Церковь рождества христова и николая чудотворца во флоренции. Храм «Русская церковь Православная церковь во флоренции адрес

В 1885 г. был приобретен участок на набережной протока Муньоне. Проект был разработан архитектором М.Е. Преображенским. В окончательном варианте за первооснову было принято московско-ярославское зодчество XVII в. Была составлена необычайно гармоничная композиция двухэтажного храма с высоким крыльцом, центральная часть которого завершается покрытием с кокошниками и традиционным русским пятиглавием. Работы начались в 1899 г. Нижнюю церковь во имя Николая Чудотворца освятили в октябре 1902 г. Чин освящения храма состоялся 26 октября 1903 г. Верхнюю церковь посвятили Рождеству Христову. На освящении присутствовали русские моряки, многочисленное русское духовенство из Рима и из Ниццы, посол Нелидов, вложивший много сил в храмостроительство, другие русские дипломаты. Крестный ход засняли флорентийские фотографы, и эти снимки бойко шли в продажу. Но особый восторг вызвал документальный фильм, долгое время привлекавший толпы зрителей в кинематограф.

Годы революции стали переломными в жизни прихожан русской церкви. Все средства, собранные с таким трудом и вложенные в российские банки, были национализированы. Какая либо поддержка от посольства прекратилась. В 1921 г. приход был юридически оформлен как самостоятельный, отделившийся от дипломатических советских структур, которые пытались заявить права на флорентийскую постройку. В 1924 г. храм посетил митрополит Евлогий, устроитель Западно-Европейской епархии, введший ее в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, т.к. связи с Русской Церковью были оборваны.



Церковное здание стало великолепным результатом сотрудничества русских мастеров с итальянскими. Флорентийцы, впервые участвовавшие в таком необычном строительстве, блестяще справились со своей задачей. Важную роль в точном воплощении художественных идей Преображенского сыграли местные производители работ: строитель Джузеппе Бочини и инженер Джованни Пачарелли. Камнетесные работы произвело "товарищество Биккиелли и Маяни", владевшее хорошими каменоломнями под Фьезоле. Кованную ограду с двумя монументальными воротами отлили в мастерской Микелуччи в Пистойе (символично, что ее главные врата украшены российским двуглавыми орлами и флорентийским лилиями). Та же фирма Микелуччи выполнила решетки окон, дверь крыльца и ажурные кресты "русской формы" над полумесяцем. Кресты были позолочены способом "мордан" ремесленником Ненчоне. Медные покрытия сделал медник Людер, железные связи и конструкции пяти куполов - слесарь Граццини, медные желоба и чугунные трубы - кровельщик Фабери, сад разбил садовник Пуччи. Всю майолику, которая украшает фризы здания, шатер паперти и пятьдесят два кокошника с шестокрылыми херувимами, исполнила фабрика Кантагалли. Мозаичная икона Божией Матери "Знамение" в обрамлении лилий, находящаяся под шатром, во фронтоне, а также парные мозаичные иконы первоверхостных апостолов Петра и Павла, расположенные на южном и северном боковых фронтонах, изготовлены по картонам русского художника Ф.П. Фреймана. Мозаики были сделаны в Венеции фабрикой Societa Musiva Veneziana.

http://zarubezhje.narod.ru/italy/



Строительство церкви (Chiesa Russa Ortodossa della Natività) было начато в 11 июня 1899 года по инициативе протоиерея Владимира Левицкого и эмигрантов русского происхождения. Строительство велось по проекту архитектора М.Т. Преображенского. За основу строительного стиля было принято московско-ярославское зодчество XVII века, периода наивысшего расцвета русской храмовой культуры. Храм представляет двухэтажную композицию с высоким крыльцом, центральная часть которого завершается покрытием с кокошниками и традиционным русским пятиглавием. В росписи верхнего храма Рождества принимали участие П.С. Шарворок, А.П. Блазнов, М.Н. Васильев, Д.И. Киплик. Все образа иконостаса (кроме Царских врат и верхних ряда кисти М.Н. Васильева) исполнил академик А.Н. Новоскольцев.

Церковь состоит из нижнего и верхнего храмов. Нижнюю церковь во имя святителя Николая Чудотворца освятили 8 октября 1902 года, а верхнюю церковь во имя Рождества Христова — 26 октября 1903 года.

После революции 1917 года поддержка прихода со стороны Русской церкви прекратилась, в 1921 году приход стал самостоятельным, несмотря на попытки советских дипломатов заявить права на здание. В 1924 году приход перешёл под юрисдикцию Константинопольского патриархата. С 1925 по 1936 годы храм служил временной усыпальницей членов греческой королевской семьи — короля Константина I, королевы Ольги, королевы Софии.

В настоящее время храм действует в составе Архиепископии Русских Православных Церквей в Западной Европе.

http://ru.esosedi.org/



Флорентийский храм — один из выдающихся памятников русского церковного искусства за рубежом. Митрополит Евлогий (Георгиевский), основатель Западноевропейской архиепископии, называл его «самым красивым храмом» своей епархии. Возникновение православного храма на берегах Арно связано как с русской колонией во Флоренции, поначалу состоявшей из состоятельных аристократов-любителей Италии, так и с деятельностью российской дипломатической миссии.

В 1818 во Флоренции возникла домовая церковь гр. Бутурлиных, которую обслуживал греческий священник из Ливорно. Другие русские богачи — Демидовы, приехавшие на берега Арно, устроили в 1823 (близ арендуемого палаццо) во имя свт. Николая Чудотворца, куда служить приглашали священников из России. В 1840 эту церковь Демидовы перенесли в имение Сан-Донато в предместье Новоли. Какое-то время она оставалась единственной для русских во Флоренции. В 1845 ее посетил император Николай I с супругой и подарил образ св. цар. Александры. В 1856 убранство этой церкви было обновлено.

После окончания наполеоновских войн, в 1815, во Флоренции была вновь открыта российская миссия, при которой девять лет спустя в палаццо Гвиччардини была освящена домовая церковь Рождества Христова. Походный иконостас, созданный в 1790-е и служивший Императору Александру I, и утварь прислали из Петербурга. Иконы написал акад. В. К. Шебуев. Священником назначили иером. Иринарха (Попова), который ранее служил у маркизы Терции, урожд. Голицыной. В 1833 его отозвали в Россию, и церковь долгое время не действовала, а в начале 1836 ее перевели в Рим, а в 1844 в Неаполь.

В 1866 город стал на несколько лет столицей объединенной Италии, и в нем открылось посольство России с Рождественской церковью при нем. Она была возвращена из Неаполя. Настоятелем стал о. Михаил Орлов, ранее служивший в неаполитанской церкви. Он же был духовником вел. кн. Марии Николаевны, дочери Николая I, которая в 1863-1873 жила на своей вилле Кварто в окрестностях города, и которая первая, как считают, высказалась за возведение во Флоренции отдельного русского храма. Почетный титул «посольская» церковь носила до 1911, хотя во Флоренции посольства давно уже не было. При о. Михаиле Орлове церковь располагалась в наемном дворце Ранучини-Лайатико на набережной Лунгарно Нуово, 50 (ныне — Америго Веспуччи). В этом палаццо 26 августа 1866 она и была освящена. В 1869 в ней герцог Евгений Максимилианович Лейхтенбергский, племянник Николая I, венчался с Д. К. Опочининой.

После смерти о. Михаила в 1878 из Ниццы был назначен о. Владимир Иоаннович Левицкий (1842-1923), энергичный и образованный священник, который сумел убедить русскую колонию и российского посла в Риме А. И. Нелидова в необходимости построить во Флоренции отдельный храм. В качестве идейного довода он указывал, что именно во Флоренции была подписана в 1439 уния Православной и Католической Церквей, «которой до сих пор похваляется местное латинство», и потому храм должен символизировать историческую незыблемость православия как истинно-апостольской веры. Новый настоятель писал в Синод: «Русская церковь во Флоренции должна явиться первою по времени представительницею в Италии Православия, которое в этой стране не имеет еще открытых храмов (русских) … Она должна возникнуть в городе, всемирно славящемся всякого рода художественными сокровищами, в том числе и религиозными: должна при том выдержать сопоставление не только с замечательнейшими храмами латинского исповедания… равно как с многочисленными, с каждым годом умножающимися, протестантскими молельнями».

Церковные власти в России, благословив 28 июля 1880 начинание, разрешили настоятелю собирать деньги на новый храм. Через пять лет было собрано 158 тыс. франков, которые внесли прежде всего представители русской знати: статс-секретарь А. А. Зубов, А. З. Хитрово, Я. Б. Мансуров и другие, подолгу жившие во Флоренции. Особенно много — 75 тыс. лир — пожертвовала кн. Елена Павловна, вдова Павла Павловича Демидова кн. Сан-Донато, о чем сегодня напоминает мраморная доска в нижней церкви. Ее дочь кн. М. П. Абамелек-Лазарева финансировала постройку дома для причта рядом с храмом. В октябре 1879, прежде чем обстановка виллы Демидовых в Сан-Донато пошла с молотка и ее домовая церковь была упразднена, убранство этой церкви было передано в дар флорентийской общине.

Весной 1885 о. Владимир приобрел за 39 тыс. франков участок размером в два гектара на набережной Лунго Муньоне, 35 (ранее купленный участок на Виале ин Курва был продан), где 16 октября 1888 был освящен временный храм, правда, больше «походивший на каретник». В 1899 воры из него украли всю утварь, но петербургская фирма Грачевых изготовила новую на деньги, выданные из казны.

Проект постоянной церкви составил петербургский архитектор М. Т. Преображенский, с которым о. Владимир познакомился во время пенсионерской поездки молодого зодчего по Италии. Этот проект неоднократно переделывался и упрощался — пришлось, в частности, отказаться от колокольни. После долгих споров был выбран московско-ярославский стиль XVII века как наиболее «русско-православный». 12 декабря 1886 проект был одобрен Синодом после его обсуждения в Академии художеств. Настоятель полагал, что строительство можно уже начинать, но посольство возражало, указывая, что собранной суммы недостаточно. В Риме был создан строительный комитет, однако вскоре он распался.

В 1890 о. Владимир снова предложил начать строительство, обещая завершить его за пять лет, но дело вновь затормозило посольство, которое настаивало на своем руководстве, особенно в финансовых вопросах. В конце концов, церковноначалие приняло это условие, и Преображенский составил новый «упрощенный» проект, одобренный 18 мая 1891 Синодом, со сметой в 189 тыс. лир, но на сей раз начало работ еще несколько лет тормозило Министерство иностранных дел России. Они начались лишь 29 мая 1899 после освящения места; закладка двухэтажного храма состоялась 16 октября того же года в присутствии товарища обер-прокурора Синода В. К. Саблера, нового посла в Риме Нелидова, председателя строительной комиссии, представителей инославных конфессий, городских властей и членов русской колонии. За ходом строительства наблюдал местный инженер Джузеппе Боччини, а после его смерти — Джованни Пачарелли. Каменные работы производила фирма Бикьелли и Майани, владевшая каменоломнями во Фьезоле, кладку кирпича — фирма Риччи и Камби. В ноябре 1900 на стройке несколько раз побывал вел. кн. Сергей Александрович с супругой.

8 октября 1902 была освящена нижняя церковь свт. Николая Чудотворца — П. П. Демидов кн. Сан-Донато просил сделать это в память Императора Николая I. Чин освящения верхней церкви во имя Рождества Христова, вмещающей 350 человек, был совершен год спустя — в воскресенье 26 октября 1903 архим. Владимиром (Путятой) из Рима в сослужении с другими русскими священниками. В торжестве участвовал российский дипломатический корпус, а также экипаж крейсера «Ослябя», стоявшего тогда в Специи. Настоятель за свои труды был награжден митрою. Итальянцы сняли об освящении документальный фильм. Все строительство обошлось в 140 тыс. руб. (450 тыс. лир).

Составляя проект, Преображенский использовал материалы своих исследований церковного зодчества XVI-XVII веков, поэтому традиционная крестово-купольная схема с пятиглавием применена особенно удачно. Основной объем храма, сложенного из розового кирпича и голубовато-серого камня, завершен узорчатым фризом и кокошниками, которые (как и купола) декорированы разноцветной майоликой, сделанной в известной городской мастерской Кантагалли. На куполах возвышаются ажурные золоченые кресты, паперть покрыта шатром из полихромной черепицы; под ним, в обрамлении флорентийских гербовых лилий помещена мозаичная икона Божией Матери «Знамение», созданная в Венеции по картону Ф. П. Реймана; на боковых стенах — изображения апп. Петра и Павла, выполненные теми же мастерами. Кованая железная ограда и ажурные кресты сделаны по рисунку зодчего в мастерской Чезаре Микелуччи в Пистойе. Сад вокруг здания разбил садовник Пуччи.

Нижняя (зимняя) церковь часто именуется «демидовской», так как почти все ее убранство происходит из церкви Демидовых в Сан-Донато. Иконы в 1853-1856 написали для нее русские художники, в том числе В. К. Васильев, иконостас вырезали из ореха в мастерской известного резчика Р. Барбетти. Он же — автор уникальной резной двери (1854-1861, стоимость 25 тыс. руб.) при входе в верхний храм, которая вторит «райским вратам» флорентийского баптистерия работы Л. Гиберти.

Интерьер верхней церкви выдержан в древнерусском стиле. Росписи темперой исполнили мастера из Петербурга: М. М. Васильев (он автор икон в мраморных киотах), П. С. Шарварок, Д. И. Киплик, Е. М. Чепцов, А. П. Блазнов, которых консультировал историк акад. В. А. Покровский. Традиционная иконография в духе В. М. Васнецова дополнена изображениями свв. римских пап, а также свт. Фотия, Патриарха Константинопольского, и свт. Марка Эфесского, известных ревнителей православия. В росписях критикой отмечалось «разнообразие тонов в красках, высокая художественность их сочетаний, красота орнаментов». Все орнаменты написал флорентийский художник Джакомо Лолли, использовавший технику энкаустики. Его кисти принадлежит «Вход Господня в Иерусалим» на западной стене.

Главное украшение верхнего храма — мраморный двухъярусный иконостас, который по эскизу Преображенского был вырезан в Генуе Джузеппе Нови (этот же резчик изготовил иконостас для петербургского собора Спас-на-Крови) при помощи Паоло Трискорни из Каррары. Царские врата исполнены из кипариса. Средства на иконостас (14 тыс. руб.) пожертвовал император Николай II, желавший отблагодарить приход за возвращение в 1899 в Россию исторического иконостаса Александра I (сейчас в Государственном Эрмитаже). Образа, в числе которых есть изображения святых, тезоименитых царской семье, написал академик А. Н. Новоскольцев. Бронзовые двери отлиты в Москве, на фабрике Вишневских. Запрестольный витраж «Господь на престоле», подаренный послом Нелидовым, в годы войны погиб, но вскоре был заменен другим, из мастерской Р. Фанфани. В 1899 храм получил утварь из упраздненной Сретенской церкви А. В. Новицкой во Флоренции. Другие священные сосуды из серебра были изготовлены московскими мастерскими.

После революции 1917 жизнь общины резко изменилась. В 1921 при бывшей посольской церкви был создан самостоятельный приход (в нем состояло 24 человека), однако прихожане долго опасались имущественных претензий со стороны советских властей, как это случилось в Риме и, позднее, в Бари. На флорентийский храм претензии в 1924 тоже были предъявлены, но итальянский суд их отклонил.

В 1925-1936 обедневшая небольшая община неожиданно получила финансовую поддержку от Королевского Дома Греции, который решил использовать одно из помещений крипты под временную усыпальницу своих монархов. В 1925 здесь поставили гроб с телом короля Константина, в 1926 — королевы Ольги (урожд. вел. кн. Ольги Константиновны из Дома Романовых), в 1932 — королевы Софии, сестры германского императора Вильгельма II. Когда в 1936 положение монархии в Греции стабилизировалось, прах венценосцев был перенесен в родовую усыпальницу под Афинами.

Особенно много в трудные годы храму помогала Мария Павловна Демидова, кнж. Сан-Донато (в замужестве кн. Абамелек-Лазарева), владелица виллы в Пратолино. В отличие от большинства русских флорентийцев она после революции не лишилась своего состояния и потому могла расходовать крупные средства на поддержание как церкви, так и бедных прихожан.

Вторая мировая война заставила многих видных прихожан уехать в Америку. Покинул Флоренцию, например, староста кн. С. Кочубей. Однако сразу после войны в жизни общины наступило временное оживление, ибо в рядах союзных войск было немало православных, но оно было чисто внешним и продолжалось недолго.

Литургическая жизнь прихода никогда не прерывалась. После смерти о. Владимира Левицкого во Флоренции настоятельствовали: прот. Михаил Стельмашенко (1923-1925), «умный, образованный, но человек крутого нрава», окончивший Киевскую Духовную академию; прот. Иоанн Лелюхин (1926-1935), чья семья осталась в Архангельске; о. Иоанн Куракин (1935-1950), князь, бывший депутат Государственной думы, который стал перед кончиной епископом Мессинским; о. Андрей Масальский (1950-1955); архим. Савва (Шимкевич, 1955-1961); о. Феодор Бокач (1965-1969), после которого постоянного священника долго не было.

Хором в 1920-1950-х управлял регент Адриан Ксенофонтович Харкевич, выпускник Петербургской Духовной академии. В 1903 он был назначен псаломщиком, а затем регентом церкви во Флоренции. Харкевич достиг высокого профессионализма не только в исполнении духовных песнопений, но и в их сочинении — его произведения звучали в русских храмах разных стран. Он был также одним из руководителей «Русской колонии в Тоскане», общественно-культурного объединения эмигрантов.

Церковь во Флоренции с 1927 подчиняется Западноевропейскому экзархату Вселенской Патриархии. Ее нынешний настоятель — уроженец Петербурга свящ. Георгий Блатинский назначен в 1997 после кончины о. Иоанна Янкина, в течение четверти века приезжавшего служить из Ниццы.

В послевоенные годы приходская жизнь сохранилась во многом благодаря долголетней (1956-1988) старосте М. В. Олсуфьевой, известной переводчице современной русской литературы, прежде всего А. И. Солженицына. В середине 1980-х прихожанином храма был кинорежиссер А. А. Тарковский, изгнанный из СССР и поселившийся во Флоренции. Состав современной общины смешанный: это представители эмиграции разных поколений, недавно приехавшие русские и украинцы, итальянцы, эфиопы, греки, сербы.

В 1987 в храме начались реставрационные работы под руководством архитектора Винченцо Ваккаро, которые в 1996-1999 вернули зданию прежний вид. В ноябре 2003 при участии городских и церковных властей торжественно отмечено столетие церкви.

http://www.artrz.ru/menu/1804649234/1805049805.html

Мне выпала честь как настоятелю представить вам этот замечательный первый русский православный храм на территории Италии. Несмотря на свою молодость – наш храм был освящен в ноябре 1903 года – он соединил в своем историческом существовании дорогие для сердца памяти о событиях последних веков русской истории. Русской, разумеется, не в смыле этническом, а в смысле национальном, а может, и даже скорее, цивилизационном.

Действительно, хоругви, расположенные по обе стороны входа в верхний храм, присутствовали на Пасхальном богослужении 1814 года на place de la Concorde в Париже,первой Пасхе, празднуемой в Походной церкви Александра Первого, после взятия столицы Франции русскими войсками, когда вся армия, присутствовавшая здесь же на площади, причащалась. Кстати, и посвящение верхнего храма нашей церкви Рождеству Христову берет свое начало от походной церкви Александра Первого.

В притворе, сразу при входе, слева, на маленькой самодельной звоннице висит колокол с крейсера «Алмаз». Этот крейсер – участник Цусимского боя русско-японской войны 1905 года, единственный крейсер, уцелевший в том сражении, сумевший, несмотря на многочисленные повреждения добраться своим ходом до Владивостока. После ремонта он служил Императорской яхтой, а в 1921 году возглавлял одну из групп кораблей, осуществлявших исход русской эмиграции из Крыма.

Святыней храма является крест-мощевик митрополита Филарета Романова (впоследствии Патриарха Московского и всея Руси), ставший с избранием шестнадцатилетнего отрока Михаила Романова на царство святыней Царского Дома. Романовы молились перед ним вплоть до 1698 года, когда Петр Первый, желая жениться на Анне Монс, заточил свою первую жену Евдокию, урожденную Лопухину, в Суздальский монастырь, которая забрала крест с собой. Больше он в семью Романовых не вернулся, а передавался из поколения в поколение уже в семье Лопухиных. Последняя Лопухина из этой ветви скончалась во Флоренции в 1922 г и с тех пор крест-мощевик находится в Алтаре храма.

Иконостас верхнего храма, подаренный последним русским Императором Николаем Вторым, святым царем-мучеником, изготовлен из белого каррарского мрамора и желтого веронского и содержит, в качестве дополнительных икон святых, небесных покровителей последней Царской семьи и вензель Государя.

Нижний храм святителя Николая Чудотворца наследует посвящение Домового храма одной из ветвей знаменитой уральской семьи горнозаводчиков Демидовых, поселившейся во Флоренции в 1822 г и с начала 50-х годов уже имевших свою церковь. В связи с вынужденной продажей имения Сан Донато в 1880 году, все убранство Домовой церкви – иконостас, иконы, церковные сосуды и утварь, богослужебные книги – все было сохранено для уже задуманного православного храма во Флоренции, так что посещая нижний храм, вы имеете поистине уникальную возможность видеть, в какой обстановке молились наши именитые предки.

К большому сожалению, в настоящее время внешний вид храмового здания находится в состоянии критическом. Местный мягкий камень pietra serena, обладающий крупным недостатком впитывать воду, со временем, и потому терять свою исходную форму, перешел все возможные сроки нормального функционирования и без внешнего вмешательства разрушается с большой скоростью. Протечка крыши в Алтаре дополнила безрадостную картину плачевного состояния церковного здания. Ознакомиться с течением работ и необходимыми для этого средствами можно в разделе сайта, посвященном реставрации, которая проводится под руководством нашего инженера , являющегося также и автором соответствующего раздела сайта. Его высокий профессионализм дает нам уверенность в успешном, при наличии средств, завершении работ в будущем 2013 юбилейном году, году празднования 400-летия Дома Романовых.

Итак, приветствую Вас на нашем сайте и желаю, чтобы Ваше посещение его в виртуальном прсстранстве продолжилось для Вас и в пространстве реальном – пространстве города Флоренции, истинной колыбели классической европейской культуры, где на улице папы Римского Льва Десятого, написавшему, в свое время, два письма Царю Иоанну Грозному, стоит пятиглавый русский храм.

Флоренция – город уникальный, получивший имя столицы Возрождения. Во многих церквях и соборах сохранились живописные шедевры известнейших художников этой эпохи. «Чудо человеческого мастерства под открытым небом», – так называют этот город все приезжающие в него.

Исторический центр города украшен жемчужиной архитектуры: Собором Божией Матери /Santa Maria del Fiori/. Купол собора, спроектированный Брунеллески, является символом города.

Открыт: пн.-сб. 10.00-17.00, вс. 13.00-17.00

Собор Божией Матери дель Фьори — Santa Maria del Fiori

Собор Божией Матери возводился 140 лет и свои труды в него вкладывали такие известные зодчие как Джотто, Андреа Пизано и Брунеллески. В 1436 г. Римским папой Евгением IV собор был освящен и в нем начались богослужения. Собор был возведен на месте храма святой Репарты – палестинской мученицы III в. В соборе сохранились останки этой церкви.

Под главным алтарем собора в бронзовой урне покоятся мощи святителя Зиновия (San Zanobi) – первого епископа (417-429) города Флоренции.

В соборе сохраняется честная глава святителя Иоанна Златоустаго . Рядом с собором стоит великолепный восьмигранный баптистерий (крещальня).

Баптистерий (крещальня) святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

На месте баптистерия стоял в древние века языческий храм Марсу. Христиане приспособили его под церковь где совершали таинство крещения. Позднее здание было перестроено. Баптистерий посвящен Иоанну Крестителю, являющимся духовным покровителем Флоренции.

Borgo di San Lorenzo. Открыта: 07.00-12.00, 15.30-18.30

Церковь святого Лаврентия — Chiesa di San Lorenzo

Эта церковь считается самой древней в городе. Освящена она была святителем Амвросием Медиоланским в 393 г. В этом храме погребены почти все правители Флоренции начиная с Козимо Старшего и заканчивая герцогами Лотарингскими.

Viale Galileo Galilei. Лето: 08.00-12.00, 14.00-18.00

Церковь святого мученика Мины на горе — Basilica di San Miniato al Monte

Храм является лучшим образцом романской архитектуры в Тоскане. На месте этой церкви в IV в. стояла часовня. В 1018 г. епископ города решил построить здесь церковь, посвященную местночтимому мученику Мине. В алтаре церкви сохраняются мощи святого мученика Мины, который считается первым флорентийским святым. Родившись богатым, Мина вел беспутную жизнь, но затем приняв крещение, удалился в пещеру для упражнения в молитве. При императоре Декии был предан мученической смерти через усечения главы.

— уникальный древний город Италии, хранящий многие древние христианские святыни. Среди них глава свт. Иоанна Златоуста, а также чудотворные иконы Богородицы. И, конечно, Флоренция не будет самой собой без старинных соборов и церквей, фресок и скульптур.

Флоренция многие века гостеприимно принимает русского путешественника и паломника. В XIX веке здесь уже была русская колония. В этом городе подолгу жили многие аристократы (Мусины-Пушкины, Бутурлины, Кочубеи, Демидовы и др.), а также останавливались писатели, художники, композиторы (Достоевский, Чайковский).

На средства русской общины в начале XX века во Флоренции был построен красивый пятиглавый православный храм в честь Рождества Христова и святителя Николая Чудотворца.

С него мы и начали наш день во Флоренции.

Это первый русский православный храм на территории Италии. Был освящен он в ноябре 1903 года. благодаря усилиям о.Владимира Левицкого и пожертвованиям русских прихожан, в частности семьи Демидовых, и императора Николая II. Он является уникальным примером творческого сотрудничества русских и итальянских мастеров.

Нам посчастливилось встретиться с настоятелем о.Георгием Блатинским.

Иконостас верхнего храма, подаренный последним русским Императором Николаем Вторым, святым царем-мучеником, изготовлен из белого каррарского мрамора и желтого веронского и содержит, в качестве дополнительных икон святых, небесных покровителей последней Царской семьи и вензель Государя.

Святыней храма является крест-мощевик митрополита Филарета Романова (впоследствии Патриарха Московского и всея Руси), ставший с избранием шестнадцатилетнего отрока Михаила Романова на царство святыней Царского Дома. Романовы молились перед ним вплоть до 1698 года, когда Петр Первый, желая жениться на Анне Монс, заточил свою первую жену Евдокию, урожденную Лопухину, в Суздальский монастырь, которая забрала крест с собой. Больше он в семью Романовых не вернулся, а передавался из поколения в поколение уже в семье Лопухиных. Последняя Лопухина из этой ветви скончалась во Флоренции в 1922 г и с тех пор крест-мощевик находится в Алтаре храма.

Крест — мощевик

Отслужив краткий молебен, помолившись, мы отправились на осмотр Флоренции. Он был основаный в 59 году до нашей эры лично Юлием Цезарем.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре кафедральный собор во Флоренции, самое знаменитое из архитектурных сооружений флорентийского кватроченто. Здесь почивают мощи св. Иоанна Златоуста и св. ап. Андрея Первозванного . В соборе собраны частички мощей многих мучеников христианства. В том числе частички мощей Марии Магдалины, малые частицы Животворящего Древа Господня. Под главным алтарем покоятся мощи святителя Зиновия — первого епископа города Флоренции.

В этом соборе находятся также иконы итальянского иконописца Джотто ди Бондоне.

Мы посетили , расположенная на месте женского монастыря VIII века «Архангела Михаила в Саду». В 1240 году на месте монастыря возник рынок, где на первом этаже, в открытой лоджии торговали зерном, на втором этаже было зернохранилище.

В XIV веке рынок перенесли в другое место. На первом этаже устроили церковь, которая сильно разбогатела во время эпидемии чумы 1348 года, второй этаж продолжал использоваться в качестве зернохранилища вплоть до 1569 года.

А потом мы просто гуляли по этому древнему городу









Флоренция… Город в сердце Италии, неразрывно связанный с ее историей и культурой, возросший в католицизме… Однако не всем известно, что именно в этом городе вот уже более ста лет регулярно служится православная Литургия, радует взоры верующих русский храм, не закрывавшийся и в годы, когда в России крушило церкви безбожие.

Храм Рождества Христова и Свт. Николая Чудотворца во Флоренции – это первый русский православный храм в Италии. Идея его постройки впервые была предложена в начале 70­х годов XIX века старшей сестрой императора Александра II вел. княгиней Марией Николаевной, которая с 1863 по 1874 год жила на вилле Кварто во Флоренции.

Она высказала эту просьбу митрофорному прот. Михаилу Орлову, служившему тогда при посольской церкви во Флоренции (Тосканское графство имело дипломатические отношения с Российской империей). Идея пришлась по душе русской колонии, так что, в конце концов, началась организционная деятельность в этом направлении.

Строительство начали в 1899 г., а уже в октябре 1902 г. освятили нижний храм во имя Свт. Николая. Иконостас, иконы и внутреннее убранство его – все это было раньше в домовой церкви Демидовского имения Сан­ Донато, к сожалению проданного в марте 1880 года. А 8 ноября 1903 г. состоялось освящение верхнего храма в честь Рождества Христова.

Хоть раз увидев среди старинных домов и храмов итальянской Флоренции этот храм в «русском стиле» с двумя церквями – верней и нижней, двуглавыми орлами и лилиями на кованой ограде, вы вряд ли переборите желание зайти сюда. Тем более, что уже 14 лет настоятелем его и гостеприимным хозяином является священник из Санкт-Петербурга и выпускник парижского Свято-Георгиевского Богословского института отец Георгий.

Строение окружено с каждой стороны "Вышивкой", состоящей из семи незаконченных выгнутых арок (так называемых «кокосников»), мозаично украшенных и, образовывающих опору для барабанов пяти куполов. Купола в форме луковиц покрыты полихромной керамикой с бирюзовыми, зелёными и белыми чешуйками, истинными арабесками цветов, несомненно напоминающие купола московского собора Василия Блаженного.

Храм построен в характерно русском, так называемом московско­-ярославском стиле по проекту М. Преображенского, который потом строил храмы в Ницце, Софии, Таллине, Буэнос­-Айресе, в Пюхтицком монастыре. Кроме того, прославленная в лике страстотерпцев Царская Семья подарила для верхнего храма беломраморный иконостас, который был выполнен в генуэзской мастерской Джузеппе Нови.

Никольская церковь - историческое продолжение домового храма князей Демидовых, основанного в 1840 г. на их вилле под Флоренцией в Сан-Донато-ин-Полвероза. Сохранилось и посвящение, в честь небесного покровителя Николая Никитича Демидова, основателя "флорентийской ветви" семейства.

Князь Павел Демидов, решивший оставить поместье Сан-Донато ради Пратолино, в 1879 г. подарил посольской церкви все убранство своего домового храма, а после его смерти в 1885 г. его вдова пожертвовала на строительство флорентийской церкви крупную сумму, составившую почти пятую часть всех расходов на постройку (в память об этом над входной дверью установлен небольшой образ св. царицы Елены, покровительницы княгини Е.П. Демидовой).

Духовная связь храма с Россией самая тесная, ведь все небесные покровители Царской семьи (на 1903 г.) представлены на иконостасе, и на каждой литии поминают поименно всех Царственных страстотерпцев. Добавим к этому еще, что в храме хранится великая святыня – крест семьи Романовых. Он принадлежал еще патриарху Филарету – отцу государя Михаила Феодоровича.

Этот крест хранился в семье Романовых до Петра I, вернее, до того момента, как он заточил свою первую супругу, Евдокию Лопухину, в монастырь, и она, видимо, забрала его с собой. В 1922 году этот крест передал храму супруг скончавшейся здесь, во Флоренции, женщины, которая была потомком той ветви Лопухиных.

С 1925 по 1936 годы храм служил временной усыпальницей членов греческой королевской семьи - короля Константина I, королевы Ольги, королевы Софии.
В настоящее время храм действует в составе Архиепископии Русских Православных Церквей в Западной Европе.
Если побываете во Флоренции,то обязательно посетите эту жемчужину архитектуры.

Текст с иллюстрациями.http://maxpark.com/community/6782/content/1989500