Общее понятие о характере. Структура характера. Свойства и проявления характера. Общее понятие о характере и его определение Понятие о характере

В психологии понятие характер (от греч. сharacter - “печать”, “чеканка”), означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения.

Когда определяют характер человека, то говорят не о том, что такой-то человек проявил смелость, правдивость, откровенность, что это человек смелый, правдивый, откровенный, т.е. названные качества - свойства данного человека, черты его характера, которые могут проявиться при соответствующих обстоятельствах. Знание характера человека позволяет со значительной долей вероятности предвидеть и тем самым корректировать ожидаемые действия и поступки. О человеке с характером не редко говорят: “Он должен был поступить именно так, он не мог поступить иначе - такой уж у него характер”.

Однако характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые . Если человек, к примеру, недостаточно вежив в стрессовой ситуации, то это еще не означает, что грубость и несдержанность - свойство его характера. Порой, даже очень веселые люди могут испытывать чувство грусти, но от этого они не станут нытиками и пессимистами.

Выступая как прижизненное образование человека, характер определяется и формируется в течение всей жизни человека . Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того, как формируется определенный образ жизни человека, формируется и сам человек. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека, на основе его природных свойств и в результате его деяний и поступков. Однако непосредственно формирование характера происходит в различных по уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и пр.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует в своей среде, соответствующие черты характера будут развиваться у ее членов. Черты характера также будут зависеть от позиции индивида в группе, от того как интегрируется в ней. В коллективе как группе высокого уровня развития создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт характера. Этот процесс взаимный, и благодаря развитию личности, развивается и сам коллектив.

Содержание характера , отражающее общественные воздействия, влияния, составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д. Направленность личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, задачи, которые он себе ставит.


Решающим для понимания характера является взаимоотношение между общественно и личностно значимым для человека. В каждом обществе имеются свои важнейшие и существенные задачи. Именно на них формируется и проверяется характер людей. Поэтому понятие “характер” относится в большей степени к отношению этих объективно существующих задач. Поэтому характер - это не просто любое проявление твердости, упорства и т.п. (формальное упорство может быть просто упрямством), а направленность на общественно значимую деятельность. Именно направленность личности лежит в основе единства, цельности, силы характера. Обладание целями жизни - главное условие образования характера. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей. Однако характер и направленность личности - это не одно и то же. Добродушным и веселым может быть как порядочный, высоконравственный человек, так и человек с низкими, нечистоплотными помыслами. Направленность личности накладывает отпечаток на все поведение человека. И хотя поведение определяется не одним побуждение, а целостной системой отношений, в этой системе всегда что-то выдвигается на первый план, доминируя в ней, придавая характеру человека своеобразный колорит.

В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждения. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет. Особенности характера тесно связаны с интересами человека при том условии, что эти интересы устойчивые и глубокие. Поверхностность и неустойчивость интересов нередко сопряжены с большой подражательностью, с недостатком самостоятельности и цельности личности человека. И, наоборот, глубина и содержательность интересов свидетельствуют о целенаправленности, настойчивости личности. Сходство интересов не предполагает аналогичных особенностей характера. Так, среди рационализаторов можно обнаружить людей веселых и грустных, скромных и навязчивых, эгоистов и альтруистов.

Показательными для понимания характера могут быть также привязанности и интересы человека, связанные с его досугом. Они раскрывают новые особенности, грани характера: например, Л. Н. Толстой увлекался игрой в шахматы, И. П. Павлов - городками, Д. И. Менделеев - чтением приключенческих романов. Доминируют ли у человека духовные и материальные потребности и интересы, определяют не только помыслы и чувства личности, но и направленность его деятельности. Не менее важно и соответствие действий человека поставленным целям, так как личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Характер, возможно, понять только как определенное единство направленности и образа действий.

Люди со сходной направленностью могут идти совершенно разными путями к достижению целей и используя для этого свои, особенные, приемы и способы. Это несходство определяет и специфику характера личности. Черты характера, обладая определенной побуждающей силой, ярко проявляются в ситуации выбора действий или способов поведения. С такой точки зрения в качестве черты характера можно рассматривать степень выраженности у индивида мотивации достижения - его потребности в достижении успеха. В зависимости от этого для одних людей характерен выбор действий, обеспечивающих успех (проявление инициативы, соревновательной активности, стремление к риску и т.д.), в то время как для других более характерно стремление просто избегать неудач (отклонение от риска и ответственности, избегание проявления активности, инициативы и т.д.).

Учение о характере - характерология имеет длительную историю своего развития. Важнейшими проблемами характерологии на протяжении веков было установление типов характера и их определения по его проявлениям с целью прогнозировать поведение человека в различных ситуациях. Так как характер является прижизненным образованием личности, большинство существующих его классификаций исходят из оснований, являющихся внешними, опосредованными факторами развития личности.

Одной из наиболее древних попыток прогнозирования поведения человека является объяснение его характера датой рождения. Разнообразные способы предсказания судьбы и характера человека получили название гороскопов.

Не менее, популярны попытки, связать характер человека, с его именем .

Значительное влияние на развитие характерологии оказала физиогномика (от греч. Physis - “природа”, gnomon - “знающий”) - учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности, благодаря чему по внешним признакам могут быть установлены психологические характеристики этого типа.

Не менее знаменитую и богатую историю, чем физиогномическое направление в характерологии, имеет хиромантия. Хиромантия (от греч. Cheir - “рука” и manteia - “гадание”, “пророчество”) - система предсказания черт характера человека и его судьбы по кожному рельефу ладоней.

До последнего времени научная психология неизменно отвергала хиромантию, однако изучение эмбрионального развития пальцевых узоров в связи с наследственностью дало толчок возникновению новой отрасли знания - дерматоглифики.

Более ценным, в диагностическом отношении по сравнению, скажем, с физиогномикой можно считать графологию - науку, которая рассматривает почерк как разновидность выразительных движений, отражающих психологические свойства пишущего.

При этом единство, многогранность характера не исключают того, что в различных ситуациях у одного и того же человека проявляются различные и даже противоположные свойства. Человек может быть одновременно и очень нежным и очень требовательным, мягким и уступчивым и одновременно твердым до непреклонности. И единство его характера может не только сохраняться, несмотря на это, но именно в этом и проявляеться.

Шпаргалка по общей психологии Резепов Ильдар Шамильевич

70. Понятие о характере

70. Понятие о характере

Характер – это своеобразие склада психической деятельности, проявляющегося в особенностях социального поведения личности и в первую очередь в отношениях к людям, делу, к самой себе.

Характер формируется постепенно в процессе познания и практической деятельности.

Характер конкретного человека отражает как те общественно-исторические условия, в которых он живет, так и направленность воспитания, поскольку и первое и второе условия детерминируют определенные черты характера личности.

В характере каждого человека надо видеть единство устойчивых и динамических свойств. Основа, главный стержень характера складывается постепенно, укрепляется в процессе жизни и становится типичной для данного человека, а конкретные проявления характера могут видоизменяться в зависимости от ситуации, в которой находится человек, под влиянием людей, с которыми он общается. Оставаясь самим собой, человек может проявлять то большую, то меньшую откровенность или замкнутость, решительность или нерешительность, твердость или мягкость.

Заметные изменения в поведении человека обусловливаются и временными состояниями психики. Некоторые сдвиги в характере наблюдаются и при старении организма .

Хотя характер не врожден, особенности природной организации человека, и в первую очередь нервной деятельности, сказываются как на проявлениях характера, так и на процессе формирования его отдельных черт. Уравновешенность или неуравновешенность, сила или слабость, подвижность или инертность нервных процессов – все это окрашивает в определенный тон реакции человека, его поведение и деятельность.

Кроме типа нервной системы, на характер влияют и другие особенности организма: сердечно-сосудистой, пищеварительной и эндокринной систем. Точно установлено, что всякого рода расстройства в деятельности этих систем резко сказываются на характере человека.

В свою очередь, образующиеся черты характера влияют на проявление природных свойств личности. Характер может маскировать одни из врожденных проявлений, усиливать другие, тормозить третьи за счет образования и упрочения новых рефлекторных связей и т. п.

Характер есть сплав черт типа нервной деятельности и жизненных впечатлений, закрепляющихся в виде определенных временных нервных связей в коре головного мозга.

Характер находит свое выражение не только в поступках и действиях, но и в речи, мимике и пантомимике. Характер накладывает отпечаток на внешний облик личности. Он отражается и в типичной позе. Характер, отражая жизнь, в свою очередь, влияет на образ жизни.

Из книги Делай меньше, достигай большего. Секреты Мага Дождя автора Чу Чин-Нинь

ИЗЪЯНЫ В ХАРАКТЕРЕ ДЖОРЖА ВАШИНГТОНА На первом этапе своей жизни Джорж Вашингтон совершенно не замечал изъянов собственной персоны.Его тщеславиеКогда в 1754 году Джорж Вашингтон получил свое первое военное задание во время Франко-Индийской кампании, он решил, что у него

Из книги Занимательная психология автора Шапарь Виктор Борисович

Все о характере и судьбе Чертово клеймо или счастливый знак? Что означают родинки на теле? В XV в. родинки и родимые пятна считались дьявольскими отметинами. В некоторых странах женщинам, у которых они имелись, грозило сожжение.В XVIII столетии распространилось поверье,

Из книги Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников автора Вачков Игорь Викторович

Общее представление о темпераменте и характере С момента рождения и до самой смерти человека происходят изменения его внутреннего мира. Поток психической жизни не замирает ни на минуту. Впрочем, в какие-то моменты бурление эмоций и напряженная работа ума чуть затихают, а

Из книги Понять природу человека автора Адлер Альфред

ЧАСТЬ ВТОРАЯ НАУКА О ХАРАКТЕРЕ

Из книги Психология и психоанализ характера автора Райгородский Даниил Яковлевич

О, так называемом, нормальном характере Никто… не будет отрицать, что в обычной жизни, в сношениях людей друг с другом громадное значение имеет знание их психологии, знание их индивидуальных особенностей. Это знание имеет и чисто теоретическое, научное значение и

Из книги Психология архетипа ребенка автора Юнг Карл Густав

3. Будущность в характере архетипа Существенным аспектом мотива ребенка является его характер будущности. Ребенок - это потенциальное будущее. Поэтому возникновение мотива ребенка в психологии индивида означает, как правило, предвосхищение грядущего развития, даже

Из книги Анатомия человеческой деструктивности автора Фромм Эрих Зелигманн

автора Войтина Юлия Михайловна

73. ПОНЯТИЕ О ХАРАКТЕРЕ Понятие «характер» употребляется в разных значениях, например когда мы хотим оценить поведение человека, когда говорим о постоянных, привычных для человека формах поведения или о тех формах поведения, в которых выражается личность человека.

Из книги Мой ребенок – интроверт [Как выявить скрытые таланты и подготовить к жизни в обществе] автора Лэйни Марти

Из книги Искусство добиваться своего автора Степанов Сергей Сергеевич

Приложение 17 Тест для женщин: одежда расскажет о характере Вы считаете себя доброжелательным, приятным в общении человеком, хорошей женой и матерью, образцовой хозяйкой, надежным работником… Но разделяют ли это мнение ваши родные и близкие, друзья и коллеги? Ведь так

Из книги Язык внешности [Жесты, мимика, черты лица, почерк и одежда] автора Степанов Сергей Сергеевич

Приложение 19 Тест для женщин: ОДЕЖДА РАССКАЖЕТ О ХАРАКТЕРЕ Вы считаете себя доброжелательным, приятным в общении человеком, хорошей женой и матерью, образцовой хозяйкой, надежным работником… Но разделяют ли это мнение ваши родные и близкие, друзья и коллеги? Ведь так

Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Учение о характере Говоря о характере (что в переводе с греческого означает "чеканка", "печать"), обычно разумеют те свойства личности, которые накладывают определенный отпечаток на все ее проявления и выражают специфическое для нее отношение к миру и прежде всего к другим

Из книги Кто в овечьей шкуре? [Как распознать манипулятора] автора Саймон Джордж

Научитесь точнее судить о характере окружающих людей Каждый, кто хочет избежать виктимизации, должен уметь выявлять в своем окружении людей с агрессивными или скрыто-агрессивными наклонностями. При этом, чтобы определить основные черты характера того или иного

Из книги Родители без границ. Секреты воспитания со всего мира автора Гросс-Ло Кристина

Часть четвертая О детском характере

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Резепов Ильдар Шамильевич

72. Индивидуальное и типическое в характере Типическое как отражение общего в условиях жизни и природе человека. Характер есть общественно-историческое явление; следовательно, не может быть каких-то всеобщих характеров вне времени и пространства. Есть определенные

Из книги Спасибо за отзыв. Как правильно реагировать на обратную связь автора Хин Шейла

Дело не только в характере Когда мы говорим о характере и темпераменте, существует опасность, что вы воспримете это как данность, которая уже не подлежит изменению, дескать, такая уж ваша судьба, такими уж вы родились. Это не совсем так.Да, темперамент человека обусловлен

Слово «характер» в переводе с греческого означает «печать», «чеканка». В характере как бы запечатлены, отчеканены основные, наиболее существенные черты данной личности, которые устойчиво проявляются в поведении. Таким образом, характер можно определить как упорядоченную совокупность устойчивых индивидуально–психологических особенностей личности, которые формируются в процессе жизнедеятельности и проявляются в способах типичного реагирования личности в деятельности, поведении и общении. Черты характера проявляются в учебной и профессиональной деятельности человека, в его поступках в конкретных жизненных ситуациях, в особенностях общения с различными людьми и в различных ситуациях. В зависимости от особенностей характера люди могут по-разному реагировать, на пример, на неудачу в том или ином виде деятельности.

Один, потерпев неудачу, впадет в уныние, другой - просто откажется от решения задачи и радостно примется за что-то другое, третьего неудача только подстегнет, и он с еще большей энергией и упорством возьмется за дело. Когда мы говорим, что черты характера являются устойчивыми личностными особенностями, мы, конечно, не должны понимать это как неизменность черт характера. В процессе жизни те или иные черты характера могут претерпевать определенные, иногда существенные изменения. Однако черты характера не могут изменяться быстро и легко, так, например, как настроение человека.

Изменение характера – это чаще всего сложный и длительный процесс. Характер может изменяться под воздействием нового опыта жизнедеятельности человека, а также в результате целенаправленного воспитания и самовоспитания личности.

Характер тесно связан с системой отношений личности к миру, к окружающей действительности. Иногда говорят даже, что характер – это и есть определенная система отношений человека, только отношения эти стали достаточно устойчивыми. Все-таки между характером и отношением человека к чему-то есть важное различие. Отношения человека являются, в целом, более динамичными, более подвижными, а черты характера–более неизменными, более статичными устойчивыми.

В психологии характера, наряду с понятием «черты характера», «особенности характера», существует и понятие «акцентуации характера». Понятие «акцентуации» впервые ввел немецкий психиатр и психолог Карл Леонгард. Им же была разработана и описана известная классификация типов акцентуации личности. В нашей стране получила распространение иная классификация, предложенная известным детским психиатром А. Е. Личко. Однако и в том и в другом подходе сохраняется общее понимание смысла акцентуации. В наиболее лаконичном виде акцентуацию можно определить как дисгармоничность развития характера, гипертрофированную выраженность отдельных его черт, что обусловливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет ее адаптацию в некоторых специфичных ситуациях.



При этом важно отметить, что избирательная уязвимость в отношении определенного рода воздействий, имеющая место при той или иной акцентуации, может сочетаться с хорошей или даже повышенной устойчивостью к другим воздействиям.

Аналогично, затруднения с адаптацией личности в некоторых специфичных ситуациях (сопряженные с данной акцентуацией) могут сочетаться с хорошими и даже повышенными способностями к социальной адаптации в других ситуациях. При этом эти «другие» ситуации сами по себе могут быть объективно более сложными, но не сопряженными с данной акцентуацией.

В работах К. Леонгарда используется как словосочетание «акцентуированная личность», так и «акцентуированные черты характера», причем главным остается все-таки понятие «акцентуация личности». Сама классификация К. Леонгарда есть классификация акцентуированных личностей. В свою очередь, некоторые психологи полагают, что правильнее было бы говорить об акцентуациях характера, потому что в действительности именно об особенностях и типологии характера здесь и идет речь. Скорее всего, справедливо использовать оба сочетания–и «акцентуированная личность», и «акцентуация характера».

В отечественной психологии сложилась традиция четко, а иногда и резко подчеркивать различие понятий «личность» и «характер». При этом имеется в виду, что понятие личности – более широкое, включающее в себя направленность, мотивы, установки, интеллект, способности и так далее Между тем западные психологи, говоря о «личности», часто имеют в виду ее характерологию. Для этого есть определенные основания, поскольку характер - это не только базис личности (так считают многие, хотя это и дискуссионно), но прежде всего интегративное образование. В характере находят свое выражение система отношений личности, ее установки, ориентации и так далее Если же обратиться конкретно к описаниям различных акцентуаций (безразлично, в какой типологии – К. Леонгарда или А. Е. Личко), то легко увидеть, что существенная их часть характеризует именно личность в ее различных аспектах. Очевидно действительно вполне допустимо в равной степени и в равном значении использовать оба термина – акцентуированная личность и акцентуация характера.

Одной из распространенных практических ошибок, от которых нам хотелось бы предостеречь, является трактовка акцентуации как установленной патологии. Очень часто такую интерпретацию можно не только услышать в устных выступлениях и на лекциях, но и обнаружить в весьма солидных публикациях. Однако отождествление акцентуаций с психопатологией характера неправомерно.

Возможно, этот ошибочный стереотип был закреплен и получил столь заметное распространение потому, что само понятие «акцентуация» появилось и поначалу употреблялось преимущественно в клинической психологии.

Впрочем, уже в работах К. Леонгарда специально подчеркивалось, что акцентуированная личность не синонимична патологической. В противном случае нормой следовало бы считать только среднюю посредственность, а любое отклонение от нее рассматривать как патологию.

К. Леонгард даже полагал, что человек без намека на акцентуацию хотя и не склонен развиваться в неблагоприятную сторону, но столь же маловероятно, что он сколько-нибудь отличается в положительную.

Акцентуированным личностям, напротив, присуща готовность к особенному развитию, будь оно социально положительно или же, напротив, социально отрицательно. Обобщая сказанное, можно заключить, что акцентуация является не патологией, а крайним вариантом нормы. По различным данным, распространенность акцентуаций в обществе сильно варьируется и зависит от многих факторов, таких как социокультурные особенности среды, половые и возрастные отличия и другие.

По данным К. Леонгарда и его сотрудников, доля акцентуированных личностей во взрослом населении (эмпирические данные по Германии) составляет приблизительно 50 %. При этом авторы специально подчеркивают, что в других странах соотношение акцентуированных и не акцентуированных людей может быть иным.

Хотя в целом вопрос о динамике акцентуаций разработан еще недостаточно, уже сейчас можно определенно говорить о заострении черт акцентуированного характера в подростковом возрасте. В дальнейшем, очевидно, происходит их сглаживание или компенсация, а также переход явных акцентуаций в скрытые. Кроме того, доля акцентуированных подростков варьируется в зависимости от типа и особенностей учебного заведения.

Типы акцентуаций:

Гипертимный тип. Заметной особенностью гипертимного типа личности является постоянное (или частое) пребывание в приподнятом настроении, даже при отсутствии каких-либо внешних причин для этого. Приподнятое настроение сочетается с высокой активностью, жаждой деятельности. Для гипертимов характерны общительность, повышенная словоохотливость. Они смотрят на жизнь оптимистически, не теряя этого качества и при возникновении препятствий. Трудности часто преодолевают без особого труда, в силу органично присущей им активности и деятельности.

По имеющимся данным (А. Е. Личко), гипертимный тип входит в пятерку наиболее «рискованных» с точки зрения делинквентности. Наряду с близким ему неустойчивым типом, он прочно занимает лидирующее положение по этому критерию. Гипертимный тип в совокупности с неустойчивым является наиболее значимым фактором опасности возникновения делинквентного поведения по сравнению с другими акцентуациями.

Застревающий тип. Застревающий тип личности отличается высокой устойчивостью аффекта, длительностью эмоционального отклика переживаний. Оскорбление личных интересов и достоинства обычно долго не забывается и никогда не прощается просто так. В связи с этим окружающие часто характеризуют их как злопамятных и мстительных людей. К этому есть основания: переживание аффекта часто сочетается с фантазированием, вынашиванием плана мести обидчику. Болезненная обидчивость этих людей чаще всего хорошо заметна. Их также можно назвать чувствительными и легкоуязвимыми, хотя и в сочетании с вышесказанным.

Эмотивный тип. Главной особенностью эмотивной личности является высокая чувствительность и глубокие реакции в области тонких эмоций. Характерны мягкосердечие, доброта, задушевность, эмоциональная отзывчивость, высоко развитая эмпатия. Все эти особенности, как правило, видны и постоянно проявляются во внешних реакциях личности в различных ситуациях. Характерной особенностью является повышенная слезливость (как принято говорить, «глаза на мокром месте»).

Педантичный тип . Хорошо заметными внешними проявлениями этого типа являются повышенная аккуратность, тяга к порядку, нерешительность и осторожность. Прежде чем что-либо сделать, долго и тщательно все обдумывают. Очевидно, за внешней педантичностью стоит нежелание и неспособность к быстрым переменам, к принятию ответственности. Эти люди без нужды не меняют место работы, лишь в самых крайних случаях, и то с большим трудом.

Тревожный тип. Главной особенностью этого типа является повышенная тревожность по поводу возможных неудач, беспокойство за свою судьбу и судьбу близких. При этом объективных поводов к такому беспокойству, как правило, нет или они незначительны. Отличаются робостью, иногда с проявлением покорности. Постоянная настороженность перед внешними обстоятельствами сочетается с неуверенностью в собственных силах.

Циклотимный тип. Важнейшей особенностью циклотимного типа является смена гипертимных и дистимических состояний. Такие перемены нередки и систематичны. В гипертимной фазе поведения радостные события вызывают у циклотимов не только радостные эмоции, но и жажду деятельности, повышенную словоохотливость, активность. Печальные события вызывают не только огорчение, но и подавленность. В этом состоянии характерны замедленность реакций и мышления, замедление и снижение эмоционального отклика.

Демонстративный тип . Центральной особенностью демонстративной личности является потребность и постоянное стремление произвести впечатление, привлечь к себе внимание, быть в центре. Это проявляется в тщеславном, часто нарочитом поведении, в частности в таких чертах, как самовосхваление, восприятие и преподнесение себя как центрального персонажа любой ситуации. Значительная доля того, что такой человек говорит о себе, часто оказывается плодом фантазии или же значительно приукрашенным изложением событий.

Возбудимый тип . Особенностью возбудимой личности является выраженная импульсивность поведения. Манера общения и поведения в значительной мере зависит не от логики, не от рационального осмысления своих поступков, а обусловлена порывом, влечением, инстинктом или неконтролируемыми побуждениями. В области социального взаимодействия для представителей этого типа характерна крайне низкая терпимость, что может расцениваться и как отсутствие терпимости вообще.

По данным различных психологических исследований, этот тип занимает второе-третье место по распространенности в группе делинквентов. Важно отметить не только то, что возбудимый тип – один из наиболее часто встречающихся среди делинквентов, но и то, что именно возбудимые акцентуанты – наиболее частые участники насильственных правонарушений, то есть тех противоправных действий, которые являются особо опасными с социальной точки зрения и имеют, кроме того, самые суровые правовые последствия.

Дистимический тип . Дистимическая личность – антипод гипертимной. Дистимики обычно сконцентрированы на мрачных, печальных сторонах жизни. Это проявляется во всем: и в поведении, и в общении, и в особенностях восприятия жизни, событий и других людей (социально-перцептивные особенности). Обычно эти люди по натуре серьезны. Активность, а тем более гиперактивность им совершенно не свойственны.

Экзальтированный тип. Главной чертой экзальтированной личности является бурная, экзальтированная реакция на происходящее. Они легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных. Их отличает крайняя впечатлительность по поводу любого события или факта. При этом внутренняя впечатлительность и склонность к переживаниям находят в их поведении яркое внешнее выражение.

Различия в свойствах темперамента не исчерпывают всего широкого комплекса индивидуальных особенностей. Существующие между людьми различия многообразны и касаются всех сторон их жизни. Люди различаются не только по внешним данным, но и по психическому складу, манере поведения, отношениям, которые их связывают с миром других людей и предметов. Для каждого человека характерны своеобразие психики и личности, неповторимость. В этом проявляется индивидуальность человека. Характер - одна из главных составляющих индивидуальности.

Слово «характер» широко используется в жизни, в литературе. При взаимодействии с другими людьми каждый человек проявляет свой характер и оценивает его у других. Общеприняты такие определения характера, как «хороший*, «плохой», «тяжелый», «легкий*. При разрыве отношений часто говорят: «Не сошлись характерами». Люди с разными характерами по-разному ведут себя в схожих обстоятельствах, по-разному реагируют и переживают. Если мы знаем характер другого человека, то можем лучше понять его действия, выбрать оптимальный стиль общения с ним, предвидеть его поведение в тех или иных ситуациях.

Например, классный руководитель обдумывает, кого нз учащихся целесообразнее назначить старостой класса. Один из кандидатов - хороший организатор, но часто в общении с товарищами проявляет грубость и жесткость. Другой - честный, принципиальный, но малообщительный, ему будет трудно устанавливать контакты со всеми ребятами. Классный руководитель ищет ученика с лидерскими качествами, добросовестного, исполнительного, дисцип-

линированного. Чем лучше он способен понять характерные особенности своих учеников, тем успешнее будет его выбор^

Знание особенностей характера важно при приеме людей на работу, при их назначении на ответственную должность, комплектовании групп для выполнения совместной деятельности. Профилактика конфликтов, установление в коллективе положительного психологического климата, повышение эффективности общения также во многом от этого зависят. В полной мере это относится к управлению учебным коллективом и к педагогическому общению, в процессе которого учитель решает важные учебные, воспитательные и организационные задачи.



Формирование первых научных представлений о характере относится к давним временам и связано с именем Аристотеля, который описал различия в нравах и образах мыслей у разных людей. Его ученик древнегреческий философ Теофраст {372-287 до н.э.) систематизировал эти различия и выделил 30 черт, по которым можно судить о типе человека, например льстец, притворщик, болтун. Он же ввел в научный обиход и сам термин «характер» (греч. charakter- черта, чеканка), написав трактат «Этические характеры». В дальнейшем французский писатель-моралист Ж. Лабрюйер (1645-1696), длительное время наблюдавший за нравами знати, описал уже более тысячи типических черт характера. Русский врач и психолог А.Ф. Лазурский (1874-1917), считавший изучение личности и характера одной из главных задач психологии, создал характерологию - раздел психологической науки о сущности, строении, типах и развитии характера.

В настоящее время характер как целостное личностное образование изучается в дифференциальной психологии, предметом которой являются индивидуально-психологические различия между людьми. Под характером понимается совокупность устойчивых, индивидуальных особенностей человека, обусловливающих типичные для него способы поведения в определенных жизненных ситуациях и обстоятельствах.

В отличие от темперамента, зависящего от врожденных, анатомо-физиологических особенностей, н прежде всего от свойств нервной системы, характер человека формируется при жизни, в процессе социализации и воспитания по мере того, как человек вступает в многообразную систему отношений с предметной действительностью и другими людьми. Теорию становления характера человека в зависимости от его отношений к действительности разработали В.Н. Мясищев и Б.Г. Ананьев. Сначала отношения осуществляются на конкретно-эмоциональном уровне. Они определяют пережи-

вания человека, особенности восприятия действительности, поведенческие реакции на внешние воздействия. Положительный или отрицательный опыт взаимоотношений с людьми формирует и соответствующую систему внутренних отношений личности. Повторяющиеся эмоциональные положительные и отрицательные реакции вызывают более длительные психические состояния, которые постепенно закрепляются и становятся устойчивыми качествами личности, чертами характера.

К.К. Платонов определил три основные особенности черт характера: они должны быть достаточно выраженными, тесно взаимосвязанными с другими чертами и систематически проявляться в различных видах деятельности.

Понятия «черты личности» и «черты характера» часто употребляются как синонимы, но их следует различать. Личность как психологическое образование шире, чем характер, который является лишь одной из ее подструктур. Центральным звеном личности служит потребностно-мотивационная сфера. Доминирующие мотивы, ценности и цели определяют направленность личности. В структуру черт личности входят свойства, характеризующие ее направленность. Ради главных ценностей человек может проявлять разные черты своего характера или изменять их. В этом смысле личность - более высокая инстанция, чем характер.

Жизненный путь людей, отношения, в которые они вступают, условия воспитания характеризуются своеобразием. Различны у них и природные предпосылки развития индивидуальности, поэтому у каждого человека формируется свойственная только ему неповторимая совокупность черт и проявлений характера. Однако наряду с индивидуальными особенностями характеру каждого человека присущи и черты, общие с другими людьми. Это связано с тем, что схожие обстоятельства жизни людей, живущих в одинаковых общественных условиях, формируют типические черты характера. Если раньше многим людям в нашей стране были свойственны послушность, дисциплинированность, пассивность, то сейчас значительно чаще встречаются люди самостоятельные, независимые, инициативные. Кроме того, каждый член общества является также членом других конкретных групп - семьи, учебной группы, производственного коллектива, различных неформальных общностей. Каждая из них также оказывает свое специфическое влияние на характер человека. Сущность характера заключается в единстве индивидуального и типического.

Характерообразующими являются не все отношения, а только наиболее значимые, связанные с удовлетворением основных жиз-

ненных, материальных И духовных потребностей человека. В первую очередь это отношения к обществу и другим людям, к труду, самому себе, вешам. В настоящее время описано более двух тысяч черт, которые связаны между собой и образуют структуру характера - устойчивые группы черт, отражающих разнообразные типы отношений человека к действительности.

Отношения к обществу и другим людям формируют нравственные черты характера. Гуманность, честность, принципиальность, справедливость характеризуют высокий уровень нравственного развития. Эгоизм, беспринципность, злобный нрав, лживость, напротив, говорят о моральном несовершенстве характера. В системе отношений к другим людям особую группу составляют коммуникативные черты: доброжелательность, отзывчивость, чуткость, открытость, искренность, вежливость. Люди, которым присущи такие черты, более эффективно общаются в самых разных ситуациях: в семье, на работе, с коллегами, друзьями. Они успешнее преодолевают психологические барьеры в общении, вызываемые социально-культурными различиями, или возникающие по ходу общения негативные чувства, например недоверие, зависть, неприязнь.

Нравственные и коммуникативные черты характера являются профессионально значимыми качествами учителя. Проявление учителем по отношению к учащимся несправедливости, недоброжелательности, грубости говорит о его профессиональной некомпетентности, неспособности к эффективному педагогическому общению, о его конфликтности. Развитие профессионально значимых черт характера столь же важно для учителя, как овладение им предметными знаниями и педагогическими умениями.

В системе отношений человека к труду формируются трудолюбие, добросовестность, ответственность, дисциплинированность. Учение тоже можно рассматривать как особый вид труда - учебного. И труд, и учение связаны с преодолением препятствий и требуют развития волевых черт характера- целеустремленности, настойчивости, самостоятельности, терпеливости. Эти черты характера важны для достижения трудных целей в любом виде деятельности. Противоположные качества - лень, безответственность, недисциплинированность, несобранность - дезорганизуют деятельность, не позволяют человеку ставить и решать важные для него учебные или профессиональные задачи.

Отношение к себе формируется в структуре самосознания человека как его когнитивный, эмоциональный и оценочный компоненты. С раннего детства и в течение всей жизни окружающие люди определенным образом относятся к ребенку, оценивают его дей-

ствия и поступки. Эти отношения интериоризуются и становятся внутренними психическими отношениями человека к самому себе, чертами его характера. В зависимости от преобладающих типов отношений в характере формируются скромность или самовлюбленность, самокритичность или самоуверенность, гордость или приниженность, чувство собственного достоинства или ощущение своей неполноценности.

Немаловажными для человека являются и его отношения к вещам. Ребенок с рождения пользуется самыми разнообразными вещами, созданными трудом других людей. Чем старше он становится, тем больше у него возникает потребностей в различных вещах. Вещи - это и игрушки, и книги, и одежда, и посуда, н многое другое. Один ребенок ломает игрушку, и его за это ругают, другому сразу же покупают новую. Кто-то не дает товаришу поиграть со своей машинкой, а кто-то раздает все принадлежащие ему игрушки. Постепенно у ребенка складываются такие черты характера, как аккуратность, бережливость, щедрость, или негативные черты - неаккуратность, расточительность, жадность. В дальнейшем эти черты во многом будут определять стиль жизни человека, устройство его жилья, содержание рабочего места. Неряшливость, неопрятность вызывают у окружающих людей чувство неуважения к человеку, мешают ему в установлении позитивных производственных и межличностных отношений.

Кроме перечисленных, наиболее значимых для человека типов отношений, существует много других, например отношения к природе, к объектам искусства, творчеству, которые, повторяясь в различных жизненных ситуациях и закрепляясь в образе жизни, превращаются в черты характера.

В характере каждого человека есть и положительные, и отрицательные черты, хотя соотношение их может быть различным. Иногда достаточно сложно бывает определить ту или иную черту как положительную или отрицательную ввиду существования внутри каждого свойства множества граней и оттенков. Так, бережливость может доходить до скупости, аккуратность - до педантичности. Гордость порой воспринимается другими как надменность и высокомерие, уверенность в себе - как самоуверенность. О редком человеке можно сказать однозначно, что он добрый, злой, энергичный или пассивный.

От этого предостерегал Л.Н. Толстой: »Мы можем сказать про человека, что он чаще бывает добр, чем зол, чаще умен, чем глуп, чаще энергичен, чем апатичен, и наоборот; но будет неправда, если мы скажем про одного человека, что он добрый или умный, а про

другого, что он злой или глупый. А мы всегда делим людей. И это неверно. Люди - как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто совсем непохож на себя, оставаясь все между тем одним и самим собою*.

То, какие черты человек чаще проявляет, и то, как их воспринимают другие люди, зависит от его окружения, отношения к нему, взаимопонимания. В процессах общения и воспитания следует опираться на положительные черты характера. Если ребенку постоянно внушать, что он плохой, он почти наверняка таким и станет. Важно замечать все положительные проявления его характера и поддерживать их развитие.

Различные черты характера могут быть выражены у человека в разной степени. Отдельные черты бывают настолько резко и чрезмерно выражены, что начинают препятствовать его адаптации в обществе и личностному развитию. Черты характера, резко выраженные, представляющие собой крайние варианты нормы, называются акцентуациями, а черты, отходящие от нормы, - психопатиями. П.Б. Ганнушкин выделил три критерия, по которым нх можно дифференцировать: тотальность, стабильность, социальная дезадаптация. .

Тотальность заключается в том, что психопатии проявляются всегда и везде независимо от конкретных условий, от вреда, который это может принести самому человеку или другим людям. Стабильность - в том, что они проявляются в течение многих лет, иногда всей жизни. У человека постоянно возникают трудности при взаимодействии с другими людьми - ив семье, и в учебе и на работе, что говорит о социальной дезадаптации. Тотальность, стабильность и социальная дезадаптация при акцентуациях характера также имеют место, но в меньшей степени и легче поддаются коррекции. К. Леонгард и А.Е. Личко описали разнообразные типы акцентуаций и психопатий, например гнпертимный тип (чрезмерная возбудимость), астенический (повышенная чувствительность и быстрая истощаемость), истероиднын (демонстративное поведение), эпилептоидный (сильная раздражительность, образование сверхценных идей), шизоидный (нарушение эмоциональных контактов с людьми) и др. Люди, в структуре характера которых присутствуют акцентуации, требуют к себе особого дифференцированного отношения с учетом их типа и степени выраженности. Как правило, им необходимы консультации и помощь психолога. Психопатии счита-

ются патологическими чертами характера, и их лечение требует профессиональной компетентности психоневролога. Акцентуации характера нередко проявляются у школьников-подростков. Если у кого-то из них замечается быстрая утомляемость, частые аффекты без видимых причин, значительные трудности в общении со сверстниками, несоблюдение дистанции в общении со взрослыми, замкнутость и отгороженность от окружающих или другие отклонения в поведении, к ним должно быть проявлено пристальное внимание со стороны учителей и школьных психологов.

Наблюдать за деятельностью и поведением учащихся, определять черты их характера и составлять психолого-педагогическую характеристику личности ребенка должен уметь каждый педагог. Делать это целесообразно с момента поступления ребенка в школу в течение всех лет обучения, что дает возможность проследить индивидуальный путь его развития. Теоретическая и методическая работа, проведение психодиагностических исследований характера, разработка и применение в случае необходимости коррекционных мер - задачи школьного психолога.

11.2. Свойства и проявления характера

Характер человека определяется не только совокупностью его отдельных черт, но и свойствами в целом. Как всякое целое не равно сумме его элементов, так и характер в целом приобретает качественно новые свойства.

Определенность характера связана с наличием среди его черт одной или нескольких, наиболее выраженных, доминирующих. Если такие черты есть, характер называют определенным, а при их особой выраженности - ярким. В классической литературе создано много образов персонажей с яркими положительными или отрицательными характерами. Это практически все герои комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», романа Н.В. Гоголя «Мертвые души» и многих других произведений. Некоторые типы характеров получили название по одной или нескольким наиболее ярким чертам. Достаточно сказать, что у человека «властный», «ханжеский» или «ангельский» характер, чтобы можно было судить о его личности, действиях н поступках. У людей с неопределенным характером доминирующие черты выражены слабо или отсутствуют.

Цельность характера проявляется во внутреннем единстве направленности личности, доминирующих черт характера и образа действий человека. У людей с таким характером в жизни есть цели

и принципы, которым они следуют. У них обычно нет разлада между мыслями, чувствами и действиями, между их стремлениями и долгом. Они естественны в общении, их действия и поступки можно предвидеть. Их поведение способно меняться в соответствии с обстоятельствами. Однако они при этом не поступаются своими принципами и не идут против своих убеждений.

Свойством характера, противоположным цельности, является противоречивость. Противоречивому характеру свойствен разлад убеждений, принципов н действий. Мысли и чувства таких людей, их мотивы и цели разнонаправленны. В зависимости от ситуации или от своего настроения они проявляют разные черты характера, иногда прямо противоположные. Поэтому их действия и поступки часто непредсказуемы. Например, если у кого-то из родителей противоречивый характер, это проявляется в противоречивом стиле воспитания. Ребенка то сверх меры опекают, то предоставляют самому себе, то излишне задаривают, то наказывают без веских причин. В результате он теряет ориентиры для своих действий, каждый раз старается приспособиться к новым требованиям или к настроению родителей. Разновидность противоречивого характера - характер двойственный, проявляющийся в двойной манере поведения. Например, руководитель производственного коллектива, допускающий грубость в отношениях с подчиненными, ведет себя заискивающе с вышестоящим начальником. Противоречивость и двойственность характера указывают на отсутствие у человека глубоких убеждений, незавершенность нравственного развития личности.

Сила, или твердость, характера определяется степенью развития у человека волевых черт: целеустремленности, решительности, настойчивости, смелости, выдержанности, которые преобладают над другими. Человек с сильным характером способен добиваться поставленных целей, проявлять стойкость, противодействовать внешним обстоятельствам. Слабохарактерность проявляется в неспособности отстаивать свои принципы, достигать намеченные цели, доводить до конца начатое дело.

Самобытность характера выражается в оригинальности, самостоятельности, непохожести на других. Люди с таким характером отличаются яркими индивидуальными чертами, своеобразным мышлением, способностями к творчеству. Исследования жизни выдающихся людей дали большой материал об особенностях их характера. Самобытный характер был отмечен у Петра Великого, А.С. Пушкина, А. Эйнштейна, К.Э. Циолковского и многих других незаурядных личностей.

Устойчивость характера проявляется в том, что человек в течение длительного периода жизни сохраняет тенденцию действовать определенным образом в схожих ситуациях. Относительная устойчивость характера не исключает его изменчивости. Характер отражает специфику жизненных отношений. Но обстоятельства жизни человека и типы его отношений к действительности могут изменяться, что влечет за собой и изменение характера. У одних людей преобладает тенденция к устойчивости характера, проявляются черты консерватизма. Это не всегда оказывается благоприятным для человека, так как может затруднять адаптацию к новым условиям. При резкой смене жизненных обстоятельств такие люди сохраняют приверженность к прежним формам поведения, не соответствующим новым обстоятельствам. Оптимум соотношения устойчивости и изменчивости характера определяется тем, в какой мере человек осмысливает изменившиеся обстоятельства и стремится им соответствовать в силу своих убеждений, а не меркантильных интересов.

Характер накладывает свой отпечаток на все формы поведения и деятельности. Он проявляется в действиях, поступках, вербальном и невербальном общении. В деятельности характер выражается в отношении к ее процессу и результату, в способности преодолевать трудности и препятствия. Характер определяет стиль делового и межличностного общения человека, способы его воздействия на других людей. В речи проявляются такие черты характера, как самоуверенность, застенчивость, откровенность, несдержанность и многие другие. Если речь, хотя и не в полной степени, поддается сознательному регулированию, то значительно труднее маскировать те или иные черты характера в невербальном поведении. Они прослеживаются в мимике, жестах, во всем внешнем облике человека. Народная мудрость говорит, что характер - вторая натура, и это действительно так.

11.3. Формирование характера

Формирование характера начинается с момента появления ребенка на свет и продолжается в течение всей жизни. Особенно важны годы раннего детства, когда закладываются его основы, такие черты и свойства, через которые все последующие воспитательные воздействия будут преломляться как через внутренние условия. Решающее значение для формирования характера имеет целенаправленное воспитание. Основу воспитания составляют нравствен-

ное развитие, убеждение, личный пример, включение человека в разнообразные формы общения н усложняющиеся виды деятельности - игровую, учебную, трудовую и другие, а также учет природных задатков, индивидуальных и возрастных особенностей- Велико значение личности воспитателя, его характера и примеров поведения, которые он показывает другим. Усилия родителей или учителей в воспитании какой-либо черты характера могут оказаться тщетными, если она не присуща им самим.

Первые ростки характера человека формируются в семье. Семья - это малая социальная группа, где складываются основные формы взаимоотношений ребенка с другими людьми. В семье происходит усвоение социального опыта, развитие и расширение отношений ребенка к окружающему миру, людям, живой и неживой природе. В одних семьях - это отношения с позиций добра и красоты, в других они основаны на злобе и зависти. В зависимости от стиля семейного воспитания потребности детей в любви, уважении, признании удовлетворяются в разной степени, так же как и их стремление к самостоятельности. В характере каждого ребенка отражаются все особенности семьи, семейных отношений и стиля воспитания. Например, гиперпротекция способствует формированию изнеженного, несамостоятельного характера, при авторитарном стиле будут усваиваться жесткие формы воздействия на людей. Психологически обоснованным и рекомендуемым стилем воспитания характера является демократический стиль со средним, необходимым уровнем опеки, психологической поддержкой ребенка, укреплением его веры в свои силы и способности.

Далее происходит расширение социальных контактов ребенка. Он становится членом других социальных групп: учебной, спортивной и т.д. У него складывается система деловых и неформальных отношений, в которых продолжает развиваться характер.

Главным условием формирования характера в деятельности является высокий уровень мотивации, понимание ее важности и необходимости выполнения. То, что интересно, всегда вызывает сильные и яркие эмоции. Трудная, но интересная задача, вызывает желание ее решить. Интересный вопрос побуждает к самостоятельному поиску ответа. Опыт положительных эмоциональных состояний при преодолении трудностей будет закрепляться в характере как его активность, самостоятельность, настойчивость, усидчивость. Большую роль в воспитании характера школьников играют чтение, занятия художественным творчеством, спортом, туризмом. Включение их в разнообразные виды деятельности, расширение социальных контактов формирует новые типы отношений и новые черты характера.

На формирование многих черт характера определенное влияние оказывают свойства нервной системы и темперамент как интегральная форма индивидуальных особенностей, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону психики и поведения человека. Свойства нервной системы служат предпосылкой формирования тех черт характера, как положительных, так и отрицательных, которые зависят от динамической стороны эмоциональных, волевых и других процессов. Но темперамент влияет на формирование характера не фатально. Человек с сильным характером способен научиться управлять своим темпераментом. Импульсивное поведение, вызываемое высокой динамичностью движений и психических процессов, может преодолеваться за счет прижизненно сформированных механизмов выдержанности и самообладания. В этом смысле Л.С. Выготский называл темперамент наличной предпосылкой воспитательного процесса, а характер - его конечным результатом.

Характер складывается под влиянием многих факторов, но главная и решающая роль в его становлении принадлежит самому человеку. При воспитании характера важно как можно раньше включать детей в процесс самовоспитания. Установлено, что когда требования к ребенку становятся его собственными требованиями к себе, добиться от него желаемых форм поведения значительно легче и они скорее приобретают устойчивость, превращаясь в черты характера. Самовоспитание характера предполагает ориентацию на определенную модель, формирование желаемых черт и свойств и преодоление негативных, для чего приходится решать непростую задачу - разобраться во внутреннем строе своего характера. Путь к этому лежит через осознание собственных действий и поступков, через анализ их мотивов и смыслов. Основным психологическим условием самовоспитания характера является высокий уровень личностного развития. Прогрессивный американский психолог Д.Дьюи писал: «Глубочайшие стороны духовного строя человека определяются тем, как он сам относится к проблемам поведения и взаимоотношения с окружающими». Для самовоспитания характера необходимо наличие особого мотива самосовершенствования, который говорит о зрелости и высокой духовности личности.

© Контрольное вопросы

1. Почему говорят, что характер человека представляет собой единство индивидуального и типического?

2. Каковы основные типы характерообразующнх отношений человека к действительности?

3. В чем заключаются различия между чертами личности и чертами характера?

4. Какие основные свойства характера вы знаете?

5. В чем проявляется взаимосвязь между темпераментом и характером?

6. Как можно сформулировать основные закономерности воспитания и самовоспитания характера?

© Тестовые задания

1. Создателем характерологии как науки о характере считается...

A. Теофраст.

Б. А.Ф. Лазурскнй.

B. Б.Г. Ананьев. Г. К.К. Платонов.

2. Как называются резко выраженные черты характера, представляющие собой крайние варианты нормы?

A. Психопатия. Б. Акцентуация.

B. Дезадаптация. Г. Отклонение.

3. Какое из приведенных утверждений является ошибочным?

A. Характер проявляется в быстроте и прочности усвоения знаний. Б. Характер проявляется в способности преодолевать трудности.

B. Характер проявляется в действиях и поступках человека.

Г. Характер проявляется в вербальном и невербальном поведении.

4. Решающее значение для формирования характера имеет...

A. Обучение. Б. Воспитание.

B. Поощрение. Г. Наказание...

ПСИХОЛОГИЯ СЕНСОРНЫХ И ПЕРЦЕПТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ

12.1, Ощущения в структуре психики и личности

Кроме направленности, самосознания, способностей, темперамента и характера в психический облик личности входит подструктура особенностей психических процессов и состояний. Это особенности различных форм психического отражения, разных сторон целостного образа мира. Переходим к последовательному описанию обширной психологической подструктуры личности, подчеркнув два обобщенных и теоретически важных обстоятельства.

Во-первых, это напоминание о вынужденной, традиционной условности принятого разложения психики и личности на отдельные процессы, состояния и свойства. Психологические и личностные реалии являются целостными. Ничто в нашей психике не существует самостоятельно. Просто иногда в конкретной ситуации или деятельности какой-то аспект субъективного образа становится ведущим и как бы включает все другие. Такой аналнти-ко-синтетическнй прием необходим для практики непосредственных психологических исследований. Ко при этом необходим и учет всех других форм отражения, влияющих на комплексную результативность исследуемого процесса. Во-вторых, при описании каждого психического процесса или состояния всегда стоит задача разделения и соотнесения частного и общего, индивидуального и общечеловеческого. Всякое отдельное свойство восприятия у индивида, к примеру, может быть таким, как у всех людей, а может выступать и в качестве существенной индивидуальной, сугубо личностной особенности.

Феномен ощущений, пространство человеческой чувствительности (сенсорики) является чрезвычайно богатым и тщательно изученным. В этой области психологин традиционно широко используется эксперимент - психологический и психофизиологический, высока математическая оснащенность исследований.

Ощущение - это отражение отдельных простых признаков (или качеств) предметов объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувствительности.

Поясним это классическое определение. В образе ощущения отражается некое единичное, обязательно элементарное (не составное, не комплексное) явление: звук, свет, цвет, боль. Ощущается нечто красное, светлое, но не сам предмет с данными характеристиками. Скажем, человек ощущает боль в печени, но не саму печень. Бытовое выражение «ощущение радости» считается понятийно некорректным, ибо речь идет в таком случае об эмоции, переживании, но не об ощущении. Ощущению свойственна некоторая незавершенность, искусственность, потому что в реальной жизни не бывает «чистой* работы только ощущений. На них всегда «наложены» другие психические процессы.

Как сказано в определении, ощущение существует именно в момент соответствующего внешнего воздействия. Иначе психологически его не отличить, к примеру, от образа памяти, воображения, галлюцинации.

Существует множество теорий ощущений, значимых своей отнесенностью не столько к самим ощущениям, сколько к пониманию всей психики. Например, рецепторная теория утверждает, что для возникновения ощущения достаточно наличия внешнего воздействия на соответствующий рецептор. Последним называется особый прибор, орган, расположенный на периферии тела (в глазу, ухе, коже, на языке), в котором физическое воздействие среды преобразуется в нервный импульс. В рецепторе материальное воздействие просто «отпечатывается» в соответствии с его анатомической и физиологической спецификой. Рефлекторная теория убедительно доказывает, что для возникновения ощущения необходим^) наличие «встречной активности» особых отражающих движений в рецепторе. Такие специальные движения имеют место в каждом рецепторе и реализуются на чисто физиологическом уровне. Это особые «перцептивные действия», целая их система, подтверждающая активный характер психики.

О многообразии ощущений свидетельствует большое количество их классификаций по самым различным основаниям. Основной является классическая градация ощущений по физической модаль-

кости раздражителя, т.е. по аспекту отражаемого внешнего воздействия. Здесь выделяют следующие виды чувствительности:

зрение как важнейший источник информации, работающий в огромном диапазоне угловых величин отражаемых объектов (от 0,5 угловых секунды), их яркости (от 10~ 7 до 10 s ннт), в широком спектре длин электромагнитных волн (от красного до фиолетового цвета);

слух, который тонко различает три основные физические характеристика звука: интенсивность, высоту н тембр. Кроме того, отражается длительность звука и его пространственность, а в числе комплексных параметров звукового ощущения выделяют такие, как объемность, плотность, яркость и другие, являющиеся следствием взаимодействия ощущений разных модальностей;

кожная чувствительность (осязание) включает в себя три разных вида ощущений: тактильные (прикосновение и давление), температурные и болевые;

вкусовые ощущения, имеющие четыре основных качества: сладкое, кислое, горькое н соленое, хотя их реальное сочетание несопоставимо шире;

обоняние выделяет по качеству шесть основных запахов: фруктовый, цветочный, смолистый, пряный, гнилостный, горелый. Практическое многообразие обонятельных ощущений человека значительно шире.

Поскольку индивид живет в мире реально целостных предметов и взаимодействующих свойств, в его сенсорике образуются сквозные», или интермодальные, ощущения, синестезии. Мы говорим: «теплый цвет, тяжелый взгляд, острая пища», обозначая этим результат совместной работы различных анализаторов, свой сенсорный и жизненный опыт.

Вторым распространенным основанием классификации ощущений служит их участие в построении субъективного образа мира:

■S экстероцепция отражает свойства внешнего, окружающего мира;

f интероцепция отражает сигналы из внутренней среды организма, которые великий русский физиолог И.М. Сеченов (1829- 1905) называл «темными чувствами»;

S проприоцепция (или кинестезии) - это отражение сигналов от мышц и сухожилий, необходимое для регуляции любых движений.

Как видим, необходимость участия многообразных ощущений в создании и функционировании психики не подлежит особому доказательству.

С измерения ощущений и чувствительности во многом начиналась современная экспериментальная психология. Поэтому приведем некие азы психофизики.

Чувствительностью называется способность человека иметь ощущения. Выделяют два вида чувствительности: абсолютная и разностная (дифференциальная, относительная), каждая из которых измеряется порогами. Измерение порогов чувствительности- это достаточно сложная, методически многовариантная, тщательно отработанная, статистическая процедура.

Нижний абсолютный порог - это минимальная физическая интенсивность раздражителя, при которой он может вызвать (более чем в 50% случаев предъявления) едва заметное ощущение. Верхний абсолютный порог - это максимальная интенсивность раздражителя, при которой он еще может восприниматься в своей модальности (не переходя в боль) либо вообще восприниматься.

Разность между величинами порогов именуется динамическим диапазоном н описывает крайние пределы всех видов человеческой чувствительности.

Дифференциальная чувствительность имеет, как правило, большее значение в жизни и практической деятельности человека, в профессиях, предъявляющих повышенные требования к чувствительности (художник, музыкант, дегустатор). Разностный порог - это минимальное изменение в интенсивности раздражителя (или в силе двух смежно действующих), которое может быть воспринято в данных условиях перцепции.

Однако человек воспринимает не саму разность между двумя раздражителями (Л/), а ее отношение к некоторой исходной, фоновой величине (/). В своем минимальном выражении отношение Д/ / / = const (величина постоянная для каждого вида раздражителя и чувствительности). Это аналитическое выражение носит название закона Вебера, исходя из которого Т. Фехнер вывел «основной психофизический закон»:

S = k In/ + с,

где 5 - величина субъективного ощущения в условных единицах; /- интенсивность раздражителя в физических единицах; k - коэффициент пропорциональности, зависящий от модальности раздражителя; 1п - логарифм натуральный; с - постоянная интегрирования.

Проблема характера и его развития имеет давнюю историю и относится к сложным в психологии. Начало ее изучения и разработки приходится в сутки Древней Греции и связан с именами Платона, Протагора, Аристотеля, Феофраста (Теофраста). Вместе с тем это и вечно новая проблема, потому что возникает постоянно с рождением каждого ребенка, с появлением нового поколения и непременными заботами о его воспитании.

Интерес к этой проблеме был значительным в каждую эпоху исторического развития человеческого общества. Особенно остро стоит она сегодня в связи с переломными событиями в нашей стране.

Термин "характер" греческого происхождения (от глагола "царапать", "писать на камне, дереве или меди»). Сначала он обозначал инструмент для того, чтобы выработать чеканки, штамп или клеймо, печать; затем - образ чеканки, штампа, клейма, печать, приметы отпечатка. По образу печати или отпечатка определялась, например, ценность монеты. В Древней Греции образ чеканки начал применяться и к человеку, сначала для определения черт ее лица, а затем - особенностей поведения.

Издавна под термином «характер» понимают устойчивые особенности, совокупность устойчивых свойств или признаков, которые отличают предметы, явления. Однако в древности этот срок редко использовался. Даже в первой книге о характере ученика Аристотеля Феофраста, которая была написана примерно после 319 г. до н. Э. е., этот термин употребляется только один раз - в заголовке (книга называется "Характеры"). И только с XIX в. слово "характер" с различными оттенками своего общепринятого значения начинает широко использоваться и прочно входит в повседневную и научный язык.

В смысле устойчивой признаки, указывающая на различия, слово "характер" употребляется в естественных и гуманитарных науках. В этом смысле говорят о характере болезни, погоды, живописи, музыки, архитектуры. Несколько иное значение оно приобретает, когда говорят о характере человека.

По отношению к человеку раскрыть его характер - значит показать, устойчивые существенные черты или особенности ей присущи, отличающих ее от других людей, подчеркивают ее индивидуальное своеобразие, определяют поведение в целом, отношение к себе и другим людям, к деятельности и общества; позволяют предполагать, как она поступит в тех или иных ситуациях и при определенных обстоятельствах.

Характер играет основную роль в выявлении содержания внутреннего мира человека, в нем проявляется его "Я", ее жизненная позиция. В характере ярко и полно выражена сущность личности. И хотя личность не сводится только к характеру, знать характер - это, по сути, знать личность. В жизни люди так и делают. Они строят личные отношения на основе знаний о характере друг друга, то есть знание того, что их объединяет, а разъединяет.

Характер - самое ценное достояние личности. В общении людей его жизненное значение огромно. Людей с недобрым характером остерегаются и избегают, потому что они способны создать трудности и конфликтные ситуации там, где для них нет почвы, постоянно ускладнююють решения повседневных вопросов и тому подобное. Человек с дружелюбным характером привлекает, вызывает доверие и уважение к себе, является авторитетом и образцом поведения для других. Она становится для других наглядным мерилом нравственного совершенства. С ней легко преодолеваются жизненные трудности, решаются проблемы и конфликты, достигается взаимопонимание. Она способна к оказанию бескорыстной помощи и всегда с оптимизмом смотрит в будущее.

Выделяют несколько признаков характера.

Во-первых, под характером понимают качество личности, нечто особенное в психическом складе человека, отличает ее от других людей.

Во-вторых, подчеркивается стойкость характера и вместе с тем его пластичность.

В-третьих, признается выражение характера в поведении, или в виде формально-динамических качеств, так называемых непосредственных, первичных, быстрых, эмоционально окрашенных реакций на внешние воздействия; или в виде осознанных стремлений действовать согласно моральным нормам и принципам общежития.

В зависимости от того, какие признаки и в каком сочетании учитываются, термин "характер" в повседневной речи и науке используется в значении или способностей, или темперамента, или воли, или нравственной категории.

В смысле способностей термин "характер" чаще используется в повседневном обиходе. Например, обсуждая действия того или иного человека, мы обычно говорим: "Да, он способен (не способен) так сделать".

В.С Мерлин выдвинул положение, согласно которому черты характера и способности различаются только как различные аспекты психологического исследования. Эта теория, собственно, ставит знак равенства между способностями и характером, не совсем правомерно. Действительно, чтобы реализовать свои возможности, человеку нужно иметь сильный характер, и прежде всего обладать такими его чертами, как настойчивость, упорство, самостоятельность, вдумчивость, честность, трудолюбие и тому подобное.

Сложным является вопрос о соотношении характера и темперамента. Отождествление темперамента с характером имеет богатую и давнюю историю. В литературе не без оснований рассматривают учение Гиппократа о темпераменте как первую попытку определить различия в характерах людей. С тех пор долгое время понятие "характер" по сути, были включены в понятие «темперамент». Только в XVIII в. Кант разграничил эти понятия, понимая под темпераментом "то, что делает из человека природа", а под характером - "то, что она сама делает из себя". В истории отечественной и зарубежной психологии были попытки выделить характер с темперамента, рассматривать темперамент как центральное ядро характера. Во многом это отражено и в современной французской характерологии, где среди типов характера выделяют такие, как холерический, сангвинический и флегматичный, а также во многих распространенных за рубежом типологиях характера. С этих же позиций характер сводится к конституционным свойств личности, темперамент рассматривается как естественная основа характера, раскрываются связи темперамента и характера.

Не вызывает сомнения, что темперамент - это естественная основа характера и в той или иной степени он представлен в каждой его черте как ее динамическая характеристика. Но сводить характер к темпераменту неправомерно, поскольку, кроме динамической окраски, характерологическая действие выражает видение, оценки, желания, отношение человека к определенному явлению. Правда, при восприятии той или иной черты характера люди нередко обращают основное внимание на ее динамическую окраску, особенно если это окрашенность яркая, и не замечают содержательной стороны черты, оказывается. Возможно, что это и дает повод к спутывания темперамента и характера. Так, например, воспринимается со стороны реакция человека, возмущена несправедливостью.

Нередко характер сводится к свободе, которую называют "хребтом характера". Сторонники такого взгляда понимают под характером только взаимосвязи волевых черт, что, безусловно, обедняет понятие "характер". Значение волевых качеств в структуре характера, безусловно, велико. Более того, внешней визуально "ощутимой" стороной черт характера являются действия и поступки, в осуществлении которых участвует воля. В этом плане заслуживает внимания высказывания, что "нет характера без воли, нет и свободы без характера" Но, кроме волевых черт, в структуре характера необходимо выделять также моральные, эмоциональные и интеллектуальные особенности.

Нередко термина "характер" предоставляется этическое значение, особенно когда речь идет о воспитании характера у детей и юношества.

Безусловно, есть черты характера, в которых оказываются нормы нравственного поведения. Это моральные. От них следует отличать волевые, эмоциональные и интеллектуальные особенности, которые, несмотря на то, что также несут определенную моральную нагрузку, прежде всего имеют специфический психологический смысл.

Таков спектр взглядов на характер, рассмотрение которых, с одной стороны, свидетельствует о необходимости отдифференцировать характер от его понимания в смысле способностей, темперамента, воли и нравственной категории, а с другой - подчеркнуть их тесную взаимосвязь.

В зарубежной литературе понятие "характер" употребляется в нескольких значениях в зависимости от того, какую психологическую школу представляет автор, однако в целом в понимании сути характера преимущественное значение придается наследственным и биологическим предпосылкам, зато роль социальных факторов уменьшается.

В украинском и русском характерологии характер рассматривается на основании принципа единства сознания и деятельности, принцип развития, комплексного и системного подхода (В. Абраменко, Б.Г. Ананьев, А.Г. Ковалев, В. Мьясищев, М.Д. Левитов, И.В. Страхов и др.). Понятие "характер" названы авторы в основном определяют идентично, характер анализируют в единстве содержания и формы, отмечают влияние на него направленности личности.

Так, по Б.Г. Ананьев, характер выражает основную жизненную направленность и проявляется в своеобразном для конкретной личности способе действий. По определению М.Д. Левитова, характер - это психический склад личности человека, который выражается в ее направленности и воли.

Вместе с тем в вопросе о том, определяется характер направленности личности или нет, некоторые психологи, в частности А.В. Петровский, занимают неопределенную позицию. Они признают обусловленность направленностью личности только некоторых черт характера.

Направленность - основной компонент личности, который выражает ее "Я" и составляет общественное лицо человека, его суть как субъекта познания и преобразования мира, как члена общества. Направленность является системой жизненных стремлений, которая охватывает то, что индивид хочет достичь в своей жизни, в чем он видит его смысл, побуждает его достигать поставленной цели и морально оправдывает его деятельность и поведение. Направленность воплощается в таких психических явлениях и их иерархических системах, как потребности, интересы, идеалы, мысли, мировоззренческие взгляды и убеждения.

То, из чего состоит направленность (представления, знания, взгляды, оценки, желания, стремления, склонности, потребности и т.п.), является субстратом характера, его внутренней, содержательной, мотивационной стороной. В каждой черте характера концентрированно, в виде сгустка, имеется определенная доля направленности, которая становится доступной восприятию отдельно от системы в относительно постоянных способах поведения, следовательно, доступной и независимой объективной оценке и самооценке, контроля и самоконтроля. Исходя из этого, характер - это целостный компонент личности, функция которого заключается в объективизации ее направленности в форме устойчивых черт, выраженных в специфических и относительно константных способах поведения.

Направленность и характер - самостоятельные структурные единицы личности, образующиеся одновременно с единого субстрата, но разными путями.

Направленность формируется как динамическая система жизненных стремлений человека, а проявление черт характера мотивируется направленностью, и вместе с тем каждая черта характера наиболее точно выражает сущность той или иной ее части.

Каждая из черт характера - это его "молекула", простая или сложная составляющая, которая имеет его свойства и способность к самостоятельному проявления. Характер же в целом существует только как системная совокупность взаимосвязанных устойчивых черт, благодаря которым реализуются оригинальность и самобытность "Я" личности, то есть по-новому раскрывается важный, истинный смысл ее направленности и подчеркивается ее индивидуальность.

Вопрос о соотношении понятий "личность" и "характер" издавна представлено в характерологии тремя взглядами. Некоторые авторы отождествляют личность и характер, другие - рассматривают характер отдельно от личности и изымают его из ее структуры, третьи - указывают на связь между ними, определяя личность как совокупность всех качеств человека, а характер - как своеобразие преимущественно эмоционально-волевых проявлений личности. Наиболее распространены первый и третий взгляды.

Так, например, Ю.Б. Гиппенрейтер считает, что характер в виде формально-динамических особенностей поведения является предпосылкой формирования личности, но личность в своем развитии "снимает" характер. Развиваясь как личность, человек освобождается от характера, "теряет" его. Такие взгляды основаны на своеобразном понимании сути характера, отождествлении его с темпераментом.

Мы считаем, что развитие характера неразрывной с развитием других компонентов личности. Все составляющие личности развиваются синхронно и в тесном взаимосвязи. В раннем детстве и на невысоком уровне развития индивида фиксируется импульсивная, аффективная поведение, преобладают темпераментные реакции. Однако что сознательная человек, то разнообразнее и богаче становится ее характер за счет образования сложных и интегральных рис, все больше содержательных, способных сдерживать темпераментные реакции и тем самым все меньше динамично окрашенных. То есть, по мере развития и с возрастом характер приобретает равновесия, становится устойчивым, сформированным. Соответственно меняется и личность, в формировании отмечается переход от темпераментного самоутверждения к самовыражению в продуктах деятельности, в творчестве. Таким образом, происходит не «исчезновения» характера, а приобретение им той благородной социальной зрелости, которая вызывает уважение к личности.

Рассматривая вопрос о соотношении понятий личности и характера, следует отметить, что понятие личности является родовым и находится на высшей ступени в иерархической строении психологических знаний о человеке. Им обозначается конкретный человек, который обладает сознанием и самосознанием, со сложившимся мировоззрением, с устоявшейся системой жизненных позиций. Психологическое содержание личности раскрывается в ее направленности, способностях, темпераменте и характере и проявляется в особенностях этих сложных психических образований.

Таким образом, понятие "характер" следует отличать от понятия "личность". Характер имеет четкое психологическое назначения. Своеобразно объективируя направленность, он, наряду с темпераментом и способностями, открывает человека как индивидуальное и социальное "Я", как личность для всех и самого себя. Этим, в свою очередь, стимулируются процессы самосознания и самопознания, управления поведением, самовыражения и реализации творческих возможностей. Однако это не значит, что сколько людей - столько и характеров. Характер имеет как типовые варианты, так и индивидуальные различия в их пределах.