А.В. Карев: Размышления о страданиях, смерти и воскресении Иисуса Христа. Значение и сила крестных страданий спасителя

  • Проповедь о Страстях Христовых
  • О службах Страстной Недели
  • Святыни Страстей Христовых в Москве

***
Страсти Господни начинаются, в сущности, в день входа Господня в Иерусалим.

Вход Господень в Иерусалим – один из самых трагических праздников, который нам приходится пережить. В нем, как будто, всё двоится. Есть ряд событий очевидных, которые обращают на себя внимание, и есть какая-то глубина этих событий, которая почти неприметна и которая носит уже на себе печать Страстей Господних. Внешне – торжество. Господь въезжает в Иерусалим как царь, на Нем исполняется пророчество: Не бойся, дщерь Иерусалима, твой Царь входит к тебе кроткий, восседающий на ослице…

Он окружен учениками; народ, который в течение последних недель видел славу Божию, проявляющуюся в Нем, встречает Его ликующе, невзирая на негодование первосвященников, фарисеев, книжников, на негодование и сопротивление политических вождей, люди встречают Его с восторгом, постилают на Его пути пальмовые ветви, снимают с себя одежду, чтобы Он прошел по ней. Кричат “Осанна!” (красуйся), Сын Давидов, Царь Израилев!” и, казалось бы, это – торжественное шествие; казалось бы – мы можем ликовать вместе с народом; но когда мы вдумываемся в события последующих дней, мы видим, что тут, во всяком случае, какое-то трагическое недоразумение, потому что это торжество, эта радость народная, непонятным, как будто, образом, превращается через несколько дней в ярость, в ненависть толпы, которая перед Пилатом будет кричать: Распни, распни Его! Не Его – Варавву нам отдай!.. Понять это можно только так, мне кажется, что как бы глубже слоем, чем это внешнее торжество, на всем этом событии лежит именно недоразумение.

Встречают Христа как царя, ожидают в Нем политического вождя; до сих пор Он скрывался, теперь Он открыто въезжает в город со Своими учениками. Люди думали, что приближается время, когда Он возьмет в Свои руки судьбы Израиля, когда настанет время политической, государственной и общественной независимости еврейского народа, когда наступит время возмездия язычникам, мести Израиля, когда они воцарятся, восторжествуют. Они ожидали, что кончается время их унижения и начинается слава – последняя, победная слава Израиля.

А Христос вступает в Иерусалим, как кроткий Царь, Царство Которого не от мира сего; Он пришел принести это Царство в сердца человеческие. Он пришел установить новое Царство, от которого страшно становится человеческому сердцу потому что это – Царство совершенной, самоотверженной любви, самоотречения. Царство изгнанничества ради правды и ради истины, Царство, которое пока всецело в человеческих сердцах и определяется пока только тем, что в чьих-то сердцах – немногочисленных или многих – единственным Царем является Господь Бог. Люди ожидали от Него земной победы, обеспеченности, покоя, устойчивости – Христос им предлагает оторваться от земли, стать бездомными странниками, проповедниками этого Царства, которое и самому человеку бывает так страшно…

И вот, эти люди, которые встречали Его в Вербное Воскресенье с таким торжеством, теперь восстали на Него с таким негодованием и ненавистью, с непримиримой ненавистью, потому что Он обманул все их надежды. Жить без надежды человек едва ли может, но воспламениться надеждой, когда она уже угасла, и увидеть эту надежду поруганной – порой бывает невыносимо, и тот, кто явился причиной такого поругания, падения последней надежды, едва ли может надеяться на милость человеческую; это случилось со Христом.

Поэтому вход Господень в Иерусалим весь находится под знаком недоразумения, весь уже носит печать Страстных дней. Окруженный ликующей толпой Христос всё больше и больше погружается в одиночество; ученики ожидают чего-то, чего Он им не предлагает, окружающий народ встречает Его потому, что думает, что Он – иной, и Христос шаг за шагом вступает в этот град “побивающий пророков”, и приближается к одиночеству Гефсиманской ночи.

Это первое, что мы видим у преддверия Страстей Господних. Затем дни – дни споров, пререканий, которые постепенно приводят к последней развязке, к предательству Иуды, к Гефсиманской ночи, и к Распятию. И вот из этих событий мне хочется остановиться на некоторых; первое – это Гефсиманская ночь.

Гефсиманская ночь, это предел оставленности человеческой помощью, человеческой любовью, это час, когда Спаситель Христос остается один – один со Своей человеческой судьбой в момент, когда эта человеческая судьба вся сводится и сосредоточена только на одном: на грядущей смерти. Христос, после Тайной Вечери вышел в ночную тьму со Своими учениками; Он ушел за Кедрон в сад Гефсиманский; Он знает, что грядет время, когда Он будет отдан в руки человек грешных и начнется над Ним расправа - расправа человеческого греха над Божественной милостью, потому что эта Божественная милость оказалась для них обманом – она предлагает небо, когда земля требует своего…

Христос просит Своих учеников побыть с Ним, основная группа остается в одном месте, немножко дальше Он уводит с Собой троих: Петра, Иакова и Иоанна ~ тех самых, которые видели чудо Его преображения – и просит их бдеть и не спать; и Он уходит на короткое расстояние и начинает молиться. В этом предсмертном борении (не потому что телесная смерть для Него уже наступила, а потому что это момент, когда слова Христовы, сказанные на Тайной Вечери, “никто Моей жизни не отнимает от Меня, Я Сам её даю” должны стать живой, трагической реальностью) то, что было целью и намерением Воплощения, теперь делается неминуемым событием следующего мгновения. То, что Христос намерен был принять, то, о чем Он знал, что это будет Его судьбой, теперь уже неминуемо будет, уже приближается, уже касается Его; и Христос, истинный Бог и истинный человек, стоит перед лицом смерти. И вот здесь одиночество особенно трагично: три человека, самые близкие, самые родные, в нескольких шагах от Него засыпают от усталости, от тоски, от того, что слишком много пришлось пережить за последние дни… Христос остался в этой ночной тьме один -, один в Своей молитве к Отцу; и, казалось бы, эта молитва должна пробить небеса, должна разорвать тьму ночную, она должна была бы быть живым мостом между душой Страдальца и душой Отца – и этого не случается; не только ночь всё темнее, не только ученики спят, но и Отец остаётся в безмолвии: в этой страшной ночи искупления и Бог безмолвствует…

Когда мы читаем евангельские страницы, то видим, с какой отзывчивостью Спаситель отвечает на каждую мольбу приходящего к Нему с болезнью, с тоской, с грехом, даже со смертью; Христос обещал, что если у кого будет веры с горчичное зерно, он сможет двигать горами: и вот, в этой трагической ночи ничего не случается. Вся вера, вся праведность Сына разбивается, как волна об скалу, об это молчание земли и неба. Если бы небо ответило отказом, было бы легче. Вы помните, как Сирофиникиянка из пределов Сидонских молила Христа об исцелении дочери, как Христос её убеждал, что этому не надлежит быть, как бы вызывая её этим на всё больший и больший подвиг веры, совершенного доверия Богу, и когда она это доверие засвидетельствовала с предельной силой Он даровал ей исцеление. Отказ за отказом падал на неё, но каждый отказ был как бы поводом нового движения веры в ней. Здесь же небо молчит, отказа нет, ответа нет. Я сейчас не хочу вдаваться в причины и объяснения – это нас отвело бы от острого сознания того, что происходит – небо и земля оставили до конца Спасителя перед лицом смерти. После третьего моления Ангел подошел укрепить Его, после того, как кровавым потом была покрыта земля, изныла предсмертной тоской человеческая грудь…

Теперь следующий момент: суд у Пилата, Христос отдается на неправедный суд – и этот суд не находит в Нем вины. Желая чем-то удовлетворить толпу, Пилат повелевает Невинного бить. Невинный терпит удары, насмешки, терновый венец, красную хламиду, и выводится перед лицом толпы. “Вот человек!” Эти слова значат в простом смысле: “Вот Тот, Кого вы предали мне, вот Он”. Но если задуматься над ними, то действительно мы здесь видим человека – во всей его наготе.

Что осталось от Царя, Сына Давидова? Посмешище. Что осталось от Того, Кто проповедовал, целил, словом побеждал? Пленник, который не имеет ни слова в свою защиту, просто человек, не кто-то, не Иисус, а пленник безымянный, в котором остаётся только его облик.

Мне довелось раз посмотреть на человека. Это было сразу после освобождения Парижа; изменников, предателей ловили, иногда судили, иногда убивали, а до этого часто водили по улицам и издевались над ними. Поймали одного человека, который многих предал на смерть, который не заслуживал, по суду человеческому, ни сострадания, ни милости. Я выходил из дому, и толпа его вела мимо нашего подъезда. Он был в обычном своем костюме, но испачканном, беспорядочном…

Полголовы его было обрито, лицо его было отмечено подтёками, толпа его забросала грязью. Я знал, кто этот человек, поэтому я не мог по первому движению души видеть в нем страдальца и мученика. По первой мысли это был пойманный злодей, и однако эта мысль не только не задержалась, но и не мелькнула в голове. То, что я видел, был просто человек, все его другие свойства исчезли.

Был ли он злодей, сколько крови он пролил, сколько семей лишил мужей, отцов, братьев и сестер – всё это не вспомнилось, потому что в этой предельной, ужасной нищете, в этом предельном уничижении ничего не осталось кроме просто человека. И в течение многих часов передо мной стоял образ, двоящийся образ этого человека и Христа Спасителя, и я не мог разделить одного от другого. Суд у Пилата и суд толпы, расправа народная тут и там, и перед ужасом того, что можно сделать над человеком и с человеком всё остальное стиралось. Оставалось только: “Се человек!” Это другой образ, который я хотел вам напомнить; третье – Распятие.

На Голгофу поднималось три человека, три злодея: Иисус из Назарета и два других. В толпе, вероятно, было некоторое недоумение; за эти дни многие, вероятно, обсуждали судьбу Иисуса и Его личность; Он был иной – не один из трех. Он как-то выделялся: для одних тем, что Он, побежденный самозванец, сейчас должен пережить заслуженное Им; для других Он еще оставался неразгаданной тайной; до последней минуты, до последнего вздоха, можно было, кажется, чего-то ожидать…

Этих троих распяли; сначала от боли, от отчаяния, от гнева побежденности два других разбойника бились и кричали и Его поносили: Названный Царь Иудейский, помоги, а если не можешь, то кто же ты такой? – но постепенно смерть начала покорять эти души и эти тела. Один продолжал Его поносить и продолжал ненавидеть свою судьбу, другой что-то прозрел. Что случилось?
Все они, все трое были распяты по человеческому суду; судили неправедные судьи; судили такие же люди, грешные, злобные, как и сами разбойники, – только которым житейски больше повезло. Один из разбойников увидел и пережил только неправду этого человеческого суда, другой прозрел за человеческим судом суд Божий; человеческий суд был неправеден тем, что человек человека осудить, тем более засудить не может; однако он был праведен тем, что суд Божий через человеческую неправду застиг человеческий грех. Один из разбойников, видя своих судей и зная, что они собой представляют, не мог принять своей судьбы; другой, взглянув на Иисуса и что-то увидав в Нем, понял, что за человеческой неправдой стояла Божественная страшная правда и что Иисус из Назарета, осужденный невинно, является каким-то свидетельством того, что здесь, на Голгофе совершается какое-то непостижимое Божие дело, что смерть каждого из них является чем-то предначертанным и осмысленным Божиею Премудростью – потому именно, что умирает Праведник, ничем не прикоснувшийся ко злу, что человеческая неправда приковавшая, пригвоздившая всех троих к древу смерти, служит только орудием для судеб Божиих, и он душой обернулся и сказал: “Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем.”

Это относится не только к двум разбойникам, но и к нам, постоянно, в нашей жизни. Когда мы грешим, творим зло, когда нас постигает несчастье, когда мы видим последствия своего греха, нам часто приходится говорить: Господи, любой ценой -только выведи меня из этого ужаса… Если бы Сам Господь явился и повелел вам взять на себя какой-то подвиг труда и страданья, мы вероятно бы это сделали хотя бы на время; но Бог этого не делает. В ответ на наш крик “любой ценой” Бог насылает на нас простую, обыденную неправду земли. Нас унижают, на нас лгут, нас оскорбляют, нас утесняют, нашу жизнь делают тяжелой, и нам кажется, что всё это не может быть делом Божиим, плодом Божиего суда, что Бог должен Свою правду творить праведными путями, не через неправду людскую, и мы тогда, как разбойник, повешенный по левую сторону креста, отвергаем собственное спасение через человеческую неправду, потому что требуем от Бога исцеления путем Божественной Правды.

И эта Божественная правда есть, и она целительно водружена перед нами – это Христос, невинно страдающий, это Христос, Который искупает мир и спасает нас Своей смертью и кровью под ударами человеческой злобы… Но и мимо этого мы проходим, потому что и этого мы не принимаем. Если мы только сумели бы хоть на момент прозреть насквозь, через человеческую неправду, судьбы Божии, то всё меняется, и исполняется слово апостола верующему; всё меняется и содействует ко спасению.

И Христос умирает… Часто приходится слышать, будто непонятно, чем смерть Христа была таким событием, что могла оправдать и спасти человечество? Она не была ужаснее, по-видимому, смерти двух разбойников, которые вместе с Ним умирали на кресте; она, вероятно, была гораздо менее мучительна, чем смерть многих мучеников, которые исстрадались в пытках – и в древности и в наши времена; что же есть в смерти Христа такого, что делает её единственной, неповторимой? То ли, что умирает на кресте Сын Божий, потому что по Божеству Своему не умирает Бог? Что же случается? Что делает эту смерть единственной, из ряда вон выходящей, неповторимой смертью?

Смерть каждого человека является плодом постепенного вымирания, даже когда это вымирание соответствует постепенному созреванию его души, как апостол Павел говорит: Внешняя храмина моя разрушается, но крепнет дух – даже тогда человеческое тело, человеческое естество постепенно клонится к земле с тем, чтобы земля его приняла и он вернул бы ей всё, что от неё получил. Смерть человека является плодом падения и греха, т.е. в конечном итоге – плодом разобщенности человека с Богом; именно потому, что человек оторвался от источника жизни, он может умереть; но не так со Христом.
Во Христе человеческое естество и Божественное были соединены совершенно и навеки, соединены без смешения. Соединены так, что Христос есть истинный человек и истинный Бог, но уже навсегда Бог и человек. В этом соединении человечества и Божества человечество Христово в самом чуде Его Воплощения делается бессмертным. Когда священник причащается Святых Таинств от руки архиерея, ему говорятся слова: Пречистое, Святое, Бессмертное Тело Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа преподается тебе! Бессмертное Тело- это тело нетленно…

Оно будет лежать во гробе и останется неприкосновенным для тления. Это тело, которое соединилось с Божеством; по Своему человечеству, ввиду этого соединения Христос, как человек, бессмертен. Для нас смерть является уродливой, но неминуемой; для Христа смерть невозможна и противоестественна; бессмертный по одному соединению с Богом, человек Иисус не может умереть – и однако Он рождается для смерти. Он берет на Себя все последствия человеческого греха: жаждет, утомляется, голодает, терпит страдания и умирает; не потому, чтобы это было естественно Ему, а потому, что Он во всем захотел уподобиться человеку, все испытать захотел, чтобы человека спасти; как говорит апостол Павел: Будучи во всем испытан Он может и испытуемым сострадать… Умирание Христа не есть распад обветшалой человечности, это насильственное вырывание бессмертной души из бессмертного тела. Это вольная, в полном смысле слова, смерть, – потому что это смерть невозможная. “0, Жизнь вечная, как это Ты умираешь?” говорит одна из стихир на службе 12-ти Евангелий. Этим смерть Христа достигает по своему ужасу далеко за пределы всякой страдальческой смерти и остается неповторимой и единственной, делом непостижимой любви, о котором Филарет Московский говорит: Отец – распинающая любовь, Сын – любовь распятая…

И вот, перед этими событиями нам надлежит простоять в течение целой недели. Это больше, чем наши силы могли бы вынести, если бы в нас было только немножко больше чуткости. Мы только потому можем из года в год переживать краешком души совершающееся в эти дни, что мы слишком нечутки, слишком безжизненны, – и вступая каждый год в Страстные дни, мы должны быть готовы к тому, чтобы что-то – если мы молитвенно, с любовью откроемся к воздействию этих дней – навсегда надорвалось в нашей душе, чтобы смерть Христова и Христовы страдания унесли из нашей жизни всё, или хоть часть того, что несовместимо с этим событием.

Часто мы с ужасом задумываемся над тем, что же это были за люди, которые участвовали в распятии Христа? К сожалению это были люди такие же как мы, это не были особые изверги, это не были люди, которые по своей жестокости, или греховности превосходили бы нас, это были люди, движимые обычными нашими страстями. Мы не можем сказать: Если бы мы жили тогда, мы не были бы участниками этих событий… Мы были бы участниками этих событий, если бы только в нас сохранились те же свойства, которые и сейчас качествуют в нас. Посмотрите на Пилата - чем он плох? Чем он стал участником распятия? Трусливостью, малодушием, боязнью за свою карьеру, боязнью за свою семью, боязнью за свою жизнь. Посмотрите на толпу народа – почему она кричала: Распни, распни Его? – Она озлилась на Того, Который обманул надежды её. Посмотрите на других людей, всех: один отстаивал ветхозаветную истину и правду, как он её понимал, не так, как Бог её провозглашал; другой, мимо правды Божией, хотел политической победы; другие просто с ужасом думали о том, что же такое может собою представлять Царство Божие, которое зиждется на любви, т.е. на жертве каждого ради каждого, на самоотречении, каждого ради всех, и ради каждого… Каждый человек вокруг Христа, включая и воинов, которым не было никакого дела до того, кого они распинали, потому что это их “обязанность”, а ответственно начальство – они нравственно безответственны - все имели те же самые побуждения, которые нас подвигают к тому, чтобы творить неправду на каждом шагу нашей жизни…

И вот перед этими событиями мы стоим, и в эти события нам надлежит погрузиться. Дай нам Бог хоть что-то пережить, хоть что-то в своей душе унести. Заставить себя пережить нельзя ничего – поэтому можно только войти в эту толпу народную, и вместе с толпой следовать за каждым событием этой недели. Некоторые вещи нам удастся пережить ярко, некоторых вещей мы сейчас не переживем, но в какой-то момент нашей жизни они могут предстать перед нами с душераздирающей силой, и решить нашу судьбу…

Пройдем в этой толпе – с Божией Матерью, с апостолами, с первосвященниками, фарисеями, воинами, больными, которых исцелил Христос, грешниками, которых Он прощал, врагами Христа, которые старались Его уловить, недоуменной толпой, которая не знала, в какую сторону податься. Вмешаемся в эту человеческую массу людей и посмотрим в каждый момент, куда мы принадлежим: Пилат, Иуда, недоуменный зевака, всегда колеблющийся человек, который никогда не возьмет ответственности, разбойник одесную и разбойник ошуюю, или кто же, в конце концов, я? И мы увидим, что в разные моменты мы окажемся разными людьми. И вот, если подвести итог в конце недели или в течение наступающего времени тому, что пережито, станет вероятно грустно и больно, но если эта боль будет сильная и острая, и если эта грусть будет искренняя, они могут нас подвигнуть к тому, чтобы стать немножко более Христовыми, чем мы есть.

Почти до недавнего времени я не обращал внимания на описания мучений Господа, и подавлял желание проследить их подробности, думая (или надеясь?) что они ограничивались только незначительным, как мне представлялось, несколькими плевками, злыми словами, посечением кнутом, а после - распятием от которого (отчего-то так быстро) умер Христос. Что такое висеть на кресте - мне было непонятно ("откуда там муки? - виси себе и виси"), и отчего-то на иконах изображают как кровь стекает с тернового венца ("может, Он оцарапался"?) - И лишь читая символ веры, я верил, словно видел, что "и страдавша и погребенна" в самом деле означают нечто гораздо большее чем я думал. Потому что, оказывается, всё было не так как мне по обыкновенно представлялось...

Не кнутом Его били, а со всей силы, как это было принято у римлян, такой плёткой на концах которой были гирьки, вследствие чего кожа лопалась и оставлялись настоящие глубокие раны из которых лилась кровь, сломанная переносица от удара палки, разбитая голова, на которую надели терновый венец по которому били палкой, вследствие чего шипы вонзались в голову, а на кресте на котором висел Иисус - умирали от удушья, как и Сам Христос, потому что для того чтобы вдохнуть воздух надо, чтобы диафрагма опустилась, - а при растянутой диафрагме, как на кресте, вдох сделать невозможно, - надо было подняться вверх на прибитых гвоздями руках, сначала на одной потом и на другой, - и каждое поднятие сопровождалось мучениями из-за боли и одновременно - упадка сил, и, наконец, силы оставляли и начиналось удушье! - вот так смертельно мучился Иисус Христос.

Тогда понятен возглас Петра: будь милостив к Себе Господи. Но Христос не только Сын Человеческий, но и Сын Божий, а, значит, будучи Богом знал, что без Его смерти не произойдёт избавление человечества от смерти и ада, что только через Его страдания человек сможет обрести рай - потому Он так ответил Петру, и добровольно отдал Себя на то, на что никто-бы не захотел отдать, и что никто-бы не сделал, особенно зная наперёд, что это будет такое для него. Но Бог знал другое... Иногда создаётся впечатление, что мученик православной веры только тот кто имеет право, кому это дано свыше.

Против всей человеческой логики, против всего опыта, против естества природы..., но ведь Он - Бог. Однако, понять это в полной мере, насколько это получится без знания Его мук невозможно.

Судебно-медицинская экспертиза

Благодаря судебно-медицинской экспертизе мы знаем о мучениях Иисуса Христа даже больше и детальнее, чем о них рассказано в Евангелии.

На теле Умершего было множество прижизненных кровоточащих ран от тернового венца, от избиения бичами и палкой, а также посмертные излияния от прободения копьем, которое пронзило, по мнению врачей, плевру, легкое и повредило сердце. Кроме того, имеются следы излияния крови в момент снятия с креста и положения Пречистого Тела на Плащаницу.

Били палками по голове, перебили переносицу. Изучая Плащаницу, ученые сумели определить даже толщину палки, повредившей Страдальцу нос.

Как свидетельствует Плащаница, бичевали два воина: один высокого роста, другой более низкого. Каждый бич в их руках имел пять концов, в которых были зашиты грузила, чтобы плети крепче охватывали тело, а, одергиваясь с него, рвали кожные покровы. Как считают судебные эксперты, Христа за вздернутые руки привязали к столбу и били сначала по спине, а потом по груди и животу.

Плащаница запечатлела глубокий след от тяжелого бруса креста на правом плече Христа. Христос, физически измученный и обессиленный, неоднократно падал под тяжестью Своей ноши. При падении было разбито колено, а тяжелая балка креста ударяла Его по спине и ногам. Следы этих падений и ударов запечатлены, по свидетельству экспертизы, на ткани Плащаницы.

Судебные эксперты-медики пришли к выводу, что менее чем через 40 часов посмертный процесс прекратился, ибо в ином случае сохранность пятен крови, лимфы и т. д. была бы существенно иной: к сороковому часу соприкосновения все отпечатки расплылись бы до неузнаваемости. Из Евангелия мы знаем, что Христос воскрес через 36 часов после Своего погребения. Криминалисты и медики обратили внимание на то, что тело Распятого отделилось от всех кровяных сгустков, от всех затвердений сукровицы и околосердечной жидкости, не потревожив ни одного из них. А каждый врач, каждая медицинская сестра знают, как трудно отделяются бинты от присохших ран. Снятие повязок бывает очень трудным и болезненным процессом. Еще недавно перевязки считались порою страшнее операции. Христос же вышел из Плащаницы, не развернув ее. Он вышел из нее так же, как после Воскресения проходил сквозь закрытые двери.

Для погребения в Палестине использовали льняную ткань. Плащаница изготовлена из ткани типа "дамаск”, имеющей весьма древнее происхождение, не позже I в. по Р. X., поскольку уже во II в. такие ткани перестали производить. Приобрести ее мог лишь состоятельный человек. Не случайно евангелисты обращают наше внимание на то, что Иосиф Аримафейский был "человек богатый”. Подобные ткани находят при раскопках в Передней Азии, в частности в Пальмире. Известна такая же находка из Помпеи. Наличие в льняной ткани хлопковых волокон точно указывает на ее ближневосточное и весьма древнее происхождение, потому что хлопок в Европе появился относительно поздно (в Испании свой собственный - с VIII в., в Голландии привозной - с XII в.) (там же, с. 54- 55). (Выше говорилось об описании пыльцы, собранной с полотна, и об изучении его волокон.) На полотне так же четко и детально, как и черты Образа, отпечатались некоторые элементы рисунка монет, чеканившихся только около 30 г. по Р. X. Одна из них весьма редкая - это лепта Пилата с надписью "кесарь Тиберий”; причем в надписи наличествуют ошибки: вместо TIBEPIOY KAI-САРОС на монете отчеканено TIBEPIOU CAICAРОС. На микрофотографиях видны только буквы "U CAI”, однако их форма полностью совпадает с формой букв лепты Пилата. (Любопытно, что до публикации этих фотографий нумизматам не было известно о существовании варианта монеты с ошибкой, но после публикации в разных коллекциях обнаружилось пять таких монет.) Изображение на Плащанице, реконструированное с помощью современных научных методов, раскрывает перед нами отчетливую картину страданий и крестной смерти Христа Спасителя. "Человек, так отпечатавшийся, роста 1 м 80 см, облика величественнего и царственного… являет на полотне следы ужасных истязаний. Он был жесточайше избит римским флагрумом, то есть хлыстом - кошкой. Полотно показывает, что Он был увенчан шипами; что Он жестоко истекал кровью и что Он нес на плече изранившую Его тяжелую балку. Он был бесчеловечно распят. Он умер от жестокого удушья, постигающего распятых. Он обливался горячим потом, выделяемым так замученными. Он был поражен копьем в сердце, и из раны вытекли потоки сгустившихся на полотне крови и околосердечной воды: красная кровь и розоватая вода обагряют золотистые отпечатки Тела. Он был погребен в этой Плащанице и вышел из нее до истечения 40 часов, не порвав ни единого сгустка крови, не повредив ни единого запекшегося пятна сукровицы или телесной воды”. Приведем сводку описаний Образа, выбранных из разных источников.

"Лицо изувечено: перебита носовая кость, опухла левая щека и рассечена скула. И в то же время на лице царственная ясность и покой - лицо, неповторимое в мире”.

Волосы в беспорядке, прядь на левой части лица в большей степени пропитана кровью. Небольшая борода и усы. ("Волосы на голове, бороде и усах в беспорядке, оттого что их рвали”) Вся голова от лба до затылка покрыта ручейками запекшейся крови; по отпечаткам видно, что терновый венец представлял собой не просто венок, а нечто вроде шапки из колючих ветвей, сплетенных наподобие митры (митра - знак царской власти), покрывающей всю голову. От каждого удара по этой терновой митре образовывались глубокие раны.

После смерти на веки были положены монеты. Правый глаз закрыт, левый слабо приоткрыт. Над левой бровью капля крови. Нос ориентальной (восточной) расы. Глаза близко поставлены. Носовая кость перебита от удара с левой стороны - "тростью будут бить по ланите” (Мих. 5,1). Слева над скулой следы удара, и эта сторона отечная. Раны поразительно реальны во всех деталях: на висках и на лбу коричневые пятна - сгустки запекшихся капель крови.

"Очертание рта исключительно красиво и благородно. Нижняя губа совершенно реально отпечаталась. Рот изумительно выразительный: очень горький и возвышенный. Рот придает всему лицу выражение глубокой грусти, но грусти без гнева”. Подбородок ярко очерчен, особенно слева. Справа на нем пятно от крови или глубокой раны. Правая щека сильно вздута. Изображение лица асимметрично. Он очень много страдал, и черты лица после смерти не одинаково сократились.

Тело отпечаталось в абсолютно точных пропорциях, в нем выражено благородство, оно идеально красиво (там же стр. 524). Тело полностью обнажено. Плечи приподняты, грудь расширена. Руки сверху мало видны, но от локтей - ясно. Левая рука очень естественно лежит на правой. Пониже запястья рана и большой сгусток крови (там же, с. 523). Оба запястья темные - обильно орошены кровью от сквозных ран: "Ему скажут: отчего же на руках у Тебя рубцы? И Он ответит: оттого, что Меня били в доме любящих Меня” (Зах: 13, 6). Гвоздь был вбит не посредине ладони, как принято изображать, но выше, в центре запястья, между костей. Размер квадратной раны - 8 кв. мм, ее отпечаток точно соответствует величине гвоздя, хранящегося в церкви Святого Креста и найденного равноапостольной царицей Еленой тогда же, когда был обретен Крест Господень. Отчетливо видны четыре пальца левой руки. На Плащанице нет ясных отпечатков больших пальцев рук: они находились под ладонями. (До опытов французского хирурга Пьера Барбье медицине это не было известно. Барбье делал опыты с ампутированными от плеча или локтя руками через полчаса после ампутации. Оказалось, что гвоздь легко проходит сквозь "центральный проход” запястья, не задевая ни одной из окружных костей, и таким образом пригвожденная рука без труда несет соответствующий вес распятого человека; кроме того, если гвоздь задевает нервную магистраль руки, большой палец судорожно прижимается к ладони и остается в этом положении. Руки, пригвожденные так, как это принято изображать - посреди ладони, не выдерживают вес тела: у человека с пригвожденными ладонями гвозди разорвали бы кисти рук, и он упал бы на землю. До опытов Барбье науке это не было известно, так как с IV в. по Р. X., со времени Константина Великого, казнь через распятие более не существовала.)

Безошибочно свидетельство Плащаницы о стороне Тела, в которую римский воин нанес удар копьем. В "Комментариях” Юлия Цезаря "открытая сторона” всегда обозначает правую сторону тела, не защищенную щитом. Легионеры специально тренировались наносить смертельные ранения в сердце именно справа, где сердце оставалось без прикрытия (там же, с. 36). Пятно от раны между ребер окружностью в 4,5 см. К нему снизу примыкает другое пятно, имеющее вид потекшей крови. Потекла она, когда Получивший рану был в вертикальном положении. Струя крови, очень обильная, имеет идеально натуральное очертание и дала ясный отпечаток на Плащанице. "И они воззрят на Него, Которого пронзили” (Зах. 12, 10). Бедра видны отчетливо, и очертание мускулов чисто и сильно. Ясно отпечатались сзади голова, спина и бедра, особенно область тaзa. Ноги видны почти до колен, затем - перерыв; видны икры и снова перерыв над ахиллесовым сухожилием. Ступни опущены, и ярко очерчены пятки. Раны на ногах в тех же местах, что и на руках, и того же типа. Очертания ран на обеих ногах очень четкие, так как кровь запеклась задолго до прикосновения полотна. В одном месте края кровяного пятна зубчатые, то есть жидкость разошлась по ниткам полотна обильнее; на этом месте пятно светлее. Это пятно от сукровицы, которая вытекла из раны при снятии Тела: обсохшая рана была потревожена освобождением от гвоздя. "Пронзили руки Мои и ноги Мои” (Пс. 21,17).

"Все ученые - медики и физиологи, всматривавшиеся профессионально в свидетельство Плащаницы, оказались согласны в том, что Христа Спасителя избивали два палача, один из которых был более низкого роста, чем другой. Оба стояли сначала позади, потом впереди Жертвы и орудовали плетью окружным движением с плеча. Раны на спине разделяются на две категории. Одни, более многочисленные, отметились наискось и сверху вниз, углом слева направо, будучи наносимы слева стоящим истязателем. Другие были наносимы в обратном направлении палачом, стоящим направо и позади Христа. На предплечье раны особенно разительны, т. к. они лежат горизонтально на скрещенных спереди руках. Это именно то положение, в котором маленькие и тяжелые гирьки падали на высоко поднятые над головой руки, привязанные по римскому обыкновению к столбу”.

Удары были нанесены с большой силой по всему Телу, за исключением области сердца - возможно, потому, что удары в этой области могут быть смертельны (Пилат надеялся удовлетворить иудеев бичеванием: "итак, наказав Его, отпущу” (Лк. 23,16)). На Плащанице видны следы 59 ударов бича с тремя концами, 18 - с двумя концами и 21 - с одним концом, из чего можно заключить, что палачи совершали избиение тремя типами бичей. Раны расположены близко одна к другой; каждая длиной примерно 3 см. В центре ударов отпечатки темнее: раны были глубже и крови больше. По краям пятна светлее - там была сукровица, которая текла долго, так как раны раздражались одеждой и медленно сохли. При первых ударах кожа вздувалась и багровела, а потом лопалась. Помимо этих ран, на Плащанице видны следы и самих ремней, которые при бичевании обвивали икры, в особенности левой ноги. На правом плече широкая полоса - след от тяжелой перекладины Креста, которую Спаситель нес на Голгофу. Следы от веревок на ноге свидетельствуют, что патибулум был одной стороной привязан сзади к ноге, а другой прикреплен спереди. Евангелие повествует, что после надругания над Господом "одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие” (Мф. 27, 31). Плащаница подтверждает и это: если бы Ему пришлось нести перекладину на голом плече, образовалась бы одна большая рана от ударов бича и тяжести перекладины; но на плече отчетливо видны разные следы. На левой лопатке также заметны следы перекладины - когда Христос падал, она опускалась по спине и ударяла по левой лопатке. Левое колено, которое при падении сгибалось первым, носит следы многих ушибов.

Следы крови на Плащанице столько же многочисленны, сколько удивительны и для современной медицины загадочны. Плащаница несет на себе кровь из боковой раны, которая вытекла за спину; отпечатки царапин за плечами; кровь из проколов на голове. Когда Спаситель был распят, кровь из ран на руках стала течь к локтям. Когда Он приподнимался, чтобы поглубже вдохнуть, тогда от струйки крови, направляющейся к локтю, ответвлялись небольшие поперечные струйки. Их извилины свидетельствуют о том, что Распятый, возможно, приподнимался с помощью то правой, то левой руки. На затылке извилины крови видны особенно отчетливо; струйки текут то вправо, то влево - в зависимости от того, в какую сторону Христос наклонял голову. Ясно видно различие между пятнами крови, вытекшей из ран еще живого Спасителя - например, на лбу, где отпечаталось ее извилистое течение, - и кровью из бока, вытекшей струёй из Тела Иисуса после Его кончины, а также из ног при снятии с Креста. Удивительно, что следы крови на Плащанице остались недеформированными. Кровоподтек на лбу, имеющий форму перевернутой цифры 3 (след от шипа), два крошечных подтека на тыльной стороне левой руки, два пятна на кистях, кровавые пятнышки на бровях, волосах и т. д. остались нетронуты, не подверглись и малейшей деформации! Тело Христово отделилось от всех кровяных сгустков, от всех присохших затвердений сукровицы и околосердечной воды, не порвав и не потревожив ни одного из них.

Плащаница соприкасалась с Телом от 30 до 40 часов. Это явствует из того, что выделения Тела (в тканях умершего какое-то время продолжают происходить физиологические процессы) частично размыли капли крови на Плащанице. Если бы Тело оставалось в ней более 40 часов, то, как утверждают медики, следы крови были бы полностью размыты. Но Кто же мог пресечь этот процесс? И Кто мог отделить от Тела пять метров ткани, присохшей к нему с кровью, так, чтобы не вызвал” нового истечения крови и образования новых пятен? "Тот, Которого Бог воскресил” (Деян. 13, 37). Современная наука не в силах объяснить и того, каким образом отпечатки на нижнем полотне Плащаницы оказались не сплющенными. Об этом свидетельствуют пятна крови в затылочной части, вокруг зоны солнечного сплетения, два подтека, которые пересекаются на спине в зоне пояса и т. д. Ведь в результате давления Тела на постеленную под ним ткань должно быть различие между верхним и нижним оттиском. Однако спинные мускулы в отображении на ткани не оказываются сплющенными, и рельефное отображение вверху и внизу единообразно: легкое, тонкое, чистое. Как это объяснить? Как объяснить, что следы крови не тронуты, ткань Плащаницы не разрушена, а спинная часть отображения не деформирована?

Две тысячи лет уж пронеслось, а все гадает человек: как, за что и почему Его распяли. Одни говорят: из зависти, другие — по роковому стечению обстоятельств, третьи вообще считают, что во всем виноват Он Сам: сошел бы со креста, и не было бы мучений. А может, это все — плод чьей-то фантазии, так сказать, больного воображения?
Милый друг! Это не выдумка. Это — факт, подтверждаемый учеными, историками, археологами и даже, как мы увидим, — медиками. Сие есть горькая, жестокая правда, исполнение Богом пророчеств о нас. Ибо все мы согрешили. И по этой причине должны были умереть лютой смертью. Христос же нас спас, защитив Своим телом.
Люди, имеющие совесть, ужаснутся, читая это исследование; бессовестные — усмехнутся. Но и у них, вероятно, что-то екнет, в сердце, и болью отзовется, когда они найдут в себе сил и мужества прочитать правду о том, как Он умирал…

В этой статье я хочу рассмотреть некоторые физические аспекты Страстей Господних — страданий Иисуса Христа на кресте. Мы последуем за Ним из Гефсиманского сада, через суд и пытку бичеванием, по крестному пути на Голгофу, до последних крестных мук...
Для этой работы мне в первую очередь пришлось изучить историю распятия — пытки и казни человека, пригвожденного ко кресту. Очевидно, что первыми распятие практиковали персы. Александр Македонский и его полководцы принесли эту казнь в средиземноморские края — в Египет и Карфаген. Римляне, по всей видимости, переняли практику распятия у карфагенян и (как и почти все, что делали римляне) быстро «довели до совершенства». Об изощренности распятия свидетельствуют различные древнеримские авторы (Тит Ливий, Цицерон, Тацит). В античной литературе описан целый ряд нововведений и усовершенствований римского распятия; я остановлюсь лишь на тех из них, которые важны для темы данного исследования. Вертикальная часть креста (стайпес) имела перекладину (патибулум), расположенную на полметра ниже вершины. Именно это мы сегодня воспринимаем как классическую форму креста (ту, которую позже назвали латинским крестом). Однако в дни Господа нашего более распространен был крест в форме греческой буквы «тау» или нашей «Т». В этом кресте перекладина крепилась почти на самом верху вертикальной части. Многочисленные археологические находки позволяют предположить, что именно на таком кресте был распят Иисус.
Стайпес, вертикальная часть креста, была, как правило, врыта в землю, а приговоренного принуждали нести весившую около 50 кг перекладину — патибулум — от места заточения к месту казни. (На полотнах художников средневековья и эпохи Возрождения Христос несет на Себе весь крест целиком. Этому образу нет ни исторических, ни библейских подтверждений.) Большинство современных живописцев и скульпторов, изображающих крестные муки, полагают, будто гвозди вбивались в ладони. Однако и древнеримские источники, и данные современных исследований показывают, что на самом деле гвоздями протыкались не ладони, а запястья — ладони не выдержали бы провисающего тела. Ошибка, скорее всего, вызвана неправильным пониманием слов Иисуса, обращенных к Фоме: «...подай перст твой сюда и посмотри руки Мои» (Иоанн 20:27). Анатомы, как древние, так и современные, всегда рассматривали запястье как часть кисти руки.
Титул (табличку, сообщающую, какое именно преступление совершил несчастный) обычно несли впереди процессии и затем прибивали к кресту над головой жертвы. Табличка эта, расположенная в верхней части креста, отчасти и придавала ему характерную форму латинского креста.
Физические страдания Христа начинаются еще в Гефсиманском саду. Мы рассмотрим лишь тот аспект Его мучений, который важен для нас с точки зрения физиологии: кровавый пот. Заметим, что единственный из евангелистов, кто упомянул об этом, — врач, апостол Лука. Он говорит: «И находясь в борении, прилежнее молился; и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лука 22:44).
Современные богословы предлагают самые разнообразные фигуральные толкования этой фразы, всякий раз исходя из того, что такого попросту не могло быть. На самом же деле, не стоило так уж трудиться — достаточно попросту обратиться к медицинской литературе. Hematidrosis, или кровавый пот, — явление чрезвычайно редкое, но неоднократно засвидетельствованное документально. В состоянии сильного эмоционального стресса крошечные капилляры потовых желез могут лопаться, и тогда кровь смешивается с потом. Этот процесс вызывает сильнейшую слабость, а иногда и шок.
Вероятно, вас огорчит тот факт, что мы не будем заострять внимание на предательстве и аресте. Мы вынуждены опустить эту неотъемлемую и чрезвычайно важную часть истории, чтобы сосредоточиться на чисто физических аспектах распятия. Ночью Иисуса схватили и потащили к первосвященнику Каиафе, где Он предстал перед Синедрионом. Именно там Ему была нанесена первая физическая травма: солдат ударил Иисуса по лицу за то, что в ответ на вопросы Каиафы Он молчал. Затем стражники завязали Ему глаза и принялись глумиться, требуя, чтобы Он вслепую узнал каждого из них; на Него плевали, били по лицу...
Утром Иисуса, избитого, в кровоподтеках, измученного жаждой и бессонной ночью, ведут через Иерусалим в крепость Антония, где располагалась претория — дворец прокуратора Иудеи Понтия Пилата.
Вам, конечно же, известен поступок Пилата, пытавшегося переложить ответственность на Ирода Антипу, тетрарха Иудеи. Не претерпев, по всей видимости, никаких физических издевательств в руках Ирода, Иисус был возвращен к Пилату.
Вот тогда-то, потакая разъяренной толпе, Пилат приказал освободить Варавву и приговорил Иисуса к бичеванию и распятию. Исследователи расходятся во мнениях о том, всегда ли распятию предшествовало бичевание. Древнеримские авторы в большинстве своем не связывали одно с другим. Многие богословы полагают, что Пилат изначально присудил Иисуса именно к бичеванию, и ни к чему иному. Но толпа принялась насмехаться над прокуратором, говоря, что он не в состоянии защитить кесаря от самозванца, называющего Себя Царем Иудейским; тогда-то Пилат и приговорил Его к казни через распятие.
Начинается подготовка к бичеванию. С арестованного срывают одежды и привязывают Его руки к шесту над головой. Сомнительно, чтобы римляне следовали еврейским правилам относительно бичевания. Древний еврейский закон запрещал наносить бичуемому более сорока ударов. Фарисеи, всегда следившие за неуклонным соблюдением законов, настаивали на том, чтобы ударов было не больше тридцати девяти (в этом случае, даже сбившись со счета, можно быть уверенным, что закон не нарушен). Римский легионер делает шаг вперед. В руках у него бич — флагрум (флагеллум). Это короткий кнут, состоящий из нескольких тяжелых кожаных плетей, к концу каждой из которых крепятся два маленьких шарика, свинцовых или костяных.
Свист бича — и свирепые удары обрушиваются на плечи, спину, ноги Иисуса. Поначалу плети рассекают только кожу, потом проникают глубже в подкожные ткани. Кровь сочится из капилляров и вен, затем начинает хлестать струёй из мышечных артерий. Свинцовые (костяные) шарики образуют обширные кровоподтеки, которые быстро превращаются в открытые раны. Очень скоро спина превращается в сплошное кровавое месиво, с которого свисают длинные полоски кожи. Видя, что избиваемый близок к смерти, центурион приказывает прекратить бичевание.
Иисуса, почти потерявшего сознание, отвязывают, и Он падает на каменные плиты, истекая кровью. Римские солдаты потешаются над евреем из захолустного городка, возомнившим Себя Царем! Они набрасывают Ему на плечи багряницу и суют в руку трость; для полной потехи не хватает только венца. Солдаты сооружают подобие венка из колючих ветвей, которые обычно идут на растопку, и надевают Ему на голову, вдавливая шипы глубоко в кожу. На голове расположено особенно много сосудов, и поэтому у Иисуса снова начинаются множественные кровотечения. Солдаты насмехаются над Ним, бьют по лицу, затем вырывают из Его рук трость и наносят удары по голове, отчего шипы впиваются еще глубже. Вдоволь наглумившись и устав, наконец, от своих кровавых забав, они срывают с Него багряницу, которая уже успела пропитаться кровью и прилипнуть к спине. Это причиняет Иисусу невыразимую боль — как если бы бичевание возобновилось; и раны вновь начинают кровоточить...
В отличие от еврейского обычая, римляне возвращают Иисусу Его одежду. Затем на плечи Ему водружают тяжелую перекладину креста — патибулум, и процессия, состоящая из приговоренного к распятию Христа, двух преступников и исполнителей казни — римских солдат с центурионом во главе, медленно движется на Голгофу. Как ни старается Иисус идти прямо, после вызванного кровопотерей шока тяжесть креста для Него невыносима. Он спотыкается и падает; грубая древесина врезается в открытые раны на плечах... Он пытается встать — но сил уже не осталось. Тогда центурион, озабоченный тем, чтобы казнь состоялась в срок, выбирает из прохожих дюжего Симона Киринеянина и велит ему нести крест. Иисус следует за ним, обливаясь холодным, липким потом — последствие шока. Наконец путь в 600 метров из крепости Антония на Голгофу завершен. С Иисуса вновь срывают одежду, оставив лишь дозволенную евреям повязку, прикрывающую чресла.

Перед началом казни Иисусу предлагают вина с миррой — слабое болеутоляющее средство, — но Он отказывается пить. Симону приказывают положить перекладину на землю. Иисуса прижимают к ней и разводят Ему руки в стороны. Легионер нащупывает углубление на запястье и быстро пронзает огромным железным гвоздем, вколачивая его поглубже в древесину, затем быстро переходит на другую сторону и проделывает то же со вторым запястьем. Руки при этом слегка провисают, и ими можно шевелить. Перекладину с висящим на ней Иисусом водружают на основание креста и прибивают над ней титул. Надпись гласит: «Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Матфей 27:37).
Затем Ему скрещивают ноги, оставив их слегка согнутыми в коленях, и, вытянув вниз стопы, протыкают подъем каждой длинным гвоздем. Вот теперь жертва распята. Из-за того, что Он медленно оседает, перемещая вес на гвозди в руках, мучительная огненная боль пронзает пальцы, затем — руки, и разрывается в мозгу — гвозди в запястьях давят на срединные нервы. Он подтягивается вверх, чтобы унять усиливающуюся боль, и полностью переносит Свой вес на пронзенные ноги. Происходит новый приступ обжигающей боли от разрыва нервов между костями предплюсны ноги.
Далее руки ослабевают, и мышцы сковывают жестокие судороги, сопровождающиеся непрерывной пульсирующей болью. Теперь Он уже не может подтянуться: мышцы грудной клетки парализованы, из-за этого неспособны действовать и межреберные мышцы. Он может вдохнуть воздух, но не может выдохнуть. Иисус из последних сил пытается приподняться, чтобы сделать хотя бы один короткий вздох. В конце концов в легких и кровотоке накапливается углекислота, и судороги частично утихают. Время от времени Ему ценой невероятных усилий удается подтянуться повыше и вдохнуть живительного кислорода. Несомненно, что именно в такие мгновения Он и произнес те семь коротких предложений, которые записаны в Евангелиях.
Первое было обращено к римским солдатам, которые делили Его одежды, бросая жребий: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лука 23:34).
Второе — к раскаявшемуся злодею: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лука 23:43).
Третье — к охваченному ужасом и горем Иоанну, возлюбленному апостолу: «Се, Матерь твоя!» и к Марии, Своей Матери: «Жено! се, сын Твой» (Иоанн 19:26-27).
Четвертое — крик отчаяния, начало 21-го Псалма: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Матфей 27:46).
Долгие часы этой непрекращающейся муки, судороги, от которых вот-вот разорвутся суставы, наплывы удушья, жгучая боль в исполосованной спине при движении вверх-вниз по грубому деревянному кресту... Но и это еще не все. Начинается новое мучение: сокрушительная боль в груди, нарастающая по мере того, как перикард медленно наполняется сывороткой и сдавливает сердце. Обратимся опять к 21-му Псалму: «Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались; сердце мое сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей» (Псалтирь 21:15). Все почти кончено — потеря жидкости в тканях достигла критического уровня: сдавленное сердце последними тяжелыми толчками посылает в ткани густую медленную кровь, истерзанные легкие отчаянно пытаются ухватить глоток воздуха; обезвоженные ткани шлют поток сигналов в мозг...
«После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду» (Иоанн 19:28). Это — пятое, что Он произнес на кресте.
И снова вспомним пророческий 21-й Псалом: «Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильпнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной». (Псалтирь 21:16).
К Его губам подносят губку, смоченную дешевым кислым вином, напитком римских легионеров. Но Он, по всей видимости, уже не может пить; тело Его вот-вот простится с жизнью. Ощущая смертный холод, Он говорит: «Совершилось» (Иоанн 19:30). Да, Искупление свершилось. Теперь Он может позволить Своему телу умереть.
Последним немыслимым усилием Он выпрямляет ноги, делает глубокий вдох и произносит Свои последние слова: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Лука 23:46).
Остальное вы знаете. Евреи попросили убрать тела распятых с крестов, чтобы их видом не осквернять субботу. Обычно распятие завершалось тем, что жертвам перебивали голени. После этого человек уже не мог подтянуться на кресте, вся тяжесть ложилась на грудные мышцы, и потому быстро наступало удушье. Солдаты так и поступили с обоими разбойниками, но, подойдя к Иисусу, увидели, что этого можно уже не делать...
Видимо, для того, чтобы убедиться в Его смерти, один из легионеров ткнул копьем в пятый промежуток между ребрами, прямо в сердце, пронзив перикард. По свидетельству Иоанна, «один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода» (Иоанн 19:34). «Водой» здесь названа жидкость из околосердечной сумки; кровь же текла из самого сердца. Таким образом, у нас есть весьма убедительное посмертное доказательство того, что наш Господь умер не обычной при распятии смертью от удушья, но от острой сердечной недостаточности, вызванной шоком и давлением на сердце жидкостью из перикарда.
Этот отчет — всего лишь беглый взгляд на зло, которое человек способен причинить человеку... и Богу. То, что мы увидели, оставило нас удрученными и подавленными. Но как же счастливы и благодарны мы за то, что воспоследовало за этим — за бесконечную милость Бога к человеку, за чудо искупления, за ожидание светлого утра Воскресения!

С. Трумэн Дэвис,
доктор медицины,
магистр естественных наук

По материалам газеты "Вечный Зов"

Смерть стала поворотным моментом в истории человечества. Наверное на земле почти нет людей, которые бы не слышали об Иисусе Христе и его жизни. Но в тоже самое время не многие осознают, что Христос действительно сделал для каждого человека на земле. Мы предлагаем вам ознакомиться со статьей С. Трумэна Дэвиса, который пишет о физических аспектах страдания Иисуса Христа на кресте — в последние часы Его земной жизни.

Смерть Иисуса Христа — взгляд с точки зрения медицины

Почти все жители земли слышали об Иисусе Христе. У многих дома есть . Некоторые её пытались читать. И совсем немногие пытаются жить, согласно тому, что в ней написано. В данной статье автор описывает смерть Иисуса Христа с точки зрения медицины. Иисус Христос был распят на кресте — Он умер смертью, которой обычно казнили преступников. Он умер за каждого из нас. Прочтите эту статью и вы никогда уже не сможете забыть о том, что произошло в тот день…

В этой статье я хочу обсудить некоторые физические аспекты страстей или страданий Иисуса Христа. Мы проследим Его путь из Гефсиманского сада на суд, затем, после Его бичевания, шествие на Голгофу и, в конце концов, Его последние часы на кресте…

Я начал с изучения того, как практически осуществлялся акт распятия, т. е. истязания и лишения жизни человека, когда пригвождали к кресту. По всей видимости, первое известное в истории распятие совершили персы. Александр Македонский и его военачальники возобновили эту практику в странах Средиземноморья: от Египта до Карфагена. Римляне переняли это у Карфагенян и быстро, как и все, что они делали, превратили это в эффективный способ казни. Известные римские авторы (Ливий, Цицерон, Тацит) пишут об этом. Некоторые нововведения и изменения описываются в древнеисторической литературе. Я упомяну только часть из них, имеющую отношение к нашей теме. Вертикальная часть креста, иначе ножка, может иметь горизонтальную часть, иначе древо, расположенную на 0,5 – 1 метр ниже вершины - как раз такую форму креста мы обычно считаем сегодня классической (позже он был назван латинским крестом). Однако, в те дни, когда наш Господь жил на Земле, форма креста была иная (наподобие греческой буквы «тау» или нашей буквы «т»). На этом кресте горизонтальная часть располагалась в выемке на вершине ножки. Существует достаточно много археологических свидетельств того, что Иисус Христос был распят именно на таком кресте.

Вертикальная часть обычно постоянно находилась на месте казни, и осужденный человек должен был нести древо креста, весившее около 50 килограммов, от тюрьмы до места казни. Без каких-либо исторических или библейских доказательств художники Средневековья и эпохи Ренессанса изображали Христа, несущего целиком весь крест. Многие из этих художников и большинство скульпторов сегодня изображают ладони Христа, в которые вбиты гвозди. Римская историческая летопись и экспериментальные доказательства говорят о том, что гвозди вбивались между костями запястья, а не в ладони. Гвоздь, вбитый в ладонь, разорвет её сквозь пальцы под действием веса тела осужденного. Это ошибочное мнение, возможно, явилось результатом недопонимания слов Христа, обращенных к Фоме: “Посмотри руки мои”. Анатомы, как современные, так и древние, всегда считали запястье частью руки. Небольшую дощечку с надписью о преступлении осужденного обычно несли впереди процессии, а затем прибивали к кресту над головой. Эта табличка вместе с древком, прикрепленным на вершине креста, могла создать такое впечатление формы, характерной для латинского креста.

Страдания Христа начинаются уже в Гефсиманском саду. Из многих аспектов я рассмотрю только один, представляющий физиологический интерес: кровавый пот. Интересно, что Лука, который был врачом среди учеников, единственный, кто упоминает об этом. Он пишет: «И в мучениях еще усерднее Он. И словно капли крови, падал на землю пот Его». Современные исследователи использовали все мыслимые попытки, чтобы подыскать объяснение этой фразе, очевидно пребывая в ложной уверенности, что этого не может быть. Много напрасных усилий можно было бы избежать, если обратиться к медицинской литературе. Описание явления гематидроза, или кровяного пота, хотя и очень редко, но встречается в литературе. Во время большого эмоционального стресса мельчайшие капилляры в потовыделяющих железах разрываются, что приводит к смешиванию крови и пота. Одно лишь это могло вызвать у человека состояние сильной слабости и, возможно, шока.

Мы опускаем здесь места, связанные с предательством и арестом. Должен подчеркнуть, что важные моменты страданий Христа отсутствуют в этой статье. Возможно, это огорчит Вас, но для того, чтобы следовать нашей цели - рассмотреть только физические аспекты страданий - это необходимо. После ареста, ночью Христа привели в Синедрион к первосвященнику Каиафе. Здесь Ему наносят первую физическую травму, ударяя по лицу за то, что Он молчал и не отвечал на вопрос первосвященника. После этого охранники дворца надели Ему повязку на глаза и издевались над Ним, требуя сказать, кто из них плевал на Него и бил по лицу.

Утром Христа, избитого, жаждущего и изнеможенного от бессонной ночи, ведут по Иерусалиму в преторию крепости Антония, место, где находился прокуратор Иудеи Понтий Пилат. Вам, конечно, известно, что Пилат попытался переложить ответственность за принятие решения на тетрарха Иудеи Ирода Антипу. Очевидно, что у Ирода Христу не причиняли физических страданий и Он был приведен обратно к Пилату.

И вот затем, уступая крикам толпы, Пилат приказал освободить мятежника Варавву и осудил Христа на бичевание и распятие. Существует много разногласий среди авторитетных ученых относительно того, что бичевание служило прелюдией к распятию. Большинство римских писателей того времени не связывают вместе эти два вида наказания. Многие исследователи считают, что первоначально Пилат приказал бичевать Христа и этим ограничиться, а решение о смертной казни через распятие было принято под давлением толпы, утверждавшей, что прокуратор не защищает данным образом кесаря от человека, называющего себя Царем Иудейским.

И вот идет подготовка к бичеванию. С узника срывается одежда, и его руки привязывают над головой к столбу. До конца не ясно, пытались ли соблюдать римляне иудейский закон относительно бичеваний. У иудеев был древний закон, по которому запрещалось наносить более, чем сорок ударов. Фарисеи, всегда следившие за неукоснительным соблюдением закона, настаивали на том, чтобы число ударов было тридцать девять, т. е. в случае ошибки при счете закон, тем не менее, не был бы нарушен. Римский легионер приступает к бичеванию. В руках у него плеть, которая представляет собой короткий кнут, состоящий из нескольких тяжелых кожаных ремней с двумя маленькими свинцовыми шариками на концах.

Тяжелая плеть со всей силой снова и снова опускается на плечи, спину и ноги Христа. Вначале тяжелые ремни рассекают только кожу. Затем они врезаются глубже в подкожную ткань, вызывая кровотечение из капилляров и подкожных вен, и, наконец, приводя к разрыву кровяных сосудов в мышечной ткани.

Маленькие свинцовые шарики сначала образуют большие и глубокие кровоподтеки, которые при повторных ударах разрываются. Под конец этой пытки кожа на спине свисает длинными клочьями и все это место превращается в сплошное кровавое месиво. Когда руководящий этой экзекуцией сотник видит, что узник близок к смерти, бичевание, наконец, прекращается.

Христу, находившемуся в полусознательном состоянии, развязывают руки, и Он падает на камни, залитые Его кровью. Римские воины решают теперь позабавиться над провинциальным евреем, заявляющим, что Он — Царь. Они набрасывают на Его плечи одежду и дают Ему в руки палку в качестве скипетра. Но нужна еще корона, чтобы завершить эту забаву. Они берут небольшой пучок гибких веток, покрытых длинными шипами (обычно используемых для костра), и сплетают венок, который надевают на Его голову. И снова происходит обильное кровотечение, поскольку на голове расположена густая сеть кровеносных сосудов. Наглумившись вдоволь и разбив Его лицо, легионеры берут у Него трость и бьют Его по голове, чтобы терновые шипы еще глубже врезались в кожу. Устав, наконец, от этой садистской забавы, они срывают с Него одежду. Она прилипла уже к сгусткам крови на ранах, и её срывание, так же как и неосторожное снятие хирургической повязки, вызывает мучительную боль, почти такую же, как если бы Его снова хлестали плетью, и Его раны опять начинают кровоточить.

Из уважения к еврейской традиции римляне возвращают Ему одежду. Тяжелое древо креста привязывают к Его плечам, и процессия, состоящая из осужденного Христа, двух разбойников и отряда римских легионеров, возглавляемых сотником, начинает свое медленное шествие на Голгофу. Несмотря на все усилия Христа идти прямо, Ему это не удается, и Он, спотыкаясь, падает, так как деревянный крест слишком тяжел и было потеряно много крови.

Иисус пытается встать, но силы оставляют Его. Сотник, проявляя нетерпение, заставляет некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, взять и нести крест вместо Иисуса, Который в холодном поту и теряя много крови, пытается идти Сам. Путь длиной около 600 метров от крепости Антония до Голгофы, наконец, завершен. С узника снова срывают одежду, оставляя только набедренную повязку, что позволялось евреям.

Начинается распятие, и Христу предлагают выпить вино, смешанное с миррисом, слабоанестезирующую смесь. Он отказывается от нее. Симону приказывают положить крест на землю и затем быстро кладут Христа спиной на крест. Легионер проявляет некоторое замешательство перед тем, как он вбивает тяжелый квадратный кованый гвоздь в запястье руки и пригвождает её к кресту. Он быстро проделывает то же самое с другой рукой, стараясь не тянуть её слишком сильно, чтобы дать некоторую свободу в движениях. Древо креста затем поднимается и водружается на вершине ножки, после чего прибивается табличка с надписью: ИИСУС НАЗОРЕЙ, ЦАРЬ ИУДЕЙСКИЙ.

Левую ступню прижимают сверху к правой пальцами вниз и вбивают гвоздь в подъем ступней, оставляя колени слегка согнутыми. Распятие жертвы завершено. Его тело повисает на гвоздях, вбитых в запястье, что вызывает мучительную, нестерпимую боль, которая отдает в пальцы и пронзает всю руку и мозг: гвоздь, вбитый в запястье, давит на срединный нерв. Пытаясь уменьшить нестерпимую боль, Он приподнимается, перенося вес Cвоего тела на ноги, прибитые гвоздем к кресту. И вновь жгучая боль пронзает нервные окончания, расположенные между плюсневыми костями ступни.

В этот момент происходит еще одно явление. По мере того, как накапливается усталость в руках, волны судорог проходят по мышцам, оставляя за собой узлы неослабевающей пульсирующей боли. И эти судороги лишают Его возможности приподнять Свое тело. Из-за того, что тело полностью повисло на руках, грудные мышцы парализованы, а межреберные мышцы не могут сокращаться. Воздух можно вдохнуть, но нельзя выдохнуть. Иисус изо всех сил пытается подтянуться на руках, чтобы сделать хотя бы маленький глоток воздуха. В результате накопления углекислого газа в легких и крови судороги частично ослабевают и появляется возможность приподняться и сделать выдох, чтобы затем получить спасительный глоток воздуха. Несомненно, именно в этот период времени Он произносит семь коротких фраз, которые приведены в Святом Писании.

Первую фразу Он произносит, когда смотрит на римских воинов, деливших Его одежду, бросая жребий: «Отец, прости им, ибо они не ведают, что творят».

Вторую, когда обращается к раскаявшемуся разбойнику: «Истинно говорю тебе, сегодня будешь со мною в раю».

Третью, когда видит в толпе Свою мать и убитого горем юного апостола Иоанна: «Вот сын твой, женщина» и «Вот мать твоя».

Четвертую, являющуюся первой строфой 21 Псалма: «Боже мой! Боже мой! Для чего Ты оставил меня?»

Приходят часы непрекращающихся мук, судороги пронзают Его тело, возникают приступы удушья, жгучей болью отдается каждое движение, когда Он пытается приподняться, так как раны на спине вновь раздираются о поверхность креста. После этого следует другая агония: сильная сдавливающая боль возникает в груди из-за того, что кровяная сыворотка медленно заполняет околосердечное пространство, сжимая сердце.

Вспомним слова из 21-го Псалма (стих 15): «Я пролился, как вода, все кости мои рассыпались, сердце мое сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей». Все почти кончено. Потеря жидкости в теле достигла критической точки, сдавленное сердце еще пытается перекачивать густую и вязкую кровь через сосуды, измученные легкие делают отчаянную попытку втянуть хоть немного воздуха. Чрезмерное обезвоживание тканей приносит мучительные страдания.

Иисус издает крик: «Меня мучает жажда!» Это пятая Его фраза. Вспомним другую строфу из пророческого 21-го Псалма: «Сила моя иссохла, как черепок, язык мой прильнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной».

Губка, смоченная в дешевом кислом вине Поска, которое было в ходу у римских легионеров, подносится к Его губам. Он, видимо, ничего не пил. Страдания Христа достигают крайней точки, Он чувствует холодное дыхание смерти. И Он произносит Свою шестую фразу, которая не является всего лишь причитанием в предсмертной агонии: «Вот теперь все».

Его миссия искупления грехов человеческих завершена, и Он может принять смерть. Еще одно последнее усилие, Он снова упирается разбитыми ступнями ног, выпрямляется, делает вдох и издает Свою седьмую и последнюю фразу: «Отец, в Твои руки передаю дух Мой».

Остальное известно. Не желая омрачать субботу перед Пасхой, евреи попросили о том, чтобы казненных сняли с крестов. Обычным методом, используемым для завершения казни через распятие, было перебивание костей голени. Тогда жертва не сможет больше приподниматься на ногах и вследствие большого напряжения в мышцах груди наступает быстрое удушье. Ноги у двух разбойников были перебиты, но когда воины подошли к Иисусу, то увидели, что в этом нет необходимости, и таким образом сбылось Писание: «Кость Его да не сокрушится». Один из воинов, желая убедиться в том, что Христос умер, пронзил Его тело в области пятого межреберья по направлению к сердцу. В Евангелии от Иоанна 19:34 говорится: «…и сразу кровь и вода хлынули из раны». Это говорит о том, что вода вышла из объема вокруг сердца, а кровь - от пронзенного сердца. Таким образом, у нас есть достаточно убедительные посмертные доказательства, что наш Господь умер не обычной при распятии смерти от удушья, но от сердечной недостаточности вследствие шока и сдавливания сердца жидкостью в области перикардии.

Итак, мы увидели то зло, на которое способен человек по отношению к другому человеку и к Богу. Это весьма неприглядная картина, которая производит угнетающее впечатление. Как же мы должны быть благодарны Богу за Его милосердие к человеку - это чудо искупления грехов и ожидание пасхального утра!

С. Трумэн Дэвис
Перепечатка из журнала Аризона Мэдисин. Март, 1965.

Если вы хотите узнать о том, чему учил Иисус Христос и за что Он умер, напишите нам через раздел контакты на этом сайте.

Если у вас возникли вопросы, связанные с христианской верой.

Пройдите , если хотите проверить свои знания Библии и основ христианства.

Когда Его арестовали среди ночи, Иисус предстал перед синедрионом и первосвященником Каиафой; именно здесь Он и получил первые физические травмы. Один из служителей ударил Иисуса по лицу за то, что Он отвечал молчанием на вопросы Каиафы. Затем Ему завязали глаза и издевались над Ним, требуя угадать, кто из них плюнул в Него или бил Его по лицу.

Рано утром Иисуса, истерзанного и избитого, страдающего от жажды и от усталости после бессонной ночи, повели через весь Иерусалим к Понтию Пилату. Вы, конечно, знаете о том, как Пилат пытался переложить всю ответственность на Ирода. Известно, что Ирод не причинил Иисусу никаких телесных повреждений и возвратил Его Пилату. И тогда в ответ на требования толпы Пилат приказал стражникам отпустить Варавву, а Иисуса предал бичеванию и распятию. Многие считают, что первоначально Пилат приговорил Иисуса только к бичеванию (см. Евангелие от Иоанна), а наказание смертью через распятие было ответом на насмешки толпы, которая обвиняла Пилата в том, что он не друг кесарю. Идет подготовка к бичеванию. С узника срывают одежду. Ему связывают руки и привязывают их к шесту над Его головой. Вперед выходит римский легионер с коротким бичом в руке. Этот бич состоит из нескольких тяжелых кожаных ремней, к концам которых прикреплены по два свинцовых шарика. Тяжелый бич снова и снова со всей силой опускается на плечи, спину и ноги Иисуса. Сначала тяжелые свинцовые шарики только рассекают кожу. Со следующими ударами они глубже вонзаются в плоть, от чего из поврежденных капилляров и сосудов начинает сочиться кровь. И, наконец, кровь бьет струей из поврежденных артерий через порванные мышцы. Свинцовые шарики превращают спину в сплошную кровоточащую рану. Кожа на спине свисает лоскутьями.

Когда руководивший бичеванием сотник установил, что узник близок к смерти, избиение, наконец, прекратилось.

После этого Иисуса развязали, и Он, полуживой, истекающий кровью, тяжело опустился на брусчатку мостовой.

Римские воины от души смеялись над этим провинциалом-иудеем, называющим Себя царем. Они набросили Ему на плечи подобие мантии, вложили в руку вместо скипетра трость. Для пародийного сходства не хватало только короны. Они сплели корону из гибких веток, покрытых длинными острыми шипами, и с усилием надели Ему на голову. И снова течет кровь. Его били по лицу, а, вдоволь насмеявшись, воины взяли у Него из рук трость и ею стали бить Его по голове так, чтобы шипы глубже вонзились в кожу. Наконец, устав от своей садистской забавы, они сорвали с Него мантию. А она уже прилипла к сгусткам крови на его ранах, и когда ее снимали, это вызвало нестерпимую, мучительную боль, как будто Его снова подвергли бичеванию. Раны снова начали кровоточить.

Вопреки иудейским обычаям, римляне вернули Ему одежду и взвалили на плечи тяжелый крест.

Вся процессия с отрядом римских воинов, во главе с сотником, медленно двинулась в путь. Крест слишком тяжел. Иисус изможден и потерял много крови. Он спотыкается и падает. Неотесанная перекладина ранит разорванную кожу и мышцы на Его плечах. Он пытается подняться, но Его силы истощены до предела. Сотник, которому не терпится приступить к распятию, заставляет Симона-киринеянина, проходившего мимо, нести крест. Иисус следует за ним, все еще истекая кровью и постоянно покрываясь каплями холодного липкого пота.

Путь от крепости до Голгофы подходит к концу. С узника вновь срывают одежду - всю, кроме набедренной повязки, позволительной для иудеев. Воины приступают к казни. Симону приказывают положить крест на землю. Иисуса сбивают с ног, Он падает навзничь. Его плечи оказываются вровень с перекладиной. Легионер берет Его за запястье, стараясь нащупать угасающий пульс. Вгоняет Ему в запястье, а затем и глубоко в дерево толстый граненый гвоздь из кованого железа. Затем он то же производит с другим запястьем, внимательно следя за тем, чтобы руки были не слишком растянуты, дабы узник мог шевельнуться. Потом левую ногу прижимают правой, обе ноги вытягивают, и их ступни пронзает гвоздь, колени при этом не закреплены. Затем прибивают к кресту надпись: «Иисус Назорей, Царь иудейский!»

Жертва распята, и крест поднят. Когда под собственной тяжестью Иисус медленно сползает вниз, разрываются ткани и нервы в запястьях, вызывая мучительную боль, пронизывающую пальцы, руки и голову. Пытаясь избавиться от всеохватывающей боли, Он приподнимается, и при этом вся тяжесть тела переносится на гвоздь в ногах, который разрывает нервы между костями в ногах, вызывая жестокую агонию.

В этот момент происходит следующее. Когда руки устают, страшные судороги волной пробегают по мышцам, вызывая острую, пульсирующую боль. Эти судороги не позволяют Ему приподняться. Из-за того, что Он висит на руках, у Него парализованы грудные мышцы. И межреберные мышцы тоже неподвижны. Воздух почти не попадает в легкие и едва выходит из них. Иисус изо всех сил пытается подняться, чтобы сделать хотя бы один короткий вдох. В результате в легких накапливается углекислый газ, кровотечение и судороги постепенно стихают. Он судорожно подтягивается, делает вдох и глотает поддерживающий жизнь воздух. Именно в эти краткие моменты Он, испытывая невыносимые муки, произнес семь коротких фраз: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают»; обращаясь к раскаявшемуся разбойнику: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю»; к Иоанну (возлюбленному ученику): «Се, матерь твоя»; к Своей матери Марии: «Жено! Се, сын твой». А затем воскликнул словами из псалма 21: «Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты оставил Меня?» Бесконечно тянулись часы боли, спазм и судорог, перемежающиеся с частичным удушьем; нестерпима боль в истерзанной спине, когда Он то приподнимается, то снова сползает по кресту; жуткая боль в груди. Потеря жидкости в тканях достигла критического состояния; сердце едва бьется; легкие из последних сил пытаются вместить хоть небольшую порцию воздуха... И Иисус возгласил: «Жажду». Губка, смоченная уксусом, разведенным водой, который составлял основной напиток римских легионеров, поднята к Его губам. Без сомнения, Он не делает ни глотка. Теперь тело Иисуса напряжено до предела, и Он чувствует, как холодок смерти пробегает по нему. Сознание этого отражается в Его возгласе: «Совершилось». Его искупительная миссия завершилась. Наконец-то Он может позволить Своему телу умереть. Последним усилием воли Он, еще раз опираясь на гвоздь, пронзивший Его ступни, распрямил ноги, сделал глубокий вдох и громким голосом возгласил: «Отче! В руки Твои предаю дух Мой».

Доктор медицины С. Трумэн Дэвис