Савва сторожевский — храм, икона, мощи. Скит прп. Саввы Сторожевского в Звенигороде разрушается из-за аномально теплой зимы Отец Самуил, вы давно в монастыре


Всего 69 фото

Сегодня мы побываем в Саввино-Сторожевском монастыре. Вообще удивительно складываются собственные пути, как и пути Господни, что касаются лично тебя. Не планировал я в самое ближайшее время побывать здесь. Но так случилось, что, обсуждая со своим другом мршрут куда можно выехать в субботу в Подмосковье для осмотра достопримечательностей у меня каким-то непостижимым и нежданным образом тут же вырвалось слово Звенигород. И оказалось, что мой товарищ несмотря на богатую историю его путешествий по Московской области заявил, что не был там уже шесть лет и с удовольствием тут же согласился. Сразу скажу, что в этот день мы много чего увидели, но Саввино-Сторожевский монастырь инициировал в моей душе такое теплое спокойное и неповторимое воодушевление какого я очень давно не испытывал. Что любопытно, основал монастырь монах Савва, ученик Сергия Радонежского. А в воскресенье, то есть на следующий день я уже ехал на съемки в древний Радонеж, туда где все и начиналось для нашего государства, где формировались основы духовной крепости, единения и величия русского народа. Вот такая вот предистория этой поездки в Звенигород.

В общем пост будет большой, подробный и наполненный моими впечатлениями, которые я обычно и выражаю фото работами. Поэтому рекомендую с пониманием отнестись к достаточному количеству фотографий, что и являются для меня мерилом и глубиной моих личных впечатлений. Надеюсь обычное представление о том, что рядовой зритель и читатель смотрит только первые 15-25 фото, а потом теряет интерес в этот раз не проявит себя таким материальным образом. Этот материал для тех кто хочет поподробней и глубже ознакомиться с этим историческим местом.


Для начала немного о духовном основателе монастыря.

Са́вва Стороже́вский (Савва Звенигоро́дский; умер 16 декабря 1407) - преподобный Русской православной церкви, основатель и первый игумен Богородице-Рождественского (Саввино-Сторожевского) монастыря в Звенигороде; Звенигородский чудотворец. Один из наиболее известных русских святых, духовный подвижник России, «покровитель царей» и «защитник Москве», исцелитель, прозорливец, «всем грешным прибежище». Считается одним из первых (по времени и положению) учеников преподобного Сергия Радонежского.
02.

Известно, что большую часть своей жизни святой Савва прожил в Троицком монастыре у Сергия Радонежского. Он был избран духовником Троицкой братии, включая самого Сергия, а после кончины Сергия Радонежского в 1392 году был некоторое время игуменом Троицкого монастыря (когда Никон Радонежский, которому преподобный Сергий передал игуменство, ушёл в затвор). Был духовным отцом вдовы князя Дмитрия Донского Евдокии (в монашестве Евфросинии) и их третьего сына (второго по праву наследования) Юрия Звенигородского.
03.

Первый деревянный храм Рождества Богородицы на горе Сторожи у Звенигорода начали строить ещё в начале 1390-х годов по благословению Саввы и под покровительством призывавшего переехать к нему в удел князя Юрия Дмитриевича. По летописям, в 1395 году преподобный Савва благословил князя Юрия на поход в Волжскую Булгарию, который завершился полной победой и взятием 14 городов, включая Великий Булгар, Джуке-Тау и Казань. Сразу после похода появились средства на грандиозное строительство, которое и было произведено в Звенигороде с 1396 по 1405 годы.

04.

Основание монастыря на Сторожи можно отнести к 1396-1398 годам. Именно в разгар строительства и после кончины владыки Звенигородского Даниила, в 1398 году, преподобный Савва оставил Троицкую обитель и по приглашению князя Звенигородского и Галичского Юрия пришёл в Звенигород со Смоленской иконой Божией Матери.

Северные ворота монастыря
05.

Вид окрестностей монастыря со смотровой площадки.

06.

В 1650-1656 гг. были построены основные здания и крепостные стены (длина 760 м, высота 8-9 м, толщина около 3 м) с 7 башнями, из которых до наших дней сохранилось 6.
07.

Крепость строилась по царскому указу под руководством Н.М. Боборыкина и А. Шахова.
08.

В монастырской ограде были сооружены храмы: надвратный во имя преподобного Сергия Радонежского (1651-1652 гг.), позже переосвященный в честь Живоначальной Троицы; Преображенский (вторая половина XVII в.)
09.

Мы входим на территорию монастыря. Это Трапезная палата (1652-1654 гг.).
10.


11.

Трапезная (найденные при раскопках старая трапезная и Святые ворота были построены в XVI веке) - четырёхэтажное строение, выдающееся достижение русской архитектуры XVII века, одна из крупнейших по площади каменных построек своего времени, которую с восхищением описал еще Павел Алеппский. В белокаменном подклете, углублённом на 6 м в землю, помещался ле́дник и имелся колодец глубиной 15 м. На втором этаже находилась кухня, вокруг которой были кельи для служителей.

На третьем этаже располагалась собственно столовая палата, перекрытая крестовыми сводами, площадью около 500 м² (для сравнения - площадь Грановитой палаты Московского Кремля - 495 кв. м). Трапезная освещалась «кругом» окнами, причём со стёклами, а не со слюдой. Отапливалась палата проходившими в стенах трубами кухонных печей. В верхнем этаже хранилась монастырская казна. Передний фасад трапезной имел архитектурные украшения, в частности, карниз, что являлось новинкой для XVII столетия. В 1806 году, после того как перекрытия четвёртого этажа обрушились, здание было сильно перестроено. В XX веке проведена научная реставрация памятника.
12.

Для росписи этих храмов, построенных в так называемом «звенигородском» стиле, был приглашён молодой иконописец Андрей Рублёв. По благословению Саввы он создал уникальный Звенигородский чин, часть которого была найдена в 1918—1919 годах на Городке, включая знаменитый «Спас Звенигородский» («Русский Спас»; ныне хранится в Третьяковской галерее). Предположительно старец Савва мог благословить преподобного Андрея Рублёва на создание знаменитой иконы «Троица» для Троицкого собора.

Напротив Трапезной палаты - Часовня-беседка построенная в 1989 году на старом фундаменте алтарной части храма преподобного Иоанна Лествичника.
13.

Часовня построена в память о больничном храме во имя прп. Иоанна Лествичника, который был разобран в XIX веке.
14.

В стенах обители находился так называемый «больничный монастырь» с больничными кельями и церковью Иоанна Лествичника...
15.

Преподобный Савва Сторожевский умер 3 (16) декабря декабря 1407 года. Звенигородского чудотворца почитали местно, а затем он был канонизирован по инициативе монастырской братии и митрополита Макария на церковном соборе 1547 года. Особое значение монастырю придавал царь Алексей Михайлович, 19 (29) января 1652 года по его инициативе состоялось обретение мощей игумена. В эти же годы произошло переустройство обители, внешний вид которой сохранился с этого времени до наших дней. Саввино-Сторожевский монастырь получил статус Лавры первым в истории Руси. Ныне по посещаемости паломниками монастырь стоит на третьем месте в России после Троице-Сергиевой лавры и Серафимо-Дивеевской обители.
16.

С монастырём и именем Саввы связано множество чудес, два из которых (посмертные) стали историческими. Первое - это спасение преподобным Саввой царя Алексея Михайловича от медведя во время охоты...,
17.

А второе - явление преподобного пасынку Наполеона Бонапарта Евгению Богарне в дни захвата французами Москвы в 1812 году. Богарне, не разорив по просьбе явившегося ему старца монастырь, успешно пережил эпоху наполеоновских войн, как и предсказал ему Савва, а его потомки породнились с русской царской семьёй и жили в России.
18.


19.


20.

Около 1405 года был сооружен белокаменный Рождественский собор, у входа в который в 1406/1407 году был погребен преподобный Савва, причисленный к лику святых на Макарьевском соборе 1547-го года.
21.

17 марта 1919 года мощи Саввы в Звенигородской обители были вскрыты и изъяты VIII отделом Народного комиссариата юстиции РСФСР. Сама обитель была закрыта. До начала 1930-х годов мощи преподобного Саввы хранились на Лубянке, затем были переданы жителю Звенигорода М.М. Успенскому, который завещал вернуть их Церкви. Его наследники в 1985 году передали мощи в московский Данилов монастырь, в августе 1998 года они были торжественно перенесены в родную обитель - в Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря, где они хранятся в настоящее время.
22.

Наиболее известным источником сведений о Савве Сторожевском явилось его самое первое Житие, написанное в XVI веке агиографом (исследователем описания жития святых) и знатоком крюкового пения Маркеллом Хутынским (по прозванию Безбородый). Краткое Житие игумена Саввы переложил в своё время на современный ему русский язык Александр Пушкин. Первая икона преподобного Саввы была написана в начале XVI века игуменом Саввино-Сторожевского монастыря Дионисием. Памятник преподобному Савве открыт у входа в Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде в августе 2007 года.

23.

Вид на другие храмы Саввино-Сторожевского монастыря (о них и не только будет идти речь во второй части моего рассказа).
24.

К северу от собора можно увидеть фундаменты древних построек.
25.

В ходе раскопок 1955-1957 гг. удалось выяснить, что в начале XVI в. Звенигородским князем Юрием Ивановичем на этом месте были построены Святые ворота с храмом во имя преподобного Сергия Радонежского и трапезной палатой. Реставраторами раскрыта апсида храма и одна четвертая часть подвального этажа трапезной.
26.


27.


28.


29.

Надо сказать что мне удалось заглянуть внутрь за кованую решетку. Эти подвальные помещения очень глубокие - метров пять-шесть наверное и в хорошей сохранности. Дух захватывает...
30.

Рождественский собор - один из древнейших из сохранившихся на Московской земле храмов (1404-1405 гг.). Выстроен на месте деревянного храма из белого камня - известняка в традициях владимиро-суздальской архитектуры. Четырехстолпный, крестовокупольный, с позакомарным покрытием. Белый камень для строительства храма добывался в верховьях Москвы-реки.
31.


32.

Собор Рождества Богородицы - композиционный центр всего монастырского ансамбля и редкий образец древнерусского зодчества, сохранившийся до наших дней.
33.

Он был построен на средства князя Юрия Звенигородского немногим позже собора Успения на Городке, также из белого камня, хотя и, по всей вероятности, другими мастерами, которые, по мнению исследователей, стремились скопировать собор в крепости князя, но обладали меньшим искусством, нежели строители последнего. Поэтому собор Рождества Богородицы более раздается вширь, нежели ввысь.

Храм увенчан одной главой. Изначально она была, по-видимому, шлемовидной, но в XVII веке ее заменили новой, луковичной формы. В массивном барабане прорезаны высокие узкие окна.
34.

35.

Во второй половине XVI века к храму Рождества Богородицы с юго-восточной стороны был пристроен придел преподобного Саввы. Это, по сути, небольшой храм с одной главой и отдельно выступающей апсидой. К тому же времени относится и новая двусторонняя паперть.
36.

37.

38.

Украшения стен храма - резной белокаменный пояс на уровне середины высоты фасадов и повторяющие тот же узор окаймления верха барабана и апсид.
39.


40.

Собор Рождества Богородицы является уникальным памятником монументальной живописи XV-XX веков. Сохранившиеся фрагменты самых ранних росписей храма относятся к XV в. и принадлежат мастерам круга преподобного Андрея Рублева. На фасадах обнаружены красочные слои XVI в.
41.

В начале XVII в. обитель пострадала во время польско-литовской интервенции. «Монастырь Пречистыя Богородицы и монастырские деревни разорили, монастырские казенные деньги и лошадей и всякия монастырския запасы и хлеб забрали, игумена Исаию с братиею оградили и огнем жгли». Монастырь и Звенигородскую округу грабили войска двух самозванцев - Лжедмитрия I и Лжедмитрия II, а также польского королевича Владислава.
42.

Монастырь стал возрождаться уже при первом Государе из династии Романовых - Михаиле Федоровиче и его отце Патриархе Филарете, которые приезжали на богомолье в «Дом Пречистыя на Стороже» и по молитвам прп. Саввы получали исцеление от своих недугов.
43.


44.

45.

Перспективные порталы с килевидным завершением - также немаловажная часть декора храма. Схожие порталы можно увидеть и внутри собора.
46.

В 1650 г. царь Алексей Михайлович издал указ о строительстве нового монастырского ансамбля на горе Стороже, с которого начался второй в монастырской истории строительный период. Уже весной - осенью 1649 г. в Рождественском соборе были проведены необходимые строительные работы и сделаны заново росписи по золотому фону. Тогда же вблизи монастыря были заложены кирпичные заводы, которые обеспечивали стройку большемерным кирпичом.
47.


48.

В XVII в., когда были обретены (в 1652 г.) мощи Звенигородского чудотворца, сложилась традиция благоговейного почитания трех мест, связанных с памятью Преподобного: сама рака со святыми мощами; место погребения и старая дубовая рака в Саввинском приделе. Здесь висели особо почитаемые иконы святого, горели неугасимые лампады. Первоначально рака святого Саввы была деревянной и помещалась в литом ажурном шатре. По обещанию царя Алексея Михайловича его сыном царем Федором Алексеевичем была пожертвована монастырю серебряная рака. Позже над ней была устроена сначала деревянная, затем бронзовая сень.
49.

Храмосданные доски собора.

July 7th, 2012

1. Звенигородская старина

Итак, по счастливому совпадению, путешествие моё началось с Мозжинки, где, как уже писалось в первой части, располагалось одно из дьяковских городищ. К сожалению, найти его точное месторасположение по указаниям в "Археологической карте России" не удалось... отчасти из-за того, что берег Москва-реки в ближнем Подмосковье представляет собой лакомый кусок для разного рода богатеев, отчасти из-за того. что дачи РАН, расположенные в Мозжинке ныне огорожены всевозможными заборами, и наконец от большей части из-за того, что дорога к предполагаемому городищу шла по непроходимому бурелому на склоне оврага, что в сочетании с бессонной ночью, палящим солнцем и тяжеленным рюкзаком было существенным отягчающим обстоятельством. Название этого место - Мозжинка - привлекает внимание своим неславянским звучанием. Не сможет ли оно пролить свет на языковую принадлежность более древних обитателей края? Е. М. Поспелов возводит название к русскому некалендарному имени Мозжа ("Географические названия Московской области. Топонимический словарь.", Москва, 2007, стр. 367). Однако один из местных жителей, бывших в нашей купальской компании, поведал, что деревня называется от речушки Мозжа, а также забавное народное топонимическое предание о том, что это потому, что здесь некогда обитали разбойники, "мозжившие" всем головы. На этой версии мы заострять внимание не станем (это как Яхрома от царевны, воскликнувшей "Я хрома!" и прочие истории, никак не связанные с реальностью). К сожалению, кроме единичного устного свидетельства мне не удалось найти сведений о ручейке Мозже, текущем здесь... Зато есть река Мозжинка, протекающая на стыке Башкирии, Татарии, Удмуртии и Перми. Возможно ли финно-угорское происхождение этого топонима? В данном случае, судить не возьмусь.

Фотография очень слабо передаёт крутизну этого оврага

Дальше предстоял четырёхкилометровый переход до звенигородского Городка через территорию самого города, вдоль магистральной дороги, прямо скажем, без большого удовольствия, и в самом городе внимание моё привлёк разве что вот этот памятник: князю Юрию Дмитриевичу, сыну Дмитрия Донского, при котором в конце XIV - начале XV века город достиг наибольшего "расцвета" в качестве удельно-административного и торгового центра, и "святому" Савве, основателю Саввино-Сторожевского монастыря по благоволению того же князя Юрия. Сей скорбный монумент олицетворяет собою извечную нашу российскую "симфонию властей", соединяющую тиранов духовных и угнетателей мирских с тех самых пор. как русская жизнь была отравлена сложением централизованного государства и насильственным крещением в православие, проведённым по инициативе всё того же государства... с тех пор крест и скипетр рука об руку простираются над всеми горестями нашей земли.

На подступах к Городку - историческому центру Звенигорода, месту первой княжеской крепости на месте города, перпендикулярно руслу реки Москвы вклинивается улица Красная Горка, уходящая резко вверх. Название, разумеется, не случайно. Это тот случай, когда имя улицы прямо наследует от локального географического объекта, что подтверждается крутым подъёмом данной улицы. Красными горками на Руси называли возвышенности, раньше других освобождающиеся от снежного покрова весной и служившие местом народных языческих торжеств. И в Подмосковье и во многих других регионах нашей страны название Красная Горка достаточно широко распространено. Это значимое для духовной жизни наших предков место непосредственно прилегает к бывшей крепости с востока, здесь же поблизости были городские посады, расположившиеся за крепостной стеной.

Подъём на Красную Горку

Сам Городок, он же звенигородский Кремль, являет собою небольшую площадку на довольно крутом холме, с трёх сторон окружённом оврагами, а с четвёртой - резким склоном в долину Москвы-реки. На городке сохранились старинные церкви, хорошо сохранился крепостной вал, кажущийся прямо таки громадным на фоне оплывших валов более древних городищ. Здесь снова резко дали о себе знать уже упоминавшиеся усталость, рюкзак и жара вместе с жаждой. Это было прямо таки изменённое состояние сознание сознания. Мне показалось, что я в шкуре средневекового перехожего калики, что охаживал своими пыльными башмаками сотни вёрст родной земли, ничего не ища, но идя навстречу и встречая, и вновь в пути...
Пройдя за Городок я очутился в лабиринте глубоких оврагов, поросших густым лесом... Я диву дался, как этот город ухитрились дважды взять татары и однажды поляки в Смутное Время, как их конница и пешие полки не увязли в этом лабиринте, не осеклись об угрюмые обрывы крепостного вала?

Кстати, прямо из склонов этого холма бьёт несколько ключей, почитающихся в народе за священные и целебные. К "парадному" роднику, бьющему со стороны дороги и основного входа на Городок, оборудован подход и все условия для сбора воды, чем там постоянно и занимается жиденький, но не прекращающийся поток посетителей. Мне же, честно говоря, вода оттуда показалась невкусной и отдающей серо-водородом... Два ключа в более отдалённом месте, на западном склоне холма, производят куда более чистое и девственное впечатление.

Крепостные валы на Городке, вид изнутри

Один из родников на западном склоне

Теперь путь лежал к месту второго дьяковского городища, что, по указанию в "Археологической карте", должно было находиться в "300 метров к западу от Городка, у ответвления шоссе к д/о Связист, 100 м. от русла, при впадении оврага в долину"... Однако на предполагаемом месте опять едва ли можно было различить следы древних. возможно, оно и вовсе сгинуло под дорожным асфальтом и пансионатной застройкой. Лишь угрюмая почерневшая деревянная статуя советского времени, изображающая богатыря, словно хмурый древний идол возвышается примерно на месте обитания древних "дьяковцев".

К Саввино-Сторожевскому монастырю я уже и вовсе еле плёлся. Кажись, было все +35, хорошо восславили Солнышко накануне! Но после непродолжительного полудремотного отдыха на автобусной остановке в Саввинской Слободе, тоже кстати весьма старинном поселении, ровеснице монастыря, я начал карабкаться в гору, на вершине которой виднелись островерхие крепостные башни и купола... Чтобы пояснить, почему мне на каждом шагу приходилось покорять вершины, словно бы я в Альпах, а не на равнине, уточню, что путь мой в целом пролегал вдоль течения Москвы-реки, по её левому берегу, где сразу за пологой долиной, чуть поодаль от реки начинается длинная гряда холмов, идущая также вдоль реки. на этих-то холмах и расположились многие исторические достопримечательности...

Как вы, должно быть, уже догадались никаким мощам я поклоняться не стал, равно как и свечки не ставил:-) правда грешным делом прикупил в церковной лавке свежего хлеба и медовухи, поскольку с ночи был не емши- не пивши (кстати, цены святые отцы ломят весьма немилосердные)... Вновь посетил местный краеведческий музей, освежил память. В этот раз особенно пристально разглядывал немногочисленные выставленные находки из "домика мёртвых", поскольку к стыду своему я впервые обратил должное внимание на то, что один из немногих дьяковских погребальных памятников находится именно здесь. Потом наслаждался видом с местной смотровой площадки у монастырской стены, вид и правда великолепный, а ещё там был вожделенный тенёк.

Вид с монастырского холма. Можно себе представить какой простор открывается с башен!

Коллекция находок дьяковской археологической культуры в Звенигородском краеведческом музее. А в верхнем левом углу - находки из того самого "домика мёртвых". Описанные в первой части моего повествования бронзовые привески и миниатюрные глиняные сосудики

Домик мёртвых и городище на Сторожке

Однако главным мотивом моего посещения монастыря был не музей и не хлебушек, а то, что он служил для меня ориентиром, чтобы найти самое древнее дьяковское городище на звенигородской земле. Согласно археологической карте, Место лежало в одном километре к северо-северо-западу от монастыря, на мысу левого берега Сторожки. Надо сказать, что после двух неудачных попыток найти места других городищ, я уже сильно сомневался в успехе своего предприятия... Тут мне немного помогла консультация со смотрительницей музея, подсказавшей, где проще пройти берегом речки. Левый берег сторожки являет собой, не сказать, что крутой, но довольно ощутимый склон длиной несколько десятков метров, ведущий в самый низ речной долины. По верху этого склона пролегает дорога от монастыря к монашескому скиту, святому источнику и дому отдыха. Это очень сильно облегчило поиск - поскольку в самом низу городище быть не могло (так вообще не бывает. да и в карте указана высота 27-30 метров над рекой), на склоне тоже особо не разживёшься, мне оставалось лишь искать подходящие плоские площадки у самого склона и окружённые оврагами. Мне удалось это не с первого раза, но вот... взгляд мой упал на тропу, ведущую в сторону от дороги к оврагу, но при этом немного вверх, и вот - радостное предвкушение сменилось эйфорией. когда стало отчётливо видно, как тропа перемахивает через оплывший вал и ведёт дальше на весьма характерную площадку, окружённую со всех сторон кроме одной овражками. Это оно! Здесь жили достойные люди давно минувших лет, я стоял и смотрел вниз на длинный лесистый спуска там же, где полторы тысячи лет назад стояли они, там же, куда и спустя столетия их потомки приносили прах своих почтенных предков. Удивительное чувство обуревает меня всякий раз. когда я в таких местах.

На этот раз, однако, радость моя была сильно подгажена половником дёгтя в виде мусора и алко-столика, вносивших в общую атмосферу ощущение бомжатника и осквернения. Надо бы там устроить субботник! Облазив городище и побыв там некоторое время, я понял. что надо бы сюда вернуться - в более сосредоточенном настроении...

Тропа форсирует три вала, которые тысячелетия назад были призваны остановить врага при подступе с незащищённой оврагами стороны

Весёлый столик. Нет, здорово конечно, но почему именно здесь и почему бы мусор за собой хотя бы не унести?!

Яма от раскопок, в центре площадки городища. Возможно именно здесь располагался "домик мёртвых"

Починка моста на Сторожке и отъезд

Хронологический принцип неумолимо требует от меня поставить один их самых интересных эпизодов путешествия в самый конец. В этот раз получилось до неприличия много букв, да и потом я с горечью чую, что мой стиль письма год от года становится всё более тяжёл и громоздок.... Но надеюсь, кто-то всё же читает ещё эти строки.

Итак, с городища я отправился к святому роднику, рядом с которым, как мне сказали, должен был быть мост через речку и дальше можно было бы пройти на станцию окружной железной дороги (БМО), где как раз должна была быть вечерняя электричка...

Но на подходе я увидел. что мостик со своего места вывернут, вокруг возится толпа мужиков, среди них пара монахов и священник, а чуть поодаль ходят и причитают живописные тётушки в косынках... я почти машинально решил пройти мимо и искать брод выше по течению. не то. чтобы мне не хотелось помочь разобраться с мостом. Просто, "в одном челне" с попами мне право не уютно. Есть у меня на это ряд своих причин. Но одна из тётушек заприметила меня и позвала на помощь. поведав попутно, что мост "снесло водой" (не знаю, правда, что это за паводок там у них в конце-то июня, что вода мосты уносит?). Ну тут отказываться вариантов не было, и я присоединился к коллективному труду. Коллектив был тот ещё: толпа человек пятнадцать алкоголично-гопницкого вида мужичков с южнорусским или украинским говорком, руководимые уже помянутыми представителями священства. Кто были эти мужички? Монастырские трудники или ещё кто? Для меня осталось это тайной. Головой был отец Феодосий, игумен скита святого Саввы, про него кое-что есть в сети даже. Он, похоже, ветеран Афганистана. Мне он предстал как такой грубовато-простоватый и слегка экзальтированный старец с седой бородой. Любопытно было наблюдать за его взаимоотношением с остальными: он явно пользовался определённым авторитетом, хотя и достаточно зыбким и неформальным.
Деятельность заключалась в том, чтобы, пихая и перекатывая, водрузить на своё место мосток, сколоченный из трёх массивных, прямо неподъёмных, брёвен и досчатого настила... Долго ничего не получалось, в итоге примостили кое-как, до приезда трактора. За это время я успел схлопотать от отца Феодосия по рукам, то ли за нерадивость. то ли за площадную брань. Вообще работка не из простых. Очень горьким для меня эпизодом стал момент, когда отчаявшись справиться только руками, решили подложить под мост брёвна, чтобы катить по ним. Ну и разумеется "венцы божьего творения" в растеньях ни малейшей ценности не видя, принялись рубить живые деревца на берегу. Теперь жалею и друзья упрекают, что постеснялся запечатлеть Феодосия, рассекающего по берегу с бензопилой в руках. Попутно к реке подбегали тётушки-косыночки - просили Феодосия их благословить, что было довольно забавно. Говорить за деревья я им ничего не стал. ясно было, что от этой публики я бы получил в лучшем случае насмешки. Но вот, мост стал проходим и, смущённо выслушав похвалы и благодарности отца Феодосия в свой адрес, я в смешанных чувствах отправился к станции.

Слева, на заднем плане, уже за рекой, кирпичные постройки скита Саввино-Сторожевского монастыря. вид со станции

Станция это отдельная песня. Станция Дюдьково. Она необычная - она на Большой Московской Окружной железной дороге, которая соединяет все радиальные железнодорожные ветки из столицы и по которой гоняют, в основном, товарняки. Однако три раза в день (на разных участках по-разному) ходят и электрички. Станции тут низенькие, плиты на земле. Электрички стабильно ходят с опозданием, а на подъезде помощник машиниста спросил меня с подножки кабины, куда я еду - на станциях, где никто не стоял и никому не надо было выходить, поезд попросту не останавливался. В общем, ощущение глухой железной дороги где-то очень-очень глубоко в глубинке... Вспомнилось как летом минувшим я запрыгивал почти на ходу в поезд в Центральной Карелии, на станции Химолы... после высадки с той электрички приключения закончились - мне оставалось лишь добраться до постели и, наконец, забыться крепким сном...

подвижники

Вверху: Последний обер-прокурор Синода

А.Д. Самарин - один из фигурантов «дела церковников».

Вверху справа: Зима. Вид со звонницы.

Справа: Молчаливая стена.

дучи вызван для осмотра раки преподобного. Некоторые другие члены совета вели себя в алтаре не менее нагло. Когда святые мощи вновь поместили в раку, безбожники сами разложили их так, «чтобы посмешнее выглядели», и запретили что-либо менять.

Несколько дней спустя в Москву, в наркоматы внутренних дел и юстиции, было направлено письмо-жа-лоба с просьбой прекратить безобразия. Его подписали 113 человек, среди которых были монахи обители и местные жители (почти всех их в дальнейшем ожидала страшная участь). Но ничего не помогло: уже 5 апреля мощи преподобного вывезли из монастыря.

15 апреля несколько прихожан отправились в Москву к профессору церковного права Н.Д. Кузнецову, бесстрашному защитнику церковных святынь. На следующий день в Совнарком было подано заявление с протестом по поводу увоза святых мощей и просьбой произвести дознание и привлечь виновных к ответственности. Заявление завершалось кратким объяснением со ссылками на святых отцов, что под святыми мощами подразумеваются любые останки (не только нетленные) и поэтому борьба большевиков против так называемого церковного обмана нелепа.

Вести следствие поручили следователю Наркомюс-та Шпицбергу. Этот специалист по борьбе с религией, открыто подтасовав показания свидетелей и, видимо,

не побрезговав физическим воздействием, перевернул дело с ног на голову: одинаковыми штампованными фразами свидетели отказывались от своего апрельского заявления и по большей части признавали, что никаких кощунств не было. Игумен Иона направил из Таганской тюрьмы обширное заявление в трибунал, в котором разоблачал лживые показания, сфабрикованные Шпицбергом.

Карикатурное «расследование» закончилось обвинением монахов и прихожан в дискредитации советской власти. Действия распоясавшихся хулиганов признали «правильными и соответствующими революционной дисциплине». Профессора Кузнецова привлекли к делу в качестве обвиняемого как «интеллектуального руководителя всей этой компании» (хотя арестован он был еще до выводов «следствия»), монахов обвинили в инсценировке событий. Дело о кощунствах при вскрытии мощей переросло в «дело церковников». Профессора Кузнецова и последнего обер-прокурора Синода А. Д. Самарина приговорили к расстрелу (по амнистии заменили расстрел на фактически пожизненный срок - «до окончательной победы рабоче-крестьянской власти над мировым империализмом»), а отца Иону - к пятнадцатилетнему сроку (по амнистии срок сократили до пяти лет). Остальные получили по десять лет (по амнистии - три).

Освободившись из заключения (сокращенного в результате очередной амнистии до 20 месяцев), отец Иона вернулся игуменом в Гефсиманский скит, откуда пропал (возможно, будучи репрессирован) в 1929 году.

Эрнест Лисснер. «Троице-Сергиева лавра»

Памятник св.преп.Сергию Радонежскому и икона.


Сергий Радонежский (в миру Варфоломей ; 3 мая 1314 (дата условная) — 25 сентября 1392) — монах Русской церкви, основатель Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра), преобразователь монашества в Северной Руси. Дни памяти: 25 сентября (8 октября) — преставление; 5 (18) июля — обретение мощей; 6 (19) июля — Собор Радонежских святых. В 1452 он был причислен к лику святых.

Преподобный Серафим Саровский Чудотворец (в миру — Прохор Исидорович Мошнин , в некоторых источниках — Машнин ; 19 июля 1754 (или 1759), Курск — 2 января 1833, Саровский монастырь) — иеромонах Саровского монастыря, один из наиболее почитаемых русских святых. Основатель и покровитель Дивеевской женской обители. Прославлен Российской церковью в 1903 по инициативе царя Николая II. Стоит отметить, что икона Серафима Саровского написана с его прижизненного портрета, сделанного художником Серебряковым (впоследствии иноком Иосифом Саровской обители) за 5 лет до кончины старца. Также известны множество пророчеств преподобного Серафима о России, о нашем времени.

Св. Серафим Вырицкий. Икона и фото.

Серафим Вырицкий (в миру Василий Николаевич Муравьёв ; 31 марта (13 апреля) 1866, д. Вахромеево, Арефинская волость, Рыбинский уезд, Ярославская губерния — 3 апреля 1949, Вырица) — русский купец; святой Русской православной церкви, прославленный в 2000 году в лике Собора новомучеников и исповедников российских. Святой иеросхимонах Серафим Вырицкий (в миру Василий Муравьев), духовник Свято Александро-Невской Лавры. С ранних лет в отроке жило стремление к монашеской жизни. В 14 лет он получил от одного из старцев Александро-Невской Лавры пророческое благословение: до поры оставаться в миру, творить богоугодные дела, создать благочестивую семью, воспитать детей, а затем, по обоюдному согласию с супругой, принять монашество. Вся дальнейшая жизнь в миру стала для него подготовкой к жизни иноческой. Это был подвиг послушания, который длился более 40 лет... Около 1890 г. он вступил в брак, в 1892 г. Василий Николаевич открыл собственное дело и стал купцом 2-й гильдии. Со временем его контора по заготовке и продаже пушнины вышла на международный рынок. Вскоре его предприятие стало широко известным не только в России, но и во многих европейских столицах. Молодой купец всего за несколько лет вышел в число крупнейших мехоторговцев Петербурга. В 1895 г. Василий Муравьев стал действительным членом Общества по распространению коммерческих знаний в России, целью которого служило всемерное содействие Государю Императору и правительству в области национального экономического развития. В 1897 г. Василий Николаевич закончил Высшие Коммерческие курсы, организованные при Обществе. В годы старчества батюшка называл всех ласкательно: "Милые, родные, любимые..." Обнимал, целовал в голову, гладил, лечил и ободрял ласковой шуткой. Он много жертвовал на храмы, а также батюшка несказанно радовался, отдавая последнее. Уж у него-то ничего не залеживалось. Какие-либо вещи принесенные в дар или продукты - фрукты, сласти, хлеб, - все тут же раздаривалось другим посетителям, расходилось по рукам неимущих или прибывших издалека паломников. Все два десятилетия на вырицких квартирах его бессменно окружала одна и та же скромная обстановка - небольшой столик, кожаное потертое кресло, пара стульев, узенькая железная кровать. По детской простоте своей души старец всегда проявлял ту же простоту и в отношении своей внешности. Потертый ватный подрясничек, старенькая полинявшая ряса, все та же летом и зимою теплая скуфеечка - составляли все его одеяние. Если батюшке приносили какие-нибудь новые вещи, он всегда находил, кому их отдать. Подвиги поста, бдения и молитвы, которые в течение двух десятилетий смиренно нес вырицкий старец, можно сравнить лишь с подвигами древних аскетов-отшельников. Отец Серафим был необыкновенно строг к себе от первых шагов в подвижничестве до самой кончины. Об о. Серафиме можно было сказать: "Он питается Святым Духом". Истонченная плоть старца была воистину прозрачным покровом его чистейшей души, светящейся любовью. Тонкие, с прожилками руки, впалые щеки и, при этом - огромные голубые глаза, которые более всего поражали людей в дивном облике вырицкого подвижника. Из них смотрело на землю небо. Они-то буквально пронзали души и сердца посетителей, проникая в самые сокровенные их уголки. Богомольцы сравнивали глаза о. Серафима - по силе их проникновенности - с глазами прп. Серафима Саровского на его прижизненных портретах. В святом Серафиме Вырицком будто воскрес великий саровский подвижник... Подражая своему небесному учителю, вырицкий старец принял на себя новый подвиг. После переезда в дом на Пильном проспекте он молился в саду на камне перед иконой Саровского чудотворца. Это бывало в те дни, когда несколько улучшалось здоровье старца. Первые свидетельства о молении святого Серафима Вырицкого на камне относятся к 1935 г., когда гонители обрушили на Церковь новые страшные удары. На протяжении 10 лет совершал старец свой непостижимый подвиг. Это было воистину мученичество во имя любви к ближним. Со многими горячими слезами умолял Господа подвижник о возрождении Русской Православной Церкви и о спасении всего мира. Это был великий плач о всем человечестве; это была святая скорбь о мире, не ведающем Бога и любви Его. Сердце старца было исполнено невыразимой жалости ко всем заблудшим и погибающим. Отец Серафим молился за всех людей - верующих и неверующих, за врагов и гонителей Церкви, желая вечного спасения всем до единого человека. Это была великая молитва покаяния за грехи людские. Такие молитвы удерживают мир от катастрофы... Сама жизнь старца была молитвою за весь мир, но она не удаляла его и от частного служения людям. Чем грешнее был человек, который приходил к отцу Серафиму, тем больше батюшка жалел его и слезно за него молился. Смиренное сердце подвижника необыкновенно скорбело от того, что кто-то, может быть, будет страдать целую вечность! Любовь старца не могла понести такого... Отец Серафим был человеком необыкновенно высокой созерцательной жизни. На нем исполнилось обетование Господа: "Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе" (Мк. 9, 1). Случалось, что старец на несколько дней прекращал прием посетителей, оставаясь в уединении и безмолвии. В такие моменты домашние старались ничем не нарушать покой батюшки, а на калиточке появлялось объявление, что в ближайшее время приема не будет. Эти дни и ночи подвижник посвящал молитвенному созерцанию. Такое бывало не часто, но именно тогда старец, видимо, получал откровения от Господа и укреплялся для дальнейших подвигов. "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят" (Мф. 5, 8). Он мог сказать подобно апостолу Павлу: "Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. А нам Бог открыл это Духом Своим... что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным" (1 Кор. 2, 9-10, 13). Еще по Александро-Невской Лавре о. Серафим был знаком со многими известными в то время людьми: учеными, врачами, деятелями культуры. Академик И. П. Павлов - отец современной физиологии, часто приходил на исповеди и беседы к иеросхимонаху Серафиму (Муравьеву). Авве Антонию Великому и авве Зосиме повиновались львы, преподобным Сергию Радонежскому и Серафиму Саровскому - медведи. Отцу Серафиму Вырицкому не раз повиновались самые лютые звери - звери в человеческом обличье... Многие люди, впервые входившие в келлию старца, непроизвольно падали на колени, заливаясь слезами. Душа человеческая не выдерживала осознания духовной чистоты и начинала оплакивать собственное убожество, оказавшись рядом с белоснежными одеждами души о. Серафима. От батюшки как бы исходил некий неземной свет. В то же время этот свет явственно ощущали практически все люди, ныне свидетельствующие о жизни и подвигах о. Серафима. С любовью подавал он посетителям бесценные практические советы, исцелял духовные, а часто и телесные недуги. Порою старец делал это незаметно, под видом ласковой шутки. После посещения батюшки очень многие люди просто забывали, что их когда-то мучили сильные головные боли, простуды, ревматизм, радикулит и другие болезни. Невзирая на холод и зной, ветер и дождь, старец настойчиво требовал помочь добраться ему до камня; невзирая на многие тяжкие болезни, продолжал он свой непостижимый подвиг.Так изо дня в день, в течение всех долгих изнурительных военных лет... Сколько душ человеческих спасли те молитвы, известно только Господу. Несомненно было одно, что они незримой нитью соединяли землю с небом и преклоняли Бога на милость, тайным образом изменяя ход многих важнейших событий. Известно, что в самой Вырице, как и было предсказано старцем, при ВОВ не пострадал ни один жилой дом и не погиб ни один человек. С первых дней войны о. Серафим открыто говорил о предстоящей победе русского оружия. Война поломала несметное количество судеб, и многие спешили в Вырицу со всех концов России в надежде узнать о судьбе своих ближних от о. Серафима. Кто-то узнал о пропавших без вести, другие по молитвам старца устроились на работу, третьи обрели прописку и кров, но главное - веру. В годы войны напротив вырицкого Казанского храма, на другом берегу реки Оредеж, возник небольшой скит, где под руководством схиигумении Херувимы подвизалось несколько монахинь. Одну из них, монахиню Серафиму (в миру Анну Павловну Морозову), о. Серафим пригласил читать Псалтирь по усопшей схимонахине Серафиме. После похорон матушки старец, по согласованию с родными, благословил монахине Серафиме остаться у него келейницей... Ранним утром преподобному Серафиму в ослепительном сиянии явилась Пресвятая Богородица и жестом правой руки указала на небо. Около двух часов ночи о. Серафим благословил читать молитву на исход души и, осенив себя крестным знамением, со словами: "Спаси, Господи, и помилуй весь мир " отошел к вечным обителям. Три дня шел ко гробу праведника нескончаемый людской поток. Все отмечали, что его руки были удивительно мягкими и теплыми, словно у живого. Некоторые ощущали возле гроба благоухание. В первый день после кончины старца исцелилась слепая девочка. Мать подвела ее ко гробу и сказала: "Поцелуй дедушке руку". Вскоре после этого девочка прозрела. Этот случай хорошо известен вырицким старожилам. "Плотские, грешные человеки недостойны видеть ангелов и святых. Им свойственно общение только с падшими темными духами, которое, как правило, становится причиной погибели. Будем молиться, чтобы Господь избавил нас от искушений лукавого ", - назидал ближних батюшка Серафим.

На памятнике Кирилл Белозерский. Справа - Преп. Ферапонт и Мартиан Белозерские. XVIII в.

Ферапонт Белозерский , Ферапонт Можайский (в миру — Феодор Поскочин, 1331(1331)—1426) — святой Русской православной церкви, почитается как чудотворец. Основатель Белозерского Ферапонтова и Лужецкого Ферапонтова монастырей. Память совершается 27 мая и 27 декабря (по юлианскому календарю). Согласно житию, монашеское служение начал в сорок лет в Симоновом монастыре в Москве, где провёл много времени в общении с Кириллом Белозерским и часто навещавшим Симонов монастырь Сергием Радонежским. После полученного Кириллом откровения о том, что ему с Ферапонтом следует оставить Симонову обитель и основать монастырь в Белозерье, они оба отправились на вологодскую землю и поселились в небольшой келье — в том месте, где позже образуется Кирилло-Белозерский монастырь.
Мартиниан Белозерский , игумен (ок. 1397-12.01.1483). Память прп. Мартиниану отмечается 12/25 января, 7/20 октября (обретение мощей в 1514).

Димитрий Прилуцкий (начало XIV века — 11 февраля ок. 1406 ) — монах Русской церкви , основатель Спасо-Прилуцкого монастыря . Святой Русской православной Церкви в лике преподобных . Дни памяти по юлианскому календарю : 11 февраля (преставление), 3 июня (сретение образа). В 1354 году Димитрий впервые встретился с Преподобным Сергием Радонежским , приходившим в Переславль к епископу Афанасию. С тех пор неоднократно беседовал с Преподобным Сергием и сблизился с ним. Слава о переславском игумене так распространилась, что он стал восприемником детей великого князя Дмитрия Донского . Под влиянием Сергия Радонежского решил удалиться в глухое место и вместе с учеником Пахомием отправился на Север. Особенною добродетелию, коею отличался Святой Димитрий, было необыкновенное смирение, побуждавшее его скрывать от взоров людей не одну красоту душевную, но и самое благообразие лица его. Скончался преподобный в глубокой старости 24 февраля ок. 1406 года и был погребён у южной стены деревянного Спасского храма.Чудеса от мощей святого Димитрия начались в 1409 году , в течение XV века почитание его распространилось по всей Руси, а в конце столетия иконописец Дионисий написал его житийную икону.


Св.Савва Сторожевский. Саввино-сторожевский монастырь

Савва Сторожевский (Савва Звенигородский) — преподобный Русской церкви , основатель и первый игумен Богородице-Рождественского (Саввино-Сторожевского ) монастыря в Звенигороде ; Звенигородский чудотворец. Один из наиболее известных русских святых, духовный подвижник России, «покровитель царей» и «защитник Москве», исцелитель, прозорливец, «всем грешным прибежище». Преподобный Савва Сторожевский, Звенигородский, в ранней юности ушел от мира, приняв пострижение от преподобного Сергия Радонежского , и был одним из первых его учеников и сподвижников. Преподобный любил жизнь безмолвную, избегал бесед с людьми и пребывал в постоянном труде, плаче о нищете души своей, памятований суда Божия. Преподобный Савва для всех людей был образом простоты и смирения, он приобрел столь глубокую мудрость духовную, что еще "в монастыре Сергия был духовником всему братству, старцем почтенным и весьма учительным". Когда великий князь Димитрий Донской , в благодарность за победу над Мамаем, устроил на реке Дубенке обитель Успения Божией Матери , ее игуменом, но благословению преподобного Сергия, стал Савва. Сохраняя простоту своей подвижнической жизни, он питался только растительной пищей, носил грубую одежду, спал на полу. Скончался святой Савва в глубокой старости 3 декабря 1406 года. Почитание преподобного местными жителями началось сразу по его кончине. Чудодейственная целительная сила, истекавшая от гроба преподобного, его многочисленные явления убедили всех, что игумен Савва "есть воистину Божественного света светило незаходящее, чудес лучами всех просвещающе". В грамоте 1539 г. преподобный Савва называется чудотворцем. Особенно чтил его царь Алексей Михайлович, неоднократно ходивший пешком нa поклонение в обитель преподобного. Предание сохранило для нас замечательный рассказ о том, как преподобный Савва спас его от свирепого медведя.



Саввино-сторожевский монастырь


Обитель св. Саввы


Андрей Рублев. Троица.

Андрей Рублёв (около 1375/80. — 17 октября 1428, Москва; погребён в Спасо-Андрониковом монастыре) — наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Поместным собором Русской православной церкви в 1988 году канонизирован в лике преподобного. На формирование мировоззрения Рублёва большое влияние оказала атмосфера национального подъёма 2-й половины XIV — начала XV веков, для которого характерен глубокий интерес к нравственным и духовным проблемам. В своих произведениях в рамках средневековой иконографии Рублёв воплотил новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека. В 1405 Рублёв совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца расписал Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились), а в 1408 Рублёв совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами — Успенский собор во Владимире. В 1425—27 Рублёв совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря. Творчество Рублёва является одной из вершин русской и мировой культуры. Совершенство его творений рассматривается как результат особой исихастской традиции. Уже при жизни Андрея его иконы весьма ценились и почитались как чудотворные. Преподобный Сергий Радонежский, под влиянием идей которого сформировалось мировоззрение Андрея Рублева, был святым подвижником и выдающейся личностью в истории человечества. Он ратовал за преодоление междоусобиц, деятельно участвовал в политической жизни Москвы, способствовал ее возвышению, мирил враждовавших князей, содействовал объединению русских земель вокруг Москвы. Особой заслугой Сергия Радонежского было его участие в подготовке Куликовской битвы, когда он своими советами и духовным опытом помогал Дмитрию Донскому, укреплял в нем уверенность в правильности избранного пути и, наконец, благословил русское воинство перед Куликовской битвой. Личность Сергия Радонежского обладала особым авторитетом для современников, на его идеях было воспитано поколение людей эпохи Куликовской битвы, и Андрей Рублев как духовный наследник этих идей воплотил их в своем творчестве.


Андрей Рублев. Архангел Михаил и архангел Гавриил, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире.

Александр Свирский (в миру Амос ; 1448 — 30 августа 1533) — русский православный святой, почитаемый в лике преподобного, игумен. Память совершается 17 апреля и 30 августа (по юлианскому календарю). Согласно агиографической литературе, прославился многими чудесами и праведным образом жизни. Он воспитал много учеников в монастыре и привел к вере многих мирян. Какое-то время святой жил в полном уединении и вел суровую жизнь. После 25 лет затворничества, согласно житию, Александр единственным из русских святых был удостоен явления Святой Троицы. Всего дважды за всю историю человечества открывался Троичный Бог телесному человеческому взору — первый раз святому Аврааму у Мамврийского дуба, знаменуя великое милосердие Божие к роду человеческому; второй раз — на русской земле святому преподобному Александру Свирскому. Александр Свирский - одни из немногих русских святых, которого прославили совсем скоро после его кончины (1533 г.) - через 14 лет ввиду многих чудес и праведного образа жизни. Мощи святого были обретены 17 апреля 1641 года нетленными. 20 декабря 1918 года они были изъяты из монастыря и объявлены восковой куклой. 30 июля 1998 года мощи Александра Свирского были обретены повторно в военно-медицинской академии Санкт-Петербурга, где они хранились как неэтикетированный анатомический препарат.


Так выглядят мощи св.Александра Свирского спустя почти 450 лет.


Св.Иоанн Кронштадский Иоанн Кронштадтский (настоящее имя Иван Ильич Сергиев ; 1829, Сура , Архангельская губерния — 1908, Кронштадт , Санкт-Петербургская губерния ) — священник Православной Российской Церкви , митрофорный протоиерей ; настоятель Андреевского собора в Кронштадте ; член Святейшего правительствующего синода с 1906 года (от участия в заседаниях уклонился), член Союза русского народа . Проповедник, духовный писатель, церковно-общественный и социальный деятель право -консервативных монархических взглядов (крайне негативно оценивался официальной пропагандой в СССР ). Тезоименитство — 19 октября (по юлианскому календарю ) — перенесение мощей Иоанна Рыльского . Погребён в основанном им Иоанновском монастыре на Карповке (Санкт-Петербург ). Канонизирован в лике праведных Русской Православной Церковью заграницей 19 октября (1 ноября ) 1964 ; впоследствии, 8 июня 1990 года , — Русской Православной Церковью (святой праведный Иоанн Кронштадтский ). Память совершается 20 декабря по юлианскому календарю Русской Зарубежной Церкви — также 19 октября).


Дионисий Глушицкий (1363 — 1 июня 1437 ) — святой Русской церкви , почитается в лике преподобных . Основатель и игумен нескольких монастырей на реке Глушице в Вологодской области , иконописец . Справа -Памятник Нилу Столбенскому . Нил Столобенский (конец XV века, Деревская пятина — 7 декабря 1554 года, остров Столобный на оз. Селигер) — святой Русской православной церкви, основатель Нило-Столобенской пустыни. Причислен к лику святых как преподобный, память совершается 7 (20) декабря, 27 мая (9 июня) и в Соборе Тверских святых.


Нило-столобенская пустынь


Преподобный Феодосий Кавказский и Иерусалимский (1800-1948), икона пустыньки, где зеленеет барвинок (пос. Горный).

Преподобный Феодосий Кавказский чудотворец (правильнее, пожалуй, называть его Феодосием Иерусалимским и Кавказским) - величайший угодник Божий и один из самых загадочных святых. Присноиерей Горнего храма Воскресения Христова, служитель Благодатного Огня и Благодатной Иорданской воды, великий старец, блаженный Христа ради юродивый, ставший еще при жизни Ангелом во плоти и земным небожителем... Его посещала Царица Небесная, ему помогал Архистратиг Михаил, ему являлись великие святые. В их числе апостол от 70-ти Иаков, брат Господень. Св. пророк Илия и св. праведный Енох в одно из посещений трое суток неотступно пребывали в его келии, беседуя о последних временах и о том, что ему надлежит сделать для приготовления народа Божия к этим временам. В последние годы жизни Ангел приносил ему манну небесную; маленькой пиалочкой риса или кутии он мог накормить много людей, и рис чудесным образом не оскудевал в пиалке, пока все не насытятся. С именем Батюшки Феодосия связано множество тайн, на которые он порой намекал, говоря притчами или иносказательно. В 1906 году в преклонном возрасте старец вернулся в Россию, где посетил родительский кров, но местом жительства выбрал все же не Урал, а Кавказ, где и жил в станице Кавказской. Немало поистине великих чудес и исцелений совершил он в своей пустыньке. И снова к нему приходил пророк Божий Илия вместе с апостолом Иаковом, братом Господним по плоти, но приходили они, уже видимые сторонним взглядом, как обыкновенные странники, три дня пробеседовав с ним в его келии. В марте 1927 года, за две недели до Пасхи, отец Феодосий был арестован и увезен в Новороссийск. Следователи, стремясь опорочить старца, пытались приписать ему преступление по бытовым статьям Уголовного кодекса. Так продолжалось до января 1929 года, когда старец был все же осужден по статье 58 (антисоветская агитация и пропаганда). Постановлением особого совещания при коллегии ОГПУ отец Феодосий был заключен в концлагерь сроком на три года. Стоит отметить, что он был полностью реабилитирован Прокуратурой Краснодарского края 18 октября 1991 года. Затем концлагерь заменили на Карагандинскую ссылку. Туда за батюшкой поехала послушница Любовь и прислуживала ему до конца срока. Одновременно с этим матушка Тавифа и Наталия из пустыньки приехали в Минеральные Воды, где с Божией помощью приобрели хатку и остановились на жительство, ожидая возвращения батюшки. В ссылке отец Феодосий пробыл до 1932 года. После освобождения он приехал в Минеральные Воды, остался здесь на жительство и принял подвиг юродства: ходил по улицам, одетый в цветную рубашку, играл с детьми, которые называли его «дедушкой Кузюкой». Вероятно, это было единственно верное решение для того времени и того положения, в котором оказался отец Феодосий, и единственно возможное, чтобы творить людям добро. Старец говорил перед смертью: «Кто меня будет призывать, с тем всегда рядом буду».
Святой Источник Феодосия находится у поселка Горного Крымского района в живописном ущелье. Это место замечательно тем, что в нем святому Феодосию являлась Пресвятая Богородица. Этот источник появился после его молитв. Только в ущелье растет плетущийся барвинок. Рядом с источником ныне стоит часовня и проходит тропа, по которой ходил святой старец, у тропы стоит камень, где молился Феодосии. Евангелие он знал наизусть. В примечании к самому первому акафисту преподобному (вне всякого сомнения, духоносному), говорится: «Автору Акафиста в сновидении было показано изображение старца Феодосия, стоящего на вершине горы Фавор и благословляющего свет преображения народа русского». После своей блаженной кончины старец Феодосий в явлениях своих назвал своими братьями прп. Серафима Саровского и свт. Николая Чудотворца - святых, изображенных на иконе Божией Матери. Он чрезвычайно чтил Царя, почитал Царскую власть, в крушении Монархии видел корень всех бед России. Он несомненно знал о грядущих последних временах и о грядущем Царе, который должен явиться в силе и духе Государя Иоанна IV, как и Предтеча пришел в силе и духе пророка Илии. И именно ему в Предвечном Совете поручено было стать Предтечею Воскресения Святой Руси. «Только Верой и только в Церкви можно обрести нам спасение», - говорил отец Феодосий своим чадам и неуклонно вел их к этому спасению. Советы:
. «Земная жизнь для того человеку и дана, чтобы он свободно избрал Бога или диавола - кому здесь служишь, с тем и по смерти будешь...».
«Спасение дается только через осознание грехов и сердечное покаяние, а также через терпение скорбей».
. «Что бы ни случилось, принимайте со смирением и любовью».
. «Ближних же своих спасайте, сколь можете - тех, кто еще слышать может. Не гнушайтесь ни старым, ни малым - даже капля святости, пролитая в душу ближнего, даст вам воздаяние».

Русский Символ веры

(молитва преподобного Феодосия Кавказкого)
Верую, / Господи, в Православное Царское Самодержавие, / Духом Святым клятвенно утвержденное на вечные времена / освященным Собором и Русским народом / для мира и благоденствия нашего Отечества и для спасения души, / как учили о том же / и все святые угодники Божие русские / последних веков. Аминь.


Источник Феодосия Кавказского на Кубани


Св.Тихон Луховской. Трифон Печенгский

Преподобный Тихон Луховской , Костромской (в миру Тимофей), родился в пределах Литовского княжества и был там на военной службе.
Трифон Печенгский — русский православный монах, провёл аскетическую жизнь на Кольском полуострове в XVI веке. Он считается основателем Печенгского монастыря. Почитается Русской церковью как святой в лике преподобных, память совершается 15 декабря (по юлианскому календарю). Первое явление преподобного Трифона было самому благочестивому царю Феодору Иоанновичу при осаде Нарвы, в феврале 1590 года. Немцы на рассвете направили пушки свои на шатер, где спал царь. Некий старец в иноческой одежде предупредил его об опасности:
- Встань, государь, выйди из шатра, иначе будешь убит.
- Кто ты такой?
- Я тот Трифон, которому ты подал свою одежду, чтобы твоя милостыня опередила другие. Господь Бог мой послал меня к тебе.
Царь только вышел из шатра, как ядро ударило прямо в царскую постель.


Печенгская обитель .

***
http://www.savvastor.ru
http://drevo-info.ru/
http://andrey-rublev.ru/
http://days.pravoslavie.ru
www.hrono.ru
www.ru-icon.ru
википедия

О необходимости принять срочные меры по спасению скита преподобного Саввы Сторожевского сообщил эконом Саввино-Сторожевского ставропигиального монастыря игумен Петр (Дергунов). Постройки скита разрушаются: из-за аномально теплых зимних месяцев усилились оползневые процессы. По словам о. Петра, выпадают фундаментные блоки из основания алтаря храма прп. Саввы. «Есть опасность, что алтарь этого храма и пещера прп. Саввы, находящаяся под ним, могут быть разрушены», — отец Петр.

Наместник Саввино-Сторожевского мужского монастыря игумен Савва (Фатеев) также выразил тревогу по поводу состояния зданий скита: «Скит постепенно сползает в сторону реки Сторожка. Если сейчас мы не озаботимся решением этой проблемы — укреплением фундаментов зданий скита, то можем вообще потерять величайшую святыню русского Православия. У нас также есть заключение специалистов о том, что в связи с оттепелью ноября-декабря 2006 г. процесс разрушения скита только усугубился», — сообщил игумен Савва.

Как рассказал игумен Петр, за последние годы в монастыре велись большие восстановительные работы — обитель готовилась к памятной дате: 600-летию со дня преставления прп. Саввы, которая отмечается в 2007 г. «На протяжении последних лет основные средства благотворителей были направлены, в основном, на восстановление самого монастыря. Скит находился у нас на положении «скромного родственника» — в 1998 г., когда праздновали 600-летие основания монастыря, там были проведены консервационные работы. Но за последние 8 лет работы носили эпизодический характер, т.к. средств на восстановление скита было явно недостаточно», — отметил эконом.

Монастырь пригласил сотрудников реставрационного объединения «Инженерная геология исторических территорий», которые обследовали состояние Малого скита и дали «строгое заключение», предписывающее предпринять срочные меры в течение полугода. Были найдены подрядчики из известных реставрационных организаций, которые составили сметы — порядка 120 млн.руб. По словам о. Петра, эта сумма «реальная, но заоблачная для монастыря», который на средства благотворителей содержит приют (35 мальчиков в возрасте от 4 до 17 лет), постоянно помогает инвалидам, престарелым, беспризорным детям, и все эти социальные программы только расширяются. Однако монастырская братия не теряет надежды и молится о восстановлении скита.

Скит был построен в километре от монастыря в 1862 г. на средства купца Цурикова на месте пещеры, которую, по преданию, выкопал сам преп. Савва и в которой он в посте и молитве провел последние два года жизни. Храм во имя преп. Саввы Сторожевского был освящен святителем митрополитом Филаретом (Дроздовым). Постепенно достраиваясь, скит к началу ХХ в. включал всего 17 построек: это каменные кельи при храме, двухэтажный братский корпус с домовой церковью святителя Николая и трапезной, деревянные кельи для монахов и паломников, подсобные помещения. Вся эта территория была обнесена кирпичной стеной с башнями. По словам о. Петра, скит предназначался «для духовной жизни престарелой братии, которые там молились и трудились на собственном огороде и в саду». В годы советской власти 15 построек были уничтожены, остались только Малый скит и двухэтажный корпус, превращенный в военное общежитие. В настоящее время в скиту живет братия под началом скитоначальника игумена Феодосия, однако богослужения в храме совершать запрещено в виду критического состояния здания.

«Необходимо собрать все усилия — братии, историков, реставраторов, власть предержащих, чтобы не дать погибнуть святыне и памятнику федерального значения», - заключил о. Петр.

Как сообщает сайт Саввино-Сторожевского монастыря, в юбилейном 2007 году в скиту преподобного Саввы планируется осуществить следующие работы: отвод ливневых стоков, террасирование окружающего рельефа с укреплением склонов и устройством подпорных стенок на прилегающей к скиту территории, дренирование верхней части склона, укрепление фундамента и стен, выполнение гидроизоляции и др.

Совсем недавно восстановить национальную святыню — скит преподобного Саввы Сторожевского в Звенигороде, призвал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, находясь в декабре 2006 г. в Саввино-Сторожевском монастыре на открытии юбилейного года, посвященного памяти святого Саввы, игумена Сторожевского, Звенигородского и всея Руси чудотворца. «Юбилейные торжества 2007 года должны пройти не только в монастыре, но и в возрожденном скиту святого Саввы, который надо восстанавливать и которому надо придать ему прежнее значение, прежнее благолепие и духовную ценность», — отметил Предстоятель Русской Православной Церкви.

29 января к открытию XV Рождественских Международных образовательных чтений в фойе Государственного Кремлевского дворца была принесена икона с изображениями и частицами мощей преподобного Сергия Радонежского и его ученика преподобного Саввы Сторожевского, а также представлена экспозиция, посвященная 600-летию преставления преподобного Саввы, Звенигородского и всея России чудотворца.

1 февраля, в день обретения мощей преподобного Саввы Сторожевского, после Божественной литургии в Саввино-Сторожевском ставропигиальном мужском монастыре открылась церковно-научная конференция «Преподобный Савва — «забрало Москве, утверждение царствию, всем грешным прибежище», посвященная 600-летию преставления преподобного.