Произведения об эпохе застоя 1965 1985 кратко. Ссср в «годы застоя» (1964—1985). У истоков экономической реформы


Период с 1964 по 1985 относиться к нахождению у власти Л.И.Брежнева(1964-1982), Андропова (1982-1984), Черненко(1984-1985). К важнейшим событиям данного времени относиться реформа Косыгина 1965 года, развитие диссидентского движения, «разрядка» во внешней политике и создание новой Конституции «Развитого социализма» в 1977 года.

Важную роль в этом периоду сыграл председатель совета министром СССР Косыгин. В марте 1965 года на пленуме ЦК КПСС Л.И.Брежнев провозгласил новые ориентиры аграрной политики. Реформа была разработана и проведена под четким руководством А.Н.Косыгина. Сущность реформы заключалась в введение большой экономической свободы для различных предприятьях, восстанавливалась система отраслевого управления, отменялись трудодни и вводился хозрасчет и экономические стимулы. Благодаря деятельности Косыгина экономика СССР направилась в новое русло, улучшилось снабжение населения продовольствием, были построены более 2 тысяч новых промышленных предприятий: Западносибирский и Карагандинский металлургический комбинаты и т.д.

В 1960-х годах начинается активное развитие диссидентского движения.

Причинами данного события стало стремление диссидентов добиться демократизации общественно-политической жизни в стране, предоставление реальных прав и свобод гражданам, снятие «железного занавеса» и улучшение отношений с Западом. Следствием стало со стороны властей массовые аресты диссидентов, высылка из страны наиболее ярких деятелей (А. Солженицына в 1974 году), а со стороны диссидентов издание и распространение самиздатом и тамиздатов, организация открытых выступлений и создание нелегальных групп.

Немаловажную роль в данном периоде сыграл Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И.Брежнев. В 1977 году Брежнев принимает последнею Конституцию СССР.

В ней провозглашалась ведущая роль КПСС в советском обществе, расширялись права и свободы граждан. Хотя на самом деле все это осталось только на бумаге т.к. права на свободу слова, собраний и т.д. имели только те, кто разделял идеологию партии. Деятельность Брежнева помогла СССР прийти к концепции развитого социализма.

Рассматривая внешнею политику мне хотелось бы отметить следующие события. Со второй половины 60 годов наблюдалось смягчение напряженности в международных отношениях. Причинами разрядки стало достижение стратегического паритета между США и СССР, ослабление позиций США в мире в ходе неудачной Вьетнамской войны, стремление США и их союзников включить СССР в мировую экономику. В следствие этого были заключены несколько договоров 1972 год – ОСВ-1, 1979год –ОСВ-2. Также, в итоге «разрядки» в 1975 году было проведено совещание в Хельсинки, в ходе которого был заключен Заключительный акт, по которому признавались границы государств, их суверенитет, права человека и т.д.

В заключение, мне хотелось бы сказать, что период с 1964-1985 год оценивается историком Загладиным как крайне противоречивый. Политика разрядки укрепила отношение со странами Запада и США, но ухудшились отношения со странами

третьего мира и Китаем. В стране начал остро ощущаться кризис системы, что в дальнейшем приведет к распаду СССР. Однако были и позитивные стороны: введение первых рыночных элементов в экономику, создало крепкую базу для её развития, что в последующем и сделал М.С.Горбачев.

Обновлено: 2018-03-06

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Период «застоя» 1964 – 1985 гг.
Автор термина - Горбачев
Застой - отсутствие прогресса, полная остановка
развития в хозяйственной, общественной и
культурной жизни
Для значительной части советских людей той
эпохи эти 20 лет – годы относительного
спокойствия, определенной стабильности и
достатка.
Л.И.Брежнев
1964 - 1982
«Двадцатилетие упущенных
возможностей»
«Брежневская эпоха»
«Золотой век партийногосударственного аппарата»
В советских источниках того времени
этот период именовался развитым
социализмом.
Черты периода «застоя»:
Консервация политического режима (стремление к стабильности на деле
превратилось в отказ от радикального обновления)
Усиление идеологического контроля над жизнью общества
Пресечение демократического движения
Монополия коммунистической партии. Упрочение руководящей роли партии в
обществе.
Ю.В.Андропов
1982 - 1984
Укрепление административных методов управления, возврат к более жесткому
курсу руководства.
Усиление авторитарно-бюрократических отношений между руководителями и
подчиненными
Неосталинизм (ресталинизация, ренессанс сталинизма)
Геронтократия («власть старцев»)
К.У.Черненко
1984 - 1985
Коррумпированность госаппарата, злоупотребления властью.
Рост роли силовых структур

Весна 1964 г. - подготовка
заговора против Н.С.Хрущева
В ходе экономического кризиса начала 1960-х гг., в
особенности - расстрела рабочей демонстрации в
Новочеркасске (1962 г.), авторитет Н.С. Хрущева в
Участники заговора:
обществе резко упал. В руководящем партийноА.Н.Шелепин – секретарь ЦК,
хозяйственном аппарате распространилось недовольство
председатель КПК (ком. парт.-гос.контроля)
как волюнтаристскими методами руководства Хрущева и
постоянными перетрясками руководящих кадров, так и его
В.Е.Семичастный – председатель КГБ
попытками усилить личную ответственность
Н.Г. Игнатов - председатель президиума
номенклатурных работников за порученное дело.
Верховного Совета РСФСР
Весной 1964 г. началась подготовка заговора против
Хрущева. Председатель КПК и секретарь ЦК Н.А.
Л.И.Брежнев – председатель президиума
Шелепин, руководитель КГБ В.Е. Семичастный,
Верховного Совета СССР
председатель президиума Верховного Совета РСФСР Н.Г.
М.А.Суслов – член президиума ЦК КПСС
Игнатов провели переговоры с членами президиума ЦК и
Р.Я. Малиновский – министр обороны, маршал местными партийными секретарями. Среди организаторов
заговора были также председатель Президиума
СССР
Верховного Совета СССР Л.И. Брежнев; главный идеолог
Обвинения в адрес Хрущева:
партии, член президиума ЦК М.А. Суслов; министр
Нарушение коллегиальности руководства
обороны маршал Р.Я. Малиновский.
Постановление Президиума ЦК КПСС гласило: «Занимая
Волюнтаризм
посты первого секретаря ЦК КПСС и председателя Совета
Субъективизм
Министров СССР и сосредоточив в своих руках большую
власть, в ряде случаев стал выходить из-под контроля ЦК
Дестабилизация обстановки в стране изКПСС, перестал считаться с мнением членов Президиума
за непродуманных экспериментов
ЦК и членов ЦК КПСС, решая важнейшие вопросы без
14 октября 1964 г. – Н.С.Хрущева
должного коллективного обсуждения».
сместили с постов Первого секретаря ЦК
КПСС, члена Президиума ЦК и
Председателя Совета министров с
формулировкой «в связи с преклонным
возрастом и ухудшением состояния
здоровья».

1964 г.
Первый секретарь ЦК КПСС – Л.И.Брежнев
Председатель Совмина СССР – А.Н.Косыгин
1966 г.
Президиум ЦК
Политбюро ЦК
Первый секретарь ЦК КПСС
Генеральный
1977
Л.И.Брежнев
Генсек ЦК КПСС
Председатель Президиума
Верховного Совета СССР

Неосталинизм
♦Критика культа личности опасна для аппарата.
♦Возвращение имени Сталина в публичные выступления руководителей
партии и государства; образа Вождя в в художественные произведения,
кинофильмы, мемуары, периодическую печать (изображение Сталина
мудрым, скромным, немногословным)ю
♦Умаление роли ХХ съезда КПСС, завышение роли Октябрьского (1964
г.) Пленума ЦК.
♦Исчезновение из учебников истории критики культа личности Сталина,
оценок ХХ съезда партии.
♦Призывы переименовать Волгоград в Сталинград, переиздать «Краткий
курс истории ВКП(б)».
♦Пошел на убыль процесс реабилитации жертв ГУЛАГА, все реже стали
упоминания о репрессиях.
В марте 1966 г. - «Письмо 25» Брежневу (Капица,
Катаев, Паустовский, Чуковский, Ефремов,
Смоктуновский, Товстоногов и другие представители
интеллигенции): выражение беспокойства и протеста
против реабилитации Сталина.

Усиление номенклатуры. Обюрокрачивание госаппарата.
Бюрократия (фр. вureau – бюро, канцелярия;
греч. сratos – власть) – узкая привилегированная
чиновничье-административная группа людей
(каста).
Черты бюрократии:
Исполнительность
Формализм (расхождение слова и дела)
Наличие двойной морали; демагогия
Интриги
Догматизм, боязнь новизны
Взяточничество
Блат
Угодливость по отношению к вышестоящим
Главные факторы:
Бесконтрольность
Безответственность
Безнаказанность
Идеи:
Сохранение власти
Усовершенствование и расширение
ситемы льгот и привилегий
Гарантии стабильности для обеспечения
карьеры
Пожизненность постов
Численность партаппарата:
18 млн. человек (на 6-7человек – 1
управленец)
Коррумпированность
Подавление критики
Номенклатура (лат. nomenklatura – перечень) – в
политическом смысле – четкая иерархическая
лестница чинов и людей во властной структуре
Содержание аппарата: 40 млрд. руб. – 10%
госбюджета
Парткомы получили право контролировать
деятельность администрации. Номенклатура получила
первоклассное жилье, медицинское обслуживание,
«продуктовые пайки», талоны на спецобслуживание.
В 1974 г. Леонид Ильич перенес инсульт. Это привело к потере им чувства
реальности. Он стал подвержен лести, получил 122 ордена и медали в том
числе 4 золотые звезды Героя Советского Союза,8 орденов Ленина, орден
«Победы».В условиях болезни он перекладывал ведение дел на Ю.Андропова,
А. Громыко, Д.Устинова. Брежнев смог обеспечить стабильность для
номенклатуры и она его безоговорочно поддерживала.

Черты развития социальной сферы
+
1.
2.
3.
4.
5.
Рост доходов
Рост жизненного уровня
Увеличение продажи товаров длительного
пользования (холодильники, телевизоры,
стиральные машины, автомобили)
Строительство жилья (отдельные квартиры
давались бесплатно, по очереди), школ,
больниц.
Всеобщее обязательное бесплатное среднее
образование
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
Кризис доверия между властью и обществом.
Социальная дифференциация
Падение производительности труда
Рост пьянства и алкоголизма. Самогоноварение.
Рост преступности. Рост самоубийств.
Воровство на предприятиях («несуны»)
Несоответствия в оплате работников разных сфер
Падение рождаемости, рост смертности.
Усиленная урбанизация (проблемы с общественным
транспортом, жильем, продуктами питания)
Дефицит, паразитизм распределения.
Дедовщина в армии.
Блат, протекционизм, кумовство.
Коррупция партийно-государственного аппарата,
«черный рынок», апатия.
Иждивенческие настроения в обществе
Рост эмиграции
Диссидентское движение

Основные черты застоя в экономике:
1.
Снижение динамики развития и роста
производства, требовалось привлечение все
большего количества денег и ресурсов.
2.
Разрастание ВПК (военно-промышленного
комплекса), его приоритетное положение.
3.
Огромное увеличение управленческого
аппарата (800 союзных и республиканских
министерств)
4.
Губительная роль «нефтяного бума»: рост
цен на нефть – приток нефтедолларов –
закупка всего за границей – нет стимулов
для развития своего производства и
технологий.
5.
Развитие прежде всего количественных
показателей (при снижении ресурсов)
6.
Неэффективность экономики; огромные
потери; все меньше отдачи.
7.
Гигантомания: создание крупных
производств, которые на дали эффекта (в
с/х, на БАМе, мелиорация)
8.
Экстенсивность развития с/х (малые
результаты при больших затратах,
государственные дотации)
9.
Экологические проблемы.
Кризисные явления в экономической сфере

Экономические реформы в СССР в 1960-е годы
Кризис сельского хозяйства
Кризис управления промышленностью
Экономические реформы (с 1965 г.) А.Н.Косыгина (Председатель Совета министров СССР)
Ликвидация
совнархозов.
Возвращение к
системе
отраслевых
министерств
Крупные
капиталовложения в с/х;
повышение закупочных
цен на сельхозпродукцию.
Меры по решению
социальных проблем
села. Прекращение
ограничения ЛПХ.
Административная
централизация. Перевод
промышленных предприятий на
хозрасчет и самоокупаемость.
Сочетание государственного
планирования с инициативой
предприятий.Экономическое
стимулирование.
Увеличение инвестиций
в производство товаров
массового спроса.
Появился первый
советский массовый
автомобиль (с 1970 г.)
К 1970 г. промышленное производство выросло на 50 %, сельскохозяйственное – на 21%.
Оценивая итоги реформы, в частности, феномен «замедления темпов роста» в 1970-е - 80-е гг. следует
принимать во внимание ряд факторов, влиявших на темп и качество экономического развития:
исчерпание экстенсивных факторов роста, прежде всего, из-за исчерпания резервов мобильной рабочей
силы и снижения экономической отдачи от увеличения занятости (из-за технологического застоя и планового
характера сферы услуг)
необходимость прямого и косвенного дотирования неэффективных предприятий, отраслей и экономик
отдельных территорий, вызванная усилением ведомственного и территориального лоббизма и стремлением
союзного руководства избегать непопулярных решений
социальные программы 1970-х гг. (сокращение рабочего времени, рост доходов населения)
затратные программы хозяйственного развития Сибири и Дальнего Востока
крайне затратную программу развития вооружённых сил Брежнева-Гречко-Горшкова
Нефтяной бум (рост цен на нефть и газ на мировых рынках)
кредиты СССР странам третьего мира в рамках борьбы за влияние в мире (Африка, Ближневосточный
конфликт и пр.)
Объективно, в ходе реформы в СССР была сделана попытка перехода к интенсивному качеству
экономического роста, само понятие экономической эффективности создало условия для дальнейшей
децентрализации хозяйственной жизни и создания постиндустриальной экономики

Система органов государственного управления СССР в 60-80-е годы.
Система органов партийной власти
Съезд КПСС (1 раз в 4 года)
Л.И.Брежнев
ЦК КПСС
Политбюро ЦК КПСС
Партаппарат
ЦК компартий союзных республик
Обкомы
КПСС
Горкомы
Райкомы
Первичные
парторганизации
Законодательная
власть
Верховный
Совет СССР:
Совет Союза и
Совет
национальностей
Президиум
ВС СССР
Исполнительная
власть
Совет министров
Министерства
Судебная власть
Силовые
структуры
Верховный
суд СССР
КГБ
Армия

Конституция СССР 1977 года
(Конституция «развитого социализма»)
7 октября
1977 г.
Преемственность с Конституциями 1924 и 1936 гг.
Провозглашено построение «развитого социализма» в СССР
КПСС объявлялась «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром
политической системы общества » (ст.6) Конституция отразила реально сложившийся факт.
Находясь в исключительных условиях политического монополизма, КПСС окончательно
трансформировалась в надгосударственную структуру.
Отмечалось, что социальную базу СССР составлял союз рабочего класса, крестьянства и
интеллигенции.
В Конституцию 1977 г. был включен внушительный перечень социально-экономических и
политических прав граждан СССР. В частности, впервые законодательно были закреплены права
на охрану здоровья, на жилище, на пользование достижениями культуры, на свободу творчества.
Декларировались и новые формы «непосредственной демократии»: всенародное обсуждение и
референдум. Одной из главных задач Основной закон называл охрану прав и свобод личности,
например таких, как право на обжалование действий должностных лиц, критику деятельности
государственных и общественных организаций, защиту чести и достоинства гражданина в суде и
т.д.
Закрепляла Конституция и широкие права союзных республик, в частности, возможность выхода
из состава СССР.
К сожалению, многие положения Конституции существовали только на
бумаге, не были реализованы и гарантированы.

Заключение Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом
пространстве и под водой (1963)
Строительство БАМа
В 1960-е гг.советская наука добилась огромных успехов, особенно в областях, связанных с
обороной. Активно осваивался космос. Началось использование нового космического корабля
«Союз»,была создана орбитальная станция «Салют», «Луна -9» в 1966 г.впервые совершила
мягкую посадку на поверхность Луны, «Луна-16»доставила на Землю образцы лунного грунта,
«Луноход-1» совершил поход по лунной поверхности. В 1975 г.состоялся полет по программе
«Союз-Аполлон».
В 1965 г.был создан транспортный самолет «Антей»
В 1967 году вводится «Государственный знак качества»
Заключение Договора о нераспространении ядерного оружия (1968)
Разгром политического либерализма в Чехословакии Пражская весна (1968)
Возобновление арестов писателей за их литературные произведения (Синявского, Даниэля и
других)
К. 60-х гг. в СССР была создана Единая Энергетическая Система
Впервые в мире пассажирский авиалайнер - советский Ту-144 преодолел звуковой барьер (5
июня 1969 г.)
Соглашение «О мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между СССР и
США»(1969)
Соглашение «О мерах по усовершенствованию линии прямой связи СССР-США».(1971)

16 мая 1972 г. было опубликовано постановление № 361 «О мерах по усилению борьбы против
пьянства и алкоголизма» (первая антиалкогольная кампания).
Заключение Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными
Штатами Америки об ограничении систем противоракетной обороны 26 мая 1972 г. (договор по
ПРО)
Космическая программа «Венера»
Высылка А. Солженицына (1974)
В 1975 г.на установке «Токомак-10» впервые была осуществлена управляемая термоядерная
реакция.
В 1975г.началась эксплуатация сверхзвукового пассажирского самолета ТУ-144, выпуск
карьерных самосвалов БЕЛАЗ-110, началась эксплуатация атомного ледокола «Арктика».
Обмен политзаключенных (Буковского на Корвалана (1976)
В 1976 г.появился 1-й советский «аэробус»-Ил-86.
Осуществление серии программ по пилотируемой космонавтике на орбитальных станциях
«Салют», разработка станции «Мир» и космического корабля «Буран»
Подписание Хельсинкского заключительного акта СБСЕ, образование групп содействия его
выполнению - 1975
Принятие новой Конституции СССР (1977) взамен Конституции 1936 года
Ввод войск СССР в Афганистан, Афганская война (1979-1989)
Ссылка академика А.Сахарова в Горький (1980)
Летние Олимпийские игры 1980 года в Москве
Разгром Московской Хельсинкской группы, 1981
Похороны Брежнева 1982
Инцидент с южнокорейским Боингом (1983)
Похороны Андропова 1984
Похороны Черненко 1985
Конец периода застоя часто неофициально именуют «эпоха пышных похорон»: в течение трех
лет скончались три генеральных секретаря ЦК КПСС: Брежнев, Андропов, Черненко.

Внутренняя политика:
1.
Неосталинизм (ресталинизация). Искажение истории.
2.
Увеличение пропасти между идеологией и реальной жизнью советских людей. Внушение людям, что все в
стране идет хорошо, через СМИ, общественные организации, литературу и искусство. Факты искажались или
замалчивались.
3.
Культ личности Брежнева. Ордена и медали.
4.
7 октября 1977 г. Верховным Советом СССР принята «брежневская» Конституция.
5.
Диссидентское движение (инакомыслящих преследовали, арестовывали, отправляли в психолечебницы,
высылали из страны).
■Осень 1965 г. – арест писателей А.Синявского и Ю.Даниэля, опубликовавших свои произведения за рубежом
– протест: демонстрация, сбор у памятника Пушкину в Москве - напрасно: лишение свободы 5 и 7 лет.
■1966 г. - Письмо Брежневу 25 виднейших деятелей науки и культуры.
■«Самиздат» (Солженицын, Шаламов, Гинзбург) В подпольных альманахах «Вече», «Поиски» и многих других
печатались авторы, чьи произведения не принимались советской цензурой, и кто имел мужество отстаивать
свою точку зрения. Запрещенные властями произведения тайно высылались на Запад и публиковались там
(«тамиздат»). Специфической чертой того времени была так называемая “магнитофонная революция”:
получили широкое распространение записи песен и сатирических выступлений, не поддавшихся контролю. На
«самиздатовских» пленках расходились по стране песни Б.Ш. Окуджавы, В.С. Высоцкого, А.А. Галича и других
запрещенных бардов. Всегда с аншлагом проходили концерты А. Райкина, с помощью сатиры бичевавшего
пороки общества.
■Отставка А. Т. Твардовского с поста редактора журнала «Новый мир» в начале 1970 г.
■ В 1969 г.возникла инициативная группа защиты прав человека (С.Ковалев), в 1975 - группа во главе с
Ю.Орловым.
■ В 1975 г.капитан 3-ранга В.Саблин поднял мятеж на корабле «Сторожевой». За измену Родине он был
расстрелян.
■ Диссидентов стали представлять как «агентов влияния» Запада, или как шпионов. В 70-е гг. усилилась
борьба с буржуазной культурой. Из репертуаров театров изымались пьесы зарубежных авторов, отменялись
концерты известных исполнителей, запрещался прокат западных кинофильмов.
6.
Глушение западных радиостанций.
7.
С начала 1970-х годов идёт еврейская эмиграция. Эмигрировали многие известные писатели, актёры,
музыканты, спортсмены, учёные.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА «МАРКЕТИНГ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО»

Реферат

по дисциплине

«История экономики»

Экономика СССР в 1965-1985г.г.Реформа 1965г.

Вариант 58


Введение

1.Социально – экономическое положение СССР

1.1. У истоков экономической реформы

1.2 СССР в период застоя: хозяйственная реформа

2. Международная военно - политическая обстановка

2.1Конфротация и её последствия для СССР

Заключение

Библиографический список


Введение

Шестидесятые годы стали переломными в истории советского общества. До этого времени сложившаяся в СССР модель хозяйствования достаточно успешно решала встававшие перед страной задачи. К началу 60-х гг. в Советском Союзе ценой огромных усилий и жертв был создан мощный индустриальный и научный потенциал. Советское общество стало городским и образованным. В сфере экономики в 60-80-е годы были предприняты попытки проведения одной из самых крупных экономических реформ. Реформа хозяйственного механизма была подготовлена и проработана еще в хрущевское время, но была реализована при Брежневе. Начало 60-х гг. с точки зрения развития экономической ситуации в стране было не таким благоприятным, как в предыдущее десятилетие. Высокие темпы роста в экономике, сопровождавшиеся – особенно во второй половине 50-х гг. – повышением эффективности производства, заметными достижениями в ряде областей науки и техники, расширением сферы потребления и т.д., в начале 60-х гг. стали уменьшаться.. Экономическая ситуация требовала научного осмысления, критического анализа с тем, чтобы не только поставить объективный диагноз современному состоянию экономики, но и определить принципы ее развития на будущее. Совершенствование заключалось главным образом в структурных изменениях схемы построения курса. Проблемы развития советского общества в 70-е годы, складывание механизма торможения стали предметом острой научной дискуссии. Историки совершенно справедливо выделяют 70 - первую половину 80-х годов в особый этап развития нашего общества. Период 70-х-первой половины 80-х годов, связанный с именем руководителя партии и страны Л.И.Брежнева получил определение как застойного. Анализ причин тех трудностей, с которыми наша страна столкнулась в эти годы, поможет нам понять причины последовавшего затем глубокого кризиса советского общества и социалистического общественного строя.


1 Социально – экономическое положение СССР

1.1 У истоков экономической реформы.

Необходимость подключения научной мысли к разработке экономической политики стал понимать и сам Хрущев: при его непосредственной поддержке в начале 60-х гг. начались экономические дискуссии. Те, кто видел глубинные пороки экономической теории, обусловленные ошибочностью подходов к анализу социалистической экономики как таковой, остались в меньшинстве. Достаточно было даже такому признанному экономисту, как Л.А.Леонтьев, высказать мысль о застойных явлениях в развитии экономического знания после 20-х гг., - его позиция почти сразу подверглась коллективному осуждению. Меньшинство предпочитало задумываться именно о цене и результатах уже сделанного и еще больше – о содержании и направлениях предстоящей экономической работы. В этом плане определенный интерес представляют мысли Л.Д.Ярошенко, который в ходе дискуссий в 1951 г. был подвергнут критике Сталиным и осужден, как и другие ученые, оказавшиеся в оппозиции официальной точке зрения. В чем же конкретно выражалась названная «немарксистской» точка зрения Ярошенко на проблемы политэкономии социализма? «…ключ к правильному теоретическому решению основных вопросов политэкономии социализма, - писал Ярошенко, - я вижу в признании того, что в условиях социализма и коммунизма не существует потребности отраслей народного хозяйства в рабочей силе, а существует потребность людей, работников в отраслях хозяйства». Человек, как цель экономического прогресса, а не абстрактная «производительная сила» или «трудовой ресурс» - в этом подходе суть поворота, который должен был определить доминанту в развитии и экономической теории, и хозяйственной практики. Не найдя выхода из тупика, экономическая мысль стала дробиться, склоняться к детализации: экономическая дискуссия, охватившая вначале широкий спектр проблем, постепенно сужалась до спора о показателях эффективности, о «главном» показателе, а затем приобрела ярко выраженную антиваловую направленность. В результате уже на стартовом уровне возможности будущей экономической реформы оказались существенно заниженными.

Политическая ситуация после отставки Хрущева в октябре 1964 г. тоже не способствовала углублению творческого поиска. Самая крупная за послевоенный период реформа опоздала, т.к. ее практическое воплощение пришлось на тот момент, когда наиболее благоприятное, с точки зрения состояния общественной атмосферы, время для осуществления реформ осталось уже позади. Думается, что главная причина неудач реформ 50-60-х гг. заключается в разности потенциала перемен, которым располагало общество, с одной стороны, и его лидеры – с другой. Расхождение в первоначальных устремлениях, которое наметилось между ними в ходе предварительной работы 1953-1955 гг., в дальнейшем углублялось и конкретизировалось, мешая достигнуть взаимоприемлемого компромисса.

1.2 СССР в период «застоя»: хозяйственная реформа.

Смена политического руководства. Период с 1964 - 1985 гг. вошёл в историю страны вначале как "эпоха развитого социализма", позже как "период застоя". После смещения Хрущева, первым секретарём ЦК КПСС, а с 1966 г. - Генеральным секретарём стал Л.И. Брежнев. Председателем Совета Министров СССР был назначен А.Н. Косыгин. Более полувека страна жила в чрезвычайных условиях. Новые руководители считали, что обществу нужна стабильность. Стабильности можно достичь при отказе от политического курса последних лет, от политики десталинизации и реформ. В сфере экономики ощущалась необходимость скорейших реформ. Но осуществление их шло с самого начала под воздействием административно-командного образа мышления. Ликвидировалась совнархозная система управления промышленностью. Вместо нее стали бурно создаваться министерства, причем их количество постоянно увеличивалось и достигло к началу 80-х годов около 100 союзных и 800 республиканских.

В сентябре 1965 года принимается решение о начале экономической реформы. Предполагалось, что реформа позволит преодолеть недостатки, о которых уже открыто говорилось в печати (рост капиталовложений и незавершенного строительства, массовое производство изделий не находивших сбыта, несоответствие роста заработной платы росту производительности труда). Суть реформы состояла в следующем: сокращение плановых показателей, доводимых до предприятий; создание на предприятиях фондов материального стимулирования; введение твердой, не зависящей от прибыли, платы за использование предприятиями производственных фондов, т.е., своего рода, введение продналога в промышленности; финансирование промышленного строительства не путем выдачи безвозвратных дотаций, а путем выдачи кредитов; недопущение изменения планов без согласования с предприятиями. Активную роль в попытке реализовать реформу сыграл Косыгин.

Первые шаги реформы вселяли надежду. Ускорился экономический рост. Восьмая пятилетка, совпавшая по времени с проведением реформы, оказалась выполненной по ряду важнейших экономический показателей. Но уже в ходе её осуществления начались корректировки, исправления, дополнения, в результате которых к началу 70-х гг. её сущность оказалась искажена настолько, что она фактически перестала действовать.

Попытка провести реформу, при одновременном свертывании процесса демократизации в политической сфере, оказалась безуспешной. В этом основная причина неудачи реформы 1965 года. Необходимо учесть и то, что большая часть партийно-хозяйственного аппарата сформировалась в сталинскую эпоху, с присущими ей методами хозяйствования и руководства. Сказывались и недостатки самой реформы, её непоследовательность, господство вала, приведшее к формальному перевыполнению планов многими предприятиями и отраслями. В начале 70-х годов, свертывание реформы оказалось не так болезненным, как в предыдущем периоде. Освоение западносибирских источников нефти позволило организовать значительный экспорт её за рубеж. Приток нефтедолларов позволил оттянуть проявление негативных последствий в экономическом развитии. Попытки улучшить механизм планирования, стимулирования и управления предпринимались уже в меньших масштабах ещё не раз, но они оказались малоуспешными. Принцип директивного управления оставался неизменным, проводились лишь частичные перемены и изменения. Осуществлялись меры по дальнейшей концентрации производства, создавались промышленные объединения - агропромышленные, торгово-промышленные, научно-производственные, упразднялись отдельные бюрократические надстройки. Наряду с этим предусматривалось создание территориально-производственных комплексов и форсированное развитие отдельных отраслей экономики. В середине 70-х гг. в СССР велась работа над 15 крупнейшими народнохозяйственными программами, в том числе по развитию сельского хозяйства в Нечерноземной зоне РСФСР, созданию Западно-Сибирского территориально-производственного комплекса, строительству БАМа и т.д.

Однако эти задачи решались в основном экстенсивными методами. Министерства развивали строительство новых предприятий, вместо того, чтобы решать задачи более полного использования существующего оборудования. От предприятий постоянно требовали увеличения производственных показателей. Сохранение командного механизма лишало предприятия всякой самостоятельности. Планировались вся номенклатура изделий (по стране более 20 млн.), показатели, себестоимость. Нарастал дефицит бюджета, требовались постоянные денежные вливания в экономику. Существующая система глушила всю инициативу снизу и сверху. Трудовые коллективы не были заинтересованы во внедрении новой техники и технологии, так как это сказывалось отрицательно на результатах работы одного рабочего и предприятия в целом. Поэтому внедрение совершенно новой продукции затягивалось в нашей стране на десятки лет. В промышленности к началу 80-х гг. было автоматизировано только 15% предприятий. В рассматриваемый период партия и правительство прилагали много усилий для стабилизации положения в сельском хозяйстве. Попыткой разработать эффективную аграрную политику стали решения мартовского Пленума ЦК КПСС 1965 года. Намечались распределение доходов экономики в сторону сельского хозяйства, решение социальных проблем села, повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию. Важной частью было решение перехода от административного метода управления сельским хозяйством к экономическому, а так же интенсивное введение хозрасчета. Меры встретили поддержку крестьянства. В годы восьмой пятилетки в магазинах городов был вполне достаточный набор продуктов. Однако многое осталось нереализованным. Новые идеи не вписывались в старую систему. Рос аппарат по управлению сельским хозяйством. Развитие межхозяйственной кооперации и специализации, химизация и мелиорация земель не принесли эффективных результатов. Удорожание сельскохозяйственной техники и услуг привело к тому, что к началу 80-х гг. многие совхозы и колхозы вновь оказались убыточными. Массированные инвестиции в сельское хозяйство не принесли желаемых результатов (за 70-е годы и начало 80-х годов в аграрно-промышленный комплекс было вложено более 500 млрд. рублей). Установление жесткого бюрократического контроля гасило всю самостоятельность и инициативу предприятий, уничтожило заинтересованность в конечном результате своего труда.

Русские горки. Конец Российского государства Калюжный Дмитрий Витальевич

Период застоя (1965–1985)

Период застоя (1965–1985)

В марте-апреле 1966 года состоялся XXIII съезд КПСС. Были внесены изменения в Устав партии: из него убрали положение об обязательном обновлении на 1/4 на каждых очередных выборах состава ЦК КПСС, на 1/3 обкомов, горкомов и райкомов партии, внесённое Хрущёвым на XXII съезде. Убрано было и положение о том, что члены руководящих партийных органов не могут быть избраны более чем на 3 срока (12 лет). Был восстановлен пост Генерального секретаря ЦК, ликвидированный после смерти И.В. Сталина, и на этот пост был избран Л.И. Брежнев. Эти решения съезда создали стабильный слой партийной номенклатуры.

Теоретической основой политической системы стал курс на «возрастание руководящей роли партии».

Новое партийно-государственное руководство (пост председателя Совета Министров СССР занимал А.Н. Косыгин) вернулось к отраслевой структуре управления, упразднив совнархозы и преобразовав ВСНХ в Госснаб. Также на двух Пленумах ЦК (1965 г.) были намечены меры по стимулированию сельского хозяйства и промышленности за счёт материального поощрения. Значительно расширялись права предприятий, возрастала их экономическая самостоятельность, снижалось количество плановых показателей, спускаемых им сверху. На промышленных предприятиях для экономического стимулирования решено было создавать за счёт прибыли фонды развития производства, материального поощрения, улучшения социальных, культурных и жилищно-бытовых условий.

Однако сложившаяся в 1950-1960-х годах индустриальная модель обладала двумя характерными и взаимосвязанными особенностями: а) жёсткой зависимостью экономического роста от масштабов вовлечения первичных ресурсов и, соответственно, от объёмов топлива и сырья; б) разбухшим инвестиционным сектором, технологическая отсталость которого определяла повышенный спрос на ресурсы. Экономика стала экстенсивной, неспособной к динамическим прорывам.

Такое состояние экономики, вкупе с попыткой увеличить фонды потребления в ущерб фондам накопления, привело к тому, что когда среди плановых показателей деятельности предприятий первое место отвели объёму реализованной, а не валовой продукции, это «введение рыночных начал» не привело к положительным результатам. И понятно почему: Россия даже без деформаций экономики, как только пытается «жить как все», начинает отставать.

Кроме того, продолжалась весьма затратная «холодная война».

В марте 1965 года было объявлено о реформе в сельском хозяйстве. Усиливалась роль экономических стимулов к труду (повышались закупочные цены, устанавливался твёрдый план государственных закупок, вводилась 50-процентная надбавка к основной цене за сверхплановую продукцию). Несколько расширялась самостоятельность колхозов и совхозов. Резко увеличились капитальные вложения в развитие сельского хозяйства, но и этого было крайне мало.

В 1970 году урожайность зерновых в СССР составила 15,9 центнера с гектара, в 1985–1986 году - 17,5 центнера. И обычно историки-либералы с усмешкой отмечают, что это чуть больше, чем собирали в 1913 году англичане (17,4), но меньше, чем немцы (20,7). А в 1970-1980-х в Великобритании собирали уже 56,2 центнера зерна с гектара.

Конечно же, такая разность связана не столько с природными факторами, сколько с вложениями в экономику. Говоря об этом, сразу вспоминают характерное для Запада явление того времени - «зелёную революцию»: колоссальный подъём урожайности достигался селекцией и улучшением агротехники. Но вам никто не скажет, что для достижения подобного результата понадобился десятикратный рост затрат энергии на производство единицы продукции. А значит СССР и не мог участвовать в «зелёной революции», поскольку основной массив пашни располагался в зоне рискованного земледелия, и нам потребовались бы значительно более высокие энергозатраты.

А вспомните, как наша интеллигенция любила поиздеваться над «чёрной дырой» нашего собственного сельского хозяйства - над закупками зерна в Америке и Канаде. А ведь покупать зерно за границей нам было выгоднее, чем выращивать самим: там оно, естественно, стоило дешевле. И всё бы хорошо, но при этом терялась продовольственная независимость страны. Именно потребности сохранения экономического и политического суверенитета, продовольственной независимости от импорта заставляли вести своё широкомасштабное сельское хозяйство в столь сложных и невыгодных условиях.

Здесь уместно вспомнить, как на заре перестройки, не понимая страны, в которой живут, российские либеральные экономисты говорили о нецелесообразности держать в СССР громадный парк зерноуборочных комбайнов и тракторов. Для них ориентиром было совершенно иное, чем у нас, соотношение количества сельхозтехники и размера пашни в развитых западных странах. И в самом деле, в СССР в 1984–1988 годах тяжёлых тракторов производилось в 5 раз больше, чем в США. Но при этом в США производили в 13 раз больше, чем у нас, малогабаритных тракторов!

Не учитывалось также и то, что в СССР весьма жёсткие природные условия. Тракторы и комбайны нужны были не сами по себе, а потому, что в России вся летняя пора сельхозработ короче, чем в тех странах, с которыми нас сравнивали. Чтобы успеть выполнить все работы, надо было иметь значительное количество мощной техники, гораздо больше, чем там, где сельскохозяйственная деятельность равномерно распределена во времени и есть возможность использовать малогабаритную технику в менее интенсивном режиме эксплуатации. На Западе фермер может неспешно пахать, сеять и убирать свой небольшой надел. У нас это непозволительно.

Учитывать природный фактор надо всегда. Энергозатраты на производство аналогичной продукции на эффективных территориях Европы в 2–3 раза ниже, чем в наших широтах и при наших территориальных размерах. Транспортные издержки по вывозу продукции на мировые рынки у нас в среднем в 6 раз выше, чем в США в энергетическом исчислении. Это же характерно для разведки нефти и транспортировки её по нефтепроводам. Так, из-за климатических условий у нас себестоимость добычи нефти в 5-10 раз выше, чем на Ближнем Востоке, а перекачка вязкой нефти по трубопроводам требует подогрева.

Тёплое жильё, одежда, более калорийное питание в России просто необходимы. Отсюда вытекает, что стоимость рабочей силы у нас значительно выше, чем на Западе из-за дороговизны её воспроизводства, а эта стоимость тоже входит в стоимость произведённой работником продукции.

Не все это понимают сейчас, и мало кто понимал тогда, а в руководстве, наверное, и никто не понимал. Поэтому и начинали реформы, очень убедительные с точки зрения «теорий» и «моделей», но совершенно не учитывающие природных особенностей России. Удивительно ли, что довольно быстро выяснилось: хозяйственная система отвечает на изменения не так, как ожидалось, - и реформы были без шума свёрнуты.

Реформаторский период 1965 года понизил управляемость народным хозяйством, привёл к разбалансированию экономики (разрыв между стоимостными и материально-вещественными потоками). Завышенные потребительские ожидания не оправдались, территориально-торговый дисбаланс был налицо. В конце 1960-х появился анекдот: «Что это такое - длинное, зелёное, пахнет колбасой? Это электричка Тула-Москва». И впрямь, в обиход вошли «колбасные» электрички в Москву со всех сторон: люди, не имея возможности приобрести продукты у себя дома, регулярно ездили в столицу, благо железнодорожные тарифы позволяли.

Число министерств постоянно росло. В отсутствие конкуренции производителей предприятия в погоне за прибылью увеличивали цены на произведённую продукцию за счёт использования более дорогих видов сырья и материалов, и это себя оправдывало, поскольку все отчитывались по показателю объёма реализации в рублях.

С одной стороны, экономическое развитие СССР было достаточно устойчивым. Советский Союз опережал США и страны Западной Европы по таким физическим показателям, как добыча угля и железной руды, нефти, цемента, производству тракторов, комбайнов. Но что касается качественных факторов, то здесь отставание было явным: ресурсы просто прожирались. Темпы экономического развития падали; советская экономика стала невосприимчивой к инновациям, очень медленно осваивала достижения науки и техники.

В конце 1960-х годов правительство Чехословакии, взяв курс на внедрение элементов рыночной экономики, пошло по этому пути значительно дальше, чем позволяли рамки социалистической «теории», Это вызвало недовольство руководства СССР. В 1968 году в Чехословакию были введены объединённые вооружённые силы Варшавского Договора, что оказало сильное влияние на нашу страну: «Пражская весна» 1968 года притормозила развитие экономической мысли в СССР и осложнила в нашей стране общественно-политическую жизнь. «Рыночный социализм» был оценен как правый ревизионизм.

Отмечают, что пятилетка 1966–1970 годов - по существу, единственная за всю историю плановой экономики, когда директивы практически полностью совпали с фактическим исполнением. Объяснить это можно только массовой подгонкой результатов, ибо как раз в этот период масштабы, разнообразие и динамичность хозяйства превысили критические возможности планирования старого типа.

С начала 1970-х страна вступила в период застоя - замедления экономического роста, проедания национального богатства, снижения жизненного уровня, бюрократического маразма и массового цинизма.

Интеллектуальная часть номенклатуры, отлично понимая ненормальность происходящего, стала воспринимать всё устройство государства, коммунистическую идеологию, а также советское отношение к собственности как неправильные. Если идеологическая партийно-государственная машина внедряла в массовое сознание мифы о процветании, совершенно не совпадающие с реальностью, то «теневая» система информации - самиздат, анекдоты, кухонные дискуссии - несли другие, но от этого не менее лживые мифы.

Советские граждане и не догадывались, что их угнетают и эксплуатируют, пока им этого не объяснили. Не было ничего похожего на массовое недовольство советским строем, отрицания самой его сути. Но людей начал грызть червь сомнения.

Не рабочие, и не колхозники, а интеллигенты из элиты заговорили «на кухнях» о необходимости перемен, осуждая всё советское. Кадры, мыслящие в категориях политэкономии, сдвигались к идее использовать в советском хозяйстве стихийный регулятор - рынок, а поскольку категории политэкономии составляют неразрывную систему, речь шла не о рынке товаров, а о целостной рыночной экономике (рынок денег, товаров и труда).

Затем всё в более широких кругах населения СССР, прежде всего в кругах интеллигенции, нарастало отчуждение от государства и ощущение, что жизнь устроена неправильно. Тем самым государство лишалось своей второй опоры - согласия. Многие люди, продолжая оставаться преподавателями марксизма-ленинизма, сотрудниками Госснаба, правительственными чиновниками, начинали обращать свой взор на Запад, хотя и не афишировали этого. Развивалась система «двойной морали». Только диссиденты из числа творческой интеллигенции решались иногда открыто говорить о своих взглядах, но их подавляла государственная машина.

Само государство стало терять целостность и неявно «распадаться» на множество подсистем, следующих не общим, а своим собственным интересам. Наглядным выражением этого стала ведомственность. Этот дефект системы отраслевых министерств был известным в СССР уже с 1920-х годов, но с особой силой он проявился в период застоя. Суть здесь в том, что из-за обострения дефицита ресурсов их распределение всё более определялось не стратегическими целями государства, а интересами ведомств. Отрасли промышленности обособлялись по ведомственному признаку, укреплялась корпоративная иерархическая структура и независимость самих ведомств по отношению к государственным органам централизованного управления.

Министерства начали формировать замкнутые «технологические империи». Например, министерства автомобильной, угольной, химической промышленностей, металлургии и другие потребители продукции машиностроения стали развивать собственное производство роботов, электронных компонентов, специализированных станков и автоматических линий, - и это только усиливало дефицит ресурсов. Появлявшиеся инновации вели не к перестройке структуры народного хозяйства с его удешевлением, а как бы «накладывались» на старую структуру и вели к удорожанию.

Эта тенденция вела к превращению ведомств в замкнутые организмы, а значит, к разрушению государства. Подобно этому, если в живом существе каждый орган начнёт оптимизировать своё функционирование, не интересуясь проблемами всего организма, то такой организм теряет жизнеспособность.

В 1970-е годы произошло соединение ведомственности с местничеством - сплочением хозяйственных, партийных и советских руководителей на местах, как правило конфликтующих с интересами центра и других регионов. В национальных регионах (союзных и автономных республиках, областях и округах) местничество принимало национальную окраску. Со временем республиканские элиты настолько окрепли, что центр уже был не способен посягнуть на их власть и интересы. Негласно, под лозунги интернационализма, проводились вытеснение русских кадров и обеспечение преимуществ не всех нерусских народов, а лишь статусных наций. (Позже это в полной мере выявилось в ходе перестройки.)

Образование региональных элит, включающих в себя и работников аппаратов разных ведомств, и работников местных органов власти, породило новый тип политических субъектов - номенклатурные кланы. Началось неявное пока разделение страны. Началась деградация государственности.

Происходящее было не следствием ошибок или злой воли, а результатом процессов самоорганизации. Разница в том, что до 1953 года государство постоянно держало ведомственные и местнические противоречия в центре внимания и регулировало ситуацию, исходя из общих целей. В ходе десталинизации были ликвидированы те небольшие по размерам или даже невидимые элементы государства, которые вели системный анализ всего происходящего, и в последующие годы именно из-за утраты системности начался развал единого, как сейчас говорят, «экономического пространства».

В годы сталинских репрессий состав правящей элиты постоянно менялся - на смену репрессированным выдвигались новые кадры, которые, в свою очередь, подвергались репрессиям. В следующий, хрущёвский период, репрессий не было, но в ходе постоянных реорганизаций и управленческих экспериментов шла ротация руководящих кадров, перетряска правящего слоя. Новое руководство КПСС, пришедшее к власти в середине 1960-х, создало стабильный, несменяемый слой партийно-государственных чиновников.

В середине 1970-х в стране начал насаждаться культ Л.И. Брежнева. В 1977 году он совместил пост Генерального секретаря ЦК партии с постом Председателя Президиума Верховного Совета СССР, став уже и номинально главой государства. Чисто внешние атрибуты величия (четырежды Герой Советского Союза, Герой Социалистического Труда, Маршал Советского Союза, Ленинская премия по литературе, орден «Победа» и др.) совмещались с усиливающейся дряхлостью.

В самых высших сферах, уж не говоря о более низком слое, процветали протекционизм и кумовство. Сам Брежнев сажал на высшие посты своих друзей и родственников. Такая же картина сложилась и в республиках - Грузии, Казахстане, Узбекистане, Молдавии и других, где руководящая партийно-государственная верхушка формировалась по клановому принципу.

КПСС состояла как бы из двух частей. Рядовые коммунисты (а к середине 1980-х в партии состояло около 18 миллионов членов) практически были отстранены от принятия партийных решений, не могли влиять на положение дел. Выборы центральных органов были многоступенчатыми. Первичные организации выбирали делегатов на районные конференции, районные - на городские, городские - на областные, областные - на съезд партии, а делегаты съезда выбирали ЦК. При такой системе решающая роль принадлежала партаппарату. Так сформировалась наследственная партийно-государственная номенклатура (передача должностей «от отца к сыну»), ставшая руководящим слоем общества. Пребывание на руководящих постах становилось пожизненным.

Это «новое дворянство» было заинтересовано в стабильности общества. Стабильность, в свою очередь, изменила и психологию управленцев, и реальную практику управления. Чувствуя себя вполне уверенно (репрессии против них теперь были исключены), высшая номенклатура - директора, министры, руководители отраслей и регионов из управляющих (при отсутствии фактических владельцев) становились реальными хозяевами. Номенклатура совершенно очевидно противопоставляла себя как рядовым членам партии, так и всему народу.

В то же время, официальная идеология становилась всё более напыщенной (концепция «развитого социализма») и чуждой настроениям людей.

Взяточничество и коррупция стали явлениями повсеместными и обыденными; в крупных хищениях были изобличены ряд руководителей страны, союзных республик, горкомов, райкомов партии. Но к концу правления Брежнева терпимость всё больше переходила в попустительство; целые коллективы связывались круговой порукой хищений.

И внутри страны, и в мире возникло ощущение, что СССР проигрывает «холодную войну». Важным признаком этого стал переход на антисоветские позиции сначала западной левой интеллигенции (еврокоммунизм), а потом и всё более заметной части отечественной интеллигенции (диссиденты). Для борьбы с диссидентами было создано 5-е Главное управление КГБ.

Отметим, что диссидентство не было однородно. В нём можно выделить три направления.

1. Марксисты (напр., Р.А. Медведев, П.Г. Григоренко) считали, что все недостатки общественно-политической системы проистекают из сталинизма, являются результатом искажения основных марксистско-ленинских положений. Они ставили задачу «очищения социализма».

2. Либеральные демократы (напр., А.Д. Сахаров) проповедовали принцип конвергенции. Полагали возможным объединить всё лучшее, что есть в плановой и рыночной экономике, в политических и социальных системах Запада и Востока, поскольку человечество вступило на такой этап развития, когда на первый план выходят не классовые, национальные и другие групповые интересы, а интересы общечеловеческие. Ряд представителей этого направления (напр., В. Буковский) полностью отвергали идеи социализма и считали режим западных стран моделью для СССР.

3. Национал-патриоты (напр., А.И. Солженицын, И.Р. Шафаревич) выступали со славянофильских позиций. Они считали, что марксизм и революция совершенно чужды русскому народу, навязаны ему извне. Наиболее радикальные представители этого течения отвергали западничество вообще, считали противниками не только коммунистов, но и либералов. Образцом для России полагали государственное устройство, существовавшее даже не до октября, а до февраля 1917 года.

В 1977 году была принята новая Конституция СССР, а в 1978-м - конституции союзных республик. В этих конституциях законодательно-укреплялась (ст. 6) руководящая роль Коммунистической партии. Существование других партий Конституцией не предусматривалось.

Как это ни покажется странным, жизнеобеспечение людей улучшались. Именно в период застоя было проведено огромное по масштабам жилищное и дорожное строительство, построено метро в одиннадцати городах, быт людей в городе в основном вышел на современный уровень, а на селе сильно улучшился (так, была завершена электрификация села и газификация большей его части). Были сделаны большие капиталовложения в гарантированное жизнеобеспечение на долгую перспективу: созданы единые энергетические и транспортные системы, построена сеть птицефабрик, решившая проблему белка в рационе питания, проведены крупномасштабное улучшение почв (ирригация и известкование) и обширные лесопосадки (1 млн га в год). СССР стал единственной в мире самодостаточной страной, надолго обеспеченной всеми основными ресурсами.

Достичь такого успеха удалось благодаря открытию богатейших нефтегазоносных месторождений в Западной Сибири.

Президент Российской Федерации В.В. Путин во время пресс-конференции 18 июля 2001 года сетовал, что «у нас в Советском Союзе больше здесь было проблем, чем плюсов, что мы в своё время открыли самотлорскую нефть, газ и начали жить за счёт энергоресурсов». Оставим это заявление на его совести. На самом деле громадные вложения в Сибирь и Урал, сделанные в 1960-1980-е годы, обеспечили жизнь страны на столетие вперёд. Сегодня государство и частный капитал, ничего не вкладывая в развитие хозяйства России, пользуются трудом (капиталовложениями) предыдущих поколений (нефть, газ, руда, металл и др.).

Другой пример такого «задела на будущее» в истории России - строительство Транссибирской магистрали в 1891–1916 годах.

(Кстати, подобное строительство велось и при Брежневе - это сооружение Байкало-Амурской магистрали. Конфликт с Китаем был важным стимулом гонки вооружений в СССР; в 1970-е годы наиболее усиленные группировки создавались на Востоке, и обычные типы вооружений в первую очередь поставлялись туда. По этой же причине - и не только по ней - строился БАМ.)

Крупные вложения в топливные отрасли и хорошая конъюнктура мирового рынка (особенно после скачка цен на нефть в 1973 и 1979 годах) дали уникальную возможность получать по импорту и необходимое оборудование, и товары широкого потребления. Так и достигли улучшения в жизнеобеспечении людей. Здесь важно отметить, что доходы от продажи сырья, в отличие от сегодняшней ситуации, шли не на зарубежные счета «владельцев», а на повышение благосостояния народа.

Вместе с тем, эти средства использовали не самым оптимальным образом, а иногда и бездарно. Так, в 1970-е правительство стало заключать сделки с западными производителями по принципу «сырьё на готовые изделия и технологии», что поставило страну в зависимость от закупок импортных запчастей, материалов и оборудования.

В организации хозяйства и внешней торговли было и много хорошего, и много ошибочного, неправильного. Вообще невозможно в одних тонах представить это насыщенное событиями, зачастую парадоксальное время: была и разрядка международной напряжённости, и колоссальные стройки, «Хельсинкский процесс» сопровождался вторжением в Афганистан и так далее.

За счёт внешней торговли велась техническая модернизация металлургии, химической промышленности, машиностроения. За её же счёт поддерживали сложившийся уровень личного потребления: импорт товаров этого класса в те годы на 75–80 % состоял из предметов первой необходимости, которые вполне можно было бы производить самим. И в это же время стали увеличивать экспорт технически сложных товаров, в том числе личного потребления (автомобилей, радиотоваров, холодильников и т. п.), прежде всего в страны СЭВ, что создавало дефицит на нашем внутреннем потребительском рынке.

Страны Восточной Европы, образуя с СССР единую систему хозяйствования, активно импортировали советские энергосырьевые ресурсы, а взамен поставляли свою конечную продукцию. И это было бы терпимо, если бы у нас была существенно более тесная интеграция. Но наибольшую критику мы получали как раз от этих стран! Там никто и не задумывался, что в рамках Европейской экономической системы они в силу природных условий всегда были, есть и будут аутсайдерами. (Западную и Восточную Европу разделяет изотерма января, равная 0 °C; производство на Востоке всегда дороже, чем на Западе.) Характерный пример - бывшая ГДР, сегодня самая нуждающаяся часть Германии, а жители западных территорий страны не спешат её обустраивать: дорого.

А в «советском блоке» они оказывались самыми передовыми, и развитие их экономик становилось более выгодным, чем нашей экономики. Что и происходило, но они, поглядывая на более благополучный Запад, считали это недостаточным.

В общем, диспропорции во внешней торговле, а также трения со странами «восточного блока» ещё больше способствовали неадекватному восприятию действительности как советскими людьми, так и гражданами социалистических стран. А это и было одной из целей «холодной войны». Как и в обычной войне, роль командования, его соответствие стоящим задачам являются определяющими - наши «командующие» задачам не соответствовали.

С каждым годом эпохи застоя всё более очевидной становилась настоятельная необходимость комплексной модернизации советского общества и хозяйства, однако относительно благоприятные условия для этого (хорошая внешнеэкономическая конъюнктура и поток нефтедолларов из-за роста цен на нефть) так и не были использованы. Между тем, западный мир вступал во второй этап НТР - информационную революцию.

В 1979–1981 годах в СССР сокращалась добыча угля (на 2,7 %), в 1984–1985 годах - нефти (на 3,4 %), в 1979–1982 годах - выпуск готового проката (на 2,9 %). Снижался объём перевозок по железным дорогам: в 1979 на 2,3 % и в 1982-м на 1 %. Стране не хватало ресурсов, а имеющиеся - во всё больших масштабах направлялись в ВПК. Распылялись капиталовложения; обозначился социокультурный раскол в обществе - стала углубляться пропасть между городом и деревней. Тысячи сёл и деревень были признаны «неперспективными», сельское хозяйство деградировало.

В 1982 году была разработана и принята государственная Продовольственная программа, ставившая задачу надёжного обеспечения полноценным питанием всех граждан страны. Надо признать, что некоторые успехи здесь были достигнуты. Это стало продолжением «демобилизационной программы», начатой Хрущёвым, с упором на повышение благосостояния и рост потребления.

В ноябре 1982 года Л.И. Брежнев умер; новым руководителей партии и страны стал Ю.В. Андропов. Он взял курс на укрепление законности в стране, и прежде всего начал борьбу с коррупцией, в том числе в высших органах власти. Были сняты с постов министр внутренних дел Н. Щёлоков, зять Брежнева Ю. Чурбанов, отдан под суд секретарь Краснодарского райкома КПСС В. Медунов, началось расследование «хлопкового дела» в Узбекистане. Но что характерно, Ю.В. Андропов в свою бытность Генеральным секретарем ЦК КПСС признавал: «Мы не знаем общества, в котором живём». Судя по динамике множества показателей, СССР в 1965–1985 годах находился в состоянии благополучия, несмотря на многие неурядицы, которые в принципе могли быть устранены. В то же время назревали факторы нестабильности и общего ощущения беды. Видимыми симптомами этого стали широкое распространение алкоголизма и вновь появившееся после 1920-х годов бродяжничество.

После смерти Ю.В. Андропова (1984 г.) страну возглавил К.У. Черненко, один из ближайших соратников Брежнева. К этому времени Черненко был тяжело болен, управлять страной он просто не мог. В начале 1985 года он умер; к власти пришёл М.С. Горбачёв.

Началась «перестройка».

Из книги История России [Учебное пособие] автора Коллектив авторов

Глава 14 Союз Советских Социалистических Республик в 1965–1985 гг Политическую и экономическую линию советского руководства в пору «оттепели» отличали колебания и неустойчивость, что привело общество к социальной апатии, стремлению к стабильным формам социальной и личной

Из книги От Ленина до Андропова. История СССР в вопросах и ответах автора Вяземский Юрий Павлович

Глава 9 Период «застоя» Вопросы Вопрос 9.1Когда в 1964 году к власти пришел Брежнев, свой рабочий день он начинал очень необычно для предшествующих руководителей советского государства.Что делал Леонид Ильич?Вопрос 9.2В ноябре 1964 года в СССР приехала китайская делегация.

Из книги Забытая история русской революции. От Александра I до Владимира Путина автора Калюжный Дмитрий Витальевич

Период застоя В марте-апреле 1966 года состоялся XXIII съезд КПСС. Были внесены изменения в Устав партии: из него убрали положение об обязательном обновлении на 1/4 на каждых очередных выборах состава ЦК КПСС, на 1/3 обкомов, горкомов и райкомов партии, внесенное Хрущевым на XXII

Из книги История Советского государства. 1900–1991 автора Верт Николя

Глава XI. Эпоха «развитого социализма» или «годы застоя» (1965 -

автора Вачнадзе Мераб

Глава XXI Грузия в 1965–1985 годах Кризис, вызванный крахом экономических реформ, все более и более углублялся. Советский Союз оказался в тяжелом положении. В 1964 году психологическая почва для отставки Никиты Хрущева уже существовала. Заговор всецело поддерживали

Из книги История Грузии (с древнейших времен до наших дней) автора Вачнадзе Мераб

§1. Экономическое развитие Грузии в 1965–1985 годах С 1965 года политическое руководство Советского Союза приступило к осуществлению экономических реформ. Сдвиги, в первую очередь, произошли в сельском хозяйстве. Реформы подразумевали собой приведение в действие

Из книги Экономическая история России автора Дусенбаев А А

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

1965 Неудача брежневских реформ и начало застоя В 1965 г. было заявлено о хозяйственной реформе с целью оживить производство за счет введения стимулов к производительному труду. Позже ее назвали «реформой Косыгина», которого уважали в народе за серьезность, скромность и

автора Автор неизвестен

102. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В СТРАНЕ В 1965–1985 гг. Период с 1965 по 1985 г. был самым стабильным за все время существования Советского Союза. К этому времени относится достижение самого высокого уровня развития экономики социалистического типа. Отсутствие

Из книги Отечественная история: Шпаргалка автора Автор неизвестен

103. НАУКА И КУЛЬТУРА В 1965–1985 гг Кризисные явления в экономике негативно отразились и на научном, творческом потенциале страны. Несмотря на рост количественных показателей (число научных работников за период с 1970 по 1985 г. увеличилось с 928 тыс. до 1,5 млн человек),

автора Коллектив авторов

4. Украинская ССР в 1965–1985 гг.: кризис тоталитаризма и квазифедерализма Развитой социализм? Застой? Период, охватывающий в истории СССР и Украины два послевоенных десятилетия - 1965–1985 гг., публицисты, а вслед за ними историки назвали «застоем». В историческом сознании

Из книги История Украины. Научно-популярные очерки автора Коллектив авторов

Проблемы аграрного развития Украины в 1965–1985 гг Состояние экономики сельского хозяйства СССР и УССР в полной мере зависело от того, какую политику по отношению к нему проводило государство. Поэтому политика союзного центра в аграрном секторе экономики являлась также

Из книги История Украины. Научно-популярные очерки автора Коллектив авторов

Церковь и религия в Украине в 1965–1985 гг Гражданам УССР, которые были одновременно и гражданами СССР, где церковь была отделена от государства, согласно республиканскому и союзному законодательству гарантировалась свобода совести, а именно: право исповедовать

Из книги Большая ничья [СССР от Победы до распада] автора Попов Василий Петрович

Часть 4. ВРЕМЯ КОНСЕРВАТОРОВ. Эпоха «застоя»: pro et contra 1965–1985

Из книги Курс отечественной истории автора Девлетов Олег Усманович

9.2. Нарастание противоречий в развитии советского общества (1965–1985) Экономическая и социально-политическая ситуация. Некоторое время после прихода к власти «коллективного руководства» во главе с Брежневым реформы продолжались. В экономике они были определены решениями

Из книги Історія України. Посібник автора Бойко Олександр Дмитрович

17. Україна на порозі кризи: наростання застійних явищ

Годы «застоя» (1964-1985 гг)

В октябре 1964 г. Пленум ЦК КПСС освободил Хрущева от обязанностей первого секретаря и члена Президиума ЦК (так в течение некоторого времени называлось Политбюро). Бывший лидер был обвинен в «субъективизме и волюнтаризме». Народ и партийный аппарат восприняли отставку «дорогого Никиты Сергеевича», еще недавно превозносился в печати и с трибун, спокойно и даже с удовольствием. Первым секретарем ЦК КПСС был избран Л. И. Брежнев, Председателем Президиума Верховного Совета СССР — М. В. Подгорный, председателем Совета Министров назначен А. Н. Косыгин. Новое руководство страны выступило за проведение экономической реформы. Ее осуществление связывается с именем А. Н. Косыгина. Суть реформирования заключалась во внедрении экономических рычагов управления предприятиями, введении хозрасчета. Предполагалось уменьшить количество запланированных показателей, выработать индивидуальный подход к оплате труда, осуществлять поощрение работников за счет доходов от прибыли. Это была очередная попытка добиться стимулирования промышленного и сельскохозяйственного производства без изменения основ административно-командной системы управления и отказа от внеэкономического принуждения.

Внедрение новых методов хозяйствования в первые годы давали положительные результаты. Однако в течение 70-х — первой половины 80-х гг в экономике страны все в большей степени наблюдались застойные явления, снижение темпов развития.

Выход из положения, руководители страны видели в расширении числа отраслевых министерств и ведомств (в начале 80-х годов их было уже более 100 союзных и 800 республиканских), укреплении аппарата власти и управления. Практически все руководящие должности — от председателя колхоза, директора школы до министра — человек мог занимать только по решению партийной организации. Должности назывались номенклатурными. Собственно говоря, номенклатура представляла собой, по выражению югославского диссидента М. Джиласа, «новый правящий класс». «Диктатура номенклатуры» была закреплена статьей 6 Конституции СССР, принятой в 1977 году. Она говорила: «Руководящей и направляющих силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза». Судьба страны зависела от армии чиновников, многие из которых были партийными и комсомольскими выдвиженцами, не имели должной профессиональной подготовки.

Вместе с тем для многих становилось очевидным, что без изменения самой экономической системы, без включения экономических стимулов поощрения к труду добиться перелома в экономике невозможно. При этом «материальные стимулы», которые вводились реформы 1965 г. не могли стимулировать рабочих, потому что составляли лишь 3% от их заработной платы.

Существующая система не стимулировала и развития научно-технического прогресса, без которого было невозможно перейти от индустриального к научно-индустриального общества. К концу 70-х годов, когда на Западе активно протекала научно-техническая революция (НТР), была развернута массовая компьютеризация, начался переход к постиндустриальному обществу, в СССР сохранялись традиционные, примитивные формы труда. Вручную работали 40% рабочих промышленности, 55-60% строителей, до 75% работников сельского хозяйства. К 1985 г., когда в США работало 1,5 млн. ЭВМ и 17 млн. персональных компьютеров, в СССР насчитывалось не более нескольких десятков тысяч аналогичных машин преимущественно устаревших моделей. Лучше шли дела с высокими технологиями в советском военно-промышленном комплексе (ВПК), в просторечии именуемом «оборонкой». Этот сектор разрастался за счет других, и бремя военных расходов тормозил развитие тех отраслей промышленности, которые работали на нужды населения. Экономика страны и жизненный уровень населения в значительной мере поддерживались за счет нефтедолларов, т.е. валютной выручки, получаемой от экспортных продаж нефти и газа.

Особенно наглядно проявлялось отставание в аграрном секторе. Сельский труженик жил главным образом за счет своего приусадебного участка и личного хозяйства. Невысокой была урожайность, огромное количество выращенной продукции пропадала в период уборки и при хранении. Отсутствие материальной заинтересованности, мелочная партийно-советская опека, плановые и финансовые ограничения в использовании имеющихся средств, массовая бесхозяйственность приводили к упадку сельского хозяйства. В стране не хватало продуктов питания, и власть не могла решить продовольственную проблему. Как следствие, к середине 80-х годов СССР вновь (как и в 20-е годы) оказался перед угрозой нового отставание от стран Запада. Избежать этого при сохранении существующей системы было невозможно.

Общественно-политическая жизнь. Диссидентское движение

В 60-80-е годы значительно увеличилось количество городского населения. У города переехало 35 млн. сельских жителей. Повысился образовательный уровень населения. Был осуществлен переход ко всеобщему среднему образованию. Среднее и высшее образование получили более 64% населения страны. Люди научились разбираться в многих вопросах общественно-политической жизни. Это ставило перед партийным руководством сложные задачи и привело в период правления Л. И. Брежнева, до утверждения в стране двух идеологий: официальной марксистско-ленинской и неформальной, демократической, ориентированной на свободную человеческую мысль. Партийное руководство, провозглашая новые лозунги (например о том, что в СССР построен «развитой социализм» и перед советским обществом встала задача его усовершенствовать, формально расширяя права Советов, открыто проводя съезды партии, публикуя их решения, а затем обсуждая в трудовых коллективах), в то же время увеличивало количество чиновников (на каждые 6-7 человек приходился один руководитель), усиливало свой контроль. Однако все пропагандистские усилия по созданию благополучного фасада общества «развитого социализма» сводились на нет реальностью: невысокими показателями качества жизни советского человека, бюрократизацией и коррупцией партийно-государственного аппарата, нарушениями социальной справедливости как декларируемой моральной нормы, нарастанием критического отношения к официальной идеологии и партийного руководства.

Многие больше не прислушивались к «голосу партии». В обществе возникали ростки «антисистемы». Наиболее наглядно они были представлены в среде интеллигенции. Населения слушало магнитофонные записи песен А. Галича и В. С. Высоцкого, передачи иностранных радиостанций, формировало свое мнение.

В 1965 г. были арестованы и в начале 1966 г. приговорены писатели А. Д. Синявский и Ю. М. Даниэль. Литераторов обвинили в «антисоветской агитации». 5 декабря 1965, в День советской конституции, небольшая группа молодых людей протестовала на Пушкинской площади в Москве под лозунгами «Требуем публичного суда над Синявским и Даниэлем» и «Уважайте советскую конституцию». Так родился правозащитное движение, ставший важнейшей составляющей новой формы оппозиции, — советское диссидентство (инакомыслия). В ходе судебного разбирательства Синявский и Даниэль были осуждены (на 7 и 5 лет строгого режима соответственно), хотя и не признали себя виновными. В 1967 г. подверглись арест поэт Ю. Галаганов и публицист А. Гинзбург. В августе 1968 г. К. Бабицкий, Л. Богораз, П. Литвинов, В. Файнберг были арестованы за организацию демонстрации на Красной площади против ввода союзных войск в Чехословакию. В 1969 г. арестованы поэт И. Габай и разжалованный генерал П. Григоренко. В мае 1969 г. создается первая в СССР открытая общественная ассоциация — Инициативная группа защиты прав человека в СССР. Наиболее известными фигурами диссидентского движения стали один из создателей советской термоядерного оружия А. Д. Сахаров и писатель А. И. Солженицын. Академик Сахаров развивал идею конвергенции двух систем — социализма и капитализма, которые могли бы позаимствовать друг у друга достижения и положительные стороны. Солженицын получил всемирную известность благодаря своей книге «Архипелаг ГУЛАГ» (ГУЛАГ — Главное управление лагерей), в которой на основе документов и воспоминаний узников воссоздал картину сталинских репрессий и лагерной жизни.

Среди диссидентов были люди разных взглядов: социалистических и либеральных, религиозных и националистических. Но всех их объединяло неприятие советской действительности и коммунистической партии, стремление отстаивать права человека и демократические идеалы. Они организовывали акции протеста и распространяли литературу, издававшейся за границей («тамиздат») и нелегально в СССР («самиздат») и содержала критику советских порядков.

В СССР действовали также и национальные движения: украинский, грузинский и армянский, Литовский и Эстонский национально-демократические движения; еврейский движение за выезд в Израиль, немцев за выезд в ФРГ. Многотысячные митинги и демонстрации на основе межнациональных противоречий имели место в Ереване, Фрунзе, Тбилиси, Вильнюсе, Таллине и других городах.

Диссиденты преследованиям: арестов и судебных расправ, заключения в лагерях. К началу 80-х годов диссидентское движение усилиями КГБ было почти ликвидированы, но идеи правозащитников уже пустили корни в общественное сознание.