Соединяя выживание и празднование. Домашний алтарь Буддийский алтарь дома что должно быть

Зачем нужен алтарь?

Когда мы начинаем практику Бон, мы принимаем прибежище в Ламе (Мастере), Будде (просветлённом), Дхарме (учении просветлённых) и Сангхе (общине практиков). Когда мы начинаем тантрическую практику, мы дополнительно принимаем прибежище в Ламе, Йидаме (божестве — объекте медитации) и Кандро (дакини или богине мудрости).

На алтаре находятся изображения, олицетворяющие объекты нашего прибежища. Они напоминают нам об обете практики и о намерении помочь всем чувствующим существам. Эти изображения действуют также подобно зеркалу, в котором мы можем видеть отражение нашей собственной просветлённой сущности.

Каждый объект на алтаре представляет собой какую-либо форму этой просветлённой сущности. Подношения, которые мы помещаем туда, являются выражением нашей преданности и обета практиковать ради блага всех существ. Поддерживание алтаря в своём доме помогает нам создать священное место стабилизации и духовного роста. Поддерживание алтаря само по себе приятная и очищающая практика.

Где следует расположить алтарь?

Если размер вашего жилища позволяет, лучше всего поддерживать отдельную алтарную комнату, которая будет служить исключительно местом молитвы и практики.

Независимо от того, занимает ли ваш алтарь отдельную комнату или расположен где-либо ещё в доме, наилучшее расположение таково, чтобы он был ясно виден со всех входов в это пространство. Желательно прямо напротив главной входной двери. Таким образом, когда бы вы ни вошли или пересекли эту комнату, вы будете видеть алтарь и получать блага от этого. Это будет вам напоминанием о практике и вашей истинной, просветлённой природе.

Алтарь может быть простым столом или полкой. Важным является то, что бы ему было выделено отдельное и чистое место, которое не используется для других целей. Он не должен быть низко возле пола, а, по крайней мере, на уровне глаз, когда вы сидите в медитации.

Что следует поместить на алтаре?

На алтаре находятся образы, представляющие различные аспекты просветлённых будд и ума будды самого практикующего. Подношения, сделанные практикующим, являются выражением его преданности этому принципу просветления.

Один из традиционных способов содержания алтаря – это создание стола или структуры, состоящей из нескольких уровней. Хоть и не обязательно организовывать алтарь таким образом, разъяснение назначения этих различных уровней может помочь вам продумать свой алтарь. Самое важное – помнить, что алтарь – это поддержка для практики. Содержание алтаря простым и незагромождённым поможет в этом.

Приведём описание алтаря, устроенного на трёх уровнях.
Над алтарём в центре помещено изображение Дхармакайи, «истинного тела», аспекта природы будды, который недуален и полностью свободен от концепций. Для практикующего Юндрун Бон в особенности — образ Тапихрицы представляет Дхармакайю .

Тапихрица — образ Дхармакайи в Боне

Под ним располагается изображение Самбхогакайи – «тела наслаждения» или тела света будды. Общепринятыми в Бон образами самбхогакайи являются и Шераб Чамма .

Под ней располагаются образы Нирманакайи («тело эманации» или физическая форма будды) в виде Древа Прибежища (поля заслуг), Тонпа Шенраба , и фотографии Учителей практикующего.

Если позволяют условия, перед этими изображениями помещаются три основных подношения: света, благовоний и воды . Если желаете, можно также сделать подношения из живых цветов и тормы, ритуальной фигурки из теста для подношений.

Как делать подношения?

Традиционно подношения совершаются вскоре после подъёма. Когда мы совершаем подношение, мы отдаём самое лучшее, поэтому надо убедиться, что подношения, сосуды и сам алтарь чистые, вытереть пыль с алтаря или почистить по необходимости принадлежности. Затем подготовьте подношения и приблизьтесь к алтарю. Лучше всего не дышать на подношения, так как рот считается нечистым. Также не обращайте стопы к алтарю и не поворачивайтесь к нему спиной, когда совершаете ритуал.

Сначала сделайте подношение из воды. Традиционно на тибетском алтаре – семь чаш для воды. Переверните чаши, располагая их аккуратным прямым рядом на передней части алтаря, при этом их края не должны соприкасаться, а находиться на расстоянии рисового зерна. Наполните чаши слева направо чистой свежей водой, наполняя их до края, но не разливая воду. Когда наливаете воду, визуализируйте себя вместе со всеми существами омытым дочиста от всех омрачений. Вы также можете видеть, наполняя чаши до краёв, что ваше подношение обильно и многочисленно.

Затем зажгите свечи или масляные лампы. Лампы традиционно могут находиться либо в центре позади чаш с водой, или между ними, начиная в центре, и располагая их равномерно по обеим сторонам. Зажгите лампы слева направо, визуализируя, как священный огонь и чистое сияние устраняют ваше невежество и невежество всех чувствующих существ. Смотря на свет, представляйте чистый свет вашей истинной природы.

Затем, зажгите благовония, представляя, как этот сладостный аромат очищает омрачения всех чувствующих существ. Поместите зажженные благовония на подставке, роль которой может выполнять коробочка или чаша, частично заполненная пеплом благовоний, чистым песком или рисом. Для того, чтобы дым мог подниматься и омывать алтарь, подставка для благовоний обычно помещается на полу впереди алтаря.

Если вы также делаете подношение из живых цветов или тормы, это можно сделать сейчас, также посвящая его во благо всех чувствующих существ, включая себя.

Затем сделайте три простирания и начинайте свою практику. Хотя в Тибете и не принято тушить лампы, в целях безопасности мы советуем потушить свечи или лампы после каждой практики, и зажечь их снова для следующей сессии. Вода и благовония могут оставаться до конца дня.

Как закрывать алтарь?

Приблизительно на закате – или перед тем, как ложиться спать, если вы делаете вечернюю практику – алтарь очищается и «закрывается» на ночь.

Сделайте три простирания перед тем, как подойти к алтарю.
Опустошите чаши с водой в контейнер, начиная справа налево, вытирая каждую чашу насухо чистой тканью и складывая их стопкой вверх дном таким образом, чтобы они полностью высохли за ночь. Никогда не ставьте пустую чашу для подношений вниз дном на алтарь.
Свечи затем тушат справа налево. Не задувайте свечи, а используйте свечные щипцы или другие почтительные методы.
Возьмите воду, торма и цветы (если они не сохранили свежесть), и поднесите их снаружи, в чистом месте, где на них не наступят. Если нет возможности вынести подношения наружу (например, если вы живёте в городском доме), тогда отдайте воду вашим домашним растениям и вынесите остальные подношения с почтительным намерением. Поскольку это – благословенные и священные подношения, мы никогда не станем относиться к ним просто как мусору или бессознательно выливать их.

Другие предметы, которые можно помещать на алтаре

Важно сохранять ощущение свободного пространства на алтаре – не загромождать его слишком большим количеством вещей. Человек подходит к алтарю с намерением очистить ум и восстановить связь со своей истинной сущностью. Это намерение может поддерживаться алтарём, который не «переполнен». Упомянув это, мы приведём описание некоторых других символов или подношений, которые обычно встречаются на тибетских алтарях. Когда человек выполняет тантрическую практику, в дополнение к описанным выше подношениям, следует добавить две чаши с ложкой в каждой. По левую сторону божества (справа для практикующего) располагается капала или другая чаша, содержащая чай, который представляет кровь. По правую сторону божества (слева от практикующего) находится капала, содержащая вино, предпочтительно белое, которое представляет нектар. Если только подношения не совершаются в ближайшее время, эти чаши должны быть наполовину закрыты или покрыты чем-нибудь, и их ложки обращены вниз. Когда подходит время совершения подношений, эти чаши открываются и их ложки переворачиваются вверх. На алтаре также могут находиться другие предметы, используемые в конкретных ритуалах. Информация о них исключительно подробна, и выходит за рамки этой статьи.

Существуют также специальные предметы, которые иногда помещают на алтарь практики Дзогчен

Они включают в себя:

  • павлинье перо, представляющее то, что спонтанно совершенствуется
  • масляную лампу, представляющую самореализованную светоносность
  • цветок лотоса, представляющий чистоту, незапятнанную миром (потому что лотос расцветает чистотой из мутной воды)
  • зеркало, представляющее отражение без суждения
  • кристальный шар, представляющий проникающую мудрость
  • тибетский слог «А», представляющий первозданный ум

Можно выполнять специальную практику созерцания на этих предметах, для того, чтобы углубить понимание Дзогчена – но в целом алтарь для практики Дзогчен должен быть простым, просторным и незагромождённым. Поэтому обычно только один из этих предметов присутствует в каждый момент времени.

Также вполне принято поместить на алтаре любой предмет, который имеет для вас особое значение, если вы воспринимаете его как чистый, священный, и как поддержку в практике.

Что не следует помещать на алтаре

Если алтарь загромождён, это может стать скорее отвлекающим фактором, чем поддержкой в практике. «Чем меньше, тем лучше» – хорошее руководство, так, чтобы алтарь оставался для нас источником спокойной, центрированной энергии.

Алтарь представляет наши высочайшие духовные устремления. Хотя довольно естественно окружать себя фотографиями нашей семьи и дорогих нам людей, алтарь – это не место для них. Можно сказать, что духовный учитель – тоже любимый человек, и это правда, но он или она – любимый другого рода. Когда портрет духовного учителя появляется на алтаре, он является представителем природы будды, и выходит за пределы мирских – хотя и полных любви и прекрасных – взаимоотношений, которые мы имеем с нашими друзьями и семьёй.

Дополнительные заметки для тех, кто заботится об алтаре во время ритритов

  • Благословенной обязанностью хранителя алтаря является приходить раньше других!
  • Для каждой сессии ритрита алтарь должен быть полностью приготовлен – чистый, с зажжёнными свечами, горящими благовониями, и наполненными водой чашами – до того, как придут остальные.
  • Предложение простираний в одиночестве, в тихом зале учения, – особый момент, которым следует наслаждаться. Вы приносите самое лучшее, что у вас есть, божествам и защитникам ради блага ваших братьев и сестёр по практике, и всех без исключения существ. Это также – подарок сангхе, поскольку когда каждый участник предстаёт перед прекрасным алтарём, это немедленно становится поддержкой в успокоении ума и подготовке к учению и практике.

Часто обязанностью хранителя алтаря является совершение подношений Сипе Гьялмо или другим защитникам.

Сипе Гьялмо — главная гневная защитница традиции Юн Друн Бон. Sipe Gyalmo Mantra: «SO MA MA ZA NYE LO YO RAM THUN JO!»

Подготовьте чай и вино как было указано выше. Когда наступит время подношения, подойдите к алтарю со сложенными ладонями. Возьмите в каждую руку по ложке, чтобы не смешивать эти две субстанции. Затем поднимите ложки, держа ладони обращенными вверх, и пронесите их выше уровня рта. Если возможно, отходите с подношениями от алтаря пятясь, чтобы не поворачиваться к нему спиной. Если неудобно так идти до самого выхода, сделайте по крайней мере один шаг пятясь, и один шаг боком, перед тем, как повернуться к алтарю спиной. Поворачиваясь, обратите внимание, где находится Учитель, и поворачивайтесь к нему лицом, а не спиной. Затем, пронося две ложки с ладонями, обращенными вверх, выше уровня рта, выйдите из здания и подбросьте подношения одновременно вверх и вперёд, произнося «Чо! Чо!», что означает «Примите подношение! Наслаждайтесь!». Насколько это возможно, бросайте подношения в чистое место и там, где никто на него не наступит. Когда возвращаетесь, держите ложки вертикально вверх, пока не достигните алтаря. Обычно подношения совершаются несколько раз в течение ритуала по мере надобности.

Наслаждайтесь этой прекрасной ролью и постарайтесь исполнить её как можно лучше. Помните, что вы находитесь на виду, и новички в особенности будут учиться на вашем примере. Уверенность в том, что ваши руки и одежда чистые и опрятные, и вы поддерживаете алтарь с заботой и преданностью окажется великой помощью каждому.

Расслабьтесь и будьте открыты!

Важно помнить, что не существует единственного «правильного» пути создания алтаря. Фактически, в самом Тибете точные подробности создания и ухода за алтарём сильно варьируют в зависимости от местности, или других местных и индивидуальных обычаев. Важны забота и внимание, с которыми совершается практика. Поэтому, поддерживаете ли вы свой домашний алтарь, или служите сангхе, заботясь об алтаре в большом ритрите, важно помнить, что это – практика, которая может стать благословением посредством вашего радостного усилия.

БУДДИЙСКИЙ АЛТАРЬ В ДОМЕ (СОХРАНИТЕ СЕБЕ НА СТЕНУ, ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ) Согласно Учению Будды, иногда со­суд человеческого ума перевернут вверх дном. Перевернутый сосуд по законам материально­го мира наполнить невозможно. Поэтому, ког­да Будды и Бодхисаттвы проливают священный дождь Учения, капли нектара не попадают в него, стекая по его внешней поверхности. Чтобы нектар Учения наполнял сосуд ума, его нужно перевернуть, а для этого необходимо об­ратить к Буддам свои помыслы. Но чаще всего мы, озабоченные нескончаемыми проблемами, которые связаны с на­шим существованием в этом мире, поступаем иначе. Каждый день мы заняты суетой и мирскими делами, кото­рые кажутся нам неотложными, а на духовную сто­рону жизни у нас остается либо ничтожное количество времени, либо вообще ни минуты. Поэтому не удивительно, что на фоне неуклонно растущего материального прогресса в обществе наблюдается духовный и моральный регресс. Содер­жание алтаря позволяет создать в сво­ем собственном доме священное место, которое будет способствовать духовному развитию, духовной стабилизации. Просветленные существа всегда открыты для нас, нам остается только обратиться к ним. Каждый день, совершая подношения, забо­тясь о чистоте и порядке на алтаре, вы механи­чески обращаете свои мысли к Буддам и Бодхисаттвам, тем самым поворачивая к ним сосуд своего ума. Каждый раз, совершая подношения на своем алтаре, вы будете мысленно пребывать с просветленными существами. Тем самым вы будете уделять своей духовной жизни некоторое время. Для практикующих наличие домашнего алтаря также является напоминанием о духовных и мо­ральных обязательствах. Содержание алтаря и уход за ним является очень приятной очищаю­щей практикой. Как выбрать место для алтаря В обыденной жизни перед приходом важных гостей хозяева обычно производят тщательную уборку в доме. Завести алтарь - значит пригласить просветлен­ных существ, поэтому дом или хотя бы алтарное помещение должны всегда находиться в чистоте. Поддерживая чистоту на алтаре и в алтарном помещении, практикующий обретает полезные заслуги. Во-первых, в чистом алтарном помещении мыс­ли практикующего спокойны, на­ходятся в уравновешенном состоянии. Такое чувс­тво обретают все те, кто посещает это место. Во-вторых, чистоте очень рады духи жилища. Наги, хозяева мест­ности, боги и полубоги могут приходить в чистое алтарное помещение и помогать практикующему. Но если, в помещении будут присутствовать неприятные запахи, неприглядные картины, грязь, пыль, то они будут избегать его. В-третьих, поддерживая чистоту на алтаре, практикующий закладывает основу для перерож­дения в чистых сферах, подобных раю Тушита. Если есть возможность, то лучше всего завес­ти отдельную алтарную комнату, которая будет служить вам исключительно местом духовного самосовершенствования. Алтарь лучше всего расположить напротив входа в помещение. Таким образом, вы непроизвольно будете чаще видеть его, и это будет служить вам хорошим на­поминанием о духовной практике. Не следует ставить алтарь слишком близко ко входу, в коридоре или на подоконниках. В буддизме уважаемое ставят высоко, поэто­му не следует устанавливать алтарь ниже пояса. Оскорбительным считается протягивать ноги в сторону священных текстов и образов. Поэтому нельзя ставить алтарь в но­гах постели. Есть традиция, устанавливать алтарь так, что­бы изображения в нем смотрели на восток или на юг. Но это вовсе не обязательно, поскольку в сутрах сказано: «Для йогина восток там, куда смотрит его лицо». Поэтому расположение алтаря по сторонам света не имеет большого значения. Как обустроить алтарь Навесная полка, шкафчик, стол или какая-либо другая подставка вполне подойдут. Полку мож­но покрыть красивой цветной тканью, а сверху положить стекло соответствующего размера для того, чтобы не было затруднений при уборке. На алтаре должны присутствовать три символа: Основа тела, Основа ума и Основа речи Будды. Основа тела Будды: подра­зумевается какое-либо изображение Будды, на­пример фотография, танка или статуэтка. Очень важно, чтобы изображение было освя­щено молитвой. Для этого в хуруле монахи проводят специальный обряд «Рабнэ». Если вы хотите приобрести статуэтку, то лучше всего, если она будет полой. Полость заполняют свитками молитв, драгоценностями и благовониями. Это можно сделать в хуруле. Часто статуэтки продают не расписанными. Очень хорошо, если специально обученный че­ловек распишет статуэтку, обозначив глаза, рот, волосы и т.д. После обряда освящения, в изображении начинает присутствовать сущность изображенного к нему следует от­носиться почтительно. И всякий раз, когда вас будут посещать негативные мысли, вы, осознавая присутствие Будд и Бодхисаттв, должны не­медленно их пресекать. Учителем нынешней кальпы является Будда Шакьямуни, поэтому его изображение должно занимать центральное место на алтаре. Справа от Будды поместите изображение Учителя. В настоящее время Его Святейшество Далай-лама Тензин Гьятцо, Шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче прикладывают все усилия ради блага калмыцкого народа и всех живых существ. Поэтому очень хорошо, если фотографии этих учителей будут присутствовать на алтаре. Слева от Будды поставьте изображение Йидама, который будет оказывать вам помощь в прак­тиках. Лучше всего, если это будет изображение Ямантаки. Справа и слева от трех основных изображений можно поставить изображения Будд и Бодхисаттв, с которыми вы чувствуете связь, [которые являют­ся вашими покровителями по году рождения]. Основа речи Будды. Ее символизируют священные сутры, поэтому на алтарь можно поставить какой-либо текст, содержащий Учение Будды. Лучше всего если это будет труд Ламы Цонкапы «Ламрим Ченмо» (Большое руководство к этапам Пути Пробуждения). Лама Цонкапа на­писал много священ­ных текстов, но са­мым драгоценным из них считается имен­но Ламрим. Его можно чи­тать, изучать, учить наизусть. Вы може­те поклоняться ему и совершать перед ним подношения. Если в момент смерти человеку к голове при­ложить этот текст, то он переродится в чистых землях, подобных раю Тушита. Священные тексты - это речь Будды, учение, посредством которого живые существа дости­гают Просветления. Поэтому они считаются самым священным предметом на алтаре. К текстам нужно относиться очень почтитель­но и на них категорически запрещено ставить вещи, даже изображения Будд и Бодхисаттв! В Тибете был очень знаменитый учитель Геше Ченгава. Рассказывают, что он вставал и почти­тельно складывал ладони, когда в помещение вносили тексты. А когда от старости и болезней не мог вставать, он просто складывал ладони. Основа ума Будды. Основу ума Будды симво­лизирует ступа. Очень хорошо, если вы приоб­ретете маленькую ступу, отлитую из металла. Ее полость, как и в случае со статуэткой, напол­няют молитвами, драгоценностями и благовониями. Если нет возможности приобрести такую ступу, то можно поставить на алтарь фотографию ступы. Также чистый и просветленный ум Будды символизируют колокольчик и ваджра - их можно использовать вместо ступы. Итак, если вы имеете все три символа, то в центре следует поставить основу тела - изоб­ражение Будды, справа от изображения поло­жите основу речи - тексты, а слева - основу ума - ступу или ваджру и колокольчик. Как совершать подношения Подношения - весьма важный момент в со­держании алтаря и является очень хорошей и полезной практикой. По своей природе Будды и Бодхисаттвы ни в коей мере не нуждаются в наших подношениях. Более всего в этом нуждаемся мы. При совершении подношения вы мысленно пребываете с Буддами и Бодхисаттвами, уже тем самым очищаясь от негативной кармы и получая благословения просветленных существ. Вы также обретаете множество заслуг, что является причиной изоби­лия и достатка в будущей жизни. При совершении подношения на алтарь у вас должно быть совершенно чистое и искреннее намерение. В хурулах на алтарь обычно возлагают «семь подношений», состоящих из восьми компонен­тов (первые два считают как одно). Для этого используют семь однотипных чаше­чек и лампаду. Чашечки расставляют в строгую, ровную ли­нию, в порядке их содержимого: 1) вода для пи­тья, 2) вода для омовения, 3) цветы, 4) благовония, 5) светильник, 6) душистая вода, 7) пища, 8) музыка. Происхождение подношений Происхождение числа и порядка подношений корнями уходит в древнюю Индию. Когда Раджа принимал во дворце почетных гостей, в первую очередь им подносили: воду, чтобы путники утолили жажду с дороги; воду для омовения, чтобы смыть усталость и дорожную пыль; гирлянды цветов для услады глаз. В помещениях, специально для гостей, воскуривали благовония, а вечером зажигали лампы и светильники. Для тела подносили духи и ароматные масла. Наконец в честь гостя устраивали пир, а му­зыканты развлекали их песнями. Подношения совершают рано утром, вскоре после пробуждения. Совершая ритуал, нельзя дышать ртом на подношения. Нежелательно по­ворачиваться спиной к алтарю. Итак, учитывая эти правила, совершаем семь подношений. Вода для питья В буддизме хорошая вода имеет восемь до­стоинств: прохладная, приятная на вкус, лег­кая, мягкая, чистая, свежая, не отягощающая желудок, освежа­ющая горло. Идеально подходит родниковая вода, но если нет возможности подносить такую воду, нужно представить, что вода, которую вы под­носите, имеет все эти достоинства. Следствием подношения такой воды являет­ся утоление жажды, вызванной огнем мирских страстей. Вода для омовения Поднося эту воду, представьте, что вы подносите все реки, моря и океаны планеты Буддам и Бодхисаттвам. Следс­твием этого подношения является избавление от различных умственных загрязнений. Вода в чашечках не должна быть наполнена, как это говорят, «бугорком». Считается, что это вызывает беспокойство ума. Нельзя также, чтобы вода переливалась через край или наливать слишком мало - и то, и другое вызывает недостаток в доме. Обычно чашечки наполняют на две трети - это самый лучший вариант. ЦветыПоднося цветы, представьте, что вы подносите все цве­ты мира просветлен­ным существам. Следствием этого под­ношения является обретение приятной вне­шности. Чашечку наполовину наполняют рисом, а сверху кладут бутон цветка. Подносить каждый раз свежие цветы, конечно, хорошо, но это в на­ших условиях связанно с определенными труд­ностями. Поэтому можно положить искусствен­ный цветок. БлаговонияПод­нося благовония, пред­ставьте, что подноси­те благоухание всех цветов мира Буддам и Бодхисаттвам. Следствием этого под­ношения является пре­бывание в хороших местах и в хорошем обществе. Чашечку следует напол­нить на две трети рисом. В рис поставьте две па­лочки благовоний. Внимание! Палочки, стоящие в рисе, не для возжигания! Они являют­ся символом приятных запахов. Воскуривайте благовония в специально отведенной для этого курильнице. СветильникВоз­жигая лампаду, пред­ставьте, что подно­сите свет солнца и луны, мерцание звезд и блики драгоценных камней. Совершая это подношение, вы закла­дываете причины для избавления от неве­жества. В буддизме горение масляной лампады символизирует дости­жение Просветления. Фитиль символизиру­ет человеческое эго, масло - океан самсарических страданий, а огонь - мудрость, кото­рая постигла пустоту. Соответственно, возжигая лампаду, представь­те, что мудрость, постигшая пустоту, сжигая че­ловеческое эго, поглощает океан страданий. Помните огонь в лампаде ни в коем случае нельзя задувать! Следствием этого могут стать тяжелые болезни! Если хотите потушить пла­мя, используйте щипцы. Душистая водаПоднося душис­тую воду, визу­ализируйте, что подносите мири­ады различных запахов, духов и ароматических масел. Следствием этого подношения вы закладываете при­чины для обре­тения в будущем чистой дисциплины. Наполнить чашу духами, конечно же, трудно, поэтому, наполнив ее водой, добавьте сверху щепотку санга - благовония. Пища Поднося еду, представьте, что под­носите самые вкусные явства, какие только мо­гут быть на земле. Совершая это подно­шение, вы закладыва­ете причины изобилия и достатка в будущем. Чашечку наполовину наполните рисом, а сверху положите печенье, конфеты или фрукты. Музыка Поднося музыку, представьте, что подносите самые гармоничные звуки вселенной, услажда­ющие слух. Совершая это подно­шение, вы обретаете дар ораторской речи и признание публики. Чашечку наполняют рисом на две трети, а сверху кладут раковину как символ подноше­ния музыки. Расстояние между чашечками с подношениями должно быть в одно рисовое зернышко.Если расстояние будет больше, то следстви­ем этого возможно отдаление от учителя и от Дхармы. Если подношения будут стоять вплотную, то возможно помрачение рассудка. Расположив все подношения в нужном поряд­ке, их нужно очистить и освятить. Для того, что­бы очистить подношения, три раза произнесите мантру «Рам ям кам». Слог «рам» - в переводе с санскрита, означает огонь, испепеляющий все загрязнения. Слог «ям» - ветер, уносящий загрязнения. А слог «кам» - воду, омывающую подношения. Чтобы освятить подношения, произнесите три раза мантру «Ом а хум». Вечером, после захода солнца, нужно обяза­тельно слить подношения воды. Нельзя остав­лять воду на ночь. Чашечки нужно насухо протереть чистой тряпочкой и положить на свои места вверх дном; пустые чашечки на алтарь ставить не­льзя - это считается грубостью и неуважением по отношению к просветленным существам. Хотя тушить лампады не принято, но если есть надобность, например, в целях безопаснос­ти, можно пламя погасить. Но помните, что для этого надо использовать щипцы. Другие предметы на алтаре На алтаре можно хранить и другие ритуаль­ные принадлежности, например четки, капалу, молитвенный барабан и т.д. Четки Традиционно в буддийских четках на­считывается 21 или 108 бусинок. Такие числа, как 3, 7, 9, 21, 108 - в буддизме имеют сакральное значение. Очень хорошо, если вы будете каждое утро на­читывать какую-либо мантру 21 или 108 раз, используя для счета четки. Перед каждым чтением молитв прочитайте семь раз мантру «Ом руцира мани тшавартая хум пед» и три раза подуйте на четки. Эта мантра в сто тысяч раз увеличивает коли­чество заслуг, накопленных от чтения молитв. Молитвенный барабан Не лишним будет на алтаре молитвенный барабан, вращающий­ся на рукоятке. Вращение барабана по часовой стрелке активизирует энергию текстов, вложенных в барабан. Вращение молитвенного бараба­на не только позволяет практикующему накопить заслуги, но и очистить внешнее пространс­тво от негативной энергии. Считается, что в местах, где вращаются мо­литвенные барабаны, живые существа живут в гармонии друг с другом, а растения цветут и бла­гоухают. Цаца Как и колокольчик с ваджрой, цаца яв­ляется символом основы ума Будды, и ее можно хранить на алтаре за неимением ступы. Капала Капала - это чаша, сим­волизирующая че­репную коробку человека. Капалу наполняют крепко заварен­ным, процеженным чаем. Чай обязательно должен быть осту­жен до комнатной температуры. Ее ставят перед йидамом, который помогает практикующему в ду­ховном росте. Торма На алтарь некоторые также делают специаль­ное подношение «торма» - фигурки сделанные из яч­менной муки и топ­леного масла. Последние два подношения [капала и торма] обычно де­лают люди обшир­но практикующие Тантру. Начинающим эти подношения совер­шать не обязательно. Ни в коем случае не ставьте на алтарь фотогра­фии своих родных и близких! Алтарь это место для просветленных существ, и ваши родные там совсем не уместны. Вообще, нужно знать, что алтарь не должен быть перегружен различными предметами и безделушками. Из-за этого внимание будет рас­сеиваться, переключаясь с одного предмета на другой, а голова будет перегружена лишними мыслями. Алтарь должен приносить умиротворе­ние и гармонию в ум и душу человека, а не служить декоративным украшением поме­щения. Регулярно и с вдохновением делайте подно­шения Буддам и Бодхисаттвам. С большим стремлением совершайте практи­ки перед своим алтарем, и пусть практика под­держания алтаря принесет вам великие плоды! Ом мани падме хум! Арши Чонгонов

Алтарь должен быть воодушевляющим и чистым, а не напоминать каминную полку, загроможденную бог знает каким хламом.

Дзонгсар Кхьенце Ринпоче

Для опоры в практике, которая совершается дома, рекомендуется иметь домашний буддийский алтарь. Он вдохновляет, поддерживает и приглашает в ваш дом и ваш ум просветленных существ. Устройство алтаря зависит от традиции тибетского буддизма, уровня самого практикующего и характера совершаемых ритуалов. И все же существуют общие правила и принципы устройства буддийского алтаря.

Место для алтаря

Для начала необходимо выбрать правильное место для алтаря. Конечно, самое лучшее - это выделить отдельное помещение для молитв, ритуалов и медитации и устроить там алтарь, но далеко не у всех есть такая возможность. Так что алтарь можно установить в любой комнате, где вы живете и работаете. В местах традиционного распространения буддизма домашние алтари чаще всего ориентированы на север, чтобы статуи и изображения на них «смотрели» в сторону Бодхгаи, а также на юг или юго-восток. Но это не жесткое требование, гораздо важнее, что бы поблизости от алтаря не было неуместных устройств, типа раковины, стиральной машины, туалета и тому подобного. Место для алтаря лучше всего выбрать таким образом, что бы как можно реже поворачиваться к нему спиной. Если алтарь устроен в спальне, его следует разместить у изголовья кровати и никогда в ногах, и он должен быть выше кровати. Полку или столик, на которых устроен алтарь, нельзя использовать для других целей.

Алтарь должен быть расположен не слишком низко, но и не высоко, а таким образом, чтобы практикующий, сидя на своей подушке для медитации, хорошо видел все, что расположено на алтаре, слегка подняв глаза вверх. Не следует устраивать алтарь на подоконниках или у стен, в которых есть окна или двери. Для устройства алтаря подойдут любой стол, комод или полка. Стену, у которой будет размещён алтарь, можно задрапировать красивой тканью, или иным способом выделить алтарное пространство. Эту стену можно украсить или с вдохновляющими изображениями.

Три уровня - три ступени

Саму поверхность алтаря лучше накрыть красивой чистой тканью или специальным . Традиционный алтарь состоит из трех ступеней, каждая из которых соответствует одному из трех уровней подношений: внешняя или нижняя ступень - внешнему уровню, средняя ступень - внутреннему и самая верхняя ступень - тайному. Также эти три ступени могут символизировать и три кайи, три драгоценности, три корня и иметь другие смысловые ассоциации с числом «три».

Верхнюю ступень алтаря занимают символы тела, речи и ума Будды. Символ тела Будды ставится в центре, обычно это или рисованное изображение, чаще всего Будды Шакьямуни, но могут быть и изображения других Будд. Слева от него помещают символ речи Будды, например, текст какой-либо сутры. Справа - место символа ума Будды, это ступа или . Это основные объекты, необходимые и достаточные для полноценного алтаря, но их может быть гораздо больше, в зависимости от склонностей и вкусов практикующего. На среднюю ступень алтаря помещают или подношения для практикующих уровня тантры, например капалу или . Нижнюю или внешнюю часть алтаря, занимают .

Если у вас нет возможности сделать трехуровневый алтарь, не переживайте - достаточно изображения, текста, колокольчика и благой мотивации.

Важно помнить, что предметы на алтаре служат средством устремления ума к Будде и качествам его просветлённого Тела, просветлённой Речи и просветлённого Ума, которые мы взращиваем на благо других...

Раньше на свадьбу молодой семье в первую очередь дарили гунгарба – священный буддийский алтарь – с благопожеланиями долгой счастливой жизни, в которой будет место и для веры. Сегодня также многие молодые семьи создают в доме священное место.

Досточтимый Бадма-лама Цыбиков, настоятель Агинского дацана, ответил на наиболее частые вопросы по обустройству буддийского алтаря.

Что такое алтарь для буддиста?

Алтарь для буддиста – элемент практики. Медитируя, мы обращаемся к Учителю – Будде. А для этого мы должны глазами созерцать символ, и поэтому на алтаре располагаются внешние признаки веры – предметы, символизирующие Три Драгоценности – Будду, Учение и Общину. Первый символ – это изображение Будды Шакьямуни, основателя и источника учений в наше время. Это может быть не только изображение, но и скульптура или танка. Это обязательный атрибут буддийского алтаря и может быть даже единственным его объектом. Второй важный символ – священный текст, представляющий Учение Будды. Это может быть текст «Жадамба» или «Алтан гэрэл». Они могут быть переданы Вам по наследству или куплены в магазине при дацане. Третьим символом можно поставить изображение Далай-ламы, Хамбо-ламы Итигэлова или фотографию своего ламы-наставника. Также это может быть изображение ламы из вашего рода.

Все атрибуты алтаря должны быть освященными?

Изображение Будды должно быть обязательно освящено в дацане. А священный текст и изображение Далай-ламы или Хамбо-ламы Итигэлова – не обязательно.

Расскажите о подношениях перед алтарем.

Для подношений используют девять или семь чаш. Они содержат подношения Буддам и Бодхисаттвам, а потому должны быть изготовлены из благородного материала – фарфоровые, серебряные, латунные, медные. Чаши расставляют по прямой линии. Первая чаша, если смотреть слева направо, наполнена водой для омовения лица, вторая – для омовения ног, в третьей чаше – вода для питья, в четвертой – для омовения тела. Но здесь можно обойтись без первых двух, так как есть чаша для омовения тела. Далее в пятую чашу мы помещаем цветок в зерне или рисе. В шестой размещаем благовонные палочки, в седьмой – лампадку (зула), в восьмой должна быть благоухающая вода. А в девятой – еда, сладости, фрукты. Не существует ограничений для подношений, в целом мы можем поднести любой приятный объект, особенно предметы, приятные для пяти чувств: формы, звука, запаха, вкуса и прикосновения. Каждое утро чашечки с водой должны наполняться свежей водой, а вчерашнюю, которая по сути стала освященной, можно вылить в умывальник и умыться всей семьей.

А если нет времени ежедневно менять воду?

Понимаю, что ритм жизни сегодня такой. Важно, чтобы вода не стояла на алтаре дольше, чем один день. Если вы налили свежую воду утром, то на следующий день нужно ее вылить и просто перевернуть чаши для воды до следующего подношения. А по значимым праздникам, как сватовство или Сагаалган, приезд гостей, можно перевернуть их и налить свежую воду. Также есть в лунном календаре благоприятные дни – 8, 15, 30 числа каждого месяца, в которые необходимо приводить алтарь в порядок.

Существует обычай подносить часть каждой еды на алтарь перед приемом пищи или чая перед тем, как пить его… Это нужно делать каждый день?

Можно не каждый день, а по особым случаям. Например, если в доме уважаемые гости – родители, братья, родственники – от еды, которой их потчуете, часть нужно поставить перед алтарем. На завтрашний день нужно либо это съесть или совершить подношение на улице. Важно, чтобы подношения были чистыми, новыми и приятными – это только лучшая часть, свежая и чистая, и никогда старая, недоеденная или испорченная пища. Подносите пищу с пожеланием, чтобы все существа были избавлены от голода, подносите воду с мыслью о том, чтобы все существа были избавлены от жажды.

В какой части дома должен стоять алтарь?

Раньше в юртах алтарь располагался в северной части. В современных домах подойдет любая комната, но алтарь должен располагаться в чистом и выражающем почтение месте, выше уровня головы, когда вы сидите напротив него. Если он располагается в спальне, его следует разместить у изголовья кровати и никогда в ногах, и он должен быть выше кровати. Алтарь должен располагаться или на отдельной полке, или на выделенном для него столе.

Бытует мнение, что в многоэтажных домах нельзя ставить алтарь, так как считается, что его топчут те, кто живет этажом выше…

Наше учение основано на философии. И я скажу так: например, если вы забрались на Эверест, вы же не стали выше Будды. Так же и здесь. Неважно, что вы живете в многоэтажном доме, вы можете иметь в квартире алтарь.

Есть ли у каждой семьи свой небесный покровитель – сахюусан?

Покровителем семьи считается сахюусан того дацана, прихожанином которого вы являетесь. Я, например, из с.Урда-Ага, которое относится к Агинскому дацану. А покровителями Агинского дацана считаются Лхама и Жамсаран сахюусаны. Но иногда бывает, что в дацане для семьи назначается сахюусан, если в доме часто болеют, умирают, посещают беды.

У многих семей сейчас есть алтарь, который достался от предков. Что с ним делать? Можно ли оставить себе?

Не нужно бояться оставлять у себя алтарь предков. Он намоленный и не принесет вам вреда. Но если в алтаре есть изображения, получившие со временем различные дефекты, имеющие сколы, трещины, размыты от воды или выцветшие, то их можно принести в домик №4 Агинского дацана. Позже мы их положим внутрь ступ или субурганов.

Как должен передаваться алтарь?

От отца к младшему сыну. Раньше в бурятских семьях младший сын всегда оставался в доме родителей, даже в дацан его не отдавали. Сегодня время меняется, если нет сына, и дочь не замужем, можно передать дочери.

Что нужно говорить, когда утром брызгаешь чай, делаешь подношения?

Когда вы делаете подношения, представляйте, что вы подносите на самом деле ваши благие качества и вашу практику, хотя они и проявляются в форме внешних объектов подношения. То, что я говорю при совершении подношений, дословно переводится: «Ради живых существ, прибывающих в шести мирах». Важно думать, что божества принимают подношения, наслаждаются ими и остаются довольны.

Сегодня меня попросили объяснить устройство буддийского алтаря и его значение. Я буду рад разъяснить то, в чём вы нуждаетесь. А вы со своей стороны задавайте вопросы.

Вы, наверное, знаете в целом, что такое алтарь, что в нём находятся изображения Будды, что перед ним совершаются поклоны - полные простирания или краткие поклоны. Так мы обращаемся к Трём Драгоценностям, дарующим нам духовное прибежище - к Будде, Учению, Общине, выражая своё почитание. При этом надо понимать, что Будда - это не какое-то высшее существо, бог, но это тот, кто сначала был такого же качества, как мы с вами, был обычным существом, с недостатками и проблемами. Но Он из жизни в жизнь двигался по духовному пути, очищая себя и развивая в себе достоинства и так достиг Пробуждения. И мы сейчас почитаем Три Драгоценности, прибегаем к ним как к духовному прибежищу для себя для чего? Для того, чтобы тоже продвигаться по пути, развиваться - и стать такими же, как Он, стать Пробужденными.

Где в квартире надо создавать алтарь? Имеет ли значение местоположение в комнате? На какую сторону света должен быть ориентирован алтарь?

Когда это касается монастыря, алтарная стена бывает обращена на восток, а вход в храм делается на юге. Если посмотреть, как это у нас, в &laqup;трёх монастырях» (имеются в виду основные монастыри Гелуг: Дрепунг, Ганден и Сера. - прим. пер.), то в них везде в храмах вход сделан в западной стене или в южной, а алтарная часть - на востоке. Однако вот что принципиально, так это то, что алтарь не устраивается в той же стене, где находится вход. Если дом большой, то у тибетцев алтарная комната устраивается обычно отдельно. А если отдельной комнаты нет, то алтарь можно устроить в общей комнате, но соблюдается правило: алтарь не должен находиться на одной стене с дверью.

Алтарь в нашем доме представляет в себе Три Драгоценности буддизма - Будду, Учение и Общину. Будда бывает представлен на трёх уровнях: уровне Тела, Речи и Духа. На уровне Тела Пробужденного - теми или иными изображениями, статуей или рисованной иконой (тиб.: танка). Нет нужды говорить про облик Будды - вы все его знаете. Уровень Речи Пробужденного - Речи, излагающей Учение - представлен текстами Изречений Будды (санскр.: сутра), прежде всего, Изречений о Запредельной мудрости (санскр.: праджняпарамита-сутра). Уровень Духа Пробужденного представлен ступой.

Известно, что образ Будды характеризуется так называемыми «телесными признаками Будды» - например, цвет тела или завиток волос в межбровии, или форма ушей и так далее. А что такое признаки Будды, как их узнать и каково их значение? Думается, что эти признаки Будды могут быть очень важны, потому что надо понимать, на что ориентироваться во время медитации, например. Ведь каждый из них что-то выражает, это не случайная форма? А если не знать, что конкретно выражает, скажем, цвет и так далее, то тогда, может быть, не будет пользы вообще смотреть на изображение?

Под признаками имеются в виду те признаки Будды, о которых говорится в текстах. Это такие характерные особенности тела, которых больше ни у кого нет. И почему это так? Потому что, действительно, они выражают то состояние Пробужденного, которое представляет завершённость сборов, производимых на духовном пути - а именно: сбора добродетели или заслуг и сбора мудрости или исконного знания. Мы смотрим на икону - и вот этот плод. Когда сбор завершён, этот плод есть только у него - у Пробуждённого.

Итак, Вы нуждаетесь в том, чтобы понимать значение этих признаков, качеств Будды. Конечно, если не знать о достоинствах, качествах Пробуждённого существа, то просто смотреть на это изображение бессмысленно. Если говорить о них конкретно, то прямо сейчас, в это занятие, у нас нет времени подробно описать признаки и качества Будды. Причем, хотя приводится малый перечень из 32 телесных признаков Пробуждённого и большой перечень из 80, всё же ни тот, ни другой в полной мере не отражают всех признаков Тела Будды, так как их множество. Просто для наших ограниченных умов приведены эти ограниченные перечни.

В действительности, то, что касается изображений Пробуждённых существ, то крайне важно знать об их достоинствах, почитать глубокие качества Пробуждённого существа. Потому что, если это есть, тогда происходят такие случаи, как, например, было с великим учителем Атишей. Он обращался с вопросами к статуе Будды и к Таре (санскр.: Освободительнице, Спасительнице) обращался с вопросами - к её статуе. И получал ответы. Или, например, в главном храме в Лхасе есть известная статуя - называемая «Джово», то есть «Владыка». Это очень известная статуя, которая была привезена в Лхасу, и для неё был специально построен этот храм. С ней тоже происходили такие истории: собственно статуя, то есть изображение Будды, передавала Учение. Или, скажем, лама Цонкапа обращался к Манжушри и получал наставления, учения. И один из учителей ламы Цонкапы - лама Умапа его звали - обращался с вопросами к Манжушри и получал ответы. Если именно так относиться, это происходит. Как вы полагаете, возможно такое, или нет? В Тибете таких историй много. Таким образом, получается целый ряд: Будда ответил, Тара ответила - поскольку это происходит по природе Пробуждённых существ, благодаря их качествам, их достоинствам.

Статуи - это изображения, которые не являются просто сделанными вещами. Есть мастер, художник, который их создает - конечно. Но мы сейчас говорим о них как о воплощениях, как об «опоре» (тиб.: rten) - репрезентациях, представителях Пробуждённых существ. Вот, например, такая история произошла во времена учителя Атиши в Тибете. Владыке Атише принесли изображение Будды, и человек, принесший статую, сказал: «Вот плохое изображение Будды». На это Атиша, взяв статую с благоговеньем в руки, откликнулся: «Статуя, изображение Будды плохим быть не может,» - и поднес её к голове. «А вот мастерство художника неважное». Сама статуя плохой быть не может. Вы должны знать, что, когда статуя создана или изображение нарисовано, тогда проделывается освящение, или, если переводить этот термин буквально, даруется «совершенное пребывание» (тиб.: rab gnas). Здесь производится определённый ритуал, в котором приглашаются определённые существа - приглашаются войти и пребывать в этом изображении. Когда этот ритуал проделан, то статуя и делается тогда «опорой» или представителем Пробуждённого существа.

Есть варианты проведения этой церемонии, и если это краткая церемония, тогда она ограничивается буквально несколькими словами. А описание полной церемонии содержится в тексте «Наивысшая непрерывность» (санскр.: Уттаратантра) текст учения Будды Матрейи в передаче Асанги.

Здесь, в этом помещении находящиеся статуи - это, похоже, «статуи с вложением». Вначале ведь изготавливаются полые статуи, в которые вкладывают тексты - и затем их закрывают. Если у вас, например, есть такие статуи с вложением, вы можете при желании собрать вместе сразу все статуи, договориться с монахом и в течение дня читать этот текст и так произвести ритуал освящения всех имеющихся по домам у разных людей статуй. Или подумайте: есть такая вещь как обереги. В тибетской традиции это, например, шнурки сунгду (тиб.: srung mdud), защитные шнурки с узлами, но есть ещё так называемый «оберег от оружия», это специальный оберег от опасности насилия. Как он делается? При его изготовлении, бывает, в ткань зашивают изображение Будды, или это может быть текст или волос с головы Учителя. Или это бывает также прах какого-то великого йогина прошлых времён.

Когда в 1959 году произошло известное восстание тибетцев в Лхасе, после чего начался полный разгром Тибета китайцами - разрушение монастырей и массовое убийство тибетцев, то в то время было много случаев, что те люди, у которых были такие особенные обереги, несмотря на то, что пули летели со всех сторон, оставались невредимы. Даже в тех случаях, когда пули попадали в людей, они находили потом пули где-то в своей одежде. Тело людей пули не повреждали. И было очень много разных чудесных случаев, когда люди спасались, находясь в гуще убийства благодаря надетым оберегам. А что такое оберег - ведь вещь, содержащая «опору», представляющую Тело или, скажем, Речь Будды. И если бы них не было особой силы, такого бы не произошло.

Что такое ступа, какое значение имеет её форма, и когда появились ступы?

Ступа - это образ Духа Будды - или можно перевести: Ума, Сознания Будды. Так принято считать, что ступа является символом, олицетворением Духа Будды. Таково символическое значение ступы. Бывает восемь разных видов ступ. При этом они будут выглядеть по-разному: у них будут разные формы. Но у всех ступ имеются очень строгие пропорции, которые должны соблюдаться - то есть соотношения всех сторон. Про происхождение ступ не знаю. Если подумать, были ли они до Будды Шакьямуни или нет в Древней Индии, то в текстах так написано, что при прежних Буддах (ведь Будда Шакьямуни был не первым) существовали ступы. Ступы были - существовали, строились, использовались. Были-то они были, но сохранились ли физически до Будды Шакьямуни, - не знаю. К тому времени могло не сохраниться ни одной ступы, возможно, они все к Его времени были разрушены.

Есть списки ступ. Эти списки опираются на определённые тексты. Опираясь на текст «Украшение прямых постижений» (санскр.: Абхисамаяаланкара) Будды Матрейи - Асанги , это можно сказать определённо, потому что в нём приведены такие списки. Напомним, что Асанга - это второй век нашей эры.

А раньше, в самих учениях Будды Шакьямуни говорится ли об этом?

Конечно, говорится и в самих сутрах - в Каноне, Кангьюре - но где именно, трудно сказать: ведь в Каноне очень много текстов, сто томов. Но подумайте, что такое «Украшение прямых постижений»? По сути дела это сводка цитат, это практически компендиум по трём видам текстов «Изречений о запредельной мудрости» (праджняпарамита-сутра) . Три вида текстов - значит: краткие, средние и большие. Большой текст Изречения о запредельной мудрости - это сто тысяч строф, то есть двенадцать громадных томов. Каждый том - размером в длину в два локтя, объёмом - больше пятисот страниц. А текст «Украшение прямых постижений» Матрейеи - Асанги составляет тридцать страниц. И там проходит этот список.

А сами тексты изречений Будды сейчас читают?

Как это было раньше в Тибете, так сейчас и мы, тибетцы в Индии, особенно тибетские монахи в монастырях - и читали, и читаем «Изречение из ста тысяч». При этом целый коллектив монахов собирается, иногда целый монастырь - собираются и читают. И такое чтение занимает несколько дней - монахи читают, сменяя друг друга. Иногда это происходит раз в году, иногда несколько раз в год - где как, в зависимости от монастыря. У нас тибетцы рассказывают по этому поводу такую историю. Был один лама, очень крупный учёный своего времени. И вот как-то благотворители монастыря ему заказали прочтение сутры Праджняпарамиты. Такой порядок существовал традиционно: миряне подносили монахам деньги с просьбой, чтобы те производили чтение Изречений Будды. При этом те, кто подносил деньги монастырю, как бы получали заслуги от этого прочтения, и поэтому люди, бывало, просили и просто так и в случае, если кто-то у них в семье заболел, и тому подобное. И вот те благотворители заказали чтение, передали деньги и ушли. Через много дней приходят и спрашивают, как обстоят дела, выполнили ли их просьбу. А этот ученый и другие образованные монахи, которые там были, отвечают:

Нет, не сделали. Но вы не волнуйтесь, скоро сделаем.

Как так, столько дней прошло?! - удивляются миряне.

А мы читаем вместе оба текста: «Стотысячное изречение» и «Украшение прямых постижений».

Но те благотворители были люди необразованные и не могли понять. А монахи затеяли прочитывание сутры из ста тысяч строф не просто всё подряд, а в сочетании с «Украшением прямых постижений» - и вот прочитывали по пунктам: пункт из «Украшения», а потом читали соответствующие места из Изречения Будды. Это свидетельство того, что монахи были чрезвычайно образованными людьми, поскольку в ином случае сделать это было бы практически невозможно - здесь надо во всей стотысячной сутре в точности знать, что именно соответствует строкам Абхисамаяаламкары.

Итак, мы говорили с вами о том, что представляет Тело, Речь и Дух Будды. Это - содержание алтаря. Такое содержание может быть помещено в специальную форму, шкафчик. Вовне алтаря выставляются подношения - чаще всего, чашечки с водой. Когда мы подносим воду, когда наливаем её, что при этом проделается? Мы можем прочитывать в это время три «семенных слога» - наговор (санскр.: мантра) ОМ АХ ХУМ. При этом, наливая воду, мы осознаем, что это действие связано с нашим очищением - посредством воды. Поднося эту воду, мы будем проделывать очищение: в первую очередь очищение телесное, затем - речевой сферы и духа - от всяческих загрязнений.

Какая должна быть медитация при этом?

То, что касается медитации - мы повторяем наговор: ОМ АХ ХУМ, ОМ АХ ХУМ, ОМ АХ ХУМ над каждой чашечкой и возносим молитву, благопожелание. И этого достаточно.

А надо ли что-то представлять перед собой при этом - какие-то образы, свет, от них исходящий, или что-то ещё?

Давайте разберемся: что мы делаем перед алтарем? Мы делаем подношение Трём Драгоценностям. Вот их мы их и распознаём. То есть в алтаре имеются некие представители, репрезентации Трёх Драгоценностей - и мы должны распознавать их как Три Драгоценности: Будду, Учение, Общину. Так, делая своё подношение, мы распознаём, что делаем именно это и что производим заслуги, поскольку мы совершаем практику Даяния.

Чашечек обычно ставят семь, но число не играет такой важной роли. Может быть восемь или три чашечки, или одна. Важнее всего - наша мотивация, мотивация подношения, дара. Теперь про действие подношения - про то, как наливается вода в чашечки. Традиционно вода наливается не так, чтобы она была вровень с краем. Когда вода наливается, то оставляется сверху не долитой до края на размер ячменного зерна. И ещё что важно: вода наливается каждое утро. Утром наливается свежая вода, а вечером - выливается. Затем, кроме чашечек с водой - если смотреть различные наставления, начиная с тех, что делал сам Будда в своих Изречениях, и затем текстах, которые опирались на эти Изречения, там говорится о том, что ещё необходимо в алтаре. Необходим светильник. Когда говорится о светильнике, раньше считалось, что это должен быть масляный светильник - масляная лампада. Но на самом деле, никакой особой нужды нет именно в масляном светильнике. Сейчас, в наше время, когда есть электричество, можно сделать светильник электрический. Особенно, когда мы уходим из дому и оставляем масляный светильник на целый день, то существует опасность, что может произойти пожар.

То, что мы зажигаем светильник, связано с прояснением - ведь светильник проясняет мрак. Это действие относится к стимуляции развития мудрости. Мудрость, как мы говорим, это и глубочайшая мудрость, и также преодоление нашего незнания чего-либо - то есть вся сфера, касающаяся знания. Зажигая светильник и поддерживая свет, мы стремимся прояснить наше знание.

Можно ли вместо воды насыпать рис? И нужно ли в этом случае менять рис каждое утро?

Можно вместо воды насыпать рис, в этом случае нет нужды каждый вечер высыпать его. Но тогда в этот рис можно вставлять курительные палочки, например, и подносить каждое утро благовонные курения. Вообще благовонные курения подносят традиционно. Кроме того, на алтарь кладут фрукты - и так подносят еду, или же подносят другую хорошую вкусную еду, какая есть в доме - первую лучшую порцию. Затем, вы можете поднести цветы. Например, один цветок можно вставить в рис. Или можно поднести букет.

Неважно, что именно вы подносите. Что вы только захотите поднести, то и подносите. Ведь здесь та добродетель, которую вы производите, полностью зависит от вас самих, от вашего конкретного случая, от вашего внутреннего желания и устремления - и ни от чего другого.

Каждый день, как только вы встали утром, перед алтарем делайте три поклона. Вы делаете три поклона и думаете про себя таким образом: «Я буду стараться. Я буду совершать хорошие дела». Так вы настраиваетесь на доброе, благое поведение, на благородный образ существования. И можете перед Тремя Драгоценными вознести молитву о том, чтобы суметь таким образом провести свой день. Вечером, когда день заканчивается, вы снова проделываете три поклона перед алтарём. Если есть время, проделывать это очень хорошо. Если времени нет, ничего...

И перед сном мы думаем о том, как проходит наша жизнь - что мы делаем, что было хорошего, что плохого. Если что-то совершили хорошее, - мы радуемся за себя и укрепляемся в решении продолжать это, развивать дальше добрые качества. А о том, что произвели нехорошего - на уровне ли тела, или речи, или в мыслях, мы сожалеем, глубоко сожалеем об этом и решаем стараться воздерживаться в дальнейшем от этого изо всех сил.

В этом, собственно, - в постепенном преобразовании себя, в очищении и развитии ведь и состоит буддизм, в этом и есть наша духовная практика. И если мы действительно обращаемся к Прибежищу Трёх Драгоценных, то мы преобразуемся, делаемся лучше - и это замечаем и мы сами, и другие. И именно таким образом вы придете к тому, что однажды сами достигнете Пробуждения и тогда вы воплотите это прибежище в себе - вы будете сами себе Прибежищем. И вы будете Прибежищем для других.

Примечания

То есть, так же, как в случае с упомянутым выше текстом «Наивысшая непрерывность», учение считается переданным самим Буддой Майтреей йогину Асанге, который затем записал его в текст и сделал известным в Индии. - прим. пер.

Упоминалась в начале лекции как текст, служащий основной репрезентацией Речи, Учения Будды.