«Кто читает писания Святых Отцов, того могу назвать спасающимся

Раскрывая для чтения книгу - святое Евангелие,- вспомни, что она решит твою вечную участь. По ней мы будем судимы и, смотря по тому, каковы были здесь, на земле, по отношению к ней, получим в удел или вечное блаженство, или вечные казни. Не довольствуйся одним бесплодным чтением Евангелия; старайся исполнять его заповедания, читай его делами.Это - книга жизни, и надо читать ее жизнью.

При чтении наблюдайте умеренность. Умеренность поддерживает постоянную охоту к чтению, а пресыщение чтением производит отвращение от него.

Дух произнес Священное Писание, и только Дух может истолковать его. Вдохновенные Богом мужи, пророки и апостолы написали его; вдохновенные Богом мужи, Святые Отцы, истолковали его. Поэтому всякому, желающему стяжать истинное познание Священного Писания, необходимо чтение Святых Отцов.

Многие, все, отвергшие безумно, кичливо Святых Отцов, приступившие непосредственно, со слепою дерзостью, с нечистым умом и сердцем к Евангелию, ниспали в гибельное заблуждение. Их отвергло Евангелие: оно допускает к себе одних смиренных…

Книги Святых Отцов, по выражению одного из них, подобны зеркалу: смотря на них внимательно и часто, душа может увидеть все свои недостатки.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Чтение только тогда будет приносить желаемую пользу…

Когда читаемое будет по мере сил и возможностей входить в жизнь, становиться правилом жизни, а не простым, голым, бездушным и холодным знанием. Какая может быть польза, что человек знает, что нужно молиться - и не молится; знает, что нужно прощать обиды - и не прощает; знает, что нужно поститься - и не соблюдает постов; нужно терпеть - и не терпит и т.д. Такое знание, по слову Евангелия, будет даже в осуждение человеку. Поэтому нужно читать со вниманием и стараться жить по духу того, что читаешь. Конечно, сразу стать исполнителем всего, что написано, мы не можем - нужна постепенность.

Лучше всего, если на то имеется возможность, на каждое чтение получать благословение духовного отца. При неимении такой возможности нужно получить хотя бы общее благословение на порядок и выбор книг для чтения.

Старцы советуют читать и перечитывать творения Святых Отцов… Духовному росту предела нет, поэтому перечитывание имеет огромное значение. Лучше с благоговением и вниманием перечитывать небольшое количество книг, нежели многое читать наскоро.

Преподобный Никон Оптинский

Постоянное духовное песнопение и чтение Писания - это пища души, это ее украшение, это ее ограждение. Наоборот, не слушать Писания - для души голод и пагуба. Если чего-нибудь не понимаешь, то прими простой верою; ибо это Сам Бог сказал.

Святитель Иоанн Златоуст

Прежде, нежели выслушаешь, что надобно делать, должно обещать, что сделаешь это. Одна мысль, что вещает Бог, изгоняет всякое противоречие и производит полную покорность.

Преподобный Исидор Пелусиот

Когда же читаешь, читай с усердием и прилежно; с великим вниманием останавливайся на каждом стихе и не листы только переворачивать старайся, но, если нужно, не поленись и дважды, и трижды, и несколько раз прочесть стих, чтобы уразуметь силу его. А когда садишься читать или слушать читающего, помолись прежде Богу, говоря: «Господи Иисусе Христе! Отверзи уши и очи сердца моего, чтобы услышать мне словеса Твои и уразуметь их, и исполнить волю Твою; потому что пришлец я на земле; не скрой от меня, Господи, заповедей Твоих, но открой очи мои, и уpазумeю чудеса, явленные законом Твоим (Пс. 118, 18 - 19). Ибо на Тебя уповаю, Боже мой, чтобы просветил Ты сердце мое».

Преподобный Ефрем Сирин

Смиренномудрый и духовно действующий, читая Божественное Писание, все к себе будет относить, а не к другому.

Преподобный Марк Подвижник

Читая духовные книги, прилагайте более к себе, а не к другим в них написанное, а иначе вместо того, чтобы приложить пластырь к своим язвам, налагаете вредный яд. Читайте не для не любознательности, а для научения благочестию и познания своей немощи, а от сего к смирению приходите. Читайте книги со смирением, и Господь просветит сердца ваши.

Преподобный Макарий Оптинский

Сперва помолись Богу, чтобы Он направил твой ум уразуметь Писание. Что понятно, старайся исполнять, а непонятное - пропускай, так советуют Святые Отцы. Священное Писание надо читать не для знания, а для того, чтобы спасти свою душу. А исследование непостижимого относится к гордости. Святые Отцы советуют читать святое Евангелие ежедневно; если очень недосужно, хоть одно зачало все же прочти. Читай не так, чтобы только прочесть, но внутренно помолись Господу, чтобы открыл очи твои сердечные для уразумения силы святого благовествования Христова; читай внимательно, точно по складам. Опытом познаешь духовную силу, исходящую от такого чтения.

Схиигумен Иоанн (Алексеев).

Если только ум будешь от книги изощрять, а волю не будешь исправлять, то от чтения книги еще злее будешь, чем прежде был, поскольку самыми злыми бывают ученые и разумные дураки, нежели простые невежды.

Святитель Тихон Задонский

Кто от Бога, тот слушает словеса Божии. (Ин. 8, 47) Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою.(2 Пет. 1, 20). Если мудрое слово услышит разумный, то он похвалит его и приложит к себе. (Сир. 18, 18). Отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могушее спасти ваши души. Будьте же исполнители слова, а не слушатели только, обманывающие самих себя. (Иак. 1,21-22)

Свт. Игнатий Брянчанинов

Беседа и общество ближних очень действует на человека. Беседа и знакомство с ученым сообщает много сведений, с поэтом - много возвышенных мыслей и чувcтвoвaний, с путешественником - много познаний о странах, о нравах и обычаях народных.

Очевидно: беседа и знакомство со святыми сообщают святость. С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и с избранным избран будеши (Пс. 17, 26-27).

Отныне, во время краткой земной жизни, которую Писание не назвало даже жизнию, а странствованием, познакомься со святыми. Ты хочешь принадлежать на небе к их обществу, хочешь быть участником их блаженства? отныне поступи в общение с ними. Когда выйдешь из храмины тела,- они примут тебя к себе, как своего знакомого, как своего друга (Лк. 16, 9).

Нет ближе знакомства, нет теснее связи, как связь единством мыслей, единством чувствований, единством цели (1 Кор. 1, 10).
Где единомыслие, там непременно и единодушие, там непременно одна цель, одинаковый успех в достижении цели.

Усвой себе мысли и дух святых отцов чтением их писаний. Святые отцы достигли цели: спасения. И ты достигнешь этой цели по естественному ходу вещей. Как единомысленный и единодушный святым отцам, ты спасешься.

Небо приняло в свое блаженное недро святых отцов. Этим оно засвидетельствовало, что мысли, чувствования, деяния святых отцов благоугодны ему.

Святые отцы изложили свои мысли, свое сердце, образ своих действий в своих писаниях. Значит: какое верное руководство к небу, засвидетельствованное самим небом, - писания отцов.

Писания святых отцов все составлены по внушению или под влиянием Святого Духа. Чудное в них согласие, чудное помазание! Руководствующийся ими имеет, без всякого сомнения, руководителем Святого Духа.

Все воды земли стекаются в океан, и, может быть, океан служит началом для всех вод земных. Писания отцов соединяются все в Евангелии; все клонятся к тому, чтоб научить нас точному исполнению заповеданий Господа нашего Иисуса Христа; всех их и источник и конец - Святое Евангелие.

Святые отцы научают, как приступать к Евангелию, как читать его, как правильно понимать его, что содействует, что препятствует к уразумению его. И потому сначала более занимайся чтением святых отцов. Когда же они научат тебя читать Евангелие, тогда уже преимущественно читай Евангелие.

Не сочти для себя достаточным чтение одного Евангелия, без чтения святых отцов! Это - мысль гордая, опасная. Лучше пусть приведут тебя к Евангелию святые отцы, как возлюбленное свое дитя, получившее предварительное воспитание и образование посредством их писаний.

Многие, все, отвергшие безумно, кичливо святых отцов, приступившие непосредственно, с слепою дерзостию, с нечистым умом и сердцем к Евангелию, впали в гибельное заблуждение. Их отвергло Евангелие: оно допускает к себе одних смиренных.
Чтение писаний отеческих - родитель и царь всех добродетелей.

Из чтения отеческих писаний научаемся истинному разумению Священного Писания, вере правой, жительству по заповедям евангельским, глубокому уважению, которое должно иметь к евангельским заповедям, словом сказать,- спасению и христианскому совершенству.

Чтение отеческих писаний, по умалении духоносных наставников, соделалось главным руководителем для желающих спастись и даже достигнуть христианского совершенства (Преп. Нил Сорский, Правила).

Книги святых отцов, по выражению одного из них, подобны зеркалу: смотрясь в них внимательно и часто, душа может увидеть все свои недостатки.

Опять - эти книги подобны богатому собранию врачебных средств: в нем душа может приискать для каждого из своих недугов спасительное врачевство.

Говорил святой Епифаний Кипрский: "Один взор на священные книги возбуждает к благочестивой жизни" (Алфавитный Патерик).

Чтение святых отцов должно быть тщательное, внимательное и постоянное: невидимый враг наш, ненавидящий глас утверждения, ненавидит в особенности, когда этот глас исходит от святых отцов.

Этот глас обличает козни нашего врага, его лукавство, открывает его сети, его образ действий: и потому враг вооружается против чтения отцов различными гордыми и хульными помыслами, старается ввергнуть подвижника в суетные попечения, чтоб отвлечь его от спасительного чтения, борет его унынием, скукою, забывчивостию.

Из этой брани против чтения святых отцов, мы должны заключить, как спасительно для нас оружие, столько ненавидимое врагом. Усильно заботится враг о том, чтоб исторгнуть его из рук наших.

Каждый избери себе чтение отцов, соответствующее своему образу жизни. Отшельник пусть читает отцов, писавших о безмолвии; инок, живущий в общежитии, - отцов, написавших наставления для монашеских общежитий; христианин, живущий посреди мира, - святых отцов, произнесших свои поучения вообще для всего христианства.

Каждый, в каком бы звании ни был, почерпай обильное наставление в писаниях отцов.

Непременно нужно чтение, соответствующее образу жизни, иначе будешь наполняться мыслями, хотя и святыми, но неисполнимыми самим делом, возбуждающими бесплодную деятельность только в воображении и желании; дела благочестия, приличествующие твоему образу жизни, будут ускользать из рук твоих.

Мало того, что ты сделаешься бесплодным мечтателем, - мысли твои, находясь в беспрестанном противоречии с кругом действий, будут непременно рождать в твоем сердце смущение, а в поведении неопределенность, тягостные, вредные для тебя и для ближних.

При неправильном чтении Священного Писания и святых отцов легко можно уклониться с спасительного пути в непроходимые дебри и глубокие пропасти, что и случилось со многими. Аминь.

О собственных сочинениях

Писания мои мне не принадлежат; их источник - отцы, они принадлежат отцам Православной Церкви. Избрание меня Промыслом Божиим в орудие преподания этой жизненной духовной пищи современному остатку верующих есть и им и мне благодеяние Божие. "Мир любит свое", - сказал Спаситель.

Когда мир услышит Слово Божие, провозглашаемое по стихиям и в духе мира, т.е. когда он услышит учение свое, прикрытое личиною учения Божия, тогда он превозносит его похвалами. Когда же он ощутит в слове присутствие иного духа, действующего разрушительно на владычество мира, тогда он заражается ненавистью к слову, устанавливает гонение на произнесшего слово.

Очень опасно приобретать познания не во Христе, а развивая свое собственное падшее естество, пребывать по духу в общении с миром.

Действуя в области последнего способа, люди непременно заражаются враждою к Святому Духу, как заразилось этою смертоносною враждою иудейское духовенство, в чем и обличено оно первомучеником Стефаном (Деян. 7, 51).

Эти ученые по букве не нашли слов, чтоб противопоставить их словам Духа, которые произносил Стефан, и потому возгорелись к сосуду Духа завистью и ненавистью.

На слова они отвечали камнями; на преподание истины возразили убийством. Слово Божие всегда было гонимо миром; гонение от мира всегда было свидетельством учения, исходящего от Бога.

Об истинности и согласии учения отцов восточной Церкви со Священным Писанием

Ныне занимаюсь чтением книги, имеющейся у меня на славянском, русском и других языках, заключающей в себе "Собрание изречений святых пустынножителей Египта".

Эти изречения - бесценные перлы! Спускается в глубокое море водолаз, чтоб достать дорогую жемчужину: и святые отцы удалялись в глубокие пустыни, там глубоко вникали в себя, находили различные бесценные духовные перлы: христоподражательное смирение, младенческую простоту и незлобие, ангелоподобное бесстрастие, рассуждение и мудрость духовные, - словом сказать, находили Евангелие.

Сегодня я прочитал то изречение Великого Сисоя, которое всегда особенно нравилось, всегда было мне особенно по сердцу. Некоторый инок сказал ему: "Я нахожусь в непрестанном памятований Бога". Преподобный Сисой отвечал ему: "Это - невелико; велико будет то, когда ты сочтешь себя хуже всей твари".

Высокое занятие - непрестанное памятование Бога! Но эта высота очень опасна, когда лестница к ней не основана на прочном камне смирения.

Смотрите - как Писание согласно с отцами! Писание говорит: "Всесожжения не благоволиши... жертва Богу дух сокрушен. Сердце сокрушено и смиренно Бог не уничижит".

Жертвы и самые всесожжения человеческие должны быть основаны на чувстве нищеты духовной, на чувстве покаяния. Без этого они отвергаются Богом. Также мне очень нравится изречение Великого Пимена: "Если всегда и во всем будем обвинять себя, - сказал он, - то везде найдем покой".

Другой отец сказал: "Мы оставили легкое бремя, состоящее в обвинении себя, и взялись за тяжкое, состоящее в обвинении других". Такие изречения стоят целых книг! Никто, кажется, столько не вник в Евангелие, сколько вникли в него святые пустынножители; они старались осуществлять Евангелие самою жизнию, самыми помышлениями и чувствованиями своими.

Отличительною чертою их было глубочайшее смирение; падение человека было постоянным предметом их размышления; постоянным занятием был плач о грехах своих... Святые отцы восточной Церкви приводят читателя своего не в объятия любви, не на высоты видений - приводят его к рассматриванию греха своего, своего падения, к исповеданию Искупителя, к плачу о себе пред милосердием Создателя.

Они сперва научают обуздывать нечистые стремления нашего тела, соделывать его легким, способным к духовной деятельности; потом обращаются к уму, выправляют его образ мыслей, его разум, очищая его от мыслей, усвоившихся нам по падении нашем, заменяя их мыслями обновленного естества человеческого, живо изображенного в Евангелии.

С исправлением ума святые отцы заботятся об исправлении сердца, изменении его навыков и ощущений.

Очистить сердце труднее, нежели очистить ум: ум, убедясь в справедливости новой мысли, легко сбрасывает старую, легко усвояет себе новую; но заменить навык навыком, свойство свойством, чувствование другим чувствованием, чувствованием противуположным, - это труд, это усильная продолжительная работа, это - борьба неимоверная.

Лютость этой борьбы отцы выражают так: "Дай кровь и прими дух". Значит, надо умертвить все греховные пожелания плоти и крови, все движения ума и сердца, зависящие от плоти и крови.

Надо ввести и тело, и ум, и сердце в управление духа. Кровь и нервы приводятся в движение многими страстями: и гневом, и сребролюбием, и сластолюбием, и тщеславием. Последние две чрезвычайно разгорячают кровь в подвижниках, незаконно подвизающихся, соделывают их исступленными фанатиками.

Тщеславие стремится преждевременно к духовным состояниям, к которым человек еще неспособен по нечистоте своей, за недостижением истины - сочиняет себе мечты. А сладострастие, присоединяя свое действие к действию тщеславия, производит в сердце обольстительные, ложные утешения, наслаждения и упоения.

Такое состояние есть состояние самообольщения. Все, незаконно подвизающиеся, находятся в этом состоянии. Оно развивается в них больше или меньше, смотря по тому, сколько они усиливают свои подвиги...

В святых отцах восточной Церкви отнюдь не видно разгоряченного состояния крови. Они никогда не приходят в энтузиазм... Из их сочинений дышит истинное самоотвержение, дышит благоухание Святого Духа, мертвящее страсти. От этого благоухания бегут прочь сыны мира, как осы улетают прочь от курящегося фимиама. "Мир любит свое", - сказал Господь...

И "запинаются премудрые в коварстве их" (1 Кор. 3, 19), преткнулись, пали падением страшным.

Они захотели "духовное" объяснит темным душевным разумом - и это "духовное" в писаниях святых отцов показалось им странным, противоречащим Священному Писанию.

"Духовная духовным сразсуждающе", - сказал святой апостол Павел.

"Душевен же человек не приемлет яже Духа Божия: юродство бо ему есть и не может разумети, зане духовне востязуется" (1 Кор. 2, 14).

Последние слова в русском переводе Нового Завета читаются так: "потому что о сем (о духовном) надо судить духовно".

О суетности земной жизни. О чтении святых отцов

Точно - путь земной жизни скорбен; когда человек совершит значительную часть его и оглянется назад, то как кажется суетным все приятное земное, к которому он стремился с такой жадностью в юности своей!

Не потеряем, по крайней мере, остальной жизни нашей принесением оной в жертву суете; познакомимся с вечностию не по романтическим иностранным книжонкам, ведущим в непременное самообольщение читателей своих, но по руководству святых писателей нашей Церкви, в которых нет ничего романтического, мечтательного, льстящего и обманывающего ум и сердце.

Чтение писателей нашей Церкви сообщает положительное познание отношений человека к Богу, Творцу и Искупителю и научает приближаться к Нему покаянием, а не льстить себе сладостными чувствованиями мнимой духовной любви...

Духовная любовь есть достояние совершенных, а достояние благочестивых и спасающихся есть страх Божий, зрение своих грехов и недостатков; результат того и другого - сердце сокрушенное и смиренное, выражающееся покаянием. Вот истинное нравственное учение Православной Церкви, чуждое обмана и самообольщения.

О чтении духовных книг соответственно своему положению

Христианин, живущий посреди мира, должен читать сочинения великих святителей, писавших для народа, научающих добродетелям христианским, идущим для тех, которые проводят жизнь среди занятий вещественных.

Другое чтение для иноков общежительных: они должны читать святых отцов, написавших наставления для этого рода жизни. И еще другое чтение для безмолвников и отшельников!

Изучение добродетелей, не соответствующих образу жизни, производит мечтательность, приводит человека в ложное состояние.

Упражнение в добродетелях, не соответствующих образу жизни, делает жизнь бесплодною. И жизнь истощавается напрасно, и пропадают добродетели: душа не может долго удержать их при себе, должна скоро их оставить, потому что они ей не под силу.

Такое превышающее силы и способности упражнение в возвышенных добродетелях нередко повреждает душу неисцельно, расстраивает ее надолго, иногда на всю жизнь, делает неспособною к подвигам благочестия.

Господь повелел "вино новое", т.е. возвышенные добродетели и подвиги, "вливать в мехи новые", т.е. предоставлять подвижникам, уже созревшим в благочестивом подвиге, обновленным и просвещенным благодатию.

Он воспретил вливать вино новое в мехи ветхие, чинить ветхую ризу новою заплатою.

Не думайте, что возвышенный подвиг, для которого еще не созрела душа ваша, поможет вам! Нет!

Он больше расстроит вас: вы должны будете оставить его, а в душе вашей явится уныние, безнадежие, омрачение, ожесточение.

В таком расположении вы попустите себе большие погрешности, большие нарушения закона Божия, нежели в какие впадали прежде.

"К ветхой ризе не приставляют заплаты новой, потому что от этого дыра сделается только больше". И для иноков всех вообще, и для христиан, живущих посреди мира, полезнейшее чтение - Новый Завет, в особенности Евангелие.

Христианину, живущему посреди мира, не должно читать святых отцов, которые писали для монашествующих. Какая польза от чтения тех добродетелей, которых нельзя исполнить самим делом? Пользы никакой не может быть, а может быть вред, состоящий в том, что в человеке возбудится мечтательность духовного состояния, ему никак не идущего.

Эта мечтательность будет временем лестно услаждать воображением высоких добродетелей, временем наводить на душу уныние и отчаяние, когда мы увидим, что не можем исполнить этих добродетелей, всегда и постоянно отвлекать нас от добрых дел, прямо нам идущих, таким образом соделывать жизнь нашу пустою, бесплодною.

Христианину, которого жребий - проводить и окончить жизнь среди мира, должно читать святых отцов, писавших вообще для всех христиан.

Таковы писатели, которых сочинения написаны на русском языке или переведены на него: свт. Иоанн Златоустый, свт. Димитрий Ростовский, святитель Тихон Воронежский, Никифор Астраханский, Георгий Затворник. Обильное поприще для чтения! Обильное духовное пастбище, на котором до насыщения и тучности могут питаться словесные овцы Христовы!

Пятнадцатого ноября (по гражданскому календарю - 28 ноября) Православная Церковь празднует память преподобного Паисия (Величковского) (1722-1794) - святого, оказавшего огромное влияние на русское монашество и много потрудившегося в книжном деле. «В его лице удивительным образом сочетались святость личной жизни, любовь к просвещению, замечательная способность к устроению монашеского общежительного братства, умение привлечь к себе и духовно воспитать многочисленный сонм учеников, создать около себя большую школу православного духовного подвижничества и, наконец, большое литературное дарование, которое помогло ему совершить важное и необходимое дело - исправление старых переводов и новый перевод святоотеческой аскетической литературы», - говорится в житии старца (Прот. Сергий Четвериков, «Молдавский старец Паисий (Величковский), его жизнь, учение и влияние на православное монашество»). Там же отмечается, что влияние святого «распространилось более, нежели в 100 обителях 35 епархий Русской Церкви, при посредстве более 200 учеников старца и их преемников». Наиболее известными продолжателями трудов преподобного, направленных на духовное просвещение монашествующих и мирян святоотеческим наследием, были знаменитые Оптинские Старцы.

В преддверии дня памяти преподобного Паисия на страницах нашего издания мы решили коснуться проблемы изучения святоотеческих творений. В этом нам помог монах Виктор, насельник одного из русских монастырей.


- Отец Виктор, какую роль играет чтение в духовной жизни христианина? Обязательно ли читать труды Святых Отцов?

Преподобный Анатолий Старший, Оптинский старец, и другие святые наставляют, что без чтения святоотеческих писаний невозможно продвигаться по пути спасения. А святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет, что в наше, последнее, время, когда оскудели живые носители благодати, без чтения писаний Святых Отцов нельзя спастись. Кроме того, ныне и духовное совершенство достигается через чтение и посильное исполнение святоотеческих наставлений, как учит тот же Святитель: «Чтение отеческих писаний по умалении духоносных наставников соделалось главным руководителем для желающих спастись и даже достигнуть христианского совершенства». Еще святитель Игнатий говорил так: «Кто читает писания Святых Отцов, того могу назвать спасающимся». Из этого видно, какую роль играет чтение святоотеческих книг в духовной жизни.

Какое по продолжительности время и как часто христианин должен уделять чтению писаний Святых Отцов? Как (целиком, частями, выборочно) лучше их читать для более глубокого усвоения?

Тут, возможно, многим подойдет совет преподобного Амвросия Оптинского, который рекомендовал читать ежедневно по утрам одну страничку из творений Святых Отцов, а затем, в продолжение дня, осмысливать прочитанное. А вот преподаватели и студенты духовных школ, готовясь к написанию работы по трудам какого-либо Святого Отца, стараются изучить все его сочинения; читают, сколько позволяют силы. Таким образом, в вопросе о продолжительности и объеме чтения в каждом конкретном случае надо исходить из целей, индивидуальных условий жизни и труда человека, его здоровья, устроения и способностей.

А что касается усвоения святоотеческих писаний, то Святые Отцы советуют периодически перечитывать некоторые наиболее важные книги. Например, преподобный Макарий Оптинский раз в пять лет, если не ошибаюсь, перечитывал творения Аввы Дорофея и «Лествицу» преподобного Иоанна, обретая каждый раз что-то новое для себя в этих сочинениях.

Улучшенному восприятию святоотеческих трудов также способствует целенаправленное изучение какого-либо вопроса. Например, если христианина борет страсть уныния, он может взять благословение у духовника почитать второй том Добротолюбия, в котором собраны писания разных Отцов о борьбе с восемью главными страстями. Но читать не все подряд, а только то, что касается уныния. Для памяти можно выписать некоторые места - те, которые ему ближе и понятней, которые, как он чувствует, будет по силам исполнить.

И еще один момент. Кажется, к преподобному Макарию Оптинскому однажды обратился монах, жалуясь, что у него в памяти ничего не остается от чтения святоотеческих книг. Преподобный на это ответил: «Чтобы оставалось в памяти, надо жизнью исполнять прочитанное».

Некоторые духовники говорят, что при чтении книг о борьбе со страстями нужно все прочитанное относить только к себе самому и своему душевному состоянию и устроению, а не к своим ближним. Почему?

Если человек будет применять прочитанное к другим, то преуспеет в осуждении и через это возгордится и погибнет. А когда применяешь прочитанное к себе, то постоянно видишь свою неисправность, укоряешь себя и преуспеваешь в добродетели смирения.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) дает следующий богомудрый совет: «Каждый избери себе чтение Отцов, соответствующее своему образу жизни. Отшельник пусть читает Отцов, писавших о безмолвии; инок, живущий в общежитии, - Отцов, написавших наставления для монашеских общежитий; христианин, живущий посреди мира, - святых Отцов, произнесших свои поучения вообще для всего христианства. Каждый, в каком бы звании не был, почерпай обильное наставление в писаниях Отцов. Непременно нужно чтение, соответствующее образу жизни. Иначе будешь наполняться мыслями, хотя и святыми, но неисполнимыми самим делом, возбуждающими безплодную деятельность только в воображении и желании; дела благочестия, приличествующие твоему образу жизни, будут ускользать из рук твоих. Мало того, что ты сделаешься безплодным мечтателем, - мысли твои, находясь в безпрестанном противоречии с кругом действий, будут непременно рождать в твоем сердце смущение, а в поведении неопределенность, тягостные, вредные для тебя и для ближних. При неправильном чтении Священного Писания и Святых Отцов легко можно уклониться со спасительного пути в непроходимые дебри и глубокие пропасти, что и случилось со многими».

Все ли прочитанное необходимо принимать как руководство к действию? Как научиться использовать это в своей духовной жизни, в различных ситуациях?

Прежде чем что-то исполнять из святоотеческих наставлений, следует посоветоваться с духовником и, если он благословит, принимать к исполнению. А как этому научиться - тут единого рецепта нет, существуют различные способы. Например, святитель Николай Сербский говорит: «Первая мера подвига - подражать окружающим тебя добродетельным людям. Вторая мера - подражать святым твоего народа. Третья мера - подражать святым Вселенской Церкви». Вот один путь.

Другой путь - ежедневно читать о смирении, самоукорении и терпении - самых насущных добродетелях каждого христианина - так советует преподобный Макарий Оптинский. Тогда в случае искушения можно будет привести на память прочитанное и получить душевную пользу. Например: «А когда случится смутиться, то и на сие есть средство: „смятохся и не глаголах“ (Пс. 76, 5). Вот это будет подвиг и делание духовное».

Но здесь необходимо иметь в виду, что заповеди Христовы рассчитаны на обновленное человеческое естество. Своими силами, как учат Святые Отцы, мы их исполнить не можем. Поэтому надо обязательно просить помощи у Бога. «Какой добродетели не снискала, - говорит преподобный Анатолий Оптинский, - укоряй себя и проси у Бога. Но не смущайся».

В период воцерковления большинство обретших веру стараются читать святоотеческие творения и книги о Православии. Но через некоторое время все же возникает вопрос: можно ли читать художественную литературу? Если да, то какую? С какой целью? И стоит ли это делать?

Бывает, что некоторым людям в силу своей деятельности нужно читать классическую литературу, например, преподавателям литературы или журналистам. В таких случаях духовники благословляют это. Существуют также художественно обработанные книги на основе реальных событий, например, «Отец Арсений». Или же книги, написанные в художественной форме Святыми Отцами, например, «Кассиана» святителя Николая Сербского. А в основном художественную литературу читать не желательно. Такое чтение Господь вменяет в праздное провождение времени, а вслед за праздностью приходит уныние.

- «Жития святых» святителя Димитрия Ростовского. Лучше всего их читать на церковнославянском языке. Святой праведный Александр Вологодский благословлял всем своим духовным чадам приобретать и читать «Жития святых» на церковнославянском языке, на каковом их и составил святитель Димитрий. Святой Александр даже ходатайствовал перед Святейшим Синодом о введении их изучения в школьную программу, отмечая великое воспитательное значение житий. Также можно порекомендовать, как советовала старица схимонахиня Сепфора, читать писания святых, живших недавно - святого праведного Иоанна Кронштадтского, преподобных Оптинских Старцев, святителя Игнатия (Брянчанинова) и других.

Существует ли какая-то разница в чтении для монашествующих и мирян? Какие книги, на Ваш взгляд, особенно полезны для избравших иноческий путь?

Да, разница существует. Монаху следует читать книги о деятельных добродетелях - например, писания Аввы Дорофея, преподобного Иоанна Лествичника, 5-й том святителя Игнатия (Брянчанинова) и другие его труды.

Для мирян писания святителя Игнатия тоже полезны, так как объясняют особенности подвига в наше время. Кроме того, преподобный Амвросий Оптинский советовал мирянам читать книги святителей Тихона Задонского и Димитрия Ростовского. Можно посоветовать и мирянам, и монашествующим труды святителя Феофана Затворника.

Святые Отцы пишут, что при выборе душеспасительных книг христианам необходимо проявлять осторожность, чтобы по незнанию не принять из какой-либо сомнительной литературы содержащихся в ней ложных, еретических мыслей. Но как быть, если сталкиваешься с неизвестными авторами и творениями?

Если христианин изберет за правило читать только святоотеческую литературу, он таким образом оградит себя от всех заблуждений, и решать подобные вопросы будет просто - если автор святой, например, святитель Николай Сербский или преподобный Паисий (Величковский) - можно смело читать. В противном же случае - отложить.

Правда, сейчас иногда даже под видом святоотеческих творений продаются сочинения еретические. Например, так называемый второй том творений преподобного Исаака Сирина. На самом деле это книга неизвестного автора, который подписывал свои сочинения именем преподобного Исаака. Это видно из того, что он проповедует осужденную Вселенскими Соборами ересь о всеобщем спасении. Также недавно я видел в церковной лавке книгу «аввы» Евагрия Понтийского «О помыслах». И в ней не написано, что этот «авва» предан анафеме на Пятом Вселенском Cоборе. В предисловии упоминается об осуждении лишь вскользь и невнятно, в то время как преподобный Иоанн Лествичник в своей «Лествице» называет его «богопротивным Евагрием», который «воображал, что он из премудрых премудрейший, как по красноречию, так и по высоте мыслей: но он обманывался, бедный, и оказался безумнейшим из безумных».

Но и против этого есть средство. Когда человек читает долгое время святоотеческие писания, у него вырабатывается вкус к чтению, он начинает чувствовать святоотеческий дух. И тогда, даже если автор ему неизвестен, он, открыв книгу и начав ее читать, заметит, если дух автора не совпадает с духом Святых Отцов. Тогда он отложит это сочинение, посоветуется с более опытными в духовной жизни людьми и выяснит для себя данный вопрос.

Перед каждым христианином, который стал на путь воцерковления возникает очень много вопросов и недоумений. Одним из таких вопросов является вопрос о чтении духовной литературы.

В великом разнообразии предлагаемой литературы новичку очень непросто разобраться, что необходимо читать сначала, а что оставить на потом. Перед чтением книг церковных авторов необходимо помнить, что святые отцы и подвижники благочестия «просто так» чтобы оставить «след в истории» никогда ни писали. Любые их произведения были написаны конкретно по какому-нибудь поводу.

Написанные произведения — это выражение их опыта жизни в церкви. Поэтому читая какое либо произведение, следует внимательно вчитываться в слова, пытаясь уловить основную мысль автора. И это очень важно: разглядеть главное, не заостряя внимания на «формах». В противном случае результат может быть самым печальным. Если же при чтении покажется что-то непонятным, то скорее всего, мы просто к пониманию этого не доросли.

Лествица

Итак, прежде всего, это классика аскетической литературы « ». Лествица — в переводе со славянского, означает лестница, возводящая от земли на небо. Именно так озаглавлена эта книга. Написана она Иоанном, игуменом горы Синайской, по просьбе одного благочестивого инока. Предназначена эта книга преимущественно для монахов. Поэтому применить ее советы, касающиеся внешних подвигов, для мирян будет очень затруднительно.

Но эта книга ценна не этим. Мы уже упоминали о форме, о содержании. А содержание этой книги — бесценный источник духовного опыта. Опыта борьбы со страстями. Как часто христиане исповедуются и снова продолжают грешить, не понимая, что бороться нужно совершено с другой страстью. Иоанн Лествичник так и писал, что есть «матери» страсти, а есть «дочери», которые произрастают из страстей-матерей. Кто пытается бороться со «страстьми-дочерьми», не умертвив «основные страсти» несет бесполезный труд. По «Лествице» составлена даже наглядная схема взаимодействия между собой страстей и пороков.

Моя жизнь во Христе

В этом дневнике отец Иоанн делал записи о переживаемом им духовном опыте, опытом жизни в церкви. Его однажды спросили откуда у него столь горячая вера Спасителю. На что он отвечал: «Я жил в церкви».

Эту книгу можно посоветовать людям при нападении помыслов неверия, отчаяния и малодушия, которые неизбежно будут на пути воцерковления. Отец Иоанн был назначен в храм в портовом рабочем городке под названием Кронштадт. Этот городок почти весь погряз в грехах. Беспробудное пьянство, воровство, драки были для него привычным явлением. И вот среди этого всего является отец Иоанн, который сумел разбудить чувства верующих. Он организовывает общества трезвости и странноприимные дома, восстанавливая в народе образ Божий. Это истинный светильник веры.

Невидимая брань

Следующая книга, рекомендуемая для прочтения православным христианам, называется « ». Написал ее афонский монах Никодим по прозвищу Святогорец. С греческого языка книгу перевел святитель Феофан Затворник. Эта книга описывает ту внутреннюю борьбу, которая происходит в душе каждого человека, ведущего внимательную духовную жизнь.

Ценность этой книги для нашего времени заключается в том, что в ней раскрывается суть христианского подвига. Она указывает, что весь смысл христианства заключается в борьбе с грехом внутри себя. Это сборник наставлений пронизан вековым опытом борьбы с грехом. Он учит, что начало греха есть мысль, которая рождается внутри нас. И от человека зависит отвергнуть или принять эту мысль.

Слова старца Паисия Святогорца

Об этой борьбе с помыслами учит также и . Этот афонский монах имел всего восемь классов образования, но его сердце, очистившиеся от страстей, стало вместилищем Святого Духа. Он был канонизирован в лике святых Вселенским патриархом.

Сейчас выпущены творения старца Паисия в пяти томах. Это слова, наставления, рассказы которые говорились в разное время посещавшим его людям. И монахи, и мирские семейные люди смогут найти в его творениях ответы на самые разнообразные вопросы. Его наставления затрагивают такие темы, как воспитание детей, государственная служба, выбор супруги(га), взаимоотношение с близкими. И особенно ценно, что старец Паисий был нашим современником и живя в наше непростое лукавое время, смог в жизни воплотить христианский идеал. Жизнь его еще раз подтвердила, что Христос и раньше и сейчас тот же.

Аскетические опыты

Еще хочется порекомендовать для прочтения книги Святителя Игнатия Брянчанинова. Все современные старцы советовали своим чадам изучать творения этого святого. Он собрал и систематизировал весь святоотеческий опыт в своих книгах.

Особенно ценны его первые два тома под названием « ». В них собраны основные вероучительные истины и опыт древних отцов, адаптированные под наше время.

В своих творениях святитель Игнатий настоятельно рекомендует искать дух, а не «букву». Он прямо пишет, что внешние аскетические подвиги, которыми подвизались древние отцы непосильны для современного человека. Критерием правильного духовного опыта являются не подвиги и даже не чудеса, а глубокое покаянное и смиренное чувство.

Нам оставлено покаяние

И, как бы, перекликается со святителем Игнатием, другой подвижник благочестия, живший совсем недавно в 1960-х годах. Это . Его книга «Нам оставлено покаяние», является источником духовной мудрости.

Книга написана в виде писем разным людям. В доступной форме и простым языком отец Никон наставляет, утешает, и подбадривает своих духовных чад. Основная мысль его писем заключается в том, что спасаемся мы не своими делами и подвигами, а единственно милостью Божьей. Господь заботится о спасении каждого из нас, нам же остается только безропотно и с благодарением принимать все, что ниспослано нам в виде жизненных обстоятельств.

Человек перед Богом

Еще хочется обратить внимание на труды митрополита Антония Сурожского. Одна из его книг, на которой хотелось бы заострить внимание называется « ». В ней собраны беседы святителя, которые он говорил в разных местах.

Это был человек глубоко верующий, который смог передать другим свой опыт веры. Обладая широчайшим кругозором, владыка смог глубокие истины христианской веры преподнести читателю таким образом, что даже простому, богословски необразованному человеку, становится все понятно. Более того, у него получилось тот внутренний духовный опыт, который несомненно присутствует у каждого христианина, открыть с другой стороны.

Очень часто бывает что человек не может подобрать слова, чтобы выразить что-то сокровенное, внутреннее. А когда читаешь святителя Антония, то невольно радуешься, когда твой опыт подтвержден его опытом и словами. В этом его несомненная заслуга.

Можно еще очень много рассказывать о православных книгах. Это действительно источник мудрости. Но не стоит забывать о том, о чем мы писали в начале статьи. Ключ к пониманию книг лежит в опыте борьбы с грехом и чистоте сердца. Поэтому и призываем мы Духа Утешителя перед учением.


Беседа и общество ближних очень действует на человека. Беседа и знакомство с ученым сообщает много сведений, с поэтом - много возвышенных мыслей и чувствований, с путешественником - много познаний о странах, о нравах и обычаях народных. очевидно: беседа и знакомство со святыми сообщают святость. С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и с избранным избран будеши (Пс. 17, 26, 27).

Отныне, во время краткой земной жизни, которую Писание не назвало даже жизнию, а странствованием, познакомься со святыми. Ты хочешь принадлежать на небе к их обществу, хочешь быть участником их блаженства? отныне поступи в общение с ними. Когда выйдешь из храмины тела,- они примут тебя к себе, как своего знакомого, как своего друга (Лк. 16, 9)

Нет ближе знакомства, нет теснее связи, как связь единством мыслей, единством чувствований, единством цели (1 Кор. 1, 10).

Где единомыслие, там непременно и единодушие, там непременно одна цель, одинаковый успех в достижении цели.

Усвой себе мысли и дух святых Отцов чтением их писаний. Святые Отцы достигли цели: спасения. И ты достигнешь этой цели по естественному ходу вещей. Как единомысленный и единодушный святым Отцам, ты спасешься.

Небо приняло в свое блаженное недро святых Отцов. Этим оно засвидетельствовало, что мысли, чувствования, деяния святых Отцов благоугодны ему. Святые Отцы изложили свои мысли, свое сердце, образ своих действий в своих писаниях. Значит: какое верное руководство к небу, засвидетельствованное самим небом,- писания Отцов.

Писания святых Отцов все составлены по внушению или под влиянием Святого Духа. Чудное в них согласие, чудное помазание! Руководствующийся ими имеет, без всякого сомнения, руководителем Святого Духа.

Все воды земли стекаются в океан, и, может быть, океан служит началом для всех вод земных. Писания Отцов соединяются все в Евангелии; все клонятся к тому, чтоб научить нас точному исполнению заповеданий Господа нашего Иисуса Христа; всех их и источник и конец - святое Евангелие.

Святые Отцы научают, как приступать к Евангелию, как читать его, как правильно понимать его, что содействует, что препятствует к уразумению его. И потому сначала более занимайся чтением святых отцов. Когда же они научат тебя читать Евангелие: тогда уже преимущественно читай Евангелие.

Не сочти для себя достаточным чтение одного Евангелия, без чтения святых отцов! Это - мысль гордая, опасная. Лучше пусть приведут тебя к Евангелию святые Отцы, как возлюбленное свое дитя, получившее предварительно воспитание и образование посредством их писаний.

Многие, все, отвергшие безумно, кичливо святых Отцов, приступившие непосредственно, с слепою дерзостию, с нечистым умом и сердцем к Евангелию, впали в гибельное заблуждение. Их отвергло Евангелие: оно допускает к себе одних смиренных.

Чтение писаний отеческих - родитель и царь всех добродетелей. Из чтения отеческих писания научаемся истинному разумению Священного Писания, вере правой, жительству по заповедям евангельскому, глубокому уважению, которое должно иметь к евангельским заповедям. Словом сказать,- спасению и христианскому совершенству.

Чтение отеческих писаний, по умалении Духоносных наставников, соделалось главным руководителем для желающих спастись и даже достигнуть христианского совершенства (Преп. Нил Сорский. Правила.) .

Книги святых Отцов, по выражению одного из них, подобны зеркалу: смотрясь в них внимательно и часто, душа может увидеть все свои недостатки.

Опять - эти книги подобны богатому собранию врачебных средств: в нем душа может приискать для каждого из своих недугов спасительное врачевство.

Говорил святый Епифаний Кипрский: «Один взор на священные книги возбуждает к благочестивой жизни» (Алфавитный патерик). Чтение святых Отцов должно быть тщательное, внимательное и постоянное: невидимый враг наш, ненавидящий глас утверждения, ненавидит в особенности, когда этот глас исходит от святых Отцов. Этот глас обличает козни нашего врага, его лукавство, открывает его сети, его образ действий: и потому враг вооружается против чтения Отцов различными гордыми и хульными помыслами, старается ввергнуть подвижника в суетные попечения, чтобы отвлечь его от спасительного чтения, борет его унынием, скукою, забывчивостью. Из этой брани против чтения святых Отцов, мы должны заключить, как спасительно для нас оружие, столько ненавидимое врагом. Усильно заботится враг о том, чтобы исторгнуть его из рук наших.

Каждый избери себе чтение Отцов, соответствующее своему образу жизни. Отшельник пусть читает Отцов, писавших о безмолвии; инок живущий в общежитии,- Отцов, написавших наставления для монашеских общежитий; христианин, живущий посреди мира,- святых Отцов, произнесших свои поучения вообще для всего христианства. Каждый, в каком бы звании ни был, почерпай обильное наставление в писаниях Отцов.

Непременно нужно чтение, соответствующее образу жизни. Иначе будешь наполняться мыслями, хотя и святыми, но неисполненными самым делом, возбуждающими бесплодную деятельность только в воображении и желании; дела благочестия, приличествующие твоему образу жизни, будут ускользать из рук твоих. Мало того, что ты сделаешься бесплодным мечтателем,- мысли твои, находясь в беспрестанном противоречии с кругом действий, будут непременно рождать в твоем сердце смущение, а в поведении неопределенность, тягостные, вредные для тебя и для ближних. При неправильном чтении Священного Писания и святых Отцов, легко можно уклониться с спасительного пути в непроходимые дебри и глубокие пропасти, что и случилось со многими. Аминь.

Об удалении от книг, содержащих в себе лжеучение

Опять приношу тебе, верный сын Восточной Церкви, слово совета искреннего, благого. Это слово не мне принадлежит: оно - святых Отцов. Оттуда все мои советы.

Храни ум и сердце от учения лжи. Не беседуй о христианстве с людьми, зараженными ложными мыслями; не читай книг о христианстве, написанных лжеучителями.

Истине соприсутствует Дух Святый: Он - Дух Истины. Лжи соприсутствует и содействует дух диавола, который - ложь и отец лжи.

Читающий книги лжеучителей, приобщается непременно лукавому, темному духу лжи. Это да не покажется тебе странным, невероятным: так утверждают светила Церковные - святые Отцы.

Если ум твой и сердце ничем не исписаны,- пусть Истина и Дух напишут на них заповеди Божии и Его учение духовное.

Если же ты позволил исписать и исчеркать скрижали души разнообразными понятиями и впечатлениями, не разбирая благоразумно и осторожно - кто писатель, что он пишет: то вычисти написанное писателями чуждыми, вычисти покаянием и отвержением всего богопротивного.

Писателем на твоих скрижалях да будет един перст Божий.

Приготовь для этого писателя чистоту ума и сердца благочестивою, целомудренною жизнию: тогда при молитвах твоих и при чтении священных книг, неприметно, таинственно будет начертываться на скрижалях души закон Духа.

Только те книги о религии позволено тебе читать, которые написаны святыми Отцами вселенской Восточной Церкви. Этого требует восточная Церковь от чад своих.

Если же ты рассуждаешь иначе, и находишь повеление Церкви менее основательным, нежели рассуждение твое и других, согласных с тобою: то ты уже не сын Церкви, а судия ее.

Ты назовешь меня односторонним, не довольно просвещенным, ригористом? - Оставь мне односторонность мою и все прочие недостатки: желаю лучше при этих недостатках быть послушным Восточной Церкви, нежели при всех мнимых совершенствах быть умнее ее, и потому позволять себе непослушание ей, и отделение от нее. Истинным чадам Восточной Церкви приятен будет голос мой.

Они знают, что хотящий получить небесную премудрость, должен оставить свою собственную, земную, как бы она велика ни была, отречься от нее, признать ее, какова она и есть, буйством (Кор. 3, 19).

Земная мудрость - вражда на Бога: она Закону Божию не покоряется, и не может покоряться (Рим. 8, 7). От начала таково ее свойство; такою останется она до конца своего,- когда земля и яже на ней дела, а с ними и земная мудрость, сгорят (2 Пет. 3, 10).

Святая Церковь позволяет читать книги лжеучителей только тем своим членам, которых мысль и сердечные чувства исцелены и просвещены Святым Духом, которые могут всегда отличить от истинного добра зло, притворяющееся добром и прикрытое личиною добра.

Великие угодники Божии, познавшие немощь общую всем человекам, страшились яда ереси и лжи, и потому со всевозможным тщанием убегали бесед с людьми, зараженными лжеучением и чтения еретических книг (Житие Пахомия. Patrologiae Tomus. 73, cap. 44.). Имея пред очами падение ученнейшего Оригена, искусного в любопрении Ария, красноречивого Нестория и других богатых мудростию мира, погибших от самонадеянности и самомнения, они искали спасения и обрели его в бегстве от лжеучения, в точнейшем послушении Церкви.

Духоносные, святые пастыри и учителя Церковные читали писания богохульных еретиков, вынуждаемые к такому чтению необходимою нуждою всего христианского общества. Они словом сильным, словом духовным обличали заблуждения, возвестили всем чадам Церкви скрытую опасность в еретических писаниях, прикрытую великолепными наименованиями святости и благочестия.

Но мне и тебе необходимо охраняться от чтения книг, сочиненных лжеучителями. Всякому, не принадлежащему Восточной церкви, единой святой, писавшему о Христе, о христианской вере и нравственности, принадлежит имя лжеучителя.

Скажи: как возможно позволить тебе чтение всякой книги, когда каждая, читаемая тобою книга, ведет тебя куда хочет,- убеждает соглашаться на все, на что нужно ей твое согласие, отвергать все, что ей нужно, чтоб ты отвергал?

Опыт доказывает, как гибельны последствия безразборчивого чтения. Сколько можно встретить между чадами Восточной

Церкви понятий о христианстве самых сбивчивых, неправильных, противоречащих учению Церкви, порицающих это святое учение,- понятий, усвоенных чтением книг еретических!

Не оскорбись, друг мой, на мои предостережения, внушаемые желанием тебе истинного блага. Отец, мать, добрый воспитатель не будут ли страшиться за невинного, неопытного младенца, когда он захочет невозбранно входить в комнату, где между съестными припасами множество яду?

Смерть души бедственнее смерти тела: умершее тело воскреснет, и часто смерть тела бывает причиною жизни для души; напротив того душа, умерщвленная злом - жертва вечной смерти. Душу может убить одна мысль, содержащая в себе какой-нибудь вид богохульства, тонкий, вовсе не приметный для незнающих.

Будет время, предвозвещал святый Апостол, егда здраваго учения не послушают, но по своих похотных изберут себе учителем, чещеми слухом: и от истины слух отвратят и к баснем уклонятся (2 Тим. 4. 3, 4).

Не прельщайся громким заглавием книги, обещающим предать христианское совершенство тому, кому нужна еще пища младенцев: не прельщайся ни великолепным изданием, ни живописию, силою, красотою слога, ни тем, что писатель - будто святый, будто доказавший свою святость многочисленными чудесами.

Лжеучение не останавливается ни пред каким вымыслом, ни пред каким обманом, чтоб басням своим дать вид истины, и тем удобнее отравить ими душу.

Лжеучение само по себе - уже обман. Им обманут прежде читателя писатель (Фомы Кемпийского о «Подражании Иисусу Христу», книга 1. гл. 3, кн. 3, гл. 2.).

Признак книги истинно, существенно душеполезный - святый Писатель, член Восточной Церкви, одобренный, признанный святою Церковию. Аминь.

Истина и дух

Не обольщайся самомнением и учением тех, обольщенных самомнений, которые, пренебрегая истиною Церкви и Божественным откровением, утверждают, что истина может вещать в тебе самом без звуков слова, и наставлять тебя сама собою, каким-то неопределенным и неясным действием. Это - учение лжи и ее наперсников.

Признаки учения лжи: темнота, неопределительность, мнение и следующее за ним, рождаемое им мечтательное, кровяное и нервное наслаждение. Оно доставляется тонким действием тщеславия и сладострастия.

Падшее человечество приступает к святой истине верою; другого пути к ней нет. Вера от слуха, слух же глаголом Божиим (Рим. 10, 17), научает нас Апостол.

Слово Божие - истина (Ин. 17, 17); заповеди евангельские - истина (Пс. 118, 86), а всякий человек - ложь (Пс. 115, 2). Все это засвидетельствовано Божественным Писанием. Как же из того, кто - ложь, думает услышать голос святой истины?

Хочешь ли услышать его,- услышать духовный голос святой истины? - Научись читать Евангелие: от него услышишь истину, в нем увидишь истину. Истина откроет тебе падение твое и узы лжи, узы самообольщения, которыми невидимо связана душа всякого человека, не обновленного Святым Духом.

Тебе стыдно сознаться, падший горделивец, гордый в самом падении своем, что ты должен искать истины вне себя, что вход для нее в твою душу - чрез слух и другие телесные чувства! Но это - неоспоримая правда, обличающая, как глубоко наше ниспадение.

Так глубоко, так страшно ниспадение наше, что для извлечения нас из гибельной пропасти, Бог - Слово принял на себя человечество, чтоб человеки из учеников диавола и лжи соделались учениками Бога и Истины, или посредством Слова и Духа Истины освободились от греховного рабства, и научились всякой истине (Ин. 8, 31, 32; слич. Ин. 16, 13).

Мы так грубы, так чувственны, что нужно было, чтоб Святая Истина подверглась нашим телесным чувствам; нужны были не только звуки слова, но и исцеления недужных, ощутительные знамения на водах, древах, хлебах, чтоб мы, убеждаемые телесными очами, могли сколько-нибудь усмотреть Истину. Так омрачились наши очи душевные!

Аще знамений и чудес не видите, не имате веровати (Ин. 4, 48), упрекал Господь людей чувственных, просивших у Него исцеления телу, и не подозревавших даже, что души их находятся в несравненно ужаснейшем недуге, и потому нуждаются несравненно более в исцелении и небесном Враче, нежели тела.

И человек сознался пред Господом, что знамения, зримые телесными очами, привели его к вере, привели к зрению умом. Вем говорил он Господу, яко от Бога пришел еси учитель: никто же бо может знамений сих творити, аще не будет Бог с ним (Ин. 3, 2). А человек этот имел ученость земную.

Многие очами видели Спасителя, видели его Божественную власть над всею тварию в творимых Им Чудесах; многие ушами своими слышали Его святое учение, слышали самих бесов, свидетельствующих о Нем; но не познали Его, возненавидели Его, посягнули на ужаснейшее злодеяние - на богоубийство. Так глубоко, так страшно наша падение, наше омрачение.

Кажется: достаточно прочитать одну главу Евангелия, чтоб познать говорящего в нем Бога. Глаголы живота вечного имаши , Господь и Бог наш, явившийся нам в смиренном виде человека, и мы веровахом, и познахом, яко Ты еси Христос, Сын Бога живаго (Ин. 6, 68, 69).

Вещает Само - истина: Аще вы пребудете в словеси Моем, воистину ученицы Мои будете. И уразумеете истину, и истина свободит вы (Ин. 8, 31, 32). Изучай Евангелие, и будет из него вещать тебе неподдельная, святая истина.

Может вещать истина и внутри человека. Но когда это? Тогда, когда, по слову Спасителя, человек облечется силою свыше (Лк. 24, 49): егда приидет Он, Дух Истины, наставит вы на всяку истину (Ин. 16, 13).

Если же прежде явственного пришествия Святого духа - удела святых Божиих - кто возмнит слышать внутри себя вещающую истину, тот льстит только своей гордости, обманывает себя; он скорее слышит голос того, кто говорил в раю: будете яко бози (Быт. 3, 5). И этот-то голос кажется ему голосом истины!

Познавать истину из Евангелия и святых Отцов, посредством чтения причащаться живущему в Евангелии и святых Отцах Святому Духу - великое счастие.

Высшего счастия,- счастия слышать истину от самого Пресвятого Духа я не достоин! я не способен к нему! не способен выдержать его, сохранить его: сосуд мой не готов, не окончен и не укреплен. Вино Духа, если б было влито в него, расторгло бы его, и само пролилось (Мф. 9, 17), а потому всеблагий Господь мой, щадя немощь мою, долготерпит о мне (Лк. 18, 7). И не представляет мне в снедь сильного духовного брашна (Кор 3, 2).

Сотник признал себя недостойным принять Господа в дом свой, а просил, чтоб пришло в этот дом всемогущее слово Господа, и исцелило отрока. Оно пришло; совершилось знамение, совершилось исцеление отрока. Господь похвалил веру и смирение сотника (Мф. 8, зач. 25).

Говорили сыны Израиля святому вождю своему и законодателю, говорили из правильного понятия о величии Божества, из понятия, от которого раждается в человеке сознание и познание ничтожества человеческого: Глаголи ты с нами, и да не глаголет к нам Бог, да не умрем (Исх. 20, 19). Смиренные и спасительные слова эти свойственны каждому истинному христианину: предохраняется христианин таким сердечным залогом от душевной смерти, которою поражает самообольщенных гордость и дерзость их. В притивоположность истинному христианину, этому духовному израильтянину, вопиет в исступлении самообольщенный: «Сыны Израиля говорили некогда Моисею: говори ты к нам, и мы будем слушать; Господь же да не говорит к нам, чтоб нам не умереть. Не так, Господи, не так молю я! Да не говорит мне Моисей, или другой кто из пророков: говори Ты, Господи Боже, дарующий вдохновение всем пророкам. Ты один, без них, можешь совершенно научить меня» (Подражание, кн. 3, гл. 2).

Недостоин Господа, недостоин подражания тот, кто весь в сквернах и нечистотах, а глупым, гордостным, мечтательным мнением думает быть в объятиях пречистого, Пресвятого Господа, думает иметь Его в себе и с Ним беседовать, как с другом (Подражание, кн 3, гл 1).

Бог прославляем в совете святых, велий и страшен есть над всеми окрестными Его (Пс. 88, 8), говорит Писание; Он страшен для самых высших небесных Сил. Шестокрылатые Серафимы парят вокруг Его престола, в исступлении и ужасе от величия Божия произносят неумолкающее славословие, огненными крылами закрывают огненные лица: видел это тайнозритель Исаия(Ис. 6). Человек! благоговейно прикройся смирением.

Довольно, довольно, если Слово Божие, истина взойдет в дом души при посредстве слышания, или чтения, и исцели отрока, то есть, тебя, находящегося еще в младенческом возрасте по отношению к Христу, хотя по возрасту плотскому ты, может быть, уже украшен сединами.

Нет другого доступа к Истине! Како уверуют, говорит Апостол, его-же не услышаша? како же услышат без проповедующаго? Вера от слуха, слух же галголом Божиим (Рим. 10, 14, 17). Замолкли живые ограны Святого духа: проповедует истину - изреченное Святым Духом - Писание.

Верный Сын Восточной Церкви! Послушай совета дружеского, совета спасительного. Ты хочешь познать основательно путь Божий, придти по этому пути к спасению вечному? - Изучай святую истину в Священном Писании, преимущественно же в Новом Завете, и в писаниях святых Отцов. Непременно нужна при этом упражнении и чистота жизни: потому что только чистые сердцем могут зреть Бога. Тогда сделаешься, в свое время, в мере известной и угодной Богу, учеником и наперсником святой Истины, причастником неразлучного с Нею, преподаемого Ею, Святого духа. Аминь.

«Никто да не читает, сказал священномученик Петр Дамаскин, не служащего к угождению Божию. Если же и прочтет когда что таковое в неведении: то да подвизается скорее изгладить его из памяти чтением Божественных Писаний и из них именно тех, которые наиболее служат ко спасению души его, по состоянию, которого он достиг... Противных же сему книг никак да не читает. Какая нужда принять духа нечистого, вместо Духа Святого? Кто в каком слове упражняется, тот получает свойство того слова, хотя этого и не видят неопытные, как видят имеющие духовную опытность». Святого Петра Дамаскина книга первая, статья о рассуждении. Доброт. ч. 3.
При совершении таинства исповеди положено спрашивать кающегося, не читает ли он книг еретических? Требник.
Выше сказано, что так назван святыми Отцами извечный вид самообольщения, почему и мы удерживаем это название.