Стимулирование фссп. Какие льготы имеют судебные приставы исполнители? Мнение экспертов по данному вопросу

Грядут очередные перемены, и после выборов хочется получить много хорошего по части финансирования. Работникам бюджетной структуры и членам их семей немаловажно знать, или все так и останется на прежних местах. Однако расплатой за это может стать сокращение по пяти тысячам должностей. Конечно, весь объем должностных обязанностей будет распределен на оставшихся сотрудников. Так стоит еще подумать, стоит ли радоваться новостям о повышении зарплат.

Тысячи граждан вынуждены обращаться к судебным инстанциям за помощью в решении каких-то дел. Как следствие, за решением судей следует исполнение решения. Оно возлагается на других специалистов. Основному контингенту читателей стоит понимать, насколько важна деятельность приставов. В их спектр обязанностей входит масса задач со спорными вопросами среди организаций, процедуры поиска граждан, уклоняющихся от уплаты алиментов, а также ведение приема документов и заявлений от представителей населения.

В силу обязанностей приставам приходится сталкиваться с представителями преступных организаций, уголовниками. Как следствие, они подвергаются жизненному риску. Служащим важно сохранять готовность к встрече с подобными лицами, представителям государственной организации необходимо постоянно тренироваться, соблюдать физическую подготовку. Все это требует немало времени, сил, усиленного питания. В современных условиях увеличение зарплаты судебному приставу в 2017 году в России вполне закономерно. Ведь пока рядовые работники получают около 20-ти тысяч, руководителям полагается порядка 30-ти.

О возможных изменениях для ФССП на 2017 год

2016 год для приставов знаменовался «особой» категорией для госслужащих. Нескольким группам приходится заниматься исполнение соответствующих должностных обязанностей. На одних возложены суды и их функционирование, другим же остается заниматься исполнительной работой. А допущенными к такой деятельности могут быть исключительно лица с соответствующим высшим образованием. Прежнего школьного образования, удовлетворяющего несколько лет назад, теперь не достаточно.

Остальным, кто все же смог остаться в структуре, будет на месте помощника судебного пристава. Этого достаточно, чтобы не терять место и получать соответствующую специальность в высшей образовательной системе по юридической либо экономической специальности. Хотя размер оплаты труда у помощников невелик, в перспективе после окончания учебы он будет на своем месте с достойным окладом. При наличии диплома об окончании ВУЗа поднятие зарплаты судебному приставу, бывшему ранее на месте помощника, сулит вместе с назначением на должность.

Чего ожидать относительно зарплаты?

Механизмом повышения оплаты труда судебным приставам становится присвоение выше стоящего звания, соответственно военному подразделу. Вместе с тем и оклады у сотрудников будут соответствующими. Однако это возможно лишь в случае оконченного высшего образования. Как результат, теперь оклады станут равнозначными с полицейскими.
Новые люди могут рассчитывать на поддержку в виде поощрительных выплат. По окладу дополнительно насчитывают в пределах 50-150% каждому, кто будет добросовестно трудиться. Такое возможно лишь при соответствии целому набору критериев. В числе обязательных условий регулярное, но не частое, без предварительного предупреждения, прохождение тестов по наличию алкоголя в крови либо наркотического воздействии на организм. В таких случаях увольнения без права занимать должности в госструктуре не избежать.

Важно понимать, что будет с зарплатой судебных приставов на протяжении ближайшего времени. Однозначно все оклады будут проиндексированы в 2017 году. Окончательную цифру по проценту можно будет назвать уже в следующем году или ближе к его началу. Также в состоянии перспективы находится вопрос о начислении некой доли, формируемой финансовыми взысканиями. Автором данного предположения стала общественность, а до правительства никаких документов пока что не поступало. Но вероятность приобретения юридической силы высока, ведь такой рычаг станет стимулирующим на улучшение показателей работы для сотрудников службы судебных приставов.

Реалии по ФССП: какой ценой достается повышение зарплат в судебной системе в 2017 году в РФ?

Бюджетных средств страны на баланс ФССП отчисляется в пределах 47 млрд рублей. Однако служащим удается ежегодно взыскивать 114 миллиардов, что втрое больше. Но даже не в вопросе материального обеспечения кроется проблема. Перед приставами нет перспектив, побуждающих к развитию. Работать приходится и с детьми, охранять судей, помещения суда. Вооруженных сотрудников насчитывают порядка 30 тысяч служащих. Прежде чем использовать силденафил противопоказания обязательно следует исключить

Почему бы не реализовать повышение зарплаты судебному приставу в 2017 году в России задумываются многие. Но для этого придется обременить работников ФССП функциями, положенными сейчас другим ведомствам. К таким действиям можно отнести осуществление охраны судьям, пока им не предоставят государственную защиту либо полную замену данной инстанции.

Службу приставов хвалят за высокую рентабельность, однако до правоохранителей ее не могут дотянуть из-за отсутствия должного финансирования. При всем этом размер заработной платы служащих в ФССП не может даже превысить отметку средней. По мнению члена, представляющего общественную палату РФ, который также является председателем общественного совета в рамках столичного управления ФССП РФ Антона Цветкова, что уровень ротации кадров службы в Москве достигает 38 процентов. Так что очевидно, что пришло время проводить повышение зарплат в судебной системе в 2017 году в РФ.

Уровень квалификации специалистов в настоящий момент не соответствует занимаемым должностям. Пока что прослеживается тенденция к спаду производительности от функционирования системы. Если в 2010 году было собрано взысканий на 120 млрд рублевого достатка, то теперь указанная ранее цифра сократилась на 6 миллиардов. Из-за снижающий квалификации и мотивации ускользают к низу все показатели.

Заключение

Выходит, что те, кто изо дня в день проводит массу работы для наполнения бюджета, вынуждены ежемесячно оставаться при своих интересах. Раз уж отметка дна кризиса была достигнута, то почему бы со следующего года не взять курс вверх? Ведь у экспертов есть достаточно оснований полагать, что теперь нужно восстанавливаться после принудительной остановки и пребывания на пути запасных.

Самое время продумать для бюджета на будущий год повышение денежного содержания федеральным госслужащим в судебной системе в 2017 году . Ведь от усилий команды, состоящей из судебных приставов, в настоящее время для бюджета государства и всех, кто от него получает денежные средства, может измениться очень многое. Лишь при высоком качестве трудовой деятельности им удается подкармливать бюджетного кота новыми финансовыми отчислениями, полученными с провинившихся граждан. А возможность появления ошибок полностью под ответственностью служащих. Немаловажно, чтобы работники сохраняли высокий уровень работоспособности, не подводили честь мундира, который будет включен в обязательный план.

На территории РФ сегодня работает большое количество структур силового назначения. Главной целью подобной организаций является обеспечение прав, свобод человека. Помимо этого, некоторые структуры занимаются реализацией государственной службы. Все подобные органы являются прямым доказательством важности их работы в нашей стране. Однако выполнение всяческих функций со стороны государства может происходить в различных проявлениях. Например, полиция озадачена соблюдением правопорядка, а суды осуществляют процессы правосудия.

В итоге государство имеет доступ в большинство сфер жизнедеятельности каждого гражданина РФ. Помимо всех известных органов в виде ФСБ, прокуратуры и пр., есть также более специфические структуры, к которым также относится служба судебных приставов (ФССП). Задачами этого органа является контроль и регулирование отношений в области исполнения актов ведомства правосудия.

ФССП – орган власти исполнительного характера, в сферу деятельности которой входит организация выполнения судебных актов. Структура работает в составе Минюста. И в данной статье мы рассмотрим, какие изменения ожидают эту службу на 2018-2019 год.

Что может измениться в ФССП

В грядущем году для всех работников Минюст собирается вводить дополнительные требования, которые касаются квалификации сотрудников. Согласно новым критериям, будут увольняться или понижаться в должности те, у кого нет дипломов о высшем образовании (специальность экономика или юриспруденция). Как показывает статистика, в категорию риска попадает более 5 тысяч человек. Эта цифра составляет около 25% штата всей структуры.

Данная реформа по заявлениям ФССП сократит количество работников до 300 человек в некоторых регионах. Такое расположение дел уже вызвало негодование со стороны работников этого органа, потому как такое количество сотрудников будет не в состоянии справиться с текущей нагрузкой. В результате произойдет заметное снижение качества проделываемой работы.

Определение реформ на 2019 год

В 2016 году президент инициировал разработку совершенно нового законопроекта в области исполнительного производства. Новоиспеченный закон нацелен на полную замену текущих нормативных документов, которые осуществляют свою деятельность еще 1997 года.

Основным нововведением является то, что с начала текущего года судебные приставы относятся к особой категории госслужащих.

Таким образом, сотрудники получают:

  1. Звания.
  2. Гарантии социального характера.
  3. Дополнительные выплаты и другие преимущества.

Весь штат разделяется на категории:

  1. Приставы, которые осуществляют деятельность в судах.
  2. Исполнительные приставы.
  3. Приставы-дознаватели.

Все привилегии полагаются только тем, кто обладает высшим образованием в юридической или экономической области.

Работники, которые не соответствуют текущей должности, будут переданы на рассмотрение к увольнению или понижению. Еще одним вариантом может быть предложение о возможности стать помощником приставов. Деятельность таких лиц заключается в подготовке документации.

Уполномоченные представители Минюста утверждают, что новая реформа способна обеспечить приток студентов, которым можно будет работать помощниками. Занять какую-либо должность возможно по факту окончания профильного ВУЗа по одному из двух направлений, о которых мы уже упоминали выше. Первой ступенькой в карьерной лестнице студента станет должность пристава-исполнителя.

Минюст также говорит о том, что реформа способна повысить статус специальности пристава как таковой. Снижение кадровой текучки позволит сделать должность достаточно привлекательной. Это позволит привлечь людей, обладающих высоким уровнем квалификации.

С приходом нового законодательства юристы также смогут трудоустраиваться. Особенно это касается тех, кто попал под сокращение в правоохранительных органах.

Инновацией также считается снижение количества филиалов в регионах. Небольшие подразделения будут совмещены в межрегиональные структуры ФССП. Такой подход позволит сократить расходы бюджетных денег.

Что говорят специалисты о новых реформах в органах ФССП

Вячеслав Лысаков (первый зампредседателя Госдумы в области КЗ) говорит, что такие нововведения повлекут за собой негативные последствия. Как показывает практика, судебные секретари обладают наименьшим уровнем заработной платы, если провести сравнение с иными силовыми структурами. Поэтому текучка среди кадров как была, так и останется. А этот показатель достигает уровня в 80%.

Зарплата самих приставов также не является соответствующей к рабочим условиям. Следовательно, реорганизация ФССП должна начинаться не с сокращения штата. Изначально целесообразно подтвердить статус должности путем повышения окладов и создания привлекательных условий труда.

Такие заявления поддерживает Дмитрий Горцов, который работает на должности заместителя председателя Госдумы по делам безопасности и противодействия коррупции. Как он утверждает, президент прямо не инициировал необходимость сокращать работников из органов МВД или ФССП. Глава государства говорил о сокращении неэффективных расходов денежных средств из бюджета. Результатом этого всего эти ведомства предпочли пойти по более простому пути – уволить основную массу людей.

Возможно, госаппарат услышал мнение Лысакова – с начала 2019 года работники ФССП могут рассчитывать на получение доли из взысканных ими денег. В лучшем случае об этом упоминается в обновленном законодательстве. За счет взысканных средств предлагается создавать специальные фонды. Такие нововведения позволят ввести систему поощрений для тех исполнителей, которые показали самые лучшие результаты по вопросу взысканий. Сегодня этот проект находится на общественном согласовании и обсуждении.

Какие полномочия будут добавлены приставам

В текущем году судебные приставы уже могут распоряжаться правом на вождение автотранспорта. В сферу обязанностей сотрудников ФССП входит возможность изымания прав у заядлых неплательщиков. Особенностью этого полномочия является то, что сотрудникам не требуется на это дополнительных решений суда. Условием для применения подобных мер считается словесное уведомление при личном разговоре. После этого данные поступают в ГИБДД, где приостанавливается действие лицензии на вождение. Санкция снимается сразу после погашения лицом всех задолженностей.

Судебные приставы - должностные лица, в ведении которых находятся принудительное исполнение постановлений и обеспечение установленного порядка проведения заседаний. Их деятельность регулируется федеральным законом № 118, который был принят еще в 1997 г. По мнению многих чиновников, в том числе руководства самого ФССП, он давно нуждается в изменении.

О новых разработанных законопроектах, призванных коренным образом поменять положение судебных приставов и сменить действующий ФЗ № 118, Минюст рапортует ежегодно, начиная с 2007 г. Текст документов, как и результат, не меняется. Так будет или нет проведена реформа ФССП в 2016–2019 гг.?

ФЗ № 118 о судебных приставах

Федеральный закон № 118 от 21.07.1997 содержит положения:

  • о территориальной и кадровой структуре ФССП;
  • о требованиях к кандидатам в приставы и процедуре занятия должности;
  • о полномочиях руководящих должностных лиц ФССП;
  • о правах, обязанностях, задачах приставов разных категорий;
  • о социальном, финансовом и материальном обеспечении работы ФССП.

Помимо закона, деятельность судебных приставов регулирует ФЗ № 229 от 02.10.2007. Он содержит процедуры исполнительского производства, сроки, порядок ареста и реализации имущества и т. д. Общие положения о Федеральной службе, ее задачах, территориальной и кадровой структуре описаны в Указе Президента № 1316 от 13.10.2004 г.

Основной ФЗ № 118 был принят еще в 1997 г. Последняя редакция относится к июню 2019 г. Все планы по поводу замены этого ФЗ более новым, который кардинальным образом изменит статус ведомства с гражданского на правоохранительный, а также введет новую систему мотивации, остались на уровне разговоров. В феврале 2019 г. была принята последняя на сегодняшний момент попытка внести на рассмотрение Госдумы, законопроект «О ФССП». Далее обсуждения на одном заседании Правительства он не прошел. Таким образом, в конце 2019 г. действующей остается редакция ФЗ № 118 от 03.07.2016 г.

Федеральный закон критикуется с 2007 г. Существующая система позволяет добиваться исполнения только 50 % постановлений о взыскании, из них половина - это внесудебные решения. Причина невыполнения планов - плохая мотивация приставов, большая текучка кадров на фоне постоянного увеличения нагрузки. Каким образом государство планирует исправить это положение?

ФССП сегодня

ФССП - подведомственная Минюсту РФ государственная гражданская структура. Возглавляется директором. В каждом субъекте РФ (Архангельская область и Ненецкий АО «объединены» в один) действует территориальный орган (аппарат управления), который контролирует работу подразделений на местах.

ФССП выполняет следующие задачи:

  • обеспечивает деятельность судов (доставляет ответчиков, охраняет залы заседаний, арбитров, свидетелей и присяжных, помогает в розыске и дознании и т. д.);
  • принудительно приводит в исполнение судебные и иные акты (взыскивает долги по налогам, алиментам, штрафам, возмещениям);
  • исполняет в пределах своей компетенции решения судов по уголовным делам.

Сотрудники Федеральной службы имеют право входить в помещения, в том числе жилые (а при необходимости и вскрывать их), проверять документы у подозреваемых, проводить личный досмотр. Приставы-исполнители вправе также запрашивать и получать сведения о должнике от работодателя, задерживать и арестовывать имущество, оценивать, учитывать и реализовывать его. При розыске гражданина информация о нем ищется через другие госведомства (налоговую, миграционную службу) и по иным каналам, в том числе с помощью социальных сетей и родственников.

Все требования ФССП должны беспрекословно выполняться; в противном случае уклонистам грозит административная ответственность. Если действия приставов кажутся гражданину или организации незаконными, они вправе оспорить их у вышестоящих сотрудников службы или в суде.

В приставы берут граждан России от 21 года, обладающих достаточной квалификацией, личными и деловыми качествами, физическим и психологическим здоровьем. Перед приемом на работу кандидаты проходят тестирование на предмет алкогольной и наркотической зависимости. Каждый судебный пристав, вступивший в ряды ФССП, приносит присягу верности.

Сотрудники ФССП - должностные лица на гражданской службе. В соответствии с этим, они получают классные чины (юрист или советник юстиции, если требование к должности - высшее юридической образование, которое скоро станет обязательным для исполнителей).

Приставы, обеспечивающие функционирование судов, после прохождения специальной подготовки вправе носить оружие на службе. Исполнители, если необходима защита при изъятии вещей, привлекают к работе сотрудников МВД.

Необходимость перемен

Изменения, которые планирует провести Министерство юстиции, касаются разных сторон деятельности ФССП:

  • кадрового состава;
  • вознаграждения за работу;
  • расширения полномочий судебных приставов;
  • перевода ФССП с гражданской структуры в правоохранительную.

Все эти реформы описаны в законопроекте, который Минюст уже несколько лет пытается провести через Госдуму. Так, сейчас зарплата и соцпакет рядовых работников Федеральной службы сравнимы с тем, что получает за свою работу охранник в супермаркете (15–20 тыс. руб. оклада в зависимости от региона), при этом нагрузка на приставов возрастает из-за текучки кадров и увеличения количества исполнительных дел. После изменений сотрудникам ведомства будут даны дополнительные отпуска и надбавки к зарплате за выслугу лет (от 10 % к окладу), за допуск к гостайне (до 65 %), за выполнение плана (до 100 %).

Процент от взысканного пойдет также на формирование Фонда развития ФССП. Средства из него будут идти на социальные льготы приставов: расширенную медстраховку, санаторно-курортное лечение, образование.

Законопроект предусматривает обязательное требование к кандидатам в ФССП - диплом юриста или экономиста. Сотрудники, которые не имеют высшего образования, будут уволены или переведены на низшие должности помощников (секретарей). Кроме того, всех соискателей планируют проверять на детекторе лжи. Уклонистам от армии по неуважительным причинам в приставы хода не будет.

Планируется также изменить статус службы с гражданской на правоохранительную с введением новых званий и разрешением использовать оружие и физическое давление гораздо чаще, чем сейчас. Прежде всего это касается приставов, которые обеспечивают функционирование судов.

Согласно законопроекту, планируется ввести новую должность - пристав-дознаватель. В его компетенции будет проведение досудебного расследования по делам, отнесенным УПК РФ к преступлениям малой или средней тяжести.

Законопроект предусматривает изменение механизма исполнения постановлений. Например, предлагается забирать имущество лиц, которые аффилированы с должником (то есть взаимосвязаны: супруг, дети, родители), понижать социальный статус уклониста и привлекать к поиску и взысканию негосударственные организации. Речь идет не о коллекторах, а о частных детективах и адвокатах (аналог «охотников за головами» в США).

Часть из этих планов была принята в 2019 г. (требование высшего образование для судебных приставов-исполнителей), часть - предположительно будет в 2019 и 2019 гг.

Реформирование ФССП: перспективы

О необходимости преобразования ФССП, как и других государственных гражданских служб, говорится и в Указе Президента РФ от 11.08.2016 г. № 403. В качестве основных направлений реформирования в документе установлены:

  • повышение зарплаты и престижа госслужбы;
  • упрощение исполнительской деятельности за счет введения электронного документооборота, что позволит приставам проделывать большую часть работы, не выходя из кабинета;
  • совершенствование процедур набора персонала, повышения его квалификации и профессионального роста.

На проведение мероприятий дается срок до 2019 г.

Крупномасштабные перемены, по самым скромным подсчетам, обойдутся государству в 9,5 млрд руб. Началу реформ мешает недостаточность бюджета. Минфин пока не готов платить за такие реорганизации, поэтому законопроект второй год не переходит из Правительства на обсуждение в Госдуму.

Перевод службы в разряд правоохранительных структур повлечет расширение ее полномочий на оперативно-розыскную деятельность, доставление подсудимых, применение физической силы и оружия (в настоящее время для осуществления таких методов воздействия судебные приставы-исполнители вызывают сотрудников полиции). У Министерства юстиции появится своя силовая структура.

Это неизбежно повлечет за собой необходимость расширения штата. Но в 2019 г., когда вступит в силу закон об обязательном образовании для приставов, каждый четвертый сотрудник ФССП покинет службу как несоответствующий требованиям. Таким образом, в ходе проведения реформ неизбежно случится кадровый кризис, выраженный в уменьшении количества специалистов при увеличении нагрузки на них.

Частично рост зарплаты предполагается обеспечивать процентами от исполнительского сбора. Половина этой суммы будет идти на премии особо отличившихся приставов. Это улучшит условия труда работников ФССП, замедлит текучку кадров. По оценкам, зарплата сотрудников вырастет в 2,6–3 раза. Законопроект, как и остальные, не прошел дальше обсуждения в Правительстве, и на рассмотрение в Госдуму даже не вносился. Некоторые боятся, что зависящая от размера взысканного система мотивации превратит судебных приставов в новых коллекторов, которые «выбивают» долги не всегда правовыми методами.

Планы, которые ранее рассчитывали привести в жизнь к началу 2019 г., продлены до 2020 г. Сейчас реформирование Федеральной службы входит в госпрограмму «Юстиция». Она предполагает, кроме прочего, улучшение социальных и материальных гарантий для приставов хотя бы до уровня МВД, ФСБ и других правоохранительных структур. Поэтапные финансирование и реализация имеют гораздо больший шанс на успех, чем резкое и кардинальное изменение существующего ФЗ № 118.

Нововведения 2019 г.

В 2019 г. была реорганизована территориальная структура ФССП. Так как в некоторых подразделениях службы осталось менее 300 человек, финансирование руководящих отделов в отдельных районах и городах признано нерациональным. Теперь местные отделения в субъекте РФ действуют под началом единого регионального аппарата управления, расположенного в административном центре. Соответственные изменения в ФЗ № 118 были приняты 30 декабря 2015 г.

В феврале 2019 г. начала действовать норма, по которой пристав может ограничить должника в специальном праве, в том числе в праве управлять машиной. Это не означает изъятие водительского удостоверения, лишь приостановление его действия. Такую меру не применяют к тем, для кого авто - единственный источник существования или обеспечения жизнедеятельности его и его семьи, инвалидам и гражданам, чей долг не превышает 10 тыс. руб. О возможном ограничении должник узнает из заказного письма-уведомления. Однако вручать копию постановления положено лично, под подпись или в присутствии двух понятых. Наказание за езду в этот временного отстранения - арест или реальное лишение прав на срок до года.

В работу приставов-исполнителей был внедрен электронный документооборот. Граждане, должники и взыскатели, смогут подавать заявления через личный кабинет, а также следить за исполнением постановлений. Онлайн-сервис на сайте ФССН интегрирован с порталом госуслуг.

Исполнительное производство по делам теперь требует гораздо меньше времени: раньше оно тратилось на коммуникации между ведомствами (пересылку писем) и заполнение бумаг (ходатайств, жалоб, отводов) вручную. Кроме того, уменьшились служебные расходы (в 2015 г. только на почтовые марки было потрачено 1,25 млн руб. В 2019 г. эта цифра, по подсчетам, сократится вдвое). Большую часть работы приставы-исполнители делают, не выходя из кабинета. Соответствующие поправки об электронном документообороте вносились в ФЗ № 118 с 2014 г., но только два года спустя работа над созданием единого информационного пространства между Федеральной службой и судами была завершена.

Планы на 2017–2019 гг.

В 2019 г. будут приняты поправки к ФЗ № 118 об обязанности судебных приставов вести реестр коллекторских агентств и о надзоре за их деятельностью. В ведомстве планируется создать новое структурное подразделение - управление по контролю. Из «выбивателей» долгов на законных основаниях продолжат работу лишь те, кто занимался этим раньше профессионально и «непринудительно». По оценкам, из более чем полумиллиона таких организаций останется лишь 10 тысяч. На практике это означает, что между выкупом долга у банков и МФО до суда над должником будет проходить гораздо меньше времени, чем сейчас, однако, действия коллекторов будут контролироваться и оставаться в рамках закона.

Реформы обойдутся ведомству в 1,6 млрд руб., в том числе на зарплаты новым работникам. Планируется увеличить штат Федеральной службы на 1 тыс. человек. Поправки в закон о судебных приставах, скорее всего, будут приняты в январе 2019 г.

Требование о высшем юридическом или экономическом образовании для кандидатов в приставы-исполнители, которое было введено в ст. 3 ФЗ № 118 еще в 2014 г., приостановлено до 2019 г. Связано это с тем, что такая перемена повлечет за собой кадровые перестановки и увольнения, чего в настоящее время ФССП себе позволить не может. На фоне ограничения бюджета и увеличения трат на надзор за коллекторами неизвестно, будет ли реформирована система вознаграждения сотрудников в ближайшие два года.

Необходимость перемен в Федеральной службе понимают его руководители и на себе ощущают рядовые приставы. Однако, из-за дефицита средств радикальных изменений ни в 2019 г., ни в следующем году не произойдет. По мнению экспертов, реальное улучшение может дать только реализация программы «Юстиция», которая предполагает плавные и поэтапные реформы вплоть до 2020 г.

На протяжении последних лет Министерство юстиции проявляет активную деятельность, направленную на улучшение и позитивные изменения в сфере исполнительной власти. Не обошли стороной подобные веяния и работников Федеральной службы судебных приставов (ФССП).

Необходимость реформы назрела в связи с изменениями в реальной картине современной жизни, переменами в юридическом обосновании функций, выполняемых представителями этой службы, а также в появлении новых требований к квалификационной подготовке приставов.

Несмотря на то, что обширный ряд поправок и изменений уже был успешно внедрён за несколько последних лет, реформа только набирает обороты и, судя по последним новостям, в 2018 году этот процесс не потеряет актуальности и выйдет на новый уровень.

Правительство планирует запустить ряд нововведений для представителей ФССП, что позволит в корне преобразовать действующую систему, внедряя принципиально новые механизмы работы.

Изменения, предлагаемые реформой, направлены на многие сферы работы и функционирования Федеральной службы судебных приставов:

  • Нововведением является присвоение работникам службы статуса государственного служащего (госслужащего). Эта категория расширяет список званий и прочих квалификационных градаций, что является прекрасным стимулом к карьерному росту, к повышению требований относительно качества выполняемой работы. Кроме того, подразумеваются премии, доплаты и поощрительные выплаты. Единственным нюансом станет тот факт, что на статус госслужащего смогут претендовать только те сотрудники, которые имеют профильное высшее образование и показали высокий результат в ходе квалификационной проверки. Те, кому не удастся пройти такую проверку на высоком уровне, останутся в качестве технических помощников и не смогут рассчитывать на привилегии, предоставляемые статусом государственного служащего.
  • С начала 2018 года запланировано уменьшение количества региональных представительств ФССП. Это осуществится за счёт слияния мелких межрегиональных подразделений в более крупные структуры, что позволит количественно регулировать штат и уменьшить расходы на содержание структурных подразделений.
  • Увеличится перечень полномочий сотрудников ФССП. Так, они будут иметь право лишать граждан водительского удостоверения без дополнительных судовых документов. Такую меру можно будет применять для должников, имеющих задолженность свыше 10 тыс. руб. Для того, чтобы ограничить использование водительских прав, сотруднику достаточно будет поставить в известность должника и отправить в инспекцию по транспорту соответствующее направление, на основании чего действие водительских прав будет приостановлено. Начиная с 2018 года эта мера будет дополнительно расширена: работник ФССП сможет накладывать запрет на экзамены для определённого лица в ГИБДД, а также приостанавливать регистрацию его транспортного средства или номерных знаков.

  • На приставов возлагается контроль за функционированием коллекторских агентств. Для внедрения этого механизма будут разработаны нормативные документы по урегулированию контроля и регистрации коллекторских бюро и прочих подобных организаций. Для выполнения этой функции ФССП должно набрать сотрудников, курирующих вопросы взаимодействия с коллекторами, что требует добавочного финансирования. Кроме набора новых работников, в связи с этой мерой необходимо будет оборудование новых рабочих мест, приобретение компьютерной техники. На эти меры в течение 2018 и 2019 года планируется выделить по 10 миллионов рублей из госбюджета.

Сокращение ФССП

В первую очередь пристальному вниманию будет подвержена квалификация работников этой службы. Планируется проведение полномасштабной многоуровневой проверки, которую пройдут повсеместно все сотрудники Федеральной службы судебных приставов. Такая практика вводится, начиная с 2017 года, но требования к ней в 2018 году только усугубятся.

Одним из ключевых моментов, на который будет обращаться внимание во время квалификационной проверки, является наличие высшего профильного образования (юридического или экономического).

Те, кто не соответствует этим критериям, будут переведены на более низкие должности, а для некоторых встанет вопрос об увольнении. Сокращение численности может происходить неравномерно в разных регионах страны. Поскольку предварительные данные показывают, что только по уровню образования около 25% работников ФССП не соответствуют поставленным требованиям, ожидается значительное сокращение численности людей, задействованных в работе этой системы.

Несмотря на сокращение численности, ожидается сохранение общей эффективности службы, поскольку самые подготовленные и квалифицированные кадры, которые на данный момент выполняют большую часть работы, останутся на своих прежних местах, а увольнение коснётся наименее эффективных кадров.

Изменения в структуре ведомства

В ходе реформы правительством принята инициатива по изменению структуры ФССП. Это произойдёт за счёт разделения обязанностей приставов и их классификации по определённым видам функций.

Решено выделить три основные подкатегории приставов:

  • Работники судебных инстанций. Эти специалисты обеспечивают установленный порядок действия судов (арбитражных, общей юрисдикции и пр.).
  • Дознаватели. Специалисты, проводящие дознание по факту преступления или уголовного дела. Их функция охватывает также следственные и процессуальные действия и направлена на предотвращение процессуальных ошибок в ходе дознаний.
  • Исполнители. Специализируется на принудительном исполнении постановлений, судебных актов и других законно принятых решений в отношении должника.

Такое разграничение по специализациям приведёт в более квалифицированному выполнению своих обязанностей с высоким уровнем профессионализма.

Повышение окладов и выплат

Поскольку профессия пристава на протяжении последних лет не считалась престижной, в ходе реформы будет изменён подход к формированию окладов работников этой службы.

В течение 2018 года запланировано повышение окладов минимум на 50% от имеющегося уровня. По некоторым данным, правительство намерено не ограничиваться этой цифрой, а довести повышение зарплат до 100% за 2018 – 2019 год. Кроме того, поощрительной мерой станет премиальная система и льготы, предусмотренные как для сотрудников, так и для членов их семей.

Судя по последним новостям о реформе, планируется расширение соцпакета в виде санаторно-курортного лечения и особого вида страхования жизни и здоровья приставов. Помимо этого, статус госслужащих определит другой принцип формирования пенсионных выплат, выгодно отличающийся от нынешнего.

Предположительно все эти меры должны повысить статусность профессии, привлечь в ряды службы большое количество молодых специалистов, желающих сделать карьеру в составе ФССП. Наличие конкурса на места сделает возможным выбирать среди претендентов наилучший вариант, что позволит повысить общий уровень сотрудников Федеральной службы судовых приставов.

Недостатки и слабые места реформы

Несмотря на позитивную направленность реформы, некоторые эксперты и компетентные должностные лица выделяют ряд моментов, способных снизить эффективность внедряемых мер.

  • Анонсируемое сокращение штата приведёт к повышению нагрузки на каждого служащего. Это может инициировать кризис кадрового вопроса и спровоцировать увеличение текучки, а также общее уменьшение срока службы в ФССП одним специалистом, что неизменно скажется на качестве выполняемых функций.
  • Под вопросом остаётся момент финансирования реформы. На данное время остаются не урегулированы финансовые и экономические механизмы, которые позволят внедрить все запланированные изменения. Суммы, необходимой для полномерного повышения зарплат (10 миллионов рублей в месяц), в бюджете не предусмотрено, поэтому скептики выражают опасение, что повышение окладов ограничится индексацией на 5-6%.
  • Предлагаемый вариант с увеличением премий из средств, взысканных с должников, может спровоцировать превышение полномочий и неправомерную жёсткость в работе приставов, что резко негативно отразится на качестве выполняемых функций и авторитете служащих.
  • Повышение требований к квалификации работников ФССП может сыграть роль стартового механизма для массовых увольнений нынешних опытных кадров, что способно стать большой проблемой в том случае, если анонсированное повышение зарплат не состоится. Это может привести к замедлению темпа работ структур всех уровней, к росту нагрузки на одного сотрудника и, как следствие, к росту увольнений.
  • Схема выборочного премирования может спровоцировать рост коррупции в рядах ФССП, как это неоднократно наблюдалось при подобных мерах в других структурах.

Несмотря на все возможные минусы, совершенно очевидно, что время для реформы ФССП настало, поскольку прежние механизмы работы и структурной организации потеряли свою актуальность и становятся всё менее эффективными.

Большинство законопроектов и решений, связанных с реформой, назначены на 2018 год, после чего станут понятны масштабы нововведений.

Результаты не проявятся сразу после внедрения новых схем работы, однако за несколько лет общая картина станет ясна. Недочёты будут корректироваться и устраняться уже по первым результатам применения реформаторских действий.

Видео: как на самом деле работают судебные приставы

Многих интересует, сколько же зарабатывают отдельно взятые чиновники. О том, сколько зарабатывают судебные приставы, трудности их работы - вы узнаете в данной статьи.
Большинство людей постоянно ругают чиновников за их равнодушие к людям, безответственность, неисполнительность. Такой «ярлык» вешают и на каждого судебного пристава. Нередко это оказывается правдой и такие термины применимы ко многим судебным приставам. Но все же многие приставы по-настоящему стараются выполнять свою работу, насколько это возможно, качественно и ответственно. Граждане не хотят вникать в те трудности, которые испытывает на себе каждый судебный пристав.

Кто может стать судебным приставом?

Работа судебного пристава – это нелегкий и психологически тяжелый труд, на который способен далеко не каждый человек. Судебным приставом-исполнителем может стать любой гражданин, достигший возраста 21 год, имеющий высшее юридическое или экономическое образование. Но удержаться на этой должности способен не каждый. На это способен только трудолюбивый, стрессоустойчивый, честный, порядочный, принципиальный, усердный, неунывающий человек, не обделенный чувством долга и чувством юмора. Именно сотрудникам, обладающим этими качествами удается годами удержаться на своей должности, а спустя десятки лет работы им вручаются ведомственные награды за многолетний добросовестный труд.

В чем трудность работы судебного пристава?

Деятельность службы судебных приставов - это ежедневный труд по восстановлению законных прав и интересов граждан, по решению социально-значимых задач: взыскание просроченной заработной платы, исполнение алиментных обязательств, пополнение бюджетов всех уровней, принудительное погашение задолженности по кредитам, налогам и сборам.

Для того, чтобы исполнить одно отдельное исполнительное производство судебному приставу приходиться произвести огромное количество операций, в том числе:

  • направить запросы в отношении должника;
  • проверить наличие у должника банковских счетов, иного имущества;
  • арестовать счета должника (составить постановление, распечатать, вложить в дело, направить);
  • проверить наличие у должника доходов (зарплаты, пенсии, пособия);
  • обратить взыскание на доходы должника (составить постановление, распечатать, вложить в дело, направить);
  • наложить запреты на совершение сделок с недвижимостью, транспортом (составить постановление, распечатать, вложить в дело, направить);
  • выйти на адрес должника для проверки имущественного положения (составить акт);
  • арестовать имущество должника (составить постановление, составить акт, акт заполнить, все распечатать, все вложить в дело, все направить);
  • оценить имущество должника (составить постановление, распечатать, вложить в дело, направить);
  • реализовать имущество должника (составить постановление, составить акт, все распечатать, все вложить в дело, все направить);
  • перечислить взысканные деньги должнику (составить постановление, распечатать, вложить в дело);
  • отменить все ранее наложенные аресты, запреты (составить постановления, распечатать, вложить в дело, направить);
  • окончить исполнительное производства (составить постановления, распечатать, вложить в дело, направить);
  • сдать исполнительное производство в архив (прошить, пронумеровать, составить опись, собрать в связку).
Все это нужно постараться успеть сделать в течение 2 месяцев с даты возбуждения исполнительного производства. И это только одно производство.

А у одного пристава на исполнении находиться от 500 до 5000 исполнительных производств одновременно(!). Только подумайте, как можно успеть качественно вести каждое из них. Ответ один – никак. Именно поэтому никто из судебных приставов не успевает качественно отработать каждое производство, и довольно часто оканчивает их без исполнения.Кроме всего этого каждый пристав два раза в неделю осуществляет прием граждан и практически ежедневно дает письменные ответы на ходатайства должников и взыскателей, ведет квитанционные книжки, принимает наличные.

Почему в службе приставов постоянная текучка кадров?

Если опросить множество покидающих свой пост судебных приставов, то они ответят, что основными причинами увольнения с работы для них являются:

  1. Недофинансирование деятельности , в т.ч.:
    - маленькая зарплата;
    - отсутствие бумаги в отделах (которую на практике каждому приставу приходиться покупать за свой счет не меньше 10 пачек в год);
    - приобретение канцтоваров и заправка картриджей в принтерах за счет сотрудников;
    - нехватка транспорта и бензина для исполнения должностных обязанностей (например в Волгоградской области для отдела, состоящего из 30 человек выделяется только одна машина, на 60 человек – две, и так далее. А бензин выделяется в недостаточных количествах);
  2. Огромная загруженность (как уже было отмечено на одного судебного пристава-исполнителя может приходиться одновременно от 500 до 5000 исполнительных производств, поэтому организовать работу так, чтобы идеально исполнить каждое из них практически невозможно. С каждым годом выносится все больше и больше судебных актов и иных документов, которые подлежат исполнению, отчего нагрузка на приставов постоянно растет);
  3. Ненормированный рабочий день (во многих отделах принято так, что пока сотрудники не сделают все заданные руководством дела с работы они не уходят, а особенно загруженные работники даже остаются на работе «с ночевкой»);
  4. Бюрократические преграды (постоянные проверки, так называемая «планочная система работы». Например, каждому приставу необходимо взыскать определенное количество исполнительского сбора и штрафов в пользу государства, ежемесячно окончить определенное количество исполнительных производств. Всё это затрудняет работу по основному направлению деятельности - исполнению судебных решений);
  5. Постоянное негативное отношение со стороны взыскателей и должников (как правило, каждый второй взыскатель считает необходимым высказать судебному приставу всю свою неудовлетворенность его работой, что неизбежно утомляет и расстраивает многих новичков, неготовых к такому давлению).

Все это и является причиной текучки кадров в службе судебных приставов. Часто бывает так, что за год работы над одним исполнительным производством меняется 3-4 судебного пристава. Это нередко вызывает удивление взыскателей, хотя по сути удивляться тут нечему.

Какова же зарплата судебных приставов?

Ежемесячная средняя зарплата судебных приставов-исполнителей по большинству регионов составляет около 14000-16000 рублей. В таких городах федерального значения как Москва и Санкт-Петербург, а также в отдельных районах (например, Северные регионы, Камчатский край и другие) эта сумма, конечно, побольше, но все же также, как и в регионах, не отвечает современным потребностям работников.
У приставов по обеспечению установленного порядка деятельности суда зарплата составляет около 16000-18000 рублей в месяц.
Таблица. Средний уровень зарплаты судебного пристава по областям РФ за 2017 год

Иногда у приставов бывают премии, в том числе ежеквартальные премии, премии за высокие показатели работы отдельного отдела по региону (например за призовые места в отдельных направлениях деятельности) и другие.
Но даже зарплаты с премиями (20000 – 25000 рублей) не отвечают нуждам сотрудников, которые выполняют ответственную и квалифицированную работу. Несомненно, что такая работа на государственной службе должна оплачиваться гораздо более достойно.
В нашей стране давно ведутся разговоры о необходимости увеличения заработной платы судебным приставам, но до дела они, к сожалению, так до сих пор и не дошли… Отсутствие тенденции в росте зарплаты СПИ можно увидеть из картинки ниже.

Один день из жизни судебного пристава (видео)