Что такое исследовательский проект школьника. Исследовательский проект на тему. Комплексный подход к опытно-экспериментальной работе

Исследовательский проект

Зимующие птицы окрестностей деревни Елегино Буйского района Костромской области

Тугаринова Ольга Викторовна,

учитель географии МОУ Елегинская

основная общеобразовательная

школа Буйского района Костромской

области,

стаж работы 31 год, высшая квалификационная категория.

Исследовательская деятельность. Детские проекты - Проект Организация совместной исследовательско-познавательной деятельности

Знаете ли вы, что ключевым элементом вашего исследовательского предложения будет его раздел методологии? Представьте себе: вы конкурируете с несколькими другими организациями за грантовые деньги, чтобы провести расследование нового лечения рака. Вам нужно будет убедить фонд гранта, что их деньги будут потрачены хорошо, и что вы справитесь с этим расследованием. Как они могут поверить, что вы будете давать результаты, если не расскажете им о методах, которые вы собираетесь использовать для оценки и изучения ваших исследований и данных?

д. Елегино.

2014 г.

Тип проекта : Информационно-исследовательский.

Сроки реализации проекта: декабрь – март.

Место проведения исследования: сады и огороды населённого пункта.

План действий учителя и учащихся над проектом.

п\п

Этапы

Деятельность учащихся

Комплексный подход к опытно-экспериментальной работе

Будете ли вы проводить эксперименты или будете изучать существующие группы людей? Собираете ли вы числовые данные или анекдоты? Как вы узнаете, что вы проверили правильную популяцию людей или что ваши рассуждения звучат? Основываясь на методологии вашего исследовательского предложения, фонд грантов будет либо одобрять, либо отклонять ваше расследование, и будет определять размер вашего гранта.

Исследовательская деятельность. детские проекты - творческо-исследовательский проект в доу по физо «здоровый малыш»

Настало время изучить и изучить методологию исследовательских предложений. Методология исследовательского предложения описывает стратегию проведения расследования для ответа на исследовательский вопрос. В рамках общего исследовательского проектного предложения исследователю необходимо будет спланировать и разделить процедуры, которые будут использоваться в ходе расследования.

Деятельность учителя

1.

Подготовка: выбор темы проекта, определение цели и содержание проекта, формирование творческих групп, определение форм выражения итогов проектной деятельности.

Уточняют информацию, обсуждают задание, принимают общее решение, формируют творческие группы.

Отбирает темы, предлагает учащимся. Объясняет цель, формирует положительную мотивацию к деятельности.

В этом разделе вы рассмотрите различные подходы, схемы, процедуры и методы исследования вашей области исследований. Конкретные инструменты будут описаны и оценены, чтобы вы могли определить, какие из них помогут вам выполнить ваши исследовательские цели.

Общий проект исследовательского проекта состоит из его методов и процедур. Дизайн исследования может быть описан как качественный или количественный подход. Также возможно иметь смесь двух подходов, как в общем дизайне, так и в конкретных методах, используемых в исследовании.

Все исследователи, включая вас, должны понимать полный характер как количественных, так и качественных подходов к методологиям исследований и оценки, чтобы правильно выбрать общий дизайн, который наилучшим образом соответствует вашему исследованию. Хотя описываемые как отдельные термины, качественные и количественные подходы к методам исследования и дизайну являются взаимодополняющими и могут часто перекрываться.

2.

Планирование: анализ проблемы, определение задач, средств реализации проекта, выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в группе, разработка вопросов для творческих групп, отбор литературы.

Вырабатывают план действий, осуществляют постановку конкретных задач, определяют средства реализации проекта, уточняют источники информации, распределяют роли в группе.

Каковы основные типы качественных подходов к исследованиям? Хотя существует множество различных исследований, которые могут быть выполнены, исследование с качественным подходом, как правило, может быть описано с характеристиками одного из следующих трех типов.

Исторические исследования описывают прошлые события, проблемы, проблемы и факты. Данные собираются из письменных или устных описаний прошлых событий, артефактов и т.д. в нем описывается «что было» в попытке воссоздать прошлое. Он отличается от отчета тем, что он включает в себя интерпретацию событий и их влияние на настоящее. Он отвечает на вопрос: «В чем была ситуация?».

Разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности, подбирает литературу.

3.

Принятие решения: сбор и уточнение информации, обсуждении различных гипотез, выбор оптимального варианта, уточнение плана деятельности.

Работа с информацией, выполняют исследования.

Консультирует,

координирует работу, стимулирует деятельность учащихся.

Примеры исторических исследований. Изучение факторов, ведущих к историческому развитию и развитию кооперативного обучения Изучение последствий исторических решений Верховного суда Соединенных Штатов Америки по американским тюрьмам Изучение эволюции печатной журналистики в Соединенных Штатах путем изучения коллекций газет Изучение исторических тенденций в публичных законах путем просмотра записи в местном суде. Этот тип дизайна собирает обширные описательные данные, основанные на многих переменных в течение длительного периода времени в естественной обстановке в определенном контексте.

4.

Выполнение проекта.

Работают над проектом и его оформлением.

Консультирует,

координирует работу, стимулирует деятельность учащихся

5.

Оценка выполнения проекта.

Обсуждение полученных результатов, формулирование выводов.

Наблюдение за деятельностью учащихся.

6.

Презентация: защита проекта.

Фон, развитие, текущие условия и взаимодействие с окружающей средой одного или нескольких лиц, групп, сообществ, предприятий или учреждений наблюдаются, регистрируются и анализируются для моделей в отношении внутренних и внешних воздействий. Это полное описание существующих явлений.

Одна конкретная форма этнографических исследований называется тематическим исследованием. Это подробное исследование отдельной группы, личности, ситуации или сайта. Мета-анализ - это еще одна конкретная форма. Это статистический метод, который накапливает экспериментальные и корреляционные результаты в независимых исследованиях. Это анализ анализов.

Докладывают о результатах совместной работы.

Оценивание работы

Содержание проекта.

    Введение.

Актуальность темы.

«Так и живут бок обок птицы и люди, часто, не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу, как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку? Но выживет ли человек, если на Земле не останется птиц».

Примеры этнографических исследований. Тематическое исследование участия родителей в специальной школе магнитов Многостраничное исследование детей наркозависимых, которые превосходят детей раннего возраста в плохих условиях. Изучение характера проблем, с которыми сталкиваются учителя, когда они начинают использовать конструктивистский подход к обучению, после преподавал с использованием очень традиционного подхода в течение десяти лет. Психологическое тематическое исследование с обширными заметками, основанное на наблюдениях и интервью с иммигрантами. Изучение поведения приматов в дикой природе, измеряющее количество времени, в течение которого животное участвует в конкретном поведении. Примеры описательных исследований.

Э. Голованова

Наша родная деревня Елегино расположена в Буйском районе Костромской области. Она очень красивая. Весной и летом можно любоваться зеленым нарядом белоствольных берез, слушать пение птиц. Они радуют нас стремительным лёгким полётом. Способность птиц летать всегда завораживала человека и манила в небо. Наверное, поэтому птицы являются излюбленным объектом изучения биологов и простых любителей природы. Учащиеся нашей школы не являются исключением. Им тоже было всегда интересно узнать о птицах, живущих в нашем крае. Дети наблюдают за ними, изучают их повадки. Эти знания они используют на разных уроках: окружающий мир, природоведение, биология, экология. Школьники знают м ногих птиц, улетающих от нас на зиму в теплые края . Особое внимание учащиеся под руководством учителей уделяют изучению тех птиц, которые не улетают в тёплые края из нашей местности, а остаются зимовать в лесах вблизи жилья человека. Они заботятся о них: развешивают кормушки и подкармливают птиц в холодное время. В феврале 2013 года учащийся 2 класса Шичкин Роман участвовал в муниципальном этапе конкурса « Не оставим без дворца ни синицу, ни скворца». Им был изготовлен буклет « Зимующие птицы д. Елегино»

Изучение опыта ученика-аутиста, перешедшего из автономной программы в систему включения. Изучение опыта старшей школы-звезды, которая была перенесена в команду, отвечающую за победу в чемпионате. Используйте эти термины, чтобы пробегать память, когда вы пишете абзац одного абзаца о том, что вы понимаете, каков качественный подход к дизайну исследования. Просто ваши собственные слова и идеи.

Определите, какова ваша роль в собрании исследовательского материала. В этом разделе описываются основные задачи вашей исследовательской процедуры. Объясните, будете ли вы ненавязчивым наблюдателем, наблюдателем участника или сотрудником. Оцените, как ваш собственный уклон может повлиять на методологию, результаты и анализ результатов.

Цель проекта.

Изучить образ жизни и поведения птиц зимой в окрестностях деревни Елегино.

- Изучить и систематизировать информационный материал о зимующих птицах деревни Елегино.

Провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц;

Понаблюдать за повадками птиц, научить детей любить и любоваться ими;

Этика никогда не будет влиять на этот элемент исследования. Кроме того, этот раздел часто переплетается в объяснении конструктивного описания с другими элементами предложения. Просмотрите выдержку ниже из исследовательского предложения. Посмотрите, сможете ли вы определить, как исследователь определил свою роль в расследовании, из предоставленного объяснения.

Дизайн и процедуры исследований. Следуя этим направлениям мышления, предлагается качественное исследование социального мира студентов дневного отделения для взрослых, использующих полуструктурированные интервью в качестве основного исследовательского подхода. Предлагается начать процесс опроса осенью. Они начнутся с неструктурированных вопросов, таких как: «Каково это быть студентом дневного отделения в Центральном колледже?» Часто, если у меня есть только один случайный вопрос для разъяснения, ожидается, что взрослые расскажут о самых разных темах во время расширенного интервью.

Изготовить кормушки, подкармливать птиц зимой;

Сделать анализ и обобщить результаты.

Развивать у детей интерес к миру природы;

Воспитывать экологическую и эстетическую культуру;

Вовлечь учащихся в практическую деятельность по охране птиц зимой

Если каждый из нас будет много знать о птицах нашего края, знать особенности обитания разных птиц, уметь различать их голоса, заботиться и охранять их, то мы станем относиться не только к птицам добрее и внимательнее, но и к друг к другу, и тогда на земле будет меньше зла, а наш мир станет красивее, прекраснее и радостнее.

Предполагается, что в течение этого учебного года будет проведено до 30 интервью и любые необходимые последующие интервью. Все собеседования будут записаны на магнитофон и, как ожидается, на основе четырех пилотных интервью, которые будут проводиться, от 45 минут до одного часа и 45 минут. Интервью будут неофициальными и открытыми и будут вестись в разговорном стиле.

Меморандумы также будут написаны во время прослушивания записанных на пленке интервью, ввода расшифровки стенограммы и размышлений о конкретном интервью. Как исследователь характеризует свою роль в процессе исследования, прямо или косвенно, в предложении?

Гипотеза:

    Если изменить условия проживания птиц зимой, то не все перелетные птицы будут улетать в тёплые края.

    Зимующие птицы - это пернатые, умеющие приспособиться к разным условиям.

Объект исследования : зимующие птицы окрестностей д. Елегино.

Методы исследования:

    теоретические: анализ литературы, моделирование общей гипотезы исследования и проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;

    Процедуры сбора и анализа данных: выборка и контрольно-измерительные приборы. Разработайте и опишите конкретную методологию, соответствующую вашей академической дисциплине, вашей цели, вашему способу расследования и вашему типу. В этом разделе вашего предложения должны быть указаны детали предлагаемого плана. Вам следует обсудить, как вы будете изучать вашу проблему или проблему и какие конкретные инструменты и методы вы будете использовать. Если вы не единственный человек, работающий над проектом, вам нужно объяснить, кто еще участвует.

    эмпирические: беседы, наблюдения, опытная работа;

    статистические: оценка статистической значимости гипотезы.

Этапы исследовательской работы:

1.Теоретический .

Задачи:

    изучить, какие птицы остаются у нас зимовать;

    чем питаются птицы зимой;

    как они приспосабливаются к зимним условиям.

    Существует множество устройств, которые вы можете использовать для сбора ваших данных. Этика должна рассматриваться на всех этапах исследовательского проекта: от идей мозгового штурма, до грантов по сбору средств, до разработки исследований, проведения интервью и до окончательной публикации окончательных результатов.

    Защитите свой выбор в неофициальном эссе по крайней мере из пяти абзацев в вашем журнале отражения. Хотя вы только защищаете одну проблему, вы также должны ссылаться на других в своем эссе. Надежность и обоснованность методов и результатов. Вам нужно убедить читателя, что ваши методы и результаты являются надежными и действительными. Чем больше результатов доказывают согласованность во времени и отражают точные представления об исследуемых совокупностях, тем они более научно обоснованы. Если результаты исследования могут быть воспроизведены по аналогичной методологии, то методы исследования считаются надежными.

В этой работе учащиеся из различных источников изучали и рассматривали разные виды птиц, которые встречаются в нашем крае.

Вывод.

Часто мы и не замечаем этих маленьких пернатых, но, познакомившись с ними поближе, мы понимаем, что и они делают очень много полезного. Эти птицы живут рядом с нами, и приносят большую пользу, иногда даже радость. На птиц невозможно взглянуть мельком и тотчас же отвести равнодушный взгляд. Встреча с ними – всегда событие. Это поистине восхитительное зрелище, когда среди ветвей деревьев мы видим солидных или взъерошенных птиц. Как не спешишь по своим делам, непременно постоишь под деревом и полюбуешься. Учащиеся узнали о том, что в нашем крае зимуют не все птицы, а только те, которые приспособились к выживанию в трудных погодных условиях. Из источников узнали, какой корм предпочитают те или иные птицы.

Действительность определяет, действительно ли исследование измеряет то, что оно предназначалось для измерения, или насколько достоверны результаты исследований. Другими словами, позволяет ли исследовательский инструмент ударить «бычьим глазом» с вашими исследовательскими целями? Исследователи обычно определяют достоверность, задавая ряд вопросов и часто ищут ответы в исследованиях других. Каждый тип исследовательского проекта имеет свои собственные стандарты надежности и достоверности.

Важность раздела «Хорошие результаты»

В разделе результатов должны быть указаны результаты исследования, упорядоченные в логической последовательности без предвзятости или интерпретации. Раздел, описывающий результаты, особенно необходим, если в ваш документ включены данные, полученные из ваших собственных исследований. При формулировании раздела результатов важно помнить, что результаты исследования ничего не доказывают. Выводы могут подтвердить или отвергнуть гипотезу, лежащую в основе вашего исследования. Однако акт формулирования результатов поможет вам понять проблему из внутри, разбивать его на куски и рассматривать исследовательскую проблему с разных точек зрения.

Учащиеся поняли важность оказания помощи зимующим птицам.

2 этап. Практический.

Акция « Помоги зимующим птицам»

Задачи:

    сделать кормушки для птиц;

    следить, чтобы постоянно в кормушках был корм;

    провести фотосъемки.

В ходе акции «Помоги зимующим птицам» учащиеся школы мастерили и развешивали кормушки на территории школы, около своих домов, кормили зимующих птиц. Акция продлится до начала апреля. Началась она с анкеты, где дети высказывали свое мнение о том, как зимуют птицы, как трудно им добывать зимой корм, некоторые ребята рассказали о своих наблюдениях. Вот некоторые высказывания детей. (Приложение №1)

(В школе на информационном стенде вывешена «Телеграмма»)

SOS !

Здравствуйте, дорогие ребята!

Пишут вам птицы, зимующие в вашем крае. Мы знаем, что вы наши друзья. Вы всё знаете и умеете. Мы уверены в том, что у вас добрые сердца. Очень просим вас помочь нам перенести холода. Может, вы поможете нам выжить в эти трудные времена. Не оставьте нас одних без внимания в зимние холода.

Кормушки для пернатых можно делать из бросовых материалов: пакеты из-под молока, сока; пластиковые бутылки; коробки из-под обуви др. Подойдут для подкормки и пакеты из - под молока. Надо только вырезать два - три отверстия, и насыпав корм, подвесить пакет к дереву. Синицам, поползням эта кормушка понравится. Они не боятся, что кормушка качается на ветру. Кормушку для мелких птиц можно устроить в любом месте: на окне, балконе, в парке, на приусадебном участке. При ее устройстве не стоит увлекаться слишком сложными и причудливыми конструкциями. Удобны различные варианты кормушек - автоматов, в которых пища высыпается постепенно по мере ее потребления (и птицы постоянно сыты, и уход за кормушкой не сложен.) Для этого можно использовать укрепленную вверх дном пластиковую бутылку, зерно из которой постепенно высыпается на подставку. Между сучьями закрепить кормовой столик с бортиками, а бутылку наполнить кормом и подвесить почти вплотную к нему. Кусочки сала и мяса для синиц можно положить в сеточку и повесить прямо на ветку. Мясо и сало можно давать сырое и вареное, но обязательно несоленое.

Многие ребята начали заготовку птичьего корма в конце лета. Они высушивали арбузные семечки. Это – хороший корм для синиц. Много заготовил и обычных семечек- плодов подсолнечника. Синицы их тоже очень любят. Летом и осенью было заготовлено достаточное количество кормов, чтобы прокормить птиц зимой.

Школьники позаботились и о кормушках. Вместе с родителями было изготовлено 5 деревянных кормушек, а своими руками ученики нашей школы из вторичного сырья (пластиковые бутылки, коробки из-под обуви, пакеты из-под молока, сока, кефира и др.) изготовили 10 кормушек. Все кормушки были развешены на деревьях возле школы, в садах и огородах около своих домов. У каждого ученика была памятка о правилах кормления птиц.

Знакомство с памяткой «Как подкармливать птиц»

    Укрепляя кормушку, не обламывай ветки деревьев.

    Не прибивай кормушку к стволу дерева.

    Сметай с кормушки снег.

    Не клади на кормушку куски хлеба, корки мандаринов, макароны. Птицы это не едят! Им нужны семечки подсолнуха, арбуза, тыквы, кусочки сала.

    В качестве корма для птиц подойдёт зерно: пшеница, ячмень, семечки подсолнечника, овсяные хлопья; крупы: перловая. Просо, пшено; орехи, кусочки фруктов, сушёные ягоды, шишки, жёлуди.

    Ржаной хлеб птицам лучше не давать.

    Ни в коем случае нельзя птиц кормить жареными и солёными семечками, солёным салом, испорченными продуктами с неприятным запахом или наличием плесени.

    Насыпать корм следует только в отсутствии корма в кормушке.

    Размещать кормушку следует на достаточной высоте от земли. Следует оберегать их местопребывание от кошек.

    Надо знать, что ветер очень опасен для птиц, поэтому кормушка должна располагаться в защищённых от ветра местах.

В ходе второго этапа учащимся было предложено провести 2 эксперимента.

Эксперимент 1. «Постоянное место подкормки. Регулярность кормления птиц»

Результат: Птицы привыкают к постоянному месту подкормки.

Вывод: 1) Желательно вывешивать кормушки ежегодно на прежние места; 2) Ежедневно пополнять кормушки кормом, чтобы птицы, преодолев долгий путь, не улетали бы без корма.

Эксперимент 2. «Сало для синиц»

Результат: Подтвердился тот факт, что синички лакомятся несолёным салом.

Вывод: Чтобы синички постоянно прилетали к кормушке, необходимо сыпать корм для синичек, не смешивая его с другим кормом.

Вывод по итогам 2 этапа: При соблюдении основных правил оказания помощи зимующим птицам увеличивается их численность. Они охотно прилетают на места кормления.

3 этап. Наблюдение.

Цель: Подсчитать и сравнить количество птиц, прилетавших к кормушкам в холодную и более тёплую погоду в течение одного часа.

Задачи:

    Наблюдать за птицами, прилетающими к кормушке;

    Отмечать температуру воздуха в день наблюдения.

    Проследить, как едят разные птицы (зерноядные и насекомоядные), например, семена подсолнуха.

    Выяснить, каковы взаимоотношения между отдельными видами птиц на кормушке и между особями другого вида.

    Выявить, какой корм поедают разные птицы.

(Все свои наблюдения необходимо записывать в дневник, одновременно отмечая состояние погоды, в первую очередь – температуру)

Какие же птицы обычно посещали наши кормушки?

(Результаты наблюдений учащихся за птицами, прилетавшими к их кормушкам в приложение №2)

В процессе наблюдений и сбора информации учащиеся прочитали познавательный материал о птицах, зимующих в наших краях, и узнали много нового и интересного. Из книг и информации, полученной из интернета, смогли найти ответы на многие интересующие их вопросы.

В результате деятельности ребята нашей школы придумали интересные конструкции кормушек из пластиковых бутылок.

Из всего, вышесказанного, можно сделать вывод: узнав много нового о птицах, многие дети стали совершенно по-другому относиться к ним. Думаю, что, увидев замерзающего воробушка или голубя, они ни за что не пройдут мимо. Ведь теперь они знают, чтобы птицам не замерзнуть в морозы, их надо накормить.

Заключение.

(Учащиеся систематизировали результаты работы. Составили список птиц, зимующих в окрестностях деревни. Подготовили сообщения по своим темам. Участвуют в акции «Покорми зимующих птиц». Оформили фотовыставку, подготовили презентацию о птицах, зимующих в наших краях)

Проведя наблюдения за птицами, учащиеся сделали следующие выводы:

1.В окрестностях деревни Елегино рядом с человеком зимуют воробьи, синицы, сойки, свиристели, вороны, галки, сороки, голуби, снегири, поползни, клесты, пищухи, чижи, овсянки, корольки, большие совы, крапивники, чечётки, дятлы, прилетают из леса покормиться снегири.

2.Вороны ведут неколлективный образ жизни. Они умные и осторожные птицы.

3.Снегири переселяются ближе к жилью человека в сильные морозы.

4.Воробьи являются конкурентами с голубями в цепи питания.

5.Синицам не нравятся предметы белой и яркой окраски, поэтому кормушки для птиц нужно делать темного цвета

6.Зимуют в нашем крае не все птицы, а только приспособленные к выживанию в жестких погодных условиях, многие охотно прилетают на места кормления.

7. Число птиц, посещающих кормушки в холодную погоду больше, чем в теплую.

8.Птицы довольно успешно могут противостоять холодам в том случае, если вокруг много подходящего корма.

9.Возможно, если птиц постоянно подкармливать, то они не улетят в теплые края.

10. Если каждый из нас будет много знать о птицах нашего края, знать особенности обитания разных птиц, уметь различать их голоса, заботиться и охранять их, то мы станем относиться не только к птицам добрее и внимательнее, но и к друг к другу, и тогда на земле будет меньше зла, а наш мир станет красивее, прекраснее и радостнее.

Чем больше мы проявим заботы о наших пернатых друзьях, тем больше мы сохраним их численность, тем больше они уничтожат разных вредителей садов, полей, огородов, тем красивее и богаче будет природа.

Наблюдения подтвердили гипотезу, выдвинутую ранее.

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна.

Горсть одна -

И не страшна будет им зима.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Презентация проекта.

Выступления учащихся с докладами о результатах совместной деятельности по реализации данного проекта планируются в конце марта на празднике «Дня птиц»

Использованная литература:

    Бианки В. Лесная газета. М.,1986

    Журналы «В мире животных», «Муравейник», «Юный натуралист»

    Дмитриев Ю., Владимиров А., Пожарицкая Н. Книга природы. М.,1990

    Энциклопедия «Я познаю мир» М., 2000

5. Энциклопедия «Птицы» М., 2008

6 Большая книга вопросов и ответов. Что? Зачем? Почему? /Пер. К. Мишиной, А Зыковой. – М.: Эксмо, 2003

7. Колбовский Е.Ю. Экология для любознательных, или О чем не узнаешь на уроке. – Ярославль: «Академия развития», 1998

8. Потапова Л.М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов /В.Н. Куров. Ярославль: «Академия развития», 1998

9. Храбрый В.М. Школьный атлас-определитель птиц: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение,

199810. Я познаю мир. Птицы: Детская энциклопедия. /В.В. Иваницкий. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001

10 Интернет - ресурсы.

Приложение №1

Анкеты учащихся

Смирнов Дима, 6 класс: «Я каждую зиму вывешиваю кормушку. Каждый раз - новая модель! А делаю я это потому, что жалко птичек, которым нечего есть холодной зимой, а еще – очень интересно наблюдать за синицами, которые толпятся перед кормушкой и толкают от нее друг друга, еще при этом громко щебечут. В общем, это забавное зрелище!»

Байков Евгений, 6 класс : «Мне вообще хочется помогать бедным птичкам. А еще нравится смотреть, когда они прилетают покушать. А если тихо подкрасться, их можно сфотографировать. Птицам надо помогать пережить зиму - иначе они умрут. Мои кормушки висят в школьном саду и дома.

Иванова Татьяна, 6 класс: «Помогать нашим друзьям, которые очищают леса и сады от вредителей, это нужное занятие и благородное. Чаще всех кормушку посещает синица. Я каждую зиму занимаюсь подкормкой птиц, для этого у меня несколько кормушек, которые мне помогает делать мама. А кормим мы вместе с младшим братом Димой»

Потапов Виктор, 5 класс : « Да, хорошее занятие. Но не все люди так делают. Слабым надо помогать!»

Богданова Виктория, 7 класс: « Эта зима для меня первая в деревне . Живя в городе, я кормушек не делала. Но я с удовольствием кормила городских голубей и уток, живущих на каналах города Санкт – Петербурга. Здесь, в деревне, птиц много, и я с радостью помогаю им. Во дворе нашего дома развешано много разных кормушек. Я угощаю птичек семечками, просом, ягодами черноплодной рябины и калины. А птицам вешаем сало. Они его очень любят.

Приложение №2

Результаты наблюдений учащихся.

Байков Евгений, учащийся 7 класса.

По утрам галдят воробьи. Стайка небольшая - всего птах тридцать, бывало и больше, но все постоянно крутятся возле дома. После домашних животных остается много корма. Вот и доедают пернатые зёрна за курами и гусями, да и из собачьих мисок не «стесняются» кусок стащить. В общем, ведут сытную жизнь. Самые постоянные гости в наших кормушках - шустрые большие синицы. К их компании нередко присоединялся поползень, чаще всего один. В сильные морозы появлялись снегири. Часто наши кормушки посещала веселая стайка свиристелей, они оповещали о своем прилете громким серебристым свиристением. Они посещали кормушки, которые развешены на рябинах. В тёплые дни меняется поведение птиц: голуби воркуют, сороки трещат. Но как только мороз усиливается. Меняется и поведение птиц. Самое время наблюдать, кто обедает в твоей столовой. Самый частый и массовый гость – большая синица. Они перелетали с дерева на дерево, суетливо подбирая корм по дороге. Синицы кормились всегда шумно и суматошно, роняя наземь массу семечек, но тут, же опускаясь на снег и подбирая корм. Они не сидели на одном месте, с шумом махая крыльями и летая с ветки на ветку, затем ползали по низу дерева, переходя на дорогу. Заметил, что долго птахи на одном месте не задерживаются. Постоянно перелетают стайкой от одной кормушки к другой, третьей, пока не вернутся к той, с которой начали. Так и крутится стайка по своему знакомому маршруту с утра до вечера.Синичка поедает столько корма, сколько весит сама. Многие синички осенью и зимой заготавливают корм про запас. Прокормиться в городе или поселке большой синице проще, она не связана жестко с хвойными лесами. Добывается любая живая мелочь, что в трещинах коры или на ветвях деревьев зимует. Семена трав и деревьев в пищу годятся, дойдет дело до ягод, и они не лишние. Станет совсем голодно, на крошках хлеба вместе с воробьями продержится. А уж если сердобольная душа кусочек сала за окном повесит или семечек насыплет, тут уж у синичек пир горой. У жилья человека синичка появляется с холодами. Прилетает к кормушке каждый день. Клюнула семечку и быстро на ветку - закусывать. Воробьи лущат семечки прямо здесь же. К синицам относятся крайне недружелюбно, часто провоцируют драки. Голуби подбирают, что упало, крутятся на снегу.

Крупин Павел, учащийся 6 класса.

Синиц я баловал кусочками несоленого сала, мяса, творогом. Снегири любили полакомиться у меня плодами рябины, калины. Снегирь зимой кормится семенами ольхи, клёна, липы, сирени, поедают семена трав. Особенно любят рябину. Зимой, когда снегири усаживаются на ветках деревьев, то очень напоминают красные фонарики. Я прочитал о снегирях и узнал, что лишь пригреет весеннее солнышко, снегири отправляются подальше от людских глаз в самые глухие дебри еловых чащ. Свиристелям я давал плоды рябины, калины и шиповника. Воробьи любили хлебные крошки, крупу, разные семена. Птиц к кормушкам прилетало много, особенно синиц, воробьев. Подкармливая птиц зимой, я постарался найти ответ на вопрос «Насколько важна зимняя подкормка для птиц?» Зимние лишения, конечно, не угрожают вымиранию всех синиц или снегирей. Они смогут прокормиться и в природе. Но значительная часть зимующих птиц погибает. А пара дней совсем без корма, да еще в холода, даже для здоровой птицы означают верную гибель, не говоря уже об ослабленной. Иначе говоря, таким путем мы не спасаем птиц от полного вымирания, но благодаря нашей помощи до весны их доживет намного больше.

Одна погибшая зимой самка большой синицы за лето «воспитала» бы десятка полтора молодых. Еще через год от них получилось бы потомство около 100 птичек. А это уже целый отряд по борьбе с вредителями. Каждый из нас может помочь какой-нибудь птахе пережить эту суровую зиму. Просто так, ничего не прося взамен. А для любителя природы нет занятия увлекательнее, чем наблюдать за птицами на кормушке. Тем более что зимой пернатые легко идут на контакт с человеком, их можно даже научить брать пищу из рук. Один раз нам это удалось. Приучите птиц в мороз к своему окну, чтоб без песен не пришлось нам встречать весну. Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха, и тепло ей под пухом и перьями.

Богданова Виктория, учащаяся 7 класса

Наступившее похолодание принесло трудности птицам. Замерзшие и нахохлившиеся птахи снова напомнили нам о необходимости зимней подкормки. Но чтобы помочь им, надо знать, какие птицы зимуют и чем питаются. Туго приходится братьям нашим меньшим - против них объединяется холод и голод. Но зимой для птиц самое страшное - голод. При наличии пищи птицы переносят даже сильные морозы. Потому-то так важны кормушки! И мы с большим удовольствием стали подкармливать птиц. А она у птиц должна быть регулярной. Раз начав, ее нельзя прекращать, иначе, «понадеявшись» на человека, пернатые будут обречены на гибель. Особенно важно наполнять кормушки в снежные морозные дни и в ненастье. Мы за этим очень строго следили. Птицы быстро привыкли к местам кормежки и посещали их с завидным постоянством. Зимой стайки синиц широко кочуют в поисках пищи. В щедрых на нее местах они могут задержаться на всю зиму или время от времени возвращаться к ним. При этом синицы не только поедают то, что есть в кормушке, но и тщательно осматривают ветки и стволы деревьев, находящихся поблизости, уничтожая зимующих вредителей. Кусочки сала и мяса для синиц мы клали в сеточку и вешали прямо на ветку. Мясо и сало мы давали сырое и вареное, но обязательно несоленое. Белый хлеб (черный ржаной птицам вреден!) предварительно подсушив, мы мелко толкли - крупные замерзшие куски птицам «не по зубам». Из круп птицы охотно поедали овсянку «Геркулес» и пшенную. С большим удовольствием птицы поедали весь корм, который мы клали в кормушки. Корм насыпали в кормушки ежедневно. На ветках рябины трапезничают красногрудые снегири. Я составила список зимующих птиц в деревне Елегино, чтобы все дети знали этих птиц и смогли им помочь выжить в холодное время года. Чаще всего встречались мне сороки - одиночки. Одна сорока долго сидела на сугробе, вглядываясь вдаль. Встречались птицы, которые слетали с ветки дерева на дорогу, что-то выискивая в снегу. Заметил, что сороки обычно встречаются в открытом месте с множеством деревьев и кустов. Узнала из книг, что она избегает густого леса. Рассматривая сороку, я отметила, что по бокам пёрышки у неё белые, а голова, крылья и хвост чёрные, как у ворона. Очень красив у сороки хвост – длинный, прямой, будто стрела. Перья на нём не просто чёрные, а с красивым зеленоватым отливом. Я наблюдала за птицей, которая сидела на изгороди ограды, крича о чем-то. Сороку невозможно спутать ни с одной другой птицей. В природе сороку можно безошибочно по голосу с типичным звучанием «ча, ча, ча». Из источников информации прочитала, что сороки обычно не образуют стай и групп; они предпочитают держаться парами, а после гнездования – семьями, но только определённое время. Сорока ведёт оседлый образ жизни: ни осенью, ни зимой она не удаляется далеко от гнезда.

Сорока.

У сороки есть прозвище – белобока. Всем известна её привычка красть и прятать блестящие предметы. Характерно и своеобразно её гнездо – большое, сверху прикрытое колючей крышей. Оно построено из сухих ветвей, покрытых слоем глины и грязи, а уж за ним – лоток из корешков, стеблей, листьев и шерсти. Диаметр гнезда варьирует от 80 до 120 см.Гнездо чаще всего находится высоко от земли в кроне дерева, а если деревьев мало – ниже, в кустах. Как правило, сороки строят несколько гнёзд, а потом выбирают одно, в котором и гнездятся. Сороки постоянно живут в нашей местности, совершая только пищевые перелеты. В апреле или мае в нём появляется 5 – 8 яиц. Самка насиживает их сама около двух недель. Самец начинает помогать ей после появления на свет потомства – оно очень прожорливо. Спустя месяц после рождения птенцы вылетают из гнезда и держатся вблизи него. Корм сорок разнообразен. Во время выкармливания птенцов сорока не только пожирает мелких млекопитающих, насекомых, гусениц и разных других мелких птиц. Кроме того, она охотно употребляет в пищу различные ягоды, фрукты, злаки. Подсчитано, что во время выкармливания птенцов сороки тщательно очищают окружающую территорию от вредителей сельскохозяйственных культур на площади до 0,3 га в день. Поэтому помощь этой болтливой соседки для человека считается довольно ощутимой.

Большая синица – самая крупная в нашей стране, размером она примерно с воробья и имеет довольно яркое оперение. Голова, горло, полоса вдоль груди и подхвостье чёрные, крылья и хвост голубоватые, спинка жёлто-зелёная или голубовато-серая, брюшко чаще жёлтое, а щёки и пятно на затылочке белые. Большая синица широко распространена в смешанных и лиственных лесах. Эта птица осёдлая и кочует лишь местами .

Иванова Татьяна, учащаяся 6 класса.

Рассматривая птиц, я заметила, что мне не попадались стайками вороны . Это были пары или группы из 3-5 птиц. Чаще стали встречаться вороны около школы. Рассматривая ворону, заметила, что она вся черная с металлическим синим и пурпуровым блеском. Зиму птицы проводят у жилья человека, где могут легче прокормиться на свалках и помойках различными отходами и отбросами. Перед тем как подняться на крылья, ворон делает несколько прыжков. Голос - очень характерное карканье: «крук… крук». По поведению ворон можно определить погоду. Если они сидят на верхушке деревьев – жди мороза. Если же вороны сидят на нижних ветках дерева, нахохлившись – будет ветер. К оттепели вороны разгуливают по снегу.

Ворона - птица семейства вороновых. Весит 460-690 г. Голова, горло, крылья и хвост чёрные, остальное оперение серое. Распространена в Европе, в Малой и Передней Азии, в Туркмении и на большей части Казахстана, в дельте Нила, на островах Средиземного моря. Населяет опушки и окраины лесов, рощи, заросли речных долин, город и посёлки. Зиму вороны проводят вблизи жилья человека. Кормятся на помойках и свалках пищевыми остатками. Особенно большие скопления вороны образуют вместе с галками и грачами в крупных городах. Ворона - всеядная птица. Она поедает различных жуков, прямокрылых, гусениц, бабочек, личинок мух, моллюсков, дождевых червей, а также грызунов, ящериц, лягушек, рыб, птичьи яйца. Потребляет также семена подсолнечника, сорных и дикорастущих растений. Самка откладывает от З до 6 яиц. Она же их и высиживает, но выкармливают птенцов оба родителя. Найти гнездо вороны не всегда просто: в гнезде она ведёт себя очень тихо. И птенцы в гнезде очень спокойны и смирны. Ворона – птица очень осторожная и умная. Уничтожением грызунов и насекомых-вредителей ворона приносит пользу.

Потапов Виктор, учащийся 5 класса.

На территории деревни мне встретились большие стаи голубей. Они обитают в чердаках многоквартирных домов, под крышами зданий Дома культуры, почты и администрации МУП «Шача», прячась от холода и ветра. Рассматривая голубей, я отметил, что телосложение у голубей плотное, голова небольшая, шея короткая, крылья длинные и острые, хвост средней длины, закруглен. Ноги короткие, четырехпалые, пальцы длинные, с короткими сильными когтями. Клюв небольшой, прямой, у основания тонкий, а к вершине несколько вздутый. Самцы крупнее самок, по окраске они не различаются. Чаще всего встречались воробьи. Само название «воробей» возникло, видимо, из слов: Вора бей! Так русские крестьяне называли воробьев, которые склевывали в полях созревшее зерно. Воробьи, в отличие от многих птиц, остаются зимовать там, где родились и жили. Поселяются они в укромном местечке, где-нибудь под крышами домов, в дуплах старых деревьев. Гнезда вьют простые, не отличающиеся ни красотой, ни уютом.

Воробьи, которые встречались мне, держались стайкой, примерно в 10-15 птиц.

Таблица наблюдений Крупина Павла, учащегося 6 класса.

Наблюдения он проводил с 17 декабря 2013 года по 15 января 2014года.

Цель: подсчитать и сравнить количество птиц, прилетающих к кормушке в холодную и более тёплую погоду в течение одного часа.

Дата

Температура

воздуха

Количество птиц, прилетающих к кормушке

Какие птицы

17.12.13

6

19

7 воробьев, 7 синиц, 3 вороны, 2 сороки

18.12.13

3

13

7синиц, 6 воробьев

19.12.13

5

17

10синиц, 5 воробьев, 2 сойки

20.12.13

1

11

6 синиц, 5 воробьев

21.12.13

0

10

7 синиц, 2 воробья, 1 сорока

22.12.13

2

12

10 синиц, 2 снегиря,1сорока

23.12.13

5

15

8синиц, 2 воробья, 1 сорока, 2 сойки, 2 вороны

24.12.13

2

14

10 воробьев, 2 снегиря, 2 синицы

25.12.13

2

15

6 воробьев, 2 снегиря, 7 синичек

26.12.13

4

21

11 воробьев, 9 синичек, 1 сорока

27.12.13

1

13

6 синичек, 5 воробьев, 2 сороки

28.12.13

1

13

8 синиц, 2 сороки,3 воробья

29.12.13

1

8

8 синиц

30.12.13

3

стая

Стая воробьев

31.12.13

1

8

8 синиц

01.01.14

1

11

11синиц

02.01.14

3

13

6 синиц, 4 воробья. 1 сойка, 2 вороны

03.01.14

5

16

8 синиц, 3 воробья,1 сорока, 3 вороны, 1 сойка

04.01.14

3

14

3 синицы, 5 воробьев, 3 сороки, 2 сойки. 1 свиристель.

05.01.14

3

15

10 синиц, 4 воробья, 1 поползень

06.01.14

1

стая

Стая воробьев

07.01.14

2

10

1 снегирь,7 синиц, 2 воробья

08.01.14

1

8

6 синиц, 2 воробья

09.01.14

1

9

6 синиц, 3 воробья

10.01.14

1

10

5 синиц, 2 снегиря, 1 сорока,

3 воробья

11.01.14

1

12

6 синиц, 6 воробьев

12.01.14

4

17

8 синиц, 6 воробьев. 3 сороки.

13.01.14

10

17+ стая воробьёв

10 синиц, стайка воробьёв, 7 свиристелей.

14.01.14

13

18

6 синиц, 7воробьёв, 5 сорок

15.01.14

15

24

8 воробьев, 11 синиц, 3 сороки, 2 сойки

Выводы:

1.Число птиц, посещающих кормушки в холодную погоду, больше, чем птиц, посещающих кормушки в более теплую погоду.

2.Птицы довольно успешно могут противостоять холодам в том случае, если вокруг много подходящего корма.

Приложение №3

Фото.

Синицы привыкли к тем, кто их кормит. Не боятся и дают себя сфотографировать.


Очень удобная кормушка из пластиковой бутылки. И снег не попадёт внутрь, и от ветра не так сильно раскачивается. Корм не вылетит на снег.


Синичка, как воздушный гимнаст, ловко клюёт сало, прикреплённое к тоненькой веточке дерева.


«Синь-синь!». Кажется, наелась. Спасибо, ребята!»


Прямо из окна дома можно наблюдать за тем, с каким удовольствием синицы клюют сало.


Фотография «заведующей» «птичьей столовой» Богдановой Виктории. Здесь разные виды птиц получают свой «комплексный обед»

На этом столике-кормушке одновременно можно увидеть и синиц, и воробьёв, и сорок, и соек.



Ягоды калины не только украшение зимнего сада, но и любимый корм многих зимующих в наших краях птиц.


Семенами туи очень любят лакомиться сойки, свиристели и снегири.


Очень простая в изготовлении кормушка, выполненная из бумажной коробки.


Ягод с каждым посещением пернатых друзей становится всё меньше и меньше. Эта фотография служит доказательством посещения калины свиристелями. К сожалению, самих птиц не удалось сфотографировать – очень уж они пугливые.

Корма хватит всем!


Учащиеся школы наполняют кормушки на территории школы кормом.




Проверяется состояние старой кормушки.


Школьники вместе с учителем географии Тугариновой Ольгой Викторовной.


Каждому хочется помочь пернатым.


Важно правильно закрепит кормушку.


Иванову Диме всего 6 лет. Самому ему трудно дотянуться до кормушки. Но друзья всегда придут на помощь.


Кормушки повешены в новом месте. Птиц пока нет.


Кушать подано! Кормушка находится на липе в школьном саду. Плоды липы также являются кормом для птиц.


Кормушка-домик выполнена из веточек дерева.


Оригинальная кормушка с ложкой. Все удобства!


Сало, помещённое в сеточку – излюбленное лакомство синичек.


Обед……


Необычная кормушка, сделана из отслужившего электрического чайника. Птицы оценили творчество своих друзей.


Что же выбрать? Неплохо, когда выбор есть.


А вот тут не зевай. Желающих покушать много!


Синички самые весёлые и бойкие посетители кормушек.

Исследовательские проекты — самостоятельные (или групповые) проекты учащихся.

Работа над исследовательским проектом проходит в несколько этапов:

  1. Выбор темы.
  2. Определение цели, задач, гипотезы, объекта и предмета исследования.
  3. Подбор и изучение материалов по теме.
  4. Составление библиографии.
  5. Выбор методов исследования.
  6. Разработка плана проекта.
  7. Написание исследовательского проекта.
  8. Оформление исследовательского проекта.

Первый этап – выбор темы

Выбор темы для исследовательского проекта должен отвечать следующим требованиям:

1. Тема должна соответствовать склонностям конкретного ученика (то есть соответствовать прочитанным книгам, а также политической, идейной, духовной культуре ученика).

2. Основные тексты должны быть достижимы (то есть физически доступны для конкретного ученика).

3. Основные тексты должны быть постижимы (то есть интеллектуально посильны для конкретного ученика).

Второй этап — определение цели, задач, гипотезы, объекта и предмета исследования

При определении цели исследования необходимо ответить на вопросы:

1. Какой результат предполагается получить?

2. Каким видится этот результат ещё до его получения?

Под задачами исследования понимается то, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута.

Гипотеза — научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений.

Определяются также объект, предмет проекта.

Объектом исследования называется процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранные для изучения. Главный вопрос при определении объекта — Что рассматривается?

Предмет исследования определяется при ответе на следующие вопросы:

1. Как рассматривать объект?

2. Какие отношения ему присущи?

3. Какие аспекты и функции выделяет исследователь для изучения объекта.

Третий этап — подбор и изучение материалов по теме

При изучении материалов по выбранной теме, принято все источники делить на первоисточники и вторичные источники.

При работе с книгами первоисточниками считается первоиздание или академическое издание текста

Перевод, антология, пересказы, сделанные другими авторами, даже оснащенные длиннейшими цитатами, источниками не являются.

Четвертый этап — составление библиографии

Составление библиографии неотъемлемая часть работы над исследовательским проектом.

Существуют определенные правила оформления библиографического списка, такие как:

1. Список составляется строго по алфавиту, причём издания на русском языке пишутся вначале, а уже за ними — издания на иностранных языках.

2. Источники (документальные материалы, воспоминания, переписка, и т.п.) пишутся в начале, за ними — исследования. Так, например, можно разделить библиографию на источники и литературу.

3. Правила, используемые при составлении списка литературы те же, что и при составлении сноски. Разница лишь в том, что в конце описания указывается общее количество страниц в книге либо страницы, на которых опубликована статья в сборнике, газете, журнале.

Пятый этап — выбор методов исследования

Обязательно в исследовательском проекте указание на методы исследования, которые служат инструментом для добывания фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной цели (Таблица 1).

Таблица 1

Выбор методов исследования

Методы исследования

Характеристика

Наблюдение

Представляет собой активный познавательный процесс, опирающийся, прежде всего на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность.

Сравнение

Позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким объектам.

Измерение

Процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения. Дает точные, количественно определенные сведения об окружающей действительности.

Эксперимент

Предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение определенных сторон предметов и явлений в специально созданных условиях с целью изучения их без осложняющих процесс сопутствующих обстоятельств.

Абстрагирование

Сущность этого метода состоит в мысленном отвлечении от несущественных выделении, фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов.

Процесс абстрагирования – это совокупность операции, ведущих к получению такого результата (абстракции). Примерами абстракции могут служить бесчисленные понятия, которыми оперирует человек не только в науке, но и в обыденной жизни: дерево, дом, дорога, жидкость и т.п.

Анализ

Изучение каждого элемента или стороны явления как части целого, расчленение изучаемого предмета или явления на составные элементы, выделение в нем отдельных сторон

Синтез

Соединение элементов, свойств (сторон) изучаемого объекта в единое целое (систему), осуществляемое как в практической деятельности, так и в процессе познания

Индукция

Основой индукции являются данные, полученные путем наблюдения и эксперимента

Дедукция

Переход от общего знания о предметах к единичному знанию об отдельном предмете.

Моделирование

метод исследования объектов на их моделях – аналогах определенного фрагмента природной и социальной реальности;

построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений и конструируемых объектов.

По характеру моделей выделяют предметное и знаковое моделирование. Предметным называют моделирование, в ходе которого исследование ведется на модели, воспроизводящей геометрические, физические, динамические, либо функциональные характеристики объекта – оригинала. При знаковом моделировании моделями служат схемы, чертежи, формулы и т.п.

Обобщение

Одно из мыслительных действий, присутствует в любой деятельности, позволяя человеку обнаруживать в многообразии предметов нечто общее, необходимое ему для правильной ориентации в окружающем мире.

Эмпирическое обобщение осуществляется путем сравнения группы предметов (или представлений о них) и выявления их одинакового, повторяющегося свойства.

Теоретическое обобщение осуществляется путем анализа системы, который состоит в её преобразовании с целью выявления некоторого абстрактного исходного отношения как генетически общей основы этой системы.

Прогнозирование

Разработка прогнозов, т.е. вероятных суждений о состоянии какого-либо явления в будущем. Обычно подразделяется на научно-техническое, экономическое, политическое и социальное.

Восхождение от абстрактного к конкретному

Представляет собой всеобщую форму движения научного познания, закон отображения действительности в мышлении. Состоит из двух этапов.

На первом этапе происходит переход от чувственно-конкретного, от конкретного в действительности к его абстрактным определениям. Единый объект расчленяется, описывается при помощи множества понятий и суждений.

Второй этап процесса познания и есть восхождение от абстрактного к конкретному. Суть его состоит в движении мысли от абстрактных определений объекта, т.е. от абстрактного в познании, к конкретному в познаний.

Беседа

Организуется с целью выявления индивидуальных особенностей личности, её мотивов, позиции. Беседа применяется на стадии подготовки массовых анкетных опросов для определения области исследования, пополнения и уточнения данных массовой статистики и как самостоятельный метод сбора информации.

Шестой этап — разработка плана проекта

При работе над исследовательским проектом необходимо наметить рабочий план.

Этому плану надо придать форму справочного указателя.

Рабочий план поможет прояснить, что необходимо сделать.

Рабочий план состоит из заглавия, введения и содержания.

Удачное заглавие содержит в себе всю концепцию (идею) работы.

Если введение никак не получается, значит, нет четкого понимания, с чего следует начать. А если, начиная работать над проектом, вы знаете, как начать, значит, вы хоть приблизительно предполагаете, чем закончить. Понятно, что введение и содержание будут неоднократно переписаны.

Чем будет отличаться первая редакция введения от окончательной?

Тем, что в окончательной редакции вы будете обещать гораздо меньше, нежели в первой. Назначение окончательного введения — помочь читающему вникнуть в вашу работу. Назначение высококачественного окончательного введения — сообщить оппоненту столько, чтобы он удовлетворился и не стал читать всю работу.

Седьмой этап — написание исследовательского проекта

При написании исследовательского проекта следует учитывать, что язык и стиль его — научный.

Научный стиль имеет свои особенности:

— подчеркнутую, строгую логичность, проявляющуюся в том, что все предложения располагаются в последовательности, соответствующей причинно-следственным связям явлений, а выводы вытекают из фактов, изложенных в тексте;

— точность, которая достигается тщательным подбором слов, употреблением их в прямом значении, широким использованием терминов и специальной лексики;

— отвлеченность и обобщенность, достигаемые за счет преобладания абстрактной лексики над конкретной;

— объективность изложения фактов, недопустимость субъективизма и эмоциональности. В языковом плане эти свойства проявляются в том, что в научных текстах не принято использовать эмоционально-оценочную лексику, а вместо местоимения я и глаголов в 1-м лице единственного числа чаще употребляются предложения неопределенно-личные (считают, что……), безличные (известно, что……), определенно-личные (рассмотрим проблему…);

— ясность — умение писать доступно и доходчиво;

— краткость — умение избежать ненужных повторов, излишней детализации и словесного мусора.

Важно уметь связать накопленную научную информацию в связанный текст. Для этого необходимо разбираться в речевых функциях и лексических средствах их реализации (Таблица 2).

Таблица 2

Речевые функции и лексические средства .

речевая функция

лексические средства

Причина и следствие, условие и следствие.

(и) поэтому, потому, так как.поскольку следует; отсюда следует; откуда следует

вследствие; в результате; в зависимости от …; в связи с этим; согласно этому

в таком случае; в этом случае; в этих условиях; при таких условиях

что свидетельствует; что указывает; что говорит; что соответствует; что позволяет; что способствует

следовательно

Временная соотнесенность

сначала, прежде всего, в первую очередь

первым шагом; последующим шагом; предшествующим шагом

одновременно, в то же время, здесь же

предварительно, ранее, выше

в дальнейшем, в последующем, впоследствии

во-первых, во- вторых и т.д.

в настоящее время, до настоящего времени

в последние годы, за последние годы

Сопоставление и противопоставление

как…, так и …; так же, как и …

не только, но и …

по сравнению; если …, то …

в отличие, в противоположность, наоборот

аналогично, также, таким же образом

с одной стороны, с другой стороны

в то время как, между тем, вместе с тем

Дополнение и уточнение

также и, причем, при этом, вместе с темкроме того; сверх того; более того

главным образом, особенно

тем более, что …в том числе, в случае, то есть, а именно

как было сказано; как было показано; как было установлено; как было обнаружено выше; как было найдено выше; как говорилось выше; как отмечалось выше; как указывалось выше

согласно этому; соответственно этому

в связи с этим, в соответствии с этим

в связи с вышеизложенным

данный, названный и т.д.

большая часть, большинство

Обобщение, вывод

таким образом, итак, следовательнов результате, в итоге, в конечном счете

отсюда (откуда) следует; отсюда (откуда) вытекает; отсюда (откуда) понятно; отсюда (откуда) ясно

это позволяет сделать вывод; это сводится к следующему; это свидетельствует

наконец, в заключение

Введение новой информации

рассмотрим следующие случаиостановимся подробно на …

приведем несколько примеров

некоторые дополнительные замечания …

Указание на источник того или иного сообщения

по мнению ….по словам …

Иллюстрация сказанного

например, так, в качестве примерапримером может служить

такой как (например)

в случае, для случая

о чем можно судить, что очевидно

Перечислим некоторые языковые средства научного стиля:

— слова обобщенной семантики (важность, системность, возрастание, понижение, применение и т.п.);

— термины, характерные для какой-либо науки, и общенаучные понятия (закон, принцип, классификация, информация, вероятность, гипотеза и др.);

— слова, указывающие на закономерный характер описанных явлений (обычно, обыкновенно, всегда, регулярно, всякий, каждый, как правило и т.п.);

— глаголы настоящего вневременного в обобщенно-отвлеченных значениях (речь ИДЕТ о проблеме …, отсюда СЛЕДУЕТ вывод …, СЛЕДУЕТ заметить, что …, вычисление (наблюдение) ПРИВОДИТ кследующему результату …, перейдем к следующему вопросу …, заключение носит предварительный характер …, из сказанного ранее вытекает …, это дает основание говорить о …, это говорит о … и др.);

— глаголы прошедшего и будущего времени используются в значении настоящего времени (мы получим /получили/…, применим …, используется, выражается, наблюдается и т.п.);

— чаще используются глаголы несовершенного вида, как более отвлеченно-обобщенные; глаголы же совершенного вида характерны для устойчивых оборотов (докажем, что …, рассмотрим …, выведем …);

— преобладают формы 3-го лица местоимений и глаголов. Авторское «Мы плюс личная форма глагола» употребляется в отвлеченно-обобщенном значении (мы считаем …, нами установлено …). Местоимение «Я » используется сравнительно редко.

— преобладают существительные единственного числа, формы среднего рода у существительных абстрактного значения (движение, количество);

— краткие прилагательные: Пространство однородно и изотропно.

На синтаксическом уровне связь между предложениями осуществляется с помощью повторяющихся существительных и местоимений. Следите, чтобы в близком контексте не повторялись слова ЭТОТ , ЭТО , заменяйте их синонимами. Например, этот — подобный, такой же, указанный выше, данный и т.п. Преобладает прямой порядок слов в предложении (подлежащее — сказуемое — дополнения).

Связность научного текста поддерживается специальными конструкциями и стереотипными оборотами связи, без которых «речь становится отрывистой и скачкообразной». Преодолеть указанный недочет помогут таблицы 1, 2, 3, 4.

Обратите внимание, что в процессе работы над целым текстом исследовательского проекта вы постоянно обращаетесь к важнейшим его компонентам: цель, задачи, гипотеза, формулировка темы. Указанные компоненты как бы пронизывают насквозь весь текст, многократно (обязательно вариативно) повторяются, выполняя важную текстообразующую роль. Эти развернутые вариативные повторы служат композиционным стержнем вашего сочинения, обеспечивают его связность и тематическое единство.

Восьмой этап — оформление исследовательского проекта

Представление табличного материала

Цифровой материал, когда его много или когда имеется необходимость в сопоставлении и выводе определенных закономерностей, оформляют в виде таблиц.

Таблица представляет собой такой способ подачи информации, при котором цифровой или текстовой материал группируется в колонки, ограниченные одна от другой вертикальными и горизонтальными линейками.

По содержанию таблицы делятся на аналитические и неалитические. Аналитические таблицы являются результатом обработки и анализа цифровых показателей. Как правило, после таких таблиц делается обобщение в качестве нового знания, которое вводится в текст словами: «таблица позволяет сделать вывод, что …», «из таблицы видно, что …», «таблица позволяет заключить, что…» и т.п.

В неалитических таблицах помещаются, как правило, необработанные статистические данные, необходимые лишь для информации или констатации.

Обычно таблица состоит из следующих элементов: порядкового номера и тематического заголовка, боковика, заголовков вертикальных граф (головки), горизонтальных и вертикальных граф основной части, т.е. прографки.

Порядковый номер таблицы служит для ее связи с текстом. Он состоит из слова «таблица» и цифры ее номера в работе. Слово «таблица» пишется с прописной буквы, значок «№» перед порядковым номером и точку после него не ставят (например: Таблица 5).

Если в работе одна таблица, то ни нумерационный заголовок, ни слово «таблица» не нужны.

Текстовой материал исследовательского проекта весьма разнообразен. К нему обычно относят числительные, буквенные обозначения, цитаты, ссылки, перечисления и т.п. (Таблица 3)

Таблица 3

Представление отдельных видов текстового материала

Цифровая форма записи числительных

Применяется при записи количественных числительных, для написания порядковых числительных (например: XXIII научная конференция; в таблице 5; на рисунке 10; в 9-м томе; в 5-й главе; 18 июня и т.д.).

Буквенно-цифровая форма записи числительных

Используется:
  1. для многозначных круглых чисел в цифровой форме (25 тыс. человек; 100 млн. рублей и т.п.);
  2. для порядковых числительных в форме арабских цифр;
  3. для сложных существительных и прилагательных (850-летие; 100-километровый).

Сокращения

Это усечение слова, а также часть слова или целое слово, образованное путем такого усечения. (Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык.- 1986)

При сокращенной записи слов используются три основных способа:

  1. оставляется только первая (начальная) буква слова (год – г.);
  2. оставляется часть слова, отбрасывается окончание и суффикс (советский – сов.);
  3. пропускается несколько букв в середине слова, вместо которых ставится дефис (университет – ун-т).

1) буквенные аббревиатуры

Составляются из первых (начальных) букв полных наименований и делятся на:

  1. читаемые по названиям букв (США);
  2. читаемые по звукам, обозначаемым буквами (вуз – высшее учебное заведение.

2) сложносокращенные слова

Составляются из сочетания:

  1. усеченных слов и полных слов (профсоюз – профессиональный союз);
  2. одних усеченных слов (колхоз – коллективное хозяйство).

3) условные графические сокращения

Сокращения по начальным буквам (н.м.т. – нижняя мертвая точка)

Общепринятые условные сокращения:
  1. Сокращения, которые делаются после перечисления: т.е. (то есть), и т.д. (и так далее), и т.п. (и тому подобное), и др. (и другие), и пр. (и прочие).
  2. Общепринятые условные сокращения, которые делаются при ссылках: см. (смотри), ср. (сравни).
  3. Общепринятые условные сокращения при обозначении цифрами веков и годов: в. (век), вв. (века), г. (год), гг. (годы).
  4. Другие общепринятые условные сокращения: т. (том), н.ст. (новый стиль), ст. ст. (старый стиль), н.э. (нашей эры), г. (город), обл. (область), гр. (гражданин), с. (страницы).

Слова «и другие», «и тому подобное» и «и прочее» внутри предложения не сокращаются. Не допускается сокращения слов «так называемый», «так как», «например», «около», «формула», «уравнение».

Перечисления

Состоят как из законченных, так и незаконченных фраз. Незаконченные фразы пишутся со строчных букв и обозначаются арабскими цифрами или строчными буквами с полукруглой закрывающей скобкой.

Например:

Турбины разделяются на три вида: 1) активные, 2) реактивные и 3) комбинированные.

Новый станок отличается от старого:

а) наличием экранизирующего щита;

б) большой скоростью вращения сверла;

в) лучшей изоляцией электропроводки, распределительных щитов и пульта управления.

Когда части перечисления состоят из законченных фраз, они пишутся с абзацными отступами.

Например:

По принципу действия автомобильные и мотоциклетные двигатели делятся на две основные группы:

  1. 1. Карбюраторные двигатели. К их числу относятся двигатели автомашин и двигатели мотоциклов.
  2. 2. Дизельные двигатели. Это, прежде всего двигатели тяжелых грузовых автомобилей, работающих на дизельном топливе.

Заголовки и подзаголовки

Должны в предельно краткой форме отражать тематику помещенного под ними текста. Заголовки помещаются над текстом в средней части листа, в кавычки не заключаются, пишутся с прописной буквы с красной строки, точка в конце не ставится.

Представление отдельных видов иллюстративного материала

Иллюстрировать исследовательский проект необходимо исходя из определенного общего замысла, по тщательно продуманному плану, который помогает избавиться от иллюстраций случайных, связанных с второстепенными деталями текста. Каждая иллюстрация должна отвечать тексту, а текст – иллюстрации.

Все иллюстрации в работе должны быть пронумерованы. Если иллюстрация в работе единственная, то она не нумеруется.

Каждую иллюстрацию следует снабжать подрисуночной подписью, которая должна соответствовать основному тексту и самой иллюстрации.

Подпись под иллюстрацией имеет четыре основных элемента:

— наименование графического сюжета, обозначаемого сокращенным словом «Рис.______»;

— порядковый номер иллюстрации, который указывается без знака номера арабскими цифрами;

— тематический заголовок иллюстрации, содержащий текст с характеристикой изображаемого в наиболее краткой форме;

— экспликацию, которая строится так: детали сюжета обозначают цифрами, затем эти цифры выносят в подпись, сопровождая их текстом.

Например:

Рис.124. Схема расположения элементов кассеты:

1 – разматыватель пленки;

2 – стальные ролики;

3 – приводной валик;

4 – опорные стояки.

Основными видами иллюстративного материала в исследовательских проектах являются: чертеж, технический рисунок, схема, фотография, диаграмма и график (Таблица 4).

Таблица 4

Основные виды иллюстративного материала в исследовательском проекте

Используется, когда надо максимально точно изобразить конструкцию машины, механизма или их части. Любой чертеж должен быть выполнен в точном соответствии с правилами черчения и требованиями соответствующих стандартов.

Фотография

Применяется тогда, когда необходимо с документальной точностью изобразить предмет или явление со всеми его индивидуальными особенностями.

Технические рисунки

Используются, когда нужно изобразить явление или предмет такими, какими мы их зрительно воспринимаем, но только без лишних деталей и подробностей. С помощью технического рисунка можно с большей степенью наглядности изобразить форму, структуру и расположение предметов.

Это изображение, передающее обычно с помощью условных обозначений и без соблюдения масштаба основную идею какого-либо устройства, предмета, сооружения или процесса и показывающее взаимосвязь их главных элементов.

Диаграмма

Один из способов графического изображения зависимости между величинами. Диаграммы составляются для наглядности изображения и анализа массовых данных.

Условные изображения величин и их соотношений через геометрические фигуры, точки и линии. Графики используются как для анализа, так и для повышения наглядности иллюстрируемого материала.

Кроме геометрического образа, график должен содержать яд вспомогательных элементов:

— общий заголовок графика;

— словесные пояснения условных знаков и смысла отдельных элементов графического образа;

— оси координат, шкалу с масштабами и числовые сетки;

— числовые данные, дополняющие или уточняющие величину нанесенных на график показателей.

Использование и оформление цитат

Цитаты бывают двух разновидностей:

а) цитируются тексты и затем им дается интерпритация;

б) цитируются тексты в поддержку высказанного суждения

Выделяется десять правил цитирования:

Правило 1. Отрывки, предназначенные для интерпритации, должны быть не слишком коротки и не слишком длинны.

Правило 2. Отрывки из критической литературы цитируются только тогда, когда они авторитетно подтверждают или авторитетно дополняют высказанное вами мнение.

Правило 3. Предполагается, что вы солидарны с тем, что цитируете, за исключением случаев, когда перед цитатой или после нее помещена ваша ремарка.

Правило 4. При любом цитировании должно быть ясно, кто автор фразы и на какой печатный либо рукописный источник ссылается текст.

Правило 5. Цитаты из первостепенных источников, как правило, делаются по академическим собраниям, или же по самым уважаемым изданиям.

Правило 6. Если вы изучаете иностранный текст, цитаты из первоисточника делайте на языке оригинала. Это правило — стопроцентно для художественных произведений. К таким цитатам можно добавлять и перевод, в скобках или в примечаниях. Относительно нехудожественных текстов — советуйтесь с научным руководителем.

Правило 8.Когда цитата не превышает объемом двух или трех строчек, ее можно вставить прямо внутрь в абзац, ограничив кавычками-лапками. Если же цитата занимает больше места, ее выделяют втяжкой, вдобавок печатают с меньшим интервалом (если весь текст работы набран через два интервала, наберите цитаты через полтора). В этом случае кавычки уже не требуются, так как очевидно, что все куски текста со втяжкой и с уменьшенным интервалом — цитаты.

Правило 9. Цитаты должны быть абсолютно точны. Во-первых, слова должны приводиться в той же форме, в которой стоят в источнике. Во-вторых, нельзя выкидывать кусочки текста, никак это не обозначив. В-третьих, нельзя искажать текст своим вмешательством.

Правило 10. Цитата — почти свидетельское показание. Нельзя цитировать, не указав, каково наименование книги и с какой страницы выписан текст.

При оформлении фактов, дошедших до вас посредством устной беседы, письма, рукописи, то ссылайтесь на них следующим образом:

1. Устное сообщение (6 июня 2006 г.)

2. Частное письмо (6 июня 2006 г.)

3. Текст записан 6 июня 2006 г.

4. Дж. Смит, Выступление «Эдды» Снорри Стурлусона» (рукопись)

Подстрочные примечания

Зачем нужны примечания?

1. Примечания указывают источник цитаты.

2. Примечания отсылают к дополнительным источникам, подкрепляющим вашу мысль: «см. по этой теме также такую-то работу».

3. Примечания указывают параллельные места в вашей собственной работе и в чужих работах.

4. В примечаниях подтверждаются мысли, высказанные в основном тексте.

5. В примечаниях распространяются мысли текста.

6. В примечаниях корректируются идеи текста.

7. Нужны примечания и для перевода тех слов, которые в тексте понадобилось дать на иностранном языке.

8. Примечания служат, чтоб возвращать долги. Цитировать книгу, откуда заимствована мысль, значит оплачивать счет. Указывать автора, у которого взята идея или информация, значит возвращать долг.

Оформление приложений

Приложение – это часть основного текста, которая имеет дополнительное (обычно справочное) значение, но является необходимой для более полного освещения темы.

В приложения не включают библиографический список использованной литературы, справочные комментарии и примечания, которые являются не приложениями к основному тексту, а элементами справочно-сопроводительного аппарата работы, помогающими пользоваться ее основным текстом.

Приложения оформляются на последних страницах работы. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например: «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д.