Тема урока. Развитие речи. Изложение публицистического текста, включающее описание произведения искусства и архитектуры. Урок развития речи "изложение по тексту "как состроена изба"" Диктант сколько углов в деревенской избе

5 класс

БЕРЕЗА У ДОРОГИ

За крайней избой степной деревушки далеко виднелись желтые поля. Придорожная канава заросла травой с желтыми и белыми цветами.

У дороги стояла белая береза. Осень убрала деревья в золотой убор, и береза стала прекрасна.

Снег засыпал поля, леса, жилища людей. Все замерло.

Но вот от туманов и дождей начали дымиться крыши изб. Снежное поле заблестело на весеннем солнце. Потекли, заговорили первые ручьи. Зазеленела береза у дороги.

Пришло лето, и наступили жаркие дни. И в шелковой листве березы беззаботно зашумел ветер. Гибкие ветви склонились до самых колосьев. Жизнь не стоит на месте!

6 класс

Тишина

Хороший выдался день. Над безбрежно белыми степями лежала первозданная тишина. Вокруг простиралась грядами, холмами степь, таинственно укрытая снегом. Небо излучало матовый отсвет и полуденное тепло. Ветерок ластился к уху. А впереди по железной дороге шел длинный красно-синий состав, и два черных паровоза, сцепленных цугом, тащили его, дыша в трубы. Дым зависал в воздухе медленно танцующими кольцами. Поезд прошумел через разъезд, не сбавляя скорости, мимо семафоров и полдюжины домиков, неловко прилепившихся почти к самой линии. И снова все стихло и замерло. Никакого движения. Лишь изредка над крышами домов вились печные дымки. Все замолчали. Даже разгоряченные ездой ребятишки присмирели в эту минуту. (101)

По Ч.Айтматову

7 класс

После вьюги

Двое суток бесилась вьюга, стучала оконными ставнями, свистела в трубах, волчьей ставней завывала у ворот. Она похоронила в сугробах изгороди и намела холмы.

Жители несколько раз выходили с тополевыми лопатами, отбрасывали снег с крыльца, прогребали дорожку к поленнице. На третий день пощелкивал мороз, примял снег ледяным прессом. От катка не осталось следа. Расчищать заново? Не в такой же мороз.

А вечера бесконечно длинные, но на прогулку идти немыслимо. Хозяйка говорит, что от мороза воробьи на лету падают мертвыми. Мороз захватывал дух, и разговаривать на улице было невозможно.

Уже стемнело, когда во дворе залаяла собака. Кто-то стучал в деревянную калитку. Хозяйка хотела из полутемной комнаты поглядеть на улицу, но оказалось, что стекла покрыты ледяными узорами.

В густых вечерних сумерках ничего нельзя было рассмотреть.

8 класс

КАК СОСТРОЕНА ИЗБА

Сколько сосновых изб срублено было на Руси! Веками стучали топоры плотников, ставящих избы. Да и сейчас стучат – вырастают в деревнях румяные смолистые пятистенки. В богатых лесом краях: в Карелии, в Сибири, на Урале – проще возводить жильё из дерева. Тепло в нём, сухо, чисто.

Из века в век стучали топоры, и от поколения к поколению складывалось мастерство умельцев-плотников.

Ты никогда не интересовался, как состроена русская изба? Наложены брёвна одно на другое, пробиты окошки, сверху крыша драночная или тесовая. Любопытное сооружение!

Концы брёвен соединены « в лапу», держатся друг за дружку, словно пальцы сплетённых рук. В каждом бревне спрятаны круглые деревянные шипы. Они тоже укрепляют стену.

Строят избу из могучих сосновых брёвен. Но избы не выглядят мрачными и тяжёлыми, они стройны, легки, веселы. Всё в них украшено деревянной резьбой: и крыльцо, и наличники окон, и балкончики. Стоят на деревенской улице избы-красавицы и одна с одною соперничают в изяществе и богатстве наряда. (152)

По Э. Шиму



5 класс
БЕРЕЗА У ДОРОГИ
За крайней избой степной деревушки далеко виднелись желтые поля. Придорожная канава заросла травой с желтыми и белыми цветами.
У дороги стояла белая береза. Осень убрала деревья в золотой убор, и береза стала прекрасна.
Снег засыпал поля, леса, жилища людей. Все замерло.
Но вот от туманов и дождей начали дымиться крыши изб. Снежное поле заблестело на весеннем солнце. Потекли, заговорили первые ручьи. Зазеленела береза у дороги.
Пришло лето, и наступили жаркие дни. И в шелковой листве березы беззаботно зашумел ветер. Гибкие ветви склонились до самых колосьев. Жизнь не стоит на месте!
6 класс
Тишина
Хороший выдался день. Над безбрежно белыми степями лежала первозданная тишина. Вокруг простиралась грядами, холмами степь, таинственно укрытая снегом. Небо излучало матовый отсвет и полуденное тепло. Ветерок ластился к уху. А впереди по железной дороге шел длинный красно-синий состав, и два черных паровоза, сцепленных цугом, тащили его, дыша в трубы. Дым зависал в воздухе медленно танцующими кольцами. Поезд прошумел через разъезд, не сбавляя скорости, мимо семафоров и полдюжины домиков, неловко прилепившихся почти к самой линии. И снова все стихло и замерло. Никакого движения. Лишь изредка над крышами домов вились печные дымки. Все замолчали. Даже разгоряченные ездой ребятишки присмирели в эту минуту. (101)
По Ч.Айтматову7 класс
После вьюги
Двое суток бесилась вьюга, стучала оконными ставнями, свистела в трубах, волчьей ставней завывала у ворот. Она похоронила в сугробах изгороди и намела холмы.
Жители несколько раз выходили с тополевыми лопатами, отбрасывали снег с крыльца, прогребали дорожку к поленнице. На третий день пощелкивал мороз, примял снег ледяным прессом. От катка не осталось следа. Расчищать заново? Не в такой же мороз.
А вечера бесконечно длинные, но на прогулку идти немыслимо. Хозяйка говорит, что от мороза воробьи на лету падают мертвыми. Мороз захватывал дух, и разговаривать на улице было невозможно.
Уже стемнело, когда во дворе залаяла собака. Кто-то стучал в деревянную калитку. Хозяйка хотела из полутемной комнаты поглядеть на улицу, но оказалось, что стекла покрыты ледяными узорами.
В густых вечерних сумерках ничего нельзя было рассмотреть.
8 класс
КАК СОСТРОЕНА ИЗБА
Сколько сосновых изб срублено было на Руси! Веками стучали топоры плотников, ставящих избы. Да и сейчас стучат – вырастают в деревнях румяные смолистые пятистенки. В богатых лесом краях: в Карелии, в Сибири, на Урале – проще возводить жильё из дерева. Тепло в нём, сухо, чисто.
Из века в век стучали топоры, и от поколения к поколению складывалось мастерство умельцев-плотников.
Ты никогда не интересовался, как состроена русская изба? Наложены брёвна одно на другое, пробиты окошки, сверху крыша драночная или тесовая. Любопытное сооружение!
Концы брёвен соединены « в лапу», держатся друг за дружку, словно пальцы сплетённых рук. В каждом бревне спрятаны круглые деревянные шипы. Они тоже укрепляют стену.
Строят избу из могучих сосновых брёвен. Но избы не выглядят мрачными и тяжёлыми, они стройны, легки, веселы. Всё в них украшено деревянной резьбой: и крыльцо, и наличники окон, и балкончики. Стоят на деревенской улице избы-красавицы и одна с одною соперничают в изяществе и богатстве наряда. (152)
По Э. Шиму

I этап – теоретический.

Задание:каждая группа с помощью теоретика представляет правила:1-я группа – ОЧП и пунктуация при них; 2-я группа – обобщающие слова при ОЧП; 3-я группа – грамматические нормы при употреблении ОЧП (теоретик заранее составляет памятку «Ошибки в сочетаниях однородных членов» и раздает ее представителям других групп).

II этап – практический (задание для практиков).

1-я группа.

Задание: расставить знаки препинания, подчеркнуть ОЧП, выделить союзы.

1. Челкаш был бос в старых плисовых штанах без шапки в грязной ситцевой рубашке с разорванным воротом.

2. Надвинулась туча скоро пошел дождь однако ненадолго.

3. Выражение не то чтобы жалости а сумрачной озабоченности появилось на лице генерала.

4. Целую жизнь потом он если не рассказывал то вспоминал эту историю.

5. Я понял уезжая тогда из гор что бывают в горах и снег и дожди и туманы и снежные бури.

6. По склонам стояли багровые рябины и издали были похожи на пылающий костер.

7. Сущность человека лучше всего благодарнее и совершеннее всего выражается через его деяния через его труд и творчество.

8. Никогда ни при каких обстоятельствах не разрешай себе ни зазнайства ни чванства.

9. Как мороз ни скрипуч да не больно жгуч.

10. Радостно моложе было и на небе и на земле и в сердце человека.

2-я группа.

Задание:расставить знаки препинания, составить схемы предложений.

1. Все волновало нежный ум цветущий луг луны блистанье в часовне ветхой бури шум старушки чудное преданье.

2. В лесу и на полях все было занесено снегом.

3. Белые облака бор тянущийся по обеим сторонам дороги шум горной реки текущей невдалеке все это не могло не радовать глаз и слух путешественника.

4. Небо становилось разноцветное белесое розовое красное малиновое.

5. Тут Соловей являть свое искусство стал защелкал засвистал на тысячу ладов тянул переливался...

6. И лошади и покрытые рогожками извозчики и дома улицы все было мне особенно мило и значительно.

7. В окна проникал свет то ли сияние неба то ли сияние озера.

8. Вдруг все вокруг и это серое выцветшее небо и лесистые бугры и застывшие в вечном поклоне ели и голодный беркут стало для меня дорого.

9. Боры и дубравы березняки с живописными озерами и старицами все больше привлекают горожан.

10. Загорелое его лицо было типично для туземцев выдающиеся скулы маленький нос глаза с монгольской складкой век и широкий рот с крепкими зубами.

3-я группа.

Задание: используя материалы памятки «Ошибки в сочетаниях однородных членов», отредактировать упр. 284.

II. Взаимозадания.

Оппоненты предлагают представителям других групп задания (работа группы целиком).

Домашнее задание: § 40–46, упр. 280; подготовиться к контрольной работе по разделу «Однородные члены предложения».

Урок 60

Контрольная работа по разделу
«Однородные члены предложения»
(комплексный анализ текста)

Цели: закрепить умение комплексного анализа текста; проконтролировать степень усвоения учащимися материала об однородных членах предложения и обобщающих словах, пунктуации при них.

Тип урока: контрольный.

Ход урока

Комплексный анализ текста по теме «Однородные члены предложения».

I вариант

5. Постройте схему предложения 14.

(1) Март первый весен(н)ий месяц. (2) Назван он так в честь миф..логического бога войны Марса, который (в)начале просл..влялся древними римлянами как бог з..мледелия и скот..водства.

(3) Название сохр..нилось у многих народов. (4) На Русь оно пр..шло из Византии.

(5) Издавн.. март отличался праз(д)никами и обрядами. (6) На Руси к праз(д)нику вып..кали печен..е в виде жаворонков олиц..творяющих пр..ход весны. (7) Строили (не)приступные снежные или ледян(н)ые крепости. (8) Встречающие весну д..лились на две группы. (9) Одна защ..щала крепость другая ее штурмовала. (10) Смех шутки не см..лкали ни на минуту (в) течени.. всего дня.

(11) В России март не всегда бывает теплым. (12) Иногда в начале месяца возвр..щаются морозы. (13) И все(же) мало(помалу) снег тает. (14) Повсюду по овражкам по склонам холмов бл..стят на солнце сливаясь в (не)большие болотца ручейки. (15) В лесных ч..щобах на опушках рощ(ь) везде слышатся шорохи. (16) Это падает с веток подтаявший снег освоб..ждая из снежного плена дерев..я. (134 слова.)

(По материалам «Календаря».)

II вариант

1. Вставьте пропущенные буквы.

2. Вставьте пропущенные знаки препинания.

3. Укажите номера предложений, в которых встречаются однородные члены предложения.

4. Укажите номера предложений, в которых встречаются обобщающие слова при однородных членах.

5. Постройте схему предложения 4.

Как состроена изба

(1) Сколько с..сновых изб срублено было на Руси! (2) Веками стучали т..поры плотников ставящих избы. (3) Да и сейчас стучат – выр..стают в деревнях румян(н)ые смолистые пятистенки. (4) В богатых лесом краях в Карели.. в Сибир.. на Урал.. проще возводить жил..е из дерева.



(5) Тепло в нем сухо чисто.

(6) Из века в век стучали т..поры и от поколения к поколению склад..валось м..стерство умельцев-плотников.

(7) Ты (ни)когда (не)интересовался как состроена рус(с)кая изба? (8) Наложены бревна одно на другое пробиты окошки (с)верху крыша драночная или тесовая. (9) Любопытное сооружение! (10) Концы бревен соед..нены «в лапу» держатся друг за дружку словно пальц.. сплетен(н)ых рук. (11) В каждом бревне спрятаны круглые деревян(н)ые шипы. (12) Они то(же) укрепляют стену.

(13) Строят избу из могучих с..сновых бревен. (14) Но избы не выглядят мрачными и тяжелыми они стройны ле..ки веселы. (15) Всё в них украшено деревян(н)ой р..зьбой и крыльцо и наличники и б..лкончики. (16) Стоят на деревенской улице избы-красавицы и одна с одною соперничают в изяществе и б..гатстве н..ряда. (152 слова.)

(По Э. Шиму.)

Ключ.

I вариант

(1) Март – первый весенний месяц. (2) Назван он так в честь мифологического бога войны Марса, который вначале прославлялся древними римлянами как бог земледелия и скотоводства. (3) Название сохранилось у многих народов. (4) На Русь оно пришло из Византии.

(5) Издавна март отличался праздниками и обрядами. (6) На Руси к празднику выпекали печенье в виде жаворонков, олицетворяющих приход весны. (7) Строили неприступные снежные или ледяные крепости. (8) Встречающие весну делились на две группы. (9) Одна защищала крепость, другая ее штурмовала. (10) Смех, шутки не смолкали ни на минуту в течение всего дня.

(11) В России март не всегда бывает теплым. (12) Иногда в начале месяца возвращаются морозы. (13) И все же мало-помалу снег тает. (14) Повсюду: по овражкам, по склонам холмов – блестят на солнце, сливаясь в небольшие болотца, ручейки. (15) В лесных чащобах, на опушках рощ – везде слышатся шорохи. (16) Это падает с веток подтаявший снег, освобождая из снежного плена деревья.

3. 2, 5, 7, 10, 14, 15.

II вариант

Как состроена изба

(1) Сколько сосновых изб срублено было на Руси! (2) Веками стучали топоры плотников, ставящих избы. (3) Да и сейчас стучат – вырастают в деревнях румяные смолистые пятистенки. (4) В богатых лесом краях: в Карелии, в Сибири, на Урале – проще возводить жилье из дерева. (5) Тепло в нем, сухо, чисто.

(6) Из века в век стучали топоры, и от поколения к поколению складывалось мастерство умельцев-плотников.

(7) Ты никогда не интересовался, как состроена русская изба? (8) Наложены бревна одно на другое, пробиты окошки, сверху крыша драночная или тесовая. (9) Любопытное сооружение! (10) Концы бревен соединены «в лапу», держатся друг за дружку, словно пальцы сплетенных рук. (11) В каждом бревне спрятаны круглые деревянные шипы. (12) Они тоже укрепляют стену.

(13) Строят избу из могучих сосновых бревен. (14) Но избы не выглядят мрачными и тяжелыми, они стройны, легки, веселы. (15) Всё в них украшено деревянной резьбой: и крыльцо, и наличники, и балкончики. (16) Стоят на деревенской улице избы-красавицы, и одна с одною соперничают в изяществе и богатстве наряда.

3. 4, 5, 8, 10, 14, 15, 16.

Урок 61

Работа над ошибками

Цель: проследить частотные ошибки и поработать над их исправлением.

Тип урока: коррекционный.

Ход урока

Коллективная работа над часто встречающимися ошибками.

Индивидуальная работа над допущенными ошибками.

Домашнее задание: закончить работу. Словарное слово:соотечественник.

Урок 62

Сравнительная характеристика двух знакомых лиц,
особенности строения текста

Цели: закрепить и отработать умения создавать текст – сравнительную характеристику, опираясь на правила сравнения, устанавливая между объектами сходство (общее) и различие, строить высказывание на основе типовой схемы.

Тип урока: развитие речи.

Ход урока

I. Работа со словарным словом: соотечественник.

Уроки № 14,15

Тема: Изложение «Как состроена изба»

Цели: подготовить учащихся к письменному изложению текста; предупредить речевые, орфографические и пунктуационные ошибки; учить подробно излагать текст, совершенствовать умение раскрывать тему и основную мысль текста.

Ход уроков

    1. Подготовительная работа перед написанием изложения:

а) Слово учителя.

Текст для изложения взят из книги Эдуадра Юрьевича Шима «Деревянная книга». Она популярно и доходчиво рассказывает о дереве и древесине, о том, как дерево служит человеку.

Может показаться странным, что в наш век, когда люди научились строить высотные здания, космические корабли, атомные суда, писатель заводит речь о том, какое устройство обыкновенной крестьянской избы. Чем тут удивить человека, чему он здесь научиться, чем обогатиться?

Мы не сможем правильно оценить настоящее, если не будем знать прошлого. Мы не сможем глубоко познать и полюбить нашу Родину, если не увидим и не поймем, как она жила прежде.

Искусству постройки избы посвящена та глава из книги Э. Шима, которую мы делаем исходным текстом нашего изложения.

Уже название главы «Как состроена изба» указывает на продуманность этой постройки. Использование приставки со- вместо приставки по- , обычной для данного глагола, помогает передать единство всех деталей избы (сравните значение приставки со- , например, в таких словах: соединить, собрать, созвать, сосредоточить ). Кроме того устарелый глагол состроить здесь пригоднее современного, широко употребляемого построить (состроить избу, но построить торговый центр )

б) Выразительное чтение текста учителем, осмысление его содержания.

Как состроена изба

Сколько сосновых изб срублено было на Руси! Веками стучали топоры плотников, ставящих избы, да и сейчас стучат,- вырастают в деревнях румяные смолистые пятистенки.

Это и понятно: в богатых лесом краях проще возводить жилье из дерева. Тепло в нем, сухо, чисто.

Из века в век стучали топоры, и от поколения к поколению складывалось мастерство умельцев-плотников, Ты никогда не интересовался, как состроена русская изба? Вроде бы проще некуда. Наложены бревна одно на другое, пробиты окошки, сверху крыша драночная или тесовая. Не дворец, не высотный дом, - малый терем-теремок. Но и он любопытное сооружение.

Вот задумайся: как, например, стены держаться? Ведь выращены без гвоздей, без скоб и железных болтов, а стоят неколебимо! Тут первая плотничья хитрость: концы бревна соединены «в лапу», держаться друг за дружку, словно пальцы сплетенных рук. В каждом бревне спрятаны круглые деревянные шипы, Они тоже укрепляют стену.

А приметь, как все рассортировано: снизу самые толстые бревна, кверху – тоньше и тоньше. Одно бревно уложено комлем направо, второе – комлем налево. От этого стена ровная и устойчивая.

Обычно древесина сосны не употребляется для художественных поделок. Но посмотри, как использовали нашу простую сосну русские мастера.У нас на Севере стоят огромные двухэтажные избы. Стены их сложены из могучих сосновых бревен. Но избы не выглядят мрачными и тяжелыми, - наоборот, они стройны, легки, веселы. Деревянная резьба украшает у них и крыльцо, и наличники окон, и балкончики.

Стоят на деревенской улице избы-красавицы, словно под кружевными накидками, и одна с одною соперничает в изяществе и богатстве наряда.

в ) Выяснение лексического значения слов:

    пятистенка – большая изба, разделенная капитальной стеной;

    комель - толстый конец бревна;

    шип – вообще выступ, игла, здесь своеобразный деревянный внутренний гвоздь;

    венец (от вить) – в данном случае горизонтальный ряд бревен в срубе;

    тес (от тесать) – тонкие доски;

    тесина – одна доска теса (суффикс единичности – ин-а );

    дранка (от драть, щепать) – тонкая длинная дощечка;

    наличник – дощатая рама оконного или дверного проема (однокоренное словам лик, лицо, личина – вид).

г) Беседа о тексте.

О каких качествах нашего народа можно говорить по прочтении этого текста?

Дайте общую характеристику текста (тип речи, стиль, тема, идея)

2. Повторное чтение текста учащимися про себя.

3. Коллективное составление плана.

1. Множество изб на Руси.

    Достоинства соснового дома.

3. Изба – любопытное сооружение:

1) Как держаться стены?

2) Другие плотницкие хитрости.

3) Почему избы на Севере «стройны, легки, веселы»7

    Избы – красавицы.

4. Предупреждение речевых и грамматических ошибок:

Местоимение сколько в первом предложении можно было бы заменить иными вариантами: очень много, множество, как много.

Какой из вариантов передает желаемую взволнованность, наиболее близок к тому, что дал автор? (третий вариант)

Какими устойчивы сочетаниями подчеркивается длительность времени? (из века в век, от поколения к поколению)

Подобные сочетания в нашей речи распространены довольно широко, приведите примеры. (изо дня в день,из месяца в месяц, из года в год)

Подберите синонимы к слову умелец (Это устаревшее слово, оно уместно в рассказе о давних временах)

Какая глагольная форма на протяжении всего текста помогает автору сосредоточить внимание читателя? (Повелительная форма глагола: задумайся, приметь, посмотри, поставь)

Какое из слов (неколебимо и непоколебимо ) в использует автор? Почему? (неколебимо – слово высокого книжного стиля, а непоколебимо- обычное, нейтральное )Как называются эти слова? (синонимы )

Определите лексическое значение слов поделка и подделка . (Поделка – мелкое изделие, подделка – подобие, фальшивка)эти слова нужно различать. Как они называются? (паронимы)

Подберите синоним к слову соперничает.(соревнуется ). В тексте слово соперничает невозможно заменить обычным в современном употреблении словом.

Замените синонимичным сочетанием одна с одною (одна с другою)

5. Предупреждение орфографических ошибок.

а) Объяснить правописание следующих слов:

вырастают, деревянный, интересовался, сооружение, выращены, сплетенных, мрачными, балкончики, тяжелыми, резьба, сверху, снизу, кверху, направо, рассортировано

6. Предупреждение пунктуационных ошибок:

Найдите в тексте сложные предложения. Постройте схему второго предложения. Какие знаки препинания разделяют простые предложения в составе сложного?

Найдите в тексте предложения с однородными членами. Объясните постановку знаков препинания.

Объясните постановку двоеточия и тире в предложениях четвертого абзаца.

7. Чтение текста в третий раз

8. Изложение текста на черновиках.

Сколько основных изб срублено было на Руси! Веками стучали топоры плотников, ставящих избы, да и сейчас стучат, – вырастают в деревнях румяные смолистые пятистенки.
Это и понятно: в богатых лесом краях проще возводить жилье из дерева. Тепло в нем, сухо, чисто.
Из века в век стучат топоры, и от поколения к поколению складывалось мастерство умельцев-плотников. Ты никогда не интересовался, как построена русская изба? Вроде бы проще некуда. Наложены бревна одно на другое, пробиты окошки, сверху крыша драночная или тесовая. Не дворец, не высотный дом – малый терем-теремок. Но и он любопытное сооружение.
Вот задумайся: как, например, стены держатся? Ведь выращены без гвоздей, без скоб и железных болтов, а стоят неколебимо! Тут первая плотничья хитрость: концы бревен соединены «в лапу», держатся друг за дружку, словно пальцы сплетенных рук. В каждом бревне спрятаны круглые деревянные шипы. Они тоже укрепляют стену.
А приметь, как все рассортировано: снизу самые толстые бревна, кверху – тоньше и тоньше. Одно бревно уложено комлем направо, второе – комлем налево. От этого стена ровная и устойчивая.
Обычно древесина сосны не употребляется для художественных поделок. Но посмотрим, как использовали нашу простую сосну русские мастера. У нас на Севере стоят огромные двухэтажные избы. Стены их сложены из могучих сосновых бревен. Но избы не выглядят мрачными и тяжелыми, – наоборот, они стройны, легки, веселы. Деревянная резьба украшает у них и крыльцо, и наличники окон, и балкончики.
Стоят на деревенской улице избы-красавицы, словно под кружевными накидками, и одна с одною соперничает в изяществе и богатстве наряда.

(Э.Шим)

Лексико-орфографическая работа

Пятистенка (пятистенок) – большая изба, разделенная капитальной стеной;

комель – толстый конец бревна;

шип – выступ, своеобразный деревянный внутренний гвоздь;

дранка – тонкая длинная дощечка;

наличник – (однокоренное словам лик, лицо, личина, «вид») – дощатая рама оконного или дверного проема.

Автор стремится убедить читателя (цель публицистического стиля), что крестьянская изба – далеко не простое сооружение. Раскрываются мудрые секреты постройки: все сделано с умом, все рассчитано многовековым опытом. Писатель восхищен сам и заставляет восхититься русскими мастерами не только потому, что избы прочные, но и потому, что русский человек сумел сделать их стройными, легкими, веселыми, украсить деревянной резьбой, которую автор сравнивает с кружевной накидкой. Весь текст стилистически выдержан в ключе живой беседы, для этого используются разные речевые средства и приемы (обращение к читателю, разговорные слова, устойчивые словосочетания, наличие коротких простых предложений, восклицательных и вопросительных).

(Из: Поурочные планы в 8-м классе. Волгорад: «Братья Гринины», 2000)