Темы по зож для детей с овз. Внеклассное мероприятие на тему: ЗОЖ для детей с ОВЗ. Начальная школа. Мониторинг физического развития учащихся

Человек – высший продукт земной природы.

Человек – сложнейшая и тончайшая система. Но для того, чтобы наслаждаться

сокровищами природы, человек должен

быть здоровым, сильным и умным.

И.П. Павлов

Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального Общего Образования.

Ухудшение состояния здоровья детей, подростков и молодежи России обусловлено социально-экономическим кризисом, снижением уровня жизни, недостатками в здравоохранении и внутренними причинами системы образования.

В соответствии с этим одним из ключевых направлений современного образования являются сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, разработка и внедрение здоровье сберегающих технологий. Важнейшим условием формирования здорового образа жизни является насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь.

Согласно ФГОС начального общего образования система формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в Общеобразовательных учреждениях должна представлять собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника начальной школы, одна из которых требует воспитание обучающегося, выполняющего правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Цель современной школы – подготовка детей к жизни… К жизни в мире, полном огромного объема информации. Информация для школьников и педагогов на нынешнем этапе все более осознается как важный педагогический ресурс. Все более очевидными становятся требования современной действительности уметь пользоваться образовательной информацией, добывать ее, воспринимать, анализировать, транслировать. Безусловно, каждому образованному человеку сегодня уже недостаточно книг и учебников, ему необходимы – компьютерная грамотность и опыт практического использования компьютеров. Уроки должны отличаться большой интенсивностью и требуют от учащихся высокой концентрации внимания и напряжения сил. Поэтому учитель должен всегда помнить о здоровье школьников, о создании таких условий, которые бы обеспечили детям высокую работоспособность на протяжении всего урока, позволили бы им избежать переутомления.

в физическом плане - здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость; -

в социальном плане - он коммуникабелен, общителен; -

в эмоциональном плане - ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться; -

в интеллектуальном плане - учащийся проявляет хорошие умственные способности; -

в нравственном плане - он признает основные общечеловеческие ценности.

Естественно, что педагогическая общественность все больше осознает, что именно учитель может сделать для школьника в плане сохранения здоровья больше, чем врач.

Но для этого учителю начальных классов нужно обучиться здоровье сберегающим образовательным технологиям, позволяющим работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих учеников и себе в том числе, и на своих уроках, и в общей программе работы школы.

Что же такое здоровье сберегающие образовательные технологии? Под здоровье сберегающими образовательными технологиями в расширенном смысле мы понимаем все технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Если же здоровье сберегающие образовательные технологии связывать с решением более узкой здоровье сберегающей задачей, то к ним будут относиться педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения в образовательном процессе. Термин здоровье сберегающие образовательные технологии (ЗОТ) можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровье сбережения.

В последнее время все очевиднее становится ухудшение здоровья учащихся

14% детей практически здоровы,

50% имеют функциональные отклонения,

35-40% хронические заболевания.

В 3 раза - патология пищеварения и мочеполовой системы,

В 5 раз - нарушение осанки,

В 4 раза - нервно-психических расстройств.

За последние годы в 20 раз увеличилось количество низкорослых детей.

Ежегодно более 35% юношей не способны нести воинскую службу по медицинским показателям.

К концу занятий ухудшается самочувствие учащихся, многие на подготовку домашних заданий тратят более 2,5- 3 часов,

Более 60% ребят не могут сразу заснуть, что свидетельствует о нервном переутомлении.

Абсолютно здоровыми и оптимально адаптированными можно считать около 1/3 первоклассников, в уже к 6 классу количество таких учащихся снижается до 22.

В нашей школе 78 учащихся 35 из которых инвалиды. С1 по 5 класс 12 инвалидов. Дети очень сложные, много ДЦП. По зрению – 2 человека, опорно-двигательного аппарата 2 чел., Эпилепсия-1 человек, имеют общее недоразвитие речи – 6 человек.

«Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». В. А. Сухомлинский. Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Здоровье бывает физическое, психическое, социальное, нравственное и духовное.

Функции здоровьесберегающих технологий.

Формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности.

информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни.

диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля.

адаптивная: воспитание у учащихся направленности на здраво творчество.

рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта.

интегративная: объединяет народный опыт.

Типы технологий.

Здоровье сберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)

Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)

Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)

Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)

Требования ФГОС предъявляют к деятельности учителя серьёзные требования по сохранению здоровья детей.

Выделяется ряд показателей эффективности современного урока:

логика изучения учебного материала соответствует логике изложения материала в учебнике;

используются возможности дифференцированного подхода к слабоуспевающим и наиболее подготовленным ученикам;

соблюдены нормы педагогической этики;

темп урока оптимален для данного коллектива детей;

в течении урока была обеспечена оптимальная для данного класса смена видов деятельности;

соблюдены гигиенические условия учебного труда;

созданы условия для формирования навыков делового общения и для активизации детей; дидактическая задача урока решена.

Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать

1) обстановку и гигиенические условия в классе: температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие\отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей;

2) число видов деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров(норма 4-7 видов за урок; частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий);

3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности(ориентировочная норма 7-10);

4) число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа (норма- не менее трёх);

5) чередование видов преподавания (норма- не позже чем через 10-15 минут);

6) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования обсуждения;

7) Кроме данных методов учителю необходимо включить на уроках физкультурные минутки. Норма на 10-15 минуте урока по1 минуте из 3-х лёгких упражнений с 3 повторениями каждого:

Упражнения по формированию осанки;

Упражнения для ног

Расслабление кисти рук;

Массаж пальцев рук;

Дыхательная гимнастика, упражнения, направленные на выработку рационального дыхания;

Предупреждение утомление глаз и. т.д.

Физкультминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы.

При проведении физкультминуток учителю необходимо учесть следующие требования: -

Они должны быть разнообразны; -

Проводятся на начальном этапе утомления;

Предпочтение отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.

8)Необходимо следить за правильной посадкой ученика за партой:

длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка.

высота ножек стула должна равняться длине голени.

голеностопный, коленный, тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол.

между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика необходимо выдерживать расстояние равное ширине кисти ребенка..

расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует 30-35 см.

тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30 градусов

Не менее двух раз в год обучающихся, сидящих на крайних рядах меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.

9)Необходимо учитывать размеры мебели и её маркировку.

10). При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:

С позиций здоровье сбережения учитель должен работать над повышением мотивации к обучению.

Любой урок заканчивать:

«выбрасыванием» усталости

-«умыванием лица» теплом близко поднесённых к лицу рук;

Потягиванием.

Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, достичь целей и задач обучения.

В ФГОС НОО говорится о внеурочной деятельности, которая организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительном, духовно-нравственном, социальном, обще интеллектуальном, общекультурном), в том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, соревнования. Таким образом, необходимо создавать условия для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни через организацию уроков и внеурочной деятельности.

Для того, чтобы привычка в здоровом образе жизни была нормой и потребностью, разработан комплекс внеурочных занятий по формированию здорового образа жизни.

В 1 и 2»Б» классе ведётся курс по внеурочной деятельности по здоровье сбережению «Подвижные игры», «Планета здоровья».

Цель комплекса: создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья; формирование необходимых знаний, умений и навыков, способствующих поддержанию здорового образа жизни; использование полученных знаний в практике с целью улучшения состояния собственного здоровья.

Формирование здорового образа жизни ребёнка на основе здоровье сберегающих технологий должно стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста.

Для учащимся с ОВЗ характерны нарушения высших психических функций (внимания, памяти, восприятия, ощущения, познавательных процессов), низкий уровень вырабатываемости, работоспособности, высокий уровень утомляемости. Долгое время ведущим видом деятельности для них остается игра. У большинства из них наряду со слабо выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы или признаками ее функциональной незрелости отмечается общая соматическая ослабленность, наличие заболеваний различных органов и систем организма. Эти дети составляют группу риска по состоянию здоровья и нервно-психического развития, которые влияют на уровень успешности учебной деятельности данной категории школьников - ее низких показателях. Для успешности в учебной деятельности, улучшения здоровья они нуждаются в специально организованных условиях обучения и воспитания. Формирование представлений и навыков здорового образа жизни у младших школьников в специально организованных условиях является одним из возможных путей улучшения их соматического, психологического состояния здоровья, а вместе с тем и улучшения успешности в учебной деятельности.

Формирование навыков ЗОЖ основывается на принципах, характерных для особенностей учащихся с ОВЗ: принцип системного, комплексного подхода (работа должна вестись постоянно, в комплексе со всеми школьными службами и взаимодействии с родителями); принцип доступности и наглядности. В ходе развития представлений и навыков здорового образа жизни предпочтение лучше отдать простым методам и приемам: играм, классным часам, дням здоровья, практическим занятиям, беседам, чтению, рисованию, наблюдению:

беседы (учителя, медработника, родителей и законных представителей);

работа с книгой (чтение и обсуждение);

мероприятия, праздники здоровья

классные часы («Что такое здоровье?», «Путь к здоровью», «Советы доктора Айболита»);

конкурсы: рисунков, плакатов

практические занятия по уходу за волосами, ногтями, зубами, по уходу за одеждой и обувью;

обсуждение ситуаций « А если не мыть руки?», «Одеваюсь по погоде»;

занятия по ОБЖ и ПДД;

Осенняя экскурсия в лес.

уроки здоровья («Глаза – окна в мир», «Красивые зубы – красивая улыбка»)

День Здоровья, Спортивно-оздоровительная игра «Зарничка», Участие в экологическом квесте «Зелёная планета».

игры, соревнования, с использованием знаний правил уличного движения, личной гигиены («В гостях у Мойдодыра», «Светофор»);

Беседы - очень нужная форма работы детей. Круг их может быть самым широким и в первую очередь затрагивать проблемы, наиболее волнующие детей, например, профилактика вредных привычек. Еще одно направление - «Азбука здоровья»: темы гигиены, здоровых поведенческих привычек, рационального питания, профилактики утомления через двигательную активность.

Для создания оптимальных условий здорового образа жизни мы проводим физминутки, динамические паузы, которые помогают снять признаки утомления у детей. Именно радость и эмоциональный подъём, а не только удовлетворение от правильно сделанных движений, соответствуют потребностям растущего организма. В результате использования физкультминуток мы способствуем всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости.

Во время физкультминуток возникают неожиданные смешные ситуации. Это

вызывает искренний смех у детей. Непринуждённая весёлая атмосфера является мощнейшим терапевтическим фактором.

проводим гимнастику для рук - формируем мелкую моторику пальцев рук,

Дыхательные упр-ния - Подготовка речевого аппарата к уроку.

Чтобы удовлетворить двигательную потребность учащихся в течение всего учебного дня, прежде всего я обязательно провожу утреннюю зарядку перед началом уроков, которая помогает школьникам активно включаться в работу с утра, воспитывает волевые качества характера.

Таким образом, вся работа по здоровье сбережению направлена на достижение следующих результатов:

Полученные знания позволяют детям понять, почему им нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни;

Дети смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и корректировать несоответствия;

Дети научатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими;

Дети получат знания и навыки, связанные с предупреждением возможного приобщения к одурманивающим веществам, научатся отказываться от предложений, которые считают опасными.

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе позволяет не только избежать снижения состояния здоровья, но и способствует развитию познавательных процессов, повышению работоспособности, творческой активности учащихся.

    Строить свои уроки согласно требованиям ФГОС с позиции здоровье сбережения.

    Соблюдать гигиенические условия в классе, согласно САНПИНУ.

    Чаще проводить беседы с медработниками школы на тему ЗОЖ.

    Обучать детей элементарным приемам ЗОЖ, через классные часы.

    Начальной школе на следующий год предложить работать над проектом «Сохранение здоровья детей с ОВЗ».

    Провести в школе творческий фестиваль, посвященный сохранению и укреплению здоровья школьников на котором провести спортивные соревнования, конкурс рисунков, постановка сказки на тему ЗОЖ.

Физкультминутки. Проводятся на каждом уроке и во время самоподготовки при появлении у детей признаков утомления. В средних классах на 20-й минуте урока. По мере приближения к старшей школе и соответственно увеличении объема учебной нагрузки, значительно снижается двигательная активность учащихся, максимально сокращается время на отдых и восстановление организма. Поэтому проведение физкультминуток в середине урока рекомендуется и для старших школьников.

Требования к проведению физкультминуток.

    Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, их результативность.

    Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнения упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.

    Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.

    Для каждого класса необходимо выработать 2-3 условных вербально-поведенческих знака, позволяющих быстрее и эффективнее переключать школьников на другой режим деятельности.

Именно радость и эмоциональный подъём, а не только удовлетворение от правильно сделанных движений, соответствуют потребностям растущего организма. В результате использования физкультминуток мы способствуем всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости.

Во время физкультминуток возникают неожиданные смешные ситуации. Это вызывает искренний смех у детей. Непринуждённая весёлая атмосфера является мощнейшим терапевтическим фактором.

Важно знать функциональный характер физкультминуток.

Физкультпаузы и физкультминутки обязательны для учащихся всех классов. Различают укороченные и полные физкультминутки.

Укороченная состоит из одного упражнения (ритмическое сжимание и разжимание пальцев, потряхивание кистей и т.п.) и применяется во время письменных работ в первых классах.

Полная состоит из одного упражнения типа потягивания, 2-3 упражнений для рук, ног и туловища. Ее содержание строится по следующей схеме:

а) выпрямление туловища с движением руками и дыхательными упражнениями;

б) упражнения для рук (растирание и встряхивание кистей, поднимание и опускание рук и т.п.);

в) упражнения для туловища (наклоны, повороты);

г) упражнения для ног (приседания, вставания, поднимание и опускание ног).

Физкультминутки I-IV классах проводятся 3-4 раза в течение дня, а в V-XI - 2-3 раза. Каждое упражнение повторяется 4-6 раз. В младших классах организует и проводит физкультминуту учитель, а в V-XI классах физорг класса, начиная со второго урока, через 20-30 минут после его начала.

Комплекс выполняется учениками в проходах между партами и, как исключение, стоя или сидя на рабочих местах, в проветренном помещении. Через каждые 2-3 недели упражнения комплекса заменяются новыми, предварительно разученными на уроках физической культуры. На сдвоенных уроках проводится физкультпауза продолжительностью 5-10 минут. Ее содержание определяется функциональным состоянием организма учащихся, а так же особенностями учебной или производственной деятельности.

Комплексы физкультпауз удовлетворяют следующим условиям:

а) режим выполнения упражнений не должен повторять режима трудовых действий;

б) чем больше физическая нагрузка, тем больше упражнений на расслабление;

в) упражнения должны быть подобраны так, чтобы основная нагрузка ложилась на мышцы, не участвующие в трудовой деятельности;

г) при незначительном утомлении учащихся в комплекс включаются преимущественно динамические упражнения с элементами расслабления, при выраженном утомлении - на расслабление работающих мышц;

д) темп выполнения должен соответствовать привычному;

Комплекс физкультпаузы можно составить так:

а) ходьба на месте с движениями рук;

б) упражнения в подтягивании;

в) подскоки или бег на месте;

г) наклоны или повороты туловища;

д) приседания, выпады вперед-назад, в стороны;

е) разноименные движения руками вверх, в стороны, по кругу;

ж) упражнения на расслабление мышц рук и туловища;

з) ходьба на месте с заданиями на внимание.

При проведении физкультминутки возможны следующие ошибки:

Подбор упражнений без учёта вида деятельности на данном уроке;

Увеличение или уменьшение продолжительности упражнений;

Выполнение движений с недостаточной амплитудой движений.

В процессе освоения навыка письма школьник пишет не рукой, а «всем телом». Мышцы ребёнка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии двигательного статистического напряжения. Для тог чтобы снять излишнее статистическое напряжение, на физкультурных минутках проводим динамические упражнения на расслабление различных групп мышц (шеи, плечевого пояса, конечностей, корпуса). Эти упражнения просты и эффективны, поэтому их мы выполняем в классе, в программе физкультминутки.

Чаще всего устают глаза. Переутомление или непривычная нагрузка часто являются причиной головных болей. Для расслабления глаз полезно смотреть на зелёный цвет .

Упражнения специальной дыхательной гимнастики .
Упражнение 1.

Спокойно вдохните через нос, выдохните через рот. Повторить 4 раза.

Упражнение 2.

Руки на коленях; разведите руки в стороны - на вдох, положите руки на колени -на выдох. Повторить 4 раза.

Упражнение 3.

Ноги на ширине плеч; поднимите руки вверх - на вдох, наклонитесь вниз, достаньте до пола-на вдох, выпрямитесь. Повторить 4 раза.

Упражнение 4.

Руки перед грудью; сделайте два рывка локтями назад; разведите руки в стороны. Повторите 6 ра

Упражнение 5.

Спокойно вдохните через нос, на выдохе произнесите звук Ш. Повторить 6 раз.

Упражнение 6.

Пальцы рук на рёбрах; на вдох - расширьте грудную клетку в стороны, на выдох - сожмите грудную клетку и выпрямьтесь. Повторить 4 раза.

Упражнение 7.

Пальцы рук к плечам; правым коленом достаньте левый локоть и наоборот. Повторить 6 раз.

Упражнение 8.

Облокотившись на спинку стула, держитесь за сиденье, ноги выпрямите. В этом положении - вдох, движение ногами «велосипед» - на выдохе. Повторить 6 раз.

Упражнение 9.

Руки на коленях; разведите руки в стороны - на вдох, обнимите себя и выпрямитесь - на выдох. Повторить 4 раза.

Упражнение 10.

Руки на плечах; сделайте круговые движения локтями на счёт 4 - три раза в каждую сторону. Повторить 4 раза.

Упражнение 11.

Спокойно вдохните через нос, на выдохе произнесите звук С.

Повторить 6 раз.

В перспективе:

    Проводить специальные коррекционные занятия для детей с нарушением осанки и плоскостопия.

    Углублённые врачебные осмотры с комплексной оценкой здоровья.

    Организация платных тренировочных секций (ритмика).

    Организация занятий по группам здоровья, с учётом индивидуального подхода отдельно для девочек и мальчиков.

1. Творческая работа.

1.1. Конкурс «Самый здоровый класс»

Можно объявить в вашей школе конкурс на самый здоровый класс. Участие в нем принимают весь класс, классный руководитель, а также родители.

Конкурс проводится в течение всего учебного года (с сентября по май).

Участие в нем классных коллективов оценивается членами жюри, в состав которого входят представители администрации, педагоги, учащиеся, родители. Жюри использует следующие критерии оценки:

    участие класса в общешкольных спортивно-оздоровительных мероприятиях;

    привлечение родителей к работе по пропаганде здорового образа жизни;

    пропуски уроков по болезни (вычитаются баллы за каждого ученика);

    организация классом внеклассных спортивно-оздоровительных дел для учащихся других классов;

    выпуск санитарных бюллетеней, листков здоровья, в которых пропагандируется здоровый образ жизни;

    организация походов, экскурсий, прогулок;

    участие в спортивных секциях, кружках (туристических, танцевальных и т.д.).

    организация в классе ежедневной утренней зарядки;

    наличие у учащихся вредных привычек (вычитаются баллы за каждого ученика).

1.2. Фестиваль здоровья в школе

Проведите в своей школе творческий вечер-фестиваль, посвященный сохранению здоровья школьников, на котором могут выступить агитбригады; проведите мини-соревнования «Веселые старты», мини-конкурс стихов о здоровье, сделайте постановку сказки на тему «Здоровая пища». Пригласите родителей, других педагогов.

1.3. Выставка плакатов и слоганов

Организуйте с детьми выставку плакатов и слоганов на тему «Здоровый образ жизни», проведите пропаганду среди учеников Вашей школы, класса.

2. Исследовательская работа

2.1. Характеристика заболеваемости

Изучение динамики заболеваемости. Заболеваемость отражает число всех имеющихся у учащихся данной школы болезней. Можно охарактеризовать отдельную возрастную группу.

Например, заболеваемость учащихся 8 класса МОУ СОШ № ___

Класс

Кол-во

уч-ся

число пропущенных дней по болезни за год

число болеющих детей

число не болеющих детей

медицинская группа

1-2 раза в год

раза в год

5-6 раз в год

более 7 раз в год

основная

подготовительная

специальная

2.2. Характеристика социальных условий проживания

Показатели получаются путем анкетирования или устного опроса учащихся класса (школы) о численности и составе семьи, жилищных условиях и доходах семьи. Оценивается возрастной и социальный состав, доходы на душу членов семьи и условия проживания.

2.3. Мониторинг физического развития учащихся

Одним из важных показателей здоровья является физическое развитие человека. В первую очередь оно оценивается с использованием антропометрии по состоянию опорно-двигательной системы. Антропометрические исследования включают измерения длины тела (рост), массы тела (вес), окружности грудной клетки и определение антропометрических показателей физического развития (динамометрия – становая сила, мышечная сила рук; жизненная емкость легких).

3. Практическая работа

В качестве практической деятельности по улучшению состояния здоровья школьников предлагается организовать в вашей школе инициативную группу «Патруль здоровья» . В эту группу могут входить учащиеся школы, педагоги, родители, администрация. «Патруль здоровья» координирует всю работу, направленную на сохранение и укрепление здоровья учащихся вашей школы, организует и проводит акции «Стоп наркотикам!», «Хватит курить», «Здоровье – твой выбор» и т.д.

Ростовцева Екатерина Викторовна,
воспитатель школы №502 Санкт-Петербурга

Сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач страны.

Общеизвестно, что здоровье человека на 20% зависит от наследственных факторов, на 20% - от природного окружения, на 7-10% - от уровня здравоохранения и на 50% - от образа жизни человека.

В связи с этим, проблема сохранения здоровья и воспитания культуры здорового образа жизни у детей является чрезвычайно актуальной.

Здоровье представляет состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и дефектов развития. Образ жизни - совокупность конкретных форм жизнедеятельности людей во всех сферах общественной жизни.

Можно выделить общие задачи сохранения здоровья школьников, характерные для всех используемых программ для образовательных учреждений:

1. Научить детей определять свое состояние и ощущения.

2. Сформировать активную жизненную позицию.

3. Сформировать представления о своем теле, организме.

4. Учить укреплять и сохранять свое здоровье.

5. Понимать необходимость и роль движений в физическом развитии.

6. Обучать правилам безопасности при выполнении физических упражнений и различных видов деятельности.

7. Уметь оказывать элементарную помощь при травмах.

8. Формировать представления о том, что полезно и что вредно для организма.

Таким образом, необходимо постоянно вести работу по развитию самоопределения младших школьников, одним из важнейших составляющих её является сохранение и укрепление физического, психического, нравственного и социального здоровья.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) является основой профилактики заболеваний и укрепления здоровья детей и подростков. Современная концепция ЗОЖ определяет его как осознанное в своей необходимости постоянное выполнение гигиенических правил укрепления и сохранения индивидуального и общественного здоровья.

Для школьников основными составляющими элементами ЗОЖ являются рациональное питание, двигательная активность, общеукрепляющие и антистрессовые мероприятия, полноценный отдых, высокая медицинская активность. В современных сложных социально-экономических условиях отсутствие этих элементов в поведении значительной части школьников является фактором риска возникновения заболеваний.

Учитывая состояние здоровья детей школьного возраста, в последние годы в стране значительно активизировалась работа по созданию здоровьесберегающей системы образовательного учреждения, направленной на формирование у детей навыков здорового образа жизни.

Обучающий аспект этой системы включает в себя:

Освоение учебных программ по здоровому образу жизни;

Освоение пособий для педагогов и учащихся;

Создание методической библиотечки для педагогов разных категорий по проблемам здорового образа жизни;

Обучение педагогов активным методам формирования навыков здорового образа жизни и др.

Известно, что здоровые привычки формируются с самого раннего возраста ребенка. Поэтому роль и значение семьи, семейного воспитания в этом процессе трудно переоценить. Родителям необходимо ежедневно, изо дня в день, незаметно и неуклонно вести воспитание своего ребенка, чтобы он осознал необходимость укрепления здоровья и научился этому искусству. Чтобы успешно справиться с этой задачей, родители должны иметь определенную теоретическую и практическую подготовку в этих вопросах.

Наука предлагает им следующие принципы, на которых строится воспитание здорового образа жизни детей :

1. Системный подход : человек представляет собой сложную систему. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально - волевую сферу, если не работать с нравственностью ребенка. Успешное решение задач воспитания ЗОЖ возможно только при объединении воспитательных усилий школы и родителей.

2. Деятельностный подход . Культура в области здоровья и здорового образа жизни осваивается детьми в процессе совместной деятельности с родителями. Необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой по этому пути.

3. Принцип «Не навреди!» Предусматривает использование в работе только безопасных приемов оздоровления, научно признанных и апробированных тысячелетним опытом человечества и официально признанных.

4. Принцип гуманизма . В воспитании в области здоровья и ЗОЖ признается самоценность личности ребенка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности.

Приоритетным направлением воспитания в области здоровья должно быть формирование нравственных качеств ребенка, которые являются фундаментом здоровья. Для этого необходимо развивать в нем доброту, дружелюбие, выдержку, целеустремленность, смелость, оптимистическое отношение к жизни, чувство радости существования, способность чувствовать себя счастливым, верить в собственные силы и доверять миру.

Для формирования этих качеств необходимы душевная гармония, адекватная положительная самооценка, которые возникают, если ребенок свободен от чувства тревоги и страха, живет с уверенностью в своей защищенности и безопасности. Важно, чтобы по мере освоения культуры здоровьесбережения у каждого ребенка формировались чувства нежности и любви к самому себе, настроение особой радости от понимания своей уникальности, неповторимости, безграничности своих творческих возможностей, чувство доверия к миру и людям.

Организуя образование в области здоровья, помните:

Если ребенка часто подбадривают - он учится уверенности в себе,

Если ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить,

Если ребенку удается достигать желаемого - он учится надежде,

Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.

Необходимо формировать у ребенка нравственное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. Чтобы мотивировать его на здравоохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающей жизни, личный пример родителей.

Мощным источником формирования ЗОЖ детей является физическая культура. Стратегия занятий исходит из того, что удовольствие от двигательной активности перерастает в привычку, а от нее в потребность.

Важная задача, которую необходимо решить, осуществляя воспитание в области здоровья и ЗОЖ, заключается в формировании основ личной гигиены: овладения навыками ухода за телом, приемами самомассажа, способами закаливания и др. Не менее важно, чтобы ребенок овладел навыками психопрофилактики, саморегуляции и активизации резервных возможностей своего организма. Для этого необходимо развивать и совершенствовать у него функции анализаторных систем (слух, зрение, тактильное чувство и др.), учить навыкам произвольного контроля за дыханием, мышечным тонусом, воображением, способствовать становлению «внутреннего наблюдателя» в сознании ребенка (внутреннее Я), формировать умения выражать свои чувства с помощью слов, мимики, жестов и др. Осваивая эти знания и умения, ребенок учится управлять своими эмоциями и умственной деятельностью. Это улучшает психологическое самочувствие в школе, способствует более успешному обучению.

Список литературы:

1. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. - № 11.

2. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2006, № 6.

3. Ощепкова Т.Л. Воспитание потребности в ЗОЖ у детей младшего школьного возраста // «Начальная школа», 2006, № 8.

4. Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе // Воспитание школьников.-2005.-№2.

5. Смирнов Н.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе/Н.К.Смирнов. - М.АРКТИ, 2003.

6. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков.- М.: Медицина, 1991.

7. Шевченко Л.Л. От охраны здоровья к успеху в учебе // «Начальная школа», 2006, № 8.

Чехлова Элла Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №423 г.Челябинска"
Населённый пункт: г.Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья основ здорового образа жизни
Дата публикации: 06.02.2016
Раздел: дошкольное образование

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ЗДОРОВЬЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.
Чехлова Э.В., МБДОУ «Детский сад № 423 г. Челябинска» Физическая активность важна в любом возрасте – и в детском, и во взрослом. Но в детском возрасте, когда формируются основные системы растущего организма, когда от того, насколько гармонично развивается малыш, зависит его здоровье на долгие-долгие годы. Поэтому дошкольника с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, с задержкой психического развития) необходимо познакомить и научить пользоваться всеми средствами физического воспитания, которые в дальнейшем помогут ему легко адаптироваться к условиям школьного обучения. Можно ли укреплять и сохранять здоровье ребенка, не занимаясь его физическим воспитанием? Конечно, нет. Движение - естественная биологическая потребность детей, и ограничение этого не только задерживает гармоничное формирование, но и приводит к тому, что в последующие периоды жизни ребенок не может овладеть теми или иными двигательными навыками. Однако следует учитывать, что повышенные нагрузки, не отвечающие физиологическим потребностям растущего организма, могут существенно помешать гармоничному развитию ребенка. Как же удержаться на "золотой середине", с одной стороны - правильно развивая малыша в соответствии с его потенциалом, с другой - не навредив ему чрезмерной нагрузкой? Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. По данным Министерства здравоохранения всего 13% детей 6–7-летнего возраста могут считаться здоровыми, и одна из существенных причин сложившейся ситуации – отсутствие у детей ценностного отношения к собственному здоровью.
Для успешной реализации задач воспитательно-оздоровительной работы необходимо не только специально организованная деятельность, но и личный пример всех участников воспитания ребенка – педагогов, родителей. Родители и педагоги – должны быть единомышленниками, и вопросы оздоровления решать вместе. Уроки здоровья, консультации, родительские собрания по вопросам оздоровления – это небольшой перечень дел. Двигательная активность в дошкольном возрасте - важное условие для развития ребёнка с ОВЗ и формирования всех органов и систем его организма. Движение приобретает особую актуальность и социальную значимость для физического и психического здоровья детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР). Удовлетворение потребности дошкольника в движениях является важнейшим условием его жизнедеятельности и нормального развития - не только физического, о котором уже говорилось выше, но и интеллектуального. Достаточная по объему двигательная активность благоприятно сказывается на функциональном состоянии головного мозга, увеличении работоспособности, повышении произвольности в выполнении различных действий. С возрастом в распорядке дня ребенка физическая нагрузка будет занимать все большее место, способствовать нормальному развитию центральной нервной системы, улучшению памяти, процессов обучения, нормализации эмоционально-мотивационной сферы, улучшению сна, возрастанию возможностей не только в физической, но и в умственной деятельности. Целью дошкольного воспитания является всестороннее гармоничное развитие ребенка, которое предусматривает охрану и укрепление его здоровья, обеспечение полноценного физического и психического развития. Средства физической культуры позволяют воздействовать на все сферы развития ребенка и в том числе на те, которые имеют решающее значение не только для полноценного физического развития, но и для умственного, нравственного, трудового, эстетического. Цель моей работы с детьми с ОВЗ - сформировать у них основы здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения
элементарных правил здоровьесбережения. Для достижения своих целей я применяю следующие средства двигательной направленности: физические упражнения; физкультминутки и паузы; эмоциональные разрядки; гимнастика (оздоровительная после сна); пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, корригирующая; лечебная физкультура; подвижные и спортивные игры; массаж; самомассаж; психогимнастика. Ежедневно я использую пальчиковые игры. Они являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Психологи утверждают, что гимнастика для пальцев рук развивает мыслительную деятельность, память, внимание ребёнка. Для укрепления зрения я использую следующие моменты: зрительные паузы, в любое время дня дети закрывают глаза и открывают, можно веки прижать пальчиком. Коррекционные физминутки – для укрепления зрения – проводятся на занятиях, т.к. необходима полная раскованность детей в движениях. Зрительная гимнастика – даёт возможность глазу справиться со значительной зрительной нагрузкой. Гимнастикой пользуемся на занятиях рисования, рассматривания картин, при длительном наблюдении. Тренировочные упражнения для глаз проводим несколько раз в день, в зависимости от деятельности, вызывающей напряжение. Детям нравятся эмоциональные разминки (похохочем; покричим так, чтобы стены задрожали; как будто кричит огромный, неведомый зверь и т.д.) Наряду с традиционными формами работы я провожу с детьми с ЗПР самомассаж от простуды (автор А.И. Уманская). Все знают, что у человека на теле имеются особые точки, которые регулируют деятельность внутренних органов. Массаж этих точек повышает защитные силы организма в целом. С детьми, после дневного сна, провожу корригирующую гимнастику (для профилактики и коррекции плоскостопия).
В течение дня мы с детьми изыскиваем минутку, чтобы доставить им удовольствие, выполняя следующие упражнения: потянуться как кошка, поваляться как неваляшка, позевать, открывая рот до ушей, поползать как змея без помощи рук. Это очень важно для развития и укрепления опорно - мышечной системы ребёнка. Оздоровительные силы природы имеют огромное значение для здоровья детей: регулярные прогулки на свежем воздухе, солнечные и воздушные ванны, фитотерапия, аромотерапия, витаминотерапия, закаливание, подвижные игры. Г.А. Сперанский писал: «День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья». Ребёнок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на улице не менее 3-х часов. И поэтому я, в своей работе с детьми, стараюсь как можно больше находиться на свежем воздухе. Большой оздоровительный эффект имеет “Аромотерапия” - процесс вдыхания ароматов. Это положительно воздействует на нервную систему и головной мозг. Так запахи могут вызвать радость, возбуждение, спокойствие, вдохновение. Но в связи с тем, что увеличилось количество детей с аллергией, я беру разрешение у каждого родителя на проведение «Аромотерапии». Таким образом, все эти средства позволяют нам постепенно стабилизировать здоровье детей, снизить заболеваемость, приобщить их к здоровому образу жизни. Теперь мы единомышленники, педагоги и родители, имеют одну цель – воспитать здоровых детей.

Наталья Ястребова
Формирование у детей с ОВЗ положительного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СТ-ЦЫ НИКОЛАЕВСКОЙ

ДОКЛАД НА ТЕМУ :

Подготовила :

Воспитатель ГБОУ

школы-интерната

ст-цы Николаевской

Ястребова Н. В.

ДОКЛАД НА ТЕМУ :

«ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ ».

Цель : способствовать формированию мотивации детей к здоровому образу жизни и их ответственного поведения по сохранению и укреплению своего здоровья .

Задачи :

- Формировать у школьников убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни (использование свободного времени с пользой для здоровья , соблюдение режима дня, выработка негативного отношения к таким вредным привычкам, как курение, пьянство, наркомания, самолечение).

Развитие у детей лидерских качеств и умений самостоятельно работать со сверстниками по продвижению ЗОЖ.

Воспитание чувства ответственности за состояние своего здоровья , привитие любви к занятиям физкультурой и спортом.

«Приобрести здоровье – храбрость ,

А умело распорядиться им – искусство»

Франсуа Вольтер

Здоровье – одна из важных составляющих целостного развития человека, характеризующая его жизнеспособность в единстве телесных и психических характеристик.

В рамках модернизации системы образования одной из главных задач является воспитание обучающихся, обеспечение необходимой информацией , позволяющей сохранить и укреплять здоровье , формирование гигиенических навыков, норм и правил здорового образа жизни , убеждений в необходимости сохранения своего здоровья . Содействию у школьников ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих .

Большинство детей , поступающих в специальные коррекционные школы, обладают целым «букетом» различных заболеваний – это нервно – психические расстройства, нарушение моторики и координации движения, сколиоз, снижение остроты слуха и зрения, кариес и т. д.

Эти негативные явления взаимосвязаны и взаимообусловлены множеством экономических и социальных причин, а так же образом жизни . Значительный процент учащихся с ограниченным интеллектом живут в неблагополучных семьях, где не получают не только полноценного питания, навыков культуры поведения, но даже элементарных понятий о здоровом образе жизни .

Здоровый образ жизни - одна из актуальных тем нашего времени, Всё больше людей, школьников с новыми технологиями, большими нагрузками, ведут неправильный образ жизни . В 21 веке издаётся и переиздаётся большое количество книг, посвящённых этим вопросам. И только лень может помешать современному человеку найти нужную информацию о том , насколько важно правильно питаться, вести подвижный образ жизни , соблюдать гигиену.

Проблема формирования здорового образа жизни не в полной мере получила в специальной литературе детальной теоретической и методической разработки. По моему мнению, формирование ценностей в системе специального образования и воспитания должно включать :

Определение цели и задач ;

Междисциплинарный подход к рассмотрению предметного материала о ценностях здоровья и здорового образа жизни ;

Учёт национальных и региональных особенностей как важной части содержания материала о здоровье ;

Активизацию предметно-практической деятельности детей по усвоению и присвоению принципов здорового образа жизни ;

Необходимым условием педагогического процесса является его положительный эмоциональный фон . Современная педагогика утверждает, что необучаемых детей нет . Целью формирования ценностей здоровья и здорового образа жизни у учащихся с ограниченными возможностями развития можно считать обучение каждого ребёнка способам поддержания и сохранения здоровья , воспитание и развитие детей на основе здоровьесберегающих знаний , умений и навыков, а также формирование эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью и здоровью других людей . Эта цель будет способствовать основной цели обучения и воспитания – достижению каждым учеником максимально возможной самостоятельности и независимости.

Я как воспитатель 3 группы, организовываю наиболее оптимальный для своих детей воспитательный процесс.

Запланированные занятия по формированию здорового образа жизни разделила на три блока :

«Основы здоровья и здорового образа жизни » .

«Не навреди самому себе»

«Мир каждой души» .

В первый блок я включила те занятия, которые направлены на формирование у детей потребностей в здоровом образе жизни , формирование нравственных убеждений.

Занятия по профилактике простудных заболеваний, кишечных инфекций, травм, солнечного удара и др., которые помогут избежать неприятностей. На занятиях этого блока мы организовывали практикумы по применению полученных знаний по уходу за собой, а также составляли все вместе правила в случае получения травм или солнечного удара, а также правил о том, как не простудиться и не подхватить никакую инфекцию.

Практическая работа в этой области позволит детям хорошо адаптироваться в самостоятельной жизни вне стен школы . Занятия «Окно в окружающий мир. Охрана зрения» , «Путешествие бутерброда, Берегите зубы» , «Наш внутренний насос» расширят знания детей о строении и функциях органов человека. Зная, как устроен организм, дети смогут лучше его понять и в случае необходимости обратиться за помощью к врачу .

Итог : Ребята активно принимали участие в практической работе : рисовали рисунки, выпускали стенгазеты, общались с мед. работником школы.

Во втором блоке помещены темы занятий, которые направлены на профилактику наркомании, алкоголизма и табакокурения, на формирование негативного отношения к вредным привычкам .

Это такие занятия : «О вредных привычках нельзя промолчать» , «Вредная привычка или болезнь» , «Искусственный рай» , «Не позволяй душе бранится…» , «Пить или не пить – быть или не быть!»

Для большей убедительности пагубного влияния этих привычек не просто привожу примеры, а нахожу картинки, видео, презентации и другие средства, которые действуют на эмоциональную сторону человека. Привлекаю детей к составлению памяток о вреде курения и алкоголизма.

Итог : На заключительном занятии по этому блоку : «Ещё раз о вредных привычках» , ребята уяснили для себя, что вредные привычки могут привести к беде, так же выпускали стенгазеты, изготавливали памятки, рисовали рисунки.

Третий блок предусматривает формирование позитивного отношения к самому себе , потребность в саморазвитии, формирование опыта нравственных отношений с окружающим миром , развитие духовной сферы личности. Так как у детей с ОВЗ снижена мотивация и уровень самооценки, необходимо показать ребёнку, в чём он может себя выразить и подкреплять это, создавая ситуацию успеха. Я использую игровые занятия для этой цели, где ребёнок может в полной мере проявить себя. Это - викторина «Язык улиц и дорог» , игра «Правила движения знай как таблицу умножения» , подвижные игры «Весёлые старты» , игра-соревнование «Подтянись – не ленись!» и др.

Итог : во время викторин, занятий, бесед в этом блоке учащиеся научились высказывать своё мнение, а так же прислушиваться к мнению других.

Вывод : В результате моей работы сделала для себя вывод, что дети в ходе обсуждения приходят к выводу, что здоровье – это одна из важнейших ценностей человеческой жизни , оно дается человеку как бесценный дар, его нельзя купить, поэтому оно дороже богатства.

И в заключении я хотела бы рассказать вам притчу о бабочке.

В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость . И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей.

Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать : «Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони , раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся». Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил : «Все в твоих руках» .

Вот и мы с вами, захотим – можем втянуться в череду проблем, сложностей, безысходностей, а захотим, сможем раскрасить свою жизнь яркими красками радости и смысла.

Заботиться о своём здоровье должен каждый человек. Главное – захотеть быть здоровым !

Литература

1. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Ж. №6, 2001.

2. Амосов Н. Здоровый образ жизни // Воспитание школьников. 1994. №2-3.

3. Александров В. Как прожить долго здоровым и молодым // Воспитание школьников. 1992. «2-5.

4. Тихвинский С. Б. Роль физического воспитания в здоровье подростка . – М., 1988.

Право ребенка на здоровье закреплено в международных и государственных законах и нормативно-правовых актах. Долг и обязанность всех взрослых - не только соблюдать, уважать и защищать это право, но и вооружать ребенка необходимыми знаниями о собственном здоровье, готовить к достойной жизни в обществе.

Актуальность.

Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве. От того, как мы, взрослые, будем заботиться о здоровье ребенка, как научим его быть здоровым, зависит его дальнейшая жизнь. Особую социальную значимость имеет оказание активной дифференцированной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время идет постоянный поиск эффективных методов оздоровления детей в условиях детского сада.

Одним из таких методов является, на наш взгляд, метод проектов. Образовательный проект рассматривается сегодня как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата.

Мы обратились к проектной деятельности по ряду причин. Во-первых, проектная деятельность развивает научно-познавательное и практически-деятельное отношение к окружающей действительности. Во-вторых, именно проектная деятельность позволяет поддерживать детскую инициативу. В-третьих, все участники проектной деятельности /дети, педагоги, родители/, приобретают опыт продуктивного взаимодействия.

Анализ ситуации в нашей группе показал:

  • дети мало информированы о своём здоровье, о том, от чего зависит здоровье человека;
  • не умеют применять свои знания в повседневной жизни;
  • не понимают важности соблюдения режима дня, мало знают о пользе витаминов, не всегда тщательно моют руки; пользуются носовым платком только при напоминании; нарушают элементарные гигиенические правила: берут пальцы и игрушки в рот, грызут ногти.

Родители уделяют недостаточное внимание здоровью ребёнка:

  • не соблюдают режим дня;
  • в выходные дни спать ложатся поздно, много времени позволяют ребёнку проводить за компьютером;
  • одежда ребёнка не всегда соответствует сезону;
  • питание дома зачастую неполноценное;
  • гигиенические процедуры во многих семьях проводятся нерегулярно.

Данные причины обусловили создание проекта «Мое здоровье».

Тип проекта: информационно-творческий, среднесрочный (1 месяц).

Участники проекта: подготовительная группа детского сада (дети 6-7 лет), педагоги, родители.

Проблемный вопрос: Как научиться не болеть?

Цель: учиться сохранять и укреплять здоровье.

Задачи:

  1. Формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его.
  2. Учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни.
  3. Повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников.

Продукт проекта: Совместное развлечение «Если хочешь быть здоров».

1-подготовительный - выявление проблемы, определение задач, изучение методической литературы

2-практический - организация деятельности по реализации проекта

3-результативный - совместное развлечение «Если хочешь быть здоров».

Ожидаемые результаты:

  1. Осмысленное усвоение навыков здорового образа жизни в повседневной и в практической деятельности воспитанников.
  2. Более серьёзное отношение родителей к проблеме сохранения и укрепления здоровья ребёнка.

Методы реализации проекта.

  1. Практические

Организация режима двигательной активности, режима проветривания в группе

Пальчиковые игры

Физкультминутки

Упражнения на дыхание

Артикуляционная гимнастика

Гимнастика для глаз

Игра сюжетно-ролевая, дидактическая, подвижная

Опыты и наблюдения

  1. Словесные

Чтение художественной литературы

Консультации

Рассказывание

Инструкции

Словесные игры

  1. Наглядные

Оформление коллективных альбомов

Сбор фотоматериала

Рассматривание иллюстраций

Информационные стенды, папки-передвижки, буклеты

Личный пример взрослых

  1. Наше тело. В здоровом теле - здоровый дух!
  2. Гигиена. От простой воды и мыла у микробов тает сила!
  3. Питание. Никогда не унываю и улыбка на лице, потому что принимаю витамины А, В, С!
  4. Физкультура. Кто с физкультурой дружит, никогда не тужит!

Для успешной реализации проекта нами собраны рабочие материалы: планирование проекта, вопросы для ситуативных бесед с детьми, стихи, загадки, сказки, игры-фантазии, рекомендации родителям, конспекты занятий.

Примерные формы организации деятельности.

3 неделя проекта. ПИТАНИЕ.

Девиз недели: Никогда не унываю и улыбка на лице,

Потому что принимаю витамины А, В, С!

  1. Артикуляционная гимнастика /по рекомендациям логопеда/
  2. Пальчиковая игра «Этот пальчик самый…»
  3. Упражнения на дыхание «Горячее молоко».
  4. Гимнастика для глаз. Вытяни вперёд руку. Следи взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом так же медленно отодвигая обратно. /5 раз/
  5. Физкультминутки «Капуста», «Лень отбросим».
  6. Дидактические игры: «Узнай и назови овощи и фрукты», «Угадай на вкус», «Полезно-вредно».
  7. С-Р игра «Семья».