Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной. потемкиной Тест Потемкиной стоит пройти людям, которые

Степень выраженности социально-психологических установок.

  • Чего больше во мне: альтруизма или эгоизма?
  • На что я больше нацелен: на процесс или результат?
  • Чего я больше хочу: свободы или власти?
  • Что для меня важнее сейчас: труд или деньги?

Методика Потемкиной Ольги Федоровны `Диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере`. Состоит из 80 вопросов, они направлены на выявление степени выраженности социально-психологических установок на:

  • "альтруизм - эгоизм", "процесс - результат" (40 вопросов),
  • "свобода - власть", "труд - деньги" (40 вопросов).

Потемкина Ольга Федоровна

Научная и организационная деятельность связана с широким спектром психологической проб­лематики: социо-культурная и психологическая диагностика, психология обу­чения и воспитания, социальная, политическая, экономическая психология, психологи­ческое консультирование, теория и психологии управления, проблемы конкурентоспособности и избирательные технологии, стратегическое планирование и инвестиционная деятельность. Доктор психологических наук, профессор. Докторская диссертация: “Социально-психологические механизмы адаптации и развития личности”. Выполнено более ста публикаций, среди них книги по проблемам психологии, совершенствования управления, избирательных технологий, стратегическому планированию и инвестиционной деятельности.

Научные публикации О.Ф.Потемкиной связаны с проблемами в области экспериментальной психологии, психофизиологии и психологии индивидуальных различий, психологической диагностике.

=================================================================

О шкалах:

Ориентация на процесс . Обычно люди более ориентированы на процесс, менее задумываются над достижением результата, часто опаздывают со сдачей работы, их процессуальная направленность препятствует их результативности; ими больше движет интерес к делу, а для достижения результата требуется много рутинной работы, негативное отношение к которой они не могут преодолеть.

Ориентация на результат . Люди, ориентирующиеся на результат, одни из самых надежных. Они могут достигать результата в своей деятельности вопреки суете, помехам, неудачам.

Ориентация на альтруизм . Люди, ориентирующиеся на альтруистические ценности, часто в ущерб себе, заслуживают всяческого уважения. Это люди, о которых стоит позаботиться. Альтруизм наиболее ценная общественная мотивация, наличие которой отличает зрелого человека. Если же альтруизм чрезмерно вредит, он, хотя и может казаться неразумным, но приносит счастье.

Ориентация на эгоизм . Люди с чрезмерно выраженным эгоизмом встречаются довольно редко. Известная доля “разумного эгоизма” не может навредить человеку. Скорее более вредит его отсутствие, причем это среди людей “интеллигентных профессий” встречается довольно часто.

Ориентация на труд . Обычно люди, ориентирующиеся на труд, все время используют для того, чтобы что-то сделать, не жалея выходных дней, отпуска и т. д. Труд приносит им больше радостей и удовольствия, чем какие-то иные занятия.

Ориентация на деньги . Ведущей ценностью для людей с этой ориентацией является стремление к увеличению своего благосостояния.

Ориентация на свободу . Главная ценность для этих людей это свобода. Очень часто ориентация на свободу сочетается с ориентацией на труд, реже это сочетание “свободы” и “деньги”.

Ориентация на власть . Для людей с подобной ориентацией ведущей ценностью является влияние на других, на общество.

Результаты, полученные с помощью данных методик, целесообразно представить графически. Для этого необходимо начертить две вертикальные пересекающиеся прямые и отложить на каждой из четырех прямых от центра (точка 0) количество баллов согласно ключам опросника.

Более наглядно, когда такой профиль представлен в виде лепестковой диаграммы.

=================================================================

При желании можно направить (бесплатно!) результаты теста на свой ящик

=================================================================

Инструкция

Ответьте на каждый вопрос "Да", если он верно описывает ваше поведение и "Нет", если ваше поведение не соответствует тому, о чем говорится в вопросе. Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет "хороших" или "плохих" ответов.

Вы так же можете высказывать свои спонтанные мысли напротив каждого вопроса (в поле КОММЕНТАРИИ)

Мотивация и мотивы Ильин Евгений Павлович

Методика «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере»

Методика разработана О. Ф. Потемкиной и содержит ряд шкал. Ниже приводятся две из них - А и Б.

Шкала А «Выявление установок, направленных на альтруизм-эгоизм»

Инструкция

Текст опросника

1. Вам часто говорят, что вы больше думаете о других, чем о себе?

2. Вам легче просить за других, чем за себя?

3. Вам трудно отказать людям, когда они вас о чем-либо просят?

4. Вы часто стараетесь оказать людям услугу, если у них случилась беда или неприятности?

5. Для себя вы делаете что-либо с большим удовольствием, чем для других?

6. Вы стремитесь сделать как можно больше для других людей?

7. Вы убеждены, что самая большая ценность в жизни - жить для других людей?

8. Вам трудно заставить себя сделать что-то для других?

9. Ваша отличительная черта - бескорыстие?

10. Вы убеждены, что забота о других часто идет в ущерб себе?

11. Вы осуждаете людей, которые не умеют позаботиться о себе?

12. Вы часто просите людей сделать что-либо из корыстных побуждений?

13. Ваша отличительная черта - стремление помочь другим людям?

14. Вы считаете, что сначала человек должен думать о себе, а потом уже о других?

15. Вы обычно много времени уделяете своей особе?

16. Вы убеждены, что не нужно для других сильно напрягаться?

17. Для себя у вас обычно не хватает ни сил, ни времени?

18. Свободное время вы используете только для своих увлечений?

19. Вы можете назвать себя эгоистом?

20. Вы способны сделать максимальные усилия лишь за хорошее вознаграждение?

Обработка результатов

Ключ к опроснику: проставляется по 1 баллу при ответах «да» на вопросы 1–4, 6, 7, 9, 13, 17 и ответах «нет» на вопросы 5, 8, 10–12, 14–16, 18–20. Затем подсчитывается общая сумма баллов.

Выводы

Чем набранная сумма баллов больше 10, тем в большей степени у субъекта выражен альтруизм, желание помочь людям. И наоборот, чем сумма баллов меньше 10, тем больше у субъекта выражена эгоистическая тенденция.

Шкала Б. Выявление установок на «процесс деятельности» - «результат деятельности»

Инструкция

Внимательно прочитайте вопросы и ответьте на них «да» или «нет», исходя из имеющейся у вас тенденции поведения в данной ситуации.

Текст опросника

1. Сам процесс выполняемой работы увлекает вас больше, чем ее завершение?

2. Для достижения цели вы обычно не жалеете сил?

3. Вы обычно долго не решаетесь начать делать то, что вам неинтересно, даже если это необходимо?

4. Вы уверены, что у вас хватит настойчивости, чтобы завершить любое дело?

5. Заканчивая интересное дело, вы часто сожалеете о том, что оно уже завершено?

6. Вам больше нравятся люди, способные достигать результата, чем просто добрые и отзывчивые?

7. Вы испытываете удовольствие от игры, в которой не важен результат?

8. Вы считаете, что успехов в вашей жизни больше, чем неудач?

9. Вы больше уважаете людей, способных увлечься делом по-настоящему?

10. Вы часто завершаете работу вопреки неблагоприятной обстановке, нехватке времени, помехам со стороны?

11. Вы часто начинаете одновременно много дел и не успеваете закончить их до конца?

12. Вы считаете, что имеете достаточно сил, чтобы рассчитывать на успех в жизни?

13. Можете ли вы увлечься делом настолько, что забываете о времени и о себе?

14. Вам часто удается довести начатое дело до конца?

15. Бывает ли, что, увлекаясь деталями, вы не можете закончить начатое дело?

16. Вы избегаете встреч с людьми, не обладающими деловыми качествами?

17. Вы часто загружаете свои выходные дни или отпуск работой из-за того, что нужно что-то сделать?

18. Вы считаете, что главное в любом деле результат?

19. Соглашаясь на какое-либо дело, вы думаете о том, насколько оно для вас интересно?

20. Стремление к результату в любом деле - ваша отличительная черта?

Обработка результатов и выводы

За каждый положительный ответ на вопрос опрашиваемый получает 1 балл. Сумма баллов за положительные ответы на нечетные вопросы (1,3, 5, 7 и т. д.) будет отражать ориентацию субъекта на процесс деятельности, а сумма баллов за ответы на четные вопросы - ориентацию субъекта на результат.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Психология личности: конспект лекций автора Гусева Тамара Ивановна

ЛЕКЦИЯ № 4. Представление о структуре личности в различных психологических теориях. Факторный анализ в изучении личности Существует ряд психологических теорий, описывающих структуру личности. Русская и советская психологическая школа представлена в работах И. П.

Из книги По ту сторону сознания [Методологические проблемы неклассической психологии] автора Асмолов Александр Григорьевич

Роль смены социальной позиции в перестройке мотивационно-смысловой сферы личности (на материале клинической психологии) В последние годы отмечается возрастание интереса к прикладной психологии личности. Этот интерес проявляется в трех тенденциях разработки

Из книги Дифференциальная психология и психодиагностика [Избранные труды] автора Гуревич Константин Маркович

Раздел 3 Концепция социально-психологических нормативов и диагностика умственного развития 3.1. Психологическая диагностика и законы психологической наукиКак бы ни определяли психологическую диагностику, нет оснований сомневаться, что она составляет один из разделов

автора Ильин Евгений Павлович

Методика Г. Айзенка «Диагностика ригидности» ИнструкцияЕсли вы полностью согласны с утверждениями о тех или иных особенностях поведения, представленными в опроснике, то рядом с номером утверждения поставьте 2 балла, если согласны в принципе - 1 балл, если не согласны

Из книги Психология общения и межличностных отношений автора Ильин Евгений Павлович

Методика «Диагностика уровня эмпатии» И. М. Юсупова ИнструкцияДля выявления уровня эмпатийных тенденций необходимо, отвечая (соглашаясь или нет) на каждое из 36 утверждений, оценивать ответы следующим образом: при ответе: «не знаю» - 0 баллов, «нет, никогда» - 1, «иногда» -

автора Ильин Евгений Павлович

Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (шкалы альтруизма и эгоизма) Автор: О. Ф. Потемкина.Цель. Выявление степени выраженности социально-психологических установок. Инструкция. Ответьте на каждый вопрос

Из книги Психология помощи [Альтруизм, эгоизм, эмпатия] автора Ильин Евгений Павлович

Методика И. М. Юсупова «Диагностика уровня эмпатии» Инструкция. Для выявления уровня эмпатии необходимо, отвечая (соглашаясь или нет) на каждое из 36 утверждений, оценивать ответы следующим образом: при ответе «не знаю» - 0 баллов, «нет, никогда» - 1, «иногда» - 2, «часто» -

Из книги Психология помощи [Альтруизм, эгоизм, эмпатия] автора Ильин Евгений Павлович

Методика В. В. Бойко «Диагностика уровня эмпатии» В структуре эмпатии В. В. Бойко выделяет несколько каналов.Рациональный канал эмпатии. Характеризует направленность внимания, восприятия и мышления субъекта, выражающего эмпатию, на существо иного человека - на его

Из книги Юридическая психология автора Васильев Владислав Леонидович

13.5. Экспертиза социально-психологических особенностей членов преступной группы Данный вид экспертизы назначается, как правило, в период предварительного следствия, когда преступление совершено в условиях сложившейся неформальной группы с асоциальной и криминальной

Из книги Социальное влияние автора Зимбардо Филип Джордж

Трудноуловимое влияние социально - психологических особенностей состязательной системы Состязательная система обладает некоторыми бесспорными достоинствами. Отдельные отрицательные последствия состязательного подхода можно предотвратить, если внести

автора Ильин Евгений Павлович

Методика «Диагностика ригидности» Методика разработана Г. Айзенком. Ригидность существенно влияет на процесс мотивации, особенно когда требуется корректировать его в связи с изменившейся ситуацией (например, вскрытием новых обстоятельств). Ригидный с трудом отходит от

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

Методика «Диагностика мотивационной структуры личности» Автор В. Э. Мильман. Методика позволяет выявлять некоторые устойчивые тенденции личности: общую и творческую активность, стремление к общению, обеспечению комфорта и социального статуса и др. На основе всех

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

Методика «Выявление установок «труд-деньги» Это часть фрагментарно уже приводившейся методики О. Ф. Потемкиной.ИнструкцияВнимательно прочитайте предлагаемые вопросы и на каждый ответьте «да» или «нет» в бланке для ответов.Текст опросника1. Вы согласны, что самое

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

Методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В предлагаемом варианте методики В. В. Бойко мною оставлены только те шкалы, которые имеют отношение к мотивации трудовой деятельности.Эмоциональное выгорание у профессионалов представляет собой один из защитных

Из книги Психология общения. Энциклопедический словарь автора Коллектив авторов

15.1. Диагностика психологических особенностей личности в общении Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности. С. С. Бубнова. Методика направлена на изучение реализации ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности. В ее основе

Из книги Психология национальной нетерпимости автора Чернявская Юлия Виссарионовна

Описание

Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной состоит из 80 вопросов о том, что важно в жизни.

Первая часть (40 вопросов) показывает, что важнее для человека: альтруизм или эгоизм, процесс или результат.

Вторая часть (следующие 40 вопросов) направлена на оценку значимости свободы или власти, содержания работы или денег.

Ключ к тесту

Часть I. Выявление установок «альтруизм – эгоизм», «процесс – результат»:

  • ориентация на процесс: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37;
  • ориентация на результат: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38;
  • ориентация на альтруизм: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39;
  • ориентация на эгоизм: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.

Часть II. Выявление установок «свобода – власть», «труд – деньги»:

  • ориентация на труд: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37;
  • ориентация на свободу: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38;
  • ориентация на власть: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39;
  • ориентация на деньги: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.

Обработка и анализ

За каждый ответ «Да» начисляется 1 балл. Вычисляется сумма значений по каждой из восьми установок личности.

Результаты, полученные с помощью данных методик, целесообразно представить графически.

Для этого необходимо начертить четыре вертикальные пересекающиеся прямые и отложить на каждой из них от центра (точка 0) количество баллов согласно ключам опросника.

Интерпретация результата

Значения по шкалам обозначают важность для человека каждого из описываемых ниже типов мотивов. Важно не только то, какое (или какие) из этих значений наиболее велико, но и то, как они соотносятся между собой и какое из них наименьшее.

Ориентация на процесс

При больших значениях по шкале человек имеет установку на процесс. В работе или другой деятельности ему важно, чтобы само занятие было интересным. Над достижением цели он относительно мало задумывается, поэтому, например, может опоздать со сдачей работы. А уж если процесс стал ему неинтересен, он может и вовсе забросить данное занятие, не задумываясь о последствиях. Но зато человеку с такой установкой легче справиться с задачей, где важен именно сам процесс, например, игра в театре.

Обычно люди более ориентированы на процесс, меньше задумываются над достижением результата, часто опаздывают со сдачей работы, их процессуальная направленность препятствует их результативности. Ими больше движет интерес к делу, а для достижения результата требуется много рутинной работы, негативное отношение к которой они не могут преодолеть.

Ориентация на результат

Большие значения по шкале обозначают установку на результат. Человек стремится достигать результата в своей деятельности вопреки всему – суете, помехам, неудачам... Он может входить в число самых надежных сотрудников. Но он может за стремлением к достижению результата забыть обо всем остальном, например, кому-то ненамеренно навредить или просто сделать дело быстро, но некрасиво («проехать на бульдозере»).

Ориентация на альтруизм

При больших значениях по шкале человек имеет установку на альтруизм, на то, чтобы действовать прежде всего на пользу другим, часто в ущерб себе (и делу). Это люди, о которых стоит позаботиться. Альтруизм – наиболее ценная общественная мотивация, наличие которой отличает зрелого человека. Традиционно эта установка считается ценной, а человек, обладающий ею, – заслуживающим всяческого уважения. Действительно, наверное, величайшие деяния добра совершались из альтруизма – но и зла, заметим, тоже. Альтруист может быть весьма опасен для себя и окружающих, когда начинает самоотверженно загонять человечество (или просто семью или группу) в счастье. Но если он не позволяет себе такого, то может быть чрезвычайно полезен окружающим и при этом чувствовать себя от этого счастливым вне зависимости от личного положения. Хотя подпускать его, скажем, к финансовому управлению коммерческой организацией опасно... Если же альтруизм чрезмерно вредит, он, хотя и может казаться неразумным, но приносит счастье.

Ориентация на эгоизм

Когда имеется большое значение по шкале, человек сосредоточен в основном на своих личных интересах. Это не обязательно означает, что его интересы сводятся к материальной выгоде – просто при принятии решений он весьма серьезно учитывает то, как их последствия отразятся на нем лично. Обладать такой установкой могут как злобный вор и скряга, так и просто вполне моральный и добрый человек, придерживающийся разумного эгоизма. Люди с чрезмерно выраженным эгоизмом встречаются довольно редко. Известная доля разумного эгоизма не может навредить человеку. Скорее, более вредит его отсутствие, причем это среди людей интеллигентных профессий встречается довольно часто.

Ориентация на труд

Большое значение по шкале говорит об установке на труд. Человек все время использует для того, чтобы что-то сделать, не жалея выходных дней, отпуска и т. д. Труд сам по себе приносит ему больше радости и удовольствия, чем другие занятия. В отличие от установки на процесс здесь человеку важно чувствовать, что он не просто занят, а именно работает. При этом то, насколько этот труд на самом деле результативен, имеет мало значения, но важно, насколько он одобряем руководством или обществом. Так, такая установка – одна из причин продолжения работы, когда зарплату не платят и заплатить не могут в принципе, поскольку продукция никому не нужна.

Ориентация на деньги

При больших значениях по шкале человек имеет установку на деньги. Ведущей ценностью для людей с этой ориентацией является стремление к увеличению своего благосостояния. Когда у такого человека денег нет, он думает в основном о том, как их достать, а когда они есть – как их не потерять и преумножить их количество. Деньги для него имеют ценность сами по себе, а не только как средство приобретения чего-либо. Он не обязательно станет их, скажем, воровать, но при выборе работы для себя, скорее всего, обратит внимание на зарплату, чем на интересность.

Ориентация на свободу

При больших значениях по шкале человек имеет установку на свободу. Она для него – главная ценность. Он не терпит никаких ограничений и готов идти на жертвы ради отстаивания своей независимости (иногда от мнимой опасности). Очень часто ориентация на свободу сочетается с ориентацией на труд, реже это сочетание свободы и денег.

Ориентация на власть

Большое значение по шкале означает, что человек имеет установку на власть. Он хочет чувствовать контроль над другими людьми и на многое готов ради этого. Он может оказаться в результате тираном, но может стать и неплохим руководителем. Для людей с подобной ориентацией ведущей ценностью является влияние на других, на общество.

Человек с любой установкой (точнее с набором установок, довольно редко лишь одна установка оказывается полностью доминирующей, т. е. значения по остальным шкалам резко меньше) может найти как свое вполне полезное место в обществе, так и свой способ разрушить все вокруг себя. Но то, зачем (и частично – каким образом) человек сделает то или другое, и показывается результатами данного теста и опросника Томаса «Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению». Знание особенностей мотивационной сферы человека важно при профотборе, профориентации и личном консультировании, в частности, семейном. Различия между супругами в установках часто вносят разлад в семейные отношения.

Следует отметить, что можно на основании результатов использования методик выявить несколько групп испытуемых:

1) группа высокомотивированных испытуемых с гармоничными ориентациями. Все ориентации выражены сильно и в равной степени;

2) группа низкомотивированных испытуемых, у которых все ориентации выражены чрезвычайно слабо;

3) группа испытуемых с дисгармоничными ориентациями, у которых некоторые ориентации выражены сильно, а другие могут даже отсутствовать.

Заверохина+++Методика "Способность к самоуправлению" (тест ССУ) Н. М. Пейсахова

Параметры: Анализ противоречий или ориентировка в ситуации, Прогнозирование, Целеполагание, Планирование, Принятие решения, Критерии оценки, Самоконтроль, Коррекция. Вопросов 48

Методика "Способность к самоуправлению" (тест ССУ) Н. М. Пейсахова по выявлению способности к самоуправлению была разработана в лаборатории психологических проблем высшей школы Казанского Государственного Университета Н.М. Пейсаховым и его сотрудниками на основе ими же разработанной теоретической базы. Методика содержит 48 утверждений, с которыми можно согласиться или не согласиться. Самоуправление - целенаправленное изменение, и цель себе ставит человек, который сам управляет своими формами актив­ности: общением, поведением, деятельностью и переживаниями. Самоуправление нужно отличать от саморегуляции.

Самоуправ­ление - процесс творческий, он связан с созданием нового, встречей с необычной ситуацией или противоречием, необходи­мостью постановки новых целей, поиском новых решений и средств достижения целей.

Саморегуляция - это тоже изменения, но совершаемые в рам­ках имеющихся правил, норм, стереотипов. Функция саморегу­ляции иная - закрепить то, что приобретено в процессе само­управления. Таким образом, самоуправление и саморегуляция – не два разных процесса, а две стороны активности личности, диалектическое единство изменчивого и устойчивого в непре­рывном развитии субъективного мира человека.

Методика способность самоуправления (тест ССУ) Н. М. Пейсахов: Инструкция к тесту ССУ. Предлагаемая анкета даёт возможность узнать о способностях владеть собой в различных ситуациях. В анкете приведены две группы утверждений: Утверждения, требующие обращения к опыту, например, п. 5. Если вы действительно часто оцениваете свои действия и поступки, стараетесь найти ответ на поставленный вопрос, то смело отвечайте «да», а если вы это делаете редко, то отвечайте «нет». Утверждения, характеризующие ваши отношения к общепринятому мнению, например, п. 28.

Если вы согласны с мнением, то отвечайте «да», а если не согласны, то отвечайте «нет». Ответ «да» обозначен «+», ответ «нет» - знаком «-» (минус).

Тестовый материал (вопросы).

1. Практика показывает, что я верно определяю свои возмож­ности в любой деятельности.

2. Я предусмотрительный человек.

3. Берусь только за то, что смогу довести до конца.

4. Обычно хорошо представляю, что нужно сделать, чтобы до­биться задуманного.

5. Постоянно пытаюсь найти ответ на вопрос «Что такое хорошо и что такое плохо?».

6. Прежде чем сделать окончательный шаг, я взвешиваю все «за» и «против».

7. Всегда отдаю себе отчет в том, что со мной происходит.

8. Непредвиденные препятствия не мешают мне довести дело до конца.

9. У меня не хватает терпения долго разбираться в том, что не решается сразу.

10. В своих поступках и делах не люблю заглядывать далеко вперед.

11. Редко задумываюсь о главных целях своей жизни.

12. Отсутствие продуманных планов не мешает мне добиваться хороших результатов.

13. Часто затрудняюсь сказать, того ли я достиг, чего хотел.

14. На выбор моих решений влияют не поставленные цели, а настроение в данный момент.

15. Мне часто кажется, что целый час или два исчезли неизвестно куда.

16. Тот, кто считает необходимым исправлять все допущенные промахи, не замечает, как совершает новые.

17. Когда нужно разбираться в сложной обстановке, чувствую прилив энергии и сил.

18. Я четко представляю свои жизненные перспективы.

19. Умею отказываться от всего, что отвлекает меня от цели.

20. В своих поступках и словах следую пословице: «Семь раз отмерь, один - отрежь».

21. Уделяю много времени тому, чтобы понять, с каких позиций надо оценивать свои действия.

22. В своих действиях я успешно сочетаю риск с осмотрительностью.

23. Необходимость проверять самого себя стала моей второй натурой.

24. Когда у меня портятся отношения с людьми, могу их изменить.

25. Как правило, мне бывает трудно выделить главное в сложившейся ситуации.

26. Жизнь показывает, что мои прогнозы редко сбываются.

27. Люди, которые всегда четко знают, чего хотят, представляются мне слишком рациональными.

28. Удача сопутствует тому, кто не планирует заранее, а пола­гается на естественный ход событий.

29. Мне не хватает чувства меры в отношениях с близкими.

30. Меня угнетает необходимость принимать срочные решения.

31. Обычно мало слежу за своей речью.

32. Некоторые свои привычки я охотно бы изменил, если бы знал, как это сделать.

33. Что я хочу и что должен делать - вот предмет моих по­стоянных раздумий.

34. Заранее знаю, каких поступков можно ожидать от людей.

35. Обычно с самого начала четко представляю будущий ре­зультат.

36. Пока не сложился в голове четкий, конкретный план, не начинаю серьезного разговора.

37. У меня всегда есть точные ориентиры, по которым я оце­ниваю свой труд.

38. Я всегда учитываю последствия принимаемых мной решений.

39. Внимательно слежу за тем, понимают ли меня во время споров.

40. Я готов снова и снова заниматься совершенствованием уже законченной работы.

41. Сколько ни анализирую свои жизненные трудности, не могу достичь полной ясности.

42. Жизнь так сложна, что считаю, пустой тратой времени предвосхищать ход событий

43. Следование однажды поставленной цели очень обедняет жизнь.

44. Считаю, что планируй, не планируй, а обстоятельства всегда сильнее.

45. В последнее время ловлю себя на том, что придаю большое значение мелочам, забывая о главном.

46. Мне обычно не удаётся найти правильное решение из-за большого количества возможных вариантов.

47. В ссорах не замечаю, как «выхожу из себя».

48. Сделав дело, предпочитаю не исправлять даже явные просчёты.

Исследование социально-психологических установок личности проводилось с помощью методики диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной .

Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной предназначена для выявления степени выраженности различных социально-психологических установок, среди которых присутствует установка, направленная на «альтруизм-эгоизм».

Социально-психологические установки есть состояния психологической готовности, складывающейся на основе опыта и оказывающей влияние на реакции человека относительно тех объектов и ситуаций, с которыми он связан и которые социально значимы. Понятие "установка" следует рассматривать не как вообще отношение, позицию к какому-либо предмету, явлению, человеку, а как диспозицию - готовность к определенному поведению в конкретной ситуации. Это понятие выражает конкретную связь между внутренним и внешним.

Таблица 5

Уровень мотивации

Результат

Альтруизм

Соотношение социально-психологических установок

Полученные нами результаты показывают что большинство сотрудников рекламного агентства имеют установки на свободу, процесс, результат и альтруизм. Это может говорить о том, что сотрудники стремятся выполнить работу, при этом получают удовольствие от процесса, что может гарантировать достаточно быстрое и качественное выполнение поставленной задачи. При этом высокая установка на свободу говорит о стремлении к независимости и максимально самостоятельному выполнению работы. (см. таб. 5)

Таблица 6

Основные значения социально-психологических установок

Максимум

25 процентиль

75 процентиль

Результат

Альтруизм

Согласно полученным результатов отмечаем, что сотрудникам рекламного агентства наиболее присущи социально-психологические установки на свободу, процесс, результат и альтруизм, при этом обращая внимание на низкую установку на власть и деньги, можно сказать, что сотрудникам свойственна высокая работоспособность, не только ради материального вознаграждение, а скорее ради личностного самоутверждения (см. таб. 6)


Рис. 2.3

Предполагается, что люди более ориентированы на процесс, менее ориентированные на результат, что может негативно сказаться на эффективности работы сотрудника.

Анализируя имеющуюся выборку, отмечаем, что действительно присутствуют сотрудники с ярко выраженной ориентацией на процесс (на графике 4 точки в левом верхнем углу, значение результата мало, значение процесса велико). Работа с такими сотрудниками требует особенного внимания.

Еще одну группу, которая с точки зрения эффективности работы сотрудника требуют особого внимания, это люди с низкой мотивацией как к процессу, так и к результату (левый нижний угол графика). Для увеличения эффективности работы таких сотрудников требуется их дополнительная мотивация на результат (рис. 2.3)

Предполагается так же наличие связи между ориентацией к труду и к деньгам.


Рис. 2.4

На рисунке 2.4 отмечаем выраженную положительную корреляцию. Рассчитав значение коэффициента корреляции Спирмена получаем: r s =0,505, p=0,004

Таким образом с ростом показателей ориентации на труд растет и ориентация на деньги (и наоборот). При этом значения с высокой мотивацией к труду и низкой мотивацией к деньгам отсутствуют (пустой левый верхний угол).

Таким образом для нормальной эффективности работы сотрудника рекламного агентства необходимо, чтобы люди, ориентированные на труд имели достойную денежную компенсацию.

Особого внимания с точки зрения эффективности работы персонала требуют сотрудники с низким значением ориентации на труд и особенно в сочетании с высоким значение ориентации на деньги (правый нижний угол).

Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере была разработана О.Ф. Потемкиной и представляет собой опросник из 80 вопросов с одинаковыми вариантами ответов «Да» и «Нет» на каждый. В процессе создания доктор психологических наук, практикующий психолог, профессор Ольга Фёдоровна Потемкина ориентировалась на труды советского психолога Д. Узнадзе, который черпал вдохновение в трудах швейцарского психиатра К. Юнга и немецкого социолога и философа Э. Фромма. Данная методика довольно широко распространена в менеджменте и заслуживает доверия.

Целью методики является выявление степени выраженности социально-психологических установок. Тест использует 8 различных шкал:

  • Ориентация на процесс
  • Ориентация на результат
  • Ориентация на альтруизм
  • Ориентация на эгоизм
  • Ориентация на труд
  • Ориентация на деньги
  • Ориентация на свободу
  • Ориентация на власть

Тест Потемкиной хорошо подходит для взрослых людей, уже имеющих опыт профессиональной деятельности.

Инструкция к тесту Потемкиной «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере»

Вам будет предложено 80 вопросов с вариантами ответов «Да» и «Нет» в каждом. Пожалуйста, выбирайте вариант «Да» если утверждение в вопросе верно описывает Ваше обычное поведение и «Нет» если не соответствует ему.

Время прохождения теста : 10-15 минут.

Возможная аудитория теста : взрослые

Стоимость теста : бесплатно

Результат теста : станет доступен сразу после ответа на все предложенные вопросы в виде списка используемых шкал с получившимся значением и словесным описанием.