Как учится 2 смена в школе. Учеба во вторую смену: хорошо это или плохо

Это ж надо было добровольно выбрать школу со второй сменой во втором и третьем классе! Да, переводя детей в связи с переездом, я знала, что так будет. И что как минимум один год придется возить сына в детский сад к 8 утра, а дочь ко второй смене к 12 дня, и это при том, что ехать нам до школы около получаса. Ведь не наездишься!

Ну, что ж, мы пережили этот самый год.

Вернее, мы пережили сначала полгода поездок из Хорошово-Мневников в Куркино к 8 утра, к первому уроку в школе и завтраку в детском саду. Ну, а что было делать, когда дом уже "там", но мы еще в него не переехали и поэтому "тут"?

Самое смешное, что ехать с Октябрьского поля в Куркино с утра оказалось куда быстрее, чем по утрам же в это самое Куркино из нашего нового дома в деревне. Пусть расстояние и больше в 4 раза. Зато против шерсти.

Потом мы пережили полгода езды из дома к 8 утра в школу. Мне казалось это адским мероприятием. Дочь стонала и ненавидела школу. Сын стонал и ненавидел сестру за то, что у нее уже есть школьный портфель, а у него еще нет. Я ненавидела весь мир, потому что дочь мне выдавали уже через два часа после начала уроков, так что и домой ехать бессмысленно, и посидеть в 8 утра в Куркино негде (кроме Бургер Кинга, где играет такая заводная музыка, что о работе, равно как о сне и думать тошно). Муж ненавидел нас за то, что мы сваливали по утрам, а его будить не успевалием, так что он каждый день опаздывал на работу.

Далее начался год, когда дочь ходила в школу ко второй смене, а сын в сад к 9 утра. Нам с дочерью этот год показался сказкой. Мы с ней высыпались, она успевала делать с утра все уроки, после школы мы успевали съездить на скалолазание или лыжи, вечером мы мирно играли в настолки и проводили время в других праздных занятиях. Спать детей никто не гнал, ложились, как хотели. Сыну тот год тоже показался сказкой, потому что по утрам в пробке ему доставался отцовский телефон с играми. И только мужу опять не повезло. Теперь он успевал на работу. Но отвозил с утра сына в сад, а значит, вместо электрички ехал до метро на машине, теряя на этом мероприятии чуть ли не два часа времени.

И вот, настал год нынешний. Нам (вернее, жителям района Куркино, которые ненавидят всех понаехавших из окрестных деревень за то, что мы занимаем их парты в школе и парковочные места перед школой) построили вторую школу. Сын пошел в первый класс. Ну, что ж, первая смена для всех! И пусть никто не уйдет обиженным!

Сказать, что я ждала этого момента с ужасом, - значит не сказать ничего. Дочь, кстати, была солидарна со мной в самых пессимистических предчувствиях.

Однако что-то изменилось в этом мире в 2017 году. Дочь не стонет и не ругает школу. Она позволяет псинке разбудить ее методом вылизывания всех торчащих из-под одеяла частей тела и в приподнятом настроении скачет в машину. Сын и вовсе встает до будильника. Да, прошло только 20 дней, но он ни разу не успел пожаловаться на школу (помните опасения насчет учительницы из Ташкента ? пока что мы почти не общались, но все выглядит крайне воздушно-фиалково). После школы детям перепало три секции - спортивный туризм, шахматы и скалолазание. Они оба успевают на все эти занятия. А в промежутках остается какая-то неведомая прорва времени. И вечером после домашки можно еще и погулять с псинкой. Должна же она помнить, кого вылизывать с утра кто ее хозяин. И есть среда - "день свободы от забот", когда дети выходят из школы в 12:30, и у нас нет ни одной дополнительной секции.

Меня тоже, пожалуй, вполне устраивает наличие утра как такового. Благо, выспаться я все равно могу, если совсем нет сил. Но и утро со мной теперь случается куда чаще, чем во время второй смены.

В общем, как ни жаждала я выделиться собственным приятием идеи второй смены, пока что победила таки первая.

И пусть мне никогда не придется писать пост о "плюсах и минусах учебы по субботам"!

Многие из родителей сталкиваются с необходимостью обучения ребенка в школе во вторую смену. Это далеко не всегда решение самих родителей и желание детей, чаще – это необходимость со стороны учебных учреждений. О том, как правильно выстроить режим дня ребенка, обучающегося во вторую смену, чтобы он не сильно уставал и успевал хорошо учиться, мы расскажем в этой статье.

Учеба во вторую смену

Родители школьников, обучающихся во вторую смену, негативно относятся к новому распорядку дня, так как он, по их словам, доставляет массу неудобств. Также родители жалуются на то, что дети устают, а о кружках им и вовсе на этот период приходится забыть. Специалисты, между тем, отмечают, что и во вторую смену ребенок может успешно учиться, успевать отдыхать и помогать по дому. Все что необходимо для этого сделать – правильно организовать режим дня ребенка.

Режим дня для школьника второй смены

Среди приоритетов при составлении расписания ребенка, обучающегося во вторую смену, можно отметить:

  • здоровое питание;
  • полноценный отдых и сон;
  • учебу в школе и дома;
  • нахождение на свежем воздухе.

Начинать утро школьника лучшего всего с зарядки. Она даст возможность проснуться и взбодриться. Просыпаться ребенку следует в 7:00.

После зарядки идут гигиенические процедуры, уборка комнаты и завтрак.

В районе 8:00 школьник должен приступать к выполнению домашнего задания. Следует учитывать, что на подготовку уроков детьми младших классов уходит порядка 1,5-2-х часов, в то время как старшеклассники тратят на домашние задания около 3-х часов.

С 10:00 до 11:00 у детей появляется свободное время, которое они могут потратить на выполнение домашних дел или хобби, а также использовать его для прогулок на свежем воздухе.

Обед у ребенка ежедневно должен быть в одно и то же время – в районе 12:30. Пообедав, ребенок отправляется в школу.

Во сколько начинается вторая смена, определяется школьным расписанием, как правило, это 13:30. Занятия в школе, в зависимости от расписания, идут до 19:00, по их окончании ребенок отправляется домой.

В течение часа у учеников второй смены имеется возможность погулять, в начальной школе этого времени немного больше. В 20:00 ребенок должен поужинать. Следующие два часа он занимается своими увлечениями, готовит одежду и обувь на следующий день и совершает гигиенические процедуры. В 22:00 ребенок отправляется спать.

Фотобанк Лори

Некоторые родители бывают недовольными из-за того, что их ребенок полгода будет , но так ли это плохо? Рассмотрим ряд недостатков и приемуществ обучения во вторую смену.

Недостатки обучения во вторую смену

1. Чрезмерно загруженная вторая половина дня и свободная первая половина. Чем это чревато? По утрам школьники подолгу спят, не успевая сделать много дел, зато вторая половина дня перегружена, что приводит к переутомлению.

2. Вынужденный отказ от внешкольного отдыха и хобби. Из-за перегруженности послеобеденного времени дети перестают , гулять с друзьями, мало общаются со сверстниками. Конечно, далеко не все родители считают это минусом, однако для всестороннего развития ребенка это очень важно.

3. Изменение биоритмов организма школьника. Резкая – это серьезный стресс , особенно для детского организма. Учащиеся, привыкшие получать усиленную нагрузку с утра, а вторую половину дня проводить более расслабленно, тяжело переносят смену режима. Организм может тормозить, не сразу приспособится к новым условиям.

4. Ограниченная возможность участвовать во внеклассных мероприятиях. У детей, которые учатся во вторую смену, почти не бывает внеклассных мероприятий. А ведь это немаловажно для гармоничного развития школьника, расширения его кругозора. К сожалению, посещение музеев, театров, кино и прочих культурных мероприятий приходится переносить на выходные или вовсе отказываться от подобного досуга.

5. Проблема встречи детей из школы. К тому времени, когда заканчиваются занятия у учащихся во вторую смену, на улице, как правило, уже темно. Далеко не во всех семьях есть возможность встречать детей после занятий.

6. Отсутствие возможности контролировать времяпровождение ребенка до школы. Утром дети часто остаются дома одни, и собираются в школу самостоятельно. К сожалению, часто это означает, что ребенок может не поесть, забыть закрыть квартиру, оставить включенными электроприборы и т.д.

Придется сократить время прогулок после уроков. Для того, чтобы детский организм получал достаточно свежего воздуха, хватит 30 минут.

Научите ребенка грамотно разделять домашние задания на «вечерние» и «утренние». Вечером рекомендуется выполнять уроки, при выполнении которых может потребоваться помощь взрослых. То, что школьник может выполнить самостоятельно, лучше перенести на утро.

Естественно, сразу же возникает вопрос: учиться во вторую смену – это хорошо или плохо? Однозначно ответить на него достаточно сложно. Ведь здесь можно найти свои безусловные плюсы и минусы.

"Плюсы" обучения во вторую смену

Во-первых, больше никаких ранних подъемов! Когда уроки начинаются только после обеда, то необходимость рано вставать, естественно, отпадает. С одной стороны, это безусловный плюс. Но при условии, что по своему биологическому режиму вы являетесь «совой», то есть человеком, который не может ложиться и вставать рано, а пик работоспособности у него приходится на вторую половину дня. Если же вы «жаворонок», то этот «плюс» для вас автоматически превращается в «минус», так как жаворонки не могут ложиться поздно, а встают очень рано, с первыми лучами солнца, поэтому им нет необходимости долго спать по утрам. И активными они бывают тоже с утра, а вот после обеда становятся вялыми и сонливыми.

Во-вторых, перед занятиями в школе остается еще вполне достаточно времени, чтобы доделать невыученные с вечера уроки, повторить какой-то материал, не спеша собраться.

"Минусы" обучения во вторую смену

Теперь о «минусах» перехода на вторую смену. Их также несколько. Прежде всего, это зазделенный на части день: кажется, что времени и до занятий, и после них еще много, а на деле – ничего не успеваешь. Это происходит, конечно, от неумения перестроиться на новый режим жизни и, как следствия отсюда, невозможности правильно управлять своим временем. Помочь в такой ситуации может, конечно, расписание. Да, да, именно самое обычное расписание домашних дел. Не обязательно подробно по часам отмечать в нем все-все свои поступки, нужно просто сделать список того, что выполнить необходимо в обязательном порядке. Чтобы было веселее, можно нарисовать себе на эту тему карту-схему или даже комикс, приклеить на него яркие бумажки-стикеры с надписями, сделать пометки маркером и придумать еще массу всяких забавных вещей. Главное, что такой способ действительно хорошо работает и может научить управлять своим временем, использовать его максимально эффективно.

Еще один «минус» - загруженная вторая половина дня. При переходе на учебу во вторую смену школьникам, как правило, приходится забывать о долгих вечерних прогулках, встречах с друзьями, походах в кино и других развлечениях. В самом деле, приходя домой после уроков в 7-8 вечера, можно успеть поужинать и наскоро разобрать домашнее задание на завтра, ну и повисеть часок в интернете на любимом сайте. К такому тоже сложно привыкнуть сразу, а для некоторых школьников – это вообще стресс. Поэтому резко отказываться от привычного режима отдыха не стоит. Прогулки нужно не прекращать, а сократить до получаса-часа в день, совместив их со встречами с друзьями. Развлекательные мероприятия перенести на выходные и каникулы. Домашние задания вечером можно бегло просмотреть, сделав только самые сложные, в которых может понадобиться помощь родителей или старших братьев и сестер, а более легкие отложить все же на утро. Стресс, конечно, все равно неизбежен, но его разрушительные последствия можно таким образом свести к минимуму.

Таким образом, учеба во вторую смену – это не приговор, это просто смена трудового режима. И как любое изменение в жизни, оно не может проходить безболезненно. Человек может и должен приспосабливаться к любым неблагоприятным условиям, в чем ему помогают сила воли и терпение. И свести «минусы» второй смены к безопасному уровню вполне реально, нужно только приложить немного усилий.

Внимание детей и так довольно сложно удержать, а вечером и подавно! – жалуется учитель математики Татьяна Сергеевна. - Только отвернешься к доске, записать условия задачи, как они уже отвлеклись: один в окно смотрит, другой зевает...

Мама восьмилетнего Алеши в слезах:
- Я с утра на работе, постоянно беспокоюсь: как он без меня поел, сделал ли уроки, не забыл ли дверь запереть.

Ученикам начальных классов особенно трудно. Не успели они адаптироваться к новым условиям, а тут, как в кино, "Бац - вторая смена!" У ребят постарше свои проблемы: рано ложиться спать не хочется, а встать надо не позже семи, иначе не успеешь сделать домашние задания. Хорошо еще, что СанПиН (санитарные правила и нормы) запрещают обучение во вторую смену первоклассников, учеников пятых и выпускных классов...

А нельзя ли совсем отказаться от второй смены, например, "раздуть" классы – чтобы сидеть в тесноте, да не в обиде? Многие школы так и делают. Но СанПиН и тут на страже: класс должен состоять не более чем из 25 человек.

В последние годы учебная нагрузка сильно возросла: стало больше предметов, усложнились программы. Поэтому в школах внедряются инновационные педагогические технологии. Но для учащихся во вторую смену никаких инноваций не предусмотрено - хотя доказано, что умственная деятельность в послеобеденные часы значительно ниже, чем в утренние. Может быть, помогут ученые-физиологи, педагоги, психологи?

Поиграем?

Вся литература, написанная учеными за годы дефицита школьных мест, подсказывает родителям и учителям - важнее всего режим дня. Действительно, если ваш ребенок должен, как большинство его сверстников, пройти испытание второй сменой, ничего другого тут не придумать.

При соблюдении режима вырабатываются условные рефлексы ан конкретное время: дети быстро засыпают, легко встают по утрам и не теряют работоспособности весь день. Вначале, конечно, родителям придется запастись терпением, чтобы приучить сына или дочку жить по часам: вовремя уложить-разбудить, вместе позаниматься гимнастикой, позавтракать, усадить за уроки...

Наверняка среди ваших знакомых есть такие, кто успевает и работать, и спортом заниматься, и дому уделять достаточно внимания, а есть те, кто вечно жалуется на нехватку свободного времени. Задумайтесь: ведь в сутках для всех ровно 24 часа, но одни сами командуют временем, а другие ему подчиняются. Поговорите об этом с ребенком. А еще лучше, предложите ему такую игру: пусть он как бы сфотографирует свой день, распишет его с точностью до минуты. Например, гулял 40 минут, делал математику 25 минут и так далее. Потом помогите ему определить, где потеряно время, и спланировать завтрашний день.

От сложного к простому

Никаких послаблений для учащихся во вторую смену не предусмотрено. У учителей есть инструкция, как оптимизировать школьное расписание с учетом "физиологических функций и работоспособности учащихся". Она исключает превышение допустимой нагрузки. На начало и конец недели не планируются предметы, требующие интенсивной умственной работы. Зато во вторник и четверг школьнику нужно быть особенно собранным, чтобы решать непростые задачки по физике и математике. Расписание на каждый день строится по принципу "от сложного к менее сложному и совсем простому". Например, первыми уроками идут математика и физика, а завершается день биологией и музыкой . Этот же принцип надо использовать и при выполнении домашних заданий: начинать с письменных предметов и заканчивать устными.

Если же ребенок из тех, кто медленно раскачивается, лучше поступить наоборот. Темп занятий должен быть довольно высоким. Учащимся начальных классов достаточно тратить на уроки полтора-два часа в день. В пятом-шестом классе это время увеличивается до двух с половиной часов, в седьмом - до трех. Ученики восьмого-одиннадцатого классов могут заниматься дома до четырех часов в день. Превышение этих показателей вредно отражается на здоровье и успеваемости. Дети начинают жаловаться на слабость, головные боли, становятся нервозными. Сказываются недосыпание, недостаток свежего воздуха и движения. Нередко уставший ребенок "для отдыха" садится к телеэкрану и смотрит все подряд. Но на самом деле телевизор или компьютер после уроков лишь способствует дальнейшему нарастанию утомления. Врачи рекомендуют телепросмотры не чаще двух-трех раз в неделю: младшим школьникам - около часа; в среднем и старшем школьном возрасте - около полутора-двух часов.

Обед на столе!

Вторая смена – не повод переходить на питание чипсами и хот-догами. Если организм не компенсирует энергетических затрат, рост и развитие ребенка оказываются под угрозой. Надо позаботиться о том, чтобы перед школой он поел горячей пищи. Полноценный режим требует садиться за стол четыре-пять раз в день с интервалами в 3,5 - 4 часа. Рациональное соотношение белков, жиров и углеводов в рационе школьника составляет 1:1:4 или 1:1:5. Лучше, если две трети объема углеводов будут представлены в виде крахмала (картофель, крупы, хлеб), а одна треть в виде сахара (в том числе в составе напитков, фруктов и ягод). Не давайте ребенку больше 70-75 граммов сладостей в день. Пусть основным принципом питания семьи станет разнообразие, но не излишество пищи!

Если родители не хотят, чтобы их ребенок занимался во вторую смену, они могут обратиться к директору школы. Он обязан помочь найти место в другой школе, где обучение ведется в одну смену.

Оптимальный распорядок жизни школьника

Конечно, родители могут путем проб и ошибок разработать оптимальный распорядок дня для своего ребенка. Но лучше довериться компетентному мнению ученых и сверять режим с научно обоснованной таблицей.

Вид занятий/отдыха Возраст
8-9 лет 10 лет 11-12-13 лет 14-15-16-17 лет
Подъем 07.00 07.00 07.00 07.00
Гимнастика, душ, уборка постели 07.00 - 07.30 07.00 - 07.30 07.00 - 07.30 07.00 - 07.30
Завтрак 07.30 - 07.50 07.30 - 07.50 07.30 - 07.50 07.30 - 07.50
Прогулка 07.50 - 08.20 07.50 - 08.20 07.50 - 08.20 07.50 - 08.20
Приготовление дом. задания 08.20 - 10.00 08.20 - 10.30 08.20 - 11.00 08.20 - 11.30
Второй завтрак около 11 часов
Свободные занятия, чтение, музыка, иностранный язык, помощь по дому 10.00 - 11.30 10.30 - 11.30 11.00 - 11.30 11.30 - 12.00
Прогулка 11.30 - 13.00 11.30 - 13.00 11.30 - 13.00 11.30 - 13.00
Обед 13.00 - 13.30 13.00 - 13.30 13.00 - 13.30 13.00 - 13.30
Дорога в школу 13.30 - 14.00 13.30 - 14.00 13.30 - 14.00 13.30 - 14.00
Занятия 14.00 - 18.00 14.00 - 19.00 14.00 - 19.30 14.00 - 20.00
Прогулка, спортивные игры на воздухе 18.30 - 19.00 - - Для детей 13-15 лет 20.30 - 22.00
Ужин и свободные занятия 19.00 - 20.00 19.30 - 20.30 20.00 - 21.00 Для детей 16-17 лет 20.30 - 22.00
Приготовления ко сну, умывание 20.00 - 20.30 20.30 - 21.00 21.00 - 21.30 Для детей 13-15 лет 21.00 - 21.30
Для детей 15-17 лет 22.00 - 22.30
Сон 20.30 - 07.00 21.00 - 07.00 21.30 - 07.00 Для детей 13-15 лет 21.30 - 07.00
Для детей 15-17 лет 22.30 - 07.00

Требования к расписанию уроков

При правильно составленном расписании уроков для старшеклассников наибольшее количество баллов должно приходиться на вторник и (или) среду, а для учащихся младшего и среднего возраста - на вторник и четверг.

Предметы, которым присвоено наибольшее количество баллов, в расписании младших школьников должны приходиться на второй-третий урок, а для учащихся среднего и старшего возраста – на второй, третий и четвертый.

Расписание составлено неправильно, если самая большая сумма баллов выпадает на первый и последний дни недели, или если их количество одинаково для всех учебных дней.

Записная книжка родителя

На вопрос отвечает руководитель пресс-службы Департамента образования Москвы А.В. Гаврилов.

-В школе, где учится мой сын, не очень хорошо организована работа охраны. В здание может беспрепятственно пройти кто угодно, хотя мы регулярно сдаем деньги на оплату услуг ЧОПа. Несмотря на жалобы родителей, ситуация не меняется. Более того, директор школы отказывается представить документы, подтверждающие, что данное частное охранное предприятие имеет право охранять школу. Является ли это нарушением? Куда мы можем обратиться за помощью?

Что нужно знать родителям? Во-первых, в школе на видном месте обязательно должна висеть копия договора об оказании услуг ЧОПа. Во-вторых, этот ЧОП должен входить в список рекомендованных Департаментом образования Москвы. В-третьих, оплата должна осуществляться только через банк. Если родители не удовлетворены работой охраны и не находят понимания у директора, они могут обращаться в окружное управление образования или городскую инспекцию при Департаменте образования.

Нужные телефоны
Департамент образования г. Москвы 369-7332
Окружные управления образования
Восточный учебный округ 963-5535
Западный учебный округ 249-0886
Зеленоградский учебный округ 535-7521
Северный учебный округ 456-0732
Северо-Восточный учебный округ 210-0706
Северо-Западный учебный округ 947-8886
Центральный учебный округ 951-4167
Юго-Восточный учебный округ 350-0722
Юго-Западный учебный округ 120-3156
Южный учебный округ 118-1535

Обсуждение

Можно ли ставить уроки математики во вторую смену пятым, шестым урокм? На какую статью необходимо обратить внимание?

17.09.2008 14:20:05, Светлана

Прогулка в восемь утра, удивительно...дети в это время еще толком не проснулись. Мы учимся с 13.00 до 18.00, а иногда учительница и на полчаса может задержать, полчаса на дорогу, времени на отдых 1-1,5 а потом опять уроки....и так почти до 11 часов. А кружках и речи быть не может, а с утра и в девять проблема втать.

09.03.2006 15:12:55, ZET

04.03.2006 16:48:12

А мне больше нравилось во ворую смену учиться. В школе учителя все обьяснят, а вот дома уроки с утра на свежую голову. и выспаться можно, а не вставать в 7 часов. А если уроков немного, то и с вечера можно все сделать, тогда вообще полдня свободные.

Интересно, где прописано время начала второй смены? я бы тоже предпочла уроки с 14.00. Но у дочки уроки начинаются в 13.00, полчаса занимает дорога со всеми переодеваниями, то есть из дома она должна выйти не позже 12.25 (а то и раньше, с запасом на стояние на остановке). Плюс время на одеться. Итого обед смещается на до 12. И о каком режиме может идти речь в таких условиях?

Интересно, а где-нибудь выполняются указания "требований по расписанию уроков2? В школе жалуются, что и просто трудно осставить расписание, т.е. не хватает аудиторий, учителей, вынуждены начинать уроки не с 1-го, а иногда со 2-го или 3-го (учились в 1 смене). Тут не до баллов.
А как насчет гуляний на свежем воздухе до 22 часов? В темноте.Это как по безопасности? А 10-13летним гулять не нужно.
И прогулка с 7.50 до 8.20 меня тоже удивила.
И дополнительные занятия и кружки не предусмотрены. Кстати, они обычно рассчитаны по времени для детей из 1 смены.

Всё так замечательно написана. Но на деле... подготовка 4 уроков занимает у моего сына (8 лет- 2й класс) не менее 3-х часов. Нас ещё строго заставляют читать по полчаса в день и мы ведём читательский дневник. Плюс шахматы и каратэ через день. В итоге миниум прогулок, миниум свободного времени и выполнение уроков допоздна. Как результат- частые головные боли, частые скачки температуры. И что делать? Отказаться от выполнения домашнего задания или перестать посещать всё кроме школы?

16.02.2006 00:57:41, Оксана Черезова