Православная скульптура. Скульптура, прославляющая бога. Каджурахо на карте Индии


Кхаджурахо - это небольшая деревня в Индии в штате Мадхья-Прадеш, в которой сохранился уникальных архитектурный комплекс, возведенный в IX-XII веках н. э. Храмы любви в Кхаджурахо были найдены британскими военными в джунглях в 1838 году. Эти уникальные архитектурные постройки знамениты на весь мир благодаря эротическим скульптурам.


Город Кхаджурахо некогда был культурной и религиозной столицей династии Чандела, которая правила в IX-XII вв. н. э. Представители этой династии знамениты тем, что остановили нашествие мусульманской армии, а также тем, что создали храмы с изящной скульптурой. Храмы Кхаджурахо стали самыми знаковыми в средневековой индийской архитектуре. Они посвящены таким направлениям индуизма, как шиваизм, вайшнаизм, а также древней дхармической индийской религии джайнизм.


Все сохранившиеся храмы симметричны по оси восток-запад. Храмы Кхаджурахо компактны, вытянуты вверх, богато украшены скульптурой и окружены открытыми галереями. Среди архитектурных особенностей построек можно выделить также отсутствие стен вокруг храмов и наличие высоких платформ-террас. Каждый храм состоит из входного павильона, места для молящихся, центрального зала и святилища.


Изысканные скульптурные группы, которые украшают стены храмов Кхаджурахо, изображают сцены из жизни богов. Каждая статуя поражает своей утонченностью, культом совершенства и изящества, поэтому храмовая скульптура - самая притягательная достопримечательность храмов Кхаджурахо. Вся скульптура Кхаджурахо делится на пять категорий. Канонические религиозные изображения присутствуют только вдоль фасадов храмов.


Изображения богов, их окружения и слуг встречаются как на внешнем, так и на внутреннем убранстве храмов. Отличительной чертой скульптур богов является наличие головного убора, священного предмета в руках, ездового животного. Также эти скульптуры богато украшены.


Апсар и сура-сундарис - самая распространенная скульптура Кхаджурахо. Сура-сундарис - это изящная нимфа в красивых украшениях и одеждах, которая изображается в различных позах и за занятиями, которые свойственны обычной женщине. Апсара же изображается танцующей в разных позах и держит в руках цветки лотоса, зеркало, сосуд или благовония.


Светская скульптура изображает правителей, их близких, домашние сцены, а также эротические пары и группы. Именно эротическая светская скульптура Кхаджурахо наиболее известна в мире. По одной из версий, тема секса была в то время общедоступной для общества, поэтому в ней не видели ничего постыдного. Согласно же другой версии, эротическая скульптура Кхаджурахо иллюстрирует тексты Камасутры, в которой соединение духовного знания и физического удовольствия описывается как путь к достижению освобождения. Кроме того, существует версия, которая предполагает, что размещение эротической скульптуры на нижних уровнях храмов служило наглядным примером места половых отношений в иерархии ценностей человека.

…Здесь всё есть символ, знак, пример.
Какую повесть зла и мук вы
Здесь разберёте на стенах?
Как в этих сложных письменах
Понять значенье каждой буквы?
Их взгляд, как взгляд змеи, тягуч…
Закрыта дверь. Потерян ключ.
Максимилиан Волошин. "Письмо". 1904 год

В этом стихотворении Волошин раздумывает о тайнах готических соборов. Современному человеку уже сложно понять, как воспринимал увиденное на стенах соборов средневековый человек, многое для нас загадочно, потому что непонятно для чего изображено.
Для человека Средневековья 10 тысяч квадратных метров стен собора, покрытые скульптурными изображениями - книга, которую можно прочитать. Конечно, эта книга - Библия с сюжетами из Ветхого и Нового заветов, хорошо известными, по проповедям священника. Не все, к тому же, умели читать. Однако трактовка библейских образов приближена к реалистическому изображению человека, даже можно судить по одежде фигур о моде того времени, например, отметить большие свисающие рукава. Прически, головные уборы эпохи.

12 век, время постройки собора был ознаменован еще шартрской школой философии с её представителями: Вильгельмом Конхезием, Тьерри Шартрским, Бернардом Сильвестром и Аланом Лилльским. Эти философы вернулись к идеям Платона, Конхезий писал с своих комментариях к Платону: " Красота мира - это всё то, что явлено в отдельных его элементах: звезды на небе, птицы в воздухе, рыбы в воде, люди на суше".
Идея, что человек - часть космической гармонии, стала первой ступенькой на пути от романского искусства с обезличенной скульптурой к ренессанной. Во время готики появились индивидуальные черты, которые могли бы сказать о индивидуальном характере и зачатках психологии в изображении человека.

Можно заметить разницу между фигурами на самом старом западном портале и более поздних, южном и северном.

Среди скульптур появляются образы почти портретные, как например,стоящий слева юный рыцарь Святой Федор.

Можно даже представить себе, что скульптор при работе держал в голове образ какого -то увиденного в жизни человека.

Позы и жесты многих скульптур очень естественны.

Посещение Марией Елизаветы.

Или Григорий Великий с хорошо проработанными руками в выразительном жесте.

В скульптуре появляется живость жестов.

Тут хочется процитировать известного французского историка Жана ле Гоффа: " Средневековая культура была культурой жестов. Все существенные соглашения и клятвы в средневековом обществе сопровождались жестами и воплощались в них. Вассал вкладывал свои руки в руки сеньора, клал их на Библию, а в знак вызова ломал соломинку или бросал перчатку. Жест уведомлял и обозначал позицию. В религиозной жизни значение его было еще больше. Жестом веры был Крест. Жестами молитвы были руки, сложенные, воздетые,руки скрещенные, окутанные покрывалом. Были жесты покаяния, когда ударяли себе в грудь, жесты благословения с возложением рук и совершением крестного знамения; жесты заклинания злых духов, воскурение. ...Церкви - это жесты в камне".

По скульптуре можно судить о представлениях человека того времени о прекрасном и безобразном. Прекрасное, разумеется было прерогативой ангелов, а безобразное - дъявола. Тут надо отметить, что в последующие века образ дъявола стал более многогранным, красивая женщина могла быть таким же дъявольским отродьем, поскольку её красота служила для совращения с пути истинного мужчин. На костер инквизиции отправлялись внушающие подозрение особи, как с врожденным уродством, печатью дъявола, так и подозрительно красивые.
Ангельская красота - это спокойствие черт, ангел не эмоционален. Цельность облика и пропорциональность. Изящество жестов.

Одной из самых известных скульптур собора является ангел с солнечными часами.

А рядом с ним примостился музицирующий осел. Отстал от бременских музыкантов.

Пропорциональность во времена готики была несколько иного рода, чем во время ренессанса. Если во время ренессанса она гораздо ближе к золотому сечению, Леонардо рисует человека с головой в одну восьмую тела; то, в эти времена, "модными" были вытянутые пропорции и осанка в виде буквы S , что иногда приписывали узкой одежде того времени. Но, по совсем раздетой Венере Лукаса Кранаха (одной из, у него их несколько), можно хорошо изучить "модельные"пропорции готических времен. Они близки к современной моде на худых плоскогрудых длинноногих манекенщиц.

Вытянутые пропорции соответствуют представлениям о прекрасной пропорциональности.

Дьявол, как символ безобразного, груб, волосат и вонюч. У него непропорционально большая голова, мохнатые ослиные уши, дикий взгляд, он корчит рожи, пасть с большими губами разинута, кривые короткие ноги, большие пятки, лошадиные зубы. Лоб низкий и сморщенный, нос приплюснут, борода жидкая, козлиная, взъерошенная щетина на голове, горб на спине. В таком виде его начинают изображать с 11 века, позже он еще приобретает крылья нетопыря.

На южном фасаде можно увидеть с левой стороны ангелов с праведными душами, а справа - чертей с грешниками.

В 13 веке активно развивались театральные мистерии, которые разыгрывали так же сцены из Библии, в таких постановках позже появился образ Фауста, которого забирает черт, по мотивам которых Кристофер Марло написал "Трагическую историю доктора Фауста", а Гете, позже, своего "Фауста". Народная легенда про чернокнижника, продавшего душу дъяволу за удовольствия имеет глубокие корни.
Скульптура словно разыгрывает перед зрителем мистерию, мы так и видим согрешивших, которых дъяволы утаскивают в ад. Кто-то еще судорожно хватается за мешок с богатством, от чертей не откупиться. У одного из чертей на животе дополнительное лицо, образ, встречающийся не только тут.

И еще мастерство скульптора заключалось в том, чтобы вписать все скульптурные фигуры в архитектуру, сохранить целостность восприятия архитектуры. Поэтому даже композиция из двух фигур - Авраама, который готовится принести в жертву Исаака, была объединена в единый цельный объем.


Продолжение следует...

Храмы в Каджурахо - второе место по посещаемости в Индии после Тадж Махала.
Место стало столь знаменито благодаря уникальным эротическим скульптурам, которые украшают храмы.

То что мы увидели в Каджурахо невероятно.
Вся поверхность храмов украшена различными скульптурами.
Такой чрезвычайно тонкой и реалистичной работой по камню я еще не встречала.
Недаром барельефы считаются одними из лучших скульптур Индии.

Когда-то Каджурахо был столицей государства Чандела, чьи раджи правили центральной Индией с IX по XIII век.
В IX-XI веках было построено 85 храмов. Арабские путешественники описывали большой город и храмы с массой идолов, которые оскорбляли взоры правоверных мусульман.
В XIII веке мусульмане завоевали эти земли и столицу поглотили леса.
Только в 1838 года британский военный инженер Д.С. Барт случайно обнаружил в джунглях – "чудесное место, именуемое Кхаджурахо".

К сегодняшнему дню из 85 сохранилось только 25 храмов. Но то что сохранилось уникально.
Это надо видеть!

По одной из версий в скульптурах изображена свадьба индуистского бога Шивы и его супруги Парвати.
«Камасутра» когда-то была именно отражением сцен божественной свадьбы.

Одна из теорий индийской философии гласит: "Чувственное удовлетворение гораздо раньше приводит к освобождению души, чем запрет на него".

Кандарья Махадев (Kandariya Mahadeva Temple) - это вершина искусства династии Чандела. Он посвящен Шиве. Его святилище, воплощение горы Меру – символа Земли и Вселенной, украшают около 900 скульптур.

Не смотря на то, что своей свехпопулярностью Каджурахо обязан именно эротическими скульптурам, они составляют не более 10% скульптур украшающих храмы.

Много изображений апсар или небесных танцовщиц, в чьих венах тек солнечный свет.

Или просто бытовых сцен

В скульптурах запечатлели любовные игры богов

Такие посетители присутствуют почти в каждом храме:)

Храмы условно делят по их месторасположению на три группы Западную, Восточную и Южную (Western, Eastern, Southern Group of Temples).
Они относятся к разным религиозным направлениям в индуизме. Какая-то часть из них посвящена Шиве, какая-то Вишне, некоторые Джайну Тиртанкарасу.
Эти фотографии Западной группы храмов. Она лучше всего сохранилась и наиболее известна.
Мы пришли как только встало солнце и пару часов наслаждались осмотром храмов практически в одиночестве.

Эротические скульптуры только на внешних стенах храма. Внутри их нет.
Объясняют - это тем, что только полностью познав свою сексуальность, можно достичь пункта, когда секс уже не будет иметь значения и войти в храм.

Внутри храма 11-го века Вишванатх

А вот эту скульптуру описал писатель из моего детства:

"На консолях внутри святилища некогда были восемь статуй апсар, из которых уцелела только одна. Эта сурасундари глубоко потрясла молодого художника.
Как утешение в суровой борьбе, как обещание радости, обнаженная сурасундари, украшенная лишь пояском, браслетом и ожерельем, реяла между чудовищами. Склонив голову, апсара оглядывалась через плечо, повторяя позу правого зверя, но в немыслимом извороте по вертикальной оси тела. Скульптура была повреждена, ноги ниже колен совсем отбиты, и, несмотря на это, Даярам не мог оторвать взгляда от изваяния, созданного будто не долотом скульптора, а самой матерью природой.
Дневной свет, и без того скудный в темном святилище, быстро угасал. Рамамурти, наконец, нашел в себе решимость уйти. На прощание он осветил карманным фонариком статую с правой стороны. Солнечная красавица посмотрела на него через плечо, как живая, маняще и уверенно, а свет фонаря в его дрожавшей от волнения руке игрой теней придал странную жизнь ее блестящему телу.
...Искать больше было нечего, самое лучшее, что создало древнее искусство его страны, находилось тут, на расстоянии вытянутой руки."
И. Ефремов "Лезвие бритвы" 1963 г.

Храм Адинатх

Рядом с этой группой храмов есть маленький, но любопытный музей. Вход 5 рупий.

Окно в музее

Южная группа наиболее удалена. Мы побывали только в Дуладео (Dulhadev Temple) , самом позднем из храмов Кхаджурахо. И на этом остановились.
Дуладео построен в XII веке и посвящён Шиве.
Смело можно было бы пропустить, т.к. барельефы выглядят куда проще, чем храмах Восточной и Западной группы. Пожалуй, интересен только тем, что можно увидеть как угасало исскуство мастеров.

А еще Дуладео запомнился исчезновением нашего моторикши. Вышли после осмотра, рикши нет. Удивились, т.к. возил он нас долго, а денег мы ему еще не платили. Подождали. Полдень. Палящее солнце. И никого вокруг. Подождали еще. Никого и ничего. Пришлось прогуляться по жаре в компании с осликами до первых признаков цивилизации:)

Последний взгляд на барельефы западной группы храмов

Сестра после насыщенного дня

И завершу рассказ еще одной цитатой из Ефремова:
"Человеческие статуи поразительной жизненности и красоты, посвященные теме физической любви, составляют одно целое со стенами храмов. Десять веков простояли эти солнечные изваяния перед взорами множества поколений, и еще бесконечно долгие годы они будут изумлять тех, которые еще придут, волнуя и возвышая их великолепной красотой человека!"

Практическая часть.

Как доехать.

Сейчас Каджурахо небольшая деревенька полностью ориентированная на туристов.
Но из-за популярности места в этой деревне даже есть свой аэропорт с регулярными рейсами из Дели.
Так что самый быстрый вариант - это самолет.
Мы ехали из Агры на поезде до Джанси. Успели на последний автобус Джанси-Каджурахо, но он был битком. Ехать несколько часов стоя нам не хотелось. Ночевать в Джанси тоже. Поэтому наняли такси.
Переплатили солидно. Меня подкупили слова о новой машине с кондиционером и практически не торгуясь поехали за 1500 рублей. Ошибочка. Водитель посчитал, что счастье привалило - богатые белые туристы. И всю дорогу пытался отжать больше денег. Канючил настолько назойливо, что на середине пути мы вышли из машины, чтобы ловить попутку. Это привело в чувство этого "милого человека". Так что дальше ехали в тишине.
***Когда в эту поездку по Индии в моей речи стал превалировать мат, сестра предложила все нецензурные обозначения заменить на "милые люди", прижилось:))
Но о людях расскажу отдельно:)

Где жить:

Мы выбрали Hotel Surya Khajuraho
Взяли люкс с выходом из номера в сад.
Большой номер с кондиционером, шкафом, дополнительным диваном. Чистое белье. Первое место, где сразу все было на месте (обычно полотенца, туалетная бумага, мыло появлялись только после похода не ресепшн). Плохо работающий душ. Один раз отключилась вода на несколько часов. Стоил номер после небольшого торга 650 рублей.
Завтрак был включен, но не понравился.

Вход на территорию Западной группы храмов для иностранцев 250 рупий.
Она открыта для посещения от рассвета до заката.
Остальные группы можно посетить бесплатно.

Если вы помните, я уже , что в Государственном музее архитектуры имени А. В. Щусева (МУАР), в аптекарском приказе, с 18 февраля по 20 апреля 2014 года проходит выставка "Под сводами русского храма. Церковная деревянная скульптура XVII-XIX веков". На днях мы эту выставку посетили.
Что я могу сказать? Она прекрасна! Я всегда буквально цепенею, когда вижу церковную деревянную скульптуру. Она производит на меня очень сильное впечатление. Кажется, что передо мной живые люди, те самые, шагнувшие ко мне навстречу из невероятно далёкого прошлого. И они прекрасны, несмотря на всё их несовершенство.
Увы, сейчас храмовая деревянная скульптура практически забыта. Когда-то она наполняла каждый храм, но в 1920-х годах была практически изъята из культурного пространства, погибла, вместе с храмами их их интерьерами. И лишь небольшое количество попало в музеи. Благодаря чему и сохранилось. Многие из этих скульптур выставляются впервые.
Большинство выставленных памятников являются произведениями мастеров провинциальной школы. Они подчёркнуто просты, аскетичны и лишены анатомических изысканий. Тело в форме блока, руки и ноги выглядят как цилиндры, голова, как обобщённый объём, с торчащим клином носа, рёбра обозначены горизонтальными полосами. Однако, они притягивают взгляд. Вглядитесь в их лица. Они полны силы, в них ясно передана эмоция - страдание, отрешённость или боль, надежда или нежность.

Иоанн Богослов. Фрагмент композиции "Распятие с предстоящими".


Богоматерь. Фрагмент композиции "Распятие с предстоящими".
XVIII-XIX века, Ивановская область. Дерево, левкас, темпера.


Особенно часто в скульптуре представлены образы Ангелов и Херувимов. Они тонки и изящны, у них гармоничные и юные лица. Чаще всего они располагались в ярусах иконостасов, рядом с особо чтимыми иконами, осеняя значимые композиции и сакральные зоны, такие, как Царские врата.

Ангел.
XVIII век, дерево, левкас, темпера, позолота.
Частное собрание.

Отдельный, очень популярный сюжет в церковной скульптуре, это страдания Христа перед распятием, называемый "Христос в темнице" или "Спас Полунощный". Трактовка этого образа отличалась от Западноевропейской. Уходит на второй план физическое страдание. Выделяется именно небесная сущность Иисуса. Он печален и отстранён. Он, как-будто, не замечает ни ударов, ни оскорблений его палачей.

Христос в темнице.
XIX век, дерево, левкас, темпера.
Частное собрание.

Посмотрите поближе на его прекрасное лицо. Оно удивительно живое, при этом такое отстранённое и спокойное.

И ещё одна скульптура "Христос в темнице":

XVIII-XIX века, дерево, левкас, темпера, позолота.
Частное собрание.

Чаще всего такие скульптуры помещали в отдельные ниши. Для них создавали небольшие "темницы", так называемые "преторы", украшали их золочёной резьбой, портьерами и занавесками.

Различные скульптуры могли стоять как отдельно, так и целыми композициями. Вот фотографии фрагментов этих композиций:



Фрагмент композиции "Распятие с предстоящими". Святой Лонгин сотник.
Середина XVIII века, дерево, левкас, темпера, позолота.
Происхождение: трапезная церковь Симонова монастыря в Москве.

Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева.

Фрагмент композиции "Распятие с предстоящими". Бюст воина.
Середина XVIII века, дерево, левкас, темпера, позолота.
Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева.

А вот удивительно красивая дарохранительница. Она исполнена в виде пятиглавого храма. А внутри неё даже устроено подобие церковного интерьера, с алтарной перегородкой и раскрывающимися Царскими вратами. Их изображают створки походного литого складня. Внутри ранее помещались Святые Дары.

И напоследок Царские Врата. На вратах изображена Тайная Вечеря. Христос и его 12 апостолов за столом.

XVIII век, дерево, левкас, темпера, позолота, металл.

Происхождение: иконостас церкви Вознесения Варфоломеевского монастыря в Москве (1729)
Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева.

Немного поближе обе створки:

Вот такая замечательная выставка. Кроме скульптуры, на ней представлено некоторое количество фотографий интерьеров храмов. И все экспонаты снабжены описанием и довольно полными и интересными комментариями.


Очень рекомендуем эту выставку к посещению.

Адрес : ул. Воздвиженка, д.5/25 (по ссылке схема проезда)
Ближайшие станции метро: «Библиотека им. Ленина», «Арбатская»,
«Александровский сад», «Боровицкая»
Время работы :
Залы музея открыты со вторника по воскресенье с 11:00 до 19:00
В четверг - с 13:00 до 21:00.
Касса работает до 18.30.
В четверг - до 20:30.
Цена билета : полный - 100 руб, льготный - 50 руб.
Билет даёт право посещения постоянной экспозиции музея и всех временных выставок.
Подробнее .
Увы, нет каталога выставки, что лично нас очень расстроило.

Т. В. Барсегян (Куксинская)
доктор искусствоведения, эксперт

Современная православная скульптура

Одним из видов церковных художеств, восходивших к глубокой христианской древности, была скульптура. Она отличалась разнообразием материалов и форм произведений, особой семантической насыщенностью. Это была сакральная пластика – «икона на рези», меднолитая и статуарная пластика, кресты (поклонные, напрестольные, выносные, нагрудные и т. п.), а также декоративная и монументально-декоративная скульптура – резные киоты икон и иконостасы, рельефы, лепной декор храмов и т. п. Семантическая насыщенность скульптуры в силу функционального многообразия (использование в церковном обиходе и в личном благочестии) пронизывала все сферы жизни человека, определяла характер широкого проникновения скульптуры в искусство, начиная от церковного до народного творчества. Ведущее значение имела сакральная пластика, она ассимилировала многие виды искусств. Образ резной – иконы пластической – равночестен иконе живописной.
Начавшееся в России еще в Синодальный период искоренение церковной пластики было продолжено в советское время, когда православная скульптура была практически уничтожена. Известны лишь единичные её образцы: неподалеку от Троице-Сергиевой лавры в 1960-1980-е годы неизвестный резчик создавал, опираясь на старинные традиции, скульптурные образы преподобного Нила Столобенского чудотворца, небесного покровителя Верхней Волги. К сожалению, ни в одном музее страны нет этих произведений.
Выставка «Свет Миру» дала возможность, может быть, впервые за многие годы увидеть современную православную скульптуру России. Представленные работы позволяют определить некоторые тенденции, которые в настоящее время наметились в церковной пластике. Следует отметить, что по сравнению с иконописцами скульпторы находятся в более сложных условиях. Создание и исследование церковных живописных произведений имеет более развитую традицию по сравнению со скульптурой. Также хорошо известно, что изначально после принятия христианства на Руси в течение нескольких веков уничтожались языческие идолы, поэтому все объемно выполненные изображения принимались в дальнейшем с определенной опаской и осторожностью. Московские церковные соборы 60-х годов XVI столетия нанесли серьезный удар по сакральной пластике, хотя уже через четверть века наступил новый период её подъема. Однако церковная скульптура этого времени была отмечена полным отказом от национальных традиций, замененных вариантами интернационального маньеризма. Фактически исконные древние резные иконы изгонялись из храмов, заменялись западными образцами. Вместе с этим из нашего сознания выпал ценнейший древнейший пласт пластики, ведь скульптурная икона дольше живописной сохраняла связь с образцом, изначальную его каноничность.
С XVII столетия, а особенно в XVIII–XIX веках, наблюдалось отступление от канонического православного образа. Традиции светского западноевропейского искусства нередко принимаются русскими мастерами церковных художеств без должного осмысления; православный аспект искусства начинает утрачивать свое доминирующее значение, уступая позиции критерию эстетическому. В период Нового времени в храмах России широкое распространение получила объемная трехмерная скульптура. С XIX века она приобрела стилевой характер, но оставалась церковной, поскольку была связана со зданием храма.

В настоящее время важно определить отношение к статуарной пластике. Скульптурные изображения были известны в христианском мире издревле. Существовала статуя Христа, воздвигнутая исцеленной им «Кровоточивой женой» в Панеиде. Согласно преданию, святое изваяние Христа было создано из дерева свидетелем крестной казни Спасителя Никодимом; вероятно, оно являлось образцом для создания многочисленных деревянных «Распятий»; подобные были известны на Руси в XI веке. В Константинополе на колонне стояла мраморная скульптура, изображающая Богоматерь. Скульптура почиталась народом, император Константин, проезжая мимо нее, сходил с лошади и поклонялся образу Богородицы.
В Древней Руси и России почитались и свято хранились народом скульптурные образы святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Параскевы Пятницы, великомученика Георгия на коне, выполненные из дерева умелыми резчиками. Эти скульптурные образы представляли собой резные барельефные фигуры в рост, установленные в киоты; письменные источники называли их «иконами в храмцах».

Под влиянием решений Большого Московского собора 1666–1667 годов, разрешивших страстную тематику, в России в Синодальный период широкое распространение в деревянной объемной сакральной скульптуре получил образ Скорбящего Спасителя в разных вариантах – «Христос в темнице», «Христос в терновом венце», «Христос в узах», «Полуночный Спас», «Распятие с предстоящими», а также «Усекновенная глава Иоанна Предтечи», которая почиталась как «Крест Христов», «Распятие Спасителя». Во всех регионах страны создавались резные царские врата, образы ангелов, серафимов и херувимов для иконостасов церквей. В Тверских землях крестьяне-самоучки вырезали для храмов и для многочисленных паломников Нило-Столобенской пустыни небольшие раздаточные скульптурные образы святого пустынника-молитвенника Нила. Деревянная сакральная пластика была любима народом, некоторые образы почитались чудотворными.
На художественное решение скульптуры с ХVII века в значительной мере оказало влияние католическое светское западноевропейское искусство. Но важно учесть, что православная пластика резко отличалась от западноевропейской по художественному решению и характеру сакральных образов. В работах русских мастеров не было безудержной экспрессии, активной декоративности, мистицизма позднеготических, маньеристских и барочных католических скульптур. Главное отличие православных образов – их прикровенный созерцательный характер, одухотворенность, внутренняя сдержанность и ясность. Это роднило, генетически соединяло на основе православной веры сакральную трехмерную скульптуру Нового времени с привычными древнерусскими традиционными иконными образами, выполненными в технике темперы, резными.
Православное искусство – каноническое; использование образцов – основа работы мастеров церковных художеств. Как показала выставка «Свет Миру», для современных скульпторов актуальны вопросы выбора образца, который бы отвечал требованиям церковного канона. Как в прошлом, так и сейчас мастера очень часто в своих работах представляют центральный образ христианского искусства – Иисуса Христа. Храмовую скульптуру «Христос в темнице» Сергея Мильченко возможно отнести к лучшим сакральным образам выставки «Свет Миру». Автор обращается к деревянной скульптуре, которую в XIX веке создавали безвестные резчики на Русском Севере, в Новгородских и Тверских землях, Центральной России, Пермском крае и во многих других, она считалась канонической и имелась почти в каждом сельском храме. Иконография образа «Христос в темнице» сложилась на основе апокрифического предания о последних днях жизни Спасителя, Его мученической кончине и чудесном воскресении. Христос, венчанный терновым венцом, представлен спокойно, прямо сидящим; лишь прижатая к щеке правая рука свидетельствует о Его печали. Фигура неподвижна, статична. Эта композиция создает эффект некоторой отстраненности образа, а вместе с тем – его силу, хотя тело Спасителя хрупкое. Скульптура сглаженная по пластическому решению, в трактовке тела наблюдаются некоторая угловатость и плоскостность. Все средства художественной выразительности мастер использовал, чтобы создать традиционный для православного искусства одухотворенный, спокойный и выразительный образ Спасителя, который с глубочайшим смирением примет свои крестные испытания.
Работа А. Смирнова и Н. Панфилова «Спас Полуночный», мастерски выполненная в бронзе, знакомит зрителей выставки с иконографией Спасителя, получившей широкое бытование в России в XIX столетии, особенно в крестьянской среде. В то время храмовые образы «Спаса Полуночного» создавались из дерева. В народе существовало поверье, что ночью Спаситель выходит из храмов и бродит по улицам сел и деревень; отсюда название – «Спас Полуночный».

Произведение современных авторов – почти трехмерный скульптурный горельеф, помещенный в киот, увенчанный главой с крестом (так схематично изображен храм, где пребывает Христос). А. Смирнов и Н. Панфилов следуют традициям древнерусских резчиков, которые помещали скульптурные образы в киоты. Авторы создают современный, выразительный образ Спасителя, в котором ясно звучит фольклорное начало. Подобное решение образа понятно: оно определено его особым почитанием в крестьянской среде.
Как для старых, так и для современных скульпторов очень часто образцами являлись древние иконы, что придавало традиционному образу оттенок академичности. Примером служит большой храмовый скульптурный горельеф С. М. Сорокина «Спас в Силах» (бронза, литье). Образцом автору послужила центральная икона деисусного ряда иконостаса. Мастер, опустив некоторые детали, повторил в бронзе иконную композицию, складки облачений Христа в скульптуре «следуют» золотому ассисту хитона и гиматия иконного образа Спасителя. Лик Христа подобен античному слепку. «Спас в Силах» – это Христос, Вседержитель с поднятой благословляющей десницей и раскрытым Евангелием в руке. Последний, Страшный суд над миром творит Владыка Вселенной. Созданный С. М. Сорокиным скульптурный образ Спасителя бесстрастен.

Елена Безбородова образцом для своей работы «Распятие с предстоящими» выбрала меднолитые старообрядческие кресты XIX столетия. Автор умело, профессионально открыто копирует образцы, опуская лишь некоторые детали. Чтобы статуарная композиция была устойчива, современный мастер, в отличие от литейщиков старообрядцев, увеличивает гору Голгофу, на которой происходит крестная казнь Спасителя.

Образ распятого Иисуса Христа отвечает глубоким размышлениям над главными вопросами человеческого бытия, людским надеждам на победу любви и добра над смертью и тленом. У Елены Безбородовой особо удачна скульптурная группа «Снятие с креста» (бронза, литье) – своей великолепной живописной лепкой пластических форм и силой передачи драматичности свершившихся событий.

Заслуживает внимания работа Сергея Мильченко – рельеф «Вход в Иерусалим» (камень, резьба). В Древней Руси резьба по камню исполнялась преимущественно на поклонных крестах, надгробиях, фасадах храмов. Современный автор создает отдельную самостоятельную скульптурную композицию на тему многозначного евангельского события, которому посвящен один из главных двунадесятых церковных праздников. «Вход в Иерусалим» – это возвращение Спасителя из странствия, последний вход Его в город, где через несколько дней свершится предназначенное: Его муки, крестная смерть и грядущее за ней воскресение.

Сергей Мильченко не копирует какие-либо образцы, а по-своему решает композицию, опираясь на сложившиеся в церковном искусстве традиции. Он пытается передать образ вдохновенно, творчески осмыслить с позиций современного человека евангельское событие. В центре – сидящий на ослице Иисус Христос, за ним – ученики, впереди Его – толпа встречающих горожан. Действие происходит на фоне горы, олицетворяющей собой земную твердь. Автор вводит свои собственные штрихи в традиционную композицию – изображает овец, которые пришли вместе с пастухом к вратам Иерусалима. Он умело строит композицию, создает индивидуальные, выразительные образы учеников и жителей Святого града. Мастеру удалось передать раздумье и радость на лицах встречающих, печаль апостолов, спокойствие, сосредоточенность и задумчивость Спасителя, прозревшего грядущее. Проникновенно изобразил мастер последний путь Христа навстречу Его добровольным страданиям. В своей работе автор умело сочетал различные виды пластики – барельеф и почти трехмерный скульптурный горельеф. Скульптурная композиция «Въезд в Иерусалим» «ищет» свой пространственный контекст: она может находиться в храме, в художественной галерее, в частном доме, открытом природном пространстве городской или загородной усадьбы.
Современные скульпторы в своих произведениях часто представляют вестников Господа – ангелов. Они, исполняя волю Бога, участвуют в жизни людей. Обычному человеку не дано их видеть. Согласно Священному Писанию, лишь иногда узреть их доводилось пророкам – людям, умеющим слушать волю Бога. Ангелы участвуют во многих евангельских событиях: они присутствуют при Рождестве Христа, приносят весть о Его Воскресении, участвуют в Вознесении.
Талантливый скульптор Михаил Дронов в бронзовой статуе создаёт свой образ ангела (бронза, литье). Автор отступает от традиционной иконографической схемы: у него ангел – не прекрасное своей неземной красотой, подобное человеку крылатое существо (именно так принято в православном искусстве изображать ангела), а грустный, с маловыразительным, лишенным пафосности лицом подросток-худышка, в коротком открытом хитоне, и только огромные крылья за спиной призваны свидетельствовать о божественной природе образа. Михаил Дронов обращается к работам скульптора конца XIX – начала ХХ столетий Петра Игнатьевича Бромирского, входившего в творческое художественное объединение «Маковец», для представителей которого характерны духовные поиски, в частности – чувственность образов.
«Иже Херувимы» – горельефная скульптурная композиция (бронза, литье) Сергея Бычкова на тему «Херувимской песни», которую исполняют в храме во время каждой божественной литургии. Это красивейшее песнопение, кажется, что не певчие в церкви, а ангелы поют на небесах. Херувимы – тоже ангелы, «небесные силы», «представители» одного из девяти ангельских чинов, считается, что они поддерживают силу Бога и изображаются в виде одной головы с одной, двумя и тремя парами крыльев. Образы поющих и музицирующих ангелов часто встречаются в западноевропейском искусстве. Сергею Бычкову, вероятно, образцом могла послужить живописная композиция «Поющие ангелы» створок Гентского алтаря, выполненная в 1432 г. прославленным Яном Ван Эйком. В работе прочитываются и впечатления от церковного хора с участием прихожан, что придает скульптурной композиции особый дух соборности. Мастеру удалось создать вдохновенно прекрасные образы поющих ангелов, привычные и традиционные для восприятия православного человека.

Современные мастера значительно расширили круг тем православной пластики. В разных регионах России создаются скульптурные образы особо почитаемых святых. На выставке в Манеже был представлен скульптурный горельеф «Преподобный Серафим Вырицкий» , выполненный из камня Александром Смирновым. Святой инок почитается в Санкт-Петербурге и на северо-западе России, к мощам преподобного Серафима в Вырицу, что под Петербургом, ныне приезжает много паломников. Мастер создал убедительный, выразительный, обаятельный и вместе с тем обобщенный образ инока-молитвенника. Лик почти портретен, широкая пышная борода тщательно проработана резцом. Скульптуру характеризует плавность форм, фигура сильно уплощена, небольшие складки облачений слегка намечены. В данной работе современный мастер удачно использует традиции церковной средневековой резьбы по камню, возвращаясь к характерным особенностям русской православной пластики, которая по своей сущности была «иконной».
В настоящее время создается много произведений, посвященных отдельным событиям житий святых. Подобные скульптурные образы появились в начале ХХ столетия: то были статуарные композиции «Преподобный Серафим Саровский кормит медведя», рельеф «Преподобный Сергий Радонежский и медведь» на деревянных ложках из Троице-Сергиевой лавры. В этом случае иконографическим источником пластики служили Жития святых и их житийные иконы. Удачный пример подобных работ на выставке – скульптурные композиции Александра Смирнова «Пророк Илия» (бронза, камень, литье, резьба), «Святой Герасим и лев» (бронза, литье) и Сергея Бычкова «Северная пустыня» (бронза, литье). В «Северной пустыне» явно прослеживается стилистика народного искусства – богородской игрушки. Достоверная духовная традиция рождает удивительно выразительный образ пророка Илии, небольшая скульптурная композиция воспринимается как монументальное произведение.

Много и успешно работает известный московский скульптор Ю. П. Хмелевской. Его миниатюрные скульптурки, выполненные из бивня мамонта, отличает высокий художественный уровень исполнения. Мастер, следуя лучшим традициям русской реалистической пластики XIX столетия, создает изумительные миниатюрные ростовые скульптуры – портреты первого ученика Спасителя апостола Андрея Первозванного и знаменитого противника церковных реформ, проводимых Патриархом Никоном, протопопа Аввакума.

Ю. П. Хмелевской представил на выставку «Свет Миру» уникальную работу «Новый российский трон» , инкрустированный резными рельефными композициями на темы Священной истории, выполненными из бивня мамонта.
К традициям русского реализма в своей работе «Столпник» обращается В. В. Кравченко. Автор находит оригинальное решение темы «столпничества», где сам столп в соотношении с полуфигурой подвижника воспринимается как подиум для скульптурных бюстов Нового времени. Образ настолько полон духовной выразительности, что как бы перерастает значение реалистического скульптурного портрета.
На рубеже XX–XXI столетий появились произведения, которых не существовало ранее в православной пластике, – жанровые скульптурные композиции на тему церковных обрядов. На выставке «Свет Миру» были представлены прекрасно выполненные работы Александра Смирнова «На молебне» , (бронза, литье) «Крещение» (дерево, резьба).

В этих произведениях есть «ощущение» Церкви, несмотря на их «обытовленность», очень теплое, бережное отношение автора к происходящему: это и церковное таинство, и жизнь православного человека.
Удивительна композиция С. Бычкова «Отпевание» (бронза, литье): её объем – объем нерасчлененный, обобщенный – придает скульптуре особое звучание; объединяет всех предстоящих и усопшего: заканчивается жизнь земная – начинается жизнь вечная. К кругу этих сюжетов принадлежит выполненная в традициях реализма работа Елены Безбородовой «Крещение» (бронза, камень, литье, резьба).

Появление таких композиций в настоящее время вполне объяснимо: миновало безбожье советского периода отечественной истории, человек обретает веру, возвращается в Православную Церковь, стремится понять церковную службу, ее обряды.
Выставка «Свет Миру» свидетельствует и о другом новом явлении в культуре России – создании монументальных памятников святым. В нашей стране установлены скульптурные памятники преподобному Сергию Радонежскому в Сергиевом Посаде (автор В. М. Клыков ), святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских у истока Волги, в селе Волго-Верховье Тверских земель; Ксении Петербургской в Твери (скульпторы Б. М. Сергеев, О. Панкратова из Санкт-Петербурга, архитектор Б. И. Царев ), преподобному Серафиму Саровскому в Сарове (автор В. М. Клыков ) и ряд других. В Манеже зрители смогли увидеть прекрасно выполненные модели памятников «Преподобный Савва Сторожевский» (автор Сергей Сорокин , бронза, литье) и «Апостол Петр» (автор Михаил Дронов, бронза, литье). Образ бывшего рыбака, последовавшего за Спасителем – апостола Петра , которому Господь вручил ключи от Рая, поражает своей открытостью и мудростью, самоуглубленностью, красотой живописной пластики форм. Михаил Дронов в этой работе следует лучшим традициям русской реалистической пластики XIX столетия. Совершенно иной характер имеет образ строгого молитвенника преподобного Саввы Сторожевского, ученика прославленного Сергия Радонежского, устроителя и «игумена Земли Русской». Образцом для работы скульптора послужили древнерусские иконы и резные иконы художественной мастерской Троице-Сергиевой лавры.
На выставке были и произведения на библейские и евангельские сюжеты. Их авторы достигли высокого совершенства в пластике форм, за счет фактуры материала, добились выразительности образа. Определяющими чертами некоторых работ явились чувственность, декоративность – качества, чуждые православному искусству. Подобное решение во многом объясняется тем, что авторы в качестве образцов использовали католическую скульптуру. Эти произведения выполнены в стиле, где маньеризм соединяется с модерном. Успешно заниматься православной пластикой может только духовно зрелый, верующий мастер, который хорошо понимает сущность православного образа.
Выставка «Свет Миру» ясно обозначила творческие проблемы, возникающие перед современными скульпторами, и многообразие художественных ориентиров, которые авторы ищут не только внутри древних православных традиций, но и в мировой художественной культуре в целом в рамках произведений на тему Священной истории. Остро стоит вопрос – как соотнести новые образы с требованиями традиционного канонического искусства? Опыт показывает: важно хорошо изучить художественное наследие раннехристианского периода, Византии и Древней Руси, правильно выбрать образцы для работы. Современные мастера должны научиться создавать свои произведения с учетом традиций русской православной пластики, которая по своей сущности «иконна». К сожалению, эта «иконность» словно не знакома большинству мастеров; не ясно место, где может находиться скульптура: или это сакральная пластика, или художественное произведение на библейские и евангельские сюжеты, которое может «жить» самостоятельной жизнью вне храма, находясь в картинной галерее, офисе, доме или парке. Очень ценно, что во многих работах современных скульпторов присутствует духовное начало, и это радует.