Человек в социальной сфере. Социальная сфера общества и ее структура. Значение социальной сферы

Введение 2

Подходы к определению социальной сферы 3

Структура социальной сферы 6

Социальная сфера общества и социальная политика 9

Заключение 12

Список использованной литературы 13

Введение.

Социальная сфера представляет собой сложную систему, единую в своем качестве и назначении и многофункциональную в силу сложности и многозначности процесса воспроизводства, дифференцированных субъектов жизнедеятельности с их потребностями, способностями, многообразием интересов. Она является самоорганизующейся и организуемой системой одновременно, многосубъектной и многоуровневой системой. Это делает ее весьма сложным объектом для теоретического и эмпирического анализа.

Несмотря на огромную роль, которую социальная сфера играет в жизни общества, до сих пор среди ученых нет единогласия в определении социальной сферы.

В своей работе, я представлю несколько точек зрения на этот вопрос. Так же я опишу основные подходы к структуризации социальной сферы и критерии, на которых они основываются. В последней части моей работы представлены основные черты социальной политики, как инструмента управления социальной сферой.

Подходы к определению социальной сферы общества.

Традиционно обществоведами выделяются следующие основные сферы общества - экономическая, духовная, политическая и социальная. Под экономической сферой понимается система экономических отношений, возникающая и воспроизводимая в процессе материального производства. Система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества составляет духовную сферу. Политическая сфера включает в себя систему политических и правовых отношений, возникающих в обществе и отражающих отношение государства к своим гражданам и их группам, граждан к существующей государственной власти.

Социальная сфера охватывает все пространство жизни человека - от условий его труда и быта, здоровья и досуга до социально-классовых и национальных отношений. К социальной сфере относят образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, физическую культуру, общественное питание, коммунальное обслуживание. Она обеспечивает воспроизводство, развитие, совершенствование общественных групп и индивидов. Несмотря на это до сих пор идут споры об определении социальной сферы и о выделении ее в качестве основной сферы общества.

Развитие теоретического осмысления социальной сферы началось с появлением философии и каждое поколение ученых, рассматривая проблемы общественного жизнеустройства через призму требований своего времени, выстраивало различные концепции и модели социального бытия.

В литературе можно выделить несколько подходов к сущности понятия «социальная сфера». Первый определяет ее через совокупность больших социальных групп классов, наций, народов и так далее. Этот подход закрепляет разделение общества на различные социальные группы, но при этом социальная сфера утрачивает свои функциональные признаки, главный из которых обеспечение воспроизводства общества. Например: «центральным звеном социальной сферы являются социальные общности и взаимосвязи». Понятие социальной сферы в такой трактовке совпадает с понятием социальной структуры общества. «Социальная структура означает объективное деление общества на отдельные слои, группы объединяемые на основе одного или нескольких признаков. Основными элементами являются социальные общности».

Вторую точку зрения представляют в основном экономисты. Активно используя в научном анализе категорию «социальная сфера», они сводят ее к непроизводственной сфере и отраслям услуг. Например, Райзберг Б.А. дает следующее определение: «к социальной сфере принято относить экономически е объекты и процессы, виды экономической деятельности непосредственно касающиеся образа жизни людей, потребления населением материальных и духовных благ, услуг, удовлетворения конечных запросов человека, семьи, коллективов, групп общества в целом». . Л.Г. Судас и М.Б.Юрасова под социальной сферой понимают «сферу жизнедеятельности общества, в которой обеспечивается определенный уровень благосостояния, качества жизни населения вне непосредственной сферы материального производства». В этих определения социальная сфера выступает как синоним социальной инфраструктуры. Под последней подразумевается «взаимоувязанный комплекс отраслей хозяйства, которые обеспечивают общие условия производства и жизнедеятельности людей. К социальной инфраструктуре относятся: торговля, здравоохранение, городской транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство и др.». Эти определения представляют социальную сферу только как систему взаимосвязанных обслуживающих структур, не учитывая деятельности в ней каких-либо социальных субъектов, их связей и отношений.

Также некоторые ученые считают что социальная сфера находиться между политической и экономической сферами, и является их связующим звеном, поэтому ее выделение как отдельной сферы общества неправомерно. Опять же теряется ее основная функция - деятельность по воспроизводству населения и отношения, складывающиеся в процессе этой деятельности.

Еще одна группа авторов под социальной сферой понимает специфическую область общественных отношений, охватывающую систему социально-классовых, национальных отношений, связи общества и личности, например - «социальная сфера общества, охватывая интересов классов и социальных групп, наций и народностей, отношения общества и личности, условия труда и быта, охраны здоровья и организации досуга, ориентирована на запросы и потребности каждого члена общества». Но это определение не обеспечивает целостного подхода к анализу социальной сферы.

И, наконец, последний подход к определению социальной сферы, который на мой взгляд наиболее полно охватывает все ее составляющие и связывает ее с социальным воспроизводством населения. С точки зрения Г.И. Осадчей «социальная сфера представляет собой целостную, постоянно изменяющуюся подсистему общества, порожденную объективной потребностью общества в непрерывном воспроизводстве субъектов социального процесса. Это устойчивая область человеческой деятельности людей по воспроизводству своей жизни, пространство реализации социальной функции общества. Именно в ней обретает смысл социальная политика государства, реализуются социальные и гражданские права человека».

Структура социальной сферы общества.

Социальная сфера существует не изолированно, но во взаимосвязи с другими сферами общества. «Социальная сфера, выражая жизнедеятельность в целостном осуществлении, имеющая своим результатом человека, социальные группы, как бы пронизывает все другие, так как в каждой из них действуют люди, социальные общности».

Социальная сфера может быть структурирована по различным критериям. Например, С.А. Шавель представляет структуру социальной сферы как сумму четырех взаимосвязанных частей, выступающих вместе с тем и эмпирическими индикаторами при ее предметной идентификации:

1. Социальной структуры общества, исторически представленной определенными классами и социальными группами (социально-демографическими, этническими, территориальными и др.) и отношениями между ними.

2. Социальной инфраструктуры как совокупности отраслей народного хозяйства и видов общественно полезной деятельности (кооперативной и индивидуальной, общественных фондов и социальных инициатив и т.д.), направленных на оказание услуг непосредственно человеку.

3. Социальных интересов, потребностей, ожиданий и стимулов, т.е. всего того, что обеспечивает связь индивида (групп) с социумом, включенность личности в общественный процесс.

4. Принципов и требований социальной справедливости, условий и гарантий ее осуществления. [цит по 4, 28].

Эффективное функционирование социальной сферы обеспечивает развитая социальная инфраструктура, устойчивая совокупность материально вещественных элементов, создающих условия для удовлетворения всего комплекта потребностей в целях воспроизводства человека и общества.

Более реальное представление о структуре социальной сферы дает классификация отраслей:

    образование – дошкольные, общеобразовательные учреждения, учреждения начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования;

    культура – библиотеки, учреждения культуры клубного типа, музей, художественные галереи и выставочные залы, театры, концертные организации, парки культуры и отдыха, цирки, зоопарки, кинотеатры, памятники истории и культуры, выпуск книжной журнальной и газетной продукции;

    охрана здоровья человека – статистика здравоохранения, статистика заболеваемости населения, инвалидности, производственного травматизма;

    здравоохранения – суть и деятельность учреждения здравоохранения, их размещение, состояние и оснащенность, кудры врачебного и младшего медицинского персонала;

    социальное обеспечение – стационарные учреждения (учреждения, предназначенные для постоянного и временного проживания престарелых и инвалидов, нуждающихся в постоянном социально-бытовом и медицинском обслуживании и уходе)

    жилищно-коммунальное хозяйство - жилой фонд, его благоустройство, жилищные условия населения, производственная деятельность предприятий и служб, обеспечивающих население водой, теплом, газом, гостиницами и другими видами благоустройства населенных пунктов;

    физкультура и спорт – сеть спортивных сооружений, их размещение, кадры, численность людей, занимающихся физической культурой и спортом.

Структура социальной сферы может быть рассмотрена и как структура сферы услуг: общественные услуги в чистом виде, частные услуги в чистом виде, смешанные услуги.

Производство и потребление чистых общественных услуг подразумевает удовлетворение общественных потребностей – общенационального, локального и регионального масштаба. Эти услуги невозможно сделать исключительно объектами индивидуального пользования. Неисключаемость таких услуг из потребления дает возможность индивидам потреблять их не оплачивая. Государство гарантирует доступность таких услуг и минимальный социальный стандарт их предоставления. Финансирование производства чистых общественных услуг осуществляется за счет регионального бюджета, или бюджета страны. Отмеченные свойства чистых общественных услуг делают невозможным их включение в рыночные отношения.

В противоположность им чистые частные услуги целиком и полностью включены в рыночные отношения, и обладают следующими свойствами индивидуальных характер потребления, исключаемость, их производство полностью осуществляется на основе частной собственности и конкуренции.

Большая часть социальных услуг носит смешанный характер, обладая свойствами и чистых частных и чистых общественных услуг.

На основе выше приведенной классификации социальных услуг как экономических благ в книге Л.Г.Судас и М.В.Юрасовой выделяются различные секторы в структуре социальной сферы, в которых производятся услуги разных типов:

    государственный, где производятся чистые общественные блага и социально значимые блага, обеспечивающие систему ГМСС;

    добровольно – общественный, где производятся смешанные общественные блага ограниченного доступа (муниципального уровня, спортивные клубы, федерации и т.д.);

    смешанный, где производятся смешанные общественные блага, в том числе социально значимые услуги. Он представлен организациями смешанных форм собственности;

    частный коммерческий, где производятся частные блага на коммерческой основе.

Социальная сфера общества и социальная политика

В пространстве социальной сферы реализуется социальная политика государства, социальные и гражданские права человека.

Наиболее значимой детерминантой самодвижения социальной сферы, особенно в период интенсивной структурной перестройки, ломки старых механизмов саморегуляции общества, является социальная политика, поскольку возникает необходимость целенаправленных воздействий на социальную среду, чтобы избежать огромных социальных издержек, характерных для экономических и политических реформ. Именно социальная политика призвана решать проблему соотношения экономического развития и сохранения социальных гарантий, уменьшая противоречия в экономических и социальных процессах, протекающих в большей или меньшей мере стихийно.

Социальная политика - одно из важнейших направлений, составная часть внутренней политики государства. Она призвана обеспечить расширенное воспроизводство населения, гармонизацию общественных отношении, политическую стабильность, гражданское согласие и реализуется через государственные решения, социальные мероприятия и программы. С течением времени социальная политика расширяла не только объекты своего влияния но и свое содержание. Также росли масштабы государственного вмешательства в общественные процессы. «Ограниченный взгляд на социальную политику как систему мер помощи социально слабым группам сложился еще в Советском Союзе. Доминирует такой подход и в современной России. Однако необходимо более широкое осмысление данного вопроса. » Теперь социальная политика не ограничивается отдельными категориями населения, ее объектом выступают жизненные условия практически всех социальных и демографических групп.

Шкартан представляет следующее определение «Социальная политика в любом обществе - это деятельность по установлению и поддержанию неравного положения социальных групп. Качество социальной политики определяется достижением относительного баланса интересов групп, мерой согласия основных социальных сил с характером распределения ресурсов общества, и, наконец, чрезвычайно важное - с возможностями реализации человеческого потенциала перспективными социальными сегментами общества, в том числе и лишь нарождающимися группами. Успешная социальная политика - это политика, приносящая социальный и экономический эффекты».

Социальную политику принято рассматривать в широком и узком смысле. В широком – социальная политика охватывает все решения, затрагивающие те или иные стороны жизни населения страны. Социальная политика в узком смысле «есть ни что иное, как перераспределение (на основе действующего законодательства) финансовых ресурсов между различными социальными группами населения, отраслями народного хозяйства с использованием механизмов государственной налоговой и бюджетной системы» .

Гуляева Н.П. пишет что «Целью социальной политики является повышение благосостояния населения, обеспечение высокого уровня и качества жизни, характеризующихся следующими показателями: доход как материальный источник существования, занятость, здоровье, жилье, образование, культура, экология».

Исходя из вышеперечисленного задачами социальной политики являются:

    распределение доходов, товаров, услуг, материальных и социальных условий воспроизводства населения;

    ограничение масштабности абсолютной бедности и неравенства;

    обеспечение материальных источников существования тем, кто по независящим от них причинам ими не обладает;

    предоставление медицинских, образовательных, транспортных услуг;

    оздоровление окружающей среды.

В обществе социальная политика выполняет следующие основные функции. Во-первых, функция перераспределения доходов. Эта функция особенно важна в условиях рыночной экономики, так как развитие рыночных отношений ведет к такому распределению доходов и ресурсов в целом, которое противоречит не только общепринятым нормам справедливости, но и экономической эффективности, поскольку ограничивает потребительский спрос и разрушает инвестиционную сферу. Во-вторых, стабилизационная функция, которая способствует улучшению социального положения большинства граждан. В-третьих, интеграционная функция, которая обеспечивает единство общества на принципах социального партнерства и социальной справедливости.

Заключение.

Социальная сфера представляет собой особую область отношений, связывающих субъекты общественной жизнедеятельности. Она обладает относительной самостоятельностью, имеет специфические закономерности своего развития, функционирования и строения. Включает в себя всю совокупность условий и факторов, обеспечивающих воспроизводство, развитие, совершенствование индивидов и групп. Социальная сфера, опираясь на собственную инфраструктуру функционально обеспечивает воспроизводство трудового ресурса, регулирует потребительское поведение тех или иных социальных субъектов, способствует реализации их творческого потенциала, самоутверждению личности.

Социальная сфера в идеале призвана обеспечить достаточный уровень благосостояния, доступность основных жизненных благ для большинства населения. Она призвана создавать возможности социальной мобильности, перехода в более высокую доходную, профессиональную группу, гарантировать необходимый уровень социальной защиты, развитие социальной, трудовой и предпринимательской активности, обеспечивать возможность самореализации человека. Оптимальная модель социальной сферы связана с обеспечением защиты экономических интересов каждого гражданина, гарантий общественной стабильности и опирается на принципы социальной справедливости и государственной ответственности за социальное воспроизводство человека. Именно это призвана реализовать социальная политика.

Список использованной литературы:

    Барулин В.С. «Социальная философия», М., Фаир-пресс, 2002

    Гуляева Н.П. «Социальная сфера как объект управления и социальное развитие», http://zhurnal.lib.ru/n/natalxja_p_g/tema3-1.shtml

    Гуляева Н.П. «Социальная политика», http://zhurnal.lib.ru/n/natalxja_p_g/tema9.shtml

    Осадчая Г.И. «Социология социальной сферы», М., Изд-во МГСУ «Союз», 1999

    «Рабочая книга социолога», М., Едиториал УРСС, 2003

    Райзберг Б.А. «Основы экономики и предпринимательства», М., МП «Новая школа», 1993

    Судас Л.Г., Юрасова М.В. «Маркетинговые исследования в социальной сфере», М., Инфа-М, 2004

    «Философия, политология, экономика, словарь», Ярославль, Академия развития, 1997

    Шкартан И.О. «Декларируемая и реальная социальная политика»// Мир Poccuu. 2001. №2

Социальную сферу общества , необходима также система показателей, относящихся...

  • Социальная структура общества (8)

    Конспект >> Социология

    Большие социальные группы, различающиеся по их роли во всех сферах жизнедеятельности общества , которые... формируются и функционируют на основе коренных социальных интересов...

  • Основные элементы социальной структуры общества (1)

    Реферат >> Социология

    Молодежь); национальные общности. По отношению к социальной сфере общества имеется два основных подхода: классовый...

  • Социальная сфера общества может рассматриваться в двух аспектах .

    Во-первых, социальная сфера общества – это сфера, где удовлетворяются социальные потребности человека в жилье, пище, одежде, образовании, поддержании здоровья (медицинском обслуживании), пенсионном обеспечении, в защите от опасных для жизни явлений природы. Благосостояние общества и личности тесно связано с уровнем и качеством развития социальной сферы общества. Политика современного российского государства направлена на развитие социальной сферы общества через разработку специальных социальных программ, национальных проектов: «Образование», «Доступное жилье», «Здравоохранение».

    Во-вторых, социальная сфера общества связана с выделением различных социальных общностей и их взаимосвязей. На этом втором аспекте остановимся подробнее. В учебной литературе он зачастую рассматривается в рамках темы «Социальная структура общества».

    Социальная общность – это совокупность людей, объединенная исторически сложившимися, устойчивыми связями и отношениями и обладающая рядом общих признаков (черт), придающих ей неповторимое своеобразие. В основе социальных общностей лежит объективная (экономическая, территориальная и др.) связь между ее членами, сложившаяся в их реальной жизни. Вместе с тем, основой социальной общности могут быть и факторы духовного порядка: общий язык, традиции, ценностные ориентации и т.д. Для социальной общности характерна также ее качественная целостность, позволяющая отличать данную общность от других объединений людей. И наконец, социальная общность выражается в общности исторических судеб людей, общих тенденций, перспектив их развития.

    Различные по характеру, масштабу, общественной роли и т.д. социальные общности входят в состав социальной структуры общества. Социальная структура общества – это исторически сложившаяся, относительно устойчивая система связей и отношений между различными элементами общества как целого. Принято считать основными элементами социальной структуры общества:

    Индивидов с их статусом и социальными ролями (функциями);

    Социально-этнические общности (род, племя, народность, нацию);

    Народ как социальную общность;

    Классы как социальные общности, а также такие большие социальные общности как касты, сословия;

    Малые социальные группы (трудовые и учебные коллективы, воинские подразделения, семья и др.).

    Первой, специфически человеческой формой общности, был род – кровнородственное объединение людей, связанных коллективным трудом и совместной защитой общих интересов, а также общностью языка, нравов, традиций.

    Объединение двух и более родов составляло племя . Как и род, племя является этнической общностью, так как в основе его продолжают находиться кровнородственные связи.

    Распад родоплеменных связей и обособление кровнородственных ведет к образованию новой общности – народности. Это уже не сугубо этническая, а социально-этническая общность, в основе которой не кровнородственные, а территориальные, соседские связи. Народность – это исторически сложившаяся на базе рабовладельческого и феодального способов производства общность людей, имеющая свой язык, территорию, известную общность культуры, зачатки экономических связей. Она является относительно неустойчивой общностью. По сравнению с племенем здесь налицо новый уровень хозяйственных связей, но вместе с тем нет еще той целостности и глубины экономической жизни, которая возникает у нации.

    Нации характерны для периода развертывания капитализма и формирования товарно-денежных рыночных отношений. Нация – это исторически сложившаяся устойчивая форма объединения людей, имеющих общность территории, экономики, языка, культуры и психологического склада. В отличие от народности нация – более устойчивая общность людей, причем устойчивость ей придают глубокие экономические связи. Но условием формирования нации стали не только объективные (природно-территориальные, экономические) факторы, но и субъективные – язык, традиции, ценности, общность психологического склада. К числу скрепляющих нацию факторов можно отнести сложившиеся этнические особенности трудовой деятельности, одежды, пищи, общения, жизненного и семейного уклада и т.д. Общее историческое прошлое, своеобразие экономики, культуры, быта, традиций формируют национальный характер. В истории мы наблюдаем многообразие наций и каждая обладает своим уникальным ароматом, вносит свой вклад в развитие мировой цивилизации и культуры.

    Важнейшей характеристикой нации является национальное самосознание. Национальное самосознание – это осознание духовного единства своего народа, общности исторической судьбы, социально-государственной общности, это приверженность к национальным ценностям – языку, традициям, обычаям, вере, это патриотизм. Национальное самосознание обладает огромной регулятивной и жизнеутверждающей силой, оно способствует сплочению людей, сохранению социокультурной идентичности, противодействует факторам, ее разрушающим.

    Здоровое национальное сознание следует отличать от национализма. Основу национализма составляют идея национального превосходства и национальной исключительности. Национализм – это форма проявления национального эгоизма, ведущего к возвеличиванию собственной нации над всеми другими, основанному не на действительных преимуществах и успехах нации, а на тщеславии, чванстве, самомнении, слепоте по отношению к собственным недостаткам. Есть простая истина: чем выше национальное самосознание народа, чем сильнее чувство национального достоинства, с тем большим уважением и любовью он относится к другим народам. Любой народ становится духовно богаче и краше, когда он уважает другой народ.

    Понятие «народ» употребляется в литературе в разных смыслах. Им может обозначаться население той или иной страны (например, народ Франции, России и т.д.). В этом случае – это не просто внешнее обозначение всего населения общества, а качественно определенная социальная реальность, сложный социальный организм. Этот смысл сближает понятия народа и нации.

    Как социальная общность народ – это объединение людей, прежде всего занятых в общественном производстве, осуществляющих решающих вклад в общественный прогресс, имеющих общность духовных устремлений, интересов, некоторые общие черты духовного облика. Таким образом, не только объективные факторы (совместная трудовая деятельность и общий вклад в осуществление прогрессивных преобразований в обществе), но и субъективно-сознательные, духовные факторы (традиции, нравственные ценности) интегрируют такую социальную общность как народ.

    Единство сознательных и неосознанных ценностей, норм, установок, присущее народу, его представителям, находит воплощение в менталитете. Менталитет обеспечивает традиционность жизни и деятельности членов социальной общности, формирует у них чувство солидарности, лежит в основе различения «мы – они». В качестве характерных черт русского народа, представляющих его менталитет, в литературе указываются: соборность, общинность (коллективизм), патриотизм, стремление к социальной справедливости, приоритет служения общему делу перед личными интересами, духовность, «всечеловечность», государственность и др.

    Классы – это большие социальные общности, которые стали формироваться в период разложения родового строя. Заслуга открытия классов принадлежит французским историкам 19в. Ф.Гизо, О.Тьерри, Ф.Минье. Детально роль классов и классовой борьбы в истории развития общества проанализирована в марксистской философии.

    Развернутое определение класса дано В.И.Лениным в работе «Великий почин»: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которым они располагают. Классы – это такие группы людей, из которых одна может присваивать себе труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства».

    Для марксистской трактовки класса характерно понимание материального производства как важнейшего объективного фактора конституирования классов. При выделении класса как социальной общности акцент делается на специфической роли классов в общественной организации труда, а не просто на их трудовой деятельности как таковой. Вместе с тем классовую общность, как и всякую другую социальную общность, можно и нужно рассматривать не только в плане объективно-экономических, но и в плане сознательно-духовных характеристик. Это означает, что к признакам классов можно отнести определенные социально-психологические черты, установки, ценностные ориентации, предпочтения, образ жизни и т.д., характерные для данной группы людей. Многими авторами классовое самосознание рассматривается как особая характеристика класса, предполагающая превращение «класса в себе» в «класс для себя».

    В современной литературе, помимо марксистской, существуют и иные трактовки классов и классовой дифференциации общества, отражающие реальность ХХ – ХХI вв. (Р.Дарендорфа, Э.Гидденса и др.). Так, М.Веберу принадлежит классово-статусная модель социальной дифференциации общества. Под классами Вебер понимает группы, имеющие доступ к рынку и предлагающие на нем те или иные услуги (собственники, рабочий класс, мелкая буржуазия, интеллигенция, «беловоротничковые» служащие). Наряду с классами Вебер выделяет статусные группы , различающиеся образом жизни, престижем, а также партии , существование которых основано на распределении власти.

    В настоящее время многими западными и российскими философами в социальной структуре экономически развитых стран выделяются три больших социальных группы: высший (правящий) класс , куда входят собственники основных средств производства и капитала, класс производственных и непроизводственных работников , объединяющий лиц наемного труда, не имеющих собственности на средства производства и занятых преимущественно исполнительским трудом в различных сферах материального и нематериального производства, средний класс, к числу которого относятся мелкие предприниматели, подавляющая часть интеллигенции и средняя группа служащих.

    Историческое развитие общества свидетельствует, что тенденцией развития социальной структуры общества является ее постоянное усложнение, возникновение новых общностей в зависимости от уровня технико-технологического базиса и типа цивилизации. В современной философской и социологической литературе при анализе социальных общностей широко используются такие понятия как «маргинальная группа», «элитарный слой» и др.

    Большой вклад в изучение социальной структуры общества внес русский философ и социолог П.А.Сорокин (1889-1968), родоначальник теории социальной стратификации и социальной мобильности.

    Социальная стратификация – понятие, обозначающее существование в обществе социального неравенства, иерархии, разделение его на страты (слои ), выделяемые на основании какого-либо одного или ряда признаков. Большинство современных исследователей придерживается концепции «многоизмеримой стратификации», по которой слои выделяются на основе многих критериев (род занятий или профессия, доход, образование, уровень культуры, тип жилища, район проживания и др.).

    П.А.Сорокин детально проанализировал три основные формы стратификации : экономическую, политическую, социальную (профессиональную) и в каждой из них выделил по несколько страт, показал взаимопереплетение трех основных форм. Под социальной мобильностью Сорокин понимал любой переход индивида из одной социальной позиции в другую. Выделил два основных типа социальной мобильности : горизонтальную и вертикальную. Под горизонтальной мобильностью подразумевался переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на том же уровне (напр., перемещение индивида с сохранением своего профессионального статуса с одного предприятия на другое). Вертикальная мобильность связана с перемещением индивида из одного социального пласта в другой. В зависимости от направленности перемещения существует два вида вертикальной мобильности: восходящая – движение из нижнего пласта в более высокий, т.е. социальный подъем, и нисходящая – перемещение с более высокой социальной позиции на более низкую, т.е. социальный спуск.

    Концепция социальной стратификации и социальной мобильности не устраняет, а дополняет концепцию классового подразделения общества. Она способна конкретизировать макроанализ структуры общества и более точно определять изменения, происходящие в обществе.

    При анализе социальных общностей по количественному параметру выделяют большие социальные общности - макроуровень социальной структуры общества (расы, нации, касты, сословия, классы и др.) и микроуровень социальной структуры общества – это малые социальные группы, среди которых особое место занимает семья.

    Семья – основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Юридической основой семьи служит оформление брачных отношений между мужчиной и женщиной в соответствии с существующими в обществе законами. Однако высшим нравственным законом для супружества является любовь. Важнейшей функцией семьи является продолжение рода и воспитание детей.

    Семья – явление историческое, она видоизменялась в процессе развития общества (групповая, парная, моногамная). Брачно-семейные отношения испытывают на себе влияние не только социально-экономических, политических, правовых факторов, но и культурных (нравственных, эстетических ценностей и традиций). Нуклеарная семья, состоящая из мужа, жены и детей, преобладает в нашу эпоху, отношения в ней характеризуются неформальностью межличностных отношений, ослаблением экономических, правовых и религиозных уз, скреплявших прежнюю семью и все большим весом морально-психологических уз.

    В любом обществе помимо социальной структуры существует природная дифференциация людей, т.е. деление людей по природным критериям. Это деление на расы – исторически сложившиеся ареальные группы людей, связанных единством происхождения, которое выражается в общих наследственных морфологических и физиологических признаках, варьирующихся в определенных пределах. Существует деление людей по половым признакам – на мужчин и женщин, по возрастным критериям – на детей, молодежь, людей зрелого возраста, стариков. Между социальной и природной дифференциацией людей существует связь, взаимодействие. Так, в любом обществе имеются люди преклонных лет, но в определенных общественных условиях эти люди образуют группу пенсионеров. Различия мужского и женского организмов сказываются в общественном разделении труда. Примеры можно продолжить, но все они будут свидетельствовать о том, что общество, его социальная структура, не отменяя природных дифференциаций, наделяет их определенными социальными качествами.

    Социальная сфера, таким образом, представляет собой взаимосвязь различных макро- и микросоциальных общностей. Эта взаимосвязь проявляется во взаимопроникновении, взаимопереплетении социальных общностей: национальная общность может включать в себя народ, классы, один и тот же класс может состоять из представителей различных наций и т.д. Но взаимопроникая, общности сохраняются как качественно устойчивые социальные образования. Между общностями существуют многообразные типы, виды отношений (классовые, национальные и др.), которые также взаимодействуют, взаимовлияют друг на друга. И вся эта сложная совокупность социальных общностей, их отношений образует социальную сферу в ее целостности.

    Социальная сфера общества - это нечто неодностороннее, нечто такое, что понять можно, только лишь изучив детально. По поводу ее сущности до сих пор идут споры.

    Конечно же, состоит из больших социальных групп, а также из отношений, возникающих между этими группами. Группы - это не только трудовые коллективы и классы, но и нации, народы и так далее. Все человечество - это одна большая социальная общность.

    Социальная сфера - это не что иное, как сфера воспроизводства, а также производства. Человек реализует в ней себя не только как существо духовное и социальное, но и, конечно же, биологическое. Социальная сфера - это то, благодаря чему мы получаем образование, работаем. Получаем необходимую медицинскую помощь, имеем дом, соответствующий определенным стандартам и пригодный для проживания. К примеру, жизни общества тоже важна. Однако ее важность никак не может быть выше важности социальной сферы, так как она является основой порядка и общего благополучия.

    Люди неравны по образованию, способностям и прочему. Если из важного механизма выпадет один винтик, разве просто будет подобрать на его место подобный? Да, все зависит от ситуации, а также от того, есть ли из чего выбирать. Так же и с людьми: общество стремится воссоздавать тех, кто мог бы вмиг овладевать любыми видами деятельности.

    Люди неравны не только по способностям, но и по Отличия в данном случае существуют следующие:

    Семейные;

    Половозрастные;

    Классовые.

    Классовые признаки человека, как правило, связаны с собственностью. Собственность - это то, чем владеет человек, то, что является его капиталом. Классовое расслоение имеет место с древних времен, и никуда от него не деться.

    Средства производства - это то, по поводу чего складываются отношения собственности. Те материальные блага, которые производятся при их помощи - это то, что должно удовлетворять потребности людей. Конечно же, кому-то их достается больше, а кому-то - меньше.

    В древности основой расслоения были касты. Речь о том, что одни группы людей имели определенные привилегии, а другие их не имели. Эти привилегии передавались по наследству.

    Можно наблюдать в обществе практически любой страны. Многие великие политики и мыслители предлагали множество вариантов его устранения. Одни из них предлагали открыть перед человеком все дороги, чтобы он выбрал свою и сам добился нужных благ, а другие утверждали, что необходимо дать всем стандартный набор благ.

    Люди неравны также и по половозрастным признакам. Да, действительно, молодые люди, дети, пенсионеры и прочие живут по-разному, занимаются разной деятельностью, выполняют разные социальные функции и так далее. Здесь все зависит от степени самостоятельности, предрасположенности к чему-либо и так далее. Женщин часто ущемляли в правах, не давали заниматься определенными видами деятельности. Сегодня их положение лучше, но дискриминация все равно наблюдается.

    Человек должен быть защищен, независимо от пола и возраста. Социальная защита - это то, что дает гарантии благополучия всех и каждого.

    Семья - это малая социальная группа. В социальной структуре общества ей всегда отводилось особое место. Какие отношения складываются здесь? Речь идет о биосоциальных отношениях между супругами, необходимых для воспроизводства рода. Отношения внутри семьи складываются в зависимости от материальных и иных условий жизни людей. Никто не станет спорить с тем, что крестьянская семья живет совсем не так, как семья городская.

    Общество меняется под влиянием давления сферой можно управлять, но для этого управления нужно уметь понимать интересы и настроения не только больших социальных групп, но и отдельных индивидов.

    Социальная сфера жизнедеятельности людей выступает также одной из всеобщих сфер общества при анализе его с системных позиций. Однако понимание ее сущностных сторон остается на сегодняшний день довольно запутанным и противоречивым, вызывающим большие споры.

    Принято считать, что социальную сферу образуют устойчиво существующие большие группы людей (социальные общности) и отношения между ними, поскольку каждая из таких групп преследует свои цели и защищает свои интересы. Среди таких групп наряду с классами и трудовыми коллективами выделяются народ, нация и даже человечество как социальная общность. Такая интерпретация социальной сферы представляется в общем правильной, но недостаточно точной.

    Социальная сфера – это сфера производства и воспроизводства человека. Здесь человек воспроизводит себя как биологическое, социальное и духовное существо. В этом смысле социальная сфера противостоит сферам материального и духовного производства – научному и ценностному знаниям, поскольку произведенное в них должно потребляться и осваиваться людьми других категорий и профессий. Социальная сфера – это здравоохранение и образование, от детского сада до высшей школы, это общение с культурой, от посещения театра до научных клубов, это продолжение человеческого рода, от появления детей до ухода из жизни старшего поколения.

    Если бы люди были совершенно одинаковыми по условиям своей жизни и уровню развития, то замена выбывших из общественной системы решалась бы весьма просто. Недаром сегодня стали много писать о «модульном человеке» как о массовом продукте современного западного общества. Модульный человек обладает набором готовых свойств, и он может быть легко встроен в любую организацию массового распространения.

    Но, как известно, реально живущие люди занимают в обществе самое разное положение по отношению друг к другу. Поэтому необходимо выяснить, каков реальный механизм воспроизводства в обществе человека в его всеобщих характеристиках. Три аспекта здесь представляются особенно важными: классовый, половозрастной и семейный.

    О классовом аспекте анализа современной сферы в отечественной литературе последних лет почти перестали писать. Однако в той мере, в какой собственность, получение на ее основе дохода будут определять социальное положение собственника в обществе, останутся в силе анализ классового расслоения общества и все вытекающие из него последствия.

    Можно с полной уверенностью сказать, что отношения собственности, которые складываются между людьми в обществе по поводу средств производства и произведенных ими материальных благ, определяют способы распределения общественного богатства между людьми и особенности индивидуального потребления.


    В древних и средневековых государствах основу социального расслоения общества составляло наличие классов и сословий. Существовали официально закрепленные в той или иной форме привилегии для одних больших групп людей (дворянство) и ограничения для других групп (крестьянство). Крестьянин не мог стать дворянином, а человек из касты «неприкасаемых» не мог стать полноправным общинником в индийской деревне.

    В обществе классического капитализма отчетливо выявилась экономическая основа деления общества на классы – буржуазию, т. е. собственников, и пролетариев, не имеющих никакой собственности, кроме собственных рабочих рук. Разительный контраст в социальном положении между ними породил многочисленные революционные выступления рабочего класса, вплоть до идеи диктатуры пролетариата. Впоследствии государство в развитых капиталистических странах стало принимать действенные меры по перераспределению накопленных обществом богатств. В современном обществе наряду с собственностью начинают играть огромную роль знания.

    Во всех странах и на всех этапах развития общества главной проблемой всегда являлось существование социального неравенства между людьми. Сложилось два альтернативных подхода к решению этой проблемы:

    – предоставление каждому человеку равных возможностей для устройства своей жизни (успех или неудача является его личным делом, а не делом государственных организаций);

    – предоставление государством каждому человеку определенного набора благ для создания более или менее достойной жизни в обществе, а остальное зависит от личных усилий, часто не поощряемых государством.

    Практика показала, что оба этих подхода в своих крайних проявлениях не приносят обществу пользы, вызывая, с одной стороны, чрезмерное расслоение общества на богатых и бедных, а с другой – сильные уравнительные тенденции. Коллизия – личная свобода или социальное равенство – не имеет единого решения. В сегодняшних условиях речь должна идти о «справедливом» социальном неравенстве, когда все социальные слои, имеющие разное отношение к собственности, к накопленному обществом богатству, в основном согласны с тем, как распределяются между людьми эти богатства, как осуществляется доступ к ним со стороны различных социальных слоев и групп общества.

    Но не только отношения собственности определяют особенности воспроизводства человека в обществе. Второй существенный аспект анализа социальной сферы жизнедеятельности людей – это половозрастное деление общества. Дети, молодежь, люди зрелого возраста, пожилые люди и глубокие старики по‑разному включены в общественную жизнь. Одни – еще несамостоятельны, другие – уже несамостоятельны. Потребности и интересы у этих возрастных групп разные, как и способы их удовлетворения. В этой связи возникают различные проблемы взаимоотношений между поколениями, и одна из граней этих проблем – социальная. Эгоистические устремления части молодежи к обладанию такими материальными благами, которые мало связаны с ее реальным вкладом в рост общественного богатства, вызывают негативную реакцию со стороны взрослых поколений.

    Особое место занимает проблема социального равенства мужчины и женщины в обществе. Массовое вовлечение женщин в трудовую деятельность наравне с мужчинами оборачивается для общества огромными потерями, прежде всего ослаблением семейного уклада жизни. Двойная нагрузка у женщины – на работе и дома – приводит к сокращению рождаемости, к отсутствию должного контроля со стороны родителей за поведением детей, к потере взаимопонимания между ними и т. д.

    Третий важнейший аспект анализа социальной сферы жизнедеятельности общества – семья как малая социальная группа. Она занимает особое место в социальной структуре общества. Здесь складываются взаимоотношения между мужем и женой, связанные с продолжением человеческого рода. Размеры семьи и внутрисемейные отношения существенно зависят от материальных условий жизни. Крестьянская семья являлась фактически трудовой ячейкой в сельской общине. Современная городская семья, как правило, лишена трудовых функций. Семейная жизнь, быт – это место, где человек восстанавливает свои силы, готовит себя к труду, к творчеству. Впрочем, новейшие тенденции в развитии производства, особенно научной, информационной деятельности, вызывают появление различных форм трудовой занятости членов семьи на дому. Сегодня можно работать на фирму, не выходя из дома. Для этого достаточно иметь компьютер. Это – новое явление в семейной жизни, и оно получает неоднозначную оценку.

    Анализ социальной сферы раскрывает механизм обусловленности социального положения человека в обществе, характер приобщения его к накопленному обществом богатству и соответственно особенности воспроизводства человеком своих жизненных способностей к труду, воспроизводства новых поколений.

    Социальные слои и группы людей по мере осознания своего положения в обществе стремятся изменить его, особенно если считают себя обойденными, а сложившуюся ситуацию – несправедливой. Механизмы ее изменения располагаются в сфере управления общественными процессами.

    Сферы общества - это совокупность отношений устойчивого характера между различными социальными объектами.

    Каждая сфера общества в себя включает определённые типы деятельности человека (например: религиозные, политические или же образовательные) и сложившиеся отношения между отдельными людьми.

    • социальная (нации, народы, классы, половозрастные группы и другие);
    • экономическая (производительные отношения и силы);
    • политическая (партии, государство, движения общественно-политические);
    • духовная (мораль, религия, искусство, наука и образование).

    Социальная сфера

    Сфера социальная - это совокупность отношений, предприятий, отраслей и организаций, связанных и определяющих уровень и жизнь общества и его благосостояния. К этой сфере прежде всего относят сверу услуг - культура, образование, здравоохранение, физическая культура, социальное обеспечение, общественное питание, пассажирский транспорт, коммунальное обслуживание, связь.

    Понятие "сфера социальная" имеет разные значения, но все они связаны между собой. В социологии - это сфера общества, которая в себя включает разные социальные общности и тесные связи между ними. В политологии и экономике - это совокупность отраслей, организаций и предприятий, задача которых состоит в повышении уровня жизни общества.

    Эта сфера в себя включает разные социальные общества и отношения между ними. Занимая определённую позицию в обществе, человек входит в разные общности.

    Экономическая сфера

    Сфера экономическая - это совокупность отношений между людьми, возникновение которых обусловлено созданием и перемещением различных материальных благ; это область обмена, производства, потребления и распределения услуг и товаров. Способ производства и распределение материальных благ - это главный фактор, который определяет специфику

    Главная задача этой сферы общества состоит в решении таких вопросов, как: "что, как и для кого производить?" и "как согласовать процессы потребления и производства?".

    Структура экономической сферы жизни общества состоит из:

    • - рабочая сила (люди), орудия и предметы трудовой жизни;
    • производственных отношений - это производство товара, его распределение, дальнейший обмен или потребление.

    Политическая сфера

    Сфера политическая - это отношения людей, которые прежде всего связаны непосредственно с властью и занимаются обеспечением совместной безопасности. Можно выделить следующие элементы политической сферы:

    • политические институты и организации - революционные группы, президентство, партии, парламентаризм, гражданство и другое;
    • политические коммуникации - формы и связи взаимодействия между различными участниками политического процесса, их отношения;
    • политические нормы - моральные, политические и правовые нормы, традиции и обычаи;
    • идеология и политическая культура - идеи политического характера, политическая психология и культура.

    Духовная сфера

    Это область нематериальных и идеальных образований, которые в себя включают различные ценности и идеи религии, морали и искусства.

    Структура этой сферы общества в себя включает:

    • мораль - система идеалов, нравственных норм, поступков и оценок;
    • религию - различные формы мировоззрения, которые основаны на вере в силу Бога;
    • искусство - духовная жизнь человека, художественное восприятие и освоение мира;
    • образование - процесс обучения и воспитания;
    • право - нормы, которые поддерживает государство.

    Все сферы жизни общества тесно между собой взаимосвязаны

    Каждой сфере присуща самостоятельность, но вместе с тем любая из них находится в тесном взаимодействии с остальными. Границы между сферами общества прозрачны и размыты.