Окружающий мир зима старшая группа. Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе на тему: Зима. Дидактическая игра «Где снежинки?»

Республика Татарстан Черемшанский район с.Карамышево МБДОУ «Миляшкай», воспитатель детского сада – Сафиуллина Альбина Чулпановна
Программное содержание:
-уточнить и углубить у детей чувство причастности к окружающему миру,
-познакомить детей с ежом,
-формировать чувство причастности к окружающему миру,
-закрепить названия детенышей диких животных,
-воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным,
-активизировать словарь детей: пушистая, мягкая, берлога, дупло, кора деревьев.
Предварительная работа:
- рассматривание картин с изображением диких животных,
- чтение произведений Г. Скребницкого о животных,
-беседы о зиме.
Ход занятия:
Воспитатель:
-Дети, подойдите к окну, посмотрите и скажите - какое сейчас время года?
Ответы детей.

Воспитатель:
-Да, на улице много снега. На прогулке мы наблюдали с вами за погодой, за деревьями, катались с горы на санках, наблюдали, как старшие дети катаются на коньках на катке. Интересно, а что же сейчас происходит в лесу? Хотите отправиться в путешествие в зимний лес?
Играет спокойная музыка.
Закройте глаза и представьте себе, что мы оказались в лесу. Зимний лес тих и спокоен. Зима укрыла лес пушистым снегом. В лесу свежий воздух и бодрящий морозец.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
Теперь откройте глаза, я превращу вас в снежинки:
Ну-ка, детки, покружитесь
И в снежинки превратитесь.
Подул сильный ветер и снежинки прилетели на лесную полянку.
1. Воспитатель:
-Ой, ребята, кто это?
Комочек пуха, длинное ухо.
Летом серый, зимой белый.
Ответы детей.
Воспитатель:
Правильно, это зайчик.
-А где зимой прячется зайчик? Почему?
-Какую шубку носит зайчик зимой?
-А почему он белую шубку одел?
-Что делает зайчик днем?
-А вечером?
-Чем питается зайчик зимой?
-А как зовут детенышей зайчика?
Мы с вами знаем песенку про зайчика, давайте споем ее.
Дети поют песню "Заинька-зайка".
В конце песенки прыгают как зайцы.

А теперь пойдем дальше.
2. Воспитатель:
-Отгадайте загадку:
Пушистый серенький зверек
По деревьям прыг да скок,
Мелькает меж ветвей
Все проворней и быстрей.
Ответы детей.
Воспитатель:
-Правильно, это белочка.
-Какую шубку носит белочка зимой?
-А почему не рыжую?
-А враги у белочки есть? Кто они?
-Какие припасы готовит себе белочка на зиму?
-Куда прячет белка свои припасы?
-А какой домик на зиму делает себе белка? Где?
-Для чего ей такое прочное гнездышко?
Ай да белочка-хлопотунья, приготовила себе на зиму теплое и уютное гнездышко.
-А как зовут детенышей белки?
3. Воспитатель:
-Дети, а я слышу - кто-то там похрапывает. Догадайтесь, про кого я расскажу:
Кто мохнатый и большой
Летом по лесу гуляет?
Зимой в берлоге отдыхает?
Ответы детей.
Воспитатель:
-Правильно, медведь.
Как на горке снег, снег.
И под горкой снег, снег,
И на елке снег, снег,
И под елкой снег, снег.
А под снегом спит медведь-
Тихо, тихо - не шуметь.
-Что делает медведь зимой?
Давайте подставим ладошки: чувствуете - тепло, медведь дышит.
-А что любит есть медведь?
-Холодной зимой в берлоге у медведицы появляются маленькие и беспомощные детеныши. Как их называют?
А сейчас я превращу вас в медвежат.
Ну-ка, дети, покружитесь
В медвежаток превратитесь.
Физкультминутка.
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили.
Вот так, вот так,
Головой своей крутили.
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали,
Вот так, вот так,
Дружно дерево качали.
Вперевалочу ходили
И из речки воду пили.
Вот так, вот так,
И из речки воду пили.
А потом они плясали,
Выше лапы поднимали.
Вот так, вот так,
Выше лапы поднимали.
4. Воспитатель:
-Ой, ой, ой! Что это меня так укололо? А вот угадайте, кто сидит в гнездышке?
Угрюмый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А ниток ни одной.
На зиму засыпает,
Никому он не мешает.
Ответы детей. Правильно, это ежик. Давайте поближе с ним познакомимся. Подойдите к картине.
Ежик - очень забавный зверек. Он толстенький, кругленький. У ежа вся спина покрыта острыми колючками, а не шерстью, только мордочка, лапки и брюшко без колючек. Как только ежик заслышит опасность, сейчас же свернется в клубочек, спрячет внутрь мордочку, живот и лапки, а колючки во все стороны выставит. Попробуй-ка подступиться к нему. Ежи любят есть разных козявок, червячков, ловят мышей. Этим они приносят большую пользу. Днем ежик спит в гнездышке, а ночью входит на охоту. На зиму ежик забирается в теплое гнездышко и засыпает крепким сном до теплых весенних дней. А детенышей ежа зовут - ежата. Как зовут детенышей ежа?
Ответы детей.
Игра "Хорошо - плохо".
Воспитатель:
-Как вы думаете, как живется зимой в лесу зверям - хорошо или плохо?
-Почему плохо? Почему хорошо?
-Правильно, холодно и голодно зверям в лесу зимой. Поэтому в нашей стране есть такая профессия - лесник, работники которой заботятся о лесных зверях. Для зайцев, например, они готовят кучи осиновых веток, для лосей - кормушки с сеном. Давайте и мы поможем зверям в это холодное и голодное время.
Игра "Накорми зверюшек".
На одном столе - игрушки- звери, на другом - угощение. Необходимо угостить зверей.
-Сколько зайчат угостили морковкой?
-Сколько белочек угостили орешками?
-Сколько медвежат угостили медом?
Воспитатель:
-А я вам тоже приготовила сюрприз - принесла кормушку. Не только животным голодно зимой, но и птицам. Сейчас, на прогулке мы повесим кормушку на нашем участке и будем подкармливать птиц семечками и хлебными крошками.

Программное содержание: обобщать представления о зиме; закреплять знания о характерных признаках зимних месяцев. Знакомить с поговорками и пословицами о зимних месяцах. Учить устанавливать связи и закономерности в природе. Воспитывать интерес к произведениям о зиме.
Материалы: картинки с изображением зимы и лета, схема образования снежинки.
1. Организационный момент.

Дети стоят в кругу.

Ребята, предлагаю немного попутешествовать.

Закройте глаза и покружитесь вокруг себя:

Раз-два-три – покружись

В центр круга повернись!

Показать картинку с изображением лета.


Какое время года изображено на картинке?

А вы знаете, что на Земле есть такие места, где всегда лето?


А теперь опять закройте глаза.

Раз-два-три – покружись

В центр круга повернись!

Показать картинку с изображением зимы.

Какое время года вы видите?

А есть и места, в которых круглый год зима.

А у нас с вами какое время года целый год? (Ответы детей.)

Правильно, нам с вами повезло. Мы можем любоваться всеми временами года: и зимой, и весной, и летом, и осенью.

2. Основная часть.

Предлагаю поиграть в игру «Закончи предложение» , а заканчивать по очереди мы будем одно и то же предложение: «Только зимой ….»

Вот вы сказали, что зимой много снега. Много снега – это много снежинок. А знаете ли вы, как образуются снежинки? (Рассматривание схемы образования снежинки. )


Высоко-высоко в небе находятся крохотные кристаллики льда. Они намного меньше снежинок. Как только кристаллики попадают в тучу, они соединяются друг с другом и превращаются в снежинку. Снежинка становится достаточно тяжёлой, чтобы упасть на землю. Летит она очень медленно, и за то время пока летит, снежинка изменяется несколько раз: то подтаивает, то соединяется с другими кристаллами и становится ещё больше. Среди прилетевших на землю снежинок мы не найдём ни одной одинаковой. Но у всех них будет по 6 лучиков. Вот попробуйте найти во время снегопада 2 одинаковых снежинки и посмотрим, что из этого выйдет!

Куда не посмотришь зимой, всё вокруг белым-бело. Кажется, что вся жизнь в природе остановилась. Неужели это так? (Ответы детей.)

Вы правы, природа зимой не погибает, а лишь засыпает глубоким сном. Это можно увидеть на примере деревьев. Посмотрите, я принесла в группу ветку дерева. (Рассматривание ветки с почками. ) Как вы думаете, что будет, если поставить ветку в воду и оставить в тепле? (Ответы детей.)

Сколько длится зима по времени? (Ответы детей.)

Мудрый русский народ придумал о каждом месяце пословицы и поговорки . Давайте вместе подумаем и объясним их значение.

Декабрь год кончает, а зиму начинает.

В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реки наводит мосты.

Январь – месяц ярких звёзд, белых троп, синих льдов.

Январь – году начало, зиме середина.

Февраль – ветродуй, вьюговей, бокогрей.

В феврале два друга – мороз да вьюга.

Ребята, а вы знаете, что у зимы капризный, изменчивый характер.

Зима бывает тихая и нежная, игривая и шаловливая, а порой бывает злая и ворчливая, такая, какой её описал К. Ушинский в рассказе «Проказы старухи-зимы».

«Проказы старухи-зимы» Константин Ушинский

Разозлилась старуха-зима, задумала она всякое дыхание со света сжить. Прежде всего она стала до птиц добираться: надоели ей они своим криком и писком.

Подула зима холодом, посорвала листья с лесов и дубрав и разметала их по дорогам. Некуда птицам деваться. Стали они стайками собираться, думушку думать. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в тёплые страны. Остался воробей, и тот под стреху забился.

Видит зима, что птиц ей не догнать: накинулась на зверей. Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса, одела деревья ледяной корой и посылает мороз за морозом. Идут морозы один другого злее, с ёлки на елку перепрыгивают, потрескивают да пощёлкивают, зверей пугают. Не испугалися звери: у одних шубы тёплые, другие в глубокие норы запрятались; белка в дупле орешки грызёт, медведь в берлоге лапу сосёт; заинька, прыгаючи, греется, а лошадки, коровки, овечки давным-давно в тёплых хлевах готовое сено жуют, тёплое пойло пьют.

Пуще злится зима - до рыб она добирается: посылает мороз за морозом, один другого лютее. Морозцы бойко бегут, молотками громко постукивают: без клиньев, без подклинков по озёрам, по рекам мосты строят. Замёрзли реки и озёра, да только сверху, а рыба вся вглубь ушла: под ледяной кровлей ей ещё теплее.

Ну, постой же, - думает зима, - дойму я людей, и шлёт мороз за морозом, один другого злее. Заволокли морозы узорами окна; стучат и в стены, и в двери, так что брёвна лопаются. А люди затопили печки, пекут себе блины горячие да над зимою посмеиваются. Случится кому за дровами в лес ехать - наденет он тулуп, валенки, рукавицы тёплые да как примется топором махать, даже пот прошибёт. По дорогам, будто зиме на смех, обозы потянулись: от лошадей пар валит, извозчики ногами потопывают, рукавицами похлопывают, плечами подёргивают, морозцы похваливают.

Что понравилось больше всего?


Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

«Зимушка – зима» в старшей группе №10.

Цель: расширить и закрепить уже имеющиеся представления детей о зиме.

Задачи:

Образовательные:

Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы;

Продолжать знакомить детей с зимними месяцами: декабрь, январь, февраль;

Учить различать природные явления: вьюга, метель, ветер, снегопад;

Знакомить детей с русской национальной культурой, приобщать к фольклору, опираясь на потешки, загадки.

Развивающие:

Развивать способность внимательно рассматривать картину, отвечать на вопросы, делать выводы и заключения.

Воспитательные:

Воспитывать чувства культурного поведения на занятиях;

Воспитывать чувство эмпатии к родной природе.

Оздоровительные:

Регулировать смену деятельности.

Ход занятия:

Ребята, какое сейчас время года? (зима)

А какие вы знаете зимние месяцы? (первый – декабрь, второй – январь, третий - февраль)

А какой сейчас месяц? (декабрь)

Правильно, молодцы! Давайте мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику.

Пришла зима. Развести руки в стороны, показывая вокруг себя

Стало холодно. Обхватить руками себя за плечи и поежиться

Ударили морозы. Стукнуть правым кулаком по левой ладони

Реки покрылись льдом. Вытянуть руки перед грудью и развести их в разные стороны

Пошел снег. Руки поднять вверх, а затем плавными зигзагообразными движениями, не спеша, опускать их вниз Он падал белыми пушистыми хлопьями на землю, Изобразить сугробы

На дома, Соединить руки у себя над головой так, чтобы получилась «крыша»

На деревья, Согнуть руку в локте и поднять ее, пальцы растопырить, изобразив ветви дерева

На людей. Положить руки себе на голову

Ребята, давайте внимательно рассмотрим картину.

Рассматривание картины «Саша и снеговик»

Кто изображен на картине? (мальчик)

А во что мальчик одет? (на мальчике одета шуба, шапка, шарф, варежки, штаны и валенки)

А почему мальчик так одет? (потому что зима, на улице холодно)

А как вы думаете, что сделал мальчик? (мальчик слепил снеговика)

А из чего сделан снеговик? (снеговик сделан из снега)

Ребята, а какой снег? (белый, холодный, липкий)

А что есть у снеговика? (У снеговика нос из морковки, на голове ведро, а в руке метла)

Ребята, а что в руках у мальчика? (У мальчика лопатка и санки)

А как вы думаете, зачем они ему? (Чтобы брать снег, кататься с горки и т.д.)

Молодцы! А сейчас давайте мы с вами немножко отдохнем.

Проводится физ. минутка

Лепим мы снеговика

(имитация лепки снежков)

Из пушистого снежка.

Вот скатали первый ком,

(наклонившись «катают ком снега»)

Вот такой большущий он.

(разводят руками сверху через стороны вниз)

Ком второй чуть-чуть поменьше,

(то же, но чуть-чуть поменьше разводя руки)

Третий-это голова.

(чертят в воздухе круг)

Шляпа будет из ведра.

(над головой ставят ладони, как крышу)

Нос – морковка, а глаза –

(показывают пальцем нос, глаза)

Два весёлых уголька.

Всё, готов наш снеговик,

У него довольный вид.

Рот смеётся до ушей,

(показывают пальцем рот)

Веселит он всех детей.

(улыбаются)

Снеговик вдруг оживает

И ребяток догоняет.

Сели на стульчики.

Давайте, мы с вами вспомним другие зимние забавы. Для этого нужно отгадать загадки.

Деревянные кони

По снегу скачут,

А в снег не проваливаются. (Лыжи)

* * *

Всё лето стояли,

Зимы ожидали.

Дождались поры -

Помчались с горы. (Санки)

* * *

Льётся речка - мы лежим,

Лёд на речке - мы бежим. (Коньки)

* * *

Нелегко иногда забираться туда,

Но легко и приятно

Прокатиться обратно. (Снежная горка)

На ледяной площадке крик,

К воротам рвется ученик.

Кричат все: "Шайба! Клюшка! Бей!"

Веселая игра... (Хоккей)

На доску выставляются картинки с изображением зимних игр.

Молодцы ребята, отгадали все загадки. А сейчас мы с вами поиграем в игру, вставайте в кружок.

Игра с мячом «Кто, что?»

Наступает что?

Лежит что?

Завывает что?

Лепит кто?

Кружатся что?

Блестит что?

Катается кто?

Замерзает что?

Молодцы! Садитесь тихонечко на стульчики.

Ребята, а что еще есть на картине? О чем мы еще не сказали? (на картине изображено дерево)

А какое оно? (дерево без листьев, голое)

Почему дерево голое? (потому что на улице зима и все листья опали)

Ребята, а кто сидит на дереве? (на дереве сидят птицы: снегири и синицы)

Какие это птицы? (это зимующие птицы, они не улетают в теплые края)

Молодцы! Ничего не забыли. А сейчас послушайте потешки о зиме.

Как на тоненький ледок

Выпал беленький снежок.

Выпал беленький снежок,

Ехал Ванечка-дружок.

Ехал Ваня, поспешал

со добра коня упал.

Упал Ваня и лежит,

Никто к Ване не бежит.

Две девушки увидали

Прямо к Ване подбежали,

На коня Ваню сажали,

Светлана Адодина
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Зима»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром .

«Зима » .

Цель : дать детям знания о жизни птиц, животных и растений зимой.

Образовательные :

Уточнить и расширить знания детей о зиме, зимних месяцах

Показать зависимость растений от внешних условий : деревья и кусты стоят без листьев, т. к. нет тепла, света и воды

Дать знания о том, как выживают зимой животные и птицы

Закрепит знание обобщающего понятия «Зима » .

Развивающие :

Обогащать и активизировать словарь детей

Развивать связную речь, добиваясь полных ответов на вопросы

Развивать память, внимание, мышление, воображение.

Воспитательные :

Воспитывать интерес и бережное отношение к природе

Воспитывать желание помочь животным и птицам зимой

Воспитывать усидчивость, терпение

Воспитывать умение слушать и слышать друг друга.

Интегрируемая образовательная область : «Познание » .

Интеграция образовательных областей : «Коммуникация» , «Безопасность» , «Художественное творчество» .

Материал.

Демонстрационный :

Иллюстрации с изображением зимних пейзажей

Иллюстрация снегиря и клеста.

Раздаточный :

Зимние раскраски, краски «Гуашь» , кисти, баночки с водой, клеёнки на столы, фартуки, нарукавники.

Оборудование :

Ноутбук, радиоприёмник

Флешкарта с репродукциями картин с зимними пейзажами и детскими зимними рисунками

Диск с музыкой П. И. Чайковского «Времена года. Зима » .

1. Организационный момент.

Колокольчик, мой дружок,

Собирай детей в кружок.

Вместе за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся.

Скажем, друг другу «Здравствуйте!» . Ведь «здравствуйте значит «Будьте здоровы» .

2. Вводная часть.

Ребята, вы заметили, что в погоде и природе произошли изменения? Какие изменения произошли? Назовите.

-Отгадайте загадку :

Дел у меня не мало :

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лёд реки одеваю,

Белю поля, дома,

А зовут меня (зима ) .

Какие слова в загадке говорят о том, что это зима ?

3. Основная часть.

По календарю наступила зима . И первый зимний месяц называется декабрь. В декабре рано темнеет и поздно светает. В декабре самый короткий день и самая длинная ночь. Декабрь удивительный месяц, про него говорят : «Декабрь год кончает, а зиму начинает» , т. к. декабрь первый месяц зимы и последний месяц года. Декабрь приносит мороз и много снега. Его ещё называют «Стужайло.

Второй месяц зимы называется январь. Его называют «Просинец» . В январе совсем нет облачности, небо голубое, много снега. Именно в январе появляются сугробы. Это самый холодный месяц, самый морозный. Но, не смотря ни на что, именно в январе у клестов появляются птенцы (показать иллюстрацию клеста) . Птенцы вылупляются из яиц совершенно голыми, т. е. без пуха и перьев. Клесты согревают голых птенцов в гнёздах теплом своего тела. Но уже в январе всё чаще на небе появляется солнце. Оно ярко светит, но не греет. Немного увеличивается день, в народе говорят «на воробьиный скок» . Январь первый месяц года, но второй месяц зимы.

За январём наступает последний зимний месяц-февраль. В феврале часто бывают метели и вьюги. За это февраль прозвали «Снежень» . В начале месяца ещё очень холодно, Но ветры уже зиму выдувают. А в конце февраля уже появляются первые признаки весны.

Как вы думаете, зима это хорошо или плохо? Почему хорошо? Почему плохо?

К началу зимы весь растительный и животный мир готов к зиме, к холоду и снегу.

Как подготовились к зиме деревья и кусты, трава? Деревья и кусты сбросили листья, трава засохла. Для чего? Потому что зимой нет тепла, света и воды.

Что стало с насекомыми? Они забрались под кору деревьев от холода, зарылись в землю.

Что делают птицы, готовясь к зиме? Птицы улетают в тёплые края. Почему они улетают? Потому что зимой холодно, нет корма и воды. Какие птицы улетели от нас? Какие остались с нами зимовать?

Но именно зимой, в начале декабря, к нам прилетает удивительная птица. Это снегирь (показать иллюстрацию снегиря) . Послушайте стихотворение :

Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдёт приют.

Не боится он простуды,

С первым снегом тут как тут.

Чем птицы будут питаться зимой? Ягодами рябины, семенами сосновых и еловых шишек.

А мы можем помочь птицам зимой? Чем? Мы можем сделать кормушки и класть туда для птиц хлебные крошки, зерно, пшено. Для синичек нужно подвесить кусочки сала.

Что делают животные при подготовке к зиме? Животные линяют, меняют свою летнюю шубку на более тёплую и яркую. Заяц меняет свою серую шубку на белую, лиса становится ярко оранжевой, волк ярко серым.

Кто из животных готовит запасы к зиме? Это белка. Она развешивает грибы на ветках деревьев, зарывает в землю жёлуди и шишки. Но, к сожалению, не всегда находит свои запасы зимой.

Кто из животных зимой спит? Это медведь, ёж, крот, мыши. Медведь спит в берлоге, все остальные в норах.

Зимой всё будет засыпано снегом. Какие слова можно придумать про снег? Снег пушистый, белый, искристый, хрустящий, серебристый, лёгкий.

Снег это хорошо или плохо? Почему хорошо? Почему плохо?

-Зима чудесное время года . Про зиму поэты писали стихи. Послушайте отрывок из стихотворения И. Сурикова «Зима » .

Про зиму написаны песни. Писали про зиму сказки «Снегурочка» , «Мороз Иванович» , «12 месяцев» , и многие другие. Композиторы писали музыку про зиму. Послушайте отрывок музыки П. И. Чайковского «Времена года. Зима » . Художники писали и пишут картины про зиму. Посмотрите.

А ещё именно зимой к нам приходит самый весёлый праздник. Это Новый год. Вместе с ним к нам приходит красавица ёлка, Дед Мороз с подарками, сюрпризами и чудесами. Как зовут внучку Деда Мороза? Это красавица Снегурочка. Новый год это праздник радости, счастья, подарков и хорошего настроения.

Физминутка : хоровод «Маленькой ёлочке» .

Давайте поиграем. Я буду начинать предложение, а вы его заканчивать.

1. Зимой холодно, а летом (жарко) .

2. Зимой пасмурно, а летом (ясно) .

3. Зимой снег землю покрывает, а весной снег (тает) .

Теперь я буду называть слова определения, а вы придумывать, что таким может быть.

1. Белый (сахар, снег) .

2. Трескучий (мороз, паркет) .

3. Яркое (солнце, платье) .

4. Зелёная (трава, ёлка, сосна) .

5. Искристый (снег, дождь, лёд) .

Давайте наденем фартуки и нарукавники. Для чего? Мы будем раскрашивать зимние картинки. Садитесь за столы. Стулья придвиньте к столам, спина прямая. Ноги стоят на полу, руки лежат на столе. Вспомните, какие правила безопасности нужно соблюдать при работе с красками? Начинаем раскрашивать.

4. Заключительная часть.

Давайте посмотрим, какие работы у нас получились. Вам нравятся ваши работы? Почему? Какая работа нравится больше всего? Почему?

О каком времени года сегодня говорили?

Сколько месяцев у зимы? Назовите их.

Какая птица к нам прилетает в декабре?

Какая птица выводит птенцов в январе?

Назовите зимние приметы.

5. Рефлексия.

Вам понравилось наше занятие ? Почему? Покажите мне ваше настроение с помощью наших солнышек, объясните, почему у вас такое настроение.

6. Организационный момент.

Убирайте на место все материалы, приводите в порядок рабочее место. Снимайте фартуки и нарукавники, вешайте на место. Занятие закончено . Всем спасибо.

НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Волшебница Зима»

Разработала: Кутуева Евгения Викторовна

Воспитатель МАДОУ «Д/с №89»

    Закрепить и обобщить знания детей о зиме, явлениях природы с помощью произведений русских поэтов, художников;

    развивать познавательный интерес; формировать способность видеть красоту окружающего мира;

    воспитывать любовь к родной природе, экологическую культуру;

    воспитывать культуру ведения диалога: умение внимательно слушать собеседника, не отвлекаться, не перебивать, отвечать на вопросы;

Материалы:

    иллюстрации художников Розен, Янов, Самохвалов, В. Шишкин,

    игрушка снеговик

    стихотворение Пушкина А.С.

    отрывок стихотворения И.Сурикова

Здравствуйте ребята, меня зовут Евгения Викторовна. А посмотрите, кто еще со мной пришел к вам в гости? (ответы детей)

Правильно, снеговик. Это мой помощник, зовут его Снежок! Давайте с ним поиграем! Мы будем подходить к вам, а вы называете свое имя.

Итак, мы познакомились! А скажите, дети, из чего сделан снеговик? (ответы детей).

Совершенно верно – из снега! А когда у нас бывает снег?

Снег на полях,

Лед на реках,

ветер гуляет.

Когда это бывает? (зимой)

Молодцы, угадали! Сегодня мы поговорим о зиме, а Снежок нам поможет!

Посмотрите, что у меня тут есть. Это стихотворение принес Снежок, но он забыл его дописать, давайте подскажем ему нужные слова!

Тихо, тихо как во сне падает на землю…………………………………………………. снег

С неба все скользят пушинки серебристые………………………………………снежинки

Вот веселье для ребят все сильнее…………………………снегопад

Все бегут в перегонки все хотят играть в ………………….снежки

Словно в белый пуховик нарядился……………………… снеговик

На снегу – то, посмотри – с красной грудкой…………… снегири

Словно в сказке, как во сне землю всю украсил…………… . снег

Никто и никогда не спутает зиму с другим временем года. Картину зимы рисует всегда снег. Снег – это не только краски: белый цвет на поверхности земли или белый снег на ветвях деревьев. Снег изменяет вид деревьев, голые осенью, они одеваются в белые одежды, и лес выглядит как в сказке.

Мы со Снежком приготовили для вас картины, посмотрите на них внимательно и скажите, какое время года на них изображено.

Правильно, никто не ошибся! У вас у всех разные картины, а вы все ответили, что это зима. Почему вы так подумали? (ответы детей)

Можно с уверенностью сказать, что зима – это волшебное время года.

Великий русский поэт А. С. Пушкин писал о ней так:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Как красиво говорит поэт о зимней природе

Я предлагаю вам немножко поиграть, встаньте рядом со своими стульчиками.

Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится. .
Темный лес, что шапкой
Принакрылся чудной,
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
(Отрывок стихотворения И.Сурикова.)

Какие выводы мы можем сделать? (ответы детей). Молодцы, мы все знаем что зимой стали дни короче, солнце светит мало, вот пришли морозы, и зима настала.

А напоследок давайте покажем Снежку, что мы все-все про зиму знаем!

Поиграем в игру, называется она «Что случилось? Почему? Это я сейчас пойму!»

Отвечая на вопросы педагога, дети выявляют основные признаки наступления зимнего времени года.

Что случилось?

1. Стало холодно.

2. Выпал снег.

3. Замерзла вода.

1. Солнце греет не так сильно как летом.

2. Холодно.

3. Холодно.

Дорогие ребята, вам понравилось играть со Снежком? Нам тоже было интересно с вами! Но, к сожалению, нам пора возвращаться домой! Мы никогда не забудем встречу с вами!