Пунктуация основные правила употребления знаков препинания. Что изучает пунктуация? Знаки пунктуации в русском языке. Раздельное написание слов

Пуктуация (позднелат. punctuatio, от лат. punctum - точка) – это

Со­брание правил постановки знаков препи­нания;

Расстановка знаков препи­нания в тексте;

То же, что знаки препи­нания.

Зна­ки препинания указывают на границы самостоятель­ных, законченных предложений, служат для отделения частей сложного предложения, для выделения некото­рых членов предложения. Одновременно знаки препи­нания выполняют функцию передачи определенных смысловых оттенков.

Например:

Какие сегодня новости? (= вопрос, «что произошло?»). - Какие сегодня ново­сти? (= утверждение, «произошло что-то удиви­тельное»)

Пришел первый раненый боец (= «один из бойцов»). – Пришел первый раненый боец (Пан.) (= «первый пришедший, раненый был боец»).

Пунктуация как система знаков препинания и пра­вил их употребления - необходимый компонент письменной формы речи. Пунктуация имеет обязательный и обществен­ный характер; значение и употребление знаков препинания определяется нормой, одинаковой для пишущего и читающе­го. Текст, написанный без знаков препинания (и без пропис­ных букв!), читается в три-пять раз медленнее, чем текст грамотно оформленный. С помощью пунктуации передается членение текста, его целенаправленность, структура и основ­ные особенности интонации.

Например:

Далеко над морем блеснула молния и послышались глу­хие раскаты грома.

- Как душно перед грозой! - сказал фон Корен. - Бьюсь об заклад, что ты уже был у Лаевского и плакал у него на груди.

- Зачем я к нему пойду? - ответил доктор, смутив­шись. - Вот ещё! (Ч.)

В основе русской пунктуации лежат два принципа:

- синтаксический;

- смысловой.

Правиль­ная расстановка знаков препинания помогает пишущему точнее выразить свои мысли и чувства, а читаю­щему - верно их воспринять.

Значение правил пунктуации и умение их верно применять является практически необходимым навы­ком. Как говорил А.П. Чехов, знаки препинания служат «нотами при чтении».

Принципы русской пунктуации - это основы современных пунктуационных правил, определяющих опти­мальное использование знаков препинания. Надо помнить, что назначение знаков препинания - помогать отразить на письме звучащую речь таким образом, чтобы ее можно было понять, воспроизвести однозначно, без вариантов. Задача очень сложная. Знаки препинания отражают смысловое и структурное членение речи, а также ее ритмико-интонационное строение.

Вряд ли можно построить все правила на одном принци­пе - смысловом, формальном или интонационном.

Напри­мер, стремление отразить все структурные компоненты ин­тонации очень осложнило бы пунктуацию, так как пришлось бы отмечать знаками все паузы.

Например:

Мой отец \\ был бедный крестьянин;

Над лесом \\ взошла луна;

Дед попросил Ваню \\ нарубить и принести дров и т. д.

Отсутствие знаков в таких положениях не затрудняет чтение текстов, воспроизведение их интонации. Не отражается знаками препинания с полной последовательностью и формальное строение предложения.

Например:

однородные сочинительные ряды при одиночном и: Приметы связаны со всем: с цветом неба, с росой и тумана­ми, с криком птиц и яркостью звёздного света (Пауст.)

Современная пунктуация опирается и на смысл, и на структуру, и на ритмико-интонационное членение высказыва­ния в их взаимодействии.

Знаки препинания - это графические (пись­менные) знаки, нужные для того, чтобы расчленить текст на предложения, передать на письме особенности строения предложений и их интонацию. Знаки препинания употреб­ляются по правилам, которые необходимо для того, чтобы пи­шущий и читающий одинаково понимали смысл и строение текста.

Русские знаки препинания включают:

1) точку, вопросительный знак, восклицательный знак - это знаки конца предложения;

2) запятую, тире, двоеточие, точку с запятой - это знаки разделения частей предложения;

3) скобки, кавычки («двойные» знаки), которые выделяют отдельные слова или части предложения, для этого же упо­требляются запятая и тире как парные знаки; если выделяе­мая конструкция стоит в абсолютном начале или в конце предложения, то употребляется одна запятая или тире: Я в деревне скучал, как щенок взаперти (Т.);Кроме рек, в Мещорском крае много каналов (Пауст.); «Эй, а ты. куда, ма-маша?» - «А туда ж, - домой, сынок» (Тв.);

4) многоточие; будучи знаком «смысловым», оно может ставиться в конце предложения для указания на особую зна­чимость сказанного или в середине для передачи сбивчивой, затрудненной либо взволнованной речи: Что такое ужин? Проза. Вот луна, звёзды... (Остр.); «Отец, не кричи. Я тоже скажу... ну, да! Ты прав... Но твоя правда узка нам...» - «Ну да! Вы... вы! Как же... вы образовались... а я дурак! А вы...» (М. Г.)

Особое, сложное значение передают сочетания знаков пре­пинания. Так, употребление вместе вопросительного и вос­клицательного знаков оформляет риторический вопрос (т. е. усиленное утверждение или отрицание) с эмоциональной окраской.

Например:

Кто же из нас не думал там о войне?! Конечно, все думали (Сим.);

Негодяй и вор, одним словом. И за такого человека выходить замуж? Жить с ним?! (Ч.)

Соединение разных значений может достигаться сочетани­ем запятой и тире как единым знаком препинания (чаще они могут ставиться рядом, каждый по своему правилу: на­пример, тире в бессоюзном сложном предложении после запя­той, не передающей обособление).

Например:

Над лесом небо прояснилось, - бледное солнце пролилось на серые колоколь­ни Белоомута (Пауст.) - грамматическая однородность, пе­речисление передается запятой, а с помощью тире подчерки­вается значение следствия-результата; ср.: Ты, брат, - это батальон. Полк. Дивизия (Тв.) - тире употреблено между подлежащим и сказуемым (перед частицей-связкой это), а за­пятыми выделено обращение

Варианты употребления знаков препинания предус­мотрены пунктуационными правилами. Если допускается по­становка разных знаков, то обычно один из них является ос­новным, т. е. ему предоставляется преимущество. Так, встав­ные конструкции выделяются, как правило, скобками.

Например:

Через несколько дней мы четверо (не считая всевидящих и везде­сущих мальчишек) так сдружились, что почти всюду ходи­ли вчетвером (Пауст.)

Допускается выделение вставной кон­струкции с помощью двух тире.

Например:

А в середине мая была гроза и такой ливень, что по улице - она была не ровная, а по­катая - бурно катилась целая река жёлтой воды (С.-Ц.)

Для скобок данное употребление является основным, а для ти­ре - одним из многих и второстепенным.

Варианты употребления знаков препинания предусмотре­ны правилами оформления бессоюзных сложных предложе­ний.

Например:

при пояснении или мотивации вместо ос­новного знака двоеточия употребляется тире: Разлука приз­рачна - мы будем вместе скоро (Ахм.).

При обособлении определений и приложений наряду с запятыми могут быть употреблены тире: Море - седое, зимнее, невыразимо угрю­мое - ревело и неслось за тонкими бортами, как Ниагара (Пауст.); Цветная осень - вечер года - мне улыбается светло (Марш.).

Возможно выделение обособленных опреде­лений и приложений двумя знаками - запятой и тире одно­временно: Долетел спокойный мужественный гудок, - оке­анский, в три тона (Пауст.)

Варианты постановки знаков допускаются и некоторыми другими правилами: в частности, запятой и точки с запятой в бессоюзном сложном предложе­нии, запятой и восклицательного знака при обращении, вос­клицательного знака и вопросительного с восклицательным при риторическом вопросе и др.

В некоторых случаях проявляется вариантность в возмож­ности употребления или неупотребления знаков препинания.

Например, оборот с предлогами кроме, наряду с и др. («обо­собленное дополнение») может быть не выделен, если употреб­лен со значением включения; непоследовательно выделяются вводные слова: действительно, в самом деле, прежде всего, преимущественно и др. (они могут выделяться вместе с при­соединяемым существительным).

Необязательные (факультативные) знаки препинания - это знаки, постановка которых четко не определена правилами пунктуации. Их употребление связано с передачей на письме паузы, которая или отражает пропуск сло­ва (в месте пропуска ставится тире).

Например:

Нет, товарищ, не забудь на войне жестокой: у войны короткий путь, у любви - да­лёкий (Тв.);

Есть захотелось, пояс - потуже, в руки вин­товку и на фронт (М.), или подчеркивает отсутствие грамма­тической связи между стоящими рядом словоформами, не со­ставляющими словосочетания (в этом месте ставится тире) В этом крике - жажда бури (М. Г.);

За городом - поле. В полях - деревеньки. В деревнях - крестьяне (М.).

По вопросу об основах русской пуктуации выделились три основных направления:

Логическое,

Синтаксическое,

Интонаци­онное.

Теоретиком логического, или смыслового, направления был Ф.И. Буслаев, сформулировавший назначение пунктуации следующим образом: «Так как посредством языка одно лицо передает свои мысли и чувствования дру­гому, то и знаки препинания имеют двоя­кое назначение:

1) способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно пред­ложение от другого или одну часть его от другой,

1) выражают ощущения лица говорящего и его отношение к слушающе­му».

В современной русистике смысловое пони­мание основ русской пуктуации нашло выражение в работах С.И. Абакумова и А.Б. Шапиро. Первый из них счи­тал основным значением пунктуации указание на расчленение речи на части, имеющие значение для выражения мыс­ли при письме. А.Б. Шапиро видел основную роль пунктуации в обозначении тех смы­словых отношений и оттенков, которые, бу­дучи важны для понимания письменного текста, не могут быть выражены лекси­ческими и синтаксическими средствами.

Синтаксическое направление в теории пунктуации, получившее широкое рас­пространение в практике её преподава­ния, исходит из того, что знаки препи­нания призваны в первую очередь делать наглядным синтаксический строй речи, выделять отдельные предложения и их части. Виднейший представитель этого направления Я.К. Грот считал, что посредством основных знаков пре­пинания даётся «указание большей или меньшей связи между предложениями, а отчасти и между членами предложений», которое служит «для облегчения читателю понимания писаной речи».

Представители интонационной теории пунктуации полагают, что знаки пре­пинания служат для обозначения ритми­ки и мелодики фразы, иначе фразовой интонации (Л.В. Щерба), что они в огромном большинстве случаев отража­ют не грамматическое, а декламационно-психологическое расчленение речи (А.М. Пешковский) и нужны «для передачи мелодии речи, темпа ее и пауз» (Л.А. Булаховский).

Несмотря на расхождения во взглядах представителей разных направлений, об­щим у них является признание коммуни­кативной функции пунктуации как важного сред­ства оформления письменной речи: зна­ки препинания указывают на её смысловое членение. Вместе с тем в значительной степени русская пунктуация строится на синтаксиче­ской основе, как это показывают форму­лировки большинства пунктуационных правил. В ряде случаев русская пунктуация связана также с интонацией. Всё это придаёт русской пунктуационной системе большую гиб­кость: наряду с обязательными правила­ми она содержит указания, не имеющие строго нормативного характера и допус­кающие пунктуационные варианты, свя­занные не только со смысловой стороной письменного текста, но и с его стилисти­ческими особенностями (Д.Э. Розенталь).

Основной единицей пунктуации являетсяпунктограмма (от лат. рunctum - точка и греч. gramma - письменный знак, запись) - закономерно воспроиз­водимый в письменной речи знак препи­нания, соответствующий правилам пунктуации, напр, тире между подлежащим и сказуемым, точка в кон­це предложения, двоеточие в бессоюзном сложном предложении, двоеточие и ти­ре в предложении с обобщающим словом при однородных членах, запятые при обособлении второстепенных членов (оп­ределений, приложений, обстоятельств и т.д.), скобки при вставных конструк­циях и т.п. Перечень пунктограмм соответствует перечню частных правил пунктуации. По степени обобщённости отражаемого правила пунктограммы бывают разных типов, например, запятая при однородных членах с со­единительными союзами или вообще при однородных членах. В понятие пунктограммы вклю­чается и отсутствие знака в том или ином месте предложения, если это отсутствие значимо, т.е. регламентировано прави­лами, например, отсутствие запятой между частями сложносочинённого предложения с общим членом, отсутствие запятой меж­ду двумя придаточными, соединёнными союзом и. Термины «пунктограмма» и «знак препи­нания» не тождественны: первый вклю­чает наименование оформляемой знаком синтаксической единицы, второй лишь указывает на элемент графической си­стемы языка.

Термин «пунктограмма» возник в 70-е гг. 20 в. по аналогии с термином орфограмма. Бытует как «рабочий» термин в среде мето­дистов школы, используется в методиче­ской и дидактической литературе, адресован­ной учителям, употребляется в сочета­ниях типа: пунктограммы, изучаемые в 8-м классе; перечень пунктограмм, изучаемых в 4-м классе; пунктограммы, связанные с выделением структурных частей предложения. Однако в самой школьной практике термин не закрепился (вместо него употребляется сочета­ние «пунктуационные правила»), не ре­гистрируется и лингвистическими сло­варями, в т.ч. терминологическими.

В художественном тексте знаки препинания прежде всего выполняют общую функцию русской пунктуации, т. е. осу­ществляют грамматическое и смысловое членение текста. Од­на из общих задач пунктуации - участие в передаче на пись­ме интонации предложения. Для художественного текста эта задача очень важна. Чтение («воспроизводство») его требует особенно выразительной интонации. По этому поводу писа­тель К. Г. Паустовский высказался образно и очень точно: «Знаки препинания - это как нотные знаки». Поэтому автор художественного текста - прозаик, поэт и, особенно, драма­тург - должен учитывать необходимость правильного «проч­тения» знаков.

Особенной смысловой емкостью и выразительностью обла­дают двоеточие и тире, которые авторы порой упо­требляют одно вместо другого, желая усилить какой-либо от­тенок смысла.

Например:

Тёркин знал, что в этой схватке он слабей: не те харчи (Тв.) - двоеточие в соответствии с правилом передает значение мотивации, причины;

Пускай толпа растопчет мой венец: венец певца, венец терновый (Л.) - двоеточие употреблено вместо «правильного» тире и подчеркивает пояснительное значение

Тире нередко употребляют вместо запятой для переда­чи (и чтения) паузы; эта особенность интонации привлекает внимание, усиливает значение следствия, противопоставле­ния.

Например:

Послушайте! Ведь если звёзды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно? (М.);

Знаете что, скрипка? Мы ужасно похожи: я вот тоже ору - а доказать ничего не умею! (М.)

Наконец, тире используется как чисто «автор­ский» знак препинания, который обозначает и заставляет вос­произвести паузу (по общим правилам, никакого знака в этом месте быть не должно). Так подчеркивается значительность сказанного, в особенности части высказывания после тире.

Например:

За­кона - нет. Есть - команда. Налево кругом марш! И - ступай! (М. Г.)

Многообразные функции выполняет в художественном тексте многоточие; в основном они относятся к изобра­зительности, выразительности речи. Чаще всего этот знак препинания оформляет речь взволнованную или затрудненную. Он употребляется и тогда, когда говорящий останавлива­ется, подбирая слово (или слова).

Например:

Тебе нужно согласиться, что с этим рабочим ты вела себя... довольно бестолково (М. Г.)

Многоточие также может указывать на то, что в речи сообщается о неожиданных поворотах событий.

Например:

Спор громче, громче; вдруг Евгений Хватает длинный нож, и вмиг Повержен Ленский; страшно тени Сгустились; нестерпимый крик Раздался... хижина качнулась... И Таня в ужасе проснулась... (П.)

С помощью многоточия оформляется прерванное высказы­вание, а также передается косноязычная речь.

Например:

Да какое вы имеете право? Да как вы смеете? Да вот я... Я служу в Пе­тербурге. Я, я, я... (Г.)

Например:

Я сам всё знаю! Я - видел небо... (М. Г.) - здесь тире пере­дает паузу, с помощью которой говорящий подчеркивает зна­чительность сказанного, а также собственную «значитель­ность»;

Огонь пулемётный площадь остриг. Набережные - пусты (М.)

Авторские знаки препинания не являются произвольны­ми и «пустыми», они передают какой-либо добавочный смысл. Чаще всего в качестве авторских знаков используются тире и многоточие. Тире обычно подчеркивает противопостав­ление и выделение второй (после знака) части.

Например:

Рождённый ползать - летать не может!.. (М. Г.);

А уснуть захочу пос­ле долгих погонь, я к тебе прилечу - мотыльком на огонь (Рожд.);

Снова сунутся? Ну что же, в обороне нынче - я... (Тв.);

Разве ты можешь супротив закону идти? А ты - по­шёл! (М. Г.)

Аналогично может употребляться многоточие, но чаще всего оно передает речь сбивчивую, взволнованную или за­трудненную, «корявую».

Например:

Жили и лучше... да! Я... бывало.., проснусь утром и, лёжа в постели, кофе пью... кофе! - со сливками... да! (М. Г.)

Например:

Луг - болото - поле - поле, над речонкой ивы. Сладко дышится на воле! Все цветы красивы! (Бальм.)

77. Принципы русской пунктуации, функции и виды знаков препинания.

Пунктуационная система русского языка строится на синтаксической основе, почти все пунктуационные правила формулируются в зависимости от строя предложения.

Хотя в русском языке много правил обязательной постановки знаков препинания, русская пунктуация обладает большой гибкостью: существуют различные пунктуационные варианты, которые связаны не только со смыслом, но и со стилистическими особенностями текста.

Функции знаков препинания.

Знаки препинании указывают на смысловое членение текста, они также помогают выявить синтаксическое строение текста и его ритмомелодики.

Виды знаков препинания:

  • знаки выделения (их функции - обозначение границ синтаксических конструкций, которые дополняют, поясняют члены предложения; интонационно-смысловое выделение частей предложения, конструкций, содержащих обращение или отношение говорящего к своему высказыванию): две запятые и два тире (единые парные знак), скобки, кавычки;
  • знаки отделения (их функции - обозначение границ между отдельными независимыми предложениями, между однородными членами предложения, между простыми предложениями в составе сложного; указание на тип предложения по цели высказывания, по эмоциональной окраске):точка, вопросительный и восклицательные знаки, запятая,точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие;
  • особым знаком препинания является красная строка (обозначает начало нового поворота в повествовании).

Знаки препинания бывают одиночными и парными. Парные знаки препинания обозначают, что постановка первого знака препинания требует постанову второго. К ним относятся две запятые и два тире (как единые знаки), скобки и кавычки.

78. Знаки препинания в конце предложения.

  • точка ставится в конце повествовательных и побудительных невосклицательных предложениях (Они отправились на прогулку в лес.);

Примечание: если в конце предложения есть точка, обозначающая сокращенное слово, то вторая точка, обозначающая конец предложения, не ставится: В магазине вы можете купить ручки, тетради, карандаши и т.д.

  • вопросительный знак ставится в конце вопросительного предложения (Отчего люди не летают?);
  • восклицательный знак ставится в конце восклицательного предложения (Как хорошо жить на свете!);
  • многоточие ставится как в конце предложения при незавершённости высказывания (Дубровский молчал... Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали.);

Примечание: также многоточие может ставиться в середине предложения при перерыве речи. (Не хочу я... вот так.)

79. Тире между членами предложения.

Тире между подлежащим и сказуемым.

1. Тире между подлежащим и сказуемым ставится:

  • при нулевой связке (т.е. при отсутствии глагола-связки), при этом подлежащие и сказуемое выражены именем существительным или количественным числительным в именительном падеже, инфинитивом. (Моя мама - учитель.)
  • если перед сказуемым стоят слова это, вот, значит, это значит (Защищать Родину - это наш долг.)

2. Тире между подлежащим и сказуемым не ставится:

  • если в роли связки используются сравнительные союзы как, будто, словно, точно, вроде как и др. (Этот дом как глыба.),
  • если подлежащее выражено личным местоимением (тире в данном случае рассматривается как авторское) (Она балерина.),
  • если перед сказуемым стоит отрицательная частица не (Бедность не порок.),
  • если перед сказуемым стоит второстепенный член предложения, с ним не согласованный (Платон мне друг, но истина дороже.),
  • если между главными членами предложения стоит вводное слово, наречие или частица (Иван тоже студент. Его отец, по-видимому, инженер.),
  • в предложениях разговорного стиля (Его брат студент.).

Тире в неполном предложении.

  1. Тире в неполном предложении ставится, если пропущено сказуемое (чаще всего) или какой-нибудь другой член предложения, но его можно легко восстановить из контекста или из ситуации (Она пошла домой, он - в кино),
  2. Если для предложения отсутствие сказуемого - норма, то тогда тире не ставится (сказуемое подразумевается и легко угадывается из содержания самого предложения): Снова в час ночной тучи над землвй.

Интонационное тире.

1. Интонационное тире ставится в месте распадения предложения на словесные группы, для того чтобы подчеркнуть смысловые отношения между членами предложения и помочь читателю правильно связать слова по смыслу (Детям - объяснить надо.)

Соединительное тире.

1. Тире ставится:

  • между словами для обозначения некоего пространства (поезд Николаев - Москва), количества (купить два-три килограмма конфет) или отрезка времени (Революция 1905-1907 годов), если заменяет по смыслу конструкцию «от...до»,
  • между именами собственными, совокупность которых является каким-нибудь названием (учения, научного учреждения и т.д.): закон Бойля-Мариотта, матч «ЦСКА - Локомотив».

80. Знаки препинания при однородных членах.

1. Если однородные члены предложения не соединены союзами, а только интонацией, то между ними ставится запятая (Мне подарили конфеты, шары, игрушки.);

Примечание. Если однородные члены предложения распространены и внутри них есть запятые, то они могут разделяться точкой с запятой (Я погулял но скверам, паркам; зашел в гости к Катерине, Петру, Матвею; позвонил Анне, Андрею, Инне.).

2. Однородные члены предложения, соединённые, неповторяющимися союзами:

  • если однородные члены предложения соединены неповторяющимися противительными союзами, то между ними ставится запятая (Это сделал не я, а он.),
  • если однородные члены предложения соединены неповторяющимися соединительными или разделительными союзами, то запятая между ними не ставится (В класс зашли Марина и Ольга. Это написал Пушкин или Лермонтов?);
  • Не ставится запятая перед союзом да и (Возьму да и уеду.) и перед союзом и, если после него следует указательное местоимение тот, та, то, те (Ребенок и тот справится с этим заданием.);

3. Однородные члены предложения, соединённые повторяющимися союзами:

  • запятая ставится перед повторяющимися союзами и...и, да...да, ни...ни, или...или, ли...ли, либо...либо, то...то и т.д. (В этом магазине можно купить и тетради, и ручки, и книги.),

Примечание. Запятая при однородных членах предложения, соединённых повторяющимися союзами, ставится после каждого однородного члена (На концерт пришли учителя, и ученики, и их родители.).

  • если однородные члены тесно связаны по смыслу, то между ними запятая не ставится (Были и лето и осень дождливы.),
  • запятая также не ставится, если однородные члены предложения входят в состав цельных выражений (ни себе ни людям, ни то ни се).

4. Сочинительный союз и может соединять однородные члены предложения попарно, и тогда пары отделяются друг от друга запятыми, а внутри пар запятая не ставится (Ученики в классе были 55 умные и глупые, отличники и двоечники),

5. Перед второй частью двойного союза ставится запятая (Мне столько же лет, сколько и тебе); двойные союзы - это как...так и, не так...как, не столько...сколько, не только...но и, хотя и...но, если не...то, столько же...сколько, насколько...настолько.

Основные случаи постановки знаков препинания при однородных членах предложения:

[о, о, о, о] [о и о] [о, а о] [о, о, о и о] [и о, и о, и о] [о, и о, и о] [о и о, о и о] [как о, так и о]

Обобщающие слова при однородных членах предложения (основные случаи постановки знаков препинания).

1. [О: о, о, о] На собрание явились все: учителя и ученики.

[О, вв. сл.: о, о, о] На собрание явились все, а именно: учителя и ученики.

2. [о, о, о - О] Дети, старики, женщины - все смешалось в живом потоке.

[о, о, о-вв. сл., О] Дети, старики, женщины - словом, все смешалось в живом потоке

3. [О: о, о, о -...] И все это: и река, и прутья вербы, и этот мальчишка - напоминало мне далекие дни детства.

81. Знаки препинания при повторяющихся словах.

  1. Если а предложении повторяется одно и то же слово для передачи длительности или интенсивности действия, то ставится запятая (Еду, еду я по полю домой.),
  2. Если повторяющиеся слова представляют собой лексическое образование, которые являются как бы одним сложным словом, то они пишутся через дефис (Далеко-далеко за морем.),
  3. Запятая не ставится, если
  • повторяются сказуемые, а между ними стоит частица так (Ехать так ехать.),
  • повторяется одно и то же слово (возможно в разных формах) и второе слово употребляется с отрицательной частицей не (Увидел куст не куст, дерево не дерево).

82. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами предложения.

Определения.

а) Обособляются:

  • распространенные определения, выраженные причастными оборотами или прилагательными с зависимыми словами, стоящие после определяемого слова (Я увидел старушку, несущую большую сумку, и решил ей помочь.);
  • два или больше одиночные определения, стоящие после определяемого слова (Пришла весна, солнечная, яркая.);
  • одиночное определение, стоящее после определяемого слова, если оно имеет дополнительное обстоятельственное значение (чаще причинное или уступки) (Мама, уставшая, села в кресло.);
  • распространённые или одиночные определения, стоящие непосредственно перед определяемым словом, если они имеют дополнительное обстоятельственное значение (Едва живые, они добрались до города.);
  • распространенное или одиночное определение, если оно оторвано от определяемого слова другими членами предложения (Залитые солнцем, стлались за рекой гречаные и пшеничные нивы.);
  • определение, если определяемое слово является личным местоимением (Она, раскрасневшаяся, выбежала во двор.)
  • несогласованные определения, для того чтобы оторвать их от соседнего члена предложения или если нужно подчеркнуть передаваемое ими значения (Мальчики, в черных костюмах, с букетами цветов, шли поздравлять своих учителей в 8 Марта.).

б) Не обособляются:

  • распространенные определения, выраженные причастными оборотами или прилагательными с зависимыми словами и не имеет значений, стоящие перед определяемым словом (Вошедший в класс мальник - наш новый ученик.);
  • распространенные определения, выраженные причастными оборотами или прилагательными с зависимыми словами, зависящие от неопределенного местоимения и стоящие за ним (Я увидел нечто похожее на сарай.).

Приложения.

Обособляются:

а) запятыми

  • распространенные приложения, выраженные существительным с зависимыми словами, которые стоят после определяемого слова (реже - перед) (Старуха, Гришкина мать, умерла, но старики, отец и тесть, были еще живы.);
  • приложения, зависящие от личных местоимений (Я, Иванов Иван Иванович, заявляю...);
  • одиночные приложения, которые относятся к нарицательному существительному с пояснительными словами (Тут на широкой улице встретился им повар генерала Жукова, старичок.);
  • приложения, зависящие от имен собственных, если они стоят после определяемого слова (Вчера Иван Петрович, директор школы, собрал нас в актовом зале.);
  • приложения, выраженные именем собственным, если перед ними без изменения смысла можно поставить а именно, то есть (Следующий по списку, Силин, оказался рослым ц широкоплечим мужчиной.);
  • приложения, которые присоединяются союзом как или словами по имени, по фамилии и т.д. и которые имеют дополнительное обстоятельственное значение (Как честный человек, он теперь должен на нее жениться.);
  • приложения, перед которыми можно поставить слова а именно (Он сломал дерево -дуб.); - распространённые приложения, стоящие в конце предложения (Высоко в небе сияло солнце - очень чистое и жаркое солнце киевского лета.);
  • приложения, относящиеся только к одному из однородных членов (Я познакомился с моей двоюродной сестрой, Мишей - ев женихом, Павлом и Оксаной.).

Дополнения.

Дополнения могут обособляться и не обособпяться в зависимости от смысловой нагрузки, которую вложил в предложение автор.

Обычно обособляются обороты, условно называемые дополнениями, которые выражены существительными с предлогами кроме, за исключением, вместо, ломимо, исключая и т.д. и которые имеют ограничительное или расширительное значение (Рассказ мне очень понравился, за исключением некоторых деталей.). Обстоятельства.

а) Обособляются:

  • распространенные обстоятельства, выраженные причастными оборотами, и одиночными обстоятельствами, выраженные деепричастиями (Войдя в комнату, он поздоровался со всеми присутствующими. Очнувшись, я долго не мог понять, где я нахожусь.);
  • обособляются обстоятельства, выраженные наречиями или существительными, если они поясняют или уточняют другие обстоятельства (места и времени); обычно структура такова: до? (обстоятельство, являющееся главным) где именно? (зависящее обстоятельство); Когда? (обстоятельство, являющееся главным) когда именно? (зависящее обстоятельство): В комнате, в углу, стоит шкаф. Позже, лет через десять, ты пожалеешь о своих словах.
  • обстоятельства, вводимые словами помимо, несмотря на, как-то, не считая, вопреки и т.д., которые уточняют или ограничивают смысл определяемых слов (обязательным является обособление только конструкции, начинающейся с не смотря на): Не смотря на мороз, они поехали в лес.
  • устойчивые выражения, выраженные причастным оборотом, которые выступают в роли вводных выражений (По совести говоря, мне это не нравится.)

б) Не обособляются:

  • одиночные деепричастия, которые не обозначают добавочного действия и близки к наречиям (Сестра не спеша раскрыла свою сумку.);
  • обстоятельства, выраженные деепричастиями с зависимыми словами, если они представляют собой устойчивое сочетание (Они работали засучив рукава.)

83. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.

Обособляются:

  • слова, уточняющие содержание предложения, но не связанные с предыдущим выражением какими-нибудь специальными словами (перед уточняющим выражением можно поставить слова а именно без изменения смысла): Пять домов, два на главной улице и три в переулке, сданы в пользование.

Примечание. Иногда вместо запятой ставится тире.

  • чаще всего уточняющими членами предложения являются обстоятельства места и времени, а также определения (Он пошел направо, по дороге. Это большая работа, в пятьсот страниц.)
  • присоединительные словосочетания, вводимые словами даже, особенно, в том числе и др., которые вносят дополнительные замечания и разъяснения (Он написал большое сочинение, и притом хорошее.)

84. Знаки препинания при сравнительных оборотах.

1. Сравнительные обороты, начинающиеся со слов словно, будто, нежели, точно и т.д. выделяются запятыми (Кино мне нравится больше, чем/нежели театр.)

2. Обороты с союзом как выделяются запятыми:

  • если они обозначают уподобление и не содержат никаких дополнительных оттенков значения (Ночь приближалась и росла, как грозовая туча.).
  • если перед оборотом есть указательные слова так, такой, тот, столь (Черты лица у него были те же, как и у сестры.),
  • если оборот вводится в предложение сочетанием как и (Я бывал в Лондоне, как и в других европейских городах.),
  • если это сочетание типа не кто иной, как и не что иное, как (Впереди возвышалось не что иное, как высокий дворец.)

3. Обороты с союзом как не выделяются запятыми:

  • если в обороте на первом плане обстоятельственное значение (Перстенек как жар горит.- можно заменить сочетанием горит жаром),
  • если на первом плане значение приравнивания или отождествления (Я вам это говорю как врач.),
  • если оборот входит в состав сложного сказуемого или тесно связан с ним по смыслу (Работа как работа.),
  • если оборот является устойчивым выражением (Все шло как по маслу.),
  • если перед оборотом стоит отрицательная частица не (Поступил не как патриот.).

85. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях

Вводные слова и словосочетания.

Вводные слова и словосочетания выделяются запятыми (Вы, по-видимому, не разделяете наши взгляды.),

  • если вводное словосочетание образует неполную конструкцию, т.е. пропущено какое-либо слово, которое можно восстановить из контекста, то вместо запятой ставится тире (С одной стороны, она не умевгготовить, с другой - она хочет этому научиться.).
  • знаки препинания при однородных членах предложения с обобщаемым словом при наличии вводного слова или словосочетания:

[О, вв. ел.: о, о, о] На собрание явились все, а именно: учителя и ученики.

[о, о, о - вв. ел., О] Дети, старики, женщины - словом, все смешалось в живом потоке.

некоторые слова могут быть как вводными и выделяться запятыми, так и членами предложения:

является вводным словом

не является вводным словом

наконец - указывает связь мыслей, порядок изложения
- дает оценку факту с т. зр. говорящего (Да входите же, наконец!)
- равно по значению с после всего, напоследок, в результате всего
в конце концов - та же функция, что и у "наконец" (Да замолчите же, в конце концов!) - (Мы шли, шли и наконец пришли.) - та же функция, что и у "наконец". (Они долго спорили и в конце концов приняли решение, которое устраивало всех.)
однако - стоит в середине или в конце предложения (Посмотрите, однако, как он заговорил!) - стоит в начале предложения или между однородными членами предложения и является противительным союзом (Я не хотел с ней больше видеться, однако пришлось.)
Исключение: в предложениях типа: «Однако, холодная нынче весна!» слово «однако» стоит в начале предложения, на выступает в роли междометия и выделяется запятой
конечно - обычно выступает в роли водного слова (Конечно, я вам помогу.) - может выступать в роли частицы
(Я конечно б сходил туда...)
значит - если равно по значению словам следовательно, стало быть
(Я не видел ев сегодня в школe, значит, она действительно заболела.)
- если в предложении играет роль сказуемого (по значению приближено в слову означает)
(Она значит для меня слишком много, чтобы обмануть ее.)
вообще - если равно по значению сочетанию вообще говоря
(Вообще, это очень интересно)
- в других значениях
(Он вообще запрещал выходить на улицу после двенадцати)
главным образом - если равно по значению сочетанию самое главное
(Чтобы подготовиться к занятию, необходимо прочитать теорию и, главным образом, выполнить задания.)
- если равно по значению словам преимущественно, в основном, больше всего
(Он выжил главным образом благодаря своим друзьям.)
во всяком случае - если имеет ограничительно-оценочное значение
(Я, во всяком случае, этого не говорил.)
- если имеет значение при любых обстоятельствах
([Во всяком случае он никогда не оставит прежнего своего питомца.)
в свою
очередь
- если употребляется в переносном значении. (Различаются такие второстепенные члены, как определение, дополнение и обстоятельство, в группе последних, в свою очередь, обстоятельством места). - если употреблено в значении, близком к прямому
(«А ты?» - спросил я у Лены в свою очередь.)
  • если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного распространенного члена предложения, то оно от него запятой не отделяется, а если оно в середине, то оно вьщеляется запятыми (Молодой человек, по-видимому недавно окончивший институт, делал при ответах много ошибок. Молодой человек, недавно, по-видимому, окончивший институт, делал при ответах много ошибок.)
  • если вводное слово можно опустить или переставить, тогда оно отделяется запятой от предшествующего сочинительного союза; если же такое невозможно, то запятая ставится только после вводного слова, а на границе между союзом и вводным словом на ставится (Во-первых, он очень занят и, во-вторых, он не хочет тебя видеть. Несчастье его нисколько не изменило, а напротив, сделало еще сильнее.)
  • вводные предложения выделяются: запятыми, если они небольшие по объему (Вот у меня, вы знаете, все всегда получалось.) или если они вводятся при помощи союзов как, сколько, если (Сегодня, как сообщают газеты, в центре Москвы состоится митинг.);
  • тире, если они распространены (Они - я это сразу заметил - хотели поскорей от меня отделаться.);
  • скобками выделяются вставные конструкции (в отличие от вводных предложений они не выражают отношение говорящего к сказанному, а содержат какие-то попутные или добавочные замечания): Однажды вечером (это было осенью 1912 года)...

86. Знаки препинания при обращениях.

  • обращения отделяются от других членов предложения запятыми (Алеша, подойди ко мне, пожалуйста.),
  • иногда после обращения, стоящего в начале предложения, ставится восклицательный знак (Кирилл! Ну что ты там так долго?),
  • частица о, стоящая перед обращением, не отделяется от него запятой (О Москва, ты такая красивая!),
  • между повторяющимися обращениями, соединенными союзом а ставится запятая, а после самого союза -не ставится (Пал, а пал, купи мне эту игрушку.),
  • если два обращения соединены неповторяющимся соединительным союзом, то между ними запятая не ставится (Здравствуй, солнце да утро веселое).

87. Знаки препинания при междометиях, утвердительных и отрицательных словах.

  • междометия от членов предложения отделяются запятыми (Жизнь, увы, не вечный дар.),
  • если междометие произносится с восклицательной интонацией, то вместо запятой ставится восклицательный знак (Ура! Наши побеждают в матче)),
  • частицы о, ну, ах, ох, которые употребляются для усиления смыслового оттенка, запятыми не выделяются (О да, вы совершенно правы. Ах вот ты какой! Ну нет, это уж слишком.),
  • слово да (выражает утверждение) и слово нет (выражает отрицание) отделяются от предложения запятой или восклицательным знаком (Да, это именно то, что я хочу сказать. Нет, вы заблуждаетесь.)

88. Знаки препинания в сложных предложениях.

  1. Между простыми предложениями в составе Сложноподчинённого ставится запятая, не зависимо от тога, каким союзом оуи соединены: соединительным, противительным, разделительным, присоединительным или пояснительным (Небо нахмурилось, и вскоре разразилась гроза. Он уже все забыл, а она никак не могла его простить. То ли это солнце светит очень ярко, то ли у меня зрение стало совсем плохим.).
  2. Если явления, о которых говорится в частях (сложносочиненного предложения, быстро следуют друг за другом или противопоставлены друг другу, то ставится тире (Выстрелила ракета - и все кругом загрохотало.).
  3. Запятая не ставится:
  • если части сложносочинённого предложения имеют общий член предложения или общее придаточное предложение и если они соединены соединительными союзами и, да (в значении и) или разделительными союзами или, либо, то между ними запятая не ставится (По улицам мчались автомобили и гремели трамваи. Когда начался дождь, игра прекратилась и все пошли дамой.).
  • между назывными предложениями, соединенными соединительными союзами и, да (в значении и) или разделительными союзами или, либо (Прогулка по парку и катание на велосипеде.),
  • между вопросительными предложениями, соединенными соединительными союзами и, да (в значении и) или разделительными союзами или, либо (Когда мы выезжаем и во сколько отходит поезд?)
  • Два безличных предложения я составе сложносочиненного предложения разделяются запятой (Стемнело, и стало прохладно.), НО если сказуемые однородны по значению, то запятая не ставится (Надо вымыть пол и затем следует вытереть его насухо.)
  • Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

    1. Если придаточное предложение стоит перед или после главного, то оно отделяется запятой (Когда я пришел домой, все уже спали. Слава тех не умирает, кто за отечество умрет.). Если придаточное предложения стоит в середине главного, то оно выделяется запятыми с двух сторон (Вечером, когда работать уже не было сил, я ходил на набережную.).
    2. Если придаточное предложение присоединяется к главному при помощи союзов потому что, оттого что, к тех пор как, для того чтобы, несмотря на то что и т.д., то запятая ставится только один раз либо перед всем сложным союзом, либо перед его второй частью (Я не пришёл, потому что у меня было много дел. Я пришвл для того, чтобы выразить вам своб соболезнование.)
    3. Если придаточные предложения зависят от одного и тою же члена главного предложения, то правила постановки знаков препинания между ними такие же, как при однородных членах предложения:
    4. , (),().
      , () и ().
      [ , (), а ().
      , (), () и ().
      , и (), и (), и (). (после главного предложения перед первым придаточным запятая не ставится)
      , (), и (), и ().
      , () и (), () и ().
      Он сказал, что погода улучшиться и (что) мы поедем на пикник.
      Славик держится одинаково ровно и когда сердится, и когда очень доволен.
    5. При стыке двух подчинительных союзов или подчинительного и сочинительного союзов запятая между ними ставится только если опущение придаточного предложения не потребует полной перестройки предложения (Маша сказала, что, когда придет в следующий раз, при- ведет своего жениха.); если же вторая часть придаточного предложения начинается со слов то, как, но, то запятая не ставится (Маша сказала, что когда придёт в следующий раз, то приведёт своего жениха.)
    6. Иногда при интонационном подчеркивании перед придаточными изъяснительными и условными с союзом ли ставится не запятая, а тире (Мне прислали какие-то книги, но какие - не знаю пока.)

    Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

    Между частями бессоюзного сложного предложения может ставится:

    • запятая, если части независимы друг от друга, но объединены по смыслу (Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела.),
    • точка с запятой, если внутри одной или обеих частей есть запятые или если предложения отдалены дуг от друга по смыслу (предложение распадается на две смысловые части): Герасим схватил Муму. стиснул её в своих объятьях; она в одно мгновение облизала ему нос, глаза, усы и бороду.
    • двоеточие, если
      1. второе предложение объясняет причину или повествует о следствиях того, о чём говорится в первом предложении (Всю дорогу молчали: разговаривать мешал шум мотора.),
      2. если в первом предложении есть слова увидеть, услышать, узнать и т.д., которые подсказывают читателю, что далее последует изложение каких-то фактов (Я понял: она хотела, чтобы я ушёл.),
      3. Если цитата синтаксически связана с текстом, то, она заключается в кавычки, но пишется с маленькой буквы (Пушкин писал, что «привычка свыше нам дана».)
      4. Цитирование можно оформить как прямую речь. (Пушкин сказал: «Привычка свыше нам дана».)
      5. Если цитата взята не полностью, то на месте пропуска, или в начапе, или в конце (В зависимости оттого, где урезан текст) ставится многоточие. Бели предложение в таком случае начинается с цитирования, то оно оформляется следующим образом:»...Цитирование» сам текст. (Большая бук-ва пишется даже если в оригинале написана строчная).
      1. При встрече запятой и тире, пишется и запятая и тире (Женщина, выступающая на сцене, - моя мать.),
      2. При встрече кавычек:
        • с точкой сначала пишутся кавычки, а потом точка Она сказала: «Заходите».),
        • с вопросительным знаком, восклицательным знаком или многоточием при прямой речи сначала пишется вопросительный знак, восклицательный знак или многоточие, потом кавычки. Даже если это конец всего предложения, после кавычек точка не ставится (Она спросила: «Что Вы думаете по этому вопросу?»),
        • с этими же знаками, но когда в кавычки заключены только определённые члены предложения, восклицательный знак, вопросительный знак и многоточие ставятся в зависимости от построения всего предложения (Вы когда-нибудь смотрели «Белое солнце пустыни»?),
      3. Если запятая оказалась перед закрывающей или открывающей скобкой, то она пропускается, если после закрывающей - остаётся.

      Авторы не всегда соблюдают правила постановки знаков препинания. Часто они находят им своё, особенное применение, и этим достигается особая выразительность и красота текста. Такая пунктуация называется авторским употреблением знаков препинания.

    1. Что такое пунктуация?!


    Пунктуация (от лат. точка - punctum ср.-в. лат. - punctuatio) - это система знаков препинания, имеющаяся в письменности всякого языка, а также совокупность правил их расстановки при письме.

    Пунктуация способствует наглядности синтаксического и интонационного строя речи, выделяет как члены предложений, так и отдельные предложения, облегчая тем самым устное чтение.

    Система пунктуации в русском языке

    Русская современная система пунктуации формировалась с XVIII в. на базе достижений в теории грамматики, в том числе, теории синтаксиса. Системе пунктуации присуща некоторая гибкость: вместе с обязательными нормами в ней имеются указания, которые не имеют строгого характера и допускают варианты, имеющие связь как со смыслом письменного текста, так и с особенностями его стилистики.

    Исторически в русской пунктуации среди вопросов о её назначении и основах выделились 3 главных направления: интонационное, синтаксическое и логическое.

    Интонационное направление в теории пунктуации

    Приверженцы интонационной теории считают, что нужны знаки препинания для обозначения мелодики и ритмики фразы (Щерба Л.В.), что, в основном, отражает не грамматическое расчленение речи, а лишь декламационно-психологическое (Пешковский А.М.).

    Хотя у представителей различных направлений есть сильное расхождение позиций, всё же они все признают у пунктуации, представляющей собой важное средство оформления письменного языка, её коммуникативную функцию. При помощи знаков препинания указывается членение речи по смыслу. Так, точкой обозначается законченность предложения, как это понимает пишущий; расстановка между однородными членами в предложении запятых указывает на синтаксическое равноправие данных элементов предложения, которые выражают равноправные понятия, и т.п.

    Логическое направление

    К теоретикам смыслового, или логического направления относится Буслаев Ф.И., который говорил, что «…знаки препинания имеют двоякое значение: способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну его часть от другой, и выражают ощущения лица говорящего и его отношение к слушающему. Первому требованию удовлетворяют: запятая (,), точка с запятой (;), двоеточие (:) и точка (.); второму - знаки: восклицательный (!) и вопросительный (?), многоточие (…) и тире (-)».

    В современной письменности смысловое понимание базиса русской пунктуации (близка к ней немецкая пунктуация, но с нею расходятся английская и французская) выразилось в работах Абакумова С.И. и Шапиро А.Б. Первым из них отмечается, что основным назначением пунктуации является то, что она указывает расчленение речи на отдельные части, играющие роль при выражении мысли во время письма. Хотя далее он говорит, что в большинстве своем употребление знаков препинания в русской письменности регулируется правилами грамматическими (синтаксическими). Но он полагает, что «в основе правил все же лежит смысл высказывания».

    Шапиро А.Б. утверждает, что главная роль пунктуации - обозначение того ряда смысловых оттенков и отношений, которые из-за их важности для осмысления письменного текста не могут выражаться синтаксическими и лексическими средствами.


    2. Зачем нужна пунктуация в русском языке?


    Осмысление того, зачем нужна пунктуация, способствует грамотному письму и легкости выражения мыслей. Пунктуация нужна для облегчения чтения текста, с её помощью предложения и их части отделяются друг от друга, что позволяет выделить конкретную мысль.

    Рассматривая знаки препинания, нельзя обойти стороной их функции в русском языке.

    Затеяв разговор о том, зачем нужна пунктуация, необходимо уточнить, какие знаки препинания существуют, поскольку их много и каждый исполняет свою роль. Пунктуация может применяться в тексте - как с целью разделения нескольких различных предложений, так и внутри одного предложения.

    Точка - разделяет предложения и символизирует нейтральную интонацию: «Завтра я пойду в театр.». Применяется в сокращениях: «т.е. - то есть».

    Восклицательный знак - служит для выражения эмоций восхищения, удивления, страха и др., отделяет друг от друга предложения: «Торопись, ты должен успеть!». Также восклицательным знаком выделяются внутри самого предложения обращения, акцентируется интонация: «Ребята! Прошу вас, не опаздывайте на занятия».

    Вопросительный знак - выражает вопрос или сомнение, одно предложение отделяет от другого: «А ты уверена, что сделала всё правильно?»

    Внутри предложения пунктуация также играет заметную роль. Но без осмысления того, зачем нужна пунктуация, мы не сможем, четко изложив свои мысли, написать сочинение, поскольку без верного выделения частей смысл утратится.

    Следующие знаки препинания применяются внутри предложений:

    Запятая - разделяет на части предложение, служит для выделения отдельных мыслей или обращений, отделяет в сложном предложении составляющие его простые друг от друга. «Мне не очень важно, что ты об этом думаешь» - предложение сложноподчиненное. «К обеду подали щи, пюре с отбивной, салат и чай с лимоном» - однородные члены в предложении.

    Тире - им обозначают паузы, заменяют пропущенные слова, также обозначают прямую речь. «Здоровое питание - залог долголетия» - здесь тире заменяет слово «это». «- В котором часу вы можете завтра подойти? - спросила кассирша. - Часа в три, - ответила ей Наталья.» - прямая речь.

    Двоеточие - применяется для акцентирования внимания на том, что следует далее; разграничивает части одного предложения, друг друга поясняющие, связанные между собой; прямую речь отделяет от слов автора либо так обозначается начало перечисления. «В буфете продавались вкусные пирожки с разной начинкой: с яблоками, с картошкой, с капустой, с сыром, с вареной сгущенкой и повидлом.» - перечисление. Прямая речь: «Не глядя ей в глаза, он произнес: «Не надейся, никогда я не вернусь к тебе» и быстрым шагом удалился».

    Точка с запятой - применяется в предложениях, имеющих сложный состав, в которых уже мало запятой для отделения частей. «Это было ощущение тепла и света, которое приносило счастье и покой, делало мир лучше, наполняя душу радостью; впервые эти чувства посетили меня здесь много лет назад и с тех пор я всегда стремлюсь обратно, чтобы испытать их вновь и вновь.»

    Понимая, зачем нужна пунктуация, вы сможете грамотно и четко выразить свою мысль при письме, акцентируете то, что нужно акцентировать, а сделав это в соответствии с правилами, покажете читателям ваших сочинений, что вы человек грамотный.

    Знание правил пунктуации тщательно проверяют при сдаче экзаменов ГИА (государственной итоговой аттестации), ведь без этих знаний нельзя обойтись. И действительно, лишь правильное использование пунктуации позволит в любой переписке понять вас правильно


    3. Принципы русской пунктуации


    Принципы русской пунктуации - это основы современных пунктуационных правил, определяющих использование знаков препинания. Надо помнить, что назначение знаков препинания - помогать перенести на письмо звучащую речь таким образом, чтобы ее можно было понять, воспроизвести однозначно. Знаки отражают смысловое и структурное членение речи, а также ее ритмико-интонационное строение.

    Невозможно построить все правила на одном принципе - смысловом, формальном или интонационном. Например, стремление отразить все структурные компоненты интонации очень осложнило бы пунктуацию, пришлось бы отмечать знаками все паузы: Мой отец // был бедный крестьянин; Над лесом // взошла луна; Дед попросил Ваню // нарубить и принести дров и т.д. Отсутствие знаков в таких положениях не затрудняет чтение текстов, воспроизведение их интонации. Не отражается знаками с полной последовательностью и формальное строение предложения; например, однородные сочинительные ряды при одиночном и: Приметы связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звездного света (Пауст.).

    Современная пунктуация опирается и на смысл, и на структуру, и на ритмико-интонационное членение в их взаимодействии.


    4. Знаки препинания в русском языке

    пунктуация препинание русский письменность

    Знаки препинания - это графические (письменные) знаки, нужные для того, чтобы расчленить текст на предложения, передать на письме особенности строения предложений и их интонацию.

    Русские знаки препинания включают: 1) точку, вопросительный знак, восклицательный знак - это знаки конца предложения; 2) запятую, тире, двоеточие, точку с запятой - это знаки разделения частей предложения; 3) скобки, кавычки («двойные» знаки) выделяют отдельные слова или части предложения, для этого же употребляются запятая и тире как парные знаки; если выделяемая конструкция стоит в начале или в конце предложения, употребляется одна запятая или тире: Я в деревне скучал, как щенок взаперти (Т.); Кроме рек, в Мещёрском крае много каналов (Пауст.); - Эй, а ты куда, мамаша? - А туда ж, - домой, сынок (Тв.); 4) особый знак многоточие, «смысловой»; он может ставиться в конце предложения для указания на особую значимость сказанного или в середине для передачи сбивчивой, затрудненной или взволнованной речи: - Что такое ужин? Проза. Вот луна, звезды… (Остр.); - Отец, не кричи. Я тоже скажу… ну, да! Ты прав… Но твоя правда узка нам… - Ну да! Вы… вы! Как же… вы образовались… а я дурак! А вы… (М.Г.).

    Особое, сложное значение передают сочетания знаков. Так, употребление вопросительного и восклицательного знаков вместе оформляет риторический вопрос (т.е. усиленное утверждение или отрицание) с эмоциональной окраской: Кто же из нас не думал о войне?! Конечно, все думали (Сим.); Негодяй и вор, одним словом. И за такого человека выходить замуж?! Жить с ним?! Удивляюсь! (Ч.). Соединение разных значений может достигаться сочетанием запятой и тире как единым знаком: Проехал черный верховой, качаясь в седле, - подковы высекли две синие искры из камня (М.Г.); Над лесом небо прояснилось, - бледное солнце пролилось на серые колокольни Белоомута (Пауст.) - грамматическая однородность, перечисление передаются запятой, а с помощью тире подчеркивается значение следствия-результата. Чаще они могут ставиться рядом, каждый по своему правилу, например тире в бессоюзном сложном предложении после запятой, передающей обособление: ср.: Ты, брат, - это батальон (Тв.) - тире употреблено по правилу «тире между подлежащим и сказуемым (перед частицей-связкой это)», а запятыми выделено обращение.

    Варианты употребления знаков препинания предусмотрены пунктуационными правилами. Если допускается постановка разных знаков, то обычно один из них является основным, т.е. ему предоставляется преимущество. Так, вставные конструкции выделяются, как правило, скобками: Через несколько дней мы четверо (не считая всевидящих и вездесущих мальчишек) так сдружились, что почти всюду ходили вчетвером (Пауст.). Допускается выделение вставки с помощью двух тире: А в середине мая была гроза и такой ливень, что по улице - она была не ровная, а покатая - бурно катилась целая река желтой воды (С.-Ц.). Для скобок данное употребление является основным, а для тире - одним из многих и второстепенным.

    Варианты употребления знаков предусмотрены правилами оформления сложных бессоюзных предложений, например при пояснении или мотивации вместо основного знака двоеточия употребляется тире: Разлука призрачна - мы будем вместе скоро (Ахм.). При обособлении определений и приложений наряду с запятыми могут быть употреблены тире: Море - седое, зимнее, невыразимо угрюмое - ревело и неслось за тонкими бортами, как Ниагара (Пауст.); Цветная осень - вечер года - мне улыбается светло (Марш.). Возможно выделение обособленных определений и приложений двумя знаками - запятой и тире - одновременно: Долетел спокойный мужественный гудок, - океанский, в три тона (Пауст.). Варианты постановки знаков допускаются и некоторыми другими правилами (в частности, запятой и точки с запятой в сложном бессоюзном предложении, запятой и восклицательного знака при обращении, восклицательного знака и вопросительного с восклицательным при риторическом вопросе и др.).

    Проявляется вариантность также в возможности употребления или неупотребления знаков в некоторых других случаях, например непоследовательно выделяются некоторые вводные слова: действительно, в самом деле, прежде всего, преимущественно; они могут выделяться вместе с присоединяемым существительным.


    Репетиторство

    Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

    Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
    Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

    Пунктуационная система РЯ это система знаков препинания и правил их употребления.

    Русская пунктуация складывалась постепенно. Был период без знаком препинания. Основной знак – точка. С появлением книгопечатания – «Грамматика Лаврентия» (. , ; : ? знак переноса слова). «Грамматика Смотрицкого» (! – удивительный знак) «грамматика Ломоносова» (8 знаков: ! () ; : . , ? знак переноса). Потом появляются … и «»

    Пунктуационная система в узком смысле – основной корпус знаков препинания. 12 знаков: знаки конца (. … ? !), знаки середины (; ,), парные («» () - - ,)

    В широком смысле – корпус знаков + знаки пространственной и композиционной организации (шрифт, пробелы, абзацы).

    Принципы русской пунктуации:

    1) Логический/ смысловой : знаки препинания указывают на смысловые отрезки;

    2) Грамматический : знаки препинания являются показателями синтаксического строения речи;

    3) Интонационный : знак ставится в зависимости от цитации.

    Нельзя выделить ведущий принцип, все важны, хотя есть сторонники того или иного принципа. Одновременность всех трех принципов говорит о системности русской пунктуации (Реформатский).

    Основные свойств а системы:

    1) Иерархичность (отношения целое-часть);

    2) Взаимосвязь, взаимодействие составляющих элементов (изменение одного компонента ведет за собой изменение другого);

    3) Многоуровневость (форма поля; от низшего уровня к более высокому).

    Системная организация пунктуации в первую очередь обнаруживается в функциях :

    1) Основные :

    o разделение (свойственна одиночным знакам);

    o выделение (реализуется парными знаками);

    2) Дополнительные :

    o функция соединения (на границе частей БСП);

    o функции предупреждения;

    o функции повторного предупреждения (реализуются парными знаками);

    o функция распределения и функция расчленения.

    Пунктуационная система относится к разряду искусственных систем, т.к. она создана человеком, обслуживает естественную систему. Авторские знаки препинания доказательство. Пунктуация требует изучения.

    Разделительная функция – заключается в том, что знаки препинания отграничивают синтаксические структуры или части синтаксической структуры друг от друга. Они делятся на 2 группы: знаки, указывающие на конец предложения, отделяющие одно предложение от другого; знаки, употребляющиеся внутри предложения.

    Точка – нейтральный пограничный знак, употребляется в повествовательных и побудительных предложениях при отсутствии ярковыраженной восклицательной интонации.

    Вопросительный знак – обозначает конец вопросительного по цели высказывания предложения.

    Восклицательный знак – употребляется для обозначения правой границы восклицательного предложения.

    Многоточие – пограничный знак, может указывать на недосказанность, затрудненность речи либо на наличие подтекста.

    Разделительные знаки , употребляющиеся в середине предложения – это запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие.

    Запятая – используется для отделения друг от друга частей предложения, характеризуется синтаксически равноправным статусом. Чаще всего используется (а) между однородными членами предложения, (б) между частями ССП и некоторых типов БСП, а также (в) между однородными придаточными предложениями.

    Точка с запятой – используется главным образом между частями БСП в том случае, если смысловая связь между ними не является тесной.

    Двоеточие – употребляется в разделительной функции между частями БСП и обозначает либо логические, либо пояснительные, либо изъяснительные отношения между частями.

    Тире – используется: между подлежащим и сказуемым, которые выражаются именем сущ или инфинитивом, при нулевой связке; в неполном предложении в качестве маркера неполноты; перед обобщающим словом, стоящим после перечислительного ряда; при оформлении прямой речи, когда слова автора стоят после прямой речи; между частями БСП с условными, временными, следственными и присоединительными отношениями.

    Многоточие – сигнализирует о неожиданности следующей за ним части или о трудности говорящего в подборе слов для продолжения фразы.

    Выделительная функция – при помощи знаков препинания происходит выделение части предложения. В этой функции используются скобки, двойная запятая, двойное тире, двойное многоточие, кавычки. Скобки и кавычки отличаются только парным употреблением, остальные знаки препинания являются двойными только в том случае, если границы выделяемого фрагмента не совпадают с началом или концом предложения.

    Двойная запятая – используется для выделения обособленных членов предложения (а), вводных конструкций (б), обращений (в) и придаточных предложений (г).

    Двойное тире – может оформлять небольшую по протяженности вставную конструкцию.

    Двойное тире с запятой – более распространенную вставную конструкцию.

    Кавычки – прямая речь и цитаты.

    ОСНОВЫ РУССКОЙ ПУНКТУАЦИИ

    Пунктуация (лат. punktum – точка) – это система специальных графических средств (знаков препинания) и совокупность правил их использования в письменных текстах. Она является необходимым дополнением к орфографии. Пунктуация и орфография – это прикладные разделы лингвистики (имеют практическое значение).

    Знание и строгое соблюдение правил пунктуации, как и правил орфографии, необходимо каждому грамотному человеку, и особенно филологу (и учителю).

    Оно и помогает пишущему правильно передать свои мысли на письме, а читающему быстро и точно понять написанное.

    Казнить (: - ,) нельзя (: - ,) помиловать.

    При этом если орфография имеет дело с передачей на письме слова, то действие пунктуации распространяется на связную (?) речь в целом.

    Употребляемые по соответствующим правилам знаки препинания позволяют членить связную речь на предложения, выделять в предложениях какие-то части и устанавливать между ними определенные отношения.

    Русская пунктуация сформировалась (?) исторически, в отличие от орфографии сформировалась относительно поздно (к концу 19 века).

    Ее рождение связано с возникновением книгопечатания (начало 16 века) и развитием на Руси школьного образования. Предшествующий период, когда письменные тексты переписывались от руки и находились в обиходе очень узкого круга лиц (писцов и чтецов), не было особой надобности в пунктуационном оформлении таких текстов. В древнерусской письменности текст вообще не членился на части.

    Знак препинания «.» (точка), различные сочетания точек или делили текст в основном на смысловые отрезки или фиксировали остановку работы писца.

    В некоторых рукописях 15-го века уже появляются ЗП («,» «;»), хотя на всем протяжении 16-го века они не находили широкого распространения. Постепенно начинают входить в обиход такие ЗП, как «?», «()», «:».

    Изобретение книгопечатания коренным образом изменило эту ситуацию. Возникла необходимость адекватного отражения в графической форме определенных лингвистических свойств реальной речи, в частности тех, которые не могли быть обозначены только буквами алфавита.



    С этой целью и стали прибегать к специальным пунктуационным знакам.

    В начале 18 века в русских письменных текстах использовались 8 пунктуационных знаков:

    Запятая,

    -«;» полуточие,

    Двоеточие,

    - ! (удивительный знак),

    Знак переноса (-) (единительный (?) знак)

    - «()» - скобки (вместительный знак)

    Тире впервые в России в конце 18 века начал употреблять Карамзин

    Кавычки (знак отменительный) в это же время

    Многоточие стало употребляться с начала 19-го века (впервые употребил А.Х. Востоков).

    Как видно, в начале 19-го века в русском письме употреблялись почти все известные в настоящее время знаки препинания, и пунктуационная система оказалась уже в основном сложившейся, хотя и не вполне упорядоченной.

    Правила же расстановки ЗП установились постепенно под влиянием издательской и писательской практики, а также грамматических исследований.

    Первоначально же руководство пунктуационной практикой было в основном делом типографских мастеров и носило произвольный (?) характер.

    Но по мере накопления соответствующего опыта, увеличения количества печатных книг и числа грамотных людей потребовалось внести в эту практику порядок, подчинить (?) ее каким-то правилам.

    Разработка этих правил и последующее их совершенствование (?) в свою очередь потребовали осмысление (?) основ пунктуации, выявление общих признаков, на которых должна строиться пунктуация.

    Первые попытки теоретического осмысления пунктуации относятся к 16-17 вв – это Максим Грек, Лаврентий Зизаний, Милентий Смотрицкий, однако наибольшее влияние на развитие пунктуации оказали работы Тредиаковского и Ломоносова. Эти ученые видели назначение пунктуации в отражении на письме смыслового и синтаксического (?) расчленения речи.

    Ломоносов обобщил к середине 18 века правила употребления известных к тому времени знаков препинания, однако наибольшая заслуга в упорядочении русской пунктуации в 19 веке принадлежит академику Гроту (книга «Русское правописание» - первый в России свод правил орфографии и пунктуации, эта книга выдержала 20 изданий).

    Без существенных изменений эти правила действуют до настоящего времени.

    В понимании основ русской пунктуации имеются три направления:

    1) логическое,

    2) синтаксическое,

    3) интонационное.

    1. Логическое направление (представители Буслаев, Овсянико-Куликовский) - представители этого направления основным назначением пунктуации считали смысловое членение речи и передачу смысловых отношений расчлененных частей текста. Исходя из положения, что «для большей ясности и определительности в отражении мысли и на письме принято отделять слова и целые предложения знаками препинания», Буслаев определяет назначение пунктуации, так как посредством языка одно лицо передает свои мысли и чувствования другому, то и знаки препинания имеют двойное назначение (?):

    1) Способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну часть предложения от другой.

    2) Выражают … и его отношение к слушающему.

    Абакумов, Шапиро

    2. Синтаксическое направление – представители этого направления (Грот, Булич) исходили из того, что пунктуация делает наглядным (?) синтаксический строй речи. Ак. Грот считал, что посредством основных знаков препинания (точка, запятая, точка с запятой, двоеточие) дается указание большей или меньшей связи между предложениями, а также между частями предложения, которое служит для облегчения читателю понимания писаной речи.

    3. Интонационное направление – сторонники этого направления (Востоков, Давыдов, Пешковский, Щерба) полагали, что пунктуация служит для обозначения ритмики и мелодики фразы, иначе – фразовой интонации. Пешковский считал, что пунктуация отражает в … большинстве случаев не грамматическое, а декламационно-психологическое (?) расчленение речи.

    Однако это разделение направлений носило в значительной мере условный характер, оно отражало не свойственное (?) представителям разных направлений ограниченное понимание пунктуации только как логической или только синтаксической, или только как интонационной по своему назначению, а скорее различие в их взглядах на то, какой из указанных принципов является для русской пунктуации ведущим. Представители всех трех направлений признавали, что ЗП призваны способствовать ясности в изложении мыслей, облегчить читателю понимание письменной речи и иметь общеобязательные значения для читающего.

    Русская пунктуация характеризуется большой устойчивостью. Развиваясь постепенно, она не претерпела серьезных изменений, ломки (?), хотя отдельные ее правила постоянно уточняются и …, но …

    Устойчивость русской пунктуационной системы объясняется тем, что определяющие ее принципы позволяют передавать на письме и смысловую, и синтаксическую, и интонационную структуру речи, и ЗП, как правило, членят речь на связанные по смыслу и интонационно оформленные синтаксические единицы.

    ПРИНЦИПЫ РУССКОЙ ПУНКТУАЦИИ

    Современная русская пунктуация строится на основе трех принципов:

    1) структурный;

    2) семантический

    3) интонационный

    … из которых основными являются семантический и структурный принципы.

    В соответствии со структурным принципом знаки препинания являются, прежде всего, показателем синтаксического членения письменной речи, именно этот принцип и придает пунктуации стабильный характер. В соответствии с эти принципом ставится большинство знаков препинания.

    Структурно обязательными являются следующие знаки:

    Точка (ставится на конце предложения и на границах или стыках частей сложного предложения);

    Которые выделяют какие-то части синтаксических единиц, не связанных со структурой предложения;

    Которые выделяют члены предложения (ОБЧП, ОЧП)

    … ПРИМЕР

    Структурно-обязательные знаки общеупотребительны, строго регламентированы общепринятыми правилами, а значит общеобязательны. Такие знаки ставятся га основе правил, не допускающих никаких вариантов («правила-диктаторы»). Они не могут быть факультативными, авторскими.

    Структурно обязательные знаки пунктуации образуют обязательный минимум пунктуационных правил, изучаемых в школе. Этими правилами должны владеть все носители русского языка.

    Структурный принцип, обусловленный структурными свойствами синтаксического строя русского языка, это фундамент, на котором строится современная русская пунктуация и который создает стабильность пунктуационных правил.

    Семантический принцип

    В соответствии с данным принципом пунктуация предполагает обязательный учет и семантики синтаксических единиц.

    Синтаксическое членение одновременно отражает и смысловое членение, т.к. грамматически значимые части высказывания совпадают с логически значимыми, со смысловыми отрезками речи.

    Часто пунктуация регулируется преимущественно смыслом высказывания, при этом смысловое членение подчиняет себе структурное, т.е конкретный смысл диктует единственно возможную структуру.

    Он, (-) мой сосед, под Сталинградом(,) за эту Волгу воевал.

    Отчасти русская пунктуация строится и на интонационном принципе, когда мы ставим знак препинания, ориентируясь на соответствующую интонацию. Прежде всего это такие ЗП, как

    интонационное тире

    многоточие

    В ряде случаев выбор ЗП зависит целиком от интонации

    Придут дети, пойдем в цирк.

    Придут дети – пойдем в цирк (отношения обусловленности)

    Но интонационный принцип действует лишь как выразительный (?), неосновной – это особенно ярко проявляется, когда интонационный принцип «приносится в жертву» структурному.

    Олень раскапывает передней ногой снег и, если есть корм, начинает пастись (перед «если» пауза не ставится)

    Интонационный принцип действует, как правило, не в чистом виде, поскольку сама интонация является следствием заданного смыслового и структурного членения предложения.

    Ходить – долго не мог.

    Ходить долго – не мог . (интонация зависит от смысла)

    Смысл высказывания неразрывно связан со структурой и интонацией предложения, этим объясняется то, что действующие в СРЛЯ правила расстановки ЗП не могут быть сведены к какому-либо одному из названных принципов, а отдельные знаки препинания в каждом конкретном случае употребления … (передают?) то синтаксическую, то логическую, то интонационную структуру речи, или являются синтетическими, т.е. одновременно членят речь на смысловые и грамматические отрезки и характеризуют его смысловую и интонационную структуру.

    Переправа, переправа! Берег левый,–

    Берег правый,

    Снег шершавый, кромка льда…

    Кому память, кому слава

    кому темная вода, (-)

    Ни приметы, ни следа.

    … их удаление из текста или замена другими ЗП … на понимании смыслового или эмоционального содержания текста, … цель высказывания(?), эмоциональную окраску и смысловые отношения между частями.

    Для современной науки характерно структурно-семантическое понимание основ пунктуации, которое находит отражение в большинстве научных и учебно-методических работ.

    Интонация при этом не рассматривается как основа современной пунктуационной системы, т.к. ЗП не всегда имеют соответствие в интонации. Часто паузам (?) устной речи на письме не соответствуют знаки препинания, или, наоборот, знаки препинания (не предполагают(?)) постановку пауз. Именно в этих случаях учащиеся и допускают наибольшее количество ошибок.

    НАИБОЛЕЕ ТИПИЧНЫЕ СЛУЧАИ НЕСООТВЕТСТВИЯ ЗНАКОВ ПУНКТУАЦИИ И ИНТОНАЦИИ

    1) Есть паузы, но нет ЗП:

    А) Между распространенными составами подлежащего и сказуемого (предикативные паузы)

    Взвод на правом берегу / жив здоров на зло врагу.

    Б) После обстоятельственного детерминанта в начале предложения.

    После этой ужасной встречи / у кузнеца даже была лихорадка.

    В) После определяемого слова, имеющего предшествующее (?) определение, и перед определяемым словом после распространенного определения.

    И чернеет там зубчатый, за холодною чертой, недоступный, непочатый /лес/ над черною водой.

    Г) перед союзом «и», соединяющим однородные сказуемые

    Она подняла на меня глаза / и насмешливо улыбнулась

    Нет паузы, но есть ЗП.

    А) Между союзом и ОБЧП

    Все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудового дня и, мятежно колыхаясь, стоят над гаванью.

    Б) На стыке двух подчинительных союзов

    Старик предупредил, что, если погода не улучшится, об охоте нечего и думать.

    В) На стыке сочинительного и подчинительного союза или союзного слова

    Мостик был наплывной, и, если ступить на него, побежать по нему, он, конечно, закачается и начнет прогибаться.

    Г) Между союзом и вводным словом

    Отвечай: побьем мы немца или, может, не побьем?

    Эти примеры показывают, что письмо «по слуху» , т.е. основанное на чисто интонационном принципе, не может быть грамотным; знаки препинания расставляются в зависимости от того, какие грамматические и смысловые отношения возникают в предложении.

    Смысловыми же отношениями в конечном счете определяется и интонация в высказывании.

    Т.о., современная пунктуация отражает структуру, смысл и интонацию высказывания. Самым большим достижением современной пунктуации является то, что все три принципа действуют не разобщено, а в единстве.

    1. Обозначает границы между предложениями (структурный принцип)

    2. Обозначает законченность сообщения (семантический принцип)

    3. Понижение тона, пауза (интонационный принцип).

    Именно сочетание принципов (Валгина) является показателем развитости современной русской пунктуации, ее гибкости, позволяющей отражать тончайшие оттенки смысла и структурное многообразие.

    ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ

    Знаки препинания – это условные графические обозначения, которые применяются для отражения на письме грамматического, смыслового и интонационного членения речи.

    В русской пунктуации используется 10 знаков препинания:

    Точка с запятой

    Двоеточие

    Восклицательный знак

    Вопросительный знак

    Многоточие

    ЗП в современной пунктуационной системе РЯ имеют закрепленные за ними функции: ЗП либо отделяют части текста друг от друга, либо выделяют какие-либо отрезки внутри частей (текста?). В соответствии с этим ЗП делятся на две группы:

    Отделяющие ЗП.

    Выделяющие ЗП.

    ОЗП – к ним относятся одиночные знаки, которые членят письменный текст на значимые в структурном и смысловом отношении части:

    К ВЗП относятся парные знаки, которые служат для выделения в предложении особо значимых его частей (придаточных в составе СП, ОБЧП, обращений, вводных компонентов, вставных компонентов, чужой речи).

    Знаки «запятая» и «тире» являются знаками-хамелеонами, потому что они могут выступать и в роли отделяющих (одиночные) и в роли выделяющих (парные).

    Он стал печален, неразговорчив, внешние следы бакинской жизни – преждевременная старость – остались у Грина навсегда. (преждевременная старость – обособленное приложение)

    Пунктуация призвана отражать на письме синтаксические, смысловые, а отчасти интонационные особенности текста, при этом в одних случаях учитывается (усиливается?) одна из названных функций (?), а в других – другая. Это находит отражение в конкретных правилах употребления отдельных знаков препинания. Выбор знака препинания фактически зависит от того, в каких смысловых отношениях находятся между собой компоненты предложения.

    Но часто эти отношения можно оценить по-разному, в результате чего возникают пунктуационные варианты , а именно:

    Разные, но одинаково допустимые знаки в предложениях сходной синтаксической структуры.

    Варьируя знаки препинания, пишущий выдвигает на первый план какой-либо один важный для него в данном случае из оттенков смысловых отношений.

    Оленин стал стучать слегка - ничто не отзывалось.

    Насмешливые (,) светлые глаза его были еще налиты сном, снежинки белели на бровях

    Наряду с общепринятой и предусмотренной правилами постановкой знаков препинания, в авторских текстах мы часто сталкиваемся с отступлениями от этих правил (авторские знаки ).

    В большинстве своем эти отступления оправданы и обуславливаются стремлением придать знакам препинания какие-то дополнительные функции (?), использовать их для более точной передачи интонационно- выразительных особенностей звучащей речи (это допустимо только в художественной речи).

    В художественной литературе широко используются такие знаки препинания, которые выражают эмоционально-экспрессивные (?) качества письменной речи и разнообразные оттенки смысла. Вся пунктуационная система широко, полно и многообразно служит здесь одним из существенных и ярких средств передачи как смыслового, так и эмоционально-экспрессивного содержания. Часто это используется в поэзии (лирике). Много примеров в стихотворениях Вознесенского, Евтушенко, Рождественского.

    Номер – есть, а звонить некуда.

    Мы верим людям, птицам, деревьям…

    Бросаемся, дрожа от капели, то в штопоры, то в мертвые петли. (усиливается драматизм)

    Песню свою, отправляясь в полет, - помните! (логический акцент на слове)

    Странно, сладко, неизбежно надо мне (-) бросаться в многопенный вал, вам (-) зеленоглазою наядой петь, плескаться у ирландских скал. (с помощью тире противопоставляются герои и их позиции)

    Изредка в художественной речи знаки препинания вообще могут отсутствовать. Это художественный прием, который призван подчеркнуть особую ритмико-мелодическую структуру целого произведения или какой-либо его части.

    Она как озеро лежала

    стояли очи как вода
    и не ему принадлежала
    как просеки или звезда

    Джойс «Уллис» (встречаются фрагменты с полным отсутствием знаков препинания – «поток сознания»).

    Индивидуальное использование знаков препинания (в художественной речи) означает вовсе не нарушение пунктуационной системы, а расширение и обогащение практики ее применения.

    Стилистический, выразительный диапазон современной русской пунктуации очень широк. Однако в основных своих значениях и употреблениях знаки препинания едины в различных текстах. Это придает знакам препинания необходимую стабильность.