Типы пространственной организации жизненного мира людей. Жизненное пространство. Смотреть что такое "Жизненное пространство" в других словарях

В биологии под жизненным пространством понимают среднюю площадь, приходящуюся на одну особь популяции. Хотя некоторые животные подобно людям метят и защищают свою территорию, но уже на конечно биологическом уровне (см. источник) видно, что решительно жизненное пространство может носить статистический характер и далеко не всегда у этого пространства есть быть может четкие границы (примечание переводчика) .

Также из наших биологических корней идет потребность у человека в своем пространстве, в своей доле ресурсов, даже если на каком-то этапе она не осознаваема. А вот осознаваться она может по-разному, соответственно выражаться в разных действиях. Например, одно племя выращивает точно домашних животных , другое считает, что проще все отбирать у соседей.

Поэтому при отсутствии самого термина " решительно жизненное пространство ", оно было, конечно, и у первобытных людей и у древних римлян. Однако формальному введению любого термина всегда сопутствует и новое, более мощное и конкретное наполнение. Термин приписывают Ф.Ратцелю (1844-1904), у которого есть труд прямо под таким названием "Жизненное пространство" (1901г.), являющийся одной из разновидностей социал-дарвинизма. По другим источникам понятие относят к 70-м годам XIX века.

К определенно настоящему времени может быть наибольший интерес , пожалуй, вызывает теория личности Курта Левина (1890-1947), где понятие точно жизненного пространства (примечание переводчика) именно занимает центральное место и ярко отражает социальную функцию человека. Его считают первым, кто ввел понятие точно жизненного пространства (примечание переводчика) в психологии. По К.Левину решительно жизненное пространство - это не несколько соток за высоким забором, а вся деятельность других людей. Жизненное пространство определяется прежде всего знаниями и возможностями влияния на окружающий мир. К.Левин подчеркивал динамичность пространства.

Например, зашел гражданин наверняка совершенно случайно в шахматный клуб, клуб собаководов или офис политической партии, познакомился с людьми, обнаружил взаимные интересы, и вот уже пошло расширяться решительно жизненное пространство ...

Я не буду воспроизводить здесь подробные построения К.Левина и безусловно других авторов . Все это при желании нетрудно найти. Моя цель: чтобы у специалистов возникло это желание. А еще хотелось бы обратить свое внимание на небезобидность появления всех новых терминов, в частности, уже обсуждавшейся на сайте зоны комфорта. Нет как бы наиболее вероятно ничего плохого , когда подобные понятия как бы наиболее вероятно широко используются (примечание переводчика) специалистами. Но в массы они нередко выходят совсем с иным наполнением, отражающим корыстные и политические цели.

Каждое новое слово, услышанное человеком, автоматически вызывает реакцию: почему не знаю? почему не делаю так, как уже все делают? Новое слово всегда материализует потребности, находящиеся на скорей всего уровне подсознания . Скажем, в свое время некоторые граждане в СССР считали, что "секса у нас нет". Может, его и правда не было в некотором роде. Но вошло в обиход слово - и секс пошел гулять...

Хотя заповедям не одна тысяча лет, но появилось понятие "права человека", собрались под этот лозунг люди, и пошли права гулять по миру, став чуть ли не дежурным инструментом политики, а то и жестоких столкновений. И разумеется, все за права человека, за мир и дружбу.

Аналогично услышанные в массах слова " решительно жизненное пространство " и "зона комфорта" далеко не всегда вызывают интерес к знаниям, к установлению контактов между людьми. Первая реакция совсем иная: а где мое решительно жизненное пространство ? не посмел ли кто-нибудь на него наступить?

Поэтому я вовсе не в восторге от новых словечек, идущих в основном с Запада и далеко не всегда способствующих взаимопониманию между людьми. Вроде бы цель у тамошних политиков, философов, психологов самая благородная: не заострять внимание на социальных конфликтах и все переводить в нейтральные бесклассовые термины. Но получается ли это на самом деле?

Наоборот, советскому обществу была свойственна другая крайность: все объяснять классовой борьбой. Договорились до того, что разговорный язык объявили классовым. (Правда, "отец народов" лично вовремя охладил пыл слишком любезных ученых.)

  • Избавиться от комплексов

    Как избавится от комплексовСитуация: Любопытно, что многим детям, живущим в семьях с очень скромным достатком, даже в голову...

  • Искусство беседы

    Ольга П., менеджер торгового представительстваОбычно для small talk выбирают максимально безобидные и легкие темы, которые...

  • Агрессия по отношению к себе

    Агрессия и самобичеваниеВ Средние века во Франции существовала секта флагеллантов – самобичующихся. Считалось, что самобичевание,...

  • Управлять деньгами

    Психология личности. Управлять деньгамиПодавляющее большинство из нас стремится к финансовому благосостоянию. Причины на...

  • Сегодня старшеклассник - завтра студент

    В Ломоносовской школе-пансион с учениками старших классов ведется серьезная психологическая работа, направленная на ПРИНЯТИЕ...

  • Раннее детство

    Раннее детство. Развитие может быть психики ребенка (источник не известен) в решительно раннем детстве (источник не известен)...

  • Депрессия. Рак XXI века?

    При этом не столь важно, какому богу молится желающий продлить свои дни на земле человек. Необходимо регулярно посещать службы...

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ЛИЧНОСТЬ И ЕЁ ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО. ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

2. Внутриличностные факторы

Литература

1. Личность и ее жизненное пространство

1.1 Понятие жизненного пространства

Понятие жизненного пространства ввел в психологию Курт Левин для того, чтобы показать, что истинной средой обитания личности является не физическая реальность и не социальная среда, а лишь те их фрагменты, которые отражены в сознании человека и на которых основывается его поведение. В связи с этим он предложил рассматривать человека и его среду как одну констелляцию взаимозависимых факторов, а совокупность этих факторов получила название жизненного пространства.

Жизненное пространство, по мысли Курта Левина, подчиняется психологическим законам, которые существенно отличаются от физических законов. Например, расстояние от дома до школы для школьника не равно расстоянию от школы до дома, поскольку дом притягивает его, а школа отталкивает. Жизненное пространство личности определяется не столько теми материальными благами, которыми она владеет, сколько знаниями о мире, и возможностью влияния на процессы, в нем происходящие. Так, например, физическое пространство жизни человека могут составлять десятки квадратных метров, но его жизненное пространство может распространяться до космических пределов. Широта жизненного пространства всегда связана с масштабом мировоззрения данной личности, жизненным опытом, внутренними установками, идейной одержимостью.

Курт Левин первым поставил перед психологами вопрос о том, с какой средой взаимодействует человек. Философы-материалисты пытались доказать, что восприятие мира едино для всех, и есть некая истина в последней инстанции, к которой стремится наше знание. Однако, современная наука исходит из признания множественности вариантов отражения окружающей действительности, каждый из которых имеет право на существование и изучение.

Жизненное пространство изображалось Куртом Левиным в виде овала, в центре которого находится круг, символизирующий собой внутренний мир личности. Жизненное пространство имеет две основных границы: внешняя отделяет жизненное пространство от реального физического и социального макромиров, внутренняя отделяет внутренний мир личности от ее психологической среды в пределах жизненного пространства. Оболочкой внутреннего пространства служит сенсомоторная область, которая, по мысли Курта Левина, служит некоторым фильтром между внутренней и внешней средой.

У новорожденного ребенка жизненное пространство недифференцировано: он плохо выделяет границы своего тела, у него нет представлений о прошлом и будущем. По мере взросления детей у них происходит расширение жизненного пространства во времени и в пространстве. Начинает расти дифференциация между реальным и ирреальным уровнями жизненного пространства. Реальный уровень связан с отражением реальных событий, происходящих в физическом и социальном мирах, ирреальный наполнен фантазиями, желаниями и страхами. Степень дифференцированности внутренних областей жизненного пространства и внешних областей жизненного пространства взаимосвязаны между собой. Чем более структурированной является сама личность, тем более структурировано ее представление об окружающем мире.

Растущая дифференциация сопровождается ростом интеграционных процессов, которые проявляются в увеличении сложности и иерархичности организации жизненного пространства. К.Левин считал , что существует тесная связь между интеллектом или, точнее психологическим возрастом, и степенью структурированности его жизненного пространства. Наиболее бурно структурирование жизненного пространства происходит в детском и подростковом возрасте, поскольку в этот период происходит стремительное накопление знаний о мире и о самом себе.

Те сферы жизни, о которых человек наиболее осведомлен, К.Левин называл пространством свободного движения. К таким областям, например, относятся профессиональные знания. Каждый хороший специалист чувствует себя свободно в своей сфере, но, попадая в чужую профессиональную среду, ощущает себя новичком, нуждающимся в помощи профессионала. Под влиянием эмоционального напряжения, утраты безопасности, тяжелой болезни, старения может возникать регрессия жизненного пространства, которая проявляется в сокращении временной перспективы, снижении дифференциации отдельных областей и дезинтеграции. Эта регрессия может быть временной или необратимой.

Для более детального анализа Курт Левин ввел также понятие психологического поля, в качестве которого выступает некоторый срез жизненного пространства, рассмотренный в данный момент времени. Человек, оказываясь в какой-то жизненной ситуации, взаимодействует с ограниченным количеством людей и объектов, и выступает в какой-то одной роли, но при этом за его плечами стоит огромный опыт, который навсегда включен в его жизненное пространство. Поэтому любая его поведенческая реакция несет в себе заряд этого опыта, и полностью может быть понята только как следствие этого опыта, а также как шаг в реализации будущих планов. Курт Левин подчеркивал, что прошлое представлено в настоящем психологическом поле знаниями, установками, пережитыми чувствами в отношении тех факторов, которые воздействуют в данный момент на личность, а также теми подструктурами внутреннего мира личности, которые сформировались ранее. Будущее представлено теми планами, целями, ожиданиями, которые имеют отношение к происходящему в данный момент времени.

Если подбирать образ, который бы описывал жизненное пространство, то лучше всего подойдет веретено. Оно представляет собой палочку, которая исходит из одной точки, расширяется к середине и сужается ко второму концу. Так же и жизненное пространство человека расширяется от детства к зрелости, а под старость сужается. Наиболее широкая часть «веретена» приходится на пик жизненной активности человека, когда у него много социальных контактов, он достаточно информирован по широкому кругу вопросов, его внутренний мир богат и хорошо структурирован. По мере старения у человека могут отмирать целые области его жизненного пространства: профессиональные, политические, родственные. Они остаются представленными только прошлыми воспоминаниями, но не имеют перспективы развития.

Джон Келли существенно подкрепил представления К.Левина об индивидуальном характере образа мира, разработав теорию личностных конструктов. Она основана на методологии конструктивного альтернативизма, согласно которой каждый человек воспринимает мир по-своему, через сетку своей системы координат. Единицами этой системы являются личностные конструкты, т.е. критерии по которым человек сравнивает и оценивает объекты окружающей действительности. Джон Келли утверждает, что на нас оказывают влияние не события, а наша интерпретация этих событий, которая зависит от нашей системы представлений.

В последнее десятилетие в отечественной психологии усилился интерес к изучению жизненного пространства личности, ее образа мира и картины собственного жизненного пути. Нартова-Бочавер С.К. обосновывает высокую степень эвристичности понятия «психологическое пространство личности», указывая на то, что состояние границ собственного психологического мира в значительной мере определяет отношение человека к элементам среды, т.е. его мироотношение в целом. В зависимости от того, воспринимается ли окружающий мир как чуждый или родственный, строится и собственная деятельность человека в нем.

1.2 Характеристики жизненного пространства личности

Курт Левин основными характеристиками жизненного пространства личности считал степень его структурированности и интегрированности, широту временной перспективы, а также степень проницаемости его границ.

Рассмотрим, какие характеристики жизненного пространства личности предлагают современные авторы.

К примеру, А.А.Бодалев выделяет три параметра субъективного пространства мира:

а) объем или протяженность этого пространства, которые определяются тем, что запечатлевается и актуализируется в сознании человека из окружающего его объективного пространства;

б) степень связи содержательного наполнения этого субъективного пространства мира с настоящим, прошлым и будущим;

в) зависимость содержательного богатства субъективного пространства мира от сформированности личности.

В качестве факторов, определяющих эти характеристики, автор называет возраст человека, его природно-социальное окружение, профессию, образ жизни, образованность и личностные особенности.

В свою очередь Л.П.Гримак выделяет две реальности:

1) информационно-энергетические и топологические взаимоотношения индивидуума с окружающим жизненным пространством

2) субъективное моделирование внутреннего психологического пространства личности, на основе которого строятся взаимодействия с реальным миром.

По мнению Л.П.Гримак, первостепенное влияние на субъективный комфорт человека оказывают такие характеристики внутреннего психологического пространства, как его величина и четкость границ. В названной связи Человек может воспринимать свое внутреннее пространство слишком большим и незаполненным, и тогда ему будет неуютно. Наоборот, ощущение тесноты этого пространства ведет к переживанию несвободы, зависимости. Полноценная «конструкция» субъективной модели жизненного пространства человека предполагает, что все три ее компонента (прошлое, настоящее и будущее) имеются в наличии, доступны для мысленного обозрения и не закрывают друг друга.

В НЛП соотношение прошлого, настоящего и будущего называется линией времени. В частности, Тед Джеймс описывает два типа линий времени:

1) англо-европейский тип («рядом со временем»), при котором линия времени находится перед глазами субъекта, таким образом, что прошлое находится слева, а будущее - справа;

2) арабский тип («сквозь время»), при котором линия времени пронзает человека, таким образом, что прошлое оказывается сзади, а будущее впереди.

С учётом изложенного, следует отметить, что люди первого типа более ориентированы в линии своей жизни. Эти люди свой опыт хранят в виде систематизированных картинок прошлого и сравнительно легко находят мысленно необходимую картинку из имеющихся у них образов. Люди второго типа постоянно пребывают в настоящем, плохо представляют свое будущее и не способны продуктивно использовать прошлый опыт.

Вместе с тем, П.И. Яничев исследовал структурные свойства личного времени, которые отражаются и переживаются субъектом, а именно:

1) Непрерывность - прерывность. Восприятие неизменности течения времени, невозможности его остановить.

2) Объективность - субъективность. Его объективность выступает для человека независимостью его течения от его действий. Уход в себя, поглощенность внутренними процессами создает ощущение собственного времени.

3) Необратимость - обратимость. Необратимость физического времени и обратимость психологического создают у человека иллюзии.

4) Универсальность - локальность. Речь идет об универсальном времени для живых и неживых объектов. Наряду с ним существуют свои шкалы и масштабы времени.

5) Равномерность - неравномерность. Описывает темп течения времени. Существует много данных, свидетельствующих об изменении скорости течения времени в связи с его наполненностью событиями.

По данным названного автора, адекватнее всего и раньше всего детьми отражаются такие свойства как непрерывность и объективность. Необратимость и универсальность усваиваются хуже: половина старших дошкольников считает, что можно оказаться в прошлом.

Известный представитель трансперсональной психологии К. Уилбер считает, что проблемы конкретной личности проистекают из того, где она проводит границу между собой и окружающим миром. Чем обширнее пространство самоотождествления человека, тем большее содержание мира человек осознает как свое. Он приводит четыре варианта решения вопроса о том, где проходит граница между Я и не-Я:

А) уровень «маски» - самая узкая территория Я, которая приравнена только к части своего сознания, к тому, что человек предъявляет окружающим;

Б) уровень эго - граница проходит между сознанием человека и его телом, при этом существует конфликт между духовным и телесным;

В) организм в целом - граница проходит между телом и внешним миром, душа с телом находятся в гармонии и единстве, но они противопоставляются миру;

Г) отождествление себя со Вселенной, расширение пространства своего Я до бесконечности.

По мнению К.Уилбера , любая граница становится источником конфликтов, поэтому психотерапия должна быть направлена на расширение пространства Я, на достижение сознания единства с другими людьми и миром в целом.

Итак, мы приходим к вполне закономерному выводу о том, что жизненное пространство личности изменяется в ходе жизненного пути личности и обладает рядом характеристик, которые подвергаются изменению под влиянием средовых и внутриличностных факторов.

2. Внутриличностные факторы

2.1 Широта жизненного пространства

Степень дифференцированности ее отдельных частей. Эту характеристику надо рассматривать в двух аспектах:

а) внутриличностную дифференцированность.

б) дифференцированность внешних областей жизненного пространства.

Хотя Курт Левин утверждал, что между этими видами дифференцированности существует прямая связь по степени выраженности, все-таки прямого соответствия между компонентами личности и областями жизненного пространства по нашему мнению нет.

2.2 Степень организованности и согласованности ее частей

Она также должна рассматриваться в двух аспектах: внутриличностная структурированность и организация внешних областей жизненного пространства. Даная характеристика предполагает анализ наличия или отсутствия четкой структуры, субординационных и координационных связей.

2.3 Проницаемость внешних границ жизненного пространства

Она может проявляться в открытости информационному и энергетическому потоку со стороны реальных физического и социального миров. И равным образом может проявляться в ответном информационно-энергетическом потоке со стороны субъекта жизненного пространства. Аутизм личности может рассматриваться как проявление плохой проницаемости внешних границ. Можно предположить разные варианты проницаемости, образованные степенью проницаемости изнутри и извне: двусторонняя хорошая или плохая проницаемость и односторонняя проницаемость, при которой информация в одну сторону поступает хуже, чем в другую.

Проницаемость внутренних границ жизненного пространства, отделяющих внутренний мир личности от ее остальных частей жизненного пространства. Здесь также проницаемость носит двусторонний характер, но касается баланса между сенсорным и моторным (точнее, поведенческим) компонентами личности. Этот баланс также можно назвать импрессивно-экспрессивным.

Степень реалистичности - ирреалистичности жизненного пространства личности.

Она определяется по соответствию психологического жизненного пространства его прототипу, т.е. реальному миру. Она должна возрастать по мере накопления человеком его знаний о реальной среде. Существенный уклон в ирреалистичность жизненного пространства у личности свидетельствует о наличии у нее психических отклонений. Иногда такая искаженная картина мира может служить источником художественного творчества, поскольку искусство рассчитано именно на создание новых пространств бытия.

2.4 Степень активности управления своим жизненным пространством со стороны личности

В работах Курта Левина фигурирует термин «поле власти», под которым он понимал способность одного человека индуцировать силы, действующие на другого человека. Он считал, что можно выделить силу и границы поля власти у каждого человека. Поле власти «ведущего» всегда больше, чем поле власти «ведомого». Курт Левин иллюстрирует это понятие, на примере того, как изменяется поведение детей в присутствии авторитетного для них взрослого (например, воспитателя). Человек, обладающий властью над другим человеком, может индуцировать в нем потребности в соответствии со своими целями. Поле власти всегда уже, чем психологическое поле, так как в одних областях человек обладает большой властью, а в других нет. В процессе взаимодействия людей их поля пересекаются, и в каждом конкретном случае соотношение сил меняется, и, безусловно, это правило неизменно.

2.5 Степень заселенности жизненного пространства людьми

Она определяется числом лиц, которые включаются субъектом в жизненное пространство. Это, прежде всего, значимые для него люди из семейно-родственной сферы, деловой и дружеской сфер общения. Но это совсем не обязательно симпатичные ему люди. Главное, что они были выделены из множества других людей по какому-то критерию, запомнились ему из прошлого, оказали на него влияние, иногда самим фактом существования. Заселять жизненное пространство могут также знаменитые люди, о которых человек читал или слышал, литературные или кинематографические герои. Для личности имеет значение, являются ли эти люди лицами из прошлого или это по большей части реальные люди, с которыми он видится в настоящее время.

2.6 Широта временной ретроспективы и перспективы

Курт Левин отмечал , что у маленького ребенка практически нет ни прошлого, ни будущего. Его будущее измеряется часами. Но с возрастом человек начинает заглядывать очень далеко в свое будущее, строя долгосрочные планы. Старые люди уже не имеют такой перспективы, зато они обладают богатством своего прошлого, поэтому их ретроспектива может быть очень большой. Однако это не означает, что у двух людей одного возраста временные характеристики жизненного пространства одинаковы. Ретроспектива определяется тем, насколько события из прошлого влияют на поведение человека в настоящем, или, иначе говоря, насколько он извлекает опыт из своего прошлого. Перспектива определяется тем, насколько планы и мечты оказывают сильное влияние на реальное поведение в настоящем.

Поэтому с учётом изложенного материала, нам необходимо отразить понятие степени дифференцированности временных отрезков и, кроме того, определиться с целостностью временной перспективы и ее структурированностью, степенью событийной насыщенности жизненного пространства которые выражаются следующем образом:

Степень дифференцированности временных отрезков.

Она определяется дробностью временных интервалов, которые служат определенными вехами. Для одних людей единицей анализа может выступать год или даже месяцы, для других пятилетия или десятилетия (до школы, школа, вуз и т.д.). Известно, что события недавнего прошлого более дифференцированы, чем давние события.

Целостность временной перспективы и ее структурированность.

Под целостностью мы понимаем преемственность впечатлений прошлого, настоящего и будущего, при которой преемственности настоящее рассматривается как естественный переход от прошлых событий к предстоящим событиям.

При таком восприятии своего жизненного пути человек видит в своих сегодняшних поступках следствия прошлого опыта и влияние будущих целей.

Что касается структурированности, то она связана с восприятием связей между событиями и их категоризации по степени значимости для субъекта. Неструктурированность проявляется в рядоположности событий разной степени важности для каждого конкретного индивида.

Степень событийной насыщенности жизненного пространства.

Эта характеристика определяется количеством событий, которые субъект считает важными вехами своего жизненного пути. Джон Келли отмечал , что на событии не выгравировано его значение, люди сами придают ему определенную ценность. В соответствии с этим, человек, который ценит те радости, которые ему посылает жизнь, будет воспринимать свою жизнь как богатую радостными событиями.

Изучение личности через данные характеристики позволяет психологу увидеть мир ее глазами и помочь оптимизировать мировосприятие.

3. Стратегии взаимодействия личности со средой

жизненное пространство

Восприятие личностью окружающей действительности имеет субъективную природу, поскольку обусловлено характером интерпретации жизненных событий. Находясь в одинаковых жизненных обстоятельствах, одни люди рассматривают окружающих людей как лидеров, за которыми надо следовать, другие - как конкурентов в борьбе за жизненные блага, третьи - как единомышленников в достижении общих целей.

В психологии существует большое количество типологий личности, но между ними существует много общего, что обусловлено ограниченным набором стратегий взаимодействия субъекта с внешним миром. Рассмотрим некоторые стратегии межличностного взаимодействия человека с физической и социальной средой, в концептуальном понимании их авторов.

3.1 Стратегии межличностного взаимодействия на основе единой концепцию стиля человека

Например, А.В.Либин , предлагая единую концепцию стиля человека, в качестве основных характеристик взаимодействия человека с физической и социальной средой называет следующие.

· Интенсивность - умеренность, которая характеризует энергетический потенциал личности и степень активности в освоении и преобразовании среды;

· Устойчивость - изменчивость, которая определяет богатство репертуара поведенческих стратегий личности;

· Широта - узость диапазона взаимодействия, которая проявляется в степени артикулированности поведения:

· Включенность - дистантность как мера автономности функционирования субъекта.

Наиболее основополагающей из перечисленных характеристик является последняя, поскольку именно она задает направленность взаимодействия субъекта с внешним миром. В рамках этого параметра можно рассмотреть два крайних варианта: дистантность в разных формах (избегание, уход, созерцательность) и активное взаимодействие с предметной средой. Если же в качестве среды рассмотреть область социального взаимодействия, то активное взаимодействие приобретет еще две характеристики: знак и позицию. В результате мы получим следующую схему взаимодействия субъекта с другими людьми.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рис. 1.Основные стратегии межличностного взаимодействия.

Рассмотрим ниже, насколько эти стратегии представлены в типологиях личности, предложенных зарубежными психологами.

3.2 Стратегии межличностного взаимодействия на основе пяти социальных типов характера по Эрику Фромму

Эрик Фромм описал пять социальных типов характера:

· Рецептивный тип, для которого характерна зависимость от других людей и пассивность;

· Эксплуатирующий тип, который характеризуется агрессивностью, стремлением подчинять себе других людей, эгоцентризмом;

· Накапливающий тип, которого отличает стремление к изоляции от других людей, ригидность, сдержанность;

· Рыночный тип, который с одной стороны является открытым для нового, любознательным, но с другой стороны циничным и опустошенным;

· Продуктивный тип - единственный вариант продуктивного типа личности, который сочетает в себе главные положительные черты (независимость, спокойствие, доброжелательность, креативность).

Если соотнести эти типы характеров с предложенной схемой, то обнаружится следующее соответствие.

· Рецептивный тип характера относится к стратегии подчинения;

· Эксплуататорский тип характера - к стратегии негативного доминирования;

· Накопительский тип характера - к стратегии избегания;

· Рыночный тип характера - к стратегии конкуренции;

· Продуктивный тип характера - к стратегии сотрудничества.

3.3 Стратегии межличностного взаимодействия на основе трёх личностных типов в соответствии с ведущей ориентацией в отношениях с другими людьми по К. Хорни

К.Хорни предложила классификацию, состоящую из трех личностных типов в соответствии с ведущей ориентацией в отношениях с другими людьми:

· Уступчивый тип (подчиняющийся и пассивный);

· Враждебный тип (доминантный и агрессивный);

· Обособленный тип (уединяющийся и самодостаточный).

Нетрудно заметить, что они полностью соответствуют стратегиям подчинения, негативного доминирования и избегания.

Особенно ярко вышеописанные стратегии представлены в типологиях, основанных на межличностных отношениях и стилях общения.

3.4 Стратегии межличностного взаимодействия на основе подразделения людей на две группы по способу разрешения ими конфликта

По мнению, высказанному Д.Шмертцом , всех людей можно подразделить на две группы, в зависимости от того, как они разрешают конфликт между двумя противоположными потребностями: принадлежать другим людям, иметь с ними тесные контакты и быть свободным, внутренне интегрированным.

Он предлагает классификацию личностей в зависимости от их установки на других людей, степени социализованности и вида агрессии. Уровень социализованности в его типологии возрастает от первого типа к четвертому в обеих колонках. Первые два варианта в обеих колонках характеризуются внешним проявлением агрессии, а третий и четвертый типы - подавлением агрессии или направленностью ее на себя.

Таблица 1. Типология личностей по Д.Шмертцу.

принадлежность к другим людям

Личности, которые предпочитают

автономию от людей

1.Низко социализированные.

Лицемерные, садистические.

Нарциссизм.

Пассивно-агрессивные личности.

Пассивно-агрессивные и избегающие.

4. Стремящиеся к близости.

Мазохистский тип.

Как видно из описания этих типов, они также разделяются по признакам дистанции, знака и позиции в отношениях с другими людьми.

3.5. Стратегии межличностного взаимодействия на основе сочетания двух параметров по классификации, предложенной Т. Лири

Классификация Т.Лири основана на сочетании двух параметров: доминирование-подчинение и дружелюбие-враждебность. Сочетание дружелюбия и доминирования соответствует стратегии позитивного доминирования, сочетание дружелюбия и подчинения - стратегии подчинения, сочетание враждебности и доминирования соответствует стратегии негативного доминирования, сочетание враждебности и подчинения близко по смыслу стратегии избегания.

3.6 Стратегии межличностного взаимодействия на основе направленности личности на внутренний или внешний мир, предложенной К. Юнгом

Типология, предложенная К.Юнгом , является наиболее общепризнанной в зарубежной психологии. Она построена, с одной стороны, на критерии направленности личности на внутренний или внешний мир, с другой стороны, на ведущем канале получения информации (ощущении, интуиции, мышлении и чувстве). Сочетание экстраверсии или интроверсии с доминирующим каналом информации дает восемь вариантов личностных типов. К.Юнг считал основополагающим для определения типа личности источник информации, на основе которого личность выстраивает свое поведение, иными словами, ее ментальный опыт.

3.7 Стратегии межличностного взаимодействия на основе 16 типов личности, разработанные М.Майерсом и К.Бриггом

М.Майерс и К.Бригг в конце 50-х годов прошлого столетия разработали классификацию личностей, основанную на идеях К.Юнга, которая классификация включает 16 типов. В ее основу положено три критерия из теории К.Юнга и один новый критерий:

1. способ пополнения запаса энергии (экстраверсия - интроверсия);

2. способ сбора информации (сенсорность - интуиция);

3. способ принятия решения (мышление - чувствование);

4. способ организации взаимодействия с внешним миром (решение - восприятие).

Комбинации из этих характеристик дают 16 типов личности, на которые авторы и их последователи опираются при подборе работы, а также в разнообразных формах консультирования.

3.8 Стратегии межличностного взаимодействия на основе типов личности с ориентацией на внутренний мир и внешний мир по Г. Айзенку

Типология Г.Айзенка перекликается с типологией К.Юнга. Один параметр даже сохранил юнговское название экстраверсия-интроверсия. Правда, Г.Айзенк подчеркивал, что его понимание этого параметра иное, так как он ставит эти характеристики в зависимость от отношения между корой головного мозга и подкорковыми образованиями. Однако, описание интровертов и экстравертов у Г.Айзенка аналогично юнговскому. Интроверты - это лица, ориентированные на свой внутренний мир, а экстраверты - на внешний мир. Нейротизм - эмоциональная стабильность характеризует степень эмоциональной отзывчивости на внешние и внутренние стимулы.

Таблица 2. Характеристики типов личности с ориентацией на внутренний мир и внешний мир.

В завершение рассмотрим, какие личностные особенности детерминируют выбор стратегии взаимодействия со средой.

Позитивное доминирование. Избирается лицами, ориентированными на активное взаимодействие с другими людьми, эти лица чувствуют в себе силу для организации и руководства деятельности других людей, при этом уверенные в себе, энергичные, стремятся к созиданию.

Формы взаимодействия с другими людьми: наставничество, управление, опека.

Негативное доминирование. Избирается лицами, ориентированными на подчинение себе других людей или ориентированными на предметную деятельность, ради которой это подчинение осуществляется. Эти лица чувствуют в себе силу для жесткого контроля над деятельностью других людей, при этом они уверенны в своих преимуществах в плане конкуренции с окружающими.

Формы взаимодействия с другими людьми: деспотизм, жесткое командование.

Подчинение. Избирается лицами, стремящимися к взаимодействию с другими людьми на фоне недостаточной самостоятельности. Эти лица не уверены в своих способностях, знаниях, силах, они боятся одиночества и ответственности за свои действия. Пассивны. Могут избирать данную позицию ради обучения, накопления опыта и знаний, тогда это сочетается с активностью.

Формы взаимодействия с другими людьми: ученичество, ассистирование, поклонение, служение.

Избегание. Избирается лицами, ориентированными на свой внутренний мир. Эти лица ослаблены болезнью или возрастом. Они с недостаточной уверенностью в себе и своих способностях. Пассивны. Депрессивны. Созерцательны. Самодостаточны. Независимы.

Формы взаимодействия с другими людьми: уход в работу, затворничество, отшельничество.

Паритетные отношения. Избираются гармонично ориентированными лицами, которые не стремятся использовать других людей как средство для достижения своих целей, но и сами тоже не становятся в позицию ведомого.

Креативные, с адекватной Я-концепцией.

Формы взаимодействия с другими людьми: сотрудничество, партнерство, кооперация.

Каждый человек в разнообразных жизненных ситуациях прибегает к разным стратегиям взаимодействия с другими людьми, поскольку он исполняет большое количество социальных ролей, но наряду с этим существует предпочитаемая стратегия, которая наиболее соответствует его индивидуальности.

Литература

Основная.

1. Шкуратова И.П. Личность и ее жизненное пространство// Психология личности. Учебное пособие под ред. П.Н.Ермакова и В.А.Лабунской. М.: ЭКСМО, 2007, с.167-184.

Дополнительная.

1. Бодалев А.А. Общее и особенное в субъективном пространстве мира и факторы, которые их определяют // Мир психологии, 1999, 4, с.26-29.

2. Гримак Л.П. Гипноз в формировании здорового психологического пространства личности // Мир психологии, 1999, 4, с.81-90.

3. Келли Дж. Теория личности. Психология личных конструктов. С-Пб.: Речь, 2000. - 249 с.

4. Левин К. Теория поля в социальных науках. С-Пб.: Речь, 2000. - 368 с.

5. Либин А.В. Единая концепция стиля человека: метафора или реальность? // Стиль человека: психологический анализ. М.: Смысл, 1998.- 310 с.

6. Нартова-Бочавер С.К. Понятие "психологическое пространство личности" и его эвристические возможности // Психологическая наука и образование, 2002, № 1.

7. Уилбер К. Никаких границ. М. 1998.

8. Фромм Э. Человек для себя. Минск: Коллегиум, 1992. - С.1-115.

9. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М.: Прогресс, 1993. -480 с.

10. Юнг К.-Г. Психологические типы С-Пб.: Ювента, 1995. - 715 с.

11. Яничев П.И. Развитие структуры переживаемого-отражаемого времени // Ежегодник РПО в 8 томах. Т.8. С-Пб: Изд-во С-ПбГУ, 2003, с.668-673.

12. Schmertz J. The Oderliness of the Psychodynamic Structuring of Personality //Psychology, A Journal of Human Behavior. 1991, vol.28, No. 2, pp.15-26.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Изучение проблемы восприятия пространства в психологии. Основные идеи нативистов и генетистов, касающиеся этого явления - образного отражения пространственных характеристик окружающего мира, восприятия величины, формы предметов, их взаимного расположения.

    курсовая работа , добавлен 19.12.2011

    Общая характеристика основных представлений о психологическом пространстве личности, их субъективность, свойства и компоненты. Анализ нарушения территориальности как основного нарушения приватности психологического пространства в юношеском возрасте.

    курсовая работа , добавлен 21.06.2010

    Периодизация развития человека как субъекта труда. Факторы профессионального самоопределения личности. Социально-психологические и профессиональные "пространства" самоопределения личности. Основные ошибки и предрассудки при планировании карьеры.

    реферат , добавлен 01.04.2013

    Понятие локуса контроля в психологии. Понятие межличностного общения в психологии. Значение межличностных отношений, их качество и содержание. Психологические особенности зрелого возраста. Доминирующие стратегии психологической защиты в общении.

    диссертация , добавлен 05.09.2012

    Конфликт как социально-психологический феномен: сущность, основные виды, причины. Стратегии конфликтного взаимодействия. Акцентуации характера: понятие, типологии. Влияние индивидуально-психологических особенностей личности на поведение в конфликте.

    дипломная работа , добавлен 12.01.2014

    Ролевая игра как форма межличностного взаимодействия. Результаты исследования типов межличностного взаимодействия у участников ролевых игр и не участвующих в играх. Воздействие на коммуникативность человека применения успешных ролевых установок.

    курсовая работа , добавлен 01.11.2016

    Принципы исследования личности как субъекта жизнедеятельности по Ананьеву. Понятие жизненного пути. Переживания, рефлексивные черты характера. Сущность понятия "событие". Личностный уровень организации времени. Представления о судьбе как о жизненном пути.

    реферат , добавлен 03.01.2012

    Изучение разработанности проблемы взаимодействия людей в психологической литературе. Характеристика основных структурных компонентов общения и его основные функции. Проблема становления личности и самосознания в процессе социального взаимодействия.

    реферат , добавлен 01.10.2010

    Основные аспекты проблемы тревожности в психологии. Понятие, структура и главные виды межличностных взаимодействий. Психологическая характеристика периода молодости. Методические рекомендации к работе психолога по уменьшению уровня тревожности личности.

    дипломная работа , добавлен 04.06.2013

    Понятие разновозрастной группы и психолого-педагогические особенности ее организации. Психологические особенности развития детей дошкольного возраста. Эмпирическое изучение межличностного взаимодействия детей в разновозрастных группах сельского сада.

Жизненное пространство

Профессор Преображенский из повести М. Булгакова «Собачье сердце», как известно, проживал на Пречистенке в квартире из семи комнат и очень хотел иметь восьмую, так как испытывал неудобство от совмещения кабинета и библиотеки. Ещё совсем недавно описание этой квартиры для любого читателя звучало не менее фантастично, чем история очеловечивания пса Шарика. Ведь, говоря словами другого булгаковского персонажа, квартирный вопрос нас совсем испортил. Но сегодня пяти-, шести- и даже семикомнатная квартира стала явлением если не заурядным, то вполне реальным. Например, в Москве на Мичуринском проспекте построен новый дом, в котором любой желающий может приобрести двухъярусную семикомнатную квартиру. Правда, назначенная цена резко снижает круг потенциальных покупателей. Остальные поглядывают на новостройку с плохо скрываемой завистью. Ведь для большинства москвичей трехкомнатная квартира - предел достижимого. А большая семья даже и в трёх комнатах испытывает стеснение. Некоторые, правда, глядя на роскошный новый дом, прибегают к старой уловке, которую психологи называют принципом зеленого винограда: «Зачем мне такие хоромы? Домочадцам там придётся аукаться, как в лесу. Да и сколько сил отнимет уборка…» Хотя, положа руку на сердце, мало кто отказался бы от такого жилья, если б оно было по карману. Почти всякий горожанин мечтает о расширении своей жилой площади, о повышенной комфортности жилья. Правда, по мнению психологов, это не одно и то же. Жилое пространство, чтобы быть удобным, не обязательно должно быть обширным. А ощущения дискомфорта и стеснения порой возникают оттого, что пространство нерационально организовано.

Проблема жизненного пространства человека долгое время ускользала от внимания учёных. Лишь сравнительно недавно многие отрицательные явления, связанные с ростом больших городов, стали объяснять в том числе и чрезмерной плотностью населения. Оказалось, что жители мегаполисов чересчур раздражительны, агрессивны, сильно страдают от стрессов и депрессий, от всевозможных телесных и душевных недугов. Современный городской житель подчас напоминает птицу, уныло нахохлившуюся в тесной клетке, а порой бывает похож на тигра, который беспокойно мечется за железными прутьями и злобно рычит на окружающих. Разумеется, любое сравнение человека с животным весьма условно. Однако некоторые аналогии просто бросаются в глаза.

Оказывается, ряд закономерностей, выявленных этологами - специалистами в области поведения животных, позволяет пролить свет и на природу многих человеческих проблем.

Вам наверняка приходилось ожидать перед телефонной будкой, когда телефон наконец освободится. Минуты тянутся нестерпимо медленно, и кажется, что болтун, занявший телефонную будку, нарочно тянет время, видя, что вы торопитесь.

По утверждению американского психолога Барри Рубэка, это не кажется, это так и есть. Он замерил продолжительность разговора более двухсот человек из телефонных будок и обнаружил, что в отсутствие очереди разговор длится в среднем полторы минуты, а если у будки кто-то ждёт возможности поговорить, средняя продолжительность разговора - целых четыре минуты.

По мнению Рубэка, это на подсознательном уровне сказывается территориальный инстинкт, свойственный многим обезьянам и другим предкам человека. Не отдавая себе в этом отчёта, говорящий рассматривает будку как свою территорию и стремится защитить её от желающих вторгнуться.

Известно также, что большинство диких животных имеют специфическую «дистанцию бегства», нарушение которой заставляет животное убегать. Ящерица убегает, если к ней приблизиться на несколько метров; для крокодила эта дистанция составляет примерно 40 метров. Воробей и ворона имеют очень маленькую дистанцию бегства, олень и орёл - очень большую.

Понятно, что в животном мире этот механизм выполняет защитную функцию. Если в жизненное пространство животного осмелилось вторгнуться другое животное, то от последнего, по всей вероятности, исходит угроза. Человек сохранил в своём поведении этот древний механизм, неосознанно ощущая, что физическое соприкосновение чревато неприятностью.

Давайте понаблюдаем, как ведут себя пассажиры общественного транспорта на первой остановке маршрута. В пустой троллейбус или вагон метро входят несколько человек, каждый из них может сесть на любое место. Если пассажиров по крайней мере вдвое меньше, чем мест в салоне, то они, скорее всего, разместятся таким образом, чтобы избежать непосредственного соприкосновения с другим пассажиром. Каждый постарается сесть так, чтобы соседнее место осталось свободным.

Продолжим наблюдение на следующей остановке. В салон входят ещё несколько пассажиров. Перед ними достаточно мест, на которые можно сесть. Однако в первую очередь будут заняты те места, которые позволяют избежать соседства. И это будет продолжаться до тех пор, пока таких мест не останется. Садиться рядом с другим человеком начнут лишь тогда, когда салон заполнится более чем наполовину.

Из этого простого наблюдения следует очевидный вывод. Вокруг каждого из нас существует некое пространство, которое мы стремимся держать в неприкосновенности. Лишь ситуация многолюдья вынуждает нас смириться с нарушением его границ. Либо мы сами, сблизившись с человеком в психологическом смысле этого слова, стремимся к близости пространственной - вплоть до дружеского или любовного объятия, которое, однако, тоже не может длиться вечно.

Разумеется, для совместно проживающих близких родственников эта закономерность выражена на так ярко. Пространственная близость с родителями, с супругом или ребёнком для большинства людей не только приемлема, но и весьма желательна. Но природа человека такова, что наряду с потребностью в близком общении каждый из нас испытывает и определённую потребность в автономии, самостоятельном и неприкосновенном существовании. Если человек лишён возможности иногда уединиться, побыть наедине с самим собой, это отрицательно сказывается на его душевном самочувствии, хотя сам он и не отдаёт себе в этом отчёта. Родственники начинают раздражать, накапливается недовольство, вспыхивают ссоры. Всему этому легко найти объяснимый повод. Но подлинная причина кроется в утрате человеком личного пространства, что и приводит к росту напряжения.

Такую ситуацию мы невольно провоцируем сами, организуя пространство своего жилища таким образом, что все оно принадлежит всем и никому. В таком доме каждый член семьи может в любой момент по какой?то своей надобности появиться в любом месте. Личные пространства постоянно пересекаются: приступая к какому?то занятию, никто не может быть уверен, что его не прервут и не отвлекут. Возникающее напряжение в данной ситуации объясняется просто: пространственные потребности непредсказуемы, их интенсивность слишком высока. Человеку всегда приходится быть наготове, чтобы вовремя посторониться, ответить на вопрос, выполнить просьбу или согласовать намерения.

Чтобы этого не происходило, достаточно придерживаться несложной стратегии. Всем членам семьи необходимо заключить негласный договор, по которому каждому отводится определённая личная территория. Не всегда возможно, чтобы это была отдельная комната. Тогда пускай это будет хотя бы уголок, на который кто?то из. членов семьи приобретает приоритетные права. Интуитивно мы стараемся придерживаться этого правила: почти во всяком доме есть если не детская комната, то уголок с игрушками, «папин рабочий стол», «мамино кресло» и т. п. Установление таких территорий не требует подписания соглашений и возведения неприступных рубежей. Достаточно просто взять за правило: если человек находится на «своей» территории, не следует без необходимости его беспокоить.

Важный фактор, влияющий на настроение и самочувствие, - расположение мебели, которое определяет, какое положение члены семьи займут на территории дома и относительно друг друга. Установлено, что если лейтмотивом общения выступает соперничество, то люди располагаются напротив друг друга, если кооперация - то становятся или садятся рядом, вполоборота. Более того, если расположение мебели принуждает занять ту или иную позицию, то и взаимные контакты людей приобретают соответствующую окраску. То есть, поставив вдоль одной стены диван, а прямо напротив - кресла, мы буквально провоцируем противостояние.

Ещё одно интересное наблюдение провёл английский психолог Л. Соммер. Он предпринял перестановку кресел в гостиной пансионата для престарелых. Всякий раз, когда кресло оказывалось отодвинуто от стены, постояльцы немедленно возвращали его на место.

Судя по всему, людям не нравится иметь за спиной неконтролируемое пространство. В древности это было связано со вполне естественным опасением подвергнуться сзади неожиданному нападению. С тех давних пор этот рефлекс не угас. К тому же он ещё более обостряется в определённых жизненных условиях. Так, один из героев фильма «Белорусский вокзал» - ветеран войны, бывший десантник - отказывается садиться спиной к двери, поскольку на всю жизнь сохранил неосознаваемое ожидание угрозы из неконтролируемого пространства. Отсюда следует простая рекомендация: чтобы чувствовать себя психологически комфортно в любой обстановке, старайтесь занять такое положение, чтобы не ощущать спиной пустоту. Понятно, что это касается любого из нас. И вы можете избавить человека от некоторого неосознаваемого неудобства, если позволите ему занять «безопасное» положение со «страховкой» за спиной..

Но и чрезмерная страховка может повредить. Так, сидя в любом положении, желательно не упираться спиной в стену, иначе даже в достаточно просторном помещении создаётся ощущение тесноты.

Из того времени, что мы находимся дома, немалая часть проводится нами в постели. А расположение кровати может неявно стимулировать положительные или отрицательные ощущения, которые большей частью не осознаются, но влияют на самочувствие. И неосязаемые «геопатогенные зоны» тут, как правило, ни при чем. Крайне неудачным можно считать такое положение, при котором кровать оказывается напротив дверного проёма. Дверь сама по себе символизирует возможность вторжения, даже если, кроме лежащих в кровати, никто в квартире не живёт. А это, в частности, может породить смутные ощущения, препятствующие нормальному засыпанию или интимной близости супругов. Так что для поднятия жизненного тонуса порой достаточно просто переставить кровать.

Уже упоминавшийся Л. Соммер экспериментировал с расположением кроватей. Он предлагал студентам-новичкам занять место в общежитии, где в комнате располагалось 8 кроватей - по 4 вдоль каждой стены. Оказалось, что при возможности выбора предпочтение всегда отдаётся угловым кроватям. То есть человек предпочитает спать так, чтобы его голова была ориентирована на угол, образуемый двумя стенами. Вероятно, это и есть оптимальное положение для спального места.

В целом мебель, расставленная вдоль стен, создаёт впечатление большего простора. Мы по традиции посреди самой большой комнаты ставим стол, а это скрадывает пространство и заставляет даже на большой площади почувствовать тесноту.

Существует ещё много дизайнерских уловок, позволяющих «расширить» помещение. Конечно, когда несколько человек вынуждены тесниться в маленькой комнатке, никакие уловки не помогут - необходимо расширение жилплощади. Но в не столь критических случаях и простые «косметические» меры порой позволяют вздохнуть свободнее.

Из книги Осмельтесь преуспеть автора Кэнфилд Джек

5. Жизненное равновесие Жизнь - это полотно, на которое, подобно художнику, я день за днем наношу все новые мазки, создавая свой

Из книги Делай меньше, достигай большего. Секреты Мага Дождя автора Чу Чин-Нинь

Восстановите жизненное равновесие По нашему мнению, ярчайшим примером человека, который много работал и приложил все возможные усилия для того, чтобы достичь гармонии, может служить известный во всем мире и любимый миллионами поклонников актер Сильвестр Сталлоне. Этот

Из книги Непослушное дитя биосферы [Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей] автора Дольник Виктор Рафаэльевич

ЖИЗНЕННОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ДЖОРЖА ВАШИНГТОНА Жизнь Джоржа Вашингтона можно четко разделить на три этапа, описанных выше. Жизнь большинства людей трудно разбить на три отчетливые фазы – обычно происходит их перехлест. В жизни же Джоржа Вашингтона явно прослеживаются три

Из книги Могущество духовного интеллекта автора Бьюзен Тони

Из книги Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. ТТ. 1, 2 автора фон Зенгер Харро

Глава 3 Жизненное откровение и жизненное предназначение Без откровения свыше народ необуздан. Книга Притчей Соломоновых, 29:18 Жизненное откровение, или, иначе говоря, жизненная мечта, понимаемая как «высшее предназначение определяется в словарях и энциклопедиях как

Из книги Романтические эссе автора Лурия Александр Романович

Из книги Почему я чувствую, что чувствуешь ты. Интуитивная коммуникация и секрет зеркальных нейронов автора Бауэр Иоахим

Пространство К «странностям тела» он скоро привык, и они стали беспокоить его только иногда, когда позднее начали появляться припадки.Но появились другие странности, он назвал их «странностями пространства», и от них он уже не смог избавиться никогда.К нему подходит врач

Из книги Игра и Реальность автора Винникотт Дональд Вудс

8. Жизненное пространство для молодежи и шансы школы

Из книги Потерянный и возвращённый мир автора Лурия Александр Романович

8. Наше жизненное пространство Я хочу изучить то место (в самом отвлеченном смысле этого слова), в котором мы находимся большую часть времени, проживая свою жизнь.Уже сам язык, который мы используем, естественным образом подталкивает нас к тому, чтобы заинтересоваться

Из книги Интеллект: инструкция по применению автора Шереметьев Константин

Из книги Преимущества интровертов автора Лэйни Марти

Жизненное кредо И если этот принцип тверд, как алмаз, то и человек становится тверд, как алмаз. У Голтиса этот принцип, очевидно есть. И именно он меня интересует. Как Голтис думает в момент серьезнейшего испытания.Наконец, подошла моя очередь, я спросил Голтиса:– Голтис, я

Из книги Мифы о возрасте женщины автора Блэр Памела Д.

Пространство безмятежности Ваше священное пространство там, где вы вновь и вновь обнаруживаете себя. Джозеф Кемпбелл Мне часто приходилось слышать от других, что интроверты не осознают того, что их окружает. Думаю, дело обстоит как раз наоборот. Большинство из них остро

Из книги Женский ум в проекте жизни автора Менегетти Антонио

Часть III Ваше жизненное пространство

Из книги автора

Душевное жизненное пространство «…всякий раз, когда мы ощущаем угнетенное состояние или страх перед старением, это означает, что мы пренебрегли духовным измерением жизни». * * *Какое чувство вы хотите испытывать в вашем доме или квартире? Архитекторы и строители могут

Из книги автора

Жизненное пространство после выхода на пенсию «Мы не можем ориентироваться на других при планировании нашего выхода на пенсию, поскольку каждый из нас имеет собственное представление о том, где он хочет быть». * * *Мы все ищем определенного комфорта в своей жизни. Мы хотим

Из книги автора

5.1. Жизненное пространство В этой главе я попытаюсь дать ключ к женскому успеху, указать дорогу, ведущую к победе. Рассмотрев все психологические особенности женщины, обратимся теперь к деталям: духам, одежде, манере разговаривать, вести встречу – ко всему тому, что можно

А вот еще размышления на тему жизненного пространства сокращено ЖП. Какое ЖП допустим раковой опухоли, это все тело человека. Не похожа ли политика ЖП на многие окружающие явления. Допустим производитель Магдональдс захватывает все больше и больше рынков в мире. Можно считать что это хорошо. Но посмотрим это с такой стороны. Вот компания виндоус захватывает все рынки и что потом уже виндоус получив гегемонию по всем рынкам сама устанавливает цену и правила игры на рынке. А политика США. Которая включает в ЖП все и вся и как раковые опухоли обложив весь мир своими базами. А добыча полезных ископаемых, это ли не раковая болезнь, все выработаем, все сожжем, потом еще что нибуть придумаем. Всеобщее образование хорошо, но и в нем то же прослеживается психология раковой опухоли. Захват, уничтожение всех других структур отличных от других. А желание объединить все религии. Это ли не политика раковой опухоли. В то же время человеческое тело, в здоровом состояние, идеальный пример нормального жизненного пространства всех органов и систем.
И еще мысль не похоже ли России на печень алкоголика. Поэтому она такая Россиюшка и большая, раздуло ее от той словесной сивухи что веками в себя поглощала и перерабатывала. Может быть в этом богоизбранность русского народа и особый путь России, быть фильтром для идей всей Земли.
Теперь вот еще соображения.
ЗАХВАТ ВИРТУАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВЕДЕТ К ЗАХВАТУ ЖИЗНЕННОГО
Мои мысли по падению СССР связано с тем, что КПСС мало уделяли развитию теории коммунизма и отсюда не знание куда идти. Еще то же Ленин указывал что социалистическая идея это "цветущее дерево философии" но и по Маяковскому " коммунизм может быть канарейками задушен" . То есть после Маркса и Ленина ни кто не развивал теорию. Все теорию Ленина и Маркса можно уместить на одном листе бумаги, после них вообще тишина. А враг не дремал. Я скажу что с какого то времени, то же Капитал Маркса стал настольной книгой капиталиста. А у нас Капитал стал темой для насмешек. Потеряв гегемонию в виртуальном мире, СССР потерял реальную гегемонию в реальном мире а потом и распался сам.
А в это время. Мы знаем о таком здание как Пентагон, это колоссальное здание с атомным реактором для автономного питания и площадью где можно потеряться как лабиринте Минотавра. И там куча кабинетов, где военные обдумывают свои планы
А я скажу больше мы даже представить не можем, какие огромные структуры задействованы для исследование нашей русской культуры. Все лежит в сейфах, все обследовано и исследование в виде папочек лежит на столе у кого надо.
Мне даже страшно представить насколько далеко ушла западная мысль по путям развития. А видим мы лишь то что нам дает телевидение и цензируемый интернет. Насчет ценза в инете, некоторые наивные говорят вы что никакого ценза в инете нет. Наивные. Я тут хотел найти отклики в инете об одной фирме, не нашел. Так вот там есть админы, которые подчищают все это. Так вот если есть возможности подчищать информацию какой то вшивой фирме, то какие колоссальные возможности чистить есть у гос. структур. Так что то что мы имеем можно сравнить со сознательным ВБРОСОМ ИНФЫ и захватом нашего жизненного пространства наших голов.

Да, это содержательные связи и аналогии, полезный взгляд. Действительно, захват реального пространства начинается с прокручивания захвата в мыслях.
Мысли прекрасны тем, что мы свободны в них. (Хотя и это не абсолютная истина. Мысли возникают не на пустом месте, а, например, из других мыслей и, значит, подчиняются некоторым ограничениям.)
Поэтому мы вольны перебрать множество вариантов. (А некоторые граждане этим и удовлетворяются, живя в своей субъективной реальности и
не признавая никакую иную.)

Окружающий мир не дает такой же свободы. Как же на него повлиять? Как не остаться на обочине и занять приличное место?
Предполагаю, что надо в свое виртуальное пространство привносить некие ограничения, чтобы оно не сильно разошлось с реальным и мыслителя не упрятали в психушку.
Поэтому мне кажется, что для дальнейшего развития темы не обойтись без понятия цели, активно эксплуатируемого философами и психологами, а также без других вопросов познания и адекватного отражения мира в своей голове.

  • Может быть "поточим" эту мысль о" жизненном пространстве". Для затравки попробуй развить такую мысль. Некий человек N высказал мысль "идальное" что он Наполеон. И его заключили в психиатрическую больницу. И тут есть соображение. Не является ли захват виртуального пространства а объявление себя Наполеоном, происходит в первую очередь захват жизненного пространства. Таким образом общество спасается от захвата жизненного пространства тех людей, которые как варвары вторгаются в него и разрушают. Вопрос глубокий. Подумай. Не схожи ли ментальные (в виртуальном пространстве) атаки- проповеди ЗАХВАТОМ ВИРТУАЛЬНОГО МЫСЛИТЕЛЬНОГО ЖИЗНЕННОГО ПРОСТРАНСТВА
    , а уж захват реального идет автоматически.

  • Мое мнение что тема не исчерпана. В основном теми соображениями философского вечного вопроса, соотношение "реального" и "идеального". Который в мире решается сравнительно просто методом грубой силы, кто сильный тот и прав, у того жизненного пространства больше. Но тут есть один нюанс, завоевывая виртуальное мыслительное пространство допустим религии а может и наука, потом и в реале как говорит молодежь возможно проникновение, оккупация всего жизненного пространства во всех его формах.
    Так незримое является в зримом.

  • Юлия, большое Вам спасибо за меткие замечания и деловые предложения. Я не собирался наводить порядок в пространствах, но благодаря Вашей помощи все же решил написать статью, хотя бы как материал для критики и дальнейшего развития темы. Так что буду признателен Вам и всем коллегам, которые захотят выразить свое мнение. Николай.

  • Юлия, спасибо за уточнения. Правда, я уже несколько заблудился. Поэтому позволю себе изложить некоторые гипотезы, а Вы меня поправьте, пожалуйста.
    Наверное, рационально будет выделить личное духовное пространство как все знания человека, его представления о мире, о Боге, его отношение к другим людям. Это пространство почти недоступно со стороны общества, извне о нем можно судить в основном по косвенным признакам. Человек способен скрывать свои подлинные знания, настроения, наклонности. А потому внутренний мир одного индивида объективно и по его желанию существенно отделен от мира другого человека.
    Вместе с тем, сокрытие, а то и вовсе отсутствие знаний и богатого внутреннего мира не способствуют взаимопониманию в обществе и влиянию человека на это общество. Своим опытом можно делиться не только без ущерба для себя, а, наоборот, с выгодой для всех.
    Несмотря на несомненную индивидуальность духовного пространства, в значительной мере оно формируется воспитанием, обстановкой. Гражданин часто считает убеждения и верования своими родными, но по сути они были навязаны извне, а недостаточное образование и некритическое отношение не позволило отсеять все случайное и постороннее.
    В личное материальное пространство можно включить вещи и различные ресурсы (финансовые, жилищные, земельные, продукты питания), которые в той или иной степени закреплены за каждым гражданином юридическими или моральными нормами. В отличие от духовных, материальные ресурсы ограничены. Если они достались одному, то не достались другому. Все, что может удовлетворить потребности одного человека, как правило, сгодится и для другого. Всякая материальная собственность потенциально есть собственность любого человека, а потому ее приходится защищать.
    В материальном пространстве границы обусловлены не свойствами вещей, а социальными нормами, которые могут меняться, нарушаться, попираться. Эти нормы условны. Можно иметь личный стол на рабочем месте, личный счет в банке, садовый участок, свою комнату в квартире на семью, но все это одновременно является собственностью более общих структур, которые в любой момент могут переиграть правила.
    Таким образом, границы личного пространства вроде бы есть, но они довольно условны, относительны, преходящи. Но, наверное, так и должно быть в философском плане для любого явления.
    Если это не вызывает больших возражений, то потом попробую высказаться насчет жизненного пространства. А может быть, Вы захотите сделать это вперед. С уважением Николай.

  • > в материальном смысле и во внешнем мире личное пространство есть не для каждого скорее всего потому, что некоторые люди очень гибки, щедры и легки в общении. Однако порой, отсутствие четких границ в каких-то ситуациях создает проблемы.
    И я по-прежнему считаю, что
    > "у каждого есть личное пространство учитывая ВСЕ его аспекты.
    > Может быть, его, наоборот, надо размывать все больше, стирая ненужные границы между душами людей? Думаю, размывать границы не надо, и я говорила не об этом.
    Если тесны какие-то личные рамки, то их можно расширять, больше общаясь, больше участвуя, ну и вообще...больше перемещаясь, путешествуя...наверно, так.
    А бороться здесь ни с чем не нужно.

  • И Вам добрый день, Юлия! Поскольку я тоже скорее любитель, то Ваша "пища для размышления" весьма кстати и говорит, что Вы копнули глубоко. От однозначного вывода два дня назад "у каждого есть личное пространство" Вы перешли к "личное пространство есть не для каждого". Так что теперь, наверное, моя очередь настаивать на его существовании.
    По-моему, очень важно Ваше философское заключение: "Пределы эти вариабельны." Поэтому я бы все-таки не отказывал никому в наличии у него личного пространства. Другое дело, что объективно и субъективно оно может сильно варьироваться от человека к человеку, и даже в каждом человеке его границы размыты, подвижны и могут резко меняться в зависимости от ситуации.
    Скажем, копил гражданин всю жизнь деньги, картины, предметы искусства, а потом отдал все людям, церкви, картинной галерее, государству. Но обеднело ли от этого его личное пространство? Думаю, что нет! Ведь он впустил в свое пространство других людей, а те в свою очередь открыли перед ним свои души.
    По-моему, это очень правильно и откровенно, когда Вы теперь говорите, что для Вас "жизненное пространство... так и остается довольно размытым". Поскольку я точно в том же положении, то ни чем не могу помочь в борьбе с этим размыванием. Да и надо ли с ним бороться? Может быть, его, наоборот, надо размывать все больше, стирая ненужные границы между душами людей? Николай.

  • Добрый день! Я, конечно, в психологии не профи:) Могу просто дать "пищу для размышления" .
    Соглашусь, что в материальном смысле и во внешнем мире личное пространство есть не для каждого. Многие люди просто не испытывают в этом потребности, действительно, легко давая пользоваться своими вещами, постоянно находясь с кем-то в одном помещении, не имея отдельной комнаты...и т.д...
    В отношении своего тела, однако, эти же люди уже не так "легки". При разговоре, допустим, в социуме редко кто находится ближе полуметра, а уж какие-то медицинские манипуляции и вовсе мало кто любит даже при необходимости.
    Идём дальше...Нематериальное...
    Личное - разумеется, имеет отношение к личности. Значит, пределы ее проявлений и возможностей также могут быть личным пространством. Пределы эти вариабельны. И в отличие от материальных пределов имеют отношение уже не только к безопасности.
    Душа...тоже имеет непосредственное отношение к личности. Я даже думаю, что возможно, личность - проявление души человека в социуме. И вот у души тоже есть пределы, личное пространство)

    А Вы, Николай, может быть подскажете что-то про жизненное пространство? Для меня это так и остается довольно размытым.

  • Николай, с некоторых пор я отошла от чисто логического постижения мира) внутреннего и внешнего. Что такое моё личное пространство - я чувствую очень хорошо, как, наверно, и любой человек чувствует своё. Оно бывает довольно вариабельно с разными людьми и в разное время. Не совсем понимаю, для чего здесь нужны научные определения))

    Прочитав Вашу статью, я заинтересовалась "жизненным пространством" в сравнении с личным)
    Наверное, это важно в каких-то беседах и дискуссиях приходить к общему знаменателю, но не менее важным считаю просто обмен мнениями и мыслями) для дальнейшего личного мышления каждого из участников)
    А Вам нужны непременно глубокие общие выводы?

  • Юлия, спасибо за уточнения. Все именно так. Действительно, каждый сам строит свое личное пространство, пускает или не пускает в него. Кто-то не признает пространство соседа и лезет без спросу, потому что интересы пересеклись. По-всякому бывает...
    Разумеется, каждому гражданину нелишне ориентироваться, где он имеет больше прав, а куда лучше не вторгаться. Если такого понимания нет, то это, наверное, уже объект для психиатрии, а не для психологии.
    Все это здорово, но боюсь, что мы так и не продвинулись в определении личного пространства, а потому не можем сделать глубоких выводов. Но может быть, Вы попробуете дать определение? Николай.

  • > в обществе ничего чисто личного практически нет
    Я не поняла) это как? По-моему, у каждого есть личные вещи. И есть личное пространство...Для кого-то это высокий забор, а для кого-то, допустим, карман пиджака или брюк...сумочка.....документы...записи...и т.д... Для кого-то приятные часы одиночества и многое другое, куда можно пустить кого-то, а можно и не пускать.
    Это очень индивидуально, в частности и поэтому я говорю о таком личном отграничении с пользой для развития. Если границы у человека между "я" и окружающим миром стираются, то он попросту сходит с ума, или как минимум появляется нормальная агрессия, когда в его пространство вторгаются без спроса.

    Ваш пример с носками, конечно, смешной))) но как-то настораживает. Возникают мысли о...частичном захвате личного пространства мужа его женой)) с его же подачи. От лени ли, или от нежелания ответственности за свои же вещи он готов подарить свои носки жене, лишь бы она их стирала и давала ему носить)))

    > Всякое отграничение, на мой взгляд, это грубый удар по этому самому развитию. А я думаю. не всякое)
    > Наоборот, чем шире человек шагнул в мир, проник в пространства других людей, тем ярче может проявиться и заиграть его индивидуальность. Согласна, только смотря как шагать и проникать))

    В общем, я ЗА личное пространство, как и за личную ответственность. Считаю, это параллельные миры) взаимосвязанные с жизненным пространством.

  • Юлия, большое спасибо, что Вы проявили интерес к теме и все-таки решили копнуть поглубже. Охотно принимаю Ваше понимание пространств. Думаю, что оно не слишком расходится с тем, что говорилось раньше. Жизненное пространство, конечно, не фикция. Ни я, ни Козлов не зачисляли его в артефакты, и в этом его заметное отличие от личного или персонального пространства.
    Козлов не ограничивается выводом, а дает аргументацию. В моем представлении главная трудность в понятии "личное" такова, что в обществе ничего чисто личного практически нет. Что-то можно закрепить законодательно, но уже на уровне семьи совсем мало предметов, о которых можно заявить: это только мое и не смейте трогать. На заявление мужа: мои носки! - ответ жены: тогда сам и стирай!
    Индивидуальное развитие личности - это тоже отнюдь не личный процесс за высоким забором. Всякое отграничение, на мой взгляд, это грубый удар по этому самому развитию. Наоборот, чем шире человек шагнул в мир, проник в пространства других людей, тем ярче может проявиться и заиграть его индивидуальность.
    Буду рад увидеть от Вас развитие этой темы. Николай.