Модульное обучение на уроках биологии. Учебно-методический материал по биологии на тему: Модульное обучение на уроках биологии. и ее особенности

Учитель должен научить школьников самостоятельно добывать знания, применять полученные знания, отвечать за результаты своего труда, т.е. научить учиться. Убеждение в этом привело меня к изучению и использованию в своей работе модульной технологии, с которой нас, учителей биологии, познакомила Т.И. Шамова, доктор педагогических наук, профессор, чл.-корр. РАО. Модульное обучение как педагогическая технология эффективно решает данную проблему.

Основателем модульного обучения считают Дж. Рассела ("Modular instruction", 1974). Модульное обучение в России стало известно в конце 80-х годов благодаря исследованиям Юцявичене П.А. и его учеников.

П.А. Юцявичене под модулем понимает "целевой функциональный узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности".

Сущность модульного обучения заключается в том, что ученик самостоятельно (или с определенной дозой самостоятельности) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Ему предлагается инструкция, в которой определены:

  • цель усвоения модуля;
  • где найти учебный материал;
  • как овладеть им (прочитать, найти ответы на вопросы, составить конспект, заполнить таблицу и т.д.);
  • как проверить правильность выполнения задания (контроль - тесты, письменные работы и т д. - определяет степень усвоения материала).

Таким образом, модуль выступает средством модульного обучения, т.к. в него входит целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей .

Работу по апробации и постепенному введению модульного обучения в учебный процесс я начала примерно 10 лет назад. Программа биологии 8 класса подходит для применения этой технологии. В своей работе я опиралась на рекомендации Т.И. Шамовой. Была разработана модульная программа по образовательной программе В.В. Пасечника, В.М. Пакулова и др. по курсу "Человек и его здоровье" для общеобразовательной школы. Модули разработаны к учебнику "Биология. Человек" (авторы Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, Н.И. Беляев). При построении модулей учитывала принципы модульного обучения: принцип сочетания комплексных, интегрирующих и частных дидактических целей и принцип обратной связи: контроля, анализа, коррекции в сочетании с самоуправляемым учением со стороны школьников. Перед каждым модулем предусмотрен входной контроль знаний и умений учащихся, затем осуществление текущего и промежуточного контроля в конце каждого учебного элемента и выходной контроль после завершения работы с модулем (темой). Важным критерием построения модуля является структурирование деятельности ученика в логике этапов усвоения знаний: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация.

Введение модульного обучения в учебный процесс, осуществляла постепенно (только некоторые темы, только сильные ученики и т. д.). Сначала некоторые темы полностью изучались с применением модульной технологии, но со временем я пришла к выводу, что лучший результат в 8 классе дает сочетание модульной системы обучения и традиционной. В этом случае часть материала раздела изучается с применением модулей, а часть - с применением традиционных и нетрадиционных форм уроков: урок - сказка, урок - ролевая игра, урок - КВН, конференция, семинар и т.д. (Например: на изучение темы "Кровеносная и лимфатическая системы" по программе отводится 6 часов, из них 4 часа - модульные уроки, 2 часа - традиционные; на изучение темы "Покровные органы. Терморегуляция" отводится 3 часа, из них - 1-2 часа - модульные уроки (см. ниже). Но обязательно в конце темы проводится выходной контроль. Это может быть тестовая работа, контрольная письменная работа и т.д. Часть же тем в 8 классе изучается с применением других педагогических технологий.

Успех применения модульной технологии в учебном процессе зависит и от того, как подготовлены инструкции для учащихся. В процессе работы я убедилась в том, что инструктивные задания не должны носить слишком "опекающий характер", регулирующий каждый шаг ученика (возьми в руки это, посмотри на рисунок и т.д.). Это отбирает много времени на чтение большого количества "командных" заданий. Четко поставленные задачи и хорошо продуманные задания, умелая помощь учителя на первых уроках, позволяют ученику достаточно быстро научиться работать с модулями. На уроках все учащиеся заняты работой, не отвлекаются на посторонние дела, поэтому не бывает нарушения дисциплины. У детей нет боязни получения низкой оценки, так как они имеют возможность доработать изучаемый материал и получить более высокую оценку. Получаешь удовлетворение на таких уроках.

Использование модульной технологии в течение ряда лет позволяет мне сделать следующие выводы: ее применение обеспечивает формирование устойчивого интереса к предмету; активизацию познавательной деятельности; индивидуальный подход к учащимся; гибкость предоставления информации; развитие мышления; возможность самоконтроля и самооценки; формирование самостоятельности и навыков учебной деятельности.

Благодаря компьютеру, процесс подготовки модулей, распечатка их в любом количестве упрощаются. Безусловно, много времени уходит на подготовку модулей, но это помогает добиваться такой организации учебного процесса, при которой все ученики работают самостоятельно и прилежно, имеют возможность самореализоваться, учатся самостоятельно добывать знания, т.е. учатся учиться.

ПОКРОВНЫЕ ОРГАНЫ. ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ .

КДЦ: изучить строение и функции кожи, волос, ногтей; усвоить гигиенические требования к наружным покровам с целью предупреждения кожных заболеваний и сохранения здоровья.

Модуль 1. Тема: "Строение, функции и гигиена кожи" (2 урока)

Номер учебного элемента (УЭ) Учебный материал с указанием заданий Руководство по усвоению учебного материала
УЭ-0 Интегрирующая цель: в процессе учебной работы над заданием вы должны:

1. изучить строение и функции кожи, ногтей, волос;

2. усвоить анатомо-физиологические сведения, лежащие в основе гигиены кожи;

3. раскрыть механизм терморегуляции

УЭ-1 Цель:
  • Определите ваш исходный уровень о покровных органах организмов.
  • Запишите в своей тетради дату и название изучаемой темы урока.
  • Выполните тестовую работу по теме "Покровные органы".

Защитная функция покровов тела выражается

а) в защите от проникновения инородных веществ

б) в обмене веществ

в) в регулировании температуры тела

г) в предохранении от потерь воды

В процессе эволюции покровы тела животных

а) усложнялись

б) упрощались

в) не изменялись

г) приобретали новые образования

3) Найдите соответствие.

Классы животных:

2. Земноводные

3. Пресмыкающиеся

5.Млекопитающие

Характеристика покровов тела:

А) кожа голая, со слизистыми железами, постоянно увлажненная

Б) кожа сухая, без желез, покрытая пухом и перьями

В) кожа имеет железы, волосяной покров состоит их шерсти и подшерстка

Г) кожа сухая, покрытая роговыми чешуйками

Д) кожа имеет железы, выделяющие слизь, покрытая костными чешуями

3. Ответьте на вопросы:

1) Каково происхождение перьев?

2) Какова природа волос?

4. Краткая фронтальная проверка результатов выполнения УЭ-1

Работайте самостоятельно в тетради.

Обсудите результаты в паре

УЭ-2 Цель: получить представление о строении, функциях и гигиене покровных органов.

1. Прослушайте лекцию (с использованием презентации) учителя по теме: "Покровные органы человека".

2. Записывайте в тетради основные положения лекции.

Делайте записи в тетради.

УЭ-3 Цель: самостоятельно изучить строение и функции кожи.
  1. Прочитайте п. 39 учебника (Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев Н.И. Биология. Человек. Учебник для 8 класса).
  2. Изучите рисунки к этому параграфу.
  3. Заполните таблицу "Строение и функции кожи".

Работайте самостоятельно с тетрадью, учебником, демонстрационными таблицами.

УЭ-4 Цель: выяснить особенности ухода за кожей, ногтями и волосами, чтобы в будущем предотвратить заболевания и раннее старение кожи.
  1. Прочитайте параграф 40 учебника.
  2. Подготовьте (устно) ответы на вопросы к параграфу и обсудите в группе.

Ответьте на вопросы:

А) Не противоречит ли мода гигиеническим требованиям к одежде?

Б) Как отражается на состоянии кожи девушки курение?

Работайте самостоятельно.

Обсудите в группе.

Фронтальная беседа.

УЭ-4 Цель: раскрыть механизм терморегуляции, уяснить значение ц.н.с. в выполнении этой функции.
  1. Прочитайте параграф 41 учебника.
  2. Ответьте на вопросы, страница 212.
  3. Используя текст учебника заполните таблицу

Обсудите ответы в паре.

Правильный ответ оценивается 1 баллом

Обсудите выполненное задание.

УЭ-5 Цель: проверить полученные знания по теме.

Выполните тестовую работу. Выберите все правильные ответы.

Вариант 1.

1. Наружный слой кожи

б) гиподерма

в) эпидермис

2. Центр терморегуляции находится

а) в коре больших полушарий

б) в промежуточном мозге

в) в мозжечке

г) в продолговатом мозге

3. Под влиянием солнечного света количество пигмента в коже

а) уменьшается

б) не изменяется

в) увеличивается

4. Какой процесс происходит в потовых железах?

а) очистка тканевой жидкости

б) очистка крови

в) очистка лимфы

5. Секрет сальных желез

а) способствует теплоотдаче

б) смягчает эпидермис и волосы

в) защищает от ультрафиолетовых лучей

г) улучшает восприятие прикосновения

6. Гиподерма

а) препятствует охлаждению тела

б) осуществляет выделительную функцию

в) выполняет функцию амортизатора

г) содержит энергетический резерв

7. Особенности кожи, обеспечивающие терморегуляцию

а) наличие подкожной жировой клетчатки

б) способность изменять цвет под действием солнца

в) возможность образовывать пот

г) способность изменять просвет кровеносных сосудов

8. При понижении температуры окружающей среды

в) кровеносные сосуды кожи расширяются

г) потоотделение уменьшается

9. Причины кожных заболеваний

а) неправильное питание

б) прогулки не свежем воздухе

в) недостаток витаминов

г) гормональные нарушения

10. Установите соответствие между слоями кожи и особенностями их строения.

Слои кожи: Структура слоев кожи:

А) эпидермис 1. сальные железы

Б) дерма 2. слой ороговевших клеток

В) гиподерма 3. потовые железы

4. рецепторы

5. пигментный слой клеток

6. жировая ткань

7. волосяные луковицы

8. кровеносные сосуды

Вариант 2.

1. Гиподерма состоит из

а) мертвого ороговевшего слоя

б) подкожной жировой клетчатки

в) живых делящихся клеток

2. Средний слой кожи

а) гиподерма

б) эпидермис

3. Функция пигментного слоя

а) обеспечивает чувствительность

б) удаляет продукты обмена

в) защищает от избытка ультрафиолетовых лучей

4. Под влиянием высокой температуры потоотделение

а) уменьшается

б) увеличивается

в) не изменяется

5. В слое дермы расположены

а) рецепторы

в) потовые железы

б) ороговевший слой клеток

г) сальные железы

6. Выделительная и дыхательная функции кожи

а) не пропускает воду из внешней среды

б) выделяет пот

в) поглощает кислород и выделяет углекислый газ

г) образует пигмент меланин

7. При повышении температуры окружающей среды

а) теплообразование усиливается

б) интенсивность обмена веществ повышается

в) потоотделение увеличивается

г) наблюдается расширение сосудов кожи

8. Форма потовой железы

а) шарообразная

б) трубочка

в) звездчатая

9. Для предотвращения появления угрей необходимо

а) следить за чистотой кожи

б) избегать жирной пищи

в) употреблять острые приправы

10.. Установите соответствие между функциями кожи и правилами гигиены.

Функции кожи:

А) теплорегуляция

Б) потоотделение

В) дыхательная

Г) выделение кожного сала

Правила гигиены:

1. умываться водой комнатной температуры;

2. регулярно мыть потеющие места;

3. обувь должна быть сухой и чистой, зимой теплой;

4. нельзя переохлаждаться, т.к. происходит сужение кровеносных сосудов и ухудшение кровоснабжения;

5. нельзя использовать одежду из синтетических тканей

Проверьте правильность ваших ответов, используя приложение (или - УЭ-5 проверяет учитель).

Критерии оценки.

Творческое задание: подготовиться к конференции на тему: "Гигиена кожи" (по страницам научно-популярной литературы)

Выполняйте работу самостоятельно.

Приложение

УЭ-1 1) а, в, г 2) а, г 3) 1. д, 2. а, 3 г, 4. б, 5. в

УЭ-4 Потоотделение уменьшается, сосуды кожи расширяются, тепло выделяется

Вариант-1

1. в 2. г 3. в 4. б 5. б 6. а, в, г 7. а, в, г 8. а, б. г 9. а, в, г 10. А) 2, 4, 5 Б) 1, 3, 4, 7, 8 В) 6

Вариант-2

1.б 2. в 3. в 4. б 5. а, в, г 6. а, б, в 7. в, г 8. б 9. а, б 10. А) 5 Б) 2, 3 В) 4, 5 Г) 1

Литература

  1. Юцявичене П. Теория и практика модульного обучения. - Каунас, 1989.
  2. Шамова Т.И. Модульное обучение: сущность, технология. //Биология в школе. 1994, №5.
Дулзукей Полина Бариновна

учитель биологии МБОУ СОШ с. Ильинка Каа-Хемского района

Модульное обучение на уроках биологии

Технология модульного обучения характеризуется опережающим изучением теоретического материала укрупненными блоками – модулями, алгоритмизацией учебной деятельности, завершенностью и согласованностью циклов познания и других видов деятельности.

Основополагающее понятие в технологии модульного обучения – модуль. Модуль – это целевой функциональный узел, в который объединены учебное содержание и технология владения им.

Построение самого модуля начинается с формулирования целей для каждого учебного элемента и самого задания. Выходной контроль, который создается как отдельный учебный элемент, подразумевает проверку овладением содержания модуля.

Чем модульное обучение отличается от других систем обучения?

Во-первых, содержание обучения представляется в законченных самостоятельных информационных блоках, усвоение которых осуществляется в соответствии с комплексной дидактической целью. Кроме того, каждый ученик получает от учителя советы в письменной форме, как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т.д.

Во-вторых, меняется форма общения учителя и ученика.

В-третьих, ученик работает максимум времени самостоятельно, учится самопланированию, самоорганизации, самоконтролю, самооценке. Это дает возможность осознавать себя в деятельности, определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы.

В-четвертых, наличие модулей позволяет учителю индивидуализировать работу с отдельными учениками (особенно отстающими).

Традиционные методы и приемы обучения не настолько полно и эффективно дают возможность учащимися усвоить знания по программному материалу. Блочно-модульное обучение результативнее и продуктивнее, способствуют высокому уровню специальных профессиональных навыков, изменению функций преподавателя: он становится консультантом, собеседником учеников.

Использование различных методов обучения, расширение возможностей включения в урок самостоятельной деятельности учащихся, активизации их способствует блочно-модульное изучение, предполагающее объединение различных форм учебной работы в единый блок уроков по теме.

При изучении материала крупными блоками необходимы следующие условия:

  1. Четкая организация всего учебного процесса.
  2. Постановка целей и задач обучения для всего блока темы.
  3. Сочетание словесных наглядных методов (в том числе и использование опорных конспектов).
  4. Широкое вовлечение учащихся в различные виды самостоятельной деятельности в индивидуальной, парной, групповой формах.
  5. Комбинированный способ контроля: письменный ответ, устное изложение, взаимоконтроль.
  6. Вера учителя в силу и способности учащихся.

Для повышения интереса к учению и облегчения усвоения материала применяю различные формы и методы преподавания. Сейчас я работаю над модульной технологией. Считаю это направление достаточно перспективным. На мой взгляд, модульное обучение имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционным:

  • во-первых, предоставляет возможность учащимся работать индивидуально, в присущем только им темпе, в парах или группах;
  • во-вторых, обеспечивает «мягкие» формы контроля.

Структурированное содержания учебного материала предполагает рассмотрение объекта как системы. Конфигурация и характер связей внутри системы и есть её структура, остающаяся неизменной при изменении системы в определенных пределах.

Вопрос о возможностях блочно-модульного структурирования содержания образования в средней школе, прежде всего, связан с проблемой возраста обучаемых и с уровнем их умений и навыков организации самостоятельного труда. Так, в младших классах акцент должен делаться на педагогический процесс, организуемый и управляемый непосредственно педагогом. А начиная со средних классов можно вводить элементы технологии модульного обучения. Таким элементами могут быть упрощенные модули, в которых упор делается на управление и самоуправление деятельностью учащихся, контроль и самоконтроль их знаний.

Модули в учебный процесс целесообразно вводить постепенно: начинания с отдельных уроков, курсов, предметов и с конкретных учащихся с хорошо сформированными навыками самоуправления учебной деятельности в старших классах технологию модульного обучения можно полностью ввести в педагогический процесс. Степень владения учебными навыками учащихся старших классов позволяет полностью структурировать содержание учебного материала с помощью системы модульного обучения.

Алгоритмы блочно - модульного структурирования на примере содержания биологии: I этап . В содержании учебного курса необходимо выделить ведущие направления учебного предмета как основы для освоения учащимися дисциплины биологии (таблица1)

БИОЛОГИЯ

Начальный курс

Живой организм

Общая биология

Природоведение. 5 класс

Живой организм.

6 класс

Многообразие живых организмов.

7 класс

Человек.

8 класс

Общие закономерности.

9 класс

Общая биология.

10-11 класс

Изучение Вселенной, Земли, живых организмов, места человека на Земле

Изучение строения и свойств живых организмов, их жизнедеятельности и взаимодействия организма и среды

Изучение различных царств живой природы: прокариотов,

грибов, растений и животных, вирусов

Изучение особенностей происхождения, строения, функций различных систем органов человека и его поведения

Изучение общих закономерностей живой природы, возникновения и развития жизни на Земле, структурной организации живых организмов, их размножения наследственности и основ экологии

Изучение

уровней

организации

живой

материи, происхождения

И развития жизни

На Земле, строения

клетки,

основ

размножения организмов, закономерностей

генетики, онтогенеза

и эволюционных

учений развития органического мира на Земле, основ экологии и взаимодействия биосферы и человека

IIэтап. Структурирование содержания учебного материала, рассчитанного на один год обучения (таблица2)

Школьный курс «Многообразие живых организмов» состоит из 4 основных блоков учебного материала.

I блок (МП-модульная программа) рассказывает об общей характеристике, происхождении и особенностях строения, жизнедеятельности и роли в природе и жизни человека различных простейших организмов.

II блок посвящен царству Грибы. В нем описываются классификация, особенности строения, питания, размножения и значения грибов в природе и жизни человека.

III блок включает в себя изучение двух подцарств растений: низших и высших, в которых рассказывается о многообразии, классификации, строении и процессах жизнедеятельности, а также роли растений в биосфере и жизни человека.

IV блок изучает царство животных и состоит из двух подцарств: Одноклеточные и Многоклеточные животные, которые делятся по определенному плану: строение, основные процессы жизнедеятельности, роль в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

III этап . Создание блочно - модульного структурирования учебного материала на основе «дерева целей». Каждой модульной программе (МП) дается название, которое отображает суть выбранной для этого темы и раздела.

«Дерево целей»

МП «Многообразие живых организмов»

КДЦ

МП «Царство Прокариоты»

МП «Царство Грибы»

МП «Царство Растения»

МП «Царство Животные»

ИДЦ

ИДЦ

М 1 –

Общая характеристика

прокариот

М-2

Особенности строения и жизнедеятельности прокариот

М-3

Подцарство Оксифотобактерии, особенности организации, роль в природе, практическое значение

УЭ-0

Вход к окр.

УЭ-1

Строение и жизнедеятельность бактерий

УЭ-2

Особенности оксифотобактерий

В основе любой модульной программы лежит совокупность целей (КДЦ – комплексная дидактическая цель, ИДЦ – интегрирующая дидактическая цель). Составление модульной программы всегда начинается с выделения основных научных идей курса, внутри которых формулируются цели изучения тем и отдельных уроков. Лишь затем учебное содержание структурируется вокруг этих идей в определенные блоки. Совокупность целей модульной программы можно представить в виде дерева. Ствол дерева по содержанию соответствует отдельной теме; стволовые ветви соответствуют отдельным урокам – модульные уроки подразделяются на учебные элементы или этапы урока. Отличительной особенностью модульной технологии является то, что для каждого учебного элемента разрабатываются свои дидактические цели.

Принцип модульности предполагает построение учебного курса по блокам-модулям, внутри которых материал представлен в виде системы учебных элементов (УЭ). Для каждого их УЭ разрабатывают свои дидактические цели, без овладения которыми общая цель не будет достигнута.

УЭ должно быть не более 7, но среди них необходимы:

  1. УЭ-0, направленный на определение целей результатов обучения.
  2. УЭ-1, включающий задания по выявлению уровня знаний по теме и на овладения новым материалом. Иногда допускаю отсутствие данного УЭ.
  3. УЭ-2 и т.д. – отработка материала.

Завершающий УЭ – подведение итогов:

  • оценка степени достижения цели урока;
  • выбор домашнего задания с учетом достижений на уроке;
  • оценка работы.

IV этап.

Технологию модульного обучения отличают такие качества, как:

  • гибкость (адаптация к индивидуальным особенностям обучаемых);
  • динамичность (обучение видам и способам деятельности);
  • мобильность (взаимосвязь, взаимозаменямость и подвижность моделей внутри одной темы);
  • возможность проводить модульные уроки на разных этапах учебного процесса (изучение, закрепление, обобщение);
  • изменение форм общения учителя с учащимися.

При составлении урока с использованием блоков-модулей пользуюсь планом:

  1. формулировка темы урока;
  2. определение целей урока и желаемых результатов обучения;
  3. разбивка учебного материала на отдельные, логически завершенные, учебные элементы;
  4. подбор необходимого фактического материала;
  5. определение способов учебной деятельности учащихся;
  6. выбор форм и методов преподавания и контроля.

Принцип модульности предполагает цельность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде блоков-модулей, внутри которых учебный материал структурируется в виде системы учебных элементов. Из блоков-модулей конструируется учебный курс изучения биологии.

В современных программах по биологии можно выделить блоки тем (по 8-10 ч) и представить в них несколько модулей обучения:

I модуль (1-2 урока) – устное изложение учителем основных вопросов темы, раскрытие узловых понятий.

II модуль (3-5 уроков) – самостоятельные и практические работы. Ученики по заданиям и под руководством учителя работают с различными источниками информации (учебник, дидактический материал, справочники и т.д.), прорабатывают материал темы, обсуждают дискуссионные вопросы. На этом этапе проводятся уроки-практикумы, конференции, путешествия, игры.

III модуль (1-2 урока) – повторение и обобщение материала темы.

IV модуль (1-2 урока) – контроль знаний учащихся по всей теме.

Сочетание концентрированного изложения содержания основного материала темы с самостоятельной деятельностью каждого ученика в отдельности всех вместе дают определенные преимущества такому изучению материала. Это позволяет учащимся яснее определить общие положения темы, представить материал в целостности, ощутить практическую значимость изучаемых знаний, включиться в самостоятельный поиск и обсуждение полученных результатов.

Модуль имеет у себя инструкцию, в которой, в которой определены цели усвоения модули и каждого учебного элемента; задания для выполнения разного уровня сложности; материалы для работы; указания на вид и форму работы; контроль, определяющий степень усвоения учебного материала (письменный или устный контроль учителя, самоконтроль, взаимоконтроль и т.д.).

Инструкция модуля может предполагать:

Индивидуальную самостоятельную работу ученика;

Партнерскую работу в парах;

Работу в группе.

Роль учителя в технологии модульного обучения сводится к следующему: разработка инструкции модулей; оказание индивидуальной помощи, поддержание темпа урока, управление учебно-познавательной деятельностью через модули, уточнение модулей при практической работе с ними, контроль и коррекция усвоения знаний, умений и навыков.

Технология модульного обучения определяет четкую структуру урока, дает учителю возможность «видеть» весь класс, работать индивидуально с каждым учеником, оказывать помощь отстающим.

В технологии модульного обучения оценивается выполнение каждого элемента. Оценки накапливаются, и выставляется итоговая отметка за работу. Точность контроля и объективность оценки играет большую роль. Получить хорошую оценку – одна из главных мотиваций при технологии модульного обучения. Ученик четко знает, что его труд оценивается на каждом этапе и оценка объективно отражает его усилия и способности.

Анализ результатов обучения по блочно-модульной технологии позволяет сделать следующие выводы:

  1. Изучение биологии закладывает основы естественнонаучного мышления, развивает бережное отношение к окружающей среде, учит умению вести здоровый образ жизни и формирует экологическую культуру.
  2. Целью естественнонаучного образования является усвоение школьниками представлений о характере и динамике естественных процессов, развитие умений самостоятельной работы с различными источниками информации по окружающей среде.
  3. Результаты, которых добиваются учащиеся в образовательном процессе, выявляются не только через оценку качества образовательного процесса, но и через оценку условий. Одним из условий повышения качества образовательного процесса может служить блочно-модульное структурирование содержания биологии.
  4. Блочно-модульное структурирование способствует рассмотрению школьных дисциплин как системы через применение технологии модульного обучения.
  5. Технология модульного обучения позволяет представить содержание образования в виде законченных самостоятельных блоков.
  6. Технология модульного обучения способствует изменению формы общения учителя и ученика.
  7. Технология модульного обучения предоставляет учащимся максимальное количество времени работать самостоятельно, что дает возможность осознать себя в учебной деятельности.
  8. Технология модульного обучения позволяет индивидуализировать работу с отдельными учениками.
  9. С помощью технологии модульного обучения можно делить учебный материал на порции (отдельные части).
  10. Блочно-модульное структурирование содержания естественных дисциплин позволяет повысить качество обученности учащихся и усилить интерес к предметам через применение нетрадиционных форм обучения.

Успешный труд в условиях научно-технического прогресса приобретает творческий характер. Поэтому все больше актуальны вопросы подготовки учащихся к жизни и труду. Познание развивается от незнания к знанию, т.е. от “живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике”.

Обучение биологии вносит существенный вклад в подготовку учащихся к трудовой деятельности: они получают определенные знания о живых организмах, об их взаимодействиях, об основных закономерностях их развития, об их роли в решении народнохозяйственных задач, приобретают умения наблюдать, экспериментировать, делать выводы, работать с учебником и справочной литературой.

В течение 10 лет я работаю, используя словесно-логический метод обучения, который позволяет строить логический ход мысли от явления к сущности, раскрывает причинно - следственные связи в окружающем мире. На уроке биологии использую работу с понятиями. Учащиеся умеют:

выбирать основные понятия, раскрывать их содержание и объем; устанавливать словесно-логическую связь между понятиями, формировать суждения и создавать из нескольких суждений умозаключение.

Применение: этот метод позволяет сформировать грамотную стройную речь, что является показателем развитого мышления.

Успехи в обучении достигаются через:

1) составление вопросов - суждений, где вопрос начинается с синонимического ряда вопросительных слов: когда, каким образом, вследствие чего, почему, в каком случае, как доказать, что, чем объяснить, что.

При этом соблюдается структура вопроса - суждения

С - вопросительное слово

s - субъект - первое понятие, предмет суждения, связка (глагол)

Р - предикат - второе понятие о признаке суждения

сформированные умения решать биологические и расчетные задачи; установление логических связей между понятиями, используя круги Эллера, составление цепочек понятий;

2) игру “пятый лишний”

3)использование алгоритмов при характеристике видов растений и животных:

4) Проведение экскурсий, выполнение практических и лабораторных работ, осуществляемых согласно алгоритму, составленному мною.

Учащиеся, которые получают знания через систему понятий, алгоритмы, памятки, могут самостоятельно изучить тему, параграф, абзац в тексте, решить задачу, выполнить практическую работу. Теперь роль учителя сводится к управлению обучением, но при этом возникают вопросы:

  • как обеспечить успешность каждого учащегося в обучении;
  • как сохранить и укрепить здоровье детей при организации его учебной деятельности;
  • каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний.

Ответить на эти вопросы мне помогла новая технология модульного обучения. По данной технологии я работаю 4 года.

Ведущими принципами модульного обучения являются принципы модульности, структуризации содержания обучения на обособленные элементы.

Принцип модульности предполагает цельность и завершенность, полноту и логичность построения учебного материала в виде уроков - модулей, внутри которых учебный материал структурируется в виде системы учебных элементов. Элементы внутри модуля взаимосвязаны, но они взаимозаменяемы и подвижны. Модульное обучение ориентировано, прежде всего, на активную учебную деятельность детей, освоение приемов которой способствует быстрому и качественному усвоению содержания учебных предметов и развитию у учащихся всех “само” - самопланирования, самоанализа, самоконтроля. Кроме того, изменяются подходы к структуированию учебного материала - акцент делается на выделении ведущих идей, теорий, а не конкретных биологических объектов.

Под модулем мы понимаем целевой, функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и способы овладения этим содержанием. Это план учебной деятельности ученика, который составляется учителем.

Модуль в напечатанном виде имеется у каждого ученика классе, в нем указаны цели учебной деятельности школьника на данном уроке, а также учебные задания и методы их выполнения.

  • На 1 этапе модульное занятие начинается с целеполагания: определение целей деятельности учащихся - чему они научатся за урок (cмотри приложение №1 УЭ - О (УЭ - учебный элемент).
  • 2 этап в модульном занятии - мотивация на усвоение содержания и учебную деятельность. (УЭ-1 Подготовка к работе).
  • 3 этап - информационный блок: содержание в виде рассказа учителя, лекции, фильма, диафильма, сообщений учащихся, чтения учебника или комбинаций этих компонентов. (УЭ-2).
  • 4 этап - отработка материала: лабораторные работы, решение учебных задач, проблем, ответы на вопросы, выполнение задании, игры, конференции и др. На этом этапе используются “мягкие” формы контроля.
  • 5 этап - модульное занятие заканчивается экспертным контролем (контроль учителя), коррекцией знаний и умений с постоянной рефлексией относительно целей учебной деятельности. (УЭ-4).

Экспертный контроль - это обычная проверочная работа, зачет, устный опрос или итоговый тест. Особенность коррекции в модульном обучении заключается в том, что она проводится сразу же после контроля, на том же уроке, а не на следующем, как при традиционном обучении. В ходе модульного занятия определяется исходный уровень знаний и умений учащихся, затем они получают информацию по изучаемой теме, отрабатывают учебный материал, в конце урока проводятся контроль и коррекция знаний и умений.

От природы все дети разные, поэтому на модульном уроке созданы условия для реализации учебной задачи разными путями.

Задача учителя - помочь ребенку познать мир его путем. Для достижения цели ребенок использует: рисунок, рассказ, тесты, расчетные задачи, практическую работу, понятия, логические цепочки, круги Эйлера, игровые моменты и др.

На модульных уроках дети могут работать индивидуально, парами, в группах постоянного и переменного состава, а также всем классом. Форма посадки детей свободная, каждый из них имеет право выбора: один будет работать или с кем - либо из товарищей.

В модульном обучении учитель выступает как организатор обучения. Он управляет процессом обучения. Учитель здесь консультант, помощник учащихся. Часть своих функций он передает детям, например, оценивание. Так в процессе отработки учебного материала учащиеся могут оценить себя и товарищей сами по разработанным учителем критериям.

Деятельность учителя в модульном обучении связана с организацией деятельности учащихся по овладению учебным содержанием и управлением ею, что возможно только в том случае, если учащиеся вооружены способами этой учебной деятельности: выделение объекта и предмета изучения, описание, объяснение, классификация и т.д. Прежде чем учить ребенка биологии на основе модульной технологии, необходимо сначала научить его учиться, научить познавать (давать описание объектов, сравнивать их, объяснять явления и процессы с помощью теорий, классифицировать и т.д.), а далее в процессе обучения использовать эти способы для овладения новым содержанием.

Урок модуль создает на уроке психологический климат, при котором лети не боятся высказывать ошибочное мнение, зная, что это поиск истины.

Модульное обучение решает проблему отбора методов обучения. Ведущие: частично-поисковый; исследовательский; метод наблюдения, эксперимента; словесно-логический метод.

Разнообразие форм обеспечивает возможность реализовать индивидуальные особенности учеников.

Основные формы организации учебной деятельности:

  • работа с книгой (учебником);
  • работа с понятиями, терминами (лексическое значение, единый орфографический режим);
  • работа с текстом, со справочным материалом, научно-популярной литературой;
  • использование рисунков, тестов, таблиц, графиков, схем; решение расчетных задач;

Разнообразие методов и форм дает возможность ученикам использовать свои сильные стороны, т.к. “бесталанных детей нет, а есть занятые не своим делом”. Работа ребят сориентирована на самостоятельность в учебной деятельности, учитель направляет этот процесс и контролирует. Ученик и учитель идут вместе по дороге знаний - это путь успеха.

Система контроля знаний - это обязательное условие результативного учебного процесса. Поэтому элементы проверки знаний и умений включены в каждый урок - модуль и урок - зачет по пройденной теме. Особое внимание при контроле знаний уделяется проверке усвоения системы биологических понятий, раскрытию взаимосвязей между биологическими системами. Ребенок не только раскрывает содержание понятия, но и устанавливает логическую связь между понятиями, изображая их кругами Эллера.

Предлагаемые варианты проверки знаний и умений учитывают оценку не только теоретических, но и практических умений. Для контроля знаний предложены самостоятельные работы, отчеты о проведенных опытах, экскурсиях на природу, биологические диктанты, биологические задачи.

Тестовые задания направлены на закрепление знаний по соответствующей теме. Тесты используются для поурочного и тематического контроля на обобщающих и зачетных уроках.

При организации проверки знаний учитываются возрастные особенности учащихся: любознательность, наблюдательность, интерес к динамическим процессам, предметно-образное мышление, быстрое овладение умениями и навыками, эмоциональная возбудимость. Эти особенности дают возможность побудить учащихся к активной учебной деятельности.

Модуль включает разноуровневые задания. У ученика есть выбор того или иного задания. В этот момент происходит самооценка знаний.

Обобщение и проверка знаний проводится через 4-6 уроков. Темы с большим количеством часов разбиваются на отдельные подтемы и проводится промежуточный контроль.

Урок-модуль позволяет приучить учащихся к системе в работе и к системе проверки знаний. Это обязывает ученика учиться трудиться. “Умение трудиться - истинное сокровище людей” (Эзоп).

По данной системе каждый ребенок на уроке получит одну оценку. Но у него есть возможность получить 2 и 3 оценки. На зачетном уроке ученик получает 3 и более оценок в зависимости от своих индивидуальных особенностей и самоподготовки.

Ученик на уроке работает непринужденно, легко, с интересом, с большой продуктивностью. Практика подтвердила эффективность использования этой технологии; снижается учебная нагрузка, дети могут работать без домашних заданий, экономится до 30% учебного времени.

В заключение хочу сказать: сегодня существует очень много педагогических технологий: это технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса, технологии на основе активации и интенсификации деятельности учащихся, технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса и т.д. Из каждой технологии взяла то, что приемлемо для меня и моих учеников, что дает им возможность получить знания, сделать учебный процесс интересным, легким, результативным.

Мое педагогическое кредо - вера в каждого ученика.

Мои педагогические цели:

  • обеспечение равных возможностей для развития учащихся
  • развитие интереса к предмету через активизирующие средства обучения.
  • устранение механического запоминания, заучивания; достижение осмысленного глубокого понимания смыслового содержания изучаемого материала.

Основные принципы моей деятельности:

  • причини развития,
  • пришит психологической комфортности,
  • принцип целостности содержания образования,
  • принцип ориентировочной функции знаний,
  • принцип обучения деятельности,
  • принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества,

Платформа моей деятельности:

1) изучение реальных учебных возможностей учащихся,

2) использование модульного обучения,

3) использование словесно - логического метода,

4) опорные схемы,

5) нестандартные формы проведения уроков: лекции, КВН, ролевые игры, зачеты, экскурсии;

6) работа с одарёнными детьми, организация научно-исследовательской деятельности.

В настоящее время разрабатываю учебно-методический сборник по модульному обучению.

Пример модульной карты.

Учебный элемент Учебный материал с указанием заданий Рекомендации
УЭ-0 Цель: в результате работы над учебными элементами необходимо определить уровень знаний и умений по теме “Биосинтез белка”:

Раскрывать содержание основных понятий темы;

Выявлять частные признаки и на их основе находить общие биологические закономерности:

Этапы биосинтеза белка:

Распознавать схемы, рисунки, ориентироваться в вопросах теста:

Решать биологические задачи.

Прочти цель.
УЭ-1 Работа с биологическими понятиями и установления логических связей между ними.

Задание№1. Раскрыть содержание биологических понятий

рибосома; ген, и-РНК; т-РНК; р-РНК, нуклеотид: аминокислота, генетический код; кодон, антикодон; оперон; промотор, РНК-полимераза, транскрипция, трансляция.

Задание №2. Установите логические связи между понятиями, составьте пары из понятий, объясните их взаимосвязь.

Ответы устные.

Обсудите коллективно

УЭ-2 Генетический код и этапы биосинтеза белка.

Задание№1. Назвать основные положения генетического кода и раскрыть их содержание.

Задание№2. Смотри приложение №1 к модулю (1)

Задание №3. Раскрыть основные этапы биосинтеза белка: трансляция, транскрипция.

Задание № 4. Смотри приложение №1 и рисунки № 1,2 к модулю (1.1.)

Работа индивидуальная.

Обсудите коллективно

Работа индивидуальная

Обсудите коллективно

УЭ-3 Тестирование по теме “ Биосинтез белка”.

Задание №1.Ответь на вопросы теста. Смотри приложение №1 модулю.

Работа индивидуальная в тетрадях для С/Р
УЭ-4 Биологические задачи

Хуснутдинова Гульфия Мазитовна,учитель биологии и географии высшей квалификационной категории МБОУ «Тетюшская татарская СОШ», г. Тетюши РТ [email protected]

Использование модульного обученияна урокахбиологии и географии

Аннотация.Модульная технология обучения является одной из перспективных технологий, т.к. имеет широкие области применения, легка в использовании и дает высокие результаты. В докладе приведен материал, раскрывающий суть данной технологии. Показана роль учителя и учащихся в процессе обучения. Ключевые слова:модульное обучение, урок биологии, уроки географии, средняя школа

Подготовка учителя к традиционному уроку заключается, как правило, в тщательном отборе учебного материала, установлении в нем логических связей, компоновке его в виде схематических таблиц удобных для наглядного восприятия учащихся и т.д. Вэтом случае школьникам достаточно легко усвоить предлагаемое учебное содержание, однако, такой материал не способствует развитию творческого потенциала личности.

В настоящее время творчески работающие учителя используют в своей практике инновационные педагогические технологии обучения. В своей работе я стала использовать модульное обучение, представляющее собой новую педагогическую технологию обучения. Модульное обучение–это одна из педагогических технологий, которая, по сути, является личностноориентированной. Она позволяет одновременно оптимизировать учебный процесс, обеспечить его целостность в реализации целей обучения, развития познавательной и личностной сферы учащихся. Данная технология основывается на самостоятельном добывании школьниками знаний в процессе работы с учебной, научнопопулярной и справочной литературой в результате обучения. Модульная технология позволяет совместить жесткое управление познавательной деятельностью ученика с широкими возможностями для самоуправления.Модульное обучение используется, чтобы решить проблемы обновления содержания школьного курса химии на базе его насыщения дополнительными сведениями и нахождения более эффективных методов изучения материала.Важным достоинством данной технологии обучения является ее интеграционное качество. Модуль, как целостное единство содержания и технологии его изучения, реализуется через комплекс технологий интегрированных в модуль: проблемной, алгоритмической, программированной, поэтапного формирования умственных действий, «полного усвоения».Модульное обучение обеспечивает образовательные возможности ученика в соответствии с его потребностями. Новая парадигма модульного обучения –ученик учится сам, учитель осуществляет мотивационное управление обучением. Меняется роль учителя. Она требует мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать. При использовании данной технологии нет необходимости заставлять учащихся слушать учителя, насильно «вести за руку» при выполнении упражнений и решении задач. Модуль обеспечивает развитие у ученика интеллекта, самостоятельности, коллективизма, склонностей умения управлять учебнопознавательной деятельностью.Модульная технология обучения привлекает тем, что она ориентирована на активную учебную деятельность учеников, освоение приемов которой способствует быстрому и качественному усвоению содержания учебного материала.Использование на уроках географии, биологии модульной технологии обученияразвивает индивидуальные способности каждого ученика, учит самостоятельно достигать конкретных целей в учебнопознавательной деятельности, самим определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в знаниях и умениях, осуществлять самоуправление учебной деятельностью.На уроках модульного обучения присутствует элемент соревнования, что создает определенный стимул повышения познавательной активности учащихся.Технологию модульного обучения на уроках биологии и географии,я использую третий год. Разумеется, не все складывается гладко. И учащиеся не всегда бывают готовы работать самостоятельно, и времени на подготовку модульных уроков приходится тратить очень много. Но зато результат виден на лицо: даже слабоуспевающие и безразличные к учебе школьники стали проявлять заинтересованность в собственных достижениях, добиваться успеха.Постановка дидактических целей на уроках модульного обученияМодульная программа строится на основе общих целей, общих научных идей курса. В основе подхода к отбору учебного материала и его содержания лежит четкое определение целей познавательной деятельности школьника на каждом этапе обученияпри планировании изучения той или иной темы нужно прорабатывать весь учебный материал. После этого необходимо структурировать учебное содержание соответственно целям на определенные блоки. На основе этих блоков формулируется комплексная дидактическая цель(КДЦ). Из нее выделяют интегрирующие дидактические цели(ИДЦ) для каждого отдельного блока (урока). Блок состоит из отдельных учебных элементов(УЭ), каждый из которых имеет свою частную дидактическую цель. Совокупность решения этих целей и обеспечивает достижение комплексной дидактической цели.

Методика подготовки урока по модульному обучению.

Приступая к разработке модульного урока, необходимо помнить, что он должен занимать не менее 2 академических часов, т.к. на подобном занятии необходимо определить исходный уровень знаний и умений учащегося по изучаемой теме, дать новую информацию, отработать учебный материал и провести выходной контроль. Составлению модуля занятия может помочь следующий алгоритм: 1.Определение места модульного урока в теме. 2.Формулировка темы урока.3.Определение и формулировка цели урока, в данном случае эта цель

интегрирующая, и конечных результатов обучения. 4.Подбор необходимого фактического материала. 5.Отбор методов и форм преподавания и контроля. 6.Определение способов учебной деятельности учащихся. 7.Разбивка учебного содержания на отдельные логически завершённые учебные элементы (УЭ) и определение частной дидактической цели каждого из них. Каждый учебный элемент это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого цель не будет достигнута. Учебных элементов не должно быть очень много (максимальное количество 7), но обязательныследующие: УЭ0 определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения; УЭ1 включает задания по выявлению уровня исходных знаний по теме, а также задания по овладению новым материалом; УЭn (n номер следующего учебного элемента) включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценивается степень достижения целей урока), выбор домашнего задания (выдаётся дифференцированно в зависимости от успешности работы учащегося на уроке), рефлексию (оценку себя, своей работы с учётомоценки окружающих). Следует обратить внимание на разнообразие форм заданий для самостоятельной работы учащихся, которые должны предполагать различные виды познавательной деятельности: ответы на вопросы (устно и письменно), заполнение таблиц, тестовые задания, работу с рисунками, как по учебнику, так и в дополнительной литературе; конспектирование учебного материала и др. в задания могут быть включены и работы логического характера: ребусы, кроссворды, загадки и др. задания должны быть рассчитаны как на простое репродуктивное воспроизведение учебного материала, так и на творческую деятельность. Они ориентируют учащихся на работу с различными источниками знаний: текстами, рисунками, таблицами, схемами и т. д.Для закрепления и проверки изученного материала применяются задания разных уровней сложности. Учащиеся могут выбрать их по своему усмотрению и желанию.Смена видов деятельности, а также выполнение учащимися заданий различного уровня сложности делают урок более интересным, устраняют психологическую нагрузку, позволяют ребятам максимально реализовать себя на уроке. 8.Составление информационной карты модуля данного урока.9.Подготовка необходимого количества копий текста рабочих материалов, т.е. технологических карт урока (разработка модульного урока должна быть у каждого учащегося).Начиная работать с новым модулем, я провожу входной контроль знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию об уровне их готовности к работе. При необходимости можно провести соответствующую коррекцию знаний. Важно также осуществлять текущий и промежуточный контроль после изучения каждого учебного элемента (самоконтроль, взаимоконтроль, сверка с образцом). Эти виды контроля позволяют выявить пробелы в усвоении знаний и немедленно устранить их. После завершения работы с модулемосуществляется выходной контроль, который должен показать уровень усвоения всего модуля и тоже предполагает соответствующую доработку.При модульном обучении чаще используется рейтинговая оценка знаний и умений учащихся. Рейтинговая система по ряду признаков имеет большое сходство с количественной шкалой, но не является таковой. Рейтинг –это действительное число, которое получается путем набора очков (баллов). В конце учебного периода все очки суммируются, и получается рейтинговая оценка. Рейтинговая оценка обученности позволяет с большей степенью достоверности характеризовать качество подготовленности учащегося по данной специальности. В модульном обучении оценивается в баллах каждое задание, устанавливается его рейтинг и сроки выполнения, т.е. основной принцип рейтингового контроля –это контроль и оценка знаний, умений и навыков с учетом их систематической работы.Таким образом, при использовании модульной технологии обучения реализуется принцип уровневой дифференциации, что дает возможность учащимся усваивать не только стандарт государственного образования, но и продвигаться на более высокий уровень обученности.

Роль учителя на уроке модульного обучения.На уроке модульного обучения роль учителя сводится к управлению работой школьников, к корректировке путей решения поставленных задач, к консультированию, помощи и поддержке учащихся. При этом учитель имеет возможность общаться на уроке с каждым учеником.В заключение модульного урока подводятся итоги работы, ребята делают выводы по всем заданиям учебных элементов темы и сдают рабочие тетради на проверку. Учащиеся, справившиеся с заданиями раньше обозначенного времени, получают дополнительные баллы.При проведении модульного урока практикуется объединение учащихся в группы, где должны работать несколько слабых и средних учеников и обязательно хотя бы один сильный ученик. Таким образом, в процессе работы сильный ученик помогает слабому и одновременно совершенствует свои знания.Уроки с использованием модульной технологии проводятся сдвоенными. Практика показывает, что данную технологию с успехом можно вводить в среднем и старшем звене школы. Эффективность процесса обучения много выше, если ученик овладел приемами самообразования. Ведь основная задача учителя –научить своих подопечных самостоятельно добывать знания, научить самостоятельно работать с различными источниками информации, развивать интеллектуальные способности учащихся.

Практика использования модульного обучения показала, что:1.Она экономна во времени, эффективна как при изучении нового материала, так и при повторении изученного;2.Данная технология применима в группах и при индивидуальном обучении;3.Данная технология позволяет свести к минимуму репродуктивную деятельность учащихся, обеспечить качественное усвоение материала на требуемом стандартом уровне и в соответствии с индивидуальными способностями и темпом обучения ученика;применение данной формы работы позволило повысить успеваемость в классахдо 100 %, а качество –до 8085 %.

Ссылки на источники1.Галеева Л.Н. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. М.: 5 за знания, 2006г.2.ГузеевВ.В. Поколения образовательных технологий: «Традиционные методики», Модульноблочные и цельноблочные технологии. Ж.: Химия в школе. №9 –2003 г.3.Гузеев В.В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий. Библиотека журнала «Директор школы», №4 –2006г.4.Иноземцева Н.А. Клетка –структурная единица живого. Модульное планирование темы. Ж.: Биология в школе №2 –2003 г.5.Козлович Ю.П. Модульная технология: изучение полисахаридов. Ж. Химия в школе №32004г.6.Лернер Г.И. Учебная литература как средство формирования интеллектуальных умений. Ж.: Биология в школе. №1 –2003 г. 7.Митрофаненкова Л.В., Улитина С.Н. Модульные технологии обучения. Пособие.8.Соколова В.В. «Развитие жизни на Земле». Блочномодульная технология обучения. Ж.: Биология в школе. №72001г.9.Фадеева Т.П. Модульный урок по теме «Побег». Ж. Биология в школе. №1 2004г.

Khusnutdinova Gulfia Mazitovna,teacher of biology and geography of the highest qualification category MBOU " Tetyushskoe Tatar School " Tetyushi [email protected] modular training in biology class and geographyAbstract.Modular technology education is one of the most promising technologies, as has many applications, easy to use and gives good results. The report is a material thatreveals the essence of the technology. The role of teachers and students in the learning process .Keywords:modular training, biology lesson, geography lessons, high school

Урок 6.Химический состав

клетки. Вода и органические соединения.

Номер

Учебного

Элемент

Руководство по усвоению

Учебного материала

УЭ-0

Интегрирующая цель: выявить, какие химические элементы входят в состав клеток и их биологическое значение; изучить биологические функции воды.

Внимательно прочитайте

цель урока.

УЭ-1

Цель: выявите, какие химические элементы входят в состав клеток живых организмов, и определите их биологическое значение.

Выполните задание.

1.Укажите, какие из перечисленных ниже химических элементов относятся к макроэлементам, какие к микроэлементам. Почему их так называют?

Н, К, В, Вр, О, Со, Си, Р, С,

Микроэлементы

макроэлементы

2.Элементарный состав в клетках организма человека и в окружающей среде (в % по массе)

а)Выпишите химические элементы, которые в сумме составляют 98% всего содержимого клетки.

б)Выпишите химические элементы, содержание которых в клетке исчисляется десятыми и сотыми долями процента. В сумме они составляют 1,9%.

в)Выпишите в качестве примеров названия нескольких элементов, которые содержатся в клетках в исключительно малых

количествах(меньше 0,01%).

г)Используя таблицу на с.27,ответьте на вопрос: каково значение для клетки: С,Н,О, .

3.О чем свидетельствует наличие одних и тех же химических элементов в телах живой и неживой материи?

Прочитайте текст учебника А.А.Каменского. § 6.с.26.

Работайте индивидуально.

Заполните таблицу в тетради.

Правильный ответ оценивается

18 баллами.

Работайте с рисунками по заданию. Работайте индивидуально в тетради. Правильный ответ-4 балла.

См.учебник А.А.Каменского §6,с.26.Работайте в группе, вывод запишите в тетради. Правильный ответ-1балл.

Работайте вместе с классом. Максимальная оценка за работу по УЭ-1-23 балла.

УЭ-2

Цель: изучите особенности строения воды, укажите ее биологические функции.

1.Выполните задание.

1.Известно, что большинство клеток более чем на 60-80% состоят из воды. Какой вывод можно сделать из этого факта?

2.Перечислите биологические функции воды:

а)

б)

в)

3.Вставьте в текст пропущенные определения: «По отношению к воде вещества делятся на _________, и____________».

4.Выпишите гидрофильные и гидрофобные вещества в таблицу.

Гидрофильные

Гидрофобные

1.неорганические

2.органические

2.Обсудите результаты работы.

См. учебник 1,с.8.А.А.Каменского с. 29.Работайте в группе. Правильный ответ-1балл.

См.учебник Д.К.Беляева 1,с.10,А.А.Каменского с.29.Работайте в группе, ответ запишите в тетрадях. Правильный ответ-4 балла.

См. учебник Д.К. Беляева, 1,с.10.

А.А.Каменского с.29.Работайте индивидуально. Правильный ответ-1 балл.

См. учебник А.А.Каменского с. 30-31.Ю.М.Полянского 37,с.147.Работайте индивидуально. Правильный ответ-9 баллов.

Работайте вместе с классом. Максимальная оценка за работу по

УЭ-2-

15 баллов.

УЭ-3

1.Подведение итогов урока.

2.Прочитайте цель урока.

Достигли ли вы цели урока? В какой степени?

32-39-оценку 4;»5-31-оценку-3; менее24-оценку 2.

2.Домашнее задание.

Если вы на уроке получили оценку-5,то вам дается творческое задание, приготовить сообщение «Вода-колыбель жизни». Если вы испытывали затруднения,допускали много ошибок, прочитайте еще раз §6,7 учебника А.А.Каменского.

Индивидуально.

Вместе с классом.

Ваша оценка.

Сдайте тетради на проверку учителю.

Урок 7.Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки. Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки.

Номер

учебного

элемента

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по

усвоению учебного

материала

УЭ-0

Интегрирующая цель: познакомиться с особенностями

строения и биологическими функциями углеводов и

липидов.

Внимательно

прочитайте цель урока.

УЭ-1

Цель: познакомьтесь с особенностями строения и

функциями углеводов.

1.Выполните задание.

Из приведенного перечня углеводов выпишите отдельно: моносахариды, дисахариды, полисахариды. Укажите их

свойства (растворимость, вкус).

Углеводы: глюкоза, гликоген, фруктоза, крахмал, рибоза,

дезоксирибоза, целлюлоза, лактоза, сахароза.

Моносахариды

Дисахариды

Полисахари

Ды

Свойства:

Свойства:

Свойства:

2.Углеводы- важная составная часть клетки. Перечислите их биологические функции:

а)

б)

в)

г)

3.Демонстрация опыта при характеристике полисахаридов.

К раствору крахмала добавляют каплю спиртового раствора йода. Появляется синяя окраска. При нагревании окраска исчезает, после остывания вновь появляется.

Вывод: изменение окраски связано с изменением положения цепей в полимере.

4.Выполните тестовое задание.

1.В каких клетках содержится больше углеводов?

а) в растительных

б) в животных

в) одинаковое количество в тех и других клетках.

2.Какими свойствами обладают полисахариды?

а) хорошо растворимы в воде, сладкие на вкус.

б) плохо растворимы в воде, сладкие на вкус.

в) теряют сладкий вкус и способность растворяться в воде.

3.Животным крахмалом называют:

а) рибозу

б) лактозу

в) гликоген

4.Мономером крахмала является:

а) аминокислота

б) дезоксирибоза

в) глюкоза

5.Если вам дано 2 вещества и сказано, что одно из них глюкоза, а другое крахмал, каким из способов вы абсолютно точно сможете установить, где у вас глюкоза, а где крахмал?

а) по запаху

б) по растворимости в воде

в) по цвету.

Правильные ответы тестового задания:1-а;2-в;3-в;4-в;5-б.

5.Обсудите результаты работы.

См.учебник

А.А.Каменского,с.34-35.

Работайте

Индивидуально.

Правильный ответ-15 баллов.

См. учебник А.А. Каменского с.35-36.

А.О. Рувинского 5,с.35-36.

Правильный ответ-4 балла.

Крахмал, раствор йода.

лабораторное оборудование.

См.учебник А.А.Каменского с.34.

с.35.учебника

С.35 учебника А.А.Каменского.

Работайте вместе с классом. Максимальная оценка за работу по УЭ-1-24 балла

УЭ_2

Цель: познакомьтесь с органическими соединениями-липидами; выявите их биологические функции.

1.Выполните задание. Из перечисленных органических соединений выпишите липиды и их производные: лактоза, гликолипиды, аминокислоты, сахароза, половые гормоны, витамин А, рибоза, витамин Д, дезоксирибоза, холестерин.

2.Перечислите основные биологические функции липидов:

а)

б)

в)

г)

д)

е)

ж)

2.Обсудите результаты работы.

См.учебник А.А.Каменского§10,с.37-38.Работайте индивидуально. Правильный ответ-5 баллов

См.учебник А.А.Каменского§10,с.39.

Правильный ответ-7 баллов.

Работайте вместе с классом. Максимальная оценка за работу по УЭ--12 баллов

УЭ-3

1.Подведение итогов урока.

Прочитайте цель урока.

3.Домашнее задание.

Если за работу вы получили оценку «5»,то освобождаетесь от домашнего задания. Если вы испытывали затруднения, допускали много ошибок, прочитайте еще раз §9,10 в учебнике А.А.Каменского

Индивидуально.

Вместе с классом.

Ваша оценка:

Сдайте тетради на проверку.

Урок 8.Строение и функции белков.

Номер

учебного

элемента

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ-0

Интегрирующая цель: в результате работы с учебником вы должны познакомиться со строением белковой молекулы,выявить биологические функции белков.

УЭ-1

Цель: познакомьтесь с особенностями строения белковой молекулы.

1.Выполните задание.

Выясните, какое из перечисленных ниже органических соединений является мономером белка- природного полимера:

а) глюкоза

б) аминокислота

в) фруктоза

2.Запишите в общем виде формулу аминокислоты. Укажите, какие функциональные группы входят в ее состав, каково значение радикала.

3.В состав белков входит всего 20 аминокислот, однако многообразие белков бесконечно. Чем это объясняется?

4.Укажите в предложенном ниже дипептиде пептидную связь.

2.Обсудите результаты работы.

Прочитайте текст учебника

А.А.Каменского,§11,

с.40.Работайте индивидуально.

Правильный ответ-1 балл.

См. учебник Д.К.Беляева §3,с.15,рис.5.

Работайте в группе в тетради.

Правильный ответ-4 балла.

см.учебник А.А.Каменского §11,с.40.Ю.И.Полянского,

§38,с.150

Работайте в группе

в тетради.

Правильный ответ-3 балла.

УЭ-2

Цель: познакомьтесь со структурной организацией белковой молекулы и ее свойствами.

1.Выполните задание.

Молекулы белка имеют большую молекулярную массу. В клетке содержится огромное количество самых разнообразных белков. Как в микроскопической клетке может уместиться множество таких крупных молекул?

2.На рисунке схематично изображены структуры белковой молекулы. Определите, какой цифрой обозначена каждая структура и запишите их названия.

3.Молекулы белков обладают свойством денатурации. Что это такое? Почему в результате денатурации белки теряют свои функции?

2.Обсудите результаты работы.

Работайте индивидуально в тетради. См.учебник Ю.И.Полянского,§38,с.150. Правильный ответ-1 балл.

См.учебник А.А.Каменского §11,с.43 или Д.К.Беляева,с.19.Правильный ответ-4 балла.

См.учебник А.А.Каменского§11,с.43 или Ю.И.Полянского §39,с.153.Правильный ответ-2 балла.

Работайте вместе с классом. Максимальная оценка за работу по УЭ-2-7 баллов.

УЭ-3

Цель: познакомьтесь с функциями белков.

1.Выполните задание.

1.Белки в клетке выполняют много жизненно важных функций. Перечислите их:

а)

б)

в)

г)

д)

е)

ж)

2.В каждой клетке содержатся тысячи ферментов. Какова их химическая природа? Какую роль в клетке они выполняют?

3.Используя рисунок16 учебника А.А.Каменского, объясните механизм взаимодействия фермента и субстрата.

4.Одно из важнейших свойств ферментов -специфичность действия. Это означает, что один фермент катализирует одну реакцию или группу сходных реакций. Чем это объясняется?

5.Ферменты активны лишь при определенных условиях: температуре, РН среды, концентрации солей. Почему при изменении РН среды ферменты теряют активность? Какая реакция среды в желудке человека обеспечивает активность ферментов?

2.Обсудите результаты работы.

См.учебник А.А.Каменского§11, с.43-46

Работайте в тетради индивидуально. Правильный ответ-7 баллов.

См.учебник А.А.Каменского с.44.Работайте индивидуально в тетради. Правильный ответ-2 балла.

Работайте в группе в тетради. Правильный ответ-3 балла.

См.учебник Ю.И.Полянского,§39,с.154-155.Работайте в группе в тетради.

Правильный ответ-5 баллов.

См.учебник А.А.Каменского,с.44,47,

Ю.И.Полянского,с.153.и А.С.Батуева «Человек»,

С.104.Работайте в группе в тетради.

Правильный ответ-4 балла

Работайте вместе с классом. Максимальная оценка за работу по УЭ-3-21 баллов.

УЭ-3

Подведение итогов урока.

1.Прочитайте цель урока.

2.Достигли ли вы цели урока? В какой степени?

4.Домашнее задание: Если вы получили оценку «5»,то вы освобождаетесь от задания; Испытывали затруднения, допускали много ошибок- прочитайте учебник А.А.Каменского§11ответьте на вопросы с.43 -46.

Индивидуально.

Ваша оценка.

Урок 9.Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки.

Номер

Учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению

Учебного материала

УЭ-0

Интегрирующая цель: познакомиться с особенностями строения и функциями нуклеиновых кислот (НК) и особенностями строения молекулы ДНК.

Внимательно прочитайте цель урока

УЭ-1

Цель: познакомиться с особенностями строения и свойствами молекулы ДНК.

1.Выполните тестовое задание:

1.Кто из биологов впервые описал нуклеиновые кислоты:

Б)Уилкинс

2.Известно,что НК- природные полимеры. Что является мономером НК?

А)Аминокислота

Б)Глюкоза

В)Нуклеотид

3.Какие ученые впервые предложили модель молекулы ДНК(двойная спираль)?

А)Тимофеев-Ресовский

Б)Уотсон и Крик

В)Чаргафф

4.Как называется каждая из цепей ДНК?

А)Полипептид

Б)Полинуклеотид

В)Полисахарид

5.Наследственная информация закодирована в молекуле ДНК в виде последовательности:

А)Аминокислот

Б)Простых углеводов

В)Нуклеотидов

2.Выполните следующие задания:

1.Запишите на схеме названия компонентов нуклеотида ДНК.

2.Укажите 4 типа азотистых оснований, характерных для молекулы ДНК.

3.В основе строения молекул ДНК лежит принцип комплементарности. Используя его, на предложенной ниже одной цепи молекулы ДНК постройте вторую цепь

А-А-Т-Г-Ц-Ц-Т-Г-А

4.Определите,какой процесс изображен на схеме.

А- -Т А- -Т

Т- -А + Т- -А

Правильные ответы тестового задания.

1-В;2-В;3-Б;4-Б;5-В.

Правильный ответ на каждый вопрос тестового задания оценивается в 1 балл.

Работайте индивидуально в тетради.

Внимательно прочитайте соответствующий текст учебника А.А.Каменского «Общая биология»

См. учебник А.А.Каменского §12 на с.48 или учебник В.Б.Захарова «Общая биология»§3.2.4.с.106

См. учебник А.А.Каменского §12 на с.53 или учебник В.Б.Захарова «Общая биология»§3.2.4.с.106

См. учебник А.А.Каменского §12 на с.50 или учебник В.Б.Захарова «Общая биология»§3.2.4.с.106

См. учебник А.А.Каменского §12 на с.50 или учебник В.Б.Захарова «Общая биология»§3.2.4.с.108

Работайте индивидуально.

См. учебникиА.А.Каменского§12 с.48 рис.17 или учебник В.Б.Захарова «Общая биология»§3.2.4.с.108

106-107 рис.3.6.

Правильный ответ-3 балла.

См.учебникиА.А.Каменского§12 с.49 рис.18 или учебник В.Б.Захарова «Общая биология»§3.2.4.с.108

106-107 рис.3.7.

Правильный ответ-4 балла.

См. учебник А.А.Каменского§12 с.50

Правильный ответ-4 балла.

См. учебник А.А.Каменского§12

Правильный ответ-4 балла.

Работайте вместе с классом. Максимальное количество баллов за работу УЭ-1-20 баллов

УЭ-2

Цель: познакомиться с особенностями строения и видами РНК. Сравнить молекулы ДНК и РНК.

1.Выполните задания.

1.Запишите на схеме названия компонентов нуклеотида РНК.

2.Укажите 4 типа азотистых соединений, характерных для молекулы РНК.

3.Выявите сходства и различия в строении молекул ДНК и РНК. Данные внесите в таблицу.

Сходства молекул ДНК и РНК

Различия

4.Заполните таблицу:

Основные виды РНК

См.учебник А.А.Каменского §12 с.51.Работайте индивидуально. Правильный ответ-1 балл.

См.учебник А.А.Каменского §12 с.51.Работайте индивидуально.

Правильный ответ-4 балла.

См.учебник А.А.Каменского §12.Работайте в группе. Правильный ответ-7 баллов.

См.учебник А.А.Каменского §12,с.51-52.Работайте в группе. Правильный ответ-4 балла.

Работайте вместе с классом. Максимальное количество баллов

За работу по УЭ-2-16 баллов.

УЭ-3

Подведение итогов урока.

1.Прочитайте цель урока.

2.Достигли ли вы цели урока? В какой степени?

Если вы набрали итоговое количество баллов от:32-36 баллов, то ваша оценка -«5»,если 28-31,то оценка «4»,17-27,то ваша оценка «3»,менее 16 баллов- оценка «2».

4.Домашнее задание: Если вы получили оценку «5»,то вы освобождаетесь от задания; Испытывали затруднения, допускали много ошибок- прочитайте учебник А.А.Каменского§12ответьте на вопросы с.52-53.

Индивидуально.

Ваша оценка.

Урок 10.АТФ и другие органические вещества.

Номер

учебного

элемента

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению

учебного материала

УЭ-0

Интегрирующая цель: определить исходный уровень знаний (входной контроль)

Запишите в тетради дату и название изучаемой темы.

Выполните задание.

1.Задача.

Одна из цепей фрагмента молекулы ДНК имеет следующее строение:

Г-Г-Г-А-Т-А-А-Ц-А-Г-А-Т

а) Укажите строение противоположной цепи.

б) Укажите последовательность нуклеотидов в молекуле и-РНК, построенной на этом участке цепи ДНК.

2.Задача:

На фрагменте одной цепи ДНК нуклеотиды расположены в последовательности:

А-А-Г-Т-Ц-Т-А-Ц-Г-Т-А-Т

1.Нарисуйте схему структуры двухцепочечной ДНК

2.Объясните,каким свойством ДНК при этом вы руководствовались.

3.Какова длина (нм) этого фрагмента ДНК?(Каждый нуклеотид занимает 0,34 нм по длине цепи ДНК)

4.Сколько (в %)содержится нуклеотидов (по отдельности) в этой ДНК?

3.Задача.В молекуле ДНК обнаружено 880 гуаниловых нуклеотидов, которые составляют 22% от общего количества нуклеотидов этой ДНК. Определите: а) Сколько содержится других нуклеотидов (по отдельности) в этой молекуле ДНК; б) Какова длина ДНК.

Реши задачи самостоятельно в тетради.

Правильный ответ-3 балла.

Максимальный балл-9 баллов

УЭ-1

Цель: познакомиться с особенностями строения АТФ и ее функциями.

Выполните следующие задания.

1.Укажите названия составных частей молекулы АТФ.

2.Что можно сказать о химической структуре АТФ?

3.В чем отличие АТФ от обычных нуклеотидов?

а)

б)

4.Какую функцию выполняет АТФ в клетке? Где место ее образования?

2.Обсудите результаты работы.

Внимательно прочитайте цель урока.

См.учебник Ю.И.Полянского§42,с.163,или А.А.Каменского§13,с.54.

Работайте в тетради индивидуально. Правильный

Ответ-3 балла.

См.учебник А.А.Каменского§13,или Ю.И.Полянского§42,с.163.

Работайте в группе.

Правильный ответ -1 балл.

См.учебник А.А.Каменского §13,с.53,или А.О. Рувинского §7,с.45.Работайте в группе.

Правильный ответ-4 балла.

См.учебник А.А.Каменского§13,с.53.

Работайте индивидуально. Правильный ответ-2 балла.

Вместе с классом.

Максимальное количество

баллов за работу по УЭ-1-9 баллов.

УЭ-2

Подведение итогов урока.

1.Прочитайте цель урока.

2.Достигли ли вы цели урока? В какой степени?

28-26баллов,то ваша оценка «5»,от25-23баллов - «4»,22-20баллов - «3», менее19 баллов, то «2».

4.Домашнее задание: если вы получили оценку «5»-освобождаетесь от домашнего задания; испытывали затруднения повторите 13 А.А.Каменского.

Под влиянием ферментов молекула АТФ подвергается гидролизу, при этом освобождается энергия(40 кДЖ).

1-й этап:АТФ+Н2О=АДФ=Н3Ро4

Проводится индивидуально.

Ваша оценка.

Сдайте тетради на проверку учителю в индивидуальном порядке.

МБОУ «Усть-Мутинская средняя общеобразовательная школа»

Модульный урок по биологии

«Химический состав клетки. Вода и органические соединения.»

Составила учитель биологии

МБОУ «Усть-Мутинская СОШ»

Санкова Марина Николаевна

С.Усть-Мута,2011 г.