Наркомат иностранных дел ссср. Народный комиссариат иностранных дел ссср. Народные комиссары иностранных дел ссср

8 ноября (26.10 по юлианскому календарю) Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов создал Совет Народных Комиссаров, в который входил Народный Комиссариат Иностранных дел (НКИД), наркомом по предложению Ленина был назначен Лев Давыдович Троцкий. 16

11 ноября (29.10 по юлианскому календарю) Приказ Троцкого: «Чиновники МИД, которые не приступят к работе до утра 1 ноября, будут уволены без права на пенсию».

5 декабря (22.11. по юлианскому календарю) Служащим зарубежных миссий и консульств Российской Республики предложено по телеграфу ответить, согласны ли они проводить внешнюю политику советского правительства. Только поверенный в делах в Португалии и временный поверенный в делах в Испании ответили согласием.

8 декабря (26.11. по юлианскому календарю) Уволены 28 глав российских миссий. Большинство сотрудников старого МИД уволилось по собственному желанию, аппарат НКИД в начале декабря насчитывал всего 30 чел.

Средства на счетах российских посольств за рубежом были арестованы тамошними властями вплоть до прояснения обстановки в России. Исключение составляло посольство в США, средства которого при известии о взятии власти большевиками посол Б.А. Бахметьев перевел на свой собственный счет. До установления дипломатических отношений между СССР и странами пребывания посольств здания российских миссий за рубежом продолжали занимать дипломаты, назначенные Временным правительством. По инициативе Троцкого секретные договоры со странами Антанты были опубликованы.

1918, 13 марта Троцкий покинул пост, не желая подписывать Брестский мир. После отставки Троцкого временным заместителем наркома был назначен Георгий Васильевич Чичерин (1872-1936), нарком с 30 мая. В августе 1918 г. дипкорпус перебрался в Архангельск, где высадились войска Антанты. Все иностранные дипломаты покинули территорию России в 1919 г. По окончании гражданской войны НКИД добился признания Советского Союза ведущими европейскими государствами. Установление дипломатических отношений означало подчинение Советской России нормам международного права. Исключение: отсутствие у советских дипломатов традиционных рангов. До 1941 г. главы всех советских дип. миссий за рубежом независимо от важности назывались полномочными представителями (полпредами), а посольства – полномочными представительствами (полпредствами).

1922-1990 гг. любые серьезные вопросы внешней политики решались в Политбюро ЦК партии.

1923 Представительства союзных республик БССР и УССР за границей прекратили свою деятельность. Отныне НКИД имел монополию внешних сношений.

1933, 16 ноября Установлены дипломатические отношения с США. Посол США Уильям Буллит – первый иностранный дипломат, принятый при советской власти в Кремле.

1937-1938 гг. Бóльшая часть сов. дипломатов погибла в эпоху массовых репрессий. Некоторые из страха стали невозвращенцами. Чудом уцелевший Литвинов в 1941-43 гг. был послом в США, на пенсии с 1946 г. При Чичерине и Литвинове посол мог спорить с наркомом, в случае несогласия обращаться в ЦК. В дальнейшем эта практика прекратилась.

1939, 3 мая НКИД возглавил по совместительству председатель СНК Вячеслав Михайлович Молотов (1890-1986). С 4 мая 1941 СНК возглавил Сталин, Молотов назначен «заместителем Председателя СНК СССР и руководителем внешней политики СССР, с оставлением его на посту Народного комиссара по иностранным делам». Установлены дипломатические ранги для глав дип. представительств СССР за рубежом.

1941, 22 июня В первый день войны с Германией нарком иностранных дел обратился к советскому народу с воззванием: «Наше дело правое. Мы победим».

1941, 16 октября – 1943, август Аппарат НКИД и дипкорпус эвакуированы в Куйбышев (Самару) – «запасную столицу». В Москве остался Молотов с секретариатом и группой дипломатов.

1943, 23 мая СНК установил парадную и повседневную (зимнюю и летнюю) форменную одежду для дипломатов. Повседневную форму отменили в 1954, парадная существовала до 1991 г. Она была скроена по образцу офицерской, послам полагались кортики (по легенде, предложены лично Сталиным). Использование формы приостановили в 1991 г.

1944, февраль Поправки к Конституции. Республики СССР получили право вступать в отношения с другими государствами, в союзных республиках (в том числе в РСФСР) образованы собственные наркоматы иностранных дел.

Народный комиссариат ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ УССР - ведомство иностранных дел Советов. Украина, основанное созданием 14 декабря 1917 (ст. Ст.) В Харькове съездом советов р. секретариата по мижнац. дел советов. УНР во главе с большевиком С.Бакинським (Л.Бернгеймом; 1886-1939). Но принципиальные вопросы международного характера должны решаться непосредственно ЦИК Советов . Украина и правительством, поэтому фактически основной задачей ведомства С.Бакинського стала координация ведения боевых действий советов. России и УНР Народного секретариата против Всевеликого Войска Донского и УНР Украинской Центральной Рады. С начала внешнеполит. активность советов. Украина была связана с дипломатией Советов . России на Брестских мирных переговорах 1918 Роль представителей легитимного укр. правительства имела видиграва-

Ты создана 12 января 1918 (30 декабря 1917) ЦИК Советов. Украина миссия в составе Ю.Медведева (председатель) и р. секретарей В.Затонского и В.Шахрая, вошедшая в состав рус. делегации. Делегация , в противовес представителям УЦР, не достигшим заметного дипломатического успеха. 1 марта 1918 в Полтаве р. секретариат по мижнац. дел был реорганизован в р. секретариат иностранных дел во главе с В. Затонский, которого 4 марта изменил Скрипник (одновременно председатель рождения. секретариата). Совместно с Ю.Коцюбинским и М.Врублевським он возглавил Чрезвычайный и Полномочный посольство ЦИК Советов. Украина и рождения. секретариата в Москву, где безуспешно пытался сохранить в РСФСР укр. советские структуры управления, но правительство В.Ленина не желал вовлечение России в войну с Германией. Поэтому укр. советов. структуры был распущен (по офиц. версии, они прекратили функционировать). В составе Временного рабоче-крестьянского правительства Украины, сформированного в г.. Суджа (ныне город Курской обл. РФ) 28 ноября 1918, внешнеполит. ведомство не было предусмотрено, только с его реорганизацией 28 января 1919 в Харькове в СНК УССР было введено р. комиссариат иностранных дел (НКИД) во главе с председателем правительства Х.Раковским. Уже на среде. 1919 он стал разветвленной учреждением в составе 9-ти отделов, в частности, дипломатически консульского, правового, иностр. агентств, дипкурьеров, общего, информационного и архивного. Однако системная перестройка аппарата НКИД УССР началась с 1920 года, когда было разработано «Положение о Наркомат иностранных дел республики», по которому на него возлагались функции: дипломатические отношения с иностр. гос-вами по заданиям правительства; выработки проектов междунар. актов для утверждения их верховной властью УССР; рук-во деятельностью дипломатических представительств и консульских учреждений; защита законных интересов граждан УССР за рубежом и иностранцев в Украине; контакты с дипломатическим корпусом зарубежных гос-в; сбор сведений о социально-экон., полит., культ. жизнь

Иностр. гос-в; ведения внешнеполит. пропаганды. Во главе ведомства стояли р. комиссар по иностранным делам и коллегия; нарком и его заместитель утверждались Всеукраинским центральным исполнительным комитетом по представлению правительства. По отбору и расстановке дипломатических кадров на первый план выдвигалась их лояльность к большевистскому режиму, принадлежность к правящей партии; руководители подразделений центр. аппарата и загранучреждений входили в парт. номенклатуры. На заседаниях политбюро ЦК КП (б) У решались вопросы командировки миссий за границу, их штаты, кадровые перемещения. Деятельность и кадры НКИД находились под пристальным контролем органов гос.

Сам Вячеслав Молотов об этом периоде отзывался так:

Конечно, мы наломали дров. Сказать, что Сталин об этом ничего не знал, - абсурд, сказать, что он один за это отвечает, - неверно. Если обвинять во всем одного Сталина, то тогда он один и социализм построил, и войну выиграл. А вы назовите того, кто меньше, чем Сталин, ошибался? Сыграл свою роль наш партийный карьеризм - каждый держится за своё место. И потом у нас если уж проводится какая-то кампания, то проводится упорно, до конца. И масштабы, и возможности большие. Контроль над органами был недостаточным. Революции без жертв не бывает.

Феликс Чуев. Член политбюро ЦК ВКП(б) Молотов

Говоря о степени своей ответственности за политические репрессии, Молотов заявлял:

Нет, я никогда не считал Берию главным ответственным, а считал всегда ответственным главным Сталина и нас, которые одобряли, которые были активными, а я всё время был активным, стоял за принятие мер. Никогда не жалел и никогда не пожалею, что действовал очень круто

В декабре 1935 г. Молотов писал академику И. П. Павлову:

…советские власти охотно исправят действительно допущенные на месте ошибки, и в отношении указываемых Вами лиц будет произведена надлежащая проверка. Но, с другой стороны, должен Вам прямо сказать, что в ряде случаев дело оказывается вовсе не таким простым и безобидным, как это иногда кажется на основе обычного житейского опыта, старых встреч, прежних знакомств и т. п. Мне во всяком случае не раз приходилось в этом убеждаться, особенно в сложной и богатой крутыми переменами политической обстановке нашего времени.

Нарком иностранных дел СССР

3 мая 1939 года на посту наркома иностранных дел СССР Максима Литвинова сменил сохраняющий должность председателя Совнаркома СССР Вячеслав Молотов.

Вступив в новую должность, Молотов провел кадровые перестановки в наркомате, в частности, уже 4 мая была арестована группа ближайших к Литвинову сотрудников, но сам Литвинов арестован не был. 23 июля 1939 года собрание НКИД приняло резолюцию, в которой в частности говорилось: «За этот короткий промежуток времени проделана огромная работа по очищению НКИД от негодных, сомнительных и враждебных элементов».

Молотов выдвинул на ответственную дипломатическую работу Андрея Громыко и ряд других молодых специалистов, получивших впоследствии широкую известность в сфере внешнеполитической деятельности.

Договор о ненападении между СССР и Третьим Рейхом

Летом 1939 года Молотов активно участвовал в англо-франко-советских переговорах в Москве, а после их неудачи провёл переговоры и подготовил заключение Договора о ненападении с Германией, который по докладу Молотова был ратифицирован Верховным Советом СССР 31 августа 1939 года.

28 сентября 1939 года Молотовым был подписан новый германо-советский договор «О дружбе и границе». В результате новых советско-германских соглашений к УССР и БССР были присоединены восточные воеводства Польши с преимущественно украинским и белорусским населением, а Виленский край с городом Вильно вошёл в состав тогда ещё независимой Литвы.

Являлся непосредственным участником советско-финских переговоров об изменении границы, продлившихся всего два месяца. В речи по радио от 29 ноября 1939 года обосновал необходимость войны с «финляндским правительством, запутавшимся в своих антисоветских связях с империалистами», и объявил о разрыве пакта о ненападении. По некоторым сведениям, после начала «Зимней войны» и обвинений в применении советской авиацией кассетных бомб при бомбардировках Хельсинки Молотов заявил, что советские самолёты сбрасывают корзины с хлебом голодающим жителям столицы Финляндии. 29 марта 1940 по окончании Зимней войны назвал её: «столкновение наших войск не просто с финскими войсками, а с соединенными силами империалистов». Первым озвучил нереальные данные о «линии Маннергейма», потерях, размерах военной помощи со стороны западных стран, и заявил о фактах расчленения советских пленных и прочих зверствах.

Прибытие Вячеслава Молотова в середине ноября 1940 года в Берлин с целью переговоров стало ответным визитом на два приезда в Москву Риббентропа. За трехдневное пребывание советской делегации в Берлине состоялись беседы с Адольфом Гитлером и две официальные встречи с Иоахимом Риббентропом, но по результатам этих переговоров стороны так и не пришли к компромиссу: советская сторона не присоединилась к Тройственному союзу. Также Народный комиссариат по иностранным делам выразил недовольство Советского Союза присутствием немецких войск в Румынии и угрозой введения их в Болгарию.

В ранге министерства, ответственный за проведение внешней политики Советского государства в 1917 -1946 гг.

История

Первоначально образован декретом 2-го Всероссийского съезда Советов 26 октября (8 ноября) года с качестве Народного комиссариата по иностранным делам и входил в число первых народных комиссариатов, образованных в соответствии с декретом «Об учреждении Совета Народных Комиссаров».

30 декабря 1922 года Первый съезд Советов СССР принял Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Вторая сессия ЦИК СССР утвердила 6 июля 1923 года Конституцию СССР , согласно статей 49 и 51 которой был образован НКИД СССР .

12 ноября 1923 года 4-я сессия ЦИК СССР утвердила новое положение о НКИД СССР. Наркоминделы союзных республик и их представительства за рубежом были ликвидированы. Одновременно в союзных республиках были созданы Управления уполномоченных НКИД СССР.

В 1923-1925 годах главой Управления уполномоченного НКИД СССР при СНК РСФСР был Виктор Леонтьевич Копп , а в 1925-1927 годах - Семён Иванович Аралов .

В 1944 году Народный комиссариат иностранных дел РСФСР был воссоздан. В 1944-1946 годах наркомом являлся Анатолий Иосифович Лаврентьев . В 1946 году реформировано в Министерство иностранных дел РСФСР.

В начале 30-х годов наступила вторая полоса признания СССР, когда были установлены дипломатические отношения с Испанией, США, Болгарией, Венгрией, Албанией, Румынией, Чехословакией, Бельгией, Люксембургом, Колумбией.

В декабре 1936 года в соответствии с вновь принятой Конституцией 1936 года НКИД изменил название. Он стал называться Наркомат иностранных дел , а не по иностранным делам , как было раньше.

В г. НКИД реформирован в Министерство иностранных дел СССР (МИД СССР) .

Народные комиссары иностранных дел

Народный комиссар Время работы

Новая социалистическая внешняя политика требовала и создания новой дипломатической системы. Организация нового специального органа была неотложным делом, поскольку предстояли важнейшие переговоры с Германией и ее союзниками. Новая власть начала свою деятельность с ликвидации старых министерств и создания новых органов государственной власти – народных комиссариатов.

Народный комиссариат по иностранным делам был образован в соответствии с декретом II Всероссийского съезда Советов «Об учреждении Совета Народных Комиссаров», принятым 26 октября 1917 г. В Конституции РСФСР 1918 г. в статье 43 Народный комиссариат по иностранным делам был назван первым среди перечисленных в ней 18 народных комиссариатов, что говорит о крайне важности его учреждения. 1 Подчеркивая это, управляющий делами Совнаркома В.Д. Бонч-Бруевич отмечал: «Первый комиссариат, который мы… организовали, был комиссариатом по иностранным делам, на что нас толкала сама жизнь». Первым наркомом был назначен Лев Троцкий. На самом деле, он меньше всего подходил для дипломатической работы, но для пропаганды идей революции трудно было найти более подходящую кандидатуру. 2

На ноябрь 1917 года НКИД состоял из народного комиссара и двух его уполномоченных, Отдела военнопленных, Правового отдела, Шифровального отдела, Отдела печати, Отдела виз, Отдела личного состава, Секретариата наркома, Восточного отдела, Западного отдела, Хозяйственного отдела и Регистратуры. Также в его состав входили: Комиссия по Румынским делам, Межведомственная комиссия по исполнению мирного договора, Академия, архивы. Для ведения внешней торговли также был организован соответствующий отдел. В НКИД сначала насчитывалось 30 сотрудников, с 26 декабря 1917 года – 126 сотрудников, к февралю 1918 года – почти 200 человек.

В целях прекращения и дальнейшего недопущения контрреволюционной деятельности осенью 1917 года НКИД предложил всем сотрудникам посольств и консульств незамедлительно сообщить, будут ли они проводить политику Советского правительства. На случай отказа правительство планировало передать их полномочия служащим ниже по рангу, оказавшимся более сговорчивыми. Было очевидно, что представители прежнего правительства не подчинятся НКИД. В связи с этим 26 ноября 1917 года был отдан приказ об увольнении 28 сотрудников посольств. В это время работать в наркомате было практически некому. Однако новый внешнеполитический орган был крайне важен, и позволить ему угаснуть на первых этапах развития было невозможно. В связи с этим на ответственные посты массово назначались активные люди с организаторскими способностями, которые заслужили доверие руководства партии. Только через несколько лет в Наркоминделе были преимущественно высококвалифицированные работники.

Народный комиссариат составляли члены партии большевиков, активно участвовавших в международном рабочем движении и, как правило, обладавших немалым политическим опытом. Некоторые из них провели долгие годы в эмиграции и успели изучить обстановку в различных странах, изучить несколько языков. Такие люди были особенно полезны в комиссариате.

Первоначально основной деятельностью НКИД признавалась не чисто дипломатическая работа, а в большей степени информационная деятельность, которую нужно было проводить за границей. Однако действительность заставляла заботиться не только информационной (пропагандистской) деятельностью, но и думать об установлении дипломатических контактов с другими странами, без чего было невозможно вывести Россию из дипломатической изоляции, в которой она оказалась после октября 1917 года. 3

К числу первоначальных задач НКИД относились:

    установление внешних отношений Советского государства

    подготовка и проведение мирных переговоров с целью выхода из войны

    обеспечение осуществления внешнеторговых сделок

    информирование мировой общественности о политическом курсе нового правительства

    способствование переводов средств через Красный Крест для содержания российских воен­нопленных и решение вопросов об их дальнейшей судьбе

Уже в первые дни Советской власти перед большевиками встал вопрос об организации советских представительств за рубежом. Это объяснялось тем, что многие прежние дипломаты и послы включились в борьбу против Советской власти.

Осенью 1917 года представителем РСФСР в Дании, Швеции и Норвегии стал В.В. Воровский. Полномочным представителем Советской России в Англии стал М.М. Литвинов. Л.Б. Красин стал выполнять важные дипломатические задачи, его помощником стал И.И. Майский. Проблема состояла в том, что капиталистические государства отказывались воспринимать Советское правительство, а, соответственно, и его дипломатов и послов.

18 октября был издан декрет СНК об учреждении советских консульств за рубежом. 30 июня 1918 года было утверждено « Положение о работе НКИД», в котором определялось его внутреннее устройство и функции зарубежных представительств.

Позднеев структура наркомата произошли некоторые изменения: была создана отдельная канцелярия заместителя наркома, в Отдел личного хозяйства было включено отделение денежных переводов и ссуд, Западный отдел был переименован в Отдел Запада с отделением Срединной Европы. Были созданы стол дипломатических курьеров и общая регистратура.

В январе 1918 года заместителем народного комиссара по иностранным делам стал Г.В. Чичерин. Фактически, он им уже был, т.к. Троций все время пребывал в Брест-Литовске на переговорах. А после их срыва и нарушения распоряжений Центрального Комитета партии в марте 1918 года Троцкий был снят с должности. 30 марта Чичерин официально занял его место. К этому времени его уже характеризовало высшее руководство партии как прекрасного работника.

В связи с необходимостью налаживать внешние контакты стала возрастать потребность в профессионально подготовленных дипломатических кадров для нового государства. Осенью 1920 года по инициативе НКИД были сформированы и начали свою первую работу первые краткосрочные курсы подготовки работников дипломатической сферы. На первую сессию записалось 30 слушателей, но завершили ее только 17. Однако, выдающихся деятелей в сфере международных отношений подготовить не удалось. В январе 1921 года прошли новые полугодовые курсы, которые уже имели определенную пользу и внесли вклад в дело подготовки кадров дипломатических и внешнеторговых работников Советской России.

Важным критерием отбора в штат НКИД являлась принадлежность к коммунистической партии. Этот принцип признавался особо значимым. Ленин, объясняя причины безупречного состава служащих Наркоминдела, говорил, что «там, во-первых, не могли остаться в сколько-нибудь заметной доле дипломаты старой марки», во-вторых «Наркоминдел работает под непосредст­венным руководством нашего ЦК» 4

Принципы классовости и партийности сохранялись в НКИД и в дальнейшем, вплоть до распада СССР и не только в комиссариате по иностранным делам. Сложился порядок, при котором назначение на руководящую должность комиссариата невозможно было назначить человека без одобрения Секретариата ЦК и его детальной проверки Секретариатом. Вся дипломатическая служба оказалась фактически под руководством и контролем высших партийных органов.

Советскую Россию на международной арене достойно представляли Г.В. Чичерин, М.М. Литвинов, Л.Б. Красин, А.М. Колонтай, И.М. Майский, А.А. Громыко, Я.А. Малик, В.М. Молотов и многие другие дипломаты.

Прочный фундамент, заложенный в основу создания НКИД и его деятельности, меры по его дальнейшему совершенствованию, хорошая подготовка дипломатических кадров способствовали тому, что с течением времени комиссариат превратился в хорошо организованное министерство. Это министерство было способно обеспечить для Советского государства надежную защиту, внешнеполитическую позицию, налаженные контакты с другими государствами, а так же активное участие в решении всех важных международных проблем.

    Подписание Брестского мира

За всю историю отношений между Россией и Германией, они носили самый разный характер - варьировались от тесного сотрудничества до непримиримой вражды. Еще в середине 18 века, когда Пруссия стала влиятельной фигурой в Европе, сформировались 2 совершенно разных подхода к отношению с Россией. Сторонники первого подхода рассматривали Россию как своего естественного союзника, сторонники другого подхода стремились к созданию Великой Германии и враждебное отношение к России были частью реализации такого подхода. В высших политических кругах Германии были сторонники обоих подходов. В годы Первой мировой войны преобладали сторонники Великой Германии и отражением их действий стал Брестский мир, цель которого заключалась в том, чтобы ослабить Россию и убрать ее из центра международной арены. 5

В 1916-1917 годах в России происходили важные события. Она была наиболее слабым звеном Антанты в экономическом, политическом и военном отношениях. Постоянные поражения на фронте, резкое ухудшение экономического положения в стране приводили к росту недовольства правящей верхушкой.

Обстановка в Германии делала перспективы победы в стране очень проблематичными. Из-за нехватки ресурсов нередки были демонстрации и забастовки народных масс. Победа в России большевиков оживила надежду Германии на победоносное окончание войны, т.к. к власти пришли те люди, которые выступали за поражение «собственного правительства» в мировой войне. Германское правительство оказывало большевикам финансовую поддержку и, возглавив Россию, большевики предложили всем воюющим странам заключить немедленное мирное соглашение, вольно или невольно подыгрывая немцам. На это предложение отозвались Германия и ее союзники (Австро-Венгрия, Турция, Болгария). 6

Предпосылки подписания Брестского мира в России:

    Нарастание антивоенных движений в тылу и на фронтах.

    Материальные недостатки в вооружении, снабжении, военной технике, продовольствии, топливе и т.д.

    Глубокие противоречия между царской монархией с одной стороны и либеральной буржуазии и революционно-демократического лагеря с другой стороны.

    Революционное состояние.

9 декабря в офицерском собрании в Брест-Литовске начались переговоры о мире. Германскую делегацию возглавлял министр иностранных дел Рихард фон Кюльман, австро-венгерскую - министр иностранных дел, графОттокар Чернин. Во главе делегации Советской России стоял А.А.Иоффе. С первых минут переговоров стало ясно, что представители стран-союзниц Германии почти не имеют влияния, Германия фактически вела переговоры от их имени. 7

Исходя из принципов, изложенных в Декрете о мире, российская делегация выдвинула программу мирных переговоров, состоящую из шести следующих пунктов.

"1) Не допускаются никакие насильственные присоединения захваченных во время войны территорий. Войска, оккупирующие эти территории, выводятся оттуда в кратчайший срок.

2) Восстанавливается во всей полноте политическая самостоятельность тех народов, которые во время настоящей войны были этой самостоятельности лишены.

3) Национальным группам, не пользовавшимся политической самостоятельностью до войны, гарантируется возможность свободно решать вопрос о своей принадлежности к тому или иному государству или о своей государственной самостоятельности путем референдума...

4) По отношению к территориям, сообитаемым несколькими национальностями, право меньшинства ограждается специальными законами, обеспечивающими ему культурно-национальную самостоятельность и, при наличности фактической к тому возможности, - административную автономию.

5) Ни одна из воюющих стран не обязана платить другим странам так называемых “военных издержек”...

6) Колониальные вопросы решаются при соблюдении принципов, изложенных в пунктах 1, 2, 3 и 4". 8

После того, как Россия предъявила свою программу, Германия объявила перерыв, который затянулся на три дня. 25 декабря в день возобновления договоров Кюльман объявил, что основные пункты русской декларации могут быть положены в основу мира. Однако «предложения русской делегации могли бы быть осуществлены лишь в том случае, если бы все причастные к войне державы, без исключения и без оговорок, в определенный срок, обязались точнейшим образом соблюдать общие для всех народов условия». Кроме того, Германия была полностью не согласна с пунктом 6 о колониях, заявив о «дружбе и преданности» с покоренными народами. 9

Во время следующего перерыва было решено обсудить каждый пункт будущего договора, а так же дать возможность странам Антанты присоединиться к нему. Иоффе торжествовал, что советские условия были приняты странами Четверного союза. Однако советские делегаты не осознали истинное значение фразы «без аннексий и контрибуций» для Германии. Это вовсе не означало готовность вернуть Польшу, Курляндию и Литву России. Политические и стратегические интересы Германии делали эту идею практически невозможной. Ситуация становилась напряженной, т.к. советские делегаты обсуждали радостное событие не только между собой, но и с делегатами других стран. В результате германский генерал и дипломат Гофман прямо заявил Иоффе о неправильном истолковании будущего мира, что привело к временному срыву переговоров и возвращению Иоффе в Петроград. 10

Однако переговоры были восстановлены. Советскими дипломатами было предложено проведение плебисцита в Литве, Польше и Курляндии, в котором народам будет предоставлено право на самоопределение.

От стран Антанты не приходилось ждать согласия о переговорах. МИД Франции С. Пишон заявил, что «Россия может стремиться заключить сепаратный мир с нашими врагами или нет, - это ее дело. В любом случае, война будет продолжена».

Дальнейшей тактикой переговоров со стороны Советской России была принята тактика их максимального затягивания. Для этой роли главой советской делегации назначили Л.Д. Троцкого. Первым делом он попытался перенести переговоры из Брест-Литовска в Стокгольм, однако в ответ получил решительный отказ и угроза срыва. Днем позже была получена телеграмма: страны Четверного союза отказывались от предыдущих обязательств в связи с нежеланием Антанты участвовать в переговорах.

Троцкий с начала нового этапа конференции дал понять, что он прибыл, чтобы заключить мир, а не завязать дружбу, и его поведение оставляло желать лучшего с точки зрения этики переговоров. В течение месяца Троцкий и Кюльман пытались решить вопрос по поводу самоопределения народов, его форм, принципов и средств реализации. Троцкий всегда выражал свои мысли прямо, нередко демонстрируя открытое презрение к оппоненту. К плюсам его тактики можно отнести стремление говорить о конкретных вещах, к минусам – он не был сведущ в дипломатических тонкостях, в отличие от Кюльмана.

Для ослабления позиций советской делегации и давления на нее были использованы претензии украинской Центральной Рады. 28 декабря, когда на повестке дня было обсуждение территориальных проблем, Центральные державы выдвинули в центр украинский вопрос. Советской делегации было необходимо сделать выбор:

    Признать независимым статус Украины недействительным, что способствовало бы дальнейшим сепаратным переговорам между Украиной и Германией и созданию антироссийского союза.

    Признать статус Украины и ее делегатов, в результате чего на переговорах ее бы представляли враждебные большевикам представители Центральной Рады.

Троцкий был вынужден признать независимость и суверенность Украины (иначе бы это противоречило предыдущим заявлениям о предоставлении народам права на самоопределение), представителей же признал Четверной союз. Украина официально стала полноправным участником переговоров. 11

30 декабря большевики сформулировали свои требования по спорным территориальным вопросам, а именно: дать возможность самоопределения Литве, Польше, Курляндии. На этот раз Центральные державы дали конкретный отказ и предъявили свои условия: «линия Гофмана» отрезала от территории бывшей Российской империи 150 кв. верст, а именно: бывшее Царство Польское, Литва, части Белоруссии, Украине, Эстонии и Латвии. 12 Советская Россия вновь попросила о перерыве.

Заседания возобновились 17 января. В Брест-Литовск прибыли представители правительства Украины из Харькова. Картина стала еще более запутанной. Украину представляли два правительства, и Центральные державы в зависимости от обстоятельств решали с кем иметь дело. Троцкий попытался оспорить представительство Центральной Рады, однако был встречен протестом. 27 января был подписан сепаратный мир между Центральной Радой Украины и Четверным союзом.

Безусловно, этот договор существенно ослабил позиции советской делегации. В тот же день Кюльманом был предъявлен ультиматум на основе «линии Гофмана», на что Троцкий ответил знаменитой фразой «ни мира, ни войны». Это означало, что Советская Россия больше не может вести переговоры, война объявляется прекращенной, а российские войска демобилизируются.

5 февраля 1918 года германские и австрийские войска начали очередное наступление, на что русские войска не смогли оказать сопротивление. В этих условиях Четверному союзу была отправлена телеграмма согласием о мире, однако, наступление продолжалось.

23 февраля был получен ультиматум от Германии, который предусматривал еще большие территориальные уступки.

Вновь делегации встретились 1 марта в Брест-Литовске. Во главе советской делегации был Г. Сокольников, который подписал мирный договор:

    Состояние войны признавалось прекращенным.

    Россия должна была признать независимость Украины во главе с Центральной Радой.

    Россия лишалась Царства Польского, Украины, Курляндии, Лифляндии, Великого княжества Финляндского.

    На Кавказе Россия лишалась Карсской и Батумской области.

    Россия должна была провести демобилизацию армии и флота.

    Россия лишалась Балтийского и Черноморского флота.

    Репарации России приравнивались 6 миллиардам марок, так же она должна была выплачивать убытки, понесенные Германией в ходе русской революции. 13

Брест-Литовский мир был неизбежен для России. Ее военный потенциал не соответствовал масштабам войны, и страна близилась к военной катастрофе. Уже в первые годы войны стало понятно, что русское войско для Антанты – «пушечное мясо». В связи с этим стремление большевиков заключить сепаратный мирный договор вполне объяснимо. В российской истории Брестский мир традиционно считается унизительным и позорным, хотя некоторые историки считают его подписание дипломатической хитростью. Германию одолевали внутренние беспорядки, и назревала революция. Существует мнение, что мир был хитростью ради победы, потому как после долгожданной революции в Берлине РСФСР аннулировал Брестский мир.