Требования к реализации образовательных программ. «Общие требования к реализации образовательных программ

Учебный план - один из основных нормативных документов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 51», регламентирующих содержание образования в части набора учебных предметов, количества часов на них, режим учебной деятельности (продолжительность урока, учебной недели, года), некоторые вопросы организации учебного процесса (деление класса на группы).


Учебный план школы разработан на основе Закона РФ «Об образовании» и нормативных документов федерального, регионального уровней и документов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №51», регламентирующих содержание образования:

Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статья 3 «Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования», статья 11 «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты», статья 13 «Общие требования к реализации образовательных программ»;

Постановления Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года № 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении», пункты 33, 34, 35, 36, 38, 41, 42 ;

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 июля 2003 года. № 2783 «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования»;

Приказа Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

Приказа Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года № 15785) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года № 1241 (зарегистрирован Минюстом России 4 февраля 2011 года № 19707) «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373»;

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2011 года № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (об увеличении предельно допустимой учебной нагрузки);

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 года № 2357 (зарегистрирован Минюстом России 12 декабря 2011 года № 22540) «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального

общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373»;

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (о введении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»);

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/2014 учебный год»;

Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г. № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрирован в Минюсте России 3 марта 2011 года).


-Закона Кемеровской области от 28 декабря 2000 года № 110-03 «Об образовании», статья 6 «Национально-региональный компонент государственных образовательных стандартов»;

Приказа департамента образования и науки Кемеровской области от 28 февраля 2012 № 460 «О подготовке к введению в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области в 2012-1213 учебном году комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»;

Письма департамента образования и науки Кемеровской области от 22 мая 2003 года № 1477/03 «О преподавании основ безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области» ,
-устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 51», утвержденного приказом Управления образования от 22.12.2011г № 669;

Основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 51», утвержденной приказом МБОУ «Школа №51» от 01.09.2011г № 366;

Рабочих программ по учебным предметам.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целью школы является с оздание оптимальной модели общеобразовательной школы, способствующей интеллектуальному, духовно-нравственному, физическому, эстетическому развитию личности ребенка, максимальному раскрытию его творческого потенциала, формированию ключевых компетентностей, сохранению и укреплению здоровья школьников.

Задачи:

1. Повышать качество образования в соответствии с современными требованиями к условиям осуществления образовательного процесса в рамках внедрения федерального государственного образовательного стандарта ФГОС начального общего, основного общего образования и формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию и высокой социальной активности.

2. Развивать систему выявления и поддержки талантливых детей и создавать условия реализации их образовательного потенциала.

3.Формировать кадровый резерв, повышать квалификацию педагогических кадров для работы в современных условиях.

4.Совершенствовать систему сохранения, укрепления здоровья детей и создавать условия для эффективного использования здоровьесберегающих технологий и обеспечения безопасных условий организации воспитательно-образовательного процесса.

5. Укреплять материально-техническую базу школы для эффективной реализации проекта перспективного развития на 2011-2015 гг.


Главное назначение учебного плана - гарантировать освоение обучающимися ФГОС начального общего образования, обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования на базовом и профильном уровне.

Учебный план предполагает удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей обучающихся, повышение качества знаний, умений, навыков, создание каждому ученику условий для самоопределения и развития и подготовку выпускников основной школы к профессиональному самоопределению и выбору профиля дальнейшего обучения в старшем звене.


Учебный план для 1, 2, 3 классов обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

Учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;

Использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 45 минут каждый);

Для посещающих группу продленного дня необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), 3 разового питания и прогулок;

Обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;

Дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучении.

Недельное количество часов в 1 классе – 21 час, что соответствует недельной нагрузке обучающегося при пятидневной учебной неделе.

Во 2, 3 классах продолжительность учебного года составляет 34 учебные недели, недельное количество – 26 часов, что соответствует недельной нагрузке обучающегося при шестидневной рабочей неделе, продолжительность урока – 45 минут.
Учебный план для 4 классов ориентирован на освоение государственного стандарта начального общего образования. Продолжительность учебного года для 4 классов – 34 учебные недели, продолжительность уроков – 45 минут. Недельное количество часов в 4 классах – 26 часов, что соответствует недельной нагрузке обучающегося при шестидневной учебной неделе.

Учебный план для 5-9 классов обеспечивает освоение обучающимися государственного стандарта основного общего образования. Продолжительность учебного года для 5-9 классов – 34 учебные недели. Продолжительность уроков – 45 минут. Недельное количество часов в 5 классах – 32 часа, в 6 классах -33 часа, в 7 классах - 35 часов, в 8,9 классах - 36 часов, что соответствует недельной нагрузке обучающегося при шестидневной учебной неделе.

Учебный план для 10-11 классов ориентирован на освоение обучающимися государственного образовательного стандарта среднего общего образования на базовом и профильном уровнях. Продолжительность учебного года для 10-11 классов–34 учебные недели. Продолжительность уроков – 45 минут. Недельное количество часов в 10-11 классах – 37 часов, что соответствует недельной нагрузке обучающегося при шестидневной учебной неделе.
Начальное общее образование в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта (1-3 классы)
Содержание образования на ступени начального общего образования реализуется преимущественно за счёт введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системно - деятельностного подхода и индивидуализации обучения.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В начальной школе формируются универсальные учебные действия, закладывается основа формирования учебной деятельности ребенка – система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Начальная ступень школьного обучения обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Начальная школа закладывает основы функциональной грамотности учащихся, вооружает их основными умениями и навыками общения и учебного труда, приобщает к отечественной и мировой культуре, создавая тем самым базу для последующего освоения образовательных программ основной школы.

Цель начального образования формулируется как гармоническое физическое и психическое развитие ребенка, обеспечивающее сохранение его индивидуальности, готовность к активному взаимодействию с окружающим миром.

Начальная образовательная программа в школе предполагает достижение следующих приоритетных целей:

Формирование основ здоровья;

Всестороннее развитие ребенка и социализация, соответствующие возрастным возможностям;

Освоение разных форм взаимодействия с окружающим миром;

Формирование учебной деятельности и готовности к образованию в среднем звене школы.

Начальное общее образование реализуется по модели четырехлетней начальной школы, по образовательной системе «Школа России».

Базисный учебный план состоит из двух частей - обязательной части, части, формируемой участниками образовательного процесса и представлен следующими предметными областями: Филология, Математика и информатика, Обществознание и естествознание, Основы духовно-нравственной культуры народов России, Искусство, Физическая культура, Технология.

Предметная область Филология в 1-3 классах представлена следующими учебными предметами: русский язык, литературное чтение. Изучение Русского языка и Литературного чтения в 1 классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте и письму». Его продолжительность (приблизительно 24-26 учебных недель, 9 часов в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. Учебный предмет обеспечивается программой «Обучение грамоте» авторов В.Г. Горецкого и В.А. Кирюшкина. После курса «Обучение грамоте и письму» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения. На изучение учебных предметов Русский язык и Литературное чтение в 1 классе отводится 5 часов и 4 часа в неделю соответственно. Во 2-3 классах на изучение предмета Русский язык отводится 5 часов в неделю. Программа предполагает изучение родного языка в единстве с целенаправленным формированием у детей развернутой структуры учебной деятельности и познавательной самостоятельности. В 1 -3 классах изучение русского языка ведется по программе «Русский язык» авторов В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, М.Н.Дементьевой и др. Литературное чтение изучается по программе авторов Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого и на его изучение в 1-3 классах отведено 4 часа в неделю.

Овладение Иностранным языком как средством общения предполагает развитие у обучающихся коммуникативной компетенции, основу которой составляют коммуникативные умения, сформированные на базе языковых знаний и навыков, а также лингвострановедческих и страноведческих знаний. На изучение иностранного языка отводится 2 часа из инвариантной части во 2-3 классах. Преподавание предмета осуществляется по программе «Примерные программы обучения иностранному языку и официальные требования к уровню подготовки учащихся начальной, основной и средней школы. Начальное общее образование. Английский язык. Немецкий язык» авторов И.Л. Бим, М.З. Биболетовой, В.В. Копыловой, авторской программе « Немецкий язык. 2- 4 классы» И.Л. Бим.

Изучение Математики направлено на достижение следующих целей: развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования; освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой культуры; воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни. В начальной школе обучение математике представлено программой «Математика» авторов М. И. Моро, Ю. Н. Колягина и др. Инвариантная часть учебного плана предусматривает в 1 - 3 классах 4 часа в неделю.

Предметная область Обществознание и естествознание (окружающий мир) представлена в 1-3 классах учебным предметом Окружающий мир. Цель изучения предмета Окружающий мир – осмысление личного опыта общения ребенка с природой и людьми, понимание своего места в природе и социуме, приучение детей к рациональному постижению мира на основе глубокого эмоционально-ценностного отношения к нему. Значение предмета «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения обучающиеся овладевают основами практико-ориентированных знаний и умений, в том числе – методами изучения природы, правилами ухода за растениями и животными, а также за собственным организмом. Этот предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, т.е. основы адекватного поведения в окружающей среде, что составляет основы экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей. На изучение Окружающего мира в 1 - 3 классах отводится 2 часа в неделю. Данный курс является интегрированным. В его содержание введены элементы основ безопасности жизнедеятельности. Учебный предмет обеспечен программой «Мир вокруг нас» автора А. А. Плешакова.

Предметная область Искусство представлена следующими учебными предметами: Музыка и Изобразительное искусство и направлена на достижение следующих целей: развитие способности к эмоционально-ценностному восприятия произведения изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной и музыкальной деятельности; воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традиции, героическому прошлому, многонациональной культуре. На изучение Музыки в 1-3 классах отводится 1 час в неделю. Учебный предмет обеспечен программой «Музыка» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С. Шмагиной. Учебный предмет Изобразительное искусство изучается по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» авторов Б.М.Неменского, В.Г.Горячего и др. На изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю в 1-3 классах.

Особенностями предметной области Технология являются: практико-ориентированная направленность содержания обучения, которая позволяет реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости и вариативности мышления у школьников. Учебный предмет Технология изучается по программе Роговцевой Н.И., Анащенковой С.В., на изучение технологии отводится в 1-3 классах 1 час в неделю.

Изучение предметной области Физическая культура направлено на достижение следующих целей: укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию и всесторонней физической подготовленности; развитие жизненно важных двигательных умений и навыков, формирование опыта двигательной деятельности; овладение общеразвивающими и коррегирующими физическими упражнениями, умением их использовать в режиме учебного дня, активного отдыха и досуга; воспитание познавательной активности, интересы и инициативы на занятиях физическими упражнениями, культуры общения в учебной и игровой деятельности.

На учебный предмет «Физическая культура» в 1-2 классах отводится 3 часа в неделю. Предмет обеспечен комплексной программой физического воспитания, автор которой В.И. Лях. В первых классах вводится динамическая пауза в целях создания здоровьесберегающей среды.

В 1-3 классах курс предполагает интегрированное изучение. Часы, отведенные на преподавание данного предмета, распределены на учебный предмет Окружающий мир.

Обязательная часть учебного плана в 1 классах составляет 21 час, во 2 классах – 23 часа, в 3 классах – 23 часа.

Во 2-3 классах часть, формируемая участниками образовательного процесса, составляет 3 часа. В эту часть включен 1 час учебного предмета «Информатика и ИКТ» и 2 часа учебных курсов «Риторика», «Я – исследователь », обеспечивающих различные интересы обучающихся.

Обучение Информатике и ИКТ во 2-3 классах реализуется по бескомпьютерному варианту. В начальных классах начинается знакомство с информатикой как наукой о структурировании, хранении, кодировании и передаче информации, структурах данных и знаковых системах; данный предмет способствует развитию логического и абстрактного мышления. Предмет «Информатика и ИКТ» изучается по программе «Математика и информатика» авторов А.Л.Семенова и М.А.Посицельской.

Учебный курс « Я – исследователь» включен с целью познавательного развития обучающихся, формирования умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности. Программа учебного курса реализуется на основе рабочей программы «Я-исследователь», разработанной учителями начальных классов МБОУ «Школа №51».

Учебный курс « Риторика» дает возможность младшему школьнику познакомиться с особенностями общения, коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни. Программа учебного курса реализуется на основе авторской программы Т.А.Ладыженской, Н.В.Ладыженской, Т.М. Ладыженской «Риторика» для 1-4 классов начальной школы.

Учебный план

начального общего образования в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта

(выписка из основной образовательной программы начального общего образования)

1, 2, 3 классы


Предметные области

Учебные

предметы

Классы


Количество часов в неделю

Итого

























Филология

Русский язык

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

60

Литературное чтение

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

48

Иностранный язык

-

-

-

-

2

2

2

2

2

2

2

2

16

Математика и информатика

Математика

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

48

Обществознание и естествознание (окружающий мир)

Окружающий мир

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

24



Основы духовно-нравственной культуры народов России

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Искусство

Музыка

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

12

Изобразительное искусство

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

12

Физическая культура

Физическая культура

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

36

Технология

Технология

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

12

Итого

21

21

21

21

23

23

23

23

23

23

23

23

268

Часть, формируемая участниками образовательного процесса

-

-

-

-

3

3

3

3

3

3

3

3

24

Информатика и ИКТ

1

1

1

1

1

1

1

1

8

Групповые занятия

2

2

2

2

2

2

2

2

16

Я – исседователь

1

1

1

1

1

1

1

1

8

Риторика

1

1

1

1

1

1

1

1

8

Предельно допустимая недельная нагрузка при 5-дневной учебной неделе

21

21

21

21

-

-

-

-

-

-

-

-

84

Предельно допустимая недельная нагрузка при 6-дневной учебной неделе

-

-

-

-

26

26

26

26

26

26

26

26

208

Начальное общее образование в рамках реализации государственного образовательного стандарта (4 классы)

Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни).

Учебный план для 4 классов ориентирован на освоение образовательных программ начального общего образования. Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призван обеспечить выполнение следующих основных целей:


  • развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;

  • воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;

  • освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

  • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.
Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Выделение в стандарте межпредметных связей способствует интеграции предметов, предотвращению предметной разобщенности и перегрузки обучающихся. Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому в стандарте особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка.

Федеральный компонент учебного плана обеспечивает обучающимся единство образовательного пространства и изучение учебных предметов Федерального стандарта начального общего образования. В начальной школе его представляют следующие учебные предметы: Русский язык, Литературное чтение, Математика, Иностранный язык, Окружающий мир, Искусство (музыка, изобразительное искусство), Технология, Физическая культура. Количество часов каждого учебного предмета соответствует количеству часов базисного учебного плана.

В 4 классах изучение русского языка ведется по программе «Русский язык» авторов Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой. На изучение предмета отводится 3 часа в неделю. Программа предполагает изучение родного языка в единстве с целенаправленным формированием у детей развернутой структуры учебной деятельности и познавательной самостоятельности. В 4 классах на выполнение программы «Русский язык » вводятся дополнительные 2 часа в компонент образовательного учреждения.

Важную роль в системе школьного гуманитарного образования играет Литература как учебный предмет, преследующий на каждой ступени свои цели. В начальных классах закладываются основы читательской культуры, умение осмысленно и выразительно читать, пробуждается интерес к словесному творчеству и к систематическому чтению художественных произведений. Предмет Литературное чтение изучается по программе авторов Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого и на его изучение в 4 классах отведено 2 часа в неделю. В 4 классах на выполнение программы «Литературное чтение » вводится дополнительный 1 час в компонент образовательного учреждения.

Овладение Иностранным языком как средством общения предполагает развитие у обучающихся коммуникативной компетенции, основу которой составляют коммуникативные умения, сформированные на базе языковых знаний и навыков, а также лингвострановедческих и страноведческих знаний. На раннее изучение иностранного языка отводится 2 часа из инвариантной части в 4 классах. Преподавание предмета осуществляется по программе «Примерные программы обучения иностранному языку и официальные требования к уровню подготовки учащихся начальной, основной и средней школы. Начальное общее образование. Английский язык. Немецкий язык» авторов И.Л. Бим, М.З. Биболетовой, В.В. Копыловой, авторской программе «Немецкий язык. 2- 4 классы» И.Л. Бим.

Начальный курс Математика – курс интегрированный: в нем объединены арифметический, алгебраический и геометрический материал. Содержание обучения математике направлено на формирование у учащихся математических представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное овладение математикой в основной школе. В начальной школе обучение математике представлено программой «Математика» авторов М. И. Моро, Ю. Н. Колягина и др. Инвариантная часть учебного плана предусматривает в 4 классах – 4 часа в неделю. В четвертых классах на выполнение программы «Математика» вводится дополнительный 1 час в компонент образовательного учреждения.

На учебный предмет Окружающий мир в 4 классах отводится 2 часа в неделю. Данный курс является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально – гуманитарной направленности, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности. Учебный предмет обеспечен программой «Мир вокруг нас» автора А. А. Плешакова.

Изучение Музыки способствует развитию музыкальности ребёнка, его творческих способностей; эмоциональной, образной сферы обучающихся, чувства сопричастности к миру музыки и обеспечивается программой «Музыка» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С. Шмагиной. Первая ступень музыкального образования закладывает основы музыкальной культуры обучающихся. На изучение музыки в 4 классах отводится 1 час.

Учебные предметы Изобразительное искусство и Технология в 4 классах изучаются интегрировано по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» авторов Т.Я. Шпикаловой, Е. В. Алексеенко. На изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю в 4 классах. На изучение предмета «Технология» отводится в 4 классах – 2 часа в неделю.

Особенностью Физической культуры как учебного предмета является деятельностный характер. Задача формирования представлений о физической культуре не является самоцелью, а знания, которые приобретают школьники, выступают средством развития его физической деятельности, овладения физической культурой как частью общей культуры человека. На учебный предмет «Физическая культура» в 4 классах отводится 3 часа в неделю. Предмет обеспечен комплексной программой физического воспитания, автор которой В.И. Лях.

В 4 классах курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предполагает интегрированное изучение. Часы, отведенные на преподавание данного предмета распределены на учебный предмет «Окружающий мир».

В учебный план введен комплексный учебный «Основы религиозных культур и светской этики» для обучающихся 4 классов. Реализация данного курса осуществляется по модулям «Основы православной культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основ светской этики» на основании выбора учащихся, родителей (законных представителей).

Вариативная часть учебного плана для 4 классов составляет 5 часов в неделю и включает в себя два блока: региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения.

В региональный компонент включен 1 час предмета «Информатика и ИКТ» в 4 классах. Обучение информатике и ИКТ в 4 классах реализуется по бескомпьютерному варианту. В начальных классах начинается знакомство с информатикой как наукой о структурировании, хранении, кодировании и передаче информации, структурах данных и знаковых системах; данный предмет способствует развитию логического и абстрактного мышления. Предмет «Информатика и ИКТ» изучается по программе «Математика и информатика» авторов А.Л.Семенова и М.А.Посицельской.

В комментируемой статье объединен ряд новелл в организации образовательного процесса, которые характерны для современного российского образования.

В ч. 1 ст. 13 закрепляется возможность реализации образовательной программы как самостоятельно, так и так и посредством сетевых форм их реализации, которые обеспечивают возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, могут участвовать научные, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой (подробнее см. комментарий к ст. 15).

Ч. 2 комментируемой статьи касается образовательных технологий . В документах ЮНЕСКО под образовательными технологиями, или технологиями обучения технология обучения понимается системный метод создания, применения и определения всего учебного процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических, человеческих ресурсов и их взаимодействия . Наряду с классическим лекционным (аудиторным) обучением, в современном образовательном процессе активно применяются обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, с применением учебной книги, компьютерное обучение, система «репетитор» - индивидуальное обучение, программное обучение (по заранее составленной программе) и т. д.

Особое значение для организации образовательного процесса имеют электронное обучение и дистанционные образовательные технологии, которым посвящена ст. 16 комментируемого Закона. Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников (ч. 1 ст. 16). В той же ст. 16 дистанционные образовательные технологии определены как образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ утвержден приказом Минобрнауки России (Приказ Минобрнауки России от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»).

Применение электронного обучения и дистанционных технологий в образовании являются важной гарантией общедоступности образования, прежде всего для лиц, которые по медицинским показаниям не могут посещать занятия в образовательной организации, живут в отдаленных и труднодоступных районах и т. п.

Предметом ч. 4 комментируемой статьи является образовательный модуль . Законодательство допускает применение формы организации образовательной деятельности, основанной на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов.

Модуль в образовании представляет собой часть образовательной программы или часть учебной дисциплины, имеющую определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания.

Модульное обучение представляет собой способ организации учебного процесса на основе блочно-модульного представления учебной информации. Его сущность состоит в том, что содержание обучения структурируется в автономные организационно-методические блоки (модули), содержание и объём которых варьируются в зависимости от дидактических целей, профильной и уровневой дифференциации обучающихся, желаний обучающихся по выбору индивидуальной траектории движения по учебному курсу.

Сами модули формируются:

Как структурная единица учебного плана по специальности;

Как организационно-методическая междисциплинарная структура, в виде набора разделов из разных дисциплин, объединяемых по тематическому признаку базой;

Как организационно-методическая структурная единица в рамках учебной дисциплины .

Модули могут быть обязательными и элективными (по выбору).

Сочетание модулей должно обеспечивать необходимую степень гибкости и свободы в отборе и комплектации требуемого конкретного учебного материала для обучения (и самостоятельного изучения) определенной категории обучающихся и реализации специальных дидактических и профессиональных целей.

Две части – 4-я и 5-я – комментируемой статьи посвящены зачетным единицам и их применению для определения структуры профессиональных образовательных программ и трудоемкости их освоения.

Зачетная единица выступает в качестве меры трудоемкости образовательной программы. Законодатель определяет зачетную единицу как унифицированную единицу измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося, включающую в себя все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом - аудиторную нагрузку, самостоятельную работу, практику.

С помощью зачетных единиц осуществляется контроль за успешным освоением образовательных программ, формируется структура образовательного процесса (каждой учебной дисциплине, виду практики и т.д. присваивается определенное количество зачетных единиц). Зачетные единицы могут выражаться в академических часах или переводиться в них.

Практика применения зачетных единиц при организации образовательного процесса была заимствована в результате присоединения России к Болонскому процессу.

В глоссарии к документам по Болонскому процессу содержится отдельная статья, посвященная европейской системе переводных зачетных единиц (ECTS). Эта система была первоначально установлена в рамках программы ERASMUS (1989-1996 гг.). Она получила распространение на территории единого европейского пространства высшего образования в качестве действенного инструмента обеспечения прозрачности образовательных программ, содействия общеевропейской академической мобильности .

Количество зачетных единиц по основной профессиональной образовательной программе по конкретным профессии, специальности или направлению подготовки устанавливается соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом, образовательным стандартом. Так, например, в соответствии ФГОС высшего образования по направлению подготовки 49.04.01 Физическая культура (уровень магистратуры (Приказ Минобрнауки России от 8 апреля 2015 г. № 376 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 49.04.01 Физическая культура (уровень магистратуры)») объем программы магистратуры составляет 120 зачетных единиц вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы магистратуры с использованием сетевой формы, реализации программы магистратуры по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренному обучению.

Количество зачетных единиц по дополнительной профессиональной программе устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Части 6-8 комментируемой статьи посвящены практике обучающихся . В п. 24 ст. 2 комментируемого Закона практика определяется как вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

Проведение практики обучающихся предусматривается основными профессиональными образовательными программами. Организация проведения практики осуществляется образовательной организацией, которая заключает в этих целях договоры с организациями, осуществляющими деятельность по образовательной программе соответствующего профиля (место прохождения практики). При этом законодательство допускает, что практика может быть проведена непосредственно в образовательной организации.

Положения о практике обучающихся утверждаются Минобрнауки России:

Приказ Минобрнауки России от 18 апреля 2013 № 291 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования» ;

Приказ Минобразования РФ от 25 марта 2003 г. № 1154 «Об утверждении Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования» .

Практика обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования , нацелена на комплексное освоение обучающимися всех видов профессиональной деятельности по специальности (профессии) среднего профессионального образования, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы по специальности (профессии).

Видами такой практики являются учебная практика и производственная практика.

Учебная практика по специальности направлена на формирование у обучающихся умений, приобретение первоначального практического опыта и реализуется в рамках профессиональных модулей по основным видам профессиональной деятельности для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной специальности.

Производственная практика включает в себя два этапа: практику по профилю специальности и преддипломную практику.

Практика по профилю специальности направлена на формирование у обучающегося общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта и реализуется в рамках профессиональных модулей по каждому из видов профессиональной деятельности, предусмотренных ФГОС СПО по специальности.

Преддипломная практика направлена на углубление первоначального практического опыта обучающегося, развитие общих и профессиональных компетенций, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности, а также на подготовку к выполнению выпускной квалификационной работы.

Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией как в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов ее прохождения, подтверждаемых документами соответствующих организаций.

Практика является завершающим этапом освоения профессионального модуля по виду профессиональной деятельности.

Практика студентов образовательных организаций высшего образования является составной частью основной образовательной программы высшего образования. Цели и объемы практики определяются соответствующими ФГОС (образовательными стандартами).

Основными видами практики студентов, обучающихся по основным образовательным программам высшего образования, являются:

Учебная практика,

Производственная, включая преддипломную практику.

Учебная практика может включать в себя несколько этапов: практика по получению первичных профессиональных умений, ознакомительная практика и т. д.

Производственная практика включает в себя, как правило: практику по профилю подготовки (технологическая, исполнительская, лаборантская и т.п.), научно-исследовательская, научно-педагогическая и преддипломная практики.

Преддипломная практика как часть основной образовательной программы является завершающим этапом обучения и проводится после освоения студентами программы теоретического и практического обучения.

Требования к организации практики определяются ФГОС высшего образования. Организация учебной и производственной практик на всех этапах должна быть направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника.

Для руководства практикой студентов назначаются руководители практики от образовательной организации и от предприятий (учреждений, организаций).

В тех же случаях, когда учебная практика является продолжением (частью) изучения дисциплин, она проводится преподавателями соответствующих кафедр.

Допускается проведение практики в составе специализированных сезонных или студенческих отрядов и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов или рабочих, имеющих соответствующую квалификацию.

В ч. 9 комментируемой статьи закреплен один из основных принципов организации образовательного процесса: методы и средства обучения и воспитания, образовательные технологии, используемые при реализации образовательных программ, не могут наносить вред физическому или психическому здоровью обучающихся.

Этот принцип соответствует конституционно-правовому статусу личности, положениям Конституции РФ о том, что:

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. 2),

Достоинство личности охраняется государством; ничто не может быть основанием для его умаления (ст. 21);

Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (ст. 21);

Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам (ст. 21);

Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22);

Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23);

Каждому гарантируется свобода мысли и слова (ст. 29);

Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них (ст. 29);

Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29) и др.

Кроме того, принцип, согласно которому при реализации образовательной программы не может быть нанесен вред физическому или психическому здоровью обучающихся, соответствует закрепленному в ст. 3 комментируемого Закона одному из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования ― гуманистическому характеру образования, закреплению в качестве приоритета жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности и воспитания взаимоуважения.

Еще один принцип реализации образовательной программы закреплен в ч. 10 комментируемой статьи. Этим принципом установлен запрет, обращенный к органам публичной власти, осуществляющим управление в сфере образования, на вмешательство в организацию образовательного процесса путем внесения изменений в учебный план и календарный учебный график организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Данный принцип согласуется с принципом автономии образовательных организаций, установленным в ст. 3 (ч. 1 п. 9) комментируемого Закона.

В соответствии с ч. 11 комментируемой статьи Министерство образования и науки РФ наделяется нормотворческими полномочиями по установлению порядка организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам различных уровня и (или) направленности или по соответствующему виду образования:

Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» ;

Приказ Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. № 292 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения» ;

Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2013 г. № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» ;

Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» ;

Приказ Минобрнауки России от 19 ноября 2013 г. № 1258 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам ординатуры" ;

Приказ Минобрнауки России от 19 ноября 2013 № 1259 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)» ;

Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» ;

Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» ; Международные правовые акты и документы по развитию европейской интеграции в образовании и исследованиях / под ред. Г. А. Лукичева. М., 2014. С. 222.

Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ

1. Образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.

2. При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.

3. При реализации образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий.

4. Для определения структуры профессиональных образовательных программ и трудоемкости их освоения может применяться система зачетных единиц. Зачетная единица представляет собой унифицированную единицу измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося, включающую в себя все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом (в том числе аудиторную и самостоятельную работу), практику.

5. Количество зачетных единиц по основной профессиональной образовательной программе по конкретным профессии, специальности или направлению подготовки устанавливается соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом, образовательным стандартом. Количество зачетных единиц по дополнительной профессиональной программе устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

6. Основные профессиональные образовательные программы предусматривают проведение практики обучающихся.

7. Организация проведения практики, предусмотренной образовательной программой, осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основе договоров с организациями, осуществляющими деятельность по образовательной программе соответствующего профиля. Практика может быть проведена непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

8. Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы, и ее виды утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

9. Использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается.

10. Федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, не вправе изменять учебный план и календарный учебный график организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

11. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам различных уровня и (или) направленности или по соответствующему виду образования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

1. Образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.

2. При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.

3. При реализации образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий.

4. Для определения структуры профессиональных образовательных программ и трудоемкости их освоения может применяться система зачетных единиц. Зачетная единица представляет собой унифицированную единицу измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося, включающую в себя все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом (в том числе аудиторную и самостоятельную работу), практику.

5. Количество зачетных единиц по основной профессиональной образовательной программе по конкретным профессии, специальности или направлению подготовки устанавливается соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом, образовательным стандартом. Количество зачетных единиц по дополнительной профессиональной программе устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

6. Основные профессиональные образовательные программы предусматривают проведение практики обучающихся.

7. Организация проведения практики, предусмотренной образовательной программой, осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основе договоров с организациями, осуществляющими деятельность по образовательной программе соответствующего профиля. Практика может быть проведена непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

8. Положение о практике обучающихся, осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования, и ее виды утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Положение о практике обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования, и ее виды утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.

9. Использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается.

10. Федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, не вправе изменять учебный план и календарный учебный график организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

11. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения и дополнительным общеобразовательным программам устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Требования к реализации образовательных программ регламентируются ст. 13 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации").

Данная статья предусматривает две формы их реализации организацией, осуществляющей образовательную деятельность:

  1. самостоятельную;
  2. посредством сетевых форм.

При этом возможность самостоятельной реализации образовательных программ выступает важнейшим механизмом, обеспечивающим автономию образовательной организации. Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" под автономией понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с законодательством РФ, иными нормативными правовыми актами и уставом образовательной организации. В развитие данной нормы ст. 13 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" предусматривает положение о запрете для федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, изменять учебный план и календарный учебный график организаций, осуществляющих образовательную деятельность. То есть указанные органы не вправе принимать распоряжения относительно изменения содержания таких важных элементов образовательной программы как учебный план и календарный учебный график в конкретной образовательной организации.

Новеллой закона является регулирование сетевой формы реализации образовательных программ , обеспечивающей возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в т. ч. иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций.

Новый закон, равно как и Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании", не содержит определения понятия "образовательные технологии".

Между тем, ст. 13 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрены следующие возможности образовательных организаций при реализации образовательных программ:

  • использование различных образовательных технологий, в т. ч. дистанционных образовательных технологий, электронного обучения;
  • применение модульного принципа представления содержания образовательной программы и построения учебных планов;
  • применение системы зачетных единиц в целях определения структуры профессиональных образовательных программ и их трудоемкости.

Зачетная единица – это унифицированная единица измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося, включающая все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом (в т. ч. аудиторную и самостоятельную работу), практику. Количество зачетных единиц по основной профессиональной образовательной программе по конкретным профессии, специальности или направлению подготовки устанавливается соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом или образовательным стандартом. Количество зачетных единиц по дополнительной профессиональной программе определяется самой организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Статьей 13 также установлены следующие требования при контроле реализации программ образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность:

основные профессиональные образовательные программы должны предусматривать проведение практики обучающихся на основе договоров с организациями, осуществляющими деятельность по образовательной программе соответствующего профиля. Практика также может быть проведена непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность; использование методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается.

Вы можете прочитать данные материалы в Электронной системе "Образование" после получения бесплатного демо-доступа:

Анализ работы начальной школы по реализации ФГОС Подготовительный этап введения ФГОС основного и среднего (полного) общего образования Проектирование основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации Этапы проектирования основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации О взаимосвязи ФГОС, примерной основной образовательной программы, основной образовательной программы