Классный час на тему вербное воскресенье. Классный час "вербное воскресенье". Верба хлест бьет до слез


Презентация рассказывает о православном празднике Вербное Воскресенье, который предшествует светлой Пасхе. Этот день имеет много интересных традиций, свои обычаи, приметы, о которых будет интересно узнать школьникам на классном часу или уроке ОПК. Скачать пособие по ссылке можно бесплатно и для уроков музыки или изо. Конспекта в архиве нет.

Со слайдов разработки школьники узнают историю Вербного Воскресения. Отмечается эта дата в тот день, когда за неделю до Пасхи Господь вошел в Иерусалим. Когда он въехал в город, люди радостно встречали его. Свою радость они выражали приветственными возгласами. В руках у каждого были пальмовые веточки, которыми народ приветствовал своего героя. У нас пальма не растет, поэтому в этот день все собираются в церкви и освящают веточки вербы, которая распускается обычно к этому празднику. Вот и получил он свое название - Вербное Воскресенье.


Презентация на тему «Вербное Воскресенье» выполнена для детей детского сада или учащихся начальной школы. Школьники смогут на данном классном часу или занятии (уроке) познакомиться с историей праздника, ближе узнать ее традиции. Скачать разработку, выполненную учителем на 17 слайдах, можно бесплатно.

Многие дети знакомы с праздником, когда все идут в храм, чтобы освятить веточки вербы. А вот знают ли воспитанники ДОУ историю этой необычной традиции? Скорее всего, не все, поэтому данная работа поможет исправить ситуацию. Пусть каждый дошкольник узнает о том, как когда-то в Иерусалиме в этот день встречали Иисуса Христа, который вошел в город.


Презентация познакомит школьников с историей Вербного Воскресенья и поможет определиться с тем, какую открытку можно подарить родным в этот праздник, так как часть работы на тему «Рисуем вербу» посвящена описанию именно этого процесса.

Верба является одним из символов наступающей весны. Это ее нежные серебристые котики распускаются на скромных деревьях. Вмиг преображается природа. Это деревце с давних пор приметили за его необычную встречу весны и наградили особы уважением. Именно вербные веточки освящаются в церкви в день праздника. Предложите школьникам 1 - 4 класса нарисовать на уроке изо или технологии открытку, главное место на которой займут эти праздничные веточки.В работе показано поэтапное изображение композиции.


Презентация рассказывает о великом празднике Вход Господень в Иерусалим, который в народе, да и нашим детям, известен больше как Вербное Воскресенье. Скачать эту замечательную электронную работу можно для классных часов в начальной и средней школе, для уроков ОРКСЭ в 4 классе или для занятий с ребятами в воскресной школе.

Выполнено пособие на 12 слайдах. Рассказ о праздничном днем начинается с описания событий Лазаревой субботы, когда произошло воскрешение святого Лазаря. После этого события народ стал еще более благосклонно относиться к Иисусу и верить ему, а фарисеи задумали его убийство. После этого Иисус отправился со своими учениками в Иерусалим, где его встречали как великого наставника, размахивая пальмовыми веточками. В нашей стране эту традицию встречи праздника заменяют распустившиеся веточки вербы, поэтому и называют день Входа Господня в Иерусалим Вербным Воскресением.


СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА

«Наша армия родная».

Подготовила и провела:

Харлашкина Т.С.,

учитель начальных классов

МОУ Гуликская СОШ.

18.02.2011 г.

Ведущий . Сегодня не просто февральский день, сегодня особенный день. Мы собрались, чтобы поздравить наших мальчиков, пап, дедушек с Днем защитников Отечества!

23 февраля… Празднику уже более 90 лет. Более восьмидесяти лет сильная половина человечества отмечает праздник силы, выносливости, патриотизма и добра.

В ознаменование победы над немецкими захватчиками под Нарвой и Псковом 23 февраля 1918 года был издан декрет о праздновании Дня Красной Армии, впоследствии он был переименован в День Советской Армии и Военно-Морского Флота.

В настоящее время уже несколько лет он празднуется как День защитника Отечества. Издавна в России профессия военного была одной из самых уважаемых и почётных. Служить Отечеству  это оберегать мирную жизнь нашего народа, это хранить честь и достоинство своей Родины.

Слово «армия» происходит от латинского слова «armo» «вооружаю». Но не только оружием сильна армия, она сильна стойкостью и храбростью своих солдат. Советская Армия в 1945 году разгромила войска Гитлера и освободила Европу от фашистских захватчиков.

А в мирное время наша армия охраняет десятки тысяч километров сухопутных, воздушных и водных границ России. И всегда руководствуется лучшими военными традициями наших предков.

Славные победы Александра Невского и Дмитрия Донского, Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова и Михаила Кутузова, Георгия Жукова и Константина Рокоссовского вдохновляют на подвиги нынешних солдат, учат любви к Родине. В замечательном фильме «Офицеры» один из главных героев говорит: «Есть такая профессия  Родину защищать!»

И всегда этот день был праздником мужчин. И сегодня мы славим защитников Отечества.

День защитника Отечества дает повод поздравить всех ныне живущих воинов и почтить память героев прошлых сражений. День защитника Отечества – праздник всенародный. Дома, на работе, в школе – везде в этот день звучат поздравления, адресованные всем, кто когда-то служил или служит сейчас или будет служить делу защиты Отечества. Звучат они и у нас.

Катя Нужная .На ветру наш флаг трепещет

Красно-бело-голубой.

Ветер тоже понимает:

День сегодня не простой.

Жаль, что ветер не сумеет

Поздравленья передать

Катя Цивилева .Всем, кто, жизни не жалея,

Бережет Россию-мать:

Молодым и ветеранам

В небе, в поле, на воде,

Офицерам и солдатам,

Тем, что в армии уже.

В народе говорят, что земля может накормить нас своими плодами и напоить водой из своих источников, но она не может себя и людей защитить. Защищать землю, которая тебя кормить и поит, защищать людей, живущих на этой земле, всегда было обязанностью мужчины.

А наши мальчики – будущие защитники.

Как будущие солдаты и офицеры, они должны с детства воспитывать в себе такие качества, как умение дружить, держать слово, быть смелыми, мужественными, благородными и добрыми.

Да наши мальчики и есть такие. Они у нас просто замечательные.

Катя Н. Сколько песен об армии сложено,
Сколько сложено песен о флоте!
Нам припомнить их в праздник положено,
Да и спеть их мы тоже не против!

Звучит песня №1742 «Смуглянка».

Катя Ц. Оживает история славная,
Всё, что видано было и пройдено…
Песня учит нас самому главному:
Бесконечно любить свою Родину!

Алена С.

Юноши России присягают,

Клятву перед знаменем дают.

Юноши пока еще не знают,

Что домой они не все придут.

Поседевших мам и пап все меньше.

Все они уходят в мир иной...

а сынок в граните остается,

Остается вечно молодой!

Ведущий . прошли годы. Отгремели тяжелые бои. Но, чтобы на земле никогда не повторились те жестокие битвы, Родина призывает под свои знамена молодых защитников, тех, кто сумеет достойно продолжить дело дедов и отцов.

Катя Н. На два года шинель,

На два года мундир,

На два года отца

Заменил командир.

Но вдали от родных,

От любимых вдали

Вы теперь на виду

У родимой земли.

Катя Ц. Раз доверил народ

Охранять свой покой,

Не гордиться нельзя

Вам судьбою такой.

Говорят – тяжело,

Говорят – далеко...

Ну, а что и кому

Достается легко?

Звучат рассказы ребят о своих отцах, братьях, которые служили или служат.

Алена С.

Февраль, февраль, зима и солнце!

И первых птичек переклик!

Сегодня выглянул в оконце:

Застыл, к стеклу лицом приник.

Ведущий . Вот и подошла к концу наша встреча. Быть защитником Отечества – это значит быть смелым, сильным, ловким и честным. И хочется ещё раз пожелать, чтобы они готовили себя к службе в армии. Занимайтесь спортом, вырабатывайте в себе мужество, стойкость, конечно же, хорошо учитесь. Как сказал А. Суворов, «Тяжело в ученье, легко в бою». И наши девочки вручат вам небольшие памятные подарки. С праздником!

Всем спасибо, до свидания!

Предварительный просмотр:

Ведущая; Звонко капают капели

Возле нашего окна,

Птицы весело запели –

К нам теперь пришла весна.

Весна пришла и принесла самый первый и хороший праздник « 8 Марта» праздник мам. С 1913 года в нашей стране стали отмечать этот день. (смотри вставку)

Мама! Какое это доброе и ласковое слово! Мама пожалеет, мама приголубит, мама поможет Мама всегда в радости и в горе со своими детьми. Мама никогда не бросит в беде своих детей. Заботу, любовь материнскую надо всегда ценить. Маме всегда должны помогать дома, жалеть и беречь её здоровье, уважать её труд.

Слава женскому труду.

Дети все хотят поздравить

Маму, бабушку, сестру!

(Стихи рассказывают дети)

1 . Мама, очень – очень

Я тебя люблю!

Так люблю, что ночью

В темноте не сплю.

2 . Вглядываюсь в темень

Зорьку тороплю,

Я тебя всё время,

Мамочка люблю!

3 . Вот и зорька светит,

Вот уже рассвет.

Никого на свете

Лучше мамы нет!

Восьмое марта, праздник мам,

Тук-тук! – стучится в двери к нам,

Он только в тот приходит дом,

Где помогают маме.

Мы пол для мамы подметём,

На стол накроем сами.

Мы сварим для неё обед,

Мы с ней споём, станцуем,

Мы красками её портрет

В подарок нарисуем.

Их не узнать! Вот это да! –

Тут мама скажет людям.

А мы всегда, а мы всегда,

Всегда такими будем!

Стих. Е. Благининой «Посидим в тишине».

Частушки в исполнении девочек 2 класса.

Дорогие наши мамы!

Будем вас любить всегда мы.

Мы подарим вам частушки,

А к частушкам – топотушки.

Маме утром наша Мила

2 конфеты подарила,

Подарить едва успела,

Тут же их сама и съела.

Попросила мама Люду

Вымыть грязную посуду…

Почему-то стала Люда

Тоже грязной,как посуда.

Попросила маму дочка

Взять к себе домой щеночка,

Покормила 2 денька –

И забыла про щенка.

Помогать я маме буду-

Наш Серёжа говорит.

Но как надо мыть посуду,

У него живот болит.

Мы частушки петь кончаем

И даём такой совет:

Помогайте больше мамам –

Проживут они 100 лет!

Мальчики 2 класса стихами поздравляют девочек:

На уроках мы сидим

И на девочек глядим

И красивы и умны –

Лучше просто не найти.

Повезло же вам, девчонки,

Вы уже счастливые,

Потому что мы у вас –

Самые красивые!

На столе лежит журнал,

Ну а в нём пятёрочки,

Потому что в нашем классе

Умные девчоночки!

Ведущая: ребята 2 кл. выполняли домашнее задание: писали небольшие сочинения о мамах, иллюстрировали их фотографиями мам. Послушаем…

(Зачитывают и прикрепляют на доску).

В честь такого весёлого праздника - игры и конкурсы.

1. « Галантный кавалер» -

Выходит один мальчик, движется по направлению к понравившейся девочке, на каждый шаг говорит ей комплимент, как можно больше.

2. «Какая я?» конкурс для девочек. 2 девочки, глядя в зеркальце, поочерёдно расхваливают себя (красивая, умная, пригожая, аккуратная, весёлая, шустрая, спортивная, добрая, нарядная, ласковая, счастливая.)

3.»Игра с мячом» - встаём в круг, передаём мяч, по хлопку остановились – у кого в руках мяч – тот поёт, танцует, рассказывает стихотворение, загадывает загадку…

4.»Летит, летит по небу шар».

Слова: летит, летит по небу шар,

По небу шар летит.

Но знаем мы, до неба шар

Никак не долетит.

(Имитация: шар – круг руками,

Летит – руками машем,

По небу – пальчик вверх,

Мы – пальцем на себя,

Знаем – кладём руку на голову и приглаживаем её.)

Ведущий: покажем, как мы любим свою маму. Игра «Солнышко» - дети подходят по одному и прикрепляют лучик к серединке солнышка на доске.

Давайте подумаем, что подарим мамам:

Игра « Подарок маме»

Что подарим нашей маме? Догадайтесь вместе с нами. Дайте срочно мне совет, какой нужен ей предмет. Вещь полезная когда – громко крикнем слово «Да!». Если мамочке предмет не подходит – скажем «Нет!».

Милицейский пистолет…

А коробочка конфет…

Новая сковорода…

Кожаный бронежилет…

Ну –а пена для бритья…

10 пачек сигарет…

«Педигри» и «Китикет»…

Книга «Вкусная еда»…

И от папочки привет…

Туалетная вода

билет в театр на балет…

Набор ниток для шитья…

Полевых цветов букет…

Бас – гитара и кларнет…

Яблок кг 2…

В кухню новый табурет…

Ведущий; ваши подарки – сюрпризы подарите мамам.

С праздником весенним!

С первыми цветами в этот светлый час

Поздравляем вас сейчас!

Предварительный просмотр:

Материал на межрегиональную научно-практическую конференцию «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: результаты пилотного введения и перспективы реализации в Амурской области».

Подготовила и выступила:

Харлашкина Таисия Степановна,

учитель начальных классов, педагог-психолог

МОУ Гуликская СОШ Зейский район.

Г.Благовещенск.

Специфика сопровождения адаптации

учащихся 1-х классов сельской школы:

на материалах работы МОУ Гуликская СОШ.

Период поступления в школу - не только большая радость для детей, но и огромные нагрузки, ведь первоклассник осваивает совершенно новый для себя мир. От того, насколько эффективно пройдет процесс адаптации, будут во многом зависеть успехи, эмоциональное состояние ребенка, его дальнейшее отношение к школе. При успешной адаптации учеба воспринимается как увлекательный процесс познания, интересное общение со сверстниками и педагогами.

Поступление детей в школу - важный этап взросления, стремление к которому, как справедливо отмечает Ш.А. Амонашвили, изначально заложено в ребенке наряду со стремлением к движению и познанию. АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД - это процесс психологической адаптации, привыкания ребенка к новым для него условиям учебной деятельности, которая в отличие от привычной ему игровой, является целенаправленной, результативной, обязательной, произвольной.

В психологии существует множество классификаций, степеней адаптации. Приведем одну из них: полная адаптация – степень адаптации, когда ребенок не испытывает сложностей при вхождении в новую для него деятельность; частичная дезадаптация – неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности, где одной из причин может быть недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка, отсутствие помощи и внимания со стороны родителей и учителей; дезадаптация – неспопособность ребенка принять темп школьной жизни, школа превращается для ребенка в безрадостную повинность.

В начале работы по психолого-педагогическому сопровождению первоклассников было известно, что не все первоклассники посещали детский сад, что также повлияло на период адаптации, который длился от 2-3 недель до полугода. Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Нарушение процесса адаптации сказывается на становлении ученика как субъекта учебной деятельности в целом. Была выявлена проблема стоящая перед многими образовательными учреждениями нашей страны: проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием. Не посещение детского сада может привести к тому, что ребенок окажется несколько оторван от тех требований и правил школьной жизни, которые он должен выполнять как школьник. Хотя мотивационная составляющая у ребенка может быть хорошая.

С целью успешной адаптации учащихся проводится работа по следующим направлениям: консультативная, просветительская, коррекционно-развивающая.

Школьная дезадаптация ребенка - многофакторное явление. Отставание в обучении обусловлено такими факторами, как методика обучения, личность учителя, помощь ребенку со стороны родителей, атмосфера в школе и классе, место ребенка во взаимоотношениях с детьми и учителями, личность самого ребенка.
Программа психолого-педагогического сопровождения

социально-психологической адаптации первоклассников

в МОУ Гуликская СОШ

на 2010-2011 учебный год.

Настоящая программа предназначена для реализации психолого-педагогических мероприятий, направленных на облегчение вхождения в ритм и содержание школьной жизни первоклассников.

В программе предполагаются мероприятия по 3 основным направлениям:

1. Сотрудничество школы с ДОУ в рамках обеспечения преемственности "детский сад- школа"

2. Работа с "домашними" детьми, т.е. детьми, не посещающими детский сад.

3. Работа с детьми по недопущению дезадаптивного поведения.

Цель - создание условий для успешного освоения образовательных программ и формирование позитивной Я-концепции личности, что предполагает раскрытие творческого потенциала, формирование и развитие познавательных потребностей, социальной ответственности, развития индивидуальности каждого учащегося.

Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения задач :

1. Создать систему взаимодействия ДОУ и школы в рамках проблемы преемственности "детский сад - школа", включающую в себя проведение совместных психолого-педагогических мероприятий;

2. Создать систему психолого-педагогического сопровождения социально-психологической адаптации первоклассников через активное взаимодействие педагогов ДОУ, учителей начальной школы.

3. Выявить особенности психолого-педагогического статуса каждого ребёнка с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.

4. Организовать регулярные групповые и индивидуальные консультации родителей по вопросам педагогики и психологии развития детей;

5. Разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы психолого-педагогического развития и коррекции отдельных учащихся, нуждающихся в индивидуальной помощи специалистов.

6. Осуществлять психолого-педагогический мониторинг динамики социально- психологической адаптации и развития учащихся (в групповой и индивидуальной форме)

I четверть.

  1. Изучение медицинских документов, составление справки о состоянии здоровья детей.
  2. Анализ анкет.
  3. Организация занятий по программе сопровождения адаптации (со 2 недели сентября).
  4. Предварительное подведение итогов протекания адаптации в конце четверти Анкетирование родителей "Хорошо ли вашему ребенку в школе?"
  5. Родительское собрание по результатам анкетирования

II четверть .

  1. Учет посещения занятий и динамики поведения детей.
  2. Индивидуальная психологическая работа с первоклассниками, у которых выявлены признаки затруднения адаптации (по запросу педагогов и родителей).
  3. Консультации в режиме динамического наблюдения.
  4. Предварительное подведение итогов протекания адаптации в конце полугодия.
  5. Индивидуальные консультации психолога по протеканию адаптации по запросу педагогов и родителей.

III четверть.

  1. Анализ результатов протекания адаптации.
  2. Учет посещения занятий и динамики детей.
  3. Индивидуальная психологическая работа с первоклассниками, у которых выявлены признаки затруднения адаптации (по запросу педагогов и родителей.
  4. Динамическое наблюдение в разных видах деятельности.
  5. Консультации в режиме динамического наблюдения.
  6. Родительское собрание "Адаптация к школе - радости и трудности".

(Опрос: "Адаптировался ли ваш ребенок к школе?")

  1. Консультации по протеканию адаптации в тяжелой форме, рекомендации обязательных консультаций детского невролога

IV четверть.

  1. Анализ результатов динамики развития.
  2. Протоколы диагностики.
  3. Оформление представлений на ПМПК.
  4. Диагностика: определение уровня актуального развития у учащихся с тяжелой формой адаптации и не справляющихся с учебной программой для представления на ПМПК.
  5. Подготовка представления на ПМПК.
  6. Консультации по результатам диагностики и подготовка родителей к обследованию ребенка на ПМПК.

Подпрограмма психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников к школе "Школа - мой дом"

Начало школьной жизни - серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям.

Начало обучения в школе совпадает с интенсивным психическим развитием. Идет формирование познавательной деятельности, развиваются различные виды памяти, словесно-логическое мышление. Высокая эмоциональность способствует преобладанию непроизвольных реакций. Но ученики уже могут сознательно управлять своим поведением, подчиняться необходимым требованиям - развивается произвольность. Поддержка мотивации идет через развитие любознательности. Недоразвитие мелкой моторики рук не позволяет некоторым детям достаточно успешно овладевать основами красивого письма. Поэтому важно уделять внимание развитию мелких мышц в разных видах деятельности. В младшем школьном возрасте у детей активно происходит формирование внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии.

Как правило, ребята стремятся стать школьниками: они идут в школу с большим интересом и готовностью выполнять учебные задания. Но для многих из них школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для этих детей период адаптации к школе может быть травмирующим.

Основной целью программы является помощь детям в адаптации к школе, что подразумевает, в частности, развитие саморегуляции детей, предупреждение и снижение тревожности, а также помощь учителю в создании условий, способствующих интенсивному развитию познавательных возможностей и коммуникативных способностей первоклассников.

Адаптация ребенка к школе будет тем более успешна, чем более активно будет вовлечена в обучение его семья. Таким образом, специфика адаптационного периода в сельской школе в том и заключается, что неразрывны семья и школа. Среда, в которой ребенок растет и откуда приходит в школу и есть тот микросоциум, где происходит его дальнейшее взросление. Он не покидает знакомую ему среду, а плавно расширяет ее границы.

Занятие 1 : "Волшебная дверца" .

Модификация ТРИЗ - создаем своими руками волшебный мир, один на всех.

Занятие 2: Этологическая прогулка по школе

Цель занятия - познакомить с пространственно-предметным устройством школы

Рисуем то, что больше запомнилось (понравилось)

Занятие 3 "Планета мечты"

Цель занятия: развитие совместной деятельности, воображения, творчества, навыков лепки и рисования (тонкая моторика)

Модификация ТРИЗ "Планета мечты"

Занятие 4 : "Дорога, которая ведет..."

Цель занятия: развитие совместной деятельности, воображения, творчества, навыков лепки и рисования (тонкая моторика)

Занятие 5 : "Азбука настроения"

Цель занятия: развитие коммуникативных навыков и произвольности

Кричалка.

Угадай настроение нарисованного героя.

Изобрази настроение.

Упражнения на внимание: повторяй за мной.

Занятие 6 "Знакомимся с инопланетянами" .

Цель занятия: Развитие коммуникативных навыков

Здороваемся по-инопланетному.

Ладушки.

Угадай настроение: Азбука настроения.

Рисуем инопланетянина.

Занятие 7"Подводное царство".

Цель занятия: комплексное - развитие коммуникативных навыков, внимания, произвольности, воображения и тонкой моторики

"Шифровка пиратов".

Корректурная проба (ищем морской жемчуг на дне).

Переводилки и раскраски.

Игра: "Море бушует- раз".

Занятие 8 :"Животные"

Цель занятия: развитие речевого мышления

Пиктограммы.

Рисуем двумя руками.

Найти все зеленое, круглое, деревянное.

Физкультминутка "Зайка".

"Назови одним словом".

"Кто больше назовет".

Занятие 9 : "Съедобное - несъедобное"

Цель занятия: развитие произвольности и речевого мышления

"Отгадайте, что это?".

Штриховка.

Игра с мячом "Съедобное - несъедобное".

Кроссворд "У самовара".

Настроение.

Занятие 10 "Карта"

Цель занятия: развитие пространственного мышления

При входе в зал, где будет проходить праздник, гостей встречают учащиеся в русских народных костюмах Иван и Марья, с вербами в руках. Они поздравляют всех с праздником и весело, не больно стегают гостей ветками по ногам, рукам, спинам, приговаривая:

Марья: Верба красна, бей до слёз, будь здоров!

Иван: Бьём, чтобы быть здоровым!

Марья.; Будь здоров, как вода, а расти, как верба.

Все входят в зал и рассаживаются по местам.

Иван: Шестая неделя великого поста – вербная. Верба – вестница весны. Она первая расцветает нежными пушистыми комочками. Повинуется зову тепла и солнца.

Марья: в народе говорят; «Без вербы – не весна», «Увидал на вербе пушок – и весна под шесток».

Иван: В старину веточки вербы освящали в храме, приносили их домой и в Вербное воскресенье ударяли ими всех домочадцев. Сейчас этот обычай стал возрождаться. Считается, что таким образом передаётся жизненная сила первого цветущего растения.

Марья: В городах раньше устраивали вербный базар. Это было в последнее воскресенье перед Пасхой. Вот и мы предлагаем вам принять участие в забавах, играх, конкурсах.

Иван: Наградой станут жетоны, которые вы соберёте, а потом сможете их обменять на праздничные призы у нас с Марьей.

Марья: Игровые площадки будут работать 40 минут.

1.Каляка-маляка

Конкурс на самый оригинальный, фантастический рисунок.

2.Буриме.

Конкурс сочинителей стихотворений по заданным рифмам.

Дубы – вербы

Весна – красна

Точки – почки

Пост – вербы хлёст

Страна – весна

Со мной – весной

Почки – веточки

Снежок – пушок.

3.Бег с мешочком.

На голову кладётся мешочек с опилками или песком, и – бег наперегонки. Мешочек руками поддерживать нельзя.

4.Приметы.

Если вербная неделя ветреная, с утренниками, то яровые хороши будут.

Мороз на вербной – полезен: если его не будет, то морозы придут позднее и повредят урожай, посевы.

Вербица холодная – к урожаю.

Распушилась верба, зиме нет ходу до крестьянского двора.

С вербой и зиме не сладить.

Верба красна – бьёт напрасно.

5.Викторина

В какой день (в день какого святого) крестьяне выгоняли скот ветками вербы? (Юрьев день, 23 апреля,-весенний вешний Юрий.)Выгоняли скот священными вербами в поле: совершали крёстные ходы вокруг полей; окропляли святой водой скотину.

Какой русский герой-богатырь встал на защиту земли русской? (Илья-Муромец).

Как в народе называли пушистые почки вербы? (Овечки, барашки, цыплятки).

Из какой крупы пекли на Руси блины в Вербное воскресенье? (Из гречневой крупы).

От каких болезней помогут почки вербы, если их пожевать? (От зубной боли, лихорадки).

Почему веточки вербы хранят весь год? Где их кладут? (На счастье, хранят у образов).

6..Загадки .

Белые овечки бегают по свечке. (Верба).

Протянулся мост

На семь вёрст,

А в конце моста

Золотая верста. (Пост и Пасха.)

На весь мир хватает

И во все щели пролезает. (Солнце.)

Один льёт, другой пьёт, третий растёт. (Дождь, земля, растение).

Матушка-весной в платьице цветном,

Матушкой-зимой в саване одном. (Земля).

Горшочек умён, семь дырочек в нём. (Голова).

7.Плясовая.

У кого душа не узкая,

Все, кто любит пляску русскую,

Выходи без лишних слов,

Будет конкурс плясунов.

Через 40 минут все собираются у Ивана и Марьи, обменивают жетоны на призы.

Иван.: Храни вас Бог.

Марья: Свети Вам Бог

Звездой от вашего порога

На всех извилистых дорогах.

Иван: От всех напастей и тревог

Чтоб сохранил и уберёг,

Иван, Марья вместе (вместе)

Храни вас Бог!

И дай вам Бог!

Литература : «Вербное воскресенье». По старому русскому обычаю.

«Народный месяцеслов»: Поговорки, приметы.

«Всякая всячина:» Сборник необходимых познаний на все

Случаи жизни

«Русский народ, его обычаи, предания, суеверия».


Презентация к празднику Вход Господень в Иерусалим (6,6 Мв, pptx).

Дополнительные адреса для скачивания:
Все работы Титовой Галины Анатольевна можно скачать или перебросить на свои аккаунты (как выборочно, так и архивом) на Яндекс.Диске и на Облако@Mail.Ru

Сканы некоторых слайдов. Увеличенное изображение открывается в отдельном окне по клику на картинке:

Вербное Воскресенье. На самом деле оно должно называться не Вербным, а Пальмовым. Почему? Чтобы это понять, надо вспомнить события, которые произошли почти две тысячи лет назад, в столице Иудеи - Иерусалиме.
Правильно этот Великий двунадесятый праздник называется Вход Господень в Иерусалим. Он торжественно отмечается Церковью с воспоминаниями о царском прославлении Иисуса Христа перед Его крестной смертью.
Описание этого события, одного из важных событий последних земных дней Иисуса Христа, есть во всех четырех Евангелиях. Рассказанное в них несколько отличается друг от друга, но суть одна.
Приближался праздник иудейской Пасхи. В столице было настоящее столпотворение - со всех концов Палестины сошёлся народ в Иерусалим. Люди ликовали и кричали, глядя на Елеонскую гору - самую высокую из тех, что окружали город.
Они как будто ждали чего-то. Чего же? Чему радовались? Народ ожидал, когда в город вступит Христос!
Спаситель и раньше бывал в Иерусалиме, но никогда Его не встречали с таким ликованием. Почему? Вы, конечно, помните, какое чудо совершил накануне Христос в селении Вифания?
Он воскресил Лазаря, который уже четыре дня лежал в могиле! Весть об этом чуде распространилась быстро, а потом народ узнал, что Великий Чудотворец идёт в Иерусалим. И люди вышли приветствовать Его!
Утром этого дня Иисус попросил своих учеников привести к нему молодого ослёнка.
И вот Он появился. Спускаясь с горы Елеонской, по-царски восседая на молодом осле, въехал Спаситель в величественную Иудейскую столицу.
- Как вы думаете, почему Спаситель попросил учеников въехал именно на ослёнке, а не на коне?
В стране Палестине, где жил Спаситель, было мало коней, и они употреблялись в основном для войны. Сесть на коня - было тогда знаком войны. А Вход Господа в Иерусалим был символом мира: Царь мира въезжал в столицу на осле - символе мира.
Народ ждал Иисуса, люди вышли Ему навстречу, стелили на пути ветви пальмы и свои одежды. Они радостно кричали: «Осанна! Осанна сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» («Осанна» значит «Спасай нас»)
Приветствие народа означало: «Да здравствует идущий от имени Господа, от Бога посланный!» Причиной такой радости народа при встрече Христа были совершенные Им чудеса: исцеления больных, воскрешение мертвых.
Встречая Спасителя, народ радовался и не знал о скорбных событиях, которые должны были вот-вот наступить.
А Христос, глядя на Иерусалим, на эту толпу людей, заплакал. "Иерусалим, Иерусалим! - сказал Он. - Если бы ты хоть в этот день понял, что служит твоему спасению! Но ты сейчас этого не видишь. Придёт день, когда враги тебя окружат, осадят, разрушат и не оставят камня на камне за то, что ты не уразумел времени, когда тебя посетил Господь…"
Почему Он говорил это среди такого торжества? Да потому, что всё это ликование народа было построено на непонимании. Люди надеялись, что Христос вступит в Иерусалим и возьмёт в Свои руки земную власть. Они ждали великого и могущественного царя, который освободил бы израильский народ от владычества римлян!
Славили Его как царя-победителя, и никто не понимал, что это шествует Царь всех Царей, Победитель смерти, что в Иерусалим входит Сам Господь для принесения Себя в жертву за грехи людские, чтобы исполнить пророчества и преобразить этот мир.
Только Иисусу, Сыну Божьему, было открыто будущее, только ОН знал, что с ним произойдёт: ОН шёл на добровольные унижения и страдания.
ОН знал, что совсем скоро ждет Его мучительная смерть, знал, что будет предан и распят на кресте.
Он знал, что уже завтра начнется неделя Его страданий. Что эта же самая толпа вместо «Слава Сыну Давидову!» будет кричать: «Возьми, распни Его!»
Одеждою и пальмами
Украшена дорога.
Какое ликование!
Какая благодать!
Торжественно, со славою
Встречают люди Бога,
Чтобы потом Его...
Распятию предать!
И сейчас, как и две тысячи лет назад, Господь идёт ко всем нам, кем бы мы ни были и где бы ни находились. Нам же надо постараться не быть такими переменчивыми и непостоянными, как иерусалимская толпа.
Еще один известный библейский сюжет связан с этим праздником - изгнание торговцев из храма. На празднике Пасхи в Иерусалиме евреи были обязаны « заклать пасхальных агнцев и принести жертвы Богу, в связи с чем в храм сгоняли жертвенный скот и устраивали лавки для продажи всего необходимого при жертвоприношениях.
После своего входа в Иерусалим Иисус направился прямо в храм, увидел торговцев и изгнал их: «И вошёл Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей.
Он говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречётся; а вы сделали его вертепом разбойников». (Мф. 21: 12-13).
- А почему у нас праздник Входа Господня в Иерусалим называют еще Вербным воскресеньем?
В России не растут пальмы, поэтому мы не можем нести в Церковь в этот день пальмовые ветви. На Руси ветви финиковой пальмы заменили ветками вербы.
Но почему же именно верба стала в нашей стране символом праздника Входа Господня в Иерусалим?
В России за неделю перед Пасхой обычно еще холодно. Деревья только готовятся отойти ото сна, до зеленых листиков еще очень далеко. И лишь верба выпустила из своих почек на веточках бело-серые пушистые живые шарики.
Мы несем свежие веточки в Церковь, где их освящает священник, потом уносим их домой и храним весь год, до следующего Вербного воскресения.
Они напоминают нам о будущем воскресении. Пройдёт всего неделя, и в следующий воскресный день мы будем встречать Праздник праздников - Святую Пасху Христову! Это придаёт особую торжественность событию, которое мы вспоминаем.
Когда вы будете стоять с веточками вербы в Церкви, думайте о Христе, о том, что ему пришлось вынести ради нас. Представляйте, что вы встречаете Его и радуетесь Ему.
Господь входит в Иерусалим, чтобы умереть и воскреснуть, и воскресить всех нас для вечной жизни. Поэтому мы поём: «Слава в вышних, благословен идущий во имя Господне!» С праздником, дорогие ребята!
Тропарь: Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвиг еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы яко отроцы, победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, Благословен грядый во имя Господне.

НРАВСТВЕННО-ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ

ТЕМА: «ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ».

УЧИТЕЛЬ: МАРКИЯНОВА С.А.

ОБРАЗОВАНИЕ ВЫСШЕЕ

ПЕД.СТАЖ С 1985 Г.

2007 г.

Цель мероприятия : Присоединение учащихся и их семей через совместную деятельность к единым социокультурным ценностям.Целевая установка – приоритетность духовности, нравственности, культуры в ценностных ориентациях учащихся.Задачи: Стимулировать интерес к духовному богатству русской земли, русской культуре как части мировой культуры;Прививать уважение и любовь к обычаям наших предков, к христианской религии, к народному фольклору;Дать представление о той атмосфере, в которой жили и трудились предки.Планируемые результаты :Личностные получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группах; воспитание интереса к истории традиционных праздниковМетапредметные развитие речи; развитие у учащихся самостоятельности; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;Предметные развитие умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникацииФормы организации познавательной деятельности обучающихся : коллективная, индивидуальная, работа в группах, ресурсный круг.

Вербное воскресенье. Вход Господень в Иерусалим

Праздник начинается хороводом под русскую народную мелодию. В руках у девочек веточки распустившейся вербы. Опять пришла к нам желанная и долгожданная весна; вся природа, весь мир Божий пробуждается ото сна. Солнышко растопило белые одежды зимы, зажурчали ручейки. Бледные луга и поля уже покрываются свежей травкой, и скоро куда ни взгляни - увидишь первые душистые цветы. Березовые рощи зазеленеют, за ними и дремучие леса оденутся в свой чудесный весенний наряд. А в лесу хор птиц, вернувшихся в родные края, запоет свои звонкие песни, прославляя Бога-Творца.
Вербное воскресенье празднуется в шестое воскресенье Великого Поста (за неделю до Пасхи) - это великий двунадесятый праздник, в который воспоминается торжественный Вход Господень в Иерусалим на вольные страдания. Вербное воскресенье также называется Неделею Ваий и Цветоносною Торжественные литургии проходят во всех церквях. Ребенок-чтец 1:
Вербочки, вербочки, детки!
Все по копейке пучки.
Видны кой-где колпачки;
Скучно сережке атласной:
Рвется рассвет взаперти
Вербочки, вербочки красной
Лучше нигде не найти.

Ребенок-чтец 2:
Вечером в церковь святую
Деточки с вербой пойдут,
Свечку возьмут восковую,
С тихой молитвой зажгут;
Дрогнут от счастия ветки,
Вербочки, вербочки, детки!
Только копейка пучок...

Раздают ветки вербы девочкам.

Припев:
Вербное воскресение -
Всей земли пробуждение.
Руки с ветвями первичными -
Тянутся к небесам. - (Вербу медленно опускают).
Вербное воскресение,
В иерусалимском пение, - (Поднимают вверх вербу).
(Покачивают ветками).
О Входе Спасителя в Иерусалим за несколько дней до крестных страстей Его повествуют все четыре евангелиста. Когда после чудесного воскрешения Лазаря Господь за шесть дней до Пасхи собрался для празднования ее идти в Иерусалим, то многие из народа с радостным чувством последовали за Ним, готовые сопровождать Его с торжественностью, с какой в древние времена на Востоке сопровождали царей. Христос входит в Иерусалим. Он открывает людям спасение от рабства греха, но его ждут страдания и крестная смерть. Толпа иерусалимлян его шумно приветствует, но видит в нем земного Спасителя, ждет освобождения не от духовных пут греха, а от оккупантов-римлян. Первосвященники же иудейские, негодуя на Христа за то, что Он возбуждал к Себе необыкновенное почитание в народе, задумали убить Его, а также и Лазаря, "потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса".Но произошло неожиданное для них: Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: "Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!" . Многие подстилали свои одежды, срезали ветви с пальм и бросали по дороге, дети приветствовали Мессию. Уверовав в могущественного и благого Учителя, простой сердцем народ готов был признать в Нем Царя, который пришел освободить его.
Когда на следующий день Иисус въезжал в город на молодом осленке, множество людей приветствовали Его как царя. Они постилали на Его пути одежды и пальмовые ветви. Именно поэтому этот праздник в христианском мире именуется также Пальмовым воскресеньем.
На Руси, как снег растает, и в природе - тишина.
Первой верба оживает, безыскусна и нежна.
Перед Пасхой, в воскресенье, в церковь с вербочкой идут,
После водоосвященья окропить ее несут.
И хвалебным песнопеньем, со святынею в руках
Молят о благословеньи с покаянием в сердцах.

Ребенок-чтец 2:
А. Блок
«Вербочки»
Мальчики да девочки свечечки да вербочки понесли домой.
Огонечки светятся, прохожие крестятся, и пахнет весной.
Ветерок удаленький, дождик, дождик маленький, не задуй огня!
В воскресенье Вербное завтра встану первым я для святого дня!

Ребенок-чтец 3:
Проснулась я и слышу - весна стучит в окно!
Капель несется с крыши, везде светло-светло!
И кажется - не птицы, а Ангелы летят,
О том, что скоро Пасха, они нам возвестят.За неделю до прихода Пасхи на Руси начинали шуметь Вербные базары. На них покупали вербу, чтобы с ней идти в церковь ко всенощной службе. К вербе привязывали украшения – бумажного ангелочка, «вербного херувима». Посмотрите, как проходили ярмарки. Вед . Здравствуйте, здравствуйте, гости дорогие. Девочки (с поклоном). Милости просим. Вед . Пришла весна красная, Все денёчки ясные. Под лучами яркими Мы откроем … Дети (хором). Ярмарки! Звучит народная мелодия. Девочки ставят веточки вербы в вазы , рассредоточиваются парами по сцене, к ним присоединяются мальчики. Все вместе зазывают гостей на ярмарку: Приходите! Примечайте! Всё, что нужно, покупайте! Не нужны нам грошики! Хлопайте в ладоши! Выходят три мальчика- коробейника с коробами в руках, зазывают народ: Кому баранок связочку? Кому песню и сказочку? Кому жареную утку? Кому нашу прибаутку? Кому калёный орешек? А кому мешок потешек? А веселья для всех? Дети (хором). Пусть звенит весёлый смех! Под народные мелодии дети группами прогуливаются по сцене 9 (классу), подходят к коробейникам, лоткам, разглядывают товар, примеряют, перешёптываются. С окончанием музыки в центр сцены выходит ведущий. Можно в это время всем раздать баранки. Эй, ребятки! Вы давайте, не стесняйтесь и вставайте, кто сейчас стишок прочтёт, приз хороший унесёт. Можно и плясать, и петь, Только не в углу сидеть! Каждый желающий может прочитать стихотворение, спеть песню и т.д. 1-й чтец . Мы по ярмарке ходили, всем подарки накупили. Братьям-соколам – По козловым сапогам! Сестрицам-лебедицам - По белым руковицам. А для миленькой – платочек. Посерёдочке – цветочек. Танец с платками « Во саду ли, в огороде». Вед. Ох и славно вы поёте, а играть со мной пойдёте? Русская народная игра « Займи место». Одного из участников игры выбирают ведущим. Ему дают в руки веточку вербы. Остальные играющие образуют круг. Водящий ходит за кругом и говорит: С вербой, с вербой Иду за тобой. Коснусь вербой, Беги за мной. Хоп! Сказав «хоп», водящий слегка ударяет веточкой по спине одного из игроков. Тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу навстречу. Водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а оставшийся становится водящим.
Выходят две девочки с веточками вербы. Читают стихотворение Р.А. Кудашевой.

Ребенок-чтец 1:
Вербочки, вербочки, детки!
Все по копейке пучки.
Видны кой-где колпачки;
Скучно сережке атласной:
Рвется рассвет взаперти
Вербочки, вербочки красной
Лучше нигде не найти.

Ребенок-чтец 2:
Вечером в церковь святую
Деточки с вербой пойдут,
Свечку возьмут восковую,
С тихой молитвой зажгут;
Дрогнут от счастия ветки,
Вербочки, вербочки, детки!
Только копейка пучок...

Раздают ветки вербы девочкам.
Все девочки встают врассыпную по залу, поют песню "Вербное воскресение" с движением.

Припев:
Вербное воскресение -
Всей земли пробуждение.
Руки с ветвями первичными - (Медленно поднимают руки с ветками вверх).
Тянутся к небесам. - (Вербу медленно опускают).
Вербное воскресение,
В иерусалимском пение, - (Поднимают вверх вербу).
Божие благословение всем полям и лесам. - (Покачивают ветками).

Вхожу я тихо с мамой в храм,
Нисколько не шалю.
Пусть Боженька увидит Сам,
Как я Его люблю
В сиянье царские врата,
Поставлю я свечу
И перед образом Христа
Прощенье прошепчу.
Дети исполняют песню "Храм"

. Освящать их принято в последнее воскресенье перед Пасхой и хранить весь год. На Всенощной после прочтения Евангелия не поется "Воскресение Христово...", а читается сразу 50-й псалом и освящаются, молитвой и окроплением святой воды, распускающиеся ветви вербы или других растений. Освященные ветви раздаются молящимся, и с ними, при возженных свечах, верующие стоят до конца службы, знаменуя этим торжество победы жизни над смертью (воскресенье). С вечерни в Вербное воскресенье отпуст начинается словами: "Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения, Христос истинный Бог наш..." и далее.с целью оберега дома от болезней и прочих несчастий веточки вербы потом втыкали над дверями, под крышами домов. Еще в церкви сразу после освящения каждым съедалась почка вербы или ягода можжевельника, чтобы уберечь себя от хворей. Верба оставалась в доме и после праздника, хранилась за образами и использовалась по случаю важных событий в доме. При встрече день люди обменивались не рукопожатием, а похлестыванием веточками вербы и пожеланиями крепкого здоровья на весь год. Дети целый день гонялись друг за другом и били друг друга вербой. Девушка, встретив незнакомого парня, дотрагивалась до него веточкой и спрашивала его имя – такое будет и у суженого.

Считается, что свяченая верба отгоняет нечистую силу. Согласно христианским традициям, день Входа Господнего в Иерусалим считается символом будущего воцарения Бога. . Распущенные ветки вербы напоминают верующему, что надо задумать в этот день: что жду я от Христа? Не движет ли мною корысть, не ищу ли я ощутимых благ и земных побед, как та толпа, которая совсем скоро закричит: «Распни!», но сегодня еще приветствует Спасителя?

В Вербное воскресенье в России повсеместно совершались различные обрядовые действия с вербой. "Сережкам" вербы приписывались особые целебные свойства и магическая сила. В старину крестьяне ели вербные почки для того, чтобы предохранить себя от болезни. Считалось также, что неплодные женщины после этого непременно начнут рожать детей. Освященную вербу берегут до первого выгона скота, при чем всякая благочестивая хозяйка выгоняет со двора скот непременно вербой, а самую вербу затем или "пускают на воду", или втыкают под крышу дома с тою целью, чтобы скотина не только сохранилась в целости, но и не блуждала в лесу по нескольку дней. Принято хлестать вербой и своих детей, приговаривая: "Не я бью - верба бьет, верба хлест - бьет до слез". В некоторых местах существует мнение, что освященная верба, брошенная против ветра, прогоняет бурю, и, брошенная в пламя, останавливает действие огня, а воткнутая в поле - сберегает посевы. Распространено также верование, что всякий трус, желающий избавиться от своего недостатка, должен в Вербное воскресенье вбить в стену своего дома колышек освященной вербы, что поможет прогнать его природную робость.

Ряженые: Будь великий, как верба,Будь здоровый, как вода,А богатый, как земля. Верба хлёст – бей до слёз!Верба свята,Верба свята!Не я освещаю –Бог освещает.Печки-перепёлочки:На божью милость,На житьё-бытьё,На корысть, на радость,На божью милость.Хлеб спор,Животам приплод.На тебе верёвочку,А мне пару яичек.Бьём, чтобы здоровым!Не я бью, верба бьёт,За каждый день – велик день, хвора в лес, на верес,А здоровье в кости.Будь здоров, как вода,А расти, как верба.Вед . Я уверен, что все вы будете здоровыми и сильными – вот как наши ряженые постарались! А теперь давайте все вместе поиграем в игры, которые издавна очень любили на Руси.Салки с вербой. По жребию или по считалке выбирают одного водящего – «салку». Все разбегаются в пределах заранее установленных границ площадки. Водящий объявляет: « Я – салка!» - и начинает ловить играющих. Кого догонит и осалит (дотронется) вербой, тот и становится салкой и объявляет, подняв руку вверх: « Я – салка!»
В народе существует немало примет и суеверий, связанных с этим праздником. Считается, например, что ветер, который дует в Вербное воскресенье, будет преобладать в течение всего лета. Другое суеверие, связанное с погодой, гласит, что если в этот день светит солнце, то погода будет теплой и урожай злаков и фруктов - богатым. Праздник не имеет точной даты, празднуется в последнее воскресение перед Пасхой.

Старшие ходили друг к другу в гости, наблюдали за погодой. Мороз на Вербное воскресенье означал, что далее морозов больше не будет и они не повредят посевам. Однако, торжество входа в Иерусалим было одновременно и предвестьем страданий Иисуса - через несколько дней Он был распят. Поэтому неделя от Вербного воскресенья до Пасхи называется Страстной - в память о последних днях земной жизни и Крестной смерти Спасителя.

И хотя Великий пост завершается Вербным воскресеньем, на Страстной неделе благочестивые верующие продолжают усердно поститься и молиться, готовясь к главному православному празднику - Воскресению Христову.

В Вербное воскресенье за трапезой разрешаются рыба, елей и вино.

Он шел безропотно тернистою дорогой,
Он встретил радостно и гибель, и позор;
Уста, вещавшие ученье правды строгой,
Не изрекли толпе глумящейся укор.
Он шел безропотно и, на Кресте распятый,
Народам завещал и братство, и любовь;
За этот грешный мир, порока тьмой объятый,
За ближнего лилась Его святая Кровь.
О дети слабые скептического века!
Иль вам не говорит могучий Образ тот
О назначении великом человека
И волю спящую на подвиг не зовет?
О нет, не верю я! Не вовсе заглушили
В нас голос истины корысть и суета;
Еще настанет день... Вдохнет и жизнь, и силу
В наш обветшалый мир учение Христа!Наша встреча заканчивается. Через несколько дней вы по христианскому обычаю встретите Светлое Христово Воскресение, поздравите друг друга с этим праздником.Ведущая:
Каждому христианину Бог дает при крещении ангела-хранителя, который невидимо охраняет человека всю его земную жизнь. Он охраняет его от бед, напастей, предостерегает от грехов. Вначале, когда еще не было мира и не был сотворен человек, Бог сотворил святых ангелов. Они бестелесны, бессмертны, безгрешны. Одно у них служение « любовь к Богу.

Девочка:
Каждому от Бога дан святой Хранитель;
В радости и в горе с нами Он всегда;
Ангел белокрылый, ласковый учитель,
Светлый, как звезда.
(М. Пожерова)

Мальчик:
По небу полуночи Ангел летел
И тихую песню он пел,
И месяц, и звезды, и тучи толпой,
Внимали той песни святой.
Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов,
О Боге Великом Он пел, и хвала
Его не притворна была.
(Ю. Лермонтов)

Ангел:
О Боже, Ты « и жизнь, и свет всего творенья,
Ты « в ярком свете дня, в улыбке звезд ночных,
На что ни взглянем мы в порыве умиленья «
Ты, Господи, во всем, все « дело рук Твоих!

Девочка:
Пресветлый Ангел мой Господень,
Хранитель ты души моей,
Души моей, тебе победной,
Будь милостив к рабе твоей.
Ты послан с неба для храненья,
Тебе Господь так поручил;
Прими теперь мое моленье
И как мне жить здесь, научи.

Ангел:
Живите, люди добрые!
Живите, люди честные!
Стремися, юность смелая,
без устали вперед!
Тебе « земля цветущая,
Тебе « огни небесные,
Тебе « весна румяная
и шепот вешних вод...
Люди-братья! Наступил
День великий, день спасенья!
Светлый Праздник Воскресенья,
Бога Правды! Бога Сил!

Самарская область

Ставропольский район

ГБОУ СОШ села Новая Бинарадка

Разработка внеклассного мероприятия

для учащихся 1-4 классов

малокомплектной начальной школы

« Из истории православных праздников .

Вербное воскресенье ».

(духовно – нравственное воспитание)

Составитель разработки

учитель начальных классов

Баннова Е.И.

2012 год.

Внеклассное мероприятие «Вербное воскресенье».

Духовно – нравственное направление воспитания.

Цели:

Сообщить о смысле праздника Вербное воскресенье, раскрыть историю этого праздника, традиции, приметы, связанные с этим праздником.

Задачи:

Способствовать развитию

Познавательных психических процессов (восприятие, мышление, внимание, память, воображение, речь);

Моральных норм (нравственности, коллективизма, ответственности)

Способствовать формированию универсальных учебных действий (УУД):

Формирование творческой личности, человека – гражданина и патриота своей Родины, знающего её историю и культуру;

Формирование художественно – эстетического вкуса на основе опыта заучивания наизусть произведений художественной литературы, знакомства с творчеством русских художников;

Умение договариваться о распределении функции и ролей в совместной деятельности

Способствовать воспитанию

Любови и уважения к православным обычаям и традициям;

- интереса и любви к истории культуре своей Родины;

Нравственно – эстетических чувств.

Оборудование:

компьютер;

мультимедийный диапроектор (программа PowerPoint );

экран;

букетики вербы; поделки детей.

Ход мероприятия.

Звучит музыка.

Слайд 1.

1 ученик .

Каждый год с нетерпением ждёшь весны.

И всё равно она приходит неожиданно.

Просто однажды замечаешь, что солнце

не светит откуда-то с высоты,

но его свет разлит повсюду.

Небо, облака, дома, люди

просто купаются в солнечных лучах.

И. Э Грабарь «Весенний солнечный день»

Слайд 2.

2 ученик . И ещё замечаешь, что снег, недавно такой белый, пушистый, стал серой ледяной коркой, которая из последних сил сжимает его.

Слайд 3.

3 ученик. А потом приметы весны с каждым днём становятся заметнее: серая корка тает и весёлыми ручейками убегает в большие реки, перезвон капели сообщает: « Динь-дон, вес-на приш-ла!»

Слайд 4.

4 ученик.

И пусть под ногами слякоть, в ботинках хлюпает вода, а прохожие хлюпают носами - мелочи! Ведь это весна пришла, и все готовы терпеть недолгую распутицу, за которой - тепло, свет, красота.

Стихи первоклассникам.

Солнце светит, тает снег, падают капели.
К нам в скворечник два скворца утром прилетели.
Сели рядышком они и запели звонко:
"Хороша весною ты, милая сторонка".

Здесь родной скворечник наш, лес и поле наши,
Здесь и травы зеленей, здесь и солнце краше!
Ничего нет на земле Родины чудесней!
Мы о ней сейчас поём, ей слагаем песни.

Учитель.

Вместе с весной приходит Великий пост, которым все христиане готовятся в празднику Святой Пасхи. За неделю до наступления Пасхи Православная Церковь отмечает праздник Входа Господня в Иерусалим, или Вербное воскресенье и этим праздником завершается Великий пост.

В чём же смысл праздника Вербное Воскресенье, и какова его история?

Слайд 5.

Звучит музыка.

Праздник Вербное воскресенье связан со знаменитым входом Христа в Иерусалим верхом на осле, с чего и начали его крестные страдания.

На праздник Пасхи Христос со своими учениками пошел в Иерусалим. Сначала они шли пешком, но когда дошли до селения Виффагия, Иисус подозвал к себе двух учеников и сказал им: «Пойдите в селение, которое прямо перед вами, и тотчас найдите ослицу привязанную и молодого осла с нею. И взявши приведите ко мне. И если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу».

Почему Спаситель попросил учеников разыскать для него именно ослика, а не коня?

В стране Палестине, где жил Спаситель, было мало коней, и они употреблялись в основном для войны. Для домашних дел и путешествий употреблялись ослы. Сесть на коня – было тогда знаком войны. В мирное время даже цари ездили на осликах. Поэтому Вход Господа в Иерусалим был символом мира: Царь мира въезжал в столицу на осле – символе мира.

Ученики привели ослицу и осленка и положили на них свои одежды. Иисус сел на осленка и поехал в город предшествуемый толпой с пальмовыми ветвями в руках. Когда Он подъезжал к Иерусалиму, Его вышло приветствовать множество народа. Одни постилали пред Ним свои одежды, другие срезали ветви деревьев и устилали ими дорогу. Весь народ славил Иисуса и восклицал: «Осанна сыну Давидову!

Древнее слово «осанна» употреблялось для выражения радости, подобно нынешнему: «Ура!», «Да здравствует!» Причиной такой радости народа при встрече Христа были совершенные Им чудеса: исцеления больных, воскрешение мертвых.

«И когда вошёл Он в Иерусалим, – говорит нам Евангелие, – весь город пришёл в движение». Так велико было впечатление от торжественной встречи Христа.

Слайд 6.

Стихи второклассникам

Вербное воскресенье
Здравствуй, беспримерное
Воскресенье вербное -
Праздник незакатный,
Чистый благодатный:
В город Иерусалим
Иисус вошел,
И народ, общаясь с Ним,
Ликовал душой.

Слайд 7.

Учитель

В Иерусалиме встречали Спасителя как Царя с зелёными ветвями финиковых пальм. У нас в России пальмы не растут, да и листья на других деревьях не успевают обычно распуститься к празднику Входа Господня в Иерусалим. Поэтому пальмовые ветви заменили ветки вербы, которая, не боясь последних весенних морозов, рано выпускает пушистые серёжки.

На Руси праздник Входа Господня в Иерусалим получил название Вербное воскресенье, его символом являются первые распустившиеся ветки – ветки вербы, ивы или ветлы (ивовых растений).

Ветки ивовых растений (как правило, вербы) в праздник Вербное воскресенье символизируют те ветви, которыми евреи встречали Христа во время его входа Иерусалим. Кстати, верба для этого выбиралась не случайно – на Руси считалось, что верба была одним из самых живучих и сильных деревьев. Существовало даже поверье, что в какую бы землю и как бы не воткнуть ветку вербы – она все равно примется и будет расти.

Слайд 8.

Стихи первоклассникам.

В воскресенье вербное
Верба расцвела
От луча весеннего,
Первого тепла.

Прокатился с грохотом
Ледоход речной,
Отозвался колоколом
Праздник над землёй.

И слезами капает
Парафин свечей,
От огня священного
Солнце горячей.

Бледными листочками
Верба прорастёт,
Лопнувшею почкою
Сердце оживёт!

Слайд 9.

Учитель. С вербой и Вербным воскресеньем вообще было связано много обычаев.

В церквях в этот день проходят пышные богослужения с обязательным освящением вербовых ветвей.

Стихи второклассникам .

Дождалась наша верба весны –
В Лету канули зимние сны!
Тянет к солнышку руки свои,
А в руках у неё посмотри:

Нежным пухом покрытые почки,
Словно тут на ветвях ангелочки
С нами праздника светлого ждут –
В каждом доме уж создан уют!

Ветки вербы пройдут освященье,
А потом уже, как украшенье,
Долго в доме их будут хранить,
Чтоб болезнь от семьи отводить.

Слайд 10.

Учащиеся 4 класса. 1 .В старину в Вербное воскресенье каждый крестьянин шел в церковь с большим пучком вербы, где она освящалась. Этим освященным веткам придавались целебные свойства. Существовало поверье, что если в церкви, сразу после освящения, съесть почку вербы, то можно уберечь себя от болезней.

2 . Вернувшись домой, хозяин ударял пучком вербы каждого члена семьи.

То же самое кто-нибудь из членов семьи делал и с хозяином.

Потом хозяин с хозяйкой обходили с вербой хлев, остальные хозяйственные постройки, огород, поле, постукивая веточками и втыкая их в строения и землю. В Вербное воскресенье был еще обычай стегать вербными ветками скотину, приговаривая: «Как вербочка растет, так и ты расти». Верили, что это добавит скоту здоровья и обережет от нечистой силы. Вербу давали съесть скоту перед первым выгоном на поле и веточки освещенной вербы клали в сараи и хлева

3 . После заутрени, к которой малых детей не водили, возвратившиеся из церкви домой родители никогда не упускали случая поднять с постели своих любимцев легкими ударами вербы, приговаривая:
"Верба хлест, бей до слез.
Не я бью, верба бьет.
Будь здоров, как верба".

4 . Придя домой надо несколько раз стегнуть своего ребенка освященной ветвью, при этом приговаривая:
Не я бью - верба бьет:
Будь большой, как верба,
А здоровый, как вода,
А богатый, как земля!

5 .Принято, по поверью, в Вербное воскресенье стегнуть вербочкой по спине того, кому вы желаете здоровья.
Надо стегнуть новой свяченой вербой по спине всех домашних и животных, а вслух сказать:
«Верба-хлёст, бей до слёз», - это прибавляет здоровья.

6 .Всякий трус, желающий избавиться от своего недостатка , должен по приходе из церкви в Вербное воскресенье вбить в стену своего дома колышек освященной вербы - средство это если и не превратит труса в героя, то, во всяком случае, должно прогнать природную робость.

7 .При встрече в этот день люди обменивались не рукопожатием, а похлестываниями веточками вербы и пожеланиями крепкого здоровья на весь год.
Девушка, встретив незнакомого парня, дотрагивалась до него веточкой и спрашивала его имя – такое будет и у суженого.

8 . Во время грозы освященную вербу ставили на подоконник - верили, что это спасет дом от попадания молнии.
Люди верили, что брошенная против ветра, она останавливает бурю, выброшенная во время града на двор, - град, а брошенная в огонь, прекращает пожар.

9 . Ни в коем случае нельзя выбрасывать освященные веточки .
Освященную вербу ставили в переднем углу на божницу или клали за иконы и хранили до Егорьева дня или весь год.

Стихи второклассникам.

Ветку вербы в вазочку поставлю,
У иконы я зажгу свечу.
Воскресенье Вербное прославлю
И молитовку тихонько прошепчу.
Научиться верить невозможно.
Верить постоянно - тяжкий труд.
Я молюсь за тех, кто в жизни сложной
Верят искренне и верою живут.
Старой вербой, отстоявшей год ,обметают все углы, окна, пороги, благодарят её за службу и сжигают.

Слайд 11 .

10 . Особой приметой вербной недели считались вербные базары.

Особенно они были любимы детьми, так как на них был представлен богатейший выбор детских игрушек, книг, сладостей. Там же покупали связанную пучками вербу. К пучку привязывали украшение – бумажного ангелочка. Он так и назывался «вербный херувим»

Вербный торг Спасских ворот на Красной площади в Москве. Кустодиев С. М. 1917 г., Государственный Русский музей.

Учитель.

Верба в праздник Вербное воскресенье также помогала решать важные задачи и дела. Для этого достаточно было съесть 3 почки вербы, освещенной в церкви в Вербное воскресенье, и запить «трапезу» святой водой с мыслями о деле, в котором необходима удача. Правда, часто прибегать к помощи вербы не рекомендовалось – лишний раз беспокоить высшие силы не следовало во избежание проблем.

Верба в праздник Вербное воскресенье могла даже помочь любовных делах. Считалось, что если с самого утра в Вербное воскресенье девушка начинала думать о любимом человеке, который, к сожалению, в свою очередь, не обращал на нее внимания – то вечером он придет к ней в дом и позовет ее погулять. Возможно, исполнение желания в праздник Вербное воскресенье как-то и связано с силой вербы, но, возможно, это очередное проявление тезиса, что мысль материальна. Но, так или иначе, в Вербное воскресенье желания исполняются быстрее!

Посади комнатное растение на Вербное воскресенье – будешь богатым. Раньше считалось, что если именно в этот день посадить комнатный цветок, то он привлечет в вашу жизнь деньги. В городах, конечно, держали комнатные растения, а вот в деревнях было не до того. Но те, кто знал об этой примете, и сажали комнатные растения, очень быстро вставали на ноги. Но у этой приметы есть несколько особенностей, о которых мало кто знает. Во-первых, если цветок в течение месяца завянет, то вам предстоит прожить всю свою жизнь в бедности. А во-вторых, сажать нужно только растения с большими и мясистыми листами. Кстати говоря, одно из таких растений сейчас называют денежным деревом. Для того чтобы оно не завяло и росло хорошо нужно знать специальные правила его посадки и ухода за ним. Кстати, замечено, что в том доме, где денежное дерево хорошо растет, всегда достаток и недостатка в деньгах не бывает.

С вербой и Вербным воскресеньем было связано и много различных примет. Например:

Слайд 12.

«Скотину выгоняют в поле в первый раз (на Юрья) вербой с Вербного воскресенья» ,

«Если вербная неделя ведряная, с утренниками, то яри хороши будут» ,

Слайд 13.