Мемуары гота танковые операции. Немецкий военачальник генерал Гот – биография, достижения и интересные факты. Начало кампании против ссср


Прологом к рассказу послужили воспоминания моего отца о вторжении гитлеровских полчищ в белорусские земли. А фабула возникла при ознакомлении с документальными материалами из немецких источников, добытыми военным историком Андреем Герасимовичем.

Соедините меня со ставкой!

Командующий 3-й танковой группой армии «Центр», наступавшей на Москву, генерал-полковник Герман Гот, отдавая приказание, неотрывно смотрел на карту: 1 июля его передовые отряды подошли к Березине, однако что делать дальше? С ходу закрепиться на восточном берегу не удалось, хотя казалось – синица уже в руке: мотоциклисты захватили мост у Зембина и даже переправились по нему. Но из засады ударила русская артиллерия, пришлось ретироваться, а мост при артобстреле был разрушен.

Артиллерия била постоянно, не давая осуществить переправу, и двое суток прошли в бестолковой возни. А третьего июля из той же, 7-й дивизии, пришло по радио сообщение, что 84-й зенитно-артиллерийский дивизион атакован русской пехотой уже на занятом, западном, берегу. Потери – два тяжелых орудия, три бронетранспортера и три тягача - не столь существенны, однако тревожно другое: его наиболее боеспособная танковая дивизия меняла направление удара.

«Плохое предзнаменование», - подумал Гот, и перед взором всплыла картина сражения здесь же, под Борисовом, русских войск с армией Наполеона, бегством спасавшихся после победоносного шествия на Москву.

«И наше продвижение тормозится, - мелькнула мысль. Гот обдумывал сложившуюся ситуацию. – Сможем ли мы в таких условиях совершить бросок к столице Советского Союза, которого решительно требует фюрер?»

Ставка на проводе! – доложил связист.

Гот направился к аппарату, на ходу обдумывая сложившуюся ситуацию. Седьмая была сформирована в самом начале Второй мировой войны, после оккупации Польши, но приобрела солидный опыт в ходе французской кампании, преодолев под командованием Роммеля знаменитую «линию Мажино». Теперь ею командовал потомственный дворянин Ханс фон Функ, успевший повоевать даже в африканских пустынях. И здесь, на восточном фронте, уже проявил свои способности: дивизия, овладев Вильнюсом, вышла к Борисову...

Двигаемся на восток через Лепель, - доложил Гот в Ставку.

Это был своего рода крюк, с отступлением на север, но иного пути не было. Переправу под Борисовом, у Костюков, стойко обороняла 1-я Московская пролетарская дивизия.

Гот повернул походную колонну Функа на 90 градусов и двинул ее вдоль Березины, к верховью, к истокам, выискивая легкую возможность выйти на другой берег. Дорога от Зембина на Бегомль была свободна. «Русских там нет», - доносила разведка. «Пока – нет, - сознавал командующий. - А что будет завтра?» От Минска, захваченного ещё 28 июня, пробивалась к Березине 50-я стрелковая дивизия Красной армии, готовая смять боевые порядки немцев, чтобы вырваться из кольца.

«Надо действовать на опережение», - убеждал себя Гот.

Это был кадровый военный, начинавший службу еще в начале столетия. За свои 56 лет Гот прошел путь от фенриха (кандидата в офицеры) до командующего армейской группой, в звании пехотного командира воевал на фронтах в первую мировую, имел солидный опыт штабиста как в рейхсвере, так и в вермахте, был награжден Железными крестами двух степеней и пятью другими орденами, включая турецкий, австрийский и болгарский. «Пересел» на танки во время той же французской кампании, удостоившись по ее итогам звания генерал-полковника. В наступлении на Москву Готу, как и Гудериану, была отведена главная роль – в составе армии «Центр» разбить советские войска.

В 3.45 ночи третьего числа 25-й танковый полк дивизии Функа подошел к Березине с севера. Это было местечко с одноименным названием – Березино. Местность у реки была ярко освещена, вдоль западного берега рассредоточенно темнели силуэты боевых машин с крестами, а в воде копошились люди: инженерный батальон восстанавливал переправу. Хозяйничали на переправе передовые части другой танковой дивизии – 20-й. 20-й командовал генерал-лейтенант Хорст Штумпф, дивизия которого не имела столь солидного опыта, как 7-я, однако сумела быстро овладеть Минском. Теперь она нацеливалась на второй по значению и величине город Белоруссии - Витебск.

К дремавшему за столом командующему снова подошёл посыльный:

Герр генерал, новая депеша от Функа.

Гот вскочил: что на этот раз?

«Переправа разрушена. Мост взорван...» - говорилось в сообщении. - Ждём дальнейших указаний!»

Гот провёл ладонью по холодному лбу – привал? Да, это не прогулка по солнечной Франции, от русских можно ждать чего угодно.

Гот прильнул к карте: где же выход? Снова задержка, а дорога каждая минута. Он прекрасно осознавал: даже если мост саперы быстро восстановят, его дивизии, направленные сюда, не смогут одновременно переправиться – потребуется не один день, чтобы всем выйти на тот берег.

А что за рекой? Разведка доносила, что противника на пути к Лепелю нет, но дорога крайне неудобная – низменная, с густой растительностью по обеим сторонам, протоптанная в одну колею. А если мины? Или засада? Первый же подбитый танк перекроет дорогу всем.

«Надо искать другое решение», - думал Гот.

Гот напряженно искал выход: где же пропустить дивизию Функа? И что там – впереди? Он не мог поверить, что путь к Лепелю свободен.

«Странно, - думал Гот. – Это ловушка?» Слева от него, под Полоцком, силы северной группировки не могли проткнуть полоцкий редут, справа Гудериан наткнулся на отчаянное сопротивление под Борисовом, а здесь была тишина. Его словно заманивали в пространство между Березиной и Западной Двиной. «Зачем? Чтобы воткнуть, как в мешок, и завязать узелок?» - Готу становилось не по себе. Как оградить дивизии от такого сценария?

«Только напором!» – почти вслух вымолвил Гот и оглянулся: слышал ли кто-нибудь его рассуждения?

За ночь мост восстановить! – коротко бросил командующий связисту. – Утром донесите об исполнении. Так и передайте в 20-ю!

А сам снова прильнул к карте. Мосты! Сейчас от их состояния зависела судьба дальнейшего наступления.

Принесите мне старую карту Российской империи, - приказал Гот.

Перед походом на восток он изучал историю края и теперь вспомнил: существовал так называемый «путь Ольгерда» – дорога через Березину, по которой двигались с одного берега на другой торговцы еще со времен викингов.

«Где это?» - Гот скользнул глазами по карточному руслу Березины, словно сплывая вниз по течению от истока в районе Докшиц и пытаясь «зацепиться» за подходящее место. Вдруг взгляд уткнулся в чуть приметное условное обозначение. Вот она, еще одна переправа, между Березино и Кальником. Липск! То, что и надо! У Липска был обозначен брод, сюда и вела «дорога Ольгерда» из Ушачи.

Радируйте в дивизию: танкистам 7-й переправляться у Липска!

В 5.30 танки начали движение, рыча на переправе. Местность на другой стороне была труднопроходимой, однако скрывала колонну от посторонних глаз.

К Лепелю 25-й танковый полк вышел в 10.37 третьего июля, опередив на час коллег из 20-й, которые за ночь мост у Березино восстановили. Гот удовлетворенно потирал руки: крайне опасная, в одну колею, дорога сквозь лесистое и заболоченное пространство была преодолена без выстрела. Не побеспокоили колонну и налеты авиации.

Держало в напряжении другое: без поддержки пехоты танк – кусок металла, ему необходимо стрелковое сопровождение, прикрытие. Но где переправить пехоту, чтобы не помешать танкистам?

Решение пришло неожиданно.

3 июля около 12-13 часов дня к мосту восточнее Бегомля, у Кальник, внезапно подкатила разведгруппа в составе двух танков, зенитной самоходки и взвода мотоциклистов. Обескураженные подрывники оцепенели. Они ждали своих, отступавших, и тянули с подрывом. Видимо, стрельба, доносившаяся из-под Бегомля – там вела тяжелый бой в окружении 50-я стрелковая дивизия – усыпила их бдительность. Лазутчики обезвредили заряд, заложенный в западной части моста. Саперы рванули второй пакет и разворотили часть моста, с восточной стороны, но это не помешало очень быстро восстановить по нему движение: колесные и гужевые обозы, лавируя, протискивались по «раненому» мосту.

Мост у Кальник был на главном, минском, шоссе к Лепелю. «Сталин словно специально выстроил его к началу войны», - удовлетворенно думал Гот.

Автомагистраль была устроена в обход Борисова, через непреодолимые березинские болота, и выложена отличным булыжным камнем – как на Западе. Это был своего рода подарок пехотным частям вермахта, сюда можно было направить 20-ю моторизованную дивизию.

Передайте в корпус: отряд, захвативший мост восточнее Бегомля, представить к Железным крестам! – распорядился командующий.

Воспользовавшись «подарочком», Гот тут же приказал сформировать мобильную группу из активных подразделений, которой была поставлена боевая задача – от Кальника выйти к Свяде (теперь – Слобода, авт.), что в десяти километрах южнее Лепеля, и перерезать старую минскую дорогу - через Борисов. Таким образом, кольцо вокруг Борисова сжималось. Выполнение задачи возлагалось на отряд, в состав которой вошел батальон Кассо фон Мантейфеля - будущего полководца, сменившего в августе 43-го Ханса фон Функа на должности командующего дивизией, а в конце войны ставшего преемником самого Гота.

К 18.00 того же дня мотострелки были в Свяде...

Колонны беспрепятственно двигались к Лепелю, но Германа Гота все это время не покидало ощущение тревоги, мнилось невероятное: что русские сознательно открывают перед ним проходы, чтобы завлечь в пространство между реками, подпустить к своим боевым позициям и из засад расстрелять. У него не укладывалось в голове: почему на столь выгодном географическом пространстве нет серьезного сопротивления? Ловушка?

Но на другой стороне реки было действительно спокойно. Пилот самолёта-разведчика доносил, что не только в городе, но и дальше, «на дороге Лепель-Камень противника нет, как нет его передвижений и вокруг Лепеля».

Дороги были свободны, в Лепеле немцев так быстро не ждали. Там шла эвакуация: по железной дороге на Оршу уходили поезда с имуществом миномётного училища, а гарнизон только готовился к отпору. Оборону возглавлял начальник Лепельского гарнизона, он же – начальник училища, генерал-майор Терпиловский Борис Робертович.

Гот знал историю: гарнизон Лепеля был солидным. Еще в 1925 году маршал М.Тухачевский прибыл сюда первым поездом по железной дороге, связавшей Оршу с Лепелем, которую строили военные железнодорожники. Видимо, тогда и появилась идея примкнуть к стальной магистрали военный городок на 116-м километре. Позже ветка через узкий перешеек между озерами Мухно и Бобрица соединила его с другим подобным «детищем» – севернее 116-го километра, в лесном массиве, который назывался Боровка. Новый городок примыкал к автомобильному шоссе Витебск-Минск, выложенному булыжным камнем, и место идеально подходило для учебного заведения с минометным уклоном. Туда его и перевели.

Но в апреле 41-го жизнь в городках и округе всколыхнулась и забурлила. Местные мужчины были призваны на сборы, а кадровые военные двинулись на запад, к границе. Казармы временно опустели.

Кто мог предполагать, что спустя каких-то два месяца Гот окажется здесь, словно заменяя своими подопечными советский контингент войск?

Выдвинутые к границе русские войска оказались в котле, были отрезаны от баз снабжения. Разрозненные, потерявшие общее командование, красноармейские части либо сдавались в плен либо, скрываясь в лесах, пытались пробиться на восток, к своим. Березина становилась их спасительной чертой, за которой, теплилась надежда, враг будет остановлен. Уверенность придавал оборонительный рубеж -«линия Сталина» - комплекс бетонных укреплений по старой границе с Польшей и частично по Березине.

Лепель чисто географически занимал выгодное положение. С запада и юга он был прикрыт не только широкой поймой Березины, но и сопутствующими ей непролазными болотами, которые тянулись вдоль русла реки на многие километры – как в длину, так и в ширину. А с севера город защищало большое озеро. В Лепеле можно было продержаться долго.

А какими силами располагал Терпиловский?

Помимо курсантов, он должен был использовать отходящие красноармейские подразделения, а также несколько незначительных противотанковых и саперных групп. Приказ, отданный 28 июня начальником штаба Западного фронта Климовских, ему предписывал:

«...Создать укрепления на путях вероятного движения танков противника, организовать противотанковые препятствия, и в первую очередь в дефиле и на подступах к переправам».

Странно, что приказ, а точнее – боевое распоряжение, как свидетельствуют архивные документы, был адресован «начальнику инженерного училища», каким Терпиловский не являлся. Что это – простая халатность, незнание своих подчинённых? Вряд ли. Скорее всего, миномётное училище было настолько секретным учебным заведением, что для отвода любопытствующих глаз в секретной переписке именовалось «инженерным».

Историк Андрей Герасимович, досконально изучивший расположение противоборствующих сторон на театре военных действии в начальный период войны, привел такие данные. С большой натяжкой можно было отнести к профессиональным военным курсантов Лепельского минометного училища. Их выпуск планировался только через полтора года, а проучились они всего шесть месяцев. Иными словами, прошли лишь курс молодого бойца. Курсанты Вильнюсского пехотного училища, отошедшего под прикрытие Березины, были не намного опытнее. Два саперных батальона – 58-й и 169-й отдельный – выполняли специфические задачи. О медсанбате вообще говорить нечего, исходя из его предназначения. Слабую поддержку могли оказать остатки кавалерийского полка да стрелковый батальон, оставшийся на месте дислокации после выдвижения на запад 37-й стрелковой дивизии. И только 103–й отдельный противотанковый дивизион мог дать серьезный отпор врагу. Правда, были еще некоторые другие артиллерийские подразделения, но их роль в Лепельской операции пока невыяснена. Всего, по подсчетам Герасимовича, в распоряжении Терпиловского находилось 4000-4500 человек. Наличие, как видим, приличное, да только вооружены они были слабо. Ну, что могли сделать со стальной армадой вермахта 18 пушек-сорокапяток?

И все же, даже с таким вооружением, можно было притормозить шествие бронетанковых махин. Как показали бои в дальнейшем, не такими уж устрашающими были машины Гота. Вот как описывал июльский бой 41-го в своих воспоминаниях немецкий танкист Отто Кариус:

«Это произошло возле полностью сожженной деревни Улла. Наши инженерные части построили понтонный мост рядом со взорванным мостом через Двину.

Именно там мы вклинились в позиции вдоль Двины. Они вывели из строя нашу машину, как раз у края леса на другой стороне реки... Мы проклинали хрупкую и негибкую чешскую сталь, которая не стала препятствием для русской противотанковой 45-мм пушки...»

Сегодня известно, что более половины всех танков в дивизиях Германа Гота имели знак (t), что означало: сделано в Чехии.

Конечно, Гот знал свои слабые стороны, а потому ставку делал на внезапность, скорость и маневренность легких групп.

Не останавливаться, двигаться вперед! – требовал он от подчиненных.

Пройдя Березину, бронемашины с ходу ринулись к новому препятствию – теперь уже у Лепеля, отрезанного с запада коварной Эссой. Они были уже на мосту, когда прогремел взрыв, сваи подкосились и рухнули в воду. Два танка скрыла вода.

«Эта Березина - словно разграничительная огненная линия, за которой совсем другая обстановка. Что нас ждёт впереди?» - забеспокоился Гот. Усталость последней ночи – его подразделения за сутки прошли 218 километров – давала о себе знать, и командующий приказал отослать в боевые порядки депешу: привал...

Танкисты расположились на короткий отдых, предусмотрительно отойдя на безопасное расстояние. «Береженого Бог бережет», - вертелась в уме русская поговорка.

Где-то поблизости находился аэродром русских, а за рекой располагались базы, и что там происходило, было не совсем понятно.

Аэродром обнаружили к вечеру, у себя под боком. На картах вермахта он был обозначен как Травники, а по факту это было Дражно. В отчете за сутки появилась короткая запись: «аэродром занят, захвачено 30 частично поврежденных самолетов, три склада с горючим и смазочными материалами, а также большое количество техники и военного имущества».

Пока механики приводили в порядок боевые машины, стрелки настраивались на преодоление водной преграды. Еще 2 июля командующий отдал приказ «на перегрузку надувных лодок из частей в обоз». Как в воду глядел: они пригодились. Используя плавсредства, передовой отряд 20-й танковой дивизии форсировал Эссу и в 14.40 «при слабом сопротивлении противника» вошел в западную часть города. А в 16.40 тот же передовой отряд доложил, что «Лепель... зачищен», и проложен путь к Боровке: мост на северо-восточной окраине отбит.

Теперь колонны делились. Река Улла, словно волнорез, рассекала танковую армаду вермахта на две половины: часть из них седлала витебскую дорогу - через Боровку, а другая часть поворачивала к Свяде, чтобы присоединиться к тем, кто прибыл по минскому шоссе из Кальника.

Теперь его дивизии выходили на оперативный простор к Витебску, до которого оставалось немногим более 100 километров.

Почему же оборона Лепеля не состоялась, почему столь быстро город был сдан врагу?

Кстати, на оперативных советских картах того времени над местоположением Лепеля «повис» парашют – свидетельство недвусмысленного намека на то, что Лепель рассматривался в числе серьезных военных операций. Андрей Герасимович так прокомментировал условный знак:

«...Немецкий десант действительно был: с четырех самолетов, численностью 200-250 человек».

Внезапность и массированность были исключительными. Грозная стальная лавина будила воображение и шокировала вооруженных винтовками бойцов Красной армии - всех, кто мог лицезреть ее движение. Достаточно сказать, что в одной только 7-й дивизии (25-й танковый полк) на 30.06. насчитывалось 309 танков, а списочный состав на 04.07. включал 19479 человек. Колонны шли непрерывным потоком, растянувшись на десятки километров. В то время, когда головные их части находились у Лепеля, арьергарды еще только выдвигались из-под Смолевичей и Докшиц.

Картина устрашала тех, кто не видел ничего подобного, но ведь зона Лепельской обороны была под наблюдением не менее впечатляющей силы. В районе Сенно и Бешенкович накапливались русские танки. Почему они не пришли на помощь?

Ответ - в записках начальника разведывательного отделения советской 14-й танковой дивизии капитана Шапиро. Дивизия, в которой он служил, была элитным подразделением и выдвинулась из-под Москвы. В составе других советских войск она концентрировалась в дефиле между Витебском и Оршей. Готовясь к отпору, части получали боеприпасы с лепельских складов, последняя машина была отослана 2 июля. Разве сложно было перебросить часть сил на укрепление группы Терпиловского?

Почему же не сделали этого? – спрашиваю Андрея Герасимовича.

Потому что никто не ожидал, что на Лепель будут брошены три немецких дивизии. Наш седьмой механизированный корпус, которому подчинялась 14-я элитная дивизия, ориентировался на удар по левому флангу немцев в случае их выхода к Орше. То есть, Гот быстро разобрался в сложившейся обстановке и перенацелил части с борисовсекого направления на лепельское.

Шапиро вел разведку в полосе обороны вплоть до Березины. Ничто, по его донесениям, не предвещало быстрого продвижения немецких войск. Но 4 июля в его дневнике появилась неожиданная запись: танки прорвались слева. Что значит «слева», теперь известно. Это был неожиданный выход танковой дивизии Функа через труднопроходимую местность в пойме Березины и сосредоточение на юге, в Свяде. Если проходы от Докшиц и Бегомля просчитывались и контролировались с воздуха – пограничники предусмотрительно уничтожили мост под Березино и частично вывели из строя переправу у Кальника, то выход колонн из-под Липска стал большим сюрпризом для советского командования.

Журнал боевых действий 7-й немецкой дивизии приоткрыл предысторию внезапности: «2.7 – в 17.00, после уведомления, 18 танковая дивизия начинает наступление в восточном направлении...».

Суть была в следующем. 18-я, отвлекая внимание, активизировала свои действия под Борисовом, а в это время танки Функа под покровом ночи совершили марш-бросок из-под Борисова к Липску, переправившись и внезапно захватив Лепель.

То, что успели сделать саперы – подорвать некоторые транспортные переходы, - конечно же, мешало быстрому продвижению врага, создавало определенные трудности для маневренных частей вермахта. «Столпотворение... у Лепеля» - так помечено 4 июля в немецком донесении: переправа «постоянно выходит из строя, а ремонт автодорожного моста, возможно, затянется до 24.00». Задержка не сулила ничего хорошего. Артиллерийский залп или массированный налет бомбардировщиков могли похоронить планы наступавших.

И попытки были. 5 июля, отмечено в боевых донесениях, «между 7.30 и 8.30 сильная бомбардировка противником Лепеля с большой высоты». Конечно, с большой высоты мало чего добьешься, так и было: дальше следует фраза, что бомбардировка не нанесла «большого ущерба». Но могло быть и по-другому.

«Лично возглавить порядок на переправе!» - приказал Гот командиру корпуса.

Командовал 39-м моторизованным корпусом генерал Рудольф Шмидт. Тот самый Шмидт, что позже сменил Гудериана на посту командующего 2-й танковой группой, а в 43-м был отстранен от должности за скептические высказывания о национал-социализме.

Первым пропустили к Лепелю 25-й танковый полк, который, поднявшись в город, ушел не на восток, а повернул на юг, чтобы ударить в спину заслону, выставленному Терпиловским из курсантов по реке Свядице. Захватив там мост в целости и сохранности, полк соединился с другой частью своей дивизии.

Утром 4 июля в Свяде (странно, что опрошенные мною некоторые жители этой местности не припоминают большой концентрации немецкой техники, - авт.) был создан новый авангардный отряд исключительно из «бронебойных» сил: артиллерийско-противотанковых. Возглавил его командир 78-го артиллерийского полка, в распоряжение которого поступили также пехотный и танковый батальоны. Отряду была поставлена новая задача: через Боровно атаковать 116-й километр – армейскую базу восточнее Лепеля и продвигаться к Чашникам, а затем – к Бочейково, замыкая кольцо вокруг Боровки с востока. Там уже действовала разведгруппа, вступившая в бой с русской кавалерией.

Основные силы планировалось двинуть следом, но чуть позже. Задержка произошла из-за подвоза горючего. Для снабжения была предусмотрена дорога Борисов-Лепель, однако воспользоваться ею не было никакой возможности. Несмотря на то, что из Борисова русские были выбиты уже второго июля, дорога ими контролировалась. Поэтому весь день 4 июля ушел на зачистку пути от Свяды – был выделен полк пехоты, усиленный танковой ротой.

Частично дефицит горючего покрывался из трофейного бензина, захваченного на лепельских складах. Там, помимо другого военного снаряжения, немцам досталось 50 тысяч литров топлива.

Гот проснулся в липком поту. Страшный сон разбудил его нервы. Приснилось, будто переправа через Березину вспыхнула и горит, а он мечется на восточном, русском, берегу один, не имея возможности отступить, убежать. Кругом пылают машины и танки его дивизий.

Это был сон, но вдруг он отчетливо услышал глухие разрывы снарядов. Звук, тонувший в шорохе летнего дождя, доносился со стороны деревни Стаи.

«Снова эти чертовы Стаи, - думал беспокойно Гот. - Сколько их здесь?»

Как и под Лепелем, колонна вынуждена была притормозить. Это были Стаи, в шести километрах юго-западнее Уллы.

Влетел запыхавшийся ординарец:

Голова передового отряда под плотным вражеским артиллерийским огнем!

Гот растерянно глянул на часы. Было 10.40 пятого июля.

«Откуда взялись русские?» Он отошел ко сну, когда его передовые части были уже в 30-ти километрах дальше Лепеля, под Бешенковичами. В уме промелькнула хронология последних напряженных суток, составленная по донесениям авангардных отрядов:

21.25 третьего числа – отбита атака с северо-восточного направления;

3.20 ночи четвертого июля – многочисленные взрывы со стороны Полоцка;

5.00 – незначительное сопротивление по дороге на Камень, дефиле у Старого Лядно заминировано;

8.45 утра – атакующий 112-й полк выходит к опушке леса северо-восточнее Лепеля;

12.15 – мощное сопротивление около Бочейково;

14.45 – русские отступают на восток и север...

Из походных колонн приходили победоносные реляции, однако Германа Гота не покидало ощущение тревоги. Чем ближе к России, тем ожесточеннее сопротивление. Все меньше надежд на то, что движение к Москве будет лёгкой прогулкой. К тому же, в Ставке не прислушалась к его мнению – атаковать противника в междуречье, по прямой на Смоленск, сокращая время и километры до Москвы. Позже, в своих мемуарах, он напишет:

«Сейчас следует сказать, что было бы целесообразнее сосредоточить усилия танковых частей на одном участке. "Перешеек" между Оршей и Витебском, где в июле 1812 года русские дали сражение французскому императору, имел все же ширину 70 километров, так что пространства для действий трех танковых дивизий было вполне достаточно. Если бы трем танковым дивизиям была поставлена задача наступать через этот "перешеек", а моторизованным дивизиям - прикрыть их на Западной Двине, на участке Улла - Витебск, то успех был бы несравненно большим, чем это получилось, когда силы, распыленные на 130-километровом фронте, наносили удар в двух местах...»

Теперь становилось ясно, почему Лепель не обороняли упорно. Свежие русские части, концентрировавшиеся между Витебском и Оршей, готовились во всеоружии встретить танковые клинья Гота, дать сражение в лобовом бою.

Фюрер поломал весь расклад. Чтобы не идти лоб в лоб на затаившегося в междуречье противника, он приказал повернуть часть сил снова на 90 градусов - на север, в обход Бешенкович.

В 14.00 пятого июля Улла была занята, а войска 20-й дивизии расположились по обе стороны вдоль южного берега.

Штумпф рвался в бой, предлагая внезапной переправой под покровом тумана ошеломить противника.

Гот напряженно думал. Затея очень рискованная. Полоцкий редут слева не сломлен. Там упорно не сдавались подчиненные комбрига Зыгина. «Мои главные силы все еще на подходе. Мало того, что дороги стали непроходимыми из-за сильных дождей, так еще не устранены пробки на переправах. А самое главное – что же предпримет советское командование силами двух механизированных корпусов, которые сосредоточились в междуречье? Сумеет ли 7-я танковая удержать их прорыв, если они двинутся навстречу?»

Будем наступать. Опередить противника! – принял окончательное решение Гот, предусмотрительно приказав 7-й удерживать оборону за Бешенковичами по реке Черногостница, на узком перешейке между Западной Двиной и каскадом озер:

Если русские прорвутся, они ударят в наши спины...

Теперь успех зависел от мобильности подразделений Штумпфа, от скорости кинжальных ударов вопреки здравому смыслу.

Гот выехал в Уллу, чтобы лично возглавить удар через Двину там, где русские не ожидали. На помощь вызвал из Берлина способного инженера полковника Мака.

Наученный «березинско-эсенским» опытом, командующий стремился не допустить новых заторов. Местом переправы была выбрана плоская излучина между Уллой и Комачино. Там возможен был подвоз десантных катеров и их использование. На отвлечение внимания была рассчитана имитация переправы в другом месте.

Шестое июля стало для командующего 3-й танковой группой вермахта настоящим испытанием. В этот день два советских механизированных корпуса, оснащенные более чем тысячью танков, ринулись из-за озер между Западной Двиной и Днепром вперед, чтобы отбить Лепель и возвратить утраченные позиции. Атака русских называлась «Лепельский контрудар». Развернулось настоящее побоище: кто кого?

Ценой неимоверных усилий, и прежде всего благодаря отчаянному сопротивлению дивизии Функа, немцам удалось сдержать натиск, а в это время подтянутая и свежая, третья по счету на этом направлении, 20-я моторизованная дивизия форсировала Западную Двину у Бешенкович, и пошла по северному берегу к Витебску. Защитники Уллы дрогнули, уступив переправу танкистам Штумпфа. В Витебск входили две «двадцатки» – основные силы 20-й моторизованной и 20-й танковой дивизий. Русские, опасаясь нового окружения, вынуждены были свернуть контрнаступление и уходить на Смоленск.

Фюрер высоко оценил заслуги Германа Гота. В июле 1941 года он был награждён Дубовыми Листьями (№ 25) к Рыцарскому кресту. Но Герман Гот не испытывал радостного настроения. Перед глазами стоял подбитый танк и лицо молодого танкиста Отто Кариуса, который возбужденно рассказывал командующему, как все произошло под Уллой:

«Это произошло в мгновение ока. Удар по нашему танку, металлический скрежет, пронзительный крик товарища - и все! Большой кусок брони вклинился рядом с местом радиста...»

Рядом валялось растерзанное артиллерийское орудие. Расчет русских сражался до последнего... А до Москвы было еще около 700 кровавых километров.

«Выдержат ли мои нервы весь этот кошмар?» - по лицу командующего скользнула тень безрадостной перспективы.

Фото из коллекции Андрея Герасимовича.
21.02/13


Участие в войнах: Первая мировая война. Вторая мировая война.
Участие в сражениях: Польская кампания вермахта (1939). Французская кампания (1940). Операция Барбаросса. Московская битва (1941-1942). Харьковская операция (1942). Сталинградская битва. Операция «Винтергевиттер». Курская битва

(Hermann Hoth) Немецкий генерал-полковник, известен победами во Франции и на Восточном фронте

12 апреля 1885 года в Нойруппине родился Герман Гот . Выбрав карьеру военного, он в возрасте 19 лет поступил на службу в армию. Уже через год Герман Гот был произведен в лейтенанты.

В годы Первой мировой войны он прекрасно зарекомендовал себя как храбрый и знающий офицер, поэтому после ее окончания был оставлен в рейхсвере.

Приход к власти Гитлера ускорил продвижение Германа Гота по службе. В октябре 1934 года приказом фюрера Герман Гот был произведен в генерал-майоры, а через два года стал генерал-лейтенантом. В 1938 году он становится генералом вермахта и осенью того же года получает назначение в 15-й танковый корпус на должность командующего. В состав танкового корпуса Гота входили 5-я и 7-я танковые дивизии, и летом 1939 года корпус вошел в состав 10-й армии фон Рейхенау, входившей в группу армий «Юг».

Вместе со своим танковым корпусом Герман Гот участвовал в Польской кампании . Корпус Гота прорвал оборону польской армии «Краков», охватил с юга группировку противника «Прусы» и окружил ее в районе Радома. Затем танки Гота на высокой скорости двинулись на север, чтобы принять участие во взятии польской столицы. Корпус Гота вошел в Варшаву и отпраздновал победу в поверженной польской столице. За успешные боевые действия в ходе Польской кампании Герман Гот был награжден приказом фюрера Рыцарским крестом.

После разгрома Польши танковый корпус Гота был переброшен на западную границу, чтобы принять участие в захвате Франции. Он вошел в состав группы армий «А» под командованием Рундштедта . По плану французской кампании на группу армий «А» возлагалась основная задача по прорыву приграничной обороны бельгийцев и выходу к Маасу. Корпус Гота располагался за 4-й полевой армией фон Клюге и должен был действовать в полосе наступления этой армии. Уже 13 мая 1940 года, смяв позиции бельгийской кавалерии и арденнских егерей, танковый корпус Гота вышел к берегу Мааса и форсировал реку. Через две недели танки Германа Гота стояли в 20 километрах от Ла-Манша. 5 июня корпус Гота и танковая группа Клейста (14-й и 16-й корпуса) ударили по позициям 10-й и 7-й французских армий южнее Соммы. Несмотря на упорное сопротивление французских частей, Гот пробил оборонительный рубеж, дав возможность действовать 4-й немецкой армии. Его танки продолжали стремительное наступление и к 9 июня вышли на правый берег Сены, преследуя 10-ю французскую армию. Часть 10-й армии была окружена в районе Дьепа и капитулировала. На следующий день Герман Гот форсировал Сену и продолжил преследовать остатки 10-й армии, отступающие в Бретань. Затем, разделив корпус на две части, он отправил одну из них на Шербур (танковую дивизию Роммеля ), а другую - на Брест. 20 июня Гот форсировал Луару и взял Нант, а 25 июня пал Руан. За отличные действия в ходе Французской кампании Герман Гот был представлен к званию генерал-полковника.

Весной 1941 года корпус Гота был передислоцирован в Восточную Пруссию. Он вошел в состав группы армий «Центр» и был преобразован в 3-ю танковую группу. В ней Гот сформировал два танковых корпуса - 39-й и 57-й. В состав корпусов вошли 4 танковые и 3 моторизованные дивизии. Большинство танков были усовершенствованных моделей

Танковая группа Гота должна была взаимодействовать с 9-й полевой армией и 2-й танковой группой. В задачу группы на начальном этапе вторжения на территорию СССР входило уничтожение сил противника между Минском и Белостоком с дальнейших продвижением на Витебск.

22 июня 1941 года, перейдя границу Советского Союза, Герман Гот нанес удар по Сувалкскому выступу. Захватив все три моста через Неман, немецкие танки ринулись в глубь территории СССР. Через два дня 7-я танковая дивизия (39-й корпус) захватила Вильнюс, затем был взят Молодечно и через несколько дней Минск. Под Минском части Гота встретились с авангардом 47-го танкового корпуса Гудериана.

Продолжив наступление, 39-й корпус двинулся в направлении Витебска, обойдя Березину, а 57-й корпус должен был выйти в район Полоцка, захватив переправы через Западную Двину. Хотя наступление было стремительным, но упорное сопротивление советских частей нанесло значительный урон соединениям Гота .

В июле обе танковые группы были объединены в 4-ю танковую армию, управление которой было возложено на штаб Гюнтера фон Клюге, входившего во 2-ю полевую армию под командованием генерала фон Вейхса . Вызванный в штаб армии, Гот получил задание прорвать оборону противника в районе Смоленска и обеспечить выход 4-й армии к Невелю.

К 10 июля обе группы 4-й танковой армии вышли к Днепру и Западной Двине. На следующий день был взят Витебск, и соединения Гота начали обход Смоленска с севера. Тем временем войска 57-го танкового и 23-го армейского корпусов наступали на Невель, который был взят 16 июля. Наступление танковых соединений было остановлено под Великими Луками контрударом 22-й армии РККА. Тогда танки 57-го корпуса обошли Великие Луки с запада, сломили сопротивление советских частей и взяли Торопец. А 15 июля соединения Гудериана взяли Смоленск. Несмотря на упорное сопротивление частей РККА под Ельней и Дорогобужем, группам Гудериана и Гота удалось соединиться, тем самым замкнув кольцо окружения под Смоленском. Герман Гот был награжден дубовыми листьями к Рыцарскому кресту. После Смоленска танковые части были заменены пехотными соединениями, которые сдерживали попытки противника вырваться из кольца, и у Гота появилась возможность заняться доукомплектованием своих подразделений и дать отдых войскам.

В конце июля согласно директиве за № 34 3-я танковая группа Гота была временно передана группе армий «Север». Перед ней была поставлена задача занять Валдайскую возвышенность и обеспечить прикрытие группы армий с флангов. В перспективе танковая группа Гота должна быть готова осуществить наступление на Москву , продвигаясь вдоль берегов Волги.

В середине августа 39-й корпус группы Гота был переправлен на северный фланг группы армий фон Лееба, действующего на ленинградском направлении. И в то же время с ленинградского направления был снят 41-й танковый корпус Рейнгарда, который был переправлен на московское направление фон Боку . Эта замена не была понятна никому, в том числе и Герману Готу . К этому времени он все меньше и меньше понимал, что же происходит в ставке Гитлера и как будет развиваться дальше наступление.

Вскоре он получает приказ окружить части РККА под Вязьмой. Действуя совместно с 4-й танковой группой, выступавшей из района Рославля, группа Гота двинулась к Холму и, перейдя на восточный берег Днепра, в начале октября вышла к Вязьме. Преодолевая упорное сопротивление частей РККА, 7 октября 1941 года 10-я дивизия 4-й танковой группы и 7-я дивизия группы Гота соединились. В окружение попало пять армий РККА, а группа армий «Центр» получила возможность стремительно продвигаться к Москве.

Герман Гот не участвовал в сражении под Москвой, его танковая группа заняла территорию между Вязьмой и Калинином. А 17 октября Герман Гот был назначен командующим 17-й полевой армией и переведен в группу армий «Юг».

17-я армия наступала на северном фланге группировки фон Рундштедта, продвигаясь к реке Донец. Затем, перейдя его вместе с 1-й танковой армией фон Клейста, армия Гота стала наступать на Ворошиловград.

В начале января 1942 года позиции Гота и 1-й танковой армии атаковала 37-я армия РККА, вынудив Гота отвести свои части за Северский Донец. Только помощь танковой группы генерала фон Макензена смогла остановить наступление частей РККА на армию Гота. В результате на линии фронта группы армий «Юг» образовался выступ, с которого советское командование в любой момент могло начать наступление на Харьков и Киев. После отражения советского контрнаступления и ликвидации столь опасного выступа фронта группа армий «Юг» была поделена на две части. Герман Гот был назначен командующим 4-й танковой армией, которая вместе с 6-й и 2-й полевыми армиями вошла в группу армий «Дон» под командованием фон Бока.

В июне 1942 года армия генерала Гота перешла в наступление. Ей была поставлена задача выйти на Дон близ Воронежа. Отражая непрерывные контратаки войск Брянского фронта под командованием Голикова и нанеся сокрушительное поражение советской 5-й танковой армии, части Германа Гота вошли в Воронеж. В ходе операции армия генерала Гота за десять дней боев прошла около 200 километров и блестяще справилась с поставленной задачей. Успех Гота был определен ясностью и четкостью отдаваемых приказов, проведенной разведкой и выяснением планов противника, поддержкой авиации и слаженным взаимодействием всех армейских структур и средств связи. Сам Гот часто бывал на передовых позициях и всегда мог быстро использовать подходящий момент.

После взятия Воронежа соединения Гота и Клейста двинулись в южном направлении на Ростов, который был взят 23 июля. Позднее в своих воспоминаниях фон Клейст выдвинул предположение, что если бы в то время Готу дали возможность наступать на Сталинград, а не перебросили на Ростов, он смог бы взять город еще летом 1942 года.

Заняв Ростов, 4-я танковая армия Гота была вынуждена с тяжелыми боями прорываться к Сталинграду. К этому времени советское командование успело сосредоточить в районе Сталинграда достаточное количество сил, чтобы остановить ее продвижение. Армия Гота вышла к Сталинграду к середине сентября 1942 года.

В ходе начавшегося 19 ноября контрнаступления советских войск армия Гота вместе с 4-й румынской армией были отброшены от Сталинграда и оказались южнее внешнего кольца окружения. В создавшейся тяжелейшей обстановке Герман Гот смог закрыть своими танковыми частями гигантскую брешь, которая образовалась между 6-й полевой армией, группой армий «А» и «Дон». Благодаря его умелым действиям советскому командованию не удалось отрезать группу армий «А» от основных сил. Командование группой армий «Дон» перешло к фон Манштейну, который стал руководить действиями воинских частей, чтобы вывести 6-ю армию Паулюса из окружения. Приказ о проведении этой операции был отдан 1 декабря 1942 года, когда окруженная, замерзающая и вымирающая от голода 6-я армия была практически разгромлена.

Операция по выводу 6-й армии получила кодовое название «Зимняя гроза». План операции предусматривал прорыв обороны и уничтожение советских войск, занимавших внутренний фронт южнее или западнее Сталинграда главными силами 4-й танковой армии Гота . Одновременно 48-й танковый корпус из состава группы Холлидта наносил удар в тыл войскам противника с плацдарма на реках Дон и Чир.

Но уже на следующий день советское командование приступило к уничтожению 6-й армии Паулюса. Армия Гота начала прорыв к 6-й армии 12 декабря. За неделю ей удалось продвинуться на 70 километров, но затем она была остановлена 2-й гвардейской армией генерала Малиновского. 24 декабря 1942 года фельдмаршал фон Манштейн был вынужден начать отвод армии Гота, чтобы создать оборону на новом рубеже и прикрыть Ростов.

С января 1943 года армия Гота беспрерывно принимала участие в боях против частей РККА; приходилось то оставлять позиции, то снова занимать их. Контратака частей Гота помогла 1-й танковой армии под командованием Макензена избежать окружения и переправиться за реку Миус. Затем танки Гота приняли участие в битве за Харьков. Однако в ходе общего наступления советские войска вклинились в позиции группы армий «Дон», в которую входила 4-я танковая армия Гота, и 16 февраля 1943 года город был взят частями РККА. Но уже к 22 февраля соединения Гота, усиленные тремя батальонами «тигров», контратаковали части Красной Армии, ликвидировали прорыв, восстановили линию фронта по правому берегу Донца и вновь заняли Харьков. Кроме этого, фельдмаршал Манштейн рассчитывал продолжить наступление и ликвидировать еще и Курский выступ, но ему пришлось отказаться от этой идеи, поскольку командование группы армий «Центр» заявило, что не сможет участвовать в данной операции.

Битва на Курской дуге стала следующей операцией 4-й танковой армии генерала Гота. В ее состав вошли лучшие танковые дивизии вермахта, такие как 3-я моторизованная «Великая Германия», 1-я танковая СС «Лейбштандарт Адольф Гитлер », 2-я танковая СС «Рейх», 3-я танковая СС «Тотенкопф», 3-я, 7-я, 11-я и 19-я танковые дивизии. Вся огромная масса немецких танков была сосредоточена на небольшом, всего в 45 километров, участке фронта против позиций генерала Ватутина, командовавшего Воронежским фронтом. Армия Гота была укреплена новыми самоходными орудиями «фердинанд», которые могли пробивать броню советских танков Т-34.

В первый же день сражения немецкие дивизии вклинились в глубоко эшелонированную оборону советских частей на 10 километров и вышли к рекам Пена и Березовая. Гот решил на следующее утро форсировать реку Березовая, но ночью советское командование перебросило на этот участок противотанковый полк, который на следующий день встретил немецкие танки шквальным огнем, расстреливая их практически в упор. Под прикрытием авиации Гот приказал наводить переправы через реку, а по обоим берегам реки весь день не прекращалась танковая дуэль. Армия Гота с большими потерями переправилась через реку и смогла продвинуться еще на 7 километров. Дивизия СС «Великая Германия» пробила вторую линию обороны советских войск. Для прорыва третьей, последней линии обороны Воронежского фронта Готу было приказано собрать все боеспособные танки в одну ударную группу. Но сделать это удалось только двум дивизиям СС - «Рейх» и «Адольф Гитлер». 10 июля они вышли к деревне Прохоровка. В танковом сражении под Прохоровкой потери немцев составили более 300 танков, в том числе 70 «тигров», а 5-я гвардейская танковая армия генерала Ротмистрова потеряла половину своих машин. Бросив в прорыв все имеющиеся у него силы, Гот не мог изменить ход сражения. Самое крупное танковое сражение в истории Второй мировой войны было им проиграно.

15 июля Герман Гот прекратил наступление, а к 23 июля отвел свои танки на исходные позиции. 3 августа 1943 года советское командование начало операцию «Полководец Румянцев ». Ослабленная и измотанная в Курской битве 4-я танковая армия не выдержала натиска войск Воронежского фронта и была оттеснена на запад. Советские войска вклинились в место стыка армии Гота и группы Кемпфа и расширили брешь, открывавшую путь на Полтаву и далее к Днепру. Харьков немцам тоже не удалось удержать, 22 августа они оставили город. Затем 4-я армия Гота под ударами войск Степного, Воронежского и Центрального фронтов была отброшена к Конотопу. В середине сентября Гот был награжден мечами к Рыцарскому кресту и получил приказ отходить за Днепр. Здесь в районе Киева Гот организовал небольшой оборонительный рубеж. Наступление советских частей на Киев началось 7 октября. Более месяца армия Гота, вернее все, что от нее осталось, противостояла войскам 1-го Украинского фронта, которым удалось создать плацдарм на правом берегу Днепра. В начале ноября на позиции Гота обрушили удар 30 стрелковых дивизий, 24 танковых и 10 мотострелковых бригад, противопоставить которым Гот ничего не мог. Киев был взят 6 ноября, а уже 13 ноября советские войска вышли к Житомиру, расположенному в 130 километрах от украинской столицы.

Дальнейшая судьба генерала Гота была типичной для многих военачальников, которые проигрывали сражения. Гитлер снял Германа Гота со всех постов и отправил в отставку. Его место занял генерал-полковник Раус.

В апреле 1945 года Гот был возвращен на службу и назначен командующим оборонительным районом в Рудных горах. До капитуляции Германии оставалось меньше месяца, и в конце апреля части Гота сдались американским войскам, наступавшим в этом районе. Герман Гот был взят в плен и заключен в тюрьму.

Генерал Гот проходил как военный преступник в Нюрнбергском процессе. Его признали виновным и приговорили к 15 годам лишения свободы. Не отбыв полностью срок заключения, Герман Гот был освобожден из тюрьмы в 1954 году.

Выйдя на свободу, Герман Гот занялся написанием мемуаров, в которых наряду с биографическими данными он провел анализ действий немецких танковых соединений в годы Второй мировой войны. Его книга «Танковые операции» была издана в 1957 году и переведена на многие языки.

Последние годы жизни Герман Гот провел в небольшом городке Гослар в Нижней Саксонии. Он скончался 25 января 1971 года.

Принимал участие в кампаниях Второй мировой войны, известный победами во Франции и на Восточном фронте . Командовал 3-й танковой группой Вермахта в составе группы армий «Центр» (с июня 1941 по июнь 1942 года) и 4-й танковой армией (с июня 1942 по декабрь 1943 года). После поражения Германии был осуждён Нюрнбергским трибуналом и приговорён к 15 годам лишения свободы.

Герман Гот
нем. Hermann Hoth
Прозвище «Папа Гот»
Дата рождения 12 апреля (1885-04-12 )
Место рождения Нойруппин , Германская империя
Дата смерти 25 января (1971-01-25 ) (85 лет)
Место смерти Гослар , ФРГ
Принадлежность Германская империя
Веймарская республика
Третий рейх
Род войск сухопутные войска
Годы службы 1904-1945
Звание генерал-полковник
Командовал 3-я танковая группа
17-я армия
4-я танковая армия
Сражения/войны
Награды и премии
Герман Гот на Викискладе

Начало карьеры

В 1896-1904 годах учился в кадетском корпусе. Начал военную службу 27 февраля 1904 года, фенрихом (кандидат в офицеры) в 72-м пехотном полку. С января 1905 года - лейтенант. В 1910-1913 годах обучался в военной академии, с января 1912 года - обер-лейтенант. С апреля 1914 года - в Генеральном Штабе.

Первая мировая война

С началом войны направлен в штаб 8-й армии, в 1915 году - в штаб 10-й армии. С ноября 1914 года - капитан. В сентябре 1914 года награждён Железным крестом 2-й степени, в августе 1915 года - 1-й степени.

В 1916 году в течение месяца командовал пехотным батальоном. С октября 1916 по август 1918 года - в штабе военно-воздушных сил.

С августа 1918 года - начальник оперативного отдела штаба 30-й пехотной дивизии.

Помимо Железных крестов, получил ещё пять орденов, включая турецкий, австрийский и болгарский.

Между мировыми войнами

В 1919 году капитан Гот командовал ротой в добровольческом корпусе генерала Мёркера, сражавшемся против немецких большевиков.

С конца декабря 1919 года - на службе в рейхсвере . В 1920 году командир пехотной роты, в декабре 1920 года направлен в военное министерство.

В 1923-1925 годах - начальник оперативного отдела штаба 2-го военного округа (с января 1924 года - майор), затем вновь в министерстве обороны.

В 1929-1930 годах - командир пехотного батальона (подполковник).

В 1930-1932 годах - начальник оперативного отдела штаба 1-го военного округа (Берлин). С февраля 1932 года - полковник.

В 1932-1933 годах - командир 17 пехотного полка (1 октября 1932 - 31 июля 1933 года). Затем на штабных и командных должностях в 3-м военном округе, с октября 1934 года - генерал-майор , в 1935-1938 годах - командир 18-й пехотной дивизии. С октября 1936 года - генерал-лейтенант .

В ноябре 1938 года произведён в генералы пехоты, формировал 15-й армейский корпус .

Вторая мировая война

Во время Польской кампании командовал 15-м армейским корпусом, награждён планками к Железным крестам (повторное награждение) и Рыцарским крестом (№ 6).

Во время Французской кампании командовал танковой группой «Гот». По итогам кампании произведён в июле 1940 года в генерал-полковники.

С ноября 1940 года - командующий 3-й танковой группой - одной из двух танковых армий

Гот (Hoth) Герман

Гот (Hoth) Герман (12.04.1880, Нойруппин - 25.01.1971, Гослар) военачальник, генерал-полковник (19.07.1940). 27.02.1904 вступил в сухопутные войска. Участник Первой мировой войны , после демобилизации армии оставлен в рейхсвере. С 1935 командир 18-й дивизии в Лигнау. С 01.10.1938 командир 15-го армейского корпуса в Йене. Во время Польской компании корпус Гота (5-я и 7-я танковые дивизии) действовал в составе 10-й армии генерала В. фон Рейхенау, Прорвал оборону армии "Краков" и принял активное участие в окружении армии "Прусы" в районе Радома; участник штурма Варшавы. При начале Французской компании корпус Гота был развернут за порядками 4-й армии генерала Г. фон Клюге. Успешные действия Г Гота способствовали капитуляции частей 10-й французской армии в районе Дьепа. 18.06. 1940 взял Ренн и захватил штаб 10-й армии, 20 июня взял Нант, а 25 июня - Руан. При подготовке войны с СССР назначен 16.11.1940 командующим 3-й танковой группы, в состав которой вошли 39-й и 57-й танковые корпуса (всего 4 танковых и 3 моторизованных дивизии). 22.06. 1941 перешел границу СССР и 24 июня взял Вильнюс, 28 июня - Минск, 10 ноля - Витебск, 14 октября - Калинин. 7.10.1941 7-я дивизия группы Гота вышла к Вязьме, где соединилась с 10-й дивизией 4-й танковой группы, завершив окружение 5 советских армий. С 17.10. 1941 командующий 17-й армией, входившей в состав группы армий "Юг". 01.06.1942 переведен на пост командующего 4-й танковой группой на Воронежском фронте. Вместе с 6-й армией генерала Ф. Паулюса развивал наступление на Сталинград. В июне 1942 нанес сокрушительное поражение 5-й советской танковой армии. Когда группировка Паулюса была окружена, в котле оказался и один из корпусов Гота - 48-й танковый корпус генерал-лейтенанта Ф. Хейма. Армия Гот вместе со 2-й и 6-й армиями вошла в состав группы армий "Дон" генерала Э. фон Манштейна и принимала участие в боях под Ростовом и др. 12-23.12. 1942 предпринял отчаянную попытку деблокировать армию Паулюса, но в связи с тем, что 6-й армии А. Гитлер запретил прорываться из котла, операция была сорвана. В феврале 1943 Манштейн сосредоточил под командованием Гота все танковые соединения группы армий. Его армия была использована Манштейном для контрнаступления - 22 февраля Гот (48-й, 57-й танковые корпуса и 2-й танковый корпус СС) атаковал советские войска и 14 марта, восстановив фронт по правому берегу Донца, взял Харьков. Участвовал в боях на Курской дуге. 4 июля начал наступление на южной её части. Первоначально ему сопутствовал успех, но 7 июля он был вынужден отвести дивизии первого эшелона - потери были огромны. Подчиняясь приказу Гитлера, силами дивизий СС "Адольф Гитлер" и "Рейх" атаковал и прорвал 3-ю - последнюю - линию обороны, потеряв при этом около 300 танков. 15.09. 1943 награжден Рыцарским крестом с дубовыми ветвями и мечами. 10.12. 1943 заменен генералом Э. Рауссом. Больше года находился в резерве ставки, а в агрусте 1945 назначен командующим оборонительным районом в Рудных горах, сдался в плен американским войскам. На 12-м процессе Американского военного трибунала в Нюрнберге по делу ОКХ 27.10.1948 приговорен к 15 годам тюремного заключена. В 1954 освобожден. Автор мемуаров "Танковые операции".

Использованы материалы кн.: Кто был кто в Третьем рейхе. Биографический энциклопедический словарь. М., 2003.

Гот, Герман (Hermann Hoth; 1880-1971) - немецкий военный деятель; генерал- полковник (1940). Уроженец Нойруппина. В феврале 1904 г. вступил в сухопутные войска фенрихом, в январе 1905 г. произведен в лейтенанты. Участник Первой мировой войны, летчик-истребитель. Награжден Железным крестом 1-го и 2-го класса. После демобилизации армии оставлен в Рейхсвере . С октября 1938 г. командир 15-го армейского корпуса в Йене. Во время Польской кампании корпус (5-я и 7-я танковые дивизии) действовал в составе 10-й армии генерала В. фон Рейхенау; участник штурма Варшавы. Участник Французской кампании. При подготовке войны против СССР в ноябре 1940 г. назначен командующим 3-й танковой группой (39-й и 47-й танковые корпуса - четыре танковые и три моторизованные дивизии). С октября 1941 г. командующий 17-й армией в составе группы армий «Юг». С июня 1942 г. командующий 4-й танковой группой. Участник наступления на Сталинград. В феврале 1943 г. под его командованием Э. фон Манштейн сосредоточил все танковые силы группы армий «Дон» и использовал для контрнаступления. Участник сражения на Курской дуге. В декабре 1943 г. заменен на генерала Э. Раусса; больше года находился в резерве Ставки. В апреле 1945 г. назначен командующим оборонительным районом в Рудных горах. Сдался в американский плен; на 12-м процессе Американского военного трибунала в Нюрнберге по делу ОКХ в октябре 1948 г. приговорен к 15 годам тюремного заключения. В 1954 г. освобожден. Автор мемуаров «Танковые корпуса» (М., 1961).

Вермахт на советско-германском фронте. Следственные и судебные материалы из архивных уголовных дел немецких военнопленных 1944-1952. (Сост. В.С. Христофоров, В.Г. Макаров). М., 2011. (Именной комментарий). С. 727.

Далее читайте:

Вторая мировая война 1939-1945 гг . (хронологическая таблица).

Ге́рман Гот, в немецком произношении - Херманн Хот (нем. Hermann Hoth; 12 апреля 1885, Нойруппин - 25 января 1971, Гослар) - генерал-полковник вермахта во время Второй мировой войны. Принимал участие в кампаниях, известный победами во Франции и на Восточном фронте. Командовал 3-й танковой группой вермахта в составе Группы армий «Центр» (с июня 1941 по июнь 1942 года) и 4-й танковой армией (с июня 1942 по апрель 1945 года). В отставке - военный мемуарист.

генерал-полковник Герман Гот за работой с генералом-фельдмаршалом Эрихом фон Манштейном, 21 июня 1943 года.

Награды и премии

Начало карьеры

В 1896-1904 годах учился в кадетском корпусе. Начал военную службу 27 февраля 1904 года, фенрихом (кандидат в офицеры) в 72-м пехотном полку. С января 1905 года - лейтенант. В 1910-1913 годах обучался в военной академии, с января 1912 года - обер-лейтенант. С апреля 1914 года - в Генеральном Штабе.

Первая мировая война

С началом войны направлен в штаб 8-й армии, в 1915 году - в штаб 10-й армии. С ноября 1914 года - капитан. В сентябре 1914 года награждён Железным крестом 2-й степени, в августе 1915 года - 1-й степени.

В 1916 году в течение месяца командовал пехотным батальоном. С октября 1916 по август 1918 года - в штабе военно-воздушных сил.

С августа 1918 года - начальник оперативного отдела штаба 30-й пехотной дивизии.

Помимо Железных крестов, получил ещё пять орденов, включая турецкий, австрийский и болгарский.

Между мировыми войнами

В 1919 году капитан Гот командовал ротой в добровольческом корпусе генерала Мёркера, сражавшемся против немецких большевиков.

С конца декабря 1919 года - на службе в рейхсвере. В 1920 году командир пехотной роты, в декабре 1920 года направлен в военное министерство.

В 1923-1925 годах - начальник оперативного отдела штаба 2-го военного округа (с января 1924 года - майор), затем вновь в министерстве обороны.

В 1929-1930 годах - командир пехотного батальона (подполковник).

В 1930-1932 годах - начальник оперативного отдела штаба 1-го военного округа (Берлин). С февраля 1932 года - полковник.

В 1932-1933 годах - командир 17 пехотного полка (1 октября 1932 - 31 июля 1933 года). Затем на штабных и командных должностях в 3-м военном округе, с октября 1934 года - генерал-майор, в 1935-1938 годах - командир 18-й пехотной дивизии. С октября 1936 года - генерал-лейтенант.

В ноябре 1938 года произведён в генералы пехоты, формировал 15-й армейский корпус.

Вторая мировая война

Во время Польской кампании командовал 15-м армейским корпусом, награждён планками к Железным крестам (повторное награждение) и Рыцарским крестом (№ 6).

Во время Французской кампании командовал танковой группой «Гот». По итогам кампании произведён в июле 1940 года в генерал-полковники.

С ноября 1940 года - командующий 3-й танковой группой - одной из двух танковых армий группы «Центр».

Вторжение в СССР

В ходе операции «Барбаросса» 3-й танковая группа Гота, наряду со 2-й танковой группой Гудериана, была основной ударной силой группы армий «Центр». Группа Гота наступала через Белоруссию в направлении Москвы:

В июле 1941 года награждён Дубовыми Листьями (№ 25) к Рыцарскому кресту.

В октябре 1941 года Гот назначен командующим 17-й армией.

С мая 1942 по ноябрь 1943 года - командующий 4-й танковой армией. В сентябре 1943 года награждён Мечами (№ 35) к Рыцарскому кресту с Дубовыми Листьями.

С декабря 1943 года - в резерве Главнокомандования (фактически - в отставке).

Герман Гот (справа) и Гейнц Гудериан. 21 июня 1941 года. Граница СССР

После войны

В октябре 1948 года приговорён Нюрнбергским трибуналом к 15 годам заключения.

Отпущен на свободу в апреле 1954 года.

Перед своей смертью написал мемуары под названием «Танковые операции».

Награды

Орден дома Гогенцоллернов с мечами

Крест Военных заслуг (Австро-Венгрия), 3-го класса

Крест «За военные заслуги», 2-го класса (Бавария)

Знак «За танковую атаку» в серебре

Орден Военных заслуг, 4-го класса (Болгария)

Крест Военных Заслуг (Турция)

Знак за ранение чёрный

Железный крест, 1-го и 2-го класса

Рыцарский крест железного креста с Дубовыми листьями и мечами

5 раз упоминался в «Вермахтберихт»

Литература

Гот Г. Танковые операции - М.: Воениздат, 1961.

Гордиенко А. Н. Командиры Второй мировой войны. Т. 2., Мн., 1998.

Gerd F. Heuer. Die Generalobersten des Heeres, Inhaber Höchster Kommandostellen 1933-1945 - 2. - Rastatt: Pabel-Moewig Verlag GmbH, 1997. - 224 p. - (Dokumentationen zur Geschichte der Kriege).

В Мой Мир