Рождественское послание епископа кинешемского и палехского илариона клиру, боголюбивой пастве и всем верным чадам кинешемской епархии ивановской митрополии русской православной церкви. Епископ Кинешемский и Палехский Иларион: «Надеюсь, что на наши жемчужи

Днесь Христос в Вифлееме раждается от Девы: днесь Безначальный начинается, и Слово воплощается: силы небесныя радуются, и земля с человеки веселится: волсви Владыце дары приносят: пастырие Рожденному дивятся. Мы же непрестанно вопием: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение .

Стихира Рождеству Христову на хвалитех

Возлюбленные о Господе

пастыри, всечестные иноки и

инокини,

дорогие братия и сестры!

Вновь весь православный мир празднует необычайное событие в жизни человечества: то, что могло лишь однажды свершиться, но без чего невозможно спастись человеческому роду, то, о чем и благовестил Ангел: «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк 2:10,11). Спаситель - потому как через Божественное воплощение прервалось древнее проклятие, сочетавшее грех с человеческим естеством, исполнилось первое пророчество, данное нашим праотцам: семя Жены сокрушило главу древнего Змия.

Более грех не обладает сердцем человека, отверзлись для каждого врата Царствия Небесного. Христос — Мессия пришел в мир, долгожданная отрасль ветви Давида Царя. Наступило время Царства Божия, которое «не от мира сего» (Ин 18:36). Это Царство рождается в очищенных благодатью Святого Духа сердцах и возводит нас в Обители Небесного Отца. Пред этим чудом меркнут все блага земные, все возможности человека по устроению себя в бренном мире. Ни богатство, ни слава, ни почести, которые может предложить мир человеку, не стоят одного мгновения, проведенного в единении с Творцом Вселенной.

Господь стал человеком. Бог добровольно облекся плотью. По слову преподобного Иоанна Дамаскина, «Господь, пожалев собственное творение, добровольно принявшее страсть греха, словно посев вражий, воспринял болящее целиком, чтобы в целом исцелить: ибо невоспринятое неисцеляемо. А что воспринято, то и спасается… Греха же Он не воспринял - ведь грех не Его творение». Ради изгнания из души присеянной врагом болезни греха Он (Господь) «воспринял душу и воление ее, а чтобы освободить тело от тления и услужения греху, воспринял и тело. Воспринял и наказания за первое грехопадение, чтобы, оплатив за нас наши долги, освободить нас от осуждения - ибо раб не может освободить раба. Поэтому Он, будучи Сам, как безгрешный, свободным, и не подлежа ни смерти, ни какой-либо другой каре, принял за нас на Себя наши кары и умер за нас, чтобы дать принявшим Его власть быть чадами Божиими (Ин. 1:12), и даровать им нетление, и подарить равноангельскую, беспечальную и безмятежную жизнь в пакибытии будущего века…» Но невозможно принять эти Божии жертвенные дары, не принеся собственных даров Богу. Добровольность Христовой жертвы требует и от нас, христиан, жертвенного служения Богу. Если для нас Бог остается только Творцом мира, а не любящим Отцом, если Евангелие - лишь свод нравственных правил, тогда нет нам надежды на спасение. В Царство Божие входят те, кто возлюбил Господа всем своим сердцем, больше всех на свете, даже больше, нежели самого себя, кто эту любовь воплотил в делах: молитвой очистил свое сердце и эту заповедь любви распространил на окружающих, на тех, кто по Евангелию оказался промыслительно ближним.

Ближний, как мы помним из притчи о милосердном самарянине, это тот, кто наиболее нуждается в нашей помощи. Как некогда Господь стал для нас Ближним, чтобы спасти погибающее человечество, так и каждый из нас должен стать для окружающих добрым самаритянином. Трагические события, происходящие в соседних государствах, вокруг нас и рядом дают нам возможность исполнить эту заповедь о любви к ближнему.

Прошедший год особо знаменателен для нашей земли: Ивановскую митрополию посетил с

первосвятительским визитом Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Уникальную возможность молиться вместе с Предстоятелем Русской Православной Церкви получили не только мы, архипастыри митрополии, но и духовенство наших епархий, тысячи мирян. Это событие навсегда останется в наших сердцах как особый дар Божий, укрепляющий каждого верующего, кто прибыл на патриаршее служение, а также и тех, кто не смог приехать, но молитвенно сочетался со своим Первосвятителем.

2015 год прошел под покровительством святого равноапостольного великого князя Владимира, тысячелетие блаженного упокоения которого мы праздновали в прошедшем году. Освященные в честь Крестителя Руси храмы и часовни, многочисленные мероприятия, посвященные его памяти, несомненно, изменят к лучшему окружающий нас мир. Каждый, кто молитвенно почтил память святого равноапостольного великого князя Владимира словом своим, а наипаче же делом должен продолжить его труды на ниве Евангельского благовестия, послужить тому, чтобы изменить общество от маловерия, двоеверия, языческого многобожия, обратить народ к истинному Евангельскому учению.

Дорогие отцы, братия и сестры! Вспомним исповедника и святителя Афанасия Ковровского, чьи слова отражают наше непростое время: «В ночь Рождества Христова ангелы возвестили мир на земле. Поэтому праздник Рождества можно… считать праздником мира. Но ныне умножаются «слышания браней», усиливаются тревожные ожидания войн со всеми их современными ужасами. Посему верующим людям подобает усилить молитвы свои о мире всего мира и к молитвам о сем, в храмах возносимым, присоединять и на домашнем правиле моление о том же».

Последуем же призыву святителя Афанасия и усилим наши молитвы, чтобы Господь, ради великого Своего милосердия, утешил нас миром, которого так жаждет обагренная кровью земля соседних стран.

Епископ Кинешемский и Палехский Иларион,

Рождество Христово

город Кинешма

За 150-летнию историю викариатства Кинешемскую кафедру занимали 13 епископов. В этой книге представлена уникальная информация о каждом из них. Собранная воедино, она стала рассказом об истории нашей многострадальной России.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Епископы Кинешемские. Викарии Костромские. Уроки истории (Елена Потехина) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Составитель Елена Потехина


ISBN 978-5-4483-1922-8

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Вступительное слово епископа Кинешемского и Палехского Илариона


7 июня 2017 г. Кинешемской епархии исполняется 5 лет. Это не большой срок, но ему предшествовал опыт 150-летней истории Кинешемского викариатства.

Открытие в 1866 году в Кинешме викариатства было связано, прежде всего, с тем, что Кинешма во второй половине XIX века быстрее других набирала темпы развития и постепенно становилась все более процветающим уездным городом Костромской губернии.

Кинешма и сейчас является вторым по количеству населения городом Ивановской области. А потому, в 2012 году решением Священного Синода Русской Православной Церкви здесь была образована самостоятельная Кинешемская епархия. Одной из первостепенных задач, стоящих перед нашей епархией сегодня, является развитие церковно-исторических исследований. Хотелось бы сказать несколько слов о перспективах развития данного рода деятельности.

Церковно-исторические исследования на уровне епархий широко проводились и раньше. Во второй половине XIX в. церковно-археологические общества и комиссии были созданы почти при всех епархиях Русской Православной Церкви. Благодаря самоотверженным трудам церковных историков и архивистов удалось сохранить для потомков уникальные описания храмов, местных церковных традиций, почитаемых святынь и подвижников. Почти в каждой епархии издавались «Статистические описания церквей и приходов», а также отдельными сборниками выходили в свет труды церковно-археологических комиссий и отдельных исследователей.

Революция 1917 г. и катаклизмы трагического XX века прервали эти важные и плодотворные труды. Масса святынь и архивов была утрачена. Большая часть принадлежащих церкви архивных документов, книг и утвари попала в музеи страны. Сейчас традиция создания церковно-археологических обществ возрождается. При епархиальных управлениях создаются советы по культуре, отделы церковной истории, церковные музеи, древлехранилища, комиссии по канонизации. Их задача – разнообразная деятельность по собиранию и публикации материалов о церковных памятниках старины, храмах, часовнях, церковных некрополях. Верующим жителям города и сотрудникам епархии предстоит решить серьезную проблему по изучению, сохранению и реставрации церковных памятников. Для этого необходимо привлечь значительные культурные и материальные ресурсы, а также скоординировать работу целого ряда отделов Кинешемской епархии (отдела по взаимодействию с обществом и СМИ, паломнического, комиссии по канонизации).

Думается, что в первую очередь необходимо составить подробнейшие каталоги, путеводители и описания действующих в Кинешемской епархии монастырей, храмов и часовен. Первоочередной задачей является составление иллюстрированного справочника храмов Кинешемской епархии с подробной исторической справкой о каждом храме.

Кинешма богато украшена храмами. На Волжском бульваре, который по праву считается одним из самых прекрасных бульваров, расположенных на Волге, стоят замечательные по своей красоте архитектурные памятники – Успенский и Троицкий соборы с колокольней. Очень любят горожане Благовещенскую церковь, возведенную в стиле классицизма, с присущей ему четкостью форм и сдержанностью декоративного оформления. К основным историческим достопримечательностям относится также часовня, построенная на месте захоронения кинешемцев, погибших при обороне города от рук польско-литовских захватчиков.

Одним из основных направлений в современных церковно-исторических исследованиях должно стать изучение истории и жизнедеятельности монастырей и храмов Кинешемской епархии. Частично, это изученная область, т.к. существуют еще дореволюционные каталоги и описания. К несчастью в Кинешме были уничтожены два красивейших храма на площади Революции: Воскресенский и Крестовоздвиженский. Но большинство старинных храмов в городе сохранилось. Непонятным казусом является то, что в истории Кинешмы почти потерялась память о двух женских монастырях, существовавших в Кинешме: Вознесенском и Успенском. На окраине Кинешмы во второй половине 19 века сначала существовала женская богадельня, затем монашеская община, в 1896 году получившая статус монастыря. В обители был построен деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы и святителя Николая. Среди прихожан Успенского монастыря есть две новомученицы, канонизированные на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году. Это исповедница Елисавета Румянцева и мученица Анна Серова, пострадавшие в 1930 – х годах от рук богоборцев.

Когда монастырь был закрыт, в его стенах власти открыли следственный изолятор. Ныне же на его территории располагается женская исправительная колония общего режима. Пока что исследователи не обнаружили даже старинных фотографий Успенского монастыря кроме одной совсем неудачной. На ней изображена монастырская стена снаружи, с выступающей над ней храмовой главкой, и невозможно увидеть иные монастырские постройки.

Старинный волжский город Кинешма после революции был искусственно отделен от Костромской губернии и вошел в состав огромной Ивановской промышленной области. Оторвавшись от исторического центра, Кинешма стала уникальным оазисом, исследовать церковную историю которого предстоит в первую очередь местным краеведам. Замечательно то, что Кинешма расположена на «главной улице России» – реке Волге и ее историю стоит рассматривать в контексте истории волжских городов, имеющих между собой значительную общность. Кинешма сумела сохранить неповторимый самобытный облик уездного купеческого города XIX – начала XX века, уникальную целостность историко-культурной среды, планировочную структуру и историческое ядро. В 2010 году наш город вошел в список исторических поселений федерального значения.

За два десятилетия возрождения церковной жизни на кинешемской земле были восстановлены многие храмы, но история их не написана и еще ждет своих исследователей. В работах по церковной истории Костромской и Иваново-Вознесенской епархий Кинешму нередко обходят стороной. И сегодня сотрудникам Кинешемской епархии предстоит огромный труд по собиранию и изучению архивных материалов, касающихся кинешемских храмов, святынь и подвижников. К сожалению, из-за пожара утрачена значительная часть дореволюционных фондов Костромского архива. Малоисследованными остаются архивные материалы из фонда Государственного архива Ивановской области, где хранятся указы духовной консистории и духовных правлений, касающиеся Кинешмы, описи церковного имущества, клировые ведомости, метрические книги и церковные летописи кинешемских церквей (всего 254 единицы хранения периода 1789 – 1900 годов).

Церковным историкам предстоит вести работу сразу в нескольких направлениях. Начать придется, пожалуй, с рассмотрения Кинешмы как церковно-административной единицы. При этом следует учесть, что Кинешма в разные периоды своей истории подчинялась разным духовным центрам. В 1708 году при разделе Петром I России на восемь губерний Кинешемский уезд вошел в состав Архангелогородской губернии. Позже – в Ярославскую провинцию Московской губернии. А уже при Екатерине II в ходе новой административной реформы перешел в Костромскую губернию.

За 150 лет с момента открытия викариатства имена Кинешемских епископов: Иоанафана (Руднева), Палладия (Пьянкова), Геннадия (Левицкого), Вениамина (Платонова), Никандра (Феноменова), Иннокентия (Кременского), Арсения (Тимофеева) остаются для многих неизвестными. А, между тем, епископ Арсений Кинешемский удостоился чести приветствовать Государя Императора Николая II в Костроме и возглавить праздничные богослужения, посвященные 300-летию дома Романовых в высочайшем присутствии.

В наше время среди Кинешемских епископов наиболее известен святитель Василий Кинешемский, исповедник и богослов, автор уникальной книги «Беседы на Евангелие от Марка». Сейчас в Кинешме создан музей святителя Василия и открыт новый храм (входящий в музейный комплекс) Новомучеников и Исповедников Российских на ул. Дудникова. 13 августа 2016 г. в памятный день кончины епископа в сибирской ссылке в храме был отслужен первый молебен.

Среди епископов Кинешемских были и весьма заметные на церковном небосклоне иерархи. Такие, как, например, епископ Кинешемский Никандр (Феноменов), который стал вторым лицом после Московского митрополита, правящим епископом Московской епархии, с титулом архиепископа Крутицкого. Он был членом Поместного Собора 1917-1918 гг. А владыка Севастиан (Вести) в числе нескольких архиереев, как член Временного Патриаршего Синода, должен был подписать знаменитую декларацию митрополита Сергия, но заболел, и его подписи там нет.

В 20 – е годы XX cтолетия в Кинешме кроме святителя Василия (Преображенского) жили еще два архиерея: архиепископ Севастиан (Вести) и епископ Николай (Голубев). Архиепископ Севастан (Вести) остался в памяти старожилов Кинешмы. Люди запомнили не только дом, где жил владыка Севастиан, но и его внешний и внутренний облик, а также место его захоронения. Благодаря этому удалось перенести останки владыки с уничтоженного Межаковского кладбища в ограду Успенского кафедрального собора и перезахоронить их за алтарем.

Огромное поле агиографических и биографических исследований предстоит освоить церковным историкам Кинешмы. Одной из основных задач является составление и издание полного кинешемского синодика духовенства, а также кинешемского патерика, включающего имена и жизнеописания всех канонизированных святых и подвижников, совершавших в разное время свое служение и духовные подвиги в пределах кинешемской епархии. При этом можно наткнуться на совершенно забытые кинешемцами имена подвижников благочестия. Таким был, например, известный в свое время в Кинешме отшельник и чудотворец о. Александр. Его могила рядом с Успенской церковью была местом всеобщего поклонения, но в советское время она была уничтожена. Исчезла и память о нем.

Отдельным масштабным проектом является создание базы данных репрессированных священнослужителей Кинешемской епархии. Изучение архивов УФСБ исследовательской группой из Москвы во главе с игуменом Дамаскиным (Орловским) лишь положило начало этому трудоемкому процессу. Десятки пострадавших за веру Христову кинешемских священников остаются пока неизвестными потомкам.

Поэтому сегодня нам следует объединить усилия церковных и светских исследователей по изучению истории Русской Православной Церкви.

Да поможет нам Господь в этом добром деле!

На заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшемся 7 июня 2012 года, было принято решение об образовании Ивановской митрополии, включающей в себя Иваново-Вознесенскую, Кинешемскую, Шуйскую епархии. Из состава Иваново-Вознесенской епархии выделена Кинешемская епархия, которая образована в административных границах Верхнеландеховского, Заволжского, Кинешемского, Лухского, Палехского, Пестяковского, Пучежского, Родниковского и Юрьевецкого районов Ивановской области. Епископом Кинешемским и Палехским избран архимандрит Иларион (Кайгородцев) (журнал №50). 8 июля 2012 года, в неделю 5-ю по Пятидесятнице, день памяти благоверных князя Петра, в иночестве Давида, и княгини Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил его хиротонию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.

13 июля 2012 года, на праздник Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов, епископ Кинешемский и Палехский Иоарион прибыл к месту своего служения. Духовенству и пастве его представил глава Ивановской митрополии епископ Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф. В торжестве также принял участие епископ Шуйский и Тейковский Никон.

На въезде в город Кинешму архипастырей встречали глава городского округа Кинешма И.А. Виноградова, глава администрации городского округа Кинешма А.В.Томилин, заместитель главы администрации городского округа Кинешма С.В.Вяльцева, глава Палехского муниципального района С.А.Рыбаков, представители духовенства. Они тепло приветствовали епископа Иосифа, епископа Никона и своего епархиального архиерея – епископа Илариона.

У ворот Успенского кафедрального собора архипастырей ожидали с хлебом-солью и цветами многочисленные прихожане, священнослужители, монашествующие. Здесь состихотворным поздравлением к епископу Илариону обратились учащиеся Кинешемской православной школы во имя святого благоверного князя Александра Невского.

Затем в Успенском кафедральном соборе епископ Иосиф, епископ Никон и епископ Иларион в сослужении сонма духовенства Кинешемской епархии и прибывших на торжества многочисленных священнослужителей других епархий Ивановской митрополии совершили благодарственный молебен.

По его окончании глава Ивановской митрополии епископ Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф обратился со словом к присутствующим. Он рассказал об образовании новых епархий, которое поможет всестороннему развитию церковной жизни в регионе, а также об основных этапах церковной биографии епископа Илариона. Глава митрополии особенно отметил труды нового управляющего Кинешемской епархии, понесенные им при восстановлении Золотниковской пустыни – места монашеского пострига святителя Митрофана Воронежского.

Епископ Иларион в своем первом слове к пастве подчеркнул, что он прибыл на Кинешемскую землю не властвовать, а идти вместе с духовенством и прихожанами по пути, заповедному нам Христом. Он сказал, что хотел бы быть достойным преемником и последователем святителя Василия, исповедника Кинешемского. Обратившись к священнослужителям, епископ Иларион призвал их быть деятельными помощниками управляющему епархии в устроении епархиальной жизни.

Затем к епископу Илариону с поздравлениями обратились глава городского округа Кинешма И.А. Виноградова, глава Кинешемского муниципального района Н.А.Лебедев,глава Палехского муниципального района С.А.Рыбаков, первый заместитель главы администрации Заволжского муниципального района С.В.Новикова, священнослужители и миряне.

Всем священнослужителям и богомольцам на память о состоявшемся событии были розданы Казанской иконы Божией Матери.

В этот же день епископ Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф, епископ Шуйский и Тейковский Никон, епископ Кинешемский и Палехский Иларион совместно с руководством Кинешмы провели выездное совещание, посвященное перспективам размещения в городе Кинешме Епархиального управления. Они также осмотрели передаваемый Церкви храм в честь святителя Иоанна Златоуста, входящий в комплекс бывшего Вознесенского монастыря, построенного близ братской могилы защитников Кинешмы, павших в борьбе с польскими захватчиками в 1609 году. Совсем недавно в этом храме размещались мастерские химико-технологического техникума.

Пресс-служба главы Ивановской митрополии

Епископ Кинешемский и Палехский Иларион рассказал, почему помощь людям важнее ремонта в храме, как расшевелить безразличного священника, и как глава Синодального отдела по благотворительности епископ Пантелеимон вдохновил его собирать дрова для старушек.

- Почему вы решили собирать дрова для нуждающихся?
- Когда в августе этого года к нам на конференцию по социальному служению приехал владыка Пантелеимон, он, по Божьему промыслу, вдохнул в нас горячее желание трудиться. И мы поняли, что только через добрые дела можно сердца людей повернуть к Церкви. Хорошо, конечно, когда видишь красивые службы, красивые облачения и т.д. Обычная архиерейская жизнь… Но, я думаю, что это не главное. Главное – это работа с людьми. А она возможна только через милосердие.
Епископ Пантелеимон рассказал нам, какие Церковь может организовывать социальные проекты. Мы вначале подумали, что мы сейчас можем сделать, не имея средств? Регион у нас бедный, дотационный, деревни вымирают. Главы администраций на местах помогают, конечно, но тоже в меру сил. Они не могут допустить нецелевого расходования бюджетных средств. Но потом мы решили, что непременно должны найти возможность помощи конкретным людям. Недавно побывали мы в одной семье. Муж ушел, осталось 8 детей. Ситуация крайне сложная. Нужна срочная помощь, хотя бы дровами. Мы реализовали предложение владыки Пантелеимона, получилось не плохо. Хотя приходится некоторых наших батюшек и расталкивать.

Вы в епархии полтора года. Часто на новом месте сложившиеся порядки изменить не просто. Как до вас здесь было устроено социально служение и что вы планируете в нем изменить?
- Здесь никогда не было своей епископской кафедры, Кинешма входила в состав более крупной Иваново – Вознесенской и Кинешемской епархии. И хотя Кинешма – второй по величине город после Иванова, но архиерей бывал здесь всего три или четыре раза в год. Шла обычная мирная жизнь на периферии.
Когда я имел беседу с Патриархом Кириллом, он мне сказал, что новые епархии открываются потому, что многие священнослужители жили по инерции: совершали требы, служили раз в неделю и были ни холодны, ни горячи. Священник отслужил и ушел, и все. Где его искать? Люди его не видят и знать не знают. Почему мы и теряем людей. А когда архиерей в городе появляется, то начинается новая жизнь.
Мне с духовенством повезло. Есть, конечно, люди, которые по упрямству еще сопротивляются нововведениям. Где-то приходиться, как говорил наш старец владыка Амвросий, и «пальчиком пригрозить». Но безнадежных у нас нет. Стараемся договариваться с братьями. По любви, с уважением, со смирением. Ну, а если человек не тянет то, что от него требуется (особенно в городе, где совсем другой ритм, где обязательно должна вестись социальная работа, должен быть постоянно открыт храм), то я стараюсь таким священникам найти другое послушание и поставить на их место людей более энергичных.
Сейчас мы хотим укрепиться в Кинешме. Особенно активно работает у нас социальный отдел. Работаем с молодыми мамами, проводим предабортное консультирование. Это самое главное – выработать методики, и тогда мы сможем распространить их в наши районные центры.
Но, конечно, - это глубинка России и здесь сложно. Нет у нас крупных благодетелей. Если в Москве их можно поискать, то у нас даже пойти не к кому. Кроме того, люди не приучены быть благотворителями, они не знают, что это такое. И когда ты что-то просишь, даже пустячную вещь, то это вызывает удивление и непонимание.
Если вы заметили, у нас и кафедральный собор изнутри, и иконостас – все в таком виде, в каком было в 1970-х годах, когда не было возможности ничего в храме сделать. Мы сейчас пытаемся привести его в порядок, но это для нас не самое главное. Если у людей будет такая потребность, то они могут сами прийти и сделать ремонт. Пока что у людей этой потребности нет. Мы смиряемся, думаем – это ничего страшного. За это нас Господь не спросит, почему у вас была бедная утварь. Спросит – что вы делали.
Социальная работа нам действительно в радость и доставляет утешение. Нам самим интересно, что мы можем сделать на новом поприще. Но и удары, конечно, получаем. Начали бездомных кормить, в местных СМИ уже пишут – вот попы отдают объедки со своих столов, а сами ходят толстые. Ну, что же, никто не говорил, что этого не будет. Главное – удар держать, не унывать, терпеть, трудиться. И у нас есть помощники, слава Богу.

- Какие социальные проекты появятся в епархии в 2014 году?
- Мы построили за храмом павильон и начали кормить бездомных. Раньше они стояли рядом с храмом, никому не нужные. С помощью добровольцев кормим продуктами быстрого приготовления каждый день, приходят от 8 до 15 человек. Это направление работы планируем развить до полноценного пункта социальной помощи.
Нам передали бесхозное здание закрытого несколько лет назад техникума, мы хотим его переделать под пункт помощи бездомным. Нас включили в шорт-лист грантового конкурса «Православная инициатива». Если выиграем грант, то сможем сделать в этом здании столовую, помывочную, склад одежды и кабинет социального работника. Думаю, что не надо бездомным морали какие-то читать, их нужно просто накормить, одеть и согреть. Что бы люди пришли, попили чаю, а мы им в это время какой-нибудь фильм духовный покажем. И ведь бывают среди них и не бездомные, а такие, которые попали в тяжелую ситуацию. Я встречался с людьми, у которых просто сейчас нет денег на еду, и им некуда пойти. Мы им помогаем одеждой и питанием.
Уже есть склад вещей, что-то вроде православного сэконд-хэнда, только бесплатный. Люди пришли, соцработник записал имя и адрес (чтобы избежать злоупотреблений помощью), и они выбрали себе все, что им нужно.
При Преображенском храме мы открываем кабинет по первичному консультированию наркозависимых. Вести прием будет наш сотрудник – Антон, который прошел реабилитацию в центре игумена Мефодия (Кондратьева) Георгиевского прихода. Насколько результативно – время покажет. Но то, что есть место, куда можно людям обратиться, уже хорошо.
А недавно обратились к нам две девушки лет по 25 с предложением помощи в организации ухода за больными. Это очень утешает. Нам нужны волонтеры. Владыка Пантелеимон рассказывал, как он организовывал сестричество в Смоленске, и мы тоже хотим пойти этим путем. При каком-нибудь отделении, например неврологии, начнем помогать больным. Начнем с одного-двух человек, а там, если Господь благословит, пойдем дальше.
Самое главное – не оставаться равнодушным к человеческой нужде и боли. И помнить, что у Господа нет других рук, кроме наших.


На въезде в г. Кинешму архипастырей встречали глава городского округа Кинешма И.А. Виноградова, глава администрации городского округа Кинешма А.В. Томилин, заместитель главы администрации городского округа Кинешма С.В. Вяльцева, глава Палехского муниципального района С.А.Рыбаков и представители духовенства.

У ворот Воскресенского кафедрального собора архипастырей ожидали с хлебом-солью и цветами многочисленные прихожане, священнослужители, монашествующие.

Затем в Успенском кафедральном соборе епископ Иосиф, епископ Никон и епископ Иларион в сослужении сонма духовенства Кинешемской епархии и прибывших на торжества многочисленных священнослужителей других епархий Ивановской митрополии совершили благодарственный молебен.

По окончании богослужения глава Ивановской митрополии епископ Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф обратился со словом к присутствующим. Он рассказал об образовании новых епархий, которое поможет всестороннему развитию церковной жизни в регионе, а также об основных этапах церковной биографии епископа Илариона. Глава митрополии особенно отметил труды нового управляющего Кинешемской епархии, понесенные им при восстановлении Золотниковской пустыни, — места монашеского пострига святителя Митрофана Воронежского.

Епископ Иларион в своем первом слове к пастве подчеркнул, что он прибыл на Кинешемскую землю не властвовать, а идти вместе с духовенством и прихожанами по пути, заповедному нам Христом. Он сказал, что хотел бы быть достойным преемником и последователем святителя Василия, исповедника Кинешемского. Обратившись к священнослужителям, епископ Иларион призвал их быть деятельными помощниками управляющему епархии в устроении епархиальной жизни.

Затем к епископу Илариону с поздравлениями обратились представители районной и городской администрации, представители духовенства и мирян.

Всем священнослужителям и богомольцам на память о состоявшемся событии были розданы Казанской иконки Божией Матери.

В этот же день епископ Иваново-Вознесенский Иосиф, епископ Шуйский Никон и епископ Кинешемский Иларион совместно с руководством Кинешмы провели выездное совещание, посвященное перспективам размещения в городе Кинешме епархиального управления. Они также осмотрели передаваемый Церкви храм в честь святителя Иоанна Златоуста, входящий в комплекс бывшего Вознесенского монастыря, построенного близ братской могилы защитников Кинешмы, павших в борьбе с польскими захватчиками в 1609 году. Совсем недавно в этом храме размещались мастерские химико-технологического техникума.

На заседание Священного Синода, состоявшемся 7 июня 2012 года, было принято решение об образовании Ивановской митрополии, включающей в себя Иваново-Вознесенскую , Кинешемскую, Шуйскую епархии.

Из состава Иваново-Вознесенской епархии была выделена Кинешемская епархия. Она объединяет приходы в административных границах Верхнеландеховского, Заволжского, Кинешемского, Лухского, Палехского, Пестяковского, Пучежского, Родниковского и Юрьевецкого районов Ивановской области.

Епископом Кинешемским и Палехским был избран архимандрит Иларион (Кайгородцев). 8 июля 2012 года, в неделю 5-ю по Пятидесятнице, день памяти благоверных Петра и Февронии Муромских, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл за Божественной литургией в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя возглавил архиерейскую хиротонию архимандрита Илариона.