Какие же функции выполнял посольский приказ. Становление и формирование посольского приказа Писарчук в посольском приказе

Жизненный путь и карьера начальников Посольского приказа весьма переменчивы и драматичны. В первую очередь обращается внимание на кратковременность их службы. В Смутное время только за период с 1601 по 1613 гг. смена начальников Посольского приказа произошла четырежды. Во главе дипломатического ведомства поочередно стояли Афанасий Иванович Власьев (1601-1605), Иван Тарасьевич Грамотин (1605-1606), Василий Григорьевич Телепнев (1606-1611), вновь И.Т.Грамотин (1610-1611), а затем Петр Алексеевич Третьяков (1613-1618). Каждый из них занимал пост от одного до пяти лет.

С утверждением на престоле династии Романовых положение стабилизировалось. А.Иванов пребывал во главе дипломатической службы 14 лет, А.Л.Ордин-Нащокин имел почти 30-летний стаж посольской службы, но пробыл начальником всего четыре года, его преемник А.С.Матвеев служил во дворце с 13 лет, был назначен главой Посольского приказа в 46 лет, но оставался начальником только пять лет. В.В.Голицын свою карьеру начал в 15 лет с чина стольника, и уже будучи видным государственным деятелем, в 39 лет стал «царственные большие печати и государственных великих посольских дел сберегателем», однако занимал этот пост всего семь лет. Один из последних начальников Посольского приказа Е.И.Украинцев первые дипломатические поручения стал исполнять в 21 год, высшей ступени дипломатической карьеры достиг лишь к 48 годам и оставался начальником Посольского приказа 10 лет. Для сравнения можно сказать, что в XVI столетии И.М.Висковатый возглавлял приказ 13 лет, А.Васильев (Игнатьев) - 8 лет, А.Я.Щелкалов - 24 года.

Большинство начальников (судей) Посольского приказа XVII в., хотя и имели достаточно высокое социальное положение, не были знатного происхождения: А.И.Власьев, П.А.Третьяков, И.Т.Грамотин, А.С.Матвеев - выходцы из дьяческой среды, отец А.Иванова был купеческого звания, А.Л.Ордин-Нащокин - сын провинциального дворянина, служившего по псковскому списку, Е.И.Украинцев родился в семье воеводы, и лишь В.В.Голицын принадлежал к древнему княжескому роду.

Руководящие кадры Посольского приказа подготавливались непосредственно в самом приказе и к моменту вступления в должность, можно сказать, были профессиональными дипломатами. Ни один судья не был случайной фигурой в сфере внешней политики. В служебном отношении судьи Посольского приказа стояли достаточно высоко: все они имели чин думного дьяка. И.Т.Грамотин, А.Иванов, А.Л.Ордин-Нащокин, В.В.Голицын были пожалованы в печатники, А.Л.Ордин-Нащокин стал боярином, А.С.Матвеев - окольничим.

Посольские судьи XVII в. соответствовали своему времени, отличались социальной активностью, образованием, были яркими, выдающимися личностями, государственными деятелями нового типа.

Основной штат Посольского приказа составляли подьячие. Они разделялись на три категории - «старые», «средние» и «молодые». «Старые» подьячие возглавляли повытья, участвовали в составлении документов, «средние» - непосредственно составляли текст документов, наводили справки в архивах своего и других приказов, «младшие» - осуществляли техническую работу, вели делопроизводство.

При распределении приказной работы промежуточное положение между дьяками и подьячими занимали «приписные» подьячие.

На рубеже XVI-XVII столетий персонал Посольского приказа был достаточно стабилен. Вероятно, потому, что служба в Посольском приказе была одной из самых престижных и высокооплачиваемых, а карьера посольского служащего открывала дорогу в высшие органы власти.

Во второй половине XVII в. доходы подьячих складывались из денежного годового оклада, праздничных дач, годового и соляного жалований, разовых денежных и натуральных выплат, а также поместных дач. Каждый из этих источников дохода имел свое значение. Годовой денежный оклад указывал на принадлежность подьячего к тому или иному разряду. К нему также были привязаны праздничные дачи: хлебное и соляное жалованье, дачи на избное строение и пожарное разорение. Праздничные дачи имели большое значение для младших подьячих приказа, так как именно они являлись для них основным официальным источником доходов. Кроме того, они распространялись на неверстанных подьячих. Хлебное и соляное жалованья, за редким исключением, были напрямую привязаны к размерам годового оклада. Поместные дачи имели особое значение, так как они, если принять предложенный способ перевода в денежное исчисление, как правило, являлись наиболее крупной формой дохода для обладавших ими подьячих. Помимо этого они как бы служили показателем служебной ценности подьячего.

Благодаря активной и самоотверженной деятельности служащих Посольского приказа на протяжении XVII столетия Россия постоянно укрепляла свои международные позиции и постепенно проникала в общеевропейскую международную политику. Практически в течение всего столетия дипломатическая служба акцентировала свое внимание на отношениях с Крымом, Польшей и Швецией. По этой причине попытки создать первые русские постоянные миссии в европейских государствах были предприняты Посольским приказом именно в Швеции (Стокгольм) в 1634 г. и Речи Посполитой (Варшава) в 1673 г.

К середине XVII века, особенно во второй его половине, заметно обострились недостатки приказной системы: ее неповоротливость, нечеткость распределения обязанностей между отдельными учреждениями. Приказная «волокита» признавалась и правительством, упоминавшим о ней в официальных документах. И если в делах государственной важности решения принимались сравнительно быстро, то в так называемых челобитчиковых делах медлительность рассмотрения была почти нормой. Нередко она использовалась приказными людьми для вымогательства взяток. Случались в приказах и прямые хищения казны.

Еще в середине века царь Алексей Михайлович пытался исправить изъяны приказной системы, предписав Приказу тайных дел и Счетному приказу контролировать работу других приказных учреждений. Но после смерти царя оба ведомства были ликвидированы. Следующая попытка реформ относится к царствованию Федора Алексеевича, когда принимались меры к сокращению числа приказов и созданию более крупных учреждений, в первую очередь в области финансового управления.

В конце XVII в. был создан ряд приказов, связанных с новыми веяниями в царствование молодого Петра I: Военно-морской, Адмиралтейский, Артиллерийский, во главе которых встали другие люди. Так, весьма непривычным явлением в практике русской администрации было выдвижение на высокие посты иностранцев. Одним из них был сын осевшего в России голландского купца Андрей Андреевич Виниус, возглавлявший некоторые приказы.

Нововведения не спасли старых приказов. Просуществовав до начала XVIII в., они в 1718-1720 гг. были заменены коллегиями. Некоторые из них просуществовали дольше. Например, Сибирский приказ, который был окончательно ликвидирован в 1763 г. Здание приказов было снесено в 1769 г. при подготовке к строительству нового Кремлевского дворца.

Местное управление. Процесс централизации местного управления привел в XVII в. к появлению должности воеводы. Воеводское управление утвердилось в пограничных городах еще во второй половине XVI в., а в начале XVII в. было распространено на всю территорию Российского государства. Эта система организации местной власти просуществовала до преобразований первой четверти XVIII в.

В первоначальном смысле слова воевода - военачальник, водитель полков. В годы Смуты необходимость борьбы с интервентами и различными социальными движениями привела к тому, что правительство объединяло в руках военного командира все виды власти: военную, судебную, административную. Таким образом, в руках воевод сосредоточивалось все местное управление.

Основной административной единицей в XVII в. был уезд с городом, непосредственно зависевший от того или иного приказа. В конце XVII в. было 146 уездов. Из приказа в подведомственные города с уездами назначались воеводы, которые утверждались царем и Боярской думой. Подчинялись они тому приказу, в ведении которого находился соответствующий город с уездом. Официально воевода за свою службу получал (помимо вотчин) поместные и денежные оклады. Срок службы воевод длился 1-3 года. В большие города назначали несколько воевод, один из которых считался главным.

Каждый воевода получал из приказа наказ, определявший круг его деятельности. В руках воеводы сосредоточивалось все местное управление. Он был главным администратором уезда, главным судьей по гражданским и уголовным делам, выполнял полицейские функции. В частности, воевода осуществлял охрану феодальной собственности, боролся с укрывательством беглых, наблюдал за сбором дворянского ополчения, ведал местной полицией, нес финансовые обязанности. Крупные землевладельцы - бояре и монастыри - располагали рядом полицейских, фискальных и судебных функций по отношению к собственным крестьянам.

Рядом с воеводой сохранялись созданные в XVI в. органы местного самоуправления - губные и земские учреждения, но фактически они были подчинены воеводе.

В помощь воеводе назначались помощники - дьяки и подьячие. Воевода имел приказную (или съезжую) избу, в которой производились все дела по управлению городом и уездом. Приказная изба возглавлялась дьяками, под руководством которых работал и подьячие.

Хотя объем власти воевод был широк, все же их власть нельзя было назвать сильной, так как они не имели в своем распоряжении достаточно сильного аппарата. Конфликты между дьяками и воеводами были обычным делом, ибо наряду с официальной функцией (делопроизводством) дьяки и подьячие должны были наблюдать за деятельностью воевод и доносить о непорядках в Москву Воеводы должны были исполнять распоряжения из центра, но реальный контроль за их деятельностью отсутствовал. Должность воеводы обычно замещалась отставными служилыми людьми, не имевшими административного опыта, а иногда и просто неграмотными. Их возраст также служил помехой для выполнения многотрудных воеводских обязанностей.

Бесконтрольность и широта полномочий воевод во многом способствовали злоупотреблениям

Административное деление. В течение XVII в. в пограничных областях, наиболее угрожаемых со стороны внешних врагов, создавались более крупные военно-административные округа - так называемыеразряды, представлявшие собой прообраз губерний петровского времени. Таковы были разряды Смоленский, Белгородский, Севский, Тобольский, Томский, Енисейский, Ленский. Разряды сосредоточивали в своих руках все управление областями, включая финансовые функции. Местные воеводы действовали под контролем разрядных воевод.

Через приказы государство осуществляло не только дипломатические функции, отраслевое и территориальное управление, но и управление социальными группами, которые формировались и существовали в виде специфических общественно служилых категорий - чинов. Таким образом, приказы являлись не только административными, но и судебными органами.

Факторы, обусловившие неизбежность реформы центрального управления. Итак, XVII в. был временем расцвета приказной системы управления в России. Расширялся бюрократический аппарат, увеличивалось количество приказов. В итоге сложилась столь мощная и громоздкая система управления, что она затрудняла делопроизводство. Однако, чтобы ощутить масштабы и динамику того времени, следует принять во внимание такой весомый показатель, как численность всех служащих московских приказов. Во всем центральном аппарате управления Российского государства общее количество служащих в середине 1620-х г. составляло всего 623 человека, в том числе 48 дьяков (2 думных и 46 приказных) и 575 подьячих. К концу же столетия их количество возросло до 2 739 человек (5 думных дьяков, 86 приказных дьяков, 2 648 подьячих). Для сравнения укажем, что в середине XVIII в. общая численность чиновников составляла 5 379 человек, а к началу XX в. около 500 тысяч.

Подводя итоги главы, отметим факторы, обусловившие неизбежность реформы центрального управления и ликвидации приказной системы.

Отсутствие централизованной системы организации источников финансирования самодержавной власти.

Наличие большого числа приказов с переплетающимися функциями и ведомственная чересполосица.

Недостаточная унификация и специализация приказов.

Запутанность с штатами приказов и архаичное делопроизводство.

Кризис приказной системы в условиях Северной войны. Первые годы войны показали, что старая система исполнительной власти уже не в состоянии справиться с масштабами и темпами все возрастающей нагрузки. На первый план выступили проблемы общей координации управления на высших и низших этажах (невозможно было быстро обеспечить армию деньгами, рекрутами, припасами и т.д.).

Кризис служилой поместной системы привел к реформе армии. Новой регулярной армии стали не нужны старые органы организации и управления поместно-территориальной службой. Следствием этого стало падение роли разряда и всех тех приказов, которые ведали служилыми людьми.

Отмена патриаршества и создание Монастырского приказа привело к крушению системы патриарших приказов.

Создание губерний в 1708-1710 гг. В ходе этого процесса был разрушен один из основополагающих принципов приказного строя - территориальное ведение дел.

Такова специфика общей эволюции приказной системы России в XVI-XVII вв. На протяжении XVII столетия через Смутное время, восстановление, достигнув вершины своего развития, приказная система управления исполнила свою историческую миссию. Следующий этап развития был возможен только при условии коренного реформирования всей системы государственных учреждений.

Контрольные вопросы и задания

1. В чем состояли характерные особенности развития государственности в России XVII в.?

2. Какое влияние оказало Смутное время на государственное устройство России?

3. Перечислите признаки новой абсолютистской власти, зарождавшейся в государственном управлении России XVII в.

4. Опишите роль и место царской власти в России XVII в.

5. Определите место и прерогативы Боярской думы и Земских соборов в государственном управлении России.

6. Как проходила бюрократизация государственного управления России и какие изменения произошли в структуре «служилого сословия» в XVII в.?

7. Почему XVII в. стал временем расцвета и падения приказной системы управления?

8. В чем состояли особенности местного управления и административного деления России XVII в.?

9. Какие факторы обусловили неизбежность реформы центрального управления и ликвидации приказной системы?

Котошихин Г. О России в царствование Алексея Михайловича. М., 2000.

Маньков А.Г. Уложение 1649 г. - кодекс феодального права в России. Л., 1980.

«Око всей великой России». Сост. Н.М.Рогожин. М., 1989.

Платонов С.Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XV1-XVII вв. М., 1995.

Скрынников Р.Г. Смута в России в начале XVII в. Иван Болотников. Л., 1988.

Черепнин Л.В. Земские соборы Русского государства XVI-XVII вв. М., 1978.

© Рогожин Н.М., 2003

Дата публикования: 2014-11-02 ; Прочитано: 256 | Нарушение авторского права страницы | Заказать написание работы

сайт - Студопедия.Орг - 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с) ...

Отключите adBlock!
очень нужно

Посольский приказ - один из центральных государственных органов России в середине 16 - начале 18 вв., осуществлявший общее руководство и текущую работу по сношениям с иностранными государствами.

Посольский приказ - один из центральных государственных органов России в середине 16 - начале 18 вв., осуществлявший общее руководство и текущую работу по сношениям с иностранными государствами. Образован в начале 1549 г. в связи с передачей "посольских дел" И. М. Висковатому. Главными функциями Посольского приказа были: отправка русских посольств за границу и приём иностранных посольств, подготовка текстов "наказов" русским послам, соглашений, ведение переговоров, с начала 18 в. - назначение и контроль за действиями постоянных русских дипломатических представителей за границей.

Посольский приказ ведал иностранными купцами во время их пребывания в России. Кроме того, Посольский приказ занимался выкупом и обменом русских пленных, управлял рядом территорий на Ю.-В. страны, ведал донскими казаками и служилыми татарами-помещиками центральных уездов. В зависимости от Посольского приказа во 2-й половине 17 в. находились Малороссийский приказ, приказ Великого княжества Литовского, Смоленский приказ.

Коллегия приказа в 17 в. обычно возглавляла Новгородскую четь (см. Чети), а также Владимирскую четверть и Галицкую четверть. В приказе хранились государственные печати (прикладывались к дипломатическим и внутриполитическим актам), государственный архив, включавший важнейшую внешнеполитическую и внутриполитическую документацию. С приказом связано возникновение в 17 в. ряда официальных историко-политических соч. В состав приказа помимо его коллегии (от 2-3 до 5-6 чел.), входили дьяки, подьячие, переводчики и золотописцы. Структурно Посольский приказ делился на повытья по территориально-государственному признаку. В 16-17 вв. Посольский приказ возглавляли виднейшие русские дипломаты - Висковатый, А. Я. и В. Я. Щелкаловы, А. И. Иванов, А. Л. Ордин-Нащокин, А. С. Матвеев, В. В. Голицын и др.

С образованием в начале 18 в. Посольской канцелярии (сначала походной, затем постоянной в Петербурге) роль Посольского приказа постепенно падает. Упразднён в 1720. Заменен Коллегией иностранных дел.

Лит.: Белокуров С. А., О посольском приказе, М., 1906; Леонтьев А. К., Образование приказной системы управления в Русском государстве, М., 1961.

В Древней Руси приказами назывались органы центрального государственного управления. Назывались они еще палатами и дворами, избами и дворцами, третями и четвертями. Предполагают, что приказы как государственные учреждения возникли непроизвольно, а первое о них упоминание в этой роли встречается в 1512 году в грамоте, посланной Владимирскому Успенскому монастырю Великим князем всея Руси Василием III.

Определенному количеству людей приказывалось заняться какими-то конкретными делами - так появилось определение «приказ». Вновь учрежденные приказы действовали от имени государя и были высшими правительственными местами. Жалобы на их действия рассматривались только царем или царской думой. Приказы - начальные стадии нынешних министерств.

Возникновение и назначение

Посольский приказ возник в 1549 году при Иване IV. Просуществовал он до 1720. Судебником 1550 года Иван Грозный вводит управления, которая была призвана обеспечивать государственные нужды. Почти 200 лет каркас этой системы сохранялся и был заменен лишь при Великом реформаторе Петре I. В обязанности вновь созданного приказа входили взаимоотношение с другими государствами, выкупы и обмен пленными, курирование определенных групп «служилых людей», например донских казаков.

Основные функции

Посольский приказ занимался также управлением некоторых земель на юге и востоке державы. В его ведение входила и отправка русских миссий за границу, и прием иностранных представительств. В его подчинении находились иностранные купцы, во все время их пребывания на нашей территории.

Подготовка текстов международных переговоров тоже вменялась в обязанности приказу. Он осуществлял контроль за дипломатическими представительствами.

Структура органа

Изначально Посольский приказ состоял из думного дьяка, под началом которого находились его «товарищ» (заместитель), 15-17 подьячих (низший административный чин) и несколько толмачей (переводчиков). Во главе вновь созданного учреждения стоял Приказной дьяк, он же Посольский дьяк. Дьяками в те времена назывались государственные служащие (помимо церковнослужителей), в частности начальники приказов или младшие чины в

Структура набирает вес

Первый Посольский приказ возглавил Иван Михайлович Висковатов, который до этого назначения служил послом, думным дьяком, был хранителем государственной печати. Во главе приказа он находился вплоть до своей смерти, наступившей в 1570 году. С ростом международного веса России увеличивалось и значение Посольского приказа, в разы увеличивался его штат - в 1689 году в нем служили 53 подьячих вместо 17 и 22 переводчика плюс 17 толмачей (устный переводчик).

Уже к концу XVII столетия Посольский приказ настолько набрал силу, что стал одной из важнейших составных частей центрального государственного аппарата России. В этом веке он прошел путь от Канцелярии по внешним сношениям к государственной структуре, обладающей значительной самостоятельностью и широчайшими полномочиями.

Основные вехи

Весь период существования Посольского приказа можно условно разложить в соответствии с тремя эпохальными промежутками того времени. Это Смутное время, восстановление российской монархии при Михаиле Романове, первом русском царе из этой династии, и период расцвета государственности, наступивший при царе Алексее Михайловиче.

Яркие представители

С 1621 года Иван Тарасьевич Грамотин, тогдашний глава Посольского приказа, начал готовить для царя систематические сведения о положении дел в других странах. Они черпались из периодических изданий стран, а также из наблюдений и выводов послов. Эти «Вестовые письма» являлись по существу первой русской газетой. Об этом восьмом главе Посольского приказа надо сказать несколько слов отдельно. Он начинал карьеру подьячим, и трижды при разных царях занимал высший пост Посольского приказа. В Смутные времена он был одним из виднейших политический деятелей.

Повытья

Структура приказа делилась на отделения, ведающие делопроизводством по территориальным признакам (повытья). Всего их было пять. Функции Посольского приказа, согласно этим пяти делопроизводительным частям, распределялись следующим образом - в первое повытье входили страны Западной Европы - Англия и Франция, Испания и Священная Римская империя, а так же Папское государство. Второе повытье занималось взаимоотношениями со Швецией, Польшей и Валахией (юг современной Румынии), Молдавией, Турцией и Крымом, Голландией, Гамбургом.

Взаимоотношениями с Данией, Брандербургом и Курляндией занималось 3-е отделение в приказе, ведающее делопроизводством этих стран. Персия, Армения, Индия и Калмыцкое государство находились в ведении 4-го повытья. Последнее пятое ведало взаимосвязями с Китаем, Бухарой, Хивой, Чжунгарским государством и Грузией.

Объемы работ растут

С того самого момента, когда был учрежден Посольский приказ, ему вменялось общее управление внешней политикой страны. Со второй половины XVII века непосредственно ему подчиняются следующие приказы - Великого княжества Литовского, Смоленский и Малороссийский. Здесь также хранился накопленный со временем архив важнейших внешне - и внутреннеполитических документов.

Главы приказа

С ростом международного значения России дьяк Посольского приказа заменяется представителем высшего феодального сословия страны - боярином, а само учреждение с 1670 года именуется «Государственным приказом посольской печати».

За все время существования Посольского приказа на посту его главы сменилось 19 руководителей. Последним был граф и первый канцлер Российской империи, сподвижник Петра Великого В результате была создана Посольская канцелярия, которая в 1720 году была заменена

В ознаменование 200-летнего юбилея российского Министерства иностранных дел Указом Президента Российской Федерации В. В. Путина от 31 октября 2002 г. учрежден профессиональный праздник - День дипломатического работника, который отмечается 10 февраля. Эту дату в отечественной историографии условно принято считать днем образования первого внешнеполитического ведомства России - Посольского приказа.

Точной официальной даты учреждения Посольского приказа нет, поскольку какого-либо специального акта о его создании и функциях не сохранилось. Он был создан из Казенного двора - канцелярии Московского государства, занимавшейся также и внешними сношениями. К середине XVI века внешние связи Московского государства настолько расширились, что возникла настоятельная потребность создания центрального ведомства по иностранным делам.

В 1549 году царь Иван IV приказал "ведать посольское дело" думному дьяку Ивану Михайловичу Висковатому, который за короткое время сумел привести в порядок посольские документы, разобрал и систематизировал обширный царский архив, сильно пострадавший от пожара 1547 года. Впервые при нем появились описи архивных документов, велся учет используемых деловых бумаг. Именно при Висковатом окончательно сформировалась Посольская канцелярия, которую вскоре нарекли приказом.

Вот что говорят документы тех лет, в частности "Краткая выписка о бывших между Польшей и Россиею переписках, войнах и перемирьях", сделанная в Посольском приказе около 1565-1566 годов: "В 57-м году (т. е. в 7057 году "от сотворения мира" или 1549 году) приказано посольское дело Ивана Висковатого, а был еще в подьячих...". В ней также говорится, что 1(10) февраля 1549 года И. Висковатый вместе с дьяком Бакакой Карачаровым и литовским писарем писали на Казенном дворе перемирную грамоту, то есть соглашение о перемирии. Таким образом, дата 1(10) февраля 1549 г. считается наиболее точной датой основания Посольского приказа.

С самого начала Посольский приказ стал центром, куда стекалась информация о всех внешних делах. Здесь расспрашивали приезжих чужестранцев о виденном и услышанном, о событиях, происходивших в мире, о взаимоотношениях монархов и т. д. Сюда поступали отчеты русских послов, содержавшие самые разнообразные сведения о странах, где им приходилось бывать, по которым можно было судить, что представляло интерес для России в тот период. Здесь же готовились и наказы русским послам, отправлявшимся за границу. Только с 1549 по 1559 год Москву посетило 32 посольства из разных стран.

В ведении Посольского приказа находились не только дипломатические дела, но и юридические, касающиеся торговли. В жалованных грамотах иностранным купцам прямо говорилось, что помимо освобождения от пошлин они могли пользоваться привилегией судиться с русскими подданными через Посольский приказ.

В XVII веке рост международного значения Русского государства вызвал существенное расширение функций Посольского приказа. Структурно он делился по территориально-государственному признаку на повытья, то есть своеобразные отделы, которые выполняли те или иные функции. В приказе появились приставы и сторожа. Все служащие приказа приводились к присяге, обещая хранить государственную тайну, не общаться с иностранцами, а при переводах переводить правдиво. Имелись в приказе и золотописцы, то есть те, кто расписывал золотом и красками грамоты, посылавшиеся в иностранные государства (расписывались обычно каймы грамот и начальные слова). На Посольский приказ были возложены общее руководство внешней политикой страны и вся текущая дипломатическая работа. Кроме того, в Посольском приказе хранились государственные печати и государственный архив.

Если в XVI веке Посольский приказ был главным образом канцелярией по внешним сношениям, исполнявшей решения царя и Боярской думы, то в XVII столетии он превратился в центральное государственное учреждение с широкими полномочиями и значительной самостоятельностью.

С 1667 года во главе Посольского приказа стояли уже не дьяки, а бояре, некоторым из них, например А. Л. Ордину-Нащокину, был присвоен особый титул - "царственныя большия печати и государственных великих посольских дел оберегатель". Среди руководителей Посольского приказа было немало выдающихся русских дипломатов - А. Я. Щелкалов и В. Я. Щелкалов, А. С. Матвеев, В. В. Голицын, Е. И. Украинцев и др.

Главной задачей русской дипломатии того времени были контроль, наблюдение за сношениями с иностранными государствами, присоединение новых территорий и собирание Российской державы. А. Л. Ордин-Нащокин в одном из своих обращений к царю Алексею Михайловичу особо подчеркивал: "В царствующем граде Москве беспорочным людям Посольский приказ, яко зеницу ока, хранить. Потому что это учреждение есть око всей великой России!" Российская дипломатия самым внимательным образом следила за соблюдением "государственного интереса".

Небольшой по численности штат Посольского приказа неустанно поддерживал отношения почти с тремя десятками стран, собирал военную, политическую, экономическую и культурную информацию о странах Европы и Азии. Фактически служащие Приказа заложили основы и принципы российской дипломатии.

Во второй половине XVII века Посольский приказ стал называться Государственным, чем подчеркивалась его особая значимость. При царе Алексее Михайловиче он получил название Государственного приказа посольской печати. С 80-х годов XVII века он именовался иногда Государственной посольской канцелярией, которая впоследствии, при Петре I, трансформировалась в Посольскую походную канцелярию, а затем в 1720 году в Коллегию иностранных дел.


Подготовлено на основе статьиА. Ю. ГУСЕВОЙ ,
третий секретарь ИДД

Приказы - прообразы современных министерств и ведомств. Первое упоминание о них датировано 1512 годом, в грамоте Василия Третьего Владимирскому Успенскому монастырю.

Название произошло от «приказывать» людям заниматься определенными делами. То есть уже в 16-м веке вводилось разделение государственной службы по отраслям. Одним из ключевых ведомств Московского государства являлся Посольский приказ. О нем подробнее в статье.

Возникновение

Посольский приказ - это первый аналог министерства иностранных дел в 16-м веке. Первое письменное упоминание о нем датировано 1549 годом. Именно тогда ведомство возглавил Иван Михайлович Висковатый, а носило оно название не приказ, а посольская изба. Находилась она в Кремле, и только во второй половине 17-го века Посольский приказ перенесли в Китай-город.

Функции

Функции посольского приказа:

  • Осуществление дипломатии, организация международных встреч, прием иностранных послов.
  • Перевод «летучих листков» - международных посланий и писем. Именно на их основе появилась первая русская рукописная газета для царя и приближенных - "Куранты".
  • Дела, связанные с проживанием и бытом иностранных послов, купцов, ремесленников.
  • Выкуп и обмен пленных.
  • В его подчинении находились некоторые города и области на юге и востоке страны.
  • Ведал некоторыми таможенными сборами.
  • Осуществлял надзор за кабаками, следил за их доходами, проводил ревизию.

Возможно, традиция бюрократизма и чиновничьей волокиты в нашей стране возникла именно с организации приказов. Особенность их была в том, что не было четкого разграничения. Из вышеперечисленных функций видно, что посольский приказ ведал не только международными делами, но и другими, абсолютно не связанными с ними. Это порой запутывало не только граждан, но и самих чиновников (дьяков, подьячих). Функции ведомств переплетались настолько, что решить, какой именно приказ должен решать ту или иную проблему, было невозможно. Это приводило к тому, что люди месяцами подавали челобитные безрезультатно.

Об этом однажды заявлял один из умнейших руководителей посольского приказа - Ордин-Нащокин, дипломат и политик в царствование Алексея Михайловича. Он заявлял, что нельзя одновременно и заниматься великими государственными делами, и вести бухгалтерию кабацких ларьков.

Разделение приказа по повытьям

Во второй половине 17-го века Московское государство разрослось, окрепло. Оно присоединило много территорий, наладило международные связи почти со всеми крупными европейскими и восточными государствами. Кроме этого, посольскому приказу стали подчиняться некоторые территориальные приказы:

  • Малороссийский.
  • Смоленский.
  • Приказ Великого княжества Литовского.

Приказ разрастался. Произошло его разделение по повытьям (отделам). За каждым закреплялись определенные страны:

Из списка видно, что страны группировались по значимости. В первые повытья вошли самые развитые на тот период государства.

Посольский приказ в России, вернее, в Московии, хранил всю важнейшую документацию. То есть выполнял роль государственного архива. Также здесь находились различные печати.

Центральное место отводилось все же дипломатии и международным делам.

Посольский приказ: структура

Глава приказа носил титул думного дьяка.

Это означало, что он по праву присутствовал на заседаниях («сидениях») Боярской думы. На них глава приказа делал доклады по вопросам своего ведомства, высказывал свое мнение по определенным вопросам.

Думному дьяку помогали несколько дьяков, а тем, в свою очередь, подьячие. Они возглавляли повытья, вели документацию.

В Посольском приказе работали переводчики (работали с иностранными документами), толмачи (выполняли устный перевод) , золотописцы (создавали особые грамоты и документы), писари. Государство ценило эти категории рабочих, поощряло в их среде преемственность, хорошо оплачивало их работу.

Толмачи и переводчики

Толмачи и переводчики, как правило, были из числа «детей боярских» (бояр без земельных вотчин) и городских дворян. Большинство из них побывало в плену, где они и выучили языки. Самыми многочисленными были специалисты по татарскому языку.

В 1871 году наблюдается сокращение толмачей и переводчиков. Это связано с тем, что татарский и калмыцкий языки стали менее значимыми. Толмачи по ним более не нужны государству. Особо начали цениться европейские языки: французский, итальянский, испанский, португальский, немецкий, английский, польский.

Также произошел отказ от «случайных языков»: языки малых народов, стран, с которыми отсутствовали серьезные дипломатические отношения.

Золотописцы

Золотописцы оформляли красками, золотом, серебром грамоты, указы, дипломы. Они изготовляли рукописные книги, жалованные грамоты.

Приставы

Приставы появились во второй половине 17-го века. Их задача - поиск и взятие под стражу ответчиков в суде. Находились в ведении посольского приказа, несмотря на существование разбойного.

Итоги

Итак, Посольский приказ создан в середине 16-го века. Его основная задача - международные дела и дипломатия. Однако среди его функций наблюдаются менее значимые внутренние дела.

Служба в приказе была престижной. Оклад выше, чем в других, но и должности были узкоспециальные, недоступные большинству: толмачи, переводчики, золотописцы, советники. В них поощрялась преемственность, поэтому не каждый мог сюда попасть даже при знании языков.

Приказ существовал до 1720 года. Впоследствии был упразднен, а его функции перешли к коллегии иностранных дел.