Басня — это небольшое прозаическое или стихотворное произведение аллегорического содержания и поучительного характера, один из древнейших жанров литературы. Еще в V ст. к нашей эре были популярные басни, автором которых считался древнегреческий раб-горбун Эзоп. Они так понравились людям, которые разошлись по всем странам и пережили не только столетие, а целые тысячелетия. Сюжеты Эзоповых басен заимствовались и развивались в разные исторические эпохи и разными народами.
Например, римский поэт Федр, что жил в I ст. н. э., предоставил басням стихотворной формы, усилил их поучительное содержание. В произведениях «Вовка и ягненок», «Овца, пес и волк», и многих других он выступал против вранья, высмеивал глупость и другие человеческие недостатки. Итальянец Леонардо да Винчи, выдающийся деятель эпохи Возрождения, вкладывал у басни свое оптимистичное жизнерадостное отношение к окружающему миру, свою веру в добро. Это очень заметно, когда читаешь его басню «Лев и Ягненок».
Известный французский баснописец Жан де Лафонтен тоже заимствовал античные сюжеты, но не делал ударение на поучительных выводах, для него главной был рассказ о смешном или бессмысленный случай, тем не менее не лишена народной мудрости. Для басен польского литературного деятеля Игнатия Красицкого характерны яркий юмор и остроумие, выразительные художественные образа. Традиции продолжил талантливый русский писатель И. Крылов. Его басни — целые «повести, комедии» — за точным выражением В. Белинского. И высмеивает, подвергает критике он не только отдельные недостатки людей, а и определенные исторические события и общественные явления в тогдашней крепостнической России.
Есть такое известное выражение: «Кажется, басня просто врет, А в самом деле правду ясную чешет…». И это действительно так. Мы читаем о смешных и неуклюжих, лживых или жестоких зверей, но хорошо понимаем, что речь идет о нас, людях, о наших недостатках, которых необходимо избавляться.
Сочинение рассуждение «В чем секрет долголетия басни»
Другие сочинения по теме:
- Сочинение по произведениям Эзопа и Ивана Крылова. Основоположником басни считают античного раба-художника Эзопа. Действительно, мудрость его басен настолько глубокая и...
- Древнегреческий полулегендарный баснописец. Имя Эзопа встречается в работах историка Геродота (V ст. до н. э.), который сообщает, что Эзоп жил...
- В шестом классе на уроках зарубежной литературы совершенствуются умение письменно пересказывать подробно, выборочно и сжато небольшие по объему эпические произведения...
- Басня — глубокомысленный рассказ, который нуждается, как загадка, в соответствующем толковании. Со временем, также как и апологос — «притча» как...
- Общая характеристика сборника. Оставив педагогическую работу и живя в селах близ Харькова, Г. Сковорода написал знаменитый сборник басен «Басни харьковские»....
- Что называется басней, и какие ее главные признаки? Басня — это небольшой, большей частью стихотворный рассказ поучительного содержания, героями которого...
- Басни Павла Глазового очень любят в нашей семье, а несколько сборников его юмористических произведений в семейной библиотеке даже выделены отдельно....
- Басни И. А. Крылова — прекрасная школа наблюдений жизни, явлений, характеров. Басни заинтересовывают и динамическими сюжетами, и изображением характеров действующих...
- Демьян Бедный в своих баснях всегда отталкивался от конкретных случаев жизни. Материал для них он брал обычно из газетной хроники....
- Известно, что сюжеты многих басен возникли еще в давность, но баснописцы разных стран используют их для написания новых произведений. Как...
- Родился в с. Новоскелюватка под Кривым Рогом. В 1940 г. после окончания школы служил в армии, был на фронте во...
- Определить время, когда возникшая басня, невозможно. Скорее за все, она зародилась во времена создания мифов. В седую давность с помощью...
- При общей оценке басен Крылова надо сказать, что главные художественные достоинства их заключаются, во-первых, в языке и художественности формы, а»...
- Одной из первых форм художественного мышления рядом с мифом была басня — короткий рассказ, чаще всего в стихотворной форме, преимущественно...
- Прозаическая и стихотворная басни. Одушевление животных и предметов в баснях. Повторяемость сюжетов. Создание характеров в баснях. И. А. Эпиграф —...
- Сочинение по произведениям великого русского баснописца Крылова. Басни И. А. Крылова — прекрасная школа наблюдений жизни, явлений, характеров. Басни заинтересовывают...
Басня «Женщины и секрет» высмеивает недостатки женщин (и не только), из-за которых люди попадают в курьезные ситуации: болтливость, чрезмерное любопытство и любовь к сплетням, неумение хранить чужие тайны. От этого часто страдает репутация болтуна и, конечно же, репутация самого сплетника. Люди, распространяющие и «смакующие» сплетни, не вызывают доверия. На такого человека нельзя положиться, значит, ему нельзя доверять.
Басня «Женщины и секрет»
Нет сокровенного для женской болтовни,
Нет женщины, чтоб тайн не разболтала.
Но, впрочем, и мужчин не мало,
Что в этом женщине сродни.
Чтоб испытать жену, какой-то муж, в постели
С ней лежа, ночью вдруг воскликнул: «Что со мной?!
Я разорвусь сейчас на части… Ой, ой, ой…
Что это?! Я родил яйцо!»
«Яйцо?! Ужели?!» -
«На, да, вот, свежее; чур, людям ни гу-гу:
Пожалуй, курицей прослыть еще могу…»
Жена, не видевшая случая такого,
Как многого другого,
Поверила ему и поклялась молчать.
Но эти обещанья
Исчезли, как ночная тень.
Наивная жена, вся трепет ожиданья,
С постели поднялась, едва забрезжил день…
К соседке в дом она пустилась.
«Ах, - шепчет, - кумушка, послушай, что
случилось…
Чур, ни словечка никому:
Муж ночью снес яйцо, такое вот по виду.
Но, ради Бога, ты не дай меня в обиду,
А то ведь муж мне…»
«Ну, к чему! -
Ей, та. - Меня не знаешь, что ли?
Ступай себе домой, не выдам я, поверь».
Жена «наседки» лишь за дверь,
Той, как на угольях, неймется, и на воле
Про новость в десяти местах она трещит,
И вместо одного уж три яйца явилось.
И новая кума «четыре!» говорит,
И шепчет на ухо, как это все случилось.
Но осторожность там смешна,
Где тайна всем уже ясна.
И так как численность яиц все умножалась,
Благодаря молве, средь кумушек моих,
То ввечеру яиц таких
Побольше сотни оказалось.
Мораль басни «Женщины и секрет»
Басней “Женщины и секрет” автор предупреждает читателей о ненадежности болтливых людей. В юмористической форме автор высмеивает чрезмерную болтливость, осуждает неумение хранить чужие тайны и сплетников, которые разносят сплетни и слухи.
Анализ басни «Женщины и секрет»
Бытовой сюжет басни «Женщины и секрет» делает ее злободневной. Лафонтен высмеивает такие черты женского характера, как болтливость, чрезмерное любопытство и любовь к слухам. На примере, взятом из жизни, автор показывает, как распространяются сплетни. Муж, желая проверить жену на болтливость, рассказывает ей свой большой секрет: он ночью родил яйцо. При этом он попросил жену держать это в тайне, чтобы не опозориться перед людьми.
Жена поклялась молчать. Но не удержалась и секрет открыла соседке, которая «… про новость в десяти местах она трещит, и вместо одного уж три яйца явилось». К вечеру вся деревня знала сплетню. И вместо одного уже «…яиц таких побольше сотни оказалось». Но в образе болтливой жены автор высмеивает не только пристрастие к сплетням, но и ограниченность и глупость, мешающие человеку мыслить логически.
Крылатые выражения из басни Лафонтена «Женщины и секрет»
Выражение «… осторожность там смешна, где тайна всем уже ясна» употребляют в речи, если хотят подчеркнуть, что чей-то секрет стал предметом всеобщего обсуждения.
Работа добавлена на сайт сайт: 2015-10-29Заказать написание уникальной работы
В чем секрет долголетия басни
Басня - это небольшое прозаическое или стихотворное произведение поучительного характера и аллегорического содержания, один из самых древних жанров литературы. Еще в V веке до.н.э были популярными басни, автором которых считался древнегреческий раб Эзоп. Они так понравились людям, что разошлись по всем странам и пережили не только века, а и целые тысячелетия.
Сюжеты Эзоповых басен заимствовались и развивались в разные исторические эпохи и разными народами.
Например, римский поэт Федр, который жил в I в. н.э., придумал басням стихотворную форму, что усилило их поучительное содержание. В своих произведениях «Волк и ягненок», «Овца, пес и волк» и многих других он выступал против корыстолюбия, лжи, высмеивал глупость и другие человеческие изъяны.
Итальянец Леонардо да Винчи, выдающийся деятель эпохи Возрождения, вкладывал в басни свое оптимистичное жизнерадостное отношение к окружающему миру, свою веру в добро. Это очень заметно, когда читаешь его басню «Лев и Ягненочек».
Известен французский баснописец Жан де Лафонтен тоже заимствовал античные сюжеты, но не отмечал поучительные выводы, для него главным был рассказ о смешном или бессмысленном случае, однако не лишенный народной мудрости.
Для басен польского литературного деятеля И. Красицкого характерны яркий юмор и остроумие, выразительные художественные образы.
Традиции баснописца продолжил талантливый русский писатель И. Крылов. Его басни - целые «повести, комедии» - за метким высказыванием В. Белинского. И высмеивает, критикует он не только отдельные изъяны людей, но и определены исторические события и общественные явления в тогдашней России.
Мы читаем о смешных и неловких, ленивых, лживых или жестоких зверях, но хорошо понимаем, что речь идет о людях, о наших изъянах, от которых необходимо избавляться.
Заказать написание уникальной работы 1.
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 6 КЛАССЕ.
СЕКРЕТ БАСЕН ИВАНА АНДРЕЕВИЧА КРЫЛОВА.
Багданова Н.Х.
Цели:
Познакомить с наследием Крылова, показать актуальность басен;
а) образовательные :
Учить осознанному выразительному чтению;
Находить главную мысль басни, мораль,
Сопоставить басни И.А.Крылова, найти сходство и различие, уметь разгадывать
смысловую нагрузку слова, выражения, предложения;
Умение создавать монологическое высказывание;
Мотивировать предстоящую деятельность;
б) развивающие:
Развивать логическое мышление, артистические способности, память, внимание, речь
Учить анализировать произведение, исследовать, делать вывод, выделять главное;
Развивать коммуникативные навыки, речевую культуру поведения, творческое воображение;
в) воспитательные :
Прививать нравственные ценности поведения, благородство помыслов и поступков,
уважение, терпимость друг к другу.
Методы: творческое чтение, эвристическая беседа, исследовательский метод.
Оборудование, наглядность:
1. Портреты Эзопа, Лафонтена, И.А. Крылова
2. Репродукция монускрипта 15 в.
3. Выставка рисунков по произведениям И.А.Крылова. «Люблю, где случай есть пороки пощипать»
4. «Облако желаний»
5. Высказывания о баснях Крылова И.А.
6. Мультимедийный урок.
Ход урока:
Эпиграф
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
М. Исаковский
1. Оргмомент.
2. Тему урока должны открыть дети. (Какое задание было на дом? Как вы думаете, о чём будем говорить сегодня?)
Презентация. Слайд №.1,2. (Тема урока и эпиграф)
Целевая установка:
3.Слайд №3. Многие ли знают басни Крылова? Почему интересны всем? В чем секрет? Какова же цель урока? (Искать особенность, почему?)
4. «Облако желаний» Посмотрите: цели поставлены, тема названа, эпиграф прочитан. Что вы хотели бы сегодня для себя на уроке? С какими мыслями вы пришли на урок?
5. Повторение материала, который нужен при работе с басней.
Кто является родоначальником басни? Кого еще знаете?
Что такое басня? Что лежит в основе басни? Кто является героями басен? Как называется прием? Дайте ему определение? Из каких частей состоит басня? Что такое мораль? Какой прием лежит в основе? (Все вышесказанное относится к любой басне.) Что же еще особенного есть в крыловской басне?) Можно ли творчество отделить от человека? Что это был за человек? (Портрет.)
6. Использование ИКТ. Мультфильм. Прослушивание басни. Эвристическая беседа. На кого похожи герои мультфильма? Почему?
Составление эйдос-конспекта.
7. Чтение басни «Свинья под дубом» по ролям.
Составление эйдос-конспекта.
8. Инсценирование басни «Квартет» Словарь. Слайд №4,5,6.
1. Музыкальное произведение для четырёх исполнителей с партиями для каждого.
2. Ансамбль из четырёх исполнителей. Альт - музыкальный смычковый инструмент несколько больше скрипки.
Бас - медный духовой музыкальный инструмент низкого регистра и тембра.
Дети, инсценировавшие сценку, говорят о своих героях. Ребята заполняют эйдос-конспект.
РАЗМИНКА ДЛЯ ГЛАЗ.
9. Эвристическая беседа. Чему учат? Где мораль? Какие жизненные примеры вы можете привести? Часто ли встречаются в жизни подобные случаи? Хочется ли быть похожими на героев? Почему?
10. В чем же секрет басен Крылова И.А.? (Написаны простым языком. Поучительно. Интересно и доступно. Легко запоминаются. Не обидно. Воздействуют – не хочется быть похожими на героев. БАСНИ АКТУАЛЬНЫ) Памятник Крылову И.А.(О создании, и что изображено)
Слайд №7,8
Словарь: Актуальность – современный, важный для настоящего времени.
11. Рефлексия. Довольны ли вы своей работой на уроке?
Что важного было для вас на уроке?
Вспомните слова Индийского поэта Калидоса.
Слайд №9.
Взгляни на этот день!
Ведь в нем заключена жизнь.
В его коротком отрезке
Мы найдем все:
И блаженство роста,
И великолепие действия,
И великие достижения.
Получилось ли? Надеюсь, вы открыли для себя еще одну страничку о Крылове, а его произведения останутся для вас умной и нужной книгой. Мы убедились, что Крылов по-прежнему безраздельно царствует в басенном мире. Его любят, читают, цитируют, говорят.
А.С. Пушкин: «…весёлое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражения»
«В.Г.Белинский: « Кто может изучить русский язык вполне, тот должен познакомиться с Крыловым» (Оценки)
12. Домашнее задание. Создать образы по эйдос-конспекту. Объяснить свои ассоциации. Прочитать басни, выбрать крылатые выражения, подготовиться к тесту.
Тип урока : комбинированный, обобщающий.
Форма урока: игра.
Методы урока : словесные, наглядные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Форма организации учебной деятельности : индивидуальная, групповая, коллективная.
1 слайд
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хотим представить Вам фрагмент урока-игры по теме «Секрет басен Крылова».
Ребята, мы с вами на протяжении нескольких уроков знакомились с творчеством замечательного русского баснописца Ивана Андреевича Крылова. И сегодня нам предстоит вспомнить и закрепить полученные знания.
- Для начала вспомним:
1. Что такое басня? ( Басня – короткие занимательные рассказы в стихах и прозе, в которых персонажами являются люди, животные и различные предметы.
Так в образе Лисы показывается хитрость, в образе Медведя – неуклюжесть, в образе Осла – глупость, упрямство, в образе Муравья – трудолюбие.
2. А как по- иному называют строки, заключающие в себе смысл басни? (мораль)
- Мораль – нормы поведения людей, нравственное наставление автора.
3. Почему животные, насекомые, вещи в баснях говорят человеческим языком? (Потому что они похожи на людей по своим поступкам и характерам).
2 слайд
- А теперь, ребята, давайте рассмотрим изображение памятника И. А. Крылову.
Немного найдется во всем мире городов, которые были бы также прекрасны, как Петербург. Много в нем чудесных сокровищ искусства. Немало великолепных памятников на его улицах, площадях и в парках.
Может кто-то из вас был в этом городе? Но давайте представим, что с набережной Невы входим мы в Летний сад и, пройдя несколько шагов, останавливаемся, пораженные произведением искусства.
На постаменте перед нами, словно живой, сидит Иван Андреевич Крылов. Его большая голова чуть наклонена вниз. Глаза его серьезны и внимательны, будто разглядывают они, что делается внизу. А там, вокруг постамента, толпятся отлитые из бронзы “герои” его басен. И кажется нам, что вот-вот полные губы Крылова дрогнут, сложатся в улыбку, и тогда оживут, задвигаются бронзовые медведи, лисицы, зайцы, обезьяны и волки. Этот памятник поставлен Крылову в городе, где он создал больше двухсот своих басен. Слушание басни
- Ну, а теперь пора проверить, хорошо ли вы знаете басни Крылова?
3 слайд
1 задание: «Найди пару» (распечатка на 3 стола) НА СТОЛЕ ПРАВИЛЬНО РАЗЛОЖИТЬ
Задача: составить пары, которые звучат в названиях басен (например, Стрекоза - Муравей) ,.
СЛОН - моська
СТРЕКОЗА - муравей
ЗЕРКАЛО- обезьяна
ОСЁЛ- мужик
ВОРОНА- лисица
4 слайд
2 задание: «Мораль сей басни такова…»
Задача: Угадай название басни по её морали. Задание по командам, если не отгадали, переход к следующей
«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»: каждый тянет в свою сторону, а воз остается на прежнем месте.
Малообразованный человек, «бранит науки и ученье», но в то же время нагло пользуется «плодами», готовой пищей в своё удовольствие.
Автор представляет нам одних как трудолюбивый народ, другая же изображена лентяйкой, которая любит только развлечения и не думает о завтрашнем дне. По итогам басни каждый герой получает то, что он заработал .
5 слайд
3 задание: «Путаница»
Задача: определите, из каких басен Крылова перемешались герои.
Однажды Лебедь, Рак да Щука,
Проказница- Мартышка,
Осел, Козел
Да косолапый Мишка
Везти с поклажей воз взялись.
Достали нот, баса, альта, две скрипки –
И сели на лужок под липки,-
Пленять своим искусством свет.
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет.
Запели молодцы, кто в лес, кто по дрова,
И у кого, что силы стало,
В ушах у гостя затрещало –
И закружилась голова.
(«Квартет» и «Лебедь, щука и рак».)
Подведение итогов: все молодцы!
6 слайд (печать учеников за компьютером)
Чему учат басни? - слайд
Трудолюбию
Честности
Отзывчивости
Благородству
Благодарности
Добывать знания
Что же высмеивают басни? - слайд
Глупость
Безнравственность
Невежество
Хвастовство
В чем же секрет басен?
Интересный короткий занимательный сюжет;
Мало описаний;
Много диалогов;
Главный герой выражает основную идею;
Героями являются животные, растения, вещи, птицы, рыбы;
Басни обычно пишутся в стихотворной форме;
В начале или в конце сформулирован вывод-мораль;
Высмеиваются человеческие пороки.