Председатель правительства рф освобождается от должности. Председатель правительства российской федерации. Кто назначает Председателя Правительства РФ

Состав Правительства определен гл. 6 Конституции РФ, ст. 6 ФКЗ "О Правительстве РФ" и включает членов Правительства РФ:

  • заместителей Председателя Правительства РФ;
  • федеральных министров.

Освобождение от должности Председателя Правительства РФ одновременно влечет за собой отставку Правительства РФ.

Подробнее

Предложение о кандидатуре Председателя Правительства РФ вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства РФ либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом РФ кандидатуру Председателя Правительства РФ в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Государственной Думой Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры назначаются из числа граждан РФ, не имеющих гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.

Председатель Правительства РФ не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти и предлагает Президенту РФ кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

Срок полномочий Правительства РФ

Конституция РФ не устанавлива­ет срок полномочий Правительства РФ. Но оно обязательно формируется в связи с избранием или переизбранием Президента РФ и слагает свои полномочия перед вновь избранным Прези­дентом РФ . Основная формула, следовательно, такова:

  • новый Президент - новое Правительство, что косвенно устанавливает максимальный срок полномочий состава Правительства.

Замечание

Но при этом встает важный вопрос о легитимности согласия Думы на назначение Председателя Правительства при изменении ее состава. Ведь в середине срока легислатуры Президента РФ могут пройти парламентские выборы, которые сменят состав Го­сударственной Думы. Вернее даже сказать, что такие выборы все­гда будут происходить в период президентской легислатуры, по­скольку даже очередные парламентские выборы обычно не син­хронизированы с датой выборов Президента РФ, тем более это не происходит, если парламентские выборы внеочередные. Одна­ко в полном соответствии с логикой президентской формы прав­ления Конституция РФ не требует нового согласия Думы на на­значение Председателя и переназначения членов действующего Правительства РФ. Решающее значение, следовательно, имеет срок легислатуры Президента РФ, а не срок легислатуры Госу­дарственной Думы.

Положение Конституции РФ (ст. 116) о том, что Правительст­во РФ слагает свои полномочия перед вновь избранным Прези­дентом РФ, не означает, что это происходит в день объявления о результатах президентских выборов или что оно немедленно пре­кращает свою деятельность. Президент вправе принять отставку Правительства только тогда, когда он уже вступил в должность, при этом ему ничего не остается делать, как поручить Правительству и его Председателю продолжать действовать до сформирова­ния нового Правительства.

Закрепляя право Государственной Думы давать согласие (или отказывать в нем) на назначение Председателя Правительства РФ, Конституция РФ в то же время не предусматривает такого права в отношении освобождения от должности главы Прави­тельства. Из этого умолчания вытекает безусловное право Прези­дента РФ освобождать Председателя Правительства, не обраща­ясь за согласием на это в Государственную Думу, но немедленно уведомляя об этом палаты. Положение Президента РФ более предпочтительно (пресловутая "вертикаль власти"): он вправе по собственному усмотрению, ни с кем не согласовывая, принять решение об отставке Правительства РФ. Это положение Консти­туции РФ корреспондирует с его функцией определять основные направления внутренней и внешней политики и обеспечивать со­гласованное функционирование и взаимодействие органов госу­дарственной власти (ч. 2 и 3 ст. 80 Конституции РФ). Ясно, что в случае принципиальных расхождений между Президентом и Правительством предпочтение в интересах стабильности государ­ственной власти должно быть отдано Президенту РФ.

Председатель Правительства РФ по собственной инициативе может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству . Такое право, очевидно, предоставлено для того, чтобы в момент острого противостояния Правительство могло убедиться в доверии большинства депутатов Думы и сбить остро­ту критики в свой адрес. Если же Дума в ответ на инициативу Председателя выразит недоверие Правительству, то реакция Пре­зидента РФ опять же может быть двоякой: в течение семи дней принять решение об отставке Правительства или о роспуске Го­сударственной Думы и назначении новых выборов. Трудно себе представить, чтобы Председатель Правительства РФ предпринял такую акцию без согласия Президента РФ (хотя юридически это возможно, да и практически не так уж невероятно), но тогда яс­но и то, что она исходит из договоренности о принятии Прези­дентом в случае вынесения Думой недоверия именно второго ре­шения: роспуска Думы и назначения новых выборов. Дума, ко­нечно, должна понимать, что постановка вопроса о доверии Председателем Правительства РФ (понятно, что он к этому при­бегает в условиях выгодной для себя политической конъюнктуры), по существу, не оставляет для нее выбора: она должна выра­зить доверие, если не хочет своего роспуска.

Следует заметить, что согласно Конституции (ч. 4 ст. 117) право постановки вопроса о доверии принадлежит не Правитель­ству РФ, а его Председателю. Это закономерно рождает предпо­ложение, что Председатель вправе совершить эту акцию без кол­легиального решения Правительства. Но тогда затруднительно ответить на вопрос, каковы должны быть его действия, если Пра­вительство большинством голосов примет обратное решение. Поэтому представляется более верным понимать данное право Председателя как полномочие, основанное на коллегиально при­нятом решении Правительства РФ, тем более что при выражен­ном недоверии Президент принимает решение об отставке всего Правительства.

Но все же недобровольная отставка Правительства РФ - по инициативе ли Председателя Правительства или Президента, а также в связи с недоверием со стороны Государственной Думы - возможна. Во всех этих случаях, как и при сложении полномо­чий в связи с истечением срока, Правительство РФ по поруче­нию Президента РФ продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ. Этим закрепляется объективная необ­ходимость непрерывности деятельности Правительства РФ при всех условиях.

Следует учитывать, что практическая применимость рассмот­ренных конституционных положений в существенной степени зависит от расклада политических сил в Думе. Положение Пра­вительства более прочно, когда большинство в палате принадле­жит партии, поддерживающей Президента РФ.

Правовые акты Правительства РФ: виды, порядок подготовки и принятия

Виды правовых актов Правительства РФ

Общие положения, определяющие статус актов, издаваемых Правительством РФ, закреплены в ст. 115 Конституции РФ, а также в Федеральном конституционном законе «О Правительстве РФ».

Конституция РФ устанавливает, что на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает и обеспечивает исполнение:

  • постановлений;
  • распоряжений.

Этим определяется подзаконный характер актов, издаваемых Правительством, обязательность их соответствия Конституции, законам и нормативным указам Президента РФ. На основании Конституции РФ - это значит и то, что в пределах своей компетенции Правительство РФ вправе издавать нормативные правовые акты.

Постановления - наиболее значительные акты Правительства, имеющие нормативный характер. Постановления регулируют основные вопросы, входящие в компетенцию Правительства РФ.

Распоряжениями обычно оформляются решения по оперативным и текущим вопросам: распоряжения, имеющие нормативное значение, встречаются сравнительно редко, хотя порядок их принятия не отличается от порядка принятия постановлений.

Как постановления, так и распоряжения Правительства часто принимаются на заседании Президиума Правительства РФ и только в некоторых случаях - единолично Председателем Правительства. Как постановления, так и распоряжения подписываются Председателем Правительства РФ.

Устанавливая правовые формы актов, издаваемых Правительством РФ, Конституция РФ в то же время возлагает на Правительство обязанность обеспечивать их исполнение. Это помогает их оперативному и точному практическому внедрению, поскольку чаще всего тяжесть исполнения падает на те же органы исполнительной власти, которые подготавливают соответствующие акты.

Конституция РФ не дает прямого ответа на вопрос, могут ли акты Правительства РФ отменять или приостанавливать акты исполнительной власти субъектов РФ. Однако для утвердительного ответа на этот вопрос все же можно увидеть конституционное основание. Оно заключено в положении ч. 2 ст. 77, согласно которому в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ.

В Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" говорится, что в целях обеспечения сочетания интересов РФ и субъектов РФ Правительство РФ по предметам совместного ведения в сфере осуществления исполнительной власти координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ. В пределах своих полномочий Правительство разрешает споры и устраняет разногласия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Для разрешения споров и устранения разногласий создаются согласительные комиссии из представителей заинтересованных сторон. Правительство РФ вносит предложения Президенту РФ о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ . Такое правило выглядит совершенно естественным:

  1. Президент РФ является Конституции РФ;
  2. Президент РФ по существу возглавляет исполнительную власть.

Федеральным конституционным законом «О Правительстве РФ» установлено, что постановления и распоряжения Правительства РФ подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их опубликования. Иные постановления вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Распоряжения Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания.

Порядок подготовки и принятия правовых актов Правительства РФ

Деятельность Правительства РФ осуществляется в соответст­вии с Федеральным конституционным законом «О Правительстве РФ», с Регламентом, утвержденным поста­новлением Правительства РФ.

Рассмотрение в Правительстве вопросов, относящихся к его полномочиям, проводится на заседаниях Правительства, Прези­диума Правительства Председателем Правительства и его замес­тителями (в соответствии с распределением обязанностей), на за­седаниях образуемых Правительством координационных и сове­щательных органов с участием представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, иных органов и организаций.

Заседания Правительства проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Заседание Правительства счита­ется правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов Правительства. Заседания проходят под руководством Председателя Правительства или его заместителя. На заседаниях Правительства, согласно Конституции РФ, может председатель­ствовать Президент РФ. Решения Правительства принимаются, как правило, общим согласием; по решению председательствую­щего может быть проведено голосование, в этом случае решение принимается большинством голосов присутствующих.

Подготовительная работа к заседаниям строго упорядочена. Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъек­тов РФ, других государственных органов и организаций, на ко­торых возложена подготовка соответствующих материалов, несут персональную ответственность за их качество и своевременность представления. Проект повестки дня заседания Правительства формируется руководителем Аппарата Правительства по согла­сованию с заместителями Председателя Правительства и пред­ставляется Председателю Правительства. Одобренный им проект повестки дня заседания и соответствующие материалы не позд­нее чем за пять дней до даты заседания рассылаются его участ­никам.

В заседаниях Правительства участвуют как члены Правитель­ства, так и лица, приглашенные на заседание для участия в рас­смотрении соответствующих вопросов. По каждому из рассмат­риваемых на заседании Правительства вопросов приглашаются лица, имеющие непосредственное отношение к соответствующе­му вопросу.

По вопросам, рассмотренным на заседании Правительства, оформляются протокольные решения, принимаются и издаются в установленном порядке постановления и распоряжения Прави­тельства. Протокол подписывается председательствовавшим на заседании.

Контроль за исполнением поручений, данных на заседаниях Правительства, осуществляет Аппарат Правительства. Аппарат Правительства образуется в соответствии с Федеральным консти­туционным законом для обеспечения деятельности Правительст­ва и организации контроля за выполнением органами исполни­тельной власти решений, принятых Правительством РФ. Аппарат Правительства взаимодействует с Администрацией Президента РФ и аппаратами палат Федерального Собрания.

Поскольку Правительст­во принимает большое количество решений, внесение их проек­тов должно быть строго упорядочено. С этой целью установлено, что проекты решений (постановлений и распоряжений) Прави­тельства и иных актов вносятся в Правительство его членами, федеральными органами исполнительной власти и иными орга­нами государственной власти. Поступающие в Правительство предложения граждан, предприятий, организаций и учреждений о принятии решений Правительства направляются для предвари­тельного рассмотрения органам исполнительной власти. До их внесения в Правительство проекты решений подлежат обязатель­ному согласованию с заинтересованными органами государст­венной власти, с государственными, а при необходимости и дру­гими организациями. Если проекты решений имеют норматив­ный характер, то они подлежат согласованию с Министерством юстиции РФ после их согласования с заинтересованными орга­нами и организациями.

Правительство рассматривает проекты актов Президента РФ и проекты федеральных законов, которые вносятся Правительст­вом Президенту РФ или в Государственную Думу.

1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.

2. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

3. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

4. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Комментарий к Статье 111 Конституции РФ

1. Данная статья определяет порядок назначения Председателя Правительства, с которого и начинается формирование высшего исполнительного органа государственной власти РФ.

Рассматриваемая часть комментируемой статьи коррелирует с п. "а" ст. 83 и п. "а" ч. 1 ст. 103 Конституции.

В процедурах назначения главы Правительства проявляются элементы смешанной формы правления, сочетающей черты президентской и парламентарной республик: Председатель Правительства назначается Президентом, но с согласия Государственной Думы. Компетенция Государственной Думы в данном вопросе - выражение путем голосования согласия или несогласия. Согласие дается большинством голосов от конституционного числа депутатов данной палаты парламента (не менее 226).

Государственная Дума не вправе выдвигать собственного кандидата на этот пост. Совет Федерации не участвует в формировании Правительства. Это имеет определенные основания. В президентско-парламентарных республиках при назначении главы правительства, как правило, учитывается партийный состав парламента. В российском парламенте именно Государственная Дума отражает политическое (партийное) многообразие в силу порядка своего формирования.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 11.12.1998 N 28-П "По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации"*(1033) подчеркнул, что необходимость получения согласия Государственной Думы на назначение предложенной Президентом РФ кандидатуры Председателя Правительства обусловлена принципиальными положениями, лежащими в основе организации власти в демократическом правовом государстве: в условиях разделения государственной власти в Российской Федерации на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции) не допускать их противоборства, не согласующегося с тем, что единственным источником, из которого они проистекают, и носителем воплощаемого ими суверенитета является многонациональный народ РФ. В процедурах назначения Председателя Правительства отражается согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, предполагающее поиск согласия между ними с целью устранения возникающих противоречий по поводу кандидатуры на данную должность, что возможно на основе предусмотренных Конституцией или не противоречащих ей форм взаимодействия, складывающихся в процессе реализации полномочий главы государства и в парламентской практике.

В связи с этим возможны различного рода политические соглашения с Президентом о том, что при назначении им членов Правительства в нем будет обеспечено представительство политических партий, прошедших в парламент. Напомним, что по такому сценарию в 1998 г. проходило формирование Правительства, возглавляемого Е.М. Примаковым. Данная ситуация скорее возможна в условиях, когда Президент и большинство в Государственной Думе расходятся по своим политическим позициям, однако очевидно, что в любом случае это не предполагает формирование Правительства, оппозиционного Президенту.

2. Поскольку формирование Правительства является исключительной прерогативой Президента, Конституция с целью недопущения затягивания этого процесса устанавливает не только случаи, которые обязывают Президента начать процедуры формирования этого органа власти, но и сроки совершения действий.

Внесение Президентом кандидатуры Председателя Правительства в Государственную Думу должно происходить:

1) не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента;

2) не позднее двухнедельного срока после отставки Правительства, если таковая имела место;

3) в течение недели со дня отклонения кандидата на этот пост Государственной Думой.

3. С той же целью своевременного назначения Председателя Правительства Конституция обязывает Государственную Думу рассмотреть представленную Президентом кандидатуру в недельный срок. Порядок рассмотрения данной кандидатуры установлен Регламентом Государственной Думы и начинается с незамедлительного доведения до сведения депутатов Государственной Думы факта внесения предложения о кандидатуре Председателя Правительства. Далее следуют: принятие предварительного, затем окончательного решения о конкретном дне рассмотрения вопроса в Государственной Думе, официальное представление Президентом или его полномочным представителем в Государственной Думе кандидатуры Председателя Правительства, представление последним программы основных направлений деятельности будущего Правительства и его ответы на вопросы депутатов. Заключительный этап - процедура голосования при принятии решения о даче согласия Президенту на назначение Председателя Правительства. Решение Государственной Думы о даче согласия на назначение Председателя Правительства принимается по усмотрению Государственной Думы тайным голосованием путем подачи бюллетеней либо с использованием электронной системы подсчета голосов или открытым голосованием*(1034).

В случае отклонения кандидатуры обсуждение и согласование новой кандидатуры проходит в том же порядке и в те же сроки.

4. Конституционно-правовой способ разрешения конфликта между Президентом и Государственной Думой при трехкратном отклонении ею представленных Президентом кандидатур на должность Председателя Правительства состоит в роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов в эту палату Федерального Собрания и преследует цель обеспечить своевременное формирование Правительства (см. Постановление КС РФ от 11.11.1999 N 15-П*(1035)).

Общая формулировка конституционных норм не дает однозначного ответа на вопрос: должен ли Президент каждый раз представлять новую кандидатуру Председателя Правительства в случае неполучения согласия Государственной Думы?

В связи с этим весной 1998 г. возникла спорная ситуация, когда Президентом трижды вносилась одна и та же кандидатура (С.В. Кириенко) на должность Председателя Правительства*(1036). Государственная Дума исходила из той трактовки конституционных положений, при которой Президент должен каждый раз представлять новую кандидатуру на эту должность*(1037).

Возникшая неопределенность в понимании конституционных норм была снята Конституционным Судом Постановлением от 11.12.1998 N 28-П. В соответствии с ним по буквальному смыслу ч. 4 ст. 111 Конституции трехкратное отклонение представленных кандидатур Председателя Правительства может означать и трехкратное отклонение кандидатуры на должность, и трехкратное отклонение представленных лиц, предлагаемых на должность.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда, во многом базирующейся на телеологическом (целевом) толковании конституционных положений*(1038), конституционный законодатель в данной норме преследовал цель в условиях разделения государственной власти не допустить противоборства ее ветвей, предусмотрев способы преодоления возможных разногласий, не допускающих затягивания процесса формирования Правительства и блокирования его деятельности. Учитывая также, что Президент является главой государства и наделен полномочиями по определению направлений деятельности Правительства и контролю за ним, именно Президенту принадлежит ведущая роль в формировании Правительства и выборе кандидатуры его Председателя. Этим обусловлено право Президента избрать любой вариант представления кандидатуры Председателя Правительства Государственной Думе: представлять каждый раз новую кандидатуру на должность Председателя Правительства или одну и ту же дважды или трижды.

Обоснованная Конституционным Судом позиция допускает развитие политической практики и в ином направлении, не исключая возможности формирования конституционного обычая, основанного на каком-либо одном варианте взаимодействия главы государства и Государственной Думы из допускаемых Конституцией и адекватных целям стабильного функционирования конституционного строя с учетом исторического контекста: одобрение предложенной кандидатуры Председателя Правительства при первом же представлении, представление одного и того же кандидата трижды, а также применение согласительных процедур после двукратного отклонения кандидата.

В научной литературе высказывалось мнение*(1039), что после выборов новой Государственной Думы необходимо получить на это назначение согласие ее нового состава, однако избрание нового состава Государственной Думы не влечет автоматического сложения полномочий или отставки Правительства. Решение Государственной Думы дать или не дать свое согласие на назначение Председателя Правительства как часть процедуры назначения может повлечь правовые последствия только до принятия Президентом указанного решения. Свое отношение к этому факту новая легислатура Государственной Думы может выразить в иной форме, предусмотренной Конституцией, - инициировать вопрос о доверии Правительству (ч. 3 ст. 117).

Формирование Правительства охватывает два взаимосвязанных этапа, две стадии. На первом этапе формируется институт главы Правительства. Глава Правительства - ключевая и ведущая должность в государстве. В силу значительности процедура и порядок назначения Председателя Правительства определены Конституцией и федеральным конституционным законом. Конституция устанавливает, что Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Согласно Конституции (ч. 3 ст. 111) Государственная Дума рассматривает представленную Президентом кандидатуру Председателя Правительства в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. Второй этап формирования Правительства связан с назначением членов Правительства: первых заместителей Председателя Правительства, заместителя Председателя и федеральных министров. Кроме того, Конституция устанавливает, что Председатель Правительства РФ не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. В соответствии с Федеральным конституционным законом "О Правительстве РФ" (ст. 7) Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ (с согласия Государственной Думы) и освобождается им от должности: а) по собственному заявлению Председателя Правительства; б) в случае его невозможности исполнения своих полномочий. При этом Президент уведомляет палаты Федерального Собрания об освобождении от должности Председателя Правительства в день принятия решения. Освобождение от должности Председателя Правительства одновременно влечет за собой отставку Правительства РФ. Никто, кроме Президента, не вправе выдвигать кандидатуру Председателя Правительства или вносить в Думу альтернативную кандидатуру. Дума может дать согласие на назначение либо отказать в согласии, но она не может обсуждать ни одну кандидатуру, кроме внесенной Президентом РФ. Тем самым достигаются две важные цели: представительный орган участвует в назначении главы Правительства, но не является решающим источником предоставления ему власти, что неизбежно породило бы зависимость и контроль.

Роспуск Думы возможен в случае трехкратного отклонения ею представленных кандидатур Председателя Правительства (ч. 4 ст. 111 Конституции РФ

Кандидат на должность Председателя Правительства РФ докладывает Государственной Думе программу основных направлений деятельности будущего Правительства, отвечает на вопросы депутатов. По окончании ответов на вопросы представители фракций и депутатских групп высказываются за выдвинутую кандидатуру или против нее.

Решение о даче согласия на назначение Председателя Правительства РФ принимается по усмотрению Государственной Думы тайным голосованием путем подачи бюллетеней или с применением электронной системы. Согласие на назначение считается полученным, если за предложенную кандидатуру проголосовало большинство от общего числа депутатов. По результатам тайного голосования принимается постановление.

В случае отклонения кандидатуры Президент РФ в течение недели вносит на согласование палаты новую кандидатуру. В случае двукратного отклонения представленных кандидатур Президент РФ в течение недели вправе представить третью кандидатуру.

Глава правительства- это лицо, которое представляет интересы населения государства и является главным должностным правителем. Зависимо от вида власти в стране правитель может называться королём, царём, монархом, премьер- министром, президентом и иметь разные полномочия. Монарх как представитель исполнительной власти имеет неограниченные полномочия при форме правления абсолютной монархии. При конституционной монархии правитель имеет ограниченные возможности. Также существуют такие формы правления как парламентская республика или президентская республика, где Президент имеет возможность принимать больше решений.

Права и обязанности главы правительства в России

В России премьер-министр имеет право совершать исполнительную власть при существовании парламента, регулировать управленческие меры на местах и в отдельных федеративных регионах. Дом правительства Российской Федерации расположен в Москве- столице государства. Он имеет и свой сайт, куда обычные гражданы могут обращаться за помощью, писать жалобы или рекомендации.

Премьер-министр как отдельный правительственный орган управления страной должен действовать в рамках законов Конституции РФ, например, Законе "О правительственной власти в Российской Федерации".

Полномочия этого должностного лица регулируются в зависимости от вида правления. В России они установлены 4 статьёй Коституции РФ.

Как таковой должности премьер- министра в России нет, существует только Председатель Правительства Российской Федерации, но в народе эту должность называют на западный манер премьером, что выговаривается проще.

Полномочия главы правительства в России

Статья 114 Конституции обозначает права и обязанности премьер-министра страны и представляет их такими:

1. Определяет бюджет государства и выделяет суммы на развитие отдельных отраслей (медицина, спорт и культура, образование и другие)
2. Проводит единую в государстве политику кредитную, финансовую, денежную.
3. Обеспечивает и выступает гарантом полной безопасности населения, мирной жизни на территории РФ.
4. Управляет государственной собственностью.
5. Является представителем государства как внутри страны, так и за её пределами, совершая внутреннюю и внешнюю политику.
6. Проводит советы правительственного состава при нужде, на котором имеет право присутствовать и Президент РФ если на то есть причины.
7. Осуществляет другие функции, которые определяет Конституция.

Премьер-министр имеет законодательную власть, которая даёт ему право выдавать указы, акты, которые обязательны к исполнению всем жителям государства, то есть гражданам Российской Федерации, или поступают к рассмотрению парламенту.

Связь Президента РФ и главы правительства

Назначения премьер-министра как правительственного лица наступает после согласования с Государственной думой, которая и является парламентом. Президент РФ имеет право назначать на места в Государственной думе отдельные лица, назначать различные должностные лица как представителей власти РФ. Председатель правительства в стране назначается путём личного выбора президентом РФ, но после полного согласования вопроса с Государственной думой. Чаще всего председателем становится человек, который занял второе место по итогу выборов. В случае если три раза не принимает решения президента, он имеет право её распустить. По другой причине он не может распускать парламент.

Президент РФ выбирается путём тайного голосования длительностью занимания должностью в шесть лет с момента этого голосования. Получивший большинство голосов кандидат и становится президентом. После выбора положена присяга, в которой президент клятвенно на Библии обещает хранить верность своему народу, выступает гарантом безопасности для своих граждан и гарантирует выполнение всех прав и свобод. После присяги, то есть дня получения всех полномочий, Президент имеет право выбирать любое доверенное лицо как главу правительства и вносить предложения Думе.

Существует также широкое количество органов при правительстве, которые занимаются различными вопросами по управлению и развитию регионов и отдельных отраслей.

Представитель правительственной власти в России во всём контролируется главой государства- Президентом. На данный момент Президентом РФ является Владимир Владимирович Путин, а премьер- министром- Дмитрий Медведев, который был назначен на эту должность в 2012 году Путиным. Медведев определяет основные направления в развитии государства, является основным советчиком президента по любым вопросам управления. Особенности его деятельности, а также порядок принятия человека на эту должность рассматриваются статьями 100-107 Конституции РФ.

Стоит отметить, что впервые должность премьер-министра в России появилась 1992 году и занял её Борис Ельцин. Председатель правительства государства Российской Федерации выбирается президентом сроком на 6 лет и при окончании срока правления президента может продолжаться если новое правительственное лицо это одобрит.

Порядок назначения и увольнения

Кандидатом для выбора в Представители правительственной власти в Российской Федерации может быть только исконный гражданин государства, который не имеет ни одного гражданства другого государства. После того как новоизбранный президент РФ получает свои полномочия и проводится клятва, не позднее чем спустя две недели, должно поступить предложение в Государственную Думу о рассмотре предложения той или иной кандидатуры для выбора Представителя правительственной власти. Также не позднее двух недель с момента отставки прошлого президента и не более чем недели спустя отклонения прошлой предложенной кандидатуры президентом РФ.

Внесённое предложение обязано быть рассмотренным не позже чем через неделю данного срока. Государственная Дума должна ответить или согласием или отклонением с полным и точным указанием причин.

Если же предложенная кандидатура трижды отклоняется, он имеет право распустить её и назначить новые выборы. Увы, это правило не действует в последнее полугодие нахождения президента на своей должности или во время военных действий на территории страны. Также невозможно увольнение части правительства или отдельных человек в правительственном совете. Если Президент РФ сомневается в правильности оказанного недоверия, то он может уволить весь Совет при условии, что он функционирует не меньше года со два выборов.

Увольнение и отставка

Премьер-министр Российской Федерации может отказаться от выполнения своих должностных обязанностей и подать заявление об отставке в таких случаях:

1. Собственное желание
2. Невозможность выполнения должностных обязанностей в связи с различного рода заболеваниями и так далее. Точные причины не уточняются, Председатель во время отставки сам пишет объяснение своим действиям.

Отставка Представителя правительственной власти в Российской Федерации влечёт за собой и прекращение работы и полную отставку и самого парламента, то есть Правительства. Эти вопросы регулируются статьёй 7 Конституции РФ.

Также возможна и отставка премьер-министра не по собственному желанию, а путём увольнения Президентом РФ. Это случается в случае недоверия Государственной Думой деятельности премьер-министра РФ и его невозможность здраво выполнять свои полномочия. Отставка премьер- министра РФ рассматривается статьями 117 и 35 Конституции России. Если президент принял решение об отставке премьер- министра государства, от он обязан сообщить о своём решении Совету и Государственной Думе.

Не смотря на эти факты, Представитель правительственной власти Российской Федерации в соответствии со статьёй 4 Конституции РФ имеет право самостоятельно поднять вопрос о доверии, оказываемому ему самому. Если в доверии будет отказано, то поднимается ещё и вопрос об отставке, который, как известно, может принять только президент России- на данный момент Владимир Путин. Стоит отметить, что если президент не согласен с отказом в доверии он может уволить депутатов Государственной Думы и провести новые выборы. Новые независимые выборы должны быть проведены не позже чем через неделю после объявления о принятом решии.

Выполнение обязанностей президента

В любой ситуации, когда Президент РФ не может выполнять своих обязанностей по какому-то ряду причин, их принимается выполнять его доверенное лицо, кем и является Представитель правительственной власти Российской Федерации. Он имеет некие ограничения, ведь его работа является временной и он не получает полных полномочий, которые имеет настоящий принятый Президент государства. Председатель в роли Президента не имеет права собирать всенародные собрания, которые являются референдумами, не имеет права увольнять другие должностные лица, в том числе распускать Государственную Думу как основной орган при Президенте РФ.

Нынешнее правительство

В нынешнее время должность Председателя правительственной власти занимает Дмитрий Анатольевич Медведев. Согласие ещё в 2012 году было дано Государственной Думой президенту Владимиру Путину. Также эту кандидатуру поддержало несколько лидирующих партий государства. В мае 2012 года было создано Правительство Российской Федерации под его руководством. Его политика направлена на развитие сельского хозяйства, что продолжает и саму политику президента Владимира Путина в стране. Стоит отметить и то, что данная личность была ранее и президентом, до назначения Владимира Путина. Данные правители гармонично дополняли политику друг друга и продолжали развивать страну, выводя её на новый уровень. Во внешней политике они оба всегда пытались вести мирную и дипломатичную внешнюю политику, что приводило к удачным сделкам и договорам. К сожалению, не все действия известного политика приводили к успешному результату. Таким образом, конфликт в Грузии был осуждён европейской знатью и США.

Не так давно премьер- министр Дмитрий Медведев утвердил основной план развития страны до 2018 года включительно. Как заявляет сам политик, в связи с неустойчивыми событиями в социально- экономической сфере, а также невнятой ситуации с внешнеполитическими факторами, основная задача как на сегодняшний день, так и на ближайшие несколько лет- возродить экономику Российской Федерации и поставить перед собой новые цели, выбрать определённые приоритеты, к которым в будущем можно будет уверенно стремиться. Медведев как премьер- министр РФ отметил, что в разработке нового плана основных направлений государства были учтены все предложения, поступившие от депутатов Государственной Думы. Он лично рассмотрел все аспекты, которые могут повлиять на и способы её улучшения.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш