Задания для самостоятельной работы студентов

В день Защитника Отечества Якутск.ru открывает новую рубрику – интервью, в которой журналисты издания будут брать тематические, актуальные и эксклюзивные комментарии у людей. Тема первого интервью не заставила выбирать долго, и Якутск.ru решил пригласить в гости выпускника 2001 года Московского военного училища радиоэлектроники воздушно-космических сил, ныне пенсионера военной службы Министерства обороны России, капитана Алексея Петрова.

- Здравствуйте Алексей! Расскажите нашим читателям, почему вы решили стать военным?

Добрый день, решение сделать из меня военного принял семейный совет, который созвала моя тетя. Она ездила в командировку в Москву, узнала, что есть такое учебное заведение, ознакомилась с условиями поступления. Предложение старших родственников мне понравилось, перспектива вырваться в столицу России и освоить военную профессию взбудоражило мою размеренную, деревенскую жизнь. Начал усиленно заниматься спортом, готовился к экзаменам. Только очень не хотелось ехать поступать одному, уговаривал одноклассников, но никто не соглашался, в основном их не хотели отпускать родители. В моей родной, Оленекской средней школе новость приняли без особого доверия, помню классный час, где всем надо было озвучить планы по поводу выбора места учебы и будущей профессии. Когда я рассказал о своих намерениях поступать ни куда-нибудь, а в Москву, да еще и на офицера военно-космических войск, все начали смеяться, говорили, что Леха Петров решил стать космонавтом. Тогда было обидно, а сейчас вспоминаю с улыбкой.

- И вот наступил тот день, вы приехали поступать, как вас встретила Москва?

Это было жаркое лето 1996 года. Приехали со всех уголков России около 2000 кандидатов на поступление. Из-за недостаточности места расположения, нас поселили в гаражных боксах автопарка. Начались суровые военные будни… Это были первые, тяжелые испытания в моей самостоятельной жизни. Каждый раз, когда посещали мысли бросить все и уехать домой, предо мной всплывали лица родителей, сестер, родственников, друзей, которые меня провожали. Тогда я понимал, что не смею оглядываться назад и должен идти только вперед.


- А какие были радостные моменты?

Первая радость – это конечно весть о том, что зачислен. Ну а в последующем, получать письма от родных, посылки с пирожками и вареньем было самим долгожданным и радостным событием. Появились новые друзья, с которыми во время увольнений ходили в кино, в кафе, гуляли по городу, посещали спортивные мероприятия. Пользуясь моментом, хочу выразить слова благодарности родителям своих друзей, с которыми учился. За период учебы частенько ездил к ним домой и каждый родитель принимал, встречал меня как своего сына. С однокурсниками, которые теперь живут по всей территории России, поддерживаем общение по сей день. По возможности обязательно ездим к друг другу в гости.

- По окончании учебы вы вернулись в Якутию?

Нет, не сразу. Меня по распределению отправили служить в войсковую часть, которая находилась в подмосковном городе Софрино. Родители тем временем переехали с Оленька в столицу Якутии. В очередной раз, приехав к ним в отпуск, я узнал, что здесь тоже есть часть моего рода и вида войск, написал рапорт и перевелся служить в Якутск, где прослужил до ухода на пенсию.


По вашему мнению, нужна ли служба в армии для парней? Отправите ли вы своего ребенка отдавать долг Отечеству?

Срочную службу, мне кажется, должен пройти каждый мужчина, годный по состоянию здоровья. Это необходимо, прежде всего, для переоценки ценностей, все познается в сравнении. Находясь далеко, оставшись один на один с собой, ты понимаешь, как важно иметь опору, поддержку, дом, в который можно возвращаться, где тебя ждут. Учишься преодолевать трудности и добиваться своих целей самостоятельно. Ну а выбирать профессию защитника Родины как дорогу жизни это дело каждого. Для меня этот выбор прослужил неким социальным лифтом, поднявшим меня с глубинки Якутии до Москвы. Дал мне возможность получить качественное, бесплатное, что было немаловажно, в те тяжелые девяностые, высшее образование и специальность, по которой мне была обеспечена работа.

Владение собой - это признак ума, качество необходимое и полезное, особенно по отношению к подчинённым. Лично я ещё в детстве понял, что не буду медиком (как можно „резать“ живого человека!) и педагогом, для чего необходимо „чувствовать“ людей, а этого у меня нет. В то же время меня подсознательно „притягивали“ радио и электричество. Кроме того что я очень хотел учиться, причём мне не хотелось учиться … именно на дневном отделении: одновременно работать и учиться интереснее и полезнее, одно помогает другому, да это и независимость, да и родителям легче!

Начал я работать с 15 лет, одновременно поступил учиться в техникум на вечернее радиоотделение. После окончания учёбы сразу же загремел в армию, где то время считаю потерянным. Оказался в зенитно-артиллерийском полку, попав туда по моему же рапорту, дабы служить на радиолокаторе, т.е. на более сложной технике. Служить было очень-очень грустно, скучно и тоскливо, как никогда потом в жизни. Одна из причин … моё образование, да ещё и радиотехническое! Со мной не знали, что делать не только сержанты, но и офицеры! Потом я сам стал сержантом, стало легче. Должен признать, что ко мне – почему-то? – очень хорошо относились и командир взвода, и командир полка; вспоминаю их с теплотой, по сей день! Кстати, именно они позволили мне досрочную демобилизацию! Вообще же на освоение моей военной специальности и всего-всего остального там мне хватило бы и одного месяца. Кстати, из своего автомата АК-47 я выстрелил лишь один раз одним патроном, получив „хорошо“, командир заявил, что зачёт сдан; дальше я его только чистил.

Задним числом: чтобы избежать армии, следовало бы поступать на дневное отделение института, дабы потом не скулить.

После демобилизации вернулся работать на старое место в электротехническую лабораторию в группу измерений, в которой проработал только 1 год; но этот год дал мне очень много – как утверждал Д. Менделеев, наука начинается с измерений, знания которых крайне необходимы и для инженеров; это я видел потом постоянно и везде.

Меня влекла электроавтоматика, именно там было широкое поле для творчества, кроме того, там был творческий коллектив, в котором я и прижился. Всех своих начальников вспоминаю с уважением. Для диплома в нашем институте я взял свободную тему, и которая потом стала темой диссертации. Свободная тема – это же благодать хотя бы потому, что защищаться легко, ибо преподаватели-то не в курсе темы! После защиты ко мне, будучи председателем комиссии, подскочил мой гл. инженер, и, поздравляя, с энтузиазмом произнёс: молодец, ну ты им и „врезал“, знай наших! Сначала я не понял что и как, о чём речь, а потом до меня дошло: оказывается, отвечая на вопросы д.т.н., я вёл себя с ним на „равных“.

Самый лучший способ учёбы - самостоятельность, т.е. берёшь хорошую - толстую! – книгу, читаешь, изучаешь, получаешь знания, и спокойно сдаёшь экзамены. Учебники и книги отличаются тем, что их пишут, как правило, самые-самые большие специалисты в этой области, т.е. ни один преподаватель, ни одна лекция не дадут того, что изложено в книгах!

Как-то жене потребовались знания в гидравлике, которую ни она, ни я ранеене изучали. Она специалист по защите оборудования от коррозии, в том числе и различных трубопроводов. Так мы взяли книги - различной толщины! – по гидравлике, изучили их, написали свою компьютерную программу, которой и начали потом все пользоваться. Разумеется, жена оформила её рацпредложением.

Однажды „забавный“ случай произошёл на лекции по электротехнике, которую вела преподаватель строгий, напористый, требующий тишины и послушания, внимания студентов. В аудитории я обычно садился где-либо в середине, чтобы можно было заниматься чем-нибудь посторонним. Мой друг же всегда выбирал первый стол, стремясь „впитать“ всё и получить от лекции, тем самым, максимум возможного. И вот она рассказывает тему и пишет на доске формулы; вдруг мы стали замечать, что она периодически почему-то останавливается, и пристально смотрит на него; и так несколько раз. Наконец она остановилась перед ним, и спрашивает: вам что, студент, всё то, что я рассказываю, не интересно, что Вы так откровенно спите на моей лекции? Он: интересно, но это уже … общеизвестно! Она: тогда продолжите формулу, которую я начала писать на доске. Он: дальше следует то-то и то-то, т.е.формулу он продолжил правильно.Она: постояв немного в замешательстве, изрекла: ну что делать, спите спокойно дальше, если мы вам не мешаем! Мы, разумеется, от души посмеялись: то-то, знай наших!

В нашей же группе уже все студенты имели производственный стаж, были людьми взрослыми и серьёзными. Поэтому на 1-ом же семестре мы потребовали … заменить преподавателя математики более опытным, так как та девочка, которая только что окончила матфак университета, нас не устраивала! Кстати, потом она вела занятия у моей дочери, которая училась на другом факультете и окончила его с красным дипломом. Так вот, на ту девочку, отвергнутую нами, она уже не жаловалась.

А тогда эта была наглость несусветная, ничего подобного никогда не было! Нас послушались, и к нам пришла преподаватель математики, как для меня, то выдающаяся во всех отношениях.Где я только потом и сколько ни учился, но никто с ней не смог сравняться, она для меня, во всяком случае, осталась самой лучшей и незабываемой!

Тем не менее, наша наглость не осталось безнаказанной: под подозрение в роли зачинщиков попал и я, и начали, по моему мнению, нам мстить другие преподаватели. Технические дисциплины у меня не вызывали никаких забот и … вдруг по сопромату получаю неуд. Потом я, разумеется, его пересдал, но правило сработало: ведь ни одно доброе дело не остаётся безнаказанным! Дальше – больше!

И вот пришла сессия, о чём, естественно, мы узналикак-то „случайно“, просто вдруг появился один наш студент, предвестники всех наших будущих сессий! Следует заметить, что лично мне учиться было легко: помогали полученные ранее знания и в техникуме, и на работе. Поэтому я часто пропускал лекции, если, например, по дороге в институт … „встречалось“ интересное кино. По некоторым предметам я вообще лекции не посещал: знаний по этому предмету было достаточно, в том числе и для сдачи экзамена.

И вот сдаём экзамен по математике, моём любимым предмете. Её и в школе, и в техникуме я знал хорошо, поэтому был спокоен. Ответив всё по билету, моя „любимая“ преподаватель начала задавать дополнительные вопросы: один, два, потом … 7-ой, далее перевалило уже за 10. Я не могу понять, в чём дело, случай небывалый! Где-то на 13-ом дополнительном вопросе я не выдержал и заметил, что-де мы прошли уже все темы и вы повторяетесь, сколько же можно?

Она: но вы же пропускали занятия;

Я: но я же всё ответил;

Она: вы же не все лекции прослушали;

Я же гну свою линию: но я же всё ответил;

Она: понимаете, если студент не был на части лекций, как он может знать всю программу?

Я: но я же на все ваши и дополнительные вопросы ответил!

Она задумалась, потом так нерешительно спрашивает: так что, вам надо ставить отлично?

Я же не „сдаюсь“: на все вопросы я ответил, хотите, спрашивайте дальше!

Она: понимаете, когда студент весь курс прослушал, тогда всё ясно, у меня же с вами другая ситуация;

Я поясняю ей: убеждён, что рано или поздно лекции вообще заменят самообразованием и консультациями у преподавателей; это будет значительно эффективнее;

Она: опять задумалась, а потом, с такой грустью в голосе, медленно произнесла: ну что же, я вынуждена вам поставить … отлично!

Так-то, знай наших! Наши не сдаются!

В процессе дальнейшей учёбы у меня с ней никаких вопросов не возникало.

Когда был образован инженерный центр, где я и оказался, так как туда перевели все производственные службы из нашего управления. Для меня лично это стало крайне важным событием, так как появилась возможность заниматься творческой работой более широко: за свой трудовой стаж число различных усовершенствований и рационализаторских предложений исчисляется сотнями, много изобретений и патентов, медалей за наши экспонаты, выставляемые на различных выставках, десятки статей в различных сборниках и специализированных журналах и др.

Ещё в самом начале моего трудового пути как-то в беседе кто-то рассказывал о том, что мы строим много разных объектов за границей, и что туда отправляют специалистов, например, в Индию. Для меня это было потрясение; потом желание махнуть за рубеж возникало постоянно, что и удалось осуществить только спустя 20 лет, когда министерство командировало меня в другую страну на 3 г, где нами строился громадный объект. Так осуществилась моя мечта. Должен признаться, что только вне Родины можно понять и почувствовать, что такое ностальгия – для этого мне оказалось достаточно лишь одного года: через год, приехав в отпуск, возвращаться уже назад на чужбину ни в какую не хотелось!

После возвращения из загранкомандировки, продолжил работу на прежнем месте; потом переводом перешёл на работу в одну организацию в Сибири. Причина: дочь привела домой мужа-студента, потом родила внука, так что потребовались деньги для расширения жилплощади.

Там в Сибири, скорее от скуки, чем из-за финансов, работал иногда одновременно на 6 работах: по совместительству, вёл занятия на различных курсах и в учебных заведениях, участвовал в комиссии по защите дипломов; с пожарниками оформлял документы на новые объекты, имея соответствующую лицензию; привлекали меня и к приёмке нового оборудования, в том числе и в других городах и др.

Там же работал на предприятии, где директор и гл. энергетик были „преданы“ до мозга костей производству и делу. Все мои подчинённые имели лишь среднетехническое образование; я всякий раз „намекал“ им на необходимость учиться дальше и получить высшее: нигде и никогда мне не встречался специалист в нашей области, не имеющий его. Наконец-то одного удалось „соблазнить“, он поступил учиться, и организация стала оплачивать его учёбу; второе же образование платное. И вдруг контра-экономисты отказали: специалисты же, видите ли, нужны мне, а им они ни к чему, это же не их дети! Пошли к директору, мне было абсолютно ясно, что он даст добро: уже одно то, что я требую! учиться решит вопрос. Дискуссия была между мной и контрой, директор же слушал и улыбался. Потом он начал листать зачётку этого студента и оглашать оценки: 1-й семестр – 4,4,3,3; 2-й – 3,3,4,4; 3-й – 4,3,4,3; 4-й – 3,4,3,4. Чёрт возьми, вот так номер – слабеньким-то мой студент оказался! Но тут я „сообразил“ и похвалил его: молодец, ровно и стабильно идёт; так бы было у нас в стране! Казалось, директор только и ждал чего-нибудь такого необычного, чтобы удовлетворить его просьбу: он начал хохотать и повторять: стабильно идёт, молодец, троечник, но … стабильный! Вопрос был решён.

Подобные эпизоды я потом использовал для своих критических, сатирических, юмористических и др. статей в различных СМИ, несмотря на то, что к последним у меня, вообще-то, отношение негативное.

Из Сибири меня вынудили уехать. Замечу, кстати, что, несмотря на мой почти почтённый возраст, я мог бы и хотел трудиться и дальше, но ушли наши и директор и гл. энергетик, а вместо них появились уже совсем-совсем … другие „руководители“, какие-то „б/у“ и которые просто меня выжили.

По этому поводу. Испанский мыслитель Бальтазар Грасиан (в продаже была его брошюрка) ещё 300 лет тому назад привёл мудрое правило: начальник подчинённому может простить любое его превосходство над ним, кроме одного – превосходство по интеллекту, по уму! Как только он это заметит, финиш, пиши - пропало: такой подчинённый или будет зажат им так, что не пикнет, или вообще будет выжит.

Вот так и жил один студент, стремящийся постоянно учиться!

Я так думаю! И вы, друзья, думайте, думайте, ибо лишь тот достоян жизни и свободы, кто каждый день стремиться изменить и улучшить их!

Желаю всем мира, дружбы, здоровья и любви; свободы, равенства и братства; успешной, достойной, содержательной, полнокровной, радостной и счастливой жизни; всех нормальных человеческих благ и успехов, а, главное, бодрости и веры в лучшее будущее.

Тот, кто уделяет много времени учёбе, человек грамотный, эрудированный, интересный. Миша Удочкин, что из нашей сказки, решил на время учёбу забросить. Что из этого вышло? Сейчас мы это узнаем…

Сказка про учёбу и Мишку Удочкина
Автор сказки: Ирис Ревю

Учиться – хорошо, а вот не учиться – плохо. Это знал Мишка Удочкин, но учиться ему было всё равно неохота. Учёба – это так скучно. Задания, контрольные, диктанты… И вот однажды Мишка решил, что он — не ученик, а волшебник, который умеет творить чудеса.

— Эй, воробей, — сказал Мишка, — я волшебник. Тебе что-нибудь волшебное сделать?

— Давай, — согласился воробей. – Дай мне побольше корма.

Мишка сказал про себя какие-то загадочные слова, и надо же такому случаться, что у воробья мгновенно появился корм.

— Что это за корм, Мишка? – сказал воробей. — Воробьи головастиками не питаются. Ты что, не знаешь, что едят воробьи? У тебя по окружающему миру какая была оценка?

— Троечка с натяжкой! – честно признался Мишка.

— Что же ты за такой волшебник, который не знает даже то, что едят воробьи? Неграмотный какой-то чародей.

Но эти слова Мишка Удочкин пропустил мимо ушей.

— «Подумаешь, я могу и другие чудеса творить», — подумал Мишка.

— Эй, щенок, хочешь, я что-нибудь волшебное для тебя сделаю? – спросил Мишка.

— Хочу, — ответил щенок. – Найди мне друга.

Мишка опять пробормотал про себя какие-то загадочные слова, и около щенка появился напыщенный колючий ёж.

— Ты что, Мишка, — спросил щенок, — не знаешь, что ёж – это лесное животное. Ежи активны, в основном, ночью. Да и к тому же лес далеко, мы друг к другу не набегаемся в гости. Найди мне друга среди домашних животных.

— А я думал, что ежи везде живут, — сознался Мишка.

И тут ему впервые в голову пришла мысль о том, что волшебники тоже учатся, как и школьники.

— Видимо учиться надо везде, — подумал Мишка.

— Утром опять пойду в школу, — решил он. – А потом, когда-нибудь, может, выучусь и на настоящего волшебника. А то нелепые волшебства как-то несолидно делать!!!

Вопросы и задания к сказке

Как ты понимаешь выражение: «Учёба – главный труд школьника»?

Каким ты представляешь себе Мишку Удочкина? Нарисуй его.

Почему воробей и щенок были недовольны Мишкиными волшебными делами?

Какие пословицы подходят к сказке?
Неучёная голова – что птица без перьев.
От знаний уйдёшь – в хвосте пойдёшь.
Любое мастерство обучения требует.

Отзвенел первый звонок, позади День учителя. Спрятана в шкаф парадная форма, и вновь начинаются школьные будни. Впереди месяцы напряженной учебы, радости и горести учебного года. А так уж велики трудности, с которыми мы сталкиваемся при обучении, по сравнению с тем, чего хотим добиться в жизни?

Предлагаю вашему вниманию, уважаемые читатели, школьное сочинение-рассуждение моей дочери об учёбе. Стиль автора сохранен, хотя руки чесались исправить пару предложений. Но работа подкупила меня искренностью и непосредственностью, поэтому корректировать абсолютно ничего не стала. Единственное, хочу пояснить, что паук, о котором пойдет речь в сочинении сделан из проволоки, а вот муха самая настоящая, только я её не замечала... Итак,

Сочинение.

Поговорим об учёбе. Это интересная тема. Ведь учёба занимает много времени. Сначала я хотела бы рассказать о том, как проходят мои дни. Домой из школы я прихожу уставшая. Очень хочется спать и становится тяжело осознавать, что до сна очень далеко. Впереди меня ждёт ещё полдня. Сначала я иду в художественную школу. После трёх часов сидения на стуле начинает болеть спина. От боли меня спасёт тренировка по танцам. После двух часов непрерывных скачек боль из спины переходит в ноги, но я продолжаю заниматься рисованием и танцами, потому что мне это нравится, хоть и отнимает много сил и времени. Зато я буду развита во многих направлениях. Приползая домой, я осознаю, что нужно делать уроки. На письменном столе меня ждут учебники, к которым я ещё не притрагивалась. За окном я вижу своих друзей. Неужели у них есть время на прогулки? Мне даже завидно - они веселятся, а я «ломаю голову» над задачей по математике.



Так трудно заставить себя что-то сделать! Когда садишься за уроки, интересной становится даже стена. Находится куча дел. Вон на люстре мой паук Василий. Между рамами лежит покойная муха Клавдия. Но нет, мне не до них. У меня ещё куча дел!
Времени на то чтобы отдохнуть, очень мало. Всего один выходной. Половину этого дня я трачу на выполнение домашней работы и уборку квартиры. После обеда иду гулять с друзьями. Нагуляюсь на всю неделю и иду домой. Вечер я провожу вместе с семьёй за новым, интересным фильмом. А впереди снова трудовые дни …
А теперь поговорим о самой учёбе. Для некоторых уроки – это занудные рассказы учителей. Для меня это не так. На каждом занятии мы узнаем что-то новое для себя. Школа – это не только учёба, но и общение. Мне очень жаль людей, которые не хотят учиться. Что же их ждёт в будущем? Учимся мы не для родителей и не для учителей. Мы учимся для себя, чтобы в дальнейшем получить качественное образование и хорошую работу. Нужно учиться и не лениться. У нас ещё вся жизнь впереди: экзамены, институт, работа. Возможно, лет через п ятьдесят я буду рассказывать своим внукам о том, как я училась, об учителях, которые меня учили и терпели и насколько важна учёба. Я сделаю всё для того, чтобы моим родителям не было стыдно за свою дочь!

Сочинение было написано в прошлом году. Читая его, посмеялась от души, но в то же время подумала: а не слишком ли дочка загружена - три занятия в неделю в художественной школе и столько же в студии танцев? Однако, с нового учебного года в общеобразовательной школе сделали пятидневную учебную неделю. Два выходных - отлично! Только осталось при этом всего два урока литературы в неделю, а уроки информатики и вовсе отсутствуют...
Может быть, я не права, считая, что художественная литература имеет важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности? И что в XXI веке странно не иметь уроков информатики? И может напрасно опасаюсь, что моя дочь, да и вообще новое поколение в будущем не сможет писать ничего длиннее и умнее, чем короткие посты в соцсетях?


Что скажете, уважаемые читатели?...