Ты уехал цветы посаженные тобою остались. Архив Александра Н. Яковлева

455г. - О «ЛИТЕРАТУРНОЙ ГАЗЕТЕ».

Указать главному редактору «Литературной газеты» т. Ермилову В.В. на ошибку редакции, выразившуюся в опубликовании в № 25 газеты от 27 марта 1948 г. отрывков из двух неопубликованных писем Горького без разрешения ЦК ВКП(б)1.

Протокол № 344 Секретариата ЦК ВКП(б) за 12 марта - 8 апреля 1948 г., пункт 455г. Вопрос решен опросом членов Секретариата ЦК ВКП(б) 6 апреля 1948 г.

РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 116. Д. 344. Л. 84. Подлинник. Машинопись.

1 По-видимому, имеется в виду нарушение секретного циркуляра Главлита от 10 июня 1947 г., направленного всем органам цензуры и гласившего: «ЗАПРЕЩАЕТСЯ без специального разрешения Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) печатать какие-либо не опубликованные ранее материалы т.т. М.И. Калинина, Е. Ярославского, Р. Землячки, М. Горького, Ал. Толстого, Д. Бедного, а также неопубликованные архивные материалы о них, как полученные из их личных архивов, так и из других источников. С настоящим указом ознакомить редакторов газет, журналов и издательств» (История советской политической цензуры: Документы и комментарии. М., 1997. С. 513-514).

В ноябре 1948 г. еще одним приказом Главлит разрешил ИМЭЛу и Госполитиздату «под их ответственность» сдавать без просмотра цензуры в набор и печать собрания сочинений М.И. Калинина, А.С. Щербакова и А.А. Жданова (История советской политической цензуры. С. 517).

Что касается упомянутой в постановлении Секретариата ЦК публикации в «Литературной газете», то речь идет о газетном номере, в котором были помещены несколько материалов по случаю восьмидесятилетия со дня рождения А.М. Горького. Среди них была статья писателя, поэта и переводчика С.Я. Маршака «Разговор о будущем», основанная на воспоминаниях автора, в которой цитировались отрывки из писем А.М. Горького своему сыну Максиму. Приведем эти отрывки, и пусть читатели судят, насколько было оправдано «указание» высокой партийной инстанции.

В первом из двух писем А.М. Горький писал:

«Ты уехал, а цветы, посаженные тобой, остались и растут. Я смотрю на них, и мне приятно думать, что мой сынишка оставил после себя на Капри нечто хорошее - цветы.

Вот если бы ты всегда и везде, всю свою жизнь оставлял для людей только хорошее - цветы, мысли, славные воспоминания о тебе, - легка и приятна была бы твоя жизнь.

Тогда ты чувствовал бы себя всем людям нужным, и это чувство сделало бы тебя богатым душой. Знай, что всегда приятно отдать, чем взять...

Ну, всего хорошего, Максим.

Алексей».

Второе письмо было отправлено тогда, когда, по словам С.Я. Маршака, «большие обязанности писателя-революционера мешали его встрече с Максимом»:

«Спроси маму, что Я делаю, и ты поймешь, почему я не могу теперь видеть тебя, славный ты мой!

Название . Коммуникативное упражнение "Ты ушел, а..."

Предназначение .

Процедура группового психологического коммуникативного тренинга. Направлена на развитие письменной речи.

Ведущий напоминает участникам о важности культуры письменной речи. Может случиться так, что от того, насколько грамотно и эффектно будет оформлено то или иное письменное сообщение, может зависеть и карьера человека, и его судьба. В век бурного развития информационно-коммуникационных технологий это соображение вдвойне плодотворно. Через интернет можно связаться с человеком в другом конце света, находящимся в иной социальной группе. Если твое сообщение заинтересует его, тронет, это может быть началом плодотворного сотрудничества или просто интересного общения.

Ведущий предлагает вспомнить известное короткое письмо, которое написал А.М. Горький своему сыну:

Ты уехал, а цветы, посаженные тобою, остались и растут. Я смотрю на них, и мне приятно думать, что мой сынишка оставил после себя на Капри нечто хорошее - цветы. Вот если бы ты всегда и везде, всю свою жизнь оставлял для людей только хорошее - цветы, мысли, славные воспоминания о тебе, - легка и приятна была бы твоя жизнь. Тогда ты чувствовал бы себя всем людям нужным, и это чувство сделало бы тебя богатым душой.

Участникам предлагается написать что-то подобное. Поскольку у письма должен быть свой конкретный адресат, ведущий предлагает следующее: один из участников на время (примерно 10 минут) выходит из тренингового зала. Остальные участники должны за это время попробовать написать короткое письмо, адресованное этому ушедшему человеку. При этом каждое письмо должно начинаться с фразы: "Ты ушел, а..."

Когда все письма будут написаны, ведущий их собирает. Перед этим он отмечает, что письмо можно подписать своим настоящим именем, можно любым вымышленным, можно вообще не подписывать. Когда вышедший игрок возвращается, ведущий передает ему стопку писем. Этот игрок просматривает по очереди каждое письмо. Если желает, то оглашает его содержание.

Упражнение можно повторить еще 1-2 раза.

В конце проводится анализ:

Что самого сложного было в написании письма?

Какие обороты понравились больше всего?

Обязательно ли писать длинные письма? или можно обойтись коротким сообщением?

Что чувствовали адресаты во время прочтения писем?

Если кто-то из участников пожелает, то может рассказать о собственном случае из реальной жизни, когда полученное письмо или простое сообщение произвело сильный эффект.

1. Коммуникативное упражнение "Ты ушел, а..." [Электронный ресурс] // А. Я.. 30.10.2012..html (30.10.2012).

Посадка – момент ответственный, ведь сад будет расти на одном месте не один год. Что-то не предусмотрел, что-то не так посадил или не там… Пройдут годы, и то, что было незаметно сразу, станет очевидным, вскроются все ошибки, которые исправить бывает очень сложно, а порой почти невозможно. Поэтому сегодня речь пойдет о посадке, казалось бы, такой простой и «до боли» знакомой садовой операции.

Перед посадкой внимательно осмотрите молоденькие саженцы: корни должны быть свежими. Те, которые высохли, подмерзли или загнили, укоротите до здоровых частей. Здоровый корень на поперечном срезе будет белого цвета, а засохший - бурого. Концы всех самых толстых корней обрежьте так, чтобы плоскость среза была направлена к дну посадочной ямы. Чем больше корней, чем они разветвленнее, тем лучше и быстрее приживется ваше деревце. На обновленных после подрезки корнях лучше образуется каллюс, на котором появятся новые корни.
Если мы подрезали корни, то и наземную часть нужно подрезать. Иными словами, если уменьшили число кормильцев, то и число едоков тоже необходимо снизить. Для этого ветви следует укоротить на 1/3.Кроме того, укорачивание побегов вызовет образование новых побегов из спящих почек. Имеет ли значение расположение саженца по сторонам света?
Для взрослых деревьев это важное обстоятельство. Для молодежи имеет меньшее значение, но все же нужно считаться с изменениями условий произрастания саженцев после пересадки их из питомника в свой сад.Так у саженца, который рос в питомнике, одни ветки были обращены на юг, а другие на север, и с каждой стороны растительные клетки приспособились к определенным условиям произрастания. Если их изменить, то растения будут испытывать стресс. Поэтому лучше все же постараться расположить саженец так, чтобы сторона, которая была обращена на юг в питомнике, была обращена на юг и в саду.Но как же определить южную и другие стороны у саженца? Все просто: обычно подвои окулируют на северной стороне нижней части штамба,поэтому следы еще не заплывших ран будут обращены на север.

Можно определить сторону и по цвету коры. Так, более темный, коричневый цвет шгамба на южной стороне,а более светлый, зеленоватый – на Северной.

Поселочная яма должна быть такого размера, чтобы корни не загибались, а как можно более равномерно занимали пространство. Под посадку кустарников и деревьев роют круглые ямы с отвесными стенками. В посадочную яму укладывают землю из верхнего слоя почвы,смешанную с плодородным грунтом. При посадке кустарников и деревьев па дно ямы обязательно добавляют удобрения (3-4 ведра перегноя или компоста, 1 -1,5 кг суперфосфата простого,
0,15-0,2кг калия сернокислого на посадочную яму под дерево; 0,2-0,3 кг суперфосфата простого и 0,06- 0,08 к г калия сернокислого на яму под кустарник) и перемешивают их с почвой. Удобренный грунт отделяют от корневой системы растения прослойкой из плодородной почвы. Свежепосаженные растения обильно поливают, даже если почва
влажная. А после землю вокруг кустов обязательно окучивают, чтобы удержать почвенную влагу, и мульчируют.
Советы

  • Почву при засыпке следует уплотнить больше по краям ямы.
  • Ни в коем случае не кладите на дно посадочной ямы свежий не перепревший навоз - он может повредить корни.
  • Если обнаружится спустя какое-то время, что вы заглубили саженец,
    не тяните и как можно скорее пересадите его на нужную глубину.

Русский язык. Тема урока: Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными, уступки и следствия

11.01.2015 4201 560

Цели:

Дать понятие о придаточных сравнительных, уступках и следствия формировать умения распознавать придаточные сравнительные, уступки и следствия и отличать их от других видов придаточных; определять их место в сложноподчиненном предложении, способы связи придаточных с главными, правильно ставить знаки препинания в предложениях данного типа;

Способствовать развитию навыка выразительного чтения;

Формировать позитивное отношение к миру, людям.

Тип урока: совершенствование знаний и способов деятельности

Ход урока

I . Организационный момент

II . Актуализация

1. Словарный диктант. Рабочая тетрадь, задание 75. Вставьте пропущенные буквы. Объясните значение слов *.

Оч…рование, опт…мальный, под_час, под…грать, по_иному, пол…глот*, по_истине, пол…графист*, пол…клиника, по_мере_того_как, по_немногу, по окончани.., по_прежнему, попур…и*, с…мфония, рен…ген, р…сница, ржа…ой, ровес…ник, рота_принт, сдержа…ость, себе на_уме, серо_буро_малиновый, с…мптом, с какой стати, ск…птицизм*, следс…вие, слово_ в _слово.

2. Синтаксическая пятиминутка. Записать только сложноподчиненные предложения, составить их схемы, определить вид придаточных.

Ты уехал, а цветы, посаженные 2 тобою, остались и растут. Я смотрю на них, и мне приятно думать, что мой сынишка оставил после себя на Капри нечто хорошее - цветы.

Вот если бы ты всегда и везде всю свою жизнь оставлял для людей только хорошее, легка и приятна была бы твоя жизнь 1 .* Тогда бы ты чувствовал себя всем людям нужным, и это чувство сделало бы тебя богатым душой.

Знай, что всегда приятнее 2 отдать, чем взять. *

(Из письма А. М. Горького к сыну)

III . Формирование новых понятий и способов действия

1. Составление общей схемы.

, ( союзы как, будто, словно, подобно тому как, тем …, чем)

2. Запись и анализ предложений. Определите, что присоединяет союз как

1) Вдали полосой широкой, что скатерть, тянется луг. (И. Никитин.) (сравнительный оборот)

2) На ветках берез, как алмазы, горят капли сдержанных слез. (С. Есенин.) (сравнительный оборот)

3) Цветы, родившиеся ночью, заголубели на заре, как будто порванное в клочья лежало небо на траве. (В. Федоров.) (придаточное сравнительное)

4) Как в дымке голубой и небо и вода. (А. Фет.) (союз как входит в состав сказуемого)

  1. Упр. 321 (выборочно)

Слово учителя

Придаточное уступительное указывает на факт, который мог бы помешать тому, о чем говорится в главном, но не помешал. Союз хотя – основной союз, который прикрепляет придаточные уступительные к главному, образован от глагола хотеть , но давно утратил свое значение и его можно заменить другими союзами и союзными словами.

1. Составление общей схемы.

Несмотря на что? Вопреки чему?


, (союзы хотя, несмотря на то что, пускай, пусть, впрочем, однако, даже, как ни, сколько ни )

Что из этого следует?



, ( союз так что……)

2. Запись и анализ предложений.

1. Я заснул крепко, так что не видел ни одной станции.

2. Несмотря на то что наступил ноябрь, дни стояли теплые, солнечные.

3. Темнота сгустилась, так что нельзя было различить человека на расстоянии двух метров.

3. Упр. 325 (выборочно)

IV

1. Рабочая тетрадь, задание 89. Передайте смысл простых предложений сложными с придаточными уступительными.

IV . Применение. Формирование умений и навыков

1. Рабочая тетрадь. Задание 83. Отметьте только сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными, подчеркните грамматическую основу.

1. В комнатах зaпaxло сладким дымом, как бывает на елке.

2. Черный плющ крепко сжимал стволы буков, как бы стараясь согреть в них живительные соки.

3. Маршал поцеловал руку, и она показалась ему холодной, как льдинка.

4. Непривычное желание тишины нужно сейчас маршалу, как последний отдых перед стремительным топотом атаки.

5. Клавесин запел торжественно, как будто пел не он, а сотни ликующих голосов.

6. Незнакомец сидел не двигаясь, как будто заколдованный собственной музыкой.

7. Лесной край, загадочный и огромный, как океан, простирался вокруг в cyмpaке ночи, в запахе прели и мокрой листвы, в остром воздухе никем не потревоженных чащ.

8. Тишина - она казалась Наташе глубокой, как ночная вода, - стояла в лесах.

9. Стало слышно, как гудит шмель, запутавшийся в оконной занавеске.

10. Режиссер всматривался в грозовое небо с таким видом, как будто оно было театральной постановкой.

11. Она слышала, как на полянах за озером тихо переговаривались о чем-то своем журавли, потом отчаянно крякнула утка – и все стихло. (К.Паустовский)

Запомните !

Запятая перед союзом как ставится

- если союз как входит в состав сравнительного оборота;

- если союз как присоединяет придаточное сравнительное к главному;

- если союз как вводит приложение с дополнительным обстоятельственным значением причины.

Запятая перед союзом как не ставится

-если союз как входит в состав сказуемого;

- если союз каквходит в состав фразеологического оборота;

- если союз как присоединяет приложение, которое можно заменить оборотом «в качестве»

2. Записать предложения, поставить знаки препинания.

1.Луг весь как пышный зеленый бархат.

2. Как врач брат понимал всю запущенность болезни.

3. Маленькие вагоны как игрушки тянулись вдоль дороги.

4. Как дым рассеялись мечты.

5. Достоевский велик как мастер психологического романа.

6. Многие русские слова излучают поэзию как драгоценные камни излучают блеск.

7. Мою любовь широкую как море вместить не могут жизни берега.

3. Сложноподчиненные предложения с придаточными сравни­тельными перестройте так, чтобы они приобрели значение опре­делительного или образа и степени действия.

1) Из ельника пополз вдруг молочный туман, будто кто-то зажег там невидимые костры. 2) Маленький узкий овод жжет, словно кто-то прижимает к телу тлеющую спичку. 3) Вдруг я увидел яркие грибы, будто кто-то бросил в хвою драгоценные камни. 4) Крупный дождь сыпал густо и прямо, точно горох из распоротого мешка.

4. Развитие речи. Упр. 323, выразительное чтение стихотворение Ф. Сологуба

V . Этап информации о домашнем задании

§ 13. упр. 322, 324

VI . Подведение итогов

VII . Этап рефлексии

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.