Субъективная и объективная реальность. Объективная реальность Реальность существующая независимо от человека

Изменить свою жизнь путем оказания влияния на реальность – способ, вызывающий недоверие у многих людей. Тем не менее, каждый из нас в определенные периоды своей жизни предпринимал некие шаги, в результате которых кардинально менялось прежнее окружение, материальное состояние, излечивались хронические заболевания. На данный момент, упрощенный вариант получения таких изменений демонстрируется в различных техниках достижения успеха.

Если суммировать большинство рекомендаций, то, в конечном итоге, мы получаем способ изменения устаревшей модели мира, берущий за основу существование двух философских категорий – объективной и субъективной реальности, и осознание собственных возможностей их развития.

Человек и объективная реальность

О том, насколько поддается влиянию человека объективная реальность, можно судить благодаря простому примеру. Отец ведет за руку ребенка, который в категоричной форме требует немедленно удалить из привычной среды обитания камни всех размеров. Причина у малыша вполне серьезная – камень причинил боль, и ребенок немедленно сделал вывод, что и другие камни будут вести себя подобным образом. Самое простое решение с точки зрения ребенка – искоренить каменное зло навсегда. Однако отец даже не пытается выполнить требование, поскольку знает, что это невозможно.

Наличие камней на планете – объективная реальность, которую мы не в силах изменить. То же самое касается смены времен года, восходов и заходов солнца, либо атмосферных явлений. Попытки повлиять на объективную реальность, часто оборачиваются негативными последствиями, порождающими новые составляющие. Например, вполне материалистический подход к обилию дождей, позволивший предпринять попытку внесения изменений с помощью «расстрелов» дождевых облаков, привел к выпадению снега на территории, где его могли видеть только на фотографиях или в фильмах.

Принять идеалистическую точку зрения, делегирующую создание и управление объективной реальностью божественным силам, материалисты не могут. Однако признают, что функционирует данный механизм исключительно исходя из собственного устройства, и никаких вмешательств не допускает. Иными словами, объективная реальность – это действительность, изменить которую человек не может.

Субъективная реальность и ее изменение

В детстве и подростковом периоде, основываясь на мнении окружения, а также на собственном опыте, человек создает модель мира, которая может изменяться, наподобие физических или математических моделей, меняющихся благодаря результатам, полученным в процессе экспериментальных исследований. Тот же ребенок, требующий исчезновения камней с лица земли, создал субъективную реальность, в которой камни представляют собой угрозу его комфортному существованию.

Если не предпринять никаких действий, то выстроенная модель будет оставаться неизменной долгие годы, пока не возникнет ситуация, способная изменить субъективную точку зрения. Однако отцу достаточно показать, как «злой» камень может разнообразить детскую игру в качестве строительного материала для сказочного замка, и ситуация изменится кардинально.

Внутренние и внешние каналы, поставляющие нам информацию, путем ее смешивания, превращают вполне обычные вещи в необычные. У ребенка представление простого карандаша в образе космической ракеты, создает сказочный, далекий от реальной действительности мир. Практически то же самое происходит и у взрослого человека. Его оценка информации, поступившей с помощью внешнего канала (зрения, обоняния, слуха), создает собственную субъективную реальность, которая может быть схожей с субъективными реальностями других людей только благодаря длительному сосуществованию в одинаковых условиях.

Так, могут совпадать оценки объективной реальности у людей одинаковых профессий. И все же, субъективная реальность – сугубо индивидуальна, хотя может меняться под воздействием мнения окружающих. В этом случае происходит трансформация существующей модели мира и, соответственно, изменения в жизни человека.

Таким образом, управляя собственными оценками, а значит и субъективной реальностью, человек может изменить свою жизнь и добиться долгожданного успеха.

Существует ли объективная реальность?

Каша в голове – это хаос в обществе.
Книга УФС

В наше время все образованные люди считают и даже верят, что окружающий их мир является объективной реальностью, и более того, это понятие становится критерием истинности в противовес субъективности. Получается, что объективность это хорошо, а субъективность это плохо, но так ли это на самом деле. Рассмотрим обобщенное определение объективности на основе словарей. Общепринятое понятие объективного имеет три значения: 1) существующий вне и независимо от человеческого сознания, 2) присущий или соответствующий чему-то отдельному и целостному, 3) существующий как непредвзятое и несомненное или истинное (представление или мнение).

Однако все это легко опровергается очевидным утверждением: нет субъекта – нет и объекта. Но это совсем не означает, что «объективная реальность» не существует, поскольку до появления человека мир существовал в непроявленном состоянии и она существует, как условный загоризонтный предел познания, когда человек, познавший все, «выделится» из нее. Однако все эти домыслы не имеют никакого отношения к познанию окружающей нас действительности. По определению «объективная реальность» не зависит от сознания, а, следовательно, им не воспринимаема и потому не познаваема. Строго логично, независимой от сознания реальности, должен соответствовать независимый от нее же наблюдатель, то есть Бог. Поэтому «объективизму» не обойтись без бога, как творца «объективных» законов.

Таким образом, субъективность мира легко доказуема: субъект познания – человек, а «объект» познания – его ощущения, чувства и представления, которые всегда относительны, так как относятся только к этому человеку и условны, так как существуют для него же при условии его жизни. «Объективность» мира – внелогическое понятие, так как в нем подменен суммарный опыт ощущений людей понятием существования и независимости мира от этих ощущений. Поэтому «объективность» мира в принципе недоказуема, и правильнее использовать понятие просто реальность, то есть, то, что мы ощущаем и можем представить, на основе своего и коллективного исторического опыта познания. Знаменитое ленинское определение, что материальный мир есть «объективная реальность, данная нам в наших ощущениях» является фактическим признанием субъективности мира и в тоже время попыткой протащить «объективизм» в науку.

Понятие объекта, как вещи или предмета возникло в глубокой древности на основании прямого наблюдения реальных предметов и явлений. И только именно в этом смысле оно и может употребляться в качестве условного понятия обозначающего нечто отдельное существующее среди других отдельностей. Как философская категория это понятие по И. Л. Викентьеву появилось в трудах И. Канта в начале 19 века и прочно утвердилось в западной науке к 1840г. Однако это не просто научный курьез, потому что в нем скрыты принципиально различные подходы к мировосприятию и миропониманию.

Субъективный мир, существующий как сумма накопленного и переданного опыта, является познаваемым, а его законы придуманные людьми являются изменяемыми по мере развития процесса познания. В отличие от этого в «объективном» мире действуют порой непонятные «объективные», стоящие над людьми законы, которые якобы не зависят от воли людей и являются вечными и неизменными. Кроме того «объективизм» исключает из научного рассмотрения огромные сферы сверхтонких взаимодействий, называемые духовным опытом и параллельных проекций мира созданных воображением, которые тоже являются частью реальности. Нелепость понятия «объективности» становится в наше время прямым тормозом развития науки в областях сверхтонких экспериментов, требующих учета влияния разума исследователя на результат эксперимента, а также при исследовании самого процесса мышления.

Кроме того современный «объективизм» далеко не безобиден, как кажется, что и показала в 20 веке практика его коммунистических сторонников, приносивших в жертву миллионы жизней во имя придуманных ими же «объективных» законов общества. Это происходит, потому что, в понятии объективности, скрыт вопрос реальной власти, так как в объективном независимом от человека мире, власть тоже объективна, непознаваема и стоит над человеком, как объективный закон. В таком мире человек – ничтожен и есть социальное животное или расходный материал истории, который объективный правитель пасет, окормляет и забивает по мере надобности – это есть ложь. Именно в этом корни тоталитаризма, фашизма и всех форм эксплуатации людей.

Более того, «объективисты» потеряли самого человека, который является исходной причиной и конечной целью процесса познания, сведя его до уровня формализованного объекта. Это прямо ведет к дегуманизации науки и всей жизни, которое заключается в отсутствии единой общечеловеческой оценки значимости получаемого знания и проявляется в форме мировых войн, использовании оружия массового поражения и массированной лжи в СМИ. В конечном итоге это ведет ко все большему нарушению техно гуманитарного баланса общества.

В субъективном мире власть возникает из таких же субъектов, как мы, и потому познаваема и изменяема. Субъективный мир принадлежит каждому человеку, который имеет право изменять его сам или в согласии с другими людьми, потому что в нем все люди равны в жизни и смерти, но все разные, создавая вечное многообразие мировосприятий. В субъективном мире каждый человек высшая ценность для себя, являющаяся целой Вселенной и ценен для других, как радость общения и раскрытия им своего загадочного для них мира. Субъективный подход означает, прежде всего, свободу мысли от догматов объективизма, абсолютизма и авторитетов, с учетом того, что эта свобода должна находиться в пределах познанных законов.

Критика субъективизма в основном заключается в критике его крайних проявлений существовавших в 17 – 19 веках и сводится к навешиванию наукоподобных ярлыков без рассмотрения процесса познания, как такового и, по сути, является уходом от реальности в мир научных иллюзий и философствований. Современный субъективизм это не признание иллюзорности мира, создаваемого запредельным духом по Д. Беркли, и не признание точки зрения только одного человека по солипсизму, ибо Я-доктрина – это очевидная глупость, и это не отрицание вещественности или предметности воспринимаемого, и не отрицание существования познаваемых законов природы, и не абсолютизация чувственного опыта по эмпиризму и сенсуализму.

Современная наука переходит от классического физико-механического описания реальности к квантовомеханическому описанию, в котором нет понятия субстанциональности (конкретных объектов). В ней описываются состояния в принципе не наблюдаемые, а только ощущаемые в целостности как субъект-объект. При этом квантовая реальность является суперпозицией или бытием в возможности, а эксперимент дает декогеренцию (редукцию) – один вероятностный результат, который зависит от субъективного выбора теоретической основы.В основе всей наблюдаемой реальности лежит квантовомеханический мир элементарных частиц, которые имеют волновую природу, подтвержденную эмпирически. По В. Гейзенбергу «Концепция объективной реальности элементарных частиц, таким образом, испарилась не в тучу некой новой невразумительной концепции реальности, а в прозрачную ясность математики, которая больше не представляет поведение частицы, а представляет скорее наше знание о ее поведении». В этом случае исследуемая картина мира становится многозначной или многомодульной, в которой понятие объективности становится некорректным и неприменимым.

В настоящее время философия субъективизма в наибольшей степени соответствует холодинамической (голографической) картине мира, которую образно можно представить в виде объемной сети Индры или системы множественных вложенных отражений реальности. Современный субъективизм в виде универсальной философской системы (УФС) и других теорий это признание первичности чувственного ощущения, наблюдения и осмысления реальности, лежащее в основе процесса человеческого познания. Это признание многомерности воспринимаемого мира, состоящего из множества субъективных отражений его в разумах людей. Для представления этого явления в УФС введено понятие вселенной смыслов личности (ВСЛ), а сумма отдельных ВСЛ образует ВС общества, что является новым подходом к социальным процессам. УФС опирается на квантовомеханическое описание мира, в котором нет резкой грани между материей и сознанием, потому что они есть различные разновидности единой полевой природы мира. Однако УФС не отрицает вещество и потому рассматривает человека и общество, как вещественно-полевые образования и это тоже новый взгляд на природу мира. Восприятие мира в виде субъективной проекции и интегрирование ее с коллективным опытом является необходимым и достаточным способом познания и не нуждается в подпорке «объективностью». УФС основанная на субъективности и признании множественности воспринимающих разумов, является практической философией систематизации познанного мира и способом расширения сознания, а ее цель – формирование свободного универсального самоорганизующегося человека или Универсального в Универсуме. В представлении УФС, субъективный мир в отличие от «объективного», обретает упорядоченность и смысловые закономерности, недоступные при догматическом «объективном» подходе.

Таким образом, «объективная реальность», как научное недомыслие, должна быть изгнана или разжалована из разряда философских категорий до обычного описательного уровня. По сути это такой же архаизм, как утверждение, что Земля плоская или Солнце вращается вокруг Земли. Употребление понятий объективизма в его философском значении должно стать показателем низкой культуры и несамостоятельности мышления.

Список литературы

1.Викентьев И. Л. История понятий объективность и субъективность.
2.Гейзенберг В. Представление природы в современной физике.
3. Мельников Г. А. Книга УФС.
4. Талбот М. Голографическая Вселенная.
5. Фурса Е. Я. Мироздание – мир волн, резонансов и … ничего более.
6. Чечеткина И. И. Истина и ценности в фундаментальной и прикладной науке. www.cyberlenika.ru

ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ – философская категория, бытие (в науке соответствует понятию материя), существование и свойства которого не зависят от того, воспринимает ли (мыслит) его какой-либо субъект, или нет. Всё, что существует, может существовать только в объективной реальности. Для описания материи выделяют три объективные формы ее существования: Движение , (см.). Различают объективную и субъективную реальность, которую можно определить как явление сознания, ощущения, восприятия человеком чего-либо и все то, что с этим связано.

В плане основного вопроса философии под объективной реальностью понимается существующее независимо от человеческого сознания и первичное по отношению к нему. Необходимость введения категории объективной реальности как абсолютной реальности, которая противостоит сознанию и познанию, была обусловлена осуществленным Декартом делением мира на внутренний (мир «Я» — субъективной реальности, феноменов мышления, сознания) и внешний (мир «не-Я» — чувственных, телесных вещей, физических явлений в пространстве и времени). Это деление мира стало философской основой классического природоведения, где объективная реальность – это природа (материя), которую субъект познает, опираясь на ощущения и на эксперимент, которую можно описать такой, какой она есть, противопоставляя ее феноменам Мышления и Сознания (см.). Материалисты обычно представляют объективную реальность как некий механизм, который работает в соответствии со своим устройством, и на который люди могут оказывать лишь ограниченное влияние. Взгляд некоторых религий на объективную реальность мало отличается от материалистического - вся разница сводится к тому, что здесь этот «механизм» был создан Богом (см. Деизм ); кроме того, Бог иногда вмешивается в работу этого «механизма» (теизм). Агностики считают, что «объективная реальность», то есть истина, недоступна пониманию человека.

Категория объективной реальности необходима также для сохранности реалистической, антисубъективистской мировоззренческой ориентации. По мнению некоторых учёных, сам термин «объективная реальность», введенный в советсткой философской традиции, представляет собой пример логической ошибки (плеоназм), поскольку уже понятие «реальность» обозначает данность, свободную от субъективных влияний.

Вместе с тем развитие науки обнаружило гносеологические трудности, обусловленные понятием «объективная реальность». В процессе познания субъект неизбежно вовлекает объективную реальность в систему своих средств познания и познавательных действий, что делает проблемным установление границы между объективной реальностью, как она мыслится субъектом, и самым субъектом (его средствами познания и его сознанием).

С точки зрения современных естественных наук «объективная реальность» является принципиально непознаваемой (в полном объёме, до мельчайших деталей), так как квантовая теория доказывает, что наличие наблюдателя изменяет наблюдаемое (парадокс наблюдателя). Отсюда в философии возникает целесообразность рассмотрения объективной реальности как бытия, которое существует независимо от данного субъекта, от его ощущений и мыслей, его познавательной активности, а также использования операционных характеристик объективной реальности, обусловленных его психологическими и праксеологическими измерениями. Объективная реальность в этом смысле проявляет себя не только как мир естественных явлений и процессов, но и закономерностей исторического и социального бытия, институционального строения общества, а также как совокупность определенных культурных явлений, идей, мыслей или представлений других субъектов. Движение, Пространство и Время, Жизнь (см.) и т. д. — все это свойства или проявления свойств и взаимодействий различных по степени сложности видов материи, которые в совокупности и образуют мир в целом или всю объективную реальность.

"В Боге чудо от веры рождается, а не вера от чуда"
(сайт)

Простоту сложных тем легче всего доносить через юмор. Поэтому предлагаю Вам посмотреть очень поучительный мультфильм "Реалист":

Свою статью начну с ответа на последний вопрос: "Как отличить сон, фантазии и т.п., от реальности?" Для многих может показаться странным такой вопрос, но на самом деле подобным вопросом озадачиваются очень много людей, стремящихся жить осознанно. Ответ на этот вопрос очень простой: "перестаньте выбирать между ЛОЖЬЮ и ЛОЖЬЮ ". Любая фантазия, как и ложь - это уже реальность. Проявлена она в нашем мире в ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, или нет - это и есть критерий, способный отличить подленник от суррогата и бесконечного множества его голограммных ликов. Понять логику данного ответа поможет нижеследующая информация, но прежде хочу обратить внимание на ложь, которую способна развенчать действительность. Ложь остаётся ложью, даже если в это свято верят огромные массы людей. К примеру : считая реальность действительностью, и наоборот. Поэтому: Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни. Общественное мнение - это мнение тех, кого не спрашивают.

Если человек стремиться жить осознано, очень важно научиться отличать действительность от реальности. Этот так же важно, как и умение отличать "реальный" мир от виртуальных миров. (Сравнивая подобные миры, Достоевский сказал:"В реалисте вера не от чуда рождается, а чудо от веры") . Понимание принципиальной разницы между действительностью и реальностью, помогает осознать, что:
Реальность - это говорить о Боге , а
Действительность - это говорить / действовать / жить в Боге (на уровне осознанности конкретного человека в конкретной ситуации текущего момента. При этом, действует человек с помутнённым или ясным рассудком - это уже второстепенно . По аналогии : "тьмы не существует, существует лишь недостаток света". Поэтому каждый из нас, и даже Дьявол, живёт в Боге, а для осознанного СОтворчества с Богом и роста в Боге, важна лишь наша осознанность и ДОБРОвольное действие из этого СОСТОЯНИЯ) .
Пояснение :

  • Реальность дробит целостное восприятие мира, а действительность фокусирует сознание человека на самой сути любого проявления.
  • Действительность (происходящее) – совершенна, ибо другого – попросту нет, а реальность - это лишь многочисленные варианты версий о том, как нами воспринимать то или иное проявление, как могло быть, и т.п.
  • Реальность - это действие из состояния "я знаю ", а действительность - это действие из состояния "я познаю ", т.е. это действие из состояния некой "безусловности", познавая ближнего и окружающий нас мир во всё новых и новых его проявлениях .
  • Реальность "самодостаточна" в оправданиях за собственное бездействие, а жизнь в "мире действительности" предполагает постоянное принятие конкретных действий и ответственность за них. (Осознание этого принципа помогает понять, почему многие люди предпочитают "прятаться" в реальности).

Я не заметил, что Вадим Зеланд понимает принципиальную разницу между действительностью и реальностью, но тем не менее, в своих книгах он выразил очень простую и точную мысль: "... Не только вы зависите от реальности, но и она от вас. Вопрос в том, кто владеет Инициативой ".
В помощь тем, кто намерен взять ИНИЦИАТИВУ в свои руки, предлагаю 50 признаков лидера .

Действительность и реальность - это не одно и тоже. Реальность - многолика, как картинки в КАЛЕЙДОСКОПе, а действительность - это своеобразная МОЗАЙКА, которую как ни крути - суть её неизменна (именно через подобное действие можно "отфильтровать" действительность от реальностей) . Поэтому очень важно вырабатывать в себе "мозаичное" восприятие картины мира, а не "каледоскопичное", в котором каждый пазл выверен на его соответствие действительности.
Важность этого принципа действия помогают осознать слова Андре Моруа: "Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни... . "

Точка "здесь и сейчас" проще осознаётся через понимание принципиальной разницы между действительностью и реальностью.
Осознанно отфильтровывая действительность от многоликих форм реальностей, человек отделяет "мёртвое" от "живого" . Пояснение: в реальности мы можем обладать массой знаний и возможностей, но без применения этого в действительности, всё это "мертво".
Пример с долей юмора : М. С. Горбачев: "мы должны исходить не из реальности, а из того, что есть".
Подобным образом действительность очень просто "отделяет мух от котлет".

Разницу в понятиях "действительность и реальность", могу выразить ещё таким образом :

  • Словами:
    • Действительность - это факт, а описание факта - это субъективные и объективные варианты описания конкретного факта, называемые субъективной и объективной реальностью.
    • Действительность - это подлинник, подлинное бытиё а не видимость такового
  • Наглядно вышесказанное можно выразить через формулу успеха:

Человек часто воспринимает / видит / интерпретирует иллюзию, воспринимая её за реальность. К примеру : Вы можете реально видеть нарисованный 3D предмет, и воспринять его как реальный, но в действительности его нет... .
Вот одна из фотографий взятых для примера на сайте LifeGlobe . Мяч лишь нарисован и не существует в действительности.

А этот небольшой видеоролик помогает снять спазмы сознания:


на английском: https://youtu.be/mq4TF3Nnhs0

Фотографии из серии "Сломай мозг"


Научно о действительности :

  • Недавно учённые опытным путём пришли к выводу, что мы живём не в объективной реальности, а вероятностной реальности . На мой взгляд, вероятная реальность помогает выйти из "маятника" объективной и субъективной реальностей, и обратить взор на ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ. На нижеследующем видео физик Том Кэмпбелл (Tom Campbell), автор книги My Big TOE (Как все устроено) показывает самый знаменитый опыт в истории физики (дающий необъяснимые ранее волшебные результаты) - double slit experiment и объясняет, что опыт доказывает - мы живем не в объективной реальности, а вероятностной реальности, основанной на информации. Что это значит? В коллективном переводе есть одна из глав о том, что наш мир - подобен многопользовательской виртуальной компьютерной игре http://j.mp/IqiQEM . Вот что!

  • Иллюзия реальности. Вселенная - голограмма

Примечание :

По поводу объективной и субъективной реальности много споров в том, что и как понимать под тем или иным понятием. Что такое объективная и субъективная реальность, я постараюсь кратко объяснить таким образом:

  • Объективная реальность - это данность, существующая вне прямой зависимости от того или иного человека. Проще всего это представить в виде любого внешнего предмета, к примеру: стол. Более "продвинутые", могут и собственные органы тела воспринимать как объективную реальность, так как органы человека - это тоже данность в конкретном промежутке времени.
  • Субъективная реальность - это личностное восприятие человеком данной "данности". У каждого человека это восприятие индивидуально. К примеру: один человек воспринимает лишь внешние формы предмета, а другой может ощущать свойства этого предмета (запах, температуру и т.п.) Причём, субъективная реальность изменчива даже по отношению одного и того же человека, в зависимости от времени и условий видения им наблюдаемого объекта. Субъективная реальность - это просто чьё либо мнение.

На мой взгляд, субъективная и объективная реальность - это искусственное дробление одной из сторон целостного видения мира. Это не плохо и не хорошо, порой даже необходимо. Эти понятия полезны нам, для ососзнания, что объективная реальность - это лишь производная от суммы субъективных реальностей всех людей на земле. Поняв это, становится понятно, что изменив себя и свою парадигму мышления, мы действительно изменяем мир.

При этом, напоминаю вновь, очень важно осознавать, что СРЕДА в поле субъекта и объекта, тоже является неотъемлемой частью действительности!

Отвлекаясь от действительности, человек попадает в ловушку выбора между двумя гранями реальности. Это действие работает по принципу выбора между ЛОЖЬЮ и ЛОЖЬЮ.
Выход из ловушки очень прост: нужно просто перестать воспринимать любую реальность за истину, а лишь как точку зрения, более или менее приближённой к действительности.
К примеру : для наименьшего коэффициента искажения действительности, в текст Библии включены четыре евангелиста, описывающие по сути одни и теже реальные события.

В гобелене* голограммного видения мира все искусственные понятия растворяются, а натуральные остаются. Гораздо важнее уметь реальность преобразовывать в полезную действительность, чем просто дробить данность (польза от этого дробления минимальна, а мозги засорить может) .

* Гобеле́н (фр. gobelin ), безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией. Ткач пропускает уточную нить через основу, создавая одновременно и изображение, и саму ткань.

Дополнения :

  • "ПРОСВЕТЛЕНИЕ" - это, поросту говоря, понимание, что действительно, а что реально и нереально.
  • Интересное исследование, сделал писатель Р. Шайхутдинов в своей книге "Охота на власть". Вот ссылка на её текст: http://sbiblio.com/biblio/archive/shayhutdinov_ohota
    В этой книге он раскрывает так же понятия действительности и реальности:

    РЕАЛЬНОСТЬ (от позднелат. realis - вещественный, действительный) - вещественность, онтологическое бытие-в-себе, т. е. в-себе-бытие, абстрагированное от его рефлектированности, выводимой из познавательной связи. В отличие от действительности в реальности можно различить возможность и необходимость, в то время как в действительности они совпадают.
    Реальность (благодаря средству реализации) приписывается всему тому, что может возникнуть и возникло во времени, что существует и является преходящим. Реальность принадлежит последним вещам, которые не нуждаются в доказательстве.

    ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ - в метафизическом смысле бытие того сущего, к которому приложим предикат «действительный», т. е. действительное бытие сущего. В немецком языке термин «действительность» (Wirklichkeit) как перевод латинского слова «actualitas» («действенность») был введен Мейстером Экхартом. В немецком языке в понятии «действительность» содержится, следовательно, важный компонент действия, в то время как в древнегреческом и латинском действительность идентична с истинностью, а во французском и английском - с реальностью. В немецком языке истинность отличается от действительности тем, что она связана с очевидностью (но не с действием), а реальность от действительности - тем, что в ней содержится также и возможное. В философской терминологии действительность противопоставляется как чисто кажущемуся, мнимому, так и просто возможному. Если при этом хотят подчеркнуть противоположность ее кажимости, то употребляют также слово «реальность», если же противоположность возможности, то употребляют также и понятие «наличное бытие», «существование».

    История понятия «реальность» и его использования

    Понятие «реальность» очень распространено, но зачастую ему придается у разных авторов чуть ли не противоположный смысл. Вот характерный пример. В переводе с английского языка слово реальность (reality) имеет два основных значения: 1) действительность, вещественность. 2) реальная сущность. И это не вина переводчиков.

    Такая двойственность связана и с тем, что понятие реальность – категориальное 1 , то есть за ним стоит некий предельный смысл, трудно рефлектируемый в повседневных обстоятельствах. Кроме того, с течением времени понятие «реальность» претерпело существенные изменения и значения, и ситуации употребления.

    Если обратиться к ситуации появления данного понятия, то окажется, что в своем первом употреблении оно не имело самостоятельного значения. Слово «реальность» впервые встречается в текстах Аристотеля, когда он рассуждает о том, что существует, а что не существует. Он употребляет «реальность» как синоним онтологичности, бытия, вещественности: «бытие будет найдено в реально существующих величинах» 2 . Бытие здесь Аристотель понимает по Пармениду как «нерожденное и негибнущее, целое, единородное и совершенное» 3 . Использование слова «реальность» связано у Аристотеля с поворотом в его понимании существования, а именно с необходимостью подчеркнуть вещественность, чувственную воспринимаемость существующего (в отличие от существования идеального у Платона): «очевидно, что бесконечное есть причина в смысле материи и что бытие его – лишенность, а существующий сам по себе субстрат – непрерывное и чувственно-воспринимаемое. По-видимому, и все другие пользовались бесконечным как материей, поэтому и нелепо делать его объемлющим, а не объемлемым».

    После Аристотеля термин «реальность» употреблялся разными мыслителями в значениях, отличающихся по оттенкам, но как и у Аристотеля, в качестве синонима к онтологичности, бытию.

    Ситуация употребления понятия реальность радикально изменилась в XX веке. Понятие «реальность» приобрело самостоятельное значение и значимость. Это было связано со следующими причинами:

    Философия со времен Декарта поставила под сомнение достоверность познающего и переключилась с объекта на субъект, то есть стала изучать характер познания, а не характер бытия. Соответственно, постепенно стало возникать понимание, что многое, ранее подразумеваемое и нерефлектируемое, имеет очень сомнительные основания – онтологические представления об устройстве мира, субъект-объектное разделение (приписывание объекту всеобщности, самостоятельного существования) и т.д. Это привело к осознанию того, что метафизика вкупе с различными онтологическими основаниями – это не более, чем конструкции нашего ума. И в 1970-гг. в связи с работами ряда французских философов возникла так называемая «ситуация постмодерна», когда произошел отказ от метафизики и онтологических оснований в философии.

    В связи с этим возникла проблема обозначения существования предметов, находящихся вне нашей действительности, так как уже невозможно было утверждать самостоятельное существование чего-либо вне нашего (не личного, а человеческого) сознания (вне границ нашей действительности, нашей деятельности или нашего дискурса).

    Эта проблема была решена введением и разработкой пары понятий: реальность – действительность. Правильнее было бы даже назвать это не парой понятий, а парной категорией в связи с тем, что эти мыслительные образования находятся на границе мыслимости. Соответственно, в этом тексте эти понятия тоже рассматриваются вместе.

    Понятия «реальность – действительность»

    Как различаются («поляризуются») понятия реальность и действительность?

    В действительности мы имеем дело с предметами («вещь для нас» по Канту) – это то, по отношению к чему мы можем актуально совершать какие-либо действия (то есть действительность не имеет всеобщего характера в отличие от объекта). Действительность, вообще говоря, строится. Это понятие задает осмысленность наших действий, оно дает возможность понимать возможные последствия действий и т.п. В (определенной) действительности могут существовать смыслы вещей и действий, законы, наши действия и т.п.

    В реальности находится то, что не входит в нашу действительность – материальное, вещественное бытие («вещь в себе» по Канту). То есть там (в ней) находится то, что лежит как бы за границей действительности, но в отношении чего мы предполагаем самостоятельное существование. Можно сказать, что реальность нам представляется через действительность – в действительности «появляется» (или «проявляется») то, что мы можем, грубо говоря, «вытащить из реальности», освоить, так как всю реальность мы не осваиваем и освоить не можем. Реальность неисчерпаема и неизвестна. Она бесформенна.

    Например , человек обладает реальностью жизни (он – живет), но у него нет действительности жизни (хотя бы потому, что нельзя жить бесконечно долго и познать жизнь всю, во всех ее проявлениях, включая точки конца и начала). Этот пример очень важен для темы нашей книги, поскольку позволяет почувствовать границу теоретического осмысления и описания таких «вещей», как жизнь и власть.

    При этом, как выяснилось опять же постмодернистами, реальностей может быть много (поскольку бытие сегодня не признается как имеющее единую метафизическую основу). Реальность в принципе можно порождать. Например, власть, религия порождают свою собственную реальность.

    * * *
  • В просторах интернета нашёл ещё такое интересноее объяснение реальности и действительности: Восприятие мира человек делает посредством глаз. Миллионы колбочек и палочек участвуют в регистрации фотонов и посредством электрических импульсов передают информацию по нейронам в «видеокарту» мозга. Энергетическим источником являются окислительные реакции. Каждый бит от мегапиксельных глаз, как минимум одно окислительное химическое превращение. Как сами понимаете, что человек энергию не производит, он её только потребляет, окисляет и выводит, а мозг является самым активным потребителем. И тут природа поступила по хозяйски (экономно). Впрочем человек эту хитрость также использовал в компьютерах. Алгоритм сжатия видео, когда прорисовывается первый кадр, а в дальнейшем вносятся только изменения. Иначе в мозге будет интоксикация, а в компьютере переполнение.
    Вот здесь и начинается отрыв реальности от действительности. Человек делает снимок текущего момента действительности, а дальше он только регистрирует изменения реальности, причём только те изменения, которые он знает и его интересуют . Всё остальное (глаз замылен) он не воспринимает.
    Дальше кибернетика переходит в психологию. Психотип человека определяет степень реальной свободы (возможностей) в отрыве от действительности. Все возможное может стать действительным, но станет им, когда станет конечным продуктом - мечты сбываются.
    Действительность – по, сути является фундаментом реальности . Но реальность воспринимается, как объективное (понятное), а действительность – субъективным. Хотя для кого то этой разницы нет, между реальностью и действительностью – возможно это такой психотип (Идиот, Достоевский.). А многие её не различают – идиотизм, глупость, клиника. Может по этому люди ищут общность среди «подобных» по восприятию реальности – по объективным показателям? Автор: "просто прохожий". Ссылка на перво

Введение

Актуальность изучения философии обусловлена нарастанием сложности общественной жизни, развитием и усложнением методов научного познания и инженерно-технической деятельности. Философия формирует мировоззренческую и методологическую культуру личности, дает наиболее обобщенные представления о мироздании и месте в нем человека, является фундаментом всех других общенаучных, гуманитарных и специальных дисциплин, вооружает методологией познания и практически-преобразовательной деятельности.

Решая вопросы бытия и познания, сущности человека и смысла его жизни, природы социальной реальности и общественного идеала, философия дает возможность не только сформировать основы научного мировоззрения и профессиональной культуры, но также позволяет обрести фундамент для осознанной жизненной позиции.

Актуальность настоящей работы обусловлена практической потребностью оптимизации системы субъективных личностных отношений людей в соответствии с новыми социально-экономическими условиями жизни.

Объектом нашего исследования является субъект. Субъект уникален как объект исследования в силу того, что он является единственным феноменом, к которому мы имеем непосредственный доступ. Весь остальной мир дан нам в явлении, то есть опосредованно, кроме нас самих.

Предметом исследования является индивид и все происходящее вокруг него.

объективный реальность социальный личностный

Субъективная и объективная реальность

С давних времен в философии стояла проблема реальности. Человек понял что тот мир представлен ему в мнениях. И что существует как бы два мира, две реальности - объективная и субъективна.

Объективная реальность - действительность, всё то, что существует: окружающий нас мир, вселенная.

Материалисты обычно представляют объективную реальность как некий механизм, который работает в соответствии со своим устройством и на который люди могут оказывать лишь ограниченное влияние. Агностики же считают, что «объективная реальность», то есть мир сам по себе, не доступна пониманию человека. С точки зрения современных естественных наук «объективная реальность» является принципиально непознаваемой (в полном объёме, до мельчайших деталей), так как квантовая теория доказывает, что наличие наблюдателя изменяет наблюдаемое (парадокс наблюдателя).

Субъективная реальность - это, то, как нам представлен окружающий нас мир, через органы чувств и восприятия, наше представление о мире. И в этом смысле, у каждого человека складывается своё представление о мире, о реальности.

Таким образом, можно сделать вывод, что каждый отдельный человек живет в своем мире, созданном на основе его личного опыта.

В ходе эволюции человеческой деятельности происходит ее дифференциация. Познавательная деятельность отделяется от практической и становится самостоятельным видом духовно-практической деятельности человека. Познавательная деятельность непосредственно направлена на отражение, воспроизведение свойств реальных предметов при помощи особой системы, искусственно создаваемых субъектом предметов-посредников. Активность субъекта в процессе познания направлена на созидание и оперирование предметами-посредниками. Человек конструирует приборы, инструменты измерения, создает научные теории, модели, знаковые системы, символы, идеальные объекты и т.д. Вся эта деятельность направлена непосредственно не на изменение познаваемого объекта, а на адекватное воспроизведение его в познании. В познании деятельность субъекта переходит в идеальный план. Специфика научно-теоретического сознания состоит в том, что оно не просто фиксирует формы знания, а делает их объектом своей деятельности. Знание выступает как продукт взаимодействия субъекта и объекта познания. Именно с помощью этих категорий раскрывается активный характер познавательной деятельности и показывается подлинная роль практики в познании.

Что такое субъект познания? В самом общем виде субъектом познания выступает человек, наделенный сознанием и обладающий знаниями. В созерцательном материализме человек выступает скорее только как объект воздействия на него внешнего мира, а деятельная сторона субъекта остается в тени. Преодоление ограниченности созерцательного материализма, обогащение материалистической теории познания деятельностным подходом позволило выработать и новое понимание субъекта познавательной деятельности. Субъект - это источник целенаправленной активности, носитель предметно-практической деятельности, оценки и познания.

Субъектом является, прежде всего, индивид. Именно он наделен ощущениями, восприятиями, эмоциями, способностью оперировать образами, самыми общими абстракциями; он действует в процессе практики как реальная материальная сила, изменяющая материальные системы. Но субъект - не только индивид; это - и коллектив, и социальная группа, класс, общество в целом. В субъект на уровне общества входят различные экспериментальные установки, приборы, компьютеры, и т.п., но они выступают здесь лишь как части, элементы системы «субъект», а не сами по себе. На уровне индивида или сообщества ученых те же самые приборы оказываются лишь средствами, условиями деятельности субъектов. Общество считается универсальным субъектом в том смысле, что в нем объединены субъекты всех других уровней, люди всех поколений, что вне общества нет и не может быть никакого познания и. практики. В то же время общество как субъект реализует свои познавательные возможности лишь через познавательную деятельность индивидуальных субъектов.

Объект же - это то, что противостоит субъекту, на что направлена предметно-практическая, оценочная и познавательная деятельность субъекта.

В понятиях «субъект» и «объект» имеется момент относительности: если что-то в одном отношении выступает как объект, то в другом отношении может быть субъектом, и наоборот. Компьютер, являясь частью субъекта как общества, оказывается объектом при его изучении индивидом.

Объектом могут выступать не только материальные, но и духовные явления. Так, например, сознание индивида - объект для психолога.

Каждый человек способен делать объектом познания самого себя: свое поведение, чувства, ощущения, мысли. В этих случаях понятие субъекта как индивидуума сужается до субъекта как актуального мышления, до «чистого «Я» (из него исключается телесность человека, его чувства и т. п.); но и в этих случаях субъект выступает как источник целенаправленной активности.

Познавательная деятельность субъекта направлена на отражение объекта, на воспроизведение его в сознании, последняя всегда имеет точки соприкосновения с практической деятельностью, которая и выступает основой и движущей силой познавательного процесса, а также критерием истинности полученного в результате этой деятельности знания. Человек не ждет, когда внешний мир отобразится в его сознании. Он сам, опираясь на законы субъективной диалектики, генерирует познавательные структуры и в ходе практической деятельности проверяет меру их соответствия объективной действительности. Генерирование познавательных структур предполагает творчество, работу продуктивного воображения и акты свободного выбора, оценку и самовыражение. В акте познания всегда происходит раскрытие сущностных сил человека, реализация познавательных и практических целей субъекта. Именно тот факт, что знание является продуктом деятельности субъекта, и определяет наличие субъективного момента в знании. Субъективное и есть то, что свойственно субъекту, производно от его деятельности. В этом отношении познавательный образ, будучи продуктом деятельности субъекта, всегда включает в себя элемент субъективности и не только в форме выражения знания, но и в его мыслимом содержании. Однако поскольку деятельность субъекта направлена на объект и преследует своей целью адекватное отображение объекта, содержание знания обязательно включает в себя и объективный момент, который в силу практической обусловленности познавательного процесса является, в конечном счете определяющим.

И, наконец, именно субъект-объектное отношение позволяет раскрыть механизм социальной обусловленности познавательного процесса. Поскольку именно субъект выступает активной стороной познавательного процесса, а сам он имеет социальную природу, создаваемые им познавательные структуры несут не только информацию об объекте, но и отражают состояние общественного развития, отражают потребности и цели общества. Отношение субъекта к объекту опосредуется межсубъектными отношениями. Именно в рамках этих отношений происходит объективация знания, закрепление его в материальной оболочке, превращение его в общественное достояние.

Субъективная реальность - реальность, зависящая от субъекта восприятия данной реальности. Восприятие, есть часть субъекта, а реальность, зависящая от восприятия - лишь частный случай субъективной реальности. Объективная реальность, прямая противоположность субъективной, т.е. не зависящая от субъекта восприятия. Классическая модель мира, отрицает существование субъективной реальности (не отрицая, при этом, субъективного восприятия), базируясь на том, то реальность или бытие всегда объективно. При этом, не обязательно отрицая существования Бога и Творца. Буддийская философия, напротив, отрицает существование объективной реальности, базируясь на том, что всякая реальность - понятие субъективное.

Что мы можем сказать о субъекте как таковом. О субъекте как таковом, среди психологов впервые заговорил А. Тхостов в работе «Топология субъекта (опыт феноменологического исследования)». Развивая тезис о том, что объектность субъекта («Я») появляется в месте его соприкосновения с непроницаемостью иного, Тхостов делает следующий замечательный ход. Он говорит о возможности развития декартовой максимы «где мыслю - там и есть».

«Вопрос в том, существую ли я там, где я испытываю эти ощущения (истинные ощущения или ложные не имеет значения - И. В.) или, в терминологии Декарта, ubi cogito - ibi sum (где мыслю - там и существую). Если признать, что место чувствования или место cogito это не место субъекта, а место его столкновения с иным, место его превращения в иное, лишь в виде которого он может замутиться, утратив прозрачность, то более точным было бы утверждение, что Я как истинный субъект существую там, где не мыслю, или я есть там где меня нет.»

Вывод, напрашивающийся сам собой, состоит в том, что истинный, или «незамутненный», субъект предшествует мысли, существование которой доказывает и его существование. Однако Тхостов делает довольно неожиданный поворот и говорит о том, что истинный субъект есть пустота, ничто, то есть, субъекта как такового вообще нет.

«Здесь мы сталкиваемся с весьма важным феноменом онтологии я - для-себя. Если поставить вопрос о том, что же останется в сознании, если исчезнут все точки сопротивления в виде эмоции, чувств, неудовлетворенных желаний, совести, вины, то мы снова столкнемся и исчезновением я - для-себя.

Конечно, нельзя согласиться с тем, что субъект есть ничто. Даже, если оставаться в представленной А. Тхостовым логике, необходимо признать существование истинного субъекта, хотя бы, как возможности «замутнения». Если субъект, есть ничто, то «шагреневая кожа» сознания не сможет развернуться. Как она исчезает представить себе еще как то можно, но как она появляется из ничто представить невозможно. Невозможно так же представить себе сознание без субъекта.

То, что в сознании истинного субъекта нет иного объекта кроме самого себя не говорит об иллюзорности самосознания. Здесь уместно заметить, что помимо того, что у сознания всегда есть объект, сознание всегда принадлежит субъекту, без которого оно немыслимо. Таким образом, сознание имеет всегда два полюса. У сознания всегда есть носитель, то есть субъект, и у сознания всегда есть объект, о котором оно есть сознание. Причем, если отсутствие у сознания иного объекта кроме субъекта может быть мыслимо, то отсутствие у сознания носителя, то есть субъекта, невероятно. Из чего можно заключить о необходимости присутствия субъекта сознания или истинного субъекта.