Сочинение на тему Военная тема в поэзии А. А. Ахматовой, К. М. Симонова и С. С. Орлова. Военная тема в лирике А. Т. Твардовского Военная тема в отечественной поэзии

Поэзия А. Т. Твардовского - поэзия своего времени. Все творчество А. Т. Твардовского было неразрывно связано с жизнью своей страны, своего народа. Страшные годы воен­ного лихолетья, когда сам А. Т. Твардовский был корреспон­дентом газеты «Красная звезда», не могли не найти своего отражения на страницах его поэтических произведений: «22 июня 1941 года», «Я убит подо Ржевом», «В тот день, когда окончилась война», «9 мая», и др. Все тяготы солдат­ской доли поэт прочувствовал на себе:
Война - жесточе нету слова.
Война - печальней нету слова.
Война - святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.
«Война - жесточе нету слова…» (1944)

Реализация военной темы в поэзии А. Т. Твардовского. Все стихотворения военной тематики проникнуты чувством глубокой любви к родине, к русской земле, погибнуть за свободу которой автор считает лучшей долей:


Я долю свою по-солдатски приемлю,
Ведь если бы смерть выбирать нам, друзья,
То лучше, чем смерть за родимую землю,
И выбрать нельзя.
«Пускай до последнего часа расплаты…» (1941)

Многие стихотворения представляли собой поэтические агитационные «листовки», призывающие на борьбу с фа­шизмом:


За Починками, Глинками
И везде, где ни есть,
Потайными тропинками
Ходит зоркая месть.
Ходит, в цепи смыкается,
Обложила весь край,
Где не ждут, объявляется
И карает…
Карай!
«Партизанам Смоленщины» (1942)

Императив был оправдан и даже необходим в годы, когда решалась будущая судьба родной земли, русского народа. Жестокость становилась порождением не меньшей жесто­кости со стороны оккупантов.

Особенности произведений военной тематики. Многие стихотворения А. Т. Твардовского имеют сюжетную осно­ву. Героями таких произведений становятся простые сол­даты, вчерашние мальчишки, быстро взрослеющие на войне:


Соленый пот глаза слепил
Солдату молодому,
Что на войне мужчиной был,
Мальчишкой числясь дома.
«Иван Громак» (1943)

Такие мальчики воевали до последнего патрона, до по­следнего вздоха, не уступая в храбрости своим отцам и стар­шим братьям:


Вот - на бросок гранаты враг,
Громак его гранатой.
Вот рядом двое. Что ж Громак?
Громак - давай лопатой.

О подвигах воинов должна была знать вся страна, они должны были воодушевлять и придавать силы. Стихотворе­ния А. Т. Твардовского достигали своей цели - поднимали боевой дух и вели защитников вперед:


Москвы не видел, но ему
Москва салютовала.
«Иван Громак» (1943)

Героями на войне становились, сами того не осознавая, даже дети. Об одном из таких парнишек «лет десяти-двенадцати» повествуется в стихотворении «Рассказ танкиста» (1941). В гари и копоти, в страшном месиве войны, такие ре­бятишки воевали наравне со взрослыми, внося свой неоце­нимый вклад в общее дело Победы:


Был трудный бой. Все ныне, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.

Тема войны в послевоенные годы. Стихотворения воен­ной тематики создавались поэтом и уже в мирные годы. Те­ма памяти не оставляла автора, как не перестают болеть уже затянувшиеся раны, в которых остаются осколки. «Для меня этот период представляется таким, о котором всю жизнь хватит думать», - писал А. Т. Твардовский. Так, стихотворе­ние «Я убит подо Ржевом» (1945-1946-е) стало страшным обличением жестокости войны, которое произносит погиб­ший «в безымянном болоте» солдат. У него нет и не может быть имени, т. к. его голосом, его словами к потомкам обра­щаются все не вернувшиеся с войны солдаты:

Я не слышал разрыва,


Я не видел той вспышки, -
Точно в пропасть с обрыва
И ни дна ни покрышки.

Для лирического героя жизнь остановилась в самый раз­гар боя, и он не успел узнать, чем закончилось сражение. Любовь к родине, стремление спасти свободу своей земли оказывается сильнее страха смерти:


И у мертвых, безгласных,
Есть отрада одна:
Мы за Родину пали,
Но она - спасена.

Те, кто не дошел, кто не выжил, получают право требо­вать ответа у живых, что сделали они для Победы и как про­должили борьбу. Монолог мертвого становится одновремен­но судом над войной и наказом живыми:


Пусть не слышен наш голос, -
Вы должны его знать.
Вы должны были, братья,
Устоять, как стена,
Ибо мертвых проклятье -
Эта кара страшна.

В стихотворении повторяющиеся обращения к живым как бы требуют ответа, отчета совести прежде всего перед собой, как они распорядятся доставшимся богатством - жизнью. Павшие никого не обвиняют (И никто перед нами // Из живых не в долгу), но братская связь тех, кто был в одном окопе, никогда не позволит живым «спать спокойно». На них ложится ответственность за будущее страны и за сохра­нение памяти без вести павших, своей жизнью заплативших за свободу последующих поколений.

Кульминационным моментом становится в финале сти­хотворения слова погибшего солдата:


Я вам жизнь завещаю, -
Что я больше могу?
Завещаю в той жизни
Вам счастливыми быть
И родимой отчизне
С честью дальше служить.

Стиль стихотворения, разговорная интонация, использо­вание народных словечек - все подчинено одной цели: со­здать монолог безымянного солдата, воплотившего в своем образе всех погибших.

Тем, кто выжил в страшном пекле, кому выпало счастье вернуться домой, все оставшиеся годы ощущали чувство ви­ны перед погибшими. Лирика Твардовского становится бо­лее глубокой, наполняется раздумьями. Возникает мотив покаяния живых перед павшими:


Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они - кто старше, кто моложе
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, -
Речь не о том, но все же, все же, все же…
«Я знаю, никакой моей вины…» (1966)

Своим долгом гражданина и поэта А. Т. Твардовский счи­тал необходимость сохранить память о простых солдатах, погибших рядовых, тела которых до сих пор не преданы зем­ле. Память о кровопролитной войне должна быть сохранена, чтобы никогда ни у кого не возникало желания, преследуя амбициозные или меркантильные цели, лишать человека бесценного сокровища - жизни.

Филологические науки Литературоведение

Русская литература

Кипарисова С. О., Кофман О. С.

(Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище им. генерала армии В. Ф. Маргелова)

ВОЕННАЯ ТЕМАТИКА В ПОЭЗИИ XX ВЕКА

Великой школой мужества и героизма навсегда останется в памяти людей Великая Отечественная война, получившая многогранное отражение в литературе 20 века.

Тема войны неиссякаема. Появляются всё новые и новые произведения, которые вновь и вновь заставляют вернуться к огненным событиям теперь уже шестидесяти пятилетней давности и увидеть в современном человеке то, что мы ещё недостаточно осознали и оценили.

Великая Отечественная война потребовала от нашего народа, от каждого человека напряжения всех его душевных и физических сил. Вновь и вновь исследуют писатели истоки той победы.

Война не только не отменяет, она делает ещё более острыми нравственные проблемы, чувство гражданского долга, ответственности. Ясность целей и задач на войне не может служить оправданием какой-либо моральной неразборчивости. Она не освобождает человека от необходимости в полной мере отвечать за свои поступки, осмысливать происходящее. Жизнь на войне - это жизнь со всеми её духовными и нравственными проблемами в их сложности и противоречивости.

Говоря о литературе, посвященной Великой Отечественной войне, оценивая ее, обычно в качестве эталона художественного совершенства обращаются к поэзии Великой Отечественной войны ХХ века. Великая отечественная война советского народа, которую он вел на протяжении четырех долгих лет с германским фашизмом, отстаивая как независимость своей Родины, так и существование всего цивилизованного мира, явилась новым этапом и в развитии советской литературы.

На протяжении этих двух десятилетий в советскую литературу постепенно входили, наряду с различными художниками старшего поколения, новые имена. В разгар войны, летом 1944 года, Константин Симонов, поэтическая слава которого была тогда в зените, напечатал статью «Подумаем об отсутствующих», в которой обращал внимания на то, что среди фронтовиков с каждым месяцем выявляется все больше литературно высокоодаренных людей; они такие же труженики войны, как миллионы других людей, впитавшие в себя такой богатый запас впечатлений для своей писательской жизни.

Потрясения войны родили целое поколение молодых поэтов, которое потом назвали фронтовым, имена их теперь широко известны.

Известно, что Великая Отечественная война не застала поэтов врасплох: в первые же дни сражений большинство их уехали на фронты - в качестве солдат, офицеров, военных корреспондентов, санинструкторов.

Война против фашизма была для писателей не материалом для книг, а судьбой - народа и их собственной. Их жизнь тогда мало отличалась от жизни их героев. Очень часто писателям, большинство из которых стали фронтовыми журналистами, приходилось заниматься не только своими прямыми обязанностями, многие просто оказались в строю - воевать в пехот-

ных частях, в ополчении, в партизанах. Никогда писатель не слышал так отчетливо сердце народа - для этого ему надо было прислушаться к своему сердцу.

Каждый третий из ушедших на фронт писателей - около четырехсот человек - с войны не вернулся.

Михаил Кульчицкий, Павел Коган, Николай Майоров, Борис Богатков, Всеволод Багрицкий и многие другие - все они были очень молоды, большинству не было и двадцати лет, когда они погибли. Почти все они пошли на фронт добровольцами, причем некоторых не брали на фронт по состоянию здоровья, но они все же добились своего.

Мусса Джалиль - татарский поэт - в 1942 году тяжело раненный был взят в плен, заключён в концлагерь, где организовал подпольную группу, устраивал побеги советских военнопленных. За участие в подпольной организации казнён в военной тюрьме Плетцензее. В 1956 году поэт посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Через бельгийского партизана, заключённого в тюрьме Моабит, Джалиль передал на волю блокнот со своими стихами: «Мои песни», «Не верь», «После войны» и др. За цикл стихов «Моабитская тетрадь» поэту в 1957 г. посмертно присуждена Ленинская премия.

Поэтесса Юлия Друнина шестнадцатилетней девчонкой встретила войну, работала санитаркой, потом воевала, была ранена, потом снова воевала. После контузии 21 ноября 1944 года получила документ с констатацией - негодна к несению военной службы. Огромное значение в своем творчестве Юлия Друнина отводила теме женщины на войне. В ее стихах раскрывается глубинное противоречие самого факта участия женщины в военных действиях.

Военная лирика сделала имя Константина Симонова широко известным. Его стихи учили воевать, преодолевать военные и тыловые тяготы: страх, смерть, голод, разруху. Более того, они помогали не только воевать, но и жить.

Цикл стихов о войне Симонов обычно открывал лаконичной записью «Из дневника». Нагнетая бытовые детали, он говорит о переходе от мирного времени к неожиданной военной беде. Непривычная шинель, горечь расставаний, материнские слезы, а затем и первые смерти, и бесконечные бомбежки - все это вместе взятое завершается фразой, в которой звучит удивление, и отказ от иллюзий, и ирония, и, прежде всего, зрелость, спокойная мужественность. Самое популярное стихотворение военных лет - «Жди меня...» - послание Симонова любимой женщине. Автор не полагал, что оно получит общественную огласку. Оно было опубликовано в «Правде» в январе 1942 года. Через некоторое время «Жди меня.» обрело невероятную популярность. Его переписывали, заучивали на память, читали и пели. Появились десятки стихотворных ответов на него.

Одно из самых популярных произведений военного времени - поэма А. Твардовского «Василий Теркин». Успех поэмы был просто невероятным. Солдаты ждали новых глав с нетерпением, их вырезали, перепечатывали, заучивали наизусть. И не было тогда человека, который бы не читал и не любил «Василия Теркина». Герой Твардовского оказался воплощением лучших черт воюющего народа, его своеобразным «портретом» (недаром говорили о Василии Теркине как о «человеке-народе»).

Великая Отечественная война 1941-1945 годов навсегда останется одним из самых главных драматических событий ХХ века. Создана впечатляющая летопись Великой Отечественной в прозе, поэзии, фильмах, живописных полотнах, памятниках. Особым жанром этой летописи стала песня.

Всем известна песня В. Лебедева-Кумача «Священная война», которая впервые была исполнена на Белорусском вокзале перед бойцами, уходившими на фронт, на седьмой день войны.

Наверное, ни одна военная песня не осталась неуслышанной. Наиболее популярные из них сохранились до сих пор, и все также напоминают о том нелегком для русского народа времени. Это песни: «22 июня в четыре часа», «Солдаты идут» (слова М Львовского, музыка

К. Молчанова); «Летят перелетные птицы» (слова М. Исаковского, музыка М. Блантера); «Эх, дороги» (сл. А. Ошанина, муз. А. Новикова); «Ой, туманы мои» (сл. М. Исаковского, муз. В. Захарова); «В путь» (муз. В. Соловьева-Седого), «Мы люди большого полета» (сл. А. Фатьянова и В. Сидорова, муз. Б. Мокроусова); «Вернулся я на Родину» (сл. М. Мату-совского, муз. М. Фрадкина); «Почему?» (сл. Л. Ошанина, муз. А. Новикова); «Где же вы теперь, друзья-однополчане?» (сл. А. Фатьянова, муз. В. Соловьева-Седого); «Родной Севастополь» (сл. С. Алымова, муз. В. Макарова); «Прощайте, скалистые горы» (сл. Н. Букина, муз. Е. Жарковского); «Давай закурим, товарищ, по одной» (исполняет К. Шульженко); «Над волною голубою» (сл. А. Жарова, муз. К. Листова), нельзя не вспомнить такие замечательные песни, как: «Казаки», «Письмо в Москву», «Соловьи», «В лесу прифронтовом» (сл. М. Исаковского, муз. М. Блантера), «Журавли» (сл. Р. Гамзатова).

Одна из самых популярных песен военных лет, «Темная ночь», была написана Никитой Богословским и Владимиром Агатовым для фильма «Два бойца» весной 1942 года. Фильм рассказывал о фронтовой дружбе двух солдат, роли которых исполняли Борис Андреев и Марк Бернес.

Война шла пять лет, и каждый год рождал все новые и новые песни. Они воспитывали ненависть к врагу, воспевали Родину, мужество, отвагу, боевую дружбу - все то, что помогало преодолеть военные трудности, которым не было числа.

Действительность - даже героическая действительность - нуждается в подтверждении и закреплении искусством, что без этого она еще не совсем полна и не может с полной силой воздействовать на сознание людей. Подтверждением этому служит наша литература о войне, которую вызвал к жизни беспримерный подвиг советских народов в Отечественной войне 1941-1945 годов.

Стихи того времени учили воевать, преодолевать военные и тыловые тяготы: страх, смерть, голод, разруху. Более того, они помогали не только воевать, но и жить.

Потрясения войны родили целое поколение молодых поэтов, которое потом назвали фронтовым, имена их теперь широко известны: Юлия Друнина, Константин Вашенкин, Муса Джалиль, Михаил Кульчицкий, Павел Коган, Николай Майоров, Борис Богатков, Всеволод Багрицкий и др. Военное время способствовало созданию поэтических шедевров и уже известных в то время поэтов - А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, В. Агатова и др.

Стихи, созданные в годы войны, отмечены знаком суровой правды жизни, правды человеческих чувств и переживаний. В них порой, даже резких, даже зовущих к мщению насильникам и обидчикам, властно звучит гуманистическое начало. Все виды поэтического оружия: и пламенная призывная публицистика, и задушевная лирика солдатского сердца, и едкая сатира, и большие формы лирической и лирико-эпической поэмы - нашли свое выражение в поэтическом опыте военных лет.

Поэзия военных лет


«Пожалуй, никогда за время существования советской поэзии не было написано столько лирических стихов, как за последние годы», - заметил А. Сурков в одном из своих публичных выступлений во время войны, и был совершенно прав. Стихи публиковались центральной и фронтовой печатью, транслировались по радио наряду с информацией о важнейших военных и политических событиях, звучали с многочисленных импровизированных эстрад на фронте и в тылу.
Читатели и слушатели тепло встречали поэзию. Об одной из таких встреч рассказывает А. Фадеев в дневнике «Ленинград в дни блокады», вспоминая литературный вечер у рабочих Кировского завода, в котором он принимал участие вместе с Н. Тихоновым и А. Прокофьевым. Многие стихи переписывались в фронтовые блокноты, заучивались наизусть. Стихи «Жди меня» К. Симонова, «Землянка» А. Суркова, «Огонек» М. Исаковского породили многочисленные стихотворные «ответы». Поэтический диалог пишущих и читающих, горячая заинтересованность в поэзии широких масс свидетельствовали о том, что в годы войны между поэтами и народом установился невиданный в истории нашей поэзии сердечный контакт.
Душевная близость с народом является самой примечательной и в известном смысле исключительной особенностью лирики 1941-1945 гг. Чтобы пояснить это положение, напомним простейшую и в принципе верную схему лирического отражения жизни: «я» и мир. В 20-е годы в нашей поэзии она конкретизировалась в формуле: «я» и революция. Генеральное направление лирики того времени определил В. Маяковский двумя словами: «Моя революция». В годы первых пятилеток эстетический диапазон нашей поэзии расширяется. Пафос преображения действительности определяет характер всей литературы, в том числе и лирики. Лирический герой стремится «переделать» свое «я» и слиться с народом-воином.
Лирика 30-х годов имела «невоенный» характер. Война трактовалась преимущественно как опоэтизированное воспоминание о гражданской войне. Правда, время от времени появлялись стихи, выражающие чувство тревоги («Предчувствие», «Я так боюсь» О. Берггольц; «Тревога» М. Алигер) и даже страха (В. Луговской). В стихах К. Симонова, А. Суркова, А. Твардовского, Н. Ушакова, навеянных предвоенными инцидентами в Монголии и Финляндии, обнаружилась тенденция к трезвому изображению войны и ее тягот. Но в целом поэты редко заглядывали в глаза беде и трактовали эту тему в слишком оптимистическом духе: «И в воде мы не утонем, и в огне мы не сгорим».
Гром, грянувший 22 июня, сместил ось лирической поэзии, изменил поэтический угол зрения на войну. «Да, война не такая, какой мы писали ее, - это горькая штука», - признается К. Симонов («Из дневника»), А. Твардовский открывает первую страницу «Василия Теркина» утверждением, ставшим для поэзии военных лет программным:
А всего иного пуще
Не прожить наверняка -
Без чего? Без правды сущей,
Правды, прямо в душу бьющей,
Да была б она погуще,
Как бы ни была горька.
Родина, война, смерть и бессмертие, ненависть к врагу, боевое братство и товарищество, любовь и верность, мечта о победе, раздумья о судьбе народа - вот основные мотивы, вокруг которых бьется теперь поэтическая мысль.
Поэзия 1941-1945 гг. необыкновенно быстро «отмобилизовалась», нашла свое место в строю и широко и полно отразила сложное и многогранное отношение народа к войне. В стихах Н. Тихонова, А. Суркова, М. Исаковского, А. Твардовского, Н. Асеева, А. Прокофьева, Д. Кедрина, С. Щипачева, И. Сельвинского и других поэтов слышится и тревога за отечество, и беспощадная ненависть к агрессорам, и горечь невозвратимых утрат, и отчетливое сознание жестокой необходимости войны войне...
Своеобразную и углубленную разработку получает и тема родной земли, нации, народа. В довоенной лирике родина трактовалась главным образом в революционном и даже планетарном духе и нередко противопоставлялась всему остальному миру: «У нас у всех - одна, одна, одна - единственная на земле страна!» (В. Луговской); «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек» (В. Лебедев-Кумач). В том же плане полярного противопоставления нередко повертывалась она и по отношению к прошлому («проклятому прошлому»).
В дни войны обострилось чувство отчизны. Оторванные от любимых занятий и родных мест миллионы людей как бы по-новому взглянули на привычные родные края, на дом, где родились, на самих себя, на свой народ. Это нашло отражение и в поэзии.
Количество абстрактных и риторических стихов на патриотические темы пошло на убыль. Появились проникновенные стихи о Москве (А. Сурков, В. Гусев), о Ленинграде (Н. Тихонов, О. Берггольц, А. Прокофьев, В. Инбер), о Смоленщине (М. Исаковский) и т. д. Поэты пристально вглядываются в лицо родной земли, пишут о деревенских проселках, о зябком осиннике, о незатейливых крестах русских могил, о трех березках, что стоят на родном, до боли с детства знакомом клочке земли, где ты родился и рос (стихи А. Суркова, А. Прокофьева, А. Твардовского, К. Симонова и др.). Самое же главное, художники в дни войны как бы «заново познали свой народ» (Леонов) и тему родины толковали как тему народа.
Наряду с конкретизацией поэтического представления о родине расширяется и историзм. Образ родины с ее вековыми патриотическими традициями стремятся создать почти все без исключения поэты. Напомним хотя бы «Слово о России» М. Исаковского, «Русь» Д. Бедного, «Думу о России» Дм. Кедрина. Правда, в иных стихах между Россией настоящего и Россией прошлого стиралось всякое различие («Россия» М. Алигер). Но в общем обращение к прошлому весьма обогатило нашу поэзию и укрепило ее связи с русской классической патриотической лирикой и устным народным творчеством.
Видоизменился в лирике военных лет и характер так называемого лирического героя. Прежде всего он стал более земным, более интимно близким, чем в лирике предшествующего периода. В стихах А. Твардовского («За Вязьмой», «Две строчки»), А. Прокофьева («Товарищ, ты видел над нею», «Мама»), К. Симонова («Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», «Дом в Вязьме»), С. Щипачева («Опять весна над русскими полями», «Партизанка») и других поэтов конкретные, личные чувства и переживания несли в себе общезначимое, общенародное и потому не становились отвлеченно-дек- ларативными. И хотя у поэтов иногда обнаруживалась тенденция к «принижению» героя, к очерковости, в целом сама по себе такая тенденция была плодотворна и в конечном счете привела к усилению конкретно-реалистического начала в поэзии военных лет. Поэзия как бы вошла в войну, а война со всеми ее батальными и бытовыми подробностями - в поэзию. «Приземление» лирики не мешало передаче поэтами грандиозности событий и красоты подвига нашего народа. Герои часто терпят тяжелые, подчас нечеловеческие лишения и страдания, и вместе с тем мы постоянно ощущаем глубоко оптимистическое решение трагического:
Впору поднять десяти поколеньям
Тяжесть, которую подняли мы.
(А. Сурков)
Новый поворот в изображении лирического героя означал также и усиление внимания к народным, национальным чертам характера людей. Любовь к отечеству и ненависть к врагу - это тот неиссякаемый и по существу единственный родник, из которого черпала в горькую годину свое вдохновение наша лирика.
Редкое поэтическое единодушие не обезличило поэтов. Больше того, кажется, еще никогда поэтическая индивидуальность таких поэтов, как Н. Тихонов, А. Твардовский, А. Прокофьев, А. Сурков, О. Берггольц, К. Симонов, М. Исаковский, не раскрывалась с такой силой, как в годы войны. Графически четкая тихоновская строка в «Огненном годе» обрела высокую интеллектуальную зрелость. В поэзию А. Прокофьева с неудержимой силой ворвалась вольная и широкая стихия русской народной напевной речи. Внутреннее родство с народным языком легко угадывается, у каждого на свой лад, в стихах А. Суркова, М. Исаковского и других поэтов. А. Твардовский культуру стиха поднимает до такой высоты, когда стих перестает ощущаться как стих. Твардовский предельно сближает стих с русской разговорной речью. Он думает и говорит стихами.
Лирику военных лет трудно разграничить на политическую, философскую, любовную и другие традиционные тематические разновидности, так как каждое значительное произведение тех лет, как правило, представляет собою органическое единство гражданских, интимных и иных мотивов. Но зато в ней более или менее отчетливо вырисовываются внутриродовые, жанровые различия. В поэзии военных лет можно выделить три основные жанровые группы стихов: собственно лирическую (ода, элегия, песня), сатирическую с присущей ей жанровой «смесью» от надписи под карикатурой до басни и лирико-эпическую (баллады, поэмы).
Война вызвала настоятельную потребность в поэтах-ораторах. Даже такие лирики, как М. Исаковский, С. Щипачев, Н. Рыленков, М. Алигер, заговорили с народом в ряде стихов громким ораторским голосом. Набат и призыв становится одним из основных мотивов одической поэзии. И чем труднее складывалась обстановка на фронте, тем сильнее звучал голос поэта-трубача. А. Сурков: «Вперед! В наступленье! Назад ни шагу!», «Мститель! Над пламенем встань! Порази в черное сердце пьяного зверя»; Н. Тихонов: «Согнем врага, чтоб зверь и трус хлебнул до смерти горя»; А. Твардовский: «Ты - враг. И да здравствует кара и месть!»; О. Берггольц: «Опрокинь врага, задержи»; Вера Инбер (сыну):
Бей врага, чтобы он обессилел,
Чтобы он захлебнулся в крови,
Чтоб удар твой был равен по силе
Всей моей материнской любви!
К одическим стихам можно отнести многочисленные послания Москве, Ленинграду, Белоруссии, Украине, обращения и призывы («Вперед, богатыри, вперед!» А. Суркова, «Ленинградке» О. Берггольц), наказы («Наказ сыну» М. Исаковского), новогодние послания («Новогоднее слово» А. Твардовского, «1942» Д. Бедного, «1 января 1942 года» С. Васильева), восторженные оды о России, о Советской Армии и оды проклятья («Слово ненависти» А. Твардовского, «Проклятие» И. Эренбурга, «Мщение» П. Антокольского), стихи-клятвы («Родина, отомстим!» В. Инбер, «Заповедь мстителей» А. Суркова) и т. д.
Поэтика одических стихов военных лет во многом тради- ционна. Это сказалось и в наличии большого количества риторических фигур, вопрошений, восклицаний, ответствова- ний и т. д., и в обилии метафор, аллегорий, гипербол, звуковых повторов, и в особом характере сцепления словесных образов, называемом «сопряжением», и, наконец, в интонационно-ритмической организации стиха.
Установка на «произносимость», на декламационно-ора- торскую речь в одических стихах военного времени, как и в классической оде, становится основным жанроопределяющим фактором. Сопряжение, т. е. повторение и соседство либо сходных, либо тождественных в смысловом и звуковом отношении слов, придает одическому стиху особо возвышенный характер: «То был залог, порука из порук, что мы его угомоним навеки» (А. Твардовский); «И враг бежит, смятенный и голодный, кляня судьбу проклятую свою» (Н. Тихонов) и т. п.
Одические стихи 1941-1945 гг. наследуют лучшие черты од Пушкина, Некрасова, Брюсова, Маяковского. В классически ясных одических формах нашло выход возмущенное и потрясенное до самих глубин гражданское чувство советских людей. Именно в таких стихах находила наиболее полное и открытое выражение страстная, публицистически заостренная - гневная или патетическая - мысль, которой жил народ в те годы. Действенность их усиливалась тем более, что они были обращены не «вообще» к народу, армии, а как бы к каждому воину в отдельности, к каждому человеку («Убей его» К. Симонова, «Партизанам Смоленщины» А. Твардовского, «Товарищ, ты видел» А. Прокофьева и др.). Это придавало даже наиболее открыто-публицистическим стихам характер лично-интимный. Чаще всего и самый публицистический пафос стихотворения сменялся, переплетался с собственно лирическим или, наоборот, лирическое начало стиха переходило в патетику, публицистику.
Товарищ, ты видел над нею
Закаты в дыму и крови.
Чтоб ненависть била сильнее.
Давай говорить о любви.
(А. Прокофьев)
В этих стихах - разгадка и того своеобразия лирической поэзии военных лет, которым отмечена она почти у всех поэтов.
В одических, патетических стихах обнаружилась и другая особенность военной лирики - стремление к созданию обобщенных, идущих от народно-поэтических традиций, почти символических образов Родины, России, поднявшей «свой богатырский, карающий меч» над «умытыми кровью просторами». Нередко и образ солдата вырисовывался как образ сказочного или былинного богатыря, насмерть вставшего на защиту отечества, а образы народа и войны персонифицировались в образах Мести, Возмездия, Гор Беды, не теряя, однако, реального современного содержания. При этом самый характер одических стихов менялся на разных этапах войны - с призывных и гневных декламационных интонаций к воспеванию героического подвига воинов, народа, Родины. Достаточно сравнить, например, «Тебе Украина» и «Возмездие» А. Твардовского, «За нашей спиной Москва» и «И день и ночь...» А. Суркова, «Землякам-сибирякам» и «Ода русской пушке» С. Васильева, «Бей врага!» (1942) и «Домой! домой!» (1945) В. Инбер и многие другие, чтобы почувствовать, как по-разному отражались в публицистической лирике настроение и мироощущение советских людей в ходе войны.
Одический дух проник во всю поэзию военных лет, в том числе и интимную. Стихи задушевного лирического склада представляли собою, как правило, исповедь патриотического сердца перед Родиной, любимой, друзьями, перед собственной совестью. И это естественно: дорога к личному счастью хотя и была у каждого своя, но она непременно проходила через войну. Иногда одический подтекст выступает настолько явственно, что как бы захлестывает волною гражданских чувств элегическую основу произведения. Таково, на наш взгляд, стихотворение К. Симонова «Жди меня». «Жди меня» - это своеобразный «наказ» любимой. Однако в стихах о любви господствовала иная интонация, иной строй, который можно было бы назвать элегическим.
Говорят, что элегия - стих грусти. Это верно лишь отчасти для стихов XIX в. Оттенки настроений в элегических стихах военных лет весьма разнообразны: тут и грусть, и раздумья о войне, и скорбь о невосполнимых утратах, и жалость и сострадание к павшим на поле боя, горечь разлуки, боль потерь и радость ожидаемых встреч, чувство боли душевной и физической на войне, тоска по мирной счастливой жизни и мечта о победе. В таких стихах, как «Мой сын синеглазый», «Незрячие глаза остекленели», «Исповедь воина» А. Суркова, «Две строчки» («Из записной потертой книжки...»), «В поле, ручьями из- мытом», «У Днепра» А. Твардовского, в ряде стихов К. Симонова, М. Исаковского, Н. Тихонова, М. Алигер, О. Берггольц и других выражены интимные чувства лирического героя, его личные муки и страдания, близкие и понятные воюющим соотечественникам. Великая правда чувства в них связана с глубокой тревогой за судьбу отечества. Она слышится в «мыслимом голосе» советского воина в изумительных стихотворениях
A. Твардовского «Я убит подо Ржевом», А. Ахматовой «Мужество», С. Наровчатова «В те годы» и других стихах.
Элегия не нуждается в большой аудитории и не стремится «перекричать войну». Но в грохоте и гуле военных лет ее голос был хорошо слышен, так как пишущие стояли близко у сердца воюющего человека. В одическом стихе то или иное чувство как бы дано заранее. Оно не требует своего развития, а лишь стремится раскрыться в возможно полной и яркой форме. В элегии художник воссоздает сам процесс зарождения чувства, его развитие. Поэтому военные элегии, как правило, тяготеют к некоему подобию фабулы. Правда, она порою бывает проста, незамысловата, например, мотив возвращения героя к любимой («Без меня никого не люби»
B. Лебедева-Кумача). Иногда это получает трагическое разрешение: воин не находит любимой («Возвращение» С. Гудзен- ко). Но чаще элегическое чувство грусти пересиливает надежда на встречу, на счастье, на любовь («Мы встретимся снова»
C. Васильева, «Положи мне на плечи руки» А. Суркова).
Иногда утверждают, что «исповедническая» лирика определяет характер поэзии военных лет. Это верно только отчасти, так как наряду с элегиями создавались и одические стихи. Больше того, чувство гражданского долга побуждало поэтов обращаться к читателю прежде всего с публицистическими стихами. Они создавались не только в годы невзгод, но и в период побед. На взятие Берлина откликнулись многие поэты, хотя и не все удачно. Недаром А. Твардовский заметил тогда: «Не в самый полдень торжества приходят лучшие слова».
Такое же жанровое многообразие отличает и песню военной поры - от гимнической и маршевой до интимно-любовной. Песни эпохи Великой Отечественной войны начинают свою боевую поступь с гимна. 24 июня 1941 г. в центральных газетах было опубликовано стихотворение В. Лебедева-Кумача «Священная война», а 25 июня - «Песня смелых» А. Суркова. «Священная война» через несколько дней становится самой популярной песней (музыка А. Александрова). В ней содержится и призыв («Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...»), и горячее пожелание («Пусть ярость благородная вскипает, как волна»), и полярная характеристика столкнувшихся сил («Как два полярных полюса, во всем враждебны мы»), и многократно повторенная энергичная клятва («Дадим отпор душителям», «Пойдем ломать всей силою», «Загоним пулю в лоб»). Песня заканчивается оптимистически, с большим подъемом:
Встает страна огромная,
Встает на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой.
Простые доходчивые слова запоминались, а широкий напевный мотив делал ее легкой для исполнения. Она стала как бы «музыкальной эмблемой» тех лет, заглавным песенным произведением и своеобразным жанровым «центром», к которому тяготели песни-марши, песни-призывы.
Гимнические песни военных лет весьма многочисленны. Особенно много гимнов появилось в 1943 г. в связи с двадцатипятилетием Красной Армии, а также в период конкурса на создание гимна Советского Союза (песни М. Исаковского «Слава советской державе», музыка В. Захарова; В. Гусева «Живи, наша Родина», музыка Т. Хренникова; С. Васильева «Слава нашей Москве», музыка А. Новикова, и др.).
Гимны военных лет своим происхождением обязаны революционным гимническим песням, но их содержание шире: они славят родину, партию, народ. В них нет частностей, деталей, исторических или бытовых подробностей. Они выражают общенародные чувства и не чуждаются ни символики, ни устойчивых традиционных словосочетаний («земля родная», «Россия-мать», «ярость благородная», «святое знамя»), ни риторических фигур. Многочисленные обращения, призывы придают им действенный и целенаправленный характер. Тон этих песен возвышенно-приподнятый, торжественный, темп неторопливый, ритм четкий, как правило, легко приспособленный к строевому шагу.
Маршевые песни представляют собою разновидность гимнических песен и несут на себе как бы двойную нагрузку. Выполняя свойственные гимнам функции, они одновременно призваны всей своей формой, своим четким чеканным ритмом мобилизовать людей в поход, организовать массовое целенаправленное движение.
«Песня смелых» А. Суркова (музыка В. Белого), быть может, яснее, чем любая другая маршевая песня, выразила то, что принес с собою военный марш 1941-1945 гг.: волю, собранность, энергию, организованность, публицистическую страстность, боевой запал, невероятный динамизм и силу молодости. Русские маршевые песни обычно построены на широкой проголосной основе и рассчитаны на размеренный строевой шаг. «Песне смелых», напротив, свойственна решительная и энергичная мелодическая форма:
Смелый к победе стремится.
Смелым - дорога вперед.
Смелого пуля боится,
Смелого штык не берет.
Наряду с гимнами и маршами поэты-песенники военных лет создают большое количество песен о родине. В одних песнях образ Родины воспроизводился как бы в целом, «от края до края» («Наша родина - Россия» А. Прокофьева и В. Соловьева-Седого), в других поэтизировали отчизну через воспевание любимого города, края и т. д. Это позволяло конкретизировать тему и вводить в песню интимный, лирический элемент. Через образ любимого края (Смоленщины, к примеру) как бы просматривались безбрежные просторы отчизны. Публицистический элемент в песнях о родине не навязчив, не оголен. Он как бы растворяется в традиционных мотивах русской народной протяжной песни, но не поглощается и не заглушается ими, а придает песне новую, неслыханную силу убеждения и душевную теплоту. Плавный подъем, плавный спад, величавое, несколько приподнятое звучание создают в патриотических песнях о родине ощущение прочной душевной устойчивости и уверенности.
В песнях о родине большое место занимает описание величественной красоты родной природы, жарких боев или целой цепи событий. В них, в отличие от гимнических песен, намечается сюжет. Так, например, в «Песне о Днепре» Е. Долматовского (музыка М. Фрадкина) рисуется картина отступления и наступления наших войск. Скупые, но выразительные строчки текста оформляются соответствующим музыкальным сопровождением: гулом приближающегося или удаляющегося боя.
Кроме названных произведений о родине, огромной популярностью пользовались «Вечер на рейде» А. Чуркина -
B. Соловьева-Седого, «Под звездами балканскими» М. Исаковского - М. Блантера и др. Особую тематическую группу составляют партизанские песни: «Ой туманы мои, растума- ны» М. Исаковского - В. Захарова, «Шумел сурово Брянский лес» Д. Софронова - С. Каца и др.
В песнях Отечественной войны широко представлен фронтовой быт: боевые походы, короткий солдатский отдых с шутками, товарищескими беседами, грустными лирическими раздумьями о любимой,- о далеком доме. К военно-бытовым песням относятся «застольные» солдатские песни, песни о шинели, тельняшке, табачке, фронтовой бороде и т. д. Разнообразны они и по форме: лирико-плясовые, вальсовые, частушечные. Все это делает военно-бытовую песню весьма гибкой, готовой откликнуться на самые различные запросы фронтового быта. Такие популярные песни, как «Дороги» Л. Ошанина - А. Новикова, «Солдаты идут» М. Львовского - М. Молчанова, «На солнечной поляночке» А. Фатьянова - В. Соловьева-Седого, «Вася-Василек», «У криницы»
C. Алымова - А. Новикова, украшали фронтовую будничную жизнь солдата. «Соловьи» А. Фатьянова - В. Соловьева-Седого, «В лесу прифронтовом» М. Исаковского - М. Блантера пользовались особой популярностью. Тонкий лиризм этих песен, сочетающийся с мужественными мотивами, хорошо передавал настроения солдата, нежность и чуткость его души. Правда, не все военно-бытовые песни удачны, среди них немало натуралистичных, лишенных подлинной поэтичности.
Наконец, в военное время было создано несколько превосходных интимных лирических песен: «В землянке»
A. Суркова - К. Листова, «Огонек» М. Исаковского и неизвестного автора музыки, «Где ж ты, мой сад?» А. Фатьянова -
B. Соловьева-Седого и некоторые другие. Это песни о разлуке, любви и верности, о надежде на встречу, на радость и счастье. Они были исключительно популярными на фронте, породили массу подражаний и «ответов», потому что авторам удалось с большой художественной силой воплотить общие для всех чувства и переживания. Имея некоторые черты романса, они в то же время были по своему главному содержанию и настроению близки мужественным песням о защитниках родины, их нелегкой фронтовой жизни. В целом же массовая советская песня военных лет охватывала широкий круг дум и чувств воюющего человека и стала поистине выразительницей души народной.
Особую жанровую группу в поэзии военных лет составляет сатира. Прежде всего ей свойственно «свободное отношение к форме» (Салтыков-Щедрин), своеобразная жанровая «смесь». Басни, песни, частушки, пословицы, поговорки, анекдоты, сказки, шутки, прибаутки, эпиграммы, пародии, шаржи - вот далеко не полный перечень форм, которыми пользовались сатирики в годы войны.
Может быть, нигде так тесно не смыкалась поэзия тех лет с устным народным творчеством, как в сатире. Лубок, частушка и раешник были едва ли не самыми излюбленными формами для фронтовых юмористов. По примеру поэти- ческо-агитационной работы В. Маяковского и Д. Бедного поэты активно сотрудничали в сатирических «Окнах». Наиболее систематично и серьезно в этом жанре работал
C. Я. Маршак.
Сатира военных лет «обосновалась» главным образом во фронтовой печати. Каждая фронтовая газета имела свой «уголок юмора» под тем или иным броским заголовком: «Штык в бок», «Прямой наводкой», «На мушку», «С одного захода», «Веселый залп» и т. д. Газеты издавали сатирические приложения. Так, «Красноармейская правда» (Западный фронт) выпустила сборники «Ежи», «Гриша Танкин», а газета «Красная Армия» (Юго-Западный фронт) - «Иван Гвоздев на фронте» Б. Палийчука и А. Твардовского. Выходили и другие сатирические сборники.
В фронтовых «уголках юмора» сотрудничали профессиональные поэты. В газете Ленинградского фронта «На страже Родины» работали А. Прокофьев, В. Саянов, М. Дудин. В «Красноармейской правде» сотрудничали А. Сурков, А. Твардовский, Н. Рыленков. Наряду с профессиональными поэтами в «уголках юмора» выступали самодеятельные авторы, бойцы Красной Армии.
Многим писателям-фронтовикам казалось не только уместным, но и полезным возвратиться к народному лубку и лубочному герою. Создаются многочисленные стихотворные рассказы о боевых приключениях веселого и неутомимого Васи Теркина (А. Флитом, М. Дудиным, А. Прокофьевым), «донского казака Ивана Гвоздева» (А. Твардовским и Б. Па- лийчуком), Гриши Танкина, Федота Сноровкина и т. д. С. Кирсанов создает «Заветное слово Фомы Смыслова». Эти герои остроумны, хитры, Изворотливы, неуязвимы.
В историко-литературном отношении фронтовой юмор не следует переоценивать: он оказался недостаточно самостоятельным. Однако для своего времени сатирическая поэзия сыграла большую положительную роль и была довольно изобретательной с точки зрения формы, нередко остроумной, злой и веселой.
Наряду с собственно лирическими и сатирическими жанрами в поэзии военного времени получили развитие различные жанры стихотворного эпоса: эпические миниатюры, стихотворные новеллы, баллады.
Жанр баллады, особенно интенсивно развивавшийся в 1942-1943 гг., сыграл существенную роль на пути поисков поэтами более углубленного анализа событий и человека на войне. Некоторые ее особенности (острая сюжетность, напряженность конфликта, энергия повествования) хорошо отвечали стремлению запечатлеть не только «состояние души», не только выразить гнев или надежду, но и художественно воспроизвести войну в ее конкретно-событийных проявлениях, передать ее драматизм в реальных жизненных коллизиях. Над балладой работали многие поэты - А. Твардовский, А. Сурков, Н. Тихонов, К. Симонов, И. Сельвинский и другие, - расширяя и обогащая ее жанровые возможности. Если, например, такой мастер баллады, как Николай Тихонов, и в 20-е годы и в Отечественную войну оставался в основном верным принципу работы над балладой, который он сам хорошо определил - «баллада - скорость голая», то Твардовский создал совершенно иной тип баллады - балладу психологическую («Баллада об отречении», «Баллада о товарище»). А. Сурков упорно и успешно работал над балладой публицистической («Баллада о пехотной гордости», «Баллада о гвардейской чести»). К. Симонов склонен к балладе описательно-дидакти- ческого характера («Презрение к смерти», «Секрет победы»).
Особое значение в развитии поэзии военной поры имела поэма - самый емкий, универсальный и чуткий к требованиям времени лироэпический жанр. История советской поэзии не знает другого такого периода, когда бы за четыре неполных года было создано столько значительных поэм. «Киров с нами» Н. Тихонова, «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Россия» А. Прокофьева, «Сын» П. Антокольского, «Двадцать восемь» М. Светлова, «Зоя» М. Алигер, «Февральский дневник» О. Берггольц, «Блокада» 3. Шишовой, эпические произведения Анны Ахматовой, Аркадия Кулешова, Леонида Мартынова, Бориса Ручьева, Владимира Луговского, наконец, поэма
A. Твардовского «Василий Теркин» - вот далеко не полный перечень имен и произведений, заслуживающих внимания.
В годы воины было написано немало поэм, близких к стихотворным очеркам и повестям, в которых воспевались данный подвиг, данный человек, но не было больших художественных обобщений, и потому жизнь этих произведений была кратковременной. Поэма, по словам Белинского, должна «схватывать жизнь в ее высших моментах», т. е. раскрывать наиболее существенное в исторической действительности. Авторы наиболее значительных эпических произведений стремились к поэтическому осмыслению героического духа военных лет, к созданию таких героев, в которых бы нашли воплощение черты поколения и даже народа в целом.
В основе каждой значительной поэмы тех лет лежит поэтическая идея, имеющая всеобщее значение. Поэты воспевали трудовой подвиг народа (Н. Асеев, С. Васильев, С. Михалков), военно-историческое прошлое (И. Сельвинский,
B. Саянов), революцию и революционеров (С. ЦЦипачев). Однако главной и определяющей темой была Великая Отечест-
венная война, трактуемая как столкновение двух миров. Идея борьбы социализма и фашизма, как определяющая в ходе войны, передавалась поэтами и в произведениях об отдельном, высшем моменте в жизни героев, о героическом подвиге на поле брани или в тылу врага («Зоя»), и в поэмах о трудной и героической жизни солдата на войне, о подвиге всего народа («Василий Теркин», «Россия»),
Поэмы военных лет, как правило, сюжетны. Но сюжетом в них становится как бы сама война. Авторы стремятся либо соотнести повествование с самой войной, с мыслью о ней, если в поэме речь идет о труде или о героическом прошлом, либо возвысить частный подвиг на войне или в тылу врага (подвиг Зои Космодемьянской у М. Алигер, к примеру) как факт общенационального значения, представить изображаемое как частицу единого великого целого. Сквозным образом, который так или иначе присутствует в каждой поэме, является образ Родины, образ Победы. Пусть война еще не закончена, а герои погибли, но ореол Победы горит бессмертным огнем славы в подвигах гвардейцев-панфиловцев («Слово о 28 гвардейцах» Н. Тихонова, «Двадцать восемь» М. Светлова), в мужественной смерти Зои («Зоя» М. Алигер), в подвигах партии, олицетворенной в образе Кирова («Киров с нами»). Лучезарный образ Победы, точнее, ничем неистребимое желание Победы как бы освещает изнутри каждое из произведений и придает поэмам тех лет внутреннюю цельность. Многие поэты, каждый по-своему, завершали повествование образом России в походе. Этот образ движущейся к победе Родины придает поэмам в той или иной мере, в зависимости от таланта их авторов, историческую достоверность, художественную новизну и эпическую законченность.
Поэмы военных лет имеют еще одну общую примечательную особенность: страстный, проникновенный и напряженный лиризм, часто смыкающийся с патетикой. Лиризмом дышит в них каждая строчка, каждый образ. Даже одно из наиболее эпических полотен - поэма «Василий Теркин» - из 30 глав имеет семь лирических, связанных с выражением непосредственных чувств лирического «я»: «От автора», «О войне», «От автора», «О себе», «О любви», еще «От автора» и еще раз «От автора». Поэт шел по горячим следам событий в огне и дыму, он охватывал сердцем еще не обжитый поэтической мыслью материал эпохи. Авторские главы в «Василии Теркине» - это не лирические отступления в привычном смысле слова, а своего рода связующие опорные звенья в сюжетно- композиционной цепи произведения. Через них автор вводит читателя в сокровенный мир своего героя, доверительно раскрывает то, что по ряду причин не смог бы выразить литературный персонаж ни словами, ни поступками. Он как бы приближает к читателю Василия Теркина, дает его крупным планом или, наоборот, как бы удаляет на расстояние, рисует героя на общем гигантском фоне войны, иногда сливается с ним, говорит за него или заставляет его говорить за самого себя. Недаром автор «Василия Теркина» доверительно признается своему читателю:
И скажу тебе, не скрою. -
В этой книге там ли, сям
То, что молвить бы Герою,
Говорю я лично сам.
Я за все кругом в ответе,
И заметь, коль не заметил.
Что и Теркин, мой герой,
За меня гласит порой.
Лиризм - не исключительная особенность поэм военного времени. На лирический характер произведений этого жанра у Байрона и Пушкина указывал еще Белинский. «Двенадцать» А. Блока, «Анна Снегина» С. Есенина, «Хорошо!» В. Маяковского насквозь лиричны. Особое в поэмах военных лет заключается в небывалом стремлении поэта слиться в своих переживаниях с судьбой всей страны, всего народа, превратиться в певца «ото всех и за всех», стать поэтическим органом своего народа. Это отчетливо осознавали поэты. Ольга Берггольц писала:
Я счастлива.
И все яснее мне,
Что я всегда жила для этих дней,
Для этого жестокого расцвета.
И гордости своей не утаю,
Что рядовым
пошла в судьбу твою, Мой город,
В званье твоего поэта.
Лирическое «я» в поэмах военных лет становится неотделимым от эпической темы отечества и судеб его народа. Преобладавший ранее мотив «я и Родина» сменяется другим: «я - Родина». П. Антокольский в поэме «Сын», которая звучит как исповедь сердца, придает широкий эпический характер событиям и через облик своего мальчика, погибшего на войне, хочет разгадать черты целого поколения. Такую же задачу ставит и М. Алигер в поэме о Зое. Стремится «преодолеть свои пределы» и Вера Инбер. «Пулковский меридиан» - это поэтическая летопись блокады Ленинграда. Одиссеей военных лет можно назвать поэму А. Твардовского «Василий Теркин».
Образ Родины проходит через все лучшие поэмы военных лет. О чем бы ни повествовал поэт, он говорит это во имя и от имени Родины, всем сердцем сливается с ней.
Враг вздумал нас осилить, -
В гранату ставь запал!
НЕТ, не на ту Россию
Ты, лютый враг, напал!
(.А. Прокофьев. «Россия»)
Родина определяет и цель и смысл борьбы, она же выступает высшим судьею героев, в ее одобрении - честь и гордость солдата.
Смотри, родная сторона,
Как бьется братьев двадцать восемь!
(Н. Тихонов)
Праздник близок, мать-Россия.
Оберни на запад взгляд:
Далеко ушел Василий,
Вася Теркин, твой солдат.
(А. Твардовский)
Подвиг народа на войне поэты стремились передать через конкретных, реальных, живых героев. Многие поэмы тех лет (около одной трети) названы по имени главных героев: «Василий Теркин», «Зоя» и т. д., чем основное внимание сосредоточивается не на выявлении сугубо личных, неповторимых черт, а на отображении наиболее общего, что роднит его с народом, с родиной. Василий Теркин - не исключительная личность:
В каждой роте есть всегда
Да и в каждом взводе.
Каждая черта, каждый поступок Теркина как бы сливаются с общей стихией. Теркин - один из многих и в тяжелом бою на болоте, при переправе через Днепр и в походе на Берлин.
Герои эпических поэм военных лет лишены каких-либо недостатков, какого-либо эгоистического расчета, самолюбия, самомнения и т. д. При всей реалистичности они живут не «прозаической» жизнью, которая в той или иной мере в «обычное» время окружает людей. Все поступки, все помыслы - в сфере высших, общенародных интересов. Даже мельчайшим подробностям фронтового быта, обыкновенной солдатской шутке, присказке в «Василии Теркине» придается общее, можно сказать, поэтическое течение.
Василий Теркин ярче, чем любой иной эпический герой тех лет, воплотил в себе многогранные черты русского национального характера. Его не назовешь балагуром, хотя он и не расстается с шуткой, прибауткой присказкой, ладно врет и смешит товарищей. За шутливой, свободной непринужденной формой его поведения скрываются и гибкий ум, и природная смекалка, и богатейший жизненный опыт, и умение глядеть в корень, и та живая лукавинка, без которой русский народный характер и представить невозможно. Бесхитростная речь героя всегда таит в себе глубинный философский подтекст. Василий Теркин мудр той высшей мудростью, которой наделен народ. Лишенный каких-либо предрассудков, не связанный ни с какими догмами, он не поучает, а осмысливает жизнь. Его размышления и раздумья о смысле жизни, о любви, о смерти и бессмертии, о подвиге и славе, родной отчизне и т. д. характеризуют собою миропонимание целого поколения, вошедшего в жизнь после Октября и унаследовавшего от своих дедов, отцов и братьев все лучшее, что дала им многовековая история.
Подлинный наследник национальных и революционных традиций, он не декларирует свою любовь к Родине. Патриотизм составляет сущность его натуры. Василий Теркин проявляет глубочайшее понимание характера Великой Отечественной войны и твердо знает свое собственное место в строю. Мысль «мы с тобой за все в ответе» пронизывает всю поэму, становится одной из излюбленных заповедей героя:
Грянул год, пришел черед,
Нынче мы в ответе
За Россию, за народ
И за все на свете.
Будучи живой, яркой личностью, Василий Теркин вместе с тем начисто лишен индивидуализма, в нем сфокусированы лучшие черты народа-победителя.
«Василий Теркин» Твардовского представляет собой народную эпопею, многообразно вобравшую различные стороны войны. По-разному предстают в поэмах и образы воюющего народа, Родины, России.
Таким образом, русская поэзия военных лет, начавшись с призывно-эмоциональных литературных форм (стихотворный лозунг, агитстихи, гимнические песни, марши), перешла к созданию самых разнообразных по жанру произведений вплоть до поэмы. В вершинном своем творении - в поэме «Василий Теркин» - она поднялась до величайшего художественного обобщения и в образе Теркина создала тип национального героя, воплотившего в себе лучшие черты народа-победителя. Создавая героико-патриотические поэмы, художники шли неодинаковыми путями. Одни воспроизводили события в реалистическом плане, стремясь воссоздать живые подробности блокированного города, поля боя, военной ситуации, обстановки, угадывая характеры героев в их национальном своеобразии. Так поступали О. Берггольц, М. Алигер, Н. Тихонов. Другие решали эту задачу в традиционно-поэтическом духе, прибегая к так называемым романтическим приемам изображения. Они меньше всего озабочены воспроизведением реальных картин боя, но стремятся нарисовать идеально возвышенный образ героя и времени, образ войны, картину горя и разрушений, широко используя для этого романтическую символику («Сын» П. Антокольского, «Двадцать восемь» М. Светлова).
Однако это не означает, что поэмы анализируемого периода легко распадаются на реалистические и романтические. Два стилистических потока - реалистический и романтический - не столько исключали, сколько дополняли и обогащали друг друга, порождая многогранные формы героических поэм. Лучшие поэмы тех лет и романтичны, и реалистичны. В них запечатлена поэзия всенародного героического подвига в дни Великой Отечественной войны.
С точки зрения жанровых поисков эпическая поэзия Отечественной войны довольно многообразна. Но, пожалуй, самым интересным, значительным и новым был жанр поэмы, который как бы непосредственно подсказан самой неповторимой действительностью. Речь идет о поэмах, которые одновременно были и своеобразной летописью событий, и философской концепцией войны, и исповедью сердца: «Василий Теркин» Твардовского, «Пулковский меридиан» Инбер, «Россия» Прокофьева. Каждая из этих поэм писалась в течение ряда лет, запечатлевая движущееся время. Каждый поэт ставил задачу осмыслить войну в целом. И это оказало прямое влияние на структуру и иные жанровые признаки столь непохожих произведений столь разных авторов.
Сюжеты, конфликты, характеры этих поэм не были заранее намеченными и обдуманными, они постигались поэтами в самом процессе работы и корректировались развивающимися событиями. Творческая история «Василия Теркина», «Пулковского меридиана» и «России», очень сложная и необыкновенно интересная, подтверждает, что жанровые поиски авторов определялись стремлением совместить принцип достоверного, обстоятельного изображении войны и переживаний человека на войне с предельно обобщенными поэтическими образами, а детальный анализ - с широкомасштабной картиной эпохи. Конфликты каждой из этих поэм эпохальны и отражают борьбу двух миров, двух концепций жизни - социализма и фашизма.
Вместе с тем в этих поэмах в зависимости от своеобразия таланта авторов и индивидуальных замыслов мы видим и различный подход к воспроизведению событий, и разные принципы организации поэтического материала.

В поэзии 30-х и начала 40-х годов уже зарождалось предчувствие надвигающейся военной грозы. В Германии к власти пришел фашизм, на Европу упала зловещая тень свастики. Поэтому вся прогрессивно мыслящая интеллигенция предпринимала отчаянные попытки преградить дорогу фашизму. Поэты сражались тем оружием, которое дала им природа, - оружием слова. Стихи и песни о войне появлялись на газетных полосах вместе с первыми сообщениями о военных действиях. Война, как самое страшное испытание, обостряет человеческие чувства, обнажает душу и, таким образом, облегчает воздействие на человека словом, исполненным сочувствия, поощрения. И сила воздействия на нее поэтического слова увеличивается. Поэтому можно себе представить, как бились сердца солдат, внимавших словам Анны Ахматовой: * Мы знаем, что ныне лежит на весах. * И что совершается ныне. * Час мужества пробил на наших часах, * И мужество нас не покинет. Любовь к родине была характернейшей чертой поэтессы. И когда пришла Вторая мировая война, А. Ахматова живо откликнулась на эту беду. В своих произведениях она воспевает мужество и героизм патриотов, описывает трудности и ужасы войны («Клятва», «Мужество», «Не с теми я, кто бросил землю…»). * Тому, кто смело сражается за родину, * Не страшно под пулями мертвыми лечь, * не горько остаться без крова… Стране грозила опасность уничтожения, рабства, поэтому воевать шли и молодые, и старики. Для тех, кто оставался в осажденных городах, было большой болью расставаться с близкими. Поэтесса обращается к таким людям, говоря, что печаль и боль надо превратить. в мужество и силу, чтобы фашизм был побежден: * И та, что сегодня прощается с милым, * Пусть боль свою в силу она переплавит. Другой поэт, Константин Михайлович Симонов, видел войну своими глазами и хорошо знал, что это такое. Ему, как он писал в автобиографии, «пришлось снова надеть военную форму и не снимать ее до конца войны ». В стихотворении «Майор привез мальчишку на лафете…» описывается впечатление, которое произвел на лирического героя «седой мальчишка», у которого погибла мать: * Ты это горе знаешь понаслышке, * А нам оно оборвало сердца. * Кто раз увидел этого мальчишку, * Домой прийти не сможет до конца. Стихотворения этих замечательных поэтов заставляют нас задуматься о том ужасе, который приносит война в жизнь человека, калечит ее и оставляет в душе кровоточащие раны.


Поэзия военных лет.

Годы Великой Отечественной войны вызвали небывалый всплеск поэзии гражданского, патриотического характера.
Чувство Родины обострилось. Появляются проникновенные стихи, в которых образ Родины, России наполняется исторической глубиной ("Дума о России" Д. Кедрина, "Поле русской славы" С. Васильева, "Слово о России" М. Исаковского).
Особое значение приобретает чувство национального самосознания (К. Симонов "Ты помнишь, Алеша..."). Для многих поэтов годы войны явились новой страницей творчества, переломным рубежом, перестроившим их стиль (Пастернак, Ахматова). В начале войны поэзия развивалась в рамках публицистических и одических жанров, носивших призывный, агитационный характер. Особое значение в поэзии военного периода имела песня. В первый же день войны появилась песня В. Лебедева-Кумача "Священная война", которая стала поэтической эмблемой Великой Отечественной войны. В "Священной войне" гнев против захватчиков, ненависть к ним были выражены с такой силой, которая позже стала стержнем военной поэзии. Призывный характер имела "Песня смелых" А. Суркова. Очень важно было дойти до души, до сердца защитника Родины. В песнях соединились интимное лирическое чувство и гражданский пафос. Самые сокровенные движения души приобретали характер типических, общих, любовь к далекой девушке, тоска по ней сливались с любовью к родной земле. Написанные в годы войны "В прифронтовом лесу", "Огонек", "Лучше нету того цвету..." М. Исаковского, "В землянке", "Лирическая песня" А. Суркова, "Темная ночь" В. Агатова, "Соловьи" А. Фатьянова, "Заветный камень" А. Жарова раскрывали душу народа. В песнях находили место любовь и ненависть, свободолюбие, "благородная ярость". В начале войны в поэзии существовали две контрастные краски - черная и белая, два чувства - ненависть и любовь. Постепенно "плакатная" поэзия обогащалась оттенками чувств, приобретала более сложный характер. Усиливалась ее реалистичность и одновременно индивидуальная, личная интонация. Война выступала не только в своей общей, нерасчлененной сути, но и в конкретных подробностях военного быта. Одной из самых глубоко лирических книг военного времени была "Фронтовая тетрадь" А. Суркова. Стихи, написанные во время отступлений, передают прерывистое, тяжелое дыхание боев, отхода советских войск вместе с жителями оставляемых районов: Толпы людей без конца и числа Шли им навстречу в утренней рани. Помню: старуха козленка вела, Девочка в тонких ручонках несла Маленький кустик чахлой герани. Гнал их из города ужас ночной, Пламя ревело за их спиной.
Главная идея сборника - ненависть к захватчикам и чувство мести. Располагая стихи по циклам, Сурков неизменно открывает их рубрикой: "Я пою ненависть". Своеобразие лирики Суркова заключается в сочетании камерности голоса с высокой патетикой содержания, в изображении великих событий через трагические подробности войны. Сурков считал себя солдатским, "окопным" поэтом, смысл творчества которого - дойти до сердца солдата, поддержать его простым задушевным словом.
Поэтому он отрицал "красивую" поэзию, отвлеченную от страшных будней войны: Привычной меркой без толку не мерьте Все, что грозой войны потрясено. Тому, кто ходит близко возле смерти, На свете видеть многое дано. ... Когда снега багрились кровью ало, С души солдатской, что таить греха, Как мертвый лист по осени, опала Красивых слов сухая шелуха. Близким по восприятию войны к Суркову был К. Симонов. Одно из первых военных стихотворений его посвящено А. Суркову - "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины..." Это лирическая поэма, в центре которой - образ Родины. Поэт понимает, что Родина - это прежде всего народ, та "седая старушка в солопчике плисовом, весь в белом, как на смерть одетый старик". Родина постигается душевно, эмоционально. Симонов гордится тем, что он - русский, Что русская мать нас на свет родила, Что в бой провожая нас, русская женщина По-русски три раза меня обняла. Стихотворение построено на двух потоках - уходящая на восток, отступающая армия и уплывающая из виду, остающаяся врагу родная земля. В стихотворении "Родина" Симонов вновь обращается к теме земли, нации, народа. "Большая" Родина, вся страна отражается в конкретной "малой" родине, в том кусочке земли, ...где нам посчастливилось родиться, Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли Ту горсть земли, которая годится, Чтоб видеть в ней приметы всей земли. Нежное лирическое чувство любви перерастает в патетическое ораторское заключение: Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы, Да, можно холодать и голодать, Идти на смерть... Но эти три березы При жизни никому нельзя отдать. Любимым лирическим стихотворением Симонова среди солдат стало "Жди меня", написанное как заклинание бойца своей любимой. Во время войны очень распространенным жанром была баллада, которая давала возможность изображения героического поступка в развернутом виде. В основе баллады Симонова "Сын артиллериста" лежит один эпизод - героический поступок Леньки, вызвавшего на себя огонь батареи. Драматизм события углублялся тем, что огонь корректирует отец Леньки. Баллады, как правило, посвящались конкретным эпизодам или конкретным людям: "Баллада о трех коммунистах" Н. Тихонова, "Баллада о боевом знамени" И. Сельвинского, "Баллада о красноармейце Демине" А. Прокофьева. Любовью к человеку-соотечественнику, болью за трагические судьбы, изломанные жизни пронизаны стихи М. Исаковского.
Поэт писал не только песенные стихи, но и глубокие психологические размышления о судьбе солдата, у которого "враги сожгли родную хату, сгубили всю его семью". Одой русской женщине звучат строки одноименного стихотворения. Поэт восхищается силой, выносливостью, мужеством женщины, которая "со своею судьбою осталась один на один". В стихотворении создан образ верной, чистой подруги, жены, сестры, чьими трудами и молитвами поддерживался воинский дух: Да разве об этом расскажешь, В какие ты годы жила, Такая безмерная тяжесть На женские плечи легла.
Большое развитие в годы войны получила поэма, которая могла вместить и эпическое, эпохальное, и личное, лирическое.
Наиболее известными были "Сын" П. Антокольского, "Зоя" М. Алигер, "Февральский дневник" О. Берггольц, "Василий Теркин" А. Твардовского.
В период Великой Отечественной войны вся поэзия была объединена единым чувством - любви к Родине.
Характерной особенностью поэзии были сочетание драматизма и лиризма, простота и народность языка.