Проблемы и перспективы развития социальной защиты. Курсовая работа перспективы развития социальной защиты населения. По дисциплине: «Экономика социальной сферы»

Чем больше показатель ИСТ, тем лучше адаптация сердечно-сосудистой системы к физическим и тепловым нагрузкам.

Библиографический список

1. Настанова з оргашзаци газодимозахисно! служби в тдроздшах Опера-тивно-рятувальнио! служби цившьного захисту МНС Украши. Наказ МНС Украши № 1342 вiд 16.12.2011 р.

2. В. Д. Перепечаев, В. Ю. Береза. Газодымозащитная служба пожарной охраны./ Учебник. - Чернигов, 2000.

3. Стршець В. М. Засоби iндiвiдуального захисту оргашв дихання // Навч. поЫб. - Х., АПБУ, 2001.

4. П. А. Ковальов, В. М. Сршець, О. В.Gлiзаров, O.G. Безуглов Основи створення та експлуатаци апара^в на стисненому повiтрi. - Харюв, 2005.

Опыт осуществления и перспективы развития PR-технологий

в сфере социальной защиты населения (на примере деятельности УСЗН Старооскольского городского округа)

Черникова Г. В., Копоть Т. А.,

филиал Российского государственного социального университета,

г. Воронеж

В условиях развития информационных массовых коммуникаций, система социальной защиты населения приобретает новые возможности для увеличения эффективности своего функционирования посредством PR-технологий. Последние мы склонны рассматривать как совокупность последовательно применяемых процедур, приемов и способов деятельности, направленных на наиболее оптимальную и эффективную реализацию целей и задач субъекта PR-деятельности. Объектом PR-технологий в сфере социальной защиты могут быть те или иные группы граждан, нуждающиеся в социальной помощи, представители государственного, коммерческого и некоммерческого секторов, а также физические лица, готовые оказать необходимую помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Представляется актуальным изучение передового опыта воплощения PR-технологий на примере деятельности Управления социальной защиты населения (УСЗН) Старооскольского городского округа Белгородской области.

Начиная с 2012 года УСЗН реализуются ряд инновационных проектов, направленных на повышение качества и доступности государственных и муниципальных социальных услуг для населения округа: «Ди@лог» и «Социальный личный кабинет гражданина». Указанные проекты, по сути, являются PR-проектами, так как опираются на соответствующие технологии. Нормативно-

правовой основой их «старта» стало постановление Правительства РФ 2009 г. № 478 «О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет» и Стратегия развития информационного общества в РФ 2008 г. .

Среди ключевых задач проекта «Ди@лог» можно выделить следующие. Во-первых, обеспечение граждан полной, достоверной и своевременной информацией; равными возможностями в получении и доступности услуг в электронном виде; во-вторых, увеличение оперативности приема и обработки данных для назначения мер социальной поддержки посредством использования современных информационных технологий.

Для реализации данных задач были запланированы следующие направления деятельности: создание клиентской службы и консультационной многофункциональной службы; установка дополнительных информационных терминалов о мерах социальной поддержки в зданиях Управления Пенсионного фонда и Центра занятости населения (г. Старый Оскол); организация выездных мобильных бригад; внедрение электронной очереди и межведомственного электронного документооборота. Кроме того, Управлением предоставлена возможность получения услуг в электронном виде. Для этого на сайте Управления (www. sznoskol. ru) внедрен модуль «Он-лайн консультации», а также размещены новые тематические рубрики («В помощь инвалиду», «Молодым семьям», «Калькуляторы расчета субсидии на оплату ЖКУ и ежемесячного пособия на ребенка»"), позволяющие гражданам оперативно получать актуальную информацию, а также самостоятельно производить расчет и определять свое право на тот или иной вид помощи. Для обеспечения равных возможностей в получении и доступности услуг в электронном виде было организовано обучение граждан пожилого возраста и инвалидов компьютерной грамотности, в том числе обучение пользованию Интернет. За период действия проекта обучение должны пройти от 1000 до 1200 человек .

Создание консультационной многофункциональной и клиентской служб по приему населения позволит повысить качество предоставляемых мер социальной поддержки и оптимизировать распределение нагрузки на специалистов при сохранении той же численности штатных единиц. Благодаря консультационной многофункциональной службе граждане смогут узнать о своих правах и возможных услугах без личного посещения УСЗН с помощью наиболее удобного для них средства связи: электронная почта, видеоприемы Skype и онлайн-консультации. Предполагается, что подобные средства информационной коммуникации окажутся комфортными, прежде всего, для жителей отдаленных районов, пожилых людей и людей с ограниченными физическими возможностями.

Снижение уровня социального неблагополучия семей и маломобильных групп населения, а также установление обратной связи с населением удаленных сел осуществляется созданными мобильными службами. За 2012 год осуществлено 1524 выезда мобильной бригады.

В ходе реализации проекта «Ди@лог» ожидается рост числа электронных обращений за предоставлением мер социальной поддержки; увеличение количества консультаций (до 50000 в год), полученных в консультационной многофункциональной службе; снижение количества обращений граждан в клиентскую службу до 80000 в год (в 2011 году таких обращений в Управление поступило 104000). Одновременно ожидается увеличение количества информации о мерах социальной поддержки до 2000 единиц в год, а также в связи с созданием и организацией межведомственного электронного документооборота должны появится новые формы доступных услуг.

Анализ посещений гражданами официального сайта УСЗН Староосколь-ского городского округа показал, что открытие на нем новых функций персонального информирования ведет к увеличению среднесуточного показателя посетителей сайта УСЗН в 2 раза. Так, если в 2010 году количество посетителей в день составляло 60 человек, в 2011 году при внедрении таких модулей, как «Калькуляторы расчета субсидии на оплату ЖКУ и ежемесячного пособия на ребенка» количество посетителей в день выросло до 120 человек, а после создания в апреле 2012 года возможности просмотра истории выплаты ЕДК на ЖКУ количество посетителей в день выросло до 200 человек.

В качестве эксперимента на сайте УСЗН с апреля 2012 года размещен модуль «Сведения о сумме денежной компенсации на оплату ЖКУ». В перспективе планируется предоставление гражданам информации о всех социальных выплатах на которые он имеет право.

Организация выездных мобильных бригад с целью оказания экстренной помощи гражданам и установления обратной связи с населением удаленных сел позволит снизить уровень социального неблагополучия семей и маломобильных групп населения.

При разработке проекта были учтены возможные риски, такие как несвоевременное и неполное финансирование запланированных мероприятий и несвоевременное выполнение поставщиками условий договора по разработке и внедрению системы электронной очереди на прием.

Наряду с запуском проекта «Ди@лог» отдел автоматизации и информационного обеспечения УСЗН Старооскольского городского округа начал реализацию другого PR-проекта - сервис «Социальный личный кабинет гражданина» . Основная цель последнего - повышение качества и доступности получения гражданами государственных и муниципальных социальных услуг путем электронного персонального информирования.

Среди ключевых функций сервиса «Социальный личный кабинет гражданина» можно отметить следующее: предоставление персональной информации о правах на получение социальных льгот; о полученных социальных выплатах (история выплат); прием заявок на предоставление необходимой информации в электронном виде с использованием обратной связи.

Алгоритм работы данного сервиса выглядит следующим образом. Гражданин при личном обращении в УСЗН пишет заявление о предоставлении доступа к «социальному личному кабинету». При подаче заявления на доступ гражданину выдается его индивидуальный пароль для входа в сервис. После авториза-

ции в личном кабинете гражданин может просмотреть полную информацию о своем личном деле, историю всех начислений и выплат и подать заявку на предоставление необходимой ему персональной информации (например, более полную распечатку по начисленным суммам ЕДК на ЖКУ), указав свой e-mail для получения ответа в установленные сроки.

Предполагаемый объем информации, отображаемый гражданину:

Персональная информация (ФИО, дата рождения, адрес регистрации и проживания);

Информация о льготных удостоверениях;

Информация о признаках учета;

История всех социальных выплат гражданина;

Подача заявки в электронном виде.

В результате реализации проекта «Социальный личный кабинет гражданина» ожидается:

Увеличение количества граждан своевременно проинформированных в части персонального учета и предоставленных им мер социальной поддержки (история выплат) до 5000 человек в год, т. е. примерно 10 % получателей всех социальных выплат;

Увеличение количества обращений маломобильных граждан за назначением социальных выплат до 700 человек в год, т. е. около 30 % граждан данной категории;

Уменьшение количества граждан, обратившихся непосредственно к специалистам управления на 4000 человек в год;

Уменьшение сроков получения информации о предоставленных мерах социальной поддержки и прохождения документов более чем в 2 раза .

Опыт осуществления Управлением социальной защиты населения Старо-оскольского городского округа PR-проектов «Ди@лог» и «Социальный личный кабинет гражданина» демонстрирует их полезность для всех заинтересованных сторон. В частности, для клиентов УСЗН реализация рассмотренных проектов позволит, среди прочего, экономить время при решении возникших трудных жизненных ситуаций; минимизировать их участие как заявителей в процессе предоставления социальных гарантий. Для самого УСЗН успешное функционирование проектов должно способствовать принятию эффективных и своевременных управленческих решений на основе точной, оперативной и объективной информации.

Итак, современные PR-технологии только начинают утверждаться в отечественной сфере социальной защиты населения. С каждым годом спрос на PR-технологии в указанной сфере растет, так как очевидны их преимущества в решении проблемы повышения качества и доступности государственных и муниципальных социальных услуг. В то же время потенциал их использования и степень эффективности применения в секторе социальной защиты пока еще оставляет желать лучшего. Сдерживающими факторами развития PR-технологий в сфере социальной защиты населения выступают, среди прочего, недостаточная развитость институтов и инициатив гражданского общества; слабая заинтересованность российского бизнеса в поддержке и финансировании PR проектов

рассматриваемой сферы деятельности; отсутствие в РФ законодательства, регулирующего права, ответственность и качество профессиональной деятельности PR-специалистов. Вместе с тем у PR - технологий в системе социальной защиты населения есть перспективы развития, которые обусловлены, помимо прочего, востребованностью этого вида технологий среди некоммерческих организаций, и прежде всего, учреждений социального обслуживания и социального обеспечения; рядовых граждан, нуждающихся в социальной помощи и поддержке; властных структур; а также ростом профессионализма самих PR- специалистов.

Библиографический список

1. Постановление Правительства РФ от 15 июня 2009 года № 478 «О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет» [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант». - Режим доступа: http://www. garant. ru/hotlaw/federal/198315/#review.

2. Стратегия развития информационного общества в РФ, утвержденная Распоряжением Президента РФ от 7 февраля 2008 г. № Пр-212. » [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант». - Режим доступа: http://www. garant. ru/products/ipo/prime/doc/92762/.

3. Проектная деятельность УСЗН [Электронный ресурс] // Сайт «Управление социальной защиты населения администрации Староосколького городского округа Белгородской области». - Режим доступа: http://www. sznoskol. ru/index. php? option=com_content&view=article&id=1374&Itemid=21.

4. Социальный проект «Социальный личный кабинет гражданина»// Сайт «Управление социальной защиты населения администрации Староосколького городского округа Белгородской области». - Режим доступа: http://www. sznoskol. ru/index. php? option=com_content&view=article&id=1159/.

Сравнительный анализ ингибирующей составляющей

огнезащитного действия ксерогелевого покрытия и действия пропитывающего огнезащитного средства для древесины

Чернуха А. А., Носаль Д. Г., Мартынович А. М.

Национальный университет гражданской защиты Украины, г. Харьков

Испытания проводились на установке типа «ОТМ-2» при постоянной регистрации температуры дымовых газов (ТДГ) и массы обработанного образца древесины. Усреднённые результаты представлены в виде графиков на рисунках 1 и 2.

Цель курсовой работы – изучить проблемы социальной защиты в России.
Объект изучения – проблемы социальной защиты в России.
Предмет – теоретические основы и особенности, современное состояние, проблемы социальной защиты в России и перспективы их решения.

Введение …………………………………………………………….….. 3
1. Теоретические основы социальной защиты населения……….. 5
1.1. Понятие и сущность социальной защиты населения………….5
1.2. Методы социальной защиты населения…………………………8
2. Анализ практики социальной защиты в России………………..13
2.1. Система социальной защиты населения России………..……..13
2.2. Проблемы социальной защиты в России……………………....18
3. Перспективы развития системы социальной защиты
населения в России ……………………………………………………..25
Заключение ………………………………………………….………..….30
Список литературы…………………

Файлы: 1 файл

Социальные службы государственные, муниципальные и негосударственные органы управления, структуры и специализированные учреждения и предприятия, осуществляющие социальную работу .

К государственным социальным службам относятся органы управления, учреждения и предприятия социального обслуживания системы социальной защиты населения, министерств и ведомств Российской Федерации, к компетенции которых относится социальная помощь населению.

К муниципальным социальным службам относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, находящиеся в ведении органов местного самоуправления

К негосударственным социальным службам относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и другими организациями и частными лицами.

Для осуществления специализированных форм социального обслуживания в России функционируют следующие социальные службы:

  • пенсионного обеспечения, включая соответствующие структурные подразделения в федеральных и региональных службах социальной защиты, а также государственные и негосударственные пенсионные фонды;
  • социально-бытового обслуживания;
  • материальной помощи; социального обслуживания на дому;
  • специализированного стационарного социального обслуживания;
  • протезирования, ортезирования и протезостроения;
  • технических средств реабилитации;
  • специального транспортного обслуживания;
  • медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;
  • медико-социальных, социально-психологических и социально-педагогических услуг различным группам населения;
  • детские специализированные медицинские, дошкольные и школьные учреждения;
  • специальные профессиональные образовательные учреждения;
  • поддержки семьи, женщин и детей;
  • реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением;
  • по социальным вопросам военнослужащих и членов их семей, беженцев и мигрантов, безработных, кризисные центры (для лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией, подвергшихся сексуальному и физическому насилию), регулирующие гуманитарную и техническую помощь России и ее отдельным регионам;
  • по взаимодействию с негосударственными организациями инвалидов, ветеранов, семей с детьми, и т.п.;
  • другие.

Социальные службы функционируют как в системе самостоятельной социальной отрасли – социальной защиты населения, подведомственной Министерству труда и социальной защиты населения РФ, так и в структуре отраслей здравоохранения, образования, культуры, юстиции, силовых структур и др., а также на различных предприятиях и в организациях.

Вывод: создаваемая в настоящее время система социальной защиты населения во многом базируется на опыте наиболее развитых зарубежных стран с рыночной экономикой. Однако если в России ее основные элементы создаются одноразово, на законодательной основе и в основном на государственной экономической базе, то в большинстве других стран система социальной защиты явилась результатом достаточно длительного развития и отличается множеством форм и экономических источников. В то же время системы социальной поддержки имеют и общие, обусловленные основными особенностями социализированной экономики характеристики, что позволяет творчески заимствовать опыт других стран.

2. Анализ практики социальной защиты в России

2.1. Система социальной защиты населения России

Особое место в системе социальной защиты населения России занимают люди, непосредственно участвующие в отношениях по поводу социальной защиты населения.

Среди граждан, нуждающихся в социальной защите, выделяют пять основных групп:

- первая группа - трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, в том числе: лица, уволенные из Вооруженных сил; безработные и незанятые граждане; беженцы и вынужденные переселенцы в трудоспособном возрасте; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком, а также беременные женщины;

- вторая группа - нетрудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, в том числе: инвалиды; лица, имеющие профессиональное заболевание;

- третья группа - граждане в возрасте младше трудоспособного, в том числе: дети- инвалиды; дети из многодетных и неполных семей; дети-сироты, безнадзорные дети и подростки; иные категории детей, нуждающихся в социальной защите;

- четвертая группа - лица старше трудоспособного возраста, в том числе: одинокие престарелые граждане; пенсионеры по возрасту; инвалиды и участники Великой Отечественной войны; блокадники; иные лица старше трудоспособного возраста;

- пятая группа - иные граждане, нуждающиеся в социальной помощи, в том числе: малообеспеченные, т.е. те, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума; молодые семьи с детьми и семейным стажем до трех лет; иные семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

Другим участником отношений в сфере социальной защиты являются социальные работники, профессионально занимающиеся социальной работой. Важнейшей составной частью социальной защиты являются органы социальной защиты населения. Под органом социальной защиты населения понимается созданное в установленном порядке образование, характеризующееся определенными задачами, функциями, структурными особенностями и соответствующей компетенцией.

Выделяют следующие группы органов социальной защиты населения:

В соответствии с действующим законодательством в России функционирует система социальных служб, основанных на различных формах собственности, которая включает:

а) Государственные социальные службы , являющиеся собственностью Российской Федерации или субъектов Российской Федерации и находящиеся в их ведении. Указанные службы не подлежат приватизации, не могут быть перепрофилированы на иные виды деятельности. Они также не вправе сдавать в аренду или отдавать в залог закрепленное за ними имущество. Виды учреждений социальной защиты определяются как в федеральных законах, например в Федеральном законе «О социальном обслуживании населения Российской Федерации», так и в законах субъектов Российской Федерации.

б) Муниципальные организации социальной защиты и социального обслуживания населения, находящиеся в ведении органов местного самоуправления и представляющие собой муниципальный сектор социальной защиты населения. При этом необходимо отметить, что органы социальной защиты населения переданы в ведение органов государственной власти.

В связи с этим, например, в январе 2006 года в Республике Дагестан принято постановление Правительства Республике Дагестан от 30.12.2005г. № 242 «О создании территориальных органов социальной защиты населения и подведомственных учреждений социального обслуживания населения Министерства труда и социального развития Республики Дагестан».

в) Негосударственные службы социальной защиты и социального обслуживания основаны на формах собственности, не относящихся к государственной и муниципальной. Негосударственные социальные службы различных организационно-правовых форм, а также частные лица, осуществляющие в установленном порядке деятельность в сфере социального обслуживания, представляют негосударственный сектор социальной защиты и социального обслуживания. К негосударственному сектору относятся также и организации социального обслуживания, образованные на базе имущества общественных объединений, в том числе профессиональных ассоциаций, религиозных и общественных организаций, деятельность, которых связана с социальным обслуживанием.

Учреждения социального обслуживания независимо от форм собственности пользуются льготным налогообложением, а организации и юридические лица (банки, предприятия, учреждения), направляющие имущественные, финансовые и интеллектуальные ценности на развитие социальных служб и оказывающие им поддержку, пользуются льготами, предусмотренными законодательством РФ.

Структура системы социальной защиты обширна и включает следующие компоненты: социальное обеспечение, социальное страхование, социальную помощь, социальную работу, социальную поддержку, реабилитацию и адаптацию, социальные льготы и гарантии, самозащиту и самопомощь, систему социального контроля за осуществлением функционирования социальной защиты.

Особенностью структуры социальной защиты является то, что её элементы одновременно являются социальными институтами и основными функциями данной системы.

Центральный элемент и функция системы социальной защиты – социальное обеспечение как система, созданная и регламентируемая государством и несущая на себе основную нагрузку по социальной защите.

Социальное обеспечение представляет собой исторически сложившийся в обществе институт, посредством которого происходит удовлетворение жизненных потребностей людей, нуждающихся в поддержке со стороны социума.

Поскольку понятия «социальная помощь» и «социальная поддержка» являются новыми для российской науки и практики, следует уделить им особое внимание.

Социальная помощь - это система общественных отношений, складывающихся между гражданами (семьями), имеющими среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, и органами государства по поводу предоставления гражданам (семьям) денежных выплат, натуральной помощи и услуг сверх получаемых ими заработка, стипендий, пенсий, пособий и др. с целью обеспечения прожиточного минимума и удовлетворения их основных потребностей.

Социальная поддержка же включает меры по предоставлению помощи лицам (семьям), имеющим доход не ниже прожиточного минимума, но нуждающимся в дополнительной поддержке в связи с трудной жизненной ситуацией.

Наличие устойчивых связей и взаимодействие структурных компонентов системы социальной защиты имеет важное значение для относительно самостоятельного устойчивого ее функционирования.

Социальные потребности, на удовлетворение которых в первую очередь направлена социальная политика, имеют объединяющее значение. Их удовлетворение должно гарантироваться обществом, государством каждому человеку.

Можно выделить три ряда минимума: физиологический, уровень доходов которого предназначен только для физического выживания человека, второй минимум - уровень доходов которого обеспечивает выживание человека в обществе как социального существа; третий, необходимый для того, чтобы полноценно жить. Однако минимальная гарантия - важная составляющая в системе социальной защиты населения.

Важная роль в системе социальной защиты принадлежит системе социальных стандартов и нормативов, созданию и практической реализации механизмов внедрения социальной стандартизации и нормирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Социальные потребности не сводятся к минимальным, гарантируемым государством, обществом индивиду, не исчерпываются ими. Они предполагают развитие всех форм активной деятельности человека и социальных групп, в том числе: самозащиты, самопомощи, заботы человека о самом себе и т. д. Для российского общества актуальна проблема преодоления иждивенческого отношения к жизни, социальному положению.

Выделяют два вида социальной защиты: ограниченную и абсолютную .

Ограниченная социальная защита - обеспечение всем членам общества гарантированного минимума уровня жизни, т. е. определенный минимум в еде, жилье и одежде, достаточный для поддержания здоровья и работоспособности. Данный вид защищенности не должен рассматриваться в качестве привилегии. Это законное требование каждого члена общества и естественное дополнение рыночной системы.

Абсолютная защита - представляет собой обеспечение государством гарантированного относительного благополучия какому-то лицу или категории граждан с целью застраховать отдельных членов общества оттого, что является нормой для рынка, - от возможного снижения уровня их доходов.

Социальная защищенность - это комплекс реальных прав и свобод граждан, обеспечивающих гарантированный обществом уровень безопасности и комфортности их жизнедеятельности. Степень социальной защищенности определяется уровнем социально-экономического развития страны и созданными механизмами обеспечения защищенности.

Вывод: социальная защита населения охватывает широкий комплекс мероприятий по государственной и общественной поддержке населения, в том числе и меры, относящиеся к социальному обеспечению, понимаемому как деятельность государства по материальному обеспечению граждан в старости, при нетрудоспособности, в связи с рождением и воспитанием детей, медицинскому обслуживанию и лечению.

Стратегия реформирования социального сектора, предложенная нынешним российским правительством, включает предложения по развитию отдельных отраслей комплекса социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, занятость, социальная защита, спорт и др.). Общие ориентиры здесь: обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных услуг, к которым относятся, прежде всего, медицинское обслуживание и среднее образование; обеспечение максимально эффективной защиты социально уязвимых домохозяйств; создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления.

В основу реформы социальной защиты положены следующие принципы:

1) Перераспределение социальных расходов в пользу бедных домохозяйств.

Чтобы высвободить необходимые бюджетные ресурсы, предусматривается сокращение бюджетных субсидий производителям товаров и услуг, а также льгот и выплат, предоставляемых по категориальному принципу. Необходимо пересмотреть федеральное социальное законодательство. Социальная помощь должна предоставляться преимущественно в адресной форме и только тем домохозяйствам, фактическое потребление которых ниже прожиточного минимума.

Для этого органы управления на региональном и местном уровне должны будут шире использовать процедуры обязательной проверки нуждаемости получателей социальной помощи. Предусматривается также установление ограничений на общее число видов социальной помощи и льгот, которые могут предоставляться одновременно одной и той же семье.

2) Перераспределение полномочий по реализации федерального социального законодательства. Стратегия реформирования социального сектора предполагает изменение действующего порядка взаимодействия органов власти федерального и регионального уровня и местного самоуправления в области социальной защиты.

В целом предполагается передача большего объема полномочий по определению размеров и форм предоставления помощи на региональный и муниципальный уровень. Механизмы, призванные обеспечить адресность государственной социальной помощи, могут варьироваться в региональном разрезе в зависимости от бюджетных возможностей территорий, уровня жизни, особенностей занятости населения, местных традиций.

Потребности регионов в финансировании социальной помощи должны определяться на основе анализа уровня бедности и учитываться при определении величины федеральных трансфертов. Новая система потребует усиления методической роли федеральных органов социальной защиты населения, включая разработку методик и типовых нормативных документов.

3) Диверсификация обслуживания. Приоритетные задачи в этой сфере - расширение возможностей граждан, пользующихся бесплатными или субсидируемыми услугами, по выбору производителей услуг, в том числе в области здравоохранения и образования, а также диверсификация форм предоставления услуг на основе активного вовлечения негосударственного сектора. Предусматривается обеспечение равноправного доступа к государственному финансированию через механизм социального заказа для государственных и негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги.

Основные задачи в области социальной поддержки населения включают помощь домохозяйствам, фактические доходы или потребление которых ниже прожиточного минимума; сокращение бюджетных субсидий производителям товаров и услуг; сокращение социально неоправданных льгот; перевод натуральных льгот и выплат, установленных для отдельных категорий государственных служащих, военнослужащих и работников правоохранительных органов, в форму оплаты труда и денежного довольствия; расширение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в определении приоритетов оказания социальной помощи. Потребности регионов в финансировании социальной помощи будут учитываться в формуле межбюджетного выравнивания. Сокращаются только так называемые "социально неоправданные льготы", часть помощи будет по-прежнему предоставляться без учета нуждаемости. Тем не менее, это определенный шаг в области практической реализации стратегии.

30 июля 2014 года министерством труда и социальной защиты Российской Федерации был утвержден план деятельности на 2013 - 2018 годы. В соответствии с ним были указаны следующие цели Министерства: См.: План деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на 2013 - 2018 годы (уточненный). http://www.rosmintrud.ru/2018/Plan_Mintruda_2013-2018_ot_170314_VPRM.pdf

1. Достойный труд, справедливая зарплата;

2. Достойная пенсия за продолжительный добросовестный труд;

3. Улучшение демографической ситуации. Семьи с детьми государственную поддержку;

4. Социальная поддержка приблизится к человеку, социальная поддержка станет адресной;

5. Государственная гражданская служба - открыта и профессиональна.

Цель 1. Достойный труд, справедливая заработная плата

Мероприятия направленные на достижение данной цели:

1. Утверждение правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, рекомендации по их разработке, уровни квалификаций, макет профессионального стандарта;

2. Утверждение комплексного план мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014-2016 годы;

3. Принятие Указа Президента Российской Федерации о создании национального совета профессиональных квалификаций при Президенте Российской Федерации

4. Принятие федерального закона о системе независимой сертификации квалификаций;

5. Разработка и ежегодная актуализация национального классификатора (перечень) видов профессиональной деятельности с учетом их востребованности на рынке труда;

6. Создание базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров в целях распространения лучших программ подготовки, поддержки региональных и корпоративных систем подготовки рабочих кадров, координации деятельности центров оценки и сертификации квалификаций рабочих;

7. Определение порядка аккредитации организаций, осуществляющих деятельность по повышению профессионального уровня рабочих кадров;

8. Принятии е Федерального Закона о минимальном размере оплаты труда;

9. Повышение заработной платы работникам социальной сферы в увязке с достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг, сложности и ответственности выполняемых работ, эффективности деятельности учреждений;

10. Обеспечение прозрачности оплаты труда;

11. Упрощение прием на работу и получения информации о свободных рабочих местах;

12. Установлены основные требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности;

13. Поощрение работников, добившихся наивысших достижений в профессиональной деятельности и др.

На 2015 год было разработано не менее 800 профессиональных стандартов, выросла доля квалифицированных работников, созданы советы сертификации, на информационном портале «Работа в России» обеспечен доступ к информации о: свободных рабочих местах (вакантных должностях),условиях труда, социальных гарантиях, транспортной доступности рабочего места, условиях проживания, наличии инфраструктуры и иных сведений, направленных на повышение мобильности граждан, в том числе в интерактивном режиме; гражданах, желающих трудоустроиться, в том числе за пределами места постоянного проживания, высвобождаемых и находящихся в режимах неполного рабочего времени работниках. Размер реальной зарплаты вырос в полтора раза, число рабочих мест увеличилось на 1,3 , в три раза увеличилось число рабочих мест для инвалидов.

Цель 2. Достойная пенсия за продолжительный добросовестный труд

0сновные направления деятельности:

1. Обеспечение роста трудовой пенсии;

2. Развитие распределительной составляющей пенсионной системы;

3. Обеспечение более простой и понятной системы пенсионного обеспечения граждан;

4. Обеспечивать гражданам право выбора варианта своего пенсионного обеспечения с возможностью самостоятельно определить: формировать свои пенсионные права исключительно в страховой или еще и в накопительной оставляющей пенсионной системы;

5. Установление правового механизма реализации новой пенсионной формулы, направленный на повышение уровня пенсионного обеспечения в распределительной составляющей пенсионной системы;

6. Увеличен уровень пенсионного обеспечения работников сельского хозяйства;

7. Развитие накопительной составляющей обязательного пенсионного страхования;

8. Создание нормативно-правового механизма и принятие подзаконных актов, направленных на реализацию Федерального закона «О накопительной пенсии»;

9. Создание механизма гарантирования сохранности средств пенсионных накоплений граждан, формирующих свои пенсионные накопления через Пенсионный фонд Российской Федерации;

10. Продление срока вступления граждан в систему софинансирования государством пенсионных накоплений граждан в целях повышения в будущем уровня их пенсионного обеспечения за счет увеличения размера накопительной пенсии и др.

В 2014 году была проведена информационно-разъяснительная работа по новому пенсионному законодательству: выпускаются и распространяются видео и радиоматериалы, печатные материалы, в том числе в средствах массовой информации,работает call-центр; обеспечено информирование граждан об их пенсионных правах в электронном виде, в том числе через «Кабинет застрахованного лица», соотношение трудовых пенсий по старости с прожиточным минимумом пенсионера увеличилось в два раза.

Цель 3. Улучшение демографической ситуации. Семьи с детьми получат государственную поддержку

Мероприятия необходимы для достижения цели:

1. Защита граждан от мошенничества при использовании средств материнского капитала;

2. Принятие решений о дополнительных мерах поддержки семей при рождении детей с 2017 года;

3. Семьи при рождении третьего и последующих детей в субъектах Российской Федерации с неблагоприятной демографической ситуацией ежемесячно, до достижения ребенком возраста трех лет, должны получать выплату в размере прожиточного минимума ребенка;

4. Граждане, не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством, получают государственные пособия в связи с рождением и воспитанием детей;

5. Утверждение Концепции государственной семейной политики;

6. Женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, должны иметь возможность бесплатно пройти профессиональное обучение и переподготовку;

На сегодняшний день усовершенствована система стимулирования вторых и последующих рождений, приняты решения о дополнительных мерах поддержки семей при рождении детей с 2017 года, число женщин проходящих бесплатную переподготовку, увеличилось в три раза.

Цель 4. Приближение к человеку социальной защиты, социальная поддержка станет адресной

Мероприятия:

1. Предоставление социальных услуг учетом индивидуальной недвижимости;

2. Создание нормативно-правового механизма и принятие законных актов, устанавливающих единые подходы к организации доступности предоставления социальных услуг;

3. Утверждение примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг;

4. Установление порядка расчета среднедушевого дохода для предоставление социальных услуг бесплатно;

5. Установление подушевых нормативов финансирования социальных услуг;

6. Установление механизма общественного контроля в сфере социального обслуживания;

7. Определения порядка получения социальных услуг в различных типах учреждений социального обслуживания;

8. Сделать информацию об организациях, предоставляющих социальны услуги, для граждан;

9. Предоставление гражданам право выбора организации для получения социальных услуг;

10. Предоставление льгот и преференций негосударственным организациям;

11. Упрощение процедуры установления инвалидности;

12. Создание условий для увеличения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест.

На сегодняшний день были осуществлены практически все направления направленные на достижение данной цели, кроме этого доступность социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры для инвалидов повысилась до 45%.

Цель 5. Государственная гражданская служба - открыта и профессиональна

Мероприятия необходимые для достижения цели:

Обеспечение обратной связи с обществом по решению вопросов социально-трудовой сферы на основ стандарта открытости деятельности Минтруда России;

Предоставление экспертным группам и представителям профессиональных сообществ возможность публичного обсуждения хода реализации плана деятельности Минтруда России;

Предоставление гражданам объективной информации по вопросам противодействия коррупции в государственных органах и иных государственных организациях;

Предоставление участия представителей гражданского общества участвовать в конкурсах по отбору и аттестациях государственных гражданских служащих;

Получение гражданами доступа к единой базе вакансий государственной гражданской службе в сети Интернет и выбор вариантов трудоустройства на государственную гражданскую службу;

Создание единого механизма эффективного управления кадровым составом государственных органов;

Проведение апробации в пилотном режиме единой информационной системы управления кадровым составом государственной гражданской службы;

Представление гарантий объективной и прозрачной процедуры отбора кандидатов на государственную гражданскую службу;

Включение граждан, соответствующих квалификационным требованиям к государственным гражданским служащим;

Проведение обязательных испытаний и профессиональную адаптацию при поступлении на службу;

Повышение юридической защищенности лиц;

Соблюдение государственными гражданскими служащими стандарт открытости;

Обеспечение доступа к получению государственных услуг по принципу "одного окна";

Обеспечение возможности получения всех услуг в электронном виде;

Обеспечение возможности гражданам влиять на качество государственных услуг.

Было достигнуто следующее: граждане участвуют в процессе принятия решений, госслужащие проходят обязательную процедуру ротации, внедрен объективный и прозрачный отбор кандидатов на госслужбу, все законодательные инициативы проходят экспертное обсуждение, 80% граждан доверяют госслужащим, 100% госуслуг в социально-трудовой сфере граждане получают по принципу "одного окна", 70%- в электронном виде.

Решение проблем социальной защиты населения России требует серьезного анализа состояния социальной сферы, сложившихся форм и методов социальной помощи населению, оценки действующих служб образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости, миграции и иных ответственных структур. В ближайшее время государство займется реализацией решений этих проблем.

В основу реформы социальной защиты положены следующие принципы:

– Перераспределение социальных расходов в пользу бедных домохозяйств;

– Перераспределение полномочий по реализации федерального социального законодательства;

– Диверсификация обслуживания. Главные задачи в этой сфере - расширение возможностей граждан, пользующихся бесплатными или субсидируемыми услугами, по выбору производителей услуг, в том числе в области здравоохранения и образования, а также диверсификация форм предоставления услуг на основе активного вовлечения негосударственного сектора.

Кроме того, в следующем году почти в два раза увеличится размер бюджетных ассигнований, направленных на функционирование областных учреждений социального обслуживания населения.

В ходе обсуждений в некоторых регионах России, было отмечено, что этот год ознаменовался принятием ряда новых нормативных актов социальной направленности. За текущий год на 6,5 процента снизилось число семей, находящихся в социально опасном положении, увеличилось число устроенных на воспитание в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, открыто 11 «социальных поликлиник». Это лишь некоторые показатели работы.

Выделенные средства направлены на выплаты 137 видов социальных пособий, компенсаций и предоставление социальных услуг для 2,3 миллиона получателей. Категории получателей выплат и услуг разнообразны - это граждане старшего поколения, люди с ограниченными возможностями здоровья, дети-сироты и многие другие. Практически каждый второй житель области является получателем социальных услуг.

В 2011 году в некоторых регионах страны приняты программы социальной защиты: «Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области» на 2011-2015 годы, «Старшее поколение», финансирование которого увеличится в 2012 году. Дополнительно на мероприятия программы в следующем году будет выделено 85,2 миллиона рублей. Действие данной программы пролонгировано до 2015 года.

Одной из основных задач, стоящих перед органами социальной защиты населения, является повышение эффективности своей деятельности, в том числе в рамках работы комиссии по модернизации. Для этого разработаны новые направления, которые уже реализуются в текущем году. Так, внедряются инновационные принципы организации социального обслуживания, такие как служба «социальное такси», заключение социальных контрактов с малоимущими семьями, функционирование виртуального концертного зала и многие другие.



В 2011 году была продолжена работа по повышению качества обслуживания граждан, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Для них приобреталось медицинское, реабилитационное, бытовое оборудование, автотранспорт, были сделаны ремонты зданий, устанавливалось энергосберегающее оборудование и обеспечена пожарная безопасность, проводилась подготовка и переподготовка кадров.

Одна из главных задача в данном направлении – это снижение срока ожидания и ликвидации очередности в дома-интернаты. С этой целью в психоневрологических интернатах велось строительство двухэтажных бытовых корпусов на 200 мест с медицинской частью и административным помещением, установкой технологического оборудования в пищевом блоке.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В соответствии с поставленной целью были решены следующие задачи:

– изучены теоретические основы социальной защиты населения;



– произведен анализ основных проблем системы социальной защиты населения и выявлены пути их решения;

– рассмотрены проблемы в сфере социальной защиты населения;

– рассмотрены перспективы развития системы социальной защиты населения.

Социальная защита в любом государстве – это комплексная система социально-экономических отношений, предназначенная для оказания разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают общественно необходимого уровня жизни семьи.

Изучив теоретические основы социальной защиты населения, необходимо подробно рассмотреть механизм, который предоставляет государственную социальную помощь.

Определив сущность механизма предоставления социальной защиты населения, можно сделать вывод, что федеральные и территориальные бюджеты являются определяющей формой финансового планирования и без бюджетно-финансового планирования, как показывает опыт государств с развитыми рыночными отношениями, развитие рынка практически невозможно. Условия финансового кризиса обусловили необходимость корректировки проводимой социальной политики, имеющей ряд проблем, которые необходимо проанализировать и найти возможные пути решения.

В министерстве социальной защиты населения в следующем году в одном из первых органов государственной власти начнет функционировать электронный документооборот, который ускорит оформление документов на получение услуги, льготы, звания.

Все направления деятельности, осуществляемые министерством социальной защиты населения в настоящее время, продолжат реализовываться в будущем году. Социальная поддержка в будущем году будет увеличена по объемам финансирования и по спектру предоставляемых услуг.

Государство играет важнейшую роль в организации социальной защиты населения, организуя пенсионное обслуживание и обеспечение пособиями, социальное обслуживание, медико-социальную экспертизу, реабилитацию инвалидов и оказание протезно-ортопедической помощи, социальную помощь семье и детям, подготавливая законодательство по социальной защите населения, положения по основам социальной политики, социальные нормативы и рекомендации для разработки региональных социальных программ, обеспечивая внешнеэкономическое и международное сотрудничество, анализируя и прогнозируя уровень жизни различных категорий населения и т.д. Несмотря на то, что особенно в последнее время государство предприняло комплекс мер, направленных на улучшение материального положения пенсионеров, семей с детьми, безработных и инвалидов, в области социального обеспечения имеется целый ряд острых нерешенных проблем. Особого рассмотрения требует проблема, связанная с уровнем пенсионного обеспечения, решение которой зависит не только от состояния экономики, но и от новой концепции пенсионного обеспечения.

Решение данных проблем возможно при условии разработки и реализации целевых программ и законов по поддержке социально-незащищенных групп населения с привлечением средств как муниципального бюджета, так и дополнительных источников финансирования, в числе которых могут выступать благотворительные фонды, частные предприниматели и организации. Такие программы, как«Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области», «Старшее поколение» и многие другие имеют перспективный характер и направлены на совершенствование системы социальной защиты населения. Кроме того, все направления деятельности, осуществляемые Министерством социальной защиты населения, продолжат реализовываться в последующие годы.

Подведя итоги, важно отметить, что эффективная социальная политика государства является одной из первоочередных задач выхода Российской экономики из кризиса.

Социальная защита – политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств.

Появилось множество категорий населения, нуждающихся в той или иной степени социальной защиты, а потому в настоящий момент назначение системы социальной защиты населения состоит в том, чтобы с помощью эффективных средств обеспечивать поддержку нуждающимся в этом группам населения и отдельным гражданам.

Государство играет важнейшую роль в организации социальной защиты населения, организуя пенсионное обслуживание и обеспечение пособиями, социальное обслуживание, социальную помощь семье и детям, подготавливая законодательство по социальной защите населения, положения по основам социальной политики, социальные нормативы и рекомендации для разработки региональных социальных программ, обеспечивая внешнеэкономическое и международное сотрудничество, анализируя и прогнозируя уровень жизни различных категорий населения.

В Российской Федерации ежегодно принимаются и реализуются государственные программы, направленные на создание условий для роста благосостояния граждан – получателей мер социальной поддержки, на защиту прав граждан в сфере социального обеспечения.

Такие программы как, государственная программа Российской Федерации «Социальная поддержка граждан». Этапы и сроки реализации указанной программы 1 января 2013 года – 31 декабря 2020 года. Целями программы являлись создание условий для роста благосостояния граждан – получателей мер социальной поддержки; повышение доступности социального обслуживания населения. Задачи программы: выполнение обязательств государства по социальной поддержке граждан; обеспечение потребности граждан старшего возраста, инвалидов, включая детей-инвалидов, семей и детей в социальном обслуживании; создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, функционирования института семьи, рождения детей; повышение роли сектора негосударственных некоммерческих организаций в предоставлении социальных услуг.



На данном этапе в Российской Федерацииреализуется государственная программа «Доступная среда» на 2011 -2020 годы. Цели данной программы: формирование к 2018 году условий беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы.

Задачи программы:

Оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;

Повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;

Устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами;

Модернизация государственной системы медико-социальной экспертизы;

Обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным услугам.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе написания данной работы были исследованы положения Федерального закона«О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 N 178-ФЗ. Источниками социального права дляданного исследования также послужили: Конституция Российской Федерации,Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 N 400-ФЗ,Федеральный закон от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах», Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006 N 256-ФЗ (последняя редакция) их семьям, имеющим детей», Федеральный закон«О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 N 81-ФЗ, а так же официальные источники судебной практики.

В реализации поставленной цели были раскрыты следующие основные задачи:

· сформулированы понятие социального обеспечения;

· изучены основные этапы развития;

· выявлены основные функции;

· рассмотрены проблемы защиты прав граждан на социальное обеспечение;

· исследованы перспективы развития защиты прав граждан на социальное обеспечение.

Подводя итог работы, можно сказать, что под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на государственное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимым, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными. Сущность социального обеспечения наиболее рельефно проявляется в его функциях: экономической, политической, демографической, реабилитационной и других.

Комплекс отношений по социальному обеспечению не является однородным. В нем можно выделить материальные отношения по распределению государственных внебюджетных фондов социального назначения и перераспределению части государственного бюджета.

К ним относятся: отношения по материальному обеспечению в старости, при наступлении инвалидности, в случае потери кормильца, при временной нетрудоспособности, при безработице; - отношения по материальной поддержке материнства и детства, помощи семье в содержании и воспитании детей; - отношения по предоставлению денежной помощи малоимущим лицам; - отношения по оказанию бесплатной медицинской помощи и лечения в рамках базовых федеральной и муниципальных программ обязательного медицинского страхования; отношения по бесплатному социальному обслуживанию инвалидов, престарелых и других слоев населения в пределах установленных государственных перечней и пр.

Рассматривая структуру социального обеспечения, можно выделить следующие его виды:

· государственные пенсии (трудовые и социальные);

· пособия;

· социальные услуги;

· социальные выплаты и пособия.

Финансируются данные виды социального обеспечения из государственного бюджета (бюджетные ассигнования) и из государственных внебюджетных фондов, а именно: из Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования, Государственного фонда занятости, Фонда обязательного медицинского страхования. Все виды социального обеспечения направлены на оказание помощи населению при ограничении либо потере трудоспособности, при прекращении трудовой деятельности, в ситуациях требующих внешней помощи, а также по оказанию услуг, смягчающих диспропорции в условиях жизни населения.

Система права социального обеспечения представляет собой совокупность объективно взаимосвязанных правовых институтов и норм, расположенных в определенной структурированной последовательности в соответствии со спецификой регулируемых общественных отношений.

Система в настоящий момент развивается, требуется доработка действующих и разработка новых нормативно-правовых актов и законов, как на федеральном, так и на региональных уровнях.