Что добро и зло для ребенка. Внеурочное занятие в начальной школе на тему: Добро и Зло. Игра «Добрый сказочный герой»

ДОБРО И ЗЛО

Цель: формировать у обучающихся стремление совершать добрые поступки, побуждать добрые чувства, развивать самооценку.

Дать детям почувствовать, что делать добро – приносит радость;

Создавать условия для сознательного выбора поступков в соответствии с нравственными принципами, воспитывать желание и потребность нести людям добро;

Понимать, что эмоции, душевные и деловые качества определяют личность и жизненный успех каждого человека;

Знать, что эти качества могут быть положительными и отрицацельными;

Знать, что каждый может изменить себя в лучшую сторону, принимая соответствующие решения.

Организационный момент.

Учитель. Добрый день, дорогие друзья! Я очень рада видеть ваши прекрасные, добрые глаза.

Где-то там, далеко, где гуляют ветра,

есть чудесное место - Долина добра.

Ищут многие путь, но не могут найти,

только сердце с добром может к ней привести.

Крикнешь тучам: "Привет!" - смех и слёзы те льют.

Тронешь капли дождя... и они запоют...

И на радужных струнах ты можешь играть,

ярким тёплым лучом будет солнце ласкать.

Колокольчики счастья в долине звучат.

Они ласковый звук и надежду дарят.

Ты в Дoлину добра тихо двери открой

и почувствуй смиренье, душевный покой.

Не ищи ту Дoлину в песках иль снегах.

Верь, Дoлину найдёшь...Всё в твоих лишь руках!

О чем пойдет речь? Да, сегодня мы будем говорить о доброте.

Наше занятие сегодня будет не простое, а волшебное и знаете почему? Потому что мы попробуем стать волшебниками. Давайте произнесем волшебные слова, чтобы попасть в Долину добра. Держитесь за руки, зажмурьте глаза и все вместе произнесем волшебные слова:

Лети, лети лепесток,

Чрез запад на восток,

Облети вокруг Земли,

Быть, по-моему, вели!

Вот мы и прилетели. Давайте сядем в круг.

В природе есть солнце. Оно всем светит, всех любит и греет, ничего не требуя взамен, не ожидая какой-либо похвалы. Совершив добро, наслаждайтесь тем, что другому человеку стало хорошо. Добро доставляет нам радость, появляются новые силы: силы здоровья, счастья, радости.

Какого человека можно назвать добрым?

Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти на помощь, он любит животных, окружающую природу. Добрый человек старается быть аккуратно одетым, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.

Часто ли вы употребляете добрые слова? Их еще называют «волшебными» словами.

Дети: спасибо, добрый день, д. вечер, будьте здоровы, простите, спасибо и т.д.

Колючая игра:

А сейчас я приглашаю вас на колючую игру.

Сидя на коврике передавайте друг-другу мячик(с шипами) и называйте все колючее, что вы знаете.

Дети: Колючая елка, колючий куст, колючие иглы сосны, колючий шарф, колючий ежик.

Учитель: А можно ли сказать «колючий человек» или «колючие глаза». Про какого человека можно так сказать?

Дети: недоброго, нелюдимого, скрытного, злого, жесткого, угрюмого.

Учитель: Нравятся вам эти качества?

Дети: Нет

Учитель: Мы их договоримся называть отрицательными качествами человека. Бывают ли люди только с одними положительными или отрицательными качествами?

Дети: нет

Учитель. Как вы думаете, чего на земле больше: добра или зла?

Давайте мы с Вами послушаем притчу «Белый и черный волк»

Индеец с внуком поделился

Старинной истиной одной.

К познаниям внучок стремился

И... к мудрости, как таковой

Поведал дед, что в человеке –

Борьба матёрых двух волков.

Один – за доброту на свете,

Другой – за царствие грехов!

Едва на время разбегутся,

Как вцепятся друг в друга вновь.

Один – чтоб месть подать на блюдце,

Другой – за мир и за любовь!

Внук, слушая заворожённо,

Нащупывал в сказанье толк.

Задал вопрос непринуждённо:

«Какой же побеждает волк?»

Довольствуясь таким вопросом,

И с мудрой хитростью в глазах,

Поведал дед, видать, не просто

Историю о двух волках:

«Уж, коль задал вопрос, так слушай:

Тому непобеждённым быть,

Лишь волки пожелают кушать,

Кого ты выберешь кормить!»

На доске висят картины двух волков - черного и белого волка. Под ними рассыпаны слова. Эти слова я назвала «черными» и «белыми», как эти два волка. Предлагаю вам разместить белые слова под добрым волком, а черные слова под злым волком.

Дети разделяют слова на две группы.

Учитель: Давайте прочитаем белые слова. Когда мы их произносим, от них становится тепло и уютно, радостно и спокойно. А сейчас прочитаем черные слова. Вы чувствуете холод, страх, опасность. Дети а какого волка выбираете вы?(Белого) На примере двух волков мы увидели что добро побеждает зло. Произносите больше добрых слов. Ведь если человек их часто произносит, значит, в нем есть это качество – доброта.

Физминутка – проводит ученик.

В каждом человеке есть что-то хорошее и что-то плохое. Но главное, каких качеств больше, такой и человек. Но не только слова, но и дела должны быть добрыми

Ещё издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста. На коврике разбросаны слова. Пока играет музыка, вы должны будете собрать из этих слов пословицы.

Добро помни, а зло забывай.

За добро добром плати.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Добрые дела красят человека.

Тренинг «Волшебная палочка»

Если бы у вас была волшебная палочка, какое доброе дело сделал для себя, для друзей, для незнакомых людей? Подходите к кому захотите и обратитесь с добрыми пожеланиями, ласковыми словами. (Дети берут в руки волшебную палочку и по желанию вслух называют, какое доброе дело они бы сделали)

Как вы думаете, трудно ли быть добрым? (Ответы детей)

Что для этого нужно иметь? (Добрую душу, доброе сердце).

А разве нужна волшебная палочка, чтобы помогать людям? Это можно делать и без волшебной палочки.

Присаживайтесь за парты.

Игра «Сказочный герой – добрый или злой»

Учитель: Все вы любите сказки. И одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду показывать сказочного героя, а вы будите отвечать, добрый он или злой. Если добрый, поднимаете желтые карточки, если злой – поднимаете черные карточки.

Рукодельница, Кащей Бессмертный, Золотая Рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Золушка, Красная Шапочка, Гуси-лебеди, Баба-Яга, Мальвина, Снежная королева, Бармалей.

А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему?

Да, если вы приглядитесь, то увидите, что добрых людей на свете гораздо больше, чем злых. Считается, что на добрых людях мир держится. Почти во всех сказках добрые герои побеждают, злые наказываются. Доброта – признак силы, а не слабости. Сильный человек проявляет настоящее великодушие, он по-настоящему добрый, а слабый бывает добреньким только на словах, а трусливым и хитрым на деле.

Учитель: Давайте мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело. Наша планета такая одинокая, грустная, украсим ее. У вас на партах лежат шаблоны цветов, деревьев, бабочек и птиц. А еще кусочки цветной бумаги. Каждый берет по одному шаблону и обводит на листочке цветной бумаги любую фигурку. Работать будем дружно, помогать соседям, у кого не очень получается. Ведь мы работаем на планете добра. Готовые поделки приносим к доске и приклеиваем на планету магнитиками.

Получается красивая аппликация.

Как мы назовем эту картину?(МИР, Как прекрасен этот мир, Добро победило зло)

Какое чувсто вы испытали, делая доброе дело? (Делать добро приятно и радостно).

Пусть же все хорошее, что есть в каждом из нас, только растет и развивается, разрастается. Не пускайте зло в ваши сердца, души. В память о сегодняшнем уроке я приготовила вам подарки. Пусть эти маленькие подарки добавят в ваши сердца капельку добра. Старайтесь почаще делать добро окружающим вас людям. В добрый час, в добрый путь, будьте добры, благодарю, доброго здоровья!

Говорят, красота мир спасает…

Красота она – есть красота!

Ну, а в мире нам жить помогает

Доброта!

ДОБРО И ЗЛО ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

(исследовательская работа)

Бобко Мария, Варыгина Ксения

Руководитель работы:

Педагог-психолог

МОУ «Маганская средняя общеобразовательная школа»

2010 год

1. Введение. стр.3-4

2. Гипотеза, постановка целей, задач,

предполагаемый результат. стр. 4-5

3. Толкование понятий «добро» и «зло» в различных источниках. стр. 5-6

4. Герои русских народных сказок или олицетворение понятий «добро» и «зло» представителями прошлых поколений. стр.6-9

5. Современные сказочные герои - взгляд на понятия «добро» и «зло» современными подростками. стр. 9- 11

6. Результаты опроса по вопросу: «Какой смысл вы вкладываете в понятия «добро» и «зло»? стр.

7. Результаты опроса по вопросу: «Как бы вы изобразили понятия «добро» и «зло»? стр.14-16

8. Выводы. стр. 17

9. Список, использованной литературы стр.18

I. Введение

Все человечество в целом можно представить как сумму всех ныне живущих на планете людей. Нас сегодня 6 млрд. человек.

Если посмотреть, как менялось количество людей на Земле, то можно увидеть, что движение происходило вперед.

Период времени

Количество людей

Конец периода до нашей эры

50 млн. человек

Начало нашей эры

230 млн. человек

Начало промышленной революции, 1650 г.

500 млн. человек

К 1900 году

1,6 млрд. человек

Начало ХХ века

2 млрд. человек

6 млрд. человек

Рисунок 1 Диаграмма "Демографические процессы"

Человечество постоянно увеличивалось. Из поколения в поколение передавались: накопленный опыт, традиции, правила, взгляды, представления о мире, вещах, обеспечивалась преемственность культуры.

Но вот парадокс, возникает противоречие, иногда люди разных поколений не понимают друг друга, словно разговаривают на разных языках, у них разные взгляды, примеры для подражания. Часто это называют конфликтом поколений.

В прошлом считалось, что старики выступают кладезем знаний и хранителями мудрости многих людей. Они пользовались уважением других членов общества.

И в настоящее время старшее поколение пользуется уважением и почетом, поскольку их знания и опыт значительно больше нашего.

Они для нас сохраняют и передают на личном примере формы поведения, образцы правил, законы, ценности, знания, идеи, язык, традиции.

И все же они стараются воспитывать нас на тех представлениях, которые сложились в их детстве. А время идет, и мир меняется.

Сейчас можно услышать в наш адрес, в адрес подростков, что мы ничего не ценим, у нас нет ничего святого, мы говорим на непонятном языке, общаясь между собой кличками, употребляем жаргон, ненормативную лексику, мы не делаем ничего полезного, мы варвары, разрушающие всё, мы злые, несдержанные, безответственные, грубияны и т. д.

II . Гипотеза, постановка целей, задач, предполагаемый результат.

Проблема «отцов и детей» - вечная, но мы предполагаем , что есть мостик, площадка для переговоров, для взаимопонимания .

Ведь если люди, даже говорящие на разных языках, вкладывают одинаковый смысл в понятия, имеют схожие представления о нравственных ценностях, не это ли путь к взаимодоверию, взаимопониманию, взаимоуважению?

Наша работа посвящена таким нравственным категориям, как добро и его противоположность – зло. Что думают об этих понятиях дети, что думают об этих понятиях взрослые? Увидим…

Цель нашей работы: доказать, что современные подростки, взрослые, родители, бабушки, дедушки, как представители разных поколений, имеют общие, схожие представления о таких нравственных понятиях, как «добро» и «зло», а значит способны понять друг друга, выстраивать свои отношения не на конфликте, а мирным путём с помощью переговоров.

Задачи работы:

1. Выяснить смысловую нагрузку этих понятий, через работу с различными источниками (толковым словарем).

2. Изучить статью о героях, познакомиться с историей олицетворения этих понятий, через работу со словарем славянской мифологии.

4. Выяснить среди подростков, какие сказки и мультфильмы они предпочитают сейчас смотреть, встречается ли там добро и зло. Как их изображают сейчас в современных сказках, мультфильмах.

5. Провести опрос представителей разных поколений, профессий по вопросу: «Что такое по – вашему «добро» и «зло»?

6. Провести опрос среди людей разного возраста по вопросу: «Как бы вы изобразили «добро» и «зло»?

7. Подвести итоги, предъявить их обществу, через участие в районном НОУ, публикацию итогов работы в научно-методическом журнале «Классный руководитель».

III . Толкование понятий «добро» и «зло» в различных источниках.

Нами были использованы 3 «Толковых словаря русского языка » , и, Универсальный словарь по русскому языку под редакцией ИГ «Весь».

1.толкование (словарь и)

Добро – это нечто положительное, хорошее, полезное. Положительное нравственное качество, высокая нравственность.

Зло – это нечто дурное, вредное, чувство злости – недоброжелательство к кому – нибудь.

2.толкование (словарь)

Добро – это благо, доброжелательное отношение, гостеприимство, по своей воле, желанию.

Зло – гнев, бедствие, нужда, горе, беда, печаль, пакость, насилие, нападки.

3. толкование – (универсальный словарь по русскому языку под редакцией ИГ «Весь») – повторяет толкование № 1

В толковых словарях нет четкого определения этим словам, но, по - нашему мнению, они отображают некие стороны жизни человека, характер поведения человека, отличительные черты душевного содержания людей, чувства людей, которые связаны с какими-то событиями в их жизни. Эти понятия имеют много оттенков (например, от гнева до насилия, от положительного до высоконравственного).

IV . Герои русских народных сказок или олицетворение понятий «добро» и «зло» представителями прошлых поколений.

Наши родители иногда говорят, что мы смотрим по телевизору глупости, что современные фильмы «пустые, и ничему не учат». Что в их молодости и во времена наших бабушек и дедушек смотрели советские сказки и фильмы, которые рассказывали про добро, любовь, показывали красоту человеческих отношений.

Вот и исследователь русской истории и культуры в своей энциклопедии «История культуры русского народа» пишет, что «в старинных русских песнях и сказках, сохранена народная мудрость, отражена сила и простота чувств русского народа».

https://pandia.ru/text/78/224/images/image004_1.jpg" width="276" height="318 src="> миром живых и мертвых, избушка – врата в мертвое царство. Встретив гостя, Баба Яга выкажет

недовольство, накормит гостя своей пищей,

истопит баню. Помывшись в бане, гость

смывает с себя «дух живых». После этого

Баба - Яга признает его за «своего» и может

оказать помощь.

https://pandia.ru/text/78/224/images/image006_1.jpg" width="258" height="312 src=">

Эта старая колдунья не пешком ходит,

а разъезжает по белому свету в железной

ступе, и когда прогуливается, то понуждает

ступу бежать скорее, ударяя её железной

палицей или пестом. А чтоб не видно было

следов, заметаются они за нею особенным инструментом – метлой или помелом.

Как всякое божество, Баба Яга то злая, то добрая, но всё же, как от всякой непонятной силы, от неё исходит много мудрости. Ей служат лягушки, черные коты, разные существа, в которых уживаются и угроза, и мудрость.

Иногда Баба - Яга дарит волшебные вещи, советует. Сама ничего не делает, но указывает, к кому обратиться за помощью. Повелевает силами природы и животного мира.

https://pandia.ru/text/78/224/images/image008_0.jpg" width="231" height="279 src=">

Добро в литературных произведениях русского народа – понятие собирательное. В нем собрано и мудрость, красота человека внешняя и внутренняя, красота родной природы, любовь к Родине.

https://pandia.ru/text/78/224/images/image010_1.jpg" width="268 height=333" height="333">

Эта несравненная красавица наделена вещим умом, волшебной силой, властью

над природными стихиями.

Она готова сделать все ради дома, семьи.

Простому человеку с ней не совладать.

Но для героя - чистого сердцем, умом,

любящего свою родную землю, она

готова отдать свою чародейскую силу и даже расстаться с ней. Она может превращаться в зверя, в птицу. Она – волшебница, повелительница, дает мудрые советы, загадывает загадки.

V . Современные сказочные герои –

взгляд на понятия «добро» и «зло» современными подростками.

Современные дети и подростки любят смотреть сказки, мультфильмы, фильмы. Мы спросили у ребят, учащихся 1-6 классов Маганской школы, что они любят смотреть? Ими были названы наиболее популярные фильмы, сказки и мультсериалы: «», «Смешарики», «Школа волшебниц WINX», «Хроники Нарнии», «Артур и минипуты», «Книга мастеров».

Рисунок 2 Диаграмма популярности фильмов среди учащихся 1-6 класса

https://pandia.ru/text/78/224/images/image012.jpg" width="433" height="229 src=">

Злые волшебники изображены в темной, порой непонятной одежде.

https://pandia.ru/text/78/224/images/image014.jpg" width="159" height="200">.jpg" width="193" height="173 src=">Виды деятельности" href="/text/category/vidi_deyatelmznosti/" rel="bookmark">вид деятельности человека и наличие жизненного опыта.

Всего нами было опрошено 15 взрослых. Мы условно разделили их на 2 возрастные группы:

1 группа от 20 до 40 лет – всего 8 человек;

2 группа от 40 до 70 лет – всего 7 человек.

Представители профессий:

учитель

Врач, медсестра

милиционер

студент

Домо

хозяйка

пенсионер

сторож

военный

автомеханик, слесарь

бухгалтер

1., 37 лет, мать двоих детей, учитель.

Добро – это понятие ассоциируется с такими словами как, мир, цветы, веселые люди, дети и улыбки, здоровье.

Зло - это понятие ассоциируется с такими словами как, черное, разрушение природы, нервы, слезы.

2. , 50 лет, мать двоих детей, учитель

Добро - это понятие ассоциируется с такими словами как, хорошие руки, счастье детей.

Зло - это понятие ассоциируется с такими словами как, очень плохо, страшно, плач, потери.

3., 32 года, мать двоих детей, учитель.

Добро - это понятие ассоциируется с такими словами как, чувства человека, которые отражаются в его поведении, счастье, порядочность, готовность прийти на помощь, улыбка.

Зло - это понятие ассоциируется с такими словами как, большое, которое свойственное только человеку, но и природе.

4. , 43 года, мать двоих дочерей, врач общей практики.

Добро – это понятие ассоциируется с такими словами как, здоровье людей, забота, помощь, радость, рождение ребенка.

Зло – это понятие ассоциируется с такими словами как, болезнь, смерть, горе.

5. , 44 года, есть сын и дочь, медицинская сестра.

Добро – это счастье детей, любимая профессия, помощь, радостные переживания, мир дома, отдых.

Зло – это раздражение, непослушание, вред, болезнь.

6. , 37 лет, мать двоих детей, сержант милиции.

Добро - это понятие ассоциируется с такими словами как, не нарушают правила, закон, мир без преступлений, нет горя, что-то светлое, обязательно день.

Зло – это понятие ассоциируется с такими словами как, чьи - то слезы.

7. , 23 года, студентка педагогического университета.

Добро – любимый человек, создание семьи, желанный ребенок.

Зло – размолвка, ссора, болезнь, когда не сбываются мечты.

8. , 38 лет, мать двоих детей, домохозяйка.

Добро - это понятие ассоциируется с такими словами как, светлое, семья, природа, полная чаша.

Зло - это понятие ассоциируется с такими словами как, угроза, драка, холодно.

9., 42 года, мать двоих детей, домохозяйка.

Добро – это понятие ассоциируется с такими словами как, главное в жизни человека, хорошие поступки, любовь к детям, родителям, мужу, достаток в доме.

Зло - это понятие ассоциируется с такими словами как, неожиданное горе, слово обидное.

Добро – это понятие ассоциируется с такими словами как, порядочность во всем, по отношению к людям, семье, детям.

Зло – это понятие ассоциируется с такими словами как, несчастье, беда.

11., 69 лет, двое детей, пенсионерка.

Добро – это понятие ассоциируется с такими словами как, когда все довольны, улыбки, счастье для всех.

Зло - это понятие ассоциируется с такими словами как, отрицательные поступки, бесчеловечность, бессердечность.

12., 58 лет, есть дети, внуки, сторож.

Добро – это понятие ассоциируется с такими словами как, отношение ко всем доброе, всем должно быть хорошо.

Зло - это понятие ассоциируется с такими словами как, не хочу зла.

13. , 46 лет, трое детей, военный, офицер запаса.

Добро - это понятие ассоциируется с такими словами как, миролюбивое состояние человека.

Зло - это понятие ассоциируется с такими словами как, агрессивность .

14. , 44 года, есть сын, автомеханик.

Добро – это понятие ассоциируется с такими словами как, гармония во всем, мир, любовь, бог.

Зло - это понятие ассоциируется с такими словами как, это очень плохо, плач, это когда ты один.

15. , 39 лет, две дочери, бухгалтер.

Добро - это понятие ассоциируется с такими словами как, душевное состояние, выраженное к людям.

Зло - это понятие ассоциируется с такими словами как, психологическая черта человека, драка, мужчина.

А вот ответы детей на вопрос «Что такое добро»?

https://pandia.ru/text/78/224/images/image029.gif" width="213" height="263 src=">В этом ответы взрослых и детей совпадают.

2. Дети, и взрослые ставят знак плюс,

т. е. положительное к понятию «добро »,

отмечая, что это хорошие поступки человека,

его поведение.

В этом ответы взрослых и детей совпадают .

3 . И взрослые, и дети связывают эти понятия не

только с человеком, но и с природой. Причем,

были упоминания о том, что человек разрушает

природу, и это расценивалось как зло , но и вред от природных явлений рассматривался как «злой ответ» природы человеку .

В этом ответы взрослых и детей совпали.

4 . И взрослые, и дети раскрасили бы «добро» в яркий цвет , а «зло» в темные .

В этом ответы взрослых и детей совпали .

5. Чаще всего и дети, и взрослые употребляют слово «добро», когда говорят: «доброе утро, «добрый день», «Доброго здоровья», желая хорошего дня, удачи, выказывая радость и заботу.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что взрослые и дети вкладывают одинаковый смысл в понятия «добро» и «зло» .

А это значит, что мы мыслим одинаково, можем понять друг друга и без слов, а значит, конфликт поколений можно избежать, мы способны к взаимопониманию, взаимодоверию, взаимоуважению.

IX . Список использованной литературы

1. Универсальный словарь по русскому языку, СПб.: ИГ «весь», 2009 г.

2.Толковый словарь русского языка и, Москва, 2003 г.

3. Иллюстрированный толковый словарь русского языка В. И.даль, Москва, Астрель, 2006 г.

4. Русский народный календарь, Наталия Будур, РООССА, 2007

5. История культуры русского народа, Москва,2007

6. Русская история, Москва, 2009

7. интернет - ресурсы

  • " onclick="window.open(this.href," win2 return false > Печать
  • Электронная почта
Подробности Категория: Советы родителям

добро и зло для детей

Однажды дочь спросила меня о добре.

Я крепко обнял её и начал повествование.

Жизнь – это постоянная борьба добра со злом. Часто кажется, что зло невозможно победить, оно постоянно выигрывает. Ты видишь, что подлый и лживый человек, обманщик, нечестным путём достигнувший высот, пребывает в почёте, а честный, с открытым сердцем и чистой душой – живёт в нищете. На одно доброе дело приходится тысяча злых. Поэтому добру так тяжело пробиться в жизни.

Но не стоит отчаиваться. Доброе дело имеет большую ценность, оно долговечно. Это семя, которое способно дать новые ростки, подарить новую жизнь, сделать человека счастливым. Злые поступки быстротечны и пусты, и приносят лишь временную радость тому, кто их совершает, а после обязательно оборачиваются страданием.

Например, человек, жаждущий богатства, добился его нечестным путём. Итог жизненного пути такого богача завершает расплата за содеянное. Во многих случаях нечестные люди несчастны, у них нет семей, преданных друзей, любящих родственников. Они доживают свой век в полном одиночестве, злые, отчаявшиеся. Это – расплата за «счастливые» годы, прожитые в удовольствиях от траты "шальных" денег.

Добрый же человек зарабатывает деньги честным трудом. В течение жизни он обзаводится семьёй, друзьями и близкими знакомыми, которые ценят его за то, что он есть, любят его. У доброго человека "золотые" руки, способные создавать. Своими деяниями он радует окружающих, приносит пользу миру.

Сейчас борьба добра со злом обострилась. Хороших людей становится всё меньше, а зло чаще побеждает. Победа тёмных сил видна повсюду: распадаются браки, нечестные занимают руководящие посты, безграмотность правит миром. Люди стали меньше читать, развивать себя, работать над собой, а больше желать денег и славы, стали жить только для себя. Это очень плохо. Но не нужно опускать руки и становится такой, как все, нужно стремиться стать лучше.

Пусть путь будет тернистым. Пусть твои друзья, выбравшие недобрый путь, процветают и живут жизнью, полной безмерных удовольствий. Не стоит завидовать им и роптать на судьбу. Не нужно ломаться, поддаваться нелепым желаниям. Помни, невзгоды пройдут, а терпение и труд принесут тебе и окружающим больше пользы, чем минутная нажива. А главное – ты будешь счастлива, живя в гармонии с собой.

Наталья Дранникова
Конспект НОД для детей старшей группы и родителей «Добро и Зло»

Конспект НОД детей старшей группы

Тема занятия : «Добро и Зло »

Образовательная область : Социально-коммуникативное развитие

Цель занятия : Формирование у детей нравственных качеств и моральных ориентиров.

Задачи :

Образовательные :

Учить понимать значение терминов «Добро » и «Зло» ;

Учить детей обобщать , делать выводы;

Закреплять умение подбирать слова, противоположные по смыслу;

Познакомить детей с конструированием из бумаги , способом оригами.

Воспитательные :

Развивать чувство толерантности, уважения и чуткого отношения друг к другу, родителям , окружающим людям;

Воспитывать умение чувствовать и видеть хорошее и плохое.

Развивающие :

Способствовать развитию коммуникативных компетенций (умение выслушать, искренне высказать своё мнение, проявлять доброжелательность );

Совершенствовать навыки культурного общения со сверстниками, взрослыми;

Побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей;

Развивать фантазию, внимание, память, логическое мышление.

Практико-ориентированные :

Применять полученные знания в общении с друзьями, родителями , педагогами и другими окружающими людьми.

Интеграция образовательных областей :

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Оборудование : ноутбук, мультимедийный проектор, экран, колонки, картинки, ватман, краски, бумага белая, свеча (безопасная, аудиозаписи с песнями о доброте , видеоролики.

Аудитория : дети подготовительной группы и их родители

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательная, художественная.

Форма проведения : Совместная деятельность

Ход деятельности:

Дети заходят в зал под музыку (Дорогою добра )

Воспитатель : Здравствуйте, ребята. Я пришла к вам в гости и хочу, чтобы мы сегодня вместе с вами немножко поиграли, можно? Меня зовут Наталья Сергеевна. А как вас зовут, вы скажите хором. Раз, два, три, свое имя назови. Молодцы! Вы знаете, что есть хорошая примета всем с утра дарить приветы. Давайте и мы так сделаем, я буду читать стихотворение, а вы в конце каждой строчки будете громко и дружно добавлять слово ПРИВЕТ! Есть хорошая примета, всем с утра дарить приветы. Солнце красному.

Дети : Привет!

Воспитатель : Небу ясному.

Дети : Привет!

Воспитатель : Люди взрослые и малыши.

Дети : Вам привет от всей души!

Воспитатель : У меня к вам просьба,ребята : «Закройте, пожалуйста, глаза на минуту, улыбнитесь (обязательно от души, откройте глаза,посмотрите : стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица . А значит, здесь

собрались добрые люди ».

А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, и передадим, друг другу, ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам, из ладошки в ладошку, переходит доброта . (Берем в руки зажженную (безопасную) свечу и дети передают друг другу свечу). Посмотрите, как искорка зажглась от наших сердец. Пусть она сопровождает вас сегодня.

Дети садятся на стульчики

Воспитатель Посмотрите, пожалуйста, на экран и подумайте, о чем мы сегодня с вами будем разговаривать? (клип «Доброта » )

Ответы детей

Воспитатель Правильно, ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о добре и зле .

Но сначала давайте настроим ваши глазки (гимнастика для глаз)

Разотрем свои ладошки,

Разогреем их немножко. (Растирают ладони.)

Пальчики плотно друг к другу прижмем,

Свету проникнуть сквозь них не даем. (Делают лодочки.)

Ладошки –это лодочки у нас :

Одной закроем левый глаз,

Другой закроем правый глаз. (Закрывают глаза.)

О хорошем подумать сейчас в самый раз.

Глаза закрыты, ладоней не касаются…

Сейчас с них напряжение снимается.

(Думают о хорошем.воспитатель может давать разного рода установки типа : «Глазки наши хорошие, глазки отдыхают» и т. д.)

Тихонько уберем ладони,

Медленно глаза откроем.

То, что стало четче видно,

Мы от вас, друзья, не скроем.

Воспитатель Как вы думаете, что такое добро ? Добрый человек , он какой? Какие поступки людей вы можете назвать добрыми ?

Ответы детей

Воспитатель Ребята, а что же такое зло? Какой, по вашему мнению, злой человек? Вы знаете, какие поступки можно назвать недобрыми , злыми?

Ответы детей

Воспитатель Скажите, а кто же всегда учит вас, что такое хорошо, а что такое – плохо? Кто всегда помогает и подсказывает вам, какие поступки нужно совершать, а какие нет? (ответы детей ) . Конечно, это ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. Они всегда с вами рядом. Хотите, чтобы и сегодня они были с вами? Тогда закройте глазки и подумайте о них.

В зал заходят родители и встают с детьми в круг

Воспитатель Дорогие родители , мы говорим сегодня о добре и зле . О хороших и плохих поступках. Вы поможете нам?

Ответы родителей

Воспитатель Ребята, посмотрите внимательно, в зале находятся разноцветные конверты, я предлагаю вам взять по одному конверту и вместе с родителями посмотреть , в них лежат картинки, на которых изображены хорошие и плохие поступки, рассмотрите их, а мамы и папы помогут вам понять, какой поступок и почему хороший, а какой плохой.

Дети и родители рассматривают картинки, родители объясняют детям , какие поступки на них изображены

Воспитатель А давайте с вами поиграем. Родители встают напротив детей . Я буду предлагать вам ситуации, а вы должны показать, какие эмоции вызывает у вас эта ситуация. Как будет вести себя ребенок и как будет вести себя родитель . Попробуем?

Игра «Этюды» (ситуации : у ваших мамы, папы, бабушки – день рождения, вы нарисовали красивый рисунок и подарили его; вы гуляли на улице и пришли домой очень грязный; родители уезжают в командировку надолго; родители подарили вам подарок, о котором вы долго мечтали; вы разбили коленку; у мамы болит голова; мамы долго не было и она вернулась домой)

Воспитатель Молодцы! Здорово! Ну а теперь все вместе повеселимся и сделаем маленькую зарядку!

Музыкальная физкультминутка

Воспитатель А теперь задание для наших родителей . У вас на карточках написаны пословицы и поговорки о добре и зле . Пожалуйста, прочтите их и объясните нам, как понять эти выражения.

Родители читают и объясняют значение пословиц и поговорок

1. Добрый человек добру учит

2. Добро всегда побеждает зло

3. Мир не без добрых людей

4. Доброе слово лечит , а злое – калечит

5. Доброта без разума – пуста

6. За добрые дела - добром платят

7. Добрая слава лежит , а злая бежит

8. За доброго человека сто рук поднимут

9. Кто любит добрые дела , тому и жизнь мила

10. Доброта нигде не теряет своего достоинства

11. Доброе слово человеку - что дождь в засуху

12. Живи добрее , будешь всем милее

Воспитатель А у меня для вас еще одна игра. Я называю вам слово, а вы должны назвать противоположное по смыслу слово.

Игра «Говори наоборот» (добрый-злой , хороший-плохой, веселый-грустный, радость-печаль, белое-черное, светло-темно, честный-лживый, война-мир)

Воспитатель Как вы считаете, когда на земле – мир, это хорошо? Это добро ? А что же тогда война? Правильно, война это самое большое зло. Война – это страх, боль, слезы, горе. И особенно для детей , которые становятся абсолютно беззащитными перед этим страшным злом.

Клип «Отмените войну»

Воспитатель Скажите, какие эмоции вызвал у вас этот клип?

Ответы детей и родителей

Воспитатель Как вы считаете, что нужно делать людям, чтобы на Земле всегда был мир, и чего делать нельзя?

Ответы детей и родителей

Воспитатель Я предлагаю нам всем вместе составить композицию, символизирующую мир и доброту . Вы согласны? С чем ассоциируется у вас слово МИР? Мир – это солнце, голубое небо, любовь, счастье, мама рядом. А еще символом мира считается голубь. Давайте сделаем так, мамы и папы будут рисовать большое красивое солнце, а мы с вами сделаем белых красивых голубей. Я вас научу.

Клип «Пусть всегда будет солнце»

Родители рисуют солнце , воспитатель с детьми делает птиц способом оригами. Дети и родители встают все вместе на фоне картины. Воспитатель предлагает взять детям воздушные шарики, чтобы композиция выглядела еще радостней и веселей.

Воспитатель Вот такая замечательная композиция у нас получилась. Как мы ее назовем? Давайте, я сфотографирую вас на память, о нашей встрече.

Воспитатель Ну что же, вот и подошла к концу наша встреча с вами. Ребята, что вам понравилось сегодня? А что не понравилось?

Ответы детей

Воспитатель Дорогие родители , а вам понравилось заниматься вместе с детьми? Вам было интересно? Может быть, вы хотите что-нибудь сказать?

Ответы родителей

Воспитатель Я тоже хочу сказать вам большое спасибо, мне было очень интересно общаться с вами. Хочу пожелать вам, чтобы в вашей жизни встречались только добрые люди , чтобы вы старались делать только добрые дела , чтобы ваши сердца были добрыми , внимательными и любящими!И на прощание я хочу прочитать вам такие строки :

Стираются лица и даты,

Но всё ж до последнего дня

Мне помнить о тех, что когда-то

Хоть чем-то согрели меня.

Согрели своей плащ-палаткой,

Иль тихим шутливым словцом,

Иль чаем на столике шатком,

Иль попросту добрым лицом .

Как праздник, как счастье, как чудо

Идёт Доброта по земле .

И я про неё не забуду,

Как я забываю о зле…

Спасибо. До свидания.

Дети вместе с родителями выходят из зала под музыку (Дорогою добра )

Цель: развитие представлений детей о добре и зле;

разделить в представлении учащихся понятия «добро» и «зло»;

убедить в необходимости добра и добрых поступков.

Задачи:

Развивать нравственные представления детей об ответственности каждого за свои поступки; обратить внимание детей на то, что слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками;

Познакомить с закономерностями проявления добра и зла в личности человека и окружающей жизни;

Воспитывать внимательность, доброту, умение сочувствовать, стремление помогать людям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по духовно-нравственном воспитании 3 класс «Добро и зло»

Подготовила учитель начальных классов МОУ Проводниковсая ООШ имени героя РФ А.С.Маслова

Цель: развитие представлений детей о добре и зле;

разделить в представлении учащихся понятия «добро» и «зло»;

убедить в необходимости добра и добрых поступков.

Задачи:

Развивать нравственные представления детей об ответственности каждого за свои поступки; обратить внимание детей на то, что слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками;

Познакомить с закономерностями проявления добра и зла в личности человека и окружающей жизни;

Воспитывать внимательность, доброту, умение сочувствовать, стремление помогать людям.

Оборудование: бланки с кроссвордом, весы с чашами, таблички с надписями «зависть», «Жадность», «грубость», «Предательство», «война», «ложь»), фигурки улыбающихся человечков, толковые словари С.И. Ожегова.

Ход урока

  1. Организационная деятельность учащихся.

- Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

2.Вступительная часть

Ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок, а тему вы сформулируете сами, разгадав кроссворд. (у детей бланки с кроссвордом) (работа в группах: 2 группы по 8 человек).

1.Это человеческий орган как символ переживаний, чувств, настроений человека.

2.Чувство гневного раздражения, недоброжелательства против кого-нибудь

3.Чувство самоотверженной, сердечной привязанности.

4.Веселое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения.

5.Пожелание добра.

6.Помощь, направленная к благополучию кого-нибудь.

7.Близкие отношения, основанные на доверии.

3. Основная часть.

Мы попытаемся ответить сегодня на вопрос: «Что есть Добро, а что Зло. И как это влияет на окружающий нас мир и общество.

Может кто-то из вас уже сейчас скажет что-нибудь о Добре и Зле?

Хорошо, что у вас так много ответов.

Назовите однокоренные слова к слову «добро» («зло»).

Посмотрите, пожалуйста, в толковые словари, найдите и прочитайте, какое определение дает этим словам С.И.Ожегов (работа в группах по карточкам).

1 группа: добро, добродетель, доброта, добрый, добряк, добродушный

2 группа: зло, злоба, злобный, злодей, злодеяние, злорадство.

Ответы детей.

Добро – то, что полезно людям, обществу, способствует его сохранению, процветанию, то, что предотвращает вражду.

Зло – противоположно добру, оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступи, разжигает вражду.

В реальной жизни встречается Добро и Зло; люди совершают как хорошие, так и плохие поступки. Представление о том, что в мире и человеке идет борьба между «силами Добра» и «силами Зла» - одна из важных идей, пронизывающих всю историю культуры.

Легенда о грехопадении.

А знаете ли вы, что когда-то все люди на Земле были добрыми и жили они прекрасно в раю. Но однажды они совершили очень плохой поступок. Поселив их в раю, Бог разрешил им есть плоды любого дерева, кроме плодов от того дерева, которое называлось деревом познания, добра и зла.

Но Сатана – враг Бога и людей, захотел погубить первых людей – Адама и Еву.

Однажды он подошел к Еве в облике змея и сказал: «Подлинно ли сказал Бог: «Не ешьте ни от какого дерева в раю?». Ева ответила: «Плоды от всех деревьев мы можем есть, но только плодов с дерева, которое находится посреди рая, Бог не велел нам есть, чтобы не умереть.» тогда змей, желая посеять в сердце Евы сомнение в искренности Божьей любви, стал обманывать ее, говоря: «нет. Не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите плоды, откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло».

Когда Ева посмотрела на дерево после слов Сатаны, то оно показалось ей хорошим для пищи, приятным для глаз и вожделенным, потому что дает знания. Тогда она сорвала с него плоды и съела их, и дала есть также мужу своему, Адаму. После этого Бог сказал Адаму: «За то, что ты послушался голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедовал тебе, сказав: «Не ешь от него», - то проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей… В поте лица твоего будешь есть хлеб до тех пор, пока не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься». Затем Господь изгнал Адама и Еву из прекрасного сада, и они не могли больше возвратиться в него. Так совершилось грехопадение первых людей.

С тех давних времен изменились человек и весь мир. Очень многие люди стали совершать грехи –нехорошие поступки.

Подумайте, а мы с вами совершаем плохие поступки?

Ответы детей.

Конечно, все мы не безгрешны. Но это совсем не означает, что мы с вами плохие. Плохим является наш поступок.

А как мы себя чувствуем, когда совершаем плохие поступки?

Ответы детей.

Нам тяжело на душе, стыдно за свой поступок. Это называется – раскаяние. Раскаивались ли вы в каком-нибудь поступке?

Ответы детей.

Один человек молился: «Как ему спастись?»

И вот в видении ему были показаны райские селения. Подходит Он к одной обители, самой прекрасной, спрашивает человека, живущего в ней: «Скажи, раб Божий, что ты делал на Земле? За что ты получил здесь обитель?»

Он отвечает: «Я был работником у одного злого человека. Он за работу мне не платил, делал мне только зло. Но я до конца у него работал безропотно. И вот получил здесь обитель».

Подходит он ко второй обители: «А ты, -спрашивает,-что делал?» и ответил ему обитавший в ней: «Я всю жизнь болел, но безропотно переносил свою болезнь».

Что значит «безропотно»?

Безропотно – значит покорно, без недовольств.

Вывод:

Жизнь каждого из нас очень коротка, и нельзя ее тратить на мелочную злобу и раздражение.

Без страдания (от зла) ни одна жизнь не проходит. Страдание посылается человеку как экзамен, проверку на добро. Нужно нам помнить, что в любых жизненных обстоятельствах мы не должны пускать зло в свою д ушу. Если не можешь сразу сдержать внутренний гнев, то хотя бы язык придержи. Лучше помолчать.

Есть еще один совет.

Есть такая прекраснейшая добродетель-незлобие .

Вы быстро забываете обиды. Любящая мама иногда вас наказывает. Вы плачете, даже пытается ударить свою мать. Но проходит минутка и снова вы обнимаете свою маму.

Уступчивость – любимая дочь незлобия. Она нужна нам, как воздух.

ВОПРОС:

Хотите видеть примеры гибельной неуступчивости (упрямства)?

Течет быстрая и широкая река. Если кто попадет в ее бурные и крепкие объятия, то тому несдобровать. Закрутят воды. Завертят, понесут и поглотят… Через реку пролегает узенький мостик.

Только одному свободно можно пройти по этому мосту, а двоим еле-еле разойтись.

Вот смотрите, смотрите…

Два барана

(инсценировка сказки детьми)

По крутой тропинке горной

Шел домой барашек черный

И на мостике горбатом

Повстречался с белым братом.

И сказал барашек белый:

«Братец, вот какое дело:

Здесь двоим нельзя пройти,

Ты стоишь мне на пути».

Черный брат ответил:

«Мэ-э-э,

Ты в своем, баран, уме?

Пусть мои отсохнут ноги,

Не сойду с твоей дороги!»

Помотал один рогами,

Уперся другой ногами…

Как рогами ни крути,

А вдвоем нельзя пройти.

Сверху солнышко печет,

А внизу река течет.

В этой речке утром рано

Утонули два барана.

С.Михалков

Вопросы:

2.Как можно было бы разрешить ситуацию иначе?

Вопрос:

А как же мы с вами живем?

Помочь старушке перейти улицу или уступить место в автобусе – раньше этому в школе учили, в книгах, в фильмах.

Теперь это не в почете. «Брать от жизни все», а помогать пожилым людям это почти позорно.

Стихотворение о добре.

«Я вчера был занят очень,

Я трудился что есть мочи,

Целый день добро творил:

Кошке домик мастерил,

Собирал гулять сестричку –

Отыскал ей рукавичку,

Маме пол подметал,

Бабушке очки подал,

Папе гвоздь забить помог,

Так работал – изнемог!

Зря считает мой братишка,

Что я просто – хвастунишка.

Я нисколько не хвалюсь,

Я просто радостью делюсь!»

Предлагается детям потренироваться в добрых делах.

1.Стоит в автобусе бабушка рядом с мальчиком. Что должен сделать мальчик?

2.Девочка встретилась в дверях со взрослым человеком. Кто должен уступить дорогу, и с какими словами?

3.Во дворе посреди глубоких сугробов есть маленькая узкая дорожка. На ней встретились мальчик и женщина. Кто должен уступить дорогу, и с какими словами?

Работа с пословицами.

Творческая работа (составление коллажа)

Звучит песня «Дорогою добра» (на чистый лист ватмана, вырезанный в форме земли, каждый ребенок наклеивает заранее заготовленное изображение: дом, дерево, дети, облака, солнце, цветы, птицы, звери.)

Как мы назовем эту картину?

Какое чувство вы испытали, делая доброе дело?

Вывод:

Мы сегодня узнали, что надо учиться любить и делать только добро в этой жизни!

Это так трудно.

- Не злиться, когда нас обижают,

Уступать всем,

Не драться.

У нас не всегда получается делать добро, чаще всего мы:

Злимся

Упрямимся

Деремся.

Мы часто встречаемся со злом и видим, что много зла стало на земле. Но мы знали, что добро сильнее зла и уничтожить зло можно не войнами и убийствами, а только добром и любовью. Мы хотим быть сильными в добре.

Золотое правило доброго человека.