Презентация на тему что такое речь. Презентация по психологии на тему речь что. Виды речевой деятельности

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Что такое виды речи? В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Видовая характеристика связана со способом реализации мыслительной деятельности в речи: формирование и формулирование мысли про себя с помощью образного кода – внутренняя речь; внешняя реализация мысли с помощью речедвигательного кода – внешняя речь.

3 слайд

Описание слайда:

Речь внешняя и внутренняя Примерно 2/3 речевой деятельности человека приходится на речь внешнюю, обеспечивающую непосредственное общение людей. Однако особенность человеческого мышления заключается в способности продолжать обдумывать темы, затронутые в процессе непосредственного общения, после его завершения. Это и есть речь внутренняя. Мы способны режессировать в своём сознании будущие высказывания: представлять мысленно, как будет проходить спор с приятелем; готовить ответ на возможный вопрос; проговаривать про себя варианты решения задачи.

4 слайд

Описание слайда:

Речь внешняя и внутренняя Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи «Механизм человеческого мышления реализуется в двух противостоящих динамических звеньях – предметно-изобразительном коде (внутренняя речь) и речедвигательном коде (экспрессивная, внешняя речь). В первом звене мысль задаётся, во втором она передаётся и снова задаётся для первого звена». «Понимание – это перевод с натурально языка на внутренний. Обратный перевод – высказывание».

5 слайд

Описание слайда:

Роль внутренней речи в жизни человека Внутренняя речь представлена в следующих ситуациях: при решении задач в уме, при внимательном слушании собеседника (не только повторяем про себя слушаемую речь, но анализируем и даже оцениваем её), то же – при чтении про себя; при мысленном планировании своей деятельности, при целенаправленном запоминании и припоминании. Посредством внутренней речи осуществляется процесс познания: внутреннее осознанное построение обобщений, вербализация формирующихся понятий, строятся дефиниции, выполняются логические операции. На мысленном уровне осуществляется саморегуляция, самоконтроль, самооценка.

6 слайд

Описание слайда:

Особенности внутренней речи Внутренняя речь – перекидной мостик между видами речевой деятельности: услышал – подумал – сказал; прочитал – осмыслил – интерпретировал. Она формируется на основе внешней речи. Внутренняя речь чрезвычайно ситуативна и в этом близка к диалогической. Внутренняя речь предикативна, несвязна, отражает «сгустки смысла». В художественных текстах внутренняя речь представлена в описаниях мыслей героев (Ф.М.Д.)

7 слайд

Описание слайда:

Формы внешней речи Внешняя речь представлена в двух основных формах, характеризующих её по способу передачи мысли: устной и письменной.

8 слайд

Описание слайда:

Устная речь Подлинная устная речь создаётся в момент говорения. По определению В.Г.Костомарова, устная речь – это речь говоримая, что предполагает наличие словесной импровизации. В наше время устная речь, по словам В.Г.Костомарова, «не только перегнала письменную по возможностям фактического распространения, но и приобрела перед ней важное преимущество – моментальность, сиюминутность передачи информации. Устная речь рассчитана на смысловое восприятие создаваемой в момент говорения произносимой речи. Т.о., один процесс – речепорождение – тесно связан с другим процессом – слушанием, восприятием, пониманием порождаемой речи.

9 слайд

Описание слайда:

Порождение устного высказывания Н.И.Жинкин. Психологические основы развития речи Во-первых, за время устного (так сказать, на ходу) составления предложения надо удерживать уже сказанные слова и, во-вторых, упреждать слова, предстоящие произнесению. Удержание и упреждение слов обеспечивают их согласованность в синтаксической схеме выск-я. Отбор слов из долговременной памяти и конструирование предложений в оперативной памяти подчиняются замыслу высказывания. Надо, чтобы у говорящего был замысел и вкус к самому рассказыванию. Замысел формируется тоже в механизме удержания и упреждения, но относящегося не к одному предложению, а ко всему рассказу в целом. Это планирование композиции рассказа.

10 слайд

Описание слайда:

Особенности устной формы речи К особенностям неподготовленной устной речи относятся: оговорки, пропуски слов, что свидетельствует о корректировке высказывания в процессе его создания; различного рода перебивы, срывы начатой конструкции, замена её другой; наличие пауз, которые выполняют различные функции. Недостатки устной речи компенсируются внеязыковыми средствами: мимикой, жестами, интонацией.

11 слайд

Описание слайда:

Письменная речь Письмо – это действие перекодирования содержания мысли с мыслительного кода через посредство звуковой ступени (эта ступень может выступать либо в устном произнесении высказывания перед его записью, либо в виде внутреннего проговаривания в речевом коде) на графический, буквенный код. В понятие «письмо» входят: - подготовка и формирование высказывания на внутреннем уровне с упреждением его синтеза (как и в устной речи); - кодовые переходы; - техника записи – начертание нужных графических знаков по правилам каллиграфии, соблюдение требований графических правил и орфографической нормы. С точки зрения теории речи наиболее важны первая и вторая ступень, но в жизни о них пишущий думает меньше, чем о третьей – технике письма.

12 слайд

Описание слайда:

Особенности письменного высказывания Толчком к созданию письменного высказывания может послужить услышанное или прочитанное высказывание другого автора. Письменная речь является одним из способов опосредованного общения, общения на расстоянии, когда общающиеся не только не видят и не слышат друг друга, но могут быть и вовсе незнакомы. Однако пишущий всё-таки ориентируется на предполагаемого адресата: его возрастные особенности, социальный статус, жизненный опыт. Отличительным свойством письменной речи является подготовленность, возможность многократного и всестороннего обдумывания, редактирования.

Артисты обычно именно на эту составляющую обращают особое внимание – этот их хлеб. Крупные руководители, наоборот, часто недооценивают этот элемент, игнорируют его при подготовке. Для начинающих ораторов презентация часто становится камнем преткновения.

В данном блоке можно выделить несколько составляющих:

1.Ролевая позиция оратора, его имидж, статус, известность.

2. Техника речи.

3. Невербальные средства воздействия на аудиторию: расстояние от слушателей, поза, жесты, мимика, внешний вид, зрительный контакт.

4. Психологическое состояние оратора, его уверенность, уровень готовности к выступлению.

5. Психологическая готовность аудитории к восприятию речи.

Рассмотрим эти элементы более подробно.

1. Ролевая позиция оратора, его имидж, статус, известности. Н еобходимо согласовывать свое выступление с какой-либо позицией, психологической ролью, распространенной в общественном сознании, например с концепцией, имеющей сторонников в научной среде. В этом случае позиционирование будет более эффективным.

Можно выделить несколько модальностей, влияющих на успех публичного выступления: идеологическую, политическую, научную, волевую, ролевую.

Идеологическая позиция показывает близость оратора к аудитории по основным жизненным ценностям, поэтому необходимо в речи и всем своим внешним видом подчеркивать это единство. Оратор должен достаточно четко подчеркивать, “за” или “против” кого он выступает. Для того, чтобы попасть в резонанс с аудиторией, знать, кто является слушателями, чтобы заранее скорректировать выступление.

Большое значение для успеха выступления имеет ролевая позиция выступающего. “Учитель”, “Проповедник”, “Мученик”, “Герой”, “Антигерой”, “Такой же, как все” , «Известный ученый», «Чудак» - эти стандартные ролевые позиции могут быть эффективными в различных ситуациях. При этом ролевая позиция, образ не должны создаваться для каждого выступления заново - они должны сохранять преемственность, опираться на предыдущую деятельность и биографию оратора.

Очень большое значение имеет волевая позиция оратора. Оратор должен в процессе выступления решить главную проблему - добиться того, чтобы слушатели поверили, что именно он, команда, которую он представляет способна преодолеть трудности и решить проблемы.

2. Техника речи. Важная составляющая удачной речи - это ее воспроизведение. Успех зависит не столько от умения импровизировать, сколько от тщательной подготовки текста речи и ее озвучивания. Все эти навыки раскрываются в технике речи. К технике речи обычно относят:

а) Вербальные и фонетические средства воздействия на аудиторию : четкость построения речи, понятность и однозначность слов и терминов, связь речи с предыдущим опытом и насущными проблемами слушателей, тембр и громкость голоса, ритм речи, паузы, насыщенность эмоциональными элементами и т.д.



Темп речи, длина и сложность входящих в нее предложений, паузы, междометия, логические ударения существенным образом влияют на понимание речи оратора.

Данные психологических исследований говорят о том, что большинство слушателей, например, не улавливает смысла фразы, если она содержит более четырнадцати слов.

Кроме того, если фраза длится без пауз более пяти с половиной секунд, нить понимания обрывается.

Для достижения понимания необходимо активно пользоваться паузами , которые разбивают речь на логические блоки, акцентируют внимание аудитории на наиболее важных моментах выступления.

Говорить медленно, короткими и простыми предложениями - это универсальная рекомендация оратору, который хочет, чтобы его услышали и поняли.

Речь строится в соответствии с несколькими основными принципами, которых нужно придерживаться:

· выбрать три-четыре основных вопроса, на которые необходимо обратить внимание слушателей, делать ударение на этих вопросах, постоянно к ним возвращаться;

· помнить о тех, кто составляет аудиторию и для кого предназначена речь, использовать аргументы, которые кажутся убедительными аудитории, а не оратору;

· использовать яркие примеры для иллюстрации посылок и выводов. Надо говорить о людях, а не о концепциях;

· быть легко цитируемым, знать заранее, какие фрагменты выступления должны появиться на экране или в газетах.

3.Невербальное поведение оратора. Речевое сообщение состоит не только из вербального компонента (собственно речи). Не менее важен и невербальный компонент: мимика, пантомимика (поза, жесты), зрительный контакт, темп, интонация речи, а также пространственное расположение выступающего.

Не следует забывать и о вредных жестах: почесываниях, подергиваниях, тереблении пуговиц и т.д.

Наиболее информативной в ситуациях непосредственного общения или перед телекамерой является мимика , при выступлении перед большой аудиторией в основном заметна жестикуляция человека.

Что такое речь? Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека, использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью и письмом).

Функции речи Благодаря речи, как средству общения, индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причём в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств, такие как восприятие, внимание, воображение, память и мышление.

Виды речи Речь людей в зависимости от различных условий приобретает своеобразные особенности. Соответственно этому выделяют разные виды речи. Прежде всего различают внешнюю и внутреннюю речь, также существует эгоцентрическая речь.

Устная речь Диалогическая речь – разговор двух или нескольких лиц, говорящих попеременно. В повседневном и обычном разговоре диалогическая речь не планируется. Направленность такой беседы и её результаты в значительной степени определяются высказываниями её участников, их репликами, замечаниями, одобрением или возражением. Но иногда беседу организуют специально, чтобы выяснить определённый вопрос, тогда такая беседа носит целенаправленный характер. Монологическая речь предполагает, что говорит одно лицо, другие только слушают. К монологическим формам речи относятся лекции, доклады, выступления на собраниях. Общая и характерная особенность всех форм монологической речи – ярко выраженная направленность её к слушателю. Цель этой направленности – достигнуть необходимого воздействия на слушателей, передать им знания, убедить в чём-либо. В связи с этим, монологическая речь носит развернутый характер и требует связного изложения мыслей.

Письменная речь обращена к отсутствующему читателю, который прочтёт написанное только через некоторое время. Часто автор даже не знает своего читателя, не поддерживает с ним связи. Отсутствие непосредственного контакта между пишущим и читающим создаёт определённые трудности в построении письменной речи. Пишущий лишён возможности использовать интонацию, мимику, жесты для лучшего изложения своих мыслей. Так что письменная речь менее выразительна, чем устная. Кроме того, письменная речь должна быть особенно развернутой, понятной и полной, т. е. обработанной. Но письменная речь обладает другим преимуществом: она в отличие от устной речи допускает длительную подготовку над словесным выражением мыслей. Письменная речь как в истории общества, так и в жизни отдельного человека возникает позже устной речи и формируется на её основе. Благодаря письменности достижения культуры, науки и искусства передаются от поколения к поколению.

Внутренняя речь – это внутренний беззвучный речевой процесс. Она недоступна восприятию других людей и, следовательно, не может быть средством общения. Внутренняя речь своеобразна. Она очень сокращена, свернута, почти никогда не существует в форме полных, развернутых предложений. Объясняется это тем, что предмет собственной мысли человеку вполне ясен и поэтому не требует от него развёрнутых словесных формулировок, к помощи развёрнутой внутренней речи прибегают, как правило, в тех случаях, когда испытывают затруднения в процессе мышления. Трудности, которые переживает иногда человек, пытаясь объяснить другому понятную ему самому мысль, часто объясняются трудностью перехода от сокращенной внутренней речи, понятной для себя, к развёрнутой внешней речи, понятной для других.

Эгоцентрическая речь – особая форма речи, промежуточная между внутренней и внешней речью, выполняющая в основном интеллектуальную, а не коммуникативную функцию. Она активизируется у детей в возрасте от 3 до 5 лет, а к 6 -7 годам исчезает. Эгоцентрической речи, как и внутренней, свойственны интеллектуальная функция, неполная осознанность. Речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность. Как показал Лев Семёнович Выготский эгоцентрическая речь генетически восходит к внешней (коммуникативной) речи и является продуктом ее частичной интериоризации (перехода). Таким образом, эгоцентрическая речь как бы переходный этап от внешней к внутренней речи.

  • Речь - совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл, и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков.

Речь - один из видов коммуникативной деятельности человека использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива.

  • Виды речи
  • Внутренняя речь (речь "про себя") - это речь, лишенная звукового оформления и протекающая с использованием языковых значений, но вне коммуникативной функции; внутреннее проговаривание. Внутренняя речь - это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека. Она отличается по своей структуре свернутостью, отсутствием второстепенных членов предложения. Внутренняя речь может характеризоваться предикативностью.

Предикативность - характеристика внутренней речи, выражающаяся в отсутствии в ней слов, представляющих субъект (подлежащее), и присутствии только слов, относящихся к предикату (сказуемому).

  • Внутренняя речь не сопровождается громкими звуками, она — «речь минус звук», не предназначенная для другого, внутренняя речь допускает «короткие замыкания», она часто эллиптична, в ней пропускается то, что для пользующегося ею представляется само собой разумеющимся, иногда она предикативна.
  • Внешняя речь - система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли.
  • Внешней речи могут быть присущи:

интонация.

Жаргон - стилистические особенности (лексические, фразеологические) языка узкой социальной или профессиональной группы людей.

Интонация - совокупность элементов речи (мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр и др.), фонетически организующих речь и являющихся средством выражения различных значений, их эмоциональной окраски.

  • Внешняя речь служит общению (хотя в отдельных случаях человек может размышлять вслух, не общаясь ни с кем), по-этому ее основной признак—доступность восприятию (слуху, зрению) других людей. В зависимости от того, употребляются ли с этой целью звуки или письменные знаки, различают устную (обычную звуковую разговорную речь), письменную речь и аффективную
  • Устная речь - это общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух - с другой. В зависимости от различных условий общения устная речь приобретает вид либо диалогической, либо монологической речи.

Диалог - вид речи, заключающийся в попеременном обмене знаковой информацией (в том числе и паузами, молчанием, жестами) двух и более субъектов.

  • Диалогическая речь - это разговор, в котором участвуют не менее двух собеседников. Диалогическая речь, психологически наиболее простая и естественная форма речи, возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников и состоит в основном в обмене репликами. Реплика - ответ, возражение, замечание на слова собеседника - отличается краткостью, наличием вопросительных и побудительных предложений, синтаксически не развернутых конструкций.
  • Отличительной чертой диалога является эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса.

Монолог - вид речи, имеющий одного субъекта и представляющий собой сложное синтаксическое целое, в структурном отношении совсем не связанный с речью собеседника.

  • Монологическая речь - это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли или последовательное связное изложение одним лицом системы знаний.
  • Для монологической речи характерны:

последовательность

доказательность, которые обеспечивают связность мысли;

грамматически правильное оформление;

  • Письменная речь - это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений.
  • Она обращена к широкому кругу читателей,

лишена ситуативности и

предполагает углубленные навыки звукобуквенного анализа,

умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли,

анализировать написанное и совершенствовать форму выражения.

Письменная речь направлена преимущественно на передачу более отвлеченного содержания. В письменной речи более развернутое построение речи, иное раскрытие содержания мысли. В письменной речи все существенные связи мысли должны быть раскрыты и отражены. Письменная речь требует более систематического, логически связного изложения. В письменной речи все должно быть понятно исключительно из ее собственного смыслового содержания, из ее контекста;

  • Ей свойственна весьма сложная композиционно-структурная организация, которой необходимо специально овладевать, и отсюда — особая задача обучения письменной речью в школе. письменная речь — это контекстная речь.
  • Аффективная речь — это односложный и ограниченный вид речи, основывающийся на отдельных словах, очень редко — фразах.
  • Такая речь эмоционально насыщена и интонирована (например, речь Эллочки-Людоедки64), в ней нет грамматических конструкций.
  • Эгоцентрическая речь - это речь-размышление, обслуживающая не столько общение, сколько само мышление. Она выступает как внешняя по форме и внутренняя по своей психологической функции. Имея свои исходные корни во внешней диалогической речи, она, в конечном счете, перерастает во внутреннюю. При возникновении затруднений в деятельности человека активность его эгоцентрической речи возрастает. При переходе внешней речи во внутреннюю эгоцентрическая речь постепенно исчезает.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по психологии: "Особенности внешней, внутренней и эгоцентрической речи"»

Особенности внешней, внутренней и эгоцентрической речи

Работу выполнила:

Студентка 1 курса

ГАОУ ВО МГПУ, ИМИиЕН

Деулина Юлия


Виды речи

Эгоцентрическая

Внутренняя

Аффективная

Письменная

Диалогическая

Монологическая

Повествование

Рассуждение

Описание


Внутренняя речь

  • Внутренняя речь (речь "про себя") - это речь, лишенная звукового оформления и протекающая с использованием языковых значений, но вне коммуникативной функции; внутреннее проговаривание.
  • Внутренняя речь - это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека.
  • Внутренняя речь может характеризоваться предикативностью.

Внутренняя речь не сопровождается громкими звуками, она - «речь минус звук», не предназначенная для другого, внутренняя речь допускает «короткие замыкания», она часто эллиптична, в ней пропускается то, что для пользующегося ею представляется само собой разумеющимся, иногда она предикативна.


Внешняя речь

Устная речь

  • Внешняя речь - система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли.
  • могут быть присущи:
  • Устная речь - это общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух - с другой.

Основной признак -доступность восприятию (слуху, зрению) других людей.

Жаргон

Стилистические особенности (лексические, фразеологические) языка узкой социальной или профессиональной группы людей.

Интонация - совокупность элементов речи (мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр и др.), фонетически организующих речь и являющихся средством выражения различных значений, их эмоциональной окраски.

Монологическая

Диалогическая

Рассуждение

Повествование

Описание


Диалогическая речь

  • Диалогическая речь - это разговор, в котором участвуют не менее двух собеседников.
  • Диалогическая речь, психологически наиболее простая и естественная форма речи, возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников и состоит в основном в обмене репликами.

Отличительная черта диалога - эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса.


Монологическая речь

  • Монологическая речь - это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли или последовательное связное изложение одним лицом системы знаний.

Монологическая речь предполагает достаточно высокий уровень речевого развития говорящего.

Для монологической речи характерны:

последовательность

доказательность

грамматически правильное оформление


Письменная речь

  • Письменная речь - это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений.
  • Письменная речь - вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов.

обращена к широкому кругу читателей

Письменной речи свойственна сложная композиционно-структурная организация, которой необходимо специально овладевать.

лишена ситуативности

предполагает углубленные навыки звукобуквенного анализа

Письменная речь - это контекстная речь .

умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли

анализировать написанное и совершенствовать форму выражения


Аффективная речь

  • Аффективная речь - это односложный и ограниченный вид речи, основывающийся на отдельных словах, очень редко - фразах.

Аффективная речь эмоционально насыщена и интонирована, в ней нет грамматических конструкций.


Эгоцентрическая речь

  • Эгоцентрическая речь - это речь-размышление, обслуживающая не столько общение, сколько само мышление.
  • При возникновении затруднений в деятельности человека активность эгоцентрической речи возрастает.
  • При переходе внешней речи во внутреннюю эгоцентрическая речь постепенно исчезает.

Спасибо за внимание!!!

Источники информации

  • Эгоцентрическая речь
  • Виды речи
  • Шаблон презентации
  • Особенности

Речь – это деятельность общения – выражения, воздействия, сообщения – посредством языка, речь – это язык в действии. Речь, и единая с языком, и отличная от него, является единством определенной деятельности – общения – и определенного содержания, которое обозначает и, обозначая, отражает бытие. Точнее, речь – это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности, или форма существования мышления. Рубинштейн С.Л. Речь – это сложившаяся исторически в процессе практической деятельности людей форма общения опосредованная языком



Внешняя речь обращена к другим людям. Посредством ее человек передает и воспринимает мысли. Вербальное общение при помощи письменных текстов. Оно может быть и отсроченным (письмо), и непосредственным (обмен записками во время заседания). Речь письменная отличается от речи устной не только тем, что использует графику, но и в грамматическом (прежде всего синтаксическом) и стилистическом отношениях Речь, непосредственно обращенная к кому-либо. Она выражается в звуках и воспринимается другими людьми с помощью слуха. Устная речь самая древняя по происхождению. Дети обучаются речи также сначала устной, позже письменной. Устная речь проявляется в монологической и диалогической формах.


Диалог - это речь, которая активно поддерживается собеседником и она «свернута», так как в ней многое подразумевается в силу знания и понимания ситуации партнером. Монологическая речь это речь одного человека. Он говорит, а другие слушают. К этому виду речи относятся разнообразные выступления одного лица перед аудиторией: лекция, отчет, сообщение, речь депутата, монолог актера и т. п. Монолог речь непрерывная и неподдерживаемая слушателями.


Внутренняя речь возникает из внешней речи, формируется на ее основе. Как и внешняя речь, она рефлекторна по способу происхождения. Различие состоит в том, что эфферентная часть внутреннеречевых рефлексов заторможена. Рефлексы внутренней речи это функционально измененные обычные речевые рефлексы (И. М. Сеченов). Внутренняя речь: беззвучная речь про себя и для себя, возникающая в процессе мышления. Внутренняя речь происходит из внешней, с ее помощью происходит переработка образов восприятия, их осознания и классификации в определенной системе понятий. Внутренняя речь кодирует образы реального мира символизирующими их знаками и выступает как средство мышления. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности.




Эгоцентрическая речь – особая форма речи, промежуточная между внутренней и внешней речью, выполняющая в основном интеллектуальную, а не коммуникативную функцию. Она активизируется у детей в возрасте от 3 до 5 лет, а к 6-7 годам исчезает. Эгоцентрической речи, как и внутренней, свойственны интеллектуальная функция, неполная осознанность, предикативность и агглютинированность. Речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность. Как показал Л. С. Выготский эгоцентрическая речь генетически восходит к внешней (коммуникативной) речи и является продуктом ее частичной интериоризации. Таким образом, эгоцентрическая речь как бы переходный этап от внешней к внутренней речи.


Использованная литература 1. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, с.: 2. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - М., 1990.