Андрей Егорович Боровых. Дважды Герой Советского Союза (3 фото). Дважды герой советского союза летчик-истребитель боровых андрей егорович Генерал полковник боровых

Б оровых Андрей Егорович - летчик-истребитель 157-го истребительного авиационного полка 6-го истребительного авиационного корпуса 16-й воздушной армии.

Родился 30 октября 1921 года в городе Курск в семье рабочего. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года. В 1936 году окончил среднюю школу.

В Красной Армии с 1940 года. Окончил Чугуевскую военную авиационную школу пилотов в 1940 году.

На фронтах Великой Отечественной войны с декабря 1941 года. Его боевой путь пролёг через Орел и Курск, Гомель и Брест, Львов и Варшаву и закончился под Берлином. Он летал на перехват вражеской авиации, сопровождал наши бомбардировщики в тыл врага, вёл воздушную разведку.

Звание Героя Советского Союза командиру звена 157-го истребительного авиационного полка (273-я истребительная авиационная дивизия, 6-й истребительный авиационный корпус, 16-я воздушная армия, Центральный фронт) младшему лейтенанту Боровых Андрею Егоровичу присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года за 341 успешный боевой вылет и участие в 55-и воздушных боях, в которых он лично сбил 12 самолётов противника и 14 в составе группы.

Второй медали "Золотая Звезда" командир эскадрильи того же полка (234-я истребительная авиационная дивизия, те же корпус и армия, 1-й Белорусский фронт) капитан Боровых Андрей Егорович удостоен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года за сбитые в последующих 49-и воздушных боях ещё 19 вражеских самолётов.

Всего за годы войны А.Е. Боровых совершил около 470-и успешных боевых вылетов, сбил лично 31 и в группе 14 самолётов противника.

После окончания войны отважный лётчик-истребитель командовал авиационным полком, авиационными соединениями. В 1951 году он окончил Военно-воздушную академию. В 1957 году - Военную академию Генерального штаба. В 1958-77 годах - на командных должностях в Московском военном округе ПВО, ДВО, КВО, командующий авиацией ПВО страны, генерал-полковник авиации. С 1977 года - в Институте военной истории Министерства обороны СССР. Избирался депутатом Верховного Совета РСФСР и депутатом Верховного Совета СССР. Жил в городе-герое Москве. Трагически погиб 7 ноября 1989 года.

________________________________

Юность мужает в боях

Г енерал Боровых хорошо помнит первую военную зиму конца 1941 года - начала 1942 года. Это было на Калининском фронте. Наши войска вели успешное наступление против фашистских армий группы «Центр». Уже далеко позади остались освобожденные Калинин, Клин, Селижарово. Начинались упорные бои в районе Ржева, Торопца, Холма.

Боровых прибыл на Калининский фронт в разгар этих наступательных операций. Здесь началась его фронтовая жизнь. Отсюда через Орел и Курск, Гомель и Брест, Львов и Варшаву пролегает его боевой путь, закончившийся в Берлине. Начал он его рядовым летчиком, а закончил командиром эскадрильи, дважды Героем Советского Союза.

Первый воздушный бой принес ему первую победу. В районе Холма он стремительно атаковал фашистский «юнкерс» и сбил его. А вскоре, охраняя с воздуха железнодорожную станцию Торопец, он сразил второй, а затем третий вражеский бомбардировщик. Этот успех окрылил молодого летчика.

Получив сведения, что фашисты готовятся совершить крупный налет на район Зубцова, где были сосредоточены наши танковые части, командование полка поручило группе самолетов, которой командовал Боровых, прикрыть этот район.

Рядом с истребителем Боровых шли самолеты Баранова, Томильченко, Крупина, Казначеева, Шевцова. Вот и заданный район. Где-то там внизу, в лесной чаще, укрылись наши танкисты. Сверху хорошо виден огромный лесной массив. Вокруг леса - несколько сожженных деревень.

Дежурство уже близилось к концу, когда в эфире раздался предупреждающий голос с земли:

Внимание! Появилась большая группа фашистских бомбардировщиков. Подготовьтесь к отражению атаки.

Вражеские самолеты шли прямым курсом в район расположения наших танковых частей. Боровых атаковал ведущего. Фашист, видимо, не ожидавший такой дерзкой атаки, попытался отвернуть в сторону, но было уже поздно. Снаряды хлестнули по плоскостям, ударили в фюзеляж. «Юнкере» вспыхнул в воздухе и тут же рассыпался на части. В это время Михаил Баранов поджег второй фашистский бомбардировщик. Не принимая боя, остальные самолеты повернули обратно.

Прекратить преследование, - передал по радио Боровых.

Не успели советские летчики перестроиться и занять свое место над районом расположения наших танков, как на них из-за облаков свалилось 12 «мессершмиттов». И советские истребители снова вступили в бой. Через несколько минут Андрею Боровых удалось сразить одного из фашистов. Но силы были слишком неравные. Один из наших «ястребков» был подожжен, и летчик, стараясь сбить пламя, резко пошел вниз. Вскоре вышел из боя второй советский истребитель, оказался подбитым третий. Все труднее становилось вести бой трем оставшимся экипажам. У самолета, которым управлял Андрей Боровых, отказала пушка, кончились патроны в пулеметах, на исходе был бензин. Надо уходить, но 11 «мессершмиттов» плотно преграждают путь.

Боровых решил перехитрить фашистов. Измотав их сложными изворотами, он неожиданно скользнул под один из «мессеров» и ушел в сторону расположения войск противника. Михаил Баранов и Анатолий Томильченко повторили маневр Боровых. Фашисты, ожидавшие, что наши летчики будут пробиваться на восток, в сторону расположения советских войск, потеряли из виду советские «ястребки». Оторвавшись от преследователей, наши самолеты вернулись на свой аэродром.

Впоследствии Андрей Боровых не раз вспоминал этот трудный бой. Он снова и снова пытался уяснить себе, в чем заключалась ошибка. Можно ли было избежать потерь? Ответ на эти вопросы был один - нужно действовать более осмотрительно и расчетливо.

А за гибель наших «ястребков» мы еще расквитаемся,- сказал тогда своим боевым товарищам Андрей Боровых.

И такая возможность вскоре представилась. Было это уже в районе города Белый. В тот день Боровых летел ведущим, рядом шли еще два наших истребителя. В это время на горизонте показалось пять фашистских бомбардировщиков в сопровождении четырех «мессершмиттов». Противник не знал еще, что на советских истребителях установлены новые пушки вместо снятых мелкокалиберных пулеметов. Уверенные в своей недосягаемости, гитлеровские летчики продолжали свой путь, не обращая внимания на паши самолеты.

Андрей Боровых сбил с них спесь. Когда расстояние между самолетами сократилось до 800 метров, он дал по сомкнутому строю «юнкерсов» залп реактивными снарядами. Один из вражеских бомбардировщиков тут же рухнул на землю, второй был сильно поврежден и стал быстро терять высоту.

Развернувшись, Боровых поспешил на помощь товарищам, которые вступили в бой с другими вражескими бомбардировщиками. Но в этот момент на него навалились четыре «мессершмитта». Один из гитлеровских летчиков зашел сверху и приготовился открыть огонь по советскому истребителю. Боровых неожиданно резко сбавил газ и перешел на скольжение. Самолет значительно уменьшил скорость, и пулеметная трасса прошла мимо. Когда же обманутый фашист проскочил вперед, Андрей Боровых ударил по нему из пушек.

Получай, гад! - бросил он вдогонку сбитому самолету.

Нырнув в облака, Боровых оторвался от остальных «мессершмиттов» и присоединился к своей группе. На последних каплях бензина добрался до своего аэродрома. Там он узнал, что наблюдавший за воздушным боем командующий фронтом И. С. Конев объявил ему благодарность.

Всю войну провел Андрей Боровых на фронте. Совершил около 600 боевых вылетов, в воздушных сражениях сбил лично 32 фашистских самолета и 14 - в групповых боях. Не раз смотрел смерти в глаза...

Конец лета 1944 года. Белорусский фронт. Уже несколько дней моросит мелкий дождь. По земле стелется серая дымка тумана. А вокруг нескончаемая пелена серых облаков.

И когда это только кончится, - оглядывая горизонт, задумчиво произносит Боровых. - Надоело уже ждать.

Да, в такую погоду не полетишь, - соглашается штурман полка.

И вдруг приказ: срочно выслать группу летчиков на розыски нашего кавалерийского соединения, попавшего в районе Бреста в окружение. Кавалеристы совершали рейс в глубокий тыл врага. На обратном пути они лишились средств связи. Необходимо установить точные координаты кавалерийского соединения и помочь ему вырваться из окружения.

И вот уже четверка истребителей взяла курс на запад. Их ведет Андрей Боровых. Летчики пересекли линию фронта, а затем, вынырнув из облаков, на бреющем полете начали осматривать местность. На огромной скорости проносились они над оврагами и пашнями, внимательно обследовали каждую рощу.

Андрей Боровых давно уже потерял счет времени. Глаза от длительного напряжения покраснели, гимнастерка не успевала просыхать от пота. Надо бы отдохнуть, но нет времени. Много раз улетала и вновь возвращалась на свой аэродром четверка истребителей. И лишь к концу вторых суток кавалерийское соединение было обнаружено.

Вышедшие из окружения кавалеристы пригласили к себе своих спасителей-летчиков. Никогда еще Андрей Боровых не видел столько радостных, взволнованных лиц. Он не успевал отвечать на приветствия. Ему жали руки, крепко обнимали.

Спасибо, братцы, спасибо, родные! - неслось со всех сторон.

Как-то раз, патрулируя над Вислой, Андрей Боровых и Михаил Баранов встретились в воздухе с 20 «фоке-вульфами». Чтобы обмануть врага, наши летчики повернули обратно и создали видимость, что уходят от боя. Но, зайдя в облачность, они резко изменили курс и почти молниеносно оказались над фашистскими самолетами. Поочередно появляясь из-за облачности, «ястребки» обрушивали на «фокке-вульфы» лавину огня и снова уходили ввысь, за облака. Гитлеровцы никак не могли понять, сколько истребителей их атакуют. Уже пять машин догорают внизу, а атаки не прекращаются. Так победили мужество и военная хитрость.

Каждый раз, когда Боровых сбивал в воздушном бою самолет противника, он непременно при возвращении делал над своим аэродромом «горку». Это все хорошо знали в полку. На этот раз ему пришлось сделать три «горки».

Последние месяцы Отечественной войны Андрей Боровых провел почти в непрерывных боевых полетах на Варшавском, а затем на Берлинском направлениях. Он вылетал на перехват вражеской авиации, сопровождал наши бомбардировщики в тыл врага, вел воздушную разведку. Ему пришлось участвовать во многих воздушных сражениях. Но за все это время его самолет не получил ни одной пробоины.

Когда в феврале 1945 года Андрея Боровых наградили второй золотой медалью Героя, ему было всего лишь 24 года. Теперь генерал Боровых может с гордостью вспоминать военные годы. В великую победу он внес и свою лепту как верный сын Советской Отчизны и храбрый воин.

А. Синицын. краткое содержание других презентаций

«Итоги Великой Отечественной войны» - Ленинград. Москва. Организация Объединенных Наций. Потери Красной Армии. Причины победы. Мемориал Славы. Советская делегация. Итоги войны. Рокоссовский К.К. Брестская крепость. Маньчжурская операция. Потсдамская конференция. Новороссийск. Акт о безоговорочной капитуляции Японии. Конференция глав государств. Общие принципы политики. Цена победы. Международный трибунал в Нюрнберге. Волгоград. Тула. И.С. Конев.

«Наступление под Курском» - Сражение под Прохоровкой. Г.К.Жуков. Плавающий танк Т-40. Ни Орел ни Белград взять немецким войскам не удалось. Немецкие танки миф Мировой войны. Легкий танк Т-50. По техническим характеристикам русские танки были намного боеспособнее. Фон Бок. Средний танк Т-34. Н.Ф.Ватутин. Великая Отечественная война 1941-1945 год. Королевский тигр. . Планы сторон 12 июля 194г. Тяжелый танк КВ-1. Гудариан. Курская дуга.

«Битва за Берлин» - 29 апреля начались бои за рейхстаг. Лишь к исходу 17 апреля войска фронта преодолели вторую полосу. Главная роль при взятии Берлина отводилась армиям маршала Г. К. Жукова. Борьба за Берлин шла не на жизнь, а на смерть. У многих не зарубцевались ещё раны от прошлых боёв. Битва за Берлин. Берлин останется немецким...". Так родилась идея ночной атаки с применением прожекторов. Противника встречает колоссальная сила артиллерии.

«Освобождение Беларуси» - Генерал-майор авиации. Вражеская группировка. Потери немецких войск. Маша Брускина. Войска. Операция «Багратион». Фронт. Героические подвиги. Договор о советско-польской границе. Дом правительства. Багратион. Освобождение Беларуси от фашистских оккупантов.

«Окончание Великой Отечественной войны» - Берлин в мае 1945года. Подписание Акта о безоговорочной капитуляции советской стороной. Знамя победы над Рейхстагом. На мавзолее руководители партии и правительства. Принимает парад Маршал Г. К. Жуков. Май 1945 год. Встреча руководителей стран победительниц в Потсдаме. 200 гитлеровских знамен брошены на помосты у мавзолея. Битва за Берлин. Берлин. Суд над фашистскими военными преступниками. Нюрнбергский процесс.

«Участники Курской битвы» - Роль разведки. Герои Курской битвы. Солдат. Конорев Иван Алексеевич. Советский средний танк. Историческое значение. Курская битва. Цитадель. Победа в битве. Боровых Андрей Егорович. Сонин Иван Егорович. Игишев Георгий Иванович. Планы и силы сторон. Руководство войсками. Пантера. Ломакин Алексей Максимович. Танковое сражение. Тигры. Контрнаступление советских войск. Танковый бой. Грозовые военные годы.

Биография Андрея Егоровича Боровых

Б оровых Андрей Егорович (30 октября 1921 - 21 ноября 1989) участник Великой отечественной войны, дважды Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации, заслуженный военный летчик СССР, командующий авиацией Войск ПВО СССР (1969 - 1977).

Р одился 30 октября 1921 в Курске в семье рабочего. В 1936 году окончил среднюю школу №9. После семилетки работал шофером. Еще подростком строил планеры и летал на них. По путёвке комсомола поступил в аэроклуб, успешно закончил его. В Курском небе впервые поднялся на учебном спортивном самолёте, не подозревая, что сравнительно скоро будет защищать Курск.

А эроклуб Осоавиахима дал путёвку в военную авиационную школу, где преподаватели и инструкторы формировали качества, необходимые для боя, для победы. Андрей Боровых прошел курс обучения в Чугуевской авиашколе и добровольно вступил в ряды Красной Армии. В Советской Армии Боровых А. Е. с 1940 года.

Н есмотря на возражения курсанта, он был оставлен в школе инструктором, а инструкторами всегда оставляли лучших из лучших. Но с первых же дней войны Боровых настойчиво добивается отправки на фронт. Наконец просьбу удовлетворили.

В декабре 1941 года его направляют в истребительный авиационный полк. Молодой летчик с первых дней Великой Отечественной войны встал на защиту родного неба страны, пройдя боевой путь в 157-м истребительном авиаполку от пилота до заместителя командира полка.

Н а фронтах Великой Отечественной войны с декабря 1941 года. Его боевой путь пролег через Орел и Курск, Гомель и Брест, Львов и Варшаву и закончился под Берлином. Он летал на перехват вражеской авиации, сопровождал наши бомбардировщики в тыл врага, вел воздушную разведку.

З вание Героя Советского Союза командиру звена, младшему лейтенанту Боровых Андрею Егоровичу присвоено 24 августа 1943 года за 341 успешных боевых вылетов и участие в 55 воздушных боях, в которых лично сбил 12 самолетов противника и 14 в составе группы.

В торой медали «Золотая Звезда» командир эскадрильи, капитан Боровых удостоен 23 февраля 1945 года, за сбитые в последующих 49 воздушных боях еще 19 вражеских самолетов.

В сего за годы войны Боровых совершил около 470 успешных боевых вылетов, сбил лично 32 и в группе 14 самолетов.

П осле окончания войны командовал авиационным полком, авиационными соединениями. В 1951 году окончил Военно-воздушную академию. В 1957 - Военную академию Генерального штаба. В 1958 - 1977 годах Боровых А. Е. на командных должностях в Московском военном округе ПВО, ДВО, КВО, командующий авиацией ПВО страны. Заслуженный военный лётчик СССР (1966).

В 1968 году Боровых Андрею Егоровичу присвоено звание генерала – полковника авиации. Автор научных статей «Новая техника, оружие и человек» (1972 год), «Надёжный щит Родины» (1985 год) и других. С 1977 года – в запасе, работал военным консультантом в Институте военной истории Министерства обороны СССР. Избирался депутатом Верховного Совета РСФСР и депутатом Верховного Совета СССР.

Ж ил в городе-герое Москве. Трагически погиб 7 ноября 1989 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Награды Боровых Андрея Егоровича:

Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 1077 (24.08.1943);

Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 62 (23.02.1945);

2 Ордена Ленина;

5 орденов Красного Знамени;

Орден Александра Невского;

Орден Отечественной войны I-й степени;

3 ордена Красной Звезды;

Орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III-й степени;

Ордена Польской Народной республики;

На британской торговой публикуют лот с советскими воинскими наградами. В материале, раскрывающем суть лота, говорится о том, что ордена и медали принадлежали прославленному советскому военачальнику, дважды Герою Советского Союза генерал-полковнику авиации Андрею Егоровичу Боровых. Первоначальная стоимость лота оценивалась в 10-15 тыс. фунтов стерлингов. Сообщается, что итоговая сумма реализации орденов и медалей генерала Боровых составила 120 тыс. фунтов.


По некоторым данным, награды прославленного советского генерала решили выставить на продажу близко знавшие его люди.

Лот презентован как "Мировые ордена и украшения":

Информация официально не подтверждена. В любом случае, продажа наград, представляющих в первую очередь историческую (не говоря уже о семейной) ценность на зарубежном аукционе ради получения денег сегодня выглядит кощунством по отношению к памяти Андрея Егоровича.

При этом нет данных о том, кто стал приобретателем советских наград генерала Боровых.

Известно, что А.Е.Боровых был убит в Москве 7 ноября 1989 году в возрасте 68 лет. По информации СМИ, часть наград тогда была похищена. Похоронили генерала, уроженца Курска, в закрытом гробу на Новодевичьем кладбище города Москвы. При этом нет никаких данных о том, что преступники понесли наказание за смерть генерал-полковника, в своё время командовавшего авиацией войск ПВО СССР.

(30.10.1921–7.11.1989), летчик?истребитель, дважды Герой Сов. Союза (24.8.1943, 23.2.1945), ген. – полк. авиации (1968). Сын рабочего. В 1940 поступил в РККА. Окончил Чугуевскую воен. авиац. школу пилотов (1940), Воен. – возд. академию (1951), Воен. академию Генштаба (1957). С дек. 1941 участвовал в боях на фронте. С 1943 чл. ВКП(б). С 1943 ком. звена, с 1944 ком. эскадрильи 157?го истребит. авиаполка. К авг. 1943 совершил 341 боевой вылет, принял участие в 55 воздушных боях, лично сбил 12 самолетов противника и 14 – в группе. К февр. 1945 сбил еще 19 самолетов противника. Всего за годы войны совершил ок. 470 боевых вылетов, лично сбил 31 самолет противника и 14 – в группе. После войны ком. авиаполка, авиац. соединения. С 1958 на командных должностях в Моск. округе ПВО, Дальневост. и Киевском ВО; в 1969–77 команд. авиацией ПВО СССР. С 1977 воен. консультант Ин?та воен. истории Мин?ва обороны СССР. Погиб.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Боровых, Андрей Егорович

(30.10.1921-07.11.1989) - летчик-истребитель, заслуженный военный летчик СССР (1966), дважды Герой Советского Союза (1943, 1945), генерал-полковник авиации (1968). Участник Великой Отечественной войны с декабря 1941 г. Был командиром 157 иап. Совершил 470 боевых вылетов, сбил лично 32 самолета и 14 в группе. Войну закончил в Берлине. После войны служил на командных должностях в войсках ПВО Страны. В 1969-1977 гг. был командующим авиацией ПВО. С 1977 г. работал в Институте военной истории МО СССР. Избирался депутатом Верховного Совета СССР 2 созыва. Автор книг "Новая техника, оружие и человек", "Надежный щит Родины". Бронзовый бюст установлен на родине в г. Курске.

Боровых, Андрей Егорович

(30.9.1921-7.11.1989). Летчик-истребитель. Родился 30 октября 1921 в Курске в семье рабочего. Русский. Член КПСС с 1943 г. В 1936 году окончил среднюю школу. В Советской Армии с 1940 года. Окончил Чугуевскую военную авиационную школу пилотов в 1940 г. На фронтах Великой Отечественной войны с декабря 1941 года. Его боевой путь пролег через Орел и Курск, Гомель и Брест, Львов и Варшаву и закончился под Берлином. Он летал на перехват вражеской авиации, сопровождал наши бомбардировщики в тыл врага, вел воздушную разведку. Звание Героя Советского Союза командиру звена 157-го истребительного авиационного полка (273-я истребительная авиационная дивизия, 6-й истребительный авиационный корпус, 16-я воздушная армия, Центральный фронт) младшему лейтенанту Боровых Андрею Егоровичу присвоено 24 августа 1943 года за 341 успешных боевых вылетов и участие в 55 воздушных боях, в которых лично сбил 12 самолетов противника и 14 в составе группы. Второй медали "Золотая Звезда" командир эскадрильи того же полка (234-я истребительная авиационная дивизия, те же корпус и армия, 1-й Белорусский фронт) капитан Боровых удостоен 23 февраля 1945 года за сбитые в последующих 49 воздушных боях еще 19 вражеских самолетов. Всего за годы войны Боровых совершил около 470 успешных боевых вылетов, сбил лично 31 и в группе 14 самолетов. После окончания войны командовал авиационным полком, авиационными соединениями. В 1951 году окончил Военно-воздушную академию. В 1957 - Военную академию Генерального штаба. В 1958-1977 годах на командных должностях в Московском военном округе ПВО, ДВО, КВО, командующий авиацией ПВО страны, генерал-полковник авиации (1968). С 1977 - в Институте военной истории МО СССР. Избирался депутатом Верховного Совета РСФСР и депутатом Верховного Совета СССР. Награжден 2-мя орденами Ленина, 5 Красного Знамени, орд. Александра Невского, Отечественной войны 1 ст., 3 орд. Красной Звезды, орд. "За службу Родине в ВС СССР" 3 ст., медалями. Бронзовый бюст установлен на родине героя. Автор научных статей "Новая техника, оружие и человек" М. 1972 г., "Надежный щит родины" 1985 г. и др. 7 ноября 1989 года Андрей Егорович умер.