Академик крылов кораблестроитель. А.Н. Крылов одновременно был выдающимся математиком, физиком и инженером. Свободное время на корабле

Русский советский математик, кораблестроитель, академик А.Н. Крылов родился 3 (15) августа 1863 года в селе Висяга Алатырского уезда Симбирской губернии (ныне село Крылово Порецкого района Чувашии) в семье отставного офицера-артиллериста. Отец будущего академика, Николай Александрович Крылов, участвовал в Крымской войне 1853-1856 годов, получил образование за казенный счет, как сын ветерана. Он был человеком талантливым, самобытным и образованным, обладал литературным даром. С сыном он был очень близок и сызмала называл его "друг Алеша". Мать, Софья Викторовна (она родилась в Казани), принадлежала к старинному дворянскому роду Ляпуновых, была необыкновенно умной, энергичной и красивой женщиной.

В начале 1860-х годов отец Алексея вышел в отставку. В течение 15 лет вся семья жила в деревне, а затем переехала в Севастополь. Обучение в местном училище было тогда поставлено плохо. Немецкому языку, например, детей обучал немец, которого Алеша запомнил потому, что у него всегда болели зубы. Поэтому в кармане педагог держал всегда полуштоф водки, к которому все время прикладывался.

В 1872 году Крыловы переехали на юг Франции, в Марсель. В частном пансионе Алеша прошел курс математики и французского языка. Вернувшись в Россию, он с родителями некоторое время вновь жил в Севастополе, а позднее семья перебралась в Ригу. Здесь А.Н. Крылов научился свободно говорить по-немецки, а затем в классической гимназии изучил латинский и греческий языки. В пятнадцать лет, в 1878 году, Алексей приезжает в столицу. Он поступает в одно из самых привилегированных учебных заведений России - в Петербургское Морское училище (с 1939 - Высшее военно-морское училище им. Фрунзе), выдержав вступительные экзамены "с небывало высокими баллами". Понимая, что без глубокого знания математики немыслимо стать настоящим моряком, он все свободное время посвятил ее изучению. Большим преимуществом Морского корпуса в те годы, когда там учился Крылов, было то, что в нем поддерживались традиции прежнего директора - Римского-Корсакова, брата известного русского композитора. Это был в высшей степени образованный человек, прекрасный моряк, горячо любивший свою родину и свое дело.

Весной 1884 года А.Н. Крылов с отличием окончил училище, а в октябре был произведен в мичманы и награжден денежной премией, его имя занесено на доску почета. Молодого способного офицера ждали море и корабли, но все сложилось иначе. К концу учебы Алексей, испортив зрение, стал совсем близоруким. Стало ясно: корабельная служба ему противопоказана. Крылов выбрал научное поприще и принял приглашение известного математика-магнитолога, создателя теории о девиации компаса И.П. Колонга работать в компасной мастерской Главного Гидрографического управления. Под его руководством Крылов выполняет свои первые научные работы по девиации магнитного компаса. Теория магнитных и гирокомпасов прошла через всю его жизнь. Про Колонга в шутку говорили: "Он держится такого мнения, что корабли только для того и строят, чтобы было где компасы ставить". Работая под руководством Колонга, А.Н. Крылов отлично понимал, что не корабль для компаса, а компас для корабля. Еще будучи в Морском корпусе, он любил ходить в Адмиралтейство и знакомиться с производством кораблестроительных работ.

В 1887 году А.Н. Крылов ушел из компасной мастерской. Он начал работать на Франко-русском судостроительном заводе в Петербурге, а затем решил продолжать учение в Морской Академии. С 1887 года его главной специальностью стало кораблестроение, или, вернее, "приложение математики к разного рода вопросам морского дела". В Академии им была написана научная работа по усовершенствованию орудийной башни строящегося броненосца "Император Николай I", но особенно его заинтересовал вопрос расчетов килевой качки корабля. Во время строительства Либавского порта был вырыт длинный канал в море глубиной около 30 футов. Яхте "Полярная звезда" приказали пойти в Либаву, но ее командир из-за сильного ветра и высокой волны стал на якорь у входа в канал и отказался идти дальше. Так как на яхте должен был идти сам царь, произошел скандал. Крылова вызвали в Гидрографический департамент, где предложили изучить вопрос о килевой качке корабля и установить, какой нужно учесть запас глубины под килем, чтобы обеспечить безопасность прохода в любую погоду.

Вопрос этот был новый и трудный. А.Н. Крылова направили в Англию для доклада в Английском Обществе кораблестроительных инженеров, где были собраны лучшие кораблестроители того времени. В Англии Крылов пробыл несколько дней. Он сделал доклад, посетил кораблестроительные заводы. Спустя год он развил общую теорию качки корабля на волне. За этот труд Общество присудило ему Золотую медаль. Это было тем более приятно, что русский человек был первым из иностранцев, который получил золотую медаль самого известного в мире Общества кораблестроительных инженеров.

А.Н. Крылов поступил в число слушателей кораблестроительного отдела Морской академии в октябре 1888 года. В октябре 1890 года, по окончании курса с отличием, он как лучший выпускник был оставлен при академии для научной и педагогической работы. Ему было поручено вести практически занятия по математике, курс которой в то время включал высшую алгебру, аналитическую геометрию, дифференциальное и интегральное исчисление, теоретическую механику. С того времени А.Н. Крылов почти 50 лет преподавал в стенах Академии, а также в Петербургском политехническом институте и других вузах. Неоценимы его исследования по теории (мореходным качествам) корабля. А.Н. Крыловым разработана также теория килевой качки корабля на волнении. В 1890-е годы мировую известность приобрел его труд "Теория качки корабля", значительно расширивший теорию В.Фруда. Работа А.Н. Крылова была первым всеобъемлющим теоретическим трудом в этой области.

Учение о качке корабля А.Н. Крылов начал читать в Морской академии в 1893 году. В то время существовала только теория боковой качки корабля, данная в 1757 году Даниилом Бернулли и основанная на Ньютоновой теории волнообразного движения воды. Но в 1861 году В.Фруд указал на неправильность теории Бернулли и положил в основу своей теории качки гидродинамическую теорию трохоидальных волн. Теория Фруда была затем развита Ранкином, Бертеном и другими. Осенью 1895 года Крылов разработал теорию килевой качки на волнении, применив к исследованию этого вопроса, тогда еще никем не затронутого, методы, подобные тем, которые применяли Лагранж и Лаплас в "Небесной механике" при изучении движения планет. В 1897 году Крылов обобщил и видоизменил метод исследования килевой качки и изложил общую теорию качки корабля, от которой предыдущие теории составляют частные случаи. В дальнейшем изложение этой теории не подвергалось существенным изменениям, а лишь дополнялось отдельными вопросами, возникавшими по требованиям практики. Так, в 1907 году в Черном море производились обширные артиллерийские опыты, и Крылов, будучи председателем одной из подкомиссий, исследовал вопрос о влиянии качаний корабля на меткость стрельбы. Для этих исследований был разработан метод фотографической записи качаний корабля. Продолжая эти работы, А.Н. Крылов создал теорию демпфирования (усмирения) бортовой и килевой качки. Он первый предложил гироскопическое демпфирование, что сегодня является наиболее распространенным способом усмирения бортовой качки.

С осени 1892 года, после нового приема слушателей в Академию, А.Н. Крылову было поручено, кроме ведения упомянутых практических занятий, чтение курса теории корабля и начертательной геометрии. При чтении курса теории корабля Крылову пришлось коренным образом изменить математический подход к делу. Учению о плавучести и устойчивости он предпослал краткое математическое введение о приближенных формулах квадратур и о точности вычислений вообще, которое и вошло в записки к курсу, а затем в печатный курс "Теория корабля", изданный в 1907 году, дополненный и переизданный в 1933 году. Ведение практических занятий по математике и чтение лекций по теории корабля показало тогда, что ни на русском, ни на иностранных языках в то время не существовало ни одного руководства, в котором были бы систематически изложены практические методы производства приближенных вычислений, встречающихся в технических вопросах вообще. Крылов начал излагать эти методы как дополнения к практическим занятиям по математике и как дополнения к курсу теории корабля.

С 1900 года А.Н. Крылов активно сотрудничал с С.О. Макаровым, адмиралом и ученым-кораблестроителем, работая над проблемой плавучести корабля. Результаты этой работы до сих пор широко используются в мире. Много лет спустя Крылов напишет об идеях Макарова по борьбе с креном или дифферентом поврежденного корабля затоплением неповрежденных отсеков: "Это казалось чиновникам большой чушью. Потребовалось 35 лет на то, чтобы их убедить, что идеи 22-летнего Макарова имеют большое практическое значение". Из-за этой теории А.Н. Крылову пришлось выдержать большую борьбу. Корабельные инженеры в генеральских мундирах, сидевшие в Морском техническом комитете, не могли отрешиться от рутины. За то, что Крылов их в этом обвинял, ему был объявлен выговор в приказе по флоту. Молодой ученый доказывал, что спасать корабль, когда он получает пробоины, надо не откачкой воды, а наоборот: надо спрямлять корабль, затопляя другие отделения, кроме поврежденных, чтобы корабль не опрокидывался.

Только после гибели броненосца "Петропавловск" вспомнили о работах Макарова и Крылова. Было немедленно назначено заседание, на котором Крылов сделал доклад о непотопляемости корабля. Однако по докладу не приняли никаких мер, а Крылову с упреком сказали: "Обращаясь к генерал-лейтенанту, подполковник не должен делать такие доклады, он должен помнить и соблюдать субординацию, а не называть прямо в глаза вещи их именами"(!). И только после Цусимы теория Крылова о непотопляемости стала применяться в практике кораблестроения.

В 1900 году на Крылова в академии было возложено чтение курса дифференциального и интегрального исчисления, вместе с тем он был назначен на должность заведующего Опытовым бассейном для испытания моделей судов (до 1908 года). В этой должности А.Н. Крылову пришлось принимать деятельное участие в испытании построенных судов. При испытаниях крейсера "Громобой" и затем крейсера "Баян" была обнаружена весьма значительная вибрация этих судов. В то время вопрос о вибрации судов еще совершенно не был исследован теоретически, имелись лишь приборы для записи вибрации, и этот вопрос представлял большие затруднения для корабельных инженеров. С 1901 года, разработав теорию этого явления, Крылов начал читать курс вибрации судов сперва в Морской академии, а затем в Политехническом институте. При чтении этого курса оказалось необходимым развивать целый ряд чисто математических отделов, иначе усвоение курса представляло для слушателей большие затруднения. Поэтому, когда в 1909 году курс Морской академии вместо двухгодичного был сделан трехгодичным, Крылов прочел ряд лекций о дифференциальных уравнениях математической физики.

В 1910 году в мире предстояло интересное астрономическое событие - возвращение кометы Галлея. В связи с этим А.Н. Крылов решил прочесть в Морской академии четыре лекции о способах определения орбит комет и планет по малому числу наблюдений, подробно остановившись на методе Ньютона и сопоставив с ним позднейшие методы Лапласа, Ольберса и Гаусса. Имя Ньютона как основоположника механики и анализа постоянно встречается в трудах Морской академии. Но его сочинения, написанные на латинском языке, были совершенно недоступны слушателям академии, поэтому Крылов перевел важнейшие из них - "Математические начала натуральной философии" - на русский язык, снабдив текст 207 примечаниями и пояснениями для обеспечения изучения этого творения Ньютона. Это потребовало два года упорной работы. Перевод был издан в 1915 и 1916 годах Морской академией, а в 1936 году переиздан Академией наук СССР.

В морских и научных кругах все больше рос авторитет А.Н. Крылова. В 1908 году ему было поручено возглавить кораблестроение всей России. Уже в генеральском чине, став главным инспектором кораблестроения и исполняющим обязанности председателя Морского технического комитета, он руководил проектированием и постройкой мощных боеспособных линкоров типа "Севастополь", эсминцев типа "Новик", долгое время остававшихся лучшими кораблями своего класса в мире.

В 1912 году А.Н. Крылов стал заслуженным профессором Морской академии; кроме того, он состоял для особых поручений при морском министре адмирале . Однажды Григорович вызвал Крылова к себе и сообщил, что в Государственной думе назначено заседание, на котором будет рассматриваться законопроект об ассигновании 500 миллионов рублей на развитие флота. Свой доклад о необходимости этого ассигнования министр счел длинным и малопонятным для неспециалистов. Поэтому он предложил Крылову написать этот доклад кратко, ясно и доказательно. И доклад был представлен адмиралу уже на следующее утро. В нем в частности говорилось: "Представленный Государственной думе законопроект о программе судостроения на ближайшее пятилетие должен придать твердую последовательность и определенность воссозданию флота и является поэтому делом первостепенной важности для государственной обороны, ибо главная задача Балтийского флота есть оборона столицы. Петербург имеет для государства главенствующее значение не только как центр всех высших правительственных учреждений, но в нем сосредоточиваются и правления большей части банков, железных дорог, акционерных компаний и прочих торговых и финансовых предприятий. Становится ясным, что занятие Петербурга неприятелем не только завершает войну в его пользу, но даже окупает ее, ибо наложение секвестра на все государственные и общественные капиталы доставит такую изрядную контрибуцию, перед которой испрашиваемые ныне на флот 500 миллионов представляются ничтожною суммой… Если сопоставить эту сумму с важностью флота для обороны государства и принять в расчет, что все будет исполняться в России, что ассигнованием этих средств вы полагаете прочный фундамент под насущные нужды государственной обороны и что при этом вы дадите заработок сотням тысяч рабочих и приложение их трудоспособности во всех отраслях промышленности, - то вы не откажете в том полумиллиарде, который нужен России на возобновление флота". Некоторые специалисты по думским вопросам уверяли, не зная содержания доклада, что Морскому министерству обеспечено большинство в 4 или 5 голосов. К общему изумлению, оказалось 288 голосов "за" и 124 "против".

В 1913-1914 годах А.Н. Крылов продолжал чтение лекций в Морской академии, изредка получал поручения от морского министра, консультировал на заводах, по субботам заседал в правлении Русского общества пароходства и торговли и, кроме того, составлял и проверял спецификацию и проект заказа новых теплоходов; остающееся время посвящал научной работе, главным образом изучению "Начал" Ньютона, которые он переводил с латинского языка на русский.

19 июля (1 августа) 1914 года Германия объявила России войну. А.Н. Крылов был включен в состав специальной расчетной комиссии Артиллерийского комитета. Комиссия должна была математически обосновать количество необходимых патронов на каждое ружье и снарядов на каждое орудие. В том же 1914 году А.Н. Крылов единогласно избирается членом-корреспондентом Императорской Академии Наук по кафедре математической физики. В 1916 году он стал действительным членом Академии Наук. Тогда же Крылов назначен директором Главной физической обсерватории и Главного военно-метеорологического управления. Эти должности он занимал до 1921 года.

Октябрьская революция застала Крылова на работе в Русском Обществе пароходства и торговли. Он ведал постройкой пароходов и их технической эксплуатацией. Когда декретом правительства рабочих и крестьян коммерческий флот был национализирован, Крылов передал весь флот Советской власти. После революции, несмотря на дворянское происхождение и предложение переехать в Америку, академик продолжает с присущим ему усердием трудиться на благо Советской республики. В полной мере его талант педагога и организатора раскрылся на посту начальника Морской академии.

В это время академик Крылов решает многие народнохозяйственные вопросы. Советская страна нуждалась в большом количестве паровозов. 1250 паровозов были заказаны за границей, их надо было перевозить в Россию в собранном виде водным путем. Крылову было поручено искать пригодные и выгодные для этих перевозок пароходы. Ознакомившись с этим делом, академик предложил не фрахтовать пароходы по высокой цене, а покупать их. Во время перевозки паровозов, заказанных в одной только Швеции, удалось сэкономить около 1,5 млн. руб. золотом. Некоторые пароходы, закупленные Крыловым в первые годы после революции, долго еще ходили под советским флагом.

В 1921 году Советская страна командировала группу ученых, в том числе академиков Рождественского, Иоффе и Крылова, в Лондон для возобновления научных связей и приобретения книг и приборов для Академии наук, в частности для Морской академии. Эта командировка за границу была рассчитана на непродолжительный срок; однако А.Н. Крылову пришлось пробыть за границей семь лет, до 1927 года. Это время он работал по самым различным заданиям Советского правительства. В частности, являясь членом Русско-норвежского общества, он по-прежнему ведал постройкой и покупкой пароходов. В марте 1928 года А.Н. Крылов был назначен директором Физико-математического института АН СССР в Ленинграде. В последующие годы он принимал активное участие в создании новых кораблей, гироскопических приборов, в строительстве мостов, доков. Им была изобретена машина для решения дифференциальных уравнений, из печати вышли фундаментальные труды "Вибрация судов", "Качка корабля" и др. Общепризнанно, что нет такой области военно-морского дела, в которой не проявился бы талант академика Крылова. Поэтому его с полным основанием называют адмиралом корабельной науки. Ряд работ А.Н. Крылова был посвящен астрономии. Им переведены на русский язык с дополнениями и комментариями "Новая теория движения Луны" Л. Эйлера, труды других зарубежных ученых.

В 1936 году академик Крылов участвовал в инженерных разработках по строительству Володарского моста в Ленинграде. Казалось бы, какое дело кораблестроителю и академику, возглавляющему кафедру математической физики, до постановки кессонов и мостовых ферм? Но Крылов плавал еще на парусных судах, ему приходилось участвовать в проходе судов в ворота военной гавани в Кронштадте, в кронштадтские доки, и он усвоил приемы мастеров этого дела. Нужно сказать, что А.Н. Крылов еще в 1911 году участвовал в экспертной комиссии при постройке моста Петра Великого в Петербурге.

Важную инженерную задачу пришлось решать А.Н. Крылову и в 1940 году. К академику обратился один из руководителей строительства Дворца Советов в Москве. Он рассказал, что их затрудняет вопрос об укреплении 100-метровой фигуры Ленина. Ученому показали схему того, как предполагается ее закрепить. Однако это решение показалось неудачным. Крылов предложил свой метод крепления фигуры, придерживаясь кораблестроительной практики. Его работа была одобрена. Письмом от 18 декабря 1940 года зам. начальника строительства Дворца Советов Г.Б. Красин пригласил А.Н. Крылова к участию в заседаниях по обсуждению конструкции статуи В.И. Ленина. Для этой цели Алексей Николаевич составил "Записку об укреплении статуи Ленина на Дворце Советов".

В 1938-1940 годах А.Н. Крылов опубликовал ряд работ, в которых дал полное изложение теории девиации магнитного компаса, исследовал вопросы теории гироскопических компасов, разработал теорию влияния качки корабля на показания компаса: "Основания теории девиации компаса", "Возмущения показаний компаса, происходящие от качки корабля на волнении", "О теории гирокомпаса" и др. Он предложил также новую систему дромоскопа, автоматически рассчитывающего девиацию компаса. В 1939 году Алексею Николаевичу за эти исследования было присвоено звание Заслуженного деятеля науки и техники, а 13 марта 1941 года за работы по теории компасов и гирокомпасов он был удостоен Сталинской премии 1-й степени. "Весть о том, что правительство удостоило меня Сталинской премии, я принял с величайшей благодарностью. Эта награда для меня тем более дорога, что ею дана высокая оценка моих трудов за истекшие два года. Раз партия и правительство дали столь лестную оценку моим трудам, то я делаю из этого только один вывод: надо с удвоенной энергией продолжать начатые работы для того, чтобы закончить их в более короткие сроки. Так трудом я постараюсь отблагодарить за высокую награду", - сказал в выступлении академик Крылов.

В начале Великой Отечественной войны А.Н. Крылов был эвакуирован в Казань, но и там продолжал научные исследования. За выдающиеся достижения в области математических наук, теории и практики отечественного кораблестроения и заслуги в подготовке специалистов для Военно-Морского Флота академику А.Н. Крылову 13 июля 1943 года было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он также трижды награждался орденом Ленина. В августе 1945 года А.Н. Крылов вернулся в Ленинград.

Академик Крылов был талантливым консультантом по делам флота. Сам он отмечал, что его советы сэкономили правительству больше стоимости самого современного дредноута. При этом А.Н. Крылов всегда славился острым языком, его меткие ответы вышестоящим руководителям во все времена становились легендами. "В общении, - писали о нем, - это был интереснейший человек, в котором причудливо соединились добродушие с тонкой усмешкой, степенность с молниеносной сметливостью и математическая точность с выразительным художественным языком". Крылов знаменит своими работами по гидродинамике, в том числе по теории движения корабля на мелководье (он был первым, кто объяснил и рассчитал значительное увеличение гидродинамического сопротивления при небольших глубинах) и теорией единичных волн. Он автор около 300 книг и статей по судостроению, магнетизму, артиллерийскому делу, механике, математике, астрономии, геодезии. Широко используются его знаменитые таблицы непотопляемости.

А.Н. Крылов был женат на Елизавете Дмитриевне Драницыной. Их дочь Анна вышла замуж за физика, впоследствии академика, П.Л. Капицу (1894-1984), с которым у А.Н. Крылова были самые теплые отношения. Таким образом, А.Н. Крылов - дед физика С.П. Капицы и географа А.П. Капицы.

Умер Алексей Николаевич Крылов 26 октября 1945 года в Ленинграде во время работы над "Историей открытия планеты Нептун". Похоронили его с воинскими почестями на Литераторских мостках Волковского кладбища. "Такие люди, - сказал о А.Н. Крылове его друг академик А.Ф. Иоффе, - не повторяются в жизни". В 1948 году на могиле академика установили надгробный памятник - стелу с барельефным портретом (ск. Г.Ф. Ветютнев).

Именем академика названы учреждения и корабли, институты и научные общества, улица (с 1952) в Петербурге и даже кратер на Луне, а на доме, где он жил и работал, установлена мемориальная доска. В 1963 году в честь 100-летия со дня рождения ученого деревня Висяга переименована в Крылово. На его родине был открыт в октябре 1984 года музей.

Двадцать пять лет назад, когда я был выбран в Академию наук, академиков в России было 38. Сейчас у нас членов академии, т.е. выдающихся ученых, известных почти всему миру, - 126. Тогда ученый-одиночка работал в основном "на свою науку", решая задачи, возникавшие только в тиши его кабинета. Сейчас ученый работает на народ; он решает задачи гигантского строительства, он создает новую промышленность, новую технику. Отсюда та страстность, с которой работают советские ученые. Впервые в нашей стране ученый стал подлинно государственным деятелем, и государство заботится о нем так, как этого никогда еще не было, нет и не может быть нигде в мире.

Академик А.Н. Крылов, 1941 год.

А.Н. Крылов родился 3 августа 1863 г. в селе Висяга Ардатовского уезда Симбирской губернии (ныне Порецкий район Чувашской республики).

В 1878 г. он поступил в Морское училище, которое окончил в 1884 г. с наградой. Фамилия его, в числе лучших выпускников, была занесена на мраморную доску. В том же году Алексей Николаевич Крылов поступил на службу в компасную часть Главного Гидрографического управления, где и началась его многогранная научная деятельность.

Желая применить свои математические способности в технике, А.Н. Крылов избирает своей специальностью кораблестроение. С этой целью он поступает на судостроительный завод и параллельно с технологической практикой выполняет научную работу по расчету подкреплений под орудийную башню для строившегося на этом заводе броненосца "Император Николай I".

Проработав год на заводе, А.Н. Крылов в 1888 г. поступил в Морскую Академию, которую окончил в 1890 г. одним из первых и был оставлен при Академии преподавателем математики и теории корабля. С этого года началась его преподавательская деятельность, продолжавшаяся почти до его смерти.


В 1900 г. А.Н. Крылов был назначен заведующим опытовым бассейном, построенным за несколько лет до этого по инициативе великого русского ученого Д.И. Менделеева. В этот период А.Н. Крылов совместно с вице-адмиралом С.О. Макаровым работают над проблемой непотопляемости кораблей.

В 1908 г. А.Н. Крылов был назначен главным инспектором кораблестроения, а вслед за этим - председателем Морского технического комитета.

В 1914 г. Московский Университет присудил Крылову почетную степень доктора прикладной математики. В том же году А.Н. Крылова избрали членом-корреспондентом, а в 1916 г. - действительным членом Академии наук.

Научная деятельность Алексея Николаевича Крылова, которой он посвятил шестьдесят лет своей жизни, охватывает многие отрасли физико-математических знаний. Кораблестроители справедливо считают А.Н. Крылова отцом современного кораблестроения. Математики произносят его имя с величайшим уважением. Много нового и оригинального внес А.Н. Крылов также в механику, физику, астрономию, баллистику, теорию стрельбы, геодезию и в другие отрасли науки и техники. Труды А.Н. Крылова подняли на небывалую высоту отечественную кораблестроительную науку, упрочили ее приоритет и превосходство над иностранной наукой, позволили решить такие проблемы науки и техники, которые оказались не под силу зарубежным ученым.

Какую бы проблему ни разрабатывал Алексей Николаевич, он всегда думал, как сделать ее доступной для практического использования.

Он выделялся среди крупнейших ученых всего мира тем, что обладал замечательной способностью просто подходить к сложнейшим и, казалось бы, неразрешимым задачам. В любой задаче, в любом вопросе он видел прежде всего физическую сущность, природу рассматриваемого явления, и благодаря этому безошибочно определял, куда и как направить логические рассуждения и математические выводы, чтобы быстро, с наименьшей затратой труда и в то же время с необходимой и достаточной точностью решить поставленную задачу.

А.Н. Крылов был выдающимся математиком. Он внес много нового и ценного в развитие этой науки, но никогда не считал работу в области математики самоцелью. В одном из автобиографических очерков он говорил, что его специальность - кораблестроение, т.е. приложение математики к различным вопросам морского дела. В математике Крылов видел могучее средство для решения разнообразных, большей частью технических задач, имевших актуальное значение для развития нашей страны.

За выяснение какой бы проблемы А.Н. Крылов ни брался, он давал оригинальное решение, которое всегда отличалось крайней простотой и ясностью и в то же время научной строгостью. В простоте этих решений сказывалась огромная сила таланта выдающегося русского ученого. Анализируя тот или иной вопрос и делая практические выводы, А.Н. Крылов смело восставал против догматизма в науке, вскрывал несостоятельность "незыблемых" утверждений зарубежных ученых.

Так, например, в 1930 г. А.Н. Крылов детально разобрал работу японского инженера Иоката "Новые формулы для нахождения статических моментов и моментов инерции площадей". Заканчивая свою статью по этому поводу для журнала "Кораблестроитель", А.Н. Крылов писал: "Я не потому вошел во все эти подробности, что формулы Иоката имели бы значение в кораблестроительных расчетах, - ими пользоваться не будут, а для того, чтобы предостеречь от имеющейся привычки считать все, что носит заграничный штамп, за непреложную истину, а это далеко не всегда правильно".

А.Н. Крылов смело и до конца вскрывал ошибки иностранных ученых, отстаивал приоритет своих соотечественников в науке и технике, неустанно пропагандировал заслуги наших ученых, подчеркивал превосходство русских ученых, инженеров, изобретателей. Ученый решительно восставал против рутины и косности чиновников, сидевших в управлениях морского и артиллерийского ведомств. С убийственной иронией А.Н. Крылов говорил, что все эти чиновники действуют по одному правилу: ко всякому делу применяют одно из трех "от" - отписаться, отмолчаться, отказать.

В этой борьбе А.Н. Крылов часто обращался за поддержкой к русским морякам, видя в них людей, которые могут понять и оценить пользу новшеств в военно-морском деле.

Один из своих докладов на многолюдном официальном собрании, на котором присутствовало много офицеров флота, А.Н. Крылов закончил словами: "Я уверен, что в той борьбе, которую я начал против рутины в кораблестроении, вы, господа адмиралы, вы, господа командиры, поддержите меня вашей властью, вашим авторитетом, вашим словом".

Между прочим, за этот доклад А.Н. Крылову в приказе по флоту был объявлен выговор "за употребление в служебном докладе выражений и тона, противных дисциплине и правилам воинского чинопочитания".


Летом 1907 г. был объявлен международный конкурс на лучший проект линейного корабля. Всего было представлено сорок проектов русских кораблестроителей и иностранных фирм. Занимая пост главного инспектора кораблестроения и председателя Морского технического комитета, А.Н. Крылов вместе с другими инженерами признал наилучшим проект, разработанный на Балтийском заводе под руководством профессора Морской Академии, корабельного инженера И.Г. Бубнова. Под руководством А.Н. Крылова проект был осуществлен. Русский флот получил линейные корабли типа "Севастополь", оставившие далеко позади иностранные типы этого класса кораблей. Расчеты по этим кораблям, выполненные под руководством И.Г. Бубнова и составившие пять томов, являлись, по словам Крылова, "истинным руководством по строительной механике корабля и проектированию судов".

При проектировании этих кораблей произошел следующий любопытный случай. Механический отдел Морского технического комитета требовал установить на кораблях тяжелые котлы Бельвилля. А.Н. Крылов, возглавлявший комитет, настаивал на установке более легких и экономичных котлов, применявшихся тогда на эскадренных миноносцах. Эти котлы обеспечивали линейным кораблям скорость хода от 23 до 25 узлов, а котлы Бельвилля - 21 узел. Вопрос предстояло обсудить на заседании комитета. Не будучи уверенным, что вопрос разрешится удовлетворительно, Крылов обратился с просьбой к командующему Балтийским флотом прислать на заседание флагманских и дивизионных механиков. Корабельные инженер-механики прибыли, и их трезвый голос помог Крылову добиться на заседании наиболее правильного решения.

В области кораблестроения А.Н. Крылов больше всего занимался теорией корабля. Его можно смело назвать создателем современной теории корабля; он блестяще решил такие новые, выдвинутые жизнью проблемы, как качка корабля, его непотопляемость и другие, предложил новую методику решения почти всех задач теории корабля. Так, одна из старейших кораблестроительных дисциплин, долго находившаяся в бессистемном состоянии и имевшая немало ошибок и "белых пятен", приобрела благодаря трудам А.Н. Крылова стройный и строгий вид, была прочно поставлена на подлинно научную основу и превратилась в четкую систему научных положений и выводов. Капитальный труд А.Н. Крылова "Качка корабля", вышедший к 75-летию со дня рождения ученого, представляет собою результат 45-летних научных исследований.

Еще в девяностых годах прошлого века, будучи молодым ученым, А.Н. Крылов создал теорию качки корабля на волнении. Мировая наука получила классическое решение вопроса, казавшегося до Крылова неразрешимым. Попытки ряда иностранных ученых разрешить эту проблему были безуспешны. Английский ученый В. Фруд пытался дать "теорию", но вынужден был расписаться в своей беспомощности, заявив: "Я был не в состоянии преодолеть математические трудности". До него другой английский ученый Э. Рид пошел еще дальше в признании своей несостоятельности, заявив: "...можно выразить сомнение в том, что весьма разнообразные и постоянно изменяющиеся усилия, действующие на корабль на волнении, когда-либо будут полностью выражены математическим языком".

И вот приехал в Лондон русский, никому там дотоле не известный "капитан Крылов" и изложил в Британском обществе корабельных инженеров "теорию качки корабля", в которой с математической строгостью исчерпывающе была решена важнейшая проблема кораблестроения, проблема поведения корабля на волнении.

Англичане, не признававшие никаких иностранных авторитетов, не могли замолчать достижение и приоритет русского ученого. Больше того, они впервые были вынуждены присудить золотую медаль общества ученому-иностранцу А.Н. Крылову.

Адмирал С.О. Макаров заложил основы учения о непотопляемости и живучести корабля. А.Н. Крылов развил это учение, создал свои знаменитые таблицы непотопляемости, внес неоценимый вклад в обеспечение плавучести и остойчивости кораблей. Его выводами и предложениями, а также таблицами непотопляемости пользуются ныне во всех флотах мира.

А.Н. Крылов внес много ценного и в учение о прочности корабля. Среди работ, посвященных этому вопросу, следует назвать его труд "О расчете балок, лежащих на упругом основании" (1930 г.). Тираж первого издания этой ценной работы разошелся в один день. В 1936 г. был издан почти заново написанный Крыловым курс лекций "Вибрация судов". Книга содержит подробное изложение теории упругих колебаний и представляет большую ценность для практики кораблестроения.

А.Н. Крылов создал классические работы и по теории магнетизма. Этой теорией он начал заниматься еще в 1884 г., сразу же после окончания Морского училища. За первые же три года молодой ученый написал десять оригинальных работ по девиации. Всего по этому вопросу А.Н. Крыловым написано более пятидесяти научных трудов. За три из них - "Основания теории девиации компаса", "Возмущения показаний компаса, происходящие от качки корабля на волнении" и "О теории гирокомпаса" - академик А.Н. Крылов был в 1941 г. удостоен Сталинской премии первой степени. Многие навигационные приборы, широко применяемые сейчас на флоте и в авиации, основаны на принципах, разработанных А.Н. Крыловым.

Известен А.Н. Крылов и как крупный специалист в области артиллерии. Он оставил многочисленные математические исследования, научные труды, имеющие большое практическое значение, а также разработку оригинального устройства для тренировки наводчиков, известного под названием "прибора Крылова".

С первых же дней Октябрьской революции А.Н. Крылов стал в первые ряды передовой русской интеллигенции, отдавая народу все свои знания и опыт. В 1919 г. его назначили начальником Военно-Морской академии. Он с честью оправдал столь высокое доверие и в трудных условиях гражданской войны и иностранной военной интервенции организовал подготовку командных кадров для молодого советского флота. Всей душой Крылов отдавался педагогической и научной работе, блестяще справляясь со всеми заданиями Советского правительства.

Академик А.Н. Крылов активно и плодотворно участвовал в восстановлении флота нашей Родины. Затем, когда развернулось строительство большого советского Военно-Морского флота, Алексей Николаевич со всей свойственной ему энергией и страстностью включился в решение всех важнейших проблем этого строительства. Он консультировал проектирование и постройку боевых кораблей, передавал кораблестроителям свой огромный практический опыт, предупреждал их от многих ошибок в столь сложном и ответственном деле. Ученый работал над многими теоретическими проблемами кораблестроения, неустанно двигал вперед отечественную науку.

До последних дней своей жизни А.Н. Крылов участвовал в работе многих научно-исследовательских институтов и различных комиссий. Он трудился не только в областях, близких ему, - математике и кораблестроении, но и во многих других отраслях науки и техники, вплотную занимался многочисленными вопросами строительства нашего флота и работы судостроительных предприятий. К Алексею Николаевичу обращались всегда, когда возникали труднейшие вопросы, которые даже опытным специалистам казались неразрешимыми.

В списке огромного и многогранного научного наследства А.Н. Крылова более 300 названий научных трудов. Сюда входят многотомные исследования, монографии, учебные курсы, журнальные и газетные статьи и т.д. Две трети этих работ выполнены ученым при Советской власти, когда талант Алексея Николаевича развернулся во всей своей силе.

Учащаяся молодежь всегда привлекала к себе А.Н. Крылова. Он охотно помогал советами и разъяснениями всем, обращавшимся к нему. Будучи весьма занятым, он тем не менее соглашался читать лекции слушателям разных факультетов Военно-Морской Академии. Его лекции, прочитанные на курсах комиссаров флота в 1919-1921 гг., являются непревзойденными по ясности и доходчивости изложения.

Наш народ высоко оценил заслуги академика А.Н. Крылова перед Родиной. В связи с 75-летием со дня рождения он был награжден орденом Ленина и удостоен почетного звания заслуженного деятеля науки и техники. В 1943 г., накануне 80-летия Крылова, ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Весной 1945 г., в связи с празднованием 220-летия Академии наук, старейший академик А.Н. Крылов был награжден третьим орденом Ленина.

Дожив до победного окончания Великой Отечественной войны, Алексей Николаевич Крылов с радостью видел торжество нашей великой Родины.

В августе 1945 г., чтобы быть ближе к научным морским организациям и к родному кораблестроению, он переехал в Ленинград.

А.Н. Крылов похоронен на Белковом кладбище в Санкт-Петербурге, неподалеку от могил его великих современников И.П. Павлова и Д.И. Менделеева.

Иван Михайлович Сеченов (1829-1905) по окончании курса Инженерного училища, прослужив недолго в саперах, вышел в отставку и поступил на медицинский факультет Московского университета. Здесь он сблизился и подружился с Сергеем Петровичем Боткиным (1832-1889). Докторская диссертация Ивана Михайловича была на тему: "О влиянии алкоголя на температуру тела человека".
Неизвестно, служил ли ему его родной братец, Андрей Михайлович, объектом наблюдений, но только через много лет, в конце 80-х годов, Иван Михайлович передавал такой рассказ С.П. Боткина:
"Вот, Иван Михайлович, был у меня сегодня интересный пациент, ваш земляк; записался заранее, принимаю, здоровается, садится в кресло и начинает сам повествовать:
"Надо вам сказать, профессор, что живу я давно почти безвыездно в деревне, чувствую себя пока здоровым и жизнь веду очень правильную, но все-таки, попав в Петербург, решил с вами посоветоваться. Скажем, летом встаю я в четыре часа и выпиваю стакан [чайный] водки; мне подают дрожки, я объезжаю поля. Приеду домой около 6 1/2 часов, выпью стакан водки и иду обходить усадьбу, скотный двор, конный двор и прочее. Вернусь домой часов в 8, выпью стакан водки, подзакушу и лягу отдохнуть. Встану часов в 11, выпью стакан водки, займусь до 12 со старостой, бурмистром. В 12 часов выпью стакан водки, пообедаю и после обеда прилягу отдохнуть. Встану в 3 часа, выпью стакан водки... и т.д."
Боткин:
"Позвольте вас спросить, давно ли вы ведете столь правильный образ жизни?"
Помещик:
"Я вышел в отставку после взятия Варшавы [Паскевичем в 1831 г.] и поселился в имении, так вот с тех пор; а то, знаете, в полку, я в кавалерии служил, трудно было соблюдать правильный образ жизни, особенно тогда: только что кончили воевать с турками, как поляки забунтовали. Так вот, профессор, скажите, какого мне режима придерживаться?"
Боткин:
"Продолжайте вести ваш правильный образ жизни, он вам, видимо, на пользу. Вы, Иван Михайлович, не знаете этого чудака?"
Сеченов:
"Кто же его в нашей местности не знает, это Николай Васильевич Приклонский".
Однако едва ли Иван Михайлович рассказал своему другу С.П. Боткину про не менее "правильный" образ жизни своего брата Андрея.

Пароходы на Волге

В детстве Алексей Николаевич Крылов каждый год ездил с родителями на Нижегородскую ярмарку. Большую часть пути приходилось проделывать по Волге, так что он оставил очень любопытные зарисовки о пароходах того времени:
"В начале 1870-х годов на Волге работали пассажирские пароходы обществ "Самолёт", "По Волге", "Кавказ и Меркурий". Все пароходы были однопалубные, носовая часть палубы была открытая и предназначалась главным образом для груза. Над кормовой частью возвышался на бортовых стойках спардек, именовавшийся "мостиком", куда допускались лишь пассажиры 1 и 2-го классов.
Пароходы были колёсные, машины большей частью с качающимся цилиндром, постройки бельгийской фирмы "Кокериль".
Все пароходы были почти одинаковые, но особенно славились "самолётские", и их предпочитали "волжским" и "меркурьевским".

Отопление на всех пароходах было дровяное. Дрова дубовые, длиной в аршин, из толстых поленьев. Их получали, раскалывая восьмивершковый кряж на четыре части.
Погрузка дров производилась на пристанях, расположенных, примерно, через 50-70 вёрст одна от другой. Грузили женщины, которые с удивительным проворством, бегом переносили дрова из берегового штабеля на пароход. Вместо носилок служили два нескреплённых между собой шеста с двумя колышками, вбитыми в средней части каждого из них. На пароходе дрова очень ловко с великим грохотом сбрасывались в дровяной трюм.
Ночью было видно, как из дымовых труб вылетал целый столб искр, которые вихрем кружились позади трубы, представляя разнообразием своих движений картину удивительной живости и красоты.

В 1871 или 1872 г появился на Волге первый двухпалубный пароход "Александр II", американской системы, с обширной, почти во всю его длину, двухэтажной надстройкой, в которой были расположены пассажирские помещения. Отопление на этом пароходе было нефтяное, видимо, какой-то весьма несовершенной системы, ибо из труб валило облако чёрного дыма, которое стлалось за пароходом по воде, образуя как бы "дымовую завесу", если применить теперешний термин.
Хотя на этом пароходе пассажирские помещения, в особенности 3-го класса, были много удобнее, нежели на прочих пароходах, но первые два года он не пользовался доверием публики, про него ходили разные легенды, то ли, что его ветром опрокинет, то ли, что на нём нефть взорвется, и т.п., поэтому его избегали.

Но затем предприимчивый коммерсант Зевеке сразу поставил на линию "Нижний – Астрахань" пять пароходов американской системы, да на линию "Нижний – Рыбинск" тоже четыре или пять. Эти пароходы верхнего плёса были с одним задним колесом.
Зевеке сбил цену за перевозку пассажиров, его пароходы приобрели доверие публики, и к концу 1880-х годов все остальные общества вынуждены были работать также пароходами американского типа".

Шадринск

В Вятской губернии в XIX веке существовал уездный город Шадринск. Потом он несколько раз менял своё административное подчинение. А.Н. Крылов так со слов отца объяснял происхождение этого названия:
"У помещиков Родионовых было в Вятской губернии 10 000 десятин векового вязового леса. Вязы были в два и в три обхвата, но никакого сплава не было, поэтому в лесу велось шадриковое хозяйство, теперь совершенно забытое.
Это хозяйство состояло в том, что вековой вяз рубился, от него обрубали ветки и тонкие сучья, складывали в большой костёр и сжигали. Получалась маленькая кучка золы; эта зола и называлась шадрик и продавалась в то время в Нижнем на ярмарке по два рубля за пуд; ствол же оставлялся гнить в лесу.
После этого не удивительно, что от вековых вязовых лесов Вятской губернии и воспоминаний не осталось".

Свободное время на корабле

"Во время якорной стоянки на военном корабле свободны и располагают своим временем кот, поп и доктор".

Закон Божий

В севастопольском уездном училище Алёша изучал Закон Божий на уроках протоиерея, настоятеля собора. Тот учил их Закону Божию по катехизису Филарета, старого издания, в котором к тексту: "властем предержащим повинуйтесь и покоряйтесь" при перечислении властей, которым надлежит покоряться, значилось: "крепостные своим помещикам и господам". Крепостное право было отменено в 1861 г., но в севастопольской лавке более нового издания катехизиса не было, и ребята смущали попа вопросом, как это "вера" была изменена царским указом. Обыкновенно следовал ответ:
"Стань до конца урока в угол на колени, учи, как напечатано; а кто ещё будет спрашивать, тому уши надеру".

О лесосплаве

по Волге и её притокам А.Н. Крылов рассказывал так:
"Большая часть лесных грузов перевозилась на белянах, которые строились на один рейс. Из Унжи, Ветлуги и Суры лес доставлялся или на белянах или на "расшивах", с их разукрашенными "кичками".
Сплав производился кормой вперед, для чего ставились специальные большие сплавные рули. Судно волочило за собой чугунный, весом от 50 до 100 пудов груз, который называли “лотом”, а тот канат, на котором его волочили, назывался “сукой” (от глагола сучить). Этот канат при управлении судном прихватывался то с одного, то с другого борта, для чего на носовой части устраивался квадратный, во всю ширину судна, помост, именовавшийся “кичкой”. Отсюда команда старинных волжских разбойников:
“Сарынь [т.е. бурлаки], на кичку!”"
Поясню, что беляна – это плоскодонная некрашеная баржа почти прямоугольной формы. Расшива – это тоже плоскодонное судно, но с заострённым носом и кормой; могла ходить и под парусом.

15 августа 2013 года исполняется 150 лет со дня рождения выдающегося учёного-кораблестроителя, Героя Социалистического Труда, академика Алексея Николаевича Крылова (1863-1945).

Академик Алексей Николаевич Крылов принадлежит к числу выдающихся ученых. Он родился в деревне Висяга Алатырского уезда Симбирской губернии (ныне деревня Крылово Порецкого р-на Чувашии), а большая часть его жизни прошла в городе на Неве, в Военно-морской академии, где он работал и преподавателем, и её начальником. Символично, что здание на Ушаковской набережной Санкт-Петербурга было спроектировано и построено при личном участии выдающего ученого, который посетил академию 13 сентября 1945 года и ознакомился с учебными и лабораторными помещениями, читальным и актовым залами. С 1945 по 1960 год Военно-морская академия кораблестроения и вооружения носила имя Алексея Николаевича Крылова. В память об учёном в ВМА отреставрирован и открыт единственный в своём роде мемориальный кабинет-музей А.Н. Крылова, награды и личные вещи Алексея Николаевича хранятся в Музее ВМА.

1 октября 1945 года, выступая перед коллективом Высшего военно-морского инженерного училища имени Ф.Э. Дзержинского, Алексей Николаевич Крылов подчеркнул, что следует готовить не только знающего инженера-офицера, но и глубоко и научно мыслящего инженера-творца. Он выразил удовлетворение училищем, дающим флоту морских инженеров, способных руководить подчиненными и воспитывать их, четко управлять боевой техникой кораблей и решать сложные технические задачи. Его слова актуальны и сегодня.

Имя А.Н. Крылова навечно вписано в историю отечественной и мировой науки, техники и культуры. Многогранная деятельность академика распространялась на различные отрасли знаний, носила энциклопедический характер. Изданное научное наследие А.Н. Крылова составляет 12 томов (1936-1956), охватывает проблемы теории и строительной механики корабля, теории магнитных и гироскопических компасов, математики, механики, баллистики, воздухоплавания, педагогики, истории науки и техники.

Биография

Алексей Николаевич Крылов родился в семье артиллерийского офицера. Отец А.Н. Крылова получил образование за казенный счет как сын ветерана, раненного под Бородином. В 1878 году Крылов поступил в Морское училище, которое окончил с отличием в 1884 году. После окончания училища А. Н. Крылов работал в компасной мастерской Гидрографического управления под руководством И. П. Колонги, где провел свое первое научное иследование по девиации магнитных компасов. Теория магнитных и гидрокомпасов прошла через всю его жизнь. Много позже, в 1938-1940 годах А. Н. Крылов опубликовал ряд работ, в которых дал полное изложение теории девиации магнитного компаса, исследовал вопросы теории гироскопических компасов, разработал теорию влияния качки корабля на показания компаса:

«Основания теории девиации компаса»

«Возмущения показаний компаса, происходящие от качки корабля на волнении»

«О теории гирокомпаса»

В 1941 году эти исследования были отмечены Сталинской премией. А. Н. Крылов предложил также новую систему дромоскопа, автоматически рассчитывающего девиацию компаса. В 1887 году А. Н. Крылов перешел на франко-русский завод, а затем продолжил учебу на кораблестроительном отделении Морской Академии. После окончания курса (в 1890 году) остался в Академии, где вел практические занятия по математике а впоследствии - курс теории корабля. По воспоминаниям самого А. Н. Крылова, с 1887 года его «главной специальностью стало кораблестроение, или, лучше сказать, приложение математики к разного рода вопросам морского дела». С этого началась преподавательская деятельность А. Н.Крылова, продолжавшаяся почти до самой его смерти. В 1890-е годы мировую известность приобрёл труд Крылова «Теория качки корабля», значительно расширивший теорию Фруда. Работа А. Н. Крылова была первым всеобъемлющим теоретическим трудом в этой области. В 1898 году А. Н. Крылов был награжден золотой медалью Британского общества корабельных инженеров, причем это был первый случай в истории, когда медали удостаивался иностранец. Продолжая эти работы, А. Н. Крылов создал теорию демпфирования (умирения) бортовой и килевой качки. Он первый предложил гироскопическое демпфирование (успокоение) бортовой качки, что сегодня является наиболее распространенным способом умирения бортовой качки.

Александр Николаевич Крылов - кораблестроитель, специалист в области механики, математик, академик АН СССР (1916; член-корреспондент с 1914), Герой Социалистического Труда (1943). Дата рождения - 3 (15) августа 1863 года. Место рождения - село Висяга Симбирской губернии (ныне село Крылово Порецкого р-на Чувашской Республики). Дата смерти - 26 октября 1945 года. Место смерти - Ленинград.

Семья

А. Н. Крылов был женат на Елизавете Дмитриевне Драницыной. Их дочь Анна вышла замуж за П. Л. Капицу, с которым у А. Н. Крылова были самые теплые отношения. А. Н. Крылов - дед С. П. Капицы и А. П. Капицы. В 1931 году Крылов опубликовал работу на тему, известную теперь как подпространство Крылова или методы подпространства Крылова. Работа касалась проблем собственных значений, а именно, вычисления коэффициентов характеристического полинома заданной матрицы. Крылов коснулся эффективности вычислений и, как настоящий ученый-вычислитель, подсчитал вычислительные затраты как количество «отдельных операций перемножения» - явление нетипичное для математической публикации 1931 года. Крылов начал с тщательного сравнения существующих методов, что включает оценку худшего сценария вычислительных затрат в методе Якоби. После этого он представил свой собственный метод, который был лучшим из известных к тому времени методов и широко используется до сих пор. А. Н. Крылов перевел на русский язык «Математические начала натуральной философии» Ньютона (1915). А. Н. Крылов умер 26 октября 1945. Похоронен на «Литераторских мостках» Волкова кладбища, неподалеку от И. П. Павлова и Д. М. Менделеева.

А.Н. Крылов активно сотрудничал со Степаном Осиповичем Макаровым, адмиралом и ученым-кораблестроителем, работая над проблемой плавучести корабля. Результаты этой работы вскоре стали классическими и до сих пор широко используются в мире. Много лет спустя Крылов напишет о ранних идеях Макарова по борьбе с креном или дифферентом поврежденного корабля затоплением неповрежденных отсеков: «Это казалось морским чиновникам большой чушью. Потребовалоось 35 лет … на то, чтобы их убедить, что идеи 22-летнего Макарова имеют большое практическое значение». А. Н. Крылов был талантливым консультантом по делам флота. Сам он отмечал, что его советы сэкономили правительству больше стоимости самого современного дредноута. При этом А. Н. Крылов славился острым языком и его меткие ответы правительству и Думе становились легендами. В 1916 году Крылов возглавлял Главную физическую обсерваторию и Главное военно-метеорологическое управление. В 1917 был назначен директором физической лаборатории Академии наук, позже - начальником Морской академии. В 1917 году А. Н. Крылов был руководителем Русского общества пароходостроительства и торговли. После Октябрьской революции он передал все суда Советскому правительству и продолжал работать на развитие отечественного флота. В 1921 году А. Н. Крылов был направлен в Лондон как представитель Советского правительства для воостановления зарубежных научных связей страны. В 1927 году он вернулся в Советский Союз. А. Н. Крылов знаменит своими работами по гидродинамике, в том числе и по теории движения корабля на мелководье (он был первым, кто смог объяснить и рассчитать значительное увеличение гидродинамического сопротивления при небольших глубинах) и теорией единичных волн. А. Н. Крылов - автор около 300 книг и статей. Они покрывают большой диапазон человеческого знания, включая судостроение, магнетизм, артиллерийское дело, математику, астрономию и геодезию. Широко используются его знаменитые таблицы непотопляемости.

Наследие А. Н. Крылова

А. Н. Крылов - основоположник теории корабля, автор множества работ по теории магнитных и гироскопических компасов, по артиллерии, механике, математике и астрономии. Трижды кавалер ордена Ленина, Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинской премии (1941). С 1914 года он - член-корреспондент, а с 1916 - действительный член Академии наук. В честь А. Н. Крылова назван кратер на Луне. Академией наук была учреждена премия имени академика А. Н. Крылова. Премия присуждается «за выдающиеся работы по использованию вычислительной техники в решении задач механики и математической физики». Имя А. Н. Крылова было присвоено головному, ведущему научно-исследовательскому институту судостроительной отрасли Советского Союза - ЦНИИ им. акад. Крылова.

«Для теории необходимы знания, для
практики, кроме того, ещё и умения»

А.Н. Крылов
Алексей Николаевич Крылов (1863 - 1945)

Соединял в себе три категории учёных. Он одновременно был выдающимся математиком, физиком и инженером.

Родился учёный в селе Висяга (ныне поселок Крылово в Чувашии, Россия) в семье офицера. Его родственники - известные российские деятели: основатель российской физиологической школы И.М.Сеченов, академик славянской филологии Б.М.Ляпунов, известный профессор-окулист В.П.Филатов и др. Уроки математики молодому Крылову давал его дядя - выдающийся математик А.М.Ляпунов.

Главным делом всей жизни Алексея Николаевича было кораблестроение. Он создал знаменитую теорию мореходных качеств, получившую название «теория Крылова» . Впервые наука о корабле обрела классическое решение вопросов о качке корабля, о вибрации судов, об их непотопляемости.

Колыбелью будущего академика-кораблестроителя стал Петербург. В 1878 г. поступает в Петербургское морское училище (ныне Военно-морская академия им. Адмирала Н.Г. Кузнецова).

После блестящего окончания училища в 1884 г. он был произведён в мичманы, а его имя занесено на мраморную доску.

Первые научные работы о девиации компасов (явлении искажения показаний магнитной стрелки компаса под влиянием железного корпуса корабля ) написаны им в 1884-1887 гг. во время работы в Компасной мастерской Главного гидрографического управления. В 1886 г. опубликовал описание своего первого изобретения - сконструированного им дромоскопа , который в отличие от созданных за границей аналогичных приборов для определения девиации, позволял точнее вести корабль в открытом море. Дромоскоп А.Н. Крылова получил широкое применение на флоте.

Первую научную работу в области кораблестроения «Расчёт башни броненосца "Император Николай I"» Алексей Николаевич написал во время работы на Франко-русском судостроительном заводе в 1887-1888 гг. Именно здесь начинается его путь учёного-кораблестроителя.

После блестящего окончания Морской академии (ныне Военно-морская академия имени адмирала Н.Г. Кузнецова), с 1890 года начинается преподавательская деятельность А.Н. Крылова, которая продолжалась более полувека.

В 1892 г. он приступает к чтению курса лекций по теории корабля, который впоследствии был опубликован под названием «Записки по теории корабля. Теория мореходных качеств корабля». «Теория корабля» - главный труд академика А.Н. Крылова, принесший ему мировую известность.

В 1896 и 1898 гг. он выступает на заседаниях кораблестроителей в Лондоне по теории качки корабля на волнении. За выдающиеся научные работы Английское общество кораблестроителей присудило ему, первому из иностранцев, высшую награду - большую золотую медаль. Теория качки была переведена на многие иностранные языки и получила название «теории Крылова» .

В 1900 г. в Петербурге при активном участии А.Н. Крылова открылся Политехнический институт, на кораблестроительном отделении которого учёный читал лекции.

В 1900-1908 гг. он возглавляет Опытовый бассейн Морского ведомства, где производились испытания моделей будущих кораблей. В эти годы он сближается с адмиралом С.О. Макаровым , основоположником науки о непотопляемости, и совместно с ним развивает это учение, умело сочетая теорию с практикой. Алексей Николаевич составляет специальные «Таблицы непотопляемости» , которые в 1905 г. были приняты на всех кораблях русского флота и, несколько позднее, во всех иностранных флотах.

Алексей Николаевич и Елизавета Дмитриевна
Крыловы вскоре после бракосочетания

В 1908 г. А.Н. Крылов был назначен главным инспектором кораблестроения, а затем председателем Морского технического комитета. Спроектированные и построенные под его руководством первые русские линейные корабли ("Марат" , "Севастополь" , "Гангут" и др.) долгие годы оставались боеспособными и с честью выдержали испытание Великой Отечественной войной 1941-1945 гг.

По представлению Н.Е. Жуковского , отца русской авиации, в 1914 году Московский университет присудил Алексею Николаевичу почетную степень доктора прикладной математики, в том же году его избирают членом-корреспондентом Академии наук.

В 1919 г. назначается начальником Морской академии. На этом посту в полной мере раскрылся его талант педагога и организатора. В тяжёлых условиях гражданской войны он осуществляет реорганизацию этого высшего военно-учебного заведения.

В 1921-1926 гг. А.Н. Крылов работает за границей. Он участвует в различных международных судостроительных комиссиях, разрабатывает проект перетранспортировки оборудования для Волховской ГЭС, закупает и отправляет приборы для Пулковской обсерватории и Главной палаты мер и весов.

Кроме того, он ведет переговоры с французским правительством о передаче коллекций А.Ф. Отто (Онегина) Пушкинскому дому и богатейшая коллекция рукописей А.С. Пушкина возвращается на Родину.

Из воспоминаний дочери - Анны Алексеевны Капицы:

«В моих детских воспоминаниях отец - высокого роста, плечистый, с густыми чёрными волосами и окладистой чёрной бородой. Творчество всегда его поглощало, оно было частью его жизни. Алексей Николаевич никогда не бывал праздным. Чтобы отвлечься от одной работы, он находил другую. Но это не был кабинетный учёный, он всегда находился среди людей. Блестящий рассказчик, очень остроумный, он любил весёлый солёный анекдот и шутку. В молодости папа играл в теннис, ездил на велосипеде и очень увлекался стрельбой в цель».

После возвращения с заграничной командировки А.Н. Крылов продолжает преподавательскую деятельность. Как педагогу ему были свойственны предельная ясность изложения, умение сосредоточить внимание на главном, оригинальность и остроумие.

Лекции по «Теории корабля» стали образцом общедоступности при изложении сложных научных проблем.

В 1936 г. выходит фундаментальный труд А.Н. Крылова «Вибрация судов», позднее - ещё один фундаментальный труд «Качка корабля». Эти работы стали основными учебными пособиями по одному из важнейших разделов курса теории корабля.

В годы Великой Отечественной войны А.Н. Крылов, эвакуированный из Ленинграда в Казань, продолжает работать в качестве постоянного эксперта технического совещания и члена комиссии по научно-техническим военно-морским вопросам Академии наук СССР.

Перу учёного принадлежит 285 работ по математике, механике, истории науки и техники, а особенно много по теории корабля.

Полное собрание его сочинений в 12 томах было издано Академией наук СССР в 1951-1956 гг. Отличительной чертой всех его трудов было умение изложить любой сложный вопрос, умение довести результаты исследований до уровня, который был доступен пониманию инженеров. Его девизом было сосредоточение творческих усилий на решении проблем и задач, которые выдвигает практика .

А.Н. Крылов изобрел ряд корабельных и артиллерийских приборов и построил первую в России машину для интегрирования дифференциальных уравнений.


20-е годы прошлого века

Большим вкладом в развитие математики стала его работа «О некоторых дифференциальных уравнениях математической физики, которые имеют применение в технических вопросах» . В этой работе исследуются вопросы, которые относятся к вынужденным колебаниям упругих систем, приводится способ улучшения сходимости тригонометрических рядов.

«Лекции по приближенным вычислениям» А.Н.Крылова - первый в мировой литературе курс приближенных вычислений.

Большое значение имеют труды учёного, которые посвящены исследованию наследия классиков науки - И.Ньютона, Л.Эйлера, К.Гаусса и др. Алексей Николаевич перевёл на русский язык «Математические начала натуральной философии» И.Ньютона и написал к ним ценные дополнения, воссоздал яркие страницы жизни и деятельности многих выдающихся учёных. Его автобиографическая книга «Мои воспоминания» свидетельствует о высоком художественном мастерстве учёного.

А.Н.Крылов быв выдающимся педагогом. Его педагогическое кредо - «научить учиться» .

Он считал, что ни одно учебное заведение не может подготовить полностью завершенного специалиста. Дальнейшая практика и самообразование должны шлифовать квалификацию и мастерство . Педагог, с его точки зрения, должен развивать общую культуру студентов, прививать им любовь к труду, науке. А.Н.Крылов воспитал яркую плеяду отечественных учёных.

Академик был выдающимся математиком, механиком, основоположником теории корабля.

Он был удостоен Государственной премии СССР, награжден тремя орденами Ленина, ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Литература
1. Крылов А.Н. Собрание трудов. Т. 1-12. - М.-Л.,1951-1956.
2. Крылов А.Н. Мои воспоминания. - Л.,1979.
3. Ханович И.Г. Алексей Николаевич Крылов. - Л.,1967.
4. Яновская Ж. Академик корабельной науки. - М.,1976.
5. Шмигевський М.В. Видатні математики. - Х.,2004.

Н.В. Шмигевский