Определить тип ошибки в предложении. Речевые ошибки: виды, причины, примеры. Классификация речевых ошибок

Орфографические и пунктуационные ошибки – нарушение правил орфографии и пунктуации.

Грамматические ошибки – нарушение норм слово- и формообразования (примеры: завпечатлеть вм. запечатлеть; заместо вм. вместо; раздумчивый взгляд вм. задумчивый взгляд), а также норм синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.

Речевые (стилистические) ошибки – нарушение лексической сочетаемости, а также недочеты в построении синтаксических конструкций.

РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ НА УРОВНЕ СЛОВА

1. ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ (нарушение существующих в русском языке орфограмм).

2. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОШИБКИ (нарушение норм русского литературного словообразования): а) неправильное прямое словообразование, например, зайцата (вместо зайчата), раздумчивый взгляд (вместо задумчивый взгляд) и т.п.; б) неправильное обратное словообразование: кудряха (от кудряшка), лога (от ложка) и т.п. Такого рода словообразование присуще детям дошкольного и младшего школьного возраста; в) заменительное словообразование, проявляющееся в замене какой-либо морфемы: укидываться (вместо раскидываться), отвесить (от повесить); г) словосочинительство (создание несуществующей производной единицы, которую нельзя рассматривать как окказиональную): мотовщик, рецензист.

3. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ (неправильное формообразование, нарушение системных свойств формообразовательной системы у разных частей речи): а) нарушение норм формообразования имен существительных: 1) образование формы В.п. неодушевленного существительного, как у одушевленного — «Я попросила ветерка» (вместо: ветерок); 2) образование формы В.п. одушевленного существительного, как у неодушевленного — «Запрягли в сани два медведя» (вместо: двух медведей); 3) изменение рода при образовании падежных форм: «пирожок с повидлой», «февральский лазурь»; 4) склонение несклоняемых существительных: «играть на пианине», «ехать на метре»; 5) образование форм множественного числа у существительных, имеющих только единственное, и наоборот: «поднос чаев», «Небо затянулось облаком»; б) нарушение норм формообразования имен прилагательных: 1) неправильный выбор полной и краткой форм: «Шляпка была полная воды», «Мальчик был очень полон»; 2) неправильное образование форм степеней сравнения: «Новенькие становятся боевее», «Она была послабже Пети»; 3) нарушение норм формообразования глагола: «Человек метается по комнате»; 4) нарушение образования деепричастий и причастий: «Ехавши в автобусе», «Охотник шел, озирая по сторонам»; 5) нарушение норм образования форм местоимений: «Ихний вклад в победу», «Не хотелось от ее (книги) оторваться» и т.п.

4. ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ (нарушение лексических норм, т.е. норм словоупотребления и лексико-семантической сочетаемости слова). Лексические ошибки проявляются в нарушении сочетаемости (т.е. на уровне семантики словосочетания, реже — предложения): а) употребление слова в несвойственном ему значении: «Все стены класса были покрыты панелями». «Троекуров был роскошный (т.е. живущий в роскоши) помещик»; б) нарушение лексико-семантической сочетаемости слова: «Небо стояло светлое» («стоять» в зн. «иметь место» может только погода, жара), «На поляне лежали лучи солнца» (лучи солнца освещали поляну). Данный тип ошибок затрагивает в первую очередь глагол, поэтому частотным оказывается нарушение субъектных и объектных лексико-семантических сочетаемостных связей (другие семантические связи глагола, например локативные, нарушаются крайне редко); в) приписывание переносного значения слову, не имеющего его в системе литературного языка: «Его натруженные руки утверждают, что он много работал в жизни», «Полоски на его тельняшке сказали, что Федя — храбрый человек»; г) неразличение оттенков значений синонимов: «Маяковский в своем творчестве применяет (вместо: использует) сатиру», «Мальчик, широко расставив ноги, смотрит на поле, где бьются игроки» (вместо: борются); д) смешение значений паронимов: «Брови его удивительно поднялись» (вместо: удивленно), «Этот роман является типичным образом детективного жанра» (вместо: образцом); е) не снимаемая в предложении многозначность: «Эти озера живут всего несколько дней в году»

Задание 3. Чистота, точность, логичность, уместность речи. Речевые ошибки.

1. Точность речи. Речевые ошибки, связанные с нарушением точности речи.

2. Чистота речи. Чистота речи как требование лексической нормы. Ошибки, связанные с нарушением чистоты речи. Особенности употребления диалектных и жаргонных слов.

3. Логичность речи. Логические ошибки. 4. Богатство речи. 5. Уместность речи.

Задания: Составьте картотеку речевых ошибок в устной и письменной речи (10 - 15 единиц). Укажите источник, тип ошибки и исправленный вариант.

Составьте картотеку логических ошибок в устной и письменной речи (5 - 10 единиц). Укажите источник, тип ошибки и исправленный вариант.

Определите тип ошибки, дайте исправленный вариант:

1. Похоже, что Толкиен прочно обосновался в культурном поле Петербурга.

2. Основную функцию в тексте несут имена существительные.

3. Я собираюсь жить в демократической стране и вести достопоч­тенный образ жизни.

4. Нужно понять, что подсудимый такой же обыденный человек, как и мы.

5. О высоких потенциальных возможностях авангардного балета говорили все гости и участники фестиваля.

6. Надо пролонгировать систему налогообложения, чтобы избежать диспаритета цен в период сева.

7. Ботильоны женские - эксклюзивная модель.

8. Цены тут дешевле.

9. Открытие сыграет должный эффект в развитии экономики.

10. Жизненный уровень населения улучшался ежегодно.

11. Мы говорили о перспективах на будущее.

12. С золотой медалью ему в университет пути заказаны.

13. Среди собравшихся превалировали представители молодежи.

14. Тезис, которым постоянно мотивировали выступающие.

15. Отряд добровольцев проделал определенную работу по оказанию помощи пострадавшим от наводнения.

16. Администрация одного из новочебоксарских предприятий обратилась в местную горбольницу разобраться с фактом незаконной выдачи больничного листа одному из работников.

17. Баламутит воду прекрасно вооруженная оппозиция. Конфликт между сторонами распалился не на шутку.

18. Человек в чеченском народном фольклоре отождествля­ется с одиноким волком.

19. У меня душа кровью обливается, когда я вижу что-то такое.

20. Я сегодня даже маковой росинки не ела.

21. У него от рождения был подвешен язык.

22. Под его личностью скрывался хитрый политик.

23. Тебе что в лоб, что в глаз, все равно не понимаешь.

24. Против существующего строя были не только революционеры, но и женщины.

25. Получил пособие в результате потери нетрудоспособности.

26. Богатыри на Руси славились силой, статью, здоровьем, красивыми женами.

27. История жизни Матрены Тимофеевны не была легкой.

28. Она обладала техническим образованием и нахальной красотой.

29. Ты рассказывал мне сказки, только я не верила тебе.

30. Стихотворения Есенина легки для понимания в сравнении с некоторыми другими поэтами.

31. Наблюдения верны, но немножко свалены в одну кучу.

32. Северо-Кавказский фонд буквально накануне Нового года вы­пустил справочник.

33. Читая его письма, я буквально уми­раю со смеху

34. Дарование ученого-огранизатора – один из уникальных видов человеческого таланта.

35. Она занимает порядка 17% рынка.

36. Жена звонила, с ней все нормально, она просто в шоке.

37. Доходы населения выросли за два последних года аж на 14%.

38. Сам я в результате чтения не получил более-менее убедительного ответа.

39. Федор Шаляпин однажды напрочь забыл, где он обещал выступить.

40. Русская культура через пару поколений растает напрочь.

41. Толстой правдиво, но с большой художественной силой показал русское крестьянство.

42. Теперь каждый гражданин получил возможность обладать собственностью.

43. Можно ожидать роста экономики уже к следующему году.

Тест

Найдите ряды, в которых представлены словосочетания с нарушением лексической сочетаемости (хотя бы одно из словосочетаний ряда с лексической ошибкой):

1. возможность обладать собственностью; значительно улучшить уровень;

3. повысить уровень; произвести должный эффект;

4. усилить требования; функции поручаются руководителю;

5. имеет важное значение; поднимается уровень производства;

6. заслужить уважение; предпринять меры;

7. выполнять важную роль; подвести результаты встречи;

8. придать особое значение; обратить особое внимание;

9. большое место уделено вопросу; несут основную функцию;

10. высокие потенциальные возможности; дешевые цены.

Отметьте предложения, в которых нет лексических ошибок:

1. Неожиданный сюрприз преподнес знаменитый художник.

2. Мы говорили о перспективах на будущее.

3. Организована бесплатная опробация французской косметики.

4. На совещании был найден консенсус по общим вопросам.

5. Дарование организатора – один из уникальных видов человеческого таланта.

6. Мы ощущали прессинг все последние пять лет.

7. Результаты исследования были представлены комиссии.

8. Командировочное удостоверение выдано вовремя.

9. Большую часть своего выступления докладчик посвятил анализу политической ситуации.

10. У сотрудников голова варит, но они, к сожалению, не используют свой потенциал полностью.

Классификация речевых ошибок

Фразеологические ошибки

1. Незнание семантики: Он бежал без задних ног. Пуская наутек свой нравственный стержень, человек перестает развиваться.

2. Незнание сочетаемости:

3. Незнание стилистической окраски: семи пядей во лбу, скатертью дорога.

4. Разрушение структуры фразеологизма:

а) грамматические изменения (изменяется род, число, падеж, вид…): на босую ногу.

б) лексические изменения (новые компоненты, лишние слова, синонимы): адский сизифов труд.

в) контаминации 2 и более фразеологизмов: гроша выеденного не стоит.

5. Буквальное понимание фразеологизма: Они удобряют землю, не жалея пота.

1. В своей работе руководители учреждений руководствуются новейшей методической литературой. 2. По мнению автора работы, надобность такого анализа и сейчас актуальна. 3. В ближайшие годы следует удешевить себестоимость товаров, выпускаемых этой фабрикой. 4. Своей подвижнической деятельностью мать Тереза заслужила широкую известность во всем мире. 5. Исполнительская власть на местах должна активизировать свою деятельность. 6. Решительность его поступка удивила всех. 7. В полку царило воинствующее настроение. 8. Большое место в докладе было уделено проблемам молодежи. 9. Всем командировочным необходимо получить у секретаря направление в университетскую гостиницу. 10. Тяжелый массивный крест, маленькая шапочка из бархата и красная мантия - по этим кардинальным регалиям вы отличите кардинала от простого священника. 11. В этом плане отмечены хозяйские постройки: летняя кухня, беседка, сарай, гараж. 12. Недавно она защитила степень магистра в Оксфордском университете. 13. Позвольте вас уверить, что в будущем подобные прецеденты не повторятся. 14. С этой страной у нас построены дипломатические отношения. 15. Диссертант горячо спорил со своими абонентами. 16. Картина вызывает грустное и жалкое впечатление. 17. Я читаю как художественные произведения, так и современные детективы и фантастику. 18. Вашему вниманию предоставляется доклад о творчестве М.Зощенко. 19. В разговоре он допустил сильную ошибку. 20. Большое влияние имеет на молодых телевидение. 21. Зачем же принимать такие скоропостижные решения? 22. Незабываемый прецедент произошел во время нашей поездки по Волге.23. Зимой Дениску согревали мемуары о летнем отдыхе. 24. Опыт работы и знание иностранных языков имеют большую роль в собеседовании при устрой­стве на работу. 25. Каковы причины мотивации такого неординарного поступка? 26. Успешное проектирование будущего требует глубоких профессиональ­ных знаний. 27. Врач предупредил о том, что есть возможность тяжелых ос­ложнений. 28. Экономическая политика в настоящее время все круче должна ориентироваться на такие цели. 29. Этот агрегат позволяет внушительно сни­зить температуру соединения металлов. 30. Он пользовался приоритетом у коллег. 31. На улице холодно, не забудьте одеть шапку. 32. Его слова внушают мне большое сомненье. 33. В это день у него было очень превосходное на­строение. 34. Он просто великолепный руководитель и ведущий лидер, ему нет равных. 35. Он вроде бы говорит хорошо, и прикид у него цивильный. 36. Птица камнем бросалась в воду и взлетала вверх. 37. Когда мы подошли к оленю, он пошел к опушке, изредка оглядываясь назад.

Упражнение 14. Объясните значение фразеологизмов. Составьте с ними предложения. Укажите фразеологизмы, относящиеся к разговорному стилю

Держать рот на замке, взяться за перо, открывать новую страницу, отсеивать плевелы от зерен, стрелочник виноват, плюс-минус, обращать в пепел, от сотворения мира, авгиевы конюшни; ахиллесова пята; белая ворона; гордиев узел; дамоклов меч; дары данайцев; объятия Морфея; посыпать пеплом голову; прокрустово ложе; сжечь корабли; сизифов труд; со щитом или на щите; три кита.

Упражнение 15. Сформируйте пары из фразеологизмов-антонимов и объясните их значение.

Черная кровь; выдерживать характер; гонять лодыря; без царя в голове; грош цена; за тридевять земель; повернуть оглобли назад; голубая кровь; два шага; цены нет; голова на плечах; гнуть спину.

Упражнение 16. Сформируйте пары из фразеологизмов-синонимов и объясните их значение.

Голову морочить; одним лыком шиты; заговаривать зубы; одного поля ягода; Рубикон перейден; рукой подать; жребий брошен; два шага; белая кость; держать ухо востро; голубая кров; держать ушки на макушке; утереть нос; заткнуть за пояс; дать осечку; гроша медного не стоит; дать маху; грош цена.

Упражнение 17. Определите различия между приведенными формами прилагательных. Укажите, какие из этих форм не соответствуют нормам литературной речи. Составьте предложения, используя литературные формы.

1. Глубже - более глубокий - более глубже, выше - более высокий - более выше, более низкий - пониже, веселее- веселей, звонче - звончее - более звонкий, слаще - слаже - сладче, теплее - теплей, дешевле - дешевше - дешевее - подешевле, хлеще - хлестче, ловче - ловчее, моложе - младше - помоложе.

2. Сильнейший - самый сильный - сильнее всех, интереснейший - интереснее всех - самый интересный, самый лучший - наилучший, наименьший - самый меньший - меньше всех, самый благородный - благороднейший, самый простой - простейший, честнее всех - самый честный - честнейший.


Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Речь – это канал развития интеллекта,
чем раньше будет усвоен язык,
тем легче и полнее будут усваиваться знания.

Николай Иванович Жинкин,
советский лингвист и психолог

Речь мыслится нами как абстрактная категория, недоступная для непосредственного восприятия. А между тем это – важнейший показатель культуры человека, его интеллекта и , способ познания сложных связей природы, вещей, общества и передачи этой информации путём коммуникации.

Очевидно, что и обучаясь, и уже пользуясь чем-либо, мы в силу неумения или незнания совершаем ошибки. И речь, как и другие виды деятельности человека (в которых язык – важная составляющая часть), в данном отношении не является исключением. Ошибки делают все люди, как в , так и в устной речи. Более того, понятие культуры речи, как представление о « », неразрывно связано с понятием речевой ошибки. По сути это – части одного процесса, а, значит, стремясь к совершенству, мы должны уметь распознавать речевые ошибки и искоренять их.

Виды речевых ошибок

Сначала разберёмся с тем, что такое речевые ошибки. Речевые ошибки – это любые случаи отклонения от действующих языковых норм. Без их знания человек может нормально жить, работать и настраивать коммуникацию с другими. Но вот эффективность совершаемых действий в определённых случаях может страдать. В связи с этим возникает риск быть недопонятым или понятым превратно. А в ситуациях, когда от этого зависит наш личный успех, подобное недопустимо.

Автором приведённой ниже классификации речевых ошибок является доктор филологических наук Ю. В. Фоменко. Его деление, по нашему мнению, наиболее простое, лишённое академической вычурности и, как следствие, понятное даже тем, кто не имеет специального образования.

Виды речевых ошибок:

Примеры и причины возникновения речевых ошибок

С. Н. Цейтлин пишет: «В качестве фактора, способствующего возникновению речевых ошибок, выступает сложность механизма порождения речи». Давайте рассмотрим частные случаи, опираясь на предложенную выше классификацию видов речевых ошибок.

Произносительные ошибки

Произносительные или орфоэпические ошибки возникают в результате нарушения правил орфоэпии. Другими словами, причина кроется в неправильном произношении звуков, звукосочетаний, отдельных грамматических конструкций и заимствованных слов. К ним также относятся акцентологические ошибки – нарушение норм ударения. Примеры:

Произношение : «конечно» (а не «конешно»), «пошти» («почти»), «плотит» («платит»), «прецендент» («прецедент»), «иликтрический» («электрический»), «колидор» («коридор»), «лаболатория» («лаборатория»), «тыща» («тысяча»), «щас» («сейчас»).

Ударение : «зво́нит», «диа́лог», «до́говор», «ката́лог», «путепро́вод», «а́лкоголь», «свекла́», «феноме́н», «шо́фер», «э́ксперт».

Лексические ошибки

Лексические ошибки – нарушение правил лексики, прежде всего – употребление слов в несвойственных им значениях, искажение морфемной формы слов и правил смыслового согласования. Они бывают нескольких видов.

Употребление слова в несвойственном ему значении . Это самая распространённая лексическая речевая ошибка. В рамках этого типа выделяют три подтипа:

  • Смешение слов, близких по значению: «Он обратно прочитал книжку».
  • Смешение слов, близких по звучанию: экскаватор – эскалатор, колос – колосс, индианка – индейка, одинарный – ординарный .
  • Смешение слов, близких по значению и звучанию: абонент – абонемент, адресат – адресант, дипломат – дипломант, сытый – сытный, невежа – невежда. «Касса для командировочных» (нужно – командированных).

Словосочинительство . Примеры ошибок: грузинец, героичество, подпольцы, мотовщик.

Нарушение правил смыслового согласования слов . Смысловое согласование – это взаимное приспособление слов по линии их вещественных значений. Например, нельзя сказать: «Я поднимаю этот тост» , поскольку «поднимать» значит «перемещать», что не согласовывается с пожеланием. «Через приоткрытую настежь дверь», – речевая ошибка, потому что дверь не может быть и приоткрыта (открыта немного), и настежь (широко распахнута) одновременно.

Сюда же относятся плеоназмы и тавтологии. Плеоназм – словосочетание, в котором значение одного компонента целиком входит в значение другого. Примеры: «май месяц», «маршрут движения», «адрес местожительства», «огромный мегаполис», «успеть вовремя». Тавтология – словосочетание, члены которого имеют один корень: «Задали задание», «Организатором выступила одна общественная организация», «Желаю долгого творческого долголетия».

Фразеологические ошибки

Фразеологические ошибки возникают, когда искажается форма фразеологизмов или они употребляются в несвойственном им значении. Ю. В. Фоменко выделяет 7 разновидностей:

  • Изменение лексического состава фразеологизма: «Пока суть да дело» вместо «Пока суд да дело»;
  • Усечение фразеологизма: «Ему было впору биться об стенку» (фразеологизм: «биться головой об стенку»);
  • Расширение лексического состава фразеологизма: «Вы обратились не по правильному адресу» (фразеологизм: обратиться по адресу);
  • Искажение грамматической формы фразеологизма: «Терпеть не могу сидеть сложив руки». Правильно: «сложа»;
  • Контаминация (объединение) фразеологизмов: «Нельзя же все делать сложа рукава» (объединение фразеологизмов «спустя рукава» и «сложа руки»);
  • Сочетание плеоназма и фразеологизма: «Случайная шальная пуля»;
  • Употребление фразеологизма в несвойственном значении: «Сегодня мы будем говорить о фильме от корки до корки».

Морфологические ошибки

Морфологические ошибки – неправильное образование форм слова. Примеры таких речевых ошибок: «плацкарт», «туфель», «полотенцев», «дешевше», «в полуторастах километрах».

Синтаксические ошибки

Синтаксические ошибки связаны с нарушением правил синтаксиса – конструирования предложений, правил сочетания слов. Их разновидностей очень много, поэтому приведём лишь некоторые примеры.

  • Неправильное согласование: «В шкафу стоят много книг»;
  • Неправильное управление: «Оплачивайте за проезд»;
  • Синтаксическая двузначность: «Чтение Маяковского произвело сильное впечатление» (читал Маяковский или читали произведения Маяковского?);
  • Смещение конструкции: «Первое, о чём я вас прошу, – это о внимании». Правильно: «Первое, о чём я вас прошу, – это внимание»;
  • Лишнее соотносительное слово в главном предложении: «Мы смотрели на те звёзды, которые усеяли всё небо».

Орфографические ошибки

Этот вид ошибок возникает из-за незнания правил написания, переноса, сокращения слов. Характерен для речи. Например: «сабака лаяла», «сидеть на стули», «приехать на вогзал», «русск. язык», «грамм. ошибка».

Пунктуационные ошибки

Пунктуационные ошибки – неправильное употребление знаков препинания при .

Стилистические ошибки

Этой теме мы посвятили отдельный .

Пути исправления и предупреждения речевых ошибок

Как предупредить речевые ошибки? Работа над своей речью должна включать:

  1. Чтение художественной литературы.
  2. Посещение театров, музеев, выставок.
  3. Общение с образованными людьми.
  4. Постоянная работа над совершенствованием культуры речи.

Онлайн-курс «Русский язык»

Речевые ошибки – одна из самых проблемных тем, которой уделяется мало внимания в школе. Тем русского языка, в которых люди чаще всего допускают ошибки, не так уж много — примерно 20. Именно данным темам мы решили посвятить курс « ». На занятиях вы получите возможность отработать навык грамотного письма по специальной системе многократных распределенных повторений материала через простые упражнения и специальные техники запоминания.

Источники

  • Беззубов А. Н. Введение в литературное редактирование. – Санкт-Петербург, 1997.
  • Савко И. Э. Основные речевые и грамматические ошибки
  • Сергеева Н. М. Ошибки речевые, грамматические, этические, фактологические…
  • Фоменко Ю. В. Типы речевых ошибок. – Новосибирск: НГПУ, 1994.
  • Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.: Просвещение, 1982.

I . 1. Согласно этого мы уделим больше внимания второй точке зрения, чтобы быть способным рассмотреть по возможности больше число реакций. 2. Благодаря импорта и экспорта файлов в разных форматах «Мон-тажный стол» можно использовать тогда, где необходимо подготовить какие-либо файлы в формате RTF для Windows. 3. В России в данный исторический период с быстрыми темпами стали развиваться города. 4. В настоящее время исследователи могут обсуждать перспективы, открывающиеся из-за миллиарда транзисторов, расположенных на кристалле. 5. За возможности широкого и разнообразного использования данных вида растений говорят данные факты. 6. Эти данные были подтверждены в результате изучения тонкой структуры электрических полей, генерируемых рыбами в аквариуме. 7. В 2001 году из-за развития микропроцессорной техники даже 700-долларовые компьютеры будут более мощными, чем лучшие машины 1998 года. 8. Постоянная гибкость учебного процесса через активную исследовательскую деятельность преподавателей стала фактором выживаемости вуза. 9. Из-за развития общественного производства все более возрастает влияние человека на природу и использование ее ресурсов. 10. Ради этого необходимо зафиксировать голограмму на поверхности передающей трубки и передать ее радиоканалом. 11. Можно предположить, что валентная связь этой группы и молекулой нарушилась. 12. Автор из брошюры подчеркивает подобное явление, говорит о том, что мы имеем дело с одним и тем же видом микроорганизмов. 13. В результате достаточного количества данных можно было бы прийти к определенному выводу относительно хода реакции. 14. Ввиду квантовых устройств можно будет решать такие математические задачи, как разложение на множители тысячезначных чисел. 15. Интересные результаты получены изучением структуры некоторых дифференциальных уравнений в частных производных на замкнутых и открытых многомерных пространствах. 16. С решением этой проблемы зависят методы анализа, практические предложения и даже ответы на общие теоретические вопросы.

Тема № 3. Синтаксис научного стиля

Задание 1. Отметьте в приведённом ниже тексте стилистические недочёты в строе простого предложения (неправильно построенные предложения, в которых смещена конструкция или нарушена связь между словами; предложения, непрочно связанные в синтаксическом отношении, и др.) Обратите внимание на двусмысленность, которая создаётся в некоторых предложениях. Исправьте текст.

1. Народные вокальные ансамбли и небольшие хоровые группы складываются не из сочетания традиционных партий, но представляют собой собрание любителей и знатоков народной песни. 2. Г-н Макаев обратил внимание на неблагополучное состояние с охраной труда и соблюдение техники безопасности. 3. Интересным фактом, вытекающим из этих наблюдений, – проявление в культурах кислот. 4. Сборник рассчитан для концертного исполнения на эстраде и, отчасти, как художественно-педагогический репертуар для студентов музучилищ и художественной самодеятельности. 5. Орёл и сокол – герои многих песен: «Высоко сокол летает», «То не сокол летит по поднебесью», а также различные варианты волжской песни о соколе. 6. О характере этого процесса можно судить, сопоставляя различные методические варианты, принадлежащие к песенным жанрам древнейшего происхождения, в частности путём сопоставления древнейших вариантов с вариантами, мелодически более развитыми и более позднего происхождения. 7. Историческая основа многих героических былин киевского цикла подтверждается путём сравнительного изучения народных эпических сказов и – с другой стороны – произведением древнерусской письменности. 8. Помимо недостатка продовольствия, у исследователей не оказалось надёжных помощников в столь сложном предприятии.

Задание 2 . Отметьте случаи немотивированного инвертирования и грамматико-стилистческие ошибки, связанные с неправильным порядком слов. (Помните, что всякая инверсия придаёт предложению особый экспрессивно-стилистический оттенок, а в некоторых случаях изменяет смысл высказывания.) Исправьте текст там, где это необходимо.

1. Отличительный признак припева составляет повторность неизменной группы слов. 2. По лёгкой и пищевой промышленности включена разработка проектов силосных корпусов для зерна из сборного железобетона. 3. Характер изменения свободной энергии с температурой для рассмотренных выше трёх реакций иллюстрирует рисунок 39. 4. От очистки хлопка и выделки пряжи всё производство до отбелки тканей, окраски и разрисовки – полностью механизировано. 5. На северо-востоке Азии мамонты, считают, держались дольше и исчезли примерно семь-восемь тысяч лет назад. 6. Начиная с 1978 года по теории движения газированной жидкости автором проведены различные исследования. 7. Швейные машины вывозятся только те, которые соответствуют стандарту. 8. Обычно применяемая упаковка для станков в страны с умеренным климатом в виде деревянных ящиков, обшитых внутри битумированной бумагой, не годится для упаковки станков, идущих в тропики. 9. Начиная с 1912 года явилась возможность исследовать совокупности мельчайших кристаллических частиц, не улавливаемых под микроскопом, посредством рентгеновских лучей. 10. Песенные циклы с той поры для эстрадной музыки стали явлением не менее закономерным, чем для камерной.

Задание 3 . Поставьте сказуемое в нужной форме. Вставьте пропущенные буквы.

1. Ряд исследователей, занимающихся этой проблемой, полага...т, что Уральская складчатая система через Новоземельскую геосинклиналь продолжается далее на восток. 2. При окраске распылением значительное количество частиц распылённой краски, вылетающих из пистолета, не попада...т на окрашиваемые изделия. 3. Книга-справочник для корректора напечатан... вторым изданием. 4. Главный архитектор мастерской Н. Катаева разработал... проект Пермского парка культуры и отдыха. 5. Вал со шпонкой опуска...тся на два подшипника. 6. СКБ совместно с Ростовским заводом сельскохозяйственного машиностроения разработал... и изготовил... новый образец зерноуборочного комбайна. 7. Текст рукописи строится так, чтобы совершенно чётко усматривал...сь взаимосвязь и соподчинённость отдельных её частей. 8. Старинным песням присущ... замечательное богатство и разнообразие ритмического строения. 9. Для иллюстрации на рисунках показан... схема и общий вид машины с полным комплектом оборудования. 10. Каждый узел, каждая деталь должн... тщательно обрабатываться.

Задание 4. Отметьте случаи не оправданного контекстом согласования сказуемого с подлежащим. Исправьте ошибки.

1. Защита в виде гор, защитных полос значительно уменьшают действие мороза. 2. Из приведённых схем большинство было параллельными. 3. Одна, причём подавляющая, группа авторов склонны поддержать данную точку зрения. 4. Вал-звёздочка часто ломалась. 5. Передовая литература, как и композиторская музыка, близки лучшим произведениям народного искусства. 6. Ряд новых разработок, с которыми знакомит постителей этот па-

вильон, свидетельствует о смелых творческих поисках учёных. 7. Новая городская организация – «Руставгаз» до последнего времени не располагал соответствующей базой. 8. Основными чертами коллектива являются единство личных и общественных интересов. 9. Процесс подачи и контроля изделий полностью автоматизированы. 10. Второй контрастный эпизод – средняя часть марша – расположена между двумя последними произведениями основной мелодии. 11. Расход материала и всех деталей уменьшен в два раза. 12. История жизни и творчества Скарлатти лишь недавно сделались предметом изучения и исследований.

Задание 5. Отметьте в приведённых предложениях случаи неверного согласования определения. Исправьте ошибки.

1. Две пасторальных интермедии служат контрастом напряженно развивающемуся музыкально-драматическому действию. 2. Сходный ритмический склад обнаруживается и во многих других вариантах хоровой песни «Липеньки». 3. Недавно на Магнитогорском и Кузнецком комбинате побывала группа нижнетагильских металлургов. 4. Оба угольные электрода готовят на станке из угольных стержней. 5. В конструкции машины предусмотрены три сменных метрологических пружины. 6. На лицевой стороне панели расположены сетевой выключатель, предохранитель, две контрольных лампочки. 7. Для обеспечения точности детали в ленте пробивают два технологические отверстия для фиксаторов. 8. Ящик устанавливается между седьмым и восьмым рабочими местами.

Задание 6. Отметьте случаи не оправданного контекстом употребления форм управляемых слов и укажите грамматико-стилистические ошибки на управление. Исправьте текст.

1. В двух и более случаев наблюдалась поломка механизма. 2. Сборники рассчитаны для работников сельского хозяйства массовых профессий. 3. Докладчик указал на то, что в некоторых транспортных предприятиях ещё слабо ведётся воспитательная работа среди водителей, а это влечёт к снижению дисциплины, к различным дорожно-транспортным происшествиям. 4. На Северном Кавказе часто встречаются участки повышенного содержания солей. 5. В первой части, наряду с описанием характеристик топлива, включено описание типов двигателей. 6. Почёт и блестящее положение ничуть не поколебали республиканские убеждения и демократические симпатии Бетховена. 7. В монографии даётся характеристика современному состоянию всех отраслей пищевой промышленности. 8. При кипячении добавляют фтористого натрия. 9. В настоящее время наши усилия направлены к освоению техники изготовления оборудования и строительных конструкций. 10. В настоящей работе мы не будем рассматривать других возможных методов измерений. 11. Данные факты говорят за возможность широкого и разнообразного использования водорослей. 12. Автор подчёркивает, что подобные явления говорят за то, что мы имеем дело с одним и тем же видом микроорганизма. 13. Сравнение свойств алюминия и меди показывает, что алюминиевые провода имеют ряд преимуществ над медными.

Задание 7. Подумайте, в каких примерах «нанизывание» одинаковых падежей не оправдано контекстом. Устраните этот стилистический недочёт, учитывая стиль высказывания.

1. Творческая обработка образа дворового идёт по линии усиления показа трагизма его судьбы. 2. Ведутся изыскания возможности создания конденсаторов большей мощности. 3. Многочисленные попытки оценки величины силы взаимодействия не дали никаких результатов. 4. На внеочередном заседании обсуждался вопрос организации выгрузки оборудования и развёртывания научной станции на льдине. 5. На летучке неоднократно поднимался вопрос необходимости улучшения работы отдела сельского хозяйства редакции областной газеты. 6. Работа представляет собой попытку обобщения опыта хирургического лечения язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. 7. Книга содержит изложение теории и опытов решения уравнений дальности действия радиолокационных станций. 8. В книге изложены основные принципы технологии обработки элементов деталей машины.

Задание 8. Исправьте ошибки, связанные с неверным употреблением союзного слова «который» и с нарушением порядка слов в сложном предложении. Укажите, в каких случаях не возникает двусмысленность высказывания.

1. В своём романе Горький правдиво и ярко рисует нам образ Пелагеи Ниловны, в которой отражён великий процесс пробуждения народных масс. 2. В сборнике печатаются важнейшие статьи знаменитых педагогов, в которых они разбирают проблемы воспитания. 3. На заводе будет оборудован специальный цех с постоянной температурой и влажностью воздуха, в котором намечается вести сборку станков высокой прочности. 4. При всех сварочных работах с фторопластами необходимым условием является сильная вентиляция, ввиду ядовитости газов, развивающихся при частичном разложении фторопласта, которого трудно избежать полностью при сварке. 5. Исключением остаётся производство синтетического волокна, которое продолжает развиваться быстрыми темпами. 6. Электронная вычислительная техника приобретает всё большее значение в связи с огромным масштабом работ по автоматизации производственных процессов, которые проводятся в стране. 7. В сборник вошли частушки, сложенные не только на Смоленщине, но и в других областях, которые бытуют в настоящее время в районах Смоленской области. 8. Образец при испытании помещается в специальную герметическую камеру, охлаждаемую водой, из которой производится откачка газа до высокого вакуума.

Задание 9. Исправьте грамматико-стилистические ошибки в употреблении причастных оборотов и причастий.

I. 1. В статье правильно подчёркивается роль паровой машины, преобладающей в английской промышленности в период промышленной революции. 2. Не так давно в карстовых пещерах под Одессой в наносных слоях глины были найдены кости животных, населяющих нашу планету миллионы

лет назад. 3. Завершающий этап монтажа технологического оборудования, осуществляющийся после возведения зданий, здесь не учитывается. 4. В отличие от моделей, ранее выпускаемых, в указанном рольганге по-новому решена конструкция роликов. 5. Расчёт конструкции арок производился с учётом воздействий, могущих возникнуть при их монтаже. 6. Автор публикует документы, освещающие события, имеющие место в XV веке. 7. Между первой и второй секциями по сравнению с моделями, ранее выпускающимися, изменена форма роликов. 8. Вода, фильтрующая сквозь бетон, растворяет цементный камень.

II. 1. В брошюре приведены технические данные компенсатора названного завода получившего широкое применение. 2. Мировая наука располагает пока единственным спектром свечения ночного неба, полученным пулковским астрономом, говорящим о наличии в атмосфере Венеры азота. 3. Весьма интересна работа немецкого исследователя Ганса Петерса Шмитца «Звуковая техника отца Анграмеля», расшифровавшего ритмические особенности звучания пьес французских композиторов XVIII века. 4. Книга рассчитана на локомотивные бригады, а также может быть полезна для работников первого и второго электродепо, связанных с эксплуатацией и ремонтом электровозов. 5. Двоеточие ставится в предложениях с однородными членами, расположенных после обобщающего слова. 6. Станция даёт миллионы киловатт-часов электроэнергии, равной энергии всех электростанций Грузии, вырабатываемых сегодня.

Задание 10 . Исправьте в приведённых примерах грамматико-стилистические ошибки в употреблении деепричастных оборотов.

1. Учитывая нелинейную зависимость периода колебаний датчика от измеряемой величины, в приборе впервые применён метод линеаризации характеристики датчика. 2. Зная период между остановками одного и того же маятника, по известным уравнениям легко подсчитывается модуль упругости. 3. Применяя оба рассмотренные здесь способа соединений, любые из указанных в таблице элементов могут быть использованы для питания батарейных приёмников. 4. Увеличивая нагрузку на долото и число оборотов ротора, скорость бурения в этих породах увеличилась. 5. Спуск делается от ближайшего к приёмнику конца провода, используя для этого продолжение антенного провода. 6. Часто, изучая алкалоидные растения, обнаруживается определённая закономерность в их развитии. 7. Приведя в колебательное движение один из маятников, начнёт колебаться и второй маятник. 8. Придавая большое значение влиянию формы на формирование слитков, был выполнен ряд экспериментов. 9. Выяснив, что неметаллические включения остаются в слитке, возникает вопрос о том, где же они будут находиться. 10. Источниками творчества архитекторов служили национальные традиции, которые не только изучались, но и воспроизводились, приспосабливая их к новым задачам. 11. Исходя из принятого конструктивного решения, в состав турбокомпрессорного агрегата входит вертикальный повышающий редуктор. 12. Пользуясь этими формулами, были построены графики зависимости.

Задание 11. Отметьте в приведённом тексте случаи немотивированного употребления конструкций с отглагольными существительными и грамматико-стилистические ошибки, возникшие в результате злоупотребления отглагольными существительными. Исправьте текст, где это необходимо.

1. В брошюре идёт речь об озлокачествении опухоли. 2. Открывание чанов во время крашения ведёт к нарушению технологического режима. 3. Для осуществления опирания центрального кольца стойку пришлось нарастить на 7 м. 4. Облысение и выпадение волос можно предотвратить путём протирания их рекомендуемой жидкостью. 5. Писание диктантов необходимо для повышения грамотности. 6. Крестьяне, возмущённые известием о том, что дворянство скрыло грамоту об отменении Марией Терезией крепостного труда, в январе и в феврале 1775 года направились к Праге. 7. По мере поднятия над уровнем моря температура воздуха изменяется в определённой последовательности. 8. В статье приводятся данные изменения потребления различных видов топлива по многим штатам.