
Девчушка в изувеченной избе:
Девочка:
"Кусочек хлеба- это очень мало,
Но крошечка достанется тебе..."
Взрослый:
Снаряды пролетали и взрывались,
Смешалась с кровью черная земля.
Девочка:
"Была семья, был дом... Теперь остались,
Совсем одни на свете - ты и я..."
Взрослый:
... А за деревней рощица дымилась,
Поражена чудовищным огнём,
И Смерть вокруг летала злою птицей,
Бедой нежданной приходила в дом...
Девочка:
"Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,
И мне дадут на фронте автомат.
Я отомщу за то, что слезы прячу,
За то, что наши сосенки горят..."
Взрослый:
Но в тишине свистели пули звонко,
Зловещий отблеск полыхнул в окне...
(В записи звук взрыва.)
И выбежала из дому девчонка:
Девочка:
"Ой, Мишка, Мишка, как же страшно
(девочка убегает, мальчик убирает пенёк).
Взрослый:
Я вас призываю, нам всем это нужно,
Пускай на земле будет мир, будет дружба,
Пусть солнце лучистое всем нам сияет,
А войн - НИКОГДА и НИГДЕ не бывает!!!
Песня «День Победы»
Музыка Д.и В. Трубачёвых, слова А. Пилецкой
солист Миша Бычков

1 куплет:
И отцы наши и прадеды и деды
Помнят этот светлый праздник "День победы".
Помним подвиги геройских мы солдат,
Обелиски безымянные стоят.
Припев:
Победа далась нелегко,
И песня летит высоко.
Мы песней о победе всем напомним.
Кто грудью страну защищал,
Кто жизнь за победу отдал,
Минутой молчания их вспомним.
2 куплет:
Храбрость воины на фронте проявляли,
Отступать врага все время заставляли.
Свою Родину, детей, своих жен и матерей.
До последней капли крови защищали.
Припев:
После окончания песни к мальчику подходит девочка и читает стихотворение
«Мальчишки играют в войну»
Л. Багрова
А мальчишки играют в войну,
Идут в рукопашный бой
Мальчишки играют в войну,
Мир хотят защитить собой.
Оставьте игры в войну!
Планета оглохла от взрывов.
Услышьте на миг тишину!
Вражды остудите порывы!
Мальчишки, убейте ВОЙНУ!
Она не нужна никому!
Пусть МИР воцарит на Земле!
Нет в Мире места войне!
Мальчик читает:
О. Хромушина
Играют дети всей земли в войну,
Но разве о войне мечтают дети?
Над вьюгами и стужами седыми
Вновь торжествует юная весна
И как огонь с водой
Несовместимы,
Несовместимы
Дети и война!
Звучит вступление к песне «Птицы белые»
Музыка С.Ранда
Слова Т. Гунбина
Девочки выходят на танец

Танец «Птицы белые»}